На страже Заполярья. 1955 год. Декабрь.
2 Н а стр^аж^ З а п о л я р ь я ТЗ денабря 1955 г., № 292 (5444). Выступление N. С. ХРУЩЕВА на приёме у премьер-министра Кашмира 10 декабря (Окончание. Начало см. на t -й стр.). Поэтому нашей задачей является ослаб ление этого воинственного союза, одного из очагов возможных авантюр. Мы искренне хотим, чтобы росла и креп ла миролюбивая, независимая Республика Индия. (Бурные аплодисменты). Нам стало известно о следующей недру желюбной акции правительства Пакиста на. Министерство иностранных дел Паки стана вызвало к себе советского посла и рекомендовало ему, чтобы я и мой друг Николай Александрович Булганин отказа лись от посещения Кашмира, отвергли бы приглашение главы вашего штата посе тить Сринагар и другие районы вашего штата. (Взрыв смеха). Это нельзя не расценить, как беспре цедентный случай вмешательства в чужие дела. Еще никогда третьи государства не позволяли себе указывать нам, куда и за чем мы должны ехать и каких нам друзей себе следует выбирать. (Оживление среди присутствующих, аплодисменты). Нам очень не нравится Багдадский пакт, одним из активнейших участников которого является Пакистан, хотя и без пользы для себя и своего народа. Но мы имеем терпение и уверены, что этот Баг дадский пакт лопнет, как мыльный пу зырь, и от него останется только непри ятное воспоминание. (Оживление среди присутствующих. Бурные аплодисменты). Представитель МИД Пакистана заявил далее нашему послу в этой стране, что правительство Пакистана не хотело бы, чтобы мы побывали в Афганистане, этой соседней с нами стране. (Оживление сре ди присутствующих). Но это уже слишком далеко идущее заявление, и лица, высту пающие с подобными рекомендациями, бе рут на себя слишком много. Афганистан является нашим добрым со седом, с которым у нас давно сложились дружеские отношения. (Аплодисменты). Мы хотим развивать и закреплять эти от ношения и надеемся, что наша поездка в Афганистан будет способствовать этому. (Аплодисменты). Мы бы очень хотели иметь такие же дружеские отношения с Пакистаном, и не по нашей вине такие отношения у нас пока не складываются. Но мы будем на стойчиво добиваться улучшения этих от ношений в интересах дела мира. Советский Союз всегда стоял и стоит за мир во всем мире, за дружбу между наро дами и между государствами. Эту линию нам завещал неуклонно проводить великий Ленин.(Бурные аплодисменты). И мы бу дем неотступно идти этим путем, укреп ляя и расширяя свою дружбу с другими государствами и народами. Да здравствует дружба и сотрудничест во между Республикой Индии и Советским Союзом! (Продолжительные аплодисмен ты). Да здравствует мир во всем мире! (Бур ные, продолжительные аплодисменты). Прибытие Н. А. БУЛГАНИНА и Н. С. ХРУЩЕВА в Дели ДЕЛИ, 11 декабря. (ТАСС). Сегодня в полдень Председатель Совета Министров СССР Н. А. Булганин и Член Президиума Верховного Совета СССР Н. С. Хрущев и сопровождающие их лица возвратились из Кашмира в Дели. На аэродроме их встре чали военный секретарь президента Рес публики Индии Ядунатх Сингх, замести тель министра иностранных дел А. К. Чанда и ответственные сотрудники ми нистерства иностранных дел Индии, посол СССР в Индии М. А. Меньшиков, сотрудни ки советского посольства и другие офи циальные лица, представители индийской и иностранной печати. С аэродрома II. А. Булганин и Н. С. Хрущев проследовали в президентский дво рец, где находится их резиденция. Пребывание Н. А. БУЛГАНИНА и Н. С. ХРУЩЕВА в Индии ДЕЛИ, 12 декабря. (ТАСС). Сегодня ут ром Н. А. Булганин и Н. С. Хрущев вы ехали на машинах из Дели в район горо да Сонепата, где расположена одна из баз осуществляемой правительством Индии «программы общинного развития» индий ской деревни. Этот план, к реализации которого Индия приступила в 1952 году, рассчитан на преодоление вековой отсталости индийской деревни и на повышение жизненного уров ня крестьянства Индии. В 1952 году было решено начать выполнение этого плана в 55 районах страны, охватывающих свыше 25 тысяч деревень с населением в 16 миллионов человек. В *настоящее время программой общинного развития охвачены районы, насчитывающие в общейчслож ности свыше 30 миллионов крестьян. С 1953 года она была дополнена упрощен ной программой, именуемой «содействие национальному развитию». Обе программы в совокупности охватывают свыше 100 тысяч деревень с населением более 68 миллионов человек (сельское население Индии — 310 миллионов человек). Сог ласно наметкам второго пятилетнего пла на, этими двумя программами за пять лет должно быть охвачено все сельское население Индии. Индийское правительство уделяет боль шое внимание плану общинного развития, считая его важным средством преобразо вания индийской деревни. Он включает меры по освоению целинных и пустующих земель, ирригацию, улучшение методов ве дения сельского хозяйства (как растение водства, так и животноводства), а также меры по развитию транспорта, здравоохра нения и просвещения. В ходе выполнения обеих программ ос воено около 240 тысяч гектаров пустую щих земель, орошено 520 тысяч гектаров, построено 10 тысяч школ, 33 тысячи километров дорог, вырыто и отремонтиро вано 53 тысячи колодцев, организовало 22 тысячи кооперативных об’единений. Правительство придает большое значение активному участию населения в выполне нии этих программ. До июня текущего года расходы правительства на развитие деревни составили свыше 250 миллионов рупий. * Вклад населения оценивается в 152 миллиона рупий. Район Сонепата. в 56 километрах се вернее Дели, относится к числу первых 55 районов страны, в которых в 1952 году началось выполнение программы об щинного развития. Этот район охватывает 265 деревень с населением в 300 тысяч человек. Здесь произведена значительная работа по ирригации, строительству ко лодцев, улучшению возделывания основ ных культур данной зоны — пшеницы и сахарного тростника, а также по улучше нию методов животноводства. В районе по строены 44 начальные и средние школы, организовано 178 учебных центров для взрослых, построено свыше 430 километ ров грунтовых дорог, приняты меры к улучшению медицинского обслуживания крестьян, к развитию кустарной промыш ленности и повышению культурного уров ня населения. Общая сумма расходов пра вительства в районе Сонепата составляет 2.820 тысяч рупий. Вклад самого населе ния оценивается в 2.950 тысяч рупий. На пути следования советских гостей от Дели до Сонепата их встречали и го рячо приветствовали жители ближних де ревень. Старинный город Сонепат распо ложен на территории штата Пенджаб. Сра зу за городом начинается район, охваты ваемый программой общинного развития. Все население деревень, через которые проезжали машины с гостями, ожидало их на дорогах. Товарищи Булганин и Хрущев остановились в деревне Бхатгаон, где их встретили главный министр штата Пенджаб Б. Сачар, министр развития шта та Пенджаб П. Сингх Кайрон и главный администратор программы общинного раз вития С. К. Дей. Представив гостям местных деятелей администрации программы общинного развития — членов «Панчията» (деревен ского совета, существующего во многих селах, охваченных этой программой), глав ный министр Б. Сачар и другие официаль ные лица прошли вместе с Н. С. Хруще вым и Н. А. Булганиным по улицам де ревни, показали им школы, медицинские учреждения, кустарные мастерские, выс тавку кустарных изделий, делянки, на которых демонстрируются лучшие методы посева сахарного тростника, пшеницы и других культур и методы ухода за ними. В заключение осмотра была показана выставка образцов разводимого в этом районе тяглового и молочного скота: во лы, горбатые коровы индийской породы, быки, буйволы. Во время обхода деревни ее пятитысячное население с энтузиазмом приветствовало и забрасывало цветами советских руководителей, собравшись вдоль глинобитных, окрашенных в белый цвет домов, убранных цветочными гир ляндами, флагами Советского Союза и Ин дии. Крестьяне плотной толпой следовали за гостями, скандируя: «Индийцы и рус ские — братья!». В поле за деревней бы ла сооружена трибуна, у которой собра лось несколько сот тысяч крестьян Пенджа ба. После демонстрации пенджабской борьбы и других традиционных гимнасти ческих упражнений народности сикхов, населяющей Пенджаб, Н. С. Хрущев обра тился со словами приветствия к крестья нам. УсшавЫ—закон нашей Жизни Знать и строго выполнять свои обязанности «Военнослужащий обязан твердо знать, умело и добросовестно выполнять свои обязанности...». (И з Устава Внутренней службы Вооруженных Сил Союза С С Р ). ☆ *г О- Отличный боевой пост Специфические особенности нашей служ бы не позволяют делать какие-либо скидки в знаниях и действиях каждого члена экипажа, ибо даже па первый взгляд не значительная нечеткость в выполнении одним матросом своего дела может кон читься плохо для всей подводной лодки. И, наоборот, если все моряки четко знают и строго выполняют возложенные на них обязанности, — боеспособность корабля неуклонно повышается. Хочется привести пример из опыта Ве ликой Отечественной войны на Севере. Это было в сентябре 1941 года. Подвод ная лодка, которой командовал капитан- лейтенант Егоров, проникнув во враже скую бухту, обнаружила у причала фаши стские транспорты. Она атаковала против ника и потопила один транспорт. Но пос ле выхода торпеды из аппарата лодку подбросило ввеох, нос и рубка показались над водой. Были срочно приняты все ме ры для того, чтобы уйти под воду, но фа шисты уже заметили советскую «Малют ку». Катера-охотники противника начали преследование. Послышались разрывы пер вой серии бомб. Вышло из строя освеще ние. Людям пришлось работать при свете аварийных фонариков. На всех боевых по стах старшины и матросы умело выполня ли свои обязанности. Старшина 2 статьи Рассуканный, стоявший у главной ходовой станции, действовал четко и быстро. Ему помогал молодой матрос Полонский. В дизельном отсеке лопнули визиры топливных систерн. Главный старшина Иващенко и матрос Борисов, отлично знав шие свое дело, быстро ликвидировали ава рию. Чтобы избежать шума, рули перекла дывали вручную. В отсеках стало нехва- тать воздуха, но боцман тов. Гусев про должал стоять на горизонтальных рулях. Такими же стойкими оказались и другие моряки. Более четырех часов периодически противник бомбил советскую «Малютку», но в этих тяжелых условиях личный со став работал уверенно и четко. А это да ло возмолсность командиру оторваться от преследования, выйти из бухты в откры тое море. Вот такими умелыми воинами и должны стать матросы и старшины нового поко ления советских моряков. Для этого им нужны богатые и прочные военные и по литические знания, высокие морально-бое вые качества. Все это не приходит само собой, а приобретается и совершенствует ся в упорной учебе, ревностным и точным выполнением требовании Присяги и уста вов, приказов и указаний командиров и начальников. Офицеры и старшины — учителя и на ставники матросов. Сейчас, когда на флот пришло молодое пополнение, их задачи еще более возросли. Они доллгны с пер вых же шагов молодых матросов приучить их к четкости, точности и исполнитель ности, к старательности и любознательно сти в учебе, к безупречному выполнению своих обязанностей. Командиры обязаны методически пра вильно поставить обучение личного соста ва, а также проявлять строгую уставную требовательность, сочетая ее с чуткостью и вниманием к подчиненным. Методически правильно организовать обучение матросов — значит четко опре делять цель каждого занятия по специаль ности, тренировки или учения, соблюдать строгую последовательность в проведении учебных мероприятий, тщательно гото виться к ним, составлять продуманные планы и конспекты. Только при таких условиях они достигают цели. Если же они скроены на живую нитку, по «принципу»: проведено— и с плеч долой, то пользы от этого никакой нет. А нам надо, чтобы ма тросы получали богатые и глубокие зна ния, твердые практические навыки, что бы они доводили свои действия до авто матизма. Очень важно при этом путем си стематического контроля научить их пре дупреждать возможные неисправности боевой техники, а если случатся неисправ ности—быстро и правильно устранять их. Однако лишь одного обучения недоста точно. Оно должно дополняться строгой командирской требовательностью. Раз’яс- нив подчиненным их обязанности, дав им необходимые знания, выработав у них необходимые навыки по сбережению, ухо ду и использованию оружия и техники, старшины должны добиваться образцового выполнения матросами воинского дол га. У тех же наших старшин, которые забывают об этом, отдельные матросы при опросах показывают неплохие знания, но в практической деятельности не отличают ся исполнительностью, нередко не делают то, чему их учат. Вот почему командиру надо быть требовательным и последова тельным в обучении подчиненных. На подводных лодках нашей части вы росло немало опытных старшин — настоя щих помощников офицеров. К их числу по праву нужно -отнести мичмана Алек сандра Яковлева, старшину 1 статьи Ва силия Вечёрка. Обладая методическим ма стерством, они тщательно готовятся к за нятиям по специальности и тренировкам на боевых постах и проводят их на долж ном уровне. Большое внимание эти стар шины уделяют воспитанию подчиненных, часто беседуют с ними о службе на под водных лодках, о значении их специаль ностей, раз’ясняют матросам политику Ком мунистической партии и Советского пра вительства, требования Военной присяги и уставов. Вместе с тем они, проявляя лич ную примерность, пред’являют к матросам строгую требовательность, добиваются чет кого выполнения ими своих служебных обязанностей. Настойчиво совершенствуя свою под готовку, они успешно выращивают уме лых, дисциплинированных воинов. Напри мер, старшина 1 статьи Вечёрка готовится стать специалистом первого класса, а его подчиненные Меренков, Семичастный, Ку лаков и другие — специалистами второ го класса. Бесспорно, роль командиров в становле нии настоящих воинов огромна. Однако ус пех дела решают старательность самих матросов, глубокое понимание ими своего воинского долга, их чувство личной ответ ственности за безопасность Родины. Очень важно, чтобы матрос с первых же дней своей службы приучал себя к неуклонно му соблюдению распорядка дня, всех дра- вил и законов военной жизни, к точности и исполнительности. Это дисциплинирует и внутренне организует его, развивает в н£м стремление к знаниям, к мастерству. Все это видно на примере молодого ма троса Черкасова. Это старательный воин, везде и всюду он ведет себя образцово, как и полагается советскому моряку. Черка сов учится с большим старанием. За сравнительно небольшой отрезок вре мени он все зачеты сдал с отлич ными оценками и был поставлен на штат ную должность, а также допущен к само стоятельному несению вахты. Серьезную помощь ему оказали старшина команды трюмных мичман Бибин и старший ма трос Гаврилко, обязанности которого по боевому номеру дублировал Черкасов. Главным же образом матрос добился тако го успеха благодаря своей прилежности, любознательности и упорству в учебе. Благородны и возвышенны обязанности советских воинов — надежных защитни ков социалистической Отчизны. И чем лучше выполняет их каждый из нас, тем выше боеготовность корабля, части. Офицер Г. КУДРЯШОВ. Беседы с молодыми волнами Большая политико-воспитательная рабо та проводится с молодыми воинами. Так, например, в последнее время в под разделении состоялись беседы на те мы: «Бдительность — необходимое ка чество советского воина», «Строго соб людать ^ внутренний распорядок дня». Живой интерес вызвали у воинов такие лекции, как «Боевые традиции Северного флота», «Высокие морально-боевые каче ства советского воина». Матрос Р. ПРЯНИШНИКОВ. Матрос П. Воробьев систематически изучает вверенное ему заведывание. В ре зультате упорного труда он добился первых успехов. Ему доверили самосто ятельно нести вахту. . Н А С Н И М К Е : матрос П. Воробьев несет гидроакустическую вахту. Фото Е. Ушмарова. УчебнЬие будни Эта мысль появилась у Беспальченко в морс. Тогда же, после вахты, он поделил ся своими соображениями со старшим ма тросом Лёвиным и старшиной 2 статьи Чеботарем. Лёвин, со свойственной ему прямолинейностью, сказал: — Мысль-то ладная, но, вероятно, не осуществимая. По-твоему изобретатели ху же тебя знают? — Может быть ошиблись, — загорячил ся Беспальченко. Чеботарь его поддержал, но этот вопрос так и остался нерешенным до прихода в базу. А все дело заключалось в'том, что старший матрос Беспальченко предложил сделать выводы для регулиров ки давления масла на машину. Это было очень простое приспособление с шарниром. При его внедрении вахтенный моторист получал возможность все внимание сосре дотачивать на приборах управления. В базе Беспальченко собственноручно сделал такой механизм. С командиром от деления он поставил его на место, решив опробовать. В работе он был безотказен и очень удобен. Беспальченко неизмеримо был счастлив. Этот невысокий худощавый моряк за короткий срок пребывания на корабле отлично освоил свою специаль ность. Механизм, сделанный им, был осмотрен командиром, который одобрил инициативу Беспальченко и разрешил поставить такие же на всех машинах. Беспальченко, Лёвин, Князев — пере довые моряки боевой части корабля. Сейчас, когда большое внимание обращает ся на подготовку молодых кадров взамен уходящим в запас, каждый из старослу жащих моряков стремится как можно боль ше «секретов» раскрыть перед молодыми матросами. Старший матрос Князев упорно зани мался с недавно пришедшим на службу матросом Кравцовым. II это дало замеча тельные результаты. Через короткое время старшина группы мотористов об’явил Кравцову благодарность за хорошее знание материальной части. — Поздравляю, — удовлетворенно ска зал тогда Князев, похлопав Кравцова по плечу. И серые глаза Князева ласково улыбну лись. А молодой матрос, смущаясь, прого ворил тихо: — Спасибо вам за все, товарищ стар ший матрос. Кравцов хорошо понимал, что без по стоянной заботливой помощи Князева ему пришлось бы гораздо труднее. Когда Кравцов первый раз спустился в машин ное отделение, он был поражен царившей там чистотой. Действительно, порядок там был идеальный. Нигде ни пылинки. — А ведь у многих несведущих людей до сих пор создается мнение, что в машине грязно, пыльно, жарко, — Князев улыб нулся. Улыбка у него была хорошая, ши рокая, открытая. — Вот тут мы и будем служить, — положив руку на плечо Кравцову, добавил Князев, и от этого дружеского прикосно вения молодому матросу стало легче, он почувствовал себя в родной семье. А сейчас Кравцов уже имеет несколько благодарностей, хорошо несет самостоя тельную вахту. Трудно сначала пришлось молодым ма тросам в походе. Студеное море непривет ливо встретило корабль. Волны раскачива ли корабль с борта на борт. В машине от работающих двигателей ис ходят пары масла, которые придают сла щавый привкус во рту. Тошнота подби рается к горлу, а тут еще надо найти пра вильное положение тела, чтобы не сколь зить по палубе, не отрывать глаз от теле графа, от приборов. В такие минуты хорошо помогает бодрое слово, личный пример. Шумят машины, иногда звонит телеграф. Побледнел матрос Писковатский, плохо ему. Это его первый поход, первое зна комство с морем. Он знает, — море не любит слабых. Писковатский старается держаться, смотрит на телеграф, не думая о качке, о подступающей тошноте. Внезапно он чувствует чью-то руку на своем плече. Воин поднимает глаза и ви дит спокойное с ободряющей улыбкой лицо старшего матроса Череповича. Тот молчит, но Писковатский и так понимает его взгляд. — Держись, друг! И он благодарно кивает в ответ. Чере- пович еще более внимательно смотрит на телеграф, ведь корабль выполняет боевую задачу. Дело мотористов обеспечивать за данный ход кораблю. ...Поход окончен. Корабль вернулся в базу. Но и в базе не прекращаются тренировки. В машинном отделении коман дир боевого поста проводит показательные учения для молодых матросов. Поступает вводная: — Затоплен второй кубрик! Быстро принимает решение командир от деления старшина 2 статьи Иванов. — Поставить опоры! Команды следуют одна за другой. Старослужащие матросы быстро ставят опоры, готовятся к откачиванию воды. За умелыми, ловкими действиями опытных воинов следят молодые матросы. Окончи лось учение. Начинается подробный разбор всех действий моряков. Выступления командира и других специалистов полезны молодым матросам. ...Переборку механизмов проводят ста рослужащие моряки вместе с прикреплен ными к ним молодыми матросами. Старший матрос Чсрепович разбирает узел механизма сам, об’ясняя при этом свои действия, а затем матрос Писковат ский проделывает ту же операцию само стоятельно. Это дает молодому матросу прочные знания. Так же поступают стар шие матросы Юдин, Ярошевич, Аверьянов. А вечером в кубрике мотористов шумно и весело. Матрос Кравцов выводит плясо вую. Затем начинается конкурс на луч шее исполнение песни. Все это сопровож дается смехом, шутками. Мотористы любят песни, многие играют на различных музы кальных инструментах. Вот старший ма трос Черспович сидит в углу и что-то ри сует на плотном листе бумаги. Он любит рисовать и часто свободное время отдает этому делу. Да, хорошие моряки, замеча тельные специалисты служат в боевой ча сти. Можно быть уверенным, такие воины никогда не отступят перед трудностями, с честью выполнят все задачи, стоящие пе ред ними. Матрос 3. ДОРОФЕЕВ. Молодому матросу об атомном оружии и противоатомной защите 3. Я д р о а т о м а В казарме батареи было особенно ожив ленно, когда готовилась к увольнению в запас очередная группа воинов. Хорошую память оставят о себе сержант Павлов ский. старшие матросы Хавренков и Жух- лев. Орудие, на котором прошла вся их служба, украшает алый вымпел с надписью «Лучшему боевому посту». Даже накану не от’езда не радость, а скорее озабочен ность на лице Хавренкова. Он все еще у своего замка, хотя два дня тому назад сдал обязанности комендора-замкового мо лодому матросу Тимофееву. Долго не мог уйти с орудия сержант Павловский. Сколько оставалось тут его труда! ...Два года тому назад расчет не спра влялся со своими задачами. Комсомольцы расчета не опустили ру ки. Павловский с подчиненными про анализировал причины пропусков и задер жек. Воины убедились, что механизмы плохо работали на стрельбах из-за нека чественной подготовки материальной ча сти и слабого знания отдельными номера ми своей специальности. Зенитчики пред приняли ряд мер: проводились техниче ские собеседования, обмен опытом лучших специалистов, разбирались причины задер жек на всех проведенных в прошлом ар тиллерийских стрельбах. Расчет стал тренироваться по-новому, с выполнением фактических вводных. Мате риальную часть изучали непосредственно на механизмах. В текущем году по указанию команди ра батареи было проведено состязание на лучший боевой пост. Вымпела «За луч ший боевой пост» и грамоты был удостоен расчет орудия, где командиром сержант Павловский. Эту высокую честь боевой пост не уронил и на последних стрельбах. Особенно тщательно готовились зенитчи ки к состязательным стрельбам. Расчет сержанта Павловского отлично справился со своей задачей на состязательной стрельбе. Сегодня сержант Павловский волновал ся. С ним уходили в запас опытные спе циалисты. Их сменили молодые матросы. — Постараемся ие уронить чести бое вого поста, — провожая Павловского, обещали ему его преемники. Старший лейтенант В. СЧАСТНЫЙ. Как мы уже отмечали, размеры атома очень малы, а ядро в нем занимает совер шенно ничтожное место. Попробуем путем сравнения представить себе его величи ну. Допустим, что мы увеличили атом до таких размеров, что он уместится в ком нате, имеющей длину, ширину и высоту в 10 метров. В таком, мысленно увеличен ном, «атоме» ядро будет выглядеть точ кой. И вот это-то необычайно маленькое атомное ядро в свою очередь состоит из еще более мелких частиц. Ученые доказа ли, что ядра атомов состоят из частиц, заряженных положительным электриче ством, — протонов и частиц, не имеющих заряда, — нейтронов. Пользуясь таблицей Д. И. Менделеева, можно подсчитать количество протонов и нейтронов в ядре того или иного атома. Любой атом химического элемента в таблице Д. И. Менделеева имеет свое по стоянное место, которому соответствует порядковый номер. Например, порядковый номер водорода — 1, гелия — 2, меди — 29, урана — 92. Порядковый номер ука зывает на количество протонов, содержа щихся в ядре данного атома. Количество нейтронов в атомном ядре подсчитывается путем вычитания из атомного веса (округ ленного до целого числа) количества про тонов. Приведем несколько примеров. Ге лий имеет порядковый номер 2, а атом ный вес — 4. В его ядре содержится 2 протона и 2 нейтрона. Уран занимает 92-е место в таблице, а атомный вес его — 238. Количество протонов в ядре атома урана — 92, а число нейтронов равно: 238 — 92 = 146. В нормальном состоянии атом нейтра лен, так как положительный заряд ядра уравновешивает отрицательные заряды электронов. Следовательно, число электро нов в атоме всегда должно соответствовать числу прогонов в ядре. Число электронов возрастает от 1 у атома водорода до 101 у атома менделее- виума в полном соответствии с порядко вым номером элемента в периодической таблице. Современная наука доказала, что атом ный вес одного и того же химического элемента может быть неодинаков. Это за висит от числа нейтронов в его ядре. На пример, существуют два вида атомов ме ди: у одних в ядре содержится 29 про тонов и 34 нейтрона, у других — 29 про тонов, но 36 нейтронов. Поскольку оба вида атомов имеют одинаковое число про тонов, они будут иметь и одинаковый по рядковый номер, то есть занимать одно и то же место в периодической таблице эле ментов. Такие элементы назвали изотопами, что в переводе с греческого языка означает — равноместные. Изотопы имеются у боль шинства химических элементов. Изотопы одного какого-нибудь химиче ского элемента имеют одинаковое количе ство протонов, поэтому и электронная обо лочка у этих атомов ничем не различает ся. Отсюда понятно, почему и химические свойства изотопов, несмотря на различный атомный вес, сходны. В одной клетке мен делеевской таблицы расположены три изо топа водорода. На рисунке 2 изображено схематическое строение их. Протий (обыч ный водород), дейтерий (тяжелый водо род), тритий (сверхтяжелый водород) име ют разные атомные ядра — протон, дей- терон и тритон. По массе протон в два раза меньше дейтерона и в три раза легче тритона, но химические свойства изотопов о • ПРОТИЙ' ДЕЙТЕРИЙ ТРИТИЙ О ПРОТОН © ЭЛЕКТРОН • НЕЙТРОН Рис. 2. водорода одинаковы. При соединении двух атомов водорода с одним атомом кислоро да получается молекула воды, однако вода по своим физическим свойствам будет раз ная. в зависимости от того, какой взят изотоп водорода. Протий с кислородом об разует обычную’ воду, дейтерий дает так называемую тяжелую воду, замерзающую при температуре + 3,8 градуса, а кипя щую при температуре +101,4 градуса. С изотопами нам придется встретиться, когда мы будем рассматривать ядерное взрывчатое вещество. Количество нейтронов в атомном ядре у изотопов одного и того же химического элемента разное, однако от этого меняется только масса, а не химические свойства вещества. Но изменение в ядре количе ства протонов хотя бы на один обязатель но приводит к изменению числа электро нов в оболочке: появляется атом другого химического элемента с новыми хими ческими свойствами. Если добавить к яд ру атома меди один протон, то получим ядро атома цинка. Цинк, как известно, обладает совершенно иными химическими свойствами, чем медь. Масса электронной оболочки в атомах имеет очень малую плотность, зато масса частиц в ядре уплотнена необычайно сильно. Если бы нам удалось лаборатор ным путем получить кусочек такого уп лотненного вещества величиною в куби ческий сантиметр, то он весил бы около 200 миллионов тонн. Для сравнения на помним, что кубический сантиметр наибо лее тяжелого ‘элемента — урана весит всего лишь 18,7 грамма. Человечество раньше всего научилось использовать незначительную часть энер гии атома — энергию электронов. Сюда относится химическая, магнитная, свето вая и электрическая энергия. Однако главная часть энергии, содержащейся в атоме, скрыта в атомном ядре. В наши дни ядра атомов превратились в источник нового вида энергии — ядер- ной или атомной энергии. Что же это за энергия? Об этом мы расскажем в следующей статье. Инженер-подполковник А. СЕДОВ, кандидат технических наук. Инженер А. БУЯНОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz