На страже Заполярья. 1955 год. Август.

2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 28 августа 1955 г., № 204 (5356). Потерянный авторитет Главное направление Агитколлектив пропагандирует решения июльского Пленума ЦК КПСС Умело действовал в длительном походе старшнна 2 статьи Ботов. НА СНИМКЕ: Б. Ботов на акустической вахте. Фото И. Тимченко. Огонь ведут зенитчики За отличную стрельбу командир поощрил воинов В этот день в подразде­ лении шла упорная подго­ товка к стрельбе. На бое­ вых механизмах матросы занимались тренировками, готовясь к выполнению стрельбы. Командир подразделения хорошо знал, что отлично выполнить стрельбу может только личный состав с вы­ сокой выучкой и натрени­ рованностью. Поэтому он внимательно следил за ог­ невыми расчетами, указывал на недостатки отдельных номеров. Большое внимание обратил командир на лич­ ный состав, работающий на приборе. Здесь ж е на станции он проверил, как действует личный состав. Тренировкой офицер остал­ ся доволен. Отделение опе­ раторов отлично действова­ ло в трудных условиях. Хо­ рошо работали при сопро­ вождении цели старшие ма­ тросы Наливайко и Колес­ ников. Четкие действия этих воинов являются ре­ зультатом постоянных тре­ нировок. На полигон личный со­ став пришел с твердым на­ мерением выполнить стрель­ бу только отлично. Воины, руководимые младшим лей­ тенантом Дегтяревым , тщ а­ тельно проверили состояние материальной части и про­ извели необходимые про­ верки и регулировки. Отлично подготовился к стрельбе огневой расчет младшего серж анта Поля­ кова. Командир орудия раз'яснил своим подчинен­ ным, что от каждого бое­ вого номера зависит ре­ зультат стрельбы и поэто­ му все должны работать спокойно, точно и уверен­ но. М атериальная часть под­ готовлена. Матросы собра­ лись на перекур. З а в я за ­ лась друж еская беседа. Вскоре послышалась зна- комая команда. Личный со­ став занял свои боевые ме­ ста. Последовали доклады . — Первый готов! — Второй готов! Спустя минуту командир доложил: — Батарея к бою гото­ ва. Поступила команда: — Уничтожить, «против­ ника» в квадрате... Мгновенно следует при­ к аз командира батареи: — Поиск, квадрат... Спустя несколько секунд слышится четкий доклад оператора старшего матро­ са Колесникова: — Есть цель, квадрат... Отлично! Цель обнаруж е­ на на предельной дально­ сти. Самолет входит в зону сопровождения и начинает противозенитный маневр. Теперь исход стрельбы зависит от работы старших матросов Наливайко и Чер­ нявского. Умелые действия старшего матроса Нали­ вайко, точное совмещение визиров с импульсом от це­ ли предрешили исход стрельбы. Окончательный этап р а ­ боты получения данных зависит от оператора, ко­ торый в нужный момент де­ лает соответствующие пе­ реключения. Загорается си­ гнальная лампочка. — Прибор готов, — сле­ дует доклад оператора. В тот ж е миг офицер по­ д ает команду «огонь». Орудийные номера точно выполняют все команды, обеспечивая отличную стрельбу. При решении огневой за­ дачи особенно отличились старшие матросы Наливай­ ко, Колесников, Черняв­ ский, матрос Кувалдин и младший серж ант Поляков. З а отличное выполнение задания всему личному со­ ставу подразделения была об'явлена благодарность старшего начальника. В. ЗИАНЧУРИН . Листовка о передовом технике самолета В нашем подразделении катерников уже долгов -время существует довольно много­ численный агитколлектив. Всей его дея­ тельностью руководит заместитель коман­ дира по политической части при актив­ ной поддержке партийной организации. Сразу же после выхода в овет историче­ ских решений Пленума ЦК КПСС агит­ коллектив избрал главным направлением во всей своей работе широкую и все­ стороннюю пропаганду документов Плену­ ма. Сейчас уже можно подвести некоторые итоги в деятельности агитаторов, вскрыть допущенные ошибки и промахи. На рабо­ те некоторых из них хочется остановить­ ся подробно. На одном из катеров служит штурман­ ский электрик старший матрос Зимаков. В подразделении его знают как стара­ тельного, умелого моряка. К голосу пере­ дового воина прислушиваются матросы. Агитатор Зимаков использует всякую воз­ можность, чтобы побеседовать с товари­ щами по службе о том, что их в данный момент больше всего волнует. Естествен­ но, что документы июльского Пленума, опубликованные в газетах, живо заинте­ ресовали весь личный состав. И вот здесь перед агитатором катера раскрылось ши­ рокое поле деятельности. Вначале Зимаков организовал громкие читки материалов Пленума. Но, так как среди экипажа есть люди, разные по общему развитию, по об­ разованию. агитатор счел необходимым подробней раз’ясннть те или иные поло­ жения решений июльского Пленума ЦК КПСС. Как-то у агитатора Зимакова возник, примерно, такой разговор с матросом Гу­ севым. — Читаешь Постановление Центрально­ го Комитета партии? — спросил штур­ манский электрик, увидев склонившегося над газетой матроса Гусева. — Вникаю, — ответил тот. а затем смущенно добавил: — Вот только кое- где заминки встречаются. Зимаков знал, что у Гусева 'невысо­ кое общее образование, и то, что порой другие могут схватить на лету, ему дает­ ся с трудом. Но моряк он упорный, на­ стойчивый, начатое дело старается всег­ да довести до конца. — Что же тебе неясно? — спросил агитатор. — Вот здесь несколько раз упоминают­ ся слова: «технический прогресс промыш­ ленности». Как это понять? Вроде, мне казалось, что техника у нас на достаточ­ ном уровне. Вот взять хотя бы наш катер. На нем механизмы отличные установлены. — Правильно, — согласился с товари­ щем Зимаков. — Но партия считает, что этого недостаточно. Нужно стремиться, чтобы у нас было больше самых лучших, первоклассных машин, чтобы процесс про­ изводства был проще, экономичней. — Понятно. Выходит, это не нашего ума дело. — Почему? — Как так. почему? Разве мы, матро­ сы, машины строим? Пусть уж инженеры, техники морокуют, как бы получше ма­ шину придумать. — Ты неправ, — агитатор взял газе­ ту с Постановлением Пленума ЦК КПСС. — Партия обращается ко всем тружени­ кам Советского Союза бороться за техни­ ческий прогресс, ко всем, кто связан в какой-то мере с техникой. Возьмем, к примеру, наше подразделение катерников. Ты отлично знаешь старшего матроса Бунчука. Он моторист. Он, как и мы с тобой, считает вверенную ему технику замечательной. Однако моторист уверен, что ее можйо усовершенствовать, улуч­ шить. Бунчук внес рационализаторское предложение, которое повысило эффектив­ ность эксплуатации механизмов. Так по­ ступил советский патриот, рационализа­ тор. Выходит, что и наш брат, матрос, может ^ должен бороться за дальнейший технический прогресс. В таком же плане агитатор Зимаков бе­ седовал со старшим матросом Мишусти- ным. При этом Зимаков заострял вни­ мание воинов на главном: долг каждого моряка — делом отвечать на решение Центрального Комитета нашей партии. — Отличное выполнение воинского долга, успешное решение всех стоящих перед нами задач — вот к чему нас при­ зывает родная Коммунистическая партия, весь наш народ, — говорил агитатор. Активную работу по пропаганде реше­ ний июльского Пленума ЦК КПСС прово­ дит среди экипажа своего катера агита­ тор старшина 2 статьи Кривенков. Наря­ ду с официальными выступлениями, ког­ да матросов заранее предупреждают о том, что агитатор в такое-то время будет с ни­ ми говорить по одному из разделов Поста­ новления Пленума, Кривенков часто прак­ тикует проведение индивидуальных бесед. В определенных условиях они бывают да­ же более действенными, доходчивыми. Не сидели без дела и другие агитато­ ры. Однако, проанализировав их работу, заместитель командира по политической части, партийная организация пришли к б ы воду, что деятельность агитколлектива носит односторонний характер. В основ­ ном проводятся читки, раз’ясненпя доку­ ментов Пленума ЦК КПСС. Это было оп­ равдано в те дни, когда они только появи­ лись в печати. Но сейчас личный состав изучает решения Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Со­ юза на политических занятиях. Не ос­ лабляя пропаганды исторических доку­ ментов, агитколлектив обязан на кон­ кретных примерах показывать, как со­ ветские люди осуществляют решения пар­ тии на практике. — Мы должны направить огромный политический под’ем, — говорил офи­ цер, — вызванный июльским Пленумом ЦК КПСС среди личного состава, на по­ вышение боевой готовности подразделе­ ния. Скоро у нас будет проводиться кон­ курс на лучший боевой пост. Его итоги явятся оценкой работы каждого из нас. Агитаторы активизировали свою дея­ тельность. Особенно хорошо потрудился старший матрос Зимаков. Помимо читки газетных материалов, агитаторы использовали рассказы отпуск­ ников. Недавно возвратился из родных мест специалист первого «класса комендор стар­ ший матрос Заякин. Своим товарищам по службе он рассказал, как вдохновенно трудятся советские люди, выполняя реше­ ния июльского Пленума ЦК КПСС. Чтобы с рассказом Заякина могли познакомиться все воины подразделения, агитколлектив попросил его обо всем виденном написать в стенную газету. Передовой воин согла­ сился. Его заметку с большим интересом читали моряки. Помимо индивидуальных и групповых бесед, громких читок газет, агитколлек­ тив оперативно и целеустремленно гото­ вит материалы наглядной агитации. Хо­ рошо исполненные плакаты и призывы вывешены на видных местах. Их написали в свободное от занятий время коммунист штурманский электрик матрос Абрамов, комсомолец радиометрист матрос Манке- вич и другие. Наряду с некоторыми успехами, в рабо­ те агитколлектива по пропаганде реше­ ний июльского Пленума ЦК КПСС имеют­ ся и существенные недостатки. Еще мало проводится массовых тематических меро­ приятий. Слабо используются рассказы отпускников, что, несомненно, сделало бы агитацию более убедительной и действен­ ной. Сейчас мы стараемся наверстать эти пробелы. Проведено теоретическое собесе­ дование по документам Пленума с офи­ церским составом. Готовится тематический вечер «Решения июльского Пленума ЦК КПСС в действии» и другие мероприя­ тия. Работу вокруг решений Пленума Центрального Комитета нашей партии агитколлектив по праву считает главным направлением во всей своей деятельности. Лейтенант Н. КОЗЫРЕВ. Политотдел сседпнения выпустил ли­ стовку, посвященную безупречной служ­ бе передового техника самолета гвардии старшины Сергея Семеновича Боричева. Гвардии старшина Боричев за годы службы прошел славный боевой путь. Но прибытии в октябре 1940 года из мор­ ского экипажа он был зачислен в группу старшего лейтенанта Б. Ф. Сафонова в качестве моториста. В 1940— 41 гг. пе­ ред техническим составом группы Сафоно­ ва была поставлена трудная и ответствен­ ная задача: изучить новую материальную часть того времени — «И-16» с мотором «М-63» и безотказной работой ее обеспе­ чить быстрейший ввод в строй летного состава. Молодой авиатор Боричев настой­ чиво овладевал новой техникой. Оценив способности любознательного воина, коман­ дование назначило его на должность ме­ ханика самолета. За годы Великой Отечественной войны тов. Боричев обслужил сотни боевых и учебных вылетов, отремонтировал не один десяток самолетов, поврежденных в воз­ душных боях. На обслуживаемых им са­ молетах выполняли боевые задания такие прославленные летчики-североморцы, как Герои Советского Союза Коваленко, Бо- кий, Орлов, Сгионев и другие. Его самоот­ верженный труд в годы войны отмечен несколькими правительственными награ­ дами. Верный славным боевым традициям гвардейцев-сафоновцев, коммунист Бори­ чев достойно выполняет свой священный воинский долг перед любимой Родиной. Вверенная ему материальная часть всег­ да находится в исправности и постоян­ ной боевой готовности. Работая техником самолета, гвардии старшина сверхсрочной службы Боричев постоянно совершенству­ ет своп специальные и политические зна­ ния, неустанно борется за высокую авиа­ ционную- культуру, с чувством ответст­ венности готовит материальную часть к полетам. Свой богатый опыт он усердно передает младшим авиаспециалистам, вос­ питывая у них высокие морально-боевые качества. ^ Служба гвардии старшины Боричева — образец честного и добросовестного выпол­ нения воинского долга, верности социали­ стической Родине. А. ИВАНОВ. — Корабль к бою и походу изготовить! Моряки быстро бегут к своим боевым постам. Котельные машинисты ловко спу­ скаются по длинному отвесному трапу к механизмам. Они умело готовят свои за­ ведывания к походу. Каждый стремится сделать это как можно лучше, каждый полон горячим желанием обеспечить от­ личное выполнение задачи. В памяти мо­ ряков прочно остались слова командира подразделения, сказанные перед походом: — Помните: наше оружие — ход ко­ рабля. Напряжены и сосредоточены лица ма­ тросов и старшин. Они чувствуют лич­ ную ответственность за приготовление ма­ териальной части, внимательно следят за своими заведываниями. У вспомогательного котла трудится старшина 2 статьи Гордеев, он заметно волнуется, хотя и знает свое дело. А неподалеку от него стоит матрос в серой замазанной робе и безучастными глазами смотрит, как действует его товарищ. Это матрос Михневич, ученик котельного ма­ шиниста. Если поговорить с Борисом Михневичем о котельных установках, о технике, можно убедиться, что он не первогодок. Технику матрос знает неплохо. То же го­ ворит о нем и командир подразделения. В чем же дело? Почему Михневич на штате ученика? . ...У командира группы котельных ма­ шинистов хранится об’емистая тетрадь. В ней записано много интересного о его подчиненных. Немало здесь кратких вы­ разительных фраз, свидетельствующих о том, что большинство машинистов — умелые специалисты, высокодисциплини­ рованные воины. Есть записи и о Михне- вчче: «...Окончил семь классов, затем лселез- нодорожное училище. Пошел служить на Флот. Освоил специальность. Назначен командиром отделения. Хорошо знает свое дело. Член ВЛКСМ. Направлен на учебу. II вдруг: ...разжалован в рядовые. А по­ том: за грубейшее нарушение дисциплины дисквалифицирован и поставлен на штат ученика». — Михневич у нас на корабле ни то, ни се, так, балласт, — говорят матросы. А ведь давно ли молодые моряки, сле­ дя за проворными действиями старшины, смотрели на него с уважением. Они жда­ ли, что Михневич научит их трудному морскому делу, покажет пример и в рабо­ те и в дисциплине. Командир говорил о нем: — Михневич — умелый специалист, дисциплинированный воин. Но потом все изменилось. Находясь в учебном подразделении, Михневич изучал технику, готовился стать старшиной группы. И вдруг все пошло насмарку. Служил на корабле в отделении, кото­ рым командовал прежде Михневич, недис­ циплинированный, ленивый матрос Лосев. Вот с пим-то и подружился Михневич. Лосев, воспользовавшись его мягкостью, стал влиять на бывшего командира отде­ ления и, конечно, не в хорошую сторону. Однажды, поддавшись дурному влия­ нию Лосева, забыв о требовании Кора­ бельного устава, Михневич грубо нару­ шил воинскую дисциплину. Об этом узнал командир, узнали все моряки. Они были возмущены безобразным поступком. Несколько дней спустя, перед строем Среди личного состава нашего корабля мастерами военного дела показали себя главный старшина Изур и старшина 1 статьи Кутейко. Давно служит главный старшнна Николай Пзур на Северном фло­ те. Многие подчиненные его стали опыт­ ными специалистами и сами передают свой опыт подчиненным. зачитали приказ о разжаловании Михне- вича. Его возвратили на корабль, поста­ вили обслуживать вспомогательный ко­ тел. Матросу, бывшему старшине, стыдно было смотреть в глаза прежним своим подчиненным, которые высказали ему много горьких, обидных, но правдивых слов. Сначала он сделал вид, что осознал свой проступок, работал неплохо, все приказания выполнял аккуратно, но про­ шло немного времени, и опять все его не­ достатки стали выпирать наружу. — Что вы меня учите, я отлично знаю специальность, — кичился он прежними успехами. А когда Михневич совершил новое, гру­ бейшее нарушение дисциплины, все, даже те. кто порой и сам получал заме­ чания, смотрели на него сурово, осужда­ юще. Осуждение товарищей! Что может быть хуже этого! Вступая в ряды Советских Вооружен­ ных Сил, молодой воин, принимая Прися­ гу на верность Родине, заканчивает ее такими словами: «Если же я нарушу эту мою торжест­ венную присягу, то пусть меня постигнет суровая кара советского закона, всеобщая ненависть и презрение трудящихся». Михневич позабыл об этом. И вот сей­ час он, бывший классный специалист, выполняет обязанности ученика, матроса- иервогодка, только что прибывшего на корабль. Прежние ученики его стали классными специалистами, овладели слож­ ными механизмами, завоевывают упорным трудом, старательным выполнением своего долга авторитет среди товарищей. А Мих­ невич потерял в глазах котельных маши­ нистов всякое уважение. Они не уверены в том. что недисциплинированный воин будет четко действовать в бою. пожерт­ вует, если понадобится, жизнью ради кол­ лектива. Михневич не дорожил своим авторите­ том. Поэтому он его и потерял. Но стоит задуматься и над тем, как воздействовала на недисциплинированного матроса ком­ сомольская организация, почему ни разу не вызвали его на бюро для суровой това­ рищеской критики. Если бы это сделали своевременно, то дальнейших проступков наверняка можно было избежать. Комсомол — большая сила на корабле. Bo-время сделанное предупреждение това­ рищей помогает воину устранить недо­ статки, изжить их. А на корабле, где служит Михневич, не подумали об этом. Матроса критиковали. Но критиковал его командир, товарищи. А ведь если до­ бавить к этому, критику на комсомоль­ ском собрании, где матрос в присутствии всех своих сослуживцев держал бы от­ вет перед комсомольцами, то, может быть, Михневич и не допустил дальнейших про­ махов. Заслужить авторитет — дело нелегкое, но еще труднее восстановить его. Для это­ го потребуется много кропотливого, напря­ женного труда, выдержки, сил. Матрос Михневич должен искупить свою вину упорной работой, высокой дисциплиниро­ ванностью, чтобы потом он мог честно и открыто посмотреть в глаза товарищей, чтобы о нем, как когда-то, мог сказать командир: — Михневич — умелый специалист, дисциплинированный воин. I Офицер И. КОРОБОВ. Мастером своего дела зарекомендовал себя также старшина 1 статьи Кутей­ ко. За умелое воспитание подчиненных, требовательность, личную дисциплиниро­ ванность старшина 1 статьи Кутейко имеет 20 поощрений и награжден двумя знаками «Отличный артиллерист». Старшина 1 статьи Ф. РАШИТ. Бывалые воины — пример молодым Растить мастеров торпедного удара 2. Поиск цели Славпая боевая летопись Великой Оте­ чественной войны знает немало беспри­ мерных героических подвигов советских подводников. Проникнутые любовью к Родине, высоким наступательным духом, моряки подводных лодок постоянно стре­ мились в море, искали там врага и нано­ сили по нему внезапные, дерзкие, сокру­ шительные удары. Подводники Лунин и Стариков, Щедрин и Фисанович, Гаджиев,. Кучеренко и многие другие мастера тор­ педного оружия, строго соблюдая скрыт­ ность. умели обнаруживать корабли на предельных расстояниях и меткими тор­ педными залпами топить их. Действия североморских подводников всегда отли­ чались активностью, сметкой, смелостью замысла и точным расчетом. Нередко они незамеченными проникали в базы про­ тивника и. уничтожив там транспорты и боевые корабли, уходили невредимыми. Именно так была добыта первая победа 14 июля 1941 года, когда лодка под командованием старшего лейтенанта Столбова прорвалась в один из фиордов и потопила крупный транспорт противника. Герои-подводники поиску противника придавали большое значение, рассматри­ вали его, как важнейший начальный этап боя. в значительной мере влияющий на исход единоборства с врагом. В этом было заключено одно из решающих условий их замечательных побед. Это условие в сов­ ременной войне не только не отпало, но и приобрело еще большую силу. Новые подводные корабли, оснащенные совре­ менными техническими средствами, обла­ дают возросшими возможностями для скрытного ведения поиска. Однако нельзя забывать, что и противолодочные сред­ ства далеко шагнули вперед, стали бо­ лее совершенными и эффективными, а скорости надводных кораблей увеличи­ лись. Успех торпедной атаки теперь обес­ печивается наибольшей скрытностью при ограниченном использовании средств наблюдения. Все это усложнило осущест­ вление поиска. Чтобы успешно использо­ вать возможности своих кораблей, подвод­ ники должны обладать отличной выуч­ кой, выдержкой, отвагой, находчивостью и другими высокими моральными и бое­ выми качествами. Мастерски провести поиск — значит, оставаясь незамеченным, на предельном расстоянии обнаружить цель и. не те­ ряя ее. правильно выйти в торпедную атаку. Главным образом это достигается хорошо поставленным, бдительным наб­ людением. Если оно ведется четко и непрерывно, экипаж всегда сможет во-вре- мя обнаружить вражеские корабли или самолеты и добиться боевого успеха. Свое­ временные доклады обо всем замеченном в районе плавания позволяют командиру оценить обстановку и принять правильное решение. Радиолокация, гидроакустика и другие современные технические средства, кото­ рые имеются на подводной лодке, полу­ чили значительное развитие, намного расширив границы зрения и слуха моря­ ков. Но, несмотря на это, зрительное наб­ людение не утратило своей существенной роли. В овязи с появлением и дальнейшим совершенствованием реактивной авиации во время плавания лодки в надводном по­ ложении от сигнальщика требуется иск­ лючительная настороженность. Сумеет он увидеть самолет на большом расстоянии — корабль успеет уйти на безопасную глубину, не обнаружив себя. Важным элементом достижения скрыт­ ности поиска служит срочное погружение, являющееся боевым маневром. Подводная лодка должна быть способной 'скрыться под водой в срок, исчисляемый секунда­ ми. Это зависит от натренированности экипажа. Необходимо, чтобы каждый ма­ трос, старшина и офицер отлично знал свои обязанности по осуществлению дан- торопно, без суеты. Например, была прове­ дена контрольная проверка организации срочного погружения на одной из подвод­ ных лодок. Вахтенный офицер лейтенант Сахаров, приняв доклад сигнальщика старшего матроса Кочетова о появившемся над морем самолете, скомандовал: «Сроч­ ное погружение!». Ио этой команде моря­ ки быстро задраили водонепроницаемые переборки, закрыли люкп. Трюмные, от­ крыв кингстоны и клапана вентиляции, заполнили водой систерны. Мотористы в считанные секунды остановили дизель и герметизировали свой отсек. Корабль по­ лучил расчетную пловучесть и погрузил­ ся на необходимую глубину прежде, чем самолет достиг этого района. Маневр был выполнен отлично. Такая выучка ха­ рактерна для многих наших подводных ло­ док. Но это не значит, что ее не нужно совершенствовать в дальнейшем. Главным же образом подводная лодка ведет поиск в подводном положении. Надежность наблюдения в этом случае, особенно в плохую видимость, обеспечи­ вается с помощью технических средств. Большое значение, например, приобрела гидроакустика. Если в первые годы Ве­ ликой Отечественной войны подводники нередко при обнаружении и атаке вра­ жеских кораблей обходились без акусти­ ки, то впоследствии, и особенно сейчас, не мыслится выход даже за боны базы с неисправной гидроакустической аппарату­ рой. Она теперь стала сложней, совершен­ ней, обладает хорошими тактико-техниче­ скими данными. Между тем. слуховые ка­ чества человека пока остаются лучшим средством обнаружения целен на больших расстояниях. На прибор сигнал появляет­ ся позже, чем хороший акустик услышит и запеленгует цель, определит ее харак­ тер и расстояние до нее. Поэтому глубоко ошибаются те акустики, которые наблюде­ ние ведут только на индикаторе и не тренируют свой слух. А они должны пре­ восходно знать тона шумов, характерные для винтов каждого класса кораблей. До- верным путем — упорными систематиче­ скими тренировками в учебном кабинете и в море. На подводных лодках немало гидроаку­ стиков, обладающих отличным слухом. Своей точной и четкой работой они вносят существенный вклад в образцовое выпол­ нение торпедных стрельб. Настоящими ма­ стерами своего дела стали старшины 1 статьи Чернов, Пузиков и другие акусти­ ки. Командиры подводных лодок верят им, полагаются на них. Это дорернгз они за­ служили настойчивым, постоянным совер­ шенствованием своей выучки. К сожалению, есть и плохие гид­ роакустики. Им вверена такая же хоро­ шая, первоклассная техника, как и дру­ гим. Условия и возможности для боевой учебы у всех одинаковые. Казалось бы, на кораблях не должно быть слабо подготовленных специалистов. Но в дей­ ствительности они есть. Вот. к примеру, старшина 1 статьи Быстров. Оп и его подчиненные не любят затруднять себя учебой, относятся к ней с холодком. От­ сюда и результат: они не могут обна­ руживать цели на больших дистанциях или часто теряют их. Из-за этого коман­ дир и весь экипаж не раз оказывались в незавидном положении. Гидроакустики этой подводной лодки к тому же плохо ухаживают за техникой. Она находится у них в запущенном со­ стоянии. Во всем этом прежде всего по­ винен старшина Быстров. Он сам недо­ статочно тренируется в обнаружении и классификации целей на слух и мало учит этому подчиненных. Не показывает он примера и в образцовом содержании аппаратуры. Очевидно, у него при­ туплено чувство личной ответственности за порученное дело. Командиру кораб­ ля надо как можно быстро выправить неблагополучнее положение, создавшееся в этом отделении. Серьезное внимание прп подготовке аку­ стиков и радиометристов следует обра­ щать на привитие им навыков борьбы за живучесть приборов, что является суще­ ственным Фактором обеспечения беспере­ бойного наблюдения. Об их мастерстве с ш т зе только по о х ю н ш дсшшзо-_ ванию аппаратуры, но и по умению пре­ дупреждать неисправности, а если они случаются — быстро находить и устра­ нять их. Это очень важное качество, необ­ ходимое в бою. Гидроакустику полезно тренироваться в определении дистанции совместно с ра­ диометристом. Первый пользуется слухо­ вым трактом, а второй индикатором кру­ гового обзора. Сравнением данных того а' другого выявляется ошибка акустика, что позволяет ему впредь учитывать ее. Кро­ ме того, он должен сработаться с торпед­ ным электриком. Если они ^ действуют неслаженно, то их данные об элементах движения цели значительно расходятся. А когда между ними установлен тесный контакт, то работа ведется успешнее и результаты лучше. Наряду с хорошей выучкой первосте­ пенное значение для надежного гидроаку­ стического наблюдения имеет правильная организация вахтенной службы на осе­ вом посту. Передовые матросы и старши­ ны— знатоки своего дела— ищут и нахо­ дят наиболее выгодные, рациональные формы и методы. Изучение и обобщение всего ценного в этом вопросе является задачей огромной важности. Состоявший­ ся в одном из (подразделений обмен мнения­ ми гидроакустиков был первым заметным шагом в ее решении. На наш взгляд, пред­ ложенный офицером Голенковым порядок организации вахты, основывающийся на передовом опыте, необходимо внедрить на кораблях. Во время поиска нельзя ни на мину­ ту забывать о скрытности плавания, яв ­ ляющейся одним из главных тактических свойств подводной лодки, обеспечивающих успешность ее боевых действий. Ничто не должно выдать подводную лодку. Механиз­ мы. отсеки, трюмы необходимо содержать в чистоте. В минувшей войне были та ­ кие случаи, когда подводная лодка, полу­ чившая пробоину, при осушении отсеков обнаруживала себя по масляным пятнам, появлявшимся на поверхности моря. На корабле должна соблюдаться тиши­ на. Стук дверей, кованых каблуков по ме­ таллическому настилу, хлопание плохо закрепленных лювов — по этим и другим признакам шумоиеленгатовные устащньл ки могут засечь лодку. Некоторые вах­ тенные офицеры неумело пользуются пе­ рископом, долго держат его над водной поверхностью. Это недопустимо. Пусть даже поблизости ничего подозрительного нет, в боевой обстановке не исключена возможность, что на берегу имеется наб­ людательный пост, с которого хорошо просматривается прибрежный район. Штурману не следует злоупотреблять эхолотом. Короче говоря, необходимо стро­ го придерживаться мер скрытности. К этому экипаж должен привыкнуть в мир­ ное время. В походе действсвать, как в бою — вот наше непреложное правило. Многие корабли выполняют свои задачи с высокими оценками. Хо­ рошо. например, провела торпедные стрельбы лодка, где командиром отделе­ ния гидроакустиков старшина 2 статьи Акимов. Одним го решающих условий этого ее замечательного успеха является правильно организованное наблюдение, скрытное осуществление поиска. На днях корабль совершил длительный и трудный поход. Успех выполнения за­ дачи главным образом зависел от радио­ метристов и гидроакустиков. Плавание протекало в сложных метеорологических условиях, но это не помешало им успеш­ но справиться с возложенными на нпх обязанностями. «Противник» был обна­ ружен на очень большом расстоянии. Цели появились на горизонте, и их можно было увидеть в перископ лишь много времени спустя. Особенно отличились ра­ диометрист старшина 2 статьи Антонюк и гидроакустик старшина 2 статьи Аки­ мов. Благодаря усилиям и хорошей выучке радистов связь корабля со штабом под­ держивалась бесперебойно. Донесение об обнаружении «противника» было переда­ но своевременно. С высокими результа­ тами эта подводная лодка провела и тор­ педные атаки. Всемерное улучшение организации по­ иска. повышение мастерства и бдительно­ сти гидроакустиков, сигнальщиков, всего экипажа подводной лодки является необ­ ходимым условием отличного выполнения ею торцедных стрельб. чОйииео А. Г0Р0ЖАНКИН. дого маневра, хейст&овал слаженно. цас- биться этого можно лишь единственло

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz