На страже Заполярья. 1955 год. Декабрь.

18 декабря 1955 г., № 297 (5449). На с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 З е м л я моя!.. Родная Русь! Люблю твои просторы. Люблю твои снега и васильки. Люблю в хлебах твоих Ветров веселый шорох И в синем небе ястреба круги. Люблю я гром речей твоих застольных. Люблю звезды мерцающий огонь, Когда за речкою в березках белоствольных Поет родная русская гармонь. Земля моя! Ж ить без твоих метелей, Дышать без русских далей не могу. Тебя в матросском сердце под шинелью, Как самое святое, Берегу. В душе моей твои пылают зори, Бушуют в ней четырнадцать морей. Греми победами и славься на просторе, Родная Русь — земля богатырей! * * * Мне Легкого счастья на свете не надо. Пусть ветер судьбы перед грудью крепчает!.. По звонкой аллее Нескучного сада Идет генерал и о чем-то Скучает. Он смотрит на листья с берез, по которым Гулять на осенних свиданьях влюбленным. Полжизни провел он в полетах над морем — Над тем, что поморы назвали Студеным. Хоть в тропиках будь — не растают седины... Такой бы мне .путь! И, летя, видеть мне бы, Как смотрит большая медведица с льдины. Как смотрит Большая Медведица с неба! ______ Офицер Н. КРИВАНЧИКОВ. III л ю п к а Отбой тревоги. Стоя возле рубни, В который раз любуюсь морем я, — От борта корабля отходит шлюпка, Гляжу ей в след, волненья не тая... Вот над водою вновь взметнулись весла, Рывок вперед — и шлюпка за кормой, Сражаются уверенно матросы С настойчивой, вз'ерошенной волной. А море злится, шлюпке угрожая, Бросает в пропасть, хочет захлестнуть, Но снова на волне она взлетает И продолжает свой нелегкий путь! О, море, море! Нет тебе сравнений, Настолько твои силы велики... Но все ж Во много раз тебя сильнее Моряки. Старший матрос В. ШМИГЛЕККО. В к Сегодня в борт Не плещется волна. И ветер зло Не бьет сегодня в лица. Старинный вальс Играет старшина: Мы нынче р клуб Пришли повеселиться. R походах жар Веселья не потух. Кричит мой тр\т: — Постойте! Протестую! Какой тут вальс? Л V •J б е Ребята, шире круг! А ну-ка, дай, Товарищ, плясовую! Баян поет, П все поет кругом. Воротнички Мелькают, словно птицы. Таков народ Матросы: Шторм — так пттпрм, А веселиться — Значит вегмит»'**я! Матрос Ю. МИНЧУК. В мире техники Искусственный дождь Полив дождеванием наиболее приближается к естествен­ ному дождю. Осуществляется он тремя способами. В первом неподвижная насосная установка нагнетает воду по времен­ но проложенным трубам, на которых установлены разбрыз­ гивающие насадки, имеющие сравнительно небольшой радиус действия. При другом способе мощные тракторы снабжают­ ся специальными поперечными крыльями в виде стальных мостовых конструкций, несущих трубы с разбрызгивающими воду насадками. Размах этих ферм достигает 100— 120 м. Пэлив третьим способом осуществляется с передвижных насосных установок, называемых дальнеструйными беструб- ными; смонтированы они в виде прицепных тележек или на­ весистых систем к гусеничным транспортерам. Мощная струя воды вырывается из наклонных вращающихся сопел и оро­ шает всю ?емлю вокруг дождевальной установки. Затем установка перевозится на другое место и полив осуществ­ ляется с новой позиции. Разбрызгивание струи создается специальной вращающей­ ся насадкой. Вращается она за счет реактивного момента, создаваемого поп ударе струи в лопатку, могущую колебать­ ся з вертикальной плоскости. Конец лопатки представляет собой элемент усеченного конуса, расположенного широким основанием вверх. Вся лопатка уравновешивается грузом так что в свободном состоянии стремится занять всегда наи­ высшее положение. При попадании в нее струи лопатка по­ лучает косой удар вниз и вдоль, что вызывает одновремен­ но опускание ее и толчок в горизонтальной плоскости, вы­ зывающий поворот всего сопла на некоторый угол вокруг вертикального сопла. Описанная дождевальная установка при давлении в 8 атмосфер имеет дальность струи до 66 м. при расходе во­ ды 45 л/сек. Она с одной позиции орошает за час около 1,5 гектара. „Пакет" Ивана Ширкова Суточный рацион строительств Москвы 3—4 миллиона штук кирпича. Сотни машин перевозят этот груз в контейне­ рах — решетчатых металлических футлярах. На изготовле­ ние каждого футляра требуется почти 45 кг металла. Каменщик Изан Ширков предложил перевозить кирпич без металлических футляров — в «пакетах*. На заводе кирпич укладывается аккуратными шестиряд­ ными стопками на шит из досок — поддон. На каждом под­ доне 216 кирпичей. Это и есть пакет. Идет погрузка кирпича на автомашины. Стрела крана опускает на стопку кирпича трехстенный металлический фут­ ляр. H i нем рычаг. Стоит рычаг повернуть, и зажимные скобы крепко захватывают крючья поддона. Кран поднимает и переносит всю стопку кирпича в футляре б кузов автома­ шин. Поворот оычага. и скобы выходят из-за крючьев. Ф у т ­ ляр поднимается, а пакет кирпича на поддоне остается в кузове машины. Пять пакетов погружено. Машина с кирпи­ чом отправляется на стосйку. Не рассыплются ли пакеты в дороге? Нет. Для этого имеется простсе и надежное приспособление. В кузове уст­ роены дополнительные внутренние борта. Они сделаны на шаонкрах, и когда кирпич погружен, крепко сжимают груз с четырех сторон, превращая все пять пакетов в один боль- шой. „ Груз доставлен на стройку. Откидывается задний борт машины, а внутренние, дополнительные, борта складываются вместе с основными, освобождая пакет для выгрузки. Кран, с помощью такого же, как на заводе, захватывающего фут­ ляра выгружает пакеты* Николай ПАНОВ . М а т р о с с к а я : п е с н я Отрывок из литературного сценария кинофильма «Тень у пирса» По закрытому рейду мчится моторный бар­ кас, разваливая волны, оставляя за кормпй ши­ рокий белый бурун. Палубу баркаса за­ полнили моряки, уво­ ленные на берег. Во флотской форме каждо­ го из них — печать неброского, празднично­ го франтовства, скром­ ной щеголеватости, свойственных нашим военным морякам. От­ глажены Фланелевки л брюки. Как зеркало, блеетят надраенные бля- Редакция «На страже Заполярья» обратилась к писателю Нико­ лаю Николаевичу Панову с просьбой прислать для опубликования в газете отрывок из его новой литературной работы. H. H. Панов — автор «Боцмана с «Тумана», « В океане» и дру­ гих произведений прислал в редакцию отрывок из литературного сце­ нария кинофильма «Тень у пирса». Он передает искренний привет сво­ им друзьям-однополчанам и читателям-североморцам, сообщает нам следующее: ' На экраны скоро выйдет приключенческий кинофильм «Тень у пир­ са», сценарий которого написан мной по мотивам повести « В океа­ не». Фильм рассказывает о работе советской разведки, ликвидирующей попытку зарубежных диверсантов сорвать дальний океанский поход советских кораблей, буксирующих пловучий док. Одно из главных действующих лиц фильма — матрос Леонид Ж у ­ ков, сигнальщик на доке. Ж уков увлекся официанткой ресторана Шубиной, агентом иностранной разведки. Бдительность майора госбезо­ пасности Людова дала возможность своевременно разоблачить и обез­ вредить Шубину и других врагов Родины. хи ремней и ботинки. Черноглазый, стройный сигнальщик Жу­ ков у самого борта баркаса. Мечтательно и нетерпеливо смотрит он на приближаю­ щийся берег. Вдали видны линии обнесен- ■ных оградой пирсов, дальше — взбегаю­ щие в гору портовые дома. — В матросский клуб, Леня, пойдем? — обращается к Жукову стоящий рядом с ним матрос Мосин. — Последний раз в этом порту гуляем... Жуков попрежнему молчит, глядя в сторону берега. — Потанцуем... II рапорт твои спрыс­ нуть надо, — продолжает Мосин. Жуков встрепенулся. — Не могу, друг. Особая есть причина. — Знаю я твою причину. У нее на­ хальные глаза и родинка на правой ще­ ке, — с досадой говорит Мосин. Жуков резко повернулся к нему. Под­ тянутый, рослый, с развернутой ладной грудью, смуглеющей в вырезе фланелев­ ки. — Я тебя другом звал! — горько го­ ворит Жуков. — А теперь не назовешь? Пойми ты, Ленька — не для матроса она. У нее один интерес — мужа посолидней затра- лить. — Оскорблять ее не имеешь права! — Жуков с негодованием смотрит Мосину в глаза. — Сам же ты говорил—чистое уволь­ нение получил в прошлый раз. Разо­ шлись ваши курсы. — Разошлись, а нынче снова сойдутся, — со страстью, , и в то же время будто не совсем веря своим словам, отвечает Жуков.ч ☆ h * Улица. Проходят морские офицеры, ма­ тросы. Местные жители в пиджаках и в спецовках, в рыбачьих выцветших комби­ незонах проходят и проезжают на вело­ сипедах... Играют в скверике дети... На пустыре строящийся многоэтажный дом. Блещет пламя электросварки, слыш­ ны голоса рабочих, движущихся на ле­ сах... На малолюдной улочке, возле сводча­ тых, туннелеобразных ворот старого дома стоит Жуков с бумажным свертком под­ мышкой. Торопливо, озабоченная чем-то, идет по тротуару Клава Шубина — официантка ресторана, в кокетливом шелковом пла­ тье, с дерзкими глазами на подкрашенном лице, с подбритыми бровями. — Клава! — радостно окликнул ее Жуков. Она подошла, не здороваясь. Останови­ лась у ворот. — Ну, говори, в чем дело? — А что же, разве к тебе не зайдем? — просительно, почти робко спрашивает Жуков. — Некогда мне, — говорит Шубина недружелюбно. — Зайдем на минуточку, кое-что важ­ ное скажу... Она молча свепнула в ворота. Жуков пошел за ней. В боковой стенке ворот низкая дверь, рядом с задернутым зана­ веской окошком. Клава Шубина отперла дверь. Через коридорчик-прохожую Жуков входит следом за ней в ее комнату. Шу­ бина включила электрический свет. Вну­ три это жилье дышит обывательским ую­ том. В глубине комнаты — широкая кро­ вать с горкой подушек, большое зеркало на стене, рядом с ним — коврики, веера открыток. Войдя в комнату, Жуков тотчас по-хо­ зяйски развернул бумажный пакет, достал из него и поставил на стол бутылку ви­ на, банку консервов, начал вскрывать ее складным ножом. — Напрасно стараешься, — говорит Шубина, вызывающе и в то же время во­ просительно смотрит на него, стоя у две­ ри. Жуков положил нож на стол, шагнул, привлек ее к себе. — Да брось ты сердиться! Отпраздно­ вать хочу с тобой одно дело! Лицо Шубиной просветлело. — Значит решил? Уедем отсюда? — Решил, Клавочка. На флоте остаюсь навсегда. Рапорт сегодня подал. Он хотел ее поцеловать. Но она вы­ рвалась, отступила. Глубокое разочарова­ ние выразилось на ее сразу ставшим немолодым лице. Резче проступили мор­ щинки вокруг пта и около глаз, отчетли­ вей выделились на побледневшем лице лиловые губы. — Шутишь. Леня? — Нет. Клава, не шучу. Пойми — не могу я отсюда уехать. Я душой с морем сросся, с флотом сроднился навсегда... Но и без тебя мне тоже — не жизнь. — Уходи! — зло вскрикнула Клава. И вдруг она словно надломилась, при­ пала к нему, в ее голосе — боль и тоска. — Ленечка, христом-богом прошу, уе­ дем отсюда! Отслужил ты, вышел твой срок. Я работать буду, хорошей, верной женой тебе буду. Только уедем! Пожалей ты меня, жить больше здесь не могу. — А я с кораблей уйти не могу. По­ следнее мое слово, — глухо, но очень ре­ шительно произнес Жуков. II Клава разом высвободилась из его рук. Ею овладела бешеная ярость. — Убирайся! Видеть тебя не хочу! Мальчишка, нищий матрос! Она схватила подвернувшуюся под руку книгу, бросила в Жукова. Сквозь ее обычную сдержанность все больше про­ глядывала другая женщина — давшая волю чувствам. Отступив к двери, горестно смотрит на нее Жуков. — Ты. Клава, пойми... — Ненавижу тебя! — кричит Шубина. — Я другого найду — не такого, как ты, — настоящего мужа! — Может быть, у тебя еще кто уже на примете... — начал угрожающе Жуков. — Не твоя ьто печаль. Убирайся! — Ну и уйду! II не вернусь к тебе больше! И, распахнув дверь, Жуков выбежал наружу. Шубина осталась неподвижно стоять у стола, на котором была непоча­ тая бутылка вина, консервы, забытый Жуковым нож. По ее щеке покатилась слезинка. Словно невольно, посмотрела она на стенные часы... * * it Вечер. Рейд. Блестят в водной зыби ог­ ни кораблей, стоящих на якорях, на боч­ ках, у пирсов. Уходят вершинами в темное небо гро­ мадные башни дока, стоящего на рейде. Док готов к буксировке — на его ста- пельпалубе огромной, как стадион, разло­ жены — вокруг кнехтов — якорьцепи, стальные толстые тросы. Матросы только что кончили разноску якорьцепей и от­ дыхают. Рядом с Мосиным — коренастым, с мускулами, угадывающимися под грубой холостиной голландки, сидит недавно пришедший на Флот молодой матрос Щер­ баков. Задумчиво покуривает боцман Аге­ ев, держа в жестких губах свою наборную трубку. — Я, товарищ мичман, как подойдет время в бессрочный, — на Алтай думаю — осваивать целинные земли, — застен­ чиво говорит Щербаков. Добродушно улыбнулся Агеев, глядя в его открытое, юношеское лицо. — Да их к тому времени, пожалуй, уже освоят. — Так я прямо на освоенные! — отвечает улыбкой на улыбку моло­ дой матрос. — Урожай поднимать! — II восторженно, мечтательно до­ бавляет: — У нас в колхозе, знаете, какие хлеба! Опыт передавать буду. — А я обратно на Урал — на свои металлургический... — также мечтательно произносит другой ма­ трос. — А мне и ехать далеко не надо! — подхватывает весельчак Мосин. — Как демобилизуюсь в этом году. — на автобус и через час прибыл в Электрогоргк! — Огромный, говорят, город? — задумчиво тянет Шерблков. — Спрашиваешь! Там одна гид­ ростанция мощностью чуть поела''оП Днепрогэса. А сейчас еще новую очередь авозят в строй. Мтгпн доиграл мускулами, провел рукой по стриженной голове. — .V меня там невеста. — Служит?. — спрашивает Щер j баков. Мосин вскинул на него светлые, озорные глаза. — Работает. Дирек­ тором комбината! — го­ ворит он очень внуши­ тельно. — Шутишь? — смот. рит на него поражен­ ный Щербаков. — Зачем шутить? — отвечает безмятежно Мосин. — Она пока, правда, только монтаж­ ница. главный корпус помогал.! достраивать. А сейчас вот учиться по­ ступила. Значит, до ди­ ректорства один шаг. — Смеешься все, — говорит «разыг­ ранный» Щербаков. — А что мне — плакать? Моряк всег­ да веселый! — снисходительно смотрит на новичка Мосин. Агеев подошел к Жукову. Матрос непо­ движно стоял в стороне, глядел на даль­ ние огни порта. — Все о ней думаешь? — Все о ней... — Жуков повернулся со вздохом. — Как же это получилось, товарищ мичман? Неужели вправду она убила? — Это следователь разберет, — сурово отвечает Агеев. — Ты бы о другом по­ размыслил — какое ротозейство допу­ стил, ножик свой забыл у нее. Высокое звание советского военного моряка зама­ рать мог. — II об этом думаю тоже, — беспокой­ но говорит Жуков. — Ну, ладно, брат, у каждого своя пе­ чаль, — произносит Агеев, и чувствуется — он отвечает не только Жукову, но и на собственные невеселые мысли. Он про­ бует улыбнуться. — Если душа не на ме­ сте — песню нужно попробовать сы­ грать. Песня тоску уносит, усталость раз­ гоняет. Он оборачивается к отдыхающим матро­ сам. — Баян, орлы, принесите! И через минуту кто-то уже подал Моси­ ну баян. Мосин со знанием дела растянул меха, пробежал пальцами по ладам. — Не могу я петь, Сергей Ннкитыч, — с горечью говорит Жуков. — Разрешите, товарищ мичман, я спою! — и Мосин негромко запевает заду­ шевную матросскую песню. Когда меня Маруся провожала В морской поход, в ночной глубокий мрак, Она меня, друзья, поцеловала, Она, матросы, мне сказала так: — В студеном море, в штормовом просторе Не забывай счастливых наших дней. Чем дальше ты идешь в чужое море, Тем для меня ты ближе и родней. Снова поет Мосин с большим чувст­ вом, проникновенно. Слушает, неподвиж­ но стоя, Агеев. Жуков подходит ближе к ноющим. Придет корабль мой на рассвете в базу, Нам улыбнутся люди и дома, И на прощанье сказанную фразу Любимая повторит мне сама: — В безбрежном море, в штормовом просторе Трудись, моряк, для счастья мирных дней. Чем дальше ты идешь, любимый, в море. Тем для меня ты ближе и родней. Он сделал баяном дирижерский жест — и матросский хор дружно подхватил пес­ ню: Ведет нас вдаль страны советской слава, Везде Отчизну помнят моряки. И где бы я в чужих морях ни плавал! Сияют мне родные маяки. Умолкли матросы. — Вот уж точно, — говорит, помолчав, боцман Агеев, — чем дальше в чужие моря — тем роднее советская суша. По­ лучишь, бывало, весточку где-нибудь в океане — близких вспомнишь, край наш любимый, который от врагов бережем, — и никакая беда тебе не страшна. II все время молчавший, не принимав­ ший участия в пении Жуков близко подо­ шел к другу-боцману, тихо, но с глубо­ ким чувством сказал: — Если найдут достойным, товарищ мичман. — никогда с флота не уйду. По­ надобится — жизнь за него отдам. — И он повторил слова, сказанные в разгово­ ре с Шубиной: — Я душой с морем срос­ ся, с флотом сроднился навсегда... В о с п о м и н а н и е В А Л Ь С Музыка матроса М. МОГИЛЕВИЧА. Темп вальса Баян [CM я р # Г7 ^ • i- .M • A.. 7- M f i H I r * . .... . 1 t t и m - 1 ^ < M -- --- H _ t t N W i r » ? 7 \ f ^ p* t.* Сж- —-— В ' 1 ЩоАторигь or ишкш 54 4 0 слобш •**««*? *-- о--- ПОДУМАЙ И ОТГАДАЙ Р е б у с Составил А. Н Е С Т Е Р Е Н К О П я т ь з а г а д о к 1. С приближением зимы листва на деревьях желтеет. Но часто можно видеть в на­ чале зимы по берегам речек ярко зеленеющие листья ку ­ старников. Когда весь лес покрыт багрянцем, очень лег­ ко определить, где протекает река. Она заметна по яркозе­ леной листве деревьев и ку ­ старников, растущих по ее бе­ регам. Чем об’ясннть это яв­ ление? 2. Почему возникающая при сильном ветре поземка начи­ нается обычно в возвышенных местах? 3. Зимой около домов, стоя­ щих на открытых местах, почти всегда можно видеть вы ­ сокие сугробы снега. Но они никогда не подходят вплот­ ную к стене дома — между сугробом и стеной всегда есть широкий проход, а сам сугроб имеет форму подковы. Поче­ му? 4. Почему флаг на ветру «полощет»? 5. Два приятеля, жившие в новом красивом доме, часто, возвращаясь с работы, любо­ вались колоннами главного под’езда, отделанными под мрамор. Но однажды, когда после морозной погоды на­ ступило потепление, приятели заметили, что колонны не мраморные, а железобетонные. Как они узнали об этом? Старший инженер-лейтенант В. ПОНОМ А РЕН КО . Ответы на кроссворд, опубликованный 11 декабря По вертикали: 1. Лад. 2. До. 3. Рс. 4. Бас. 6. Диес. 7. Субконтроктава. 8. Тридцатьвторая. 9. Баян. 10. Эквилибрист. 12. «Утес». 13. Икар. 14. Адажио. 15. Октава. 17. Флидыр. 18. Акцент. 20. Нения. 23. Идиом/ 25. Трость. 27. Тоника. 2Э. Концерт. 30. «Русалка». По горизонтали: 5. Парод. 9. Бекар. 11. Музыковедение. 14. Анонс. 16. Рифма. 19. Нона. 21. Автор. 22. Ритм. 24. Мотн*. 26. Актер. 28. Виртуоз. 31. Антифон. 32. Ноктюрн. 33. Синкопа. 34. Антракт,.' " ” •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz