На страже Заполярья. 1955 год. Декабрь.

V* > 4» На с т р а ж е З а п о л я р ь я 1 декабря 1955 г.. № 233 (5435).___ Много внимания на корабле Н . уделяют воспитанию и обучению молодых ма­ тросов. Командир отделения котельных машинистов старшина 1 статьи Глухов — умелый специалист, требовательный к себе и подчиненным. Он хорошо органи­ зует занятия по специальности, повседневно передает новичкам свои опыт. Н А С Н ИМ К Е : командир отделения котельных машинистов старшина 1 статьи Глухов об’ясняет действие механизмов заведывання молодому матросу Жмурину. Фото И. Никишова. Хорошее начало На строевых занятиях Дни службы молодых матросов прохо­ дят в напряженной учебе. Вопны приобре­ тают военные и политические знания, практические навыки. Вот проходит одиночная строевая подго­ товка. Новички занимаются старательно, понимая, что без твердого знания уставов, наставлений, оружия, отличного строевого шага нельзя быть полноценным воином. Затем начинаются занятия по Дисци­ плинарному уставу. — Матрос Воротников, что такое воин­ ская дисциплина? — спрашивает старши­ на 2 статьи Пузаков. Воин встает с флот­ ским «есть» и, чеканя каждое слово, пра­ вильно отвечает на поставленный ему во­ прос. — Садитесь. На чем основана советская воинская дисциплина? Расскажите вы, то­ варищ Керанчук, — говорит старшина. II на этот раз командир с удовлетворением выслушивает ответ подчиненного. — Помните, товарищи, что без крепкой воинской дисциплины успех в учебе и победа в бою невозможны, — внушитель­ но говорит старшина подчиненным. ...Строй отделения старшины 2 статьи Тезина. Старшина об’ясняет правила отда­ ния воинской чести: — Согласно Уставу внутренней службы все военнослужащие обязаны при встрече отдавать друг другу честь молодцевато, с точным соблюдением правил строевой стойки и движения... Мимо Тезина проходит матрос Федоров. Как будто все хорошо, но старшина видит недостаток: подчиненный неправильно держит кисть левой руки. Тезин делает замечание и об’ясняет личному составу ошибку воина. В часы самоподготовки молодые воины изучают стрелковое оружие. Матрос Стро­ ганов не понял устройство спускового ме­ ханизма. Командир отделения охотно на­ зывает детали, об’ясняет матросу их взаи­ модействие. Так постепенно воины приоб­ ретают новые знания. Вечером Весело и культурно проводят свой досуг матросы. Вечером матрос Шилов берет гармошку, играет. Возле него собираются любители поплясать, послушать музыку, хором спеть хорошую песню. Матросы Строганов и Васильев пришли в библиотеку. Там был и старшина 2 ста­ тьи Пузаков. Он хочет найти хорошую строевую песню. Матрос Воротников инте­ ресуется кораблестроением. Он засел за столом. Перед воином — книги, журна­ лы...* Матрос Кубрак играет в шахматы с сильным «противником» Рублевским. Ма­ тросы Яковлев и Виржайтис пишут пись­ ма родным и знакомым. Каждый занят своим делом. Первое дневальство Впервые заступают дневальными матро­ сы Федоров, Васильев, Строганов. Они волнуются. У каждого мысль: Справлюсь ли? Каждый читает инструкции, уставы. Матросы строго по уставу приняли обя­ занности у своих предшественников, про­ верили чистоту помещении, наличие иму­ щества. О всех недостатках, как положе­ но, доложили дежурному. На дневальстве Васильев поддерживает чистоту и порядок в помещениях, требует, чтобы личный состав соблюдал распоря­ док. Дневальный и подвахтенный следят, чтобы люди курили, чистили обувь и одежду в отведенных для этого местах, смотрят за соблюдением формы одежды. Все матросы выполняли обязанности старательно, без единого замечания. На ве­ черней поверке матросам Федорову, Ва­ сильеву и Строганову за хорошее несение дневальной службы командир об’явил бла­ годарность. Боевые листки Всегда многолюдно у наших боевых листков. Они ярко освещают жизнь вои­ нов, их быт. В одной из заметок перед молодыми матросами были поставлены за­ дачи в укреплении дисциплины и овладе­ нии боевым мастерством. Ответом на при­ зыв была заметка матроса Воротникова. Он писал: «От нас требуется высокая выучка. Без отличных знаний современного ору­ жия и техники нельзя-стать умелым за­ щитником Родины». Воин рассказал, что такие матросы, как Строганов, Яковлев и другие настойчиво воспитывают в себе ценное отчество — исполнительность. Но есть Воины, которые плохо относятся к занятиям, не выполняют требований во­ инской дисциплины. Это матросы Лякса, Паулаускас и Коптев. В следующем боевом листке матрос Ляк­ са написал в заметке, что он понял и осо­ знал ошибку, которую допустил раньше, и заверил товарищей, что в кратчайший срок исправится. А ниже матрос Сулим критиковал матроса Ратюка за плохое не­ сение дневальной службы. Боевой листок рассказывал о передовых воинах Керан- чуке, Федорове и других. Они успешно ос­ ваивают основы военного дела и охотно помогают в овладении мастерством товари­ щам. На посту Керанчук, Федоров и Дремов под руко­ водством командира подразделения под­ робно ознакомились с положениями Уста­ ва гарнизонной и караульной служб. Офи­ цер провел с молодыми воинами беседу о бдительности. II вот на отдаленный пост заступил ма­ трос Керанчук. Над сопкой тучами клу­ бился туман. Дул холодный ветер. Но по­ года не помешала воину зорко охранять об’ект. Моряк отлично выполнял свои обя­ занности. Строго по уставу несли службу на по­ сту матросы Федоров и Дремов. Проверя­ ющие офицеры отмечали твердое знание молодыми матросами уставов, наставлений, инструкций и точное их соблюдение. За отличное выполнение обязанностей коман­ дир поощрил воинов. Хорошее начало. Старшина 2 статьи Н. КОЗАЧИНСНИЙ. Олово молодого моряка Волнующие дни переживают воины на­ шего подразделения. Они стремятся встре­ тить XX с’езд Коммунистической партии Советского Союза новыми успехами в бое- во£ и политической подготовке. Моряки учатся напряженно, не жалея сил и вре­ мени. В моем подчинении находится стар­ ший матрос Братищев. Это передовой мо­ ряк, отличник учебы. Он зарекомендовал себя дисциплинированным, старательным воином. Любую работу моряк выполняет с душой. Недавно прибыл к нам молодой матрос Игнатьев. Когда он впервые ознакомился со своим заведыванием, сказал мне: — Товарищ старшина, постараюсь хо­ рошо изучить механизмы. Сначала мне показалось, что матрос слишком самоуверен. Стал присматривать­ ся к нему и вижу — Игнатьев но-на- стоящему несет службу. Мне часто при­ ходилось отдавать ему приказания, и он без лишних слов быстро и точно их вы­ полнял. Видя усердие молодого воина и умение работать на боевом посту, я поручил ему трудное задание по разборке системы. Всю работу матросу Игнатьеву приходилось выполнять ночью. Но он успешно спра­ вился с делом и четко мне доложил: — Товарищ старшина, ваше приказа­ ние выполнено! Я решил проверить. Все было сделано отменно. Матрос Игнатьев заслужил тогда первую благодарность. Иногда после успеха у некоторых ма­ тросов снижается требовательность к себе. Они думают так: заслужил, мол, поощ­ рение, и теперь — дело пойдет! Но с ма­ тросом Игнатьевым этого не случилось. Наоборот, он еще прилежней стал отно­ ситься к своей службе, старался не до­ пускать ни малейшего промаха. Нередко Игнатьеву приходилось выполнять очень важные поручения. Он действовал умело и сноровисто. Как-то матрос утомился на работе и стоял, вытирая вспотевший лоб. Я подошел к нему, спросил: — Тяжело? Игнатьев, смущенно улыбнувшись, от­ ветил: — Ничего, зато в другой раз легче будет! Можно было бы привести еще несколь­ ко хороших примеров о молодом моряке. Скажу одно — матрос Игнатьев с самого начала понял, что служба — это постоян­ ная учеба. При таком усердии он скоро займет достойное место среди отличников и классных специалистов. Старшина 1 статьи Н. ИЩЕНКО. Военкоры сообщают Смелый поступок Поздним вечером, когда команда уже отдыхала, по кораблю прозвучал тре­ вожный сигнал: «Человек за бортом!». Стремительно выскакивают на верх­ нюю палубу матросы. Сначала ничего нельзя было увидеть. Над заливом стоял густой туман. Но вот луч прожектора нащупал человека в тельняшке. За борт полетело несколько спасательных кру­ гов. Течение сносило матроса. Вскоре он был в 70— 100 метрах от корабля. Мо­ ряк схватился за трос, идущий от боч­ ки к соседним кораблям. В это время спустили шлюпку, но несмотря на все усилия гребцов, она продвигалась впе­ ред медленно. Казалось, ничем нель­ зя ускорить спасение товарища. Вме­ сте со всеми на корме находился старший матрос Хизбулин. «Товарищ в беде! Двадцатиградусный мороз сковы­ вает мокрые руки, и он не выдержит, выпустит трос», — думал моряк. Обвязавшись спасательным концом, Хизбулин полез по тросу. Ледяная вода обжигала тело, в руки впивались за­ усеницы стального каната, но верпый славным традициям советских моряков, Хизбулин не думал о себе. Еще одно усилие воли, и он схватил обессилевше­ го товарища. Обоих моряков быстро под­ тянули к кораблю и подняли на борт. За спасение товарища старшему ма­ тросу Хизбулину командир предоставил внеочередной краткосрочный отпуск. Ф. МИРВИС. Стал командиром Баш-то командир отделения приказал матросу Мухорямову устранить неис­ правность: на мостике погасли огни. Умело выполнил электрик задание, но допустил медлительность. Командир лично показал, как нужно выполнять приказание. С тех пор прошло немало времени. Матрос изучал специальность, упорно тренировался. Это помогло ему стать отличным моряком. Сейчас Мухорямов уже старший ма­ трос. На днях он принял пост от стар­ шины 2 статьи Огурцова и стал коман­ диром отделения. Старшина 2 статьи Н. ШАТОХИН. Агитатор готовится к беседе Большой интерес проявляют воины нашего подразделения к беседам старше­ го матроса Иванова. Его выступления всегда содержательны, доходчивы и свидетельствуют о глубоком знании ма­ териала. Это об’ясняется тем, что аги­ татор серьезно и кропотливо готовит­ ся к беседам, следит за газетами и жур­ налами, изо дня в день повышает свой политический и военный уровень. Так, готовясь к беседе по решениям июльского Пленума ЦК КПСС. Иванов еще раз прочитал доклад товарища Булганина, подобрал интересные факты из брошюр «Технический прогресс в СССР», «Техника завтрашнего дня» и «Машины на службе человеку». К этой беседе агитатором были подобраны и средства наглядной агитации — схемы и рисунки о новых методах добычи и использования каменного угля и по дру­ гим вопросам. Беседа получилась инте­ ресной и содержательной. Агитатор Иванов систематически зна­ комит матросов с важнейшими события­ ми внутренней и международной жизни, что способствует росту их политической сознательности. Партийное и комсомольское бюро, а также заместитель командира по полит­ части повседневно руководят деятель­ ностью агитаторов, развивают и поощ­ ряют их инициативу и активность в ра­ боте. Воины нашего подразделения всегда с желанием собираются на беседы стар­ шего матроса Иванова. Они знают, что агитатор расскажет им много нового, нужного. Матрос А. САВЧЕНКО. Совершенствовать специальную подготовку старшин Старшины — это передовые моряки, «ко­ торые твердо знают свое дело и способ­ ны обучать и воспитывать матросов. Что­ бы успешно справляться со своими обя­ занностями, они должны глубоко овла­ деть боевой техникой, повседневно совер­ шенствовать методы ее обслуживания. Это надо осознать каждому командиру отделе­ ния или группы, ибо от них во многом зависит повышение боевой готовности ко­ раблей и частей. Старшины — непосред­ ственные проводники в жизнь решений начальников. Известно, что в основе обучения матро­ сов лежит одиночная подготовка. Руково­ дят ею старшины. На занятиях и трени­ ровках они настойчиво и терпеливо при­ вивают подчиненным качества, необходи­ мые в бою. Отсюда понятно, почему не­ обходимо совершенствовать специальную подготовку старшин. Чем тверже знания и практические навыки командира, тем выше выучка его подчиненных. Современный морской бой отличается скоротечностью, быстрым изменением об­ становки, наличием всевозможных трудно­ стей. В сражении порой некогда раздумы­ вать — надо действовать. Задача состоит в том, чтобы научить старшин проводить занятия, тренировки, одиночные боевые учения с учетом достижений в развитии военной техники. Только так можно под­ готовить матросов к уверенным действиям в сложных метеорологических условиях, при выходе из строя значительной части оружия и техники. Необходимо доводить натренированность каждого воина до ав­ томатизма. К этому стремятся передовые старшины нашего корабля. Старшина 1 статьи Бай- дин — лучший радиометрист корабля. За высокие достижения в боезой подготовке он награжден Грамотой. Каждое занятие по специальности проводит по плану, своевременно составленному и проверен­ ному командиром подразделения. При этом Байдин руководствуется правилом — в учебе переходить от простого к сложному. Недавно старшина проводил занятие на тему: «Приемное устройство станции». Перед началом учебы из станции был выдвинут изучаемый блок, на боевом посту вывешена схема. Старшина проверил, как усвоили подчиненные изучаемый ра­ нее материал. Старшин матрос Воробьев и другие воины твердо знали предыду­ щую тему, и поэтому Байдин об’явил но­ вую и перешел к рассказу. Он последо­ вательно раз’яснил назначение приемного устройства, назвал его главные детали. Затем моряк стал разбирать устройство блока и его работу, подробно остановился на правилах использования приемного уст­ ройства и ухода за ним, порядке устране­ ния возможных неисправностей. Рассказ старшина подкрепил практиче­ ским показом работы и взаимодействия деталей, узлов, учил подчиненных на примерах случавшихся в разное Еремя неисправностей. Занятие прошло интерес­ но и принесло матросам большую пользу. Старшина после каждого, удачно про­ веденного занятия чувствует удовлетворе­ ние от сознания того, что вносит свой вклад в дело повышения боеготовности корабля. Глубокие знания военного дела, опыт боевого использования техники поз­ воляют ему добиваться новых достижений в обучении подчиненных. А вот как провел одиночное боевое учение командир другого поста — стар­ ший матрос Литвиненко. Все учение он свел к освоению схемы прибора. Литви­ ненко давал вводные по борьбе за живу­ честь материальной части, а его подчи­ ненный Дмитриев показывал на схеме, ка­ кую деталь, лампу нужно заменить или исправить. Такой отрыв теории от прак­ тики приводит к тому, что матросы хоро­ шо знают схемы, уверенно читают их, а практическими навыками не обладают, в случае неисправности действуют неуве­ ренно. Подобные ошибки нельзя оставлять без внимания. Промах Литвиненко обеспо­ коил его начальников. Флагманский спе­ циалист собрал всех старшин и об’яснил, как вредна такая практика проведения одиночных учений, рассказал, как мето­ дически правильно проводить боевую под­ готовку. Он предложил командиру подраз­ деления организовать показательное оди­ ночное боевое учение. Это еще раз подтверждает, что умение старшины проводить занятия и трениров­ ки зависит от его специальной и методи­ ческой подготовки. Поэтому офицеры контролируют самостоятельную учебу старшин, проводят с ними занятия, ка­ чество которых имеет большое значение. Дело в том, что старшины в своей практи­ ке работы с матросами почти всегда подражают начальникам. Таким образом, на старшинских занятиях они не только повышают знания по специальности, но и учатся методике обучения. Важно, чтобы офицеры обобщали опыт эксплуатации однотипных приборов тех или иных механизмов и знакомили с ни­ ми старшин. Необходимо делать разбор всех поломок. Нельзя ограничиваться ин­ формацией о случившемся. Следует делать глубокий анализ причин, вызвавших не­ исправности. Знание неисправностей, имев­ ших место на однотипных механизмах других кораблей, помогает старшине быст­ рее находить неполадки и устранять их. Так, на одном из последних выходов ко­ рабля в море матрос Вяткин обнаружил, что вибратор одного сложного прибора вращается медленно. О случившемся ма­ трос доложил командиру отделения. Стар­ шина 2 статьи Баран вспомнил, что по­ добная неполадка имела однажды место на другом корабле. Там сгорела обмотка возбуждения исполнительного моторчика. Об этом офицер рассказывал на занятии. Старшина осмотрел моторчик и убедился, что его предположения верны. Неисправ­ ность была устранена в минимально ко­ роткий срок. Офицеры—руководители групп старшин­ ских занятий должны тщательно готовить­ ся к ним. Надо углублять занятия теоре­ тическими положениями, серьезными обо­ снованиями. Иногда у старшин возникают вопросы, на которые руководитель за не­ имением времени или потому, что для от­ вета требуется специальная подготовка, не может сразу ответить. Такие вопросы нельзя оставлять неразрешенными. С этой целью иногда даже следует организовы­ вать дополнительные занятия. Рекомендуется организовывать просмотр специальных фильмов. Таким образом, старшины могут перенять образец гра­ мотных действий. Ничто так крепко не запоминается, как то, что видел своими глазами. К сожалению, о специальных фильмах у нас подчас забывают. В основе всей работы со старшинами лежит индивидуальный метод. Умелое со­ четание всех форм специальной подготов­ ки старшин с их личной дисциплиниро­ ванностью и примерностью дают возмож­ ность повысить качество занятий и тре­ нировок, а значит и уровень боевой готов­ ности кораблей. Офицер А. ГРУШИН. П е р в а я в а х т а Тщательно готовились радиотелеграфис­ ты молодые матросы Лаговский и Пере- верткин на первую вахту. Они еще и еще раз прочитали инструкцию, задали друг другу вопросы с тем, чтобы проверить свои знания. Казалось, все в порядке. Но молодые радисты волновались. Смогут ли они нести вахту, как положено? Вскоре матросы Лаговский и Перевер- ткин заступили на пост. Поступила коман­ да: из строя вышла проводная связь. Мо­ лодые радисты быстро связались со свои­ ми корреспондентами по радио. Через нес­ колько минут они доложили старшему вах­ тенному радисту о том, что радиосвязь ра­ ботает. Все радиограммы были приняты без ошибок. Молодые радисты под наблю­ дением вахтенного матроса Трифонова обе­ спечили бесперебойную связь. Сержант Т. НАЗАРОВ. ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ Вместо дела— обещания Ровно месяц остался до конца года. Это время имеет решающее значение для вы­ полнения социалистических обязательств, принятых тружениками новостроек на­ шего Строительного управления. Предстоит ввести в строй многоквартирный жилой дом. Строители в короткие сроки возвели кладку фундаментов. Одновременно с кладкой верхних эта­ жей в нижних производились отделочные работы — устройство гипсолитовых пере­ городок, оштукатуривание ниш и оклейка стен сухой штукатуркой. В июле откры­ лось широкое поле деятельности для сан­ технических работ. Казалось, что все идет точно по графику, и дом будет сдан в срок. Но не тут-то было. Монтажники, которыми руководят тт. Берштейн и Радчин, обещали смонтиро­ вать систему отопления до наступления зимних холодов. Когда же дошло до дела, начались ссылки на отсутствие фитингов, труб, рабочей силы. Неоднократные обра­ щения к тт. Берштейну и Радчину по улучшению производства сантехнических работ не дали никаких результатов. Вско­ ре тов. Радчин со спокойной совестью уе­ хал в отпуск, не оставив заместителя. Наступило холодное время года, отделы­ вать помещения можно лишь в отапливае­ мых зданиях. Но в доме попрежнему рабо­ тают всего лишь четыре сантехника. Сей­ час, когда оштукатурены и побелены по­ толки, поставлена порезка, клеятся обои, устроена шлакобетонная подготовка полов, облицованы плиткой стены санузлов — монтажники спохватились: нужно бить дыры для проводки отопления и водопро­ вода. А ведь отверстия под монтаж сан­ техникам были оставлены в процессе стро­ ительства, однако они поленились поста­ вить гильзы под трубопроводы. А сейчас все эти отверстия забетонированы. Тов. Радчин после прибытия из отпуска, к своему удивлению, обнаружил, что еще не сделаны замеры на заготовку разводки системы отопления и водопровода. Следует отметить, что отделочникам, ра­ ботающим на Фасаде, ничто не мешало до наступления заморозков оштукатурить фа­ сад, но эти работы ведутся недопустимо медленно. За два месяца оштукатурено немногим более половины фасада. Этому не приходится удивляться, так как отсут­ ствует элементарная организация и меха­ низация штукатурных работ. Раствор на леса пятого этажа подастся в ведрах через единственный блок и вручную. Очень медленно ведутся работы по на­ стилке паркета. Из 4.500 квадратных мет­ ров настелено всего лишь... 45 кв. метров. Электромонтажникам, которыми руково­ дят тт. Поморцев и Явиц, давно уже сле­ дует смонтировать и подключить тран­ сформаторную подстанцию для дома, уло­ жить кабель в траншеи, которые давно выкопаны и уже частично завалились. До сих пор завод, где работает тов. Раби- нович. не выполнил заказ по изготовлению столярных изделий. Задержка с доставкой столярных изделий срывает нормальную работу отделочников. Известно ли все это руководителям Се- веровоенморстроя? Известно. Работники этого учреждения” неоднократно посещали стройку, обещали принять меры, но этим дело и заканчивалось. Офицер В. ГРИШКО. Н А Л А Д И Т Ь РА БО Т У Б И Б Л И О Т Е К И Паша библиотека очень бедна книгами: все они помещаются в небольшом шкаф­ чике. У нас недостаточно художественной литературы, почти нет книг по вопросам военно-техническим и спортивным. Библи­ отека не организует читательских конфе­ ренции ио прочитанным книгам, темати­ ческих вечеров. II это — обидно. Ведь за­ ведующий библиотекой тов. Стрелэв имеет высшее образование. Он мог бы наладить работу библиотеки, добиться, чтобы в ней было достаточно разнообразной литера­ туры. А. КОНОВАЛОВ. Распространениюпередовогопыта — повседневное внимание Рост числа квалифицированных специа­ листов в большой степени зависит от пропаганды успехов передовиков боевой и политической подготовки, распростране­ ния их опыта. Это обязанность каждого командира и политработника, партийных и комсомольских организаций. Они долж­ ны повседневно и заботливо выращивать классных специалистов. На нашем корабле пропаганду успехов, показ опыта работы классных специали­ стов, внедрение в жизнь их методов ис­ пользования оружия-и обслуживания тех­ ники считают важным средством воспи­ тания мастеров военно-морского дела. По­ этому в каждом мероприятии, которое про­ водят командир, партийная и комсомоль­ ская организации, у нас находят место освещение и анализ спыта работы передо­ вых старшин и матросов. А таких у нас немало. Это — классные специалисты старшины 1 статьи Шамаев и Чугунов, старшина 2 статьи Катюбин, старший ма­ трос Яровой и другие. Недавно командир корабля провел с личным составом беседу на тему: «Боевые действия североморцев в годы Великой Отечественной войны». Он рассказал, как в тяжелых условиях Заполярья выковыва­ лось мастерство и новаторские приемы ис­ пользования оружия. Каждое утро, когда корабль, на котором служил старший матрос Дубоусов, не уча­ ствовал в боевых походах, раздавалась трель боцманской дудки и голос дежур­ ного: — Начать тренировку! Наводчики Дубоусов и матрос Голубенко, установщики прицела, подносчики стано­ вились к пушкам и отрабатывали приемы. Каждый цикл действий завершался имита­ цией выстрела. Тренировки приносили большую пользу. В одном из походов сигнальщики заме­ тили плавающую мину. А снаряды на ко­ рабле были на исходе. Старший матрос Дубоусов спокойно навел орудие на пры­ гающий на волнах темный шар. Прозву­ чал выстрел. Натренированный артилле­ рист поразил мину с первого выстрела. — Героями в бою, — говорил коман­ дир, — были люди, которые глубоко соз­ навали ответственность за защиту Роди­ ны, твердо освоили оружие и технику и научились грамотно использовать их в любой обстановке. Командир указал, что высокие мораль­ но-боевые качества вырабатываются у мо­ ряков в упорном повседневном труде. По­ казательным в работе старшины 1 статьи Чугунова является его постоянное стрем­ ление к повышению своих знаний и со­ вершенствованию навыков в использо­ вании оружия. Личный пример командира, его мастерство — это хорошая основа для успешного обучения подчиненных. Чугунов воспитал немало умелых специа­ листов. Среди них — старшина 2 статьи Парфененко, старший матрос Шарохин и другие. В этой беседе был дан анализ опыта успешной работы отличников старшины 2 статьи Катюбина. старшего матроса Азар- кина и других. Метод работы Катюбина с личным составом поучителен тем, что стар­ шина умело организовал контроль за дей­ ствиями подчиненных. Это дает ему воз­ можность постоянно знать степень выучки каждого матроса и направлять его само­ стоятельную работу, предостерегать от ошибок. Идет ли осмотр, проверка ору­ жия и технических средств, готовится ли техника к бою, старшина всегда знает о ходе дела и правильно руководит им. Это определяет успехи морякоз команды. Все торпедные стрельбы корабль провел ус­ пешно. Воины неоднократно участвовали в состязательных стрельбах на приз Главно­ командующего Военно-Морским Флотом. Центром работы по обмену знаниями и опытом передовиков должно стать подраз­ деление. Направлять ее и руководить ею — первейшая обязанность офицера. Каждое занятие, каждую тренировку и учение коммунист Маковский проводит так. чтобы максимально использовать знания лучших специалистов старшин 1 статьи Сапронова, Сокуренко и других. Поэтому личный состав имеет значитель­ ные успехи в отработке приемов эксплуа­ тации материальной части, борьбы за жи­ вучесть оружия и технических средств корабля. В этом подразделении нередко органи­ зуются встречи классных специалистов с молодыми матросами, что дает возмож­ ность в максимально короткий срок подго­ товить новичков к самостоятельному не­ сению вахт, обслуживанию заведываний. Так, матросы Пефтибай, Бобков, Набутов- екпй и другие успешно сдали экзамены на третий класс. Положительным фактом в работе по об­ мену опытом использования оружия и глубокого изучения техники являются технические собеседования. На них у нас обсуждаются возможности энергетических установок, разбираются отдельные слож­ ные узлы механизмов, анализируются ра­ циональные приемы использования ору­ жия. Собеседования подготавливают и про­ водят квалифицированные специалисты. Так, в одном из подразделений доклады на конференции сделали специалисты перво­ го класса Шамаев и Чугунов, специалист второго класса Конарев. Такие мероприятия являются весьма действенной формой пропаганды знаний и опыта лучших специалистов. Они прибли­ жают теоретическое изучение оружия к практике, дают возможность познакомить­ ся с лучшими методами его использования. Ряд таких собеседований проводили ком­ мунисты Балбеков и Маковский. Существенной помощью в работе по об­ мену опытом отличников является работа комсомольских организаций в этом направ­ лении. Они пропагандируют достижения передовиков боевой и политической подго­ товки на комсомольских собраниях, акти­ вах, специальных заседаниях бюро. Недавно у нас проведен комсомольский актив. Командир корабля сделал доклад: «Работа старшин-комсомольцев ио воспи­ танию передовиков учебы». Классные специалисты Яровой, Чугунов и Соловь­ ев выступили с критикой недостатков в подготовке к сдаче экзаменов на клас­ сность, раскрыли лучшие стороны этой важной работы. Для этой же цели у нас используется стенная печать, радиогазе­ ты. Такие отличники, как Шмигленко и другие часто выступают по корабельной трансляции с рассказом об опыте своей работы на боевых постах. Методы этих и других умелых специалистов отражаются в стенгазете. Листовки, посвященные лучшим спе­ циалистам, вывешиваются на видном ме­ сте. В листовке о специалисте первого класса Шамаеве на переднем плане — его фотографическая карточка, на которой он снят на фоне развернутого Военно-мор- ского флага. Нилге текст, где об’ясняется, как старшина добился высоких резуль­ татов в освоении техники, в умелом ис­ пользовании оружия, обучении подчинен­ ных. Листовки-молнии с фотографиями от­ личившихся в море специалистов были не менее действенным средством внедре­ ния передового опыта. В последнем по­ ходе выпуск молнии был посвящен ра­ боте старшины 2 статьи Новоточпнопа и старшего матроса Порошина, образцово выполнивших ответственное задание. Они действовали на боевом посту умело и ини­ циативно. Работа по обмену опытом в настоящее время имеет особое значение. Правильно поставленная, она будет способствовать более плодотворной подготовке и сдаче экзаменов на классность, подготовке мо­ лодых матросов на допуск к самостоя­ тельному обслуживанию техники. Широкое использование знаний клас­ сных специалистов, отличников боевой и политической подготовки, пропаганда ме­ тодов их работы в массы моряков позволит успешнее повышать боеготовность флота, стоящего на страже северных морских рубежей любимой Родины. Лейтенант Л. ЧУЛКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz