На страже Заполярья. 1955 год. Декабрь.

29 декабря 1955 г., № ЗОВ (5458) На с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 л ш & х м л е - и а к ь д Ы л Ш Наш командир Наш командир... Эти слова к аж ­ дый советский моряк произносит с т е ­ плотой и гордостью. В них он вкл а ­ дывает свои возвышенные чувства уважения и любви к командиру, свою готовность самоотверженно з а ­ щитить его в бою. В годы Великой' Отечественной войны я служил на подводной лодке смелого, умелого и энергично­ го командира Евгения Николаевича Алексеева, в то время капитана 3 ранга. Весь экипаж любил его горя­ чо, был готов идти за ним на любое дело, выполнить любой приказ. Однажды наша подводная лодка получила боевое задание выйти в море и поставить мины на сообще­ ниях гитлеровцев. Условия плавания были тяжелыми. Разыгравшийся шторм достигал 10 баллов. Но для нас это не было новостью. Экипаж лодки в многочисленных походах по­ лучил хорошую морскую закалку . В любой обстановке моряки не теря­ ли самообладания, а командир уве­ ренно вел корабль. Мы скрытно достигли заданного места. Командир приказал пригото­ вить мины к постановке. Н ачалась напряженная боевая работа у бере­ гов, занятых противником. Мины од­ на за другой полетели за борт. Но перед выходом предпоследней лоп­ нул трос тележки . Мина застряла . Создалось угрожающее положение. Кораблю и личному составу грозила смертельная опасность. Требовались экстренные меры. В эти тяжелые минуты все наши надежды были обращены к коман­ диру. Как и прежде, капитан 3 ран­ га Алексеев не растерялся. Он при­ нял дерзкое решение: подойти к скалистому берегу, где скрытность была наибольшая, всплыть и устра­ нить опасность. Когда командир спросил у экипа­ ж а о том, кто пойдет обезвреживать мину, как всегда, каждый ответил: «Я!». Офицер поручил это сделать минерам старшему лейтенанту Не- четайло и старшине 2 статьи Мень­ шову. Моряки действовали уверенно, быстро, слаженно. Они с честью справились с заданием командира. Подводная лодка и экипаж были спасены. Боевую задачу мы выпол­ нили с честью. А сколько у нас было таких походов! Моряки молодого поколения под- волников-североморцев, восприняв лучшие боевые традиции героев вой­ ны, в подавляющем большинстве отличной учебой и службой, пример­ ным поведением выражают свое' уважение к командирам. Матросы видят в них своих учителей, настав­ ников. старших товарищей, умудрен­ ных богатым опытом, военными и политическими знаниями. Чем ж е все это об’яснить? П реж ­ де всего высокой сознательностью советских воинов. Все они хорошо знают, что и матрос и офицер, занимающий самый высокий пост, являются сынами трудового на­ рода. Наши Вооруженные Силы — плоть от плоти, кровь от крови ра­ бочих и крестьян. В отличие от капи­ талистических армий, где между офицерами и солдатами лежит не­ проходимая пропасть, советских командиров и рядовых бойцов об е- диняет отсутствие классовых проти­ воречий, общность интересов и з а ­ дач. Они живут единым монолитным боевым коллективом, сплоченным вокруг Коммунистической партии и Советского правительства. У них одни цели и стремления — бдитель­ но охранять мирный созидательный труд советского народа. Советский народ дал командирам право руководить, командовать, учить и воспитывать подчиненных благодаря их знаниям , опыту, орга­ низаторским способностям, безу­ пречному выполнению своего слу­ жебного долга. Им, избравшим военное дело своей пожизненной профессией, в полной мере присуши все лучшие черты: пламенная лю­ бовь к Родине и жгучая ненависть к ее врагам , непоколебимая воля и бесстрашие, твердость характера, дисциплинированность, неиссякае­ мая боевая инициатива и бдитель­ ность. Эти замечательные качества они, не ж алея сил и времени, вос­ питывают у своих подчиненных. Вот почему воины любят своих коман­ диров и беспрекословно повинуются их воле. Наиболее ярким проявлением любви к командиру является само­ отверженная защита его в бою. На Флоте широко известен подвиг чер­ номорца Григория Корниенко, це­ ною своей жизни спасшего коман­ дира. Высокое звание Героя Совет­ ского Союза было присвоено моря­ кам Виктору Кускозу и Григорию Матюхину, которые, будучи сами ранеными, два с половиной часа дер­ ж ались на воде, спасая тяж ело ра­ неных командиров. Советские моря­ ки достойно продолжают эту слав ­ ную традицию и в послевоенное вре­ мя. Например. самоотверженный поступок совершил подводник стар ­ шина 1 статьи- Валентин Лупик, не­ давно уволившийся в запас. Это благородное чувство воинов находит свое конкретное выражение такж е в беспрекословном повинове­ нии командиру, в строгом соблюде­ нии требований воинской дисципли­ ны, образцовом выполнении служеб­ ных обязанностей. Я знаю немало моряков, которым присущи такие качества. В заключение, молодой моряк, хо­ чется выразить следующее: всегда помни, что командир — это наш учитель, отец и наставник, заботли ­ вый советчик и друг. Люби и у в а ­ ж ай его, безупречно выполняй свой воинский долг. Беспрекос­ ловно повинуйся ему. А если при­ дется тебе быть в боевой обстанов­ ке — всячески оберегай его, пусть д аж е если тебе грозит смертельная опасность. Без командира самые смелые и стойкие воины упускают победу. Всегда и во всем поступай так , как учит командир. Он поможет овладеть воинским мастерством, стать умелым защитником счастья и героического труда советских людей — строителей коммунизма. Мичман И. РЕВЕНКО. Специалист второго класса старший матрос Иван Солохии — передозон мо­ ряк. отлично знающий свое дело. Комсо­ молец Солохин пользуется уважением п авторитетом у матросов. НА С Н И М К Е : старший матрос Иван Солохин за подготовкой к действию боевого поста. Фото И. Никишова. Рыбацкому судну оказана помощь Командир поставил перед личным соста­ вом задачу: оказать помощь рыбацкому судну, которое находилось в открытом мо­ ре. Траулер, наполненный рыбой, возвра­ щался в порт I. попал в шторм. У него вышло из строя рулевое управление. И вот корабль в море. Сигнальщик стар­ ший матрос Петров внимательно осматри­ вает горизонт. Но пока ничего не видно. Волны с шумом обрушиваются на корабль. На переборках и палубе появились ледяные наросты. Приходится то и дело сбивать лед. Наконец, сигнальщик докладывает: — Прямо по курсу огни. Это были аварийные огни рыбацкого судна. Взять его на буксир было очень трудно. Но под руководством стар­ шины 1 статьи Ловцова моряки бы­ стро и ловко работали с тросами. Б ук ­ сир был заведен. Корабль оказал ры­ бакам необходимую помощь. В этом трудном походе матросы, стар­ шины и офицеры проявили стойкость, сме­ лость и инициативу. Матрос И. СОБКО . -О- О И Н Т Е Р Е С Н О прошли в подраз­ делении викторины по устройству ко­ рабля и радиоделу, организованные активистами в часы досуга. Моряки приняли в них активное участие. Старший матрос Маслов и матрос Савушкнн за хорошие ответы удо­ стоены подарков. Мичман В. Маслов. О Б О Л Е Е Д ВА Д Ц А Т И поощрений имеет матрос Рудь. Он — специалист высокого класса. Свои знания Рудь передает молодым матросам. За при­ мерную службу воин сфотографиро­ ван при развернутом Знамени части. Матрос В. Ильков. О СО З Н А Н И ЕМ Д Е Л А выполня­ ет свои обязанности кок матрос Шпора, старательно учит этому мо­ лодых мат^сов. Так, он помог ос­ воить специальность кока матросу Климарчуку. Младший сержант А. Шаповалов. Ц С О В Е Р Ш Е Н С Т В О В А Т Ь М Е Т О Д И Ч Е С К И Е Н А В Ы К И Занятия по специальности — одна из основных форм овладения техникой. На них приобретается тот необходимый уро­ вень знаний, который при дальнейшем со­ вершенствовании приводит к воинскому мастерству. Без детального изучения ору­ жия и техники немыслимп их правильная повседневная эксплуатация и боевое ис­ пользование. Поэтому четкая организация занятий, их правильная методическая по­ следовательность и целеустремленность должны быть постоянно в центре внима­ ния старшин и офицеров. Особенно важно правильно организовать занятия в начале учебного года, когда их удельный вес в системе общей подготовки несколько увеличен и молодой матрос при­ ступает к первым шагам освоения своего заведывания. Основы, заложенные внача­ ле, дадут и соответствующие результаты в дальнейшем, скажутся на всей будущей работе личного состава. Короче, все про­ изойдет ио пословице: «Что посеешь — то и пожнешь». Именно так понимают значение заня­ тии по специальности на корабле П. Од­ нако некоторые общие организационные упущения, а подчас низкая требователь­ ность к отдельным руководителям занятий — старшинам порой приводят к превра­ щению учебных часов в пустую трату драгоценного времени. Старшина 1 статьи Смирнов, руководи­ тель занятий в группе комендпров, опыт­ ный воин, но учебу не всегда проводит качественно. Сказывается не отсутствие у него необходимых знании, а снижение требовательности к себе и подчиненным, личная неорганизованность. Так, будучи старшиной 1 статьи, тов. Смирнов счел возможным явиться на занятия при зна­ ках различия старшины 2 статьи. Такое упущение с его стороны — не мелочь. Неудивительно, что и присутствующие на занятиях матросы Сакерин и Рогачев были в грязном рабочем платье. Но старшина не сделал им замечаний, не потребовал одеться, как положено. Некоторые матросы отсутствовали на занятиях. Старшину это почему-то не тре- вожило. Он считает такое явление нор­ мальным. А в другой группе руководитель занятий вообще не вел никакого учета и не мог ответить офицеру, сколько человек у него в группе должно быть и сколько отсутствует. К концу учебы покинула за- лятия почти половина слушателей. Засту­ пают ли эти ушедшие товарищи действи­ тельно в наряд или нет, старшина твердо не знал. Низкая организация занятий в этих О занятиях по специальности на одном корабле группах сказалась и на их качестве. Старшина 1 статьи Смирнов запланировал для своей группы в течение трех учебных часов изучение досылателя. А среди его слушателей почти все матросы служат на корабле год и более. Можно ли признать правильным такое планирование занятии для них. Безусловно, нет. Старшина в своей разработке отвел двадцать минут времени на об’яснение назначения досылателя. На этот же вопрос офицера матрос Бойко ответил за од­ ну минуту. Что мог рассказывать руково­ дитель занятия в течение двадцати ми­ нут о назначении досылателя — неизве­ стно. Но ясно одно: во время учебы ма­ тросам не было сказано главное — как приготовить досылатель, чтобы он надеж­ но работал, какие неисправности возмож­ ны при работе этого механизма и как их быстро устранить. Не последовало таких вопросов и со стороны слушателей. Зна­ чит. руководитель не сумел заинтересо­ вать и увлечь матросов, не продумал, как лучше провести и построить занятие, не использовал свой личный опыт в эксплуа­ тации изучаемого механизма, а ограни­ чился чтением учебника и показом черте­ жа. Были упущения на занятии и в соседней группе. Поставив цель: изучить тактико- технические данные системы, взаимодей­ ствие ее основных узлов и уход за ней после стрельбы, руководитель не уложил- ся в отведенное время. Изучая тактико- технические данные системы, он не обра­ тил внимание матросов на наиболее харак­ терные ее узлы. Поэтому, когда после ос­ вещения темы спросили у слушателей, .можно ли использовать систему выше нормативов, указанных в описании, и как это сделать, то ни один из моряков не мог ответить на этот вопрос. Наиболее важные положения темы руководителем оказались упущенными. Непродуманная подготовка порой при­ водит к надуманным темам. Так, один старшина запланировал для своих под­ чиненных дальномерщиков и визнрщи- ков изучение свойств человеческого гла­ за... Есть на корабле, конечно, руководите­ ли занятий, которые по-настоящему пони­ мают задачи и ответственность, возложен­ ные на них в этом виде подготовки лич­ ного состава. Командир отделения зенитно- .. го поста Прядеха — молодой командир. Но культура занятии, их методика и по­ становка изучаемых вопросов у него вы­ ше, чем у многих опытных старшин. На занятия Прядеха выносит строго ограни­ ченный круг вопросов, подлежащих изу­ чению. и правильно ставит в своих раз­ работках учебную цель и методически последовательно излагает материал. Мно­ гие матросы в его группе молодые воины, по первому году службы, и. зная это. он на занятиях не мельчит вопросы, а выбирает конкретные темы с нараста­ ющей сложностью. В тот день в данной группе изуча­ лись приборы центрального поста. Руково­ дитель поставил учебной целыо — изу­ чить кинематическую схему приборов по­ ста в их взаимодействии по отдельным линиям, не касаясь вопроса конкретного устройства каждого прибора. Именно с этого п следует начинать изучение при­ боров. Проследить их взаимосвязь по линиям, составить общее представление, а затем, переходя от узла к узлу, изучить в подробностях каждый прибор и его осо­ бенности, ничего не притягивая лишнего и не пропуская главного. Для лучшего усвоения матросами материала занятие Прядеха проводил у механизмов. Исполь­ зуя кинематическую схему с одно­ временным показом приборов, он ак­ тивно привлекал к обсуждению темы сво­ их слушателей. Все матросы группы при­ нимали участие в занятии. Положитель­ ным фактом является возникший в конце учебы теоретический спор между матро­ сами группы по одному прибору. Коман­ дно отделения Лрядеха взял имевшееся под рукой описание и по нему вместе со всей группой разобрал спорный вопрос. Характерно, что среди матросов группы не было ни одного нарушающего форму одеж­ ды и порядок. Неплохо проводил занятия и старшина 2 статьи Кривошеев. Матросы этих групп ушли с занятий удовлетворенные, обогащенные новыми знаниями. В отдельных группах состав слушате­ лей неоднороден. Наряду с матросами по первому году службы имеются воины старших возрастов. Это требует от руко­ водителей занятий более качественной подготовки, лучшей организации занятий. Умение методически правильно постро­ ить занятие — творческое дело. Для это­ го не следует замыкаться в рамки кон­ спекта или книжных описаний, а больше вносить в учебу собственного опыта, на­ копленного за годы службы и в походах. Офицер Н. Б0РАВЕНК0В. Письма о т бывших сослуживцев Недавно с нашего корабля уволилась в запас группа матросов и старшин. Честно выполнив воинский долг, они сейчас всту­ пили в трудовую жизнь на заводах, строй­ ках. в колхозах и совхозах. Многие из них продолжают учиться, приобретать но­ вые специальности. Почти все бывшие во­ ины поддерживают связь с командованием и сослуживцами. Они пишут о своих успе­ хах в труде и учебе, призывают нас упорно совершенствовать боевое мастер­ ство, крепить дисциплину и уставной по­ рядок, служить так, как этого требуют Военная присяга и уставы. Из Калининграда старшему матросу Краснову пишет бывший старшина 2 ста­ тьи Родин. Он сообщает, что побывал до­ ма, повидался с родителями, помог ijm по хозяйству. А сейчас учится в Калинин­ граде в училище судоводителей. На корабле хорошо знают тов. Родина. Он был отличником боевой и политиче­ ской подготовки. Уходя в запас, Родин подготовил достойную смену. Сейчас обя­ занности командира отделения успешно выполняет старшин матрос Матягин. Вот письма из Ленинграда. Кандидат в члены КПСС бывший старший матрос Ше­ велев пишет, что работает на фабрике столяром-краснодеревщиком, бывший стар­ шина 2 статьи Авсеенко — на Кировском заводе. Бывший старший матрос Фролов прис­ лал письмо старшине 2 статьи Анашки­ ну. Фролов пишет, что он учится в тех­ нологическом техникуме в г. Красноза­ водске, Московской области. Учеба идет хорошо. Фролов желает сослуживцам еще лучше изучать оружие и технические средства, крепить боеготовность Флота. Бывшие североморцы не теряют связи и пишут к нам на корабль со всех кон­ цов нашей любимой Родины. Из Баку прислал письмо бывший стар­ ший матрос Губернатенко, работающий сейчас на нефтяных промыслах. Бывший старшин матрос Гаврищук ра­ ботает трактористом в Киевской области, а бывший старший матрос Циприн — на Южном Урале в Брединском совхозе. Они нам сообщают о своих первых успехах, де­ лятся всеми новостями. Воины корабля отвечают на все письма сослуживцев, радуются их успехам, дают слово учиться и служить еще лучше. Матрос И. БОГДАНОВ. Лекции нам понравились На днях в нашем подразделении у дос­ ки об’явлений собрались матросы. Они ве­ ли оживленный разговор о том, что в клу­ бе состоится лекция на тему: «Моральный облик советского воина». В назначенное время клуб заполнили матросы. Лекцию читал старший лейте­ нант Бугаков. Он приводил конкретные примеры, говорил о моральном облике со­ ветских воинов, об отличниках боевой и политической подготовки. Лекция, насыщенная яркими примерами из жизни подразделения, вызвала большой интерес. После лекции выступили воины. Они вскрывали недостатки, критиковали нера­ дивых. Командир отделения Иванов кри­ тиковал матроса Кобчук, который недобро­ совестно нес караульную службу. Но просьбе воинов командир части под­ готовил интересную содержательную лек­ цию о полярном сиянии, которая сопро­ вождалась опытами на приборах. Офицер продемонстрировал опыт, аналогичный по­ лярному сиянию: через трубку с парами ртути пропускал электрический ток. Лекции всем понравились. Матрос М. ПАНЧЕНКО. Адмирал Макаров — основоположник теории непотопляемости корабля Учение о живучести корабля впервые было создано в России. Заслуга в возник­ новении и последующем развитии этой теории принадлежит нашим ученым. Име­ на Степана Осиповича Макарова. Героя Социалистического Труда академика Алек­ сея Николаевича Крылова, Ивана Григорь­ евича Бубнова известны всему миру, как творцов учения о живучести корабля. Сам термин «живучесть» принадлежит адмира­ лу Макарову и был введен в русском флоте. В 1894 году адмирал Макаров впервые дал определение живучести корабля. В статье «Разбор элементов, составляющих боевую силу судов», он писал: «Живу­ честь — есть способность судна продол­ жать бой, имея повреждения в различных боевых частях». Это определение живуче­ сти, увязанное с боеспособностью корабля и деятельностью личного состава, остается правильным до настоящего времени. Будучи поборником лучших традиций русского флота и продолжателем идей про­ славленных флотоводцев Ушакова, Сеняви- иа, Лазарева и Нахимова, адмирал Мака­ ров ратовал за развитие отечественной экономики и культуры, науки и техники. Ой внес ряд весьма важных предложений по улучшению качества кораблестроения и повышению живучести корабля. Почти все научпые труды С. 0. Макаро­ ва были переведены на иностранные языки и являются замечательным вкладом в сок­ ровищницу мировой науки. Несмотря на бюрократизм, консерватизм и противодействие чиновничьего аппарата морского ведомства, благодаря- огромному авторитету Макарова ему удалось осущест­ вить большинство своих идей. После аварии броненосной лодки «Ру­ салка». Степан Осипович Макаров обсто­ ятельно разобрал и проанализировал эле­ менты непотопляемости этого корабля и сделал обобщенные выводы по улучшению его живучести. Эта работа Зыла написана в то время (1870 год), когда даже в самом развитом по тому времени английском фло­ те не было никаких сложившихся 'взгля­ дов по вопросам живучести кораблей. В 1875 году Макаров написал работу «0 непотопляемости судов», в которой дано определение данному термину. Он писал: «Непотопляемость судна, или способность его оставаться на воде, имея подводные пробоины, есть одно из главных боевых качеств судна. Предмет этот не разрабо­ тан, не имеет своей истории, не входит ни в какие курсы и настолько не тронут, что мы не знаем о нем ни одного мнения, высказанного в печати людьми авторитет­ ными». Этим Макаров подчеркнул приори­ тет русского флота в вопросах обеспечения живучести корабля. В русском флоте по инициативе Бутакова раньше чем в других флотах мира было введено предложение Макарова о назначении на каждое судно трюмного механика и «трюмной прислуги». Поздней этому последовали на всех фло­ тах мира. Степан Осипович Макаров, па основании разобранных причин гибели множества судов в то время и, в частности, после ис­ следования гибели английского новейшего по тому времени броненосца «Виктория», предложил устанавливать водонепроница­ емые переборки до верхней палубы и на­ стоятельно требовал испытывать их водой под напором методом налива вместо поли­ вания струей воды из пожарного шланга. В одной из своих работ Макаров отмечал: «Если мы находим возможным принимать переборки беа надлежащей пробы, то по­ чему же не допустить и приема артиллерии и мин без пробы, без предварительной ар­ тиллерийской и минной стрельбы... пере­ борки также нельзя считать испытанными потому только, что на них побрызгали во­ дой. Если бы они назначались против дож­ дя, то тогда можно было бы с этим ми­ риться, но непроницаемые переборки пред­ назначаются, чтебы выдержать напор воды огромной силы». В 1898 году в России было принято положение, согласно которому водонепро­ ницаемые переборки должны были быть доведены до верхней палубы, а испытания переборок производить обязательно под давлением, методом налива воды в отсеки. 23 января 1896 года по приглашению английского Комитета Главной торговой палаты С. 0. Макаров в Гонконге сделал специальный доклад о «предполагаемых им мерах но уменьшению гибельных последст­ вий, происходящих от столкновения судов на море». Ряд выводов, сделанных Мака­ ровым по живучести кораблей, были учте­ ны англичанами, а затем и другими евро­ пейскими странами при строительстве су­ дов. Выдающийся русский флотоводец не пропускал ни одной аварии кораблей, чтобы не сделать из этого практических и теоретических выводов. Степану Осиповичу Макарову принадле­ жит разработка первых таблиц, при помо­ щи которых можно было приблизительно определять среднюю осадку, крен и днфе- рент корабля в случае затопления одного или нескольких его отсеков. Эти таблицы послужили основанием разработанных впо­ следствии таблиц непотопляемости Алексея Николаевича Крылова. Макаровым был решен ряд проблем по вопросам обеспечения живучести ору­ жия и технических средств. В статье «Средства против потопления судов», опуб­ ликованной в 1876 году, Макаров предло­ жил для повышения живучести артиллерии и энергетической установки разнести артиллерию автономно по всей длине ко­ рабля, а размещение котлов и машин пре­ дусмотреть в разных отсеках. При этом он предлагал установить для каждой глав­ ной машины свою автономную группу котлов с тем, чтобы при выходе из строя одного агрегата корабль не терял ход. В этой же статье Макаров описал раз­ работанный им проект трехвинтового ко­ рабля с эшелонным расположением котлов и машин. Такое эшелонное расположение энергетической установки получило приз­ нание во всех странах мира и осуще­ ствляется до настоящего времени на всех классах кораблей. Макарову принадлежит идея о взаимоза­ меняемости деталей и узлов механизмов, устройств креновых и диферентных систем для выравнивания кренов и дифеоентов кораблей в случае боевых повреждений. Им были предложены и частично введены на снабжение кораблей различные при­ способления для заделки пробоин и исправ­ ления повреждений технических средств. Маты, клинья, пробки, доски, боевые сро­ стки, введенные Макаровым, применяются до настоящего времени. Макаровскиг пла­ стырь, в свое время получивший всеобщее одобрение на международной выставке, принят на вооружение во всех флотах мира. Макаров подчеркивал, что все средства борьбы за живучесть должны быть приго­ товлены заблаговременно и находиться на корабле в состоянии, пригодном для немед­ ленного использования. «Поздно готовить средства борьбы за живучесть, когда ко­ рабль уже получил пробоину». Это мака- ровское правило свято должно соблюдать­ ся и в настоящее время. Но. к сожалению, ему не всегда следуют. Большое место в трудах прославленного русского адмирала занимают вопросы ор­ ганизации службы, призванной обеспечи­ вать живучесть корабля и осуществлять подготовку личного состава к борьбе за жизнь корабля. Многие разработанные им вопросы сохранили свою актуальность до настояп*его времени. Так, введенные по его предложению «трюмные механики» и «трюмная прислуга» переросли в настоящее время в дивизионы живучести, обеспечи­ вающие непотопляемость корабля. В статье «Броненосная лодка «Русалка» Макаров пришел к выводу о необходимости организации постов живучести. Эти посты существуют сейчас на кораблях всех фло­ тов мира. После работ по испытанию переборок Макаров написал инструкцию по уходу за -водонепроницаемыми переборками. Марки­ ровка дверей, люков и горловин, ответст­ венность должностных лиц за содержание их в исправности были введены Макаровым и сейчас узаконены нашими уставами и наставлениями. Однако эти давно установ­ ленные правила не всегда четко соблюда­ ются, что может привести к тяжелым авариям. Наиболее ясно вопросы борьбы за живу­ честь личным составом изложены в его труде «Рассуждение по вопросам морской тактики», где более пятидесяти лет назад он изложил положения, которые нисколько не потеряли своего значения до настояще­ го времени. Макаров считал, что «...каждый матрос должен быть обучен использованию средств борьбы за живучесть, а офицер­ ский состав должен уметь учить свой личный состав и уметь действовать сам». Адмирал Макаров писал, что офицерский состав заблаговременно должен Осуждать всевозможные аварийные случаи и знать, как их ликвидировать. «Надо, чтобы эки­ паж корабля учился на действительном де­ ле и усвоил его себе в такой степени, что­ бы все необходимые приемы входили в привычку и могли исполняться почти ин­ стинктивно». Это то, чего добиваемся мы в настоящее время. И дальше в статье гово­ рилось: «Никто не отрицает пользу упраж­ нений по части машинной или артиллерий­ ской. но если упражнения нужны для уме­ лого пользования машиной, артиллерией, то тем более нужны упражнения для уме­ лого пользования всеми средствами непо­ топляемости, ибо их приходится применять в весьма трудных условиях и с чрезвычай­ ной поспешностью и думать тогда нет вре­ мени». Он доказывал, что «изучение своего ко­ рабля (трюмов, систем, переборок) всем личным составом, t особенно офицерским составом, имеет первостепенное значение, так как только при отличном знании свое­ го корабля возможно его сохранение и пра­ вильное использование средств борьбы с авариями». Макаров первый ввел обучение личного состава борьбе за живучесть не­ посредственно на боево»* посту у механиз­ мов, ввел трюмные учения с фактическим использованием материальной части в об­ становке, максимально приближенной к действительной. В работе «Рассуждения по вопросам морской тактики» Макаров отмечал: «На­ до, чтобы люди могли видеть пробоину так, как она есть, видели, каким образом вода бьет через пробоину и заполняет от­ деление, видели, ч* какими трудностями сопряжено запирание дверей, когда упущен первый момент и вообще, чтобы они видели и своими руками проделывали все то, что приходится видеть и проделывать во вре­ мя аварии». Исходя из своего огромного опыта, адми­ рал делал вывод: «Человек так "ан, что он пойдет на верную смерть, когда опасность ему знакома, но его п\тает даже шум воды в трюме, если он к нему не при­ вык. Приучите людей к этому шуму, и они будут бороться с пробоинами до последней крайности... Я полагаю необходимым обу­ чать людей водяному и трюмному делу со­ вершенно так же, как обучают комендоров пальбе из орудий, машинистов — обраще­ нию с машиной, рулевых — управлению рулем и т. д.». Для обучения личного состава непотоп­ ляемости Макаров предлагал на каждом корабле иметь плавающую модель, причем они должны были строиться одно­ временно с кораблем, и на этих моделях проводить занятия с офицерским составом. Нам необходимы такие плавающие модели в настоящее время, но, к великому сожа­ лению, промышленность их не выпускает, как положено, вместе со строящимся ко­ раблем. Мы сделали далеко не полный перечень трудов Степана Осиповича Макарова. Пред­ ставитель замечательной плеяды крупней­ ших отечественных ученых и флотовод­ цев. выдающиеся заслуги которых высоко оценены советским народом, горячий пат­ риот, неутомимо боровшийся с косностью сановных бюрократов и их низкопоклон­ ством перед заграницей, Макаров прокла­ дывал новые пути в военно-морском ис­ кусстве. продолжая и развивая лучшие традиции русского флота. Жизнь Степана Осиповича Макарова является образцом сочетания научного творчества с боевой деятельностью и неустанным трудом по строительству флота. Только при Советской власти Степан Осипович Макаров получил признание как выдающийся ученый и военно-морской деятель. Жизни и деятельности адмирала Макарова посвящено много книг, брошюр, статей. Изучению его научного наследства у нас уделяется огромное внимание. Лучшим памятником от нас. советских моряков, в честь выдающегося адмирала русского флота, представителя замечатель­ ной плеяды крупнейших отечественных ученых и флотоводцев будет безукоризнен­ ное соблюдение всех созданных им замеча­ тельных традиций по обеспечению высокой боеготовности флота и осуществление «на практике его учения о живучести кораблей, которое в связи с применением новых ви­ дов оружия приобретает еще более акту­ альное значение. Офицер А. ЯКУБЕНКО. флагманский механик флота.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz