На страже Заполярья. 1955 год. Декабрь.
I £. На с т р а ж е З а п о л я р ь я 16 декабря 1955 г., № 295 (5447), Н а в с т р е ч у X X з д у К П С С ПОДВОДНИКИ В ТР * ☆ ☆ Задача выполнена успешно Экипаж подводной лодки с воодушев- [ Позади осталось много миль, когда нии, матрос Пашкой лением встретил приказ командира части: ночью мичман Выродов сквозь пелену скромно возразил: приготовиться к длительному плаванию. | снежного заряда заметил справа по курсу j — Разве это гс- Но одного воодушевления было недостаточ- \ блеск огонька и доложил об этом. Радио- j роизм. Мы просто но. Сейчас, в период суровой заполярной ; метрист тут же определил дистанцию до ; выполняли, как по- ---- -------- я ---------- . ц€ЛИ Командир изменил курс и об’явил ----- — ” 1Л ПО Х ОД Е Н А С Н ИМ К Е : вахтенный офицер стар ший лейтенант Р. Сахаров за периско пом. Как в бою В отсеках раздалась команда: «Срочное погружение!». Трюмный машинист старши на 2 статьи Прохоров привычным движе нием резко рванул манипуляторы и тут же доложил на мостик: — Открыты кингстоны и концевые кла пана вентиляции! Через несколько секунд послышался ме таллический стук. Командир об’явил, что верхнерубочный люк задраен. Лодка нача ла погружаться. После дифферентовки ее на заданной глубине свободные от вахты старший матрос Московец и матрос Крюч ков подошли к дизелькомпрессору. Но пу стить его оказалось не так-то легко. Еще при следовании корабля в надводном поло жении вырвало шланг высокого давления Первые попытки установить его на место не увенчались успехом. Однако матросы духом не пали. У них было одно стремле ние: во что бы то ни стало добиться сво его. Они проявили большую выдержку, умение и затратили много труда, чтобы устранить неисправность. Наконец, шланг — на месте. При под нятии же давления он начал травить из-за плохой укупорки. Тогда старшина 2 статьи Тутаев и старший матрос Московец заме нили его другим и пустили компрессор. Условия плавания постоянно усложня лись. Трюмные машинисты, да и весь личный состав, действовали, как в бою. На их боевых постах нередко созда валась обстановка, требовавшая боль шой находчивости, стойкости, высокой выучки. И моряки с честью выходили из всех трудных положений, обеспечивали бесперебойную работу техники. Их дейст виями умело руководил старшина команды Прохоров. Это был его последний поход. (Ьэдужив срок, он увольняется в запас. Прекрасный специалист-подводник старал ся без остатка передать нам свои богатые знания и опыт. Напряженность на боевых постах все время наростала. Крепли и усилия моря ков. Каждый раз благодаря хорошей на тренированности старшина Тутаев, стар шие матросы Корбут, Московец и матрос Крючков четко и своевременно репетовали и выполняли команду. Образцом для них были действия старшины Прохорова. Этот поход, как никогда, научил нас стойкому и умелому преодолению труд ностей, сделал более глубокими и тверды ми технические знания каждого, обогатил наш опыт практического использования машин и механизмов в условиях, макси мально напоминающих боевые. Главное — каждый член экипажа стремился само отверженным выполнением своего воинско го долга ознаменовать XX с’езд КПСС. Старшина 2 статьи Ю. САРАЖИН. Без единой неисправности Когда закончился поход и мы вернулись в базу, боевая техника, оружие — весь корабль был в состоянии снова выйти, в море. Это — яркое проявление верности подводников нового поколения славным боевым традициям старших товарищей, сложившимся в жестоких боях против врагов Советской Родины. А поход мало чем отличался от боевого. В борьбе с непогодой, все время сопутст вовавшей нам, не только мы, моряки, но и технические средства получили очень боль шую нагрузку. Обеспечение безотказной работы механизмов, предупреждение неис правностей были возможны лишь при строгом соблюдении инструкций и правил, при наличии высокой бдительности каждо го воина. Эти качества в полной мере про явились у подчиненных старшин 2 ста тьи Матвеева и Ляпко, старшины 1 статьи Кондратенко и других специалистов. Вве ренная им материальная часть не знала отказов и перебоев в действии. Чем все это об’яснить? Прежде всего тем, что у моряков выросло, чувство от ветственности за порученное дело. Взять, к примеру, рулевых. Перед выходом в мо ре они самым тщательным образом прове рили каждый узел и механизм и устрани ли все обнаруженные недостатки. Покидая базу, мичман Выродов и его подчиненные были уверены, что техника их не подве дет. Но все же моряки были всегда наче ку, систематически осматривали ее и тем самым своевременно предотвращали воз можные неполадки. То же ’самое нужно сказать о мотористе старшине 2 статьи Яцкове, о трюмном ма шинисте старшем матросе Корбут и о многих других умелых моряках, любящих технику, знающих и мастерски обслужива ющих ее. Длительный поход показал, что мы мо жем плавать без единой неисправности технических средств и образцово решать задачи. Старшина f статьи В. ВОЛОХОВ. зимы, характерной постоянными шторма ми, плохой видимостью и низкими темпе ратурами, от военных моряков особенно требуются отличная боевая выучка, стой кость и выдержка, твердая дисциплина и неусыпная бдительность. И чтобы гаранти ровать безопасность плавания, успешное выполнение важного задания, нам нужно было в базе самым тщательным образом все предусмотреть и проверить. На корабле закипела работа. В первую очередь командир собрал офицеров. Он по ставил задачу: раз’яснить каждому ма тросу и старшине особенности предстоя щего похода, а в море — использовать сложную обстановку для выработки и совершенствования у моряков боевого ма стерства, мужества и физической закал ки, способности преодолевать любые трудности, решительно бороться со вся кого рода условностями и упрощенчест вом в обучении. Затем состоялось собрание личного со става. До моряков была доведена цель и особенности плавания, командир дал указания по приготовлению оружия и технических средств и подводной лодки в целом. В выступлениях старшин и матро сов содержались ценные советы молодым воинам о том, на какие узлы механизмов следует обращать оообсе внимание, как обеспечить безотказную работу линии ва ла, гирокомпаса и других агрегатов. Моряки говорили, что успешное про ведение похода будет хорошим подарком Родине в честь XX с’езда родной Коммуни стической партии. Собрание сыграло свою роль. Сразу же после него старшины Кон дратенко, Прохоров, Куликов, Яцков и другие отправились на корабль, чтобы там, на месте, продумать, как лучше под готовить боевые посты к выходу в море. В мобилизации личного состава на ус пешное выполнение задания серьезную по мощь командиру оказали паотийиая и ком сомольская организации. Коммунисты и члены ВЛКСМ провели ряд мероприятий. Один из офицеров выступил перед эки- п^кем с докладом о долге каждого моряка проявлять в море высокую организован ность и бдительность. Секретарь пар тийной организации помог редколлегии выпустить боевой листок. Хорошо прошло совещание комсомольского актива. Но главный упор был сделан на инди видуальную работу. Беседы с вахтенными офицерами, а также матросами и старши нами корабельного подразделения провел командир лодки. С трюмными машинис тами работал коммунист Скомо]>эхов, с мо тористами — тов. Сосков, а с рулевыми — .<ичман Выродов. Член комсомоль ского бюро старшина 2 статьи Ляпко рас сказал матросам о значении походов в боевой подготовке, об обязанности вои нов максимально использовать для уче бы те богатые возможности, которые имеются в море. Время, предоставленное нам для подго товки к плаванию, экипаж исиользогал плодотворно. Каждый старательно тру дился на своем боевом посту. Мотористы, электрики, трюмные, рулевые и другие специалисты докладызали своим команди рам о готовности, лишь твердо убедившись в полной исправности материальной час ти. Коммунист Сосков тщательно про верил качество полученных в базе про дуктов и обеспеченность моряков теплым бельем и одеждой. К назначенному сро ку корабль был готов выйти в море. Подводная лодка рано утром отошла от пирса. Видимость вначале резко меня лась, а вскоре она вовсе упала до нуля. Бухту и залив словно белым покрывалом окутал густой туман. Началось серьезное испытание деловых качеств каждого ма троса, старшины и офицера. Радиометрист старшина 2 статьи Матвеев ежеминутно докладывал обстановку: о дистанции до берега и встречных судах. Большое на пряжение испытал штурман. На нашем пути то и дело попадались рыболовные суда. За небольшой отрезок времени мы разошлись с пятнадцатью траулерами. Туман начал рассеиваться, но види мость почти не улучшалась — один за другим налетали снежные заряды. Руле вые старший матрос Палкпн, матрос Са- лаев точно удерживали лодку на курсе. Наконец, штурман доложил: «Пришли в заданный квадрат». Здесь мы непосредст венно приступили к решению своей зада чи. Условия плавания были очень тяжелы ми. Постоянно нам сопутствовали штор- | мы, туманы и снежные заряды. От каж- j дого члена экипажа требовались высокая организованность и слаженность, стой кость и выносливость, постоянная насто роженность и твердое знание своего дела. Корабль качало так, что и бывалые моря ки, плавающие около двух десятков лет, временами чувствовали себя не совсем хо рошо. Однако глубокое понимание лич ной ответственности, сознание долга за ставляли воинов находить в себе силы и волю, чтобы безупречно работать на по рученных им участках. Каждый день эки паж был свидетелем самоотверженности, мужества и стойкости моряков. боевую тревогу. Лодка готова была в лю бую секунду уйти н.а глубину незамечен ной. Но вскоре появилось еще несколько огней. Нужно было определить точное ко личество следовавших в этом районе су дов, их курс, скорость и другие данные. Чтобы увидеть неизвестные суда на лун ной дорожке, нам пришлось сблизиться с концевым. Соблюдая скрытность, мы доби лись своей цели. Удачно совершила лодка необходимый маневр. Этот и многие другие случаи позволили нам потренироваться в осуществлении поиска «противника» в обстановке, приближенной к осевой. В походе еще ярче проявились та»кие замечательные воинские качества моря- ков - подеодников , как высокая дисципли на и четкая исполнительность. Любое приказание, отданное командиром своим подчиненным, незамедлительно выполня лось с полной отдачей всех сил и знаний. В этой связи вспоминаются слова Мини стра Обороны СССР. Находясь на нашем Северном флоте, он посетил одну из под водных лодок. Маршал Советского Союза Г. К. Жуков обратил особое внимание мо ряков на необходимость л впредь повы шать боевую готовность корабля, воспиты вать у воинов безупречную исполнитель ность, беспрекословное повиновение коман дирам и начальникам. — Матрос, солдат, — сказал Министр, — где бы он ни находился, на какой бы ложено, свои долг, — и, подумав немно го, добавил: — Я уверен, что каждый из вас поступил бы на нашем месте точ но так же. Пашков прав. Ког да получен приказ, советский воин не пощадит даже самой жизни, чтобы выпол нить его с честью. На протяжении всего многосуточного плавания коммуни сты и комсомольцы- активисты словом и личным примером воодушевляли боевых товарищей на образ цовое выполнение обязанностей, на патриотические дела. С большим интере сом, например, ма- ____________________ тросы и старшины слушали в своих отсеках рассказ члена ВЛКСМ мичмана Босова об истории и бое вом пути подводной лодки Героя Советско го Союза Фисановича, беседы коммунистов Макарзнкова и Соскова о славных тради циях североморских подводников, ссоГице- НА С Н И М К Е : с моряками. офицер коммунист тов. Горбунов перед выходом в длительное плавание беседует Фото И . Никншова. , ния агитаторов о сооытнях в стране и за участок ни оыл поставлен, должен всегда | бсж<)М Выпускались радиогазеты, бое- П„т , r v *™ ^ р,.т™-титк „пшгяя кпмлтмп- , в К0Т0,)ЫХ ГОЮРИЛОСЬ 00 ОТ- Гранитная основа оы ь готовым выполн ь приказ о нли ра, хотя бы ценою жизни. К этому обязы вает его Родина. Так исполняют свой воинский долг, как требует Министр Обороны СССР, моряки нашего корабля. Море не давало нам поблажек. Не осла бевал*» и упорство моряков, настойчивость в преодолении невзгод походной жизни. Вахта на каждом боевом посту неслась четко, слаженно. Командир и вахтенные офицеры регулярно получали из отсеков доклады о всем происходящем. Высокая исполнительность позволяла нм правиль но и своевременно принимать решения, обеспечивать скрытность плавания. Однажды, когда корабль шел на пери скопной глубине, гидроакустик Ковалюк вдруг доложил, что слышит шум винтов трех траулеров. Вахтенный офицер в це лях скрытности плавания об’явил сроч ное погружение. Быстро, без лишних дви жении работали мотористы и трюмные. Когда лодка ушла на глубину, командир стал выполнять маневр на отрыв от ры боловных судов. Так мы использовали лю бую возмолсность для воспитания у матро сов и старшин бдительности, совершенст вования их практических навыков, необ ходимых в современном бою. Вскоре после этого маневра возникла не обходимость срочно проделать работу в надстройке. Мотористы старший матрос Сахибгиреев и матрос Пашков вызвались выполнить ее сразу же, как мы всплы ли. Но на море бушевал необычный по си ле шторм. Каскады воды заливали мостик, волны со страшной силой бились о кора бельный корпус и надстройку. Командир увел лодку к берегу и здесь разрешил мотористам в резиновых костюмах при ступить к делу. Ледяная вода окатывала смельчаков с ног до головы, мороз ско вывал им руки. Прилагая неимоверные усилия, они стойко перенесли все труднос ти и с честью справились с заданием. Старшин матрос Сахибгиреев и матрос Пашков проявили высокую сознатель ность, самоотверженность, готовность вы полнить любой приказ командира. Они не считали свой поступок подвигом. Когда кто-то из матросов с восхищением отозвался об их самоотверженном поведе- НА С Н И М К Е : старшина 2 статьи комсомолец машинист Юрий Саражин у станции всплытия и погружения подвод ной лодки. Фото И. Никишова. .дичившихся матросах. Несмотря на свою занятость по служ бе, трудности и напряженность похода ак тивисты всегда для этого находили время и возможности. Но главное — они влия ли на личный состлв сроим примером са моотверженного выполнения воинского долга. Коммунист мичман Выродов, ком сомольцы офицер Сахаров, старшина 2 статьи Лянко и другие члены экипажа образцово несли вахту, проявляли ини циативу и стойкость в работе. При следо вании лодки в надводном положении у вахтенного офицера Сахарова, сигнальщи ка мичмана Выродова одежда покрыва лась льдом, сильный мороз обжигал им лицо, волны перекатывались через их головы. Но это не смогло сломить воли мужественных воинов, помешать им вы полнять свое нелегкое дело. Каждая миля плавания была для эки пажа хорошей школой. Вот здесь-то, в .штормовом море, воочию было видно, кто чего достиг, кому чего не хватает. Офи церы и старшины, подмечая недостатки в несении вахт, учили подчиненных пра вильным действиям. Например, старшина 2 статьи Мальцев в обычных условиях хорошо управлял горизонтальными руля ми. Но на этот раз, столкнувшись с боль шими трудностями, неточно удерживал корабль на заданной глубине. Опытный специалист мичман Выродов рассказывал и показывал ему, как надо поступать в данном случае. Мальцев к концу похода лучше справлялся со своими обязанностя ми на вахте. Особое внимание старшины уделяли обучениюмолодых матросов, помо гали им в самом начале штормового похода прибодриться, обрести силы для выпол нения порученного дела. В своем первом же выходе в море новички познакоми лись с суровой стихией, вступили с ней в борьбу. Много полезного для себя получил и мо лодой подводник Игнатьев. За его дей ствиями пристально наблюдал коман дир подводной лодки, во-время помогал ему, а когда требовалось — поправлял. Так, заметив, что Игнатьев на вахте проявляет элементы беспечности, он сде лал подчиненному замечание и в то же время раз’яснил, к чему может привести эта ошибка. Хочется отметить корабельного кока старшего матроса Павельчука. Несмотря i на качку и другие трудности, он всегда своевременно готовил для нас разнообраз ные и вкусные блюда. Даже укачивавшиеся матросы не отказывались от вкусно при готовленной пищи. А это в длительном по ходе было особенно важно. Пройдя сквозь непогоду и серьезные невзгоды, корабль успешно выполнил за дание командования. Это стало возможным благодаря глубокому пониманию каждым членом экипажа своего долга, четкой орга низации службы, безупречной исполни тельности моряков. Многодневное плава ние в условиях на редкость суровой зимы послужило для всех воинов хорошим ис пытанием морально-боевых качеств, по могло им подняться па новую, более высо кую ступень к мастерству. Свои достиже ния в боевой учебе они посвящают пред стоящему XX с’езду КПСС. Сейчас матросы, старшины и офицеры подводной лодки с прежним упорством продолжают овладевать знаниями и прак тическими навыками, необходимыми в современном бою. Офицер Г. ГОРБУНОВ. Н А ДНЯХ наша подводная лодка вер нулась с большого плавания. Мы выполнили все, что нам было при казано командованием. И вот сейчас, за думываясь над тем, что же в первую оче редь способствовало этому серьезному ус пеху, приходишь к выводу: высокая ис полнительность моряков. Это замечательное качество матросов, старшин и офицеров проявлялось во всем: при подготовке к походу, на ходовой вах те, в соблюдении требований инструкций и наставлений, в выполнении команд, при казов командиров. Чем труднее станови лось морякам, тем с большим упорством и настойчивостью трудились они на боевых постах. Условия плавания были исключи тельно сложными. Шторм на море почти не утихал. Сильный холод, непроницае мый туман, снежные заряды постоянно со путствовали нам. Отработка сложных учебно-практических задач на этот раз особенно характеризова лась частыми погружениями и всплытиями лодки, маневрированием под водой, изме нением режимов работы техники. Кал:дый маневр корабля осуществлялся одновре менно согласованными действиями многих моряков на боевых постах. Ошибка или нечеткость хотя бы одного человека могли привести к срыву замысла командира. От четливо понимая это, матросы, старшины и офицеры постоянно поддерживали высо кую организацию службы, строго соблюдали требования воинской дисциплины. Таким образом, у экипажа была та гранитная ос нова. какой является крепкая дисципли на, опираясь на которую мы смогли до стигнуть поставленной цели. Именно исполнительность сигнальщиков Выродова, Мальцева, Лукьянчука и дру гих, сочетаемая с высокой бдительностью, позволяла командиру во-время уводить ко рабль на глубину. Когда, например, на на шем пути, покрытом стеной тумана, вдруг появилась «цель», они, ни секунды не мед ля, доложили о ней командиру, который тут же приказал остановить дизель и об’явил срочное погружение. Расторопно и без суеты выполнял поступившую с мо стика команду мото рист старшина 2 ста тьи Куликов. Стар шина 2 статьи Маль цев встал у горизонтальных рулей. Без задержки и сноровисто проделали нужные действия трюмные машинисты. Лодка ни кем не замеченной ушла на глубину и там продолжила свой путь. Старательно, самоотверженно выполняя свои обязанности и приказания команди ров, матросы и старшины проявляли много инициативы, находчивости, смелости и вы носливости. В штормовую погоду удары волн повредили ходовые огни. Ремонт их обычно производится в базе. А наш поход еще продолжался. Поэтому требовалось в море ходовые огни привести в порядок. Это нелегкое дело было поручено штур манскому электрику старшему матросу Кубатикову Шторм не унимался. Корабль резко кренило с борта на борт. Но это не остановило смелого моряка. Получив при казание, Кубатиков приступил к работе. Его то и дело окатывала студеная вода. Однако он быстро и умело отремонтировал ходовые огни. Этот пример не единственный. Вступив в лсестокую схватку с разбушевавшейся стихией, матросы и старшины добивались одного успеха за другим. Когда усложня лась обстановка, они не ждали, пока им прикажут сделать что-либо, а сами с раз решения командиров брались за работу. Так поступили мотористы, обнаружив, что газовая захлопка пропускает в отсек воду. Так же самоотверженно они трудились и в дальнейшем. Безупречная исполнительность, дисцип линированность и организованность, под крепленные стойкостью, смелостью и бое вым мастерством, сознание воинского дол га перед Родиной, сердечное стремление всех моряков ознаменовать XX с'езд на шей славной Коммунистической паотии новыми достижениями в боевой и полити ческой подготовке позволили экипажу успешно провести этот ответственный и трудный поход. Мы будем работать над тем, чтобы проч но закрепить эти замечательные качества личного состава и развить их в интересах дальнейшего повышения боевой готовно сти родного корабля и могущества флота. И. СОСКОВ. Первое испытание Х р о н и к а п о х о д а В море на корабле активно велась партийно-политичесхая работа. Комсомольцы Ляпко и Макерэв регулярно выпу скали боевые листки, которые информировали экипаж об от личившихся воинах и о ходе плавания. В одном из номеров радиогазеты рассказывалось о стремлении моряков образцо во провести поход в честь XX с’езда КПСС, о несении ходо вой вахты молодыми матроса ми Крючковым, Лучховым, Потаповым, Алексеенко и другими. Последние известия прини мались по радио и сообщались личному составу агитаторами. Активисты провели ряд бесед о героических боевых тради циях подводников-северомор- цев, о бдительности на бое вых постах и т. д. * * * В прошедшем плавании сво бодные от вахт матросы, старшины и офицеры куль турно проводили время отды ха. Они располагали библио течкой художественной и по литической литературы, под шивками журналов «Совет ский моряк*, «Огонек», «Кро кодил», центральных и мест ных газет, а также шахмата ми, домино и шашками. Регулярно передавались концерты граммзаписи. * * * Многие моряки за особое усердие в работе на боевых постах, мужество и выдержку заслужили поощрения. Среди них есть и молодые воины. Матрос Пройда, например, действовал на походе без единого замечания. Его по за- старшина слугам поощрил команды. * * * В числе отличившихся в плавании матросов и старшин — корабельный кок старший матрос Павельчук. Понимая, что его труд тоже имеет боль шое значение в достижении общего успеха, он со старани ем выполнял свои обязанно сти. Пригоювленная нм вкус ная пища вызывала одобрение всего личного состава. Коман дир подводной лодки об’явил матросу Павельчуку благодар ность. Э ТО БЫЛО трудное плавание. П зи ма нынешняя выдалась очень су ровая. В море нас ждали необыч но сложные метеорологические условия. Готовясь к походу, мы, естественно, волно вались. Но особенно сильно это чувство испы тывали молодые матросы Лучков, Пройда^ Кувизенков, Алексеенко. Как и каждый новичок, стремящийся быть хорошим моря ком, они с первых же дней службы на подводной лодке старались быстрее изу чить устройство корабля, овладеть своей специальностью, чтобы в походе умело нести самостоятельную вахту. Наши молодые товарищи с большим нетерпением ожидали выхода корабля в море. И вот, когда стало известно, что мы выйдем в большое плавание, они, как и старослужащие, с особой тщательностью осмотрели и проверили свои заведывания, повторили соответствующие инструкции и наставления. Сурово встретило нас Баренцово море. Свирепый шторм резко бросал подводный корабль из стороны в сторону. Новички по чувствовали себя плохо, начали укачивать ся. Однако, ко всеобщему нашему удовлет ворению, они не ослабли волей, а, беря поимев с бывалых моряков, исправно нес ли вахту, старались стойко преодолеть все трудности, не теряли работоспособности. С каждым днем плавания крепла уверенность матросов в своих силах, в том, что они смогут стать хорошими моряками. Рулевой матрос Лучков впервые нес ходовую вахту. Старшина команды мичман Выродов остался доволен своим подчи ненным. Лужков показал себя вниматель ным, старательным и исполнительным вои ном. Несмотря на неопытность и слабую натренированность, он ни разу не нару шил правил обслуживания боевого поста. Не подкачал и молодой матрос Пройда. Четко зная свои обязанности, он хорошо выполнял все приказания старшины коман- ты. Вместе с другими мотористами Пройда обеспечил безаварийную работу машин и гполне заслуженно был поощрен старши ной. ' Большую практику в плавании получил матрос Кувизенков. Ему впервые приш лось самостоятельно использовать гидро акустическую аппа ратуру в море. Он, не теряясь, правильно применял своп зна ния на деле. Молодой воин нес вахту и в подводном и надводном положении. Очень часто море окутывалось густым туманом. Видимость падала до нуля. В таких усло виях безопасность корабля во многом за висит от гидроакустиков. Кувизенков с чувством ответственности отнесся к своим обязанностям, действовал внимательно и точно. Он верно определял дистанцию до берега и об ее изменении четко и неза медлительно докладывал на главный командный пункт. Первое знакомство молодых матросов с морем, состоявшееся в исключительно слол;ной обстановке, явилось серьезным испытанием их воли, выдержки, физиче ской выносливости. Молодые моряки Луч ков, Пройда, Алексеенко и Кувизенков и другие новички обогатились практически ми знаниями, получили первые навыки использования технических средств в ус ловиях, приближенных к боевым. Старшина 2 статьи М. ЛЯПКО. Обед готов. Кок старший матрос Б. Павельчук, как всегда, кормит на славу. Фото И. Ннкишова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz