На страже Заполярья. 1955 год. Декабрь.
2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 28 декабря 1955 г., № 305 (5457). Четвёртая сессия Верховного_Совета СССР В Совете Национальностей На заседании Совета Национальностей, проходившем под председательством заме стителя Председателя Совета Националь ностей депутата Н. Е. Авхимовича, пер вым в прениях по докладу о Государст венном бюджете СССР на 1956 год и об исполнении Государственного бюджета за 1954 год выступил депутат К Т. Тлоста- нсв (Кабардинская АССР). Одобряя проект Государственного бюджета СССР на 1956 год, он рассказал, на какие цели исполь зуются бюджетные ассигнования в Кабар динской республике. Три четверти этих средств направляется на развитие народ ного образования, здравоохранения, нау ки и культуры. Ассигнования на разви тие промышленности местного подчинения в текущем году возросли более чем в два раза против 1950 года. Отметив некоторые успехи в развитии экономики республики, депутат Тлостанов говорит далее о существенных недостат ках в работе промышленности и сельского хозяйства. На некоторых предприятиях республики не выполняются государствен ные планы по ассортименту, допускаются непроизводительные расходы. В сельскохо зяйственное производство слабо внедряют ся достижения науки и передовой опыт. Партийные и советские организации республики, заявил тоз. Тлостанов, при нимают меры, чтобы устранить недостат ки в работе промышленности, добиться под’ема всех отраслей оельскего хозяйст ва. Депутат А. А. Мюрисеп (Эстонская ССР) значительную часть речи посвятил развитию сланцевой промышленности, яв ляющейся ведущей отраслью народного хозяйства республики. Он высказал ряд критических замечаний в адрес Министер ства угольной промышленности СССР, ко торое неудовлетворительно решает вопро сы механизации трудоемких работ по на валке и обогащению сланцев. Медленно внедряется открытый метод добычи слан цев. Одобряя представленный на рассмотре ние сессии проект бюджета СССР на 1956 год, тов. Мюрисеп став!гг вопрос об уси лении строительства в республике пред приятий хлебопекарной промышленности, о реконструкции цементного завода «Кун- да». Выступает депутат Т. Я. Киселев (Бело русская ССР). Он говорит о миролюбивой внешней политике Советского государства. Советские люди, сказал тов. Киселев, го рячо и единодушно одобряют итоги по ездки товарищей Булганина и Хрущева в Индию, Бирму и Афганистан. Эти итоги радуют не только нас. советских людей. Они радуют всех честных людей, кому до роги мир, безопасность, дружба и сотруд ничество народов. Касаясь далее работы промышленности республики, депутат отметил, что досроч но выполнен пятилетний план и план 1955 . года.' Об’ем производства в этом 5 оду по сравнению с 1954 годом вырос на 13,5 процента. Большинство предприятий добилось снижения себестоимости продук ции, улучшило использование оборудова ния на существующих производственных площадях. В то же время многие предприятия в третьем квартале не выполнили государ ственных планов. Предприятия местной и кожевенной промышленности, а также промкооперация недодали в бюджет за 11 месяцев текущего года около 30 миллио нов рублей налога с оборота. Депутат Киселев ставит вопрос о рас ширении сети медицинских учреждений в республике. Депутат М. Я. Плудон (Латвийская ССР), касаясь вопроса улучшения струк туры и сокращения управленческого ап парата. указал, что в республике расхо ды на содержание ^рганов государственного управления уменьшились в этом году про тив 1954 года на 14 миллионов рублей. Однако имеются большие возможности дальнейшего сокращения и удешевления административно-управленческого аппара та. Есть ведомства, говорит оратор, где на каждые 100 человек рабочих насчитывает ся до 20—25 служащих. Особенно не благополучно в этом деле в заготовитель ных организациях, содержание которых обходится государству более 50 миллионов рублей в год. Депутат Плудон высказывается за ут- перя.*дение Государственного бюджета на 1956 год. Слово предоставляется Министру выс шего образования СССР В. П. Елютину. Государственный бюджет, сказал он, пре дусматривает значительные ассигнования на дальнейшее развитие науки, культуры и образования в нашей стране. В настоя щее время в вузах обучается 1 миллион S65 тысяч студентов. Народное хозяйст во Соизтского Союза ежегодно получает более 200 тысяч квалифицированных спе циалистов. Отметив, что десятки тысяч студентов готовятся без отрыва от производства, тов. Елютин говорит о необходимости еще боль шего расширения вечернего и заочного образования. Оратор останавливается на участии высших учебных заведений в борьбе за дальнейший технический прогресс про мышленности и сельского хозяйства стра ны. Депутат С. Камалов рассказал о том, как труженики сельского хозяйства Уз бекистана борются за увеличение произ водства хлопка. Переход на новый прог рессивный метод агротехники хлопчатни ка позволил резко сократить затраты ручного труда и на больших площадях повысить урожайность этой культуры. Тов. Камалов от имени трудящихся Узбе кистана высказывает благодарность ра бочим Москвы, Ленинграда, Харькова и Владимира за братскую помощь в осна щении хлопководческих хозяйств респуб лики новой техникой. Хлопкоробы Узбе кистана ставят перед собой задачу до биться в 1956 году увеличения производ ства хлопка не менее чем на 500 тысяч тонн и сдать государству 3 млн. тонн хлопка. В своем выступлении тов. Камалов оста новился также на вопросах культурного и жилищного строительства в республике. Как и предыдущие ораторы* он поддержал предлолсение об утверждении Государст венного бюджета СССР на 1956 год. Депутат М. Д. Данилов посвятил свое выступление развитию культуры марий ского народа. В столице республики — городе Йошкар-Ола — имеются два выс ших учебных заведения, научно-исследо вательский институт, шесть специальных средних учебных заведений. Один По волжский лесотехнический институт име ни Горького подготовил более 3.500 спе циалистов для лесного хозяйства и лесной промышленности. За послевоенные годы коллективом этого института- проведены большие работы по устройству лесов По волжья, разработаны новые методы рубки леса, восстановления дубрав. Тов. Данилов ставит вопрос о том, что бы Министерство высшего образования СССР больше проявляло заботы о разви тии материально-технической базы пери ферийных высших учебных заведений. Министр промышленности продовольст венных товаров СССР депутат В. П. Зо тов заявил, что промышленность продо вольственных товаров выпелнила годовой план по выпуску валовой продукции 26 декабря. Предприятия Министерства дадут сверх плана до конца года продукции больше чем на 3,5 миллиарда рублей. Министр отметил, что в работе пред приятий промышленности продовольствен ных товаров все еще имеются серьезные недостатки — Министерство принимает меры к их устранению. На заседании Совета Национальностей выступили также депутаты М. П. Георгац- зе (Грузинская ССР), А. В. Гиталов (Ук раинская ССР) и Министр строительства электростанций Ф. Г. Логинов. (ТАСС). Не было случая, чтобы токарь комсомолец Королев не выполнил порученного ему задания. За добросовестную службу он имеет ряд благодарностей. НА С Н И М К Е : специалист второго класса старший матрос Виталий Королев за измерением штангенциркулем детали, обрабатываемой на токарном станке. Фото И. Никишова. Уметь обнаруживать цели в условиях помех Раздался сигнал. Отдано приказание включить радиолокационную станцию. Быстро, без суеты расчет занял свои мес та у боевых механизмов. Каждый воин действует уверенно. — Сектор... Производить поиск, — по ступило приказание с командного пункта. Особенно напряженная работа в этот момент у оператора сержанта Миюельсонс. Он внимательно наблюдает за зеленоватым экраном трубки индикатора: Вот показа лась маленькая точка — это отраженный импульс, изображающий цель. —Есть данные, — докладывает Ми кельсоне. Сейчас важно не упустить цель. Опыт ный оператор четко выполняет свои обя занности. Он внимательно следит за при борами. Понимает, что от него зависит, от кроет ли батарея огонь на предельной дальности. Несмотря на сложные условия оператор умело сопровождает обнаружен ную цель. В руках классного специалиста техника действует всегда безотказно. В любой об становке оержант Микельсонс справляет ся со своими обязанностями. Что же способствует успеху воина? Прежде всего отличные знания и хоро шие практические навыки. Оператор всег да правильно настраивает станцию, зара нее тщательно готовит всю материальную часть к боевой работе. Чтобы обнаружить и вести цель в сложных условиях, нужно прежде всего знать виды помех, зону обнаружения своей станции. Поэтому на практических трени ровках сержант Микельсонс стремится ис пользовать все возможности для поимки и сопровождения целей. В каждом отдельном случае оператор вместе с начальником станции определяет вид помех, уточняет их интенсивность. Обнаружив цель в сложных условиях, ра диометристы умело применяют средства за щиты и ослабления от помех. Это дает возможность при любых обстоятельствах, если не автоматически сопровождать, то, по крайней мере, следить за целью. По внешнему виду иногда очень труд но отличить отражение импульсов пас сивных помех от изображения на инди каторной трубке группы самолетов. В этом деле на выручку приходит отличное знание радиолокационной техники. Под руководством офицера оператор старшина Горелик учился распознавать помехи, вести борьбу с ними. Он узнал, каких видов бывают помехи, как они ото бражаются на экране. Тренировки помогли ему научиться безошибочно определять характерную особенность импульсов: от ражаясь от самолетов, они движутся быст рее, чем от помех. В сложных условиях цель легче всего обнаружить на трубке дальности. Поэтому опытный оператор учится непрерывно следить за самолетами по трубке дально сти. Систематические занятия у матери альной части дали возмоя:ность старшине Горелик теперь быстро и точно определять необходимые данные при работе в слож ных условиях. Радиометрист своевременно обнаруживает самолеты. В этом подразделении весь расчет ра диолокационной станции работает сла женно, быстро умеет находить цель и сопровождать ее в любой обстановке. Такого успеха зенитчики добились упорными тренн|ювками. Командир бата реи проводил занятия с личным составом первоначально в простой обстановке, за тем постепенно усложнял их. Это дало возможность матросам ознакомиться с изображением помех и их влиянием на боевую работу. Недавно на батарею прибыли молодые специалисты. Они с большим желанием и энергией изучают материальную часть. Пример показывают подчиненные младше го сержанта Гонебного. За короткий срок они сумели добиться высокой слаженно сти в действиях, отличного использования замечательной техники. Расчет радиолокационной станции иг рает важную роль в успешном решении зенитной батареей боевых задач. Офицер М. РОДИН. Некоторые итоги сдачи экзаменов на классность Новички овладевают техникой Молодые матросы нашего подразделения с усердием взялись за изучение матери альной части. В помощь им у нас органи зуются дополнительные занятия, где но вички производят разборку и сборку ме ханизмов, имеют возможность узнать на значение деталей. Матрос Томич часто обращается за по мощью к товарищам. II благодаря этому он добился некоторых успехов. А вот у матро са Бабенко знания пока низкие, так как он к занятиям относится халатно. Так по ступать нельзя. Молодые воины должны в короткий срок овладеть техникой, на учиться умело ее обслуживать. Младший сержант П. БУДНЫЙ. Экзамены на классность показали, что наши штурманские электрики и рулевые добились немалых успехов в совершенст вовании теоретических знаний и практи ческих навыков по использованию и об служиванию материальной части заведы- ваний в сложных условиях плавания. Результаты экзаменов свидетельствуют о том, что хороших показателей добились в тех подразделениях, где специальная подготовка матросов и старшин проводи лась равномерно, в течение всего учебно го года и строго по плану. Почетного звания классного специали ста ^удостоены старшины 2 статьи Орлов, Клейменов. Насаль и Ворохов, старшие ма тросы Фефилов, Доцюк, Подскребышев и другие. Все они являются примером высо кой дисциплинированности и исполнитель ности. Частые походы не помешали им заниматься теорией, а выходы в море ис пользовались для выработки практических навыков в обслуживании техники. Опыт работы штурманского кабинета служит доказательством тому, что, если воины стремятся познать специальность, для них не существует непреодолимых препятствий. Рулевой старший матрос Подскребышев старательно готовился к экзаменам на классность и часто посещал учебные клас сы штурманского кабинета, чтобы полу чить консультацию по тому или иному во просу. Был случай, когда Подскребышеву было непонятно, как практически выби рать из таблиц девиацию ио известному значению компасного курса при смене зна ков в таблице. Он попросил, чтобы ему объяснили устройство девиационного при бора магнитного компаса. В кабинете по могли разобраться в этих вопросах. По добные задачи теперь воин с успехом ре шает самостоятельно. Таким образом, со четая учебу на корабле с занятиями и тренировками в кабинете, старший матрос Подскребышев сумел не только подтвер дить, но и повысить свою классность. Итоги экзаменов показали, что некото рые воины не имели достаточных знаний, чтобы стать классными специалистами или повысить классность. К ним относятся рулевые старшие матросы Митин и Зеву- нов, штурманский электрик Яковлев. Ру левой старший матрос Зевунов, выполняя нормативные задачи, показал, что у него нет еще достаточного опыта, необходимого специалисту первого класса. Следует указать на весьма слабое и поверхностное усвоение отдельными руле выми устройства электронавигационных приборов, тогда как программой преду смотрено знание рулевыми общего уст ройства и ириниипа действия этих прибо ров. Рулевые Моисеев и Городнянский, ви димо, считают, что для них вполне доста точно знать магнитный компас, уметь оп ределять направление и силу ветра, влаж ность воздуха, нести ходовую вахту. Знать устройство эхолота Моисеев и Го- роднянекий также считают необязатель ным. Они только могли сказать об эхоло те и лаге, что эти приборы служат для измерения глубины с помощью звука, а лаг работает на давлении воды. Расска зать же комплектацию схемы, принципи альное услюйство этих приборов моряки не сумели. Нужно указать и на такой недостаток в ответах. При изложении материала не которые воины отступают от существую щей морской терминологии. На недопусти мость подобных искажений на экзаменах было указано рулевому Федорову. Он в целом показал неплохие знания, но путал терминологию. Так, нактоуз магнитного компаса он назвал тумбой. Этот при мер свидетельствует о том, что на кораб ле, где служит Федоров, видимо, недоста точно заботятся о повышении морской культуры специалистов. Экзамены в штурманском кабинете так же показали, что не везде серьезно отне слись к отбору кандидатов для сдачи на классность. Так, например, в одном под разделении матросы Спиридонов, Зазно- бин и М. Иванов не выдержали экза менов на классность. Рулевой М. Ива нов плохо знал устройство и эксплуата цию метеоприборов. Кроме того, он при знался. что никогда не видел наклономера Каврайского. Матрос Зазнобин неудовле творительно знал электронавигационные приборы, отвечал вяло и неуверенно. Подобные примеры формального подхода к выдвижению кандидатов на классность выявились и на другом корабле. Рулевой старший матрос Митин не проявлял долж ного старания в изучении техники и при обретении навыков ее использования. Он плохо справлялся со своими обязанно стями. зазнался, успокоился на достигну том. Но его допустили к экзаменам, на деясь, видимо, на то, что «авось» как- нибудь сдаст. В результате рулевой клас сность не подтвердил. Да и как мог он оставаться классным специалистом, если не знает средств борьбы с водой и пожа ром, отличия пенного огнетушителя от уг лекислотного. А ведь без этих знаний не возможно грамотно и эффективно бороть ся за живучесть боевого поста, корабля. Отдельные матросы на экзаменах были в состоянии ответить только на те вопросы, которые касались лишь их заведывания. Так, например, у матроса Тимофеева на экзаменах обнаружилось полное незнание им радиопеленгаторных устройств. Сна чала он пытался что-то сказать, упомя нул, что в схеме имеется рамка, на кото рую производится прием сигнала. Потом, видя, что из его рассказа ничего путного не получится, сознался, что не знает ра диопеленгатора, и об’яснил это тем, что в его заведывание входит только гироком пас. Наконец, следует указать еще и на такой факт. Отдельные матросы не уделяют должного внимания вопросам точности вы полнения нормативов и решения задач. Об этом говорит следующий пример. Рулевой старший матрос Зевунов, выполняя нор мативную задачу по определению данных ветра и влажности, уложился в норматив по времени, но допустил при этом боль шую ошибку в точности определения. Это говорит не только о невнимательности ру левого, но и о слабой его натренирован ности. Степень подготовленности воина во мно гом зависит и от того, как старшина вос питывал своего подчиненного, обучал спе циальности и передавал свой опыт и на выки. Об этом наглядно свидетельствуют следующие примеры. Командир отделения штурманских электриков старшина 2 ста тьи Карасовский и его подчиненный стар ший матпос Святохин стали классными специалистами. На экзаменах старший ма трос показал отличные знания, и это не случайно. Старшина не только сам много занимался, но и тщательно готовил штур манского электрика к экзаменам, прививал навыки в обслуживании приборов. В похо дах старшина 2 статьи Карасовский, если возникали неисправности, давал возмож ность подчиненному самостоятельно нахо дить и устранять их. Так было, когда старший матрос Святохин получил задание от стаошины устранить неисправность в работе эхолота. «Повозившись» со схемой и проверив в отдельности все узлы, моряк обнаружил в усилителе прибора отпаяв шийся конец силового трансформатора и устранил этот дефект. А вот другой пример. Тов. Французов считался неплохим специалистом, но в этом году стал мало заниматься обучени ем и подготовкой подчиненных, запустил имеемую документацию. И, как результат, он не был допущен к сдаче экзаменов на классность. А его подчиненный штурман ский электрик Яковлев завалил сдачу на классность. Он не знал устройство радио пеленгатора. Отсюда можно сделать вывод о необхо димости повысить требовательность к старшинам, на обязанности которых лежит обучение и воспитание матросов. Старший лейтенант Б. МАНГАСАРОВ. Так сражались советские воины Подвиг четырёх гвардейцев Недавно я видел, как офицер — коман дир подразделения вручил молодым воинам оружие. При этом он показал предвари тельно его огневую мощь. Офицер вывел солдат на стрельбище, взял карабин и произвел три выстрела. Все пули легли в круге десятки. Затем офицер стал вести огонь по кирпичной кладке, бревенчатому срубу, по броневому листу, бетонной стен ке и земляной насыпи. Молодые воины восхищением наблю дали отличные боевые качества со ветского карабина. Они гордились неуто мимыми тружениками наших заводов, ко торые создали такое славное оружие. Они гордились своим командиром, его стрелко вым мастерством. Когда состоялся торжественный акт вру чения молодым солдатам оружия, офицер сказал: — Военная присяга обязывает нас защищать Родину мужественно, умело, с достоинством и честыо. Для этого наша Родина обеспечила советских воинов всем необходимым. Мы имеем великолепное ору жие. Но, — командир сделал паузу, — в руках необученного и слабовольного чело века даже самое мощное оружие бессиль но. Лишь умелый, дисциплинированный и стойкий солдат сумеет извлечь из своего оружия ту скрытую силу, которая заложе на в нем, и победить врага. Эти слова офицера о стойкости совет ского человека, умножающей силу оружия, напомнили мне о жестоких Соях, которые проходили тринадцать лет назад на Дону, близ станицы Хлетская. Кровавая борь ба велась за каждый рубеж, за каж дую складку местности. Высоты, лощины, населенные иункты по нескольку раз пе реходили из рук в руки. Враг нес большие потери, не в Клетскую, которая имела большое оперативное значение, он так и чо прорвался. Его атаки разбились о CioiiiiccTb синдских воинов. Я вспомнил об одном маленьком эпизоде, ставшем известным тогда всей Советской стране. Я называю его «маленьким» лишь потому, что он разыгрался на крохотном клочке земли, у небольшого опаленного огнем войны холмика, а действующих лиц в нем было четыре. Но по своей значимо сти то был выдающийся подвиг четырех гвардейских воинов, которые мужественно и стойко дрались с врагом. Четыре гвардейца уничтожили из двух противотанковых ружей пятнадцать тан ков противника. Вот их фамилии: Болото, Беликов. Самойлов, Алейников. Как же все это произошло? Я перели стываю старый блокнот и нахожу запись лаконичного рассказа участника этого боя — Петра Болото. — Я сам из Донбасса родом. У меня дол гие годы под землей прошли, — начал олдат как-то издалека. — И коногоном я был, и крепильщиком, и забойщиком вме сте с братьями — Семенов и Дмитрием. Все трое под землей трудились, а теперь, все трое за эту землю воюем. Рассказать вам, как мы вчетвером с фа шистскими танками сражались? — сделал неожиданный переход Петр Болото и про должал: — Утро было. Только мы у себя в окоп чиках за кашу сели, как наши ребята кри чат: «Танки!». Я поставил кашу аккурат но, думаю: «С’ем еще». А у меня все в окопе с той думкой вырыто, чтобы удобно было: слева для вещей разных полочка земляная, cnpina — для гранат. Только кашу отставил, слышу: действительно тан ки идут. Однако, не прямо на нас, а сто роной идут, обойти, наверное, нас хотят. И на первый раз все очень быстро вышло. Увидали мы первый танк. Я приложился, выстрелил. II слышу: Беликов тоже вы стрелил. Танк не загорелся, но встал. Я еще в это время других танков^ не видел и говорю Алейникову: «Гляди, бей фаши стов. как из машины выскакивать будут!». Но тут второй танк подошел и первый от нас собой закрыл. Так и стоял, пока в не го экипаж из разбитого танка перелезал. Стали мы бить по второму танку, но тут у нас, очевидно, промахи вышли: он стоял, стоял и дальше пошел: не попали мы в него. II вот они все, один за другим, мимо нас вдоль позиции пошли. Много их было. Я увидал, что много, и крикнул ребятам: «За Родину, за землю родную — бей по-гвар дейски!». И мы ударили по третьему танку. Он загорелся. Остальные открыли по нас огонь, прямо скажем, очень сильный. Все они навалились на бугорок, где мы засе ли, и из пушек и пулеметов так палили по нашим окопам, что в глазах темно бы ло. А мы ничего, — живые сидим. У нас окопы удобные были, подходящие... Третий танк так свечой загорелся, что даже никто и не выпрыгнул из него. Я это вижу и Беликову кричу из окопа в окоп: «Ну, как ты, ничего?». «А ты?». «Ниче го!». «А я тоже ничего». «Ну, — говорю, — значит и хорошо». Так мы с ним короткий разговор все время и вели для бодрости духа. Но по обличиго видать было, что никто не блед нел, цвета лица не менял. Наши помощ ники Алейников и Самойлов тоже были на месте. Патрон чистый, протертый всегда подадут. Иногда связку гранаток швырнут под фашистскую гусеницу. Нам с Белико вым легче от этого. Мы ударили по четвертому танку, — он встал. Но танков еще много позади шло, так что переживания у нас были все время трудноватые. Но мы все-таки разговари вали друг с другом, переклинивались. И в это время на нас их самолет стал пики ровать. Затем самолет улетел. А танки все идут и идут. И до того ружье раскалилось, что пришлось мне уже с Беликовым по очереди стрелять. Бились мы с танками весь день. Я стреляю, стре ляю, погляжу на своего помощника Алей никова, вижу, он в лице немного сменил ся. Ясно, хотя и гвардеец, но парень еще молодой. Я говорю: «Алейник, не робей! Не журись, все равно оба живы будем». А Беликов мне из своего окопа кричит: «Смотри, Болото, не болтай, а то промах нешься!». А я и сам стараюсь: знаю, что промахи ваться нельзя, промахнешься, так всем нам за одно конец будет. А танки все ближе к нам подходили, но мы их старались не допустить. II тут я увидел, что Костя Беликов от ружья отор вался и что-то на бумажке пишет. Я гово рю ему: «Ишь нашел время бумагу ма рать. Что ты пишешь?». «Я боевой ли сток пишу, — отвечает он. — За всех нас четверых, что бьемся мы по-гвардейски и не отдадимся живыми. Пусть от нас па мять будет; может, наши придут и най дут». На листке расписались мы все. II той минуте мы пятнадцать танков подбили. Они все перед нами в поле, в бурьяне стояли. Уже смеркаться начало, темнота пошла. Остальные танки, которые двигались, стали вправо и влево заворачи вать. Не любят фашисты воевать ночью. Так мы их атаку с твердым гвардейским духом отбили, и все четверо живые. Вот какой у нас бой был! К ночи вовсе тихо стало. Наших нигде не видно. Сидим и думаем: что же дальше делать? Но тут связной приполз на огонек, на догоравшие танки да как крикнет: «Рота до утра еще сменила позицию, а вы тут валандае тесь!..». Поругали мы его малость за непод ходящие выражения и тоже стали менять позицию... Этот скупой и нехитрый рассказ шахте ра Петра Осиповича Болото, ставшего в годы Великой Отечественной войны гвар дейским солдатом, Героем Советского Сою за, записан в 1942 году слово в слово. Он рисует картину подвига простых и скром ных советских людей в тот момент, когда над Родиной нависла смертельная опас ность. Он рисует картину беспримерной стойкости четырех солдат, о которую раз билась вражеская броня. Подумать только: четыре человека, два противотанковых рулсья, две винтовки и несколько гранат, а против них три десят ка танков! Но гвардейцы не отступили. Верные Присяге, они не сошли с места и мужественно защищали назначенный им рубеж. Петр Болото рассказал далеко не все. Он умолчал о том, что до замечательного под вига четырех гвардейцев их дивизия две недели вела изнурительные бои с числен но превосходящим противником. Она отра жала бешеные атаки нескольких дивизий фашистов. Бой распространился на десят ки километров по фронту и в глубину. За труднялся подвоз снарядов, патронов. II в тот момент, когда дивизия начала совершать маневр, чтобы ударить по врагу с нового рубежа, четыре бронебойщика, оказались отрезанными от своего подразде ления. Обстановка не позволила передать им приказ о перемене позиции, и они ос тались на месте защищать ее до конца. С восходом солнца началась нерав ная битва. До тридцати фашистских тан ков. пытаясь прорваться к Дону, наткну лись на горстку храбрецов. — Огонь! Константин Беликов поразил пятую ма шину. Вдруг он обнаружил, что у него кончились боеприпасы. Немного их остава лось и у Болото. Но законы гвардии пове левают: поможешь товарищу — тем самым поможешь себе. II Петр Болото быстро де лит патроны. Затем он снимает сапог, за вертывает половину боеприпасов в пор тянку и что есть силы кричит: — Лови! Сверток ловит Самойлов и подает его Беликову. Бой продолжается. Не доел в тот день Петр Болото своей каши, которую, как рассказывал он, по ставил в окопе на полочку. После боя он и котелка не нашел. Да и окопчик, сослу жив свою верную службу, потерял перво начальный вид. — Кроме неприкосновенного запаса есть было нечего, — рассказывали това рищи. — Да. по правде сказать, и не хо телось, уж очень жаркая схватка была. Но пить!.. Нить хотелось до отчаяния, однако пить было нечего. Позади протекал Дон. ио до него и шагу не сделаешь — степь про сматривалась и простреливалась огнем на сквозь. Две фляжки с остатками воды у Алейникова и Самойлова берегли на край ний случай. Но в полдень случилась беда. Взрывной волной сорвало с пояса Самой лова одну фляжку и унесло в степь, изре шетило осколками у Алейникова другую. Начиналась новая атака. Еще три танка останавливаются на ме сте и замирают. Их экипажи выскакивают из люков и, прикрываясь броней, пыта ются осмотреть машины. Но Самойлов и Алейников быстро вскидывают винтовки, и лишь гитлеровец высунется из-за брони, посылают ему в голову пулю. Фашисты оставляют машины и уползают в степь. На какое-то время наступает затишье. II вот в эти минуты, когда враг гото вился к новой атаке, а напряжение сил гвардейцев достигло наивысшей степени, комсомолец Беликов вынул из-под гимна стерки пропитанный потом, сложенный вчетверо боевой листок, о котором расска зывал Петр Болото, и написал сверху: «Смерть фашистским захватчикам!». Далее следовал текст. Приводим его пол ностью: «Туча вражеских танков движется на нас. Если умрем, считайте нас коммуни стами. Беликов, Самойлов, Болото, Алейни ков». Но не умерли отважные герои. Не дрог нув, они выстояли перед чудовищной си лой врага и победили. Семь танков унич тожил Константин Беликов, восемь — Петр Болото. Алейников и Самойлов, лежавшие рядом, бесстрашно и молчаливо делали все для того, чтобы обеспечить боевую работу стреляющих. Четыре гвардейца дрались за жизнь своей Родины. II, победив, они остались жить. Стой кость — щит смелых. ■сг * ☆ ...В бескрайней задонской степи, в рай оне Клетской, и поныне тихо стоит покры тый травой небольшой холмик. Пятнад цать стальных громадин врага разбилось об этот холмик простой земли, потому что к ней грудыо приникли наши гвардейцы — сильные духом, умелые воины. А вокруг холма расстилаются ныне бо гатые колхозные нивы. II слагает народ песни-былины о тех чудо-богатырях, что сражались здесь. И славит он своих сыно- вей-воинов, стоящих на страже Отчизны. Полковник Л. ВЫСОКООСТРОВСКИЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz