На страже Заполярья. 1955 год. Август.
31 августа 1955 г.. № 206 (5358 ). На с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 в эти^ д н и Коммунисты и комсомольцы к ор абл я Н. пропагандируют решения июльского Пленума ЦК КПСС На нашем корабле в эти дни вое шаре развертывается работа по пропаганде и изучению материалов июльского Пленума ЦК КПСС. С этой целью проводятся раз личные мероприятия. Состоялись громкие читки, политические информации, сборы агитаторов и т. д. Коммунисты выступают перед личным составом с беседами и докладами, посвя щенными историческим документам. Ком сомольские активисты оформили папки с материалами июльского Пленума ЦК КПСС. На корабле обновлена наглядная аги тация. Комсомолец старший матрос Павлов изготовил три стенда, рассказывающие об успехах нашего народа в борьбе за по строение коммунистического общества. На одном из стендов написано: «Пятый пя тилетний план по общему об’ему промыш ленного производства выполнен к 1 мая 1955 года, т. е. за 4 года 4 месяца». Вся наглядная агитация подчеркивает, что основой нашей экономической мощи является тяжелая промышленность. Один из плакатов призывает воинов новыми ус пехами в службе и учебе встретить XX с ’езд КПСС. Наглядная агитация, отвечающая тре бованиям сегодняшнего дня, играет боль шую роль в пропаганде материалов июль ского Пленума ЦК КПСС. Часто можно ви деть у стендов группы матросов и стар шин. Здесь возникают интересные, увле кательные беседы. Для пропаганды исторических докумен тов используется корабельный радиоузел. По инициативе коммунистов у нас стали проводить такие передачи, как «Вести с колхозных полем», «На решающих участ ках тяжелой индустрии». Делается это обычно так. Зачитывается определенная выдержка из (решений июльского Пленума ЦК КПСС, а затем рассказывается о кон кретных фактах, как советские люди бо рются за претворение в жизнь историче ских решений. Систематически у нас передаются так же радиообзоры о достижениях тружени ков промышленности и сельского хозяй ства. Они пользуются у личного состава большим успехом. Много интересного сообщают своим то варищам воины, побывавшие в отпусках. Они рассказывают, что за последнее вре мя жизнь в колхозах еще более улучши лась, колхозники стали жить зажиточнее и культурнее. Недавно на корабле была выпущена специальная радиогазета с рассказами от пускников. Перед микрофоном выступили старшина 2 статьи Гапен, старший матрос Лавренчук и матрос Тягнирядно. Они рас сказали, как много изменений за корот кий срок произошло в их родных местах. Матрос Тягнирядно на убедительных фактах показал, как богатеет его родной колхоз «Красная звезда», находящийся в Сталинской области. — В этом году, — подчеркнул матрос, — урожай обильнее, чем в прошлом. И стало это возможным благодаря механиза ции всех основных полевых работ, высо кой трудовой дисциплине колхозников. В прошлом году государство дало колхозу за сверхплановую сдачу хлеба две авто машины. На трудодень только пшеницы было выдано по 3 кг, не считая других продуктов и денег. В этом году колхоз ный трудодень еще богаче. Радостно и счастливо живут мои земляки. В колхо зе строится хороший клуб. Выступавшие по радио с чувством глубокой благодарности говорили о той огромной заботе, которую проявляют Коммунистическая партия и Советские правительство о дальнейшем расцвете и укреплении могущества нашей Отчпзнм заверяли сослуживцев, что будут еще лучше выполнять свой священный воин ский долг. Много хороших вестей сообщают и дру гие отпускйпки. Все онп охотно делятся с товарищами впечатлениями о трудовых успехах своих земляков. Много теплых задушевных слов об этом и в ответах ро дителей тех матросов и старшин, кото рым мы писали об успехах в службе и учебе пх сыновей. Таковы, например, письма от родителей матроса Тормынюва от отца старшего матроса Павлова, от матери матроса Макарова и других. Все они горячо благодарят командиров за воспитание сыновей, просят передать им родительский наказ: зорко стоять на страже морских рубежей нашей Родины. Эти письма мы чптаем по радио, на собраниях, помещаем в стенной газете и т. д. И всегда они находят самый живой отклик в сердцах моряков, напоминают им, что наши матери и отцы требуют от советских воинов хорошей службы, вы сокой боевой готовности. Однаэд этими формами нельзя ограни чиваться в пропаганде решений июльско го Пленума ЦК КПСС. Нужно чаще и со держательнее проводить беседы, доклады, лекции, собеседования и т. д. Сделано у нас далеко еще не все. Впереди очень много работы. Мы это хорошо понимаем и приложим все силы, чтобы успешно справиться со своими ответственными за дачами. Личный состав корабля, воодушевлен ный решениями июльского Пленума ЦК КПСС, конкретными патриотическими де лами стремится встретить XX с’езд КПСС. Пример честного и добросовестного отно шения к службе, строгого соблюдения дисциплины показывают на корабле мо ряки трюмной группы во главе с мичма ном Ильиным. Они все являются опыт ными специалистами, отличниками бое вой и политической подготовки, уже бо лее чем полгода с честью оправдывают звание отличной трюмной группы. Доброй славой на корабле пользуется также старшина 1 статьи Боронтов. стар шина 2 статьи Шустов, старший матрос Волков, матрос Воцлавский и другие. Личный состав корабля, горячо одобряя решения июльского Пленума ЦК КПСС, не жалеет сил для достижения попых успехов в боевой и политической подго товке, укреплении дисциплины и повы шении бдительности. Старший лейтенант В. АФОНСКИЙ. Изучаем исторические решения Воины нашего подразделения с чувст вом гордости и радости за свою Родину изучают решения июльского Пленума ЦК КПСС. Этим историческим документам посвящены находящиеся в библиотеке, матросских кубриках и комнате полити- ко-просветительной работы стенды. На них показаны успехи промышленности и сельского хозяйства нашей страны. На красочно оформленных диаграммах на глядно отображен рост материального и культурного уровня советского народа. Партийная и комсомольская организа ции подразделения, учитывая запросы личного состава, организовали чтение лекций по отдельным разделам решении июльского Пленума ЦК КПСС. Недавно такую лекцию прочитал тов. Иванов. Он рассказал воинам о развитии промышлен ности и сельского хозяйства в Советском Союзе. Наглядная агитация и квалифициро ванные лекции помогают воинам глубоко изучать исторические решения. Матрос Е. МОИСЕЕВ. Умело ремонтируют технику воины отделения младшего серж анта Картышова. Среди них немало отличников боевой и политической подготовки. НА СНИМКЕ: отличные автомеханики младший серж ант М. Картышов и м а трос Ю. Юдин за ремонтом двигателей. Фото И. Тимченко. Смелее внедрять в строительство сборный железобетон На днях закончила свою работу конфе ренция строителей по внедрению в строи тельство сборного железобетона. В работе конфе!>енцшг приняли участие рабочие, мастера, инженеры, техники, представи тели партийных и профсоюзных органи заций строительств, проектных организа ции и обслуживающих предприятий. С большим вниманием присутствующие прослушали доклады и н ж е н е р тт. Мель ницкого, Птпцына и других специалистов, которые подробно осветили задачи строи телей, вытекающие пз решений июльско го Пленума ЦК КПСС, а также задачи освоения и внедрения в строительство сборного железобетона в 1955— 1956 гг. Необходимо отметить, что раньше на стройках в Заполярье почти не применя ли сборного железобетона. Это отрица тельно сказывалось на темпах строитель ства. Многие жилые и производственные здания возводилпсь очень долго. В стро ительстве широко применялись отжившие проекты, выполнение работ ио которым требовало большого расхода дефицитных материалов, леса, металла и т. д. II вот настала пора широкого произ водства сборного железобетона и внедре ния его в строительство. Если раньше каждый этаж здания, среднего по об’ему, возводили за месяц пли два, то теперь за этот срок строят пять этажей. Быстро растет дом 2$. 16 по ул. Киро ва. За 25 дней возведены четыре этажа жилого дома. Докладчик тов. Мельницкий, выступая па конференции, говорил: — Мы еще далеко отстали от передо вых строек страны по внедрению сборно го железобетона, а железобетон, который производится у нас, еще очень дорог. и иногда качество его низкое. Наша задача • найти пути, которые позволят нам достигнуть показателей передовых строек и этом деле. Выступившие в прениях инженеры агрянцев, Мацкин, Кузнецов, Райзман, Тревашев и другие говорили о недостат ках, тормозящих внедрение в строитель ство сборного железобетона. Пх замечания и предложения нашли отражение в резо люции. принятой конференцией. Конференция считает необходимым ос- ванзать и внедрять в производство тон костенные. но очень прочные железобе тонные конструкции, с предварительно напряженной арматурой на жестких бето нах с пр 1 гменением быстротвердеющпх тонкомолотых цементов; шире применят! па строительстве жилых и промышлен ных зданий крупные блоки и крупные панели; снизить стоимость сборного желе зобетона путем улучшения конструкций и технологического процесса. Во время работы конференции делега ты ознакомились с технологическим про цессом на предприятии железобетонных изделий, а также посетили выставку ин дустриальных строительных деталей. С большим инте 1 >есом участники кон ференции осмотрели ее экспонаты, кото рые были установлены у предприятия железобетонных изделий, а также у зда ния уиравлет!я. В числе экспонатов выставки — два опытно изготовленные Фрагмента стены здания. Один из них представляет собой панель из железобетона и утеплителя облегченной конструкции. Второй — соб ран из облицованных керамикой крупных шлакоблоков. Здания из таких деталей будут возводиться в этом году. Па выставке представлены сборные же лезобетонные изделия: настилы перекры- тий, прогоны, лестничные марши и пло щадки. карнизы, блоки из беспесчаного крупнопористого бетона и другие детали и архитектурные украшения. Здесь мож но увидеть продукцию ленинградских за водов железобетонных изделий, в числе которых самая экономичная плита пере крытия. Внимание делегатов конференции при влекли экспонаты уже внедренных о производство вспомогательных приспособ лений: облегченных инвентарных лесов системы инженера Козлова, а также ин вентарных укрупненных подмостей. При менение их па стройках позволило сэко номить тысячи кубометров леса. Компактно смонтирован представлен ный на выставке санитарный у>ел. Это — работа • мастерских индустриальных заготовок, которыми руководит молодой специалист Войтие. После осмотра выставки делегаты по сетили строительную лабораторию. Здесь инженер тов. Птицын ознакомил посети телей с оборудованием и приборами для испытания строительных материалов, а также с образцами наиболее совершенных материалов, которые будут в ближайшее время внедрены в строительство. Л. ЧЕКОВ. Оживить работуматросской художественой самодеятельности Над заливом медленно спускаются су мерки. Легкий морской ветерок приятно освежает лицо. Вьются ленточки матрос ских бескозырок. На баке, куда нередко собираются мо ряки в вечерний час, шумно. Слышатся смех, веселые шутки. Но вот неожиданно возникают звуки красивой мелодии. И сразу кругом становится тихо, только пе реливчатые. покоряющие своей задушев ностью, аккорды баяна разносятся далеко, далеко. Это играет известный на корабле баянист старшина 2 статьи Котов. Любят здесь музыку, песни, танцы. Много среди моряков талантливых певцов, плясунов, чтецов-декламаторов. Они поль зуются уважением и авторитетом у лич ного состава. II не случайно коллектив матросской художественной самодеятель ности корабля большой и дружный. Он состоит из танцевальной группы, хора, струнного оркестра, ансамбля бая нистов, чтецов-декламаторов и драмати ческого кружка. С теплотой отзываются морями об организаторах самодеятельных концертов: о старшинах 2 статьи Котове, Баженове, старших матросах Сергееве, Домбровском, Петрочепко и другпх. Немало интересных выступлений со стоялось на корабле. Они транслирова лись по радио. Коллектив часто пригла шали в другие части, в матросский клуб. И везде, где бы ни давали концерт моря ки: в кубрике, на сценах клуба и летней эстрады парка, всегда они пользова лись заслуженным успехом. 0 самодеятельном коллективе корабля Н. знают также и в другпх гарнизонах. На последнем Флотском смотре матрос ской художественной самодеятельности корабельный коллектив занял одно in первых мест. II, без сомнения, это нало- лсило на него большую ответственность. Ведь теперь с коллектива будут брать пример в организации концертов, подборе репертуара, в творческой работе и стрем лении к совершенству участники само деятельности других кораблей. Однако за последнее время здесь ста ли меньше уделять внимания самодея тельности, реже проводить репетиции с плясунами, музыкантами. А руководитель хора старший лейтенант Козлов вообще самоустранился от возложенных па пего обязанностей. — Сейчас у нас заметный спад в ра боте самодеятельности, — рассказывает солист хора старшин матрос Домбров ский. — Занятия с певцами не проводят ся. Многие моряки — участники хоровой группы не разучивают новых несен. П это действительно так. Правда, офи цер, отвечающий за самодеятельность на корабле, прилагает усилия, чтобы вновь наладить работу, регулярно собирать ре петиции. организовывать в выходные дни концерты для моряков своего корабля. Но у него почти ничего не получается. Один он, конечно, этот вопрос решить не может, так как некоторые офицеры подразделе ний, такие, как тт. Костин. Рачков и дру гие, чьи подчиненные участвуют в само деятельности, помощи ему не оказывают. Больше того, нередки случаи, когда эти товарищи своими действиями тормозят развитие матросских талантов, мешают творческому росту самодеятельного кол лектива. Как ни странно, среди отдельных строевых офицеров сложилось неправиль нее мнение, что участие моряков в ху дожественной самодеятельности мешает боевой учебе. Но сама действительность опровергает такое ложнее понятие. На оборот, командиры должны добиваться то го, чтобы корабельные артисты были примерными воинами, отличниками бое вой и политической подготовки. Известно, что матросская художествен ная самодеятельность помогает команди рам и политработникам повысить куль турнее развитие морцков, разнообразить и делать интересным их досуг. II опыт по казывает. что там, где о воинах прояв ляется больше заботы, где отдых личного- состава организован хорошо, там крепче воинская дисциплина, выше организован ность и порядок в подразделениях. Однако не везде еще правильно пони мают значение развития самодеятельного художественного творчества воинов. Некоторый спад в работе художествен ной самодеятельности, к сожалению, наб людается не только на корабле Н. Ничуть не лучше полол:енпе и на многих других кораблях, в подразделениях. Это главным образом об'ясняется тем, что многпе командиры и политработники стали мень ше уделять внимания работе коллективов матросской и солдатской художественной самодея тельности. Серьезным тормозом в .развитии твор ческих художественных способностей мо ряков, в повышении пх исполнительского мастерства является и то, что артисты- профессионалы Флотского театра и ан самбля песни п пляски совершенно не оказывают им методической помощи. Например, балетмейстера ансамбля тов. Лагутина неоднократно приглашали на корабль помочь танцевальной груп пе. От специалиста ожидали дельных с о е о т о в . его с нетерпением ждали плясу ны. Тов. Лагутпн только обещал, но так и не пришел. Многие руководители самодеятельных коллективев, не имея специальных и глубоких знаний в художественном твор честве. не обладая опытом организации и проведения концертов, не раз просили помощи у ведущих артистов театра и ан самбля. но те чаще оставляют эти прось бы без внпмаппя. С подобным положением мириться нельзя. Матросская художественная самодея тельность должна быть постоянно дейст вующей. Командиры и политработники прпзваны серьезно заботиться о творче ском художественном росте и культурном развитии воинов-североморцев. Ясно, что только при этом условии и отдых лично го состава будет проводиться более орга низованно и интересно. В. КАЛАЧЕВ. Весело и культурно отдыхают Весело и культурно отдыхают наши матросы. В этом большая заслуга комсо мольцев. Они постоянно заботятся, чтобы выходные дни проходили организованно, с пользой для дела. Многие матросы и старшины посещают клуб, где слушают доклады и лекции, смотрят новые кинокартины... А те. кто не увольняется в город, участвуют в со стязаниях. которые проводятся в подразде лении. Вот как. папример. прошел у нас один из выходных дней. В клубе воины про слушали лекцию о международном поло жении. а после окончания ее просмотре ли кинокартину. Кто не смог пойти в клуб, нашел заня тие для себя в кубрике. Комсомольцы старшины 1 статьи Власов. Ковалергин и старшпна 2 статьи Дедковский на баянах и аккордеоне разучивают музыку новых пееен. Наши комсомольцы любят читать худо- лаесгэенную литературу. Вот и теперь старшие матросы Паршин и Полторацкий увлеклись этим занятием. За шахматным столиком сидят старшина 1 статьи Ша ров п старшпна 2 статьи Киселев. После культурного и веселого отдыха прибавилось сил, чтобы с новой энергией взяться за учебу, за повышение знании по боевой и политической подготовке. Старшина 1 статьи А. РИСОНИН. Новые программы общеобразовательной школы В наступающем учебном году в обще образовательных школах вводятся новый учебный план и новые программы , состав л е н н ы е 'с учетом задач, поставленных пе ред школой XIX с ’ездом КПСС и после дующими решениями Коммунистической партии и Советского правительства. З а последние годы совершенно отчетли во определились основные недостатки об щ еобразовательной школы. Они сводились прежде всего к тому, что школа не давала учащимся знаний по предметам физико- математического цикла в об ’еме, совер шенно необходимом образованному чело веку нашего времени. Важнейшее требо вание программы нашей партии о политех ническом обучении, неоднократно подтвер жденное в постановлениях Центрального Комитета партии о школе, осталось в т е чение многих лет непретворенным в жизнь. Обучение основам наук оказалось оторван ным от зад ач политехнического обучения. Одностороннее словесно-книжное обуче ние, преобладавш ее во многих школах, привело к общему ослаблению внимания к вопросам трудового воспитания, к заб вению ленинского принципа трудовой шко лы. В результате ш кола в течение многих лет не приучала учащихся к физическому труду, не воспитывала у них в должной мере желания стать после окончания шко лы в ряды тружеников, создающих непо средственно материальные ценности. Такое положение особенно нетерпимо в нашей стране, где труд является делом чести, славы, доблести и геройства, где во весь рост поставлена задач а непрерывного тех нического прогресса. К сказанному необходимо добавить, что органы просвещения, стремясь обеспечить успешную подготовку учащихся средних школ в высшие учебные заведения, стали на неправильный путь, допустив чрезмер ную перегрузку школьных программ . Сейчас уж е совершенно очевидно, что ограничивать функции средней школы только подготовкой к высшему учебному заведению неправильно, да и невозможно. Переход на всеобщее среднее обр азо в а ние и значительно возрастающее п связи с этим число выпускников из средних школ дали возможность улучшить качест венный отбор поступающих в высшие учебные зазедения и в то ж е время н а чать постепенную перестройку на базе де- Л . ДУ Б РО ВИ НА , З аме сти т ел ь министра просвещения РСФС Р сятилетней общеобразовательной школы среднего профессионального образования. Кроме того, впервые в истории значитель ное число юношей и девушек, получивших среднее образование, направляется непо средственно в промышленность и сельское хозяйство, приобретая различные массовые профессии. Через несколько лет, когда всеобщее среднее образование будет вве дено повсеместно, сотни тысяч юношей и девуш ек будут приходить на производ ство, имея, как минимум, среднее образо вание. Это будет иметь огромное значение для дальнейшего культурного и хозяй ственного под’ема нашей страны. Р аб о тая над созданием нового учебного плана и новых программ, Министерство просвещения РСФСР обязано было опи раться на современное состояние школы и ставить задачи, хотя и не легкие, но по сильные для нее в настоящее время. Но вые учебный план и программы нельзя рассматривать как отвечающие задачам политехнической школы в ее совершенном виде. Но они определяют развитие школы в этом направлении на ближайшее время и являются необходимым условием для осуществления первоначальных, вполне реальных и очень важных шагов для по литехнизации школы в массовом масш та бе. В новом учебном плане оставлен почти без изменения перечень учебных предме тов, подлежащих изучению в школе, при некотором усовершенствовании последова тельности их прохождения. Это продикто вано необходимостью сохранить и укре пить среднюю школу как школу общеоб разовательную , упрочить фундамент общ е образовательных знаний, даваемых сред ней школой, совершенно необходимых для последующего профессионального образо вания, для подготовки кадров не только высшей, но и средней квалификации, а т а кж е кадров массовых профессий. В учебном плане произведено некоторое изменение соотношения предметов гумани тарного и естествоведческого циклов в пользу последних. На предметы гумани тарного цикла из общего количества 9.857 часов нового учебного плана выде ляется 4.653 часа (или 47 процентов), то есть на 561 час меньше, чем в прежнем учебном плане. Удельный вес предметов физико-математического и естествоведче ского циклов (вместе с черчением) состав ляет сейчас 37 процентов. Новый учебный план вносит некоторые изменения в порядок прохождения и си стему построения отдельных учебных предметов (русского языка. Конституции СССР, географии, биологии, психологии, иностранных язы ков). Несколько увеличе но число часов, отводимых на физическую культуру и пение. Наиболее принципиальным изменением в учебном плане школы является введение преподавания ручного труда в I — IV классах, практических занятий в мастер ских и на учебно-опытных участках в V — VII классах и практикумов по сель скому хозяйству, машиноведению и элек тротехнике в V III — X классах. Это но вовведение является одной из важных со ставных частей политехнизации школы и коммунистического воспитания учащихся. Состав учебных предметов, включенных в учебный план, учитывая новое содерж а ние программ, д ает возможность подвести учащихся средней школы к марксистскому пониманию развития природы, общества и человеческого мышления и вооружить под растающее поколение системой научных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного продолжения • образования в профессиональных учебных заведениях и активного участия в практической д е я тельности. К акие основные задачи надлеж ало ре шить в работе над программами? Надо было, во-первых, повысить идейно теоретический уровень программ . Развитие науки, и отечественной и зарубежной, при вело за последние годы ко многим откры тиям. Совершенно естественно, что этот про цесс не может не найти своего отражения и в содержании школьного преподавания. Было бы, разумеется, наивным и ошибоч ным «подтягивать> содержание школьного образования до уровня современного р а з вития науки. Известно, что школа зн ако мит не с системой наук, а лишь с их ос новами. Но забы вать о развитии науки при определении содержания школьного образования т а кж е было бы неправиль ным. В неразрывной связи с повышением идейно-теоретического уровня программ стояла и вторая задач а — учесть в них требования и задачи политехнического обу чения. К ак известно, прежние программы в основном предусматривали изложение основ наук, ознакомление школьников с основными закономерностями той или иной науки, в лучшем случае ограничиваясь привлечением отдельных производственных иллюстраций. Однако они почти не содер ж али в себе материалов, характеризую щих основы современного производства. Включение в программы материалов, зн а комящих школьников с приложением з а конов наук к производству, использова нием их в промышленности и в сельском хозяйстве, носит не частный, а принципи альный характер, изменяет само направ ление преподавания. Кроме теоретического материала, в про граммы н адлеж ало включить конкретный перечень практических умений и навыков, лабораторных работ, производственных экскурсий, определить содержание труда и практикумов, являющихся неразрывной частью политехнического обучения. Третьей важнейшей задачей было до биться, наконец, значительного и реально го сокращения программ с тем, чтобы действительно облегчить усвоение учащи мися школьного курса и обеспечить глу бину и прочность их знаний. Необходимо было сократить об’ем проходимого м ате риала, привести его в соответствие с из менением возраста приема в школу, но при этом не понизить общего об ’ема зн а ний, даваемых средней школой, сохранить соответствие этих знаний требованиям , пред’являемым при поступлении в высшие учебные заведения. В соответствии с указанными задачами и была проведена работа над усовершен ствованием н переработкой школьных программ. Н аш а школа должна обеспечивать единство теории и практики, без чего невозможно подлинно научное познание, а следовательно, и успешное обучение. Связь теории с практикой воспитывает у учащихся коммунистическое отношение к труду, стремление быть полезным своей социалистической Родине. Вопросы связи теории с практикой решаются в новых программах по-новому, на более высоком уровне, с учетом конкретного содержания учебного материала, ступени обучения и возраста учащихся. К ак и все другие области культуры в нажей стране, школьное образование про никнуто признанием мирового значения и огромных достижений во многих областях нашей отечественной культуры и науки, глубоким уважением к науке и культуре других стран мира. При составлении новых программ осо бое внимание было обращено на повыше ние идейно-теоретического уровня про грамм по литературе, истории, географии, математике и другим предметам. Новая программа по литературе преду сматривает не только анализ идейной сто роны изучаемых в школе литературных произведений, но и раскрытие их худож е ственных достоинств, на что в старой про грамме не обращ алось должного внима ния. Содержание программ по всем курсам всеобщей истории приведено в соответ ствие с новыми данными советской исто рической науки. Особое внимание обращ е но на раскрытие решающей роли народ ных масс как творца истории. В новой программе по географии уси лено внимание к таким вопросам, как хо зяйственная оценка природных условий, особенности развития хозяйства в различ ных странах, структура народного хозяй ства СССР. Программа по м атематике составлена таким образом, что в ней больше внима ния уделяется изучению вопросов функ циональной зависимости, включая понятие о производной и ее применениях, что, несомненно, повысило ее теоретический уровень. В программах по физике, химии, био логии, географии, истории предусматри вается осуществление в процессе препо давания задач научно-атеистического вос питания учащихся. В новых программах сделана попытка разработать и определить тот минимум политехнических знаний, умений и навы ков, который долж на д ав а ть средняя ш ко л а в области промышленного и сельско хозяйственного производства. Эти задачи решаются в процессе преподавания физи ки, химии, математики, биологии, геогра фии, черчения. Так, например, в процессе изучения физики учащиеся должны полу чить знания главнейших физических зако номерностей. леж ащ их в основе современ ной индустрии, и приобрести практиче ские умения и навыки в обращении с неко торыми* основными измерительными прибо рами, применяемыми в различных отрас лях современной техники. Исходя из учета производственного ок ружения, в котором находится т а или иная школа. Министерство поосвешення РСФСР дает два варианта программ по практикумам : один — для городской, д ру гой — для сельской средней школы. Задачей практикума по машиноведению является ознакомление учащихся с основ ными орудиями и приемами механической обработки, с основными видами машин- двигателей, машин-орудий и различных механизмов, передающих и преобразующих механические движения, и приобретение школьниками умения обращ аться с ними. Практикум по сельскому хозяйству для городской школы предусматривает мини мальное количество работ, которые могут быть выполнены учащимися в условиях города — на городских, районных или межшкольных агробазах, на станциях юных натуралистов, а такж е в пригород ных колхозах и совхозах. Практикум по сельскому хозяйству и машиноведению в сельской средней школе предусматривает более широкий перечень работ. Будучи единой, программа этого практикума включает работы не только по растениеводству и животноводству, но и по сельскохозяйственному машиноведе нию. Часть работ долж на проводиться учащимися непосредственно в колхозах, совхозах и МТС. Основной задачей практикума по эл ек тротехнике в средней школе (городской и сельской) является ознакомление уч а щихся с устройством технических эл ек троизмерительных приборов, электродви гателей, генераторов, трансформаторов, а т а кж е простейших устройств по телефо нии и радио и привитие школьникам прак тических умений обращ ения с ними. В соответствии с новыми программами перерабатываются школьные учебники. Всего намечено переработать или заменить новыми 91 учебник. И з них 38 в настоя щее время уж е издано. Об’ем новых учебников сокращен по сравнению с преж ним примерно па одну четверть. Новые задачи, решаемые школой, тре буют широкого ознакомления учителей с основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, ак тивной помощи школам .со стороны про мышленных предприятий, колхозов, совхо зов и МТС. Большую помощь школе в этом деле призван оказать комсомол. Новый учебный год должен стать го дом напряженной творческой работы орга нов народшэго образования и всего учи тельства по претворению в жизнь новых учебных планов и программ , годом нооых творческих исканий в практическом прет ворении в жизнь задач, поставленных XIX с ’ездом нашей партии в области народно го образования. ( с П РАВДА ** *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz