На страже Заполярья. 1955 год. Декабрь.
18 декабря 1955 г., № 297 (5449). На с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 З е м л я моя!.. Родная Русь! Люблю твои просторы. Люблю твои снега и васильки. Люблю в хлебах твоих Ветров веселый шорох И в синем небе ястреба круги. Люблю я гром речей твоих застольных. Люблю звезды мерцающий огонь, Когда за речкою в березках белоствольных Поет родная русская гармонь. Земля моя! Ж ить без твоих метелей, Дышать без русских далей не могу. Тебя в матросском сердце под шинелью, Как самое святое, Берегу. В душе моей твои пылают зори, Бушуют в ней четырнадцать морей. Греми победами и славься на просторе, Родная Русь — земля богатырей! * * * Мне Легкого счастья на свете не надо. Пусть ветер судьбы перед грудью крепчает!.. По звонкой аллее Нескучного сада Идет генерал и о чем-то Скучает. Он смотрит на листья с берез, по которым Гулять на осенних свиданьях влюбленным. Полжизни провел он в полетах над морем — Над тем, что поморы назвали Студеным. Хоть в тропиках будь — не растают седины... Такой бы мне .путь! И, летя, видеть мне бы, Как смотрит большая медведица с льдины. Как смотрит Большая Медведица с неба! ______ Офицер Н. КРИВАНЧИКОВ. III л ю п к а Отбой тревоги. Стоя возле рубни, В который раз любуюсь морем я, — От борта корабля отходит шлюпка, Гляжу ей в след, волненья не тая... Вот над водою вновь взметнулись весла, Рывок вперед — и шлюпка за кормой, Сражаются уверенно матросы С настойчивой, вз'ерошенной волной. А море злится, шлюпке угрожая, Бросает в пропасть, хочет захлестнуть, Но снова на волне она взлетает И продолжает свой нелегкий путь! О, море, море! Нет тебе сравнений, Настолько твои силы велики... Но все ж Во много раз тебя сильнее Моряки. Старший матрос В. ШМИГЛЕККО. В к Сегодня в борт Не плещется волна. И ветер зло Не бьет сегодня в лица. Старинный вальс Играет старшина: Мы нынче р клуб Пришли повеселиться. R походах жар Веселья не потух. Кричит мой тр\т: — Постойте! Протестую! Какой тут вальс? Л V •J б е Ребята, шире круг! А ну-ка, дай, Товарищ, плясовую! Баян поет, П все поет кругом. Воротнички Мелькают, словно птицы. Таков народ Матросы: Шторм — так пттпрм, А веселиться — Значит вегмит»'**я! Матрос Ю. МИНЧУК. В мире техники Искусственный дождь Полив дождеванием наиболее приближается к естествен ному дождю. Осуществляется он тремя способами. В первом неподвижная насосная установка нагнетает воду по времен но проложенным трубам, на которых установлены разбрыз гивающие насадки, имеющие сравнительно небольшой радиус действия. При другом способе мощные тракторы снабжают ся специальными поперечными крыльями в виде стальных мостовых конструкций, несущих трубы с разбрызгивающими воду насадками. Размах этих ферм достигает 100— 120 м. Пэлив третьим способом осуществляется с передвижных насосных установок, называемых дальнеструйными беструб- ными; смонтированы они в виде прицепных тележек или на весистых систем к гусеничным транспортерам. Мощная струя воды вырывается из наклонных вращающихся сопел и оро шает всю ?емлю вокруг дождевальной установки. Затем установка перевозится на другое место и полив осуществ ляется с новой позиции. Разбрызгивание струи создается специальной вращающей ся насадкой. Вращается она за счет реактивного момента, создаваемого поп ударе струи в лопатку, могущую колебать ся з вертикальной плоскости. Конец лопатки представляет собой элемент усеченного конуса, расположенного широким основанием вверх. Вся лопатка уравновешивается грузом так что в свободном состоянии стремится занять всегда наи высшее положение. При попадании в нее струи лопатка по лучает косой удар вниз и вдоль, что вызывает одновремен но опускание ее и толчок в горизонтальной плоскости, вы зывающий поворот всего сопла на некоторый угол вокруг вертикального сопла. Описанная дождевальная установка при давлении в 8 атмосфер имеет дальность струи до 66 м. при расходе во ды 45 л/сек. Она с одной позиции орошает за час около 1,5 гектара. „Пакет" Ивана Ширкова Суточный рацион строительств Москвы 3—4 миллиона штук кирпича. Сотни машин перевозят этот груз в контейне рах — решетчатых металлических футлярах. На изготовле ние каждого футляра требуется почти 45 кг металла. Каменщик Изан Ширков предложил перевозить кирпич без металлических футляров — в «пакетах*. На заводе кирпич укладывается аккуратными шестиряд ными стопками на шит из досок — поддон. На каждом под доне 216 кирпичей. Это и есть пакет. Идет погрузка кирпича на автомашины. Стрела крана опускает на стопку кирпича трехстенный металлический фут ляр. H i нем рычаг. Стоит рычаг повернуть, и зажимные скобы крепко захватывают крючья поддона. Кран поднимает и переносит всю стопку кирпича в футляре б кузов автома шин. Поворот оычага. и скобы выходят из-за крючьев. Ф у т ляр поднимается, а пакет кирпича на поддоне остается в кузове машины. Пять пакетов погружено. Машина с кирпи чом отправляется на стосйку. Не рассыплются ли пакеты в дороге? Нет. Для этого имеется простсе и надежное приспособление. В кузове уст роены дополнительные внутренние борта. Они сделаны на шаонкрах, и когда кирпич погружен, крепко сжимают груз с четырех сторон, превращая все пять пакетов в один боль- шой. „ Груз доставлен на стройку. Откидывается задний борт машины, а внутренние, дополнительные, борта складываются вместе с основными, освобождая пакет для выгрузки. Кран, с помощью такого же, как на заводе, захватывающего фут ляра выгружает пакеты* Николай ПАНОВ . М а т р о с с к а я : п е с н я Отрывок из литературного сценария кинофильма «Тень у пирса» По закрытому рейду мчится моторный бар кас, разваливая волны, оставляя за кормпй ши рокий белый бурун. Палубу баркаса за полнили моряки, уво ленные на берег. Во флотской форме каждо го из них — печать неброского, празднично го франтовства, скром ной щеголеватости, свойственных нашим военным морякам. От глажены Фланелевки л брюки. Как зеркало, блеетят надраенные бля- Редакция «На страже Заполярья» обратилась к писателю Нико лаю Николаевичу Панову с просьбой прислать для опубликования в газете отрывок из его новой литературной работы. H. H. Панов — автор «Боцмана с «Тумана», « В океане» и дру гих произведений прислал в редакцию отрывок из литературного сце нария кинофильма «Тень у пирса». Он передает искренний привет сво им друзьям-однополчанам и читателям-североморцам, сообщает нам следующее: ' На экраны скоро выйдет приключенческий кинофильм «Тень у пир са», сценарий которого написан мной по мотивам повести « В океа не». Фильм рассказывает о работе советской разведки, ликвидирующей попытку зарубежных диверсантов сорвать дальний океанский поход советских кораблей, буксирующих пловучий док. Одно из главных действующих лиц фильма — матрос Леонид Ж у ков, сигнальщик на доке. Ж уков увлекся официанткой ресторана Шубиной, агентом иностранной разведки. Бдительность майора госбезо пасности Людова дала возможность своевременно разоблачить и обез вредить Шубину и других врагов Родины. хи ремней и ботинки. Черноглазый, стройный сигнальщик Жу ков у самого борта баркаса. Мечтательно и нетерпеливо смотрит он на приближаю щийся берег. Вдали видны линии обнесен- ■ных оградой пирсов, дальше — взбегаю щие в гору портовые дома. — В матросский клуб, Леня, пойдем? — обращается к Жукову стоящий рядом с ним матрос Мосин. — Последний раз в этом порту гуляем... Жуков попрежнему молчит, глядя в сторону берега. — Потанцуем... II рапорт твои спрыс нуть надо, — продолжает Мосин. Жуков встрепенулся. — Не могу, друг. Особая есть причина. — Знаю я твою причину. У нее на хальные глаза и родинка на правой ще ке, — с досадой говорит Мосин. Жуков резко повернулся к нему. Под тянутый, рослый, с развернутой ладной грудью, смуглеющей в вырезе фланелев ки. — Я тебя другом звал! — горько го ворит Жуков. — А теперь не назовешь? Пойми ты, Ленька — не для матроса она. У нее один интерес — мужа посолидней затра- лить. — Оскорблять ее не имеешь права! — Жуков с негодованием смотрит Мосину в глаза. — Сам же ты говорил—чистое уволь нение получил в прошлый раз. Разо шлись ваши курсы. — Разошлись, а нынче снова сойдутся, — со страстью, , и в то же время будто не совсем веря своим словам, отвечает Жуков.ч ☆ h * Улица. Проходят морские офицеры, ма тросы. Местные жители в пиджаках и в спецовках, в рыбачьих выцветших комби незонах проходят и проезжают на вело сипедах... Играют в скверике дети... На пустыре строящийся многоэтажный дом. Блещет пламя электросварки, слыш ны голоса рабочих, движущихся на ле сах... На малолюдной улочке, возле сводча тых, туннелеобразных ворот старого дома стоит Жуков с бумажным свертком под мышкой. Торопливо, озабоченная чем-то, идет по тротуару Клава Шубина — официантка ресторана, в кокетливом шелковом пла тье, с дерзкими глазами на подкрашенном лице, с подбритыми бровями. — Клава! — радостно окликнул ее Жуков. Она подошла, не здороваясь. Останови лась у ворот. — Ну, говори, в чем дело? — А что же, разве к тебе не зайдем? — просительно, почти робко спрашивает Жуков. — Некогда мне, — говорит Шубина недружелюбно. — Зайдем на минуточку, кое-что важ ное скажу... Она молча свепнула в ворота. Жуков пошел за ней. В боковой стенке ворот низкая дверь, рядом с задернутым зана веской окошком. Клава Шубина отперла дверь. Через коридорчик-прохожую Жуков входит следом за ней в ее комнату. Шу бина включила электрический свет. Вну три это жилье дышит обывательским ую том. В глубине комнаты — широкая кро вать с горкой подушек, большое зеркало на стене, рядом с ним — коврики, веера открыток. Войдя в комнату, Жуков тотчас по-хо зяйски развернул бумажный пакет, достал из него и поставил на стол бутылку ви на, банку консервов, начал вскрывать ее складным ножом. — Напрасно стараешься, — говорит Шубина, вызывающе и в то же время во просительно смотрит на него, стоя у две ри. Жуков положил нож на стол, шагнул, привлек ее к себе. — Да брось ты сердиться! Отпраздно вать хочу с тобой одно дело! Лицо Шубиной просветлело. — Значит решил? Уедем отсюда? — Решил, Клавочка. На флоте остаюсь навсегда. Рапорт сегодня подал. Он хотел ее поцеловать. Но она вы рвалась, отступила. Глубокое разочарова ние выразилось на ее сразу ставшим немолодым лице. Резче проступили мор щинки вокруг пта и около глаз, отчетли вей выделились на побледневшем лице лиловые губы. — Шутишь. Леня? — Нет. Клава, не шучу. Пойми — не могу я отсюда уехать. Я душой с морем сросся, с флотом сроднился навсегда... Но и без тебя мне тоже — не жизнь. — Уходи! — зло вскрикнула Клава. И вдруг она словно надломилась, при пала к нему, в ее голосе — боль и тоска. — Ленечка, христом-богом прошу, уе дем отсюда! Отслужил ты, вышел твой срок. Я работать буду, хорошей, верной женой тебе буду. Только уедем! Пожалей ты меня, жить больше здесь не могу. — А я с кораблей уйти не могу. По следнее мое слово, — глухо, но очень ре шительно произнес Жуков. II Клава разом высвободилась из его рук. Ею овладела бешеная ярость. — Убирайся! Видеть тебя не хочу! Мальчишка, нищий матрос! Она схватила подвернувшуюся под руку книгу, бросила в Жукова. Сквозь ее обычную сдержанность все больше про глядывала другая женщина — давшая волю чувствам. Отступив к двери, горестно смотрит на нее Жуков. — Ты. Клава, пойми... — Ненавижу тебя! — кричит Шубина. — Я другого найду — не такого, как ты, — настоящего мужа! — Может быть, у тебя еще кто уже на примете... — начал угрожающе Жуков. — Не твоя ьто печаль. Убирайся! — Ну и уйду! II не вернусь к тебе больше! И, распахнув дверь, Жуков выбежал наружу. Шубина осталась неподвижно стоять у стола, на котором была непоча тая бутылка вина, консервы, забытый Жуковым нож. По ее щеке покатилась слезинка. Словно невольно, посмотрела она на стенные часы... * * it Вечер. Рейд. Блестят в водной зыби ог ни кораблей, стоящих на якорях, на боч ках, у пирсов. Уходят вершинами в темное небо гро мадные башни дока, стоящего на рейде. Док готов к буксировке — на его ста- пельпалубе огромной, как стадион, разло жены — вокруг кнехтов — якорьцепи, стальные толстые тросы. Матросы только что кончили разноску якорьцепей и от дыхают. Рядом с Мосиным — коренастым, с мускулами, угадывающимися под грубой холостиной голландки, сидит недавно пришедший на Флот молодой матрос Щер баков. Задумчиво покуривает боцман Аге ев, держа в жестких губах свою наборную трубку. — Я, товарищ мичман, как подойдет время в бессрочный, — на Алтай думаю — осваивать целинные земли, — застен чиво говорит Щербаков. Добродушно улыбнулся Агеев, глядя в его открытое, юношеское лицо. — Да их к тому времени, пожалуй, уже освоят. — Так я прямо на освоенные! — отвечает улыбкой на улыбку моло дой матрос. — Урожай поднимать! — II восторженно, мечтательно до бавляет: — У нас в колхозе, знаете, какие хлеба! Опыт передавать буду. — А я обратно на Урал — на свои металлургический... — также мечтательно произносит другой ма трос. — А мне и ехать далеко не надо! — подхватывает весельчак Мосин. — Как демобилизуюсь в этом году. — на автобус и через час прибыл в Электрогоргк! — Огромный, говорят, город? — задумчиво тянет Шерблков. — Спрашиваешь! Там одна гид ростанция мощностью чуть поела''оП Днепрогэса. А сейчас еще новую очередь авозят в строй. Мтгпн доиграл мускулами, провел рукой по стриженной голове. — .V меня там невеста. — Служит?. — спрашивает Щер j баков. Мосин вскинул на него светлые, озорные глаза. — Работает. Дирек тором комбината! — го ворит он очень внуши тельно. — Шутишь? — смот. рит на него поражен ный Щербаков. — Зачем шутить? — отвечает безмятежно Мосин. — Она пока, правда, только монтаж ница. главный корпус помогал.! достраивать. А сейчас вот учиться по ступила. Значит, до ди ректорства один шаг. — Смеешься все, — говорит «разыг ранный» Щербаков. — А что мне — плакать? Моряк всег да веселый! — снисходительно смотрит на новичка Мосин. Агеев подошел к Жукову. Матрос непо движно стоял в стороне, глядел на даль ние огни порта. — Все о ней думаешь? — Все о ней... — Жуков повернулся со вздохом. — Как же это получилось, товарищ мичман? Неужели вправду она убила? — Это следователь разберет, — сурово отвечает Агеев. — Ты бы о другом по размыслил — какое ротозейство допу стил, ножик свой забыл у нее. Высокое звание советского военного моряка зама рать мог. — II об этом думаю тоже, — беспокой но говорит Жуков. — Ну, ладно, брат, у каждого своя пе чаль, — произносит Агеев, и чувствуется — он отвечает не только Жукову, но и на собственные невеселые мысли. Он про бует улыбнуться. — Если душа не на ме сте — песню нужно попробовать сы грать. Песня тоску уносит, усталость раз гоняет. Он оборачивается к отдыхающим матро сам. — Баян, орлы, принесите! И через минуту кто-то уже подал Моси ну баян. Мосин со знанием дела растянул меха, пробежал пальцами по ладам. — Не могу я петь, Сергей Ннкитыч, — с горечью говорит Жуков. — Разрешите, товарищ мичман, я спою! — и Мосин негромко запевает заду шевную матросскую песню. Когда меня Маруся провожала В морской поход, в ночной глубокий мрак, Она меня, друзья, поцеловала, Она, матросы, мне сказала так: — В студеном море, в штормовом просторе Не забывай счастливых наших дней. Чем дальше ты идешь в чужое море, Тем для меня ты ближе и родней. Снова поет Мосин с большим чувст вом, проникновенно. Слушает, неподвиж но стоя, Агеев. Жуков подходит ближе к ноющим. Придет корабль мой на рассвете в базу, Нам улыбнутся люди и дома, И на прощанье сказанную фразу Любимая повторит мне сама: — В безбрежном море, в штормовом просторе Трудись, моряк, для счастья мирных дней. Чем дальше ты идешь, любимый, в море. Тем для меня ты ближе и родней. Он сделал баяном дирижерский жест — и матросский хор дружно подхватил пес ню: Ведет нас вдаль страны советской слава, Везде Отчизну помнят моряки. И где бы я в чужих морях ни плавал! Сияют мне родные маяки. Умолкли матросы. — Вот уж точно, — говорит, помолчав, боцман Агеев, — чем дальше в чужие моря — тем роднее советская суша. По лучишь, бывало, весточку где-нибудь в океане — близких вспомнишь, край наш любимый, который от врагов бережем, — и никакая беда тебе не страшна. II все время молчавший, не принимав ший участия в пении Жуков близко подо шел к другу-боцману, тихо, но с глубо ким чувством сказал: — Если найдут достойным, товарищ мичман. — никогда с флота не уйду. По надобится — жизнь за него отдам. — И он повторил слова, сказанные в разгово ре с Шубиной: — Я душой с морем срос ся, с флотом сроднился навсегда... В о с п о м и н а н и е В А Л Ь С Музыка матроса М. МОГИЛЕВИЧА. Темп вальса Баян [CM я р # Г7 ^ • i- .M • A.. 7- M f i H I r * . .... . 1 t t и m - 1 ^ < M -- --- H _ t t N W i r » ? 7 \ f ^ p* t.* Сж- —-— В ' 1 ЩоАторигь or ишкш 54 4 0 слобш •**««*? *-- о--- ПОДУМАЙ И ОТГАДАЙ Р е б у с Составил А. Н Е С Т Е Р Е Н К О П я т ь з а г а д о к 1. С приближением зимы листва на деревьях желтеет. Но часто можно видеть в на чале зимы по берегам речек ярко зеленеющие листья ку старников. Когда весь лес покрыт багрянцем, очень лег ко определить, где протекает река. Она заметна по яркозе леной листве деревьев и ку старников, растущих по ее бе регам. Чем об’ясннть это яв ление? 2. Почему возникающая при сильном ветре поземка начи нается обычно в возвышенных местах? 3. Зимой около домов, стоя щих на открытых местах, почти всегда можно видеть вы сокие сугробы снега. Но они никогда не подходят вплот ную к стене дома — между сугробом и стеной всегда есть широкий проход, а сам сугроб имеет форму подковы. Поче му? 4. Почему флаг на ветру «полощет»? 5. Два приятеля, жившие в новом красивом доме, часто, возвращаясь с работы, любо вались колоннами главного под’езда, отделанными под мрамор. Но однажды, когда после морозной погоды на ступило потепление, приятели заметили, что колонны не мраморные, а железобетонные. Как они узнали об этом? Старший инженер-лейтенант В. ПОНОМ А РЕН КО . Ответы на кроссворд, опубликованный 11 декабря По вертикали: 1. Лад. 2. До. 3. Рс. 4. Бас. 6. Диес. 7. Субконтроктава. 8. Тридцатьвторая. 9. Баян. 10. Эквилибрист. 12. «Утес». 13. Икар. 14. Адажио. 15. Октава. 17. Флидыр. 18. Акцент. 20. Нения. 23. Идиом/ 25. Трость. 27. Тоника. 2Э. Концерт. 30. «Русалка». По горизонтали: 5. Парод. 9. Бекар. 11. Музыковедение. 14. Анонс. 16. Рифма. 19. Нона. 21. Автор. 22. Ритм. 24. Мотн*. 26. Актер. 28. Виртуоз. 31. Антифон. 32. Ноктюрн. 33. Синкопа. 34. Антракт,.' " ” •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz