На страже Заполярья. 1955 год. Август.

31 августа 1955 г.. № 206 (5358 ). На с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 в эти^ д н и Коммунисты и комсомольцы к ор абл я Н. пропагандируют решения июльского Пленума ЦК КПСС На нашем корабле в эти дни вое шаре развертывается работа по пропаганде и изучению материалов июльского Пленума ЦК КПСС. С этой целью проводятся раз­ личные мероприятия. Состоялись громкие читки, политические информации, сборы агитаторов и т. д. Коммунисты выступают перед личным составом с беседами и докладами, посвя­ щенными историческим документам. Ком­ сомольские активисты оформили папки с материалами июльского Пленума ЦК КПСС. На корабле обновлена наглядная аги­ тация. Комсомолец старший матрос Павлов изготовил три стенда, рассказывающие об успехах нашего народа в борьбе за по­ строение коммунистического общества. На одном из стендов написано: «Пятый пя­ тилетний план по общему об’ему промыш­ ленного производства выполнен к 1 мая 1955 года, т. е. за 4 года 4 месяца». Вся наглядная агитация подчеркивает, что основой нашей экономической мощи является тяжелая промышленность. Один из плакатов призывает воинов новыми ус­ пехами в службе и учебе встретить XX с ’езд КПСС. Наглядная агитация, отвечающая тре­ бованиям сегодняшнего дня, играет боль­ шую роль в пропаганде материалов июль­ ского Пленума ЦК КПСС. Часто можно ви­ деть у стендов группы матросов и стар­ шин. Здесь возникают интересные, увле­ кательные беседы. Для пропаганды исторических докумен­ тов используется корабельный радиоузел. По инициативе коммунистов у нас стали проводить такие передачи, как «Вести с колхозных полем», «На решающих участ­ ках тяжелой индустрии». Делается это обычно так. Зачитывается определенная выдержка из (решений июльского Пленума ЦК КПСС, а затем рассказывается о кон­ кретных фактах, как советские люди бо­ рются за претворение в жизнь историче­ ских решений. Систематически у нас передаются так­ же радиообзоры о достижениях тружени­ ков промышленности и сельского хозяй­ ства. Они пользуются у личного состава большим успехом. Много интересного сообщают своим то­ варищам воины, побывавшие в отпусках. Они рассказывают, что за последнее вре­ мя жизнь в колхозах еще более улучши­ лась, колхозники стали жить зажиточнее и культурнее. Недавно на корабле была выпущена специальная радиогазета с рассказами от­ пускников. Перед микрофоном выступили старшина 2 статьи Гапен, старший матрос Лавренчук и матрос Тягнирядно. Они рас­ сказали, как много изменений за корот­ кий срок произошло в их родных местах. Матрос Тягнирядно на убедительных фактах показал, как богатеет его родной колхоз «Красная звезда», находящийся в Сталинской области. — В этом году, — подчеркнул матрос, — урожай обильнее, чем в прошлом. И стало это возможным благодаря механиза­ ции всех основных полевых работ, высо­ кой трудовой дисциплине колхозников. В прошлом году государство дало колхозу за сверхплановую сдачу хлеба две авто­ машины. На трудодень только пшеницы было выдано по 3 кг, не считая других продуктов и денег. В этом году колхоз­ ный трудодень еще богаче. Радостно и счастливо живут мои земляки. В колхо­ зе строится хороший клуб. Выступавшие по радио с чувством глубокой благодарности говорили о той огромной заботе, которую проявляют Коммунистическая партия и Советские правительство о дальнейшем расцвете и укреплении могущества нашей Отчпзнм заверяли сослуживцев, что будут еще лучше выполнять свой священный воин­ ский долг. Много хороших вестей сообщают и дру­ гие отпускйпки. Все онп охотно делятся с товарищами впечатлениями о трудовых успехах своих земляков. Много теплых задушевных слов об этом и в ответах ро­ дителей тех матросов и старшин, кото­ рым мы писали об успехах в службе и учебе пх сыновей. Таковы, например, письма от родителей матроса Тормынюва от отца старшего матроса Павлова, от матери матроса Макарова и других. Все они горячо благодарят командиров за воспитание сыновей, просят передать им родительский наказ: зорко стоять на страже морских рубежей нашей Родины. Эти письма мы чптаем по радио, на собраниях, помещаем в стенной газете и т. д. И всегда они находят самый живой отклик в сердцах моряков, напоминают им, что наши матери и отцы требуют от советских воинов хорошей службы, вы­ сокой боевой готовности. Однаэд этими формами нельзя ограни­ чиваться в пропаганде решений июльско­ го Пленума ЦК КПСС. Нужно чаще и со­ держательнее проводить беседы, доклады, лекции, собеседования и т. д. Сделано у нас далеко еще не все. Впереди очень много работы. Мы это хорошо понимаем и приложим все силы, чтобы успешно справиться со своими ответственными за­ дачами. Личный состав корабля, воодушевлен­ ный решениями июльского Пленума ЦК КПСС, конкретными патриотическими де­ лами стремится встретить XX с’езд КПСС. Пример честного и добросовестного отно шения к службе, строгого соблюдения дисциплины показывают на корабле мо­ ряки трюмной группы во главе с мичма­ ном Ильиным. Они все являются опыт­ ными специалистами, отличниками бое­ вой и политической подготовки, уже бо­ лее чем полгода с честью оправдывают звание отличной трюмной группы. Доброй славой на корабле пользуется также старшина 1 статьи Боронтов. стар­ шина 2 статьи Шустов, старший матрос Волков, матрос Воцлавский и другие. Личный состав корабля, горячо одобряя решения июльского Пленума ЦК КПСС, не жалеет сил для достижения попых успехов в боевой и политической подго­ товке, укреплении дисциплины и повы­ шении бдительности. Старший лейтенант В. АФОНСКИЙ. Изучаем исторические решения Воины нашего подразделения с чувст­ вом гордости и радости за свою Родину изучают решения июльского Пленума ЦК КПСС. Этим историческим документам посвящены находящиеся в библиотеке, матросских кубриках и комнате полити- ко-просветительной работы стенды. На них показаны успехи промышленности и сельского хозяйства нашей страны. На красочно оформленных диаграммах на­ глядно отображен рост материального и культурного уровня советского народа. Партийная и комсомольская организа­ ции подразделения, учитывая запросы личного состава, организовали чтение лекций по отдельным разделам решении июльского Пленума ЦК КПСС. Недавно такую лекцию прочитал тов. Иванов. Он рассказал воинам о развитии промышлен­ ности и сельского хозяйства в Советском Союзе. Наглядная агитация и квалифициро­ ванные лекции помогают воинам глубоко изучать исторические решения. Матрос Е. МОИСЕЕВ. Умело ремонтируют технику воины отделения младшего серж анта Картышова. Среди них немало отличников боевой и политической подготовки. НА СНИМКЕ: отличные автомеханики младший серж ант М. Картышов и м а­ трос Ю. Юдин за ремонтом двигателей. Фото И. Тимченко. Смелее внедрять в строительство сборный железобетон На днях закончила свою работу конфе­ ренция строителей по внедрению в строи­ тельство сборного железобетона. В работе конфе!>енцшг приняли участие рабочие, мастера, инженеры, техники, представи­ тели партийных и профсоюзных органи­ заций строительств, проектных организа­ ции и обслуживающих предприятий. С большим вниманием присутствующие прослушали доклады и н ж е н е р тт. Мель­ ницкого, Птпцына и других специалистов, которые подробно осветили задачи строи­ телей, вытекающие пз решений июльско­ го Пленума ЦК КПСС, а также задачи освоения и внедрения в строительство сборного железобетона в 1955— 1956 гг. Необходимо отметить, что раньше на стройках в Заполярье почти не применя­ ли сборного железобетона. Это отрица­ тельно сказывалось на темпах строитель­ ства. Многие жилые и производственные здания возводилпсь очень долго. В стро­ ительстве широко применялись отжившие проекты, выполнение работ ио которым требовало большого расхода дефицитных материалов, леса, металла и т. д. II вот настала пора широкого произ­ водства сборного железобетона и внедре­ ния его в строительство. Если раньше каждый этаж здания, среднего по об’ему, возводили за месяц пли два, то теперь за этот срок строят пять этажей. Быстро растет дом 2$. 16 по ул. Киро­ ва. За 25 дней возведены четыре этажа жилого дома. Докладчик тов. Мельницкий, выступая па конференции, говорил: — Мы еще далеко отстали от передо­ вых строек страны по внедрению сборно­ го железобетона, а железобетон, который производится у нас, еще очень дорог. и иногда качество его низкое. Наша задача • найти пути, которые позволят нам достигнуть показателей передовых строек и этом деле. Выступившие в прениях инженеры агрянцев, Мацкин, Кузнецов, Райзман, Тревашев и другие говорили о недостат­ ках, тормозящих внедрение в строитель­ ство сборного железобетона. Пх замечания и предложения нашли отражение в резо­ люции. принятой конференцией. Конференция считает необходимым ос- ванзать и внедрять в производство тон­ костенные. но очень прочные железобе­ тонные конструкции, с предварительно напряженной арматурой на жестких бето­ нах с пр 1 гменением быстротвердеющпх тонкомолотых цементов; шире применят! па строительстве жилых и промышлен­ ных зданий крупные блоки и крупные панели; снизить стоимость сборного желе­ зобетона путем улучшения конструкций и технологического процесса. Во время работы конференции делега­ ты ознакомились с технологическим про­ цессом на предприятии железобетонных изделий, а также посетили выставку ин­ дустриальных строительных деталей. С большим инте 1 >есом участники кон­ ференции осмотрели ее экспонаты, кото­ рые были установлены у предприятия железобетонных изделий, а также у зда­ ния уиравлет!я. В числе экспонатов выставки — два опытно изготовленные Фрагмента стены здания. Один из них представляет собой панель из железобетона и утеплителя облегченной конструкции. Второй — соб­ ран из облицованных керамикой крупных шлакоблоков. Здания из таких деталей будут возводиться в этом году. Па выставке представлены сборные же­ лезобетонные изделия: настилы перекры- тий, прогоны, лестничные марши и пло­ щадки. карнизы, блоки из беспесчаного крупнопористого бетона и другие детали и архитектурные украшения. Здесь мож­ но увидеть продукцию ленинградских за­ водов железобетонных изделий, в числе которых самая экономичная плита пере­ крытия. Внимание делегатов конференции при­ влекли экспонаты уже внедренных о производство вспомогательных приспособ­ лений: облегченных инвентарных лесов системы инженера Козлова, а также ин­ вентарных укрупненных подмостей. При­ менение их па стройках позволило сэко­ номить тысячи кубометров леса. Компактно смонтирован представлен­ ный на выставке санитарный у>ел. Это — работа • мастерских индустриальных заготовок, которыми руководит молодой специалист Войтие. После осмотра выставки делегаты по­ сетили строительную лабораторию. Здесь инженер тов. Птицын ознакомил посети­ телей с оборудованием и приборами для испытания строительных материалов, а также с образцами наиболее совершенных материалов, которые будут в ближайшее время внедрены в строительство. Л. ЧЕКОВ. Оживить работуматросской художественой самодеятельности Над заливом медленно спускаются су­ мерки. Легкий морской ветерок приятно освежает лицо. Вьются ленточки матрос­ ских бескозырок. На баке, куда нередко собираются мо­ ряки в вечерний час, шумно. Слышатся смех, веселые шутки. Но вот неожиданно возникают звуки красивой мелодии. И сразу кругом становится тихо, только пе­ реливчатые. покоряющие своей задушев­ ностью, аккорды баяна разносятся далеко, далеко. Это играет известный на корабле баянист старшина 2 статьи Котов. Любят здесь музыку, песни, танцы. Много среди моряков талантливых певцов, плясунов, чтецов-декламаторов. Они поль­ зуются уважением и авторитетом у лич­ ного состава. II не случайно коллектив матросской художественной самодеятель­ ности корабля большой и дружный. Он состоит из танцевальной группы, хора, струнного оркестра, ансамбля бая­ нистов, чтецов-декламаторов и драмати­ ческого кружка. С теплотой отзываются морями об организаторах самодеятельных концертов: о старшинах 2 статьи Котове, Баженове, старших матросах Сергееве, Домбровском, Петрочепко и другпх. Немало интересных выступлений со­ стоялось на корабле. Они транслирова­ лись по радио. Коллектив часто пригла­ шали в другие части, в матросский клуб. И везде, где бы ни давали концерт моря­ ки: в кубрике, на сценах клуба и летней эстрады парка, всегда они пользова­ лись заслуженным успехом. 0 самодеятельном коллективе корабля Н. знают также и в другпх гарнизонах. На последнем Флотском смотре матрос­ ской художественной самодеятельности корабельный коллектив занял одно in первых мест. II, без сомнения, это нало- лсило на него большую ответственность. Ведь теперь с коллектива будут брать пример в организации концертов, подборе репертуара, в творческой работе и стрем­ лении к совершенству участники само­ деятельности других кораблей. Однако за последнее время здесь ста­ ли меньше уделять внимания самодея­ тельности, реже проводить репетиции с плясунами, музыкантами. А руководитель хора старший лейтенант Козлов вообще самоустранился от возложенных па пего обязанностей. — Сейчас у нас заметный спад в ра­ боте самодеятельности, — рассказывает солист хора старшин матрос Домбров­ ский. — Занятия с певцами не проводят­ ся. Многие моряки — участники хоровой группы не разучивают новых несен. П это действительно так. Правда, офи­ цер, отвечающий за самодеятельность на корабле, прилагает усилия, чтобы вновь наладить работу, регулярно собирать ре­ петиции. организовывать в выходные дни концерты для моряков своего корабля. Но у него почти ничего не получается. Один он, конечно, этот вопрос решить не может, так как некоторые офицеры подразделе­ ний, такие, как тт. Костин. Рачков и дру­ гие, чьи подчиненные участвуют в само­ деятельности, помощи ему не оказывают. Больше того, нередки случаи, когда эти товарищи своими действиями тормозят развитие матросских талантов, мешают творческому росту самодеятельного кол­ лектива. Как ни странно, среди отдельных строевых офицеров сложилось неправиль­ нее мнение, что участие моряков в ху­ дожественной самодеятельности мешает боевой учебе. Но сама действительность опровергает такое ложнее понятие. На­ оборот, командиры должны добиваться то­ го, чтобы корабельные артисты были примерными воинами, отличниками бое­ вой и политической подготовки. Известно, что матросская художествен­ ная самодеятельность помогает команди­ рам и политработникам повысить куль­ турнее развитие морцков, разнообразить и делать интересным их досуг. II опыт по­ казывает. что там, где о воинах прояв­ ляется больше заботы, где отдых личного- состава организован хорошо, там крепче воинская дисциплина, выше организован­ ность и порядок в подразделениях. Однако не везде еще правильно пони­ мают значение развития самодеятельного художественного творчества воинов. Некоторый спад в работе художествен­ ной самодеятельности, к сожалению, наб­ людается не только на корабле Н. Ничуть не лучше полол:енпе и на многих других кораблях, в подразделениях. Это главным образом об'ясняется тем, что многпе командиры и политработники стали мень­ ше уделять внимания работе коллективов матросской и солдатской художественной самодея тельности. Серьезным тормозом в .развитии твор­ ческих художественных способностей мо­ ряков, в повышении пх исполнительского мастерства является и то, что артисты- профессионалы Флотского театра и ан­ самбля песни п пляски совершенно не оказывают им методической помощи. Например, балетмейстера ансамбля тов. Лагутина неоднократно приглашали на корабль помочь танцевальной груп­ пе. От специалиста ожидали дельных с о е о т о в . его с нетерпением ждали плясу­ ны. Тов. Лагутпн только обещал, но так и не пришел. Многие руководители самодеятельных коллективев, не имея специальных и глубоких знаний в художественном твор­ честве. не обладая опытом организации и проведения концертов, не раз просили помощи у ведущих артистов театра и ан­ самбля. но те чаще оставляют эти прось­ бы без внпмаппя. С подобным положением мириться нельзя. Матросская художественная самодея­ тельность должна быть постоянно дейст­ вующей. Командиры и политработники прпзваны серьезно заботиться о творче­ ском художественном росте и культурном развитии воинов-североморцев. Ясно, что только при этом условии и отдых лично­ го состава будет проводиться более орга­ низованно и интересно. В. КАЛАЧЕВ. Весело и культурно отдыхают Весело и культурно отдыхают наши матросы. В этом большая заслуга комсо­ мольцев. Они постоянно заботятся, чтобы выходные дни проходили организованно, с пользой для дела. Многие матросы и старшины посещают клуб, где слушают доклады и лекции, смотрят новые кинокартины... А те. кто не увольняется в город, участвуют в со­ стязаниях. которые проводятся в подразде­ лении. Вот как. папример. прошел у нас один из выходных дней. В клубе воины про­ слушали лекцию о международном поло­ жении. а после окончания ее просмотре­ ли кинокартину. Кто не смог пойти в клуб, нашел заня­ тие для себя в кубрике. Комсомольцы старшины 1 статьи Власов. Ковалергин и старшпна 2 статьи Дедковский на баянах и аккордеоне разучивают музыку новых пееен. Наши комсомольцы любят читать худо- лаесгэенную литературу. Вот и теперь старшие матросы Паршин и Полторацкий увлеклись этим занятием. За шахматным столиком сидят старшина 1 статьи Ша­ ров п старшпна 2 статьи Киселев. После культурного и веселого отдыха прибавилось сил, чтобы с новой энергией взяться за учебу, за повышение знании по боевой и политической подготовке. Старшина 1 статьи А. РИСОНИН. Новые программы общеобразовательной школы В наступающем учебном году в обще­ образовательных школах вводятся новый учебный план и новые программы , состав­ л е н н ы е 'с учетом задач, поставленных пе­ ред школой XIX с ’ездом КПСС и после­ дующими решениями Коммунистической партии и Советского правительства. З а последние годы совершенно отчетли­ во определились основные недостатки об­ щ еобразовательной школы. Они сводились прежде всего к тому, что школа не давала учащимся знаний по предметам физико- математического цикла в об ’еме, совер­ шенно необходимом образованному чело­ веку нашего времени. Важнейшее требо­ вание программы нашей партии о политех­ ническом обучении, неоднократно подтвер­ жденное в постановлениях Центрального Комитета партии о школе, осталось в т е ­ чение многих лет непретворенным в жизнь. Обучение основам наук оказалось оторван­ ным от зад ач политехнического обучения. Одностороннее словесно-книжное обуче­ ние, преобладавш ее во многих школах, привело к общему ослаблению внимания к вопросам трудового воспитания, к заб ­ вению ленинского принципа трудовой шко­ лы. В результате ш кола в течение многих лет не приучала учащихся к физическому труду, не воспитывала у них в должной мере желания стать после окончания шко­ лы в ряды тружеников, создающих непо­ средственно материальные ценности. Такое положение особенно нетерпимо в нашей стране, где труд является делом чести, славы, доблести и геройства, где во весь рост поставлена задач а непрерывного тех ­ нического прогресса. К сказанному необходимо добавить, что органы просвещения, стремясь обеспечить успешную подготовку учащихся средних школ в высшие учебные заведения, стали на неправильный путь, допустив чрезмер­ ную перегрузку школьных программ . Сейчас уж е совершенно очевидно, что ограничивать функции средней школы только подготовкой к высшему учебному заведению неправильно, да и невозможно. Переход на всеобщее среднее обр азо в а­ ние и значительно возрастающее п связи с этим число выпускников из средних школ дали возможность улучшить качест­ венный отбор поступающих в высшие учебные зазедения и в то ж е время н а ­ чать постепенную перестройку на базе де- Л . ДУ Б РО ВИ НА , З аме сти т ел ь министра просвещения РСФС Р сятилетней общеобразовательной школы среднего профессионального образования. Кроме того, впервые в истории значитель­ ное число юношей и девушек, получивших среднее образование, направляется непо­ средственно в промышленность и сельское хозяйство, приобретая различные массовые профессии. Через несколько лет, когда всеобщее среднее образование будет вве­ дено повсеместно, сотни тысяч юношей и девуш ек будут приходить на производ­ ство, имея, как минимум, среднее образо­ вание. Это будет иметь огромное значение для дальнейшего культурного и хозяй­ ственного под’ема нашей страны. Р аб о тая над созданием нового учебного плана и новых программ, Министерство просвещения РСФСР обязано было опи­ раться на современное состояние школы и ставить задачи, хотя и не легкие, но по­ сильные для нее в настоящее время. Но­ вые учебный план и программы нельзя рассматривать как отвечающие задачам политехнической школы в ее совершенном виде. Но они определяют развитие школы в этом направлении на ближайшее время и являются необходимым условием для осуществления первоначальных, вполне реальных и очень важных шагов для по­ литехнизации школы в массовом масш та­ бе. В новом учебном плане оставлен почти без изменения перечень учебных предме­ тов, подлежащих изучению в школе, при некотором усовершенствовании последова­ тельности их прохождения. Это продикто­ вано необходимостью сохранить и укре­ пить среднюю школу как школу общеоб­ разовательную , упрочить фундамент общ е­ образовательных знаний, даваемых сред­ ней школой, совершенно необходимых для последующего профессионального образо­ вания, для подготовки кадров не только высшей, но и средней квалификации, а т а кж е кадров массовых профессий. В учебном плане произведено некоторое изменение соотношения предметов гумани­ тарного и естествоведческого циклов в пользу последних. На предметы гумани­ тарного цикла из общего количества 9.857 часов нового учебного плана выде­ ляется 4.653 часа (или 47 процентов), то есть на 561 час меньше, чем в прежнем учебном плане. Удельный вес предметов физико-математического и естествоведче­ ского циклов (вместе с черчением) состав­ ляет сейчас 37 процентов. Новый учебный план вносит некоторые изменения в порядок прохождения и си­ стему построения отдельных учебных предметов (русского языка. Конституции СССР, географии, биологии, психологии, иностранных язы ков). Несколько увеличе­ но число часов, отводимых на физическую культуру и пение. Наиболее принципиальным изменением в учебном плане школы является введение преподавания ручного труда в I — IV классах, практических занятий в мастер­ ских и на учебно-опытных участках в V — VII классах и практикумов по сель­ скому хозяйству, машиноведению и элек­ тротехнике в V III — X классах. Это но­ вовведение является одной из важных со­ ставных частей политехнизации школы и коммунистического воспитания учащихся. Состав учебных предметов, включенных в учебный план, учитывая новое содерж а­ ние программ, д ает возможность подвести учащихся средней школы к марксистскому пониманию развития природы, общества и человеческого мышления и вооружить под­ растающее поколение системой научных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного продолжения • образования в профессиональных учебных заведениях и активного участия в практической д е я ­ тельности. К акие основные задачи надлеж ало ре­ шить в работе над программами? Надо было, во-первых, повысить идейно­ теоретический уровень программ . Развитие науки, и отечественной и зарубежной, при­ вело за последние годы ко многим откры ­ тиям. Совершенно естественно, что этот про­ цесс не может не найти своего отражения и в содержании школьного преподавания. Было бы, разумеется, наивным и ошибоч­ ным «подтягивать> содержание школьного образования до уровня современного р а з­ вития науки. Известно, что школа зн ако ­ мит не с системой наук, а лишь с их ос­ новами. Но забы вать о развитии науки при определении содержания школьного образования т а кж е было бы неправиль­ ным. В неразрывной связи с повышением идейно-теоретического уровня программ стояла и вторая задач а — учесть в них требования и задачи политехнического обу­ чения. К ак известно, прежние программы в основном предусматривали изложение основ наук, ознакомление школьников с основными закономерностями той или иной науки, в лучшем случае ограничиваясь привлечением отдельных производственных иллюстраций. Однако они почти не содер­ ж али в себе материалов, характеризую ­ щих основы современного производства. Включение в программы материалов, зн а­ комящих школьников с приложением з а ­ конов наук к производству, использова­ нием их в промышленности и в сельском хозяйстве, носит не частный, а принципи­ альный характер, изменяет само направ­ ление преподавания. Кроме теоретического материала, в про­ граммы н адлеж ало включить конкретный перечень практических умений и навыков, лабораторных работ, производственных экскурсий, определить содержание труда и практикумов, являющихся неразрывной частью политехнического обучения. Третьей важнейшей задачей было до­ биться, наконец, значительного и реально­ го сокращения программ с тем, чтобы действительно облегчить усвоение учащи­ мися школьного курса и обеспечить глу­ бину и прочность их знаний. Необходимо было сократить об’ем проходимого м ате­ риала, привести его в соответствие с из­ менением возраста приема в школу, но при этом не понизить общего об ’ема зн а ­ ний, даваемых средней школой, сохранить соответствие этих знаний требованиям , пред’являемым при поступлении в высшие учебные заведения. В соответствии с указанными задачами и была проведена работа над усовершен­ ствованием н переработкой школьных программ. Н аш а школа должна обеспечивать единство теории и практики, без чего невозможно подлинно научное познание, а следовательно, и успешное обучение. Связь теории с практикой воспитывает у учащихся коммунистическое отношение к труду, стремление быть полезным своей социалистической Родине. Вопросы связи теории с практикой решаются в новых программах по-новому, на более высоком уровне, с учетом конкретного содержания учебного материала, ступени обучения и возраста учащихся. К ак и все другие области культуры в нажей стране, школьное образование про­ никнуто признанием мирового значения и огромных достижений во многих областях нашей отечественной культуры и науки, глубоким уважением к науке и культуре других стран мира. При составлении новых программ осо­ бое внимание было обращено на повыше­ ние идейно-теоретического уровня про­ грамм по литературе, истории, географии, математике и другим предметам. Новая программа по литературе преду­ сматривает не только анализ идейной сто­ роны изучаемых в школе литературных произведений, но и раскрытие их худож е­ ственных достоинств, на что в старой про­ грамме не обращ алось должного внима­ ния. Содержание программ по всем курсам всеобщей истории приведено в соответ­ ствие с новыми данными советской исто­ рической науки. Особое внимание обращ е­ но на раскрытие решающей роли народ­ ных масс как творца истории. В новой программе по географии уси ­ лено внимание к таким вопросам, как хо­ зяйственная оценка природных условий, особенности развития хозяйства в различ­ ных странах, структура народного хозяй­ ства СССР. Программа по м атематике составлена таким образом, что в ней больше внима­ ния уделяется изучению вопросов функ­ циональной зависимости, включая понятие о производной и ее применениях, что, несомненно, повысило ее теоретический уровень. В программах по физике, химии, био­ логии, географии, истории предусматри­ вается осуществление в процессе препо­ давания задач научно-атеистического вос­ питания учащихся. В новых программах сделана попытка разработать и определить тот минимум политехнических знаний, умений и навы ­ ков, который долж на д ав а ть средняя ш ко­ л а в области промышленного и сельско­ хозяйственного производства. Эти задачи решаются в процессе преподавания физи­ ки, химии, математики, биологии, геогра­ фии, черчения. Так, например, в процессе изучения физики учащиеся должны полу­ чить знания главнейших физических зако ­ номерностей. леж ащ их в основе современ­ ной индустрии, и приобрести практиче­ ские умения и навыки в обращении с неко­ торыми* основными измерительными прибо­ рами, применяемыми в различных отрас­ лях современной техники. Исходя из учета производственного ок­ ружения, в котором находится т а или иная школа. Министерство поосвешення РСФСР дает два варианта программ по практикумам : один — для городской, д ру ­ гой — для сельской средней школы. Задачей практикума по машиноведению является ознакомление учащихся с основ­ ными орудиями и приемами механической обработки, с основными видами машин- двигателей, машин-орудий и различных механизмов, передающих и преобразующих механические движения, и приобретение школьниками умения обращ аться с ними. Практикум по сельскому хозяйству для городской школы предусматривает мини­ мальное количество работ, которые могут быть выполнены учащимися в условиях города — на городских, районных или межшкольных агробазах, на станциях юных натуралистов, а такж е в пригород­ ных колхозах и совхозах. Практикум по сельскому хозяйству и машиноведению в сельской средней школе предусматривает более широкий перечень работ. Будучи единой, программа этого практикума включает работы не только по растениеводству и животноводству, но и по сельскохозяйственному машиноведе­ нию. Часть работ долж на проводиться учащимися непосредственно в колхозах, совхозах и МТС. Основной задачей практикума по эл ек ­ тротехнике в средней школе (городской и сельской) является ознакомление уч а­ щихся с устройством технических эл ек ­ троизмерительных приборов, электродви­ гателей, генераторов, трансформаторов, а т а кж е простейших устройств по телефо­ нии и радио и привитие школьникам прак­ тических умений обращ ения с ними. В соответствии с новыми программами перерабатываются школьные учебники. Всего намечено переработать или заменить новыми 91 учебник. И з них 38 в настоя­ щее время уж е издано. Об’ем новых учебников сокращен по сравнению с преж ­ ним примерно па одну четверть. Новые задачи, решаемые школой, тре­ буют широкого ознакомления учителей с основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, ак­ тивной помощи школам .со стороны про­ мышленных предприятий, колхозов, совхо­ зов и МТС. Большую помощь школе в этом деле призван оказать комсомол. Новый учебный год должен стать го­ дом напряженной творческой работы орга­ нов народшэго образования и всего учи­ тельства по претворению в жизнь новых учебных планов и программ , годом нооых творческих исканий в практическом прет­ ворении в жизнь задач, поставленных XIX с ’ездом нашей партии в области народно­ го образования. ( с П РАВДА ** *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz