На страже Заполярья. 1955 год. Декабрь.

2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 17 декабря 1955 г., № 296 (5448). Строго соблюдать дисциплину на вахте Старшина группы, в которой был Се- ребрянский, придавал большое значение тренировкам в приеме на слух и передаче на ключе. Возможности учиться этому были большие. В части отличный радио­ класс, оборудованный аппаратурой. И ког­ да пришла пора, командир допустил под­ чиненных к практической работе. На занятиях старшина часто напоминал матросам: не забывайте, что в нашем деле мелочей нет. И знания, кодовых сочетаний обязательно, и выполнение правил радио­ обмена—не второстепенная деталь. В обу­ чении радистов широко применялась сис­ тема «дубль» — два корреспондента ра­ ботали между собой в учебном радиона- правленип. Пока все шло гладко. Сереб­ рянскому казалось, что в специальности радиста ничего трудного нет. Но как-то в тренировочную сеть включили помехи. Это намного снизило качество приема. Иногда матрос даже совсем не мог принимать сигналы. Пришлось больше заниматься са­ мостоятельно. Указания командира, по­ мощь товарищей, их пример также сыгра­ ли свою роль. Наступил день экзаменов на классную квалификацию. Поверяющий задает вопрос — расскажите тактико-технические дан­ ные и устройство приемника. Матрос уве­ ренно читает схему, подробно рассказыва­ ет устройство и назначение многочислен­ ных деталей и узлов. Четко ответил воин и на другой вопрос о цепях питания и электрических данных. Серебрянский уложился в нормативы по приему и пере­ даче. Офицер поздравил воина и пожелал ему дальнейших успехов. Не думал матрос, что через некоторое время произойдет событие, которое поко- лебает веру в себя, надежды на будущее. А это случилось через день. — Сегодня заступаете на вахту. Буде­ те обеспечивать полеты, — сообщил ут­ рой матросу старшина группы. ... Напряженно вслушиваясь. Серебрян­ ский поворачивал ручку «настройки», но самолетов не было. Воин ослабил внима­ ние, отвлекся посторонним делом. А в это время с борта самолета многократно и настойчиво запрашивали погоду для со­ блюдения режима посадки. Услышав толь­ ко конец радиодепеши. Серебрянский растерялся и не знал, что делать. «Вклю­ чить передатчик... или ждать повторений текста», — мелькало в голове. Волнение мешало правильно мыслить. А драгоцен­ ное время шло. Передатчик, как на зло, не включался... С борта самолета передали — оставь­ те работу на ключе, вы не справ­ ляетесь. Но из чувства ложного стыда Се- ребиянокий даже не доложил об этом стар­ шине вахты. Связь была нарушена. Эки­ паж с большими трудностями произвел посадку, не имея метеосводки с земли. Случай с матросом Серебрянским раз­ бирался на комсомольском собрании. Кри­ тика была суровой и деловой. Все высту­ павшие резко осудили поступок Серебрян­ ского. В заключение командир сказал: — Серебрянский нарушил дисциплину на вахте. И если он не сделает выводов и не исправит свою ошибку, мы не сможем допускать его на пост. Матрос понял: нужно во что бы то ни стало оправдать доверие командира, това­ рищей и комсомольской организации. Ре­ шимость добиться этого прибавила силы. Матрос много и упорно работал над собой. ... Настал день учений. Радисты тща­ тельно проверяли свое заведывание. За­ дание выполняло сразу несколько экипа­ жей. С командного пункта поступила ввод­ ная. Воины четко продублировали се. Ма­ трос Серебрянский уверенно принимал текст. В телефонах слышны резкие потре­ скивания. Метеорологические данные не благоприятствуют работе. Грозовые разря­ ды и другие атмосферные помехи сни­ жают слышимость до одного балла. Но матрос умело отстраивается от них и не прекращает приема. Стрелки приборов показывают бесперебойную работу радио­ станции. Сквозь сильный шум прорывает­ ся знакомый, но слабый тон передатчи­ ка. — Потерял ориентировку, атакован ис­ требителями, дайте точный пеленг, — принимает Серебрянский и передает ра­ диограмму руководителю полетов. С земли следует команда: — Идите в зону... Мешают направленные активные радио­ помехи. С большим ^рудом удается полу­ чить подтверждение. Но Серебрянский точно выполняет инструкцию. Вскоре са­ молет выведен в «безопасное» место. Радисты продолжают работать сноро­ висто и оперативно. Сказывается упорная тренировка, хорошее знание специальнос­ ти. Задание выполнено успешно. Командир об'явил всем воинам благодарность за пра­ вильные и быстрые действия. Обращаясь к Серебрянскому, он заметил: — Вот что значит дисциплина на вахте, товарищ Серебрянский. Теперь Анатолий Серебрянский—отлич­ ник боевой и политической подготовки. Командование высоко оценило добросовест­ ную службу воина. Он назначен команди­ ром отделения. Идут занятия по специальности. Их проводит младший сержант Серебрянский. Он говорит то, что когда-то говорили ему: — Не забывайте, что в нашем деле ме­ лочей нет. Дисциплина на вахте — осно­ ва успехов в бою. Молодым матросам есть чему поучить­ ся у опытного специалиста. ...Подготовка к полетам. Проводятся рег­ ламентные работы. Слышатся четкие команды. Ни шума, ни суеты. Радисты ра­ ботают усердно. Чувствуется хорошая ор­ ганизация. Вахтенный радист специалист первого класса Серебрянский бдительно следит за эфиром. Он готов в любую ми­ нуту передать команду на борт, принять сигнал. Один из лучших воинов подразде­ ления, он не допускает никаких отклоне­ ний от требований инструкций. Он на от­ ветственном посту и должен оправдать это доверие. Рядовой Л. ЛИВШИЦ, специалист второго класса. Отделение классных специалистов На корабле проходят учения. Слаженно и точно, согласно инструкции действуют на своем боевом посту сигнальщики, командиром отделения которых является старшина 2 статьи Гурин. Они укладыва­ ют определенные сигналы в ячейки, ос­ матривают прожектор, средства связи и наблюдения. Командир отделения дает ука­ зания своим подчиненным старшему ма­ тросу Кондрекову и старшему матросу Гладких. Моряки внимательно слушают его приказания и быстро выполняют. Много труда приложил старшина 2 ста­ тьи Гурин, чтобы егэ отделение стало от­ личным. Гурин — требовательный коман­ дир. Он постоянно заботится об укрепле­ нии дисциплины, организованности и по­ рядка. Все его подчиненные знают инст­ рукции, уставы и точно их соблюдают. Хорошо несут матросы ходовую вахту. Однажды корабль попал в шторм. Была плохая видимость, сильная качка. Это значительно затрудняло наблюдение. Но старшие матросы Кондреков и Гладких успешно выполнили поставленную перед ними задачу. На днях они успешно сдали экзамены на классность. Теперь все под­ чиненные старшины 2 статьи Турина стали классными специалистами. Старшина 2 статьи Ю. ЛЕТОВ. Оружие любит ласку, уход, чистку и смазку. Следуя этому правилу, с лю­ бовью относятся к своему оружию рядовые М. Рамазанов и А. Зарубин. НА С Н И М К Е : рядовые М. Рамазанов и А. Зарубин после караула чистят ору­ жие. Контролирует их работу сержант А. Акулин. Фото Е. Ушмарова. Каждому гарнизону и части свои спортивные сооружения БОЛЬШЕ КОМСОМОЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ Наступила зима. Спор­ тивный сезон в разгаре. Но, к сожалению, в нашем гар­ низоне еще не созданы ус­ ловия для проведения раз­ личных соревнований. Нет у нас почти никаких спор­ тивных сооружений: катка, трамплина, лыжной базы. В гарнизоне имеется много любителей лыжного спорта. Однако не так-то просто заняться им. В под­ разделении не имеется лыж. Воины свободное вре­ мя проводят скучно. Есть на флоте единст­ венный плавательный бас­ сейн. Составлен график пользования им. Но работ­ ники, отвечающие за физ- подготовку личного состава кораблей и подразделений, нередко нарушают его, плохо используют возмож­ ности для тренировки плов­ цов. Несколько слов о конь­ кобежном срорте. Катка у нас нет. Поэтому о беге на коньках, об игре в хок­ кей не может быть и речи. А ведь расчистить площад­ ку и подготовить ее для скороходов и хоккеистов не­ трудно. Только нужно при­ влечь для этого общест­ венность. Мне думается, что многое зависит от ком­ сомольской инициативы. Опыт показывает, что и в зимние месяцы можно тренироваться не толь­ ко на лыжах, но и по лег­ кой атлетике, гимнастике, тяжелой атлетике, баскет­ болу, волейболу. Все эти виды спорта доступны поч­ ти каждому воину, не тре­ буют сложного оборудова­ ния и сооружений. Рядовой Н. М АМ А Е В . ПОРА ОБОРУДОВАТЬ КАТКИ — Вот откроется каток, тогда уж покатаемся. — говорили наши спортсмены. Прошло много дней, на­ конец-то, в городе открыл­ ся каток. Оборудовать ;яе его по-настоящему никто не позаботился. Ледяное поле непригодно не только для хоккеистов, но и для любителей просто пока­ таться на коньках. Собст­ венно говоря,стадион пред­ ставляет небольшую пло­ щадку, расчищенную от снега. Весь каток покрыт трещинами, какими-то буг­ рами, кататься на нем поч­ ти невозможно. Руководители спортивно­ го клуба Дома офицеров Северного флота, открыв каток, видимо, тотчас за­ были о его существовании. Ледяное поле не приводит­ ся в порядок. Каток совер­ шенно не оборудован. На нем даже не установлены скамейки для отдыха. Младший сержант Т. ЕФ ИМ О В . ☆ В нашем гарнизоне был когда-то неплохой каток. На нем всегда царило оживление. Многие горят желанием и в этом году встать на коньки. Но вся беда в том, что до сих пор в гарнизоне не позаботи­ лись открыть каток. Зима вступила в свои права. Казалось бы, чего проще: расчистить площад­ ку, залить водой — вот и каток готов. Но этого, к сожалению, в гарнизоне не сделали. А пора Гы тов. Ртищеву — ответствен»: - му за физкультурно-массо­ вую работу — проявить не­ которую заботу о спорт­ сменах. Такое положение дальше не может оставаться. В. Щ ЕТИНИН . Ю. САЛАМАТИН . НЕТ ТРАМПЛИНА У нас на Северном фло­ те немало спортсменов- горнолыжников, прыгунов с трамплина. Однако руко­ водители, отвечающие за организацию спортивных мероприятии, этого, види­ мо, не замечают. Они до сих пор не побеспокоились о создании нужных соору­ жений. Правда, в прошлом году сами спортсмены по ини­ циативе офицера Струниц- кого построили эстакаду трамплина. Летом ее нуж­ но было основательно от­ ремонтировать. Но, к со­ жалению, этого не сдела­ ли. Эстакада для трампли­ на разваливается и осе­ дает под тяжестью обиль­ но выпавшего снега. Лейтенант В. Е В С Т И Г Н Е Е В . * Наша команда сейчас усиленно тренируется. Она готовится к соревнованиям. Однако мы не располагаем необходимыми условиями для тренировок. Особенно тяжело прихо­ дится нашим лыжникам \ — прыгунам и двоеборцам. Нет трамплина. В прошлом году его построили, но к новому сезону не подгото­ вили. Когда же, наконец, будет открыт у нас трамп­ лин? Рядовой А. П О Д КО П А ЕВ . перворазрядник. О некоторых недостатках теоретического семинара НУЖНА ЛЫЖНАЯ БАЗА Лыжным спортом хотят заниматься почти все вои­ ны. А сделать это, оказы­ вается, не так просто. Все упирается в вопрос: где достать лыжи? В подразделениях нет ни одной пары лыж. Выход найти нетрудно. Открыть в гарнизоне лыжную базу. Это нужно сделать как можно быстрее. Тогда можно будет удовлетво­ рить запросы спортсменов, да и подготовка к состяза­ ниям станет эффективнее проводиться. Матрос Н. ЧИ Н ГИ Н . Состязания лыжников Традиционные лыжные эстафеты 5X5 км для мужчин и 3X3 км для женщин состоялись в нашем гарничоне. На дистанции разгорелась упорная борьба. Уже после двух этапов выявилось преимущество команды офицера Егунова. Ее участники добились лучших результа­ тов и заслуженно заняли первое место. Победителям вручен кубок. Капитан Г. ШАРИФУЛЛИН. Молодому матросу об атомном оружии и противоатомной защите 4. Я д е р н а я э н е р г и я Из физики известно, что энергия любо­ го тела взаимосвязана с его массой. Чем больше масса тела, тем большая энергия заключена в нем. В атомном ядре сосредо­ точено примерно 99,95 процента всей массы атома и лишь около 0,05 процента массы падает на долю электронов. Ядер- ные силы необычайно вплотнили частицы атомного ядра. Несмотря на то, что ядро имеет очень маленькие размеры по срав­ нению со всем атомом, оно является самой тяжелой частью атома и заключает в себе почти всю его массу. Плотность веще­ ства в ядре ввиду малых его размеров достигает исключительно большой вели­ чины. Поскольку в ядре сосредоточена почти вся масса атома, в нем скрыты и основные запасы атомной энергии. Посмотрим теперь, как можно ее осво­ бодить. *Мы уже говорили, что ядра атомов со­ стоят из протонов и нейтронов. Как могут в атомном ядре находиться друг около друга протоны? Ведь они заряжены одно­ именным электричеством, а одинаково заряженные частицы отталкиваются. Как установили ученые, в атомных яд­ рах между частицами действуют два вида сил: электрические силы отталкивания и ядерные силы притяжения. Электрические силы отталкивания стремятся разбросать протоны, а ядерные силы притяжения притягивают друг к другу и протоны и нейтроны. Ядерные силы притяжения зна­ чительно больше электрических сил от­ талкивания. поэтому протоны и нейтроны образуют прочное ядро атома, имеющее положительный заряд, равный сумме заря­ дов протонов, находящихся в ядре. Осо­ бенностью ядерных сил является то, что они действуют ьа очень малых расстояни­ ях — только в пределах атомного ядра. Представим себе, что ядерные силы в ядре будут нарушены. Как только это произойдет, под действием электрических сил протоны тотчас же начнут разлетаться в разные стороны и будут сталкивать­ ся с нейтронами. Вследствие этого станут разбрасываться и нейтроны. Чрезвычайно плотное вещество атомного ядра поведет себя при этом так, словно это будет силь­ но сжатый газ, выпущенный наружу из закрытого сосуда. Произойдет разрушение атомных ядер и освобождение ядерной энергии. Среди множества веществ, имеющихся в природе, лишь весьма немногие являются топливом. Каменный уголь сравнительно легко разгорается от лучины, а порох сгорает моментально. В природе были най­ дены химические элементы, которые мож­ но назвать атомным топливом, — уран 238 и элемент, который можно назвать атомным взрывчатым веществом, — уран 235. Из урана 238 ученые искусственным путем получили плутоний, а из тория — еще один химический элемент — уран 233, которые также являются атомным взрывчатым веществом, как и уран 235. Из урана 233, урана 235 и плутония мо­ жно получить большое количество ядер­ ной энергии. Из остальных элементов ее удается выделить лишь частично, напри­ мер, в виде энергии радиоактивных излу­ чений. Обычное топливо выделяет энергию при химической реакции горения, а атомное топливо — при ядерной реакции. Большое количество энергии выделяется в том слу­ чае, если эти реакции носят цепной, то есть саморазвивающийся характер. Еще в 1939 году былс установлено, что ядра атомов урана при попадании в них нейтронов делятся на две части. Про­ исходит это следующим образом. Нейтрон, встречая на своем пути ядро атома урана, сначала захватывается им. Ядро, погло­ тившее нейтрон, делается неустойчивым и тотчас же распадается на две части, на­ зываемые иногда осколками. Вероятность захвата нейтрона зависит от скорости его движения. Лучше захватываются медленно движущиеся нейтроны, гораздо хуже — быстро летящие. Быстрые нейтроны при ударе в ядра атомов отскакивают от них. При каждом делении ядра атома урана вылетают 2 или 3 нейтрона, способные производить деление следующих ядер ура­ на, в которые они попадут. Эти нейтроны 1кг НЕФТИ— 11,6 КВТЦ 1кг УРАНА——22900000 КВТЧ Энергии, выделяемой при горении 1 кг неф­ ти, недостаточно, чтобы нагреть от 9 ° до 100°С и испарить 2 ведра воды. 1 кг урана в процессе ядерной реакции спо­ собен дать энергии в миллионы раз больше. Этой энергии хватило бы для поднятия сопки в 100 миллионов тонн на высоту 85 метров. акте деления 9 нейтронов вызовут деле­ ние 9 ядер, при этом образуется уже 27 нейтронов, и т. д. Начавшаяся реакция деления урана будет сама себя поддержи­ вать. Такая реакция деления и называет­ ся цепной ядерной реакцией. Цепная реакция деления протекает ус­ пешно лишь при некоторых определенных условиях. Во-первых, ядерное вещество должно делиться под действием любых нейтронов (как медленных, так и быст­ рых). Этому условию вполне удовлетворя­ ют плутоний, уран 235 и уран 233. Во-вторых, заряд ядерного вещества должен быть достаточно большим. Наименьшее количество деля­ щегося вещества, при котором возможна цепная ядерная ре­ акция. называется критиче­ ской массой. Если масса ядерного веще­ ства будет больше критиче­ ской, то произойдет атомный взрыв. Как мы увидим даль­ ше, эта особенность исполь­ зуется в атомных бомбах. До сих пор речь шла о по­ лучении ядерной энергии пу­ тем деления атомных ядер тяжелых элементов. Существует к другой путь получения ядерной энергии — путь соединения легких атомных ядер в более тяже­ лые; Такая ядерная реакция соединения происходит при очень высокой температуре, поэтому ее называют термо­ ядерной реакцией (от грече­ ского слова «термо» — теп­ лота, жар). Ядерная или, как ее назы­ вают, атомная энергия есть энергия, выделяющаяся в Центральный Комитет Коммунистиче­ ской партии требует серьезного улучше­ ния идеологической работы, тесной связи ее с практической деятельностью, с опре­ деленными практическими задачами дан­ ного момента. Необходимо, чтобы наши кадры, овладевая марксистско-ленинской теорией, умели руководствоваться ею при разрешении вопросов практической деятельности. В ыкой же мере отвечает положенным требованиям, в частности, главному из них — тесной связи теории с практикой — семинар, проведенный в подразделении по вопросу: «Теория и программа Ком­ мунистической партии по национальному вопросу»? Семинарское занятие готовилось забла­ говременно. Была разработана тематика с указанием литературы, проведена кон­ сультация. Работая над первоисточника­ ми, многие офицеры законспектировали ленинские произведения: «О праве нации на самоопределение», «0 национальной программе РСДРП» и др. Все это поло­ жительно сказалось нл ходе семинара. Офшрер Косовец содержательно высту­ пил по национальному вопросу. Он под­ черкнул, что В. И. Ленин, применяя и рлзвивая учение марксизма в новых ис­ торических условиях, творчески развил идеи Маркса и Энгельса ио национально­ му вопросу, отстоял их чистоту и целост­ ность в борьбе против ревизионистов и создал цельное и стройное учение по на­ циональному вопросу. Офигрр нокалал борьбу партии за осуществление про­ граммного лозунга о самоопределении на­ ции, вплоть до отделения, на различных этапах революционного движения в Европе и России. В своем выступлении офицер Косовец. показал правильное понимание глубокого смысла марксистско-ленинского определе­ ния нации. Удачно выступили на семинарском за­ нятии тт. Олейник и Безверхов. Но. к сожалению, положительное в проведении занятия не восполняет выяв­ ленных на семинаре недостатков. Кстати сказать, они являются наиболее общими, типичными и для других семинаров. На этом следует остановиться подробно. Во-первых, многие вопросы плана се­ минара были изложены поверхностно. Од­ ной из причин 9 Tviro является перегрузка семинара слишком об'емными темами. В плане их было пять: 1. Разработка В. И. Лениным марк­ систской теории и программы Коммуни­ стической партии по национальному во­ просу. 2. Национальный вопрос — составная часть общего вопроса революционной борь­ бы рабочего класса за диктатуру проле­ тариата. 3. Защита и дальнейшее развитие П. В. Сталиным марксистско-ленинской теории по национальному вопросу. 4. Осуществление ленинской програм­ мы по национальному вопросу в СССР. р, 5. Историческое значение теории и программы Коммунистической партии по национальному вопросу. Развернуть живой обмен мнениями по данному плану в течение двух с половиной часов, конечно, невозможно. Поэтому офи­ церы. присутствовавшие на семинаре, не могли остановиться и детально рассмот­ реть целый ряд очень важных сторон этой темы. Многие товарищи в своих выступле­ ниях ограничились изложением ранее из­ вестных исторических фактов. Но край­ не мало говорили о практике националь­ ного строительства в Советском государст­ ве. странлх народной демократии. Своей цели семинар в этом отношении не дос­ тиг. Он носил преимущественно истори­ ческий характер, не был увязан с совре­ менностью. Совершенно был упущен вопрос укре­ пления интернациональных связей в международном революционном движе­ нии. Очень робко говорилось о новом типе взаимоотношении между странами лагеря социализма. На занятии получилось так: теория са­ ма по себе, жизнь и практика сами по себе. Такой разрыв ничем не оправдан. Оторванность от жизни ведет к тому, что дропагандпетокая работа неминуемо при­ нимает отвлеченный, сухой, начетниче­ ский характер. Правда, офицер Семенов сделал попыт­ ку проанализировать некоторые факты национально-освободительного движения во Французском Марокко. Но и это вы­ ступление все же было неуверенным, с оговорками о боязни впасть в ошибку. Характерен в этом отношении такой факт. К семинару неплохо готовился ка­ питан Нодгорелов. Он прочитал рекомен­ дованную литературу, законспектировал ее. На семинаре офицер выступил первым. И все же его выступление не удовлетво­ рило слушателей. Почему? Да потому, что выступавший оказался в плену своих за­ писей, плохо понял главное во всем про­ читанном. Слабым и теоретически ошибочным было выступление тов. Абдиева. Изла­ гая историю национального движения в республиках Средней Азии, он смешивал понятия различных исторических форма­ ций. Например, капитализм и феодализм подразумевал как одно и то же, а поэ­ тому делал неправильные выводы. Чем можно об’яснить наличие таких не­ достатков? Прежде всего тем, что руководитель се­ минара недооценил всей серьезности про­ водимого мероприятия. Ведь его 1 бязан- ность позаботиться о творческом духе при обсуждении поставленных теоретических проблем, всемерно поощрять инициативу офицеров в их творческом обсуждении, добиваться от слушателей свободного из­ ложения материала. Однако, как в этом деле, так и в составлении плана семина­ ра усилия руководителя явно недоста­ точны. Отрицательно отразилось на качестве семинара и то, что при его подготовке не были рекомендованы решения и поста­ новления партии по изучаемому вопросу, в частности, решения июльского Плену­ ма ЦК КПСС. Исторические решения Пле­ нума должны быть глубоко изучены наши­ ми офицерами. Военные кадры необходимо воспитывать на идеях марксизма-лениниз­ ма, нашедших свое воплощение в решени­ ях с’ездов, конференций и Пленумов ЦК нашей партии. На семинаре совершенно отсутствова­ ла постановка вопроса о воспитательном значении темы, о необходимости связы­ вать обсуждаемые вопросы с задачами по усилению идеологической работы в ча­ сти. с воспитанием воинов в духе живот­ ворного советского патриотизма и проле­ тарского интернационализма. Недостатки семинара, о которых гово­ рилось выше, не единичны. От одного по­ желания исправить их положение здесь не изменится. Необходимо приложить больше усилий со стороны политического отдела, пропагандиста и партийных ор­ ганизаций, чтобы семинарские занятия ггали средством действенной помощи офи­ церам. самостоятельно изучающим марк­ систско-ленинскую теорию и историю Коммунистической партии Сг.в?тского Сою­ за. Офицер В. ТАЛАЛАЙ. В помощь слушателям политзанятий могут непрерывно поддерживать процесс результате ядерных реакций, то есть в деления атомных ядер. Допустим, что один из нейтронов разде­ лил ядро урана на два осколка. При этом будут выброшены 3 нейтрона. В следу­ ющий момент (назовем его вторым актом д ления) освободившиеся 3 нейтрона рас­ щепят 3 новых ядра. Так как каждое яд­ ро при делении дает 3 нейтрона, то будет получено вновь 9 нейтронов. В третьем результате процессов, происходящих в атомных ядрах. Эта энергия образуется в виде энергии движения ядерных частиц и энергии излучений. Инженер-подполковник А. СЕДОВ, кандидат технических наук. Инженео А. БУЯНОВ. Для оказания практической помощи матросам и старшинам в подготовке к по­ литическим занятиям библиотека матрос­ ского клуба оформила большой стенд, оза­ главленный «В помощь слушателям поли­ тических занятий». Стенд имеет три раздела. В первом из них помещены произведения классиков марксизма-ленинизма. Во втором разделе дана литература для старшин и сержан­ тов по теме: «Воспитательная работа с подчиненными — одна из важнейших обязанностей сержанта и старшины». По этой теме выставлена литература: Н. Бры- чев «Военная присяга», В. Портнов «Индивидуальный подход в воспитании воинов» и др. В последнем разделе стенда, посвящен­ ном первой теме политзанятий с матроса­ ми. — «Героическая борьба русского на­ рода за свободу и независимость своей Родины» — помещены произведения: В. II. Ленина — «О национальной гордо­ сти великороссов», И. В. Сталина — «0 Великой Отечественной войне Советско­ го Союза», сборник «Наша великая Ро­ дина». Наряду с политической литературой на стенде также представлены и художест­ венные произведения. Кроме этого стенд снабжен папкой, в которой имеется список рекомендованной литературы по первой те­ ме, даны вопросы к беседе, указан расчет часов. Красочно оформленный стенд привлека­ ет внимание матросов и старшин, способ­ ствуя более глубокому знакомству их с рекомендованным материалом по первым темам политзанятий. Н. ФЕДОТОВА, библиотенарь. З а б о т а о воспитании моряков В нашей части используются раз- включающий в себя важнейшие решения личные формы агитационно-массовои работы. Большое место уделяется нагляд­ ной агитации. Так, например, силами комсомольцев Панчикова, Галицкого и Ры­ кова оформлен красочный стенд «Учись побеждать и ненавидеть врага». Стенд имеет два отдела: в первом из них поме­ щены рисунки, фотографии, статьи и цифровой материал, рассказывающий о злодеяниях интервентов, которые они чи­ нили на нашей земле в первые дни су­ ществования молодого Советского госу­ дарства. Второй раздел содержит материа­ лы. посвященные героизму и отваге со­ ветских воинов в дни Великой Отечествен­ ной войны. В подразделении силами личного соста­ ва также оформлен красочный стенд, оза­ главленный «Партия — наш рулевой», ------О- и постановления партии и правительства в послевоенные годы. Эти и другие наглядные пособия спо­ собствуют более глубокому изучению лич­ ным составом материалов политических занятий. Большую помощь личному составу в це­ лях расширения военных знаний оказы­ вают технические конференции. Так. не­ давно в подразделениях, где служат стар­ шина 2 статьи Русанов и старший матрос Кузьмаз, подготовили и провели техни­ ческую конференцию. На ней выступили командир подразделения, старший матрос Шапкин, матрос Дементьев. После высту­ плений личному составу был показан диафильм «Атомная .энергия». Лейтенант И. КАЛЬМАН. К О Р О Т К О О ЗА П Р И М Е Р Н У Ю С Л У Ж Б У на флоте и высокие показатели в боевой и политической подготовке Почетные грамоты командования части получи­ ли младшие сержанты Слепенко, Бут- кус и другие воины. Увольняясь в запас, они заверили своих товарищей, что и впредь будут добросовестно относиться к любой ра­ боте. Старший матрос Ю . Антосенков. О С О Б Е С ЕД О В А Н И Е с воинами л нашем подразделении было проведено на тему: «Достойно вести себя на бере­ гу». Выступивший главный старшина Маркин привел яркие примеры ^ том, как нужно вести себя во время уволь­ нения. Такие мероприятия проводятся в нашем подразделении не впервые и оказывают большую помощь команди­ ру в укреплении дисциплины среди личного состава. Старший матрос И. Титов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz