На страже Заполярья. 1955 год. Декабрь.
V* > 4» На с т р а ж е З а п о л я р ь я 1 декабря 1955 г.. № 233 (5435).___ Много внимания на корабле Н . уделяют воспитанию и обучению молодых ма тросов. Командир отделения котельных машинистов старшина 1 статьи Глухов — умелый специалист, требовательный к себе и подчиненным. Он хорошо органи зует занятия по специальности, повседневно передает новичкам свои опыт. Н А С Н ИМ К Е : командир отделения котельных машинистов старшина 1 статьи Глухов об’ясняет действие механизмов заведывання молодому матросу Жмурину. Фото И. Никишова. Хорошее начало На строевых занятиях Дни службы молодых матросов прохо дят в напряженной учебе. Вопны приобре тают военные и политические знания, практические навыки. Вот проходит одиночная строевая подго товка. Новички занимаются старательно, понимая, что без твердого знания уставов, наставлений, оружия, отличного строевого шага нельзя быть полноценным воином. Затем начинаются занятия по Дисци плинарному уставу. — Матрос Воротников, что такое воин ская дисциплина? — спрашивает старши на 2 статьи Пузаков. Воин встает с флот ским «есть» и, чеканя каждое слово, пра вильно отвечает на поставленный ему во прос. — Садитесь. На чем основана советская воинская дисциплина? Расскажите вы, то варищ Керанчук, — говорит старшина. II на этот раз командир с удовлетворением выслушивает ответ подчиненного. — Помните, товарищи, что без крепкой воинской дисциплины успех в учебе и победа в бою невозможны, — внушитель но говорит старшина подчиненным. ...Строй отделения старшины 2 статьи Тезина. Старшина об’ясняет правила отда ния воинской чести: — Согласно Уставу внутренней службы все военнослужащие обязаны при встрече отдавать друг другу честь молодцевато, с точным соблюдением правил строевой стойки и движения... Мимо Тезина проходит матрос Федоров. Как будто все хорошо, но старшина видит недостаток: подчиненный неправильно держит кисть левой руки. Тезин делает замечание и об’ясняет личному составу ошибку воина. В часы самоподготовки молодые воины изучают стрелковое оружие. Матрос Стро ганов не понял устройство спускового ме ханизма. Командир отделения охотно на зывает детали, об’ясняет матросу их взаи модействие. Так постепенно воины приоб ретают новые знания. Вечером Весело и культурно проводят свой досуг матросы. Вечером матрос Шилов берет гармошку, играет. Возле него собираются любители поплясать, послушать музыку, хором спеть хорошую песню. Матросы Строганов и Васильев пришли в библиотеку. Там был и старшина 2 ста тьи Пузаков. Он хочет найти хорошую строевую песню. Матрос Воротников инте ресуется кораблестроением. Он засел за столом. Перед воином — книги, журна лы...* Матрос Кубрак играет в шахматы с сильным «противником» Рублевским. Ма тросы Яковлев и Виржайтис пишут пись ма родным и знакомым. Каждый занят своим делом. Первое дневальство Впервые заступают дневальными матро сы Федоров, Васильев, Строганов. Они волнуются. У каждого мысль: Справлюсь ли? Каждый читает инструкции, уставы. Матросы строго по уставу приняли обя занности у своих предшественников, про верили чистоту помещении, наличие иму щества. О всех недостатках, как положе но, доложили дежурному. На дневальстве Васильев поддерживает чистоту и порядок в помещениях, требует, чтобы личный состав соблюдал распоря док. Дневальный и подвахтенный следят, чтобы люди курили, чистили обувь и одежду в отведенных для этого местах, смотрят за соблюдением формы одежды. Все матросы выполняли обязанности старательно, без единого замечания. На ве черней поверке матросам Федорову, Ва сильеву и Строганову за хорошее несение дневальной службы командир об’явил бла годарность. Боевые листки Всегда многолюдно у наших боевых листков. Они ярко освещают жизнь вои нов, их быт. В одной из заметок перед молодыми матросами были поставлены за дачи в укреплении дисциплины и овладе нии боевым мастерством. Ответом на при зыв была заметка матроса Воротникова. Он писал: «От нас требуется высокая выучка. Без отличных знаний современного ору жия и техники нельзя-стать умелым за щитником Родины». Воин рассказал, что такие матросы, как Строганов, Яковлев и другие настойчиво воспитывают в себе ценное отчество — исполнительность. Но есть Воины, которые плохо относятся к занятиям, не выполняют требований во инской дисциплины. Это матросы Лякса, Паулаускас и Коптев. В следующем боевом листке матрос Ляк са написал в заметке, что он понял и осо знал ошибку, которую допустил раньше, и заверил товарищей, что в кратчайший срок исправится. А ниже матрос Сулим критиковал матроса Ратюка за плохое не сение дневальной службы. Боевой листок рассказывал о передовых воинах Керан- чуке, Федорове и других. Они успешно ос ваивают основы военного дела и охотно помогают в овладении мастерством товари щам. На посту Керанчук, Федоров и Дремов под руко водством командира подразделения под робно ознакомились с положениями Уста ва гарнизонной и караульной служб. Офи цер провел с молодыми воинами беседу о бдительности. II вот на отдаленный пост заступил ма трос Керанчук. Над сопкой тучами клу бился туман. Дул холодный ветер. Но по года не помешала воину зорко охранять об’ект. Моряк отлично выполнял свои обя занности. Строго по уставу несли службу на по сту матросы Федоров и Дремов. Проверя ющие офицеры отмечали твердое знание молодыми матросами уставов, наставлений, инструкций и точное их соблюдение. За отличное выполнение обязанностей коман дир поощрил воинов. Хорошее начало. Старшина 2 статьи Н. КОЗАЧИНСНИЙ. Олово молодого моряка Волнующие дни переживают воины на шего подразделения. Они стремятся встре тить XX с’езд Коммунистической партии Советского Союза новыми успехами в бое- во£ и политической подготовке. Моряки учатся напряженно, не жалея сил и вре мени. В моем подчинении находится стар ший матрос Братищев. Это передовой мо ряк, отличник учебы. Он зарекомендовал себя дисциплинированным, старательным воином. Любую работу моряк выполняет с душой. Недавно прибыл к нам молодой матрос Игнатьев. Когда он впервые ознакомился со своим заведыванием, сказал мне: — Товарищ старшина, постараюсь хо рошо изучить механизмы. Сначала мне показалось, что матрос слишком самоуверен. Стал присматривать ся к нему и вижу — Игнатьев но-на- стоящему несет службу. Мне часто при ходилось отдавать ему приказания, и он без лишних слов быстро и точно их вы полнял. Видя усердие молодого воина и умение работать на боевом посту, я поручил ему трудное задание по разборке системы. Всю работу матросу Игнатьеву приходилось выполнять ночью. Но он успешно спра вился с делом и четко мне доложил: — Товарищ старшина, ваше приказа ние выполнено! Я решил проверить. Все было сделано отменно. Матрос Игнатьев заслужил тогда первую благодарность. Иногда после успеха у некоторых ма тросов снижается требовательность к себе. Они думают так: заслужил, мол, поощ рение, и теперь — дело пойдет! Но с ма тросом Игнатьевым этого не случилось. Наоборот, он еще прилежней стал отно ситься к своей службе, старался не до пускать ни малейшего промаха. Нередко Игнатьеву приходилось выполнять очень важные поручения. Он действовал умело и сноровисто. Как-то матрос утомился на работе и стоял, вытирая вспотевший лоб. Я подошел к нему, спросил: — Тяжело? Игнатьев, смущенно улыбнувшись, от ветил: — Ничего, зато в другой раз легче будет! Можно было бы привести еще несколь ко хороших примеров о молодом моряке. Скажу одно — матрос Игнатьев с самого начала понял, что служба — это постоян ная учеба. При таком усердии он скоро займет достойное место среди отличников и классных специалистов. Старшина 1 статьи Н. ИЩЕНКО. Военкоры сообщают Смелый поступок Поздним вечером, когда команда уже отдыхала, по кораблю прозвучал тре вожный сигнал: «Человек за бортом!». Стремительно выскакивают на верх нюю палубу матросы. Сначала ничего нельзя было увидеть. Над заливом стоял густой туман. Но вот луч прожектора нащупал человека в тельняшке. За борт полетело несколько спасательных кру гов. Течение сносило матроса. Вскоре он был в 70— 100 метрах от корабля. Мо ряк схватился за трос, идущий от боч ки к соседним кораблям. В это время спустили шлюпку, но несмотря на все усилия гребцов, она продвигалась впе ред медленно. Казалось, ничем нель зя ускорить спасение товарища. Вме сте со всеми на корме находился старший матрос Хизбулин. «Товарищ в беде! Двадцатиградусный мороз сковы вает мокрые руки, и он не выдержит, выпустит трос», — думал моряк. Обвязавшись спасательным концом, Хизбулин полез по тросу. Ледяная вода обжигала тело, в руки впивались за усеницы стального каната, но верпый славным традициям советских моряков, Хизбулин не думал о себе. Еще одно усилие воли, и он схватил обессилевше го товарища. Обоих моряков быстро под тянули к кораблю и подняли на борт. За спасение товарища старшему ма тросу Хизбулину командир предоставил внеочередной краткосрочный отпуск. Ф. МИРВИС. Стал командиром Баш-то командир отделения приказал матросу Мухорямову устранить неис правность: на мостике погасли огни. Умело выполнил электрик задание, но допустил медлительность. Командир лично показал, как нужно выполнять приказание. С тех пор прошло немало времени. Матрос изучал специальность, упорно тренировался. Это помогло ему стать отличным моряком. Сейчас Мухорямов уже старший ма трос. На днях он принял пост от стар шины 2 статьи Огурцова и стал коман диром отделения. Старшина 2 статьи Н. ШАТОХИН. Агитатор готовится к беседе Большой интерес проявляют воины нашего подразделения к беседам старше го матроса Иванова. Его выступления всегда содержательны, доходчивы и свидетельствуют о глубоком знании ма териала. Это об’ясняется тем, что аги татор серьезно и кропотливо готовит ся к беседам, следит за газетами и жур налами, изо дня в день повышает свой политический и военный уровень. Так, готовясь к беседе по решениям июльского Пленума ЦК КПСС. Иванов еще раз прочитал доклад товарища Булганина, подобрал интересные факты из брошюр «Технический прогресс в СССР», «Техника завтрашнего дня» и «Машины на службе человеку». К этой беседе агитатором были подобраны и средства наглядной агитации — схемы и рисунки о новых методах добычи и использования каменного угля и по дру гим вопросам. Беседа получилась инте ресной и содержательной. Агитатор Иванов систематически зна комит матросов с важнейшими события ми внутренней и международной жизни, что способствует росту их политической сознательности. Партийное и комсомольское бюро, а также заместитель командира по полит части повседневно руководят деятель ностью агитаторов, развивают и поощ ряют их инициативу и активность в ра боте. Воины нашего подразделения всегда с желанием собираются на беседы стар шего матроса Иванова. Они знают, что агитатор расскажет им много нового, нужного. Матрос А. САВЧЕНКО. Совершенствовать специальную подготовку старшин Старшины — это передовые моряки, «ко торые твердо знают свое дело и способ ны обучать и воспитывать матросов. Что бы успешно справляться со своими обя занностями, они должны глубоко овла деть боевой техникой, повседневно совер шенствовать методы ее обслуживания. Это надо осознать каждому командиру отделе ния или группы, ибо от них во многом зависит повышение боевой готовности ко раблей и частей. Старшины — непосред ственные проводники в жизнь решений начальников. Известно, что в основе обучения матро сов лежит одиночная подготовка. Руково дят ею старшины. На занятиях и трени ровках они настойчиво и терпеливо при вивают подчиненным качества, необходи мые в бою. Отсюда понятно, почему не обходимо совершенствовать специальную подготовку старшин. Чем тверже знания и практические навыки командира, тем выше выучка его подчиненных. Современный морской бой отличается скоротечностью, быстрым изменением об становки, наличием всевозможных трудно стей. В сражении порой некогда раздумы вать — надо действовать. Задача состоит в том, чтобы научить старшин проводить занятия, тренировки, одиночные боевые учения с учетом достижений в развитии военной техники. Только так можно под готовить матросов к уверенным действиям в сложных метеорологических условиях, при выходе из строя значительной части оружия и техники. Необходимо доводить натренированность каждого воина до ав томатизма. К этому стремятся передовые старшины нашего корабля. Старшина 1 статьи Бай- дин — лучший радиометрист корабля. За высокие достижения в боезой подготовке он награжден Грамотой. Каждое занятие по специальности проводит по плану, своевременно составленному и проверен ному командиром подразделения. При этом Байдин руководствуется правилом — в учебе переходить от простого к сложному. Недавно старшина проводил занятие на тему: «Приемное устройство станции». Перед началом учебы из станции был выдвинут изучаемый блок, на боевом посту вывешена схема. Старшина проверил, как усвоили подчиненные изучаемый ра нее материал. Старшин матрос Воробьев и другие воины твердо знали предыду щую тему, и поэтому Байдин об’явил но вую и перешел к рассказу. Он последо вательно раз’яснил назначение приемного устройства, назвал его главные детали. Затем моряк стал разбирать устройство блока и его работу, подробно остановился на правилах использования приемного уст ройства и ухода за ним, порядке устране ния возможных неисправностей. Рассказ старшина подкрепил практиче ским показом работы и взаимодействия деталей, узлов, учил подчиненных на примерах случавшихся в разное Еремя неисправностей. Занятие прошло интерес но и принесло матросам большую пользу. Старшина после каждого, удачно про веденного занятия чувствует удовлетворе ние от сознания того, что вносит свой вклад в дело повышения боеготовности корабля. Глубокие знания военного дела, опыт боевого использования техники поз воляют ему добиваться новых достижений в обучении подчиненных. А вот как провел одиночное боевое учение командир другого поста — стар ший матрос Литвиненко. Все учение он свел к освоению схемы прибора. Литви ненко давал вводные по борьбе за живу честь материальной части, а его подчи ненный Дмитриев показывал на схеме, ка кую деталь, лампу нужно заменить или исправить. Такой отрыв теории от прак тики приводит к тому, что матросы хоро шо знают схемы, уверенно читают их, а практическими навыками не обладают, в случае неисправности действуют неуве ренно. Подобные ошибки нельзя оставлять без внимания. Промах Литвиненко обеспо коил его начальников. Флагманский спе циалист собрал всех старшин и об’яснил, как вредна такая практика проведения одиночных учений, рассказал, как мето дически правильно проводить боевую под готовку. Он предложил командиру подраз деления организовать показательное оди ночное боевое учение. Это еще раз подтверждает, что умение старшины проводить занятия и трениров ки зависит от его специальной и методи ческой подготовки. Поэтому офицеры контролируют самостоятельную учебу старшин, проводят с ними занятия, ка чество которых имеет большое значение. Дело в том, что старшины в своей практи ке работы с матросами почти всегда подражают начальникам. Таким образом, на старшинских занятиях они не только повышают знания по специальности, но и учатся методике обучения. Важно, чтобы офицеры обобщали опыт эксплуатации однотипных приборов тех или иных механизмов и знакомили с ни ми старшин. Необходимо делать разбор всех поломок. Нельзя ограничиваться ин формацией о случившемся. Следует делать глубокий анализ причин, вызвавших не исправности. Знание неисправностей, имев ших место на однотипных механизмах других кораблей, помогает старшине быст рее находить неполадки и устранять их. Так, на одном из последних выходов ко рабля в море матрос Вяткин обнаружил, что вибратор одного сложного прибора вращается медленно. О случившемся ма трос доложил командиру отделения. Стар шина 2 статьи Баран вспомнил, что по добная неполадка имела однажды место на другом корабле. Там сгорела обмотка возбуждения исполнительного моторчика. Об этом офицер рассказывал на занятии. Старшина осмотрел моторчик и убедился, что его предположения верны. Неисправ ность была устранена в минимально ко роткий срок. Офицеры—руководители групп старшин ских занятий должны тщательно готовить ся к ним. Надо углублять занятия теоре тическими положениями, серьезными обо снованиями. Иногда у старшин возникают вопросы, на которые руководитель за не имением времени или потому, что для от вета требуется специальная подготовка, не может сразу ответить. Такие вопросы нельзя оставлять неразрешенными. С этой целью иногда даже следует организовы вать дополнительные занятия. Рекомендуется организовывать просмотр специальных фильмов. Таким образом, старшины могут перенять образец гра мотных действий. Ничто так крепко не запоминается, как то, что видел своими глазами. К сожалению, о специальных фильмах у нас подчас забывают. В основе всей работы со старшинами лежит индивидуальный метод. Умелое со четание всех форм специальной подготов ки старшин с их личной дисциплиниро ванностью и примерностью дают возмож ность повысить качество занятий и тре нировок, а значит и уровень боевой готов ности кораблей. Офицер А. ГРУШИН. П е р в а я в а х т а Тщательно готовились радиотелеграфис ты молодые матросы Лаговский и Пере- верткин на первую вахту. Они еще и еще раз прочитали инструкцию, задали друг другу вопросы с тем, чтобы проверить свои знания. Казалось, все в порядке. Но молодые радисты волновались. Смогут ли они нести вахту, как положено? Вскоре матросы Лаговский и Перевер- ткин заступили на пост. Поступила коман да: из строя вышла проводная связь. Мо лодые радисты быстро связались со свои ми корреспондентами по радио. Через нес колько минут они доложили старшему вах тенному радисту о том, что радиосвязь ра ботает. Все радиограммы были приняты без ошибок. Молодые радисты под наблю дением вахтенного матроса Трифонова обе спечили бесперебойную связь. Сержант Т. НАЗАРОВ. ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ Вместо дела— обещания Ровно месяц остался до конца года. Это время имеет решающее значение для вы полнения социалистических обязательств, принятых тружениками новостроек на шего Строительного управления. Предстоит ввести в строй многоквартирный жилой дом. Строители в короткие сроки возвели кладку фундаментов. Одновременно с кладкой верхних эта жей в нижних производились отделочные работы — устройство гипсолитовых пере городок, оштукатуривание ниш и оклейка стен сухой штукатуркой. В июле откры лось широкое поле деятельности для сан технических работ. Казалось, что все идет точно по графику, и дом будет сдан в срок. Но не тут-то было. Монтажники, которыми руководят тт. Берштейн и Радчин, обещали смонтиро вать систему отопления до наступления зимних холодов. Когда же дошло до дела, начались ссылки на отсутствие фитингов, труб, рабочей силы. Неоднократные обра щения к тт. Берштейну и Радчину по улучшению производства сантехнических работ не дали никаких результатов. Вско ре тов. Радчин со спокойной совестью уе хал в отпуск, не оставив заместителя. Наступило холодное время года, отделы вать помещения можно лишь в отапливае мых зданиях. Но в доме попрежнему рабо тают всего лишь четыре сантехника. Сей час, когда оштукатурены и побелены по толки, поставлена порезка, клеятся обои, устроена шлакобетонная подготовка полов, облицованы плиткой стены санузлов — монтажники спохватились: нужно бить дыры для проводки отопления и водопро вода. А ведь отверстия под монтаж сан техникам были оставлены в процессе стро ительства, однако они поленились поста вить гильзы под трубопроводы. А сейчас все эти отверстия забетонированы. Тов. Радчин после прибытия из отпуска, к своему удивлению, обнаружил, что еще не сделаны замеры на заготовку разводки системы отопления и водопровода. Следует отметить, что отделочникам, ра ботающим на Фасаде, ничто не мешало до наступления заморозков оштукатурить фа сад, но эти работы ведутся недопустимо медленно. За два месяца оштукатурено немногим более половины фасада. Этому не приходится удивляться, так как отсут ствует элементарная организация и меха низация штукатурных работ. Раствор на леса пятого этажа подастся в ведрах через единственный блок и вручную. Очень медленно ведутся работы по на стилке паркета. Из 4.500 квадратных мет ров настелено всего лишь... 45 кв. метров. Электромонтажникам, которыми руково дят тт. Поморцев и Явиц, давно уже сле дует смонтировать и подключить тран сформаторную подстанцию для дома, уло жить кабель в траншеи, которые давно выкопаны и уже частично завалились. До сих пор завод, где работает тов. Раби- нович. не выполнил заказ по изготовлению столярных изделий. Задержка с доставкой столярных изделий срывает нормальную работу отделочников. Известно ли все это руководителям Се- веровоенморстроя? Известно. Работники этого учреждения” неоднократно посещали стройку, обещали принять меры, но этим дело и заканчивалось. Офицер В. ГРИШКО. Н А Л А Д И Т Ь РА БО Т У Б И Б Л И О Т Е К И Паша библиотека очень бедна книгами: все они помещаются в небольшом шкаф чике. У нас недостаточно художественной литературы, почти нет книг по вопросам военно-техническим и спортивным. Библи отека не организует читательских конфе ренции ио прочитанным книгам, темати ческих вечеров. II это — обидно. Ведь за ведующий библиотекой тов. Стрелэв имеет высшее образование. Он мог бы наладить работу библиотеки, добиться, чтобы в ней было достаточно разнообразной литера туры. А. КОНОВАЛОВ. Распространениюпередовогопыта — повседневное внимание Рост числа квалифицированных специа листов в большой степени зависит от пропаганды успехов передовиков боевой и политической подготовки, распростране ния их опыта. Это обязанность каждого командира и политработника, партийных и комсомольских организаций. Они долж ны повседневно и заботливо выращивать классных специалистов. На нашем корабле пропаганду успехов, показ опыта работы классных специали стов, внедрение в жизнь их методов ис пользования оружия-и обслуживания тех ники считают важным средством воспи тания мастеров военно-морского дела. По этому в каждом мероприятии, которое про водят командир, партийная и комсомоль ская организации, у нас находят место освещение и анализ спыта работы передо вых старшин и матросов. А таких у нас немало. Это — классные специалисты старшины 1 статьи Шамаев и Чугунов, старшина 2 статьи Катюбин, старший ма трос Яровой и другие. Недавно командир корабля провел с личным составом беседу на тему: «Боевые действия североморцев в годы Великой Отечественной войны». Он рассказал, как в тяжелых условиях Заполярья выковыва лось мастерство и новаторские приемы ис пользования оружия. Каждое утро, когда корабль, на котором служил старший матрос Дубоусов, не уча ствовал в боевых походах, раздавалась трель боцманской дудки и голос дежур ного: — Начать тренировку! Наводчики Дубоусов и матрос Голубенко, установщики прицела, подносчики стано вились к пушкам и отрабатывали приемы. Каждый цикл действий завершался имита цией выстрела. Тренировки приносили большую пользу. В одном из походов сигнальщики заме тили плавающую мину. А снаряды на ко рабле были на исходе. Старший матрос Дубоусов спокойно навел орудие на пры гающий на волнах темный шар. Прозву чал выстрел. Натренированный артилле рист поразил мину с первого выстрела. — Героями в бою, — говорил коман дир, — были люди, которые глубоко соз навали ответственность за защиту Роди ны, твердо освоили оружие и технику и научились грамотно использовать их в любой обстановке. Командир указал, что высокие мораль но-боевые качества вырабатываются у мо ряков в упорном повседневном труде. По казательным в работе старшины 1 статьи Чугунова является его постоянное стрем ление к повышению своих знаний и со вершенствованию навыков в использо вании оружия. Личный пример командира, его мастерство — это хорошая основа для успешного обучения подчиненных. Чугунов воспитал немало умелых специа листов. Среди них — старшина 2 статьи Парфененко, старший матрос Шарохин и другие. В этой беседе был дан анализ опыта успешной работы отличников старшины 2 статьи Катюбина. старшего матроса Азар- кина и других. Метод работы Катюбина с личным составом поучителен тем, что стар шина умело организовал контроль за дей ствиями подчиненных. Это дает ему воз можность постоянно знать степень выучки каждого матроса и направлять его само стоятельную работу, предостерегать от ошибок. Идет ли осмотр, проверка ору жия и технических средств, готовится ли техника к бою, старшина всегда знает о ходе дела и правильно руководит им. Это определяет успехи морякоз команды. Все торпедные стрельбы корабль провел ус пешно. Воины неоднократно участвовали в состязательных стрельбах на приз Главно командующего Военно-Морским Флотом. Центром работы по обмену знаниями и опытом передовиков должно стать подраз деление. Направлять ее и руководить ею — первейшая обязанность офицера. Каждое занятие, каждую тренировку и учение коммунист Маковский проводит так. чтобы максимально использовать знания лучших специалистов старшин 1 статьи Сапронова, Сокуренко и других. Поэтому личный состав имеет значитель ные успехи в отработке приемов эксплуа тации материальной части, борьбы за жи вучесть оружия и технических средств корабля. В этом подразделении нередко органи зуются встречи классных специалистов с молодыми матросами, что дает возмож ность в максимально короткий срок подго товить новичков к самостоятельному не сению вахт, обслуживанию заведываний. Так, матросы Пефтибай, Бобков, Набутов- екпй и другие успешно сдали экзамены на третий класс. Положительным фактом в работе по об мену опытом использования оружия и глубокого изучения техники являются технические собеседования. На них у нас обсуждаются возможности энергетических установок, разбираются отдельные слож ные узлы механизмов, анализируются ра циональные приемы использования ору жия. Собеседования подготавливают и про водят квалифицированные специалисты. Так, в одном из подразделений доклады на конференции сделали специалисты перво го класса Шамаев и Чугунов, специалист второго класса Конарев. Такие мероприятия являются весьма действенной формой пропаганды знаний и опыта лучших специалистов. Они прибли жают теоретическое изучение оружия к практике, дают возможность познакомить ся с лучшими методами его использования. Ряд таких собеседований проводили ком мунисты Балбеков и Маковский. Существенной помощью в работе по об мену опытом отличников является работа комсомольских организаций в этом направ лении. Они пропагандируют достижения передовиков боевой и политической подго товки на комсомольских собраниях, акти вах, специальных заседаниях бюро. Недавно у нас проведен комсомольский актив. Командир корабля сделал доклад: «Работа старшин-комсомольцев ио воспи танию передовиков учебы». Классные специалисты Яровой, Чугунов и Соловь ев выступили с критикой недостатков в подготовке к сдаче экзаменов на клас сность, раскрыли лучшие стороны этой важной работы. Для этой же цели у нас используется стенная печать, радиогазе ты. Такие отличники, как Шмигленко и другие часто выступают по корабельной трансляции с рассказом об опыте своей работы на боевых постах. Методы этих и других умелых специалистов отражаются в стенгазете. Листовки, посвященные лучшим спе циалистам, вывешиваются на видном ме сте. В листовке о специалисте первого класса Шамаеве на переднем плане — его фотографическая карточка, на которой он снят на фоне развернутого Военно-мор- ского флага. Нилге текст, где об’ясняется, как старшина добился высоких резуль татов в освоении техники, в умелом ис пользовании оружия, обучении подчинен ных. Листовки-молнии с фотографиями от личившихся в море специалистов были не менее действенным средством внедре ния передового опыта. В последнем по ходе выпуск молнии был посвящен ра боте старшины 2 статьи Новоточпнопа и старшего матроса Порошина, образцово выполнивших ответственное задание. Они действовали на боевом посту умело и ини циативно. Работа по обмену опытом в настоящее время имеет особое значение. Правильно поставленная, она будет способствовать более плодотворной подготовке и сдаче экзаменов на классность, подготовке мо лодых матросов на допуск к самостоя тельному обслуживанию техники. Широкое использование знаний клас сных специалистов, отличников боевой и политической подготовки, пропаганда ме тодов их работы в массы моряков позволит успешнее повышать боеготовность флота, стоящего на страже северных морских рубежей любимой Родины. Лейтенант Л. ЧУЛКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz