На страже Заполярья. 1955 год. Декабрь.

2 Н а стр^аж^ З а п о л я р ь я ТЗ денабря 1955 г., № 292 (5444). Выступление N. С. ХРУЩЕВА на приёме у премьер-министра Кашмира 10 декабря (Окончание. Начало см. на t -й стр.). Поэтому нашей задачей является ослаб­ ление этого воинственного союза, одного из очагов возможных авантюр. Мы искренне хотим, чтобы росла и креп­ ла миролюбивая, независимая Республика Индия. (Бурные аплодисменты). Нам стало известно о следующей недру­ желюбной акции правительства Пакиста­ на. Министерство иностранных дел Паки­ стана вызвало к себе советского посла и рекомендовало ему, чтобы я и мой друг Николай Александрович Булганин отказа­ лись от посещения Кашмира, отвергли бы приглашение главы вашего штата посе­ тить Сринагар и другие районы вашего штата. (Взрыв смеха). Это нельзя не расценить, как беспре­ цедентный случай вмешательства в чужие дела. Еще никогда третьи государства не позволяли себе указывать нам, куда и за­ чем мы должны ехать и каких нам друзей себе следует выбирать. (Оживление среди присутствующих, аплодисменты). Нам очень не нравится Багдадский пакт, одним из активнейших участников которого является Пакистан, хотя и без пользы для себя и своего народа. Но мы имеем терпение и уверены, что этот Баг­ дадский пакт лопнет, как мыльный пу­ зырь, и от него останется только непри­ ятное воспоминание. (Оживление среди присутствующих. Бурные аплодисменты). Представитель МИД Пакистана заявил далее нашему послу в этой стране, что правительство Пакистана не хотело бы, чтобы мы побывали в Афганистане, этой соседней с нами стране. (Оживление сре­ ди присутствующих). Но это уже слишком далеко идущее заявление, и лица, высту­ пающие с подобными рекомендациями, бе­ рут на себя слишком много. Афганистан является нашим добрым со­ седом, с которым у нас давно сложились дружеские отношения. (Аплодисменты). Мы хотим развивать и закреплять эти от­ ношения и надеемся, что наша поездка в Афганистан будет способствовать этому. (Аплодисменты). Мы бы очень хотели иметь такие же дружеские отношения с Пакистаном, и не по нашей вине такие отношения у нас пока не складываются. Но мы будем на­ стойчиво добиваться улучшения этих от­ ношений в интересах дела мира. Советский Союз всегда стоял и стоит за мир во всем мире, за дружбу между наро­ дами и между государствами. Эту линию нам завещал неуклонно проводить великий Ленин.(Бурные аплодисменты). И мы бу­ дем неотступно идти этим путем, укреп­ ляя и расширяя свою дружбу с другими государствами и народами. Да здравствует дружба и сотрудничест­ во между Республикой Индии и Советским Союзом! (Продолжительные аплодисмен­ ты). Да здравствует мир во всем мире! (Бур­ ные, продолжительные аплодисменты). Прибытие Н. А. БУЛГАНИНА и Н. С. ХРУЩЕВА в Дели ДЕЛИ, 11 декабря. (ТАСС). Сегодня в полдень Председатель Совета Министров СССР Н. А. Булганин и Член Президиума Верховного Совета СССР Н. С. Хрущев и сопровождающие их лица возвратились из Кашмира в Дели. На аэродроме их встре­ чали военный секретарь президента Рес­ публики Индии Ядунатх Сингх, замести­ тель министра иностранных дел А. К. Чанда и ответственные сотрудники ми­ нистерства иностранных дел Индии, посол СССР в Индии М. А. Меньшиков, сотрудни­ ки советского посольства и другие офи­ циальные лица, представители индийской и иностранной печати. С аэродрома II. А. Булганин и Н. С. Хрущев проследовали в президентский дво­ рец, где находится их резиденция. Пребывание Н. А. БУЛГАНИНА и Н. С. ХРУЩЕВА в Индии ДЕЛИ, 12 декабря. (ТАСС). Сегодня ут­ ром Н. А. Булганин и Н. С. Хрущев вы­ ехали на машинах из Дели в район горо­ да Сонепата, где расположена одна из баз осуществляемой правительством Индии «программы общинного развития» индий­ ской деревни. Этот план, к реализации которого Индия приступила в 1952 году, рассчитан на преодоление вековой отсталости индийской деревни и на повышение жизненного уров­ ня крестьянства Индии. В 1952 году было решено начать выполнение этого плана в 55 районах страны, охватывающих свыше 25 тысяч деревень с населением в 16 миллионов человек. В *настоящее время программой общинного развития охвачены районы, насчитывающие в общейчслож­ ности свыше 30 миллионов крестьян. С 1953 года она была дополнена упрощен­ ной программой, именуемой «содействие национальному развитию». Обе программы в совокупности охватывают свыше 100 тысяч деревень с населением более 68 миллионов человек (сельское население Индии — 310 миллионов человек). Сог­ ласно наметкам второго пятилетнего пла­ на, этими двумя программами за пять лет должно быть охвачено все сельское население Индии. Индийское правительство уделяет боль­ шое внимание плану общинного развития, считая его важным средством преобразо­ вания индийской деревни. Он включает меры по освоению целинных и пустующих земель, ирригацию, улучшение методов ве­ дения сельского хозяйства (как растение­ водства, так и животноводства), а также меры по развитию транспорта, здравоохра­ нения и просвещения. В ходе выполнения обеих программ ос­ воено около 240 тысяч гектаров пустую­ щих земель, орошено 520 тысяч гектаров, построено 10 тысяч школ, 33 тысячи километров дорог, вырыто и отремонтиро­ вано 53 тысячи колодцев, организовало 22 тысячи кооперативных об’единений. Правительство придает большое значение активному участию населения в выполне­ нии этих программ. До июня текущего года расходы правительства на развитие деревни составили свыше 250 миллионов рупий. * Вклад населения оценивается в 152 миллиона рупий. Район Сонепата. в 56 километрах се­ вернее Дели, относится к числу первых 55 районов страны, в которых в 1952 году началось выполнение программы об­ щинного развития. Этот район охватывает 265 деревень с населением в 300 тысяч человек. Здесь произведена значительная работа по ирригации, строительству ко­ лодцев, улучшению возделывания основ­ ных культур данной зоны — пшеницы и сахарного тростника, а также по улучше­ нию методов животноводства. В районе по­ строены 44 начальные и средние школы, организовано 178 учебных центров для взрослых, построено свыше 430 километ­ ров грунтовых дорог, приняты меры к улучшению медицинского обслуживания крестьян, к развитию кустарной промыш­ ленности и повышению культурного уров­ ня населения. Общая сумма расходов пра­ вительства в районе Сонепата составляет 2.820 тысяч рупий. Вклад самого населе­ ния оценивается в 2.950 тысяч рупий. На пути следования советских гостей от Дели до Сонепата их встречали и го­ рячо приветствовали жители ближних де­ ревень. Старинный город Сонепат распо­ ложен на территории штата Пенджаб. Сра­ зу за городом начинается район, охваты­ ваемый программой общинного развития. Все население деревень, через которые проезжали машины с гостями, ожидало их на дорогах. Товарищи Булганин и Хрущев остановились в деревне Бхатгаон, где их встретили главный министр штата Пенджаб Б. Сачар, министр развития шта­ та Пенджаб П. Сингх Кайрон и главный администратор программы общинного раз­ вития С. К. Дей. Представив гостям местных деятелей администрации программы общинного развития — членов «Панчията» (деревен­ ского совета, существующего во многих селах, охваченных этой программой), глав­ ный министр Б. Сачар и другие официаль­ ные лица прошли вместе с Н. С. Хруще­ вым и Н. А. Булганиным по улицам де­ ревни, показали им школы, медицинские учреждения, кустарные мастерские, выс­ тавку кустарных изделий, делянки, на которых демонстрируются лучшие методы посева сахарного тростника, пшеницы и других культур и методы ухода за ними. В заключение осмотра была показана выставка образцов разводимого в этом районе тяглового и молочного скота: во­ лы, горбатые коровы индийской породы, быки, буйволы. Во время обхода деревни ее пятитысячное население с энтузиазмом приветствовало и забрасывало цветами советских руководителей, собравшись вдоль глинобитных, окрашенных в белый цвет домов, убранных цветочными гир­ ляндами, флагами Советского Союза и Ин­ дии. Крестьяне плотной толпой следовали за гостями, скандируя: «Индийцы и рус­ ские — братья!». В поле за деревней бы­ ла сооружена трибуна, у которой собра­ лось несколько сот тысяч крестьян Пенджа­ ба. После демонстрации пенджабской борьбы и других традиционных гимнасти­ ческих упражнений народности сикхов, населяющей Пенджаб, Н. С. Хрущев обра­ тился со словами приветствия к крестья­ нам. УсшавЫ—закон нашей Жизни Знать и строго выполнять свои обязанности «Военнослужащий обязан твердо знать, умело и добросовестно выполнять свои обязанности...». (И з Устава Внутренней службы Вооруженных Сил Союза С С Р ). ☆ *г О- Отличный боевой пост Специфические особенности нашей служ­ бы не позволяют делать какие-либо скидки в знаниях и действиях каждого члена экипажа, ибо даже па первый взгляд не­ значительная нечеткость в выполнении одним матросом своего дела может кон­ читься плохо для всей подводной лодки. И, наоборот, если все моряки четко знают и строго выполняют возложенные на них обязанности, — боеспособность корабля неуклонно повышается. Хочется привести пример из опыта Ве­ ликой Отечественной войны на Севере. Это было в сентябре 1941 года. Подвод­ ная лодка, которой командовал капитан- лейтенант Егоров, проникнув во враже­ скую бухту, обнаружила у причала фаши­ стские транспорты. Она атаковала против­ ника и потопила один транспорт. Но пос­ ле выхода торпеды из аппарата лодку подбросило ввеох, нос и рубка показались над водой. Были срочно приняты все ме­ ры для того, чтобы уйти под воду, но фа­ шисты уже заметили советскую «Малют­ ку». Катера-охотники противника начали преследование. Послышались разрывы пер­ вой серии бомб. Вышло из строя освеще­ ние. Людям пришлось работать при свете аварийных фонариков. На всех боевых по­ стах старшины и матросы умело выполня­ ли свои обязанности. Старшина 2 статьи Рассуканный, стоявший у главной ходовой станции, действовал четко и быстро. Ему помогал молодой матрос Полонский. В дизельном отсеке лопнули визиры топливных систерн. Главный старшина Иващенко и матрос Борисов, отлично знав­ шие свое дело, быстро ликвидировали ава­ рию. Чтобы избежать шума, рули перекла­ дывали вручную. В отсеках стало нехва- тать воздуха, но боцман тов. Гусев про­ должал стоять на горизонтальных рулях. Такими же стойкими оказались и другие моряки. Более четырех часов периодически противник бомбил советскую «Малютку», но в этих тяжелых условиях личный со­ став работал уверенно и четко. А это да­ ло возмолсность командиру оторваться от преследования, выйти из бухты в откры­ тое море. Вот такими умелыми воинами и должны стать матросы и старшины нового поко­ ления советских моряков. Для этого им нужны богатые и прочные военные и по­ литические знания, высокие морально-бое­ вые качества. Все это не приходит само собой, а приобретается и совершенствует­ ся в упорной учебе, ревностным и точным выполнением требовании Присяги и уста­ вов, приказов и указаний командиров и начальников. Офицеры и старшины — учителя и на­ ставники матросов. Сейчас, когда на флот пришло молодое пополнение, их задачи еще более возросли. Они доллгны с пер­ вых же шагов молодых матросов приучить их к четкости, точности и исполнитель­ ности, к старательности и любознательно­ сти в учебе, к безупречному выполнению своих обязанностей. Командиры обязаны методически пра­ вильно поставить обучение личного соста­ ва, а также проявлять строгую уставную требовательность, сочетая ее с чуткостью и вниманием к подчиненным. Методически правильно организовать обучение матросов — значит четко опре­ делять цель каждого занятия по специаль­ ности, тренировки или учения, соблюдать строгую последовательность в проведении учебных мероприятий, тщательно гото­ виться к ним, составлять продуманные планы и конспекты. Только при таких условиях они достигают цели. Если же они скроены на живую нитку, по «принципу»: проведено— и с плеч долой, то пользы от этого никакой нет. А нам надо, чтобы ма­ тросы получали богатые и глубокие зна­ ния, твердые практические навыки, что­ бы они доводили свои действия до авто­ матизма. Очень важно при этом путем си­ стематического контроля научить их пре­ дупреждать возможные неисправности боевой техники, а если случатся неисправ­ ности—быстро и правильно устранять их. Однако лишь одного обучения недоста­ точно. Оно должно дополняться строгой командирской требовательностью. Раз’яс- нив подчиненным их обязанности, дав им необходимые знания, выработав у них необходимые навыки по сбережению, ухо­ ду и использованию оружия и техники, старшины должны добиваться образцового выполнения матросами воинского дол­ га. У тех же наших старшин, которые забывают об этом, отдельные матросы при опросах показывают неплохие знания, но в практической деятельности не отличают­ ся исполнительностью, нередко не делают то, чему их учат. Вот почему командиру надо быть требовательным и последова­ тельным в обучении подчиненных. На подводных лодках нашей части вы­ росло немало опытных старшин — настоя­ щих помощников офицеров. К их числу по праву нужно -отнести мичмана Алек­ сандра Яковлева, старшину 1 статьи Ва­ силия Вечёрка. Обладая методическим ма­ стерством, они тщательно готовятся к за­ нятиям по специальности и тренировкам на боевых постах и проводят их на долж­ ном уровне. Большое внимание эти стар­ шины уделяют воспитанию подчиненных, часто беседуют с ними о службе на под­ водных лодках, о значении их специаль­ ностей, раз’ясняют матросам политику Ком­ мунистической партии и Советского пра­ вительства, требования Военной присяги и уставов. Вместе с тем они, проявляя лич­ ную примерность, пред’являют к матросам строгую требовательность, добиваются чет­ кого выполнения ими своих служебных обязанностей. Настойчиво совершенствуя свою под­ готовку, они успешно выращивают уме­ лых, дисциплинированных воинов. Напри­ мер, старшина 1 статьи Вечёрка готовится стать специалистом первого класса, а его подчиненные Меренков, Семичастный, Ку­ лаков и другие — специалистами второ­ го класса. Бесспорно, роль командиров в становле­ нии настоящих воинов огромна. Однако ус­ пех дела решают старательность самих матросов, глубокое понимание ими своего воинского долга, их чувство личной ответ­ ственности за безопасность Родины. Очень важно, чтобы матрос с первых же дней своей службы приучал себя к неуклонно­ му соблюдению распорядка дня, всех дра- вил и законов военной жизни, к точности и исполнительности. Это дисциплинирует и внутренне организует его, развивает в н£м стремление к знаниям, к мастерству. Все это видно на примере молодого ма­ троса Черкасова. Это старательный воин, везде и всюду он ведет себя образцово, как и полагается советскому моряку. Черка­ сов учится с большим старанием. За сравнительно небольшой отрезок вре­ мени он все зачеты сдал с отлич­ ными оценками и был поставлен на штат­ ную должность, а также допущен к само­ стоятельному несению вахты. Серьезную помощь ему оказали старшина команды трюмных мичман Бибин и старший ма­ трос Гаврилко, обязанности которого по боевому номеру дублировал Черкасов. Главным же образом матрос добился тако­ го успеха благодаря своей прилежности, любознательности и упорству в учебе. Благородны и возвышенны обязанности советских воинов — надежных защитни­ ков социалистической Отчизны. И чем лучше выполняет их каждый из нас, тем выше боеготовность корабля, части. Офицер Г. КУДРЯШОВ. Беседы с молодыми волнами Большая политико-воспитательная рабо­ та проводится с молодыми воинами. Так, например, в последнее время в под­ разделении состоялись беседы на те­ мы: «Бдительность — необходимое ка­ чество советского воина», «Строго соб­ людать ^ внутренний распорядок дня». Живой интерес вызвали у воинов такие лекции, как «Боевые традиции Северного флота», «Высокие морально-боевые каче­ ства советского воина». Матрос Р. ПРЯНИШНИКОВ. Матрос П. Воробьев систематически изучает вверенное ему заведывание. В ре­ зультате упорного труда он добился первых успехов. Ему доверили самосто­ ятельно нести вахту. . Н А С Н И М К Е : матрос П. Воробьев несет гидроакустическую вахту. Фото Е. Ушмарова. УчебнЬие будни Эта мысль появилась у Беспальченко в морс. Тогда же, после вахты, он поделил­ ся своими соображениями со старшим ма­ тросом Лёвиным и старшиной 2 статьи Чеботарем. Лёвин, со свойственной ему прямолинейностью, сказал: — Мысль-то ладная, но, вероятно, не­ осуществимая. По-твоему изобретатели ху­ же тебя знают? — Может быть ошиблись, — загорячил­ ся Беспальченко. Чеботарь его поддержал, но этот вопрос так и остался нерешенным до прихода в базу. А все дело заключалось в'том, что старший матрос Беспальченко предложил сделать выводы для регулиров­ ки давления масла на машину. Это было очень простое приспособление с шарниром. При его внедрении вахтенный моторист получал возможность все внимание сосре­ дотачивать на приборах управления. В базе Беспальченко собственноручно сделал такой механизм. С командиром от­ деления он поставил его на место, решив опробовать. В работе он был безотказен и очень удобен. Беспальченко неизмеримо был счастлив. Этот невысокий худощавый моряк за короткий срок пребывания на корабле отлично освоил свою специаль­ ность. Механизм, сделанный им, был осмотрен командиром, который одобрил инициативу Беспальченко и разрешил поставить такие же на всех машинах. Беспальченко, Лёвин, Князев — пере­ довые моряки боевой части корабля. Сейчас, когда большое внимание обращает­ ся на подготовку молодых кадров взамен уходящим в запас, каждый из старослу­ жащих моряков стремится как можно боль­ ше «секретов» раскрыть перед молодыми матросами. Старший матрос Князев упорно зани­ мался с недавно пришедшим на службу матросом Кравцовым. II это дало замеча­ тельные результаты. Через короткое время старшина группы мотористов об’явил Кравцову благодарность за хорошее знание материальной части. — Поздравляю, — удовлетворенно ска­ зал тогда Князев, похлопав Кравцова по плечу. И серые глаза Князева ласково улыбну­ лись. А молодой матрос, смущаясь, прого­ ворил тихо: — Спасибо вам за все, товарищ стар­ ший матрос. Кравцов хорошо понимал, что без по­ стоянной заботливой помощи Князева ему пришлось бы гораздо труднее. Когда Кравцов первый раз спустился в машин­ ное отделение, он был поражен царившей там чистотой. Действительно, порядок там был идеальный. Нигде ни пылинки. — А ведь у многих несведущих людей до сих пор создается мнение, что в машине грязно, пыльно, жарко, — Князев улыб­ нулся. Улыбка у него была хорошая, ши­ рокая, открытая. — Вот тут мы и будем служить, — положив руку на плечо Кравцову, добавил Князев, и от этого дружеского прикосно­ вения молодому матросу стало легче, он почувствовал себя в родной семье. А сейчас Кравцов уже имеет несколько благодарностей, хорошо несет самостоя­ тельную вахту. Трудно сначала пришлось молодым ма­ тросам в походе. Студеное море непривет­ ливо встретило корабль. Волны раскачива­ ли корабль с борта на борт. В машине от работающих двигателей ис­ ходят пары масла, которые придают сла­ щавый привкус во рту. Тошнота подби­ рается к горлу, а тут еще надо найти пра­ вильное положение тела, чтобы не сколь­ зить по палубе, не отрывать глаз от теле­ графа, от приборов. В такие минуты хорошо помогает бодрое слово, личный пример. Шумят машины, иногда звонит телеграф. Побледнел матрос Писковатский, плохо ему. Это его первый поход, первое зна­ комство с морем. Он знает, — море не любит слабых. Писковатский старается держаться, смотрит на телеграф, не думая о качке, о подступающей тошноте. Внезапно он чувствует чью-то руку на своем плече. Воин поднимает глаза и ви­ дит спокойное с ободряющей улыбкой лицо старшего матроса Череповича. Тот молчит, но Писковатский и так понимает его взгляд. — Держись, друг! И он благодарно кивает в ответ. Чере- пович еще более внимательно смотрит на телеграф, ведь корабль выполняет боевую задачу. Дело мотористов обеспечивать за­ данный ход кораблю. ...Поход окончен. Корабль вернулся в базу. Но и в базе не прекращаются тренировки. В машинном отделении коман­ дир боевого поста проводит показательные учения для молодых матросов. Поступает вводная: — Затоплен второй кубрик! Быстро принимает решение командир от­ деления старшина 2 статьи Иванов. — Поставить опоры! Команды следуют одна за другой. Старослужащие матросы быстро ставят опоры, готовятся к откачиванию воды. За умелыми, ловкими действиями опытных воинов следят молодые матросы. Окончи­ лось учение. Начинается подробный разбор всех действий моряков. Выступления командира и других специалистов полезны молодым матросам. ...Переборку механизмов проводят ста­ рослужащие моряки вместе с прикреплен­ ными к ним молодыми матросами. Старший матрос Чсрепович разбирает узел механизма сам, об’ясняя при этом свои действия, а затем матрос Писковат­ ский проделывает ту же операцию само­ стоятельно. Это дает молодому матросу прочные знания. Так же поступают стар­ шие матросы Юдин, Ярошевич, Аверьянов. А вечером в кубрике мотористов шумно и весело. Матрос Кравцов выводит плясо­ вую. Затем начинается конкурс на луч­ шее исполнение песни. Все это сопровож­ дается смехом, шутками. Мотористы любят песни, многие играют на различных музы­ кальных инструментах. Вот старший ма­ трос Черспович сидит в углу и что-то ри­ сует на плотном листе бумаги. Он любит рисовать и часто свободное время отдает этому делу. Да, хорошие моряки, замеча­ тельные специалисты служат в боевой ча­ сти. Можно быть уверенным, такие воины никогда не отступят перед трудностями, с честью выполнят все задачи, стоящие пе­ ред ними. Матрос 3. ДОРОФЕЕВ. Молодому матросу об атомном оружии и противоатомной защите 3. Я д р о а т о м а В казарме батареи было особенно ожив­ ленно, когда готовилась к увольнению в запас очередная группа воинов. Хорошую память оставят о себе сержант Павлов­ ский. старшие матросы Хавренков и Жух- лев. Орудие, на котором прошла вся их служба, украшает алый вымпел с надписью «Лучшему боевому посту». Даже накану­ не от’езда не радость, а скорее озабочен­ ность на лице Хавренкова. Он все еще у своего замка, хотя два дня тому назад сдал обязанности комендора-замкового мо­ лодому матросу Тимофееву. Долго не мог уйти с орудия сержант Павловский. Сколько оставалось тут его труда! ...Два года тому назад расчет не спра­ влялся со своими задачами. Комсомольцы расчета не опустили ру­ ки. Павловский с подчиненными про­ анализировал причины пропусков и задер­ жек. Воины убедились, что механизмы плохо работали на стрельбах из-за нека­ чественной подготовки материальной ча­ сти и слабого знания отдельными номера­ ми своей специальности. Зенитчики пред­ приняли ряд мер: проводились техниче­ ские собеседования, обмен опытом лучших специалистов, разбирались причины задер­ жек на всех проведенных в прошлом ар­ тиллерийских стрельбах. Расчет стал тренироваться по-новому, с выполнением фактических вводных. Мате­ риальную часть изучали непосредственно на механизмах. В текущем году по указанию команди­ ра батареи было проведено состязание на лучший боевой пост. Вымпела «За луч­ ший боевой пост» и грамоты был удостоен расчет орудия, где командиром сержант Павловский. Эту высокую честь боевой пост не уронил и на последних стрельбах. Особенно тщательно готовились зенитчи­ ки к состязательным стрельбам. Расчет сержанта Павловского отлично справился со своей задачей на состязательной стрельбе. Сегодня сержант Павловский волновал­ ся. С ним уходили в запас опытные спе­ циалисты. Их сменили молодые матросы. — Постараемся ие уронить чести бое­ вого поста, — провожая Павловского, обещали ему его преемники. Старший лейтенант В. СЧАСТНЫЙ. Как мы уже отмечали, размеры атома очень малы, а ядро в нем занимает совер­ шенно ничтожное место. Попробуем путем сравнения представить себе его величи­ ну. Допустим, что мы увеличили атом до таких размеров, что он уместится в ком­ нате, имеющей длину, ширину и высоту в 10 метров. В таком, мысленно увеличен­ ном, «атоме» ядро будет выглядеть точ­ кой. И вот это-то необычайно маленькое атомное ядро в свою очередь состоит из еще более мелких частиц. Ученые доказа­ ли, что ядра атомов состоят из частиц, заряженных положительным электриче­ ством, — протонов и частиц, не имеющих заряда, — нейтронов. Пользуясь таблицей Д. И. Менделеева, можно подсчитать количество протонов и нейтронов в ядре того или иного атома. Любой атом химического элемента в таблице Д. И. Менделеева имеет свое по­ стоянное место, которому соответствует порядковый номер. Например, порядковый номер водорода — 1, гелия — 2, меди — 29, урана — 92. Порядковый номер ука­ зывает на количество протонов, содержа­ щихся в ядре данного атома. Количество нейтронов в атомном ядре подсчитывается путем вычитания из атомного веса (округ­ ленного до целого числа) количества про­ тонов. Приведем несколько примеров. Ге­ лий имеет порядковый номер 2, а атом­ ный вес — 4. В его ядре содержится 2 протона и 2 нейтрона. Уран занимает 92-е место в таблице, а атомный вес его — 238. Количество протонов в ядре атома урана — 92, а число нейтронов равно: 238 — 92 = 146. В нормальном состоянии атом нейтра­ лен, так как положительный заряд ядра уравновешивает отрицательные заряды электронов. Следовательно, число электро­ нов в атоме всегда должно соответствовать числу прогонов в ядре. Число электронов возрастает от 1 у атома водорода до 101 у атома менделее- виума в полном соответствии с порядко­ вым номером элемента в периодической таблице. Современная наука доказала, что атом­ ный вес одного и того же химического элемента может быть неодинаков. Это за­ висит от числа нейтронов в его ядре. На­ пример, существуют два вида атомов ме­ ди: у одних в ядре содержится 29 про­ тонов и 34 нейтрона, у других — 29 про­ тонов, но 36 нейтронов. Поскольку оба вида атомов имеют одинаковое число про­ тонов, они будут иметь и одинаковый по­ рядковый номер, то есть занимать одно и то же место в периодической таблице эле­ ментов. Такие элементы назвали изотопами, что в переводе с греческого языка означает — равноместные. Изотопы имеются у боль­ шинства химических элементов. Изотопы одного какого-нибудь химиче­ ского элемента имеют одинаковое количе­ ство протонов, поэтому и электронная обо­ лочка у этих атомов ничем не различает­ ся. Отсюда понятно, почему и химические свойства изотопов, несмотря на различный атомный вес, сходны. В одной клетке мен­ делеевской таблицы расположены три изо­ топа водорода. На рисунке 2 изображено схематическое строение их. Протий (обыч­ ный водород), дейтерий (тяжелый водо­ род), тритий (сверхтяжелый водород) име­ ют разные атомные ядра — протон, дей- терон и тритон. По массе протон в два раза меньше дейтерона и в три раза легче тритона, но химические свойства изотопов о • ПРОТИЙ' ДЕЙТЕРИЙ ТРИТИЙ О ПРОТОН © ЭЛЕКТРОН • НЕЙТРОН Рис. 2. водорода одинаковы. При соединении двух атомов водорода с одним атомом кислоро­ да получается молекула воды, однако вода по своим физическим свойствам будет раз­ ная. в зависимости от того, какой взят изотоп водорода. Протий с кислородом об­ разует обычную’ воду, дейтерий дает так называемую тяжелую воду, замерзающую при температуре + 3,8 градуса, а кипя­ щую при температуре +101,4 градуса. С изотопами нам придется встретиться, когда мы будем рассматривать ядерное взрывчатое вещество. Количество нейтронов в атомном ядре у изотопов одного и того же химического элемента разное, однако от этого меняется только масса, а не химические свойства вещества. Но изменение в ядре количе­ ства протонов хотя бы на один обязатель­ но приводит к изменению числа электро­ нов в оболочке: появляется атом другого химического элемента с новыми хими­ ческими свойствами. Если добавить к яд­ ру атома меди один протон, то получим ядро атома цинка. Цинк, как известно, обладает совершенно иными химическими свойствами, чем медь. Масса электронной оболочки в атомах имеет очень малую плотность, зато масса частиц в ядре уплотнена необычайно сильно. Если бы нам удалось лаборатор­ ным путем получить кусочек такого уп­ лотненного вещества величиною в куби­ ческий сантиметр, то он весил бы около 200 миллионов тонн. Для сравнения на­ помним, что кубический сантиметр наибо­ лее тяжелого ‘элемента — урана весит всего лишь 18,7 грамма. Человечество раньше всего научилось использовать незначительную часть энер­ гии атома — энергию электронов. Сюда относится химическая, магнитная, свето­ вая и электрическая энергия. Однако главная часть энергии, содержащейся в атоме, скрыта в атомном ядре. В наши дни ядра атомов превратились в источник нового вида энергии — ядер- ной или атомной энергии. Что же это за энергия? Об этом мы расскажем в следующей статье. Инженер-подполковник А. СЕДОВ, кандидат технических наук. Инженер А. БУЯНОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz