На страже Заполярья. 1955 год. Февраль.
2. Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 6 февраля 1955 г., № 31 (5183) Под Военно-морским флагом Союза ССР Г одовой п р а з д н и к на к о р а б л е Немало лет прошло с тех пор. ког д а впервые на корабле был поднят Военно-морской флаг Союза ССР. За это время корабль прошел славный путь. Успешно выполнялись все задачи, сто явшие перед экипажем. Усилия, приложенные командовани ем, партийной и комсомольской органи зациями, не пропали даром. На корабле создан крепкий, спаянный коллектив, которому по плечу любые трудности. Офицеры, старшины и матросы изо дня в день совершенствуют свое бое вое мастерство, повышают уровень по литической подготовки. На корабле вы росло немало отличников боевой и по литической подготовки, классных спе циалистов. День под’ема Военно-морского флага является традиционным, радостным праздником для м о р я к о в . В этот день с утра было особенно оживленно в кубриках. Вспоминались трудные походы, радости успехов, го речь неудач. Помнят моряки и своих старших товарищей, ушедших в запас. Чьими руками немало сделано для по вышения боеготовности корабля. ...Все выглядит торжественно, празд нично. Особенно быстро и четко прохо дит построение на под'ем флага. Коман дир корабля здоровается с офицерами, старшинами и матросами, поздравляет их со славной годовщиной. В ответ звучит дружное матросское «Ура!». И вот вое замерли в минутном ожи дании. Пока по флагштоку поднимается небольшое бело-голубое полотнище, перед мысленным взором каждого про ходят этапы жизни и службы на этом корабле. Гордостью и радостью наполне ны сердца моряков. После под’ема флага состоялось тор жественное собрание. Старший лейте нант Усков — один из ветеранов ко рабля — рассказал о пройденном ко раблем пути, о трудностях, которые преодолены и которые еще встретятся на пути, рассказал о победах, рожден ных в настойчивой боевой учебе и труде. Тов. Усков призвал моряков л впредь, не жалея сил. повышать боего товность родного корабля. Был зачитан поздравительный при каз командира корабля. За добросовест ный труд, упорство в учебе, пример ность в службе были поощрены мно гие воины. Среди них — матрос Гу цул. старшие матросы Антонов. Тите- рин. Соколов, старшина 1 статьи Бульенов и другие. После собрания в гости к морякам прибыли артисты драматического те -' •.jflTpa Северного флота. Дорогих гостей на корабле встречали впервые. 'Поэто му встреча была особенно радостной. Артисты дали небольшой, но хороший концерт. Каждое выступление сопро вождалось бурными аплодисментами. Особенно понравились выступления заслуженной артистки РСФСР Мура товекои. актеров Соколовой. Муратов- ского. Пванпова. Аристархова. Немало аплодисментов выпало и на долю ар тиста Гельмана за его веселое и живое ведение концерта. Моряки горячо бла годарили артистов и просили чаще бы вать на кораблях. После праздничного обеда состоялось увольнение личного состава на берег. Оставшиеся с удовольствием посмотре ли художественный фильм о строите лях легендарного города Кочсомольска- на-А\пуре. Матросы, старшины и офицеры пол ны решимости добиться новых успехов в боевой и политической подготовке, в ■укреплении дисциплины, в повышепии боевой готовности «одного корабля. Б. ТИТАРЕННО. Предполётный осмотр с ам о л ё т а Современный реактивный самолет име ет на вооружении много сложных агрега тов и приборов. Большие скорости и наг рузки на материальную часть в процессе полета пред’являют повышенные требова ния к ее инженерно-техническому обслу живанию. Важным этапом в таком обслуживании самолетов является послеполетный ос- ! статков. Благодаря этому в прошлом го ду самолет не имел отказов в .работе, и теперь он всегда находится в боевой го товности. Хорошо также организован труд и ави атора Худова. Вверенная ему материаль ная часть всегда исправна. Таких приме ров много. Характерной чертой в службе этих то- мотр материальной части. I варишей является то. что они повседнез- Однако в эксплуатации материальной : но повышают свои знания по специаль- части большое значение имеет и предпо летный осмотр самолета. Наш экипаж этот вид осмотра начинает с подготовки рабочего места. Техник обращает внима ние младших авиаспециалистов на то. чтобы оно было чистым, пригодным для разборки, сборки и контроля ответствен ных апрегатов, чтобы на нем были в по рядке разложены инструмент и контроль ные приборы. Это поззоляет в процессе самого осмотра работать быстро, уверенно, без риска. После подготовки рабочего места эки паж приступает непосредственно к тща тельному осмотру самолета. Главное вни мание обращаем на ответственные у з л ы и агрегаты. Каждый из них мы проверяем в рабочем состоянии. В том случае, если агрегат при проверке по приборам не да ст нужных показаний, мы такой меха низм снимаем. Неисправность устраняем силами экипажа или в мастерских. В тех же случаях, когда в материальной части обнаруживаем небольшие отклоне ния от положенных норм эксплуатации техники, мы устраняем их непосредст венно на самолете. Так проводим осмотр всех агрегатов своего самолета. При этом необходимо от метить, что «как в процессе послеполе г- ной, так и предполетной подготовки весь комплекс выполненных нами работ рас пределяется строго по обязанностям каж дого члена экипажа. В дальнейшем тех ник самолета проверяет качество выпол нения заданий. Такая последовательность в *повседневной предполетной подготовке соблюдается большинством специалистов. II она дает положительные результаты. Вот пример. У авиатора Кумпчева все сторонне продумана организация труда по инженерно-техническому обеспечению са молета. Она позволяет быстро и качест- носги, опыт правильной эксплуатации первоклассной современной техники пере дают сослуживцам. Повышению знаний инженерно-техниче ского состава нашего подразделения во многом способствует организация регу лярных занятий специалистов, проводи мых на стоянках. Во время их изучаются отдельные агрегаты, проводятся собеседо вания по определенным узлам самолета. Бывают также занятия по изучению инст рукций по эксплуатации материальной части. Все это способствует повышению качества о с м о т р о в . Сложность современного реактивного самолета, большое количество агрегатов и точных приборов требуют от технического состава повседневной учебы и повышения специальных знанпй. Это особенно важно в Заполярье, где из-за климатических ус ловий значительпо усложняется эксплуа тация техники. У нас иногда проводятся технические конференции по этим вопро сам. Опыт передовиков, таким образом, делается достоянием всего личного соста ва. Конференции и собеседования вызы вают живой интерес авиаторов и обога щают их знания. Постоянная боевая готовность и бди тельность на земле и в воздухе — вот те вопросы, которые стоят в центре внимания летного и инженерно-технического соста ва. Успешно решать эти задачи без посто янной теоретической учебы немыслимо при быстром развитии современной авиацион ной техники. Об этом помнит каждый авиатор. Несколько лет я уже обслуживаю самолет. Много разных работ встречалось за этот период. Приходилось выполнять различные задания в трудпых заполярных условиях. Были такие случаи, когда при обслу живании самолета на старте мною был от- венно проводить осмотры и работы, свя- мечен ненормальный свист двигателя в занные с устранением замеченных недо- I момент запуска. Самолет со старта увезли на стоянку. После тщательной проверки был обнаружен незначительный налет коррозии на одном из агрегатов. Для уст ранения дефекта использовали необходи мый прибор. После этого свиста в двига теле не слышалось. Таким образом во время предполетного осмотра была пре дупреждена серьезная неисправность. i Однажды ночью при буксировке самоле та на старт в зимних условиях произошла поломка. В чем причина этого? Недостаточная ос мотрительность шофера, ведущего буксир, нарушение им инструкции эксплуатации механизмов. После этого я для себя сделал вывод, что нужно в совершенстве знать все пра вила буксировки самолета ночью и днем, быть внимательным. Как-то на старте при пробе летчиком двигателя произошел неправильный за пуск. Это могло привести к пожлюу. С тех пор мы при опробовании двигателя на земле до тех пор не закрываем фонарь кабины, пока не пройдет весь цикл за пуска. Можно привести много других примеров, показывающих, к чему в нашем д?лг мо гут привести нарушения и н с т р у к ц и й и наставлений. Задача состоит в том, чтобы тщательно осматривать самолет п свое временно устранять обнаруженные де фекты. В нашей практике путь к этому— пра вильный маршрутный осмотр самолета, ра циональное распределение времени между техником и механиком, энергичное выпол нение работ, связанных с подготовкой «са молета к полету. Во время предполетного осмотра техник не должен забывать о про верке главных ответственных агрегатов, слива отстоя горючего, тормозной системы и состояния пневматиков шасси и т. д. Каждый советский воин знает, что в совершенствовании боевого мастерства нет предела. Поэтому не нужно останавли ваться на достигнутых успехах, а на стойчиво продолжать изучать свою специ альность. Наши авиационные подразделения во оружены первоклассными самолетами. Бе режное сохранение, умелое обслуживание, правильная эксплуатация этой замечатель ной техники является долгом и обязан ностью авиаторов-североморцев. Техник-лейтенант В. ЮРАСОВ. Постоянно совершенствовать мастерство пропагандистов С ам о с т о я т е л ь н о й у ч еб е — п о в сед н евн о е в н им ан и е Повышение идейного уровня политза- I нас_ есть немало офицеров, которое на- нлтий означает решительную борьбу с ’ стойчиво добиваются того, чтобы каждое З А Д АНИЕ ВЫПОЛНЕНО Когда матрос Николай Федь- ко нашел в каюту командира подразделения и доложил о своем прибытии, офицер обра тился к нему со следующими словами: —Я вызвал вас, чтобы по ручить ответственное задание. На вспомогательном насосе из носился подшипник вала. Необ ходимо выточить новый. Рабо та срочная и очень точная. Делать заказ иа предприятии нам не позволяет время. По ре комендации старшины эту ра боту поручаю вам. Справи- т«гь? Командир взглянул на под чиненного. Федько твердо ответил: — Так точно, товарищ командир, сделаю! Не теряя времени, Федько приготовил инструмент и при ступил к делу. Работа спори* лась я умелых рука« ьаТ рО са. Через несколько часов готовый подшипник лежал на столе командира. Проверка показала, что работа выполнена отлично. Так всегда с любовью, точ но в срок выполняет задания комсомолец матрос Николай Федько. Он добился высоких показателей в учебе и службе. Приказом командира корабля Федько об’явлен отличником боевой и политической подго товки. Он специалист вто рого класса. I Старательный и дисциплини рованный воин пользуется у личного состава заслуженным авторитетом. Комсомольцы под разделения оказали ему высокое доверие, избрав его членом бю ро комсомольской организации. Федько оправдывает »то дове рие. На днях за ревностную служ бу командир корабля поощрил Федько. Это — первое поощ рение молодого матроса в 1935 году. — Буду с удвоенной анерги ей повышать свои знания, со вершенствовать свое мастерст во, — говорит Николая Федь ко. — Встречу день выборов в Верховный Совет РСФСР и местные Советы новыми успе хами в боевой и политической подготовке! Н А СНИМ К Е : матрос Ни колай Федько за токарным с т а н к о м . Фото матроса Б. Ш АБАЛИНА . Техет Ш. БИНЕЁВА . 1 6 ч а с о в н а п о с т у На об’екте осталось двое — рядовые Ильинов и Денисов. Они проработали восемь часов, но командир приказал им остать ся и ждать подхода часовых. Сильная метель помешала п р и д т и новым часовым в с р о к . Они сменили Ильинова и Денисова только через 16 часов. За проявленное усердие и отличие по службе командир ча сти об’явил благодарность мужественным воинам Ильинову и Денисову. Младший сержант Б. ЛЕТУЧИЙ. упрощенчеством и вульгаризацией в во просах марксистско-ленинской теории, •устранение из пропагандистской практи ки догматизма и начетничества, которые мешают воинам глубоко понимать поли тику партии и правительства и свои практические задачи. Идейный уровень политзанятий зави сит главным образом от подбора руково дителей группы и работы с ними. Подго товка пропагандистов складывается из самостоятельной роботы, проведения по стоянно действующих семинаров, система тической индивидуальной помощи им со с т о гн ы командиров, политработников. Семинар призван расширять теорети ческий кругозор руководителей групп, сосредоточивать их внимание на важней ших вопросах темы, учить проводить за нятия в тесной связи с жизнью, с кон кретными задачами, решаемыми личным составом. Как известно, работа семинара состоит из двух частей. В первой — обсуждаются содержание и методика про ведения очередного политзанятия. Здесь руководитель семинара должен опреде лить степень подготовленности пропаган дистов к занятиям, ознакомиться с тем, как они намерены методически построить рассказ, самостоятельнее чтение, беседу но теме. Важно, чтобы эта часть семина ра носила форму творческой дискуссии, в которой бы принимали участие в<ч> руко водители прупп. С большой активностью, например, прошел у нас семинар по томе «Значение высоких морально-боевых качеств лично го состава Армии и Флота в современней войиз». Руководитель группы офицер Соловьев обстоятельно рассказал присут ствующим. как он будет проводить рас- гказ по теме. Пропагандист умело ис пользовал Факты из жизни личного со става корабля, показал, какое большое значение в воспитании (у воинов высо ких морально-боевых качеств имеют мор- скте походы. Затем выступили другие офицеры. Тов. Коваленко, например, поделился своим опытом использования художественной ли тературы в рассказе по теме. Руководитель семинара сделал замеча ния по выступлениям, указал на еще более возрастающую роль высоких марально- бсевых качеств моряков в связи с появле нием новой техники и оружия. Большое внимание на семина/ре было уделено методическим вопросам. Опыт ный руководитель группы тов. Сивок в своем выступлении отметил, что от дельные пропагандисты самоустраняются от проведения самостоятельного чтения. Этот факт, сказал офицер, свидетельст вует об их формальном отношении к это- м* важному делу. Тов. Сивак рассказал о том. как он организует самостоятельное чтение, поделился опытом подготовки наглядных пособий в урокам. На семинаре тема была обсуждена все сторонне. Во в т '^ й части семинара был сделан инструктивный доклад по очередной те ме. Пропагандист изложил содержание основных вопросов, указал необходимую литературу для самостоятельного изуче ния материала как для руководителей, так и для слушателей, посоветовал, какие следует подготовить наглядные пособия. Мы стремимся, чтобы семинары были настоящей школой повышения пропаган дистского мастерства руководителей прупп. Но даже хорошо проведенный се минар полностью не может обеспечить высокого уровня политзанятий. В основе успеха лежит тщательная подготовка, вдумчивая самостоятельная работа пропа гандистов перед каждым занятием. В борьбе за высокую действенность политзанятий очень важно и<чюльзовать опыт передовых руководителей, внима тельно присматриваться к их роботе. У занятие было мобилизующим, помогало матросам и старшинам глубже уяснить с р о и задачи и еще лучше овладевать бое вым мастерством, техникой и оружием, крепить дисциплину, повышать бдитель ность в своих рядах. Поучительным в этом отношении является опыт работы офицера Соловьева. Он руководит группой старшинского состава. Это налагает на пропагандиста особую ответственность, к ч > он обязан помогать слушателям в овладении навыками воспитательной ра боты с матросами. Офицер Соловьев тщательно готовится к занятиям. Не ограничиваясь знаниями, полученными на семинарах, он внима тельно продумывает содержание каждого рассказа по томе, учитывает при этом конкретную обстановку, в которой нахо дится корабль, степень подготовленности своих слушателей. Пропагандист много читает, постоянно следит эа периодиче ской печатью и художественной литера турой. изучает произведения классиков марксизма-ленинизма. Все это и дает ему возможность глубоко раз’яснять старши нам решения Коммунистической партии и Советского правительства, задачи, по ставленные перед Советскими Вооружен ными Силами, перед кераблем. На высо ком идейном уровне он провел занятие по теме «Значение высоких морально боевых качеств личного состава Армии и Флота в современной воине». Чтобы слу шатели лучше уяснили свои обязанности, тов. Соловьев напомнил им об особенно стях корабля, на котором они служат, на ряде примеров показал, как порой малей шая невнимательность, небрежность в службе матроса или старшины «ожег све сти на нет усилия всего экипажа. Во время беседы по этой теме л е я и з слушателей правильно говорил о гом, что советский воин должен быть сильным ду хом. смелым, мужественным. Но на во прос руководителя о том. в каких усло виях вырабатываются эти качества, -тот ответил: — Конечно, на войне, в бою... Другие старшины не согласились с ним. Завязался спор. Одни утверждали, что смелость рождается в повседневной учебе, другие считали, что храбрым мож но стать только в бою. Дав слушателям pfiсказаться, офицер обстоятельно разъяс нил им. что смелость, мужество нельзя рассматривать в отрыве от дисциплины п воинского мастерства. Высокие мораль но-боевые качества, сказал он. воспиты ваются постоянно, в процессе всей служ бы воина. Эту мысль пропагандист рас крыл на примере службы старшины 1 статьи Лупика. совершившего самоот верженный поступок в мирные дни боевой учебы. Беседа прошла активно. Она помогла слушателям закрепить полученные зна ния по теме. Но не во всех группах так проходят занятия. Отдельные пропагандисты еще недостаточно работают над повышением своего идейно-теоретического уровня и методического мастерства, слабо готовятся к рассказам по тем^. Пх недостатки мы разбиваем на семинаре. Это приносит из у с тн ую пользу. Обязанности пропагандистов сложны и ответственны. Поэтому- помощь им не должна исчерпываться только семинара ми и занятиями по темам. Необходимо организовывать для них лекции и докла ды. проводить совещания по обмену опы том работы. Но такие мероприятия у нас практикуются очень редко. А ведь они являются серьезным пооопортям для ру ководителей групп в самостоятельной ра боте и учат' их целеустремленно вести политические зонятия. Капитан-лейтенант Н. ПОПОВ, руководитель семинара. ВоеннЫе моряки в первой русской революции Советская страна широко отмечает 50- летие первой русской революции. Револю ционные события 1905 — 1907 гг. име ют большое историческое значение в борь бе русского пролетариата против царско го самодержавия. В первой русской рево люции активное участие принимали воен ные МОРЯКИ. Большевистская партия и ее вождь В. И. Ленин У 1 еляли большое внимание революционной работе среди матросов и солдат. Партия считала борьбу рабочих и крестьян, одетых в военную Ф о р м у , неот делимой от обшей революционной борьбы народов нашей Родины за свое освобожде ние «т гнета самодеозклвия и капитализ ма. Большевики во главе с В. И. Лениным считали исключительно важным вырвать из р у к самодержавия военную с и л у и Направить солдат и матросов на п у т ь бовьбы совместно с рабочими и крестьяна ми п р о т и в паря, помещиков и капитали стов. Наша партия постоянно заботилась о том. чтобы матросские и солдатские массы воспитывались на революционных гоа!ипиях нашего народа, чтобы у них развивалось и . крепло революционное сознание. Большую роль в пробуждении полити ческого сознания и организации м о р я к о в р у с с к о г о Флота на борьбу с самодержави ем сыграла ленинская газета «Искра», вышедшая в декабре 1900 года. Под влия нием «Искры» матросы начали создавать подпольные социал-демократические к р у ж к и . В 1902 го ду матрос Балтийского Флота К о р ш у н о в организовал такой к р у ж о к на броненоспе «Александр П». К р у ж к и 5ыли организованы матросами минно го уч°5ного отряда Балтийского флота, учено го артиллерийского отряда, гвав- л°й<*кого Флотского экипажа. В 1903 го ду на Черном море также были созданы сопиал-демократические подпольные груп пы, организаторами которых явились социал-демократы, матросы из рабочих— Яхновокий, Волошин, Зимин, Петров, Мартыненко и другие. А в 1904 году со циал-демократы установили связь с ма тросами Каспийской и Сибирской (Влади восток) флотилий. Местные партийные ор ганизации устанавливали тесные связи матросскими социал-демократическими пруппами и стремились координировать революционные выступления рабочих, крестьян, матросов и солдат. Рабочее и крестьянское движение в России и ряд поражений царизма в русско-японской войне оказали большое революционизирующее влияние на флоте. 14 (27 ) июля 1905 года вспыхнуло вос стание на броненосце «Потемкин». Оно было поддержано моряками миноносца X? 267. Руководителем восстания на «По темкине» явился матрос Вакулинчук. 15 июня восставшие корабли прибыли из района Тундры в Одессу для оказания помошп рабочим. Против «Потемкина» была двинута вся черноморская эскадра. Восставший бро неносец пол красным флагом смело вышел навстречу эскадре. Изготовившийся к бою, с заряженными орудиями «Потемкин» два раза прорезал строй кораблей. Матросы с эскадры, сочувствовавшие восставшим потемкинпам, встретили революционный корабль криками «ура». Командование Черноморского Флота вынуждено было уве сти эскадру обратно з Севастополь. Не имея продовольствия и угля, броненосец «Потемкин» вынужден был уйти к ру мынским берегам. В. И. Ленин придавал революционному движению во флоте и особенно восстанию на броненоспе «Потемкин» исключительно большое значение. «Громадное значение последних одесских событий состоит имен но в том. — писал он. — что здесь впервые крупная часть военной силы ца ризма. — пелый броненосец. — перешла открыто на сторону революции... бронено сец «Потемкин» остался непобежденной территорией революции и какова бы ни была его судьба, перед нами налицо несосч- ненный и знаменательнейший факт: попытка образования ядра революционной армии. ...Первый шаг сделан. Рубикон перей ден. Переход армии на сторону революции запечатлен перед всей Россией и перед всем миром. Новые еще более энергичные попытки образования революционной ар мии последуют неминуемо за событиями в черноморском Флоте». Весь ход последующих событий блестя ще подтвердил гениальное ленинское оп ределение исторической роли восстания на броненосце «Потемкин». Большевики, сле дуя указаниям Ленина, использовали у р о к и этого восстания и усилили революци онную работу среди матросов п солдат. К осени 1905 года революционное дви жение в стране стало приобретать небы валый размах. Оно оказывало все большее влияние на солдат и матросов; в их среде призывы большевиков к вооруженному восстанию ^на ходили живой отклик. В ок тябре 1905 года вспыхнул ряд выступле ний моряков русского флота. Наиболее крупные из них — в Кронштадте. Баку, Петербурге, Владивостоке. Важные собы тия произошли на Сибирской Флотилии во Владивостоке, которые начались 23 ок тября 1905 года с митингов, собраний и демонстраций, а в январе 1906 года пе реросли в вооруженное восстание. К рабо чим Владивостока и матросам Сибирской флотилии присоединились солдаты, артил леристы крепости и минеры. 10 января 1906 года во Владивг>стокв началось восстание. Матросы полуэкипа жа захватили оружие, вооружили рабочих порта, выделили делегацию и послали ее на корабли и в воинские части с призы вом присоединиться к ним. Команды крейсеров «Жемчуг». «Терек». «Аскольд», миноносцев «Гордый», «Грозный», «Бод рый» и «Смелый», транспортов «Аргунь», «Шилка». «Алеут» и других откликну лись на революционный призыв. В неко торых воинских частях также начались волнения. К вечеру 11 января восстани ем было охвачено большинство частей гар низона. Владивосток фактически был в руках восставших матросов, солдат и ра бочих. Но большинство взявшихся за ору жие не представляло ясных целей борь бы, наивно считало, что теперь все во просы можно уладить мирным путем. Не многочисленная большевистская организа ция не в силах была охватить своим ру ководством все движение. Командование гарнизона и местные власти сумели вы звать в город карательный отряд, кото рый и подавил восстание. События во Владивостоке со всей убе дительностью показали, что v массы восставших матросов и солдат не было еще ясного сознания необходимости сверг нуть царское правительство, необходимо сти энергичного продолжения вооружен ной борьбы. Восставшие матросы и солда ты были еще слишком мирно, благодуш но настроены, нередко они делали ошиб ку , освобождая арестованных в начале восстания офицеров, и давали себя успо коить обещаниями и уговорами начальст ва. Наиболее значительным из всех собы тий в этот период революции было но ябрьское восстание в Севастополе, во гла ве которого стоял отставной флотский офицер лейтенант Шмидт. Работой по под готовке к восстанию руководила военная организация РСДРП, созданная в Севасто поле вскоре после восстания на броненос це «Потемкин». Большевики приурочива ли восстание к моменту наивысшего пол'ема революционного движения в стра не. примерно, па конец ноября и начало декабря 1905 года. Но в силу ряда об стоятельств восстание началось стихийно. И ноября. Большевистская организация Севастополя сделала все возможное чтобы придать ему организованный характер. В ьосстании принимали участие рабочие го рода и железной дороги, команды торго вых кораблей, флотская дивизия, солдаты Брестского полка. 13 ноября вспыхнуло восстание на крейсере «Очаков». Во главе революцион ных моряков стоял один из видных руко водителей Волошин. Большую роль играли большевики-матросы А. Гладков, Р. До- ьунин, А. Чураев и кондуктор С. Част ник. Восставшие матросы изгнали с корабля царских офицеров. Команди ром корабля избрали кондуктора Ча стника. Политическое руководство кораб лем взяли на себя Антоненко, Частник и Гладков. 13 ноября началось восстание на бро неносце «Пантелеймон», а 14 ноября — на контр-миноносце «Свирепый», на ми ноносцах Лг 265. 268 , 270 и других ко раблях. Силы восставших утром 15 нояб ря доходили до 6 тысяч человек. Они бы ли готовы беззаветно бороться с оружием в руках. Но у них. как и во время вос стания на «Потемкине», не было опыт ных руководителей, не было последова тельно разработанного и тщательно под готовленного плана: многие поднявшиеся на борьбу были еше недостаточно поли тически зрелыми. Царские власти, преодолев свою расте рянность первых дней, сумели принять ряд мер для разгрома революционных ма тросов и солдат. Особенно стойко сража лись против царского самодержавия оча- ковцы и флотская дивизия. В схватке с царскими силами «Очаков» получил 52 пробоины только от одних крупнокали берных снарядов, но революционные мо ряки продолжали борьбу. Большая группа матросов с «Очакова» пробралась к сво им товарищам в кадармы флотской диви зии. где до 16 ноября сражалась против правительственных войск. В. И. Ленин высоко оценивал эти со бытия. Он указывал, что севастопольские «бы ти я знаменуют полный крах старого, рабского порядка в войск,*ж. тою поряд ка. который превращал солдат ч воору женные машины, делая их орудиями по давления малейших стремлений к свобо де. Эти события показали, что рабская армия превращалась в армию революци онную. Ноябрьское восстание в Севастополе, как и восстание на броненосце «Потем кин», имело большое значение не тольэд для последующей революционной борьбы на флоте, но и во всей стране. Двиздание на флоте в 1905 году приняло невидан ный до сих пор размах. Флот из опоры царского самодержавия под влиянием ре волюционной борьбы работах и крестьян а под идейным воздействием и руковод ством большевиков превращался в опору революции и непримиримого врага цариз ма. Большевики в 1906 году готовили об щее восстание на флоте. Но им приходи лось вести борьбу не только с самодер жавием. но и с предателями революции — меньшевиками, эсерами, которые бы ли против вооруженного восстания и про тив победы народа. Самодержавие, подписав мир с Япони ей. получив займы от иностранной бур жуазии. повело наступление на силы революции. В таких условиях шла под готовка к восстаниям в Кронштадте, Ове- аборге и других местах страны. Наиболее крупные восстания на Флоте в 1906 го ду были в Овеаборгокой крепости. Крон штадте и на крейсере «Память Азова». ☆ h Значение революционной борьбы в 1905— 1906 годах на флоте огромно. В ходе этих восстаний матросы распознава ли. кто является их подлинным другом, кто — врагом. Большевистская партия все более и более завоевывала авторитет и руководящую рать среди моряков рус ского военного флота. В революцию 1905— 1907 гг. складывалась бсешя ре волюционная дружба и взаимопомощь ма тросов. солдат, рабочих и передовых кре стьян. П когда грянул Октябрь 1У17 года, военные моряки в борьбе с самодер жавием и буржуазным временным прави тельством шли под большевистскими зна менами. боролись и побеждали на фрон тах пражданской воины за утверждение первого в мире социалистического госу дарства. Революционные традиции русских мо ряков свято хранят и умножают моряки Советских Военно-Морских Сил. Эти рево люционные традиции служат великой ■вдохновляющей силой в борьбе за дальней шее укрепление боевого могущества род ного флоп . а ХАБАРОВ .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz