На страже Заполярья. 1955 год. Декабрь.

4 \ЛN\ На с т р а ж е З а п о л я р ь я 4 декабря 1955 г., № 286 (5438). НА ПРОЧНОЙ И НАДЕЖНОЙ ОСНОВЕ Пребывание Председателя Совета Мини­ стров СССР Н. А. Булганина и Члена Пре­ зидиума Верховного Совета СССР Н. С Хрущева в Индии и Бирме вылилось в яр­ кую демонстрацию тесной и нерушимой дружбы между народами Советского Сою­ за, с одной стороны, и народами Индии и Бирмы, с другой. Визит советских руково­ дителей в обе эти страны — важнейшее событие наших дней, способствующее улучшению международной обстановки. Этот визит показал, что дружба миролюби­ вых народов является решающим факто­ ром укрепления мира и покоится на проч­ ной и надежной основе. Советский Союз в своей борьбе за мир и международную безопасность имеет нема­ ло верных друзей. «...Советский народ, — говорил Н. А. Булганин на митинге в Мадрасе, — последовательно отстаивает дело мира, прилагает усилия к тому, что­ бы добиться уменьшения международной напряженности, чтобы устранить угрозу новой войны и обеспечить условия для мирного сотрудничества между всеми госу­ дарствами, независимо от их общественно­ го и социального строя. Советский народ рад, что имеет многих союзников в этом благородном деле...». Среди таких союзников — народы Ин­ дии и Бирмы. Только недавно сбросив с себя цепи колониальной зависимости, они впервые вышли в качестве самостоятель­ ной силы на международную арену. Ши­ рокие перспективы и огромные возможно­ сти открылись перед ними. «Сегодпя Ин­ дия, — говорил Н. С. Хрущев на митинге в Бангалоре, — напоминает могучий по­ ток, который прорвал преграды, стоявшие на его пути, и разлился вширь и вглубь». Народы Индии и Бирмы в борьбе за ук­ репление завоеванной ими независимости воодушевляются примером нашей страны, превратившейся из отсталой в могучую индустриальную державу. Притягательную силу Советского Сою­ за не в состоянии отрицать даже зарубеж­ ные реакционные газеты. Слова — «три­ умфальная поездка», «триумфальные встречи» не сходили с их страниц за все время пребывания советских руководите­ лей в Индии. «Восторженные толпы, при­ ветствующие советских деятелей в Индии, — говорилось в комментариях лондонско­ го радио, — впдят в них людей, которые сумели поднять низкий уровень народа и которые сейчас предлагают индийскому народу свой опыт и помощь, чтобы он мог добиться тех же результатов». Наглядная демонстрация в Индии и Бирме величия и жизненности идеи мир­ ного сосуществования государств с раз­ личными политическими и социальными системами вызвала, однако, злобные раз­ мышления тех, кто хотел бы продолжать политику «с позиции силы». Они получи­ ли возможность убедиться в том, что эта политика решительно отвергается миллио­ нами и миллионами людей Азии, испытав­ шими на себе всю тяжесть гнета колони­ альной системы. «Запад непопулярен, — сокрушается американская газета «Нью- Йорк тайме», — в этой части мира, ко­ торая в течение долгого времени находи­ лась под колониальным господством». В связи с этим газета делает вывод: ныне «необходим новый подход к проблемам Среднего Востока и Юго-Восточной Азии». Однако, судя по выступлениям реакци­ онных газет в последние дни, этот «но­ вый подход» сводится главным образом к попыткам оклеветать Советский Союз в глазах людей, восторженно приветствую­ щих советских руководителей, и погасить огонь энтузиазма, охвативший широкие массы в Индии и Бирме, потоком злобных выпадов против Советского Союза. В этом отношении особенно изощряют­ ся американские газеты «Дейли ньюс» и «Дейли мирор» и английская «Ивнинг стандард», не остановившиеся перед гру­ быми выпадами против Премьер-Министра Индии Неру. Стряпня реакционных газет не находит в наши дни доверчивых потребителей. «Вы сами читаете в газетах, — говорил Н. С. Хрущев, обращаясь к участникам митинга в Бангалоре, — что пишут не­ которые представители буржуазной прес­ сы о нашей поездке по Индии. Но вы им не верите. Не верите потому, что знаете, что все то грязное, что они пишут о нас, является клеветой». Основы дружбы Советского Союза с Ин­ дией, с Бирмой непоколебимы. Эти осно­ вы — совместное служение делу мира, признание принципов мирного сосущество­ вания. Отношения между СССР и Индией, СССР и Бирмой определены взаимным уважением территориальной целостности и суверенитета, взаимными обязательствами ненападении, о невмешательстве во внутренние дела друг друга, равенством и взаимной выгодой, мирным сосуществова­ нием и экономическим сотрудничеством. БОННСКАЯ МАШИНА ВООРУЖЕНИЙ В ДЕЙСТВИИ Несколько дней назад в Бонне был сформирован так называемый «руководя­ щий военный совет», представляющий собою по существу генеральный штаб но­ вого вермахта. Во главе его поставлен гит­ леровский генерал Хойзингер. Начальни­ ком отдела вооруженных сил назначен генерал Шпейдель, отдела сухопутной ар­ мии — генерал Легелер, военно-воздуш­ ных сил — подполковник Паннцки, воен­ но-морского флота — капитан 2-го ранга 1енкер. Сформирование в Западной Германии центра возрождения германского милита­ ризма явилось своего рода ответом правя­ щих кругов Германской Федеральной Рес­ публики на ход Женевского совещания че­ тырех министров иностранных дел. Эти •круги, усматривавшие в Женевском сове­ щании помеху ремилитаризации Западной ермании, сочли сейчас своевременным придать машине вооружения более уско­ ренные темпы. «Мы вновь имеем солдат, пишет западногерманская газета «Нене рейн-цейтунг». Это начало обсуж­ давшегося и подготовлявшегося годами вооружения». В то же время в западногерманский бундестаг посыпался ворох военных зако­ нопроектов — о всеобщей воинской по­ винности, о формировании отрядов «граж­ данской обороны», о противовоздушной обороне, о создании военных трибуналов. Началось обсуждение законопроекта о ра­ тификации соглашения с США, предусмат­ ривающего обильные поставки из-за оке­ ана вооружения и военных материалов. Широко развернулось производство ору­ жия и на западногерманских заводах. Фирмы «Мессершмидт», «Дорнье», «Фок- ке-Вульф» приступают к выпуску самоле­ тов. Судостроительные верфи готовятся к строительству военных кораблей. Комментируя итоги Женевского совеща­ ния министров иностранных дел, небезыз­ вестный американский обозреватель Лип- пмап писал, что создавшееся положение потребует «большой решительности и сме­ лой политики» и что «ставкой тут яв­ ляется положение США в Германии». Ус­ корившаяся ремилитаризация Западной Германии и является, повидимому, выра­ жением такой «смелой политики». Но такой курс не встретил поддержки не только среди населения Западной Гер­ мании, но и со стороны части представи­ телей боннской коалиции, в которой после выхода из нее партии «Общегерманский блок» остались три партии — партия канцлера Аденауэра ХДС-ХСС. «Немецкая партия» и «Свободная демократическая партия». Лидеры «свободных демократов» высту­ пили с требованием пересмотра парижских военных соглашений и прямых переговоров с Советским Союзом по вопросам об’едине- ния Германии. Ответом на это требование явилось письмо канцлера Аденауэра, в ко­ тором в ультимативной форме предлагалось руководству «свободных демократов» со­ общить, поддерживает ли их парламент­ ская фракция парижские соглашения и намерена ли она участвовать в правитель­ ственной коалиции до окончания в 1957 году срока полномочий бундестага. «Сво­ бодная демократическая партия» фактиче­ ски отклонила этот ультиматум, отклзав- шись от какпх-либо обязательств. В ре­ зультате в боннской коалиции образова­ лась еще одна трещина. В связи с этим западногерманские газе­ ты пишут об «очень серьезном кризисе коалиции». Бунт «Свободной демократической пар­ тии» явился отражением глубоких полити­ ческих сдвигов, происходящих в Западной Германии. Женевское совещание минист­ ров иностранных дел многим немцам дало понять, что разрешение германского во­ проса может быть достигнуто только в борьбе против возрождающегося к западу от Эльбы германского милитаризма. Эта борьба, борьба за будущее Германии, все больше охватывает сейчас самые различ­ ные слои населения Германской Федераль­ ной Республики. В. ЛИНЕЦКИЙ. К советско-финляндским торговым отношениям В течение последнего времени в Москве проходили советско-финляндские перегово­ ры по установлению списков товаров, подлежащих поставке в 1956 году. В ре­ зультате этих переговоров, протекавших в обстановке дружбы и взаимопонимания, 2 декабря был подписан протокол о взаим­ ных поставках СССР и Финляндии в 1956 году. В соответствии с этим протоколом товарооборот между обеими странами сос­ тавит свыше одного миллиарда рублей. Финляндия будет поставлять в Совет­ ский Союз суда, пловучие краны, энерго­ силовое, под’емно-транспортное и лесобу­ мажное оборудование, медный провод, ка­ бельные изделия, пиломатериалы, балан­ сы, целлюлозу, бумагу, картон, штапель­ ное волокно и другие товары. Советский Союз, в компенсацию получа­ емых финских товаров, будет поставлять в Финляндию нефтепродукты, уголь, про­ кат черных металлов, удобрения, зерновые, хлопок, автомобили, тракторы, сельско­ хозяйственные машины, различное про­ мышленное оборудование, а также табак, асбест, химические и другие товары. Протокол о взаимных поставках СССР и Финляндии в 1956 году подписали: с со­ ветской стороны — министр внешней тор­ говли И. Г. Кабанов и с финской стороны —начальник торгово-политического отдела МИД Финляндии Л. Туоминен. ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ ВЕНГРИИ ДЕЛЕГАЦИИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР 2 декабря в Москву из Венгрии возвра­ тилась делегация Верховного Совета СССР во главе с секретарем Президиума Верхов­ ного Совета СССР Н. М. Пеговым. Делегация посетила Венгрию по при­ глашению Государственного собрания Вен­ герской Народной Республики. _________ (ТАСС). НАЗНАЧЕНИЕ В. УЛЬБРИХТА ПЕРВЫМ ЗАМЕСТИТЕЛЕМ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА ГДР БЕРЛИН, 3 декабря. (ТАСС). Агентство АДН передало сообщение ведомства печати при Премьер-Министре ГДР, в котором го­ ворится, что президиум Совета министров Германской Демократической Республики принял решение о назначении Вальтера Ульбрихта первым заместителем Премьер- Министра ГДР. Председатель Государствен­ ной плановой комиссии Б. Лейшнер назна­ чен заместителем Премьер-Министра. К Р О С С В О Р Д Составил старшина 1 статьи А. Фефилов. Предстоящая поездка Президента ФН РЮ Тито в Египет БЕЛГРАД, 2 декабря. (ТАСС). В Госу­ дарственном секретариате по иностранным делам официально сообщили, что Прези­ дент Югославии Иосип Броз-Тито по при­ глашению премьер-министра Насера в конце декабря нанесет официальный ви­ зит Египту. ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ ВО ФРАНЦИИ НАЗНАЧЕНЫ НА 2 ЯНВАРЯ ПАРИЖ, 3 декабря. (ТАСС).Вчера вече­ ром состоялось заседание Совета министров под председательством президента Рене Коти, после которого было опубликовано коммюнике, согласно которому выборы в Национальное собрание Франции состоят­ ся 2 января 1956 г. Бирманская печать о пребывании Н. А. Булганина и Н. С. Хрущева РАНГУН, 3 декабря. (ТАСС). Бирман-, Настоящий визит советских руководите- ские газеты помещают многочисленные лей, пишет газета, должен рассматривать- статьи и комментарии, посвященные пре­ быванию в Бирме Председателя Совета Министров СССР Н. А. Булганина и Члена Президиума Верховного Совета СССР Н. С. Хрущева. Газеты подробно описывают встречу со­ ветских гостей на аэродроме и в городе и помещают изложение речей, которыми обменялись Н. А. Булганин и У Ну на аэродроме. Газета «Бирман» в передовой статье, озаглавленной «Бирмано-советская друж­ ба», подчеркивает, что приезд советских руководителей в Бирму еще более укреп­ ляет дружбу между Советским Союзом и Бирмой. ся на фоне международных событий. Нуж­ но понять, что Бирма связала свою судь­ бу со всеми странами, стремящимися к ми­ ру во всем мире и взаимопониманию. Советский Союз, продолжает газета, со­ вершенно явственно стремится к смягче­ нию международной напряженности, уста­ новлению взаимопонимания между всеми странами и созданию условий для мира во всем мире. Поэтому наиболее желательным шагом является установление дружбы меж­ ду Советским Союзом и всеми странами, искренне желающими мира и международ­ ного согласия. Именно под таким углом зрения рассматривают бирманцы советско- бирманскую дружбу. О П Р О В Е Р Ж Е Н И Е П Р ЕД С Т А ВИ Т ЕЛ Я В Е РХО ВН О ГО КОМ АНДО ВАНИ Я В Ь ЕТН АМ С КО Й НАРОДНОЙ А РМ И И ПЕКИН. 3 декабря. (ТАСС). Как переда­ ет агентство Синьхуа, представитель вер­ ховного командования Вьетнамской Народ­ ной Армии опроверг, как явно сфабрико­ ванные, сообщения о том, что вьетнамской Народной армией якобы был высажен де­ сант в Южном Вьетнаме. Такого рода со­ общения были недавно распространены южновьетнамским радио и агентствами Юнайтед Пресс и Франс Пресс. Представитель верховного командования вьетнамской Народной армии указал, что эти сообщения были преднамеренно сфаб­ рикованы с целью замаскировать наруше­ ния Женевских соглашений со стороны Соединенных Штатов и правительства Нго Динь Дьема. Представитель верховного командования вьетнамской Народной армии подчеркнул, что правительство Демократической Рес­ публики Вьетнам неукоснительно соблю­ дает Женевские соглашения и стремится к воссоединению страны путем проведения свободных выборов на всей территории страны, предусмотренных Женевскими со­ глашениями. По горизонтали: 2. Волна. 5. Твердое дно. 8. Конец для крепления шлюпок. 10. Взрывчатое веще­ ство. I I . Пловучая ледяная гора. 14. Абор­ дажное оружие в старом флоте. 15. Древ­ нее орудие для разрушения стен. 18. У з ­ кий залив, глубоко вдающийся в скали­ стый берег. 19. Планета солнечной систе­ мы. 23. Трос для обтягивания стоячего такелажа. 24. Приток большой реки в Си­ бири. 26. Вертикальная стойка в между­ палубных пространствах и в трюме. 27. Прибор для определения скорости корабля. 30. Земельная мера. 31. Изображение на плоскости земной поверхности. 32. Река в Индии. 33. Старинный военный головной убор. 34. Канат. 38. Военная операция. 40. Сумка для ношения карт. 41. Военная быстроходная шлюпка. 42. Продолжитель­ ность деятельности. 44. Команда. 46. Ко ­ лющее оружие. 47. Узкая щель, выемка. 48. Остров в Средиземном море. 50. Снасть на корабле. 54. Высокая волна. 56. Боченок с запасом воды на шлюпке. 58. Мореходный инструмент. 59. Марка само­ лета. 60. Место для укрытия судов от не­ погоды. 61. Сильный восточный ветер у берегов Черного моря. 62. Водоем. 63. Часть плоскости, ограниченная окружно­ стью. 68. Морской угломерный прибор. 70. Сооружения для защиты портов от бурь. 71. Судно, предназначенное для поддержа­ ния навигации в зимнее время. 72. Дипло­ матический представитель. 73. Автомати­ ческое возвращение ствола орудия при выстреле в первоначальное положение. По вертикали: 1. Перекрытие. 3. Канава. 4. Западно­ европейский агрессивный блок. 5. Курс судна относительно ветра. 6. Приток реки Печоры. 7. Веревка вдоль борта судна, предохраняющая людей от падения за борт. 8. Курс парусного судна. 9. Гори­ зонтальный брус — составная часть плос­ кости кормы. 12. Сигнальный звуковой прибор. 13. Пустотелый снаряд. 16. Точка пересечения небесной сферы с отвесной линией. 17. Линь, спущенный из двух ни­ тей. 18. Материал, применяемый в качест­ ве изолятора. 20. Одно из физических свойств металлов. 21. Небольшое судно. 22. Сталь для клинков, 25. Метель. 28. Про­ должение мачты. 29. ьрус, накладываемый поверх шпангоутов. 35. Город на Саха­ лине. 36. Палуба на парусных военных кораблях. 37. Холодное оружие. 39. При­ бор для измерения глубин. 42. Устройство для самопереливания жидкостей. 43. Под­ вижная часть некоторых машин. 45. Воз­ духоплаватель. 46. Инструмент для изго­ товления детален давлением. 49. Вентиля­ тор. 51. Мягкий трос для обшивки кромок парусов. 52. Косынка из листовой стали, служащая для соединения частей. 53. Р е ­ ка. 54. Взрыв заряда в канале ствола оружия. 55. Выступ на борту корабля для установки орудий. 57. Вид боеприпасов для стрельбы. 64. Укрытие для стрельбы. 65. Полуостров на Севере СССР. 66. Чер­ теж. 67. Колесо, дающее движение привод­ ному ремню. 69. Орган обоняния. 71. Р а ­ створ смол в спирте. И. КУПЕРМАН — ЧЕМПИОН СССР ПО СТОКЛЕТОЧНЫМ ШАШКАМ В Москве, в Центральном доме культу­ ры железнодорожников, закончились до­ полнительные соревнования на звание чем­ пиона СССР по стоклеточным шашкам. В них принимали участие прошлогодний чем­ пион СССР И. Куперман (Киев) и М. Ша- вель (Минск), разделившие на турнире на первенство СССР по стоклеточным шаш­ кам, проходившем в Минске, первое и второе места. Дополнительные соревнования отлича­ лись остротой борьбы. В семи партиях ни одному участнику не удалось добиться перевеса: счет встреч был 3,5:3,5. По условиям матча игра продолжалась до первой победы одного из участников. Восьмую партию, состоявшуюся 2 декаб­ ря, выиграл И. Куперман, вновь ставший чемпионом страны по стоклеточным шаш­ кам. (ТАСС). На реактивном транспортном самолете История авиации — это борьба за ско­ рость. Ученые и инженеры, летчики и ра­ бочие — все, кто трудится в лаборатори­ ях и конструкторских бюро, на заводах и аэродромах, стремятся к одной цели — к непрерывному совершенствованию летно­ технических данных самолетов, к тому, чтобы летать быстрее, выше, дальше. Первые самолеты, представлявшие со­ бой громоздкие сооружения с неуклюжими крыльями и множеством расчалок, осна­ щенные маломощными поршневыми двига­ телями. поднимались на высоту 100—-“200 метров и развивали скорость 50— 100 ки­ лометров в час. Ныне реактивные самоле­ ты, «потолок» которых превышает 12 —- 15 тысяч метров, уже перешагнули ско­ рость звука. Таков путь развития авиа­ ции. Скорость полета росла благодаря, во- первых, повышению мощности самолетных силовых установок и, во-вторых. — со­ вершенствованию аэродинамических ка­ честв самолетов. Поршневые двигатели на достигнутых скоростях исчерпали свои возможности и в дальнейшем для улучшения характери­ стики самолета требовались двигатели другого типа со значительно большей тя­ гой при малых габаритах и малом удель­ ном весе. Ученые и авиаконструкторы создали двигатели, основанные на реактивном принципе. Эра реактивных аэропланов, которая по мысли основоположника реак­ тивной техники К. Э. Циолковского долж­ на следовать за эрой аэропланов винтовых, принесла резкое повышение скорости по­ лета и «потолка» современной авиации. В 1942 году рекордные скорости само­ лета уже достигали 850 километров в час, а в 1945 году подошли вплотную к 1.000 километрам. В 1948 году рекордная ско­ рость полета уже составляла 1.080 км в час. В настоящее время скорость самоле­ та стала значительно выше. В послевоенный период наши летчики с огромным энтузиазмом трудятся во сла­ ву любимой Родины. Они овладевают ави­ ационной техникой, постоянно совершен­ ствуют летное мастерство, летая в слож­ ных метеорологических условиях, связы­ вая отдаленные районы Крайнего Севера и Дальнего Востока с Москвой. Летчики Гражданского воздушного фло­ та всегда идут в ногу с современностью и постоянно совершенствуются, овладевают новыми скоростными самолетами. Более года по воздушной линии Москва — Свердловск — Новосибирск перевозка грузов и почты осуществляется скорост­ ными реактивными самолетами. От самолетов с поршневыми двигателя­ ми реактивный самолет отличается мно­ гим. Здесь по-иному производятся руле­ ние, взлет, набор высоты, пилотирование на больших высотах, а самое главное — полет происходит всегда под лучами солн­ ца. Преимущества полета на реактивном самолете значительны. Пассажир меньше теряет времени в пути и ощущает спокой­ ное состояние полета — поставьте каран­ даш на стол, и он не упадет. Реактивная авиация имеет большие перспективы. Летчики настойчиво продол­ жают изучать опыт полетов транспортных реактивных самолетов. В ближайшем бу­ дущем будут организованы перевозки пас­ сажиров на более усовершенствованных реактивных самолетах. На основе накоп­ ленного опыта готовится новое пополне­ ние специалистов, способных эксплуати­ ровать реактивную технику. Многое в этой области улге осуществлено, но еще боль­ шее предстоит сделать. Успехи, достигнутые в строительстве и освоении реактивной техники, открыва­ ют широчайшие возможности для разви­ тия и улучшения воздушных связей. Как известно,^ основное преимущество воздуш­ ных сообщений перед другими видами транспорта заключается прежде всего в скорости. Оснащение транспортной авиа­ ции реактивными самолетами еще более усиливает это преимущество, обеспечивая перевозку пассажиров, почты и грузов в самые минимальные сроки. Чтобы попасть из Владивостока в Мо­ скву, пассажир, пользующийся железнодо­ рожным транспортом, затрачивает не ме­ нее восьми дней. Еще больше времени от­ нимает поездка из Якутии, Магадана, Юж- носахалинска, Норильска и многих других городов нашей необ’ятной Родины. Тран­ спортные самолеты с крейсерской ско­ ростью полета в 250— 300 километров в час покрывают расстояние в несколько тысяч километров за один-два дня. Еще больший выигрыш во времени получат пассажиры при внедрении реактивной техники. Достаточно сказать, что пасса­ жирские самолеты с турбовинтовыми дви­ гателями могут развивать крейсерскую скорость в 650— 750 километров в час, а с турбореактивными — 850 — 1.000 километров в час и более. Транспортные реактивные самолеты, эксплуатируемые на транссибирской воз­ душной магистрали, проходят расстояние от Москвы до Новосибирска, включая по­ садку в пути, за пять часов. Матрицы центральных газет «Правда» и «Изве­ стия» доставляются на вылетающих рано утром реактивных самолетах в Свердловск в 4 часа 30 минут, в Новосибирск — к 7 часам, тогда как на самолете ИЛ-12 они доставлялись в первый пункт только в 7 часов, а во второй — в 13 часов 20 ми­ нут. В 1955 году, во время авиационного парада, москвичи с восхищением наблю­ дали полет нового многоместного пасса­ жирского реактивного самолета. В бли­ жайшее время такие самолеты будут ре­ гулярно курсировать на наших воздушных линиях. При использовании таких типов самоле­ тов расстояние от Москвы до Хабаровска, включая посадки в пути, будет покры­ ваться за 10 часов — почти в двадцать раз быстрее курьерского поезда. Это зна­ чит, что пассажиры, вылетевшие в 6 ча­ сов утра из Москвы, прибудут в Хаба­ ровск в тот же день в четыре часа дня. Что же касается полета из Новосибирска в Москву, то есть с Востока на Запад, то в этом случае самолет будет идти букваль­ но со скоростью солнца: пассажир, выле­ тев оттуда в четыре часа утра но местно­ му времени, прибудет в Москву тоже в четыре часа по московскому времени. К этому нужно добавить, что реактив­ ные пассажирские самолеты будут осна­ щены весьма мощными силовыми установ­ ками и обладать сравнительно большой грузопод’емностью. Значительно повысит­ ся рентабельность воздушных перевозок. На ряде направлений полет на самолете будет обходиться не дороже, чем поездка по железной дороге. Рост коммерческой скорости воздушных сообщений, повышение удельного веса авиатранспорта сыграют немалую роль и в экономике страны. Тысячи людей, по­ крывая большие расстояния, на много дней отрываются от своей работы. Если подсчитать ежегодные потери от рабочего времени при переездах огромного числа людей, то получится довольно внушитель­ ная цифра. Потери эти будут до минимума сокращены благодаря воздушному тран­ спорту, оснащенному многоместными ско­ ростными самолетами. А доставка срочных грузов! Взять, ска­ жем, фрукты, ягоды. В какой мере будут снижены потери от порчи! Виноград, неж­ ные сорта груш будут доставляться на Урал, в Сибирь и на Дальний Восток бук­ вально за несколько часов. ...Вот он, реактивный самолет. Продол­ говатый фюзеляж с короткими по бокам крыльями и поднятым кверху хвостом занял линию старта. Окинув взглядом приборы, смотрю вперед через нос фонаря, увеличиваю обороты турбины, отпускаю тормоза. Самолет покатился вперед. Серо­ белые плиты сплошной лентой быстро ускользают под самолет. Незначительным движением штурвала на себя отделяю пе­ реднее колесо. Исчезли толчки. Исчез­ ло ощущение точки опоры о зем­ лю. Самолет стремительно набирает высоту. Кабина загерметизирована. Увели­ чивается высота полета. Беру курс нл Во­ сток. Ни тряски, ни вибрации. Лишь лег­ кие толчки, точно всплеск волн под дни­ щем быстроходного катера. Так ощущает­ ся болтанка реактивного самолета. Но вот она заданная высота. Ни шума, ни звука, лишь стремительное движение вперед под яркими лучами солнца, минуя бури, непогоды. Приятное чувство покоя овладевает человеком. Казалось, рейсовый полет будет проте­ кать без встречных самолетов. Нет, одна­ ко, навстречу курсом на Запад промельк­ нул такой же тип самолета. Мы так бы­ стро разминулись на разных высотах, что ни я, ни он, разумеется, не сумели попри­ ветствовать друг друга. Но встреча эта не была бесследна для нас в буквальном смысле слова: облачный след ровной по­ лоской прочертил путь движения самолета. Непродолжительное время я свободно мог следовать по нему на Восток, а тот по трассе нашего самолета — в Москву. Не успеваю передать по радио пролет одного крупного города, как надо настраиваться на другой. А тут и приближение к пункту посадки. Снижение. Кабипа разгерметизирована, шасси вы­ пущено, прошу разрешения захода на по­ садку. — Заход на посадку разрешаю! — по­ слышался с командного пункта ответ. Расчет захода на посадку. Выпускаю закрылки. Триммером руля высоты предот­ вращаю опускание носа самолета вниз. Самолет летит на скорости планирования. Уточняю расчет. Высота — восемь мет­ ров. Под самолетом мелькает бетонная по­ лоса. Кажется, скорость настолько велика, что расстояние полосы вот-вог исчезнет и самолет проскочит посадочное «Т». Лег­ кий толчок от соприкосновения резины о бетонные плиты. Самолет гдеит скорость. Зарулил на стоянку. Полег прошел очень быстро, даже не заметил, что я уже в Свердловске. А недавно мне пришлось вылететь из Ленинграда в Москву на реактивном само­ лете. Небо над аэродромом было затянуто пепельно-серой облачностью. Плавно по­ кинул землю, поднялся в воздух и скрыл­ ся в туманном месиве. А через непродол­ жительное время уже сном под лучами солнца серебрилась наша машина. Внизу под самолетом простирался белоснежный с завихрениями ковер, закрывавший землю. Не успел набрать высоту — надо перехо­ дить на связь с Москвой. Зона Москвы. Снижение. Заход нл посадку. Посадка. По­ лет продолжался без малого час. В недалеком будущем мощные реактив­ ные самолеты будут регулярно курсиро­ вать на важнейших воздушных магистра­ лях нашей страны. П. МИХАЙЛОВ, Герой Советского Союза. Москва. Следующий номер нашей газеты выйдет 7 декабря с. г. Ответственный редактор В. Н. ЛУШЕНЬКИН . А П Р Е С Р Е Д А К Ц И И И И ЗЛАТЕЛЬСТПА- гоо Североморск, Мурманской области, ул. Полярная. 8. Телефоны: редактор — 3-76. зам. редактора — 2-48, секретарь — 1-64, нач. издательства и нач. типографии — 5-83, отдел подписки и бухгалтерия — 2 - 01 , отделы: информации и культуры и быта — 3-63, боевой подготовки и писем — 28, пропаганды и партийной и комсомольской жизни — 96._______________ ГМ 900286* Типография газеты «На страже Заполярья», ул. Полярная. 12, Заказ Л; 286.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz