На страже Заполярья. 1955 год. Декабрь.

2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 21 декабря 1955 г., № 299 (5451), Великой продолжатель дела Ленина Сегодня исполняется 76 лет со дня рождения Иосифа Виссарионовича Сталина т/, __ я тт г ч — верного ученика и великого продолжа- х ь 7 6 ~Л С Т У 1 1 АЮ СО О'НЯ pOQfCUC'HlAH И . х ) . U771QJltfHCl теля бессмертного дела В. И. Ленина. ______ Имя Сталина близко и дорого совзтским людям и трудящимся всего мира. Всю свою сознательную жизнь И. В. Сталин посвя тил беззаветному служению народу, само отверженной борьбе за освобождение ра­ бочих и крестьян от капиталистического гнета, борьбе за победу коммунизма. С юношеских лет вступив на путь ре­ волюционной борьбы, И. В. Сталин до кон­ ца своей жизни оставался непоколебимым марксистом-ленинцем, стойким и последо­ вательным защитником ленинских идей Он всегда с величайшей любовью и ува­ жением относился к Владимиру Ильичу Ленину, видя в нем руководителя высшего типа, непревзойденного стратега револю­ ции. сочетающего в себе огромную теоре­ тическую мощь с практически-организа- ционным опытом пролетарского движения. У В. И. Ленина учился И. В. Сталин мастерству революционной борьбы. «Что касается меня. — говорил Сталин, — то я только ученик Ленина и цель моеГ. жиз­ ни — быть достойным его учеником». (Соч., т. 13, стр. 105). * # * Великий Ленин создал и выпестовал на­ шу Коммунистическую партию — боевую партию бесстрашных революционеров, строителей нового, коммунистического ми­ ра. В создании и укреплении партии ком­ мунистов В. Й. Ленину неутомимо помо­ гал Сталин. В борьбе с врагами революци­ онного марксизма Сталин всегда реши­ тельно и последовательно отстаивал раз­ работанные Лениным идеологические, ор­ ганизационные, тактические и теоретиче­ ские основы нашей партии. Коммунистическая партия, возглавляе­ мая В. И. Лениным, привела народы на­ шей страны к победе Великой Октябрьской социалистической революции, к сверже­ нию господства буржуазии и установле­ нию Советской власти — власти трудя­ щихся. И. В. Сталин как ближайший со­ ратник Ленина принимал активное уча­ стие в подготовке и проведении Октябрь­ ского переворота, а затем вместе ( Лениным, под его руководством, не покла­ дая рук работал над укреплением первого в мире социалистического государства ра­ бочих и крестьян. Сразу же после победы Октября об’еди- ненные силы международной и внутрен­ ней контрреволюции начали вооруженную борьбу против молодой республики Сове­ тов, стремясь задушить Советскую власть и превратить нашу страну в колонию иностранного капитала. Коммунистическая партия подняла весь народ на защиту ве­ ликих завоеваний социалистической рево­ люции. Всем делом обороны Советского государства руководил Центральный Ко­ митет партии во главе с ЛеНиным. Бли­ жайшим помощником В. И. Ленина в соз­ дании Советской Армии и Флота, в орга­ низации политического просвещения их личного состава, в осуществлении ленин­ ского плана разгрома интервентов и бело­ гвардейцев был И. В. Сталин. Советский народ под руководством пар­ тии коммунистов победоносно закончил гражданскую войну и получил возмож­ ность вплотную взяться за социалистиче­ ское переустройство страны. Вождь Ком­ мунистической партии и Советского госу­ дарства В. И. Ленин разработал и научно обосновал программу превращения эконо­ мически отсталой России в передовую, могучую социалистическую державу, спо­ собную защитить себя от посягательств любого врага. Эта программа предусматри­ вала социалистическую индустриализацию страны, всемерное развитие тяжелой про­ мышленности, электрификацию страны, социалистическую переделку сельского хозяйства на основе производственного кооперирования в деревне, осуществление культурной революции. Партия и народ горячо одобрили ленин­ скую программу строительства социализма и еще при жизни Ленина сделали многое для создания социалистической экономики и развития культуры в нашей стране. После смерти В. И. Ленина лютые враги социализма—троцкисты, бухаринцы, бур­ жуазные националисты повели яростные атаки против партии, пытаясь свер­ нуть ее с ленинского пути и добиться вос­ становления капитализма в нашей стране. Коммунистическая партия под руководст­ вом ее Центрального Комитета, возглав­ ляемого верным учеником Ленина — И. В. Сталиным, разгромила предателей и капи­ тулянтов, отстояла ленинизм, смело и ре­ шительно повела советский народ по пути строительства социализма. И. В. Сталин, снискавший общее дове­ рие и признание партии и народа, в те­ чение тридцати лет стоял во главе Цент­ рального Комитета партии. Обобщая опыт социалистического строительства в нашей стране и опыт современного международ­ ного освободительного движения, Сталин творчески развивал марксистско-ленин­ ское учение применительно к новым исто­ рическим условиям и в ряде вопросов обо­ гатил революционную теорию новыми по­ ложениями. Исходя из указаний В. И. Ленина, И. В Сталин разработал практические пути и методы социалистической индустриализа­ ции страны и коллективизации сельского хозяйства. Самоотверженный труд нашего народа, правильное руководство Коммуни­ стической партии, ее Центрального Коми­ тета во главе с И. В. Сталиным дали за­ мечательные плоды. В результате проведения политики ин­ дустриализации страны и коллективиза­ ции сельского хозяйства Советский Союз совершил гигантский скачок вперед, прев­ ратился из отсталой, аграрной страны I могущественную индустриально-колхоз­ ную державу. В СССР были полностью ликвидированы эксплуататорские классы, построено социалистическое общество. На основе победы социализма в Советском Союзе развернулись такие могучие движу­ щие силы, как морально-политическое единство общества, дружба народов, со­ ветский патриотизм. Построение социализ­ ма в СССР обеспечило условия для непре­ рывного повышения материального и культурного уровня жизни тружеников города и деревни. Успехи советского на­ рода в социалистическом строительстве позволили еще больше укрепить обороно­ способность нашей Родины, повысить тех­ ническую оснащенность и боеспособность Советских Вооруженных Сил. Серьезной проверкой прочности и жиз­ ненности социалистического государства явилась Великая Отечественная война. Советский Союз с честью выдержал эту суровую проверку. Всемирно-историческая победа советского народа в этой тяжелой войне неразрывно связана с именем И. В. Сталина, который по решению партии и правительства возглавлял тогда Государст­ венный Комитет Обороны и Вооруженные Силы СССР. После окончания Великой Отечественной войны Коммунистическая партия напра­ вила усилия миллионов трудящихся СССР на восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства. Воля Коммунистиче­ ской партии и Советского правительства, творческая активность советских людей победили огромные трудности послевоен­ ного времени. В короткие сроки народное хозяйство СССР не только достигло дово­ енного уровня, но и значительно перешаг­ нуло его. * * -ь Неуклонно руководствуясь указаниями В. И. Ленина о путях движения советско­ го общества к коммунизму, получившими дальнейшее развитие в решениях партия и трудах И. В. Сталина, советские люди добиваются все новых и новых успехов в хозяйственном и культурном строительст­ ве, успешно идут вперед, решая задачи постепенного перехода от социализма к коммунизму. Коммунистическая партия неуклонно проводит линию на преимущественное раз­ витие тяжелой индустрии. Июльский Пле­ нум ЦК КПСС в своих решениях с новой силой подчеркнул, что Коммунистическая партия, руководствуясь учением великого Ленина, считает, как и преягде, своей главной задачей дальнейший под’ем тяже­ лой индустрии, составляющей прочную основу всего народного хозяйства и несо­ крушимой обороноспособности нашей Ро­ дины. 1955 год является последним годом пя­ той пятилетки. Предварительные данные говорят о том, что пятилетнкй план по важнейшим показателям перевыполнен. За­ дание по общему под’ему промышлен­ ного производства выполнено к 1 мая 1955 года, то есть за 4 года и 4 месяца. Особенно быстро развивается тяжелая про­ мышленность. Народное хозяйство Совет­ ского Союза получает все больше и больше металла, угля, нефти, промышленного обо­ рудования, станков, турбин, генераторов и т. д. Крупные успехи достигнуты в электри­ фикации народного хозяйства. Электро­ энергия все шире внедряется в производст­ венные процессы, а также в быт советских людей. За годы Советской власти выра­ ботка электроэнергии увеличилась более чем в 75 раз и продолжает расти. Скоро даст первый^ток одна из крупнейших электростанций в мире — Куйбышевская ГЭС. Развертывается строительство новых мощных гидроэлектростанций п теплоэлек­ троцентралей. Сооружаются крупнейшие гидроэлектростанции на Волге, Днепре, Оби, Ангаре. Советский народ под руководством Ком­ мунистической партии осуществляет раз­ вернутую программу крутого под'ема со­ циалистического сельского хозяйства. Ян­ варский Пленум ЦК КПСС поставил задачу: довести в ближайшие годы валовой сбор зерна не менее чем до 10 миллиардов пу­ дов в год и увеличить производство основ­ ных продуктов животноводства в два—два с лишним раза. Решение этой задачи обес­ печивается прежде всего дальнейшим ук­ реплением материально-производственной базы сельского хозяйства. Растущая со­ циалистическая промышленность непре­ рывно снабжает деревню современной сельскохозяйственной техникой — тракто­ рами, комбайнами и другими машинами. Наличие мощной сельскохозяйственной техники позволило значительно расширить посевные площади, в первую очередь pi счет освоения целинных и залежных зе­ мель. Улучшена структура посевных пло­ щадей: низкоурожайные культуры замене­ ны более урожайными, намного расшире­ ны посевы кукурузы. В нынешнем году, несмотря на неблагоприятные климатиче­ ские условия, в особенности в Казахстане, сбор урожая в целом по стране оказался более высоким, чем в прошлом году. Опираясь на успехи тяжелой промыш­ ленности и сельского хозяйства, Коммуни­ стическая партия и Советское правитель­ ство повышают темпы роста легкой и пи­ щевой промышленности. Для всемерного роста тяжелой индуст­ рии и дальнейшего, еще более быстрого под’ема всех отраслей народного хозяйст­ ва партия -считает необходимым непре­ станно развивать технику и внедрять но­ вейшие достижения науки во все отрасли социалистического производства. Благо и процветание советского народа — высшая цель всей деятельности партии коммунистов. Наша партпя ставит своей задачей повышать и дальше материальное благосостояние трудящихся, улучшать жи­ лищные условия, двигать вперед дело на­ родного образования и здравоохранения, развивать культуру, добиваться дальней­ шего расцвета науки, литературы и ис­ кусства. ■й it * Много сил и энергии И. В. Сталин отдал делу укрепления Советского социалистиче­ ского государства, созданного великим Лениным. Руководствуясь марксистско- ленинским учением о государстве и дик­ татуре пролетариата, развитым И. В. Сталиным, Коммунистическая партия не­ устанно укрепляет наше социалистическое государство, видя в нем главное орудие по­ строения коммунизма и защиты нашего социалистического Отечества от внешних врагов. Важнейшей основой могущества нашего социалистического государства является выкованный партией ленинский союз рабо­ чего класса и крестьянства. И. В. Сталин много трудился над укреплением этого со­ юза, видел в нем залог успешного решения задач социалистического строительства. )н говорил, что «диктатура пролетариата опирается на союз рабочего класса и кре­ стьянства. Поэтому все наши задачи могут повиснуть в воздухе, если мы подорвем или ослабим союз рабочего класса и кре­ стьянства». (Соч., т. 8 . стр. 141). Комму­ нистическая партия все делает для того, чтобы и дальше крепнул и развивался братский союз этих дружественных клас­ сов. Сила Советского многонационального социалистического государства — в неру­ шимой дружбе народов СССР. Коммунисти­ ческая партия сплотила все народы на­ шей Родины в единую братскую семью — великий Союз Советских Социалистиче­ ских Республик. В братском сотрудниче­ стве пароды нашей страны преодолели вековую экономическую и культурную от­ сталость, добились небывалого под’ема народного хозяйства и развития культуры, национальной по форме, социалистической по содержанию. Партия продолжает на­ стойчиво и последовательно проводить в жизнь ленинско-сталинскую национялыр.'ю политику, укреплять братскую дружбу на­ родов Советского Союза. В. И. Ленин указывал, что социалисти­ ческое государство сильно сознательно­ стью широких народных масс. Чем выше политический уровень работников любой отрасли хозяйства, говорил И. В. Сталин, тем значительнее наши успехи в эконо­ мическом и культурном развитии. Комму­ нистическая партия проявляет позееднев- ную заботу о повышении политической со­ знательности трудящихся, о воспитании их в коммунистическом духе. Партия при­ дает первостепенное значение нашей пар­ тийной пропаганде, повышению ее идей­ но-теоретического уровня, боевитости. не­ примиримости к любым теоретическим из­ вращениям, заботится о том, чтобы пропа­ ганда и агитация, изучение нашими кад­ рами марксистско-ленинской теории тес­ но увязывались с жизнью, с повседневной практикой коммунистического строитель­ ства, помогали советским людям в успеш­ ном решении текущих хозяйственных и политических задач. Политическое просвещение занимает большое место в воспитании советских воинов. Партия требует от командиров н политработников всемерного улучше­ ния политико-воспитательной работы в частях и на кораблях. Важная задача сегодняшнего дня — еще шире разверты­ вать идеологическую работу,тесно связан­ ную с практикой боевой подготовки всйск, с задачами дальнейшего совершенствова­ ния боевой готовности Советских Воору­ женных Сил. Неустанно заботясь об улучшении дела политического воспитания народа, партия добивается того, чтобы еще более повы­ сить активность широких масс в коммуни­ стическом строительстве, чтобы каждый советский человек сознательно и добросо­ вестно выполнял езон долг перед социа­ листической Родиной. Коммунистическая партия — направля­ ющая н организующая сила советского об­ щества. Ей принадлежит руководящая роль в нашем государстве. Руководство партии является решающим условием прочности и незыблемости социалистиче­ ского строя и всех успехов советского на­ рода в его борьбе за построение 'коммуни­ стического общества. В. 11. 'Ленин и II. В. Сталин неустанно боролись за укре­ пление рядов нашей партии, за ее моно­ литное единство. Коммунистическая пар­ тия Советского Союза, насчитывающая сейчас в своих рядах 8 миллионов чело­ век, ка<к никогда, едина, тесно сплочена вокруг своего Центрального Комитета и представляет собой величайшую силу, как боевой авангард трудящихся нашей стра­ ны, строящих коммунизм. Советское государство, руководимое Ком­ мунистической партией, последовательно и настойчиво проводит политику мира и добрососедских отношений со всеми стра­ нами. Однако нельзя не учитывать того, что наиболее агрессивные империалистические кру т западных государств противятся ос­ лаблению международной напряженности и продолжают гонку вооружений, подго­ товку к войне против Советского Союза и стран народной демократии. Поэтому Ком­ мунистическая партия и Советское прави­ тельство не забывают о необходимости дальнейшего укрепления обороноспособнос­ ти страны и повышения боевой мощи Со­ ветских Вооруженных Сил. Долг воинов Советской Армии и Флота, стоящих на стра:ке мирного труда нашего народа и го­ сударственных интересов СССР. — посто­ янно совершенствовать свое боевое ма­ стерство, крепить воинскую дисциплину, повышать боевую готовность войск. Высо­ кая боевая готовность Вооруженных Сил СССР — надежная гарантия безопасности Советской страны. Вместе с Советским Союзом дело мира, социализма и демократии последовательно отстаивают Китайская Народная Респуб­ лика, страны народной демократии Евро­ пы и Азии. Огромное значение для даль­ нейшего укрепления сил мира имеет крепнущая дружба между нардами Со­ ветского Союза, с одной стороны, и народа­ ми Индии и Бирмы, с другой. Эта дружба, в основе которой лежит общее стдемле- нне этих стран к сохранению мира и бе­ зопасности во всем мире, является боль­ шим историческим завоеванием. it if it 76-ю годовщину со дня рождения II. В. Сталина советские люди отмечают в дни подготовки к XX с’езду Коммунистической партии Советского Союза. Как никогда •крепки и нерушимы морально-политиче­ ское единство советского общества, -союз рабочего класса и колхозного крестьянст­ ва, братская дружба народов СССР, еди­ нение Коммунистической партии, прави­ тельства и народа. Иод знаменем Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина, под руководством Коммунистической партии народы нашей страны уверенно идут к победе коммунизма. М. РЯНИН. Моторист старший матрос Р. Сахнбгареев — примерный, дисциплинированный воин. Комсомолец Сахибгареев точно по инструкциям и наставлениям эксплуати­ рует технику, содержит свой боевой пост в отличном состоянии. НА С Н ИМ К Е : моторист старший матрос Р. Сахнбгареев на ходовой вахте в моторном отсеке подводной лодки. Фото И. Никишова. Когда лодка вернулась в базу Застопорив ход, подводная лодка еще миг шуршит стальным корпусом о под­ ложенный мягкий кранец, потом, приль­ нув к пирсу, останавливается. Боцман, поглядывая через открытое смотровое стскло мостика, как будто про себя, заме­ чает: — Плохо отработана у нас швартовая команда. Это слышит старший помощник. Он то­ же наблюдает за действиями носовой швартовой команды и, не отрываясь от де­ ла, переспрашивает: — Плохо, говорите?.. — Так точно. Хотя не первый выход в море сделали, а не научились. Проходит минута, вторая. Лейтенант сам берется за дело, увлекая личный со­ став. Матросы быстро крепяг концы, по­ дают трап. Боцман приводит в исходное положение свое заведывание, стряхивает перчаткой налетевший снег, крепит барашки смот­ ровых стекол. И, глядя на него, кажется, что он и сейчас не перестает думать о том. о чем говорил со старшим помощни­ ком. Бывалому моряку кажется, что уче­ ники слишком медленно постигают мор­ ское дело. Его беспокоит мысль, как уско­ рить их становление. Команда следует за командой. Кто-то из новичков говорит: «Мы думали, у пир­ са сможем отдохнуть». Боцман слышит разговор молодых матросов, подходит к ним. — Так будет всегда, товарищи, а мо­ жет, п труднее, — говорит он им. — Та­ кая наша морская служба. Поэтому при­ учайте себя с первых дней к трудностям. Но когда по отсекам проносится коман­ да: «Отсеки приготовить к ужину, на­ крыть столы в кают-компании», все ожи­ вились, заговорили. Вместе с другими старшинами боцман проходит в кают-компанию. Здесь уже все готово. Боцм"н усаживается на свое ме­ сто, молчит. Рядом с ним сидит старшина Беляк. Он смотрит на боцмана и спраши­ вает: — Что это вы сердитый? — Что. что!.. — заговорил боцман го­ рячо. — Вот учим, учим юлодежь, а толку пока мало, видел, как швартуем- ся?.. Нет?.. — Москва, друг, не сразу строилась. Мы с ними не много выходов сделали, а ведь каждый поход — это шаг вперед, так ведь? Тут в разговор вмешиваются другие старшины. Идет речь о том, что всех сейчас особенно волнует: о подготовке мо­ лодых. Говорят об этом не первый раз. Каждую свободную минуту, собираясь, старшины делятся впечатлениями. Но се­ годня разговор принимает другое направ­ ление—как ускорить становление молодых воинов. Старшина 1 статьи Фроленков расска­ зывает об ученике электрике Бодрове: — В первом походе он укачался. О за­ нятиях и речи не могло быть. А сейчас — не налюбуешься — отличнейший ма- трос. II главное, уже усвоил систему под­ готовки: сначала выслушает, потом рас­ спросит, а когда я ему покажу все прак­ тически, делает записи. Теперь он под­ готовился полностью к сдаче зачетов на штат. А по аварийной тревоге — первый раз еле-еле на открытом месте пробоину заделал, а сейчас в затемненном отсеке хорошо уже работает. Помнишь, как коман­ дир его хвалил при разборе аварийного учения? Главное, мне кажется, последова­ тельность. Не все вдруг. А от простого— к сложному. В самом углу кают-компанин, у перебор­ ки, сидит еще один старшина. Он преры­ вает Фроленкова: — Вы, боцман, просто не замечаете, как ваши люди растут. Учтите, способ­ ности у людей разные. Вот возьмите сиг­ нальщика Маклакова. В первом выходе в море он раскис, а вот в этом походе по-другому вел себя. Надо подметить, когда человеку трудно, и во-время помочь ему. А когда матрос над самим собой одержит первую победу, то вторая доста­ нется ему значительно легче. И еще — это не упрощать обучение. Так ведь, товарищ Беляк? — спросил старшина. — Точно. Прошлый раз во время учения в затемненном отсеке я командую моторис­ ту Халяпину: «Закрыть клапан вентиля­ ции!». А он молодой, исполнительности, видимо, не научился. Не повторив коман­ ды. вместо того, чтобы закрывать, стал открывать. Я чувствую, что у него тво­ рится что-то неладное. Говорю: «Получи­ ли приказание — повторите его». Халя- пин стоит, смутился. Потом он понял, к чему могла привести его ошибка. — А сейчас как служит Халяпин? — спраншвает боцман. — Хороший, исполнительный матрос, только робости еще в нем много. Но, ду­ маю, со временем она у него пройдет. Вот Балашов — этот уверенней. — Это почему же? — переспрашивает боцман. — Потому, что с первых дней я его стал ставить на более ответственные места на осевых постах. Он видит — доверяют и уверенней действует. Кстати, доверие име­ ет большее значение в становлении моло­ дого воина. Чем больше доверия и требо­ вательности проявляется к матросу, тем лучше и для пего и для дела. ...Время ужина подходило к кон­ цу. Старшины один за другим стали вы­ ходить из-за стола. Они думали о том, как лучше организовать обучение и воспи­ тание подчиненных, чтобы* быстрее подго­ товить из них умелых воинов, хороших специалистов, надежных защитников Роди­ ны. Капитан-лейтенант В. МССЦЕЕВ. Старательный воин 1905 год в художественной литературе В выходной день по инициативе работ­ ников библиотеки и женсовета гарнизона состоялась читательская конференция на тему: «1905 год в художественной лите­ ратуре». В период подготовки к этому ме­ роприятию активистки побывали на квар­ тирах многих офицеров и сверхсрочников, побеседовали с их женами, предложили им принять участие в конференции. Работ­ ники библиотеки подобрали выступающих из числа активных читателей. Еще задолго до начала конференции в лгкционный зал пришли офицеры и сверх­ срочники, старшины и матросы, члены се­ мей военнослужащих. Конференцию от­ крыла библиотечный работник А. Я. Сте­ панова. Она рассказала о том, что к началу XX века Россия стала центром революционного движения, которое на­ шло свое отражение в художествен­ ной литературе. Метод социалистического реализма позволил советским писателям правильно раскрыть грозовые дни револю­ ции 1905—1907 гг., показать руководя­ щую роль партии в подготовке вооружен­ ного восстания, рост политической созна­ тельности рабочего класса. Слово предоставляется Ольге Степанов­ не Кузьминой. Ее выступление посвящено образам революционеров по роману М. Горького «Мать». — К созданию своего романа «Мать», — говорит тов. Кузьмина, — Горький приступил под непосредственным воздей­ ствием майской демонстрации рабочих Сормовского завоха в 1902 году, т. е. ро- Конфсренция читателей библиотеки Дома офицеров ман написан на основе фактов истории революционного движения рабочего клас­ са накануне и в годы первой русской ре­ волюции. Петр Заломов и его мать яви­ лись прообразами Павла Власова и Пела­ геи Ниловны. Большое внимание в своем выступле­ нии тов. Кузьмина уделила образу Пела­ геи Ниловны. И это не случайно. Совет­ ской женщине, активной участнице стро­ ительства коммунизма близок и дорог об­ раз матери — Пелагеи Ниловны. Кузьмина подробно рассказала о беспросветной нуж­ де и забитости Матери, всего боящейся, перед всем трепещущей. Но, попав в сре­ ду революционной молодежи, она начи­ нает осознавать то, что стихийно в ней уже давно накопилось. — Мать начинает помогать своему сы­ ну не только потому, что он ее сын, а потому, что она понимает те цели, к ко­ торым он стремится, — говорит тов. Кузь­ мина. — Страх, которым обросла ее душа, уже побежден ею. Если в начале романа мать двигается «ка::-то боком, точно бо­ ится задеть что-то», то в конце она ста­ новится смелой и решительной женщи­ ной, которая спокойно выполняет свое опасное дело. К ней пришло мужество —- основа борьбы и победы. — Хотя роман и кончается внешним пораженцем революционеров, — продол­ жает тов. Кузьмина, — мы уверены в их грядущей победе. И ярким подтверждением этого являются наши дни, наша действи­ тельность. Дело Павла Власова, Пелагеи Ниловны, дело народа и партии восторже­ ствовало. На трибуне активный читатель библио­ теки, преподаватель литературы в вечер­ ней школе Вера Павловна Басова. — В незабываемые дни 1905 года, — говорит она, — плечом к плечу со свои­ ми отцами и старшими братьями боролись за свободу дети. Вместе со взрослыми они выходили на демонстрации, помогали стро­ ить баррикады, подносили патроны сра­ жающимся рабочим, были разведчиками. В газетах, журналах тех времен, в воспо­ минаниях участников революции, в сов­ ременной художественной литературе мож­ но найти немало рассказов о подвигах юных борцов. В марте 1905 года состоялась демонст­ рация 300 детей в гор. Двинске. Дети шли под Красным знаменем, и далеко были слышны их возгласы: «Долой самодержа­ вие! Долой тиранов!». Во время этого шествия дети разбрасывали листовки, в которых было написано: «Не думайте, что мы устроили детскую игру в демонстра­ цию. Нет. Мы вышли на улицу, чтобы протестовать против тирании и зверств царского правительства». В Одессе 26 июля 1905 года произошел интересный и очень волнующий случай, когда перед массой народа в качестве оратора высту­ пал тринадцатилетннй мальчик. Ярко, доходчиво, правдиво отображает участие детей в революцип 1905 года В. Катаев в своей книге «Белеет парус одинокий». Тов. Басова рассказала о де­ лах юных революционеров гимназиста Пе­ ти Бачея и внука рыбака Гаврика Черно- пваненко. — Так действовали дети в революци­ онных боях 1905 года, так помогали они своим родителям и братьям бороться за свободу и -лучшую жизнь, — закончила свое выступление тов. Басова. Затем слово предоставляется племянни­ це Николая Эрнестовича Баумана Нине Белявской. Ее выступление было посвяще­ но главному герою книги С. Мстиславско­ го «Грач птица весенняя». На основе вос­ поминаний отца, его братьев и сестер она коротко рассказала о биографии Николая Баумана и его революционной работе. С большим вниманием слушали собрав­ шиеся рассказы о побеге одиннадцати политических заключенных из Киевской тюрьмы, организованном при участии Ни­ колая Баумана. Тов. Белявская привела и другие при­ меры из революционной деятельности Баумана, рассказала о «го кипучей энер­ гии и сильной воле, незаурядных способ­ ностях организатора масс. Ставший лейтенант А. КРЫСОВ, Приветливо встретили моряки корабля молодого матроса Власенко. Они рассказа­ ли ему о морской службе, о том, как луч­ ше овладеть специальностью. Новичок по- люГнл специальность моториста. В изуче­ нии ее молодому матросу помогли специа­ лист первого класса тов. Лаврентьев и старшина 2 статьи Девятков. Они учили матроса Власенко непосредственно на боо- вом посту. II вот корабль снялся со швартовых, взял курс в открытое море. Машинное отделение. На вахте у глав­ ного двигателя — матрос Власенко. Он внимательно следит за показаниями при­ боров. Вдруг воин замечает, что насос не дает требуемого давления масла. «Неис­ правность», — мелькнула у Власенко мысль. Он проверил уровень масла в сточной цистерне, трубопровод. Масла было достаточно, на трубопроводе утечки не об­ наружилось. Но манометр показывал малое давление. «Засорена масляная магистраль у манометра», — догадался Власенко. С помощью инструмента он отдал гайку штуцерного соединения. Удалив оттуда му­ сор, молодой моряк быстро присоединил трубопровод к манометру. Неисправность устранена. Прилежанием в службе, примерной во­ инской дисциплиной отличается матрос Власенко. Для молодых матросов он яв­ ляется примером честного выполнения служебного долга. Старший матрос П. ЗЫЛЬ. Овладел двумя специальностями Отличник боевой и политической подго­ товки тов. Ярошеевнч службу на нашем корабле начал строевым матросом. Безу­ пречно выполняя свои обязанности, он в то же время заинтересовался специаль­ ностью кока. Много свободного времени молодой воин стал уделять чтению лите­ ратуры по кулинарии. Вскоре он был назначен младшим ко- ком-специалистом, а потом и старшим коком. «Не мешало бы овладеть еще одпой спе­ циальностью», — думал Я 1 юшеевич. Матрос часто беседовал с мотористами, которые рассказывали ему об устройстве и эксплуатации двигателей. Ярошеевич стал читать техническую литературу. Нелегко было моряку овладеть сложной боевой техникой. Но и здесь победила на­ стойчивость. Став мотористом, матрос Ярошеевич умело эксплуатирует боевую технику, со­ держит ее всегда в готовности к дейст­ вию, передает своп знания п опыт моло­ дым воинам корабля. За это он не раз был поощрен командованием. Старательному моряку присвоено оче­ редное воинское звание «старший матрос». Матрос А. ПИСКОВАЦНИЙ. Передает свой опыт подчиненным Многие воины, ушедшие в запас, в письмах из родных мест благодарят млад­ шего сержанта Белявского за то, что он научил их профессии каменщика. Ike свои знания и ohi.it Белявский охот­ но передает подчиненным. Работая ин­ структором по строительному делу, он строго следит за тем, чтобы кирпичная кладка домов была _ высококачественной.. Нередко Белявский проводит беседы с лич­ ным составом, раз’ясняет Постановления Совета Министров и ЦК КПСС. Воины- строители систематически перевыполняют задания. Когда подошел срок демобилизации, млатший сержант из’явил желание остать- ся иа сверхсрочную

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz