На страже Заполярья. 1955 год. Август.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я 2 7 августа 1955 г., № 203 (5355 ). ПОХОД— ПРОВЕРКА ЗНАНИИ Приказ о выходе в море личный состав встретил с радостью. Для старшин и ма­ тросов, повседневно связанных с морем, поход является школой дальнейшего по­ вышения мастерства, экзаменом на бое­ вую зрелость. Каждый моряк с нетерпе­ нием ждал этого плавания, чтобы прове­ рить свою выучку. И этот час пришел. На походную вахту встали сигнальщики, радисты, рулевые, котельные машинисты, машинисты-турбинисты — все корабель­ ные специалисты. Все видеть, обо всем докл адыв а т ь На сигнальном мостике несут вахту комсомольцы старшина 2 статьи Таистов, старший матрос Терентьев и матрос Гла- эырИ'Н. Все онп специалисты (второго клас­ са, мастера своего дела. Воины любой по­ ход ип о л ь з уют для совершенствования ~нанпи. чтобы потом, когда настанет вре­ мя, стать специалистами первого класса. Поход корабля был длительным и труд­ ным. Сигнальщики работали в сложных условиях. Но ни малая видимость, ни на- доедл^чп мелкий дождь не мешали ком­ сомольцам все видеть и обо всем своевре­ менно докладывать. Глаза корабля, как называют сигнальщиков сослуживцы, обеспечили ему безопасность плавания, содействовали успешному решению задач, стоящих перед кораблем. Любая неожиданность не могла от­ влечь членов ВЛКСМ Таистова. Терентье­ ва и Глазырнна от выполнения своих обя­ занностей. Морякам, например, хорошо известно, что кит — редкий гость в водах Барен­ ца ja моря. Но в этом походе личному со­ ставу довелось встретиться с этим живот- ным-великаном. Кит плыл наперерез ко­ раблю. Его черная спина иногда появля­ лась в волнах, а мощный фонтан воды обозначал путь морского исполина. .Как не заинтересоваться этим зрелц- щем? Ведь, возможно, больше никогда не увидишь такое, сколько бы ни приходи­ лось быть в море. Но сигнальщики не поддались соблазну. Их действия отвечали требованиям наставлений и инструкций. Заметив кита, они доложили об этом и продолжали вести наблюдение в отведен­ ных секторах. Обширен круг обязанностей у сигналь­ щика. Он должен не только бдительно смотреть за поверхностью моря и возду­ хом, но и знать телеграфную азбуку, флажной семафор, освоить работу на сво­ дах. По всем этим вопросам тт. Таистов, Терентьев и Глазырин получили хорошую практику. В походе им пришлось много передавать и принимать текста телеграф­ ной азбукой, набирать и разбирать сигна­ лы по сводам. В плавании сигнальщики сделали но­ вый шаг к совершенствованию боевого ма­ стерства. Об этом свидетельствуют поощ­ рения командира, которых были удостое­ ны старший матрос Терентьев и матрос Глазырин за бдительное несение вахты, за четкие, быстрые и грамотные действия на сигнальном мостике. У котлов и турбин Если действия •матросов и старшин верхних боевых постов командир или его помощник видят, то о тех, кто несет вах­ ту в нижних помещениях и отсеках ко­ рабля, в котельных и машинных отделе­ ниях, они судят по тому, как быстро и точно выполняются их приказания. Безотказная работа агрегатов и устано­ вок. обслуживаемых личным составом электромеханического подразделения, сви­ детельствует о высокой выучке моряков, об их чувстве ответственности за пору­ ченное дело. Что это так, говорят многие факты и примеры. Отделение котельных машинистов, в которое входит старший матрос Дмитрий Перчеклий, является передовым на кораб­ ле. Здесь многие матросы— отличники уче­ бы и классные специалисты. Командир от­ деления уверен, что котлы, обслуживае­ мые его подчиненными, всегда готовы к действию. Ходовую вахту матросы несут бдитель­ но как на горении, так и на питании котлов. Они внимательно следят за дей­ ствующими форсунками, цветом пламени в котлах, добиваются бездымного горения. Все это позволяет воинам отделения удер­ живать всегда пар на марке и экономить расход топлива. В отделении хорошо развиты взаимовы­ ручка, контроль за действиями сослужив­ цев. Здесь любой матрос может найти поддержку, получить совет у товарища, а если необходимо, то и помощь. Матрос Лунев известен в отделении как хороший специалист. Он за всякое пору­ чение берется'с вдохновением. Но сослу­ живцы знают, что матрос может увле­ каться одним делом, работой какого-ни­ будь механизма, упустив из вида другие. Вот тут-то и приходят ему на помощь то­ варищи по отделению. Так, например, в походе старший матрос Перчеклий напом­ нил матросу Луневу о том, что он недо­ статочно внимательно контролирует рабо­ ту агрегата, обеспечивающего подогрев мазута. От котельных машинистов не отстали в обслуживании своих заведываний маши­ нисты-ту рбпнисты. В машинных отделе­ ниях за время похода также не было по­ ломок и аварий, но лучше всех обслужи­ вали турбины и вспомогательные меха­ низмы подчиненные специалиста первого класса старшины 1 статьи Бориса Бара-' нова. В походе отлнчилцсь маневровщик матрос Фальков, вахтенные у вспомога­ тельных механизмов матросы Рычков и Виненко. Когда вдали от базы корабль встал на якорь и представилась возможность пойти отдыхать, то машпнисты-турбинисты не сделали этого. Матросы под руководством старшины приступили к осмотру своих заведываний. В ходе осмотра они устано­ вили, что сальники некоторых сопел тур­ бины приварились. За устранение этой не­ исправности взялись комсомольцы Фаль­ ков и Гаранин. Они не выходили пз ма­ шинного отделения до тех пор, пока не заменили сальники сопел. Так поступает личный состав этого от­ деления, когда корабль после похода ста­ новится на якорь или бочку. Это позво­ ляет подчиненным ста-ршины 1 статьи тов. Баранова образцово содержать вве­ ренную технику, без аварий и поломок обслуживать ее на походе. Курс точен! Т а к держать ! Чтобы корабль выполнил задачу, необ­ ходимо не только привести его в движе­ ние, но нужно еще точно провести его по курсу в намеченный пункт. Эту зада­ чу на каждом корабле выполняют руле­ вые, штурманские электрики, возглавляе­ мые старшинами и штурманом. Хороший рулевой — гордость командира. Таким людям он доверяет вести корабль в уз­ костях, тумане, во время совместного пла­ вания, артиллерийских и торпедных стрельб. По праву лучшими рулевыми корабля являются комсомольцы старпшй матрос Чужинов. старшина 2 статьи 1Носаль, старшина 1 статьи Соболев. Все они — классные специалисты. Они умеют на большой волне и при сильном ветре удер­ живать корабль точно по курсу. За уме­ лые действия на походах комсомольцы Чужинов. Носаль и Соболев имеют много поощрений. Только один старшина 1 ста­ тьи Соболев удостоен сорока поощрении, в их числе 60 суток внеочередного крат­ косрочного отпуска, денежная премия и ценный подарок. Это ли не показатель ма­ стерства старшины и его сослуживцев. * * * Трудный и длительный поход, насы­ щенный учениями и тренировками, явил­ ся хорошей школой выучки личного со­ става. Он сделал новый шаг к совершен­ ствованию знаний, а достигнутые успехи в учебе являются конкретным выражени­ ем стремления матросов, старшин и офи­ церов встретить XX с’езд КПСС новыми, более высокими показателями в боевой и политической подготовке. Офицер В. ТУЛУШЕВ. На п о л и т и ч е с к и х з а н я т и я х Дополнительная учёба с матросами В Н-ском подразделении ведехся по­ стоянная борьба за высокое качество по­ литической учебы матросов и старшин. Зная, какую важную роль играют поли­ тические занятия в воспитании у воинов высоких морально-боевых качеств, коман­ дир и партийная организация добиваются, чтобы все моряки неустанно расширяли свои политические знания. Одно время не­ которые матросы и старшины плохо усва­ ивали изучаемый материал. Это сказыва­ лось и на их боевой подготовке. Причина была в том, что эти товарищи, находясь на вахте или выполняя различные работы, иногда пропускали занятия. Им трудно было наверстать упущенное. Как-то руководитель группы политза­ нятий попросил матроса Голобородько от­ ветить на поставленный вопрос. Воин не смог этого сделать. Это повторялось неод­ нократно. Матрос обычно ссылался на то; что отсутствовал на занятиях. Подобные случаи были и с другими матросами. В результате снизилась активность на по­ литических занятиях. Многие воины не могли самостоятельно овладеть изучаемым материалом. Нужно было улучшить организацию помощи личному составу в политической учебе. Вопрос об этом был обсужден на партийном и комсомольском собраниях. Решено было усилить работу с отстаю­ щими в учебе. Составили план проведения дополнительных занятий. Активное участие в проведении допол­ нительных занятий принял помощник ру­ ководителя группы старшина 1 статьи Доценко. Он тщательно продумывает содержание своего выступления, учиты­ вает степень подготовленности слушате­ лей. Коммунист Доценко постоянно сле­ дит за периодической печатью, читает ху­ дожественную литературу, знает, как слу­ жит тот пли другой воин. Все это помо­ гает ему найти убедительные примеры и факты для раз’яснения изучаемого мате­ риала, довести его до сознания каждого слушателя. Когда старшина проводил дополнитель­ ное занятие по теме «Военная присяга и уставы — нерушимый закон жизни вои­ на». то использовал красочно оформлен­ ный стенд «Бдительно нести карауль­ ную и вахтенную службу». На стенде были воспроизведены выдержки пз При­ сяги и уставов, рисунки, показывающие, как должен действовать часовой на посту, и т. д. Кроме того, в своем рассказе он использовал и примеры из жизни подраз­ деления. Матрос Голобородько, находясь на посту, допустил однажды нарушение. Старшина напомнил об этом собравшимся воинам. Все это помогло морякам глубже понять требования Военной присяги и уставов. Пногда случается, что и на дополни­ тельные занятия отдельные матросы не могут явиться. Тогда Доценко занимается с ними индивидуально. Матрос Малик по уважительным при­ чинам пропустил основное и дополнитель­ ное занятия по теме: «Быть стойким, выносливым и мужественным воином». До этого у него также наблюдалось от­ ставание в политической учебе. Помощ­ ник подобрал для матроса номера газет, где был материал по изучаемой теме, по­ рекомендовал прочитать книгу Владими­ ра Рудного «Гангутцы». Те вопросы, ко­ торые воин не мог уяснить самостоятель­ но, старшина подробно раз’яснил ему. Так, помощник руководителя группы расска­ зал матросу, какое большое значение име­ ет для воина бдительность щт несении вахты. Был приведен ряд примеров из жизни и службы передовых воинов под­ разделения. Все это положительно сказалось на ус­ певаемости воина. Когда была беседа по этой теме, то он принял в ней активное участие. Индивидуальная работа с ма­ тросом Малик положительно отразилась и на службе воина. Сейчас он является примером для другпх. При изучении исторических решений июльского Пленума ЦК КПСС в подразде­ лении был проведен ряд дополнитель­ ных занятий. С успехом прошло послед­ нее дополнительное занятие по материа­ лам июльского Пленума, организованное старшиной 1 статьи Доценко. Среди вои­ нов развернулась оживленная беседа. Мо­ ряки рассказывали о том. как труженики городов и сел борются за выполнение на­ меченных партией и правительством пла­ нов, приводили интересные примеры. Помощник руководителя попросил ряд то­ варищей рассказать о жизни и труде сво­ их земляков. Матрос Мороко до службы на Флоте работал механиком Каргоковской МТС, Черниговской области. Он хорошо знаком с новыми машинами, поступающи­ ми на колхозные поля. Матрос в непри­ нужденной беседе рассказал о самоотвер­ женных делах сельских механизаторов. На дополнительном занятии Доценко ис­ пользовал также стенд, на котором вос­ произведены цифры и факты из доклада Н. А. Булганина на июльском Пленуме ПК КПСС. На очередном политическом занятии ма­ тросы Каракай. Дзындра, Тимошенко уме­ ло увязывали решения июльского Плену­ ма ЦК КПСС с задачами подразделения. В этом сказалось влияние дополнительно­ го занятия. Большое внимание в подразделении уделяется взаимной помощи в учебе. На­ ходясь постоянно среди своих сослужив­ цев, передовой воин, отличник боевой и политической подготовки матрос Скорик хорошо знает, в чем нуждается тот или иной товарищ, какая ему нужна помощь в изучении материала. Когда изучалась тема- «Быть дисципли­ нированным воином», матрос Цап неглу­ боко уяснил роль старшин и сержантов в укреплении воинской дисциплины и порядка в подразделении. Комсомолец ма­ трос Скорик порекомендовал товарищу прочитать дополнительную литературу, рассказал, как старшины подразделения воспитывают воинов. Был приведен при­ мер с матросом Харламовым. который благодаря усилиям командира отделения стал дисциплинированным воином. Значительную помощь матрос Скорик оказывал Папу и при изучении других тем. Теперь этот матрос активно участ­ вует в беседах на политических заня­ тиях. показывает хорошее знание прой­ денных тем. Активная помощь, оказываемая воинам в политической учебе, дает свои [резуль­ таты. На политзанятиях выросла ак­ тивность слушателей, моряки добивают­ ся новых успехов в боевой подготовке, крепнет дисциплина. НА СНИМКЕ : помощник руководителя группы старшина 1 статьи Николай Д о­ ценко проводит дополнительное политиче­ ское занятие у географической карты . Текст и фото старшины 2 статьи А. НУТЕПОВА. Д е й с т в е н н а я п о м о щ ь Помощник руководителя группы по­ литзанятий старшпна 1 статьи Ермилов оказывает большую помощь воинам в изучении рекомендованной литературы. Чаще всего он занимается со слушателя­ ми группы индивидуально, советует им, как лучше овладеть материалом, как со­ ставлять конспект. Как-то матрос Елев недостаточно пол­ но и глубоко ответил на вопрос руково­ дителя группы. Ермилов учел это. В ово,- боднее время он пригласил Елева в би­ блиотеку и стал с ним вместе работать над материалами июльского Пленума ЦК КПСС. Старшина раз’яснил матросу смысл каждого раздела доклада Н. А. Булганина и Постановления Пленума ЦК КПСС. За­ тем матрос Елев прочитал рекомендован­ ные материалы и пересказал их содержа­ ние. Здесь же с помощью старшины он своими словами записал в конспект ос­ новной смысл прочитанного. После ряда таких занятий моряк хорошо освоил материалы июльского Пленума ЦК КПСС. Большую помощь оказал старшина 1 статьи Ермилов и матросу Дудину. Этот воин вначале занимался без должно­ го усилия. С ним пришлось неоднократно беседовать, помогать в правильном усвое­ нии прочитанного. Это скоро дало свои результаты. Матрос Дудин стал добросо­ вестно относиться к учебе. Помощник руководителя группы полит­ занятий делает большое дело, помогая воинам расширять политический круго­ зор. лучше осознать и выполнять свой по­ четный воинский долг. Старшина 2 статьи В. ЛАВРОВ. По следам писем читателей Благоустроим родной город 28 июля в нашей газете была опубли­ кована статья инженера В. Долгова о благоустройстве города Североморска, вы­ звавшая законный интерес у жителей. Слов нет, что за последние годы молодой город Заполярья стал благоустроеннее, красивее. Однако вместе с этим читатели газеты указывают на недостатки в благо­ устройстве города, особенно его окраин. Вот, например, в районе Маячной сопки произведено оштукатуривание домов, что в лучшую сторону измелило унылый прежде вид улиц. Между тем. как отме­ чает в письме в редакцию сержант П. Под- лесный. мало обращается здесь внимания на состояние проезжей дороги. И не раз пешеходы и водители машин поминают недобрым словом тех, кто не проявляет заботы о содержании в надлежащем со­ стоянии дорог в этом районе. Мало уделяется заботы и водоснабже­ нию жителей окраинных районов города. Со вымени ввода домов на Подгорной и других улицах здесь ведутся работы по укладке водопроводных труб. Осенью прошлого года были поставлены две водо­ разборные колонки. Но наступила зима, колонки замерзли, и жители остались без воды. Сейчас опять производятся работы по рытью траншей, и улицы вновь имеют неприглядный вид. В своей статье инженер В. Долгов пра­ вильно пишет, что лестницы, соединяю­ щие нижнюю и верхнюю части города, могли бы быть украшением, если бы онп были надлежащ^ оформлены. Но кроме оформления, лестницы должны содержать­ ся в исправном состоянии. А этого не на­ блюдается. В письме в редакцию тс®. Ездакова сообщает, что на лестнице, ве­ дущей к Дому офицеров, поломаны сту­ пеньки и перила. Это грозит опасностью пешеходам. Неисправны и другие лестни­ цы, ведущие в нижнюю часть города. Од­ нако это мало беспокоит руководителей КЭЧ и ГЖЧ гор. Североморска. Большую роль в благоустройстве го­ рода должна сыграть инициатива воинов подразделений. Имеются примеры, когда под руководством командиров вопны в свободное от службы время благоустраи­ вают свои помещения, наружный вид до­ мов и казарм, приводят в порядок дороги, производят зеленые насаждения. В одном из подразделений, как об этом сообщает в редакцию старший матрос Пе- гов, под руководством мичмана Веренцова воины благоустраивают свою казарму и прилегающую к ней территорию. А после этого приступят к ремонту клуба. В под­ разделении, где служит матрос Гордюшов, своими силами ремонтируются дороги, под’ездные пути к складам. А. Перемиловский писал в редакцию, что КЭЧ Североморского района не прояв­ ляет заботы о бытовых нуждах жителей Корабельной улицы. Еще в прошлом году здесь началось строительство водоразбор­ ной колонки, однако дело двигается мед­ ленно. На запрос редакции тов. Яшин от­ ветил: «Колонка находится в стадии строительства». Возникает вопрос: когда же этот «крупный» об’ект войдет в строй? Благоустройство города и связанное с ним улучшение бытовых нужд населения — важное и большое дело. Наш город мо­ лодой, быстро расстраивается и должен быть красивым, культурным центром Се­ верного флота. ■ По полторы норы в лень Отличник боевой и политической подго­ товки младший сержант Коватеев добился высокой производительности труда. Рабо­ тая на скрепере, он взял обязательство выполнять задания на 125 процентов. Свое слово воин сдержал с честью. Сейчас он выполняет по полторы нормы в день. За добросовестный труд младший сер­ жант Коватеев имеет несколько поощре­ ний от командира части. Рядовой А. ОВЧИННИКОВ. Растить мастеров торпедного удара 1. Успех атаки готовится в базе Основным и решающим видом боевой деятельности подводной лодки является нанесение торпедных ударов. В связи с оснащением кораблей усовершенствован­ ными и новейшими техническими бредст- вамп противолодочной обороны выполнять эту задачу подводникам стало значительно труднее. Если раньше успех торпедной атаки в решающей мере зависел от ко­ мандира, то теперь в ее проведении непо­ средственно участвуют все большее число матросов, старшин и офицеров, обслужи­ вающих сложные и разнообразные прибо­ ры, аппаратуру, механизмы. Это, естест­ венно. не умаляет роль командира. Атаку осуществлял и ныне осуществляет он. Од­ нако высокая результативность торпедной атаки в современных условиях немысли­ ма без грамотных и точных действий все­ го экипажа, каждого матроса и старшины. Все это неизмеримо повысило требования к боевой подготовке командиров и экипа­ жей подводных лодок. Основой отличного выполнения торпед­ ных стрельб, как известно, является вы­ сокая выучка личного состава. Такая вы­ учка достигается настойчивым изучением каждым матросом, старшиной и офицером своего дела, корабля, боевой техники и систематическими тренировками в учеб­ ных кабинетах и на боевых постах при стоянках в базе, а потом, как высший этап подготовки, — в море. Нричем дей­ ствия личного состава должны быть отра­ ботаны до автоматизма. Матросам, стар­ шинам и офицерам также необходимо уме­ ние обеспечивать успешное выполнение торпедных стрельб при выходе из строя различных боевых и технических средств. В этом главное. Мне же хотелось,подроб­ но остановиться на более конкретных во­ просах. таких, как подготовка к торпед­ ным стрельбам в базе, осуществление под­ водной лодкой поиска цели и, наконец, проведение самой торпедной атаки. На флоте не зря бытует поговорка: «Успех похода готовится в базе». Мы так­ же говорим, что плавание является луч­ шей школой для моряков. Но это справед­ ливо лишь при условии, если экипаж тща­ тельно. всесторонне готовится к каждому выходу в море. В противном случае поход много полезного не дает. Об этом свиде­ тельствует и опыт некоторых подводных лодек. Подготовка к походу, к торпедным стрельбам складывается пз многих эле­ ментов. Она начинается с момента получе­ ния командиром подводной лодки приказа о выходе в море и должным образом обес­ печивается хорошей организацией служ­ бы, четким уставным порядком, усилиями всего личного состава. Прежде всего, ко­ мандир в целях мобилизации моряков на образцовое выполнение поставленной зада­ чи должен позаботиться о том, чтобы она была раз’яснена каждому члену экипажа. Первыми его помощниками в этом, как и вообще, являются коммунисты и комсо­ мольцы. Они обязаны познакомить весь личный состав с целями и особенностями предстоящего плавания, побеседовать с ма­ тросами к старшинами, обратить их вни­ мание на главные, решающие вопросы, призвать б отличным действиям на бое­ вых постах. В море каждая пройденная миля долж­ на быть использована для совершенство­ вания боевой выучки экипажа. Поэтому командиру корабля н всем офицерам сле­ дует тщательно продумывать учебные ме­ роприятия, которые целесообразно про­ вести непосредственно перед стрель­ бами, учитывать особенности плава­ ния в данном районе, и если, ска­ жем. обстановка в походе изменится, то у командира должен быть запас­ ной вариант учебного плана. Таким обра­ зом, чтобы пребывание в море при­ несло каждому подводнику как можно больше пользы, необходимо вдумчиво пла­ нировать учебу личного состава как на ходу, так и во время якорных стоянок. А ведь erne нередко бывает так, что на под­ водной лодке, вышедшей в морс для вы­ полнения торпедных стрельб, предвари­ тельные тренировочные атаки не прово­ дятся, драгоценное время тратится впу­ стую, а когда цель похода меняется, — офицеры теряются, не знают, какие виды боевой подготовки проводить. Все это про­ исходит из-за недостаточной организо­ ванности, непродуманного планирования. Командиру корабля, подразделения по­ лезно проанализировать, что хорошего и что плохого было в предыдущих походах, как раньше протекали торпедные атаки, и учесть этот опыт, чтобы избежать разно­ го рода ошибок, упрощений, условностей. Словом, нужно сделать все возможное для организации интенсивной учебы моряков и успешного проведения стрельб. Когда заблаговременно известны харак­ тер и условия стрельб, то офицерам сле­ дует провести тренировки по отработке действий подчиненных, которые им пред­ стоит проделать в море. Опыт передовых подводных лодок показывает, что предва­ рительные практические занятия в базе позволяют в походе сокращать затраты времени на подготовительные упраж­ нения. предшествующие стрельбам, а ма­ тросы и старшины, заранее отработав те или иные приемы использования техники, в море чувствуют себя уверенно, дей­ ствуют четко, правильно, слаженно. А для этого у нас есть все возможности. У моряков-подводников имеются хорошо оборудованные учебные кабинеты, где торпедисты, гидроакустики, радисты и другие специалисты могут успешно тре­ нироваться. В кабинете торпедной стрель­ бы, например, должны отрабатываться маневры и приемы выхода в атаку, взаи­ модействие и четкость работы личного состава главного командного пункта, т. к. успех выполнения задачи зависит в пер­ вую очередь от этого. Матросам и старшинам крайне необхо­ димо умение быстро устранять возникаю­ щие в заведываниях неисправности и тем самым обеспечивать беспрерывность и вы­ сокий результат атаки. Поэтому обучение экипажа следует строить с учетом ввод­ ных о выходе из строя приборов, отдель­ ных устройств и т. д. На тех кораблях, где этому вопросу уделяется должное вни­ мание. возникающие в технике неполадки не влияют на выполнение стрельб. Однаж­ ды на одной из лодок во время атаки вы­ шел из строя прибор. Но, благодаря на­ ходчивости и мастерству лейтенанту Зе- ленцова и старшин 2 статьи Пирог(>ва и Атращенко, трудная торпедная стрельба была проведена отлично. Не лишне перед выходом в море прове­ сти общие и корабельные учения с целью совершенствования организации торпедной атаки, достижения четкости взаимодейст­ вия главного командного пункта и всех боевых постов. Пренебрежение этцм чре­ вато нежелательными последствиями. На­ пример, на одной подводной лодке было слабо отработано проведение атаки в сложных условиях. Это привело к тому, что в самый ответственный момент рас- согласовка приборов осталась незамечен­ ной. и задачу корабль не выполнил. Большое значение надо придавать при­ готовлению торпед и торпедных аппаратов к практическому использованию. Малей­ шие ошибки в этом деле недопустимы. От торпедистов требуются исключительная внимательность и точность. Умело и по­ стоянно прививают эти качества подчинен­ ным лейтенант Пихтилев и другие пере­ довые офицеры. Они лично принимают тор­ педы и контролируют действия подчинен­ ных по изготовлению оружия, подсказы­ вают им, поправляют и учат их. доби­ ваются пунктуального соблюдения правил и инструкций. Именно этим об’ясняется безотказность вверяемых им торпед, от­ личная работа материальной части. Между тем на отдельных кораблях имели место случаи, когда неправильное приготовление торпедистами техники выливалось в боль­ шие неприятности. Например, в прошлом году из-за того, что в торпедном аппара­ те буфер задней крышки оказался отжа­ тым, закусило шпиндель прибора, и тор­ педа из аппарата не вышла. Этот пример лишний раз убеждает в необходимости тщательной подготовки оружия к походу. Серьезную роль в современных услови­ ях па подводных лодках играют гидроаку­ стики. Как бы они ни были подготовлены. без регулярных занятий и тренировок в учебном кабинете не исключены срывы в их работе. Поэтому перед походом они дол­ жны идти в кабинет и там тренироваться в обнаружении и классификации целей, в определении их скоростей хода по шу­ мам. Так поступают лучшие гидро­ акустики, несмотря на то, что они яв­ ляются мастерами своего дела. Их приме­ ру нужно следовать всем специалистам радиотехнической службы. Вполне понятно, что и самим команди­ рам подводных лодок нельзя полагаться на старый багаж знаний, на прежний свой опыт. Практика убедительно показывает, что командир, успокоившийся на достиг­ нутом, топчущийся на одном месте, дол­ жным образом не сп 1 >авляется со своими обязанностями, при осуществлении атаки допускает ошибки и. в конце концов, за­ валивает ее. Так и случилось однажды с одним командиром, который не выполнил ответственные стрельбы. Произошло это потому, что он редко занимался в кабине­ те торпедной стрельбы и. естественно, не имел достаточной подготовки. А он не один такой. И некоторые другие командиры ма­ ло заботятся о совершенствовании своей выучки. Нечего и говорить, что если так будет продолжаться и впредь, то вряд ли они станут подлинными мастерами тор­ педного удара. Каждый командир, все офицеры во вре­ мя подготовки к выходу в море обязаны внимательно повторить соответствующие разделы уставов, наставления, инструкции и т. д. с тем. чтобы недостаточное знание ими этих руководящих документов не отра­ зилось на выполнении поставленной за-г дачи. Штурману кроме того необходимо составить предварительную прокладку с учетом всех навигационных и гидрометео­ рологических особенностей, всесторонне изучить район предстоящего плавания, тщательно откорректировать нужные кар­ ты, подготовить навигационные приборы и твердо знать их поправки. Перед походом как следует должны быть осмотрены и проверены в действии все механизмы на подводной лодке. Аппараты заряжаются лишь после проверки регули­ ровки системы стрельбы прострелкой во­ дой. Необходимо твердо убедиться, что приборы упразления подключены к аппа­ ратам и торпедам, что все механизмы дей­ ствуют нормально. Большое место в подготовке к походу занимают мероприятия по обеспечению скрытности плавания подводной лодкп. К ним относятся удаление из трюмов грязп, масла, мусора, ветоши, закрепление люч­ ков на палубе и надстройке, удаление с палубы и тросов масла и т. д. Без вни­ мания не должна остаться ни одна «ме­ лочь». которая может демаскировать ко­ рабль в море. Матросы и старшины по сигналу «Ко­ рабль к бою и походу изготовить!» своп обязанности должны выполнять с душой, с чувством личной ответственности. Нп в коем случае недопустимо нарушение по­ рядка изготовления к действию оружия и технических средств, предусмотренного инструкциями. К чему ведет хотя бы ма­ лейшее отступление от требований этих документов, видно на следующем примете. Торпедный электрик старшпна 2 статьи Георги плохо осмотрел важный прибор. Цри выходе лодки в атаку выяснилось, что этот прибор одну из величин не вы­ рабатывает. Командир оказался стеснен­ ным в использовании оружия. Чтобы пре­ дупреждать такие случаи, офицеры обя­ заны осуществлять личный контроль за действиями подчиненных по приготовле­ нию корабля к походу. Подводникам нельзя забывать также о капризах и суровости моря. Моряки всегда должны предвидеть возможность ухудшения погоды. Как говорится, идешь в море — готовься к шторму. Готовя ко­ рабль и экипаж к походу, старшему по­ мощнику и помощнику командира необхо­ димо предпринимать все меры,, чтобы под­ водная лодка могла выдержать любой шторм и справиться со своей задачей. Вот в основном те условия, которые обеспечивают полноценную подготовку подводной лодки к торпедным стрельбам. Только при неуклонном выполнении этих условий можно полностью восполмоваться всеми богатыми возможностями, которые предоставляются в море для дальнейшего повышения боевого мастерства, а техника действует безотказно. Подводники, тщательно готовясь к по­ ходу. тем самым обеспечивают себе успех в выполнении торпедных стрельб. ОФииео А. Г0Р0ЖАНКИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz