На страже Заполярья. 1955 год. Декабрь.
29 декабря 1955 г., № ЗОВ (5458) На с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 л ш & х м л е - и а к ь д Ы л Ш Наш командир Наш командир... Эти слова к аж дый советский моряк произносит с т е плотой и гордостью. В них он вкл а дывает свои возвышенные чувства уважения и любви к командиру, свою готовность самоотверженно з а щитить его в бою. В годы Великой' Отечественной войны я служил на подводной лодке смелого, умелого и энергично го командира Евгения Николаевича Алексеева, в то время капитана 3 ранга. Весь экипаж любил его горя чо, был готов идти за ним на любое дело, выполнить любой приказ. Однажды наша подводная лодка получила боевое задание выйти в море и поставить мины на сообще ниях гитлеровцев. Условия плавания были тяжелыми. Разыгравшийся шторм достигал 10 баллов. Но для нас это не было новостью. Экипаж лодки в многочисленных походах по лучил хорошую морскую закалку . В любой обстановке моряки не теря ли самообладания, а командир уве ренно вел корабль. Мы скрытно достигли заданного места. Командир приказал пригото вить мины к постановке. Н ачалась напряженная боевая работа у бере гов, занятых противником. Мины од на за другой полетели за борт. Но перед выходом предпоследней лоп нул трос тележки . Мина застряла . Создалось угрожающее положение. Кораблю и личному составу грозила смертельная опасность. Требовались экстренные меры. В эти тяжелые минуты все наши надежды были обращены к коман диру. Как и прежде, капитан 3 ран га Алексеев не растерялся. Он при нял дерзкое решение: подойти к скалистому берегу, где скрытность была наибольшая, всплыть и устра нить опасность. Когда командир спросил у экипа ж а о том, кто пойдет обезвреживать мину, как всегда, каждый ответил: «Я!». Офицер поручил это сделать минерам старшему лейтенанту Не- четайло и старшине 2 статьи Мень шову. Моряки действовали уверенно, быстро, слаженно. Они с честью справились с заданием командира. Подводная лодка и экипаж были спасены. Боевую задачу мы выпол нили с честью. А сколько у нас было таких походов! Моряки молодого поколения под- волников-североморцев, восприняв лучшие боевые традиции героев вой ны, в подавляющем большинстве отличной учебой и службой, пример ным поведением выражают свое' уважение к командирам. Матросы видят в них своих учителей, настав ников. старших товарищей, умудрен ных богатым опытом, военными и политическими знаниями. Чем ж е все это об’яснить? П реж де всего высокой сознательностью советских воинов. Все они хорошо знают, что и матрос и офицер, занимающий самый высокий пост, являются сынами трудового на рода. Наши Вооруженные Силы — плоть от плоти, кровь от крови ра бочих и крестьян. В отличие от капи талистических армий, где между офицерами и солдатами лежит не проходимая пропасть, советских командиров и рядовых бойцов об е- диняет отсутствие классовых проти воречий, общность интересов и з а дач. Они живут единым монолитным боевым коллективом, сплоченным вокруг Коммунистической партии и Советского правительства. У них одни цели и стремления — бдитель но охранять мирный созидательный труд советского народа. Советский народ дал командирам право руководить, командовать, учить и воспитывать подчиненных благодаря их знаниям , опыту, орга низаторским способностям, безу пречному выполнению своего слу жебного долга. Им, избравшим военное дело своей пожизненной профессией, в полной мере присуши все лучшие черты: пламенная лю бовь к Родине и жгучая ненависть к ее врагам , непоколебимая воля и бесстрашие, твердость характера, дисциплинированность, неиссякае мая боевая инициатива и бдитель ность. Эти замечательные качества они, не ж алея сил и времени, вос питывают у своих подчиненных. Вот почему воины любят своих коман диров и беспрекословно повинуются их воле. Наиболее ярким проявлением любви к командиру является само отверженная защита его в бою. На Флоте широко известен подвиг чер номорца Григория Корниенко, це ною своей жизни спасшего коман дира. Высокое звание Героя Совет ского Союза было присвоено моря кам Виктору Кускозу и Григорию Матюхину, которые, будучи сами ранеными, два с половиной часа дер ж ались на воде, спасая тяж ело ра неных командиров. Советские моря ки достойно продолжают эту слав ную традицию и в послевоенное вре мя. Например. самоотверженный поступок совершил подводник стар шина 1 статьи- Валентин Лупик, не давно уволившийся в запас. Это благородное чувство воинов находит свое конкретное выражение такж е в беспрекословном повинове нии командиру, в строгом соблюде нии требований воинской дисципли ны, образцовом выполнении служеб ных обязанностей. Я знаю немало моряков, которым присущи такие качества. В заключение, молодой моряк, хо чется выразить следующее: всегда помни, что командир — это наш учитель, отец и наставник, заботли вый советчик и друг. Люби и у в а ж ай его, безупречно выполняй свой воинский долг. Беспрекос ловно повинуйся ему. А если при дется тебе быть в боевой обстанов ке — всячески оберегай его, пусть д аж е если тебе грозит смертельная опасность. Без командира самые смелые и стойкие воины упускают победу. Всегда и во всем поступай так , как учит командир. Он поможет овладеть воинским мастерством, стать умелым защитником счастья и героического труда советских людей — строителей коммунизма. Мичман И. РЕВЕНКО. Специалист второго класса старший матрос Иван Солохии — передозон мо ряк. отлично знающий свое дело. Комсо молец Солохин пользуется уважением п авторитетом у матросов. НА С Н И М К Е : старший матрос Иван Солохин за подготовкой к действию боевого поста. Фото И. Никишова. Рыбацкому судну оказана помощь Командир поставил перед личным соста вом задачу: оказать помощь рыбацкому судну, которое находилось в открытом мо ре. Траулер, наполненный рыбой, возвра щался в порт I. попал в шторм. У него вышло из строя рулевое управление. И вот корабль в море. Сигнальщик стар ший матрос Петров внимательно осматри вает горизонт. Но пока ничего не видно. Волны с шумом обрушиваются на корабль. На переборках и палубе появились ледяные наросты. Приходится то и дело сбивать лед. Наконец, сигнальщик докладывает: — Прямо по курсу огни. Это были аварийные огни рыбацкого судна. Взять его на буксир было очень трудно. Но под руководством стар шины 1 статьи Ловцова моряки бы стро и ловко работали с тросами. Б ук сир был заведен. Корабль оказал ры бакам необходимую помощь. В этом трудном походе матросы, стар шины и офицеры проявили стойкость, сме лость и инициативу. Матрос И. СОБКО . -О- О И Н Т Е Р Е С Н О прошли в подраз делении викторины по устройству ко рабля и радиоделу, организованные активистами в часы досуга. Моряки приняли в них активное участие. Старший матрос Маслов и матрос Савушкнн за хорошие ответы удо стоены подарков. Мичман В. Маслов. О Б О Л Е Е Д ВА Д Ц А Т И поощрений имеет матрос Рудь. Он — специалист высокого класса. Свои знания Рудь передает молодым матросам. За при мерную службу воин сфотографиро ван при развернутом Знамени части. Матрос В. Ильков. О СО З Н А Н И ЕМ Д Е Л А выполня ет свои обязанности кок матрос Шпора, старательно учит этому мо лодых мат^сов. Так, он помог ос воить специальность кока матросу Климарчуку. Младший сержант А. Шаповалов. Ц С О В Е Р Ш Е Н С Т В О В А Т Ь М Е Т О Д И Ч Е С К И Е Н А В Ы К И Занятия по специальности — одна из основных форм овладения техникой. На них приобретается тот необходимый уро вень знаний, который при дальнейшем со вершенствовании приводит к воинскому мастерству. Без детального изучения ору жия и техники немыслимп их правильная повседневная эксплуатация и боевое ис пользование. Поэтому четкая организация занятий, их правильная методическая по следовательность и целеустремленность должны быть постоянно в центре внима ния старшин и офицеров. Особенно важно правильно организовать занятия в начале учебного года, когда их удельный вес в системе общей подготовки несколько увеличен и молодой матрос при ступает к первым шагам освоения своего заведывания. Основы, заложенные внача ле, дадут и соответствующие результаты в дальнейшем, скажутся на всей будущей работе личного состава. Короче, все про изойдет ио пословице: «Что посеешь — то и пожнешь». Именно так понимают значение заня тии по специальности на корабле П. Од нако некоторые общие организационные упущения, а подчас низкая требователь ность к отдельным руководителям занятий — старшинам порой приводят к превра щению учебных часов в пустую трату драгоценного времени. Старшина 1 статьи Смирнов, руководи тель занятий в группе комендпров, опыт ный воин, но учебу не всегда проводит качественно. Сказывается не отсутствие у него необходимых знании, а снижение требовательности к себе и подчиненным, личная неорганизованность. Так, будучи старшиной 1 статьи, тов. Смирнов счел возможным явиться на занятия при зна ках различия старшины 2 статьи. Такое упущение с его стороны — не мелочь. Неудивительно, что и присутствующие на занятиях матросы Сакерин и Рогачев были в грязном рабочем платье. Но старшина не сделал им замечаний, не потребовал одеться, как положено. Некоторые матросы отсутствовали на занятиях. Старшину это почему-то не тре- вожило. Он считает такое явление нор мальным. А в другой группе руководитель занятий вообще не вел никакого учета и не мог ответить офицеру, сколько человек у него в группе должно быть и сколько отсутствует. К концу учебы покинула за- лятия почти половина слушателей. Засту пают ли эти ушедшие товарищи действи тельно в наряд или нет, старшина твердо не знал. Низкая организация занятий в этих О занятиях по специальности на одном корабле группах сказалась и на их качестве. Старшина 1 статьи Смирнов запланировал для своей группы в течение трех учебных часов изучение досылателя. А среди его слушателей почти все матросы служат на корабле год и более. Можно ли признать правильным такое планирование занятии для них. Безусловно, нет. Старшина в своей разработке отвел двадцать минут времени на об’яснение назначения досылателя. На этот же вопрос офицера матрос Бойко ответил за од ну минуту. Что мог рассказывать руково дитель занятия в течение двадцати ми нут о назначении досылателя — неизве стно. Но ясно одно: во время учебы ма тросам не было сказано главное — как приготовить досылатель, чтобы он надеж но работал, какие неисправности возмож ны при работе этого механизма и как их быстро устранить. Не последовало таких вопросов и со стороны слушателей. Зна чит. руководитель не сумел заинтересо вать и увлечь матросов, не продумал, как лучше провести и построить занятие, не использовал свой личный опыт в эксплуа тации изучаемого механизма, а ограни чился чтением учебника и показом черте жа. Были упущения на занятии и в соседней группе. Поставив цель: изучить тактико- технические данные системы, взаимодей ствие ее основных узлов и уход за ней после стрельбы, руководитель не уложил- ся в отведенное время. Изучая тактико- технические данные системы, он не обра тил внимание матросов на наиболее харак терные ее узлы. Поэтому, когда после ос вещения темы спросили у слушателей, .можно ли использовать систему выше нормативов, указанных в описании, и как это сделать, то ни один из моряков не мог ответить на этот вопрос. Наиболее важные положения темы руководителем оказались упущенными. Непродуманная подготовка порой при водит к надуманным темам. Так, один старшина запланировал для своих под чиненных дальномерщиков и визнрщи- ков изучение свойств человеческого гла за... Есть на корабле, конечно, руководите ли занятий, которые по-настоящему пони мают задачи и ответственность, возложен ные на них в этом виде подготовки лич ного состава. Командир отделения зенитно- .. го поста Прядеха — молодой командир. Но культура занятии, их методика и по становка изучаемых вопросов у него вы ше, чем у многих опытных старшин. На занятия Прядеха выносит строго ограни ченный круг вопросов, подлежащих изу чению. и правильно ставит в своих раз работках учебную цель и методически последовательно излагает материал. Мно гие матросы в его группе молодые воины, по первому году службы, и. зная это. он на занятиях не мельчит вопросы, а выбирает конкретные темы с нараста ющей сложностью. В тот день в данной группе изуча лись приборы центрального поста. Руково дитель поставил учебной целыо — изу чить кинематическую схему приборов по ста в их взаимодействии по отдельным линиям, не касаясь вопроса конкретного устройства каждого прибора. Именно с этого п следует начинать изучение при боров. Проследить их взаимосвязь по линиям, составить общее представление, а затем, переходя от узла к узлу, изучить в подробностях каждый прибор и его осо бенности, ничего не притягивая лишнего и не пропуская главного. Для лучшего усвоения матросами материала занятие Прядеха проводил у механизмов. Исполь зуя кинематическую схему с одно временным показом приборов, он ак тивно привлекал к обсуждению темы сво их слушателей. Все матросы группы при нимали участие в занятии. Положитель ным фактом является возникший в конце учебы теоретический спор между матро сами группы по одному прибору. Коман дно отделения Лрядеха взял имевшееся под рукой описание и по нему вместе со всей группой разобрал спорный вопрос. Характерно, что среди матросов группы не было ни одного нарушающего форму одеж ды и порядок. Неплохо проводил занятия и старшина 2 статьи Кривошеев. Матросы этих групп ушли с занятий удовлетворенные, обогащенные новыми знаниями. В отдельных группах состав слушате лей неоднороден. Наряду с матросами по первому году службы имеются воины старших возрастов. Это требует от руко водителей занятий более качественной подготовки, лучшей организации занятий. Умение методически правильно постро ить занятие — творческое дело. Для это го не следует замыкаться в рамки кон спекта или книжных описаний, а больше вносить в учебу собственного опыта, на копленного за годы службы и в походах. Офицер Н. Б0РАВЕНК0В. Письма о т бывших сослуживцев Недавно с нашего корабля уволилась в запас группа матросов и старшин. Честно выполнив воинский долг, они сейчас всту пили в трудовую жизнь на заводах, строй ках. в колхозах и совхозах. Многие из них продолжают учиться, приобретать но вые специальности. Почти все бывшие во ины поддерживают связь с командованием и сослуживцами. Они пишут о своих успе хах в труде и учебе, призывают нас упорно совершенствовать боевое мастер ство, крепить дисциплину и уставной по рядок, служить так, как этого требуют Военная присяга и уставы. Из Калининграда старшему матросу Краснову пишет бывший старшина 2 ста тьи Родин. Он сообщает, что побывал до ма, повидался с родителями, помог ijm по хозяйству. А сейчас учится в Калинин граде в училище судоводителей. На корабле хорошо знают тов. Родина. Он был отличником боевой и политиче ской подготовки. Уходя в запас, Родин подготовил достойную смену. Сейчас обя занности командира отделения успешно выполняет старшин матрос Матягин. Вот письма из Ленинграда. Кандидат в члены КПСС бывший старший матрос Ше велев пишет, что работает на фабрике столяром-краснодеревщиком, бывший стар шина 2 статьи Авсеенко — на Кировском заводе. Бывший старший матрос Фролов прис лал письмо старшине 2 статьи Анашки ну. Фролов пишет, что он учится в тех нологическом техникуме в г. Красноза водске, Московской области. Учеба идет хорошо. Фролов желает сослуживцам еще лучше изучать оружие и технические средства, крепить боеготовность Флота. Бывшие североморцы не теряют связи и пишут к нам на корабль со всех кон цов нашей любимой Родины. Из Баку прислал письмо бывший стар ший матрос Губернатенко, работающий сейчас на нефтяных промыслах. Бывший старшин матрос Гаврищук ра ботает трактористом в Киевской области, а бывший старший матрос Циприн — на Южном Урале в Брединском совхозе. Они нам сообщают о своих первых успехах, де лятся всеми новостями. Воины корабля отвечают на все письма сослуживцев, радуются их успехам, дают слово учиться и служить еще лучше. Матрос И. БОГДАНОВ. Лекции нам понравились На днях в нашем подразделении у дос ки об’явлений собрались матросы. Они ве ли оживленный разговор о том, что в клу бе состоится лекция на тему: «Моральный облик советского воина». В назначенное время клуб заполнили матросы. Лекцию читал старший лейте нант Бугаков. Он приводил конкретные примеры, говорил о моральном облике со ветских воинов, об отличниках боевой и политической подготовки. Лекция, насыщенная яркими примерами из жизни подразделения, вызвала большой интерес. После лекции выступили воины. Они вскрывали недостатки, критиковали нера дивых. Командир отделения Иванов кри тиковал матроса Кобчук, который недобро совестно нес караульную службу. Но просьбе воинов командир части под готовил интересную содержательную лек цию о полярном сиянии, которая сопро вождалась опытами на приборах. Офицер продемонстрировал опыт, аналогичный по лярному сиянию: через трубку с парами ртути пропускал электрический ток. Лекции всем понравились. Матрос М. ПАНЧЕНКО. Адмирал Макаров — основоположник теории непотопляемости корабля Учение о живучести корабля впервые было создано в России. Заслуга в возник новении и последующем развитии этой теории принадлежит нашим ученым. Име на Степана Осиповича Макарова. Героя Социалистического Труда академика Алек сея Николаевича Крылова, Ивана Григорь евича Бубнова известны всему миру, как творцов учения о живучести корабля. Сам термин «живучесть» принадлежит адмира лу Макарову и был введен в русском флоте. В 1894 году адмирал Макаров впервые дал определение живучести корабля. В статье «Разбор элементов, составляющих боевую силу судов», он писал: «Живу честь — есть способность судна продол жать бой, имея повреждения в различных боевых частях». Это определение живуче сти, увязанное с боеспособностью корабля и деятельностью личного состава, остается правильным до настоящего времени. Будучи поборником лучших традиций русского флота и продолжателем идей про славленных флотоводцев Ушакова, Сеняви- иа, Лазарева и Нахимова, адмирал Мака ров ратовал за развитие отечественной экономики и культуры, науки и техники. Ой внес ряд весьма важных предложений по улучшению качества кораблестроения и повышению живучести корабля. Почти все научпые труды С. 0. Макаро ва были переведены на иностранные языки и являются замечательным вкладом в сок ровищницу мировой науки. Несмотря на бюрократизм, консерватизм и противодействие чиновничьего аппарата морского ведомства, благодаря- огромному авторитету Макарова ему удалось осущест вить большинство своих идей. После аварии броненосной лодки «Ру салка». Степан Осипович Макаров обсто ятельно разобрал и проанализировал эле менты непотопляемости этого корабля и сделал обобщенные выводы по улучшению его живучести. Эта работа Зыла написана в то время (1870 год), когда даже в самом развитом по тому времени английском фло те не было никаких сложившихся 'взгля дов по вопросам живучести кораблей. В 1875 году Макаров написал работу «0 непотопляемости судов», в которой дано определение данному термину. Он писал: «Непотопляемость судна, или способность его оставаться на воде, имея подводные пробоины, есть одно из главных боевых качеств судна. Предмет этот не разрабо тан, не имеет своей истории, не входит ни в какие курсы и настолько не тронут, что мы не знаем о нем ни одного мнения, высказанного в печати людьми авторитет ными». Этим Макаров подчеркнул приори тет русского флота в вопросах обеспечения живучести корабля. В русском флоте по инициативе Бутакова раньше чем в других флотах мира было введено предложение Макарова о назначении на каждое судно трюмного механика и «трюмной прислуги». Поздней этому последовали на всех фло тах мира. Степан Осипович Макаров, па основании разобранных причин гибели множества судов в то время и, в частности, после ис следования гибели английского новейшего по тому времени броненосца «Виктория», предложил устанавливать водонепроница емые переборки до верхней палубы и на стоятельно требовал испытывать их водой под напором методом налива вместо поли вания струей воды из пожарного шланга. В одной из своих работ Макаров отмечал: «Если мы находим возможным принимать переборки беа надлежащей пробы, то по чему же не допустить и приема артиллерии и мин без пробы, без предварительной ар тиллерийской и минной стрельбы... пере борки также нельзя считать испытанными потому только, что на них побрызгали во дой. Если бы они назначались против дож дя, то тогда можно было бы с этим ми риться, но непроницаемые переборки пред назначаются, чтебы выдержать напор воды огромной силы». В 1898 году в России было принято положение, согласно которому водонепро ницаемые переборки должны были быть доведены до верхней палубы, а испытания переборок производить обязательно под давлением, методом налива воды в отсеки. 23 января 1896 года по приглашению английского Комитета Главной торговой палаты С. 0. Макаров в Гонконге сделал специальный доклад о «предполагаемых им мерах но уменьшению гибельных последст вий, происходящих от столкновения судов на море». Ряд выводов, сделанных Мака ровым по живучести кораблей, были учте ны англичанами, а затем и другими евро пейскими странами при строительстве су дов. Выдающийся русский флотоводец не пропускал ни одной аварии кораблей, чтобы не сделать из этого практических и теоретических выводов. Степану Осиповичу Макарову принадле жит разработка первых таблиц, при помо щи которых можно было приблизительно определять среднюю осадку, крен и днфе- рент корабля в случае затопления одного или нескольких его отсеков. Эти таблицы послужили основанием разработанных впо следствии таблиц непотопляемости Алексея Николаевича Крылова. Макаровым был решен ряд проблем по вопросам обеспечения живучести ору жия и технических средств. В статье «Средства против потопления судов», опуб ликованной в 1876 году, Макаров предло жил для повышения живучести артиллерии и энергетической установки разнести артиллерию автономно по всей длине ко рабля, а размещение котлов и машин пре дусмотреть в разных отсеках. При этом он предлагал установить для каждой глав ной машины свою автономную группу котлов с тем, чтобы при выходе из строя одного агрегата корабль не терял ход. В этой же статье Макаров описал раз работанный им проект трехвинтового ко рабля с эшелонным расположением котлов и машин. Такое эшелонное расположение энергетической установки получило приз нание во всех странах мира и осуще ствляется до настоящего времени на всех классах кораблей. Макарову принадлежит идея о взаимоза меняемости деталей и узлов механизмов, устройств креновых и диферентных систем для выравнивания кренов и дифеоентов кораблей в случае боевых повреждений. Им были предложены и частично введены на снабжение кораблей различные при способления для заделки пробоин и исправ ления повреждений технических средств. Маты, клинья, пробки, доски, боевые сро стки, введенные Макаровым, применяются до настоящего времени. Макаровскиг пла стырь, в свое время получивший всеобщее одобрение на международной выставке, принят на вооружение во всех флотах мира. Макаров подчеркивал, что все средства борьбы за живучесть должны быть приго товлены заблаговременно и находиться на корабле в состоянии, пригодном для немед ленного использования. «Поздно готовить средства борьбы за живучесть, когда ко рабль уже получил пробоину». Это мака- ровское правило свято должно соблюдать ся и в настоящее время. Но. к сожалению, ему не всегда следуют. Большое место в трудах прославленного русского адмирала занимают вопросы ор ганизации службы, призванной обеспечи вать живучесть корабля и осуществлять подготовку личного состава к борьбе за жизнь корабля. Многие разработанные им вопросы сохранили свою актуальность до настояп*его времени. Так, введенные по его предложению «трюмные механики» и «трюмная прислуга» переросли в настоящее время в дивизионы живучести, обеспечи вающие непотопляемость корабля. В статье «Броненосная лодка «Русалка» Макаров пришел к выводу о необходимости организации постов живучести. Эти посты существуют сейчас на кораблях всех фло тов мира. После работ по испытанию переборок Макаров написал инструкцию по уходу за -водонепроницаемыми переборками. Марки ровка дверей, люков и горловин, ответст венность должностных лиц за содержание их в исправности были введены Макаровым и сейчас узаконены нашими уставами и наставлениями. Однако эти давно установ ленные правила не всегда четко соблюда ются, что может привести к тяжелым авариям. Наиболее ясно вопросы борьбы за живу честь личным составом изложены в его труде «Рассуждение по вопросам морской тактики», где более пятидесяти лет назад он изложил положения, которые нисколько не потеряли своего значения до настояще го времени. Макаров считал, что «...каждый матрос должен быть обучен использованию средств борьбы за живучесть, а офицер ский состав должен уметь учить свой личный состав и уметь действовать сам». Адмирал Макаров писал, что офицерский состав заблаговременно должен Осуждать всевозможные аварийные случаи и знать, как их ликвидировать. «Надо, чтобы эки паж корабля учился на действительном де ле и усвоил его себе в такой степени, что бы все необходимые приемы входили в привычку и могли исполняться почти ин стинктивно». Это то, чего добиваемся мы в настоящее время. И дальше в статье гово рилось: «Никто не отрицает пользу упраж нений по части машинной или артиллерий ской. но если упражнения нужны для уме лого пользования машиной, артиллерией, то тем более нужны упражнения для уме лого пользования всеми средствами непо топляемости, ибо их приходится применять в весьма трудных условиях и с чрезвычай ной поспешностью и думать тогда нет вре мени». Он доказывал, что «изучение своего ко рабля (трюмов, систем, переборок) всем личным составом, t особенно офицерским составом, имеет первостепенное значение, так как только при отличном знании свое го корабля возможно его сохранение и пра вильное использование средств борьбы с авариями». Макаров первый ввел обучение личного состава борьбе за живучесть не посредственно на боево»* посту у механиз мов, ввел трюмные учения с фактическим использованием материальной части в об становке, максимально приближенной к действительной. В работе «Рассуждения по вопросам морской тактики» Макаров отмечал: «На до, чтобы люди могли видеть пробоину так, как она есть, видели, каким образом вода бьет через пробоину и заполняет от деление, видели, ч* какими трудностями сопряжено запирание дверей, когда упущен первый момент и вообще, чтобы они видели и своими руками проделывали все то, что приходится видеть и проделывать во вре мя аварии». Исходя из своего огромного опыта, адми рал делал вывод: «Человек так "ан, что он пойдет на верную смерть, когда опасность ему знакома, но его п\тает даже шум воды в трюме, если он к нему не при вык. Приучите людей к этому шуму, и они будут бороться с пробоинами до последней крайности... Я полагаю необходимым обу чать людей водяному и трюмному делу со вершенно так же, как обучают комендоров пальбе из орудий, машинистов — обраще нию с машиной, рулевых — управлению рулем и т. д.». Для обучения личного состава непотоп ляемости Макаров предлагал на каждом корабле иметь плавающую модель, причем они должны были строиться одно временно с кораблем, и на этих моделях проводить занятия с офицерским составом. Нам необходимы такие плавающие модели в настоящее время, но, к великому сожа лению, промышленность их не выпускает, как положено, вместе со строящимся ко раблем. Мы сделали далеко не полный перечень трудов Степана Осиповича Макарова. Пред ставитель замечательной плеяды крупней ших отечественных ученых и флотовод цев. выдающиеся заслуги которых высоко оценены советским народом, горячий пат риот, неутомимо боровшийся с косностью сановных бюрократов и их низкопоклон ством перед заграницей, Макаров прокла дывал новые пути в военно-морском ис кусстве. продолжая и развивая лучшие традиции русского флота. Жизнь Степана Осиповича Макарова является образцом сочетания научного творчества с боевой деятельностью и неустанным трудом по строительству флота. Только при Советской власти Степан Осипович Макаров получил признание как выдающийся ученый и военно-морской деятель. Жизни и деятельности адмирала Макарова посвящено много книг, брошюр, статей. Изучению его научного наследства у нас уделяется огромное внимание. Лучшим памятником от нас. советских моряков, в честь выдающегося адмирала русского флота, представителя замечатель ной плеяды крупнейших отечественных ученых и флотоводцев будет безукоризнен ное соблюдение всех созданных им замеча тельных традиций по обеспечению высокой боеготовности флота и осуществление «на практике его учения о живучести кораблей, которое в связи с применением новых ви дов оружия приобретает еще более акту альное значение. Офицер А. ЯКУБЕНКО. флагманский механик флота.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz