На страже Заполярья. 1955 год. Декабрь.
2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 24 декабря 1955 г., № 302 (5454). Заботливо - Страница старшины и сержанта воспитывать молодых матросов Д р у ж б а д р у ж б о й , а с л у ж б а с л у ж б о й ■??>*?*?:''-7 >v • м ?|1 ч> tp - ; ; Значительных успехов добился расчет приготовления торпеды мичмана Н. Удовиченко. Н А С Н И М К Е : старший матрос П. Передник, матросы А. Смирнов и Б. Прокла- дов под руководством мичмана Н. Удовиченко готовят торпеду к выстрелу. Фото Е . Ушмарова. ТЩАТЕЛЬНО ГОТОВИТЬСЯ Н НАЖДОМУ ЗАНЯТИЮ Недавно, при посещении одной из под водных лодок нашего флота, Министр Обо роны Союза ССР Маршал Советского Сою за Г. К. Жуков обратил особое внимание моряков на необходимость и впредь по вышать боевую готовность кораблей, -вос питывать у личного состава безукоризнеп- ную исполнительность, беспрекословное повиновение командирам и начальникам. В успешном решении этих задач важ ное место занимает работа по воспитанию молодых матросов. — Как сделать занятия по специально сти интересными? Как добиться, чтобы матросы лучше усвоили материал? Эта и многие другие вопросы особенно остро встали передо мной как только при были молодые воины. Видимо, понимая, с какими трудностями встретился я, коман дир подразделения посоветовал: — Поближе познакомьтесь с нович ками. Побеседуйте с ними. В тот же день у меня состоялось не сколько интересных бесед с молодыми ма тросами. Поначалу расспрашивал: — Откуда родом? Не земляк ли? Кем работал до службы? Матрос Меньков, оказывается, был по мощником мастера. Очень любит технику. Как только пришел на боевой пост, его взгляд сразу загорелся любопытством, гла за забегали от механизма к механизму. Я тогда про себя усмехнулся: «Этот изу- .чению специальности отдаст все». Из разговора с новичками стало ясно, что почти вое они в той или иной степе ни знакомы с различной техникой. Толь ко матрос Незлобии до призыва на флот был учащимся. Ему, конечно, будет по тяжелей, к труду по-настоящему не при вык. Зато у него другое преимущество — хорошее образование. Стал я готовиться к первому занятию по специальности. Литературу прочитал, в инструкции, в уставы заглянул. Хоть тема и несложная: устройство боевого пос та и борьба за его живучесть, но рань ше мне приходилось излагать материал старослужащим морякам, а теперь — слушатели молодые. Это следовало учесть. Подготовил я подробный конспект, подо брал схемы, по которым наглядней можно показать подчиненным устройство меха низмов. У меня бывали случаи, когда я не мог правильно спланировать материал по времени: то не уложишься в положен ные часы, то на несколько минут раньше обо всем расскажешь и нетерпеливо ждешь сигнала об окончании занятий. Но на этот раз я все рассчитал точно и оста вил времени для опроса как раз столько, сколько было необходимо. Сначала я задал несколько вопросов мо лодым матросам Зайцеву и Менькову. Те отвечали верно, называли принципы взаимодействия механизмов, объясняли пра вила пользования приборами, о которых я упоминал на занятиях. Видно было, что материал их заинтересовал. Потом обратился к матросу Незлобину: — Покажите по схеме устройство при бора. Незлобии вначале замялся, затем кое- как начал отвечать. Но он все время пу тался, сбивался и так и не смог как сле дует ответить на вопрос. Здесь сказалось не только то, что матрос раньше никогда не имел дела с техникой. Была и моя ви на в том, что подчиненный неглубоко ус воил материал. Раз’ясняя тему, я, ио не скольку минут не отрываясь, смотрел в конспект и недостаточно наблюдал за тем, как слушают матросы. Незлобии, должно быть, воспользовался этим. Поздней я уз нал, что он во время рассказа отвлекался, слушал невнимательно. На занятиях нужно поддерживать вы сокую дисциплину среди личного состава. Для этого недостаточно составить хороший конспект. Это полдела. Необходимо подго товиться так, чтобы свободно излагать ма териал. Тогда и сами занятия будут про ходить интересней, и контролировать ма тросов легче. Я это учел. Последующие занятия и тренировки с молодыми матросами прохо дили более организованно. Помимо занятий по специальности, я, как старшина, отвечающий за воспитание подчиненных, провожу с ними беседы о верности Присяге, напоминаю о патрио тическом долге воина верой и правдой служить своему социалистическому Отече ству. Теперь вернусь к матросам Менькову, Зайцеву и Незлобину. В море им при шлось на практике показать свои знания. Тут явственно проявилось преимущество старательных матросов Зайцева и Мень- кова. Они действовали уверенно, точ но по инструкции, правильно выполня ли все вводные. У Незлобина дело обстоя ло хуже. Сказалась его невнимательность на занятиях по специальности. Действия его были не всегда верны. Мне пришлось, об’яснить матросу Незло бину его ошибку. Сейчас он серьезней относится к учебе и стал уверенней ра ботать у механизмов. На примере с матросом Незлобиным я убедился в том, какое огромное значе ние для воспитания воинов имеет отлич ная подготовка к каждому занятию по специальности. Старшина 1 статьи В. АЛЕКСЕЕВ. Ехали два друга служить в часть, мечтали. — Попадем с тобой, Ми ша, на одну лодку — неп ременно станем отличника ми боевой и политической подготовки. — говорил ни зенький, опрятно одетый юноша-матрос. поглажи вая отливающий лаком ба ян. — И классными специа листами, — добавил вто рой, также опрятно оде тый, но повыше ростом и худощавый, с большими си ними глазами. Это были матросы- торпедисты Станислав По литое и Михаил Куприя нов. Давно они мечтали о флоте. И вот мечта их сбы валась. Они успешно сдали зачеты в учебном подразде лении. Политов — весель чак и баянист, ему все легко давалось. Но на за четах немного подкачал. А Куприянов — скромный и застенчивый — считал, что только усидчивостью, кро потливым трудом можно добиться хороших резуль татов. И добился. Его по казатели в учебе были луч ше. Друзей назначили на од ну лодку, даже в одно от деление торпедистов стар шины 2 статьи Щербань. Жили они и здесь дружно. Политов с первых дней был на виду у команды. Он часто играл на баяне, непрочь был «бросить» шутку в круг товарищей. Куприянов же оставался скромным и тихим. Но ког да стали изучать матери альную часть и отрабаты вать на тренировках прак тические навыки, старшина не мог нахвалиться успе хами Куприянова. А у Политова не все шло гладко. В его поступках сквозила несерьезность. В учебе матрос, как говорят, скакал по верхушкам. За короткое время он успел получить от командиров не сколько замечаний. Особую тревогу вызы вала у старшины неприн ципиальная, даже, можно сказать, нездоровая дружба матросов. Политов, где на до и где не надо, называл Куприянова по имени. На замечания старших реаги ровал слабо. А Куприянов, будучи дисциплинирован ным, старательным матро сом, делал вид, что не за мечает ошибок товарища, видимо, считал, что каж дый отвечает сам за себя. Щербань решил вмешаться в отношения подчиненных и однажды серьезно пого ворил с ними. — Запомните, — говорил он, обращаясь к матросу Политову, — на службе панибратство недопустимо. Дружба дружбой, а служ ба службой. Есть уставная форма обращения: «ма трос Политов», «матрос Куприянов», а не «Миша» там, или как иначе. Политов пытался возра жать: — Мы же, товарищ стар шина, с ним давнишние друзья, вместе учились, вместе служим. — Это хорошо, что вы дружите. Но мало назы ваться друзьями. Нужно, чтобы дружба на деле бы ла видна. Вот, например, Куприянов лучше знает за- ведывание, отлично изучил инструкцию, исполнитель ный, а вы? Почему отстае те от товарища? Политов опустил голову, лицо его горело. А стар шина продолжал: — Да, собственно, и вы, Куприянов, не по-друже ски поступаете. Вместо то го, чтобы подсказать това рищу, в чем у него «сла бина», вы молчите, скры ваете недостатки друга и тем самым вредите делу. Так ведь получается? — Да, так, — отвечал Куприянов. После этой беседы ма тросы готовились сдавать очередную задачу. Поли тов подошел к Куприянову и сказал: — Знаешь, старшина правильно говорил. Я же понимаю, что от меня боль шего ждут. Ты, если заме тишь за мной недостатки, — сразу говори. То, что произошло с ма тросами Политовым и К у прияновым, бывало, видимо, и с другими воинами. Ведь как порой случается. По счастливому стечению об стоятельств попадают слу жить на один корабль или в одно подразделение два товарища, два земляка, жившие по соседству. И вот один из них начинает выдвигаться по службе, по лучает старшинские нашив ки, становится командиром отделения, где служит ма тросом его товарищ. Конеч но, если молодой старшина с самого начала правильно понял свои обязанности, будет всегда строго посту пать по-уставному и этого же требовать от подчинен ных, его повышение по слу жбе не повлияет на друж бу с земляком. Наоборот, она станет еще крепче. Но беда, если молодой старшина неверно понимает законы дружбы, боится справедливой требователь ностью «подорвать» свой авторитет. В служебное время товарищ попрежнему называет его не по зва нию, а по имени, он стес няется одернуть его, боит ся, что тот подумает: «Вот, мол, какой ты стал. Только старшиной назначен и сразу возомнил из себя большое начальство». И так в погоне за лож ным авторитетом, такому старшине нетрудно ска титься до панибратства с подчиненными. А это стра шное зло. Оно немедленно сказывается на дисциплине матросов, на их исполни тельности. Мое мнение: настоящие товарищи везде и всегда помогать друг другу обяза ны. И взаимоотношения между ними не должны ме шать главному — службе. Дружба, как говорят, дружбой, а служба служ бой. Шли дни. Молодые ма тросы успешно сдали за четы по устройству лодки, хорошо изучили свою спе циальность. Они примерно выполняют воинский долг. Недавно матросу Куприя нову старшина 2 статьи Щербань за хорошую службу об’явил благодар ность. А Политов поощрен за активное участие в ма тросской художественной самодеятельности. Старшина 1 статьи А. А Н Д Р Е Е В . Всегда, в любых сложных условиях обеспечивает корабль надежной радиосвя зью старшина 1 статьи Владимир Волохов. Комсомолец Волохов служит примером для многих моряков корабля. Он содержит боевую технику в отличном состоянии. НА С Н И М К Е : специалист второго класса старшина 1 статьи Владимир Воло хов на вахте. Фото И. Никншова. Ур оки одного п о х о д а Хочется рассказать об уроках одного похода. Он имеет ту особенность, что в нем впервые участвовали молодые матро сы. Поэтому до выхода корабля в море я много думал, как организовать тренировки с воинами, исходя из общей задачи, кото рую решал экипаж. На походе предпола галось отрабатывать приемы по борьбе за живучесть. Я составил перечень вводных для подчиненных. И вот корабль в море. Молодые матросы Клюшин, Быков, Наседкин не могут скрыть своего волнения. Понятно — впер вые вышли в плавание. Каждого из них беспокоит мысль: «Выдержу ли испыта ние, не осрамлюсь ли перед товарища ми?». В походе каждая минута дорога. Толь ко корабль миновал узкость, командир об’ явил аварийную тревогу. Матросы бегом, как положено по уставу, устремились на боевые посты. Я поставил первую ввод ную: — В центральный пост поступает во да! Сразу же матросы Быков, Клюшин вме сте со старослужащими воинами броси лись к аварийным средствам, стали раз бирать щиты, подпоры, клинья, мушкеля и, не мешкая, приступили к заделке «про боины». Одновременно занятия по борьбе за живучесть проходили и на других боевых постах. Пожары, пробоины, взры вы очень искусно имитировались. Короче, все делалось почти так, как в настоящем бою. II это вызывало большое напрялсе- ние. Подчиненные* работали неплохо. Од нако я обратил внимание, что молодой матрос Клюшин действовал менее расто ропно, чем другие моряки. Пришлось сде лать ему замечание, потребовать, чтобы пе отставал от товарищей. Поздней, после отбоя тревоги, я напомнил Клюшину. ка кое значение имеет каждая секунда при борьбе за живучесть корабля. Вводные следовали одна за другой. Я стал отрабатывать с подчиненными вопро сы борьбы за живучесть технических средств. И снова у матроса Клюшина не все шло как следует. Я незаметно ’вынул предохранитель в одном из механизмов. Клюшин с опозда нием доложил мне, что прибор, который он обслуживает, вышел из строя. — Найти неисправность, устранить ее, — приказал я матросу. Клюшин растерял ся, не сразу смог найти коробку, откуда был вынут предохранитель. В этом сказа лись его неопытность, слабое знание спе циальности и устройства боевого поста. Я «намотал себе на ус», что с Клюшиным нужно больше заниматься, чаще проводить тренировки, помогать ему. Поход был насыщен различными уче ниями, тренировками, занятиями. В конце его я почувствовал, что чуть не просчи тался при составлении вводных. Их, если можно так выразиться, не хватило на все плавание. Поэтому отдельные вводные мне волей-неволей пришлось повторять, в чем не было особой необходимости и что в какой-то степени снизило уровень тре нировок. Отсюда я сделал вывод, что необходимо так продумывать и составлять вводные, чтобы они были разнообразными и обеспечивали высокое напряжение на тренировке. Это был первый урок, кото рый я вынес для себя из похода. Во время плавания мне приходилось от давать подчиненным различные приказа ния. В море бывают моменты, когда про верить исполнение приказания не пред ставляется возможности. Здесь полагаешь ся на сознательность воинов. В данном случае многое зависит от требовательно сти стаэшины. Если он приучил матросов к безукоризненной исполнительности, они никогда не подзедут его. Я всегда помню слова Министра Обороны Союза ССР, ко торый во время пребывания на нашем флоте сказал: «Матрос, солдат, где бы ни находился, на какой бы участок ни был поставлен, должен всегда быть готовым выполнить приказ командира, хотя бы ценою жизни. К этому обязывает его Ро дина». . Оиыг учит, что требовать нужно всег да, не прощал подчиненным так назы ваемых «мелочей». Приведу пример. Был у меня в подчинении молодой матрос Ка линин. Поручишь ему, скажем, произвести приборку в помещении боевого поста, он на видных местах пыль сотрет и тем ог раничится. Я замечал это, но почему-то считал «мелочыо» и по-настоящему не требовал с него. II вот в походе я понял свою ошибку. Матрос Калинин, не приученный к чет кой исполнительности, допустил в море серьезное нарушение устава, которое чуть не сорвало решение задачи всем личным составом подразделения. За этот про ступок на матроса пришлось на ложить взыскание. Возможно, если бы я раньше не прощал ему «мелочей», в пла вании с ним этого не произошло бы. Зна чит, нужно требовать всегда и во всем — таков второй урок, полученный мною в походе. Я понял, что, проявляя требова тельность, командир, тем самым, заботится о подчиненных, о росте их воинского ма стерства, о том, чтобы они могли с че стью выполнить долг перед Родиной. Коротко скажу о личном примере стар шины. В морс за каждым шагом и по ступком командира отделения особенно внимательно следят матросы. В том похо де, о котором шла речь, вначале погода была хорошая. Потом начало покачивать. Я старался держаться как можно бодрее. Глядя на меня, подтягивались молодые ма тросы. От командира подразделения по ступали поиказания. Я выполнял их точ но. Так требует устав. К тому же мне хо телось, чтобы молодые матросы видели, как нужно исполнять все распоряжения старших. Это имеет большое воспитатель ное значение. Старшина должен показы вать пример самоотверженности в борьбе с трудностями. Это еще один урок, кото рый преподал мне поход. В море я убедился в необходимости пол нее использовать свои права. Отличился матрос — тут же, в походе, поощри его. Пусть другие видят и поступают так же, как он. Молодой матрос Быков в трудных условиях плавания действовал четко, ста рательно, почти ни в чем не уступал старослужащим воинам. За умелое обслу живание заведывания я об’явил ему бла годарность и постарался, чтобы об этом узнал весь личный состав подразделения. 0 том, что пришлось наказать матроса Калинина за нерадивость, я уже говорил. В беседах между собой старшины часто говорят о пользе для моряка хорошей фи зической закалки. Преимущество сильных, выносливых матросов лучше всего про является в море. II что греха таить, по рой мы, командиры отделений, сами ви новаты в том, что некоторые наши под чиненные теряют в плавании работоспо собность. Матрос Калинин всеми правдами и неправдами старался увильнуть от физ зарядки, а если и посещал ее, так только отбывал номер. Известно мне было об этом? Конечно. Но я мало сделал для физи ческого воспитания подчиненного. Потом, в походе, пришлось раскаиваться. Калинин быстрее других воинов уставал, укачивал ся, не мог нести вахту. Еще в походе, наблюдая за матросом, я решил: физиче ской закалкой личного состава, особенно новичков, нужно заниматься систематиче ски и серьезно. Вот, примерно, уроки, полученные мной в походе, где впервые участвовали подчи ненные мне молодые матросы. Старшина 1 статьи И. КОЗЛОВ. S Командир отделения обязан: * Обучать и воспитывать ма тросов своего отделения. Прививать матросам любовь к кораблю, военно-морской службе, своему оружию и тех ническим средствам и учить сберегать их. Вырабатывать у матросов отделения строевую выправку, физиче скую выносливость и морскую сноровку. Повседневно изучать и знать своих подчиненных^. Лично обучать подчиненных ему матросов морской практике— Требовать от подчиненных строгого соблюдения воинской дисцип лины, организованности и культурности. Повседневно следить за чистотой и порядком в отделении, за оп рятностью и исправностью обмундирования и обуви подчиненных, соблюдением ими формы одежды и правил ее ношения и проверять у подчиненных не реже одного раза в месяц наличие и содержание обмундирования и соответствие их записям в матросской книжке... (И з Корабельного устава Военно-Морских Сил Союза ССР ). Героями не рождаются. • • Шли учебные полеты. Машины поднима лись в воздух одна за другой. В кабине одной из них сидел стрелок-радист Лашко. Пока самолет ниел по маршруту, Лашко обеспечивал экипаж устойчивой двусто ронней радиосвязью. Но вот машина в за данном районе. — Вижу цель. Приготовиться к стрель бе, — услышал Лашко приказание коман дира. Тут же штурман передал температуру воздуха. Эти данные необходимы для стрельбы. Неожиданно из облаков, сбоку появилась «цель». В этот момент Лашко нужно было мгновенно поймать ее и следить за ней. Но он растерялся, забыл перевести рукоятку механизма. — Огонь! — приказал командир. Раздались выстрелы, но все снаряды прошли мимо «цели». Когда закончились полеты, на аэродромном поле собрались авиаторы. Возбужденные, они обсуждали результаты учебного дня. — Что же это вы так плохо стреляли? — укоризненно покачал я головой, гля дя на Лашко. — Так ведь трудно попасть в «цель», — пытался оправдаться он. — Трудно, говорите. Л вот на фронте куда тяжелее было... Вы слышали о старшине Бадюк. Ему приходилось делать в день по три-четыре боевых вылета. Ка залось, сил не хватит, но старшина вы держал. Много фашистских самолетов от меткого огня стрелка-радиста нашли могилу на советской земле. — Так это же герой, — возразил Лаш ко. — Герой... Может ли быть героем каж дый человек? Не является ли героизм та ким качеством, которое дается, так ска зать, от природы, от рождения? Нет, ге роизм — дело наживное. Опыт Великой Отечественной войны говорит, что люди, совершившие героические подвиги, были способны на них потому, что готовились к этому всей своей предшествующей дея тельностью. Следовательно, — напомнил я стрелку-радисту, — люди героями не рождаются. Мы долго беседовали с Лашко. Он вни мательно слушал меня, иногда вставлял свои замечания. — В наши дни, — продолжал я, — классные специалисты, отличники боевой и политической подготовки, такие, как матросы Иванов и Распутин, младший сержант Чикунов, — вот кто герои. Та ким же молсете стать и вы. Но для этого мало одного порыва. Здесь нужны настой чивость, дисциплина и воля к победе. Молодой стрелок-радист потупился, на его лице выступил румянец. Заметно бы ло, что мои слова затронули его за жи вое. — Помогите, — обратился он ко мне. — Что-то со стрельбой не получается ни как. Посмотрел я, как работает Лашко, об’яс нил ему: — Неправильно вы прицел берете, itH ропитесь. Много раз подряд мы принимались с Лашко наводить авиационные пушки в «цель». От напряженной работы чувство валась усталость, хотелось отдохнуть, за курить. Но Лашко сам предлагал еще «по тренироваться». — Вот видите, — заметил я молодому воину, — уже дело идет лучше. Меткая стрельба в воздухе — дело нелегкое. Она требует от стрелка-радиста хорошей на тренированности, сшжойствия, строгого соблюдения всех правил и приемов. Напряженная учеба и товарищеская по мощь сказались на результатах после дующих стрельб. Теперь Лашко является гордостью части. Неизменно, в любых ус ловиях он отлично выполняет учебно-бое вые стрельбы. Мастерству учатся у него другие матросы. Они стремятся в совер шенстве изучить свою специальность, выйти в ряды отличников боевой и поли тической подготовки, стать героями мир ных учебных будней. Отличником боевой и политической под готовки может стать каждый моряк. Надо только быть старательным и прилежным, проявлять настойчивость и не бояться трудностей, которые могут встретиться на пути совершенствования боевого мастер ства. Трудности для того и существуют, чтобы преодолевать их. Мне вспоминаются первые дни своей слулсбы. Признаюсь, иногда дело не лади лось. И тогда я думал: как же действова ли герои-фронтовики? Разве они сразу добились успехов, разве им было легко победить врага? Но они не боялись труд ностей и добивались победы. И я опять настойчиво принимался за учебу. Вскоре мне довелось испытать радост ное чувство первых успехов. На очеред ных воздушных стрельбах я выполнил упражнение на «отлично». Командир об’ явил мне за меткую стрельбу благодар ность. Тут я почувствовал уверенность в своих силах и стал учиться еще настой чивее. Сейчас по всем видам боевой и по литической подготовки у,меня отличные оценки. А ведь я такой лее воин, как и все. Значит, каждый может стать отлич ником. Гвардии старший сержант А. ГРИШИН. Не всегда первый блин—комом Матросы Кузин и Зайцев были назначе ны в группу радиотелеграфистов. Я побе седовал с каждым из них, коротко расска зал об их будущей военной специально сти. На следующий день начались занятия. Командир боевой части, старослужащие товарищи помогли молодым воинам изу чать сложную аппаратуру. Я был доволен, что Кузин и Зайцев живо интересовались специальностью, стремились как можно лучше усвоить материал. В этот период казалось, что знания у них одинаковые. Зачеты, которые Кузин и Зайцев держали, вскоре подтвердили мое предположение. Матросы ответили на все вопросы со зна нием дела. Я стал еще настойчивей готовить их к самостоятельной вахте. Тренировки прово дились ежедневно по нескольку раз в по степенно усложняющейся обстановке. Та ким образом я готовил молодых воинов к отличным действиям в любых условиях. Вначале мне трудно было определить, кто больше преуспевает в учебе, — Кузин или Зайцев. Но постепенно я начинал убеж даться, что матрос Кузин более трудолю бив. Правда, Зайцева тоже нельзя было упрекнуть в лени, но все же Кузин вы делялся своим особым прилеяинием. Помимо тренировок я говорил с моло дым матросом о требованиях уставов, Во енной присяги. — Самой серьезной проверкой для вас будет первая самостоятельная вахта, — говорил я новичкам. — Здесь на конкрет ном деле проверяется верность моряка его воинской клятве. Всегда помните, что вы присягали Родине, и постарайтесь до кон ца исполнить свой долг. Я рассказал молодым воинам о лучших людях корабля, об их самоотверженном от ношении к своему воинскому долгу. — Вам приходилось не раз проходить мимо Доски отличников боевой и полити ческой подготовки, — говорил я, — вот у кого вы должны учиться, кому подра жать. .V передовиков учебы и службы на вахте никогда не бывают промахи. Они действуют строго по инструкции. И вот их первая самостоятельная вах та. Радиотелеграфисты несут круглосуточ ную вахту, обеспечивая корабль беспере бойной связью. Для выполнения этой за дачи от них требуется наряду с отличным знанием аппаратуры высокая бдитель ность. Первая самостоятельная вахта запомни лась морякам на всю жизнь. В этот день они почувствовали, что на них возла гается особая ответственность, всей душой ощутили, какое большое оказано им до верие. Матрос Кузин правильно понял задачу. Он действовал безошибочно, четко испол нял обязанности. Моряк не отвлекался и, невзирая на плохую слышимость, точно принимал все радиограммы. Внимательно наблюдая за его работой, я почти не на шел существенных недостатков. Каково же было мое разочарование, когда на пост заступил матрос Зайцев. Сначала он старался, потом снял с голо вы телефоны и положил их перед собой. Первое нарушение инструкции налицо. Недобросовестное отношение матроса к не сению вахты привело к тому, что связь была прервана — из гнезда приемника выскочили телефоны. В итеге Зайцев не принял радиограмму. — В чем же искать причину грубой ошибки молодого матроса? — думал я. — Вот их двое: Кузин и Зайцев. Уровень подготовки одинаковый, а результаты в службе различны. Я детально разобрал с Зайцевым этот случай. На мой вопрос, почему он не смог принять радиограмму, Зайцев ответил: — Я же, товарищ старшина, нес вах ту первый раз. Вот и получился первый блин комом... Я постарался доказать ему, что причина ошибки матроса при несении радиовахты заключается в беспечности и зазнайстве. — Ваш товарищ. Кузин, тоже само стоятельно выполнял боевую задачу впер вые, однако нарушений инструкции ^ не допустил и обеспечил корабль бесперебой ной связью, — сказал я подчиненному. — Как видите, не всегда первый блин бывает комом. В этой непринужденной беседе мне уда лось убедить молодого матроса, в чем ^ он был неправ. Зайцев осознал свою ошибку. После нашего разговора он изменил свое отношение к несению радновахты и боль ше не имел ни одного замечания. Стапшина 2 статьи В. БЕРДНИКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz