На страже Заполярья. 1955 год. Декабрь.

2 Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 2 декавря Т9Б5 г., № 284 (5436Т- Зенитчики учатся стрелять ночью Это было в марте 1942 года... Темной ночью группа фашистских самолетов пыта­ лась скрытно подойти к важному об’екту. Но комсомолец Федоров по шуму моторов первый на большом расстоянии обнаружил вражеские машины. — К бою! — прозвучала команда, и моментально орудийные расчеты заняли свои посты. Батарея была готова отра­ зить очередной налет врага. Прожектори­ сты осветили самолеты противника, артил­ леристы Кирпаев и Наханьков умело вы­ полнили наводку, а дальномерщик Самсо­ нов точно давал высоту целей. Вокруг бомбардировщиков появились разрывы на­ ших снарядов. Фашисты заметались. Их боевой порядок нарушился. Вражеские летчики сбросили бомбы, не долетев до цели, и поспешно повернули обратно. Мет­ кими выстрелами зенитчиков два самолета противника было сбито. Вскоре зенитчики заметили вторую группу вражеских самолетов. Наводчики орудий тт. Кащурин и Аверичев быстро поймали цель. Раздались залпы, и заго­ релся еще один «Юнкерс-88». Хорошо на­ тренированные расчеты в ночных услови­ ях действовали четко и слаженно. Заря­ жающий Мелехин, зенитчики Лопаев, Мельцев, Сорокин и Ловков действовали быстро и умело. Ни один фашистский са­ молет не прорвался к военному об’екту. Советские зенитчики метко разили врага в воздухе потому, что они хорошо владе­ ли способами стрельбы ночью, умело ори­ ентировались в сложной обстановке. Этому учатся наши артиллеристы сейчас, в мир­ ные дни. Современное развитие средств воздушно­ го нападения пред’являет к зенитчикам высокие требования — в сложных метео­ рологических условиях, в любое время су­ ток не допустить самолеты противника к об’ектам. На вооружении у нас находится замечательная техника, которая позволяет быстро обнаруживать цели. Успех стрель­ бы каждой батареи зависит от тщательной выверки и подготовки материальной части к работе, от натренированности всех номе­ ров расчета. Подготовка зенитчиков складывается из многих элементов. Обучая воинов, мы по­ казываем им практически, как надо вы­ полнять приемы у орудия, добиваемся слаженности действий расчета. Это нелег­ кая задача. Сладить расчет — значит до­ биться от всех номеров точной и четкой работы, немедленного реагирования на сиг­ налы и приказания командира. Согласо­ ванность в работе обязывает каждого зе­ нитчика усовершенствовать приемы обслу­ живания своего заведывания, доводить их до автоматизма. Исходя из этого, на тре­ нировках по слаживанию расчета ночью необходимо контролировать действия ар­ тиллеристов, устранять малейшие неточно­ сти. Отработку слаженности мы начинаем с перевода орудия из походного положения в боевое. Затем готовим материальную часть к стрельбе, учимся вести огонь при автоматической и ручной наводке. Здесь особое внимание обращаем на переход от одного способа к другому. Все это де­ лается сначала в простых условиях, а по­ том постепенно переходим к сложным, ко­ торые соответствуют реальной обстановке боя. Стрельба ночью характерна тем, что расчетам приходится работать почти на- ощупь, а после залпа вспышка ослепляет их. Все это надо учитывать на трениров­ ках, особенно при подготовке заряжаю­ щих. Однажды командир расчета младший сержант Шуршуков заметил, что заряжаю­ щий матрос Ширяев не использовал учеб­ ные патроны при выполнении вводных, пусковую рукоять не поджимал, а ударял по ней. Воин допускал упрощение, кото­ рое вредно сказывалось на совершенство­ вании его выучки. Шуршуков потребовал от матроса точного выполнения команды. Тут же он об’яснил зенитчику, к чему мо­ гут привести условности, в конце заметил: — Успех стрельбы зависит от слажен­ ности всего расчета. Выполнять команды надо, как в бою. А что у вас получается? С патроном неправильно обращаетесь... Вот смотрите, как надо. Правой рукой бе­ рите его так, чтобы большой палец был на фланце, а остальные — на дне гильзы... Матр.ос Ширяев учел замечания коман­ дира и в дальнейшем работал строго по наставлению. Умело учит зенитчиков младший сер­ жант Тестов. У него такой порядок — каждую тренировку максимально насыщать вводными и не допускать упрощений и послаблений. Командир расчета особенно внимательно присматривается к действиям заряжающего. Как-то проходила тренировка. Матросы четко выполняли команды. Неплохо рабо­ тал и заряжающий матрос Хоненко. Но Тестов заметил, что зенитчик выключил лампочку, которая имитирует залп. — Зачем вы ее отключили? — спросил младший сержант. Матрос замялся, а потом сказал: — И так ясно, что будет залп... Тестов потребовал немедленно включить лампочку, а затем об’ясннл; — Не приучите себя к свету на трени­ ровке, и в боевой обстановке при стрельбе он будет ослеплять вас. Имел Хоненко и другие замечания. Так, зенитчик первый способ заряжания путал со вторым, переднюю защелку не утапли­ вал, отчего не укладывался в норматив. Но младший сержант Тестов терпеливо и настойчиво обучал подчиненного. Труд его не пропал даром. По время ночной стрель­ бы заряжающий Хоненко выполнял свои обязанности сноровисто и безошибочно. Некоторые командиры расчетов, обра­ щая внимание на отработку четкости дви­ жений заряжающего ночью, забывают о выработке у него выносливости и ловко­ сти. TaiK, командир отделения Комаров не­ правильно обучал заряжающего матроса Сабирова. На тренировках он не исполь­ зовал положенного количества боезапаса, редко применял полновесные учебные патроны. И не случайно при выполнении огневой задачи матрос Сабиров не выдер­ жал темп стрельбы. Только после того, как командир отделения обратил серьезное внимание на обучение зенитчиков, не стал допускать упрощений, он добился сла;кен- ности расчета. И заряжающий Сабиров стал работать гораздо лучше. Однако успешные действия заряжающе­ го, как одного из основных номеров рас­ чета, обусловливаются также и тем, как выполняют свои обязанности подносчики патронов. Ночью они работают при слабом освещении. Это затрудняет укладку па­ тронов на стеллажи. При высоком темпе стрельбы подносчики должны быстро ук­ ладывать патроны, чтобы заряжающий брал их во-время. Вот почему на трени­ ровках мы систематически усложняем ра­ боту подносчиков. В этом отношении имеется опыт у сер­ жанта Шиханова. Он с чувством ответст­ венности относится к подготовке поднос­ чиков и особенно тех, у которых недоста­ точно практических навыков. На одной из тренировок молодой матрос Чирковский, на вид крепкий воин, подал десять па­ тронов и устал. От этого сразу снизился темп работы всего расчета. — Что л:е это вы так слабы? — спро­ сил сержант Шиханов. — Закалка сама собой не приходит. Ну-ка, начнем снова... Прошло некоторое время, и сержант Шиханов заметил, что сдвигов у матроса почти нет. Тогда командир расчета посо­ ветовал молодому зенитчику тренировать­ ся в поднятии тяжестей. Чирковский так и поступил. В результате воин стал пола­ гать на стеллажи патронов втрое больше, чем раньше. При стрельбе ночью Чирков­ ский работал также отлично. Многие наши командиры расчетов нахо­ дят пути к тому, чтобы скорее обучить подчиненных боевому мастерству. Так, тов. Тестов, чтобы приучить заряжаю­ щего к правильной работе ночью, на днев­ ных тренировках приказывает ему на вре­ мя укладки патронов на лоток закрывать глаза. Конечно, сразу не добьешься желае­ мых результатов. Не раз заряжающий ошибется, не уложится в норматив, но со временем он будет действовать безошибоч­ но. „.Морозная ночь. Резкий ветер и колю­ чий снег быот в лица, но зенитчики неу­ томимо учатся. Младший сержант Тестов дает вводные и внимательно наблюдает за действиями артиллеристов. Они выполня­ ют обязанности умело. Глядя на них, млад­ ший сержант радуется — сегодня воины работают лучше, чем вчера, а завтра бу­ дут действовать лучше, чем сегодня. За­ лог этому — высокая требовательность командира и стремление зенитчиков быть зоркими часовыми советского неба. Офицер Н. КОСТЕНКО. ПОЧЕМУ МАТРОС РОВЕНСКИИ НЕ ПОДТВЕРДИЛ КЛАССНОСТЬ Молодой матрос Б. Боготов старательно изучает специальность электрика. Свое заведывание он содержит в хорошем со­ стоянии, тщательно ухаживает за вверен­ ной ему боевой техникой. НА С Н И М К Е : матрос Б. Боготов за осмотром щеток электрогенератора. Фото И. Никишова. Больше внимания молодым матросам Воспитание молодых воинов — ответст­ венное дело. Здесь нужны инициатива, старание. Расскажу, как мы работаем с молодыми матросами. Готовясь к встрече нового пополнения, в подразделении, где служит старшина 2 статьи Дручинин. изготовили стенд с вы­ писками из уставов. Новичкам выдали ус­ тавы. Здесь были созданы все условия, чтобы молодые матросы с первых дней службы почувствовали себя членами дружной боевой семьи. В воспитании молодых матросов наря­ ду с наглядной агитацией мы используем и устную пропаганду. Агитаторы часто выступают перед воинами с беседами. Они рассказывают им о требованиях уставов л Присяги, прививают любовь к технике, учаг быть стойкими и смелыми воинами. Интересную беседу с молодыми матроса­ ми провел комсомолец старшина 2 статьи Анохин. 0к рассказал о герое-тнхо- океанце старшине 1 статьи Вилкове, ко­ торый повторил бессмертный подвиг Алек­ сандра Матросова, закрыв своим телом ам­ бразуру вражеского дзота. Агитатор приз­ вал воинов быть такими же смелыми, ре­ шительными, каким был Николай Вилков. Героический подвиг совершил Иван Голу­ бец, который ценой своей жизни спас от гибели корабли. Об этом рассказал моло­ дым матросам агитатор комсомолец Пахо­ мов. Беседы о героях войны вызывают глу­ бокий интерес у молодых воинов, способ­ ствуют воспитанию у них высоких мораль- но-боевых качеств. Агитаторы в своих беседах используют не только примеры, широко известные в стране, но также рассказывают молодежи и о славных боевых делах артиллеристов части. Так, с беседой о героях-артил- леристах части недавно выступил стар­ шина 2 статьи Махонин. Он рассказал мо­ лодым воинам об орудийном расчете, кото­ рым командовал в дни Великой Отечест­ венной войны сержант Косенко. В одном бою его расчет уничтожил две самоходные артиллерийские установки, танк и мно­ го живой силы противника. В одном из подразделений служит моло­ дой матрос Малецкас. В начале у этого воина были замечания по службе. Он не проявлял старания в учебе. С воином мно­ го работали командир, политработник, сос­ луживцы. Малецкас заметно изменил от­ ношение к обязанностям и сейчас стара­ тельно учится, стал дисциплинированным воином. Воспитывать молодых матросов умелы­ ми и исполнительными воинами — долг командиров и политработников. Нуж­ но толькоразнообразить формы и методы работы, ибо обучение молодых матросов направлено на повышение боеготовности подразделений, на укрепление боевой мо­ щи родного флота. Весьма важно, чтобы в работе с моло­ дыми воинами все с самого начлла строи­ лось в точном соответствии с требования­ ми уставов, чтобы всюду и во всем был строгин порядок, чтобы новички сразу же включились в плодотворную боевую учебу. Офицер В. ВАРЕНИИ. По учебно-боввой тревоге Расчет действует отлично Учебно-боевая тревога. Личный состав быстро занимает места на боевых постах. Мгновенно снят чехол, установка развер­ нута, и моряки четко докладывают о го­ товности <к бою. Командир расчета стар­ ший матрос Тароватов приказывает: — Но цели.., угол места .., курсовой .., автомат зарядить! Энергично деПствуют наводчики. Пх движения отличаются четкостью и бы­ стротой. — Цель!.. — почти одновременно до­ кладывают они. Вот заряжающий млтрос Муратов. Он действует уверенно, со знанием дела. Вставив обойму, комендор ждет очередных указаний. Вводные следуют одна за другой. Командир увеличивает темп «стрельбы». Расчет действует быстро, слаженно. — Молодцы, — похвалил Тароватов подчиненных в конце занятий. — Дей­ ствуете дружно. Надо только отработать темп заряжания орудия. За образцовое выполнение воинского долга старший матрос Тароватов имеет около 30 поощрений. Среди них — крат­ косрочный отпуск с выездом на родину, награждение личной фотографической кар­ точкой при развернутом Знамени части. Старшина 2 статьи В. ВОРОПАЕВ. ----и ---- О Т Е Х Н И Ч Е С К А Я К О Н Ф Е Р Е Н ­ ЦИ Я по радиоприемному устройству у нас прошла интергено. В ней актив­ но участвовали молодые радисты Онучко и Щекотов, которые глубо­ ко осветили ряд вопросов. Старшина 2 статьи Г. Савич. О С Т А РА Т ЕЛ ЬН О служат молодые матросы Фоменко и Маршалков. Они дисциплинированные воины, настойчи­ во учатся военному делу. X X с’езд Коммунистической партии моряки встречают новыми достижени­ ями в учебе. Матрос J1. Реш. О П Р И М Е Р Н О отслужили поло­ жен;; ый срок сержант Сурнов, ефрей­ тор Соляев, рядовые Алексеев, Пруса­ ков и другие. Командир, поблагодарив их, дал напутственный совет хорошо трудиться на благо Родины, быть всегда впереди. Теплыми были прово­ ды товарищей. Сержант А. Козлов. О 25 П О О Щ Р Е Н И И на счету у матроса Витмантас. Он заслужил их добросовестным отношением к сво­ им обязанностям. Став мастером своего дела, матрос помогает нович­ кам овладеть современной техникой, прививает им твердые практические навыки. Старший матрос В. Болтнев. КОРАБЛЬ НА РЕЙДЕ Бдительное несение вахтенной службы — залог высокой боеготовности Вахта — особый вид дежурства. Она требует непрерывной бдительности и вни­ мания как на походе, так и при стоянке корабля на рейде и у стенки. Важное зна­ чение здесь приобретают точность и чет­ кость выполнения правил безопасности. Зимой обстановка на рейде усложняется суровыми метеорологическими условиями. Полярная ночь, сильные ветры, снегопа­ ды и туманы обязывают вахтенную служ­ бу быть особенно бдительной. Все это мы учитываем в своей практической работе и стремимся к тому, чтобы моряки твердо знали свои обязанности и точно выполня­ ли их. Большинство наших матросов, старшин и офиперов образцово несут службу ко­ рабельных нарядов. Вот заступающий вахтенный офицер лейтенант Анисцын проводит развод. Пздоровавшись с лич­ ным составом, он задает вопросы коман­ дирам вахтенных постов, проверяет их знания. — Пошел снежный заряд, видимость на рейде уменьшилась ю ста метров, ваши действия? — спрашивает офицер. В строю сосредоточенное молчание. Старшины еще раз продумывают, как бы поступили они в этом случае. — Включаю прожектора, разворачиваю их з сторону появившегося судна, усили­ ваю чаблюдение... — громко докладывает старшина 2 статьи Константинов. •— Верно. — говорит офицер и снова ставит вопрос: — Как определить дрейф корабля и от­ дать второй якорь? Следует четкий ответ старшины 2 статьи Нитыгпа. Правильно излагает по­ рядок встречи и допуска на корабль пос­ торонних лип старший матрос Терентьев. Еще раз обратив внимание личного сос- тпвя на необходимость тщательного прие­ ма вахты, наличия на постах средств борьбы с пожаром, на необходимость под­ держивать борта, палубы и надстройки в образцовом порядке, лейтенант Анисцын командует: — По местам! Вахта началась. Температура воздуха резко снижается, пар от воды густо заво­ лакивает рейд. Видимость ухудшается. Подается сигнал: «Задраить водонепрони­ цаемые переборки». Дежурный по низам докладывает о его исполнении. Тогда вах­ тенный офицер приказывает: — Подвести пар к свистку, своевре­ менно подавать туманные сигналы. Вахтенные на постах верхней палубы точно выполняют меры безопасности. Но лейтенант Анисцын беспокоится. До нача­ ла парения воды от борта успел отойти катер. Сейчас он на половине пути к при­ чалу. Огней не видно. Тогда по указанию офицера включается радиотехническая станция наблюдения. На экране — све­ тящаяся точка. Это катер. Он идет снача­ ла в сторону, периодически останавли­ ваясь. затем возвращается к кораблю. — Как вы подошли? — интересуется вахтенный. — Заглушил мотор, прислушался и по­ шел на звуки рынды, — об’ясняет стар­ шина катера старший матрос Киселев. — Офицер одобряет действия находчивого мо­ ряка... Во время несения корабельной вахты нет мелочей. Очень важно, чтобы точно выполнял свои обязанности и помощник вахтенного офицера. Круг его обязаннос­ тей большой. Наряду с контролем за под­ держанием боевой готовности личным составом верхних постов он особо следит за состоянием и своевременной задрайкой люков, дверей и горловин. Этим в значи­ тельной степени обусловливается живу­ честь ковабля. Можно привести немало примеров из опыта Великой Отечественной войны, когда хорошая герметизация кор­ пуса спасала корабль от потопления. Это хорошо понимает старшина 1 статьи Воро­ нов. Приняв вахту, он действует строго по уставу. Ничто не ускользает от его зор­ ких глаз. Как-то, будучи помощником вахтенно­ го офицера, Воронов получил доклад от од­ ного из дежурных по подразделению: — Люк в румпельное отделение не задраен. Старшина проверил, и оказалось, что матрос, расписанный на задрайке, отсут­ ствовал на корабле. Воронов принял необ­ ходимые меры, и люк немедленно был за­ драен. Погода в Заполярье часто меняется. За этим зорко следит вахтенная служба и своевременно принимает необходимые ме­ ры. На рейде требуются особая осторож­ ность и внимание. Вот почему выстав­ ленный дополнительно на вахту у шпи­ лей боцман старшина 2 статьи Шумав- цов, находясь на баке, неотступно наблю­ дал за положением якорной цепи. От рез­ кого ветра корабль дрейфовало. Якорная цепь натягивалась. Тогда старшина 2 статьи Шумавцов отдал второй якорь. Не прояви боцман решительности, корабль могло бы нанести на другие суда, стоя­ щие на рейде. Наблюдение и ответственность за ис­ правность водонепроницаемых переборок, дверей, горловин и иллюминаторов лежат на заведующих помещениями. Однако не­ маловажная роль в обеспечении герметич­ ности корпуса принадлежит и помощнику вахтенного офицера. Старшина 1 статьи Овчинников показывает в этом пример точного выполнения своих обязанностей. Он следит за своевременным и полным затемнением корабля. Однажды вахтен­ ный офицер дал сигнал: — Затемнить корабль! Старшина 1 статьи Овчинников прове­ рил все помещения и обнаружил, что в ил­ люминатор носового душа пробивается свет. Когда старшина выяснил, в чем дело, оказалось, что матрос Мельников неплот­ но зажал барашки. Корабль, стоящий на рейде, требует обеспечения его вспомогательными суда­ ми. Их надо умело принимать у борта, надежно закреплять на случай ухудшения погоды. Эти функции возлагаются на вах­ тенных. Нередко случалось, что от ко­ раблей в шторм отрывало баржу по вине вахтенной службы. Из опыта известно, что швартовы вспо­ могательных судов при большой волне не­ редко рвутся. Поэтому мы стали заво­ дить на эти суда свои корабельные концы, разнося их как можно дальше в нос и кор­ му. Это дает возможность, например, бук­ сиру свободно опускаться и подниматься на волне, не повисая на тросе и не раз­ рывая его. Обеспечение безопасности су­ дов, стоящих у борта, является свидетель­ ством хорошей морской выучки вахтенной службы и всего личног) состава. Большое влияние на корабль оказывают приливо-отливные течения. От этого он разворачивается вокруг якорного места. Задача вахтенных — следить за этим и не допустить дрейфа. Вся наша корабельная вахта особенно внимательно ведет наблюдение за рейдом и сигналами старшего, своевременно реа­ гирует на них. Иногда суда на рейде те­ ряют ход по разным причинам. Оказание им помощи — дело чести каждого вах­ тенного офицера. Зимой мы постоянно держим плавсредства в готовности к спуску. Ведь был случай, когда катер, спущенный на воду, не мог дать ход в ре­ зультате замораживания фильтра. Это про­ изошло по вине моториста матроса Бе­ ляева. который не слил воду из магистра­ ли при под’еме катера. Из этого случая мы извлекли урок. Теперь спуск у нас зани­ мает мало времени. Для заправки плав­ средств горячей водой каждый раз выде­ ляем кипятильника. Установлено дежур­ ство электриков на грузовой стреле. Это позволяет в любое время быстро спускать катера на воду. Точное выполнение сигналов на рейде, своевременные доклады начальникам^') существенных изменениях обстановки являются показателями высокой организа­ ции службы корабля. Образцовое несение вахты личным составом при стоянке на рейде обеспечивает высокую боеготов­ ность и безопасность родного корабля. Капитан-лейтенант В. ГРИНЧУК. Из ответов матроса Ровенского на экза­ менах было видно, что его кругозор в во­ енно-морском деле ограничен. Единст­ венное достоинство его выступления в том, что матрос правильно перечислил все возможные аварии и поломки матери­ альной части и способы их устране­ ния. Но он не смог сказать, какая соленость масла считается нормальной, не помнил величину зазора механизма, кото­ рый обслуживает. И, что всего хуже, воин не знал, что такое шпация, назвал бимс — шпангоутом и совершенно не представлял, •какой калибр имеют орудия корабля. Командир подразделения не ожидал, что подчиненный покажет такие слабые зна­ ния. Неподготовленность Ровенского уди­ вила его. Ведь по докладам бывшего командира отделения машинистов-турби- нистов Деревягнна было известно, что воин не имел нарушений дисциплины, со­ держал технику в порядке, неисправнос­ тей в заведывании не имел. Почему же так произошло? Офицер был обеспокоен случившимся н после экзаме- нов попытался выяснить причины провала матроса. В разговоре с ним он интересо­ вался, неужели воин в самом деле не знает калибр корабельной артиллерии, и с огорчением убедился, что это действитель­ но так. Стали анализировать, как относился Ро- венскнй к занятиям по специальности. Он никогда не опаздывал на занятия и как будто бы внимательно слушал командира. В то же время матрос не проявлял вол­ нения или любопытства, и это г*тсценива- лось, как уверенность знающего свое де­ ло человека. Если учеба проходила у ма­ териальной части, Ровенскнй охотно про­ пускал вперед к механизмам молодых ма­ тросов. а сам посматривал издали. Он умел запускам механизм и выключать его после работы, чистил его и большего не добивался. Деревягин не проверял выучку подчи­ ненного. Но спасает ли это Ровенского? Ведь он обманывал себя, командира, това­ рищей, по существу, стороной обходил все трудности. Окружающие не сразу по­ няли это, потому что не вникали глубоко в учебу Ровенского. Отдельные детали получили свою оценку только сейчас. Они показывают, что воин формально выполнял свои обязанности. Он заботился о своем благополучии, старался не дать команди­ рам и товарищам повода упрекнуть его в чем-то или чем-то побеспокоить. Ровен- ский не болел за коллектив, за подразделе­ ние и это накладывало отпечаток индиви­ дуальности на все, что он делал. Как-то задолго до конца приборки Ро­ венскнй сел на поручни у турбоцирку- ляционного насоса и беззаботно покачивал ногамп. Помощник командира отделения Наумов потребовал, чтобы матрос зани­ мался делом. «А вы проверьте мой об’ект», — самоуверенно отозвался Ровенский. Заведывание и рабочее место матроса действительно оказались в порядке. Но разве смог бы добросовестный воин сидеть сложа руки, когда у сослуягивпев много дел. Конечно, он помог бы им. Но Ровен­ скнй не сделал этого. Его поведение — результат неправильного представления о своих обязанностях, непонимания важности сознательного и инициативного их выпол­ нения для боевой готовности всего кораб­ ля. Потому-то на отчетно-выборном комсо­ мольском собрании никто не предложил вновь ввести кандидатуру Ровенского в бюро, в котором он состоял раньше. Зна­ чит, авторитет воина среди личного соетава упал. Даже молодые матросы с первых дней службы на корабле почувство­ вали, что авторитет Ровенского дутый. Ма­ трос Мышкин попросил однажды команди­ ра отделения об’яснить, что означает пе­ реохлаждение конденсата. Старшина слы­ шал, что воин с этим же вопросом обра­ щался к Ровенскому, и спросил, неужели он забыл суть данного явления. Мыпгкин только махнул рукой. Оказалось, что рас­ сказ Ровенского неудовлетвотшл его, ибо не выходил за рамки того, что можно ви­ деть. А новичку хотелось понять взаимо­ связь между различными механизмами, осознать, каково значение его боевого по­ ста для всего подразделения. В период подготовки к экзаменам на классность Ровенскпй самостоятельно поч­ ти не занимался. Он повторил устройство своего заведывания, просмотрел принци­ пы действия других механизмов машинно­ го отделения. Оставалось свободное время, но воин не учился, делая вид, что он все знает. Так беззаботно прошли месяцы. Матрос забыл многое из того, что знал раньше. П вот Ровенскнй пытается оправдать незнание расположения водоотливных средств тем, что он не обслуживает их. А разве не может случиться так, что в бое­ вой обстановке придется пользоваться ими? Может быть, эти эжекторы и помпы будут решать успех боя! Известно, что в годы Великой Отечественной войны, ес­ ли этого требовала обстановка, сигнальщи­ ки становились к штурвалу, машинисты к пушке, подчас один моряк выполнял обя­ занности двух-трех специалистов. А может ли Ровенский контролировать работу техники, если он не знает величину зазора? Нет. На вахте он выполняет свои обязанности механически. Он следит за температурой конденсата, а что это зна­ чит — не знает. Об этом можно судить и по тому, что на экзаменах матрос не смог расшифровать понятпе «переохлаждение конденсата». Факты подтверждают, что матрос Ровен­ ский систематически и глубоко не работал над повышением своих знаний по специ­ альности. Успокоившись на достигнутом, он забыл о том, что старая слава любит новую, что настоящим моряком является тот, кто, добившись успеха, думает и ра­ ботает над тем, чтобы этот успех не толь­ ко закрепить, но и развить. Каждый советский воин должен жить интересами коллектива, его заботами. На­ до иметь государственный подход к каж­ дому, даже самому малому делу. Тогда ус­ пешно будут решаться непосредственные задачи, от которых зависит могущество со­ циалистической Родины. Старший лейтенант Г. АНАНЬИН. О ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ СНЕГ НА ГОЛОВУ Наступила снежная зима. Это дает ши­ рокие возможности для проведения инте­ ресных и увлекательных состязании на лыжных дорожках, зеркальном поле кат­ ка. Но не таковы у нас спортивные руко­ водители, чтобы своевременно встретить зимний сезон. Подчас живое, практическое дело они подменяют заседательской сует­ ней. Спортивный комитет мало проводит со­ ревнований II это не случайно. Члены ко­ митета работают без желания, плохо вы­ полняют свои обязанности. Так, например, тов. Мелихов должен был позаботиться о ремонте спортивного иму­ щества. Но об этом он забыл. До сих пор на складе валяется поломанный инвентарь. Плохо работает и секретарь спорткомите­ та тов. Сорокин. Он совершенно запустил деятельность секций. По его вине часто срывались хорошие мероприятия. Спорткомитет, члепом которого является тов. Сухопаров, все enie заседает в каби­ нете, обсуждает мероприятия, готовится открыть зимний спортивный сезон, хотя уже давно в Заполярье выпал снег. Не по­ ра ли взяться за дело? Лейтенант Н. КОТОВ. УСТРАНИТЬ НЕДОСТАТКИ В РАБОТЕ СТОЛОВОЙ Питание воинов— важное дело в системе хозяйственного обеспечения личного со­ става частей. Чтобы хорошо работал пищеблок, необходимы старательность по­ варов и строгое, неуклонное соблюдение санитарно-гигиенических требований де­ журной службой. Можно перечислить ряд недостатков, ко­ торые имеются в нашей столовой. В од­ ном из цехов размещена семья офицера, члены которой из-за отсутствия отдельно­ го хода постоянно бывают в варочном и других цехах столовой, а также пользуют­ ся санитарным узлом, предназначенным для работников столовой. Другое помеще­ ние в секторе цехов столовой, также не имеющее изолированного хода, превращено в канцелярию. Кроме этого, помещение кают-компании в гарнизонной столовой также используется не по назначе­ нию. Оно не изолировано от зала столовой. Часть обслуживающего персонала прод- пищеблока работает без спецодежды. Ра­ ботник столовой тов. Тихонов об’ясняет это отсутствием второго комплекта спец­ одежды. В цехах часть разделочных сто­ лов из мраморной крошки надбита; в по­ судомойке ванна пришла в негодность и требует замены. Организация питания личного состава оставляет желать лучшего. У нас нередко нарушается установленный порядок прие­ ма пищи. Все эти недостатки необходимо немед­ ленно устранить. Чтобы гарнизонная сто­ ловая стала образцовой, нужно повысить чувство личной ответственности всех ее работников за выполнение своих обязан­ ностей. Капитан Г. СВИДЕТЕЛЕВ. О МОСТКАХ ТЕСОВЫХ ВДОЛЬ ДОРОГИ ... На шоссе, проходящем в верхней части г. Североморска, большое движение авто­ машин, и поэтому ходить по нему доволь­ но опасно. II все-такп до сих пор жите­ ли ходят по шоссе, рискуя своей жизнью. Почему? Потому, что другого пути нет — по одну сторону от шоссе высятся сопки, по другую — лежит болото. В июне на этом участке начали строить деревянные мостки. Для этого были отпу­ щены средства. Прошло полгода. Пройдемте теперь вдоль шоссе и посмотрим, как обстоят дела. От автобусной остановки проложены тонень­ кие доски, местами уже провалившиеся. Трап так узок, что на нем трудно разой­ тись. Ледяные наросты затрудняют ходьбу. Однако скоро трап обрывается (строители недостроили его), и прохожий вынужден снова выходить на шоссе. Но вот вы приходите к оврагу, через который проложен мостик. С обеих сторон мостика стоит очередь: люди ждут, когда встречный пешеход пройдет по узкому мо­ стику над оврагом, держась за редкие ко­ лышки вместо перил. Прохожему грозит опасность упасть в овраг, так как на мо­ стике лежит полуметровый слой обледе­ нелого снега. Горкомхозу и строителям на­ до навести порядок на этом участке пути, осветить его. Пора по-настоящему позабо­ титься о жителях нашего города. Офицер С. СЕНАТОВ. ПОЧЕМУ ПОКАЗЫВАЮТ СТАРЫЕ ФИЛЬМЫ ? Мы часто смотрим киножурналы и худо­ жественные фильмы. Плохо одно — они выпущены давно, воины видели их не­ сколько раз. киножурналы прошлых лет уже потеряли свою остроту, познаватель­ ную ценность. С таким положением ми­ риться нельзя, тем более, что наша кине­ матография регулярно выпускает много ;курналов и интересных фильмов. Нужно полнее использовать такое могучее ору­ жие коммунистического воспитания масс, как кино, заботиться о культурном досуге моряков. Матрос В. ЕРЕМЕЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz