На страже Заполярья. 1955 год. Декабрь.

3 декабря 1955 г., № 285 (5437). На с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 Партийная жизнь Заботливо воспитывать молодых старшин В июле этого года старший матрос Во­ скресенский был поставлен на штат коман­ дира отделения, а через некоторое время ему присвоили очередное воинское звание Трудно пришлось молодому старшине пер­ вое время. Раньше он добросовестно вы­ полнял то, что приказывал ему старшина. Сейчас же многое изменилось. Нужно было не только учиться самому, но и учить дру­ гих. Это, конечно, труднее. Особенно вол­ новался молодой старшина при подготовке к первому занятию по специальности. Но с помощью командира подразделения Во­ скресенский подготовил хороший конспект, удачно подобрал примеры. Занятие прошло неплохо. Не обошлось и без трудностей. Однажды, проводя занятие по специальности, тов. Во­ скресенский неожиданно для личного со­ става дал вводную: «Пожар в отсеке!». «Потушить» его он приказал матросу Мул- ланурову. Но матрос не выполнил ввод­ ную. — Почему Муллануров действовал так неумело? — задавал себе вопрос старши­ на. — В чем причина? Наказывать его или ограничиться беседой? Своими сомнениями Воскресенский по­ делился со старшиной группы, который помог разобраться во всем и принять пра­ вильное решение. Большую помощь старшине 2 статьи Во­ скресенскому оказывает и коммунист Мо­ розов. Он часто беседует с молодым стар­ шиной, развивает у него командирские качества, учит практике обучения и во­ спитания матросов. После случая с Мул- лануровым член КПСС Морозов посовето­ вал старшине ближе познакомиться с людьми. Воскресенский так и сделал. Еще раз прочитал личные дела своих подчи­ ненных. побеседовал с матросами. Это дало многое. Например, старшина заметил, что в последнее время один матрос ходит груст­ ный, мало разговаривает, допускает оплош­ ности. В беседе с воином командир отде­ ления узнал, что у матроса тяжело болеет отец. Тов. Воскресенский рассказал об этом старшине группы, а затем обратился за советом к коммунисту Майорову. Матро­ су был дан краткосрочный отпуск. Он с’ездил домой, помог семье, успокоился и, вернувшись на корабль, стал лучше слу­ жить. Жизнь личного состава корабля убеди­ тельно показывает, какую важную роль играют старшины в боевой и политической учебе матросов. Чем лучше подготовлены старшины, чем старательнее выполняют они свои обязанности, тем больше успехов в учебе подчиненных, крепче их дисципли­ на и организованность, выше боевая го­ товность. Поэтому коммунисты — офице­ ры корабля уделяют неослабное внимание воспитанию старшин в духе требований современного боя, учат их действовать ре­ шительно, смело, настойчиво преодолевать трудности, правильно обучать матросов. Особенно улучшилась эта работа с при­ бытием на корабль пополнения и назна­ чением молодых старшин на должности командиров отделений. По инициативе партийной организации был проведен сбор старшин на тему: «Воспитание и обучение молодого матроса — залог повышения бое­ вой готовности корабля». Командир рас­ сказал о роли старшины в привитии мо­ лодым матросам исполнительности и при­ мерности в соблюдении требований уста­ вов. Свои высказывания командир под­ креплял примерами из жизни корабля. Много полезного дало старшинам и вы­ ступление инженер-капитан-лейтенанта Го­ ловкова о методике изучения устройства корабля и борьбе за его живучесть. Затем слово было предоставлено коммунисту Не- смиян. Он подробно рассказал о формах и методах работы с молодыми матросами. Особое внимание коммунист Несмиян обратил на личную примерность старшин в соблюдении формы одежды, в выполнении распорядка дня, в изучении специальности. Повседневное внимание подготовке и воспитанию старшин уделяет командир корабля. Какую бы задачу ни выполнял личный состав, он требует от офицеров подразделений тщательно инструктировать старшин, часто сам дает им указания по организации тренировок и занятий, воспитательной работы с матросами. Не раз командир выступал перед старшина­ ми с докладами, говорил об особенностях и требованиях современного морского боя, о необходимости строжайшего выполнения уставов и наставлений. В этом большом и важном деле актив­ ную помощь командиру оказывают ком­ мунисты. Под их руководством и при не­ посредственном участии было выпущено несколько номеров стенгазеты, целиком Посвященных старшинам, пропаганде опы­ та лучших из них. Заслуживают внима­ ния стенные газеты под общими заголов­ ками: «Наши передовые старшины», «О проведении занятий по специальности» и другие. В них выступили такие специа­ листы первого класса, как мичман Ильин, главный старшина Поляков и другие. Они делились опытом работы с подчиненными, рассказывали, как готовиться к занятиям ио специальности. Для пропаганды опыта передовых стар­ шин на корабле умело используются и другие формы работы. Например, недавно было проведено собрание старшин ио об­ мену опытом обучения и воспитания лич­ ного состава. В подготовке этого мероприя­ тия деятельное участие приняли комму­ нисты. Они побывали в подразделениях, на боевых постах, побеседовали со стар­ шинами, узнали, у кого и какие имеются трудности, вопросы. В соответствии с этим активисты подсказали выступающим, на какие вопросы обратить больше вни­ мания, помогли им подготовиться к собра­ нию, которое прошло хорошо и дало мно­ го нужного молодым старшинам. С большим вниманием слушали собрав­ шиеся мичмана Ильина. Ветеран кораб­ ля, подлинный мастер своего дела, оп до­ бился замечательных результатов. Вот уже около года у его подчиненных нет дисциплинарных проступков и взыска­ ний, а группа, которой сн командует, яв­ ляется лучшей на корабле... Мичмлн об­ стоятельно рассказал, как он добился вы­ соких показателей, привел запоминающие­ ся примеры из своей практики обучения и воспитания подчиненных. Интересными были выступления и дру­ гих товарищей. Например, старшина 1 статьи Чернов поделился опытом полити­ ческого воспитания матросов, показал, как с идейным ростом моряка улучшается его служба. Все эти и другие мероприятия помогают становлению молодых командиров отделе­ ний. Перенимая опыт старших то­ варищей, тт. Воскресенский, Сорокин и другие успешно справляются со своими обязанностями. Интересы дела обязы­ вают партийную организацию не ослаб­ лять эту работу, еще активнее помогать командиру корабля растить старшин воле­ выми. требовательными и умелыми воспи­ тателями матросов. Старший лейтенант А. НРЫСОВ. 99 Кремлевские куранты а ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ Есть вещи, которые захватывают зри­ теля с открытия занавеса, с первой карти­ ны, первого действия. К таким сцениче­ ским произведениям относится спектакль театра Северного флота, поставленный по пьесе талантливого советского драматур­ га Н. Погодина «Кремлевские куранты». Спектакль начинается несколько нео­ бычно. Мы видим толкучку у ворот... Кремля. Тут «честные советские спеку­ лянты» торгуют куклами, крупой; попы меняют церковную золотую утварь на продукты. Известный русский инженер Забелин (артист К. Липатов) продает сер­ ные, довоенные, безопасные спички. Чело­ век неопределенного возраста (артист В. Горячев) предлагает купить новую антирелигиозную литературу, сто шуток и анекдотов графа Сологуба. Беспризорник (артист Н. Кравецкер) требует у дяди ко­ пейку или нулю и угрожает: «Не дашь— вырежу у твоей барышни в пальте спи­ ну». Но когда замечает, что перед ним ма­ трос (артист В. Дибин), трусливо отсту­ пает: «Провожай девочку, не беспокой­ ся...». В этой картине автор рисует Россию первых лет Советской власти. Страна до­ ведена до крайности войнами, интервен­ цией. Всюду голод, народное хозяйство разрушено, пришло в упадок. Даже «ис­ портились главные часы в государстве. Молчат Кремлевские куранты». Враги злорадствуют, предвещают России близкую и неминуемую катастрофу. Анг­ лийский писатель (артист М. Нечаев), явившись на прием к В. И. Ленину, пате­ тически восклицает: «Я вижу Россию во мгле, в страшной мгле ее конца... гибе- ф*.Ф* ЩШ (Новый спектакль флотского театра) Сцена из спектакля. Справа палево: В. И. Ленин (засл. арт. Р С Ф С Р С. Аханов), И. В. Сталин (засл. арт. Р С Ф С Р А. Глотко), Ф. Э. Дзержинский (арт. А. Фролов), инженер Забелин (арт. К. Липатов). В комсомольских организациях Члены В Л К С М на своем отчетно-выбор­ ном собрании в состав комсомольского бю­ ро избрали молодого матроса Фомина. Это доверие воин завоевал примерным поведе­ нием, усердием в службе, активным уча­ стием в жизни комсомольской организации. И. Д ИМ И Т РО В . Безупречная служба рядового Иванова отмечена многими поощрениями. Недавно комсомольская организация выпустила ли­ стовку-молнию, в которой рассказывается об опыте учебы передового воина-комсо- мольца. А. ПОПОК. ли...». Оп называет «мистера» Ленина странным мечтателем и проповедует такой социализм, который должны строить бога­ тые вместе с бедными. Владимир Ильич (заслуженный артист РСФСР С. Аханов) терпеливо слушает это­ го безнадежного филистера, а затем задор­ но, уверенно приглашает его приехать к нам через десять лет и убедиться, «что вообще мы навеки!». Эту уверенность Ленин черпает в творческих силах осво­ божденного труда: «Вы видите Россию во мгле, а мы видим — свет над Россией. История покажет, кто из нас прав...». Побороть голод, нищету и разруху, вырвать страну из вековой отсталости, не дать капиталистам задушить молодую Советскую республику — вот задача, ко­ торую должны были в первую очередь ре­ шить большевики, Ленин. Гений Ленина, умеющего видеть «на тысячу верст впе­ ред», указал на электрификацию, как единственный путь переустройства всего здания России, основу бурного развития социалистической экономики и культуры, залог несокрушимой мощи нашей великой державы. ...Картина за картиной показывают нам борьбу нового со старым, утверждение но­ вой жизни, кипучую деятельность Ленина, беспредельную любовь народа к своему вол:дю. И в каждой картине есть то необычное, неизбитое, что заставляет зри­ теля смеяться или переживать, волно­ ваться; вызывает гордость за наших от­ цов и старших братьев, свершивших ре­ волюцию; осулгдсние тех, кто цепляется за прошлое, думает лишь о собственном благополучии, играет на несчастьи людей. Такой неослабевающий интерес к спек­ таклю не только заслуга автора, но и ре­ зультат плодотворной, настойчивой рабо­ ты режиссера (заслуженный артист РСФСР И. ПГонхет) и коллектива флотского теат­ ра. В спектакле заняты лучшие артисти­ ческие силы. Следует, прежде всего, отметить заме­ чательную игру заслуженного артиста рес­ публики С. Аханова в роли В. И. Ленина. Пожалуй, ни в одной роли С. Аханов не выступал так удачно, ответственно, как в образе незабвенного Ильича. Смелую мысль о том, что образ Ленина можно и нужно воплотить в живом искус­ стве актера, первым высказал в 1932 го­ ду Максим Горький. Он даже назвал имя актера — Щукин. Действительно, этот мастер сцены ценой длительного и вдох­ новенного труда достиг в свое время той глубины реалистического перевоплощения, которое и определяет в конечном итоге историческую и художественную убеди­ тельность образа, талантливо передал ог­ ромный масштаб личности величайшего человека истории. В образе Ленина, созданном Ахановым, очень много схожего по внешности, дикции, стремительности движений, жестов, при­ сущего Владимиру Ильичу, тому образу, который воплотил на сцене еще в 30-х годах Б. В. Щукин. Можно смело утверж­ дать: эта работа одного из ведущих арти­ стов нашего театра увенчалась успехом. Трудная роль вы­ пала на долю К. Ли­ патова. Старый ин­ женер Забелин хоро­ ший специалист- электрик, у него есть свои труды по элек­ тротехнике. Это — в полном смысле русский человек — пытливый и неутоми­ мый в делах («— Я всю жизнь меньше двенадцати часов не работал и теперь пе буду», — произносит он в разговоре с женой), честен и принципиален, ис­ тинный патриот сво­ ей Родины. Когда дочь его — Маша спрашивает, почему же ты в Париж не уехал, Забелин, не колеблясь, отвечает: «Оттого, что я русский». Однако смысла революции Забелин вначале не понял. Он увидел в ней лишь крушение вековых устоев, хаос, железную руку чекистов. Приложить знания некуда, большевики на работу не зовут, рассуждает Забелин, и идет, наперекор здравому смыслу, торго­ вать спичками. — А почему мы должны вас звать? Разве до нас вы сидели и ждали, пока вас позовут? Простые вопросы, заданные Лениным, показывают инженеру всю абсурдность его поступков. В Ленине Забелин увидел неистребимую ненависть к паразитизму и дикости прошлого и столь же страстную убежденность в торжестве идей комму­ низма. После беседы с Владимиром Ильи­ чом он признается дочери, что большеви­ ки «убили, сразили» его величием идей, грандиозностью и смелостью планов. К. Липатов, счастливо сочетающий в се­ бе качества артиста широкого диапазона, хорошо трактует сложный психологический образ старого инженера. Зритель убеждает­ ся, что Забелин—Липатов действительно из скептика и саботажника превращается в человека других взглядов, что вся его работа в прошлом — детский лепет по сравнению с тем об’емом, который предсто­ ит выполнить для новой России, для на­ рода. Видное место в спектакле занимает ма­ трос Рыбаков. Он как бы олицетворяет революционных моряков, проявивших в боях против белогвардейцев и интервен­ тов политическую убежденность, бесстра­ шие и героизм. Наиболее удачно артист Цибин играет эту роль в момент посеще-1 Коллектив художественной ния квартиры Забелина, куда он пришел ради Маши (артистка И. Рижская). Уце- | самодеятельности бездействует левшие буржуа и высокопоставленные чи­ новники посещение тогда квартир ма-1 На нашем корабле вот уже в течение тросами, перепоясанными пулеметными длительного времени нет художественной лентами и вооруженными маузерами, не самодеятельности. Даже к празднику мыслили иначе, как ради ареста хозяев Великого Октября коллектив не дал кон- или реквизиции имущества. Поэтому при- церта. А ведь матросы любят и песни, и ход Рыбакова вызвал переполох у гостей веселые пляски, и музыку. Может быть, Забелина. * У нас нет способных певцов, плясунов, Заслуженным успехом пользуется ар- музыкантов? Ничего подобного, они есть, тистка 3. Барковская, играющая роль же- В прошлом году самодеятельность корабля ны инженера Забелина. Она, как мать, заняла неплохое место на смотре. Она да- чувствует и понимает переживания доче- ла свыше двадцати концертов, в том числе ри, ее любовь к матросу Рыбакову. По- и такие ответственные, как в Доме куль- матерински она журит Рыбакова за холо- туры в городе Мурманске. Дело в том, что стяцкий непорядок в комнате, смело приг- У нас не заботятся об укреплении коллек- лашает моряка в свой дом, хотя заранее тива художественной самодеятельности, знает, что это будет против воли раздра- вспоминают о нем только тогда, когда на- женного мужа. Игра 3. Барковской подку- | чинается подготовка к смотру, пает искренностью переживаний и находит горячии отклик в зале. Заслуженный артист РСФСР В. День- гин известен исполнением комических ро­ лей. В «Кремлевских курантах» он изоб­ ражает деревенского звонаря по прозви­ щу Казанок. У Деньгина Казанок дейст­ вительно комедийная фигура. В спектакле заняты многие артисты, Старшина 2 статьи А. КРУГЛОВ. * * ОТ РЕДАКЦИИ: На корабле Н. побывал сотрудник на­ шей газеты. Факты, указанные в письме старшины 2 статьи Круглова, полностью картинах, но об игре которых нельзя умол­ чать. Артистка Н. Бетехтина живо ведет роль Степки — сына демобилизованного тельности бездействует. Здесь придерживаются мнения, что при красноармейца. Бетехтину зритель видит частых выходах корабля в море невозмож- только в одной картине, но игра ее остав- но организовать репетиции. Это, конечно, ляет хорошее впечатление. Степка обла- неправильно. Ведь на других-то кораблях дает настоящей мальчишеской непосред- самодеятельность работает. В праздничные ственностью. Часовщик в исполнении дни всюду были даны концерты, в кото- 11. Шннкарсва также является известной рых выступили не только матросы и стар- удачей артиста. Хочется отметить арти- шины, но и офицеры. А вот на корабле, сток В. Затепякину (торговка куклами), где служит старшина 2 статьи Круглов, К. Иванову (нищая старуха), А. Скоробо- |кроме кино в дни праздника ничего не гатову (кухарка Забелиных). Запоминается декорация, изображающая было. — Нет у нас талантов, — вздыхая, произносят люди, отвечающие за этот участок работы. А в это время внизу в кубрике молодой матрос Зубарев разводит меха своего бая­ на. — Хорошо играет Зубарев, — говорят момент пребывания В. И. Ленина на охо­ те. Есть ли недоработки в постановке «Кремлевских курантов»? Конечно, есть. Недостаточно выразителен, например, Дзержинский у артиста А. Фролова. Дзер- жинский — человек необыкновенной стра­ стности, воли, карающий меч революции. I матросы. Прямо скажем, на сцене этого не чувст- и 6аяне м в „ с вуется. Значительно лучше может играть / j статьи Емельянов и старшиГ[ мз_ артистка 11. Рижская. Некоторая скован- Игуме„ов неплохо поют. Есть на ко- ность заметна в ее движениях, осооенно „ плясуны. Среди них старший мат- во втором и третьем выходах на сцену. » другннин и матрос у Ш1ЕОВ. dTOT недостаток наблюдается и у С. Сади- кова (Роман, сын крестьянина Чуднова). Уже из этих фактов видно, что на ко- Прсмьера «Кремлевские куранты» про- Ра^ле можно с успехом^ создать неплохой, шла успешно и была тепло принята флот- постоянно действующий коллектив само- ским зрителем. Пожелаем коллективу деятельности. С первого октября на флоте проводится театра поскорее устранить недостатки и . _ шероховатости и тогда, несомненно, моря- СМ0ТР художественной самодеятельности. ки нашего флота будут с еще большим интересом смотреть этот замечательный спектакль. В. Л У Ш Е Н Ь К И Н . Финальная сцена спектакля. посвященный тридцать восьмой годовщи­ не Советской Армии и Военно-Морского Флота. Прошло уже много времени, одна­ ко на этом корабле не проводится еще никакой работы по подготовке к смотру. А разве нельзя назначить одного из мо­ ряков руководителем коллектива, органи­ зовать систематические репетиции солис­ тов, танцоров и музыкантов! Все это не потребует большого труда. Важно только, чтобы партийная и комсомольская органи­ зации с любовью взялись за дело и дей­ ственно помогли командиру и политра­ ботнику. Театр и ансамбль песни и пляски Се­ верного флота должны заботиться о мат­ росской художественной самодеятельности. Однако на корабле, где служит старшина 2 статьи Круглов, ни разу еще не было ни одного представителя ансамбля или театра. Артисты могли бы оказать не­ оценимую помощь руководителям и участникам самодеятельности, дать прак­ тические советы, указать на недостатки в пх творческой работе. Пора, давно пора товарищам, отвечаю­ щим за работу коллектива корабельной художественной самодеятельности, испра­ вить положение, добиться того, чтобы он не только успешно выступил на смотре матросских дарований, но и постоянно по­ могал командиру корабля в организации культурного досуга моряков. В помощь слушателям политических занятий Героическая борьба русского народа за свободу и независимость своей Родины Русский народ всегда горячо любил свою Родину, умело и мужественно защи­ щал ее от врагов. В борьбе за свободу и независимость Отчизны русские воины проявляли чудеса храбрости и героизма. В многовековой борьбе с иноземными захватчиками и внутренними поработите­ лями вырабатывались замечательные мо­ рально-боевые качества русского народа — храбрость, стойкости, героизм, инициа­ тива и сметка, любовь к свободе; сложи­ лись боевые и революционные традиции, ставшие достоянием советского народа и его Вооруженных Сил. Из среды нашего народа вышли выдающиеся полководцы и флотоводцы, прославившие Родину и оте­ чественную военную науку. Коммунистическая партия, советский на- ■род, его Армия и Флот бережно относятся к героическому прошлому народов нашей страны, высоко чтут память наших вели­ ких предков, мужественно и самоотвер­ женно боровшихся за национальную честь и свободу русского государства. Тяжелую и длительную борьбу против иноземных захватчиков вела Русь в X III— XIV веках. В 1237 году огромная армия монголов во главе с ханом Батыем с Во­ стока вторглась в русские земли. Силы русских были ослаблены феодальной раз­ дробленностью. Татары поодиночке завое­ вывали и разоряли города и княжества — вначале Рязань, Владимир, Р остое , Яро­ славль. Москву, Тверь, а затем и Киев. Татарское иго в?ей тяжестью легло на плечи русских людей. В это же время немецкие псы-рыцари и шведские феодалы, поощряемые Римским папой, начали крестовый поход против Руси с Запада. Русские самоотверженно боролись про­ тив поработителей. Под руководством та­ лантливого полководца Александра Невско­ го они в 1240 году наголову разбили шведов на реке Неве, а 5 апреля 1242 го­ да одержали выдающуюся победу над не­ мецкими рыцарями в битве на Чудском озере. Победа на Чудском озере имела огромное историческое значение — впервые было решительно остановлено длившееся не­ сколько столетий грабительское движение немецких крестоносцев на Восток, осу­ ществлявших колонизацию покоряемых народов. Эта победа вдохновила прибал­ тийские народы на героическую борьбу против поработителей ъ обеспечила безо­ пасность северо-западных границ нашей Родины в борьбе с татаро-монгольскими завоевателями. Татарское иго, которое, по выражению Маркса, не только давило, но и оскорбля­ ло, и иссушало самую душу народа, не сломило воли к свободе. Московское кня­ жество, ставшее основой об’единения раз­ розненной Руси в единое государство, на­ столько усилилось, что начало бороться с постоянными набегами татар и даже защи­ щать других от их вторжений. В конце XIV века могуществу Золотой орды был нанесен сокрушительный удар. В битве на Куликовом поле в 1380 году русские войска, насчитывавшие около 150 тысяч человек, под водительством москов­ ского князя Дмитрия Донского, нанесли решительное поражение татарскому хану Мамаю, который с трехсоттысячной ордой шел на Москву, чтобы разорить и уничто­ жить усилившееся Московское княлсество. Поражение, понесенное татарами на Ку­ ликовом поле, подняло народ на борьбу за полное изгнание завоевателей, возвеличило роль Москвы, как национального центра об’единения. В конце XV века татарское иго было окончательно сброшено. Героиче­ ская борьба русского народа против мон­ голов спасла народы Западной Европы от нашествия татарских орд. В начале XVII века феодально-крепост­ ническая Русь переживала длительный и острый внутренний кризис, вызванный обострением борьбы за власть между боя­ рами и дворянами, усилением крепостни­ ческого гнета и неурожаями 1601— 1603 годов. Против непосильного гнета крепост­ ников разгораются народные восстания. Воспользовавшись ослаблением русского государства, польские паны начали интер­ венцию. При содействии предателей-бояр они заняли Москву. В это тяжелое время русский народ грудью встал на защиту своей национальной независимости. Тыся­ чи народных героев, часто неизвестных и безымянных, совершают героические под­ виги. Ярким выражением высокого патриотиз­ ма народа явилось формирование в Ниж­ нем Новгороде народного ополчения во главе с патриотами Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским. Весной 1612 года войско выступило в поход и в октябре, после ожесточенных боев, освободило Мо­ скву от польских захватчиков. Освобож­ дение Москвы силами народного ополче­ ния явилось замечательным проявлением традиции нашего народа — всеми силами защищать свою столицу. Честь и свобода русской земли была спасена. Но польские паны продолжали грабить и угнетать братские украинский и бело­ русский народы. В 1648 году украинцы во главе с выдающимся государственным деятелем и талантливым полководцем #Бог- даном Хмельницким поднялись на освобо­ дительную борьбу против панского гнета. На помощь братскому украинскому народу пришел великий русский народ, и при его поддержке Украина была освобождена от польского владычества. В 1654 году два братских народа воссоединились навечно, что имело огромное историческое значение в деле освобождения украинцев от инозем­ ного насилия и гнета. Воссоединение Украины с Россией сы­ грало прогрессивную роль в политическом и культурном развитии нашей Родины, в укреплении ее независимости и военной мощи. II. Во второй половине XVIII века Россия ведет борьбу за выход к Черному морю. Этого требовали интересы экономического развития страны и укрепления ее безо­ пасности. В результате двух войн с Тур­ цией (1768— 1774 и 1787— 1791 годов) Россия вернула издавна принадлежавшие ей земли на побережье Черного моря, соз­ дала Черноморский флот. Замечательные победы, одержанные ар­ мией и Флотом в русско-турецких войнах, а также во время военных действий про­ тив французов в Средиземном море и в Италии (1798— 1800 гг.), неразрывно связаны с именами великого русского полководца А. В. Суворова и выдающегося флотоводца Ф. Ф. Ушакова. Много общих черт было в характере этих замечательных военных деятелей. Оба они внесли неоценимый вклад в раз­ витие военной науки, оба никогда не зна­ ли поражений. В своей деятельности Су­ воров и Ушаков опирались на замечатель­ ные качества русских воинов. Они пони­ мали, что решающей силой армии и флота являются солдаты и матросы. В них они видели не бездушных автоматов, а боевых товарищей, защитников Родины. Суворов и Ушаков требовали от командиров разви­ вать у подчиненных инициативу, воспи­ тывать сознательное отношение к выпол­ нению своих обязанностей. «Каждый сол­ дат должен понимать свой маневр», — учил Суворов. По яркому выражению пар­ тизана Отечественной войны 1812 года Дениса Давыдова, Суворов «положил руку на сердце русского солдата и изучил его биение». Суворов и Ушаков обучали войска то­ му, что нужно в походе и в бою. «Тяжело в ученьи — легко в походе, легко в уче ньи — тяжело в походе», — любил го ворить Суворов. Ярые враги рутины и шаблона, Суворов и Ушаков были новаторами военного дела Они высоко подняли русское националь­ ное военное и военно-морское искусство. Солдаты и матросы беззаветно любили этих выдающихся военачальников и не знали с ними поражений. Под водительст­ вом Суворова русские войска участвовали в 63 сражениях и ни одно из них не про­ играли. С Суворовым они взяли непри­ ступную крепость Измаил в 1790 году, совершили беспримерный героический переход через Альпы. Замечательные победы под командовани­ ем Ушакова одерживали русские моряки. Уже в первом крупном морском сражении с турецким флотом у острова Фидониси в 1788 году молодой Черноморский флот, предводимый Ф. Ф. Ушаковым, нанес по­ ражение турецкому флоту, хотя послед­ ний по численности кораблей значительно превосходил русскую эскадру. Это была первая победа только что созданного Чер­ номорского флота. В 1790 году Черноморский флот нанес второе крупное поражение турецкому фло­ ту в Керченском проливе. В этом бою тур­ ки потеряли около 2 тысяч человек. Поте­ ри русских составили 29 человек. В сражении у острова Тенлры (1790 год), а затем у мыса Калиакрия (1791 год) турец­ кий флот был окончательно разгромлен. Победы, одержанные русскими воинами под командованием Суворова и Ушакова, решили исход войны, в результате которой Россия утвердилась на северных берегах Черного моря. Во всех этих сражениях русские матро­ сы проявили смелость, решительность, инициативу и отличную выучку. Высокое флотоводческое мастерство Ушакова, отличная боевая выучка моряков ярко проявились во время^средиземномор­ ской экспедиции 1798— 1799 гг., и осо­ бенно при взятии французской крепости Корфу. В течение трех с половиной меся­ цев русские моряки блокировали Корфу, считавшуюся неприступной морской твер­ дыней. Ушаков тщательно подготовил штурм крепости, и 20 февраля 1799 года она капитулировала. Между тем, в это же время английский флот во главе с извест­ ным адмиралом Нельсоном потратил 2 го­ да на то, чтобы овладеть менее сильной крепостью Ла-Валетта на острове Мальта. Своими блестящими победами русские солдаты и матросы вписали новые замеча­ тельные страницы в книгу русской воен­ ной славы, возвеличили отечественную военную науку. III. В летопись героической борьбы русского народа за свободу и независимость на­ всегда вошла славная эпопея Отечествен­ ной войны 1812 года. Великий русский народ во главе с гениальным полководцем М. И. Кутузовым разгромил самую силь­ ную в то время западноевропейскую армию — армию Наполеона и освободил европей­ ские народы от наполеоновского ига. Летом 1812 года 600-тысячная армия Наполеона вторглась в Россию. Наполеон ставил своей целью в одном-двух гене­ ральных сражениях у пограничной полосы разбить русскую армию, занять Москву и поработить русский народ. Русская армия, имевшая в своем составе 212 тысяч че­ ловек, была вынуждена отступать в глубь страны, чтобы сохранить силы. Вскоре главнокомандующим был назначен М. И. Кутузов. Став главнокомандующим, он непреклон­ но шел к главной цели — полному ист­ реблению неприятельской армии с помо­ щью хорошо подготовленного контрнасту­ пления. «...Одна и главнейшая цель всех наших действий, — писал он, — есть истребле­ ние врага до последней черты возможно­ сти...». Выведя армию из-под удара, Кутузов выбрал наиболее удобную позицию для боя на подступах к Москве и дал генеральное сражение Наполеону у села Бородино. Бо­ родинское сражение — одно из величай­ ших событий в военной истории — явило (Окончание см. на ,4-й стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz