На страже Заполярья. 1955 год. Август.
На с т р а ж е З а п о л я р ь я 2 7 августа 1955 г., № 203 (5355 ). ПОХОД— ПРОВЕРКА ЗНАНИИ Приказ о выходе в море личный состав встретил с радостью. Для старшин и ма тросов, повседневно связанных с морем, поход является школой дальнейшего по вышения мастерства, экзаменом на бое вую зрелость. Каждый моряк с нетерпе нием ждал этого плавания, чтобы прове рить свою выучку. И этот час пришел. На походную вахту встали сигнальщики, радисты, рулевые, котельные машинисты, машинисты-турбинисты — все корабель ные специалисты. Все видеть, обо всем докл адыв а т ь На сигнальном мостике несут вахту комсомольцы старшина 2 статьи Таистов, старший матрос Терентьев и матрос Гла- эырИ'Н. Все онп специалисты (второго клас са, мастера своего дела. Воины любой по ход ип о л ь з уют для совершенствования ~нанпи. чтобы потом, когда настанет вре мя, стать специалистами первого класса. Поход корабля был длительным и труд ным. Сигнальщики работали в сложных условиях. Но ни малая видимость, ни на- доедл^чп мелкий дождь не мешали ком сомольцам все видеть и обо всем своевре менно докладывать. Глаза корабля, как называют сигнальщиков сослуживцы, обеспечили ему безопасность плавания, содействовали успешному решению задач, стоящих перед кораблем. Любая неожиданность не могла от влечь членов ВЛКСМ Таистова. Терентье ва и Глазырнна от выполнения своих обя занностей. Морякам, например, хорошо известно, что кит — редкий гость в водах Барен ца ja моря. Но в этом походе личному со ставу довелось встретиться с этим живот- ным-великаном. Кит плыл наперерез ко раблю. Его черная спина иногда появля лась в волнах, а мощный фонтан воды обозначал путь морского исполина. .Как не заинтересоваться этим зрелц- щем? Ведь, возможно, больше никогда не увидишь такое, сколько бы ни приходи лось быть в море. Но сигнальщики не поддались соблазну. Их действия отвечали требованиям наставлений и инструкций. Заметив кита, они доложили об этом и продолжали вести наблюдение в отведен ных секторах. Обширен круг обязанностей у сигналь щика. Он должен не только бдительно смотреть за поверхностью моря и возду хом, но и знать телеграфную азбуку, флажной семафор, освоить работу на сво дах. По всем этим вопросам тт. Таистов, Терентьев и Глазырин получили хорошую практику. В походе им пришлось много передавать и принимать текста телеграф ной азбукой, набирать и разбирать сигна лы по сводам. В плавании сигнальщики сделали но вый шаг к совершенствованию боевого ма стерства. Об этом свидетельствуют поощ рения командира, которых были удостое ны старший матрос Терентьев и матрос Глазырин за бдительное несение вахты, за четкие, быстрые и грамотные действия на сигнальном мостике. У котлов и турбин Если действия •матросов и старшин верхних боевых постов командир или его помощник видят, то о тех, кто несет вах ту в нижних помещениях и отсеках ко рабля, в котельных и машинных отделе ниях, они судят по тому, как быстро и точно выполняются их приказания. Безотказная работа агрегатов и устано вок. обслуживаемых личным составом электромеханического подразделения, сви детельствует о высокой выучке моряков, об их чувстве ответственности за пору ченное дело. Что это так, говорят многие факты и примеры. Отделение котельных машинистов, в которое входит старший матрос Дмитрий Перчеклий, является передовым на кораб ле. Здесь многие матросы— отличники уче бы и классные специалисты. Командир от деления уверен, что котлы, обслуживае мые его подчиненными, всегда готовы к действию. Ходовую вахту матросы несут бдитель но как на горении, так и на питании котлов. Они внимательно следят за дей ствующими форсунками, цветом пламени в котлах, добиваются бездымного горения. Все это позволяет воинам отделения удер живать всегда пар на марке и экономить расход топлива. В отделении хорошо развиты взаимовы ручка, контроль за действиями сослужив цев. Здесь любой матрос может найти поддержку, получить совет у товарища, а если необходимо, то и помощь. Матрос Лунев известен в отделении как хороший специалист. Он за всякое пору чение берется'с вдохновением. Но сослу живцы знают, что матрос может увле каться одним делом, работой какого-ни будь механизма, упустив из вида другие. Вот тут-то и приходят ему на помощь то варищи по отделению. Так, например, в походе старший матрос Перчеклий напом нил матросу Луневу о том, что он недо статочно внимательно контролирует рабо ту агрегата, обеспечивающего подогрев мазута. От котельных машинистов не отстали в обслуживании своих заведываний маши нисты-ту рбпнисты. В машинных отделе ниях за время похода также не было по ломок и аварий, но лучше всех обслужи вали турбины и вспомогательные меха низмы подчиненные специалиста первого класса старшины 1 статьи Бориса Бара-' нова. В походе отлнчилцсь маневровщик матрос Фальков, вахтенные у вспомога тельных механизмов матросы Рычков и Виненко. Когда вдали от базы корабль встал на якорь и представилась возможность пойти отдыхать, то машпнисты-турбинисты не сделали этого. Матросы под руководством старшины приступили к осмотру своих заведываний. В ходе осмотра они устано вили, что сальники некоторых сопел тур бины приварились. За устранение этой не исправности взялись комсомольцы Фаль ков и Гаранин. Они не выходили пз ма шинного отделения до тех пор, пока не заменили сальники сопел. Так поступает личный состав этого от деления, когда корабль после похода ста новится на якорь или бочку. Это позво ляет подчиненным ста-ршины 1 статьи тов. Баранова образцово содержать вве ренную технику, без аварий и поломок обслуживать ее на походе. Курс точен! Т а к держать ! Чтобы корабль выполнил задачу, необ ходимо не только привести его в движе ние, но нужно еще точно провести его по курсу в намеченный пункт. Эту зада чу на каждом корабле выполняют руле вые, штурманские электрики, возглавляе мые старшинами и штурманом. Хороший рулевой — гордость командира. Таким людям он доверяет вести корабль в уз костях, тумане, во время совместного пла вания, артиллерийских и торпедных стрельб. По праву лучшими рулевыми корабля являются комсомольцы старпшй матрос Чужинов. старшина 2 статьи 1Носаль, старшина 1 статьи Соболев. Все они — классные специалисты. Они умеют на большой волне и при сильном ветре удер живать корабль точно по курсу. За уме лые действия на походах комсомольцы Чужинов. Носаль и Соболев имеют много поощрений. Только один старшина 1 ста тьи Соболев удостоен сорока поощрении, в их числе 60 суток внеочередного крат косрочного отпуска, денежная премия и ценный подарок. Это ли не показатель ма стерства старшины и его сослуживцев. * * * Трудный и длительный поход, насы щенный учениями и тренировками, явил ся хорошей школой выучки личного со става. Он сделал новый шаг к совершен ствованию знаний, а достигнутые успехи в учебе являются конкретным выражени ем стремления матросов, старшин и офи церов встретить XX с’езд КПСС новыми, более высокими показателями в боевой и политической подготовке. Офицер В. ТУЛУШЕВ. На п о л и т и ч е с к и х з а н я т и я х Дополнительная учёба с матросами В Н-ском подразделении ведехся по стоянная борьба за высокое качество по литической учебы матросов и старшин. Зная, какую важную роль играют поли тические занятия в воспитании у воинов высоких морально-боевых качеств, коман дир и партийная организация добиваются, чтобы все моряки неустанно расширяли свои политические знания. Одно время не которые матросы и старшины плохо усва ивали изучаемый материал. Это сказыва лось и на их боевой подготовке. Причина была в том, что эти товарищи, находясь на вахте или выполняя различные работы, иногда пропускали занятия. Им трудно было наверстать упущенное. Как-то руководитель группы политза нятий попросил матроса Голобородько от ветить на поставленный вопрос. Воин не смог этого сделать. Это повторялось неод нократно. Матрос обычно ссылался на то; что отсутствовал на занятиях. Подобные случаи были и с другими матросами. В результате снизилась активность на по литических занятиях. Многие воины не могли самостоятельно овладеть изучаемым материалом. Нужно было улучшить организацию помощи личному составу в политической учебе. Вопрос об этом был обсужден на партийном и комсомольском собраниях. Решено было усилить работу с отстаю щими в учебе. Составили план проведения дополнительных занятий. Активное участие в проведении допол нительных занятий принял помощник ру ководителя группы старшина 1 статьи Доценко. Он тщательно продумывает содержание своего выступления, учиты вает степень подготовленности слушате лей. Коммунист Доценко постоянно сле дит за периодической печатью, читает ху дожественную литературу, знает, как слу жит тот пли другой воин. Все это помо гает ему найти убедительные примеры и факты для раз’яснения изучаемого мате риала, довести его до сознания каждого слушателя. Когда старшина проводил дополнитель ное занятие по теме «Военная присяга и уставы — нерушимый закон жизни вои на». то использовал красочно оформлен ный стенд «Бдительно нести карауль ную и вахтенную службу». На стенде были воспроизведены выдержки пз При сяги и уставов, рисунки, показывающие, как должен действовать часовой на посту, и т. д. Кроме того, в своем рассказе он использовал и примеры из жизни подраз деления. Матрос Голобородько, находясь на посту, допустил однажды нарушение. Старшина напомнил об этом собравшимся воинам. Все это помогло морякам глубже понять требования Военной присяги и уставов. Пногда случается, что и на дополни тельные занятия отдельные матросы не могут явиться. Тогда Доценко занимается с ними индивидуально. Матрос Малик по уважительным при чинам пропустил основное и дополнитель ное занятия по теме: «Быть стойким, выносливым и мужественным воином». До этого у него также наблюдалось от ставание в политической учебе. Помощ ник подобрал для матроса номера газет, где был материал по изучаемой теме, по рекомендовал прочитать книгу Владими ра Рудного «Гангутцы». Те вопросы, ко торые воин не мог уяснить самостоятель но, старшина подробно раз’яснил ему. Так, помощник руководителя группы расска зал матросу, какое большое значение име ет для воина бдительность щт несении вахты. Был приведен ряд примеров из жизни и службы передовых воинов под разделения. Все это положительно сказалось на ус певаемости воина. Когда была беседа по этой теме, то он принял в ней активное участие. Индивидуальная работа с ма тросом Малик положительно отразилась и на службе воина. Сейчас он является примером для другпх. При изучении исторических решений июльского Пленума ЦК КПСС в подразде лении был проведен ряд дополнитель ных занятий. С успехом прошло послед нее дополнительное занятие по материа лам июльского Пленума, организованное старшиной 1 статьи Доценко. Среди вои нов развернулась оживленная беседа. Мо ряки рассказывали о том. как труженики городов и сел борются за выполнение на меченных партией и правительством пла нов, приводили интересные примеры. Помощник руководителя попросил ряд то варищей рассказать о жизни и труде сво их земляков. Матрос Мороко до службы на Флоте работал механиком Каргоковской МТС, Черниговской области. Он хорошо знаком с новыми машинами, поступающи ми на колхозные поля. Матрос в непри нужденной беседе рассказал о самоотвер женных делах сельских механизаторов. На дополнительном занятии Доценко ис пользовал также стенд, на котором вос произведены цифры и факты из доклада Н. А. Булганина на июльском Пленуме ПК КПСС. На очередном политическом занятии ма тросы Каракай. Дзындра, Тимошенко уме ло увязывали решения июльского Плену ма ЦК КПСС с задачами подразделения. В этом сказалось влияние дополнительно го занятия. Большое внимание в подразделении уделяется взаимной помощи в учебе. На ходясь постоянно среди своих сослужив цев, передовой воин, отличник боевой и политической подготовки матрос Скорик хорошо знает, в чем нуждается тот или иной товарищ, какая ему нужна помощь в изучении материала. Когда изучалась тема- «Быть дисципли нированным воином», матрос Цап неглу боко уяснил роль старшин и сержантов в укреплении воинской дисциплины и порядка в подразделении. Комсомолец ма трос Скорик порекомендовал товарищу прочитать дополнительную литературу, рассказал, как старшины подразделения воспитывают воинов. Был приведен при мер с матросом Харламовым. который благодаря усилиям командира отделения стал дисциплинированным воином. Значительную помощь матрос Скорик оказывал Папу и при изучении других тем. Теперь этот матрос активно участ вует в беседах на политических заня тиях. показывает хорошее знание прой денных тем. Активная помощь, оказываемая воинам в политической учебе, дает свои [резуль таты. На политзанятиях выросла ак тивность слушателей, моряки добивают ся новых успехов в боевой подготовке, крепнет дисциплина. НА СНИМКЕ : помощник руководителя группы старшина 1 статьи Николай Д о ценко проводит дополнительное политиче ское занятие у географической карты . Текст и фото старшины 2 статьи А. НУТЕПОВА. Д е й с т в е н н а я п о м о щ ь Помощник руководителя группы по литзанятий старшпна 1 статьи Ермилов оказывает большую помощь воинам в изучении рекомендованной литературы. Чаще всего он занимается со слушателя ми группы индивидуально, советует им, как лучше овладеть материалом, как со ставлять конспект. Как-то матрос Елев недостаточно пол но и глубоко ответил на вопрос руково дителя группы. Ермилов учел это. В ово,- боднее время он пригласил Елева в би блиотеку и стал с ним вместе работать над материалами июльского Пленума ЦК КПСС. Старшина раз’яснил матросу смысл каждого раздела доклада Н. А. Булганина и Постановления Пленума ЦК КПСС. За тем матрос Елев прочитал рекомендован ные материалы и пересказал их содержа ние. Здесь же с помощью старшины он своими словами записал в конспект ос новной смысл прочитанного. После ряда таких занятий моряк хорошо освоил материалы июльского Пленума ЦК КПСС. Большую помощь оказал старшина 1 статьи Ермилов и матросу Дудину. Этот воин вначале занимался без должно го усилия. С ним пришлось неоднократно беседовать, помогать в правильном усвое нии прочитанного. Это скоро дало свои результаты. Матрос Дудин стал добросо вестно относиться к учебе. Помощник руководителя группы полит занятий делает большое дело, помогая воинам расширять политический круго зор. лучше осознать и выполнять свой по четный воинский долг. Старшина 2 статьи В. ЛАВРОВ. По следам писем читателей Благоустроим родной город 28 июля в нашей газете была опубли кована статья инженера В. Долгова о благоустройстве города Североморска, вы звавшая законный интерес у жителей. Слов нет, что за последние годы молодой город Заполярья стал благоустроеннее, красивее. Однако вместе с этим читатели газеты указывают на недостатки в благо устройстве города, особенно его окраин. Вот, например, в районе Маячной сопки произведено оштукатуривание домов, что в лучшую сторону измелило унылый прежде вид улиц. Между тем. как отме чает в письме в редакцию сержант П. Под- лесный. мало обращается здесь внимания на состояние проезжей дороги. И не раз пешеходы и водители машин поминают недобрым словом тех, кто не проявляет заботы о содержании в надлежащем со стоянии дорог в этом районе. Мало уделяется заботы и водоснабже нию жителей окраинных районов города. Со вымени ввода домов на Подгорной и других улицах здесь ведутся работы по укладке водопроводных труб. Осенью прошлого года были поставлены две водо разборные колонки. Но наступила зима, колонки замерзли, и жители остались без воды. Сейчас опять производятся работы по рытью траншей, и улицы вновь имеют неприглядный вид. В своей статье инженер В. Долгов пра вильно пишет, что лестницы, соединяю щие нижнюю и верхнюю части города, могли бы быть украшением, если бы онп были надлежащ^ оформлены. Но кроме оформления, лестницы должны содержать ся в исправном состоянии. А этого не на блюдается. В письме в редакцию тс®. Ездакова сообщает, что на лестнице, ве дущей к Дому офицеров, поломаны сту пеньки и перила. Это грозит опасностью пешеходам. Неисправны и другие лестни цы, ведущие в нижнюю часть города. Од нако это мало беспокоит руководителей КЭЧ и ГЖЧ гор. Североморска. Большую роль в благоустройстве го рода должна сыграть инициатива воинов подразделений. Имеются примеры, когда под руководством командиров вопны в свободное от службы время благоустраи вают свои помещения, наружный вид до мов и казарм, приводят в порядок дороги, производят зеленые насаждения. В одном из подразделений, как об этом сообщает в редакцию старший матрос Пе- гов, под руководством мичмана Веренцова воины благоустраивают свою казарму и прилегающую к ней территорию. А после этого приступят к ремонту клуба. В под разделении, где служит матрос Гордюшов, своими силами ремонтируются дороги, под’ездные пути к складам. А. Перемиловский писал в редакцию, что КЭЧ Североморского района не прояв ляет заботы о бытовых нуждах жителей Корабельной улицы. Еще в прошлом году здесь началось строительство водоразбор ной колонки, однако дело двигается мед ленно. На запрос редакции тов. Яшин от ветил: «Колонка находится в стадии строительства». Возникает вопрос: когда же этот «крупный» об’ект войдет в строй? Благоустройство города и связанное с ним улучшение бытовых нужд населения — важное и большое дело. Наш город мо лодой, быстро расстраивается и должен быть красивым, культурным центром Се верного флота. ■ По полторы норы в лень Отличник боевой и политической подго товки младший сержант Коватеев добился высокой производительности труда. Рабо тая на скрепере, он взял обязательство выполнять задания на 125 процентов. Свое слово воин сдержал с честью. Сейчас он выполняет по полторы нормы в день. За добросовестный труд младший сер жант Коватеев имеет несколько поощре ний от командира части. Рядовой А. ОВЧИННИКОВ. Растить мастеров торпедного удара 1. Успех атаки готовится в базе Основным и решающим видом боевой деятельности подводной лодки является нанесение торпедных ударов. В связи с оснащением кораблей усовершенствован ными и новейшими техническими бредст- вамп противолодочной обороны выполнять эту задачу подводникам стало значительно труднее. Если раньше успех торпедной атаки в решающей мере зависел от ко мандира, то теперь в ее проведении непо средственно участвуют все большее число матросов, старшин и офицеров, обслужи вающих сложные и разнообразные прибо ры, аппаратуру, механизмы. Это, естест венно. не умаляет роль командира. Атаку осуществлял и ныне осуществляет он. Од нако высокая результативность торпедной атаки в современных условиях немысли ма без грамотных и точных действий все го экипажа, каждого матроса и старшины. Все это неизмеримо повысило требования к боевой подготовке командиров и экипа жей подводных лодок. Основой отличного выполнения торпед ных стрельб, как известно, является вы сокая выучка личного состава. Такая вы учка достигается настойчивым изучением каждым матросом, старшиной и офицером своего дела, корабля, боевой техники и систематическими тренировками в учеб ных кабинетах и на боевых постах при стоянках в базе, а потом, как высший этап подготовки, — в море. Нричем дей ствия личного состава должны быть отра ботаны до автоматизма. Матросам, стар шинам и офицерам также необходимо уме ние обеспечивать успешное выполнение торпедных стрельб при выходе из строя различных боевых и технических средств. В этом главное. Мне же хотелось,подроб но остановиться на более конкретных во просах. таких, как подготовка к торпед ным стрельбам в базе, осуществление под водной лодкой поиска цели и, наконец, проведение самой торпедной атаки. На флоте не зря бытует поговорка: «Успех похода готовится в базе». Мы так же говорим, что плавание является луч шей школой для моряков. Но это справед ливо лишь при условии, если экипаж тща тельно. всесторонне готовится к каждому выходу в море. В противном случае поход много полезного не дает. Об этом свиде тельствует и опыт некоторых подводных лодек. Подготовка к походу, к торпедным стрельбам складывается пз многих эле ментов. Она начинается с момента получе ния командиром подводной лодки приказа о выходе в море и должным образом обес печивается хорошей организацией служ бы, четким уставным порядком, усилиями всего личного состава. Прежде всего, ко мандир в целях мобилизации моряков на образцовое выполнение поставленной зада чи должен позаботиться о том, чтобы она была раз’яснена каждому члену экипажа. Первыми его помощниками в этом, как и вообще, являются коммунисты и комсо мольцы. Они обязаны познакомить весь личный состав с целями и особенностями предстоящего плавания, побеседовать с ма тросами к старшинами, обратить их вни мание на главные, решающие вопросы, призвать б отличным действиям на бое вых постах. В море каждая пройденная миля долж на быть использована для совершенство вания боевой выучки экипажа. Поэтому командиру корабля н всем офицерам сле дует тщательно продумывать учебные ме роприятия, которые целесообразно про вести непосредственно перед стрель бами, учитывать особенности плава ния в данном районе, и если, ска жем. обстановка в походе изменится, то у командира должен быть запас ной вариант учебного плана. Таким обра зом, чтобы пребывание в море при несло каждому подводнику как можно больше пользы, необходимо вдумчиво пла нировать учебу личного состава как на ходу, так и во время якорных стоянок. А ведь erne нередко бывает так, что на под водной лодке, вышедшей в морс для вы полнения торпедных стрельб, предвари тельные тренировочные атаки не прово дятся, драгоценное время тратится впу стую, а когда цель похода меняется, — офицеры теряются, не знают, какие виды боевой подготовки проводить. Все это про исходит из-за недостаточной организо ванности, непродуманного планирования. Командиру корабля, подразделения по лезно проанализировать, что хорошего и что плохого было в предыдущих походах, как раньше протекали торпедные атаки, и учесть этот опыт, чтобы избежать разно го рода ошибок, упрощений, условностей. Словом, нужно сделать все возможное для организации интенсивной учебы моряков и успешного проведения стрельб. Когда заблаговременно известны харак тер и условия стрельб, то офицерам сле дует провести тренировки по отработке действий подчиненных, которые им пред стоит проделать в море. Опыт передовых подводных лодок показывает, что предва рительные практические занятия в базе позволяют в походе сокращать затраты времени на подготовительные упраж нения. предшествующие стрельбам, а ма тросы и старшины, заранее отработав те или иные приемы использования техники, в море чувствуют себя уверенно, дей ствуют четко, правильно, слаженно. А для этого у нас есть все возможности. У моряков-подводников имеются хорошо оборудованные учебные кабинеты, где торпедисты, гидроакустики, радисты и другие специалисты могут успешно тре нироваться. В кабинете торпедной стрель бы, например, должны отрабатываться маневры и приемы выхода в атаку, взаи модействие и четкость работы личного состава главного командного пункта, т. к. успех выполнения задачи зависит в пер вую очередь от этого. Матросам и старшинам крайне необхо димо умение быстро устранять возникаю щие в заведываниях неисправности и тем самым обеспечивать беспрерывность и вы сокий результат атаки. Поэтому обучение экипажа следует строить с учетом ввод ных о выходе из строя приборов, отдель ных устройств и т. д. На тех кораблях, где этому вопросу уделяется должное вни мание. возникающие в технике неполадки не влияют на выполнение стрельб. Однаж ды на одной из лодок во время атаки вы шел из строя прибор. Но, благодаря на ходчивости и мастерству лейтенанту Зе- ленцова и старшин 2 статьи Пирог(>ва и Атращенко, трудная торпедная стрельба была проведена отлично. Не лишне перед выходом в море прове сти общие и корабельные учения с целью совершенствования организации торпедной атаки, достижения четкости взаимодейст вия главного командного пункта и всех боевых постов. Пренебрежение этцм чре вато нежелательными последствиями. На пример, на одной подводной лодке было слабо отработано проведение атаки в сложных условиях. Это привело к тому, что в самый ответственный момент рас- согласовка приборов осталась незамечен ной. и задачу корабль не выполнил. Большое значение надо придавать при готовлению торпед и торпедных аппаратов к практическому использованию. Малей шие ошибки в этом деле недопустимы. От торпедистов требуются исключительная внимательность и точность. Умело и по стоянно прививают эти качества подчинен ным лейтенант Пихтилев и другие пере довые офицеры. Они лично принимают тор педы и контролируют действия подчинен ных по изготовлению оружия, подсказы вают им, поправляют и учат их. доби ваются пунктуального соблюдения правил и инструкций. Именно этим об’ясняется безотказность вверяемых им торпед, от личная работа материальной части. Между тем на отдельных кораблях имели место случаи, когда неправильное приготовление торпедистами техники выливалось в боль шие неприятности. Например, в прошлом году из-за того, что в торпедном аппара те буфер задней крышки оказался отжа тым, закусило шпиндель прибора, и тор педа из аппарата не вышла. Этот пример лишний раз убеждает в необходимости тщательной подготовки оружия к походу. Серьезную роль в современных услови ях па подводных лодках играют гидроаку стики. Как бы они ни были подготовлены. без регулярных занятий и тренировок в учебном кабинете не исключены срывы в их работе. Поэтому перед походом они дол жны идти в кабинет и там тренироваться в обнаружении и классификации целей, в определении их скоростей хода по шу мам. Так поступают лучшие гидро акустики, несмотря на то, что они яв ляются мастерами своего дела. Их приме ру нужно следовать всем специалистам радиотехнической службы. Вполне понятно, что и самим команди рам подводных лодок нельзя полагаться на старый багаж знаний, на прежний свой опыт. Практика убедительно показывает, что командир, успокоившийся на достиг нутом, топчущийся на одном месте, дол жным образом не сп 1 >авляется со своими обязанностями, при осуществлении атаки допускает ошибки и. в конце концов, за валивает ее. Так и случилось однажды с одним командиром, который не выполнил ответственные стрельбы. Произошло это потому, что он редко занимался в кабине те торпедной стрельбы и. естественно, не имел достаточной подготовки. А он не один такой. И некоторые другие командиры ма ло заботятся о совершенствовании своей выучки. Нечего и говорить, что если так будет продолжаться и впредь, то вряд ли они станут подлинными мастерами тор педного удара. Каждый командир, все офицеры во вре мя подготовки к выходу в море обязаны внимательно повторить соответствующие разделы уставов, наставления, инструкции и т. д. с тем. чтобы недостаточное знание ими этих руководящих документов не отра зилось на выполнении поставленной за-г дачи. Штурману кроме того необходимо составить предварительную прокладку с учетом всех навигационных и гидрометео рологических особенностей, всесторонне изучить район предстоящего плавания, тщательно откорректировать нужные кар ты, подготовить навигационные приборы и твердо знать их поправки. Перед походом как следует должны быть осмотрены и проверены в действии все механизмы на подводной лодке. Аппараты заряжаются лишь после проверки регули ровки системы стрельбы прострелкой во дой. Необходимо твердо убедиться, что приборы упразления подключены к аппа ратам и торпедам, что все механизмы дей ствуют нормально. Большое место в подготовке к походу занимают мероприятия по обеспечению скрытности плавания подводной лодкп. К ним относятся удаление из трюмов грязп, масла, мусора, ветоши, закрепление люч ков на палубе и надстройке, удаление с палубы и тросов масла и т. д. Без вни мания не должна остаться ни одна «ме лочь». которая может демаскировать ко рабль в море. Матросы и старшины по сигналу «Ко рабль к бою и походу изготовить!» своп обязанности должны выполнять с душой, с чувством личной ответственности. Нп в коем случае недопустимо нарушение по рядка изготовления к действию оружия и технических средств, предусмотренного инструкциями. К чему ведет хотя бы ма лейшее отступление от требований этих документов, видно на следующем примете. Торпедный электрик старшпна 2 статьи Георги плохо осмотрел важный прибор. Цри выходе лодки в атаку выяснилось, что этот прибор одну из величин не вы рабатывает. Командир оказался стеснен ным в использовании оружия. Чтобы пре дупреждать такие случаи, офицеры обя заны осуществлять личный контроль за действиями подчиненных по приготовле нию корабля к походу. Подводникам нельзя забывать также о капризах и суровости моря. Моряки всегда должны предвидеть возможность ухудшения погоды. Как говорится, идешь в море — готовься к шторму. Готовя ко рабль и экипаж к походу, старшему по мощнику и помощнику командира необхо димо предпринимать все меры,, чтобы под водная лодка могла выдержать любой шторм и справиться со своей задачей. Вот в основном те условия, которые обеспечивают полноценную подготовку подводной лодки к торпедным стрельбам. Только при неуклонном выполнении этих условий можно полностью восполмоваться всеми богатыми возможностями, которые предоставляются в море для дальнейшего повышения боевого мастерства, а техника действует безотказно. Подводники, тщательно готовясь к по ходу. тем самым обеспечивают себе успех в выполнении торпедных стрельб. ОФииео А. Г0Р0ЖАНКИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz