На страже Заполярья. 1955 год. Декабрь.
О Б Ж З А Т Е Д Ь Н Ы Я Э К З £ * За нашу Советскую Родину! н а СТРАЖЕ ЗАПОЛЯРЬЯ Г а з е т а С е в е р н о г о ф л о т а Корякскому национальному о к р у г у — 25 лет ПАЛАНА (Камчатская область). Сегодня исполняется 25 лет со дня образования Корякского национального округа. В беседе с корреспондентом ТАСС пред седатель Корякского окрисполкома Г. И. Бекерев сообщил: — Знаменательную дату трудящиеся округа встречают значительными дости жениями в различных областях экономи ки и культуры. Хорошо потрудились в нынешнем году рыбаки. Они дали сверх годового плана более 500 тысяч пудов продукции. Ры боловство приносит колхозам оольшие до ходы. В Карагинском районе, например, девять артелей из десяти являются мил лионерами. Каждый рыбак района в этом году заработал в среднем 40 тысяч руб лей. а в артели «Ударник» колхозники получили за путину по 63 тысячи руб-, лей. По сравнению с 1940 годом поголовье оленей в колхозах увеличилось в семь раз. С каждым годом все большее развитие по лучает молочное животноводство. В нас тоящее время во всех артелях имеются фермы крупного рогатого скота. В округе открыто много школ, клубов, изб-читален, красных яранг. Число уча щихся за 25 лет возросло более чем в 10 раз. Многие юноши и девушки занимают ся в высших учебных заведениях страны. Оленеводов, рыбаков и охотников об служивают 90 медицинских учреждений, в которых работает около 200 врачей, фельдшеров и медицпнлких сестер. Многие бывшие • кочевники руководят ныне местными Советами, колхозами, пер вичными партийными организациями. (ТАСС). Совеошенствовать мастерство авиационых штурманов Творчески изучая опыт войны, летчики- североморцы настойчиво, неутомимо осва ивают различные способы боевого приме нения реактивных самолетов, оснащенных новейшим оборудованием. Это оборудова ние позволяет им летать выше, дальше и быстрее, чем в прошлых боях. И успех каждого полетного задания обеспечивается точным самолетовождением, что особенно важно в трудных условиях Крайнего Севе ра. В Заполярье сложные метеорологиче ские условия — не исключение, а обыч ная обстановка. Сейчас наступила долгая полярная ночь. Часто бывает так, что в течение суток погода меняется несколько раз. Небо большей частью затянуто низко плывущими облаками, пробить которые не всегда легко удается. Все это требует от штурмана каждого экипажа умения гра мотно, уверенно осуществлять самолето вождение. Точность самолетовождения — это, прежде всего, безошибочная работа штур мана при полете по заданному маршруту, с точным выходом на цель как по месту, так и по времени. Достижение такого мастерства требует от него не только вы соких теоретических знаний своей специ альности, но и твердых практических на выков.' Полет при хорошей погоде не вызывает особых затруднений. Зато немало хлопот приносит он штурману при нахождении б облаках или за облаками, а также в поло се снежного заряда, когда визуальная ори ентировка исключена. В таких случаях качество маршрутного полета всецело за висит от подготовки офицера, его умения пользоваться радиотехническими средства ми. При их помощи он должен быстро и точно производить навигационные расчеты и умело применять эти расчеты для про кладки на карте. Они являются наиболее надежными в самолетовождении при поле тах в сложных условиях. В авиационных частях нашего флота есть немало штурманов — мастеров свое го дела. К числу таких по праву относит ся и капитан Кочетков. Он за последнее время совершил много маршрутных поле тов над морем, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, в которых все сторонне использовал радиотехнические средства самолета. Даже при самых небла гоприятных условиях погоды добивался большой точности определения навигаци онных элементов места самолета при по мощи сложных приборов. Не раз поэтому офицеру удавалось точно выводить экипаж на свой аэродром в сложной обстановке, находить цель, скрытую снежным зарядом и сплошной облачностью и т. п. Достижения штурмана Кочеткова не случайны. К нему применима авиационная поговорка о том, что успех в воздухе обе спечивается на земле. Эти достижения — результат его тщательной подготовки к каждому полету. Получив задание, офицер готовит карту, проверяет исправность приборов и оборудования кабины, изучает метеорологическую обстановку, в которой предстоит решать задачу. Он с большой ответственностью относится к составлению штурманского плана полета. В нем обяза тельно предусматривает действия экипажа на случай резкого ухудшения погоды. Этот план составляется с учетом рельефа мест ности, подготовленности экипажа, возмож ности изменения показаний высотомера из-за разности барометрического давления по маршруту. Такое отношение к полетам обеспечивает экипажу, в составе которого летает офицер Кочетков, неизменный ус пех: каждое полетное задание выполняет ся только с высокими оценками. При полетах в сложных условиях, но чью наряду с радиотехническими средст вами не следует пренебрегать и другими возможностями для точного самолетовожде ния. Практика наших лучших штурманов, таких, как офицеры Иванов, Пирогов и другие, учит, что наибольшая точность самолетовождения в сложных условиях до стигается при комплексном использовании всех технических средств. При этом необ ходимо каждый выбранный метод навига ционных определений контролировать дру гим. Но такое предпочтение одних техниче ских средств самолетовождения другим не должно быть абсолютным, а только временным, в зависимости от конкретных условий полета. Неправы те штурманы, которые одно средство считают главным, а другое — вспомогательным. Именно этим и об’ясняется тот факт, что старший лей тенант Вагурин, рассчитывая выйти на свой аэродром, оказался далеко в стороне от него. Он не учитывал сильный боковой ветер, который обыкновенно бывает на больших высотах. Точность самолетовождения — не само цель. Она призвана обеспечить экипажу своевременное обнаружение и атаку цели. Штурман каждого самолета обязан всегда помнить об этом. В самом деле, все усилия его экипажа в полете, который зачастую длится несколько часов, оправ дывают себя только тогда, когда он выве дет машину точно на цель в заданное время и нанесет по ней бомбовый или тор педный удар в любых условиях. А этот завершающий полет процесс длится не сколько минут. В течение такого коротко го промежутка времени и решается успех, сдается экзамен на боевую зрелость. Однако, хотя и редко, но все еще наблюдаются случаи, когда штурманы от дельных экипажей недостаточно готовятся к полетам в сложных условиях. Они по лагаются только на одни какие-либо сред ства, пренебрегая другими. В результате, находясь в воздухе, не могут прокон тролировать точность своей работы. Однажды подобное отношение при подго товке к ночному полету' со стороны штур мана Лиманского привело к тому, что он в воздухе потерял на некоторое время ориентировку. И пока Лиманский восста навливал ее, самолет пролетел заданную точку. В итоге — экипаж не выполнил поставленной перед ним задачи. Такие факты в условиях Заполярья недо пустимы. Они чреваты серьезными по следствиями. Надо так поставить подготов ку штурманов к любому полету, чтобы они были постоянно готовы к работе в сложной метеорологической обстановке. Только тогда будут успешно преодолены любые непредвиденные помехи в процес се решения задач боевой подготовки в воздухе. В этом отношении в авиационных ча стях флота проводится немалая работа. Устраиваются розыгрыши полетов по са молетовождению, тренировки штурманов на учебной аппаратуре, разборы поучи тельных случаев из практики некоторых офицеров и т. п. Занимаются этим непо средственно командиры и специалисты штабов. Важную роль тут, конечно, играют штурманы частей. Они обобщают передовой опыт, делают его достоянием всех штурма нов, вскрывают недостатки, показывают пути их предупреждения. Авиаторы-североморцы много и упорно учатся. Они стремятся с честью выпол нить все требования Министра Обороны СССР, поставленные перед советскими вои нами. Помочь штурманам призваны партийные и комсомольские организации. Они имеют большие возможности для популяризации передовых авиаторов, пропаганды опыта мастеров самолетовождения в сложных ночных условиях. Однако, как показывают факты, такая пропаганда большей частью сводится к организации встреч молодых офицеров со штурманами — участниками войны. Зато мало мероприятий проводится по конкретным вопросам штурманской практики. Выправить создавшееся положе ние коммунисты-авиаторы могут и долж ны в кратчайший срок. Выращивание мастеров самолетовожде ния — дело кропотливое. Оно не терпит шаблона, упрощенчества и формализма в учебе и требует от командиров повседнев ной работы с атой категорией офицеров, особенно молодых. Оказывать им всемер ную помощь в поддержании высокой орга низованности и вдумчивом воспитании штурманов должны коммунисты и комсо мольцы. И чем глубже они будут вникать в качество их боевой подготовки, разнооб разнее и шире пропагандировать передо вой опыт, тем успешнее наши авиацион ные штурманы станут решать поставлен ные перед ними задачи по бомбо-и торпе- дометанию в любых условиях. Стремясь достойно встретить XX с’езд КПСС, авиа торы с еще большим упорством совершен ствуют свое мастерство, повышают боевую готовность родного флота. Пребывание Н. А. Булганина и Н. С. Хрущева в Индии К поездне делегации Верховного Совета ССС Р в Англию Лорд-Канцлер Палаты лордов Килмур и спикер Палаты общин английского парла мента В. Ш. Моррисон прислали на имя Председателя Совета Союза Верховного Со вета СССР А. П. Волкова послание с при глашением делегации Верховного Совета СССР посетить Англию, в котором гово рится: «Делегация членов обеих палат англий ского парламента посетила Советский Союз осенью 1954 года, в результате приглашения, которое Вы и Председатель Совета Национальностей через нас любез но направили членам палат. Мы призна тельны эа радушное гостеприимство и теп лый прием, оказанные нашей делегации в Вашей стране. Нам доставляет большое удовольствие пригласить делегацию Совета Союза и Со вета Национальностей посетить нашу страну в качестве гостей английского пар ламента в первые недели июля следующе го года. Мы надеемся, что будет возможно при нять это приглашение, и что предлагаемое посещение будет способствовать улучше нию отношений между нашими двумя странами». Послание идентичного содержания на правлено Лорд-Канцлером Палаты лордов Килмуром и спикером Палаты общин В. Ш. Моррисоном на имя Председателя Совета Национальностей Верховного Совета СССР В. Т. Лациса. Председатели палат Верховного Совета СССР направили руководителям палат ан глийского парламента ответные письма следующего содержания: «Мы весьма благодарны за Ваше при глашение делегации обеих палат Верхов ного Совета СССР посетить Англию в ка честве гостей Английского парламента. От имени Верховного Совета СССР мы с глубоким удовлетворением принимаем это приглашение и полагаем, что поездка делегации Верховного Совета СССР в Ан глию будет способствовать дальнейшему улучшению отношений между нашими двумя странами». ДЖАЙПУР, 8 декабря. (Спец. корр. ТАСС). День 7 декабря Н. А. Булганин и Н. С. Хрущев провели в долине реки Да- модар (штаты Западная Бенгалия и Бихар) — основном районе индустриального раз вития новой Пндии, в котором государст вом осуществляется комплексный проект энергетического и ирригационного строи тельства, имеющий целью стимулировать дальнейшее развитие этого индустриаль ного края и оградить от наводнений его поля и населенные пункты. Все население небольших городов и де ревень долины Дамодар встречало совет ских руководителей и сопровождающих их лиц, когда они следовали в автомаши нах с аэродрома Асансола до паровозо строительного завода Читтаранджан. Встреча, оказанная здесь Н. А. Булгани ну и Н. С. Хрущеву, отличалась особенной теплотой и сердечностью. Жители Дамо- дарской долины, собравшиеся на дорогах, приветствовали гостей возгласами: да здравствуют русские — наши братья! Да здравствует дружба индийского и со ветского народов! Повсюду были установлены арки, вы вешены флаги. Шоссейная дорога, идущая на запад от Асансола, ведет мимо заво дов, шахт, рабочих поселков, линий высо ковольтных передач. Над зеленой равни ной за купами могучих деревьев появля ются все новые и новые дымящие трубы заводов. Государственный паровозостроительный завод в Чнттаранджане выпустил первый паровоз 1-го ноября 1950 года. В день посещения завода Н. С. Хрущевым и Н. А. Булганиным завод выпустил свой 300-й паровоз. Пусковой период этого вполне современного предприятия остался поза ди: темпы производств.! растут и в нас тоящее время составляют 140 паровозов в год. Максимальная проектная мощность завода еще не достигнута. Завод выпус кает исключительно товарные паровозы мощностью в полторы тысячи лошадиных сил, в которых особенно нуждаются сей час государственные железные дороги Пн- дии. _ _ Товарищей Н. А. Булганина и Н. С. Хрущева во время осмотра завода сопро вождал главный министр штата Западная Бенгалия Б. Ч. Рой. Об’яснения давал директор предприятия Карнэйл Сингх. Гостям были показаны горячие цехи заво да (литейный, кузнечный), котельный, колесный и основной сборочный цех. в воротах которого стоял 300-й паровоз, выпущенный заводом. Прежде чем покинуть завод, Н. С. Хру щев и Н. А. Булганин побывали в здании дирекции и возложили венок на памят ный бюст Д. Читтаранджана Даса (1870— 1925 гг.) — индийского патриота и борца за независимость страны, именем которого назван завод и окружающий его образцовый рабочий поселок. Рабочие и служащие с большой теплотой приветство вали Н. А. Булганина и Н. С. Хрущева. Продолжая путь на запад, советские гости посетили крупнейшую гидроэнерге- ДЖАЙПУР, 8 декабря. (Спец. корр. ТАСС). Прибытке Н. А. Булганина и Н. С. Хрущева в Джайпур было встречено, как праздник, полумиллионным населением это го неповторимого в своем своеобразии ста ринного города, построенного в начале XVIII века в эпоху заката империи Вели ких Моголов. С утра на аэродром и на шоссе, ведущее к городу, собралась оживленная красочная толпа жителей Раджастана. Мужчины в разноцветных тюрбанах, женщины — в окутывающих всю фигуру шалях. Приток встречающих к аэродрому^ становился все интенсивнее по мере приближения време ни прибытия гостей. К трем часам дня соб ралось не менее 200 тыс. человек. Аэрод ром и дорога в город были разукрашены флагами, флажками, разноцветными полот нищами, арками, увитыми цветами, при ветственными лозунгами на красном фоне. Встречать гостей прибыли раджпрамукх (правитель) Раджастана — махараджа Джайпура, главный министр штата Мохан Лал Суяхадия, члены правительства шта та, многие видные граждане города. На аэродроме был выстроен почетный караул и были исполнены Гимны Советского Сою за и Индии. Жители Джайпура с энтузиазмом при ветствовали советских гостей на аэродроме и на всем пути их следования до резиден ции раджпрамукха. По прибытии в город гости по приглаше нию главного министра штата присутство вали при игре в конное пого, в которой участвовал раджпрамукх Раджастана. Н. А. Булганин и Н. С. Хрущев вручили призы победигелям этого красивого тради ционного соревнования. Затем советские гости проехали на ма шинах по украшенному в их честь городу, приветствуемые всем его населением, вы шедшим на улицы. Старинная центральная часть Джайпура представляет собой выдержанный в едином стиле образец древнего индийского градостроительства. Все здания этой ори гинально распланированной и обнесенной стенами части города имеют единообразную архитектуру, выкрашены в розовый цвет и отделаны строгим белым орнаментом. Вокруг старинного центра раскинулись утопающие в зелени современные кварта лы Джайпура. Джайпур — город замечательного ку старного ремесла талантливого индийского народа. Но бесчисленные лавки джайпур ских ремесленников были сегодня закры ты, торговые улочки опустели. По случаю прибытия гостей в городе был об’явлен праздник. Все жители собирались на ос новных проезжих улицах, горячо привет- тическую стройку долины- Дамодар — плотину Майтхон, сооружаемую на реке Баракар — притоке Дамодара. Здесь на границе между штатами Западная Бенга лия и Бихар перед глазами гостей рас крылась панорама стройки: земляная пло тина, бетонное тело водослива высотою 162 фута, строительная площадка буду щей подземной гидроэлектростанции мощ ностью 60 тыс. киловатт и поодаль —- выход подземного канала, через который отведены воды реки Баракар. Плотина Майтхон — крупнейшая из четырех плотин первой очереди, сооружа емых «Корпорацией долины Дамодлр». Две из этих плотин — Конар и Тилая — уже завершены строительством. Эти сооруже ния будут иметь решающее значение для предотвращения наводнений и для элек трификации долины Дамодара. На правом берегу реки Баракар в цент ре строительной площадки майтхонской плотины Н. А. Булганина и Н. С. Хру щева встретили в присутствии сотен строительных рабочих губернатор штата Бихар Р. Р. Дивакар и председатель «Кор порации долины Дамодар» П. С. Рау. Они сопровождали гостей до поселка Майтхон, где губернатор Бихара устроил в их честь прием. Советским гостям были представле ны специалисты, занятые на строительст ве Майтхонской плотины, и чиновники Корпорации. Из Мантхона тт. Хрущев и Булганин в сопровождении губернатора Бихара про должали свой путь па запад, в Синдри — один из новых промышленных цент ров долины Дамодара, где после достиже ния Индией независимости построен крупный завод искусственных удобрений. Путь лежал через угленосный район шта та Бихар, мимо многочисленных шахт и заводов. Поселки индийских шахтеров Дханбад, Джхария и другие были иллюминованы разноцветными огнями. Все население ожидало вдоль шоссейной дороги гостей и горячо приветствовало их. Повсюду были установлены иллюминованные арки. Во всем районе царило необычное, празднич ное оживление. В Синдри Н. А. Булганин и Н. С. Хру щев были встречены генеральным дирек тором государственного завода искусствен ных удобрений г-ном Нилакантаном. Гости провели ночь в Синдри. Утром 8 декабря они совершили краткий осмотр завода искусственных удобрений — но вейшего предприятия, вступившего^ в строй в 1951 году и производящего 350 тыс. тонн азотных удобрений в год. Соз дание этого завода в значительной степени освободило Индию от иностранной зави симости в области искусственных удобре ний. После окончания осмотра завода Н. С. Хрущев, Н. А. Булганин и сопровождаю щие их лица направились в обратный путь в Асансол, откуда вылетели в Джай пур — столицу штата Раджастан в Се веро-Западной Пндии. ствуя товарищей Н. А. Булганина и Н. С. Хрущева. В парке Рамнива граждане Джайпура собрались на митинг, созванный в честь советских гостей. На огромной площади парка было не менее 300 тысяч граждан Джайпура и жителей других городов и сел Раджастана. С иллюминованной разно цветными огнями трибуны, увитой живыми цветами, с приветствием к гостям обра тился главный министр штата М. Л. Сук- хадия. — От имени народа Раджастана, — сказал он, — позвольте мне передать вам искренний привет по случаю вашего посе щения нашего исторического города Джай пура. Мы в -Раджастане очень ждали Ва шего посещения и встречаем Вас с большим удовольствием и радостью. Мы счастливы, что Вы сегодня находитесь среди нас. Не смотря на то, что Ваш визит будет непродол жительным, я надеюсь, что Вы почув ствуете, что сердце простого человека Ин дии проникнуто глубокой любовью к Вам и к великому народу Советского Союза. Я приветствую Вас, уважаемых предста вителей и вождей великой дружественной нации, продолжал главный министр. Наш народ горд тем, что может приветствовать Вас у себя, как друзей и товарищей на пути, ведущем к процветанию человечест ва. Героическая борьба ваших храбрых на родов против сил тьмы во время второй мировой войны была встречена нашими соотечественниками с безмерным сочув ствием и восхищением, хотя, к сожалению, в то время мы были лишь жалкими зри телями в порабощенной стране. Главный министр далее сказал: — Ваше посещение Индии дало нам возможность лучше познакомиться с Со ветским Союзом, лучше понять его. Индия полностью подписывается под страстным стремлением советского народа к сохране нию мира во всем мире. Мы в Индии име ем великие старые традиции мира, терпи мость, завещанные Махатмой Ганди — от цом нашей родины. Наш премьер-министр, следуя своим собственным путем, идет по стопам великого учителя. При громадном запасе доброй воли, существующей сегод ня в мире, мы уверены, что Индия и Со ветский Союз рука об руку будут успешно отстаивать все ценности и идеалы, кото рые придают смысл и достоинство челове ческой жизни... С нашей стороны я хотел бы искренне заверить Вас, что у нас на всегда сохранятся в памяти самые яркие и ценные воспоминания о вашем посеще нии Индии. Разрешите мне еще раз воспользоваться случаем, чтобы передать через Вас и ва ших товарищей наш самый сецдечный поииет и теплые пожелания мира и про цветания дружественному народу великого | С ответным словом на митинге выступил Советского Союза. I Н. А. Булганин. Выступление Н. на митинге Г-н главный министр! Г-н мэр! Дорогие друзья! Позвольте мне от себя лично, от имени товарища Хрущева Никиты Сергеевича, от друзей, прибывших с нами, от всего мно гомиллионного советского народа передать вам дружеский привет. (Аплодисменты). Сердечно благодарим вас, дорогие дру зья, за ваши горячие приветствия и брат ское гостеприимство. (Аплодисменты). Джайпур известен, как город славного исторического прошлого, как город заме чательных памятников индийского зодче ства. Мы знаем, что население Джайпура вме сте со всем народом Раджастана долгое время героически отстаивало свою неза висимость и вписало много славных стра ниц в историю борьбы Индии за незави симость. (Аплодисменты). Нам известно, какую мужественную борьбу ведет народ Раджастана с суровой природой, и мы желаем ему превратить засушливые райо ны штата в цветущие поля и сады, в источники благосостояния народа. (Продол жительные аплодисменты). За время своего пребывания в Индии мы посетили многие города и районы ва шей великой страны. Мы многое увидели и узнали. Мы познакомились с народом Индии, который повсюду дружески нас приветствовал и выражал горячую лю бовь к советскому народу. (Продолжитель ные аплодисменты). ☆ Заканчивая свое выступление, Н. А. Бул ганин произносит на языке хинди «Хинди, руси — бхай, охай!» (индийцы и русские — братья). Эти слова вызывают бурю приветствий и рукоплесканий. В заключение митинга гостям были пре поднесены многочисленные подарки — произведения искусства джайпурских ре- ☆ СРИНАГАР, 9 декабря. (ТАСС). Сегодня Н. А. Булганин и Н. С. Хрущев п сопро вождающие их лица прибыли на самоле тах из Джайпура в Кашмир — самую северную часть Индии, расположенную в долинах между Гималаями и Гиндужушем п огражденную с севера южными склона ми Памира. После солнечных дней и «зим ней» жары Индустанского плоскогорья го сти застали в Кашмирской долине за пер выми горными перевалами бесснежную зиму — прохладную, по нашему — осен нюю, погоду, обнаженные поля и деревья. В 11 часов по местному времени само лет, доставивший товарищей Булганина и Хрущева в Кашмир, совершил посадку па аэродроме Сринагара — главного города Кашмира. Встречать гостей прибыли офи циальные лица: садар-и-рииасат (глава Кашмира) Юварадж Каран Сингх, премьер- министр Кашмира Г. М. Бахши, министры кашмирского правительства, высшие пра вительственные чиновники. Аэродром был украшен флагами СССР и Пндии. Това рищи Булганин и Хрущев, тепло привет ствуемые встречающими, обходят фронт почетного караула, выстроенного на аэрод роме. Военный оркестр исполняет Госу дарственные гимны С€СР и Индии. Когда гостям были представлены встре чавшие их официальные лица, садар-и- рийасат обратился со словами приветст вия к Н. А. Булганину и Н. С. Хрущеву. От имени народа Кашмира он выразил ра дость по поводу этого знаменательного ви зита и пожелал гостям приятного пребы вания в Кашмире. Ответное заявление пе ред микрофоном сделал Н. А. Булганин. Садар-и-рийасат! Господин Премьер-Ми нистр! Господа! Разрешите выразить вам и в вашем ли це населению Кашмира нашу искреннюю благодарность за сердечную и теплую встречу. Мы побывали во многих городах Пндии, посетили промышленные предприятия и плантации, стройки и научные учрежде ния и полны впечатлений о всем виден ном в этой великой стране. ☆ После дружеской беседы между гостя ми и встречающими в специальном прави тельственном павильоне аэродрома верени ца машин направилась по шоссе в город. Крестьяне близлежащих деревень, стекаясь к обочинам дороги, приветствовали го стей на всем пути их следования. Близ города Сринагар жители Кашмира располо жились сплошной цепью в несколько ря дов вдоль дорог и улиц, по которым проез жали советские гости, направляясь к при стани реки Джхелум, протекающей через город Сринагар. Вся дорога до города, улицы пригородов и центра были украше ны бесчисленными арками и полотнища ми с приветственными лозунгами: «Да здравствует индииско-советская дружба! Визит руководителей Советского Союза является счастьем для нас! Да здравству ют Неру, Булганин и Хрущев! Мы привет ствуем нашего великого соседа! Индийцы и русские — братья! Мы хотим мира! Кашмирцы везде выступают за мир! Да здравствуют сторонники мира! Слава бор цам за мир! Путь к прогрессу лежит че рез панча шила!». Н. С. Хрущев и Н. А. Булганин, сопро вождаемые садар-и-рийасатом и премьер- министров Кашмира, тепло отвечали из открытой машины на приветствия народа. На пристани реки Джхелум rocjn пере сели в ожидавшие их лодки с гребцами, и традиционная сринагарская лодочная про цессия двинулась через весь город мимо обращенных к воде наполовину каменных и наполовину деревянных зданий Срина гара. С одного берега реки на другой про- А. БУЛГАНИНА в Джайпуре Нас очень тронула ваша теплая брат ская встреча. Этого мы никогда не забу дем. (Продолжительные аплодисменты). Дружба индийского и советского наро дов — это большое историческое завоева ние. Она возникла в борьбе миролюбивых народов против войны, в борьбе за мир и безопасность. Дружба наших народов име ет огромное значение для дальнейшего укрепления сил мира. (Аплодисменты). Отношения между нашими странами строятся на известных пяти принципах «панча шила». (Продолжительные аплодис менты). Советский Союз твердо придер живается этих принципов. (Аплодисмен ты). Мы стоим за то, чтобы дружба и сотрудничество между Индией и Совет ским Союзом росли и крепли на пользу наших великих стран, на пользу делу ми ра. (Продолжительные аплодисменты). Дорогие друзья, разрешите пожелать ус пехов и процветания замечательному горо ду Джайпуру, вашему штату и всему ин дийскому народу. (Продолжительные апло дисменты). Пусть растет и крепнет суверенная и независимая Республика Индия — боль шой друг нашей страны! (Бурные аплодис менты). Да здравствует дружба народов Индии и Советского Союза! (Бурные аплодисмен ты). месленников — золотых дел мастеров, ткачей, вышивальщиц, а также тради ционные раджастанские одежды и тюрбаны. Во время митинга граждан Джайпура весь город был ярко и празднично иллю минован. Позднее раджпрамукх дал банкет в честь Н. А. Булганина и Н. С. Хрущева. ☆ Индия — страна огромных возможно стей, а индийский народ полон стремления построить новую, экономически сильную Индию. Во время своей поездки мы встречались с представителями многих народов, насе ляющих Индию, которые отличаются по своему языку, историческим традициям ч культуре. Но все они едины в стремлении к миру и мирному труду. Мы можем заве рить вас, что в своем стремлении к миру индийский народ в лице народов Советско го Союза имеет верных и последователь ных друзей. (Аплодисменты). Поездка по Индии, которую мы совер шили, оказалась для нас очень полезной. Мы должны со всей откровенностью ска зать, что то представление об Пндии, ко^ торое мы имели, было далеко недостаточ ным. Мы об’ехали благодаря любезно предоставленной нам возможности весь юг и центральную часть Пндии. Но не побы вав в северной части Индии, мы не смог ли бы получить полного представления об Пндии. (Аплодисменты). Вот почему мы с большим удовлетворе нием приняли приглашение садар-и-рийа- сата Юварадж Каран Сингха посетить Кашмир. (Аплодисменты). Для нас поездка в Кашмир интересна потому, что своеоб разие природных условии Кашмира, богат ство самобытной культуры его народов, искусство народпых мастеров, ремесленни ков создали всемирную славу Кашмиру. Поездка в Кашмир представляет инте рес для нас, представителен советского народа, также и потому, что Кашмир близ ко расположен к кашей стране, с Кашми ром у нас в прошлом всегда были боль шие торговые связи. (Бурные аплодисмен ты). Свое пребывание в Кашмире мы хотели бы использовать для ознакомления с жиз нью и бытом кашмирского народа, его бо гатой своеобразной культурой, его дости жениями. Еще раз, дорогие друзья, благодарим вас за теплую встречу. (Бурные аплодис менты). ☆ тянуты полотнища с приветственными ло зунгами. Десятки тысяч жителей Сринага ра на набережных, на балконах, крышах и в окнах домов громкими радостными криками приветствовали гостей, которые в больших лодках с одетыми в белое гребца ми открывали лодочную процессию, протя нувшуюся под семью мостами, переброшен ными через реку. После завтрака, устроенного в прави тельственном дворце Сринагара, гости на автомобилях направились через город в отведенную для них резиденцию. На ули цах Сринагара горожане — ремесленни ки, учащиеся средних и высших учебных заведений, рабочие шелкопрядильных и текстильных предприятий — вновь сер дечно приветствовали Н. А. Булганина и II. С. Хрущева. 200-тысячное население Сринагара, выйдя сегодня на улицы города, отмети ло, как праздник, прибытие советских ру ководителей в Кашмир. Все фасады домов, выходящие на набе режные, были украшены не только флага ми и лозунгами, но и произведениями зна менитого кашмирского художественного ре месла: коврами, шелковыми тканями, ша лями, вышивками, лакированными изде лиями из дерева и папье-маше, серебря ными изделиями. Каждый ремесленник в окнах своего дома, на пороге своей ма стерской или прямо на улице выставил в честь гостей изделия своего ремесла. Когда наступил вечер, гости из своей резиденции наблюдали иллюминацию и фейерверк, устроенные в их честь в Сри нагаре.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz