На страже Заполярья. 1955 год. Декабрь.
2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 17 декабря 1955 г., № 296 (5448). Строго соблюдать дисциплину на вахте Старшина группы, в которой был Се- ребрянский, придавал большое значение тренировкам в приеме на слух и передаче на ключе. Возможности учиться этому были большие. В части отличный радио класс, оборудованный аппаратурой. И ког да пришла пора, командир допустил под чиненных к практической работе. На занятиях старшина часто напоминал матросам: не забывайте, что в нашем деле мелочей нет. И знания, кодовых сочетаний обязательно, и выполнение правил радио обмена—не второстепенная деталь. В обу чении радистов широко применялась сис тема «дубль» — два корреспондента ра ботали между собой в учебном радиона- правленип. Пока все шло гладко. Сереб рянскому казалось, что в специальности радиста ничего трудного нет. Но как-то в тренировочную сеть включили помехи. Это намного снизило качество приема. Иногда матрос даже совсем не мог принимать сигналы. Пришлось больше заниматься са мостоятельно. Указания командира, по мощь товарищей, их пример также сыгра ли свою роль. Наступил день экзаменов на классную квалификацию. Поверяющий задает вопрос — расскажите тактико-технические дан ные и устройство приемника. Матрос уве ренно читает схему, подробно рассказыва ет устройство и назначение многочислен ных деталей и узлов. Четко ответил воин и на другой вопрос о цепях питания и электрических данных. Серебрянский уложился в нормативы по приему и пере даче. Офицер поздравил воина и пожелал ему дальнейших успехов. Не думал матрос, что через некоторое время произойдет событие, которое поко- лебает веру в себя, надежды на будущее. А это случилось через день. — Сегодня заступаете на вахту. Буде те обеспечивать полеты, — сообщил ут рой матросу старшина группы. ... Напряженно вслушиваясь. Серебрян ский поворачивал ручку «настройки», но самолетов не было. Воин ослабил внима ние, отвлекся посторонним делом. А в это время с борта самолета многократно и настойчиво запрашивали погоду для со блюдения режима посадки. Услышав толь ко конец радиодепеши. Серебрянский растерялся и не знал, что делать. «Вклю чить передатчик... или ждать повторений текста», — мелькало в голове. Волнение мешало правильно мыслить. А драгоцен ное время шло. Передатчик, как на зло, не включался... С борта самолета передали — оставь те работу на ключе, вы не справ ляетесь. Но из чувства ложного стыда Се- ребиянокий даже не доложил об этом стар шине вахты. Связь была нарушена. Эки паж с большими трудностями произвел посадку, не имея метеосводки с земли. Случай с матросом Серебрянским раз бирался на комсомольском собрании. Кри тика была суровой и деловой. Все высту павшие резко осудили поступок Серебрян ского. В заключение командир сказал: — Серебрянский нарушил дисциплину на вахте. И если он не сделает выводов и не исправит свою ошибку, мы не сможем допускать его на пост. Матрос понял: нужно во что бы то ни стало оправдать доверие командира, това рищей и комсомольской организации. Ре шимость добиться этого прибавила силы. Матрос много и упорно работал над собой. ... Настал день учений. Радисты тща тельно проверяли свое заведывание. За дание выполняло сразу несколько экипа жей. С командного пункта поступила ввод ная. Воины четко продублировали се. Ма трос Серебрянский уверенно принимал текст. В телефонах слышны резкие потре скивания. Метеорологические данные не благоприятствуют работе. Грозовые разря ды и другие атмосферные помехи сни жают слышимость до одного балла. Но матрос умело отстраивается от них и не прекращает приема. Стрелки приборов показывают бесперебойную работу радио станции. Сквозь сильный шум прорывает ся знакомый, но слабый тон передатчи ка. — Потерял ориентировку, атакован ис требителями, дайте точный пеленг, — принимает Серебрянский и передает ра диограмму руководителю полетов. С земли следует команда: — Идите в зону... Мешают направленные активные радио помехи. С большим ^рудом удается полу чить подтверждение. Но Серебрянский точно выполняет инструкцию. Вскоре са молет выведен в «безопасное» место. Радисты продолжают работать сноро висто и оперативно. Сказывается упорная тренировка, хорошее знание специальнос ти. Задание выполнено успешно. Командир об'явил всем воинам благодарность за пра вильные и быстрые действия. Обращаясь к Серебрянскому, он заметил: — Вот что значит дисциплина на вахте, товарищ Серебрянский. Теперь Анатолий Серебрянский—отлич ник боевой и политической подготовки. Командование высоко оценило добросовест ную службу воина. Он назначен команди ром отделения. Идут занятия по специальности. Их проводит младший сержант Серебрянский. Он говорит то, что когда-то говорили ему: — Не забывайте, что в нашем деле ме лочей нет. Дисциплина на вахте — осно ва успехов в бою. Молодым матросам есть чему поучить ся у опытного специалиста. ...Подготовка к полетам. Проводятся рег ламентные работы. Слышатся четкие команды. Ни шума, ни суеты. Радисты ра ботают усердно. Чувствуется хорошая ор ганизация. Вахтенный радист специалист первого класса Серебрянский бдительно следит за эфиром. Он готов в любую ми нуту передать команду на борт, принять сигнал. Один из лучших воинов подразде ления, он не допускает никаких отклоне ний от требований инструкций. Он на от ветственном посту и должен оправдать это доверие. Рядовой Л. ЛИВШИЦ, специалист второго класса. Отделение классных специалистов На корабле проходят учения. Слаженно и точно, согласно инструкции действуют на своем боевом посту сигнальщики, командиром отделения которых является старшина 2 статьи Гурин. Они укладыва ют определенные сигналы в ячейки, ос матривают прожектор, средства связи и наблюдения. Командир отделения дает ука зания своим подчиненным старшему ма тросу Кондрекову и старшему матросу Гладких. Моряки внимательно слушают его приказания и быстро выполняют. Много труда приложил старшина 2 ста тьи Гурин, чтобы егэ отделение стало от личным. Гурин — требовательный коман дир. Он постоянно заботится об укрепле нии дисциплины, организованности и по рядка. Все его подчиненные знают инст рукции, уставы и точно их соблюдают. Хорошо несут матросы ходовую вахту. Однажды корабль попал в шторм. Была плохая видимость, сильная качка. Это значительно затрудняло наблюдение. Но старшие матросы Кондреков и Гладких успешно выполнили поставленную перед ними задачу. На днях они успешно сдали экзамены на классность. Теперь все под чиненные старшины 2 статьи Турина стали классными специалистами. Старшина 2 статьи Ю. ЛЕТОВ. Оружие любит ласку, уход, чистку и смазку. Следуя этому правилу, с лю бовью относятся к своему оружию рядовые М. Рамазанов и А. Зарубин. НА С Н И М К Е : рядовые М. Рамазанов и А. Зарубин после караула чистят ору жие. Контролирует их работу сержант А. Акулин. Фото Е. Ушмарова. Каждому гарнизону и части свои спортивные сооружения БОЛЬШЕ КОМСОМОЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ Наступила зима. Спор тивный сезон в разгаре. Но, к сожалению, в нашем гар низоне еще не созданы ус ловия для проведения раз личных соревнований. Нет у нас почти никаких спор тивных сооружений: катка, трамплина, лыжной базы. В гарнизоне имеется много любителей лыжного спорта. Однако не так-то просто заняться им. В под разделении не имеется лыж. Воины свободное вре мя проводят скучно. Есть на флоте единст венный плавательный бас сейн. Составлен график пользования им. Но работ ники, отвечающие за физ- подготовку личного состава кораблей и подразделений, нередко нарушают его, плохо используют возмож ности для тренировки плов цов. Несколько слов о конь кобежном срорте. Катка у нас нет. Поэтому о беге на коньках, об игре в хок кей не может быть и речи. А ведь расчистить площад ку и подготовить ее для скороходов и хоккеистов не трудно. Только нужно при влечь для этого общест венность. Мне думается, что многое зависит от ком сомольской инициативы. Опыт показывает, что и в зимние месяцы можно тренироваться не толь ко на лыжах, но и по лег кой атлетике, гимнастике, тяжелой атлетике, баскет болу, волейболу. Все эти виды спорта доступны поч ти каждому воину, не тре буют сложного оборудова ния и сооружений. Рядовой Н. М АМ А Е В . ПОРА ОБОРУДОВАТЬ КАТКИ — Вот откроется каток, тогда уж покатаемся. — говорили наши спортсмены. Прошло много дней, на конец-то, в городе открыл ся каток. Оборудовать ;яе его по-настоящему никто не позаботился. Ледяное поле непригодно не только для хоккеистов, но и для любителей просто пока таться на коньках. Собст венно говоря,стадион пред ставляет небольшую пло щадку, расчищенную от снега. Весь каток покрыт трещинами, какими-то буг рами, кататься на нем поч ти невозможно. Руководители спортивно го клуба Дома офицеров Северного флота, открыв каток, видимо, тотчас за были о его существовании. Ледяное поле не приводит ся в порядок. Каток совер шенно не оборудован. На нем даже не установлены скамейки для отдыха. Младший сержант Т. ЕФ ИМ О В . ☆ В нашем гарнизоне был когда-то неплохой каток. На нем всегда царило оживление. Многие горят желанием и в этом году встать на коньки. Но вся беда в том, что до сих пор в гарнизоне не позаботи лись открыть каток. Зима вступила в свои права. Казалось бы, чего проще: расчистить площад ку, залить водой — вот и каток готов. Но этого, к сожалению, в гарнизоне не сделали. А пора Гы тов. Ртищеву — ответствен»: - му за физкультурно-массо вую работу — проявить не которую заботу о спорт сменах. Такое положение дальше не может оставаться. В. Щ ЕТИНИН . Ю. САЛАМАТИН . НЕТ ТРАМПЛИНА У нас на Северном фло те немало спортсменов- горнолыжников, прыгунов с трамплина. Однако руко водители, отвечающие за организацию спортивных мероприятии, этого, види мо, не замечают. Они до сих пор не побеспокоились о создании нужных соору жений. Правда, в прошлом году сами спортсмены по ини циативе офицера Струниц- кого построили эстакаду трамплина. Летом ее нуж но было основательно от ремонтировать. Но, к со жалению, этого не сдела ли. Эстакада для трампли на разваливается и осе дает под тяжестью обиль но выпавшего снега. Лейтенант В. Е В С Т И Г Н Е Е В . * Наша команда сейчас усиленно тренируется. Она готовится к соревнованиям. Однако мы не располагаем необходимыми условиями для тренировок. Особенно тяжело прихо дится нашим лыжникам \ — прыгунам и двоеборцам. Нет трамплина. В прошлом году его построили, но к новому сезону не подгото вили. Когда же, наконец, будет открыт у нас трамп лин? Рядовой А. П О Д КО П А ЕВ . перворазрядник. О некоторых недостатках теоретического семинара НУЖНА ЛЫЖНАЯ БАЗА Лыжным спортом хотят заниматься почти все вои ны. А сделать это, оказы вается, не так просто. Все упирается в вопрос: где достать лыжи? В подразделениях нет ни одной пары лыж. Выход найти нетрудно. Открыть в гарнизоне лыжную базу. Это нужно сделать как можно быстрее. Тогда можно будет удовлетво рить запросы спортсменов, да и подготовка к состяза ниям станет эффективнее проводиться. Матрос Н. ЧИ Н ГИ Н . Состязания лыжников Традиционные лыжные эстафеты 5X5 км для мужчин и 3X3 км для женщин состоялись в нашем гарничоне. На дистанции разгорелась упорная борьба. Уже после двух этапов выявилось преимущество команды офицера Егунова. Ее участники добились лучших результа тов и заслуженно заняли первое место. Победителям вручен кубок. Капитан Г. ШАРИФУЛЛИН. Молодому матросу об атомном оружии и противоатомной защите 4. Я д е р н а я э н е р г и я Из физики известно, что энергия любо го тела взаимосвязана с его массой. Чем больше масса тела, тем большая энергия заключена в нем. В атомном ядре сосредо точено примерно 99,95 процента всей массы атома и лишь около 0,05 процента массы падает на долю электронов. Ядер- ные силы необычайно вплотнили частицы атомного ядра. Несмотря на то, что ядро имеет очень маленькие размеры по срав нению со всем атомом, оно является самой тяжелой частью атома и заключает в себе почти всю его массу. Плотность веще ства в ядре ввиду малых его размеров достигает исключительно большой вели чины. Поскольку в ядре сосредоточена почти вся масса атома, в нем скрыты и основные запасы атомной энергии. Посмотрим теперь, как можно ее осво бодить. *Мы уже говорили, что ядра атомов со стоят из протонов и нейтронов. Как могут в атомном ядре находиться друг около друга протоны? Ведь они заряжены одно именным электричеством, а одинаково заряженные частицы отталкиваются. Как установили ученые, в атомных яд рах между частицами действуют два вида сил: электрические силы отталкивания и ядерные силы притяжения. Электрические силы отталкивания стремятся разбросать протоны, а ядерные силы притяжения притягивают друг к другу и протоны и нейтроны. Ядерные силы притяжения зна чительно больше электрических сил от талкивания. поэтому протоны и нейтроны образуют прочное ядро атома, имеющее положительный заряд, равный сумме заря дов протонов, находящихся в ядре. Осо бенностью ядерных сил является то, что они действуют ьа очень малых расстояни ях — только в пределах атомного ядра. Представим себе, что ядерные силы в ядре будут нарушены. Как только это произойдет, под действием электрических сил протоны тотчас же начнут разлетаться в разные стороны и будут сталкивать ся с нейтронами. Вследствие этого станут разбрасываться и нейтроны. Чрезвычайно плотное вещество атомного ядра поведет себя при этом так, словно это будет силь но сжатый газ, выпущенный наружу из закрытого сосуда. Произойдет разрушение атомных ядер и освобождение ядерной энергии. Среди множества веществ, имеющихся в природе, лишь весьма немногие являются топливом. Каменный уголь сравнительно легко разгорается от лучины, а порох сгорает моментально. В природе были най дены химические элементы, которые мож но назвать атомным топливом, — уран 238 и элемент, который можно назвать атомным взрывчатым веществом, — уран 235. Из урана 238 ученые искусственным путем получили плутоний, а из тория — еще один химический элемент — уран 233, которые также являются атомным взрывчатым веществом, как и уран 235. Из урана 233, урана 235 и плутония мо жно получить большое количество ядер ной энергии. Из остальных элементов ее удается выделить лишь частично, напри мер, в виде энергии радиоактивных излу чений. Обычное топливо выделяет энергию при химической реакции горения, а атомное топливо — при ядерной реакции. Большое количество энергии выделяется в том слу чае, если эти реакции носят цепной, то есть саморазвивающийся характер. Еще в 1939 году былс установлено, что ядра атомов урана при попадании в них нейтронов делятся на две части. Про исходит это следующим образом. Нейтрон, встречая на своем пути ядро атома урана, сначала захватывается им. Ядро, погло тившее нейтрон, делается неустойчивым и тотчас же распадается на две части, на зываемые иногда осколками. Вероятность захвата нейтрона зависит от скорости его движения. Лучше захватываются медленно движущиеся нейтроны, гораздо хуже — быстро летящие. Быстрые нейтроны при ударе в ядра атомов отскакивают от них. При каждом делении ядра атома урана вылетают 2 или 3 нейтрона, способные производить деление следующих ядер ура на, в которые они попадут. Эти нейтроны 1кг НЕФТИ— 11,6 КВТЦ 1кг УРАНА——22900000 КВТЧ Энергии, выделяемой при горении 1 кг неф ти, недостаточно, чтобы нагреть от 9 ° до 100°С и испарить 2 ведра воды. 1 кг урана в процессе ядерной реакции спо собен дать энергии в миллионы раз больше. Этой энергии хватило бы для поднятия сопки в 100 миллионов тонн на высоту 85 метров. акте деления 9 нейтронов вызовут деле ние 9 ядер, при этом образуется уже 27 нейтронов, и т. д. Начавшаяся реакция деления урана будет сама себя поддержи вать. Такая реакция деления и называет ся цепной ядерной реакцией. Цепная реакция деления протекает ус пешно лишь при некоторых определенных условиях. Во-первых, ядерное вещество должно делиться под действием любых нейтронов (как медленных, так и быст рых). Этому условию вполне удовлетворя ют плутоний, уран 235 и уран 233. Во-вторых, заряд ядерного вещества должен быть достаточно большим. Наименьшее количество деля щегося вещества, при котором возможна цепная ядерная ре акция. называется критиче ской массой. Если масса ядерного веще ства будет больше критиче ской, то произойдет атомный взрыв. Как мы увидим даль ше, эта особенность исполь зуется в атомных бомбах. До сих пор речь шла о по лучении ядерной энергии пу тем деления атомных ядер тяжелых элементов. Существует к другой путь получения ядерной энергии — путь соединения легких атомных ядер в более тяже лые; Такая ядерная реакция соединения происходит при очень высокой температуре, поэтому ее называют термо ядерной реакцией (от грече ского слова «термо» — теп лота, жар). Ядерная или, как ее назы вают, атомная энергия есть энергия, выделяющаяся в Центральный Комитет Коммунистиче ской партии требует серьезного улучше ния идеологической работы, тесной связи ее с практической деятельностью, с опре деленными практическими задачами дан ного момента. Необходимо, чтобы наши кадры, овладевая марксистско-ленинской теорией, умели руководствоваться ею при разрешении вопросов практической деятельности. В ыкой же мере отвечает положенным требованиям, в частности, главному из них — тесной связи теории с практикой — семинар, проведенный в подразделении по вопросу: «Теория и программа Ком мунистической партии по национальному вопросу»? Семинарское занятие готовилось забла говременно. Была разработана тематика с указанием литературы, проведена кон сультация. Работая над первоисточника ми, многие офицеры законспектировали ленинские произведения: «О праве нации на самоопределение», «0 национальной программе РСДРП» и др. Все это поло жительно сказалось нл ходе семинара. Офшрер Косовец содержательно высту пил по национальному вопросу. Он под черкнул, что В. И. Ленин, применяя и рлзвивая учение марксизма в новых ис торических условиях, творчески развил идеи Маркса и Энгельса ио национально му вопросу, отстоял их чистоту и целост ность в борьбе против ревизионистов и создал цельное и стройное учение по на циональному вопросу. Офигрр нокалал борьбу партии за осуществление про граммного лозунга о самоопределении на ции, вплоть до отделения, на различных этапах революционного движения в Европе и России. В своем выступлении офицер Косовец. показал правильное понимание глубокого смысла марксистско-ленинского определе ния нации. Удачно выступили на семинарском за нятии тт. Олейник и Безверхов. Но. к сожалению, положительное в проведении занятия не восполняет выяв ленных на семинаре недостатков. Кстати сказать, они являются наиболее общими, типичными и для других семинаров. На этом следует остановиться подробно. Во-первых, многие вопросы плана се минара были изложены поверхностно. Од ной из причин 9 Tviro является перегрузка семинара слишком об'емными темами. В плане их было пять: 1. Разработка В. И. Лениным марк систской теории и программы Коммуни стической партии по национальному во просу. 2. Национальный вопрос — составная часть общего вопроса революционной борь бы рабочего класса за диктатуру проле тариата. 3. Защита и дальнейшее развитие П. В. Сталиным марксистско-ленинской теории по национальному вопросу. 4. Осуществление ленинской програм мы по национальному вопросу в СССР. р, 5. Историческое значение теории и программы Коммунистической партии по национальному вопросу. Развернуть живой обмен мнениями по данному плану в течение двух с половиной часов, конечно, невозможно. Поэтому офи церы. присутствовавшие на семинаре, не могли остановиться и детально рассмот реть целый ряд очень важных сторон этой темы. Многие товарищи в своих выступле ниях ограничились изложением ранее из вестных исторических фактов. Но край не мало говорили о практике националь ного строительства в Советском государст ве. странлх народной демократии. Своей цели семинар в этом отношении не дос тиг. Он носил преимущественно истори ческий характер, не был увязан с совре менностью. Совершенно был упущен вопрос укре пления интернациональных связей в международном революционном движе нии. Очень робко говорилось о новом типе взаимоотношении между странами лагеря социализма. На занятии получилось так: теория са ма по себе, жизнь и практика сами по себе. Такой разрыв ничем не оправдан. Оторванность от жизни ведет к тому, что дропагандпетокая работа неминуемо при нимает отвлеченный, сухой, начетниче ский характер. Правда, офицер Семенов сделал попыт ку проанализировать некоторые факты национально-освободительного движения во Французском Марокко. Но и это вы ступление все же было неуверенным, с оговорками о боязни впасть в ошибку. Характерен в этом отношении такой факт. К семинару неплохо готовился ка питан Нодгорелов. Он прочитал рекомен дованную литературу, законспектировал ее. На семинаре офицер выступил первым. И все же его выступление не удовлетво рило слушателей. Почему? Да потому, что выступавший оказался в плену своих за писей, плохо понял главное во всем про читанном. Слабым и теоретически ошибочным было выступление тов. Абдиева. Изла гая историю национального движения в республиках Средней Азии, он смешивал понятия различных исторических форма ций. Например, капитализм и феодализм подразумевал как одно и то же, а поэ тому делал неправильные выводы. Чем можно об’яснить наличие таких не достатков? Прежде всего тем, что руководитель се минара недооценил всей серьезности про водимого мероприятия. Ведь его 1 бязан- ность позаботиться о творческом духе при обсуждении поставленных теоретических проблем, всемерно поощрять инициативу офицеров в их творческом обсуждении, добиваться от слушателей свободного из ложения материала. Однако, как в этом деле, так и в составлении плана семина ра усилия руководителя явно недоста точны. Отрицательно отразилось на качестве семинара и то, что при его подготовке не были рекомендованы решения и поста новления партии по изучаемому вопросу, в частности, решения июльского Плену ма ЦК КПСС. Исторические решения Пле нума должны быть глубоко изучены наши ми офицерами. Военные кадры необходимо воспитывать на идеях марксизма-лениниз ма, нашедших свое воплощение в решени ях с’ездов, конференций и Пленумов ЦК нашей партии. На семинаре совершенно отсутствова ла постановка вопроса о воспитательном значении темы, о необходимости связы вать обсуждаемые вопросы с задачами по усилению идеологической работы в ча сти. с воспитанием воинов в духе живот ворного советского патриотизма и проле тарского интернационализма. Недостатки семинара, о которых гово рилось выше, не единичны. От одного по желания исправить их положение здесь не изменится. Необходимо приложить больше усилий со стороны политического отдела, пропагандиста и партийных ор ганизаций, чтобы семинарские занятия ггали средством действенной помощи офи церам. самостоятельно изучающим марк систско-ленинскую теорию и историю Коммунистической партии Сг.в?тского Сою за. Офицер В. ТАЛАЛАЙ. В помощь слушателям политзанятий могут непрерывно поддерживать процесс результате ядерных реакций, то есть в деления атомных ядер. Допустим, что один из нейтронов разде лил ядро урана на два осколка. При этом будут выброшены 3 нейтрона. В следу ющий момент (назовем его вторым актом д ления) освободившиеся 3 нейтрона рас щепят 3 новых ядра. Так как каждое яд ро при делении дает 3 нейтрона, то будет получено вновь 9 нейтронов. В третьем результате процессов, происходящих в атомных ядрах. Эта энергия образуется в виде энергии движения ядерных частиц и энергии излучений. Инженер-подполковник А. СЕДОВ, кандидат технических наук. Инженео А. БУЯНОВ. Для оказания практической помощи матросам и старшинам в подготовке к по литическим занятиям библиотека матрос ского клуба оформила большой стенд, оза главленный «В помощь слушателям поли тических занятий». Стенд имеет три раздела. В первом из них помещены произведения классиков марксизма-ленинизма. Во втором разделе дана литература для старшин и сержан тов по теме: «Воспитательная работа с подчиненными — одна из важнейших обязанностей сержанта и старшины». По этой теме выставлена литература: Н. Бры- чев «Военная присяга», В. Портнов «Индивидуальный подход в воспитании воинов» и др. В последнем разделе стенда, посвящен ном первой теме политзанятий с матроса ми. — «Героическая борьба русского на рода за свободу и независимость своей Родины» — помещены произведения: В. II. Ленина — «О национальной гордо сти великороссов», И. В. Сталина — «0 Великой Отечественной войне Советско го Союза», сборник «Наша великая Ро дина». Наряду с политической литературой на стенде также представлены и художест венные произведения. Кроме этого стенд снабжен папкой, в которой имеется список рекомендованной литературы по первой те ме, даны вопросы к беседе, указан расчет часов. Красочно оформленный стенд привлека ет внимание матросов и старшин, способ ствуя более глубокому знакомству их с рекомендованным материалом по первым темам политзанятий. Н. ФЕДОТОВА, библиотенарь. З а б о т а о воспитании моряков В нашей части используются раз- включающий в себя важнейшие решения личные формы агитационно-массовои работы. Большое место уделяется нагляд ной агитации. Так, например, силами комсомольцев Панчикова, Галицкого и Ры кова оформлен красочный стенд «Учись побеждать и ненавидеть врага». Стенд имеет два отдела: в первом из них поме щены рисунки, фотографии, статьи и цифровой материал, рассказывающий о злодеяниях интервентов, которые они чи нили на нашей земле в первые дни су ществования молодого Советского госу дарства. Второй раздел содержит материа лы. посвященные героизму и отваге со ветских воинов в дни Великой Отечествен ной войны. В подразделении силами личного соста ва также оформлен красочный стенд, оза главленный «Партия — наш рулевой», ------О- и постановления партии и правительства в послевоенные годы. Эти и другие наглядные пособия спо собствуют более глубокому изучению лич ным составом материалов политических занятий. Большую помощь личному составу в це лях расширения военных знаний оказы вают технические конференции. Так. не давно в подразделениях, где служат стар шина 2 статьи Русанов и старший матрос Кузьмаз, подготовили и провели техни ческую конференцию. На ней выступили командир подразделения, старший матрос Шапкин, матрос Дементьев. После высту плений личному составу был показан диафильм «Атомная .энергия». Лейтенант И. КАЛЬМАН. К О Р О Т К О О ЗА П Р И М Е Р Н У Ю С Л У Ж Б У на флоте и высокие показатели в боевой и политической подготовке Почетные грамоты командования части получи ли младшие сержанты Слепенко, Бут- кус и другие воины. Увольняясь в запас, они заверили своих товарищей, что и впредь будут добросовестно относиться к любой ра боте. Старший матрос Ю . Антосенков. О С О Б Е С ЕД О В А Н И Е с воинами л нашем подразделении было проведено на тему: «Достойно вести себя на бере гу». Выступивший главный старшина Маркин привел яркие примеры ^ том, как нужно вести себя во время уволь нения. Такие мероприятия проводятся в нашем подразделении не впервые и оказывают большую помощь команди ру в укреплении дисциплины среди личного состава. Старший матрос И. Титов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz