На страже Заполярья. 1955 год. Декабрь.

2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 28 декабря 1955 г., № 305 (5457). Четвёртая сессия Верховного_Совета СССР В Совете Национальностей На заседании Совета Национальностей, проходившем под председательством заме­ стителя Председателя Совета Националь­ ностей депутата Н. Е. Авхимовича, пер­ вым в прениях по докладу о Государст­ венном бюджете СССР на 1956 год и об исполнении Государственного бюджета за 1954 год выступил депутат К Т. Тлоста- нсв (Кабардинская АССР). Одобряя проект Государственного бюджета СССР на 1956 год, он рассказал, на какие цели исполь­ зуются бюджетные ассигнования в Кабар­ динской республике. Три четверти этих средств направляется на развитие народ­ ного образования, здравоохранения, нау­ ки и культуры. Ассигнования на разви­ тие промышленности местного подчинения в текущем году возросли более чем в два раза против 1950 года. Отметив некоторые успехи в развитии экономики республики, депутат Тлостанов говорит далее о существенных недостат­ ках в работе промышленности и сельского хозяйства. На некоторых предприятиях республики не выполняются государствен­ ные планы по ассортименту, допускаются непроизводительные расходы. В сельскохо­ зяйственное производство слабо внедряют­ ся достижения науки и передовой опыт. Партийные и советские организации республики, заявил тоз. Тлостанов, при­ нимают меры, чтобы устранить недостат­ ки в работе промышленности, добиться под’ема всех отраслей оельскего хозяйст­ ва. Депутат А. А. Мюрисеп (Эстонская ССР) значительную часть речи посвятил развитию сланцевой промышленности, яв­ ляющейся ведущей отраслью народного хозяйства республики. Он высказал ряд критических замечаний в адрес Министер­ ства угольной промышленности СССР, ко­ торое неудовлетворительно решает вопро­ сы механизации трудоемких работ по на­ валке и обогащению сланцев. Медленно внедряется открытый метод добычи слан­ цев. Одобряя представленный на рассмотре­ ние сессии проект бюджета СССР на 1956 год, тов. Мюрисеп став!гг вопрос об уси­ лении строительства в республике пред­ приятий хлебопекарной промышленности, о реконструкции цементного завода «Кун- да». Выступает депутат Т. Я. Киселев (Бело­ русская ССР). Он говорит о миролюбивой внешней политике Советского государства. Советские люди, сказал тов. Киселев, го­ рячо и единодушно одобряют итоги по­ ездки товарищей Булганина и Хрущева в Индию, Бирму и Афганистан. Эти итоги радуют не только нас. советских людей. Они радуют всех честных людей, кому до­ роги мир, безопасность, дружба и сотруд­ ничество народов. Касаясь далее работы промышленности республики, депутат отметил, что досроч­ но выполнен пятилетний план и план 1955 . года.' Об’ем производства в этом 5 оду по сравнению с 1954 годом вырос на 13,5 процента. Большинство предприятий добилось снижения себестоимости продук­ ции, улучшило использование оборудова­ ния на существующих производственных площадях. В то же время многие предприятия в третьем квартале не выполнили государ­ ственных планов. Предприятия местной и кожевенной промышленности, а также промкооперация недодали в бюджет за 11 месяцев текущего года около 30 миллио­ нов рублей налога с оборота. Депутат Киселев ставит вопрос о рас­ ширении сети медицинских учреждений в республике. Депутат М. Я. Плудон (Латвийская ССР), касаясь вопроса улучшения струк­ туры и сокращения управленческого ап­ парата. указал, что в республике расхо­ ды на содержание ^рганов государственного управления уменьшились в этом году про­ тив 1954 года на 14 миллионов рублей. Однако имеются большие возможности дальнейшего сокращения и удешевления административно-управленческого аппара­ та. Есть ведомства, говорит оратор, где на каждые 100 человек рабочих насчитывает­ ся до 20—25 служащих. Особенно не­ благополучно в этом деле в заготовитель­ ных организациях, содержание которых обходится государству более 50 миллионов рублей в год. Депутат Плудон высказывается за ут- перя.*дение Государственного бюджета на 1956 год. Слово предоставляется Министру выс­ шего образования СССР В. П. Елютину. Государственный бюджет, сказал он, пре­ дусматривает значительные ассигнования на дальнейшее развитие науки, культуры и образования в нашей стране. В настоя­ щее время в вузах обучается 1 миллион S65 тысяч студентов. Народное хозяйст­ во Соизтского Союза ежегодно получает более 200 тысяч квалифицированных спе­ циалистов. Отметив, что десятки тысяч студентов готовятся без отрыва от производства, тов. Елютин говорит о необходимости еще боль­ шего расширения вечернего и заочного образования. Оратор останавливается на участии высших учебных заведений в борьбе за дальнейший технический прогресс про­ мышленности и сельского хозяйства стра­ ны. Депутат С. Камалов рассказал о том, как труженики сельского хозяйства Уз­ бекистана борются за увеличение произ­ водства хлопка. Переход на новый прог­ рессивный метод агротехники хлопчатни­ ка позволил резко сократить затраты ручного труда и на больших площадях повысить урожайность этой культуры. Тов. Камалов от имени трудящихся Узбе­ кистана высказывает благодарность ра­ бочим Москвы, Ленинграда, Харькова и Владимира за братскую помощь в осна­ щении хлопководческих хозяйств респуб­ лики новой техникой. Хлопкоробы Узбе­ кистана ставят перед собой задачу до­ биться в 1956 году увеличения производ­ ства хлопка не менее чем на 500 тысяч тонн и сдать государству 3 млн. тонн хлопка. В своем выступлении тов. Камалов оста­ новился также на вопросах культурного и жилищного строительства в республике. Как и предыдущие ораторы* он поддержал предлолсение об утверждении Государст­ венного бюджета СССР на 1956 год. Депутат М. Д. Данилов посвятил свое выступление развитию культуры марий­ ского народа. В столице республики — городе Йошкар-Ола — имеются два выс­ ших учебных заведения, научно-исследо­ вательский институт, шесть специальных средних учебных заведений. Один По­ волжский лесотехнический институт име­ ни Горького подготовил более 3.500 спе­ циалистов для лесного хозяйства и лесной промышленности. За послевоенные годы коллективом этого института- проведены большие работы по устройству лесов По­ волжья, разработаны новые методы рубки леса, восстановления дубрав. Тов. Данилов ставит вопрос о том, что­ бы Министерство высшего образования СССР больше проявляло заботы о разви­ тии материально-технической базы пери­ ферийных высших учебных заведений. Министр промышленности продовольст­ венных товаров СССР депутат В. П. Зо­ тов заявил, что промышленность продо­ вольственных товаров выпелнила годовой план по выпуску валовой продукции 26 декабря. Предприятия Министерства дадут сверх плана до конца года продукции больше чем на 3,5 миллиарда рублей. Министр отметил, что в работе пред­ приятий промышленности продовольствен­ ных товаров все еще имеются серьезные недостатки — Министерство принимает меры к их устранению. На заседании Совета Национальностей выступили также депутаты М. П. Георгац- зе (Грузинская ССР), А. В. Гиталов (Ук­ раинская ССР) и Министр строительства электростанций Ф. Г. Логинов. (ТАСС). Не было случая, чтобы токарь комсомолец Королев не выполнил порученного ему задания. За добросовестную службу он имеет ряд благодарностей. НА С Н И М К Е : специалист второго класса старший матрос Виталий Королев за измерением штангенциркулем детали, обрабатываемой на токарном станке. Фото И. Никишова. Уметь обнаруживать цели в условиях помех Раздался сигнал. Отдано приказание включить радиолокационную станцию. Быстро, без суеты расчет занял свои мес­ та у боевых механизмов. Каждый воин действует уверенно. — Сектор... Производить поиск, — по­ ступило приказание с командного пункта. Особенно напряженная работа в этот момент у оператора сержанта Миюельсонс. Он внимательно наблюдает за зеленоватым экраном трубки индикатора: Вот показа­ лась маленькая точка — это отраженный импульс, изображающий цель. —Есть данные, — докладывает Ми­ кельсоне. Сейчас важно не упустить цель. Опыт­ ный оператор четко выполняет свои обя­ занности. Он внимательно следит за при­ борами. Понимает, что от него зависит, от­ кроет ли батарея огонь на предельной дальности. Несмотря на сложные условия оператор умело сопровождает обнаружен­ ную цель. В руках классного специалиста техника действует всегда безотказно. В любой об­ становке оержант Микельсонс справляет­ ся со своими обязанностями. Что же способствует успеху воина? Прежде всего отличные знания и хоро­ шие практические навыки. Оператор всег­ да правильно настраивает станцию, зара­ нее тщательно готовит всю материальную часть к боевой работе. Чтобы обнаружить и вести цель в сложных условиях, нужно прежде всего знать виды помех, зону обнаружения своей станции. Поэтому на практических трени­ ровках сержант Микельсонс стремится ис­ пользовать все возможности для поимки и сопровождения целей. В каждом отдельном случае оператор вместе с начальником станции определяет вид помех, уточняет их интенсивность. Обнаружив цель в сложных условиях, ра­ диометристы умело применяют средства за­ щиты и ослабления от помех. Это дает возможность при любых обстоятельствах, если не автоматически сопровождать, то, по крайней мере, следить за целью. По внешнему виду иногда очень труд­ но отличить отражение импульсов пас­ сивных помех от изображения на инди­ каторной трубке группы самолетов. В этом деле на выручку приходит отличное знание радиолокационной техники. Под руководством офицера оператор старшина Горелик учился распознавать помехи, вести борьбу с ними. Он узнал, каких видов бывают помехи, как они ото­ бражаются на экране. Тренировки помогли ему научиться безошибочно определять характерную особенность импульсов: от­ ражаясь от самолетов, они движутся быст­ рее, чем от помех. В сложных условиях цель легче всего обнаружить на трубке дальности. Поэтому опытный оператор учится непрерывно следить за самолетами по трубке дально­ сти. Систематические занятия у матери­ альной части дали возмоя:ность старшине Горелик теперь быстро и точно определять необходимые данные при работе в слож­ ных условиях. Радиометрист своевременно обнаруживает самолеты. В этом подразделении весь расчет ра­ диолокационной станции работает сла­ женно, быстро умеет находить цель и сопровождать ее в любой обстановке. Такого успеха зенитчики добились упорными тренн|ювками. Командир бата­ реи проводил занятия с личным составом первоначально в простой обстановке, за­ тем постепенно усложнял их. Это дало возможность матросам ознакомиться с изображением помех и их влиянием на боевую работу. Недавно на батарею прибыли молодые специалисты. Они с большим желанием и энергией изучают материальную часть. Пример показывают подчиненные младше­ го сержанта Гонебного. За короткий срок они сумели добиться высокой слаженно­ сти в действиях, отличного использования замечательной техники. Расчет радиолокационной станции иг­ рает важную роль в успешном решении зенитной батареей боевых задач. Офицер М. РОДИН. Некоторые итоги сдачи экзаменов на классность Новички овладевают техникой Молодые матросы нашего подразделения с усердием взялись за изучение матери­ альной части. В помощь им у нас органи­ зуются дополнительные занятия, где но­ вички производят разборку и сборку ме­ ханизмов, имеют возможность узнать на­ значение деталей. Матрос Томич часто обращается за по­ мощью к товарищам. II благодаря этому он добился некоторых успехов. А вот у матро­ са Бабенко знания пока низкие, так как он к занятиям относится халатно. Так по­ ступать нельзя. Молодые воины должны в короткий срок овладеть техникой, на­ учиться умело ее обслуживать. Младший сержант П. БУДНЫЙ. Экзамены на классность показали, что наши штурманские электрики и рулевые добились немалых успехов в совершенст­ вовании теоретических знаний и практи­ ческих навыков по использованию и об­ служиванию материальной части заведы- ваний в сложных условиях плавания. Результаты экзаменов свидетельствуют о том, что хороших показателей добились в тех подразделениях, где специальная подготовка матросов и старшин проводи­ лась равномерно, в течение всего учебно­ го года и строго по плану. Почетного звания классного специали­ ста ^удостоены старшины 2 статьи Орлов, Клейменов. Насаль и Ворохов, старшие ма­ тросы Фефилов, Доцюк, Подскребышев и другие. Все они являются примером высо­ кой дисциплинированности и исполнитель­ ности. Частые походы не помешали им заниматься теорией, а выходы в море ис­ пользовались для выработки практических навыков в обслуживании техники. Опыт работы штурманского кабинета служит доказательством тому, что, если воины стремятся познать специальность, для них не существует непреодолимых препятствий. Рулевой старший матрос Подскребышев старательно готовился к экзаменам на классность и часто посещал учебные клас­ сы штурманского кабинета, чтобы полу­ чить консультацию по тому или иному во­ просу. Был случай, когда Подскребышеву было непонятно, как практически выби­ рать из таблиц девиацию ио известному значению компасного курса при смене зна­ ков в таблице. Он попросил, чтобы ему объяснили устройство девиационного при­ бора магнитного компаса. В кабинете по­ могли разобраться в этих вопросах. По­ добные задачи теперь воин с успехом ре­ шает самостоятельно. Таким образом, со­ четая учебу на корабле с занятиями и тренировками в кабинете, старший матрос Подскребышев сумел не только подтвер­ дить, но и повысить свою классность. Итоги экзаменов показали, что некото­ рые воины не имели достаточных знаний, чтобы стать классными специалистами или повысить классность. К ним относятся рулевые старшие матросы Митин и Зеву- нов, штурманский электрик Яковлев. Ру­ левой старший матрос Зевунов, выполняя нормативные задачи, показал, что у него нет еще достаточного опыта, необходимого специалисту первого класса. Следует указать на весьма слабое и поверхностное усвоение отдельными руле­ выми устройства электронавигационных приборов, тогда как программой преду­ смотрено знание рулевыми общего уст­ ройства и ириниипа действия этих прибо­ ров. Рулевые Моисеев и Городнянский, ви­ димо, считают, что для них вполне доста­ точно знать магнитный компас, уметь оп­ ределять направление и силу ветра, влаж­ ность воздуха, нести ходовую вахту. Знать устройство эхолота Моисеев и Го- роднянекий также считают необязатель­ ным. Они только могли сказать об эхоло­ те и лаге, что эти приборы служат для измерения глубины с помощью звука, а лаг работает на давлении воды. Расска­ зать же комплектацию схемы, принципи­ альное услюйство этих приборов моряки не сумели. Нужно указать и на такой недостаток в ответах. При изложении материала не­ которые воины отступают от существую­ щей морской терминологии. На недопусти­ мость подобных искажений на экзаменах было указано рулевому Федорову. Он в целом показал неплохие знания, но путал терминологию. Так, нактоуз магнитного компаса он назвал тумбой. Этот при­ мер свидетельствует о том, что на кораб­ ле, где служит Федоров, видимо, недоста­ точно заботятся о повышении морской культуры специалистов. Экзамены в штурманском кабинете так­ же показали, что не везде серьезно отне­ слись к отбору кандидатов для сдачи на классность. Так, например, в одном под­ разделении матросы Спиридонов, Зазно- бин и М. Иванов не выдержали экза­ менов на классность. Рулевой М. Ива­ нов плохо знал устройство и эксплуата­ цию метеоприборов. Кроме того, он при­ знался. что никогда не видел наклономера Каврайского. Матрос Зазнобин неудовле­ творительно знал электронавигационные приборы, отвечал вяло и неуверенно. Подобные примеры формального подхода к выдвижению кандидатов на классность выявились и на другом корабле. Рулевой старший матрос Митин не проявлял долж­ ного старания в изучении техники и при­ обретении навыков ее использования. Он плохо справлялся со своими обязанно­ стями. зазнался, успокоился на достигну­ том. Но его допустили к экзаменам, на­ деясь, видимо, на то, что «авось» как- нибудь сдаст. В результате рулевой клас­ сность не подтвердил. Да и как мог он оставаться классным специалистом, если не знает средств борьбы с водой и пожа­ ром, отличия пенного огнетушителя от уг­ лекислотного. А ведь без этих знаний не­ возможно грамотно и эффективно бороть­ ся за живучесть боевого поста, корабля. Отдельные матросы на экзаменах были в состоянии ответить только на те вопросы, которые касались лишь их заведывания. Так, например, у матроса Тимофеева на экзаменах обнаружилось полное незнание им радиопеленгаторных устройств. Сна­ чала он пытался что-то сказать, упомя­ нул, что в схеме имеется рамка, на кото­ рую производится прием сигнала. Потом, видя, что из его рассказа ничего путного не получится, сознался, что не знает ра­ диопеленгатора, и об’яснил это тем, что в его заведывание входит только гироком­ пас. Наконец, следует указать еще и на такой факт. Отдельные матросы не уделяют должного внимания вопросам точности вы­ полнения нормативов и решения задач. Об этом говорит следующий пример. Рулевой старший матрос Зевунов, выполняя нор­ мативную задачу по определению данных ветра и влажности, уложился в норматив по времени, но допустил при этом боль­ шую ошибку в точности определения. Это говорит не только о невнимательности ру­ левого, но и о слабой его натренирован­ ности. Степень подготовленности воина во мно­ гом зависит и от того, как старшина вос­ питывал своего подчиненного, обучал спе­ циальности и передавал свой опыт и на­ выки. Об этом наглядно свидетельствуют следующие примеры. Командир отделения штурманских электриков старшина 2 ста­ тьи Карасовский и его подчиненный стар­ ший матпос Святохин стали классными специалистами. На экзаменах старший ма­ трос показал отличные знания, и это не случайно. Старшина не только сам много занимался, но и тщательно готовил штур­ манского электрика к экзаменам, прививал навыки в обслуживании приборов. В похо­ дах старшина 2 статьи Карасовский, если возникали неисправности, давал возмож­ ность подчиненному самостоятельно нахо­ дить и устранять их. Так было, когда старший матрос Святохин получил задание от стаошины устранить неисправность в работе эхолота. «Повозившись» со схемой и проверив в отдельности все узлы, моряк обнаружил в усилителе прибора отпаяв­ шийся конец силового трансформатора и устранил этот дефект. А вот другой пример. Тов. Французов считался неплохим специалистом, но в этом году стал мало заниматься обучени­ ем и подготовкой подчиненных, запустил имеемую документацию. И, как результат, он не был допущен к сдаче экзаменов на классность. А его подчиненный штурман­ ский электрик Яковлев завалил сдачу на классность. Он не знал устройство радио­ пеленгатора. Отсюда можно сделать вывод о необхо­ димости повысить требовательность к старшинам, на обязанности которых лежит обучение и воспитание матросов. Старший лейтенант Б. МАНГАСАРОВ. Так сражались советские воины Подвиг четырёх гвардейцев Недавно я видел, как офицер — коман­ дир подразделения вручил молодым воинам оружие. При этом он показал предвари­ тельно его огневую мощь. Офицер вывел солдат на стрельбище, взял карабин и произвел три выстрела. Все пули легли в круге десятки. Затем офицер стал вести огонь по кирпичной кладке, бревенчатому срубу, по броневому листу, бетонной стен­ ке и земляной насыпи. Молодые воины восхищением наблю­ дали отличные боевые качества со­ ветского карабина. Они гордились неуто­ мимыми тружениками наших заводов, ко­ торые создали такое славное оружие. Они гордились своим командиром, его стрелко­ вым мастерством. Когда состоялся торжественный акт вру­ чения молодым солдатам оружия, офицер сказал: — Военная присяга обязывает нас защищать Родину мужественно, умело, с достоинством и честыо. Для этого наша Родина обеспечила советских воинов всем необходимым. Мы имеем великолепное ору­ жие. Но, — командир сделал паузу, — в руках необученного и слабовольного чело­ века даже самое мощное оружие бессиль­ но. Лишь умелый, дисциплинированный и стойкий солдат сумеет извлечь из своего оружия ту скрытую силу, которая заложе­ на в нем, и победить врага. Эти слова офицера о стойкости совет­ ского человека, умножающей силу оружия, напомнили мне о жестоких Соях, которые проходили тринадцать лет назад на Дону, близ станицы Хлетская. Кровавая борь­ ба велась за каждый рубеж, за каж­ дую складку местности. Высоты, лощины, населенные иункты по нескольку раз пе­ реходили из рук в руки. Враг нес большие потери, не в Клетскую, которая имела большое оперативное значение, он так и чо прорвался. Его атаки разбились о CioiiiiccTb синдских воинов. Я вспомнил об одном маленьком эпизоде, ставшем известным тогда всей Советской стране. Я называю его «маленьким» лишь потому, что он разыгрался на крохотном клочке земли, у небольшого опаленного огнем войны холмика, а действующих лиц в нем было четыре. Но по своей значимо­ сти то был выдающийся подвиг четырех гвардейских воинов, которые мужественно и стойко дрались с врагом. Четыре гвардейца уничтожили из двух противотанковых ружей пятнадцать тан­ ков противника. Вот их фамилии: Болото, Беликов. Самойлов, Алейников. Как же все это произошло? Я перели­ стываю старый блокнот и нахожу запись лаконичного рассказа участника этого боя — Петра Болото. — Я сам из Донбасса родом. У меня дол­ гие годы под землей прошли, — начал олдат как-то издалека. — И коногоном я был, и крепильщиком, и забойщиком вме­ сте с братьями — Семенов и Дмитрием. Все трое под землей трудились, а теперь, все трое за эту землю воюем. Рассказать вам, как мы вчетвером с фа­ шистскими танками сражались? — сделал неожиданный переход Петр Болото и про­ должал: — Утро было. Только мы у себя в окоп­ чиках за кашу сели, как наши ребята кри­ чат: «Танки!». Я поставил кашу аккурат­ но, думаю: «С’ем еще». А у меня все в окопе с той думкой вырыто, чтобы удобно было: слева для вещей разных полочка земляная, cnpina — для гранат. Только кашу отставил, слышу: действительно тан­ ки идут. Однако, не прямо на нас, а сто­ роной идут, обойти, наверное, нас хотят. И на первый раз все очень быстро вышло. Увидали мы первый танк. Я приложился, выстрелил. II слышу: Беликов тоже вы­ стрелил. Танк не загорелся, но встал. Я еще в это время других танков^ не видел и говорю Алейникову: «Гляди, бей фаши­ стов. как из машины выскакивать будут!». Но тут второй танк подошел и первый от нас собой закрыл. Так и стоял, пока в не­ го экипаж из разбитого танка перелезал. Стали мы бить по второму танку, но тут у нас, очевидно, промахи вышли: он стоял, стоял и дальше пошел: не попали мы в него. II вот они все, один за другим, мимо нас вдоль позиции пошли. Много их было. Я увидал, что много, и крикнул ребятам: «За Родину, за землю родную — бей по-гвар­ дейски!». И мы ударили по третьему танку. Он загорелся. Остальные открыли по нас огонь, прямо скажем, очень сильный. Все они навалились на бугорок, где мы засе­ ли, и из пушек и пулеметов так палили по нашим окопам, что в глазах темно бы­ ло. А мы ничего, — живые сидим. У нас окопы удобные были, подходящие... Третий танк так свечой загорелся, что даже никто и не выпрыгнул из него. Я это вижу и Беликову кричу из окопа в окоп: «Ну, как ты, ничего?». «А ты?». «Ниче­ го!». «А я тоже ничего». «Ну, — говорю, — значит и хорошо». Так мы с ним короткий разговор все время и вели для бодрости духа. Но по обличиго видать было, что никто не блед­ нел, цвета лица не менял. Наши помощ­ ники Алейников и Самойлов тоже были на месте. Патрон чистый, протертый всегда подадут. Иногда связку гранаток швырнут под фашистскую гусеницу. Нам с Белико­ вым легче от этого. Мы ударили по четвертому танку, — он встал. Но танков еще много позади шло, так что переживания у нас были все время трудноватые. Но мы все-таки разговари­ вали друг с другом, переклинивались. И в это время на нас их самолет стал пики­ ровать. Затем самолет улетел. А танки все идут и идут. И до того ружье раскалилось, что пришлось мне уже с Беликовым по очереди стрелять. Бились мы с танками весь день. Я стреляю, стре­ ляю, погляжу на своего помощника Алей­ никова, вижу, он в лице немного сменил­ ся. Ясно, хотя и гвардеец, но парень еще молодой. Я говорю: «Алейник, не робей! Не журись, все равно оба живы будем». А Беликов мне из своего окопа кричит: «Смотри, Болото, не болтай, а то промах­ нешься!». А я и сам стараюсь: знаю, что промахи­ ваться нельзя, промахнешься, так всем нам за одно конец будет. А танки все ближе к нам подходили, но мы их старались не допустить. II тут я увидел, что Костя Беликов от ружья отор­ вался и что-то на бумажке пишет. Я гово­ рю ему: «Ишь нашел время бумагу ма­ рать. Что ты пишешь?». «Я боевой ли­ сток пишу, — отвечает он. — За всех нас четверых, что бьемся мы по-гвардейски и не отдадимся живыми. Пусть от нас па­ мять будет; может, наши придут и най­ дут». На листке расписались мы все. II той минуте мы пятнадцать танков подбили. Они все перед нами в поле, в бурьяне стояли. Уже смеркаться начало, темнота пошла. Остальные танки, которые двигались, стали вправо и влево заворачи­ вать. Не любят фашисты воевать ночью. Так мы их атаку с твердым гвардейским духом отбили, и все четверо живые. Вот какой у нас бой был! К ночи вовсе тихо стало. Наших нигде не видно. Сидим и думаем: что же дальше делать? Но тут связной приполз на огонек, на догоравшие танки да как крикнет: «Рота до утра еще сменила позицию, а вы тут валандае­ тесь!..». Поругали мы его малость за непод­ ходящие выражения и тоже стали менять позицию... Этот скупой и нехитрый рассказ шахте­ ра Петра Осиповича Болото, ставшего в годы Великой Отечественной войны гвар­ дейским солдатом, Героем Советского Сою­ за, записан в 1942 году слово в слово. Он рисует картину подвига простых и скром­ ных советских людей в тот момент, когда над Родиной нависла смертельная опас­ ность. Он рисует картину беспримерной стойкости четырех солдат, о которую раз­ билась вражеская броня. Подумать только: четыре человека, два противотанковых рулсья, две винтовки и несколько гранат, а против них три десят­ ка танков! Но гвардейцы не отступили. Верные Присяге, они не сошли с места и мужественно защищали назначенный им рубеж. Петр Болото рассказал далеко не все. Он умолчал о том, что до замечательного под­ вига четырех гвардейцев их дивизия две недели вела изнурительные бои с числен­ но превосходящим противником. Она отра­ жала бешеные атаки нескольких дивизий фашистов. Бой распространился на десят­ ки километров по фронту и в глубину. За­ труднялся подвоз снарядов, патронов. II в тот момент, когда дивизия начала совершать маневр, чтобы ударить по врагу с нового рубежа, четыре бронебойщика, оказались отрезанными от своего подразде­ ления. Обстановка не позволила передать им приказ о перемене позиции, и они ос­ тались на месте защищать ее до конца. С восходом солнца началась нерав­ ная битва. До тридцати фашистских тан­ ков. пытаясь прорваться к Дону, наткну­ лись на горстку храбрецов. — Огонь! Константин Беликов поразил пятую ма­ шину. Вдруг он обнаружил, что у него кончились боеприпасы. Немного их остава­ лось и у Болото. Но законы гвардии пове­ левают: поможешь товарищу — тем самым поможешь себе. II Петр Болото быстро де­ лит патроны. Затем он снимает сапог, за­ вертывает половину боеприпасов в пор­ тянку и что есть силы кричит: — Лови! Сверток ловит Самойлов и подает его Беликову. Бой продолжается. Не доел в тот день Петр Болото своей каши, которую, как рассказывал он, по­ ставил в окопе на полочку. После боя он и котелка не нашел. Да и окопчик, сослу­ жив свою верную службу, потерял перво­ начальный вид. — Кроме неприкосновенного запаса есть было нечего, — рассказывали това­ рищи. — Да. по правде сказать, и не хо­ телось, уж очень жаркая схватка была. Но пить!.. Нить хотелось до отчаяния, однако пить было нечего. Позади протекал Дон. ио до него и шагу не сделаешь — степь про­ сматривалась и простреливалась огнем на­ сквозь. Две фляжки с остатками воды у Алейникова и Самойлова берегли на край­ ний случай. Но в полдень случилась беда. Взрывной волной сорвало с пояса Самой­ лова одну фляжку и унесло в степь, изре­ шетило осколками у Алейникова другую. Начиналась новая атака. Еще три танка останавливаются на ме­ сте и замирают. Их экипажи выскакивают из люков и, прикрываясь броней, пыта­ ются осмотреть машины. Но Самойлов и Алейников быстро вскидывают винтовки, и лишь гитлеровец высунется из-за брони, посылают ему в голову пулю. Фашисты оставляют машины и уползают в степь. На какое-то время наступает затишье. II вот в эти минуты, когда враг гото­ вился к новой атаке, а напряжение сил гвардейцев достигло наивысшей степени, комсомолец Беликов вынул из-под гимна­ стерки пропитанный потом, сложенный вчетверо боевой листок, о котором расска­ зывал Петр Болото, и написал сверху: «Смерть фашистским захватчикам!». Далее следовал текст. Приводим его пол­ ностью: «Туча вражеских танков движется на нас. Если умрем, считайте нас коммуни­ стами. Беликов, Самойлов, Болото, Алейни­ ков». Но не умерли отважные герои. Не дрог­ нув, они выстояли перед чудовищной си­ лой врага и победили. Семь танков унич­ тожил Константин Беликов, восемь — Петр Болото. Алейников и Самойлов, лежавшие рядом, бесстрашно и молчаливо делали все для того, чтобы обеспечить боевую работу стреляющих. Четыре гвардейца дрались за жизнь своей Родины. II, победив, они остались жить. Стой­ кость — щит смелых. ■сг * ☆ ...В бескрайней задонской степи, в рай­ оне Клетской, и поныне тихо стоит покры­ тый травой небольшой холмик. Пятнад­ цать стальных громадин врага разбилось об этот холмик простой земли, потому что к ней грудыо приникли наши гвардейцы — сильные духом, умелые воины. А вокруг холма расстилаются ныне бо­ гатые колхозные нивы. II слагает народ песни-былины о тех чудо-богатырях, что сражались здесь. И славит он своих сыно- вей-воинов, стоящих на страже Отчизны. Полковник Л. ВЫСОКООСТРОВСКИЙ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz