На страже Заполярья. 1955 год. Декабрь.

2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 24 декабря 1955 г., № 302 (5454). Заботливо - Страница старшины и сержанта воспитывать молодых матросов Д р у ж б а д р у ж б о й , а с л у ж б а с л у ж б о й ■??>*?*?:''-7 >v • м ?|1 ч> tp - ; ; Значительных успехов добился расчет приготовления торпеды мичмана Н. Удовиченко. Н А С Н И М К Е : старший матрос П. Передник, матросы А. Смирнов и Б. Прокла- дов под руководством мичмана Н. Удовиченко готовят торпеду к выстрелу. Фото Е . Ушмарова. ТЩАТЕЛЬНО ГОТОВИТЬСЯ Н НАЖДОМУ ЗАНЯТИЮ Недавно, при посещении одной из под­ водных лодок нашего флота, Министр Обо­ роны Союза ССР Маршал Советского Сою­ за Г. К. Жуков обратил особое внимание моряков на необходимость и впредь по­ вышать боевую готовность кораблей, -вос­ питывать у личного состава безукоризнеп- ную исполнительность, беспрекословное повиновение командирам и начальникам. В успешном решении этих задач важ­ ное место занимает работа по воспитанию молодых матросов. — Как сделать занятия по специально­ сти интересными? Как добиться, чтобы матросы лучше усвоили материал? Эта и многие другие вопросы особенно остро встали передо мной как только при­ были молодые воины. Видимо, понимая, с какими трудностями встретился я, коман­ дир подразделения посоветовал: — Поближе познакомьтесь с нович­ ками. Побеседуйте с ними. В тот же день у меня состоялось не­ сколько интересных бесед с молодыми ма­ тросами. Поначалу расспрашивал: — Откуда родом? Не земляк ли? Кем работал до службы? Матрос Меньков, оказывается, был по­ мощником мастера. Очень любит технику. Как только пришел на боевой пост, его взгляд сразу загорелся любопытством, гла­ за забегали от механизма к механизму. Я тогда про себя усмехнулся: «Этот изу- .чению специальности отдаст все». Из разговора с новичками стало ясно, что почти вое они в той или иной степе­ ни знакомы с различной техникой. Толь­ ко матрос Незлобии до призыва на флот был учащимся. Ему, конечно, будет по­ тяжелей, к труду по-настоящему не при­ вык. Зато у него другое преимущество — хорошее образование. Стал я готовиться к первому занятию по специальности. Литературу прочитал, в инструкции, в уставы заглянул. Хоть тема и несложная: устройство боевого пос­ та и борьба за его живучесть, но рань­ ше мне приходилось излагать материал старослужащим морякам, а теперь — слушатели молодые. Это следовало учесть. Подготовил я подробный конспект, подо­ брал схемы, по которым наглядней можно показать подчиненным устройство меха­ низмов. У меня бывали случаи, когда я не мог правильно спланировать материал по времени: то не уложишься в положен­ ные часы, то на несколько минут раньше обо всем расскажешь и нетерпеливо ждешь сигнала об окончании занятий. Но на этот раз я все рассчитал точно и оста­ вил времени для опроса как раз столько, сколько было необходимо. Сначала я задал несколько вопросов мо­ лодым матросам Зайцеву и Менькову. Те отвечали верно, называли принципы взаимодействия механизмов, объясняли пра­ вила пользования приборами, о которых я упоминал на занятиях. Видно было, что материал их заинтересовал. Потом обратился к матросу Незлобину: — Покажите по схеме устройство при­ бора. Незлобии вначале замялся, затем кое- как начал отвечать. Но он все время пу­ тался, сбивался и так и не смог как сле­ дует ответить на вопрос. Здесь сказалось не только то, что матрос раньше никогда не имел дела с техникой. Была и моя ви­ на в том, что подчиненный неглубоко ус­ воил материал. Раз’ясняя тему, я, ио не­ скольку минут не отрываясь, смотрел в конспект и недостаточно наблюдал за тем, как слушают матросы. Незлобии, должно быть, воспользовался этим. Поздней я уз­ нал, что он во время рассказа отвлекался, слушал невнимательно. На занятиях нужно поддерживать вы­ сокую дисциплину среди личного состава. Для этого недостаточно составить хороший конспект. Это полдела. Необходимо подго­ товиться так, чтобы свободно излагать ма­ териал. Тогда и сами занятия будут про­ ходить интересней, и контролировать ма­ тросов легче. Я это учел. Последующие занятия и тренировки с молодыми матросами прохо­ дили более организованно. Помимо занятий по специальности, я, как старшина, отвечающий за воспитание подчиненных, провожу с ними беседы о верности Присяге, напоминаю о патрио­ тическом долге воина верой и правдой служить своему социалистическому Отече­ ству. Теперь вернусь к матросам Менькову, Зайцеву и Незлобину. В море им при­ шлось на практике показать свои знания. Тут явственно проявилось преимущество старательных матросов Зайцева и Мень- кова. Они действовали уверенно, точ­ но по инструкции, правильно выполня­ ли все вводные. У Незлобина дело обстоя­ ло хуже. Сказалась его невнимательность на занятиях по специальности. Действия его были не всегда верны. Мне пришлось, об’яснить матросу Незло­ бину его ошибку. Сейчас он серьезней относится к учебе и стал уверенней ра­ ботать у механизмов. На примере с матросом Незлобиным я убедился в том, какое огромное значе­ ние для воспитания воинов имеет отлич­ ная подготовка к каждому занятию по специальности. Старшина 1 статьи В. АЛЕКСЕЕВ. Ехали два друга служить в часть, мечтали. — Попадем с тобой, Ми­ ша, на одну лодку — неп­ ременно станем отличника­ ми боевой и политической подготовки. — говорил ни­ зенький, опрятно одетый юноша-матрос. поглажи­ вая отливающий лаком ба­ ян. — И классными специа­ листами, — добавил вто­ рой, также опрятно оде­ тый, но повыше ростом и худощавый, с большими си­ ними глазами. Это были матросы- торпедисты Станислав По­ литое и Михаил Куприя­ нов. Давно они мечтали о флоте. И вот мечта их сбы­ валась. Они успешно сдали зачеты в учебном подразде­ лении. Политов — весель­ чак и баянист, ему все легко давалось. Но на за­ четах немного подкачал. А Куприянов — скромный и застенчивый — считал, что только усидчивостью, кро­ потливым трудом можно добиться хороших резуль­ татов. И добился. Его по­ казатели в учебе были луч­ ше. Друзей назначили на од­ ну лодку, даже в одно от­ деление торпедистов стар­ шины 2 статьи Щербань. Жили они и здесь дружно. Политов с первых дней был на виду у команды. Он часто играл на баяне, непрочь был «бросить» шутку в круг товарищей. Куприянов же оставался скромным и тихим. Но ког­ да стали изучать матери­ альную часть и отрабаты­ вать на тренировках прак­ тические навыки, старшина не мог нахвалиться успе­ хами Куприянова. А у Политова не все шло гладко. В его поступках сквозила несерьезность. В учебе матрос, как говорят, скакал по верхушкам. За короткое время он успел получить от командиров не­ сколько замечаний. Особую тревогу вызы­ вала у старшины неприн­ ципиальная, даже, можно сказать, нездоровая дружба матросов. Политов, где на­ до и где не надо, называл Куприянова по имени. На замечания старших реаги­ ровал слабо. А Куприянов, будучи дисциплинирован­ ным, старательным матро­ сом, делал вид, что не за­ мечает ошибок товарища, видимо, считал, что каж ­ дый отвечает сам за себя. Щербань решил вмешаться в отношения подчиненных и однажды серьезно пого­ ворил с ними. — Запомните, — говорил он, обращаясь к матросу Политову, — на службе панибратство недопустимо. Дружба дружбой, а служ ­ ба службой. Есть уставная форма обращения: «ма­ трос Политов», «матрос Куприянов», а не «Миша» там, или как иначе. Политов пытался возра­ жать: — Мы же, товарищ стар­ шина, с ним давнишние друзья, вместе учились, вместе служим. — Это хорошо, что вы дружите. Но мало назы­ ваться друзьями. Нужно, чтобы дружба на деле бы­ ла видна. Вот, например, Куприянов лучше знает за- ведывание, отлично изучил инструкцию, исполнитель­ ный, а вы? Почему отстае­ те от товарища? Политов опустил голову, лицо его горело. А стар­ шина продолжал: — Да, собственно, и вы, Куприянов, не по-друже­ ски поступаете. Вместо то­ го, чтобы подсказать това­ рищу, в чем у него «сла­ бина», вы молчите, скры­ ваете недостатки друга и тем самым вредите делу. Так ведь получается? — Да, так, — отвечал Куприянов. После этой беседы ма­ тросы готовились сдавать очередную задачу. Поли­ тов подошел к Куприянову и сказал: — Знаешь, старшина правильно говорил. Я же понимаю, что от меня боль­ шего ждут. Ты, если заме­ тишь за мной недостатки, — сразу говори. То, что произошло с ма­ тросами Политовым и К у ­ прияновым, бывало, видимо, и с другими воинами. Ведь как порой случается. По счастливому стечению об­ стоятельств попадают слу­ жить на один корабль или в одно подразделение два товарища, два земляка, жившие по соседству. И вот один из них начинает выдвигаться по службе, по­ лучает старшинские нашив­ ки, становится командиром отделения, где служит ма­ тросом его товарищ. Конеч­ но, если молодой старшина с самого начала правильно понял свои обязанности, будет всегда строго посту­ пать по-уставному и этого же требовать от подчинен­ ных, его повышение по слу­ жбе не повлияет на друж­ бу с земляком. Наоборот, она станет еще крепче. Но беда, если молодой старшина неверно понимает законы дружбы, боится справедливой требователь­ ностью «подорвать» свой авторитет. В служебное время товарищ попрежнему называет его не по зва­ нию, а по имени, он стес­ няется одернуть его, боит­ ся, что тот подумает: «Вот, мол, какой ты стал. Только старшиной назначен и сразу возомнил из себя большое начальство». И так в погоне за лож­ ным авторитетом, такому старшине нетрудно ска­ титься до панибратства с подчиненными. А это стра­ шное зло. Оно немедленно сказывается на дисциплине матросов, на их исполни­ тельности. Мое мнение: настоящие товарищи везде и всегда помогать друг другу обяза­ ны. И взаимоотношения между ними не должны ме­ шать главному — службе. Дружба, как говорят, дружбой, а служба служ ­ бой. Шли дни. Молодые ма­ тросы успешно сдали за­ четы по устройству лодки, хорошо изучили свою спе­ циальность. Они примерно выполняют воинский долг. Недавно матросу Куприя­ нову старшина 2 статьи Щербань за хорошую службу об’явил благодар­ ность. А Политов поощрен за активное участие в ма­ тросской художественной самодеятельности. Старшина 1 статьи А. А Н Д Р Е Е В . Всегда, в любых сложных условиях обеспечивает корабль надежной радиосвя­ зью старшина 1 статьи Владимир Волохов. Комсомолец Волохов служит примером для многих моряков корабля. Он содержит боевую технику в отличном состоянии. НА С Н И М К Е : специалист второго класса старшина 1 статьи Владимир Воло­ хов на вахте. Фото И. Никншова. Ур оки одного п о х о д а Хочется рассказать об уроках одного похода. Он имеет ту особенность, что в нем впервые участвовали молодые матро­ сы. Поэтому до выхода корабля в море я много думал, как организовать тренировки с воинами, исходя из общей задачи, кото­ рую решал экипаж. На походе предпола­ галось отрабатывать приемы по борьбе за живучесть. Я составил перечень вводных для подчиненных. И вот корабль в море. Молодые матросы Клюшин, Быков, Наседкин не могут скрыть своего волнения. Понятно — впер­ вые вышли в плавание. Каждого из них беспокоит мысль: «Выдержу ли испыта­ ние, не осрамлюсь ли перед товарища­ ми?». В походе каждая минута дорога. Толь­ ко корабль миновал узкость, командир об’­ явил аварийную тревогу. Матросы бегом, как положено по уставу, устремились на боевые посты. Я поставил первую ввод­ ную: — В центральный пост поступает во­ да! Сразу же матросы Быков, Клюшин вме­ сте со старослужащими воинами броси­ лись к аварийным средствам, стали раз­ бирать щиты, подпоры, клинья, мушкеля и, не мешкая, приступили к заделке «про­ боины». Одновременно занятия по борьбе за живучесть проходили и на других боевых постах. Пожары, пробоины, взры­ вы очень искусно имитировались. Короче, все делалось почти так, как в настоящем бою. II это вызывало большое напрялсе- ние. Подчиненные* работали неплохо. Од­ нако я обратил внимание, что молодой матрос Клюшин действовал менее расто­ ропно, чем другие моряки. Пришлось сде­ лать ему замечание, потребовать, чтобы пе отставал от товарищей. Поздней, после отбоя тревоги, я напомнил Клюшину. ка­ кое значение имеет каждая секунда при борьбе за живучесть корабля. Вводные следовали одна за другой. Я стал отрабатывать с подчиненными вопро­ сы борьбы за живучесть технических средств. И снова у матроса Клюшина не все шло как следует. Я незаметно ’вынул предохранитель в одном из механизмов. Клюшин с опозда­ нием доложил мне, что прибор, который он обслуживает, вышел из строя. — Найти неисправность, устранить ее, — приказал я матросу. Клюшин растерял­ ся, не сразу смог найти коробку, откуда был вынут предохранитель. В этом сказа­ лись его неопытность, слабое знание спе­ циальности и устройства боевого поста. Я «намотал себе на ус», что с Клюшиным нужно больше заниматься, чаще проводить тренировки, помогать ему. Поход был насыщен различными уче­ ниями, тренировками, занятиями. В конце его я почувствовал, что чуть не просчи­ тался при составлении вводных. Их, если можно так выразиться, не хватило на все плавание. Поэтому отдельные вводные мне волей-неволей пришлось повторять, в чем не было особой необходимости и что в какой-то степени снизило уровень тре­ нировок. Отсюда я сделал вывод, что необходимо так продумывать и составлять вводные, чтобы они были разнообразными и обеспечивали высокое напряжение на тренировке. Это был первый урок, кото­ рый я вынес для себя из похода. Во время плавания мне приходилось от­ давать подчиненным различные приказа­ ния. В море бывают моменты, когда про­ верить исполнение приказания не пред­ ставляется возможности. Здесь полагаешь­ ся на сознательность воинов. В данном случае многое зависит от требовательно­ сти стаэшины. Если он приучил матросов к безукоризненной исполнительности, они никогда не подзедут его. Я всегда помню слова Министра Обороны Союза ССР, ко­ торый во время пребывания на нашем флоте сказал: «Матрос, солдат, где бы ни находился, на какой бы участок ни был поставлен, должен всегда быть готовым выполнить приказ командира, хотя бы ценою жизни. К этому обязывает его Ро­ дина». . Оиыг учит, что требовать нужно всег­ да, не прощал подчиненным так назы­ ваемых «мелочей». Приведу пример. Был у меня в подчинении молодой матрос Ка­ линин. Поручишь ему, скажем, произвести приборку в помещении боевого поста, он на видных местах пыль сотрет и тем ог­ раничится. Я замечал это, но почему-то считал «мелочыо» и по-настоящему не требовал с него. II вот в походе я понял свою ошибку. Матрос Калинин, не приученный к чет­ кой исполнительности, допустил в море серьезное нарушение устава, которое чуть не сорвало решение задачи всем личным составом подразделения. За этот про­ ступок на матроса пришлось на­ ложить взыскание. Возможно, если бы я раньше не прощал ему «мелочей», в пла­ вании с ним этого не произошло бы. Зна­ чит, нужно требовать всегда и во всем — таков второй урок, полученный мною в походе. Я понял, что, проявляя требова­ тельность, командир, тем самым, заботится о подчиненных, о росте их воинского ма­ стерства, о том, чтобы они могли с че­ стью выполнить долг перед Родиной. Коротко скажу о личном примере стар­ шины. В морс за каждым шагом и по­ ступком командира отделения особенно внимательно следят матросы. В том похо­ де, о котором шла речь, вначале погода была хорошая. Потом начало покачивать. Я старался держаться как можно бодрее. Глядя на меня, подтягивались молодые ма­ тросы. От командира подразделения по­ ступали поиказания. Я выполнял их точ­ но. Так требует устав. К тому же мне хо­ телось, чтобы молодые матросы видели, как нужно исполнять все распоряжения старших. Это имеет большое воспитатель­ ное значение. Старшина должен показы­ вать пример самоотверженности в борьбе с трудностями. Это еще один урок, кото­ рый преподал мне поход. В море я убедился в необходимости пол­ нее использовать свои права. Отличился матрос — тут же, в походе, поощри его. Пусть другие видят и поступают так же, как он. Молодой матрос Быков в трудных условиях плавания действовал четко, ста­ рательно, почти ни в чем не уступал старослужащим воинам. За умелое обслу­ живание заведывания я об’явил ему бла­ годарность и постарался, чтобы об этом узнал весь личный состав подразделения. 0 том, что пришлось наказать матроса Калинина за нерадивость, я уже говорил. В беседах между собой старшины часто говорят о пользе для моряка хорошей фи­ зической закалки. Преимущество сильных, выносливых матросов лучше всего про­ является в море. II что греха таить, по­ рой мы, командиры отделений, сами ви­ новаты в том, что некоторые наши под­ чиненные теряют в плавании работоспо­ собность. Матрос Калинин всеми правдами и неправдами старался увильнуть от физ­ зарядки, а если и посещал ее, так только отбывал номер. Известно мне было об этом? Конечно. Но я мало сделал для физи­ ческого воспитания подчиненного. Потом, в походе, пришлось раскаиваться. Калинин быстрее других воинов уставал, укачивал­ ся, не мог нести вахту. Еще в походе, наблюдая за матросом, я решил: физиче­ ской закалкой личного состава, особенно новичков, нужно заниматься систематиче­ ски и серьезно. Вот, примерно, уроки, полученные мной в походе, где впервые участвовали подчи­ ненные мне молодые матросы. Старшина 1 статьи И. КОЗЛОВ. S Командир отделения обязан: * Обучать и воспитывать ма­ тросов своего отделения. Прививать матросам любовь к кораблю, военно-морской службе, своему оружию и тех­ ническим средствам и учить сберегать их. Вырабатывать у матросов отделения строевую выправку, физиче­ скую выносливость и морскую сноровку. Повседневно изучать и знать своих подчиненных^. Лично обучать подчиненных ему матросов морской практике— Требовать от подчиненных строгого соблюдения воинской дисцип­ лины, организованности и культурности. Повседневно следить за чистотой и порядком в отделении, за оп­ рятностью и исправностью обмундирования и обуви подчиненных, соблюдением ими формы одежды и правил ее ношения и проверять у подчиненных не реже одного раза в месяц наличие и содержание обмундирования и соответствие их записям в матросской книжке... (И з Корабельного устава Военно-Морских Сил Союза ССР ). Героями не рождаются. • • Шли учебные полеты. Машины поднима­ лись в воздух одна за другой. В кабине одной из них сидел стрелок-радист Лашко. Пока самолет ниел по маршруту, Лашко обеспечивал экипаж устойчивой двусто­ ронней радиосвязью. Но вот машина в за­ данном районе. — Вижу цель. Приготовиться к стрель­ бе, — услышал Лашко приказание коман­ дира. Тут же штурман передал температуру воздуха. Эти данные необходимы для стрельбы. Неожиданно из облаков, сбоку появилась «цель». В этот момент Лашко нужно было мгновенно поймать ее и следить за ней. Но он растерялся, забыл перевести рукоятку механизма. — Огонь! — приказал командир. Раздались выстрелы, но все снаряды прошли мимо «цели». Когда закончились полеты, на аэродромном поле собрались авиаторы. Возбужденные, они обсуждали результаты учебного дня. — Что же это вы так плохо стреляли? — укоризненно покачал я головой, гля­ дя на Лашко. — Так ведь трудно попасть в «цель», — пытался оправдаться он. — Трудно, говорите. Л вот на фронте куда тяжелее было... Вы слышали о старшине Бадюк. Ему приходилось делать в день по три-четыре боевых вылета. Ка­ залось, сил не хватит, но старшина вы­ держал. Много фашистских самолетов от меткого огня стрелка-радиста нашли могилу на советской земле. — Так это же герой, — возразил Лаш­ ко. — Герой... Может ли быть героем каж­ дый человек? Не является ли героизм та­ ким качеством, которое дается, так ска­ зать, от природы, от рождения? Нет, ге­ роизм — дело наживное. Опыт Великой Отечественной войны говорит, что люди, совершившие героические подвиги, были способны на них потому, что готовились к этому всей своей предшествующей дея­ тельностью. Следовательно, — напомнил я стрелку-радисту, — люди героями не рождаются. Мы долго беседовали с Лашко. Он вни­ мательно слушал меня, иногда вставлял свои замечания. — В наши дни, — продолжал я, — классные специалисты, отличники боевой и политической подготовки, такие, как матросы Иванов и Распутин, младший сержант Чикунов, — вот кто герои. Та­ ким же молсете стать и вы. Но для этого мало одного порыва. Здесь нужны настой­ чивость, дисциплина и воля к победе. Молодой стрелок-радист потупился, на его лице выступил румянец. Заметно бы­ ло, что мои слова затронули его за жи­ вое. — Помогите, — обратился он ко мне. — Что-то со стрельбой не получается ни­ как. Посмотрел я, как работает Лашко, об’яс­ нил ему: — Неправильно вы прицел берете, itH ропитесь. Много раз подряд мы принимались с Лашко наводить авиационные пушки в «цель». От напряженной работы чувство­ валась усталость, хотелось отдохнуть, за­ курить. Но Лашко сам предлагал еще «по­ тренироваться». — Вот видите, — заметил я молодому воину, — уже дело идет лучше. Меткая стрельба в воздухе — дело нелегкое. Она требует от стрелка-радиста хорошей на­ тренированности, сшжойствия, строгого соблюдения всех правил и приемов. Напряженная учеба и товарищеская по­ мощь сказались на результатах после­ дующих стрельб. Теперь Лашко является гордостью части. Неизменно, в любых ус­ ловиях он отлично выполняет учебно-бое­ вые стрельбы. Мастерству учатся у него другие матросы. Они стремятся в совер­ шенстве изучить свою специальность, выйти в ряды отличников боевой и поли­ тической подготовки, стать героями мир­ ных учебных будней. Отличником боевой и политической под­ готовки может стать каждый моряк. Надо только быть старательным и прилежным, проявлять настойчивость и не бояться трудностей, которые могут встретиться на пути совершенствования боевого мастер­ ства. Трудности для того и существуют, чтобы преодолевать их. Мне вспоминаются первые дни своей слулсбы. Признаюсь, иногда дело не лади­ лось. И тогда я думал: как же действова­ ли герои-фронтовики? Разве они сразу добились успехов, разве им было легко победить врага? Но они не боялись труд­ ностей и добивались победы. И я опять настойчиво принимался за учебу. Вскоре мне довелось испытать радост­ ное чувство первых успехов. На очеред­ ных воздушных стрельбах я выполнил упражнение на «отлично». Командир об’­ явил мне за меткую стрельбу благодар­ ность. Тут я почувствовал уверенность в своих силах и стал учиться еще настой­ чивее. Сейчас по всем видам боевой и по­ литической подготовки у,меня отличные оценки. А ведь я такой лее воин, как и все. Значит, каждый может стать отлич­ ником. Гвардии старший сержант А. ГРИШИН. Не всегда первый блин—комом Матросы Кузин и Зайцев были назначе­ ны в группу радиотелеграфистов. Я побе­ седовал с каждым из них, коротко расска­ зал об их будущей военной специально­ сти. На следующий день начались занятия. Командир боевой части, старослужащие товарищи помогли молодым воинам изу­ чать сложную аппаратуру. Я был доволен, что Кузин и Зайцев живо интересовались специальностью, стремились как можно лучше усвоить материал. В этот период казалось, что знания у них одинаковые. Зачеты, которые Кузин и Зайцев держали, вскоре подтвердили мое предположение. Матросы ответили на все вопросы со зна­ нием дела. Я стал еще настойчивей готовить их к самостоятельной вахте. Тренировки прово­ дились ежедневно по нескольку раз в по­ степенно усложняющейся обстановке. Та­ ким образом я готовил молодых воинов к отличным действиям в любых условиях. Вначале мне трудно было определить, кто больше преуспевает в учебе, — Кузин или Зайцев. Но постепенно я начинал убеж­ даться, что матрос Кузин более трудолю­ бив. Правда, Зайцева тоже нельзя было упрекнуть в лени, но все же Кузин вы­ делялся своим особым прилеяинием. Помимо тренировок я говорил с моло­ дым матросом о требованиях уставов, Во­ енной присяги. — Самой серьезной проверкой для вас будет первая самостоятельная вахта, — говорил я новичкам. — Здесь на конкрет­ ном деле проверяется верность моряка его воинской клятве. Всегда помните, что вы присягали Родине, и постарайтесь до кон­ ца исполнить свой долг. Я рассказал молодым воинам о лучших людях корабля, об их самоотверженном от­ ношении к своему воинскому долгу. — Вам приходилось не раз проходить мимо Доски отличников боевой и полити­ ческой подготовки, — говорил я, — вот у кого вы должны учиться, кому подра­ жать. .V передовиков учебы и службы на вахте никогда не бывают промахи. Они действуют строго по инструкции. И вот их первая самостоятельная вах­ та. Радиотелеграфисты несут круглосуточ­ ную вахту, обеспечивая корабль беспере­ бойной связью. Для выполнения этой за­ дачи от них требуется наряду с отличным знанием аппаратуры высокая бдитель­ ность. Первая самостоятельная вахта запомни­ лась морякам на всю жизнь. В этот день они почувствовали, что на них возла­ гается особая ответственность, всей душой ощутили, какое большое оказано им до­ верие. Матрос Кузин правильно понял задачу. Он действовал безошибочно, четко испол­ нял обязанности. Моряк не отвлекался и, невзирая на плохую слышимость, точно принимал все радиограммы. Внимательно наблюдая за его работой, я почти не на­ шел существенных недостатков. Каково же было мое разочарование, когда на пост заступил матрос Зайцев. Сначала он старался, потом снял с голо­ вы телефоны и положил их перед собой. Первое нарушение инструкции налицо. Недобросовестное отношение матроса к не­ сению вахты привело к тому, что связь была прервана — из гнезда приемника выскочили телефоны. В итеге Зайцев не принял радиограмму. — В чем же искать причину грубой ошибки молодого матроса? — думал я. — Вот их двое: Кузин и Зайцев. Уровень подготовки одинаковый, а результаты в службе различны. Я детально разобрал с Зайцевым этот случай. На мой вопрос, почему он не смог принять радиограмму, Зайцев ответил: — Я же, товарищ старшина, нес вах­ ту первый раз. Вот и получился первый блин комом... Я постарался доказать ему, что причина ошибки матроса при несении радиовахты заключается в беспечности и зазнайстве. — Ваш товарищ. Кузин, тоже само­ стоятельно выполнял боевую задачу впер­ вые, однако нарушений инструкции ^ не допустил и обеспечил корабль бесперебой­ ной связью, — сказал я подчиненному. — Как видите, не всегда первый блин бывает комом. В этой непринужденной беседе мне уда­ лось убедить молодого матроса, в чем ^ он был неправ. Зайцев осознал свою ошибку. После нашего разговора он изменил свое отношение к несению радновахты и боль­ ше не имел ни одного замечания. Стапшина 2 статьи В. БЕРДНИКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz