На страже Заполярья. 1955 год. Февраль.

2. Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 6 февраля 1955 г., № 31 (5183) Под Военно-морским флагом Союза ССР Г одовой п р а з д н и к на к о р а б л е Немало лет прошло с тех пор. ког­ д а впервые на корабле был поднят Военно-морской флаг Союза ССР. За это время корабль прошел славный путь. Успешно выполнялись все задачи, сто­ явшие перед экипажем. Усилия, приложенные командовани­ ем, партийной и комсомольской органи­ зациями, не пропали даром. На корабле создан крепкий, спаянный коллектив, которому по плечу любые трудности. Офицеры, старшины и матросы изо дня в день совершенствуют свое бое­ вое мастерство, повышают уровень по­ литической подготовки. На корабле вы­ росло немало отличников боевой и по­ литической подготовки, классных спе­ циалистов. День под’ема Военно-морского флага является традиционным, радостным праздником для м о р я к о в . В этот день с утра было особенно оживленно в кубриках. Вспоминались трудные походы, радости успехов, го­ речь неудач. Помнят моряки и своих старших товарищей, ушедших в запас. Чьими руками немало сделано для по­ вышения боеготовности корабля. ...Все выглядит торжественно, празд­ нично. Особенно быстро и четко прохо­ дит построение на под'ем флага. Коман­ дир корабля здоровается с офицерами, старшинами и матросами, поздравляет их со славной годовщиной. В ответ звучит дружное матросское «Ура!». И вот вое замерли в минутном ожи­ дании. Пока по флагштоку поднимается небольшое бело-голубое полотнище, перед мысленным взором каждого про­ ходят этапы жизни и службы на этом корабле. Гордостью и радостью наполне­ ны сердца моряков. После под’ема флага состоялось тор­ жественное собрание. Старший лейте­ нант Усков — один из ветеранов ко­ рабля — рассказал о пройденном ко­ раблем пути, о трудностях, которые преодолены и которые еще встретятся на пути, рассказал о победах, рожден­ ных в настойчивой боевой учебе и труде. Тов. Усков призвал моряков л впредь, не жалея сил. повышать боего­ товность родного корабля. Был зачитан поздравительный при­ каз командира корабля. За добросовест­ ный труд, упорство в учебе, пример­ ность в службе были поощрены мно­ гие воины. Среди них — матрос Гу­ цул. старшие матросы Антонов. Тите- рин. Соколов, старшина 1 статьи Бульенов и другие. После собрания в гости к морякам прибыли артисты драматического те -' •.jflTpa Северного флота. Дорогих гостей на корабле встречали впервые. 'Поэто­ му встреча была особенно радостной. Артисты дали небольшой, но хороший концерт. Каждое выступление сопро­ вождалось бурными аплодисментами. Особенно понравились выступления заслуженной артистки РСФСР Мура­ товекои. актеров Соколовой. Муратов- ского. Пванпова. Аристархова. Немало аплодисментов выпало и на долю ар­ тиста Гельмана за его веселое и живое ведение концерта. Моряки горячо бла­ годарили артистов и просили чаще бы­ вать на кораблях. После праздничного обеда состоялось увольнение личного состава на берег. Оставшиеся с удовольствием посмотре­ ли художественный фильм о строите­ лях легендарного города Кочсомольска- на-А\пуре. Матросы, старшины и офицеры пол­ ны решимости добиться новых успехов в боевой и политической подготовке, в ■укреплении дисциплины, в повышепии боевой готовности «одного корабля. Б. ТИТАРЕННО. Предполётный осмотр с ам о л ё т а Современный реактивный самолет име­ ет на вооружении много сложных агрега­ тов и приборов. Большие скорости и наг­ рузки на материальную часть в процессе полета пред’являют повышенные требова­ ния к ее инженерно-техническому обслу­ живанию. Важным этапом в таком обслуживании самолетов является послеполетный ос- ! статков. Благодаря этому в прошлом го­ ду самолет не имел отказов в .работе, и теперь он всегда находится в боевой го­ товности. Хорошо также организован труд и ави­ атора Худова. Вверенная ему материаль­ ная часть всегда исправна. Таких приме­ ров много. Характерной чертой в службе этих то- мотр материальной части. I варишей является то. что они повседнез- Однако в эксплуатации материальной : но повышают свои знания по специаль- части большое значение имеет и предпо­ летный осмотр самолета. Наш экипаж этот вид осмотра начинает с подготовки рабочего места. Техник обращает внима­ ние младших авиаспециалистов на то. чтобы оно было чистым, пригодным для разборки, сборки и контроля ответствен­ ных апрегатов, чтобы на нем были в по­ рядке разложены инструмент и контроль­ ные приборы. Это поззоляет в процессе самого осмотра работать быстро, уверенно, без риска. После подготовки рабочего места эки­ паж приступает непосредственно к тща­ тельному осмотру самолета. Главное вни­ мание обращаем на ответственные у з л ы и агрегаты. Каждый из них мы проверяем в рабочем состоянии. В том случае, если агрегат при проверке по приборам не да­ ст нужных показаний, мы такой меха­ низм снимаем. Неисправность устраняем силами экипажа или в мастерских. В тех же случаях, когда в материальной части обнаруживаем небольшие отклоне­ ния от положенных норм эксплуатации техники, мы устраняем их непосредст­ венно на самолете. Так проводим осмотр всех агрегатов своего самолета. При этом необходимо от­ метить, что «как в процессе послеполе г- ной, так и предполетной подготовки весь комплекс выполненных нами работ рас­ пределяется строго по обязанностям каж­ дого члена экипажа. В дальнейшем тех­ ник самолета проверяет качество выпол­ нения заданий. Такая последовательность в *повседневной предполетной подготовке соблюдается большинством специалистов. II она дает положительные результаты. Вот пример. У авиатора Кумпчева все­ сторонне продумана организация труда по инженерно-техническому обеспечению са­ молета. Она позволяет быстро и качест- носги, опыт правильной эксплуатации первоклассной современной техники пере­ дают сослуживцам. Повышению знаний инженерно-техниче­ ского состава нашего подразделения во многом способствует организация регу­ лярных занятий специалистов, проводи­ мых на стоянках. Во время их изучаются отдельные агрегаты, проводятся собеседо­ вания по определенным узлам самолета. Бывают также занятия по изучению инст­ рукций по эксплуатации материальной части. Все это способствует повышению качества о с м о т р о в . Сложность современного реактивного самолета, большое количество агрегатов и точных приборов требуют от технического состава повседневной учебы и повышения специальных знанпй. Это особенно важно в Заполярье, где из-за климатических ус­ ловий значительпо усложняется эксплуа­ тация техники. У нас иногда проводятся технические конференции по этим вопро­ сам. Опыт передовиков, таким образом, делается достоянием всего личного соста­ ва. Конференции и собеседования вызы­ вают живой интерес авиаторов и обога­ щают их знания. Постоянная боевая готовность и бди­ тельность на земле и в воздухе — вот те вопросы, которые стоят в центре внимания летного и инженерно-технического соста­ ва. Успешно решать эти задачи без посто­ янной теоретической учебы немыслимо при быстром развитии современной авиацион­ ной техники. Об этом помнит каждый авиатор. Несколько лет я уже обслуживаю самолет. Много разных работ встречалось за этот период. Приходилось выполнять различные задания в трудпых заполярных условиях. Были такие случаи, когда при обслу­ живании самолета на старте мною был от- венно проводить осмотры и работы, свя- мечен ненормальный свист двигателя в занные с устранением замеченных недо- I момент запуска. Самолет со старта увезли на стоянку. После тщательной проверки был обнаружен незначительный налет коррозии на одном из агрегатов. Для уст­ ранения дефекта использовали необходи­ мый прибор. После этого свиста в двига­ теле не слышалось. Таким образом во время предполетного осмотра была пре­ дупреждена серьезная неисправность. i Однажды ночью при буксировке самоле­ та на старт в зимних условиях произошла поломка. В чем причина этого? Недостаточная ос­ мотрительность шофера, ведущего буксир, нарушение им инструкции эксплуатации механизмов. После этого я для себя сделал вывод, что нужно в совершенстве знать все пра­ вила буксировки самолета ночью и днем, быть внимательным. Как-то на старте при пробе летчиком двигателя произошел неправильный за­ пуск. Это могло привести к пожлюу. С тех пор мы при опробовании двигателя на земле до тех пор не закрываем фонарь кабины, пока не пройдет весь цикл за­ пуска. Можно привести много других примеров, показывающих, к чему в нашем д?лг мо­ гут привести нарушения и н с т р у к ц и й и наставлений. Задача состоит в том, чтобы тщательно осматривать самолет п свое­ временно устранять обнаруженные де­ фекты. В нашей практике путь к этому— пра­ вильный маршрутный осмотр самолета, ра­ циональное распределение времени между техником и механиком, энергичное выпол­ нение работ, связанных с подготовкой «са­ молета к полету. Во время предполетного осмотра техник не должен забывать о про­ верке главных ответственных агрегатов, слива отстоя горючего, тормозной системы и состояния пневматиков шасси и т. д. Каждый советский воин знает, что в совершенствовании боевого мастерства нет предела. Поэтому не нужно останавли­ ваться на достигнутых успехах, а на­ стойчиво продолжать изучать свою специ­ альность. Наши авиационные подразделения во­ оружены первоклассными самолетами. Бе­ режное сохранение, умелое обслуживание, правильная эксплуатация этой замечатель­ ной техники является долгом и обязан­ ностью авиаторов-североморцев. Техник-лейтенант В. ЮРАСОВ. Постоянно совершенствовать мастерство пропагандистов С ам о с т о я т е л ь н о й у ч еб е — п о в сед н евн о е в н им ан и е Повышение идейного уровня политза- I нас_ есть немало офицеров, которое на- нлтий означает решительную борьбу с ’ стойчиво добиваются того, чтобы каждое З А Д АНИЕ ВЫПОЛНЕНО Когда матрос Николай Федь- ко нашел в каюту командира подразделения и доложил о своем прибытии, офицер обра­ тился к нему со следующими словами: —Я вызвал вас, чтобы по­ ручить ответственное задание. На вспомогательном насосе из­ носился подшипник вала. Необ­ ходимо выточить новый. Рабо­ та срочная и очень точная. Делать заказ иа предприятии нам не позволяет время. По ре­ комендации старшины эту ра­ боту поручаю вам. Справи- т«гь? Командир взглянул на под­ чиненного. Федько твердо ответил: — Так точно, товарищ командир, сделаю! Не теряя времени, Федько приготовил инструмент и при­ ступил к делу. Работа спори* лась я умелых рука« ьаТ рО са. Через несколько часов готовый подшипник лежал на столе командира. Проверка показала, что работа выполнена отлично. Так всегда с любовью, точ­ но в срок выполняет задания комсомолец матрос Николай Федько. Он добился высоких показателей в учебе и службе. Приказом командира корабля Федько об’явлен отличником боевой и политической подго­ товки. Он специалист вто­ рого класса. I Старательный и дисциплини­ рованный воин пользуется у личного состава заслуженным авторитетом. Комсомольцы под­ разделения оказали ему высокое доверие, избрав его членом бю­ ро комсомольской организации. Федько оправдывает »то дове­ рие. На днях за ревностную служ­ бу командир корабля поощрил Федько. Это — первое поощ­ рение молодого матроса в 1935 году. — Буду с удвоенной анерги­ ей повышать свои знания, со­ вершенствовать свое мастерст­ во, — говорит Николая Федь­ ко. — Встречу день выборов в Верховный Совет РСФСР и местные Советы новыми успе­ хами в боевой и политической подготовке! Н А СНИМ К Е : матрос Ни­ колай Федько за токарным с т а н к о м . Фото матроса Б. Ш АБАЛИНА . Техет Ш. БИНЕЁВА . 1 6 ч а с о в н а п о с т у На об’екте осталось двое — рядовые Ильинов и Денисов. Они проработали восемь часов, но командир приказал им остать­ ся и ждать подхода часовых. Сильная метель помешала п р и д т и новым часовым в с р о к . Они сменили Ильинова и Денисова только через 16 часов. За проявленное усердие и отличие по службе командир ча­ сти об’явил благодарность мужественным воинам Ильинову и Денисову. Младший сержант Б. ЛЕТУЧИЙ. упрощенчеством и вульгаризацией в во­ просах марксистско-ленинской теории, •устранение из пропагандистской практи­ ки догматизма и начетничества, которые мешают воинам глубоко понимать поли­ тику партии и правительства и свои практические задачи. Идейный уровень политзанятий зави­ сит главным образом от подбора руково­ дителей группы и работы с ними. Подго­ товка пропагандистов складывается из самостоятельной роботы, проведения по­ стоянно действующих семинаров, система­ тической индивидуальной помощи им со с т о гн ы командиров, политработников. Семинар призван расширять теорети­ ческий кругозор руководителей групп, сосредоточивать их внимание на важней­ ших вопросах темы, учить проводить за­ нятия в тесной связи с жизнью, с кон­ кретными задачами, решаемыми личным составом. Как известно, работа семинара состоит из двух частей. В первой — обсуждаются содержание и методика про­ ведения очередного политзанятия. Здесь руководитель семинара должен опреде­ лить степень подготовленности пропаган­ дистов к занятиям, ознакомиться с тем, как они намерены методически построить рассказ, самостоятельнее чтение, беседу но теме. Важно, чтобы эта часть семина­ ра носила форму творческой дискуссии, в которой бы принимали участие в<ч> руко­ водители прупп. С большой активностью, например, прошел у нас семинар по томе «Значение высоких морально-боевых качеств лично­ го состава Армии и Флота в современней войиз». Руководитель группы офицер Соловьев обстоятельно рассказал присут­ ствующим. как он будет проводить рас- гказ по теме. Пропагандист умело ис­ пользовал Факты из жизни личного со­ става корабля, показал, какое большое значение в воспитании (у воинов высо­ ких морально-боевых качеств имеют мор- скте походы. Затем выступили другие офицеры. Тов. Коваленко, например, поделился своим опытом использования художественной ли­ тературы в рассказе по теме. Руководитель семинара сделал замеча­ ния по выступлениям, указал на еще более возрастающую роль высоких марально- бсевых качеств моряков в связи с появле­ нием новой техники и оружия. Большое внимание на семина/ре было уделено методическим вопросам. Опыт­ ный руководитель группы тов. Сивок в своем выступлении отметил, что от­ дельные пропагандисты самоустраняются от проведения самостоятельного чтения. Этот факт, сказал офицер, свидетельст­ вует об их формальном отношении к это- м* важному делу. Тов. Сивак рассказал о том. как он организует самостоятельное чтение, поделился опытом подготовки наглядных пособий в урокам. На семинаре тема была обсуждена все­ сторонне. Во в т '^ й части семинара был сделан инструктивный доклад по очередной те­ ме. Пропагандист изложил содержание основных вопросов, указал необходимую литературу для самостоятельного изуче­ ния материала как для руководителей, так и для слушателей, посоветовал, какие следует подготовить наглядные пособия. Мы стремимся, чтобы семинары были настоящей школой повышения пропаган­ дистского мастерства руководителей прупп. Но даже хорошо проведенный се­ минар полностью не может обеспечить высокого уровня политзанятий. В основе успеха лежит тщательная подготовка, вдумчивая самостоятельная работа пропа­ гандистов перед каждым занятием. В борьбе за высокую действенность политзанятий очень важно и<чюльзовать опыт передовых руководителей, внима­ тельно присматриваться к их роботе. У занятие было мобилизующим, помогало матросам и старшинам глубже уяснить с р о и задачи и еще лучше овладевать бое­ вым мастерством, техникой и оружием, крепить дисциплину, повышать бдитель­ ность в своих рядах. Поучительным в этом отношении является опыт работы офицера Соловьева. Он руководит группой старшинского состава. Это налагает на пропагандиста особую ответственность, к ч > он обязан помогать слушателям в овладении навыками воспитательной ра­ боты с матросами. Офицер Соловьев тщательно готовится к занятиям. Не ограничиваясь знаниями, полученными на семинарах, он внима­ тельно продумывает содержание каждого рассказа по томе, учитывает при этом конкретную обстановку, в которой нахо­ дится корабль, степень подготовленности своих слушателей. Пропагандист много читает, постоянно следит эа периодиче­ ской печатью и художественной литера­ турой. изучает произведения классиков марксизма-ленинизма. Все это и дает ему возможность глубоко раз’яснять старши­ нам решения Коммунистической партии и Советского правительства, задачи, по­ ставленные перед Советскими Вооружен­ ными Силами, перед кераблем. На высо­ ком идейном уровне он провел занятие по теме «Значение высоких морально­ боевых качеств личного состава Армии и Флота в современной воине». Чтобы слу­ шатели лучше уяснили свои обязанности, тов. Соловьев напомнил им об особенно­ стях корабля, на котором они служат, на ряде примеров показал, как порой малей­ шая невнимательность, небрежность в службе матроса или старшины «ожег све­ сти на нет усилия всего экипажа. Во время беседы по этой теме л е я и з слушателей правильно говорил о гом, что советский воин должен быть сильным ду­ хом. смелым, мужественным. Но на во­ прос руководителя о том. в каких усло­ виях вырабатываются эти качества, -тот ответил: — Конечно, на войне, в бою... Другие старшины не согласились с ним. Завязался спор. Одни утверждали, что смелость рождается в повседневной учебе, другие считали, что храбрым мож­ но стать только в бою. Дав слушателям pfiсказаться, офицер обстоятельно разъяс­ нил им. что смелость, мужество нельзя рассматривать в отрыве от дисциплины п воинского мастерства. Высокие мораль­ но-боевые качества, сказал он. воспиты­ ваются постоянно, в процессе всей служ­ бы воина. Эту мысль пропагандист рас­ крыл на примере службы старшины 1 статьи Лупика. совершившего самоот­ верженный поступок в мирные дни боевой учебы. Беседа прошла активно. Она помогла слушателям закрепить полученные зна­ ния по теме. Но не во всех группах так проходят занятия. Отдельные пропагандисты еще недостаточно работают над повышением своего идейно-теоретического уровня и методического мастерства, слабо готовятся к рассказам по тем^. Пх недостатки мы разбиваем на семинаре. Это приносит из­ у с тн ую пользу. Обязанности пропагандистов сложны и ответственны. Поэтому- помощь им не должна исчерпываться только семинара­ ми и занятиями по темам. Необходимо организовывать для них лекции и докла­ ды. проводить совещания по обмену опы­ том работы. Но такие мероприятия у нас практикуются очень редко. А ведь они являются серьезным пооопортям для ру­ ководителей групп в самостоятельной ра­ боте и учат' их целеустремленно вести политические зонятия. Капитан-лейтенант Н. ПОПОВ, руководитель семинара. ВоеннЫе моряки в первой русской революции Советская страна широко отмечает 50- летие первой русской революции. Револю­ ционные события 1905 — 1907 гг. име­ ют большое историческое значение в борь­ бе русского пролетариата против царско­ го самодержавия. В первой русской рево­ люции активное участие принимали воен­ ные МОРЯКИ. Большевистская партия и ее вождь В. И. Ленин У 1 еляли большое внимание революционной работе среди матросов и солдат. Партия считала борьбу рабочих и крестьян, одетых в военную Ф о р м у , неот­ делимой от обшей революционной борьбы народов нашей Родины за свое освобожде­ ние «т гнета самодеозклвия и капитализ­ ма. Большевики во главе с В. И. Лениным считали исключительно важным вырвать из р у к самодержавия военную с и л у и Направить солдат и матросов на п у т ь бовьбы совместно с рабочими и крестьяна­ ми п р о т и в паря, помещиков и капитали­ стов. Наша партия постоянно заботилась о том. чтобы матросские и солдатские массы воспитывались на революционных гоа!ипиях нашего народа, чтобы у них развивалось и . крепло революционное сознание. Большую роль в пробуждении полити­ ческого сознания и организации м о р я к о в р у с с к о г о Флота на борьбу с самодержави­ ем сыграла ленинская газета «Искра», вышедшая в декабре 1900 года. Под влия­ нием «Искры» матросы начали создавать подпольные социал-демократические к р у ж к и . В 1902 го ду матрос Балтийского Флота К о р ш у н о в организовал такой к р у ­ ж о к на броненоспе «Александр П». К р у ж ­ к и 5ыли организованы матросами минно­ го уч°5ного отряда Балтийского флота, учено го артиллерийского отряда, гвав- л°й<*кого Флотского экипажа. В 1903 го­ ду на Черном море также были созданы сопиал-демократические подпольные груп­ пы, организаторами которых явились социал-демократы, матросы из рабочих— Яхновокий, Волошин, Зимин, Петров, Мартыненко и другие. А в 1904 году со­ циал-демократы установили связь с ма­ тросами Каспийской и Сибирской (Влади­ восток) флотилий. Местные партийные ор­ ганизации устанавливали тесные связи матросскими социал-демократическими пруппами и стремились координировать революционные выступления рабочих, крестьян, матросов и солдат. Рабочее и крестьянское движение в России и ряд поражений царизма в русско-японской войне оказали большое революционизирующее влияние на флоте. 14 (27 ) июля 1905 года вспыхнуло вос­ стание на броненосце «Потемкин». Оно было поддержано моряками миноносца X? 267. Руководителем восстания на «По­ темкине» явился матрос Вакулинчук. 15 июня восставшие корабли прибыли из района Тундры в Одессу для оказания помошп рабочим. Против «Потемкина» была двинута вся черноморская эскадра. Восставший бро­ неносец пол красным флагом смело вышел навстречу эскадре. Изготовившийся к бою, с заряженными орудиями «Потемкин» два раза прорезал строй кораблей. Матросы с эскадры, сочувствовавшие восставшим потемкинпам, встретили революционный корабль криками «ура». Командование Черноморского Флота вынуждено было уве­ сти эскадру обратно з Севастополь. Не имея продовольствия и угля, броненосец «Потемкин» вынужден был уйти к ру­ мынским берегам. В. И. Ленин придавал революционному движению во флоте и особенно восстанию на броненоспе «Потемкин» исключительно большое значение. «Громадное значение последних одесских событий состоит имен­ но в том. — писал он. — что здесь впервые крупная часть военной силы ца­ ризма. — пелый броненосец. — перешла открыто на сторону революции... бронено­ сец «Потемкин» остался непобежденной территорией революции и какова бы ни была его судьба, перед нами налицо несосч- ненный и знаменательнейший факт: попытка образования ядра революционной армии. ...Первый шаг сделан. Рубикон перей­ ден. Переход армии на сторону революции запечатлен перед всей Россией и перед всем миром. Новые еще более энергичные попытки образования революционной ар­ мии последуют неминуемо за событиями в черноморском Флоте». Весь ход последующих событий блестя­ ще подтвердил гениальное ленинское оп­ ределение исторической роли восстания на броненосце «Потемкин». Большевики, сле­ дуя указаниям Ленина, использовали у р о ­ к и этого восстания и усилили революци­ онную работу среди матросов п солдат. К осени 1905 года революционное дви­ жение в стране стало приобретать небы­ валый размах. Оно оказывало все большее влияние на солдат и матросов; в их среде призывы большевиков к вооруженному восстанию ^на ходили живой отклик. В ок­ тябре 1905 года вспыхнул ряд выступле­ ний моряков русского флота. Наиболее крупные из них — в Кронштадте. Баку, Петербурге, Владивостоке. Важные собы­ тия произошли на Сибирской Флотилии во Владивостоке, которые начались 23 ок­ тября 1905 года с митингов, собраний и демонстраций, а в январе 1906 года пе­ реросли в вооруженное восстание. К рабо­ чим Владивостока и матросам Сибирской флотилии присоединились солдаты, артил­ леристы крепости и минеры. 10 января 1906 года во Владивг>стокв началось восстание. Матросы полуэкипа­ жа захватили оружие, вооружили рабочих порта, выделили делегацию и послали ее на корабли и в воинские части с призы­ вом присоединиться к ним. Команды крейсеров «Жемчуг». «Терек». «Аскольд», миноносцев «Гордый», «Грозный», «Бод­ рый» и «Смелый», транспортов «Аргунь», «Шилка». «Алеут» и других откликну­ лись на революционный призыв. В неко­ торых воинских частях также начались волнения. К вечеру 11 января восстани­ ем было охвачено большинство частей гар­ низона. Владивосток фактически был в руках восставших матросов, солдат и ра­ бочих. Но большинство взявшихся за ору­ жие не представляло ясных целей борь­ бы, наивно считало, что теперь все во­ просы можно уладить мирным путем. Не­ многочисленная большевистская организа­ ция не в силах была охватить своим ру­ ководством все движение. Командование гарнизона и местные власти сумели вы­ звать в город карательный отряд, кото­ рый и подавил восстание. События во Владивостоке со всей убе­ дительностью показали, что v массы восставших матросов и солдат не было еще ясного сознания необходимости сверг­ нуть царское правительство, необходимо­ сти энергичного продолжения вооружен­ ной борьбы. Восставшие матросы и солда­ ты были еще слишком мирно, благодуш­ но настроены, нередко они делали ошиб­ ку , освобождая арестованных в начале восстания офицеров, и давали себя успо­ коить обещаниями и уговорами начальст­ ва. Наиболее значительным из всех собы­ тий в этот период революции было но­ ябрьское восстание в Севастополе, во гла­ ве которого стоял отставной флотский офицер лейтенант Шмидт. Работой по под­ готовке к восстанию руководила военная организация РСДРП, созданная в Севасто­ поле вскоре после восстания на броненос­ це «Потемкин». Большевики приурочива­ ли восстание к моменту наивысшего пол'ема революционного движения в стра­ не. примерно, па конец ноября и начало декабря 1905 года. Но в силу ряда об­ стоятельств восстание началось стихийно. И ноября. Большевистская организация Севастополя сделала все возможное чтобы придать ему организованный характер. В ьосстании принимали участие рабочие го­ рода и железной дороги, команды торго­ вых кораблей, флотская дивизия, солдаты Брестского полка. 13 ноября вспыхнуло восстание на крейсере «Очаков». Во главе революцион­ ных моряков стоял один из видных руко­ водителей Волошин. Большую роль играли большевики-матросы А. Гладков, Р. До- ьунин, А. Чураев и кондуктор С. Част­ ник. Восставшие матросы изгнали с корабля царских офицеров. Команди­ ром корабля избрали кондуктора Ча­ стника. Политическое руководство кораб­ лем взяли на себя Антоненко, Частник и Гладков. 13 ноября началось восстание на бро­ неносце «Пантелеймон», а 14 ноября — на контр-миноносце «Свирепый», на ми­ ноносцах Лг 265. 268 , 270 и других ко­ раблях. Силы восставших утром 15 нояб­ ря доходили до 6 тысяч человек. Они бы­ ли готовы беззаветно бороться с оружием в руках. Но у них. как и во время вос­ стания на «Потемкине», не было опыт­ ных руководителей, не было последова­ тельно разработанного и тщательно под­ готовленного плана: многие поднявшиеся на борьбу были еше недостаточно поли­ тически зрелыми. Царские власти, преодолев свою расте­ рянность первых дней, сумели принять ряд мер для разгрома революционных ма­ тросов и солдат. Особенно стойко сража­ лись против царского самодержавия оча- ковцы и флотская дивизия. В схватке с царскими силами «Очаков» получил 52 пробоины только от одних крупнокали­ берных снарядов, но революционные мо­ ряки продолжали борьбу. Большая группа матросов с «Очакова» пробралась к сво­ им товарищам в кадармы флотской диви­ зии. где до 16 ноября сражалась против правительственных войск. В. И. Ленин высоко оценивал эти со­ бытия. Он указывал, что севастопольские «бы ти я знаменуют полный крах старого, рабского порядка в войск,*ж. тою поряд­ ка. который превращал солдат ч воору­ женные машины, делая их орудиями по­ давления малейших стремлений к свобо­ де. Эти события показали, что рабская армия превращалась в армию революци­ онную. Ноябрьское восстание в Севастополе, как и восстание на броненосце «Потем­ кин», имело большое значение не тольэд для последующей революционной борьбы на флоте, но и во всей стране. Двиздание на флоте в 1905 году приняло невидан­ ный до сих пор размах. Флот из опоры царского самодержавия под влиянием ре­ волюционной борьбы работах и крестьян а под идейным воздействием и руковод­ ством большевиков превращался в опору революции и непримиримого врага цариз­ ма. Большевики в 1906 году готовили об­ щее восстание на флоте. Но им приходи­ лось вести борьбу не только с самодер­ жавием. но и с предателями революции — меньшевиками, эсерами, которые бы­ ли против вооруженного восстания и про­ тив победы народа. Самодержавие, подписав мир с Япони­ ей. получив займы от иностранной бур­ жуазии. повело наступление на силы революции. В таких условиях шла под­ готовка к восстаниям в Кронштадте, Ове- аборге и других местах страны. Наиболее крупные восстания на Флоте в 1906 го­ ду были в Овеаборгокой крепости. Крон­ штадте и на крейсере «Память Азова». ☆ h Значение революционной борьбы в 1905— 1906 годах на флоте огромно. В ходе этих восстаний матросы распознава­ ли. кто является их подлинным другом, кто — врагом. Большевистская партия все более и более завоевывала авторитет и руководящую рать среди моряков рус­ ского военного флота. В революцию 1905— 1907 гг. складывалась бсешя ре­ волюционная дружба и взаимопомощь ма­ тросов. солдат, рабочих и передовых кре­ стьян. П когда грянул Октябрь 1У17 года, военные моряки в борьбе с самодер­ жавием и буржуазным временным прави­ тельством шли под большевистскими зна­ менами. боролись и побеждали на фрон­ тах пражданской воины за утверждение первого в мире социалистического госу­ дарства. Революционные традиции русских мо­ ряков свято хранят и умножают моряки Советских Военно-Морских Сил. Эти рево­ люционные традиции служат великой ■вдохновляющей силой в борьбе за дальней­ шее укрепление боевого могущества род­ ного флоп . а ХАБАРОВ .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz