На страже Заполярья. 1955 год. Август.
На с т р а ж е З а п о л я р ь я 31 августа 1955 г.. № 206 (5353). Требовательность старшины Отделение комендоров стало отличным Корабль находился в морс. Шла отра ботка очередной учебно-боевой задачи. Не смотря на неблагоприятные метеора тог и- ческие условия, личный состав четко и уверенно выполнял свои обязанности на боевых постах. Раздался сигнал учебно-боевой тре воги. Комендоры орудийного расчета бы стро заняли свои места согласно боевому расписанию. Их возглавляет комсомолец старшина 2 статьи Петр Глотов. Вот он дал вводную: — Самолет... угол места... Матросы выполняли свои обязанности без суматохи и лишних движений. Каж дый старался быстро и правильно проде лать необходимые действия. Старшина Глотов непрерывно принимал от подчи ненных короткие и четкие доклады. Ни одно, даже малейшее нечеткое движение кого-либо из орудийного расчета не ус кользало от его внимательного взгляда. Вот он заметил, что Петров замешкался. Это — молодой матрос, недавно прибыв ший на корабль. Поэтому на занятиях и учениях новичок еще волнуется, делает много лишнего, ненужного. Сказывается слабая натренированность. На разборе проведенного учения стар шина Глотов детально проанализировал действия калздого подчиненного, указал на допущенные им ошибки. С матросом Петровым он решил заниматься отдеть- но. Простыми словами, иногда по несколь ку раз повторяя одно и то же, старшина последовательно раскрывал перед воином сложные вопросы использования боевого оружия. Нередко их можно было видеть в свободное от службы и занятий время за описаниями и чертежами. Систематическая помощь молодому воину со стороны старшины Глотова скоро дала необходимые результаты. Матрос посте пенно, в результате настойчивых занятий и постоянных напряженных тренировок освоил свою специальность и стал отлич ным комендором. Когда на другом корабле потребовался опытный комендор, командо вание направило туда матроса Петрова. Являясь отличным специалистом, Петров сейчас сам помогает другим воинам ос ваивать сложную и интересную специаль ность комендора. Он всегда с глубоким уважением вспоминает своего бывшего командира старшину Глотова, которому во многом обязан своими успехами. С помощью старшины Глотова хорошо освоил свою специальность и старший матрос Протасенко. В настоящее время он является классным специалистом. В чем же секрет успехов в работе стар шины Глотова? Успех заключается в том, что комсомолец Глотов не зазнается в учебе. Будучи отличником боевой и поли тической подготовки, специалистом высо кого класса, старшина настойчиво повы шает своп знания, совершенствует прак тические навыки по использованию ору жия. Боевая техника, вверенная старшине 2 статьи Глотову, всегда находится в образцовом порядке. К этому же приуча ет он и своих подчиненных. Став командиром отделения комендоров, Глотов твердо решил вывести отделение в передовые. Для этого были необходимые условия. Единственное, что мешало рас чету стать отличным, — это недисципли нированность старшего матроса Прота сенко. То оч не почистит своевременно пуговиц, то опоздает в строй. Но старгпп- на хорошо понимал, что подобные на первый взгляд мелочи могут перерасти в более серьезные проступки, всячески по могал подчиненному изжить свои недо статки. Он часто указывал воину на его упущения, раз’яснял требования устава. II, несмотря на это, Протасенко нет, нет да снова нарушит дисциплину. Тогда старшина решил более серьезно поговорить с матросом, поставить перед ним прямой вопрос: желает ли он. чтобы отделение вышло в число передовых, или нет. — Конечно, очень желаю. — оттетил матрос. .— А знаете, что нам в этом мешает? — Нет. — удивленно сказал Протасен ко. Старшина еще раз указал воину на его низкую дисциплину и потребовал от него подтянуться и не пятнать честь рас чета. Матрос дал твердое слово испра виться и сдержал его. В последующее время он стал дисциплинированным, ис полнительным воином. Старшина Глотов воздействует на под чиненных и личным примером: выпол няет своп обязанности четко. старательц. 0 , строго соблюдает требования уставов, взыскателен к себе. Глотов не только ма стер своего дела, но и хороший моряк. В походе при любых условиях погоды не теряет самообладания, стойко преодоле вает трудности плавания. Некоторые ма тросы плохо чувствовали себя в плава ниях. Старшина советовал им не подта- ваться морской болезни, бороться с ней и всем своим поведением показывал, ~ак это надо делать. Увлекая матросов лич ным примером, Глотов приучал их к с гой- кости и выносливости. Ценным качеством старшины является также принципиальность. Например, ма трос Фролов однажды с увольнения при- шел пьяным. На следующий день Глотов побеседовал с ним. Но этим не ограничил ся. На комсомольском собрании он высту пил с резкой критикой недостойного по ведения Фролова. Комсомольцы осудили матроса и потребовали от него примерпо- сти в службе. Общественное мнение воз действовало на матроса. Фролов исправил ся. Старшина 2 статьи Глотов активно уча ствует в общественной жизни корабля, выступает переа матросами с докладами и беседами. Он — член бюро комсомольской организации, заместитель секретаря. Ревностная служба командира расчета отмечена многими поощрениями, f'-тарши на награжден нагрудным знаком отлич ного специалиста, сфотографирован при развернутом Военно-морском флаге ко рабля. ...Предстояла ответственная п сложная стрельба по воздушной цели. Комендоры тщательно готовились к ней. Много раз Глотов продумывал все детали выпол нения задачи, тщательно проверял, не упустил ли он чего-нибудь. Всесторонняя подготовка принесла успех. С первых же снарядов цель была поражена. Руководи тель стрельбы дал высокую оценку ма стерству комендоров. Отделение старшины Глотова вскоре было об’явлено отличным. Комендоры, вс- одушевленные историческими решениями июльского Пленума ЦК КПСС, не останав ливаются на достигнутых успехах, а не прерывно совершенствуют боевое мастер- стпо. Офицер Н. СТЕПАНИЩЕВ. Повышать мастерство радиотелеграфистов Радиосвязь в современных условиях яв ляется основным средством управления боевыми действиями войск. Учитывая это, связисты подразделения стремятся неус танно повышать свое воинское мастерст во. В пример можно поставить старшего матроса Петренко, матроса Бондарчук и других. Но есть и такие радисты, которые еще не придают значения постоянным трени ровкам и думают, что если они когда-то работали на «больших скоростях», то при желании наверстают упущенное, хотя в процессе тренировок занимаются мало. Это неправильный, ошибочный взгляд. Практика показывает, что те, кто мало тренируется, теряют практические навы ки работы и не выполняют нормативы. Например, радиотелеграфист первого клас са Новиков не смог подтвердить свою прежнюю классную квалификацию из-за того, что мало тренировался. Понадеяв шись на большую практику в прошлом, он решил наверстать упущенное за не сколько дней и в результате не уложил ся во время, так как из-за плохой пере дачи следовали лишние запросы и повто рения, а все это вело, как известно, к удлинению времени радиообмена. Отсут ствовала необходимая оперативность, ра диомаскировка. Радиотелеграфисты, наго няющие скорость, зачастую «срывают ру ку» и вообще не могут передавать на ключе. А если и работают, то демаски руют радиосвязь своим характерным по черком, делают лишние запросы из-за плохой передачи. Для того, чтобы работать четко, без на рушения радиодисциплины, необходимо упорно тренироваться. Возможности для этого созданы. В части есть хороший ра диокласс, оборудованный всем необходи мым. Наращивание скорости приема и пере дачи происходит незаметно, в результате постоянных и систематических трениро вок. Но умения передавать и принимать еще недостаточно. Самое главное — это уметь установить связь с корреспонден том в любых условиях, обменяться с ним радиограммами и поддерживать постоян ную и уверенную радиосвязь. Такого уме ния добились радисты второго класса ма трос Мусин, старший матрос Петренко и матрос Башкатов. Дать связь в любых условиях, принимать прп радиопомехах, перейти с волны на волну и выполнить эту работу четко, без лишних повторений и запросов — таковы те основные тре бования, которые пред’являются классно му радиотелеграфисту. Прежде чем работать в действующей радиосети, радисты нашей части трениру ются в учебных классах. Так, благодаря этим занятиям добиваются отличного вы полнения нормативов матрос Преснов, младший сержант Очан, старший ма трос Петрунецкий и другие. При практических занятиях нельзя за бывать. что уверенные действия будут в том случае, если радист принимает, как говорится, с запасом, так как при работе в условиях радиопомех можно сбиться и пропустить сигнал, если нет «запаса» в приеме на слух. Кроме этого, нужно об ращать внимание на правильность веде ния радиообмена. Некоторые радисты за бывают, что нарушением является каждая лишняя точка, каждый лишний и непра вильно переданный знак или сигнал. Как правило, нарушение радиодиецнплпны бывает именно такого характера. Случает ся, что радист, включив радиостанцию прежде, чем передавать радиограмму, сту чит ключом, а потом, убедившись, что передатчик работает, начинает переда вать. Это уже нарушение радиодпецип- лины. Хороший радист тот, кто в эфире бы вает короткое время, не просит повторе ний и не делает лишних перебоев, пони мая, что все эти шероховатости удлиня ют время связи, а следовательно и дема скируют ее. Четкая, грамотная работа позволит лучше выполнить задачи, стоящие перед связистами по обеспечению командования надежной радиоовязью. Офицер Г. ТАРАНУХА. В духе уставных положений Матрос Казачек, прибыв в нашу часть, с первых дней службы взялся по-настоя- щему за изучение воинской специальности. Кропотливо осваивая боевую технику, воин добился хороших результатов и заслужил благодарность командира. Через некоторое время матросу было присвоено очередное воинское звание. Он стал командиром отделения. Теперь все знания и опыт Казачек от дает обучению подчиненных. В его отделе нии только двое воинов не являются от личниками боевой и политической подго товки. Требовательный командир воспиты вает подчиненных в духе строгого выпол нения уставных положений. Старший матрос Казачек имеет не один десяток поощрений. Отмечая его отличные успехи в боевой учебе и службе, командир части послал на родину воина благодарст венное письмо. Ставший матрос В. СТУДЕННИКОВ. Заслуж енным авторитетом среди мо ряков крейсера Н . пользуется классный специалист старшина 2 статьи Нестерен ко. НА СНИМКЕ : старшина Нестеренко несет походную вахту у действующих механизмов. Фото И. Тимченко. План перевыполнен Воодушевленные решениями июльского Пленума ЦК КПСС и третьей сессии Верховного Совета СССР воины-строители подразделения, где служит рядовой Шир шов, добиваются новых успехов в труде. Июльский план они выполнили на 119 процентов. В августе строители трудятся с еще большим успехом. Многие отлични ки производства значительно перевыпол няют дневные задания. Так, у рядовых Ширшова и Клнмочева месячная выработ ка составила 245 процентов, а у рядовых Чёнушкина и Шималюнаса — 255 про центов. Встав на стахановскую вахту в честь XX с’езда партии, воины-строители взя ли повышенные обязательства и настой чиво претворяют их в жизнь. Радовой В. СУЧКОВ. О БДИ ТЕЛ ЬНО несет ходовую в ах ту специалист первого класса Влади мир Шиповалов. Вверенная ему тех ника всегда действует безотказно. Фотография передового моряка поме щена на Доске отличников боевой и политической подготовки. М. Володин. О В НАШЕМ КЛУ БЕ для личного состава недавно была прочитана ин тересная лекция о международном по ложении. В конце своего выступления пропагандист рассказал о тех за д а чах, которые стоят сейчас перед со ветскими воинами. Матрос П. Бабайцев. О ОТЛИЧНО провел стрельбу на днях наводчик Британ, который по разил цель тремя снарядами. Хорошо такж е выполнили задачу рядовые Буленков, Радю к и другие. Ю. Кузьмичев. О ЗАСЛУЖ ЕННЫМ авторитетом пользуется у личного состава стар ший матрос Круглов. Он является примером в работе и учебе, актив ным организатором спортивных меро приятий. Старший матрос В. Митасов. О С ПЕРВЫХ Д Н ЕЙ службы дис циплинированным воином показал се бя матрос Молотков. Сейчас он командир отделения, умелый и забот ливый воспитатель подчиненных. Младший серж ант А. Лысюк. О БОЛЬШИХ УСПЕХОВ в стрель бе из карабина добился матрос Че- вычелов. На дистанции 100 метров из 50 возможных он выбил 41 очко. Командир об’явил меткому стрелку благодарность. Старший матрос H. Курзаев. О ХОРОШО выполняет обязанно сти кока-инструктора матрос Клинь. Он вкусно готовит пищу, требует от работников камбуза соблюдения чи стоты. З а отличное выполнение слу жебных обязанностей командир об'я- вил матросу Клинь благодарность. Младший серж ант В. Глыбов. Агитаторвоспитываетувоиновлюбовьк технике Старшего матроса Артюхова часто мож но видеть в кругу сослуживцев. То он ведет задушевную беседу о прочитанном в журнале или газете, то рассказывает о сложном приборе на орудии. Товарищи уважают его как опытного наводчика. В любом вопросе, интересующем воинов, мо ряк окажет помощь товарищам словом и делом. Первое время матросу Шахматову трудно давалась учеба по специальности. На тренировках при заряжании орудия у моряка было много неправильных движе ний. Снаряд скользил у него в руках. Были случаи, когда он разбивал себе ру ну. Шахматов терялся и уже переставал верить в свои силы. Как-то. обращаясь к сержанту Андрееву, он сказал: — Нет, не яыйдет из меня заряжаю- iijero'. Замените меня другим. | Командир побеседовал с воином. Он на помнил ему о том, что путь к действи тельному мастерству нелегкий. Главнее— не надо пасовать перед трудностями. Не обходимо старательно и настойчиво тре нироваться. — Присмотритесь к работе старшего матроса Спруде, — посоветовал серягант. — Попробуйте перенять у него опыт. После занятий Артюхов подошел к Шахматову. — Наверное, устал? — участливо спросил агитатор. — Да ты не огорчайся, со мной то же самое раньше случалось. Помню, когда я начал первые тренировки, стрелки совмещал рывками, — рассказы вал матросу агитатор. — А потом посте пенно натренировался, стал работать сме лее и быстрее ловить цель. Вот и у тебя, я вижу, уверенности в свои силы не хва тает. Да и материальную часть тоже знаешь слабо. — Современный бой — скоротечный бон, — продолжал агитатор. — В бою нужны храбрость, отвага, большая физи ческая выносливость. Там каждая секун да дорога. А поэтому и технику надо знать безукоризненно. — В бою-то я бы, конечно, не расте рялся. Сейчас ведь не война, — пытался возразить матрос. — Воин, плохо знающий свою специ альность, — сказал агитатор, — легко может стать жертвой случайности. Толь ко безупречное знание техники, смелость и отвага помогали нашим старшим това рищам громить превосходящего врага. Вот один пример. В октябре 1943 года артиллеристы братья Луканины — Дмит рий и Яков— вступили в бой с вражески ми танками. Дмитрий был командиром орудия. Яков — наводчиком. Героически сражался их расчет. Выбыл из строя под носчик снарядов. Дмитрий сам брал снаряды и заряжал, а Яков вел огонь. Братья геройски бились с танками вра га и не дрогнули перед превосходя щими силами. В этом бою они подбили четыре танка и две танкетки. Всего за время войны Луканины уничтожили 37 танков и бронемашин и были удостоены звания Героя Советского Союза. — Ну, а если бы Луканиным не хва тило мастерства и умения использовать мощь своего оружия, — сказал в заклю чение агитатор, — то они не выполнили бы с честью эту трудную задачу. После беседы агитатора матроса Шах матова чаще можно было видеть у ору дия. В свободное время старший матрос Артюхов помогал ему изучать по плака там и схемам устройство и работу меха низмов орудия. В беседах агитатор сове товал матросу больше тренироваться, за калять себя физически. — Смотрите, как ловко заряжает старший матрос Сируде, — часто указы вал агитатор моряку. — В этом ему по могли тренировки и повседневные заня тия спортом. Спруде — боксер-разрядник. Он закалил себя физически. II Шахматов упорно тренировался. Вы рабатывая физическую выносливость, он стал заниматься спортом. Артиллеристы как раз готовились к выполнению ответ ственной стрельбы. Артюхов вместе с ма тросом Шахматовым постоянно трениро вались на боевом посту. И вот день вы полнения задачи настал. Артиллеристы выполняют практиче скую стрельбу. Заряжающий матрос Шах матов, резко нажав на рукоятку, точно по />евуну производит один за другим вы стрелы. Снаряды кучно ложатся у цели. Темп стрельбы хороший. Цель поражена. Командир и товарищи хвалят матро са Шахматова за умелые действия на боевом посту. — Молодец, Шахматов! Так держать! — сказал командир. Работая с воинами индивидуально, аги татор помогает им словом и делом, до бивается. чтобы каждый матрос был пере довиком в учебе и службе. Упорная рабо та Артюхова принесла положительные ре зультаты. Все задачи расчет, в котором служат Артюхов и Шахматов, выполняет успешно. В своих беседах агитатор старший ма трос Артюхов пропагандирует опыт луч ших огневиков, помогает командиру вос питывать у воинов высокие морально боевые качества, необходимые каждому советскому воину, прививает у них лю бовь к оружию и боевой технике. Старший матрос Артюхов — отличник боевой и политической подготовки, ак тивный общественник. За успехи в служ бе и в боевой учебе он имеет больше де сяти поощрений и награжден знаком «Отличный артиллерист». В настоящее время старший матрос Артюхов раз’ясняет воинам исторические решения июльского Пленума Центрально го Комитета Коммунистической партии Советского Союза. Пламенным словом и личным примером зовет он сослуживцев на успешное решение задач боевой и по литической подготовки, на укреплеппе дисциплины, организованности и бдитель ности. Офицео А. ПОЛЫСАЕВ. У С Л О В И Е У С П Е Х А Офицер Белокунов сравнительно недав но стал руководителем группы политза нятий. Однако он уже накопил некото рый пропагандистский опыт и, главное, хорошо понимает, что политическая уче ба воинов — не самоцель, а важное сред ство воспитания матросов и старшин, средство мобилизации их на успешное решение задач, стоящих перед подразделе нием. Каждый раз, прежде чем приступить к работе над материалом очередной темы, Белокунов всесторонне обдумывает, как | лучше угчязать его с боевой подготовкой слушателей группы, какие для этого не обходимо привести примеры, какие фак ты наиболее подойдут для рассказа. Изучение темы «Быть стойким, выно сливым и мужественным воином» совпа ло с подготовкой личного состава к вы полнению учебной задачи. Предстояло провести длительные тренировки в слож ных условиях. Офицер узнал, что неко торые. слушатели его группы неправиль но понимают значение подготовки к уп ражнению, полагая, будто можно ограни читься при этом классными занятиями, поскольку погода в эго время стояла неблагоприятная... В своем плане-кон спекте пропагандист пометил: «Расска зать о необходимости приучать себя к действиям в любых условиях». Придя в класс, руководитель присту пил к изложению материала, стараясь, делать это как можно более доходчиво и понятно. Белокунов хотел добиться та кого положения, чтобы каждый слуша тель глубоко осознал необходимость быть стойким, мужественным, не бояться труд ностей. а смело преодолевать их. Цель занятия была достигнута. Никто из слушателей больше не говорил о том, чтобы проводить занятия в помещениях. Воины стремились тренироваться в слож ной обстановке. Результаты были хоро шие. Матросы Черных, Худенков, Ланцов и многие другие воины на учениях дейст вовали четко, быстро. Как-то матросы высказали пожелание лучше изучить некоторые механизмы. Офицер Белокунов вызвался помочь m i в этом. В свободное время он занимался с воинами, об’яснял устройство техники, учил умело пользоваться ею. Сейчас все слушатели хорошо владеют техникой, грамотно обслуживают ее. .Большое внимание уделяет пропаган дист укреплению дисциплины. Матрос Анисимов однажды нарушил установлен ный порядок. На очередном занятии офи цер нашел время, чтобы поговорить о проступке слушателя, напомнил, к чему могут привести недисциплинированность и нарушение уставных требований. Ани симов глубоко осознал свою ошибку и дал слово впредь ничего подобного не допу скать. Слово свое он держит. Так, изо дня в день руководитель груп пы политзанятий офицер Белокунов сло вом и делом помогает воинам лучше вы- . поднять свои долг. Он при этом всегда * помнит, что главное условие успеха по литзанятий — их неразрывная связь с боевой учебой матросов. Офицер H. ЧИГИР. П О С Т А Р О М У К О Н С П Е К Т У . . . Большинство наших офицеров является руководителями групп политических за нятий. На своем опыте каждый из них цедился, что политическое занятие толь ко тогда принесет наилучший результат, когда оно проводится на высоком идей но-теоретическом уровне, теснейшим об разом связано с жизнью и учебой воинов. Искусство всякого пропагандиста и агитатора состоит в том, чтоЗы наилуч- нгим образом повлиять на данную аудито рию, делая для нее известную истину возможно более убедительной, возможно легче усвояемой, возможно нагляднее и тверже з апечатлеваемой. Это ленинское требование обязывает ру ководителей политических занятий в про цессе подготовки самым внимательным образом продумывать не только содержа ние. но и методику занятий. Молодые пропагандисты сталкиваются с трудно стями в методике проведения занятий. В этом огромную помощь нм должны оказы вать политработники и партийная орга низация. К сожалению, у нас часто порой заби вают о молодых пропагандистах, не забо тятся о них. не учат их. Взять хотя бы семинары руководителей групп политза нятий. Организуются они плохо и прово дятся скучно. Например, очередной семинар проходил но теме: «Коммунистическая партия в пе риод Великой Отечественной войны Совет ского Союза (июнь 1941 г. — 1945 г.)». Но правде сказать, никакой пользы он не дал. Руководитель семинара пропагандист Соловьев инструктивный доклад делал... но старому конспекту. Помещение к заня тиям не было подготовлено: политическая карта и наглядные пособия отсутствовали. Посидели мы немного, поговорили и на этом разошлись. Следует сказать, что на семинарах об суждение содержания и подготовки оче редного политического занятия у нас не проводится. Обмен опытом (руководителей групп но практике работы также не обоб щается. Необходимо улучшить работу семинаров и глубже вникать в подготовку, особенно молодых пропагандистов, интересоваться их нуждами и запросами. Содержатель ный семинар облегчит работу руководи телю группы по подготовке к занятиям, повысит качество политической учебы личного состава. Офицер А. РЕЗВЯКОВ, руководитель группы политических занятий. Уголок корабельного хозяйства 1. Нелегкое начало Как и следовало ожидать, с командиром электромеханической боевой части толком поговорить не удалось. Протиснувшись в дверь каюты, я сразу оценил об становку: «механик» был пре дельно занят очередным «согла сованием» вопросов переборки л ремонта некоторых механизмов. По правде говоря, мне не хоте лось обращаться к командиру боевой части потому, во-нер- вых, что он был занят, во-вто рых, он возможно был не в кур се дела. Отдельные «механи- ки»-надводники стараются «дер жаться подальше от сложных электрических вопросов», предо ставляя право |решать их подчи ненным офицерам и старшинам- э.тектрпкам. Наконец, мне не хотелось об ращаться к «механику» потому, что я был с ним мало знаком. А значит, нужно было представ ляться и об’яснять цель прихода. Совсем иное дело, когда вас встречают запросто, возгласом: «A-а! Пожаловал? Есть во прос...». В таких случаях рабо тается легче, производительность выше. Впрочем, бывают «старые знакомые» и другого ро.п. С одним из них у нас арл четвертой встрече происходил следующий разговор: — Здравия желаю. — Привет! — мельком взгля нул и продолжает что-то запи сывать или принимается ра зыскивать «запропастившийся» куда-то документ... Через пару минут: — Так... Вы ко мне. това рищ... — Да. — Извините! Вы откуда, поз вольте узнать? Называю свою должность. — Так, что вам «необходи мо»? Излагаю суть дела. Товарищ вздыхает: — Это самое... Видите ли. у меня там (то есть в машинных и котельных отделениях) беспоря док — только что с моря при шли... или: «У меня все разбро сано — (ремонт... II люди все заняты. Вот так» ... и выжида тельно замолкает, изобразив на липе глубокое раздумье. Трудно работать с такими людьми: хорошо, что их мало. Впрочем. вернемся в каюту инженер-механика Н-ского ко рабля. — Где же Неладов? — спра шиваю я об офицере-электрпке. — Нет его... Он на берегу. — отвечает «механик». гля дя на меня и, видимо, что-то припоминая. — Мне нужно посмотреть ва ши ведомости по электрочасти. С кем я могу это сделать? — Сейчас вызовем старшину. — механик нажал кнопку вызо ва рассыльного и возобновил прерванный моим вопросом раз говор Так состоялось мое знакомст во со старшиной 2 статьи Перу- ковым. Для работы мы располо жились в свободной каюте. Стар шина рассказал, что на этом ко рабле он служит сравнительно недавно, дела идут ничего... Так себе. ...Говорил он медленно, слег ка заикаясь: тон недовольный, а в открытом взгляде вниматель ных глаз — тоже какое-то недо вольство: то ли окружающим, то ли тем. о чем говорил. «Уж не из тех ли он. которые всегда недовольны своим настоящим ме стом службы п просят списать их «куда-нибудь», уверяя, что в другом месте у них служба бу дет идти лучше — неизвестно только, в каком смысле...». — Так где же ваш командир? — На берегу. — По делу? Когда вернется? — Он там катер чинит. Не знаю. Ответ заинтересовал меня. Подгоняя неторопливого Перуко- ва вопросами, я услышал от не го довольно странную историю и понял причину меланхолическо го наетреенпн старшины. Молодой офицер Неладов при шел на корабль недавно. К то му времени и личный состав команды электриков значительно обновился. Неладову бы за уче бу взяться, лучше освоить элек тротехнику. передать свой опыт и знания матросам... Н> не тут-то было. Кто-то рении, что это дело потерпит, и поручил Неладову освоить «без отры ва» третью специальность — строителя. Лейтенант около двух месяцев был в этой к-омандирог- ке. Корабль плавал, а Неладов пе использовал возможность пройти богатую практическую п 1 колу. в о й т и в курс своих непосредст венных обязанностей. Но вот выполнено одно пору чение и сразу находится дру гое. на этот раз не такое дале кое от сферы нормальной дея тельности корабельного инжене ра: ремонт какого-то вспомога тельного катера. Это отрывает Неладова от корабля еще на ме сяц. Офицер почти не участвует в планировании занятий и тре нировок. Подразделение электри ков фактически оказывается без руководителя. С тревожным чувством при нялся просматривать л ведомость. — Слушайте, Перуков! Поче му вы электромашинам хо тите проточить коллектора? Вы знаете, что эти проточки вред ны? Они. как сильнодействую щее ядовитое лекарство, кото рое употребляют только в край нем случае... — Знаю. Все равно когда-ни будь протачивать. Пусть лучше сейчас. — А почему вы требуете за мены некоторых электровентиля торов на новые? — Там же написано, — отве чает Перуков. Мое волнение ему не передает ся. Только лицо стало скучнее. — Ну. старые они. Не рабо тают. — добавляет он. поймав мой удивленный взгляд. Перуков не может сказать, почему. Ни он и никто другой не пытался выяснить это. — Хорошо, посмотрим. Вот здесь вы хотите обязать специа листов отремонтировать электро телеграф. Какая в этом необхо димость: — Надо разобрать, почистить, заменить кое-что. . — А разве это не в ваших силах?.. — П КАТС тоже? — удив ляюсь я. Корабельная автомати ческая телефонная станция — один из самых сложных электро механизмов, и для ее ремонта пришлось бы затратить мною средств. — А с ней что? — Не знаю. Она давзэ ужо не работает. — А кто знает? Вызовите-ка старшину-слаботочника. — Есть! Только он тоже пе знает. — отвечает Перуков. вы ходя из каюты. Вернулся Перуков. Вместе с ним в каюту вошел «слаботоч ник» старшина 2 статьи Вась- кин. — Вы знаете, почему не ра ботает КАТС? — А кто его знает... Личному составу запрещается «лазить» в станцию. Крепко отчитал, я тогда Вась- кпна. Совестил, напоминал о личной ответственности каждого моряка за порученное дело. Перу ков слушал молча, очень внима тельно п изредка кивал головой в знак согласия. Когда через пару дней я при шел на корабль. Неладов был уже «дома». Значит, мои тре вожные доклады командиру бое вой части и командиру корабля оказали евпе действие? Но че-рез два дня Неладова с р о ч н о откомандировали на дли тельнее время. С его от’ездом вся ответствен ность за ход и качество перебор ки механизмов ложилась на пле чи старшины Перуков*».. Ойицео Л. СТАРЫХ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz