На страже Заполярья. 1955 год. Февраль.
н с т р з ж е З а п о л я р ь я 4 февраля 1955 г.. № 29 (5181). Об увеличении производства продуктов животноводства Доклад товарища Н. С. ХРУЩЕВА на Пленуме Центрального Комитета КПСС 25 января 1955 года (Продолжение. Начало см. а номере за 3 февраля). ВОПРОСЫ СТРОИТЕЛЬСТВА И МЕХАНИЗАЦИИ ТРУДА В ЖИВОТНОВОДСТВЕ Задачу <чшанля прочной «кормовой базы нельзя успешно решить, если колхозы и совхозы нс будут иметь необходимых со оружений для хранения и приготовления кормов. Поэтому надо широко развернуть строительство силосных башен и тош н ей , а также кормоцехов, оборудованных для механизированного приготовления раз личных КОРМОВ. Развитие высокопродуктивного общест венного животноводства настоятельно тре бует значительного улучшения содержа ния скота. Для этого необходимо привести в надлежащий порядок существующие жи вотноводческие помещения, развернуть строительство новых помещений с учетом роста поголовья скота в ближайшие годы. Как обстоит дело со строительством си лосных башен и траншей? Очень плохо. Достаточно сказать, что за последние шесть лет в колхозах построены силосные сооружения общей емкостью только на 10 млн. тонн. Во многих областях и (районах силосные сооружения совсем не строятся. Такое положение совеш ен но нетерпимо. В ближайшие шесть лет нужно будет построить в колхозах капитальные силос ные сооружения общей емкостью не ме нее 45 млн. тонн. На (решение этой неотложной задачи должны быть направ лены усилия колхозов и МТС. Предприя тиям местной и лесной промышленности необходимо развернуть производство сбор ных силосных башен для продажи колхо зам. Крупные недостатки имеются и в стро ительстве животноводческих помещений. Добротно построенными и хорошо оборудо ванными помещениями обеспечена лишь небольшая часть окота в колхозах. В соответствии с намечаемыми темпами роста поголовья общественного скота'пред стоит выполнить большой об’ем работ по строительству животноводческих помеще ний. Строительство животноводческих по мещений и других колхозных построек имеет большое значение. В результате принятых партией и правительством мер по под’ему сельского хозяйства значительно возрастают доходы -колхозов я колхозников. Буквально за один год во многих колхозах доходы уве личились в несколько раз. Теперь колхо зы. больше чем когда-либо раньше, име ют возможность выделять средства для расширения своего производства, в част ности для строительства животноводче ских помещений. Капиталовложения в колхозах в первую очередь должны быть направлены на то, чтобы поднять хозяй ство колхоза, сделать его высокодоход ном . Но там. где имеются средства, ’нуж но строить и клубы, и жилые дома. Кое- кто считает, что строительство клубов— это расточительство, а ведь без работы в массах не может быть крепкого колхо за. Теперь колхозы укрупнились и нуж даются в клубах. Следует строить также детские сады, ясли, родильные дома. •В то же время следует помогать колхозни кам строить и свои дома. Эти назревшие вопросы сельского строительства надо решить. Когда заходит речь о строительстве производственных помещений в колхозах, некоторые товарищи спрашивают: нельзя -та сделать так. чтобы эти помещения строило государство, чтобы оно выделяло стройматериалы, обеспечивало стройки механизмами и рабочей силой, колхозы вносили бы за все это определенную пла ту? Нет, этого сделать нельзя. В на стоящее время государство не может ваять на себя обязанности строить жи вотноводческие и другие производствен ные помещения в колхозах. Эта работа должна вестись силами самих колхозов. Государство москет оказывать помощь в развития производства строительных ма териалов. Следует больше выделять це мента. металла и машин для сельского строительства. Но надо, чтобы колхозы приобретали эти строительные материа лы, машины и оборудование и вели строительство на свои средства. Непра вильно было бы вести строительство в колхозах только за счет государственных кредитов. Государственные ассигнования должны направляться главным образом на дальнейший под’ем тяжелой инду стрии, на развитие всех отраслей народ ного хозяйства, в чем кровно заинтересо ваны как рабочие, так и колхозники. Надо лучше использовать все силы и средства самих колхозов для того, чтобы успешно решить большие задачи сель ского строительства. Государство не мо жет выделить рабочую силу и строитель ные организации для строительства в колхозах. В колхозах нужно иметь свои строительные бритодьт. Сельское строи тельство может успешно развиваться, ес ли будут правильно использованы тру довые резервы каждого колхоза путем более разумной организации труда и за счет широкого привлечения колхозников на строительство в период, когда нет на пряжения в полевых работах. Целесооб разно там. где об’ем строительства боль шой. создавать на паевых началах меж колхозные строительные организации, на пример. по производству кирпича, пе- м<*нтно-песчаных блоков, черепицы, по строительству межколхозных гидроэлек тростанций и других крупных сооруже ний. В настоящее время многие колхозы и руководители районных советских и пар тийных организаций этим почти не зани маются, мало вникают в конкретные нужды строительства в колхозах, не про являют инициативы в использовании местных строительных материалов. Ведь это факт, что те или иные строительные материалы имеются в каждом районе. Нередко эти материалы лежат под нога ми. но их не используют. Так обстоит дело, в частности, с использованием ка мыша. ракушечника и других местных строительных материалов, о чем говори лось на состоявшемся недавно Всесоюзном совещании строителей. Нерадивое отноше ние к использованию местных строитель ных материалов при наших масштабах строительства нельзя квалифицировать иначе, как расточительство. Партийные и советские организации республик, краев и областей обязаны всесторонне изучить возможности развер тывания строительства за счет местных ресурсов. Министерство городского и сель ского строительства должно в короткий срок обеспечить колхозы хорошими типо выми проектами, а также оказывать им помощь в производстве строительных ма териалов. сборных конструкций и дета лей. Необходимо также усилить помощь кол хозам со стороны МТС в проведении строительных работ. В этом отношении поучителен опыт Петровской и Надеж- динской МТС Ставропольского края, где в зимний период создаются временные строительные бригады. В состав бригад включаются свободные от ремонта трак торов постоянные рабочие — тракгори- сты, комбайнеры и другие. Если каждая МТС будет активно помогать колхозам, то строительство животноводческих по мещений намного ускорится. В последние годы в колхозах была проведена известная работа по механиза ции трудоемких процессов в животновод стве. Однако уровень механизации этой отрасли до сих пор остается крайне недо статочным, что является одной из корен ных причин длительного отставания об щественного животноводства. Такое поло жение создалось потому, что налги сель скохозяйственные министерства, а также Министерство автомобильного, тракторно го и сельскохозяйственного машинострое ния занимали в этом деле неправильную позицию, годами не решали жизненно важных вопросов механизации животно водства. В результате неповоротливое™ в работе этих министерств у нас до сих пор нет комплекса машин, обеспечивающих механизацию основных процессов труда в различных отраслях животноводства. В передовых хозяйствах, где процессы труда механизированы, на производство животноводческой продукции затрачи вается труда в несколько раз меньше, чем на фермах немеханизированны$. На пример. в пригородном откормочном сви носовхозе «Выборгский» Ленинградской области, где механизированы подача кор мов, автопоение и вьгвозка навоза, на од ного свинаря приходится до 250 свиней при норме 100 голе®. Работники сельскохозяйственных ми нистерств глубоко не вникают в вопросы экономики и не -проявляют заботы об уменьшении затрат труда и средств на производство каждого центнера мяса, ки лограмма молока, шерсти и других про дуктов животноводства путем механиза ции и повышения на этой основе произ водительности труда. Совершенно неправильным является то положение, что Министерство сельского хозяйства не повернуло внимания машин но-тракторных станций к механизации трудоемких процессов в животноводстве и •примирилось с тем. что большинство МТС стоит в стороне от этого важного дела. Большую долю вины за отставание механизации труда в животноводстве не сет Министерство автомобильного, трак торного и сельскохозяйственного маши ностроения, которое и в 1954 году нз обеспечило выполнение плана произ водства машин и механизмов для живот новодства. Надо прямо сказать, что за последние годы в сельскохозяйственном машино строении наметилось отставание. Руково дящие работники сельхозмашиностроения, повидимому, забывают, что техника не может стоять на одном месте, что она должна все время совершенствоваться. Старая техника должна заменяться новой, а новая новейшей. Без этого немыслим поступательный ход развития социали стического земледелия. Нельзя дальше мириться с тем. что из-за безответственности и. я бы даже сказал, косности руководителей Мини стерства автомобильного, тракторного и оельскохозяйствеиного машиностроенпя МТС и совхозы страны вынуждены в ряде случаев пользоваться устаревшими, малопроизводительными машинами, что наносит ущерб сельскому хозяйству. На многих предприятиях этого министерства запущена конструкторская работа, маши ны создаются многие годы, испытания новых машин производятся с недопусти мой медлительностью. Владимирский тракторный завод, на пример. выпускает трактор «Универсал», в основу которого положена устаревшая модель. Этот трактор имеет низкий ко эффициент полезного действия. При на личии двигателя мощностью в 22 лоша диных силы тяговое усилие на крюке почти такое же, как и у трактора «ХТЗ- 7», имеющего двигатель мощностью 12 лошадиных сил. Трактор работает на до рогостоящем топливе — керосине. В те чение шести лет ведутся работы по соз данию нового трактора с дизельным дви гателем. На это затрачено около трех с половиной миллионов рублей, а трактора все нет. Серьезные технические недостатки имеют и некоторые другие сельскохозяй ственные мапщны. Очень мало делается по производству навесных орудий. У нас не производятся еще пресса-подборщики и соломоизмель- чатели. дающие возможность своевремен но убирать солому, удобно транспортиро вать ее. Такие машины крайне необходи мы, и их надо сделать. Эти факты свидетельствуют о том. что руководители Министерства автомобиль ного. тракторного и сельскохозяйственно го машиностроения — министр тов. Ако пов, работники министерства тт. Мои сеев. Ежевский. Пашин примирились с рутиной и отсталостью, утратили чув ство ответствен пости за порученное им дело. Тов. Акопов, убаюканный своими собственными речами об успехах сель хозмашиностроения, оторвался от дей ствительности, ие замечает или не хо чет замечать отставания, допущенного по вине министерства. Пора положить конец консерватизму в промышленности сель скохозяйственного машиностроения. Борьба с отсталостью, рутиной и кон серватизмом должна быть широко газ- вернута всеми промышленными мини стерствами. Нашим министерствам и ведомствам, а также машинно-тракторным станциям на до не на словах, а на деле заняться ме ханизацией животноводства. Одновремен но с увеличением выпуска совершенных машин для механизации трудоемких ра бот в животноводстве нужно обратить особое внимание на решение следующих вопросов: Комплексная механизация производства кормов. Задача состоит в том, чтобы соз дать систему машин, неообходимых для производства кормов, с учетом природ ных и хозяйственных условий различных районов страны. Надо также no3JoorHTb- ся о высокопроизводительном использо вании всех машин и механизмов. Быва ют случаи, когда МТС скосит траву в колхозах, отчитается за выполнение пла на сенокошения, работники МТС даже премию получат за это. но сено в кол хозах остается неубранным, так как его не сгребли и не застоговали. Следует машины использовать комплексно, чтобы механизировать основные работы но производству кормов. Механизация работ по силосованию. В связи с расширением производства си лосных культур и прежде всего кукуру зы этот вопрос приобретает важное зна чение. В прошлом году наша промыш ленность начала выпуск силосных ком байнов. Надо улучшать качество этих комбайнов, увеличивать их выпуск, что бы снабдить ими МТС и совхозы. Необ ходимо создать и такие комбайны, кото рые производили бы уборку и измельче ние на силос отдельно початков и от дельно стеблей кукурузы. Механизация водоснабжения и подго товки кормов. Наша промышленность вы пускает 34 вида машин для механизиро ванного приготовления кормов, но каждая из них предназначена только для выпол нения отдельных операций. Транспорти рующих устройств машины пе имеют, в результате корма из одной машины в другую приходится перекладывать вруч ную. Следовательно, надо с-шать такой комплекс оборудования, в к о то ро м все ма шины были бы взаимосвязаны. Тут долж ны быть запарники, котлы для варки картофеля и других кормов. Электрификация трудоемких работ на фермах. В настоящее время электроэнер гией для производственных нужд поль зуется 21 тысяча колхозов, из них лишь четвертая часть применяет электроэнер гию для механизации производственных процессов на фермах. Необходимо широко использовать электроэнергию для меха низации доения коров, стрижки овец, приготовления кормов. В ближайшее вре мя с вступлением в строй новых круп ных гидроэлектростанций будет увеличен отпуск электроэнергии для сельскохозяй ственных целей. В этих условиях элек тродвигатель может и должен стать важ нейшим энергоисточником на колхозных и совхозных животноводческих фермах. Механизация трудоемких работ в жи вотноводство для многих колхозов, МТС и совхозов — дело новое, которое пред стоит осваивать упорно и настойчиво, обучая многочисленные кадры механиза торов. Было бы целесообразно для оказа ния помощи колхозам иметь в МТС раз’ездных инструкторов-механиков. ко торые помогали бы колхозам устанавли вать механизмы и обучали людей, как пользоваться этими механизмами, контро лировали бы. насколько правильно ис пользуется техника. Комплексная механизация в области животноводства может быть осуществлена только при условии коренного улучшения Р а б о т ы машинно-тракторных станций. Задача партийных и советских органов состоит в том. чтобы в ближайшее время МТС так же. как и в полеводстве, стали решающей силой в животноводстве. Широкая механизация сельскохозяй ственного производства дает возможность облегчить труд работников сельского хо зяйства. поднять его производительность, снизить себестоимость продукции. Вместе с тем это позволит колхозам. МТС и сов хозам лучше организовать райоту людей, значительная часть которых занята сей час малонроизвод 1 гтельным ручным тру дом. П ри широкой механизации будут до крашены затраты труда и средства яа единицу продукции, повысится оплата труда, а следовательно, улучшится мате риальное положение тружеников деревни. УВЕЛИЧИТЬ ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКТОВ ЖИВОТНОВОДСТВА В СОВХОЗАХ Как известно, совхозы занимают важ ное место в нашем сельскохозяйственном производстве. Они начали создаваться по мысли великого Ленина, как образцово- показательные государственные пред приятия в сельском хозяйстве. Многие совхозы на деле являются пе редовыми социалистическими предприя тиями, играют большую роль в под’еме сельского хозяйства. Можно было бы наз вать немало совхозов, которые уже намно го превзошли нужный нашей стране уро вень производства сельскохозяйственной продукции на каждые 100 гектаров земли. С новой силой совхозы показали свою жизненность и свои огромны i экономиче ские возможности в последнее время, когда начались большие работы по освое нию целинных и залежных земель. Весной истекшего года в восточных районах страны организовано 124 круп ных зерновых совхоза. Советские патрио ты. прибыв по зову партии на новые земли, создали в бескрайних степях Ал тая и других районов Сибири. Казахста на и Урала мощные зерновые хозяйства, раеиахали миллионы гектаров целинных и залежных земель и дали стране боль шое количество хлеба. Теперь создается вновь 280— 300 совхозов. Опыт первого юда освоения целинных и залежных зе мель показал, что совхозам принадлежит большое будущее в увеличении производ ства зерна. Опыт лучших совхозов в об ласти развития животноводства свиде тельствует о том. что совхозы могут и должны занять важное место в увеличе нии производства продуктов животновод ства в стране. Совхозы располагают богатейшими зе мельными угодьями, они оснащены пе редовой техникой, имеют квалифициро ванные кадры. Задача состоит в том, что бы правильно использовать всо эти воз можности для мощного под’ема совхозно го производства в интересах государства. Однако уровень работы многих совхозов в настоящее время не отвечает возрос шим требованиям. Об этом свидетель ствует состояние развития животновод ства в совхозах Министерства совхозов СССР. Привел’ некоторые данные за 1954 год. В прошлом году совхозы не выполни ли установленный им план рос га стада крупного рогатого скота и овец. Медлен но растет поголовье коров, удельный вес маточного поголовья в стаде крупного рогатого скота составляет только 34 про цента. Совхозы Министерства совхозов СССР в прошлом году не выполнили также за даний по повышению продуктивности ско та. Удой молока на корову за год повы сился лишь на 12 килограммов вместо 220 килограммов, предусмотренных пла ном. Привесы свиней на откорме, настри ги шерсти с овцы в совхозах многих об ластей даже снизились против 1953 го да. Производство продуктов животновод ства на 100 гектаров сельскохозяйствен ных угодий во многих совхозах продол- л;ает оставаться низким. Эти крупны© недостатки свидетельствуют о том. что руководство Министерства совхозов СССР ие сделало должных выводов из критики, которой подверглась работа министерства на прошлых Пленумах ЦК КПСС. В совхозах крайне плохо обстоит дело с кормами для скота. Министерство сов хозов ГГСР не выполнило указаний ПК КПСС и Правительства о резком повыше нии обеспеченности скота сочными кор мами путем расширения посевов кукуру зы на силос и ряда других культур. Ио совхозам министерств! необходимо было довести посевы кукурузы на силос до 23S тысяч гектаров. Формально это за дание было выполнено — совхозы в истекшем году посеяли около 245 тысяч гектаров кукурузы на силос и зеленый корм. Но посеяли кукурузу, как правило, на худших землях. Ухаживать за ней во многих совхозах не стали. Вследствие этого средний урожай зеленой массы со ставил в совхозах лишь 80 центнеров с гектара. Что это. как не дискредитация важного дела! Ведь это Факт. что в тех совхозах, где за посевами кукурузы был надлежащий уход, урожай беленой массы составил 800 — 1.000 центнеров с гек тара. В результате безответственного подхо да руководства Министерства совхозов к использованию такой ценнейшей кор мовой культуры, как кукуруза, была упущена реальная возможность укрепить кормовую базу в совхозах, обеспечить скот кормами. На февральско-мартовском Пленуме ПК КПСС указывалось на неудовлетворитель ное использование земель в совхозах и особенио на конных заводах. В решении Пленума ЦК предлагалось Министерству совхозов в месячный срок рассмотреть и утвердить каждому конному заводу зада- ние по расширению посевов зерновых культур и развитию продуктивного живот новодства, имея в виду более полное ис пользование всех земель, находящихся у конных заводов. Как подошли руководители министер ства к выполнению этого указания? Коллегия Министерства совхозов дваж ды обсуждала этот вопрос, но и до сих пор не утвердила конкретных мероприятий по улучшению использова ния земель на конных заводах. Установ лено также, что задания по распашке залежных земель, исходившие от ра ботников министерства, во многих случаях были заниженными. Гак, например, конному заводу Хг 166 Ростовской области было дано за дание распахать тысячу гектаров, факти чески распахано 9 .350 гектаров: конный завод Лг 167 при задании распахать од ну тысячу гектаров вспахал 13.238 гек таров. Совершенно не производили рас пашки целинных земель 45 конных заво дов, имеющих большие земельные угодья. Эти факты показывают, что руководство Министерства совхозов СССР и прежде всего министр тов. Козлов на практике проводят линию, противоречащую указа ниям партии о правильном использова нии совхозных земель. Следует также сказать, что Министер ство совхозов не изменило методов своего руководства совхозами и попрежнему «на меняет живую . организаторскую работу заседательской суетпей и канцелярской писаниной. В минувшем году состоялось 108 заседапий коллегии министерства. В сентябре, в самый разгар уборки хлеба на востоке, коллегия заседала 19 паз, в ноябре — 20 раз, в декабре — 17 раз. С 1 по 6 ноября коллегия заседала еже дневно. Отдохнув в Октябрьские праздни ки, коллегия возобновила свою заседатель скую деятельность и с 9 по 17 ноября заседала ежедневно, кроме выходного дня. Ясно, что в такой заседательской сутоло ке руководящим работникам министерства некогда заняться конкретными делами, побеседовать с директорами, специалиста ми, рабочими совхозов, глубоко вникнуть в положение дел на местах, разобраться в причинах отставания ряда важнейших отраслей совхозного производства, как, например, животноводство. Перед совхозами ставятся большие и ответственные задачи в д^ле увеличения производства п род укто в животноводства. В ближайшие пять-шесть ют совхозы Министерства совхозов СССР должны уве личить производство мяса в 1,8 раза, мо лока — в 2 ,8 раза, шерсти — в 2 ,2 ра за, яиц — в 4 раза по сравнению с 1954 годом. Необходимо так организовать дело, что бы совхозы обеспечили значительно боль ший в сравнении с колхозами выход про дуктов животноводства на 100 гектаров сельскохозяйственных угодий. Надо повы сить продуктивность скота и довести в среднем по совхозам удой к о ро в до 3 .100 килограммов, настриг шерсти на овцу до 4,2 килограмма, средний вес скота, сда ваемого на мясо: крупного рогатого скота до 325 килограммов, свиней до 112 кило граммов и овец ю 44 килограммов. В совхозах Министерства промышленности продовольственных товаров средний удой коров нужно поднять до 3 .700 килограм мов против 3 .036 килограммов в истек шем году. Чтобы обеспечить намечаемый р о с т п о г о л о в ь я скота и его продуктивности, необ ходимо увеличить в совхозах заготовку кормов в 1960 году по отношению к 1953 году в следующих размерах: грубых кормов — в 2 раза, сочных — в 4 раза, картофеля — почти в 10 раз, зернофура жа собственного производства — в 3 ,4 раза. Такого увеличения производства кормов совхозы могут добиться глазным образом за счет повышения урожайности, а также за счет улучшения структуры по севных площадей. Одним из крупнейших недостатков в работе совхозов является слабая механи зация животноводства. Выделяемые для этой цели машины и оборудование во многих совхозах не используются, ва ляются на складах или про t-то под от крытым небсм. Недавно Министерство го сударственного контроля проварило, как -используются в совхозах машины и обо рудование. Были вскрыты грубейшие не достатки в этом деле: подвэоные дороги для подвозки кормов и вьгвозчи навоза, доильные агрегаты, кормозапарники, кор нерезки, инкубаторы не установлены или длительное время не используются. Пора кончать с таким пренебрежительным от ношением к внедрению техники в произ водство. я а деле обеспечить значительное повышение уровня механизации животно водства в совхозах. Выдвигаемы© в настоящее -время зада чи повышения роли совхозов в увеличе нии производства зерна и продуктов жи вотноводства требуют значительного улуч шения руководства совхозами как со сто роны министерства, так и со стороны местных партийных и советских органов. Министерство созхозов. отрешившие, от канцелярско-бюрократических методов ру ководства, должно глубже вникать в по ложение дел в совхозах, добиваться, что бы каждый совхоз был образцовым и рен табельным хозяйством. При правильном ведении хозяйства не может быть и ред- приятия. а тем более совхоза, которое бы ло бы убыточно. Такому с о в х о зу не дано право на существование. Пред’являя требования к руководству Министерства созхозов. необходимо также повысить ответственность местных пар тийных организаций 'за работу совхозов. Надо признать, что ЦК компартий союз ных республик, крайкомы и обкомы пар тии до последнего времени мало уделяли внимания работе совхозов, считая, чго за это отвечает только министерство. Это неверно. Совхозы являются государствен ными предприятиями, и за их работу должны отвечать не только Министерст во совхозов, но и местные партийные ор ганизации. О ЗАГОТОВКЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОДУКТОВ Товарищи! Намечая пути дальнейшего увеличения производства мяса, молока, яиц. шерсти, мы должны также принять меры к улучшению организации загото вок продуктов сельского хозяйства и, в частности, животноводства и снабжения этими продуктами населения. Система заготовок имеет в виду нако пление всех видов сельскохозяйственных продуктов, как продовольственных," так и сырьевых, для удовлетворения запросов населения дг промышленности. На основе многолетней практики для каждой республики, области или района сложились свои нормы по поставкам тех или иных продуктов. Вся полученная по заготовкам продукция поступает в цент рализованный фонд. Продовольственная продукция находится в той или другой системе, которая хранит ее. а потом че рез торговую сеть направляет для удов летворения нужд трудящихся. В условиях социалистического строя плановое веде ние хозяйства позволяет государству ак тивно воздействовать на производство и распределение продуктов, маневрировать продовольственными и сырьевыми ресур сами в интересах развития экономики и пэд’ема народного благосостояния. Дело, однако, в том. что в практике централизованного снабжения допускают ся серьезные недостатки, наносящие ущерб производству и распределению про- дз>ктов. Недостаток состоит в том. что снабженпо осуществляется независимо от производства и заготовок продуктов в той или иной республике и области. Ес ли какая-либо республика или область увеличивает производство продуктов, то это еще отнюдь не означает улучшение снабжения ее населения, так как при ^определении продуктов для торговли не принимается в расчет количество и каче ство заготовленной в том или другом рай оне продукции. Учитывается лишь по требность данного района в продуктах. В результате получается что-то вроде урав ниловки в васиределенлч сельскохозяй ственных продуктов. Такая практика не содействует развер тыванию инициативы местных органов в расширении производства •гель'-кохо?явст венных продуктов, порождает иждивенче ские настроения. Болею того, она направ ляет усилия многих работников н© к то му. чтобы увеличить производство и За готовки продуктов, в которых нуждаются страна, республика, область, район, а к тому, чтобы побольше получить продук тов из централизованного фонда. И это понятно, поскольку в настоящее время положение со снабжением зависит не от состояния производства в данном районе, а от того, сколько будет получено про дуктов из централизованного фонда. Ме стные производственные возможности в этих условиях не учитываются и как бы теряют свое значение. Дело нередко ре шает способность работника доказать, сколько товаров и какого качества тре буется отпустить тому или иному городу и району. Существующий п р и н ц и п рас пределения поворачивает вшгманне мест ных руководителей не в сторону увели чения производства и максимального^ ис пользования имеющихся возможностей, а в сторону перераспределения продуктов, произведенных по стране в целом. Основой экономического благосостояния является производство материальных благ. Надо сперва создать ценности, а уж по том распределять их. Существующая же система снабжения в известной мер© от влекает внимание части наших кадров от главного, то есть от увеличения произ водства сельскохозяйственных продуктов. Поэтому не случайно на практике быва ет так. что руководители республикан ских или областных организаций часто мирятся с тем. что у них слабый ми нистр или начальшгк управления сель ского хозяйства и от этого страдает про изводство. Они сильнее беспокоятся о том. чтобы подобрать напористого, пред приимчивого министра торговли и.ти за ведующего облторготделом, способного до биться получения из государственных централизованных фондов побольше необ ходимых товаров народного потребления. Поэтому иногда на практике бывает, что республика или область, в которой плохо обстоит дело, скажем, с продуктив ностью молочного скота, получает из об щего фонда больше масло, чем область, обеспечившая высокую продуктивность скота и выполнившая план заготовок, хо тя в той и другой области одинаково бла гоприятные условия для развития живот новодства. Существующая практика снабжения снижает огоетстсеннссть местных руково дителей не только за производство сель скохозяйственных продуктов, но и за удовлетворение потребностей местного на селения в этих продуктах. Если в райо не. области, республике пе хватает тех или других продуктов, то местные руко водители могут свалить вину за это на центральные учреждения. Любой, даже самый нерадивый работник может как бы с чистой совестью заявить: «Мы ничего не можем сделать, нам выделены недоста точные фонды». Что же слеиует сделать для того, что бы до конца ликвидировать такой урав нительский подход к распределению сель скохозяйственных продуктов без учета того, как республика или область исполь зует возможности для производства этих продуктов на месте и как она выполняет свои обязательства перед государством? Надо развязать инициативу и поднять от ветственность местных органов за увели чение производства продуктов и улучше ние снабжения населения. Для этого, на мой’ взгляд, необходимо сделать следую щее. Сохранив централизацию, надо вме сте с тем размеры выделяемых той или другой области фондов устанавливать в зависимости от того, как она использует местные возможности, какой трудовой вклад вносит в расширение производства продуктов, а значит п в увеличение цент рализованного фонда. Такой порядок рас пределения вполне соответст:^ е? принци пам социализма, принципам распределения по труду. На первом этапе колхозного производ ства доходы распределялись по едокам. Ж изнь показала непригодность такого рас пределения. Колхозы отказались от пего п перешли к распределению доходов по труду. Думаю, что будет правильным, если мы и в области снабжения в основу поло жим производственный принцип, то есть будем учитывать, какие усилия прилагает каждый район страны к более полному использованию имеющихся у него произ водственных возможностей. Продукция, полученная государством в порядке заготовок, должна распределяться в соответствии с требованиями раззитня народного хозяйства и дальнейшего повы шения благосостояния трудящихся. Определенную часть государственндго централизованного фонда надо направтять на удовлетворепие нужд крупнейших го родов и промышленных центров, которые не могут обеспечить ^себя продуктами за счет прилегающих районов, а также на удовлетворение потребности армии, внеш ней торговли и государственных резер вов. Что же касается остальной части цент рализованного фонда, то она должна рас пределяться среди других городов и рай онов страны с учетом их действительных потребностей в продуктах при наличных производственных возможностях. Отсюда вытекает необходимость подсчи тать возможности каждой республики, края и области по производству сельско хозяйственных продуктов для цеятралиу)- ванного фонда и для удовлетворения запро сов местного населения. Затем следует подсчитать потребности района, области, республики в различных продуктах и оп ределить, из каких источников эти по требности должны покрываться. Если ока жется, что республика или область, воз делывающая. например, преимуществен но хлопок или другие технические куль туры, несмотря на выполнение заданий по производству и заготовкам различных сельскохозяйственных продуктов, все же пе может полностью обеспечить ими свое население, то государство выделяет недо стающую часть продукции из общего Фон да. Необходимо выработать меры поощре ния республик, областей, районов, пере выполняющих задания и изыскивающих возможности УБеличеш1Я ресурсов продук тов. В качестве такого поощрения следова ло бы в зависимости от местных условий, численности населения и у р о в н я развития промышленности оставлять в р л о . ф > п : г , к ° - нии местных оргапов к примеру 50, а то и 70 процентов продуктов, полученных (Продолжение см. ле 3 снхХ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz