На страже Заполярья. 1955 год. Декабрь.
2 Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 10 декабря 1955 г., № 290 (5442). Мастер торпедного удара Командир на подведении итогов был немногословен. — Все, чего достигли мы в этом году, — говорил он, — нам предстоит показать на деле. Торпедная стрельба на приз Глав нокомандующего Военно-Морским Флотом будет являться экзаменом нашей боевой учебы за год. С честью выдержать этот экзамен — почетная обязанность каждо го... Большего говорить и не требовалось. Подчиненные верили в своего командира и в свои силы. В памяти моряков возни кали трудные морские походы, связанные с выполнением учебно-боевых задач. II по мощник командира катера, и старшина группы мотористов Богатырев, и радио метрист Чуканов — все члены экипажа видят в своем командире волевого офице ра, требовательного и отзывчивого* кото- ' рыи полюбил свою профессию и отдает ей все свои силы. ...Нелегкая служба на торпедном кате ре. Но как приятно бывает на душе у каждого, когда поставленная задача ре шается успешно! Старший лейтенант Геннадий Арнет практическую школу мастера торпедного удара получил от своего первого учителя — командира звена. Они подолгу беседо вали в учебном классе, по схемам разби рая характерные операции действий на ших катерников в период Великой Отече ственной войны. Опытный категиич учил молодого офицера, как правильно и свое временно принять решение во время тор педной атаки, как занять позицию и вы работать данные для атаки: курсовой угол цели, курс, скорость, курсовой угол для атаки и т. д. — Одним словом, — говорил он Арне- ту, — мастерство в торпедной атаке за ключается и в том, чтобы с помощью ра диолокации правильно определить ско рость цели и ее курс, и затем умело выб рать исходную позицию для атаки. Эти длительные задушевные беседы расширяли и углубляли знания моряка. И если Арнет в этот период был еще практи чески далек от звания мастера торпед ных атак, то пути к достижению благо родных стремлений перед ним вырисовы вались с полной ясностью. Впереди была практика, только она могла обогатить тео ретические знания. Молодой офицер Арнет был назначен командиром торпедного катер- Народ, Коммунистическая партия доверили ему корабль и людей, служащих на нем. Это большое доверие он должен был оправ дать во что бы то ни стало. Над бухтой опустилась ночная мгла. Послушный воле командира, еще неиску шенного во всех тонкостях службы на торпедных катерах, корабль уходил все дальше в открытое море. Предстояло обнаружить цель и торпедировать ее. Не случайно командование поручило молодому командиру выполнение этой задачи в условиях малой видимости. Дело в том, что новички, как правило, почему-то считают, что производить стрельбу по приборам, по прицелу — дело длительное и неинтересное. Куда, мол, луч ше торпедировать цель «на глазок», ког да проверяются личные качества, способ ность чувствовать всем нутром окружаю щую обстановку. Метод стрельбы «на гла зок» — порочный. Пользуясь им, можно легко ошибиться в установлении угла уп реждения, определения скорости и курсо вого угла. И если этот способ стрельбы иногда применялся нашими катерниками в период Великой Отечественной войны, то отнюдь не потому, что они не доверяли приборам или не умели ими пользоваться, а лишь учитывая сложившуюся обста новку: близкое расстояние до цели против ника, фактор внезапности^ хорошую ви димость и т. п. Вот и сейчас командова ние поручило Арнету торпедирование це ли в условиях плохой видимости, чтобы он привыкал пользоваться только единст венно правильным методом торпедной стрельбы — прицелом. Радиометрист Чуканов вскоре увидел на экране изображение. — Цель обнаружена, — доложил он командиру. — Курсовой угол... Скорость... Следовало принимать немедленное реше ние по данным радиометриста, идти на сближение с целью и атаковать ее. В этих условиях от командира требуется самое главное — добиться постоянства пеленга и уметь определить на прицеле угол уп реждения на выработанный курсовой угол, чтобы с приходом на боевой курс точнее удерживать на нем катер, а затем, поль зуясь прицелом, производить стрельбу на данном угле упреждения. Именно так и действовал командир ка тера Арнет. Принимая периодически по ступающие доклады от радиометриста, он всматривался в ночную темноту, стараясь увидеть цель. Но ее не было видно. В сло жившейся обстановке следовало произво дить торпедную атаку только по прибо рам. В исходной точке торпедный катер лег на боевой курс. Командир все точно рас считал, и торпеда была выпущена. Атака проходила скоротечно. Все дан ные, выработанные Арнетом, были пра вильны. Но почему торпеда прошла не под целью? Тщательный разбор этой операции подтвердил верные действия командира ко рабля. Причина отклонения торпеды от це ли заключалась в нечеткой работе радио метриста Чуканова, который допустил ошибку в определении скорости цели. Случай этот говорил о многом. Во-пер вых, он был ярким доказательством того, что успех в решении поставленной зада чи зависит от каждого катерника; во-вто рых, молодой командир пришел к выводу, что к подчиненным нужно быть более тре бовательным, прививать им безупречную исполнительность, бдительность; и, в-тре тьих, воинов следовало кропотливо и упорно обучать специальности, шлифовать их навыки до автоматизма. Так начался новый этап в службе офи цера Арнета. Упорно учил он подчинен ных, еще упорнее учился сам. Часами он проводил время в учебном кабинете, где решались групповые упражнения, проиг рывались варианты выхода в торпедную атаку. Каждое такое практическое заня тие и каждый выход в море обогащали знания командира катера новыми положе ниями, подсказывали ему, на что нужно обратить особое внимание. Ему на походах приходилось выполнять функции и штурмана, и рулевого, и командира. Знать нужно было очень мно го. В течение года лейтенант Арнет со вершил много выходов в море. Он стал умело ориентироваться в сложной обета-- новке, научился пользоваться техникой и приборами. Он выработал в себе спокойст вие, точный расчет, стал быстрее выби рать пеленг и заданный курсовой угол. Практика подсказывала, что командиру торпедного катера надо отлично знать си луэты и тактико-технические данные всех надводных кораблей. С каждым походом рос боевой опыт командира катера. Арнету доверялись самые сложные опе рации. Днем и ночью, в трудных метео рологических условиях выпущенные бое вым кораблем торпеды проходили точно под целью. Однажды ночью поступило приказание торпедному катеру Арнета выйти в море, обнаружить цель и торпедировать ее. По боевой тревоге моряки заняли свои места. Команда: «Запустить моторы» — и рит мичный гул работающих машин пронесся под водой. Широко расставив ноги, у штурвала стоял Арнет. Его мысли сейчас были на правлены к радиометристу Чукаиову, ко торый, склонившись над экраном, искал цель. Помех на этот раз было особенно много. Несмотря на это, Чуканов обнару жил цель и доложил командиру ее данные. Арнет сразу же начал вырабатывать эле менты движения цели. — ...Пеленг... доложить! — эти слова командира обращены к радиометристу. Вы рабатывается пеленг, ведущий в исходную позицию. Быстро определяется угол, с которого нужно будет стрелять. Правильно заняв исходную позицию, торпедный катер лег на курс сближения. В исходной точке на дистанции залпа тор педа была выпущена. Расчет командира оказался правильным, был точно выдер жан боевой курс, правильно взят угол уп реждения. Выпущенная торпеда прошла точно под целью. ...И вот, когда позади остались напря женные дни и ночи упорных тренировок, торпедному катеру офицера Арнета пред стояло подвести итоги боевой учебы — про изводить торпедную стрельбу на приз Глав нокомандующего Военно-Морским Флотом. Шли последние приготовления, заключи тельные тренировки. Арнет сам провел с радиометристом ряд тренировок по обна ружению цели. Командир и экипаж жили сейчас одной мыслью — выполнить стрельбу на «от лично». Уверенные действия командира, его непоколебимая решимость и стремле ние к достижению цели вдохновляли под чиненных. Наконец, наступил долгожданный день. Взревели моторы, и торпедный катер, ос тавляя за «кормой белый бурун, покинул базу. Трудно было обнаружить цель. До пре дела напрягая внимание, работал радио метрист. Но вот сперва мелькнувшее изображение все яснее вырисовывалось на фоне экпана. Сомнений не было — это цель. Доложив командиру о появив шейся цели и сообщив ее данные, радио метрист стал вести за ней внимательное наблюдение. Старший лейтенант Арнет, быстро выра ботав пеленг, принял решение идти на исходную позицию. Скоро цель была видна невооруженным глазом. Она свобод но маневрировала. В течение короткого времени корабль-цель произвел несколько поворотов. Арнету в этой обстановке труд но было выработать определенный курсо вой угол. В исходной точке командир принимает решение идти на курс сближения. Уже выработан угол упреждения. Сейчас каж дый думает об одном — выполнить зада чу. Отдаваемые командиром приказания выполняются быстро и точно. Все ближе и ближе корабль-цель. Уп равляемый твердой рукой Арнета, катер стремительно идет к точке залпа. Вот и исходная позиция. — Залп! — разносится команда. Сигарообразная торпеда плюхается в во ду и быстро идет по направлению к цели. Накрытие цели было обеспечено. Серьез ный экзамен моряки торпедного катера, которым командует старший лейтенант Арнет, выдержали с честью. Офицер Д. РУМЯНЦЕВ. Отличный о п е р а т о р Наше подразделение выполняет ответст венную задачу по подготовке материальной части к боевому действию. Личный состав отдает все силы, чтебы успешно решить это сложное задание. Особенно хорошо тру дится отличник боевой и политической подготовки оператор старший матрос Па- ливайко. Не сразу он стал умелым специалистом. В учебе Наливайко столкнулся с большими трудностями. Но он, не жалея сил, упорно осваивал устройство приборов и принцип их работы. И его труд не пропал даром. Наливайко образцово стал работать на ма териальной части. Но и теперь старший матрос не прекращает совершенствовать свое воинское мастерство, углубляет зна ния и закрепляет их на практике. Нали вайко любит свою профессию, заботливо относится к уходу и сбережению радиоло кационной техники. — Нам доверена грозная боевая техни ка, — говорит старший матрос Наливай- ко, — поэтому держать ее в полной боевой готовности — наш долг. Оператор отлично знает свое дело. Од нажды на станции потребовалось прове рить работу всех блоков радиолокатора. Эту важную операцию командир поручил старшему матросу Наливайко. При тща тельном осмотре и проверке монтажа по чертежам и схемам он обнаружил замы кание в управляющей сетке одного из каскадов усилителя частоты. Это и мешало нормальной работе станции. Наливайко быстро устранил неисправность и хорошо настроил радиолокатор. Командир расчета остался доволен действиями своего подчи ненного. Старший матрос НалиЕайко награжден почетным знаком «Отличник ПВО», имеет много благодарностей от командира. XX с’езд Коммунистической партии моряк встречает новыми успехами в службе. Матрос Н. МАШУКОВ. Готовит надежную смену В кругу водителей, обсуждающих в сво бодное время какой-либо спорный вопрос по обслул;ивапию автомашины, часто мож но видеть матроса Цветкова. Он опытный шофер, и товарищи слушают его внима тельно. Когда командир доверил Цветкову вос питание молодых водителей, тот с удвоен ной энергией стал повышать свои знания, усилил помощь товарищам. Перед тем. как выйти в рейс, он тща тельно проверяет машины, дает советы шоферам о #вождении автомобилей по скользкой дороге, по снежным заносам. От опытного глаза Цветкова не ускользает и мелкая неисправность. Недавно случилась поломка в машине, которую обслуживал матрос Гриньков. Цветков указал матросу на то, что полом ки можно бы было избежать, если бы он правильно обслуживал автомобиль. А ве чером, когда собрались все молодые води тели, Цветков изучил с ними инструкцию по эксплуатации машин в зимних услови ях. Матрос Цветков стремится подготовить опытных водителей. Матрос А. ЕЛИСЕЕВ. Умело передает подчиненным свой богатый опыт и знания специалист первого класса старшина 1 статьи И. Абрамов. Его служба на корабле является примером для многих старшин и матросов. НА С Н И М К Е : командир отделения машиннстов-турбинистов специалист перво го класса старшина 1 статьи И. Абрамов (слева) проводит занятия по специально сти со своими подчиненными. Фото И. Никншова. Дежурный по низам и ш е л Ь н Ы й ч а с о в о й За время службы в нашей части матрос Бойцов показал себя дисциплинированным и умелым воином. Сейчас, когда на смену демобилизованным приходят молодые ма тросы, Бойцов личным примером показы вает, как нужно выполнять воинскии долг. Находясь на посту по охране об’екта, Бой цов заметил неизвестного человека, кото рый пытался пробраться через территорию об’екта. Действуя точно по уставу, ре шительно и смело, Бойцов злдержал неиз вестного. За высокую бдительность на посту командир части об’явил передовому воину благодарность. Матрос А. РОМАНОВ. 1 С о 7 ? 0 7 П / г Ъ О О Т Л И Ч Н Ы Х результатов в уче бе достигли молодые матросы Бойко и Зотов. — X X с’езд Коммунистической пар тии мы встретим новыми успехами в службе, — говорят воины-артиллери сты. Матрос В. Вялов. О П Р И М Е Р Н О служит Родине ря довой Кононов. Недавно командир послал благодарственное письмо e rj родителям. Рядовой Н. Остроухое. Молодому матросу об атомном оружии и противоатомной защите 2. С т р о е н и е а т о м а Природа богата энергетическими ресур сами, но человек не сразу нашел пути к овладению ими. Сначала он заставил ра ботать на себя воду и ветер, потом стал использовать эчергию топлива, электриче ство, а сейчас поставил себе на службу и атомную энергию. Открытие способов по лучения атомной энергии — самое круп ное и выдающееся достижение современ ной науки. Человеческий ум проник в мир невидимого — в атомы и научился извле кать содержащуюся в них энергию. О величине запасов атомной энергии можно судить по тому, что атомная энер гия, заключенная в одном грамме угля, в 2,7 миллиарда раз больше той энергии, которую мы получаем при его сжигании. Однако пока удается извлекать атомную энергию из очень немногих веществ, к то му же и далеко не полностью. Из грамма урана можно добыть около 20 миллиардов малых калорий тепловой энергии или 20 миллионов киловатт-ча сов электрической энергии. А, как извест но. каждый киловатт-час электрической энергии заменяет часовой труд, примерно, 20 рабочих. С помощью одного киловатт- часа электроэнергии можно изготовить 2 пары обуви или 10 метров ткани, выпечь 88 килограммов хлеба или сварить и рас фасовать 42 килограмма сахара, добыть 70 килограммов угля или выплавить 7 килограммов чугуна. Примерно, 2.000 кн- ловатт-часов энергии требуется на изго товление автомобиля, а несколько больше —■на производство трактора. Овладето способом голучения атомной энергии люди смогли лишь на основе це лого ряда научных работ по исследованию строения атома. Что же такое атом? Каково его строе ние? Еще в глубокой древности людям было известно, что все тела во Вселенной со стоят из мельчайших частиц. Более 2.000 лет назад греки эти частицы назвали ато мами, что в дословном переводе означает «неделимые». В прошлом веке ученые опытным путем доказали, что простые вещества: сера, железо, ртуть и другие состоят из атомов, а сложные вещества — дерево, вода, ка мень и другие состоят из молекул, образо ванных из различных атомов. В земной коре насчитывается, примерно, 88 разновидностей атомов. Среди них — атомы железа, меди, цинка, серебра и другие. Их называют химическими элемен тами. Химический элемент нельзя разде лить обычными способами на более про стые вещества. Сколько бы мы ни пыта лись, например, нагревать олово или ох лаждать его, этот металл не перестанет быть оловом, даже если бы он превратил ся в пар. Искусственным путем ученые открыли еще 12 химических элементов. Теперь мы знаем о существовании 100 химических элементов. Великий русский ученый Д. И. Менде леев расположил химические элементы в определенной последовательности в зави симости от их веса, создав так называе мый периодический закон химических элементов. Открытие Д. И. Менделеева Ф. Энгельс назвал научным подвигом. Из таблицы Д. И. Менделеева видно, что разные виды атомов отличаются друг от друга по своей массе. Одни атомы очень легкие— они расположены в начале табли цы. Более тяжелые занимают последние клетки таблицы. Самый легкий среди атомов — водород, им открывается таблица Д. П. Менделеева. Гелий тяжелее водорода в 4 раза, железо — в 56, а уран -- в 238 раз. Самый тяжелый атом — центурий. Он занимает в таблице клетку под номером 100. Любой из атомов, как и всякая матери альная частица, имеет соответствующие размеры, массу и присущее только ему строение. Величина атома ничтожно мала. Так, например, поперечник атома водорода ра вен одной стомиллионной доли сантиметра. Если бы мы вздумали уложить эти атомы по линии в один ряд, то на сантиметровом отрезке уместилось бы 100 миллионов атомов водорода. Булавочная головка, уве личенная мысленно в миллион раз, пре вратилась бы в шар диаметром около ки лометра. Атом же при миллионном увели чении имел бы размер не более точки в газете. Масса атома также чрезвычайно мала. Чтобы получить представление о том, как мало весит атом, приведем такой пример. Разделим мысленно один грамм какого- либо вещества на миллион частей. Одну из этих частей вновь уменьшим в миллион раз. Затем повторим еще два раза такое деление на миллион частей. В результате мы получим частичку, которая будет всего лишь в два раза легче атома водорода. Все многообразие веществ в природе по лучается в результате различных соедине ний атомов между собой. Соединяясь, ато мы образуют молекулы, из которых и со стоят все окружающие нас предметы. На пример, при соединении двух атомов водо рода с одним атомом кислорода образуется молекула воды. Два атома железа, соеди нившись с тремя атомами кислорода, обра зуют молекулу нового химического веще ства — окиси железа, то есть то, что мы привыкли называть ржавчиной. Атомы, как мы видим, представляют со бой наименьшие частицы — носители хи мических свойств зещества. Об этом дога дывались и древнегреческие философы. Однако главное не подтвердилось в их предположениях. Атомы оказались дели мыми, а строение их — весьма сложным. Длительный и напряженный труд уче ных различных стран позволил установить, что атом делим. Несмотря на очень ма ленькие размеры, он состоит из еще более мелких частичек. В наиболее тяжелых атомах насчитывается свыше трехсот пя тидесяти частиц. Атом имеет две части: ядро и оболочку, окутывающую это ядро. Оболочки у всех видов атомов состоят из одних и тех же отрицательно заряженных частиц — элек тронов, а ядра — из частиц, заряженных положительным электричеством, — про тонов и частиц, не имеющих заряда, — нейтронов. Исключением является только наилегчайший атом — атом водорода. Он имеет в ядре однн протон. Заряд электрона представляет собой на именьший известный в природе заряд от рицательного электричества. Заряд прото на — наименьший положительный заряд, Рис. 1. равный по величине заряду электрона. Масса электрона в 1836,5 раза меньше массы протона и в 1839 раз меньше мас сы нейтрона. Рассмотрим, к примеру, строение атома углерода. На рисунке 1 изображено схема тическое строение атома углерода. В ядре этого атома содержится 6 протонов и 6 нейтронов, а в двухслойной электронной оболочке его имеется 6 электронов. Другие атомы имеют иное строение. Ядро урана, например, насчитывает 92 протона и 146 нейтронов, а оболочка имеет 92 элект рона. Наиболее сложной частью атома являет ся его ядро. О нем и пойдет речь в сле дующей статье. Инженер-подполковник А. СЕДОВ, кандидат технических наук. Инженер А. БУЯНОВ. Согласно Корабельному уставу на кораб лях второго и третьего рангов дежурны ми по низам назначаются старшины. Мне хочется рассказать в этой статье, как на ши старшины несут службу корабельных нарядов, обобщить некоторый опыт в этом отношении, обратить внимание на те недо статки, которые еще имеются. Как известно, одним из ближайших по мощников вахтенного офицера при нахол:- дении корабля в море является дежурный по низам. Круг его обязанностей боль шой. В Корабельном уставе, в частности, указывается, что дежурный по низам обя зан «знать порядок и правила открывания и закрывания водонепроницаемых дверей, люков, горловин и иллюминаторов и си стематически проверять их состояние». Так и поступает старшина 2 статьи Бе лов. Он требует от воинов строго следить за герметичностью корпуса и безопасно стью корабля. Однажды мы находились в море. Погода была неблагоприятной: шел дождь, штормило. Дежурным по ни зам стоял старшина Белов. Прозвучал сигнал: — Задраить водонепроницаемые пере борки! Моряки, расписанные по жилым и слу жебным помещениям, быстро выполняли команду. Белов контролировал их работу. Он особо обращал внимание на то, чтобы все иллюминаторы, расположенные ниже верхней палубы, были задраены. Когда же старшина 2 статьи Белов вошел в поме щение, он заметил, что один из иллюмина торов задраен слабо и через него поступа ла забортная вода. — Почему сигнал не выполнили? — строго спросил старшина Белов дневально го по кубрику матроса Карпова. — Не заметил, — ответил тот. — Надо все видеть и сигнал выполнять точно, — сказал дежурный по низам и яаисбовал навести порядок. Старшина Белов, заступив в наряд, всегда добросовестно исполняет свои обязанности. Любую команду он требует от моряков выполнять так, как это опре делено в уставе и инструкциях. Такая требовательность дает хорошие резуль таты. Дежурный по низам руководит личным составом, несущим службу корабельных нарядов во внутренних помещениях. Здесь важно подчеркнуть, что наши старшины не занимаются лишь простым фиксирова нием фактов, а конкретными действиями борются за точное соблюдение уставов. Кроме того, они учат молодых матросов правильному выполнению инструкций. Старшина 1 статьи Клименко постоянно добивается того, чтобы дневальные в куб риках и других помещениях не нарушали дисциплину и уставной порядок, а лич ный состав соблюдал распорядок дня. Не давно, будучи дневальным, матрос Архи пов нарушил инструкцию. Вместо того, чтобы следить в кубрике за порядком, он стал играть в домино. Старшина Климен ко тут же потребовал от матроса Архи пова нести службу, как положено. Старшина 1 статьи Клименко системати чески контролирует правильность выпол нения моряками отданных команд и при казаний. Однажды был такой случай. Во время побудки старшина Клименко обходил кубрики. Матросы вязали койки и готови лись на физзарядку. Один только матрос Карманов продолжал лежать под одеялом. — Вы почему нарушаете распорядок дня? Немедленно встаньте! — приказал старшина. Матрос Карманов тотчас поднялся и быстро заправил свою постель. В практике старшины Клименко харак терно то, что он всегда четко и твердо отдает приказания, не допускает никаких послаблений. Причем, обязательно прове ряет, как тот или иной матрос выполнил его указания. Можно привести следующий пример. Старшина 1 статьи Клименко увидел, что в кубрике некоторые койки заправлены плохо, шинели на вешалке на ходились в беспорядке. — Халатно относитесь к своим обязан ностям, — сказал старшина дневальному по кубрику матросу Смирнову. — Что у вас здесь творится. — Сейчас здесь отдыхали матросы, — пытался оправдаться дневальный. . — Ну и что же? Порядок необходи мо поддерживать всегда. Приведите кубрик в должный вид, — приказал дежурный по низам. — Есть!.. Через несколько минут старшина 1 ста тьи Клименко проверил это помещение. Матрос Смирнов навел порядок и до конца смены службу нес хорошо. Для дежурного по низам не может быть мелочей. Он обязан следить, чтобы все ко рабельные правила матросамц строго соб людались. Этого и добивается при несе нии службы старшина 2 статьи Овчинни ков. Некоторые молодые матросы считают «мелочами» выполнение самых элементар ных правил и нередко их нарушают. Ку рить, например, на корабле разрешается только в местах, которые определяются Корабельным уставом и приказом команди ра. А матрос Синицын как-то курил на шкафуте, не подумав о том, что это мо жет привести к пожару. Делсурный по ни зам старшина Овчинников решительно по требовал от матроса не нарушать дисцип лину. Или еще факт. Некоторые молодые матросы, делая приборку в кубрике, со бирают мусор в обрез и не выносят его. Так поступил однажды матрос Петров. Та кое положение недопустимо, и старшина Овчинников потребовал от матроса выпол нять обязанности добросовестно. Однако не все дежурные по низам хо рошо правят службу. Например, старши на 1 статьи Воротников допустил однаж ды промах. Отдав команду, он не проконт ролировал ее выполнение. Это привело к тому, что вызываемый на работу личный состав своевременно не явился. Допусти мо ли такое положение? Конечно, нет. Особо большое значение приобретает служба дежурного по низам на походе. В море всей вахтой и дежурством руководит вахтенный офицер. Но он все время нахо дится на мостике. Поэтому контроль за выполнением всех сигналов и команд пол ностью возлагается на дея;урного по ни зам. И не случайно наши^ старшины на походе еще требовательней несут служ бу, добиваясь от всех дневальных и де журных по подразделениям четкого и пунктуального соблюдения инструкций и сигналов. Недавно в одном из штормовых походов матрос Жуков сказал: — Укачался, товарищ старшина, вахту стоять не могу. Дежурный по низам старшина 2 статьи Белов приказал матросу Жукову поднять ся с койки и заступить дневальным, об’- яснив ему всю важность и ответствен ность службы корабельных нарядов La походе. На дежурного по низам возложены важ ные и ответственные задачи. Образцовое несение службы корабельных нарядов имеет решающее значение для поддержа ния безопасности и боеготовности кораб ля. Дело чести каждого старшины — не сти службу дежурного по низам строго по уставу, не допуская никаких отступлений от него. Офицер Л. ВАСЮКОВ. Интересная лекция Недавно для личного состава нашего подразделения была прочитана лекция о международном положении Советского Со юза. Лектор на примерах ярко и убеди тельно показал роль СССР в борьбе за со хранение и укрепление мира между наро дами. Лекция прошла интересно. Матросам я старшинам она понравилась. Старшина 2 статьи А. ШАТОХИН. ПИСЬМО НА ФЛОТ Благодарю за воспитание Здравствуйте, товарищи североморцы! Пишет вам бывший сослуживец Вольвач. Вот уже год, как я^ в запасе. Но о вас, североморцах, не забываю. В словах — Северный флот — большое содержание, но главное для меня — жи вые люди, те, с кем служил, кто учил меня и воспитывал, те, кому я многим обя зан. Давно чувствую потребность выска зать свою благодарность всем, кто разви вал во мне хорошее и помогал убить пло хое, но все как-то не могу решиться: бла- годарят-то делами, а не словами. Выдающегося ничего я не совершил, но стараюсь хорошо трудиться. Работаю мас тером производственного обучения в ре месленном училище механизации сельско го хозяйства в городе Запорожье. Весной этого года подготовили 30 трактористов, сейчас обучаем этой специальности еще такое же количество человек. Недостатков в училище еще много, но в этом учебном году их устранять легче: опыта у нас боль ше. В конце письма хочется поблагодарить командиров, всех коммунистов и комсо мольцев части за то, что они воспитали во мне непоколебимую веру в наше ком мунистическое дело. Желаю всего хорошего, дорогие северо морцы! И. ВОЛЬВАЧ. Г. Запорожье.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz