На страже Заполярья. 1955 год. Август.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я 31 августа 1955 г.. № 206 (5353). Требовательность старшины Отделение комендоров стало отличным Корабль находился в морс. Шла отра­ ботка очередной учебно-боевой задачи. Не­ смотря на неблагоприятные метеора тог и- ческие условия, личный состав четко и уверенно выполнял свои обязанности на боевых постах. Раздался сигнал учебно-боевой тре­ воги. Комендоры орудийного расчета бы­ стро заняли свои места согласно боевому расписанию. Их возглавляет комсомолец старшина 2 статьи Петр Глотов. Вот он дал вводную: — Самолет... угол места... Матросы выполняли свои обязанности без суматохи и лишних движений. Каж­ дый старался быстро и правильно проде­ лать необходимые действия. Старшина Глотов непрерывно принимал от подчи­ ненных короткие и четкие доклады. Ни одно, даже малейшее нечеткое движение кого-либо из орудийного расчета не ус­ кользало от его внимательного взгляда. Вот он заметил, что Петров замешкался. Это — молодой матрос, недавно прибыв­ ший на корабль. Поэтому на занятиях и учениях новичок еще волнуется, делает много лишнего, ненужного. Сказывается слабая натренированность. На разборе проведенного учения стар­ шина Глотов детально проанализировал действия калздого подчиненного, указал на допущенные им ошибки. С матросом Петровым он решил заниматься отдеть- но. Простыми словами, иногда по несколь­ ку раз повторяя одно и то же, старшина последовательно раскрывал перед воином сложные вопросы использования боевого оружия. Нередко их можно было видеть в свободное от службы и занятий время за описаниями и чертежами. Систематическая помощь молодому воину со стороны старшины Глотова скоро дала необходимые результаты. Матрос посте­ пенно, в результате настойчивых занятий и постоянных напряженных тренировок освоил свою специальность и стал отлич­ ным комендором. Когда на другом корабле потребовался опытный комендор, командо­ вание направило туда матроса Петрова. Являясь отличным специалистом, Петров сейчас сам помогает другим воинам ос­ ваивать сложную и интересную специаль­ ность комендора. Он всегда с глубоким уважением вспоминает своего бывшего командира старшину Глотова, которому во многом обязан своими успехами. С помощью старшины Глотова хорошо освоил свою специальность и старший матрос Протасенко. В настоящее время он является классным специалистом. В чем же секрет успехов в работе стар­ шины Глотова? Успех заключается в том, что комсомолец Глотов не зазнается в учебе. Будучи отличником боевой и поли­ тической подготовки, специалистом высо­ кого класса, старшина настойчиво повы­ шает своп знания, совершенствует прак­ тические навыки по использованию ору­ жия. Боевая техника, вверенная старшине 2 статьи Глотову, всегда находится в образцовом порядке. К этому же приуча­ ет он и своих подчиненных. Став командиром отделения комендоров, Глотов твердо решил вывести отделение в передовые. Для этого были необходимые условия. Единственное, что мешало рас­ чету стать отличным, — это недисципли­ нированность старшего матроса Прота­ сенко. То оч не почистит своевременно пуговиц, то опоздает в строй. Но старгпп- на хорошо понимал, что подобные на первый взгляд мелочи могут перерасти в более серьезные проступки, всячески по­ могал подчиненному изжить свои недо­ статки. Он часто указывал воину на его упущения, раз’яснял требования устава. II, несмотря на это, Протасенко нет, нет да снова нарушит дисциплину. Тогда старшина решил более серьезно поговорить с матросом, поставить перед ним прямой вопрос: желает ли он. чтобы отделение вышло в число передовых, или нет. — Конечно, очень желаю. — оттетил матрос. .— А знаете, что нам в этом мешает? — Нет. — удивленно сказал Протасен­ ко. Старшина еще раз указал воину на его низкую дисциплину и потребовал от него подтянуться и не пятнать честь рас­ чета. Матрос дал твердое слово испра­ виться и сдержал его. В последующее время он стал дисциплинированным, ис­ полнительным воином. Старшина Глотов воздействует на под­ чиненных и личным примером: выпол­ няет своп обязанности четко. старательц. 0 , строго соблюдает требования уставов, взыскателен к себе. Глотов не только ма­ стер своего дела, но и хороший моряк. В походе при любых условиях погоды не теряет самообладания, стойко преодоле­ вает трудности плавания. Некоторые ма­ тросы плохо чувствовали себя в плава­ ниях. Старшина советовал им не подта- ваться морской болезни, бороться с ней и всем своим поведением показывал, ~ак это надо делать. Увлекая матросов лич­ ным примером, Глотов приучал их к с гой- кости и выносливости. Ценным качеством старшины является также принципиальность. Например, ма­ трос Фролов однажды с увольнения при- шел пьяным. На следующий день Глотов побеседовал с ним. Но этим не ограничил­ ся. На комсомольском собрании он высту­ пил с резкой критикой недостойного по­ ведения Фролова. Комсомольцы осудили матроса и потребовали от него примерпо- сти в службе. Общественное мнение воз­ действовало на матроса. Фролов исправил­ ся. Старшина 2 статьи Глотов активно уча­ ствует в общественной жизни корабля, выступает переа матросами с докладами и беседами. Он — член бюро комсомольской организации, заместитель секретаря. Ревностная служба командира расчета отмечена многими поощрениями, f'-тарши­ на награжден нагрудным знаком отлич­ ного специалиста, сфотографирован при развернутом Военно-морском флаге ко­ рабля. ...Предстояла ответственная п сложная стрельба по воздушной цели. Комендоры тщательно готовились к ней. Много раз Глотов продумывал все детали выпол­ нения задачи, тщательно проверял, не упустил ли он чего-нибудь. Всесторонняя подготовка принесла успех. С первых же снарядов цель была поражена. Руководи­ тель стрельбы дал высокую оценку ма­ стерству комендоров. Отделение старшины Глотова вскоре было об’явлено отличным. Комендоры, вс- одушевленные историческими решениями июльского Пленума ЦК КПСС, не останав­ ливаются на достигнутых успехах, а не­ прерывно совершенствуют боевое мастер- стпо. Офицер Н. СТЕПАНИЩЕВ. Повышать мастерство радиотелеграфистов Радиосвязь в современных условиях яв­ ляется основным средством управления боевыми действиями войск. Учитывая это, связисты подразделения стремятся неус­ танно повышать свое воинское мастерст­ во. В пример можно поставить старшего матроса Петренко, матроса Бондарчук и других. Но есть и такие радисты, которые еще не придают значения постоянным трени­ ровкам и думают, что если они когда-то работали на «больших скоростях», то при желании наверстают упущенное, хотя в процессе тренировок занимаются мало. Это неправильный, ошибочный взгляд. Практика показывает, что те, кто мало тренируется, теряют практические навы­ ки работы и не выполняют нормативы. Например, радиотелеграфист первого клас­ са Новиков не смог подтвердить свою прежнюю классную квалификацию из-за того, что мало тренировался. Понадеяв­ шись на большую практику в прошлом, он решил наверстать упущенное за не­ сколько дней и в результате не уложил­ ся во время, так как из-за плохой пере­ дачи следовали лишние запросы и повто­ рения, а все это вело, как известно, к удлинению времени радиообмена. Отсут­ ствовала необходимая оперативность, ра­ диомаскировка. Радиотелеграфисты, наго­ няющие скорость, зачастую «срывают ру­ ку» и вообще не могут передавать на ключе. А если и работают, то демаски­ руют радиосвязь своим характерным по­ черком, делают лишние запросы из-за плохой передачи. Для того, чтобы работать четко, без на­ рушения радиодисциплины, необходимо упорно тренироваться. Возможности для этого созданы. В части есть хороший ра­ диокласс, оборудованный всем необходи­ мым. Наращивание скорости приема и пере­ дачи происходит незаметно, в результате постоянных и систематических трениро­ вок. Но умения передавать и принимать еще недостаточно. Самое главное — это уметь установить связь с корреспонден­ том в любых условиях, обменяться с ним радиограммами и поддерживать постоян­ ную и уверенную радиосвязь. Такого уме­ ния добились радисты второго класса ма­ трос Мусин, старший матрос Петренко и матрос Башкатов. Дать связь в любых условиях, принимать прп радиопомехах, перейти с волны на волну и выполнить эту работу четко, без лишних повторений и запросов — таковы те основные тре­ бования, которые пред’являются классно­ му радиотелеграфисту. Прежде чем работать в действующей радиосети, радисты нашей части трениру­ ются в учебных классах. Так, благодаря этим занятиям добиваются отличного вы­ полнения нормативов матрос Преснов, младший сержант Очан, старший ма­ трос Петрунецкий и другие. При практических занятиях нельзя за­ бывать. что уверенные действия будут в том случае, если радист принимает, как говорится, с запасом, так как при работе в условиях радиопомех можно сбиться и пропустить сигнал, если нет «запаса» в приеме на слух. Кроме этого, нужно об­ ращать внимание на правильность веде­ ния радиообмена. Некоторые радисты за­ бывают, что нарушением является каждая лишняя точка, каждый лишний и непра­ вильно переданный знак или сигнал. Как правило, нарушение радиодиецнплпны бывает именно такого характера. Случает­ ся, что радист, включив радиостанцию прежде, чем передавать радиограмму, сту­ чит ключом, а потом, убедившись, что передатчик работает, начинает переда­ вать. Это уже нарушение радиодпецип- лины. Хороший радист тот, кто в эфире бы­ вает короткое время, не просит повторе­ ний и не делает лишних перебоев, пони­ мая, что все эти шероховатости удлиня­ ют время связи, а следовательно и дема­ скируют ее. Четкая, грамотная работа позволит лучше выполнить задачи, стоящие перед связистами по обеспечению командования надежной радиоовязью. Офицер Г. ТАРАНУХА. В духе уставных положений Матрос Казачек, прибыв в нашу часть, с первых дней службы взялся по-настоя- щему за изучение воинской специальности. Кропотливо осваивая боевую технику, воин добился хороших результатов и заслужил благодарность командира. Через некоторое время матросу было присвоено очередное воинское звание. Он стал командиром отделения. Теперь все знания и опыт Казачек от­ дает обучению подчиненных. В его отделе­ нии только двое воинов не являются от­ личниками боевой и политической подго­ товки. Требовательный командир воспиты­ вает подчиненных в духе строгого выпол­ нения уставных положений. Старший матрос Казачек имеет не один десяток поощрений. Отмечая его отличные успехи в боевой учебе и службе, командир части послал на родину воина благодарст­ венное письмо. Ставший матрос В. СТУДЕННИКОВ. Заслуж енным авторитетом среди мо­ ряков крейсера Н . пользуется классный специалист старшина 2 статьи Нестерен­ ко. НА СНИМКЕ : старшина Нестеренко несет походную вахту у действующих механизмов. Фото И. Тимченко. План перевыполнен Воодушевленные решениями июльского Пленума ЦК КПСС и третьей сессии Верховного Совета СССР воины-строители подразделения, где служит рядовой Шир­ шов, добиваются новых успехов в труде. Июльский план они выполнили на 119 процентов. В августе строители трудятся с еще большим успехом. Многие отлични­ ки производства значительно перевыпол­ няют дневные задания. Так, у рядовых Ширшова и Клнмочева месячная выработ­ ка составила 245 процентов, а у рядовых Чёнушкина и Шималюнаса — 255 про­ центов. Встав на стахановскую вахту в честь XX с’езда партии, воины-строители взя­ ли повышенные обязательства и настой­ чиво претворяют их в жизнь. Радовой В. СУЧКОВ. О БДИ ТЕЛ ЬНО несет ходовую в ах ­ ту специалист первого класса Влади­ мир Шиповалов. Вверенная ему тех­ ника всегда действует безотказно. Фотография передового моряка поме­ щена на Доске отличников боевой и политической подготовки. М. Володин. О В НАШЕМ КЛУ БЕ для личного состава недавно была прочитана ин­ тересная лекция о международном по­ ложении. В конце своего выступления пропагандист рассказал о тех за д а ­ чах, которые стоят сейчас перед со­ ветскими воинами. Матрос П. Бабайцев. О ОТЛИЧНО провел стрельбу на днях наводчик Британ, который по­ разил цель тремя снарядами. Хорошо такж е выполнили задачу рядовые Буленков, Радю к и другие. Ю. Кузьмичев. О ЗАСЛУЖ ЕННЫМ авторитетом пользуется у личного состава стар­ ший матрос Круглов. Он является примером в работе и учебе, актив­ ным организатором спортивных меро­ приятий. Старший матрос В. Митасов. О С ПЕРВЫХ Д Н ЕЙ службы дис­ циплинированным воином показал се­ бя матрос Молотков. Сейчас он командир отделения, умелый и забот­ ливый воспитатель подчиненных. Младший серж ант А. Лысюк. О БОЛЬШИХ УСПЕХОВ в стрель­ бе из карабина добился матрос Че- вычелов. На дистанции 100 метров из 50 возможных он выбил 41 очко. Командир об’явил меткому стрелку благодарность. Старший матрос H. Курзаев. О ХОРОШО выполняет обязанно­ сти кока-инструктора матрос Клинь. Он вкусно готовит пищу, требует от работников камбуза соблюдения чи­ стоты. З а отличное выполнение слу­ жебных обязанностей командир об'я- вил матросу Клинь благодарность. Младший серж ант В. Глыбов. Агитаторвоспитываетувоиновлюбовьк технике Старшего матроса Артюхова часто мож­ но видеть в кругу сослуживцев. То он ведет задушевную беседу о прочитанном в журнале или газете, то рассказывает о сложном приборе на орудии. Товарищи уважают его как опытного наводчика. В любом вопросе, интересующем воинов, мо­ ряк окажет помощь товарищам словом и делом. Первое время матросу Шахматову трудно давалась учеба по специальности. На тренировках при заряжании орудия у моряка было много неправильных движе­ ний. Снаряд скользил у него в руках. Были случаи, когда он разбивал себе ру­ ну. Шахматов терялся и уже переставал верить в свои силы. Как-то. обращаясь к сержанту Андрееву, он сказал: — Нет, не яыйдет из меня заряжаю- iijero'. Замените меня другим. | Командир побеседовал с воином. Он на­ помнил ему о том, что путь к действи­ тельному мастерству нелегкий. Главнее— не надо пасовать перед трудностями. Не­ обходимо старательно и настойчиво тре­ нироваться. — Присмотритесь к работе старшего матроса Спруде, — посоветовал серягант. — Попробуйте перенять у него опыт. После занятий Артюхов подошел к Шахматову. — Наверное, устал? — участливо спросил агитатор. — Да ты не огорчайся, со мной то же самое раньше случалось. Помню, когда я начал первые тренировки, стрелки совмещал рывками, — рассказы­ вал матросу агитатор. — А потом посте­ пенно натренировался, стал работать сме­ лее и быстрее ловить цель. Вот и у тебя, я вижу, уверенности в свои силы не хва­ тает. Да и материальную часть тоже знаешь слабо. — Современный бой — скоротечный бон, — продолжал агитатор. — В бою нужны храбрость, отвага, большая физи­ ческая выносливость. Там каждая секун­ да дорога. А поэтому и технику надо знать безукоризненно. — В бою-то я бы, конечно, не расте­ рялся. Сейчас ведь не война, — пытался возразить матрос. — Воин, плохо знающий свою специ­ альность, — сказал агитатор, — легко может стать жертвой случайности. Толь­ ко безупречное знание техники, смелость и отвага помогали нашим старшим това­ рищам громить превосходящего врага. Вот один пример. В октябре 1943 года артиллеристы братья Луканины — Дмит­ рий и Яков— вступили в бой с вражески­ ми танками. Дмитрий был командиром орудия. Яков — наводчиком. Героически сражался их расчет. Выбыл из строя под­ носчик снарядов. Дмитрий сам брал снаряды и заряжал, а Яков вел огонь. Братья геройски бились с танками вра­ га и не дрогнули перед превосходя­ щими силами. В этом бою они подбили четыре танка и две танкетки. Всего за время войны Луканины уничтожили 37 танков и бронемашин и были удостоены звания Героя Советского Союза. — Ну, а если бы Луканиным не хва­ тило мастерства и умения использовать мощь своего оружия, — сказал в заклю­ чение агитатор, — то они не выполнили бы с честью эту трудную задачу. После беседы агитатора матроса Шах­ матова чаще можно было видеть у ору­ дия. В свободное время старший матрос Артюхов помогал ему изучать по плака­ там и схемам устройство и работу меха­ низмов орудия. В беседах агитатор сове­ товал матросу больше тренироваться, за­ калять себя физически. — Смотрите, как ловко заряжает старший матрос Сируде, — часто указы­ вал агитатор моряку. — В этом ему по­ могли тренировки и повседневные заня­ тия спортом. Спруде — боксер-разрядник. Он закалил себя физически. II Шахматов упорно тренировался. Вы­ рабатывая физическую выносливость, он стал заниматься спортом. Артиллеристы как раз готовились к выполнению ответ­ ственной стрельбы. Артюхов вместе с ма­ тросом Шахматовым постоянно трениро­ вались на боевом посту. И вот день вы­ полнения задачи настал. Артиллеристы выполняют практиче­ скую стрельбу. Заряжающий матрос Шах­ матов, резко нажав на рукоятку, точно по />евуну производит один за другим вы­ стрелы. Снаряды кучно ложатся у цели. Темп стрельбы хороший. Цель поражена. Командир и товарищи хвалят матро­ са Шахматова за умелые действия на боевом посту. — Молодец, Шахматов! Так держать! — сказал командир. Работая с воинами индивидуально, аги­ татор помогает им словом и делом, до­ бивается. чтобы каждый матрос был пере­ довиком в учебе и службе. Упорная рабо­ та Артюхова принесла положительные ре­ зультаты. Все задачи расчет, в котором служат Артюхов и Шахматов, выполняет успешно. В своих беседах агитатор старший ма­ трос Артюхов пропагандирует опыт луч­ ших огневиков, помогает командиру вос­ питывать у воинов высокие морально­ боевые качества, необходимые каждому советскому воину, прививает у них лю­ бовь к оружию и боевой технике. Старший матрос Артюхов — отличник боевой и политической подготовки, ак­ тивный общественник. За успехи в служ­ бе и в боевой учебе он имеет больше де­ сяти поощрений и награжден знаком «Отличный артиллерист». В настоящее время старший матрос Артюхов раз’ясняет воинам исторические решения июльского Пленума Центрально­ го Комитета Коммунистической партии Советского Союза. Пламенным словом и личным примером зовет он сослуживцев на успешное решение задач боевой и по­ литической подготовки, на укреплеппе дисциплины, организованности и бдитель­ ности. Офицео А. ПОЛЫСАЕВ. У С Л О В И Е У С П Е Х А Офицер Белокунов сравнительно недав­ но стал руководителем группы политза­ нятий. Однако он уже накопил некото­ рый пропагандистский опыт и, главное, хорошо понимает, что политическая уче­ ба воинов — не самоцель, а важное сред­ ство воспитания матросов и старшин, средство мобилизации их на успешное решение задач, стоящих перед подразделе­ нием. Каждый раз, прежде чем приступить к работе над материалом очередной темы, Белокунов всесторонне обдумывает, как | лучше угчязать его с боевой подготовкой слушателей группы, какие для этого не­ обходимо привести примеры, какие фак­ ты наиболее подойдут для рассказа. Изучение темы «Быть стойким, выно­ сливым и мужественным воином» совпа­ ло с подготовкой личного состава к вы­ полнению учебной задачи. Предстояло провести длительные тренировки в слож­ ных условиях. Офицер узнал, что неко­ торые. слушатели его группы неправиль­ но понимают значение подготовки к уп­ ражнению, полагая, будто можно ограни­ читься при этом классными занятиями, поскольку погода в эго время стояла неблагоприятная... В своем плане-кон­ спекте пропагандист пометил: «Расска­ зать о необходимости приучать себя к действиям в любых условиях». Придя в класс, руководитель присту­ пил к изложению материала, стараясь, делать это как можно более доходчиво и понятно. Белокунов хотел добиться та ­ кого положения, чтобы каждый слуша­ тель глубоко осознал необходимость быть стойким, мужественным, не бояться труд­ ностей. а смело преодолевать их. Цель занятия была достигнута. Никто из слушателей больше не говорил о том, чтобы проводить занятия в помещениях. Воины стремились тренироваться в слож­ ной обстановке. Результаты были хоро­ шие. Матросы Черных, Худенков, Ланцов и многие другие воины на учениях дейст­ вовали четко, быстро. Как-то матросы высказали пожелание лучше изучить некоторые механизмы. Офицер Белокунов вызвался помочь m i в этом. В свободное время он занимался с воинами, об’яснял устройство техники, учил умело пользоваться ею. Сейчас все слушатели хорошо владеют техникой, грамотно обслуживают ее. .Большое внимание уделяет пропаган­ дист укреплению дисциплины. Матрос Анисимов однажды нарушил установлен­ ный порядок. На очередном занятии офи­ цер нашел время, чтобы поговорить о проступке слушателя, напомнил, к чему могут привести недисциплинированность и нарушение уставных требований. Ани­ симов глубоко осознал свою ошибку и дал слово впредь ничего подобного не допу­ скать. Слово свое он держит. Так, изо дня в день руководитель груп­ пы политзанятий офицер Белокунов сло­ вом и делом помогает воинам лучше вы- . поднять свои долг. Он при этом всегда * помнит, что главное условие успеха по­ литзанятий — их неразрывная связь с боевой учебой матросов. Офицер H. ЧИГИР. П О С Т А Р О М У К О Н С П Е К Т У . . . Большинство наших офицеров является руководителями групп политических за­ нятий. На своем опыте каждый из них цедился, что политическое занятие толь­ ко тогда принесет наилучший результат, когда оно проводится на высоком идей­ но-теоретическом уровне, теснейшим об­ разом связано с жизнью и учебой воинов. Искусство всякого пропагандиста и агитатора состоит в том, чтоЗы наилуч- нгим образом повлиять на данную аудито­ рию, делая для нее известную истину возможно более убедительной, возможно легче усвояемой, возможно нагляднее и тверже з апечатлеваемой. Это ленинское требование обязывает ру­ ководителей политических занятий в про­ цессе подготовки самым внимательным образом продумывать не только содержа­ ние. но и методику занятий. Молодые пропагандисты сталкиваются с трудно­ стями в методике проведения занятий. В этом огромную помощь нм должны оказы­ вать политработники и партийная орга­ низация. К сожалению, у нас часто порой заби ­ вают о молодых пропагандистах, не забо­ тятся о них. не учат их. Взять хотя бы семинары руководителей групп политза­ нятий. Организуются они плохо и прово­ дятся скучно. Например, очередной семинар проходил но теме: «Коммунистическая партия в пе­ риод Великой Отечественной войны Совет­ ского Союза (июнь 1941 г. — 1945 г.)». Но правде сказать, никакой пользы он не дал. Руководитель семинара пропагандист Соловьев инструктивный доклад делал... но старому конспекту. Помещение к заня­ тиям не было подготовлено: политическая карта и наглядные пособия отсутствовали. Посидели мы немного, поговорили и на этом разошлись. Следует сказать, что на семинарах об­ суждение содержания и подготовки оче­ редного политического занятия у нас не проводится. Обмен опытом (руководителей групп но практике работы также не обоб­ щается. Необходимо улучшить работу семинаров и глубже вникать в подготовку, особенно молодых пропагандистов, интересоваться их нуждами и запросами. Содержатель­ ный семинар облегчит работу руководи­ телю группы по подготовке к занятиям, повысит качество политической учебы личного состава. Офицер А. РЕЗВЯКОВ, руководитель группы политических занятий. Уголок корабельного хозяйства 1. Нелегкое начало Как и следовало ожидать, с командиром электромеханической боевой части толком поговорить не удалось. Протиснувшись в дверь каюты, я сразу оценил об­ становку: «механик» был пре­ дельно занят очередным «согла­ сованием» вопросов переборки л ремонта некоторых механизмов. По правде говоря, мне не хоте­ лось обращаться к командиру боевой части потому, во-нер- вых, что он был занят, во-вто­ рых, он возможно был не в кур­ се дела. Отдельные «механи- ки»-надводники стараются «дер­ жаться подальше от сложных электрических вопросов», предо­ ставляя право |решать их подчи­ ненным офицерам и старшинам- э.тектрпкам. Наконец, мне не хотелось об­ ращаться к «механику» потому, что я был с ним мало знаком. А значит, нужно было представ­ ляться и об’яснять цель прихода. Совсем иное дело, когда вас встречают запросто, возгласом: «A-а! Пожаловал? Есть во­ прос...». В таких случаях рабо­ тается легче, производительность выше. Впрочем, бывают «старые знакомые» и другого ро.п. С одним из них у нас арл четвертой встрече происходил следующий разговор: — Здравия желаю. — Привет! — мельком взгля­ нул и продолжает что-то запи­ сывать или принимается ра­ зыскивать «запропастившийся» куда-то документ... Через пару минут: — Так... Вы ко мне. това­ рищ... — Да. — Извините! Вы откуда, поз­ вольте узнать? Называю свою должность. — Так, что вам «необходи­ мо»? Излагаю суть дела. Товарищ вздыхает: — Это самое... Видите ли. у меня там (то есть в машинных и котельных отделениях) беспоря­ док — только что с моря при­ шли... или: «У меня все разбро­ сано — (ремонт... II люди все заняты. Вот так» ... и выжида­ тельно замолкает, изобразив на липе глубокое раздумье. Трудно работать с такими людьми: хорошо, что их мало. Впрочем. вернемся в каюту инженер-механика Н-ского ко­ рабля. — Где же Неладов? — спра­ шиваю я об офицере-электрпке. — Нет его... Он на берегу. — отвечает «механик». гля­ дя на меня и, видимо, что-то припоминая. — Мне нужно посмотреть ва­ ши ведомости по электрочасти. С кем я могу это сделать? — Сейчас вызовем старшину. — механик нажал кнопку вызо­ ва рассыльного и возобновил прерванный моим вопросом раз­ говор Так состоялось мое знакомст­ во со старшиной 2 статьи Перу- ковым. Для работы мы располо­ жились в свободной каюте. Стар­ шина рассказал, что на этом ко­ рабле он служит сравнительно недавно, дела идут ничего... Так себе. ...Говорил он медленно, слег­ ка заикаясь: тон недовольный, а в открытом взгляде вниматель­ ных глаз — тоже какое-то недо­ вольство: то ли окружающим, то ли тем. о чем говорил. «Уж не из тех ли он. которые всегда недовольны своим настоящим ме­ стом службы п просят списать их «куда-нибудь», уверяя, что в другом месте у них служба бу­ дет идти лучше — неизвестно только, в каком смысле...». — Так где же ваш командир? — На берегу. — По делу? Когда вернется? — Он там катер чинит. Не знаю. Ответ заинтересовал меня. Подгоняя неторопливого Перуко- ва вопросами, я услышал от не­ го довольно странную историю и понял причину меланхолическо­ го наетреенпн старшины. Молодой офицер Неладов при­ шел на корабль недавно. К то­ му времени и личный состав команды электриков значительно обновился. Неладову бы за уче­ бу взяться, лучше освоить элек­ тротехнику. передать свой опыт и знания матросам... Н> не тут-то было. Кто-то рении, что это дело потерпит, и поручил Неладову освоить «без отры­ ва» третью специальность — строителя. Лейтенант около двух месяцев был в этой к-омандирог- ке. Корабль плавал, а Неладов пе использовал возможность пройти богатую практическую п 1 колу. в о й т и в курс своих непосредст­ венных обязанностей. Но вот выполнено одно пору­ чение и сразу находится дру­ гое. на этот раз не такое дале­ кое от сферы нормальной дея­ тельности корабельного инжене­ ра: ремонт какого-то вспомога­ тельного катера. Это отрывает Неладова от корабля еще на ме­ сяц. Офицер почти не участвует в планировании занятий и тре­ нировок. Подразделение электри­ ков фактически оказывается без руководителя. С тревожным чувством при­ нялся просматривать л ведомость. — Слушайте, Перуков! Поче­ му вы электромашинам хо­ тите проточить коллектора? Вы знаете, что эти проточки вред­ ны? Они. как сильнодействую­ щее ядовитое лекарство, кото­ рое употребляют только в край­ нем случае... — Знаю. Все равно когда-ни­ будь протачивать. Пусть лучше сейчас. — А почему вы требуете за ­ мены некоторых электровентиля­ торов на новые? — Там же написано, — отве­ чает Перуков. Мое волнение ему не передает­ ся. Только лицо стало скучнее. — Ну. старые они. Не рабо­ тают. — добавляет он. поймав мой удивленный взгляд. Перуков не может сказать, почему. Ни он и никто другой не пытался выяснить это. — Хорошо, посмотрим. Вот здесь вы хотите обязать специа­ листов отремонтировать электро­ телеграф. Какая в этом необхо­ димость: — Надо разобрать, почистить, заменить кое-что. . — А разве это не в ваших силах?.. — П КАТС тоже? — удив­ ляюсь я. Корабельная автомати­ ческая телефонная станция — один из самых сложных электро­ механизмов, и для ее ремонта пришлось бы затратить мною средств. — А с ней что? — Не знаю. Она давзэ ужо не работает. — А кто знает? Вызовите-ка старшину-слаботочника. — Есть! Только он тоже пе знает. — отвечает Перуков. вы­ ходя из каюты. Вернулся Перуков. Вместе с ним в каюту вошел «слаботоч­ ник» старшина 2 статьи Вась- кин. — Вы знаете, почему не ра­ ботает КАТС? — А кто его знает... Личному составу запрещается «лазить» в станцию. Крепко отчитал, я тогда Вась- кпна. Совестил, напоминал о личной ответственности каждого моряка за порученное дело. Перу­ ков слушал молча, очень внима­ тельно п изредка кивал головой в знак согласия. Когда через пару дней я при­ шел на корабль. Неладов был уже «дома». Значит, мои тре­ вожные доклады командиру бое­ вой части и командиру корабля оказали евпе действие? Но че-рез два дня Неладова с р о ч н о откомандировали на дли­ тельнее время. С его от’ездом вся ответствен­ ность за ход и качество перебор­ ки механизмов ложилась на пле­ чи старшины Перуков*».. Ойицео Л. СТАРЫХ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz