На страже Заполярья. 1955 год. Декабрь.

2 Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 22 декабря 1955 г., № 300 (5452). — -------- .. =Я1 Окончание речи тов. И. А. БУЛГАНИНА Мир — величайшее благо для народов. А в дружбе и сотрудничестве народов Со­ ветского Союза, народов Индии, Бирмы ft Афганистана заложен величайший фактор мира между народами. Дружба н сотрудничество между Совет­ ским Союзом, Индией, Бирмой и Афгани­ станом — это такой фактор мира, с ко­ торым не могут не считаться противники мира и сотрудничества между народами. Пять великих принципов мирного сосу­ ществования и сотрудничества — вот та база, на которой мы строим наши отно­ шения с государствами с различными об­ щественно-политическими системами. Мы являемся свидетелями того, как все боль­ ше и больше государств присоединяется к этим принципам. Наша дружба с великой Индией, с Бир­ мой и с Афганистаном является замечатель­ ным примером торжества ленинских прин­ ципов внешней политики Советского госу­ дарства. Это великое историческое завое­ вание. В своей поездке мы убедились, какое большое значение для установления взаи­ мопонимания и дружественных отноше­ ний, для всестороннего сотрудничества и связей между странами имеет личный контакт государственных деятелей. Наши контакты с руководящими деятелями в Индии, в Бирме и в Афганистане помогли нам лучше узнать друг друга, выявить сходные точки зрения на важнейшие проблемы международной жизни, найти правильные пути решения вопросов со­ трудничества и связей. Вам хорошо известно по печати, что результатом нашего пребывания в Индии, в Бирме и в Афганистане были совмест­ ные заявления. Эти важные исторические документы знаменуют собой новый этап развития взаимоотношений Советского Союза с каждой из этих трех стран. Наши обоюдные стремления к дружбе и сотруд­ ничеству сделали возможным достижение хороших результатов и в переговорах по вопросам расширения торговли, экономи- л Тов. М. А. Яснов об’являет митинг за­ крытым. Оркестр исполняет Государствен­ ный гимн СССР. Участники митинга ру­ коплещут руководителям Коммунистиче­ ской партии и Советского правительства, находящимся на трибуне. Н. С. Хрущев и Н. А. Булганин садят­ ся в открытую автомашину и, горячо при­ ветствуемые присутствующими, отбывают с аэродрома. Многие десятки и сотни тысяч людей собрались на Ленинградском шоссе, на прилегающих улицах у Белорусского вок­ зала, на улице Горького. Здесь не только жители столицы, но и кол­ хозники Подмосковья, гости из разных городов. Мощные репродукторы донесли им с Центрального аэродрома речи Н. С. Хрущева и Н. А. Булганина, завершивших свою миссию доброй воли. С огромным вниманием, стремясь не пропустить ни одного слова, слушали москвичи эти речи. Запружена народом площадь Маяков­ ского. Строители, только что покинувшие леса новостройки, стремятся пройти побли­ же, чтобы приветствовать Н. А. Булганина и Н. С. Хрущева, поздравить их с успеш­ ным завершением поездки. Тут же студен­ ты, учащиеся, служащие советских уч­ реждений. Охотный ряд. Люди на тротуарах и мо­ стовой. Сплошной стеной стоят они у го- ческих, культурных и других связей. В основу этих связей положен нага неиз­ менный принцип равенства и взаимной выгоды. Мы стоим за такое экономическое сотрудничество и связи, которые не пре­ следуют никаких политических условий и обязательств. Наша поездка была столь богатой и полезной по результатам благодаря исклю­ чительной Любезности и гостеприимству, проявленным к нам со стороны уважаемо­ го Премьер-Министра Индии господина Джавахарлала Неру, господина Премьер- Министра Бирмы Ну и уважаемого Премьер-Министра Афганистана господина Мухаммеда Дауда. Я пользуюсь случаем, чтобы пйредать им еще и еще раз нашу сердечную благодарность. Итак, самым важным результатом на­ шей поездки в великую Индию, в Бирму и в Афганистан было дальнейшее сближе­ ние Советского Союза с этими странами, дальнейшее развитие дружбы и сотрудни­ чества наших народов. Однако это не всем нравится. Наша по­ ездка и наши выступления, в частности, выступления тов. Хрущева Никиты Сер­ геевича. вызвали не только бурные одоб­ рения друзей, но и бурное негодование реакционной печати и некоторых весьма солидных общественных и государствен­ ных деятелей западных стран, особенно в Англии. Мы можем лишь на это оказать — им не нравятся наши откровенные высказывания об их колонизаторской по­ литике, им не нравится наша дружба с Индией, Бирмой и Афганистаном. А нам эта дружба очень нравится и нам она очень подходит. Эта дружба народов укре­ пила фронт миролюбивых стран, еще бо­ лее его сплотила. Фронт миролюбивых стран стал еще более сильным. Он будет еще сильнее, и мы уверены, что он по­ бедит! (Аплодисменты). Да здравствует дружба и сотрудничест­ во между народами — величайший фак­ тор мира во всом мире! (Аплодисменты, возгласы «УраГ»). ☆ стиницы «Националь», возле Центрально­ го музея В. И. Ленина и Исторического музея. Многие пришли сюда задолго, ожи­ дая того момента, когда проедут товарищи Н. А. Булганин и Н. С. Хрущев. Большая группа студентов Московского университета оживленно обменивается мнениями о поездке Председателя Совета Министров СССР Н. А. Булганина и Чло- на Президиума Верховного Совета СшРН. С. Хрущева в дружественные страны — Индию, Бирму и Афганистан, говорят о той исключительно теплой встрече, ко­ торую оказали советским руководителям народы этих государств. На всем пути от Центрального аэродро­ ма до Кремля свыше полумиллиона тру­ дящихся горячо приветствовали 'Н. А. Булганина и Н. С. Хрущева. Ежеминутно возникали бурные аплодисменты, слыша­ лись приветственные возгласы в честь Коммунистической партии Советского Со­ юза, в честь Советского правительства, в честь Н. С. Хрущева и Н. А. Булганина, успешно выполнивших зозложенную на них миссию доброй воли, миссию укреп­ ления дружбы между СССР и Индией, Бирмой, Афганистаном, миссию, результа­ ты которой способствуют упрочению все­ общего мира. (ТАСС). IX Мурманская областная конференция КПСС На днях состоялась IX Мурман­ ская областная конференция КПСС. Деле­ гаты конференции заслушали и обсудили отчетный доклад тов. В. А. Прокофьева о работе Мурманского обкома КПСС и от­ четный доклад ревизионной комиссии. В прениях по докладам выступило 30 человек. Работа областного комитета КПСС признана удовлетворительной. Конференция избрала тайным голосова­ нием членов и кандидатов в члены Мур­ манского обкома КПСС, членов ревизион­ ной комиссии, делегатов на XX с’езд Ком­ мунистической партии Советского Союза. В числе делегатов на XX с’езд партии — Командующий Северным флотом адмирал А. Т. Чабаненко. Закончив работу, делегаты конференции исполнили партийный гимн «Интернацио­ нал». •ь * ★ После конференции состоялся первый пленум Мурманского обкома КПСС, из­ бравший секретарей и бюро обкома КПСС. Первым секретарем обкома партии из­ бран тов. В. А. Прокофьев, вторым секре­ тарем — тов. В. В. Анисимов, секретаря­ ми — тт. Н. Л. Коновалов и А. К. Курпа- ков. Пленум утвердил заведующих отделами обкома КПСС, редактора газеты «Полярная правда» и председателя ревизионной ко­ миссии. Всегда точно на заданном курсе держит корабль специалист второго класса старшина 1 статьи Илья Бойко. Он отлично знает свою специальность, с большим желанием передает свой опыт подчиненным. Служба передового старшины-комсо­ мольца является примером для моряков корабля. НА С Н И М К Е : специалист второго класса старшина 1 статьи Илья Бойко на вах­ те в рулевом отделении корабля. Фото И. Никишова. Экзамены на классность В эти дни ряды классных специалистов в подразделении больших охотников попол­ нились многими матросами и старшинами. В числе тех, кто получил это почетное звание и право носить недавно учрежден­ ные нагрудные знаки, старшие матросы Тимков, Денисенко, Гулидов, Майданик, матросы Шкатов, Остащенко, Перепелица, Савейко. Чистяков. Большая группа моря­ ков успешно подтвердила классность. А трюмный машинист старший матрос Фи­ лонов готовился подтвердить второй класс, а показал знания, достаточные для того, чтобы быть специалистом первого класса. Чем об’яснить достия;ения передовых воинов? Прежде всего, их высокой созна­ тельностью. Глубокое понимание своего долга и задач, стоящих перед кораблем, Флотом, — вот источник их отличной уче­ бы и службы. Советский народ дает своим воинам первоклассную боевую технику. В умелых руках она становится грозной силой. В совремгнном бою успех решают люди, в совершенстве знающие свое дело, владею­ щие передовыми, самыми эффективными приемами использования оружия и техни­ ческих средств. Сознавая это, Чистяков, Денисенко, Перепелица, Савейко и дру­ гие моряки стремятся быть морально стой­ кими и физически сильными, смелыми и умелыми, исполнительными и бдительны­ ми. Успешно овладевать этими замеча­ тельными качествами им позволяют дис­ циплинированность, верность своей свя­ щенной клятве — Военной присяге. Тепло отзывается командир подразделе­ ния о старшем матросе Филонове. — Это исполнительный матрос, — го­ ворит офицер. — Он твердо знает свои обязанности и безупречно выполняет их. А каков Филонов в морс! В этом году корабль много плавал. Но заведыванис старшего матроса не знало перебоев в работе. Моряк умеет предупреждать неис­ правности, мастерски обслуживает техни­ ку. Он стойкий, выносливый, хорошо зна­ ет не только свое дело, но и другие спе­ циальности. В заключение офицер подчеркнул, что успех, достигнутый Филоновым при под­ тверждении классности, — не случай­ ность, а результат старательной учебы воина на протяжении всего года. Сказано верно. В считанные дни, штур­ мом нельзя овладеть всем об’емом знаний, которым должен обладать специалист вы­ сокого класса. Кто в течение учебного го­ да занимался с холодком, не заботился о совершенствовании своей боевой выучки, тот непременно проваливался на экзаме­ нах. Именно так случилось с комендором зе­ нитным матросом Гопсатаровым. На кораб­ ле он считался «средним» по результатам боевой подготовки. Дисциплинарных взыс­ каний у воина нет. Его допустили к сдаче экзаменов на классность. Перед зачетами офицер-артиллерист побеседовал с Гопса­ таровым и выяснил, что тот не знает не­ которых, даже элементарных вопросов. Специалист посоветовал матросу налечь на учебу, подсказал, на что надо обратить особое внимание. Но это не спасло Гопсатарова. Экзаме­ ны он не выдержал. Провалился, как го­ ворится, с треском. Будучи наводчиком,он не назвал даже марку прицела. Воин по­ казал недостаточные знания по устройст­ ву материальной части, по маркировке боезапаса и особенно по правилам ухода за оружием. В случившемся, прежде всего, виноват сам матрос Гопсатаров. Нечего греха та­ ить — есть в нем лень, инертность. К порученному делу он относится без души. Он не проявляет любознательности. Делая что-либо, матрос придерживается принци­ па: лишь бы не ругали командиры. А вот проявить старательность, инициативу он не стремится. Знания воина оказа­ лись поверхностными. Он не разбирался в существе учебного материала, удовлетво. ряясь лишь общими понятиями. Так продолжалось в течение всего учеб­ ного года. Гопсатаров, как и некоторые другие матросы, надеялся на то, что с теми, кто желает сдавать на классность, будут проводиться специальные занятия. Но их не было. Сейчас Гопсатаров пытает­ ся оправдать свою неудачу том. что ему, якобы, поздно сообщили о том, что он до­ пущен к экзаменам. Это, конечно, не оп­ равдание. Гопсатаров служит на флоте не первый год. Его сверстники и сослуживцы, такие, как старшие матросы Синицын и Терехин, стали специалистами первого класса, командирами отделений. Обогнали Гопса- тарова и матросы Савейко, Остащенко, Пе­ репелица, пришедшие на службу на год позже его. В случившемся повинны и бывший командир автомата старшина 2 статьи Горпннич. и комсомольская организация, которые не интересовались,, как матрос Гопсатаров готовится к сдаче на клас­ сность, в чем его слабость, и не помогли ему. Рост классных специалистов — дело большой государственной важности. Оно касается всего личного состава. Боевая готовность корабля зависит от подготов­ ленности каждого члена экипажа. Вот по­ чему необходимо, чтобы как можно больше матросов и старшин стало специалистами высокого класса. Чем больше мастеров во­ енного дела, тем сильнее наш флот. Капитан-лейтенант М. ХАМЕТОВ. Физическая закалка моряка 2. Проводить учебу в условиях, приближенных к боевым В современных условиях, когда ко­ рабли и самолеты обладают больши­ ми скоростями и высокой маневрен­ ностью, управление оружием и боевой техникой в бою требует от воинов огром­ ного напряжения воли и физических сил, решительных действий. В сложных усло­ виях побеждает тот, кто обладает отлич­ ной морской и физической закалкой. Моряки должны быть готовы к ведению боевых действий з любое время года, в любую погоду. Вот почему каждому воину следует развивать и укреплять в себе вы­ сокие морально-боевые качества. Физические качества вырабатываются на занятиях военно-прикладными видами спорта, на ежедневной утренней зарядке, на занятиях по физподготовке. На боль­ ших кораблях для этого имеются широкие возможности. На малых кораблях обста­ новка сложней. Однако всегда и везде главным в повышении физической закал­ ки моряка остается умело организованная боевая учеба. Занятия и тренировки на боевых постах должны проводиться первоначально в про­ стых условиях, с небольшой нагрузкой. В дальнейшем обстановку следует услож­ нять, а напряжение увеличивать. Каждое занятие, морской поход должны проходить в условиях, максимально приближенных к боевой действительности. Например, многим комендорам для вы­ полнения своих обязанностей требуются большая сила, выносливость, быстрота ре­ акции и внимательность. Сил;, нужна, чтобы ь трудных условиях управлять ме­ ханизмами, быстро подавать снаряды; вы-* носливость, чтобы сохранять способность умело действовать от начала до конца боя и не терять боеспособности в любых усло­ виях; быстрота реакции и внимательность, чтобы правильно выполнять свои обя­ занности, следить за действиями про­ тивника и правильно оценивать их. Какие из этого можно сделать выводы? Для того, чтобы моряку стойко переносить большую нагрузку и не терять боеспособ­ ности, надо систематически всесторонне развиваться физически. Об этом свиде­ тельствуют многочисленные примеры. Один из кораблей нашего флота участво­ вал в состязательных стрельбах. Управ­ ляющий огнем назначил очень высокий темп стрельбы. Моряки с честью выдер­ жали трудное испытание. И это потому, что артиллеристы были выносливыми и сумели выжать из техники все, что она могла дать. Отлично работал горизонтальный навод­ чик старший матрос Савченков. Ему при­ годились закалка и физическая выносли­ вость, полученные во время тренировок на шлюпке. Савченков — спортсмен-раз­ рядник, гребец призовой шлюпки корабля. Ловко работали заряжающие и замоч­ ные. Едва успевал ствол орудия после отката стать на место и придти в угол за­ ряжания, старшие матросы Катаев и Де­ мидов мгновенно вставляли новую трубку. Комендоры орудий старшина 1 статьи Черновол и старшина 2 статьи Лобанов тотчас досылали снаряды. С каждым залпом темп стрельбы увели­ чивался — люди выигрывали доли се­ кунд. И это потому, что действовали, как единый, хорошо отрегулированный меха­ низм, созданный в результате высокой выучки и физической закалки ьоинов. Мастерство и выносливость — вот два важнейших качества, которые помогли мо­ рякам выполнить состязательные стрель­ бы отлично. Без них не может быть хо­ рошего воина. Слабое физическое развитие не позволит ему в полной мере использо­ вать всю боевую мощь современной в ан ­ ной техники и оружия, не даст возможно­ сти быстро передвигаться, неутомимо ра­ ботать на боевом посту. Слабый в физиче­ ском отношении матрос преждевременно утомляется и, следовательно, теряет бое­ способность, выбывает из строя. В походах формируются морские качест­ ва матросов. Преодолеть морскую болезнь может каждый воин. Для этого нужно си­ стематически тренировать и закалять свой организм. Когда матрос Дудин впервые участвовал в походе, он ощущал головокружение и тошноту. Молодой воин никак не мог при­ выкнуть к качке. Ему начинало казать­ ся, что он не сможет перебороть морскую болезнь. Но вот, по совету старшины, Дудин на­ чал заниматься спортом. Его часто можно было видеть на шлюпке. В походе Дудин старался выполнять самую сложную рабо­ ту. Матрос настойчиво закалял свой орга­ низм. Систематические тренировки прине­ сли пользу. Со временем Дудин стал креп­ ким моряком. Сейчас для него никакая качка не страшна. Одним из сложных видов боевой подго­ товки является отработка приемов борьбы за живучесть корабля. Борьба с пожара­ ми, с поступающей в пробоины водой, бы­ строе устранение повреждений — все это невозможно без отличного знания своего дела. Хорошей физической закалки. • Один из кораблей находился в походе. Начался шторм. Но тренировки на бое­ вых постах не прекращались. Старшина 2 статьи Сидоренко, например, приучал трюмных машинистов к действиям в слож­ ных условиях. Дав вводную, старшина внимательно следил, как его подчиненные приступили к заделыванию «пробоины». Морякам встретились трудности: устанавливать аварийный материал мешали различные предметы. Однако выход был найден бы­ стро. Ставится вертикальная подпора, дружные удары кувалдой ио клиньям ук­ репляют ее. Смекалка, находчивость и фи­ зическая натренированность помогли мо­ рякам быстро решить задачу. После этого старшина 2 статьи Сидо­ ренко усложняет вводную. Он учит матро­ сов действовать в темноте. «Поврежден­ ный» участок находился далеко от боевого поста. От личного состава требовалось хо­ рошее знание всех корабельных помеще­ ний. Действуя наощупь, моряки точно выполняли приказание старшины. Всегда, будь то на учении или в похо­ де, старшина 2 статьи Сидоренко уделяет большое внимание изучению подчиненны­ ми боевого поста, смежных помещений, настойчиво воспитывает у моряков высо­ кую выносливость. Хорошая физическая закалка рулевых позволяет им точно удерживать корабль на курсе. Для выработки силы, выносли­ вости и глазомера у рулевых нужно мак­ симально использовать учебное время в походе. Большой выносливости требует несение ходовой вахты личным составом электро­ механического подразделения в условиях резко колеблющихся температур. Поэтому нужно хорошо продумать организацию тренировок, приучать воинов к работе в любой обстановке. В морских походах, при управлении сложной боевой техникой североморцы встречаются с различными трудностями. Им приходится переносить непогоду, дей­ ствовать в полярную ночь. И во всех этих случаях морякам приходит на помощь крепкое здоровье, хорошая физическая вы­ носливость. Чем работоспособнее организм матроса, тем меньше он утомляется, тем легче ему переносить суровые условия походно-бое­ вой жизни. Физическая подготовка в процессе бое­ вой учебы укрепляет здоровье, увеличи­ вает работоспособность и тем самым ук­ репляет боевую способность каждого вои­ на. А чем закаленнее моряки, тем крепче боевая мощь нашего флота, бдительно стоящего на стралсе морских рубелгей любимой Родины. Капитан Н. КОРОЛЕВ, заслуженный мастер спорта СССР. Чу в с тв о д о л г а В машинном отсеке мичман Загвоздин чувствует себя, как рыба в воде. Здесь все ему было близко и дорого: и матро­ сы, которых ему доверили воспитывать и обучать, и замечательная боевая техника. ...До начала занятия оставалось не­ сколько минут свободного времени. Мич­ ман Загвоздин разговаривал с подчинен­ ными. — Товарищ мичман, у меня к вам не­ большой вопрос, — сказал матрос Каков- кин. — Можно? — Ну, раз небольшой, постараюсь от­ ветить. — Слышал я вчера, что на одном пз катеров лопнула рессора нагнетателя. В чем причина? — Причина простая: при пуске двига­ тель пошел в разнос и получилось скру­ чивание валика. А все потому, что мото­ рист нарушил инструкцию, допустил не­ дисциплинированность. Об . этом как раз поговорим сегодня на занятии. Кстати, вахтенный уже дает сигнал. Об’явив тему, мичман рассказал о зна­ чении эксплуатационных инструкций. Го­ ворил просто, доходчиво, приводил поучи­ тельные примеры из лшзни катера, под­ разделения. Он не только перечислял фак­ ты, а подробно разбирал их, делал выво­ ды. — Матрос Каковкин интересовался, по­ чему лопнула рессора нагнетателя, — го­ ворил Загвоздин. — Что это — прежде­ временный износ металла или непредви­ денная неисправность? В данном случае— результат нерадивого отношения мотори­ ста к сбережению боевой техники, грубо­ го нарушения инструкции, а она требует... — II он перечислил обязанности мотори­ ста при осмотре и проворачивании меха­ низмов. Вывод напрашивается сам: инструкции надо не только знать, но и строго выпол­ нять. Так пункт за пунктом Загвоздин раз’- яснял положения эксплуатационной ин­ струкции. В конце занятия он опросил подчиненных, а затем тренировал их. Во­ ины отвечали правильно, получив ввод­ ные, старались действовать грамотно, сноровисто. Но не все твердо усвоили те­ му. Неуверенно отвечал на вопросы ма­ трос Соловьев. А при выполнении одного из приемов воин допустил ряд ошибок. — Если что-нибудь неясно, надо спра­ шивать, повторю и раз’ясшо, — заметил мичман. — Пока вы говорили, все казалось просто, — ответил Соловьев, — а вот стали спрашивать, оказывается, забыл. — Знания трудом даются. Без труда, как говорится, пе вытянешь и рыбку из пруда... Каждый успех матроса, его новый шаг вперед по пути совершенствования боево­ го мастерства вызывал у Загвоздина чув­ ство законной гордости. Он отмечал от­ личившихся, но в то же время строго взыскивал с тех, кто ленился. Однажды Загвоздин проверял состояние машинного отделения. Образцовая чистота в отсеке, аккуратно зачехленные двигате­ ли и до блеска протертые и начищенные открытые части механизмов ласкали глаз. Во всем чувствовался хозяйский уход за трхникой, заботливые руки. Ио в заведы- вании матроса Соколова мичман заметил непорядок: в отдельных местах были подтеки масла. — Матрос Соколов! Почему плохо сле­ дите за заведыванием? — строго спросил мичман. — Это же не грязь, а масло, — пытал­ ся оправдаться воин. — Прежде всего, это бескультурье, неуважение к технике, которую доверила вам Родина, — все тем же строгим тоном говорил Загвоздин. — На первый раз де­ лаю замечание. Если и впредь повторится — строго накажу. II по тому, как на молодом, обветрен­ ном лице матроса то и дело вспыхивал румянец, Загвоздин понял, что его слова берут моряка за душу. ...Подразделение торпедных катеров го­ товилось к состязательным стрельбам на приз Главнокомандующего Военно-Морским Флотом. Мысль о том, что им оказана большая честь, воодушевляла людей. Ма­ тросы и старшины с необычным под’емом и усердием готовились к походу. Вместе со всеми членами экипажа ка­ тера самоотверженно трудились в машин­ ных отделениях подчиненные мичмана Загвоздина. Все делалось с любовью, на совесть. По весь их труд чуть не пошел насмарку. Во время проворачивания ме­ ханизмов заглох движок. Все попытки за­ вести его не дали результатов. После тща­ тельного осмотра было решено перебрать механизм и заменить отдельные его части, которым вышел срок эксплуатации. Решение было единственно верным, но оно не радовало Загвоздина. Он задумал­ ся. Сдать вспомогательный двигатель в судоремонтную мастерскую — значит на поделю, а то и больше лишить катер воз­ можности плавать, а следовательно—отка­ заться от участия в состязательных стрельбах. Этого допустить нельзя! II мичман доложил командиру свое сообра­ жение: перебрать движок на катере сво­ ими силами. Командир одобрил предложе­ ние старшины группы. — Постарайтесь в минимальный срок ввести движок в строй, — сказал коман­ дир. — Поговорите с мотористами, об’яс- ните обстановку. Мобилизуйте все их си­ лы, энергию на решение этой задачи. Когда мичман Загвоздин передал под­ чиненным содержание разговора с офице­ ром, командир отделения старший матрос Фирсанов сказал: — Не уйдем из машинного отделения, пока не заведем движок. — Так и передайте командиру, — до­ бавил матрос Савчков. Другого ответа мичман и не ожидал. Он хорошо знал воинов группы, верил им. На занятиях и учениях, в суровых мор­ ских походах моряки отличной учебой и трудом доказали свою любовь к кораблю. Еще не было случая, чтобы по их вине произошла авария или поломка. Такие не подведут, они справятся с задачей, любой ценой выполнят приказ командира. ...Три дня шла напряженная работа. Моряки отказывались от отдыха, эконо­ мили каждую минуту времени. От сильно­ го напряжения чувствовалась усталость, но никто не говорил о трудностях. За­ гвоздин личным примером воодушевлял подчиненных, вселял в них бодрость и уверенность. На четвертые сутки рао.-та была окон­ чена. Пришел командир, и мичман доложил о выполнении задания. — Благодарю за службу, — крепко пожимая руку мичмана, сказал офицер. — А сейчас готовьте машины к походу. Получен приказ. Скоро выходим в море. Поход длился несколько часов. Отлич­ но выполнив состязательную торпедную стрельбу, катер возвратился в базу. Командир приказал построиться личному составу. — Поход показал возросшее мастерство всех членов экипажа катера, стремление и готовность с честью выполнить любой приказ Родины, — сказал командир. — Особенно высокую исполнительность, тру­ долюбие и мастерство проявили подчинен­ ные мичмана Загвоздина. Их действия ставлю в пример всем воинам. Мичману Загвоздину, старшему матросу Фирсанову и матросу Савчкову за отличное выполне­ ние задания и ревностную службу об’- являю благодарность! — Служим Советскому Союзу! — гор­ до ответили моряки. Сйицер Б. МОРОЗОВ. Командир заботит ся о быте воинов= Экипаж корабля готовится к по­ ходу. Моряки проверяют свои за- ведывания, тщательно осматривают каждый механизм — ведь от ритмично­ сти, точности работы материальной ча­ сти зависит успех похода. Командир ко­ рабля проверяет готовность боевых по­ стов. Сделав это, он спросил у идущего ему навстречу моряка: — Теплое белье вам выдали? — Так точно. — отвечает растерянно молодой матрос. Он думал, что коман­ дир спросит у него о чем-то другом, на­ пример, о механизме. Об этом матрос сказал своим товари­ щам. — Командир у нас все видит, все под­ мечает, — услышал молодой воин от старослужащих, — он заботится обо всем. Да, действительно, командир подлодки не только строгий и требовательный офицер. Он никогда не забывает и о «мелких» хозяйственных делах. — Это не мелочи, — говорит офицер, — ведь за ними стоят живые люди со своими нуждами, запросами. От органи­ зации быта моряков зависят и их успе­ хи в боевой учебе. Перед каждым походом командир беседует с интендантом и коком, сове­ тует им, что лучше готовить в дни похо­ да. какая пища нужна во время штор­ ма, чтобы она была питательной и вкусной, чтобы ее с удовольствием ели даже те, кто плохо переносит качку. Немало полезного узнал от командира кок старший матрос Бедовый. Благодаря отличному знанию порученного ему де­ ла Бедовый всегда обеспечивает моря­ кам хорошее питание. Командир по-отечески заботится о том, чтобы его подчиненные были оде­ ты тепло и по форме. Он интересуется, получена ли спецодежда, у всех ли ма­ тросов и старшин исправно обмундиро­ вание. Часто на корабле проводятся строевые смотры и осмотры личного состава. Командир непременно взыщет с того ма­ троса, у которого окажется грязная одежда или непочищенные ботинки. Но таких на корабле почти нет. Морлки бе­ рут пример со своего командира. Они отличаются аккуратностью, подтяну­ тостью. Взять хотя бы, к примеру, стар­ шину 2 статьи Назаренко. Любо по­ смотреть на моряка. Одежда, будь это парадная или рабочая, сидит на нем хо­ рошо, как будто она сшита по специ­ альному заказу. Ботинки всегда блестят, как зеркало, пугозицы налраены. То же можно сказать и о многих других моря­ ках. Командир лодки нередко беседует с воинами о том, как лучше организовать их отдых, чутко прислушивается к бы­ товым запросам подчиненных. И отды­ хают моряки весело, интересно. Часто в кубрнке слышится голос их неразлучно­ го спутника — баяна. По инициативе командира организуются культпохолы на просмотр кинофильмов и постановок театра Северного флота. Так, например, недавно воины побывали на спектакле «Беспокойная старость». В жилых помещениях всегда безупреч­ ная чистота и порядок, так как коман­ дир проявляет заботу об устройстве личного состава. Кубрик, в котором жи­ вет личный состав лодки, на смотре за­ нял первое место в части. Моряки ревниво следят за порядком в по­ мещении, стремятся сделать так. чтобы их кубрик выглядел еще лучше. В офор­ млении помещения активное уча­ стие принимали матрос Халфин, стар­ шина 2 статьи Кузьмицкий и другие воины. Повседневно интересуясь бытом матросов и старшин, командир бывает в помещении личного состава не только днем, но и ночью, чтобы посмотреть, как отдыхают подчиненные, как несут службу дневальные. Все это благотворно сказывается на успехах матросов и старшин в службе. На корабле выросло немало отличников боевой и политической подготовки, клас­ сных специалистов, мастеров своего де­ ла, К. ИЛЬИН . Полезное мероприятие Воины нашего подразделения проявляют большой интерес к событиям, происходя­ щим не только в нашей стране, но и за рубежом. Недавно офицер Сорокин рассказал нам о Бирме и ее экономике, о пребывании на­ шей правительственной делегации в Ин­ дии и Бирме. Воины внимательно слушали рассказ офицера, построенный на интерес­ ном фактическом материале. После выступ­ ления тов. Сорокина ему было задано мно­ го вопросов, на которые он обстоятельно ответил. Такие беседы помогают нам лучше поз­ накомиться с политическим строем друже­ ственных нам государств, способствуют ознакомлению с их экономикой и куль­ турой. Матрос М. САМОРОДОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz