На страже Заполярья. 1955 год. Август.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я 26 августа 1955 г., Ns 202 (5354). И сп р а в л е н и е ош и б к и Подводник-торпедист старший матрос Каш апов — один из передовых моря­ ков на корабле. Его заведывание всегда находится в постоянной боевой готовности и отличном состоянии. НА СНИМКЕ : старший матрос Р . Кашапов выполняет команду «Товсь аппа­ раты*. Фото И . Ннкишова. ДАЛЬНОМЕРЩИКИ По тревоге на командно-дальномерный пост воины прибыли быстро. Управляю­ щий огнен дает команду: «Центральная наводка!». Старший матрос Оршак разворачивает пост по направлению цели. Матрос Ме­ динский стремится £ак можно точнее принять данные и удержать в поле зре­ ния цель по горизонту. От его работы за­ висит поступление курсового угла. По «вертикали уверенно удерживает цель старший натрое Дудкин. В окуляры хорошо видно водное про­ странство, по которому движется цель. Сейчас дальномерщикам необходимо тща­ тельнее всматриваться на глубину изо­ бражения ромбика, который находится в окулярах, поставить его над целью и нажать педаль. Старшина 2 статьи Зажар- ский, не отрываясь от окуляра, вращает измерительный маховик и ставит ромбик над целью. Затем нажим на педаль, и на­ меренная дальномером дистанция синхрон­ но поступает в центральный пост. Вся эта сложная работа поста проис­ ходила в течение очень небольшого отрез­ ка времени. Моряки действовали безуко­ ризненно и быстро. Офицер и старшина постоянно уделяли большое внимание тому, чтобы сократить нормативное время определения дистан­ ции до цели. Это и понятно. У даль­ номерщиков должна быть на учете каж­ дая секунда. Чем быстрее они определят исходные данные до цели и передадут их в центральный пост, тем скорее будет открыт огонь, а, стало быть, выигран та­ кой важнейший элемент в бою, как вне­ запность. Первым учителем старшины Зажар- «кого, тогда еще молодого и неопытного матроса, был старшина 2 статьи Тихоми­ ров. Он ввел воина в курс дела, показал ему, как требуется определять дистанцию. Прильнув глазами к окуляру дальноме­ ра, новичок каждый день подолгу всматри­ вался в водную гладь залива, искал даль­ номером проходящие мимо корабли и су­ да и, принимая их за движущиеся цели, настойчиво добивался одного: увидеть движение ромбика в глубину. И, нако­ нец, он достиг своего. Наступил день, когда корабль вышел в море для проведения стрельб, и Зажарско- му впервые предстояло их обеспечивать. Заняв по тревоге свое место, он ждал команды. Наконец, с главного командного пункта поступила вводная: «Центральная наводка!». По этой команде наводчики навели дальномер Зажарского на цель. И когда снаряды уничтожили «противни­ ка», старшина Тихомиров сказал ему: — Молодец! Дистанцию артиллеристам дал правильно, хотя и затратил лишнее время на свою работу. Сейчас будем ве­ сти борьбу за секунды. И началась эта борьба. Все меньше и меньше времени треоовалось молодому воину, чтобы определить дистанцию. В плохих метеорологических условиях, при качке он старался определять точные данные до цели. И чем быстрее он их да­ вал, тем быстрее артиллеристы открыва­ ли отонь. После ряда очень удачных стрельб мастерство Зажарского, как дальномерщи­ ка, стало очевидным. Он получил звание классного специалиста. . Отслуживший свои срок службы Тихомиров уходил п запас и гордился, что подготовил себе хорошую замену. В настоящее время старшина 2 статьи В. Зажарский сам является опытным вос­ питателем подчиненных. Своими успехами в боевой подготовке ему обязаны многие воины, такие, как отличный дальномер­ щик Шешалевнч. визирщики Мединский, Дудкин и другие моряки его поста. Вос­ питывая матросов, старшина постоянно прививает им любовь и веру в технику, которую они обслуживают. Как-то на тренировке один из матросов усомнился в правильности показаний дальномера. Это был нужный сигнал, и Зажарский в дальнейшем учитывал это в работе с подчиненными. Он конкретно указал матросу на его ошибки, заключав­ шиеся в плохом знании устройства даль­ номера, и тут же рассказал поучительный случай: — На одном из кораблей во время стрельбы дальномерщики работали по оп­ ределению дистанции. Цель была подвиж­ ной. Внезапно у вертикального наводчика вышла нз строя стабилизация оптики, и цель оказалась потерянной. Произошло это потому, что призму загнало вверх. Гори­ зонтальный же наводчик, пе обнаружив цели в поле зрения, продолжал вращать наводку визира по горизонту. В это время первый наводчик опустил вертикальную наводку вниз, и в поле зрения уже поя­ вилась не цель, которую следовало пора­ зить, а корабль-буксировщик... — Вот к чему привели беспечность в обстановке, приближенной к боевой, пло­ хое знание техники и неумение грамотно обслуживать ее, — закончил свой рассказ старшина. Матросы внимательно выслушали все, о чем говорил им старшина, и каждый из них сделал для себя вывод: больше вни­ мательности, усердия при работе на даль­ номерах, больше веры в родное оружие. Корабль снова в море. Поступает целе­ указание. Старший матрос Дудкин при­ нял его и увидел в в об’ективе визира цель. ...Секунда, вторая, и вот уже син­ хронно дистанция поступает в централь­ ный пост, а оттуда в башню. Гремят залпы, снаряды ложатся точно. П в этом успехе каждый из моряков- дальномерщиков видит свой труд. Лейтенант Д. РУМЯНЦЕВ. — Дайте мне личное дело матроса Медведева, — обратился лейтенант Мп- хальченко к писарю подразделения. Офицер сел к столу, раскрыл папку и вынул из нее карточку взысканий и по­ ощрений штурманского электрика Нико­ лая , Медведева. Михальченко пробежал глазами скупые, лаконичные записи на­ рушении, за которые в разное время на­ казывал матроса командир. Не раз брал лейтенант Михальченко карточку матроса в руки. И всегда в та ­ кие минуты у него возникало острое чув­ ство недовольства самим собой. Порой Михальченко корил себя: — Зря все-таки я согласился взять Медведева на свой катер. Но сегодня у командира совсем другое настроение. Лейтенант достает автомати­ ческую ручку и очень старательно выво­ дит каждое слово: «За хорошую подготовку материальной части — благодарность». Первое поощрение матроса Медведева! У командира так радостно на сердце, словно не штурманский электрик, а он сам получил благодарность. — Теперь у него служба идет неплохо, — вполголоса произносит офицер. — Что вы сказали, товарищ лейте­ нант? — отрывается от своих бумаг пи­ сарь. Ему послышалось, что командир обратился к нему с каким-то вопросом. — Да ничего, это я так, — и, желая с кем-нибудь поделиться своей радостью, говорит: — Медведев благодарность по­ лучил. — Недавно мы Медведева опять в ком­ сомол приняли, — рассказывает лейте­ нант. Михальченко не оговорился — «опять», второй раз комсомольцы принимали в свои ряды ранее исключенного из ком­ сомола за недостойное поведение матроса Медведева. Припомнились командиру первые меся­ цы службы на катере штурманского элек­ трика. все его прежние «художества». ...Лейтенант работал в своей каюте- В дверь кто-то постучал. Не успел еще Михальченко ответить, как она уже рас­ пахнулась, и перед командиром катера предстал среднего роста матрос, в гряз­ ном рабочем платье. Как о чем-то забав­ ном. улыбаясь, он доложпл, что прибыл на корабль в распоряжение лейтенанта Михальченко для прохождения дальней­ шей службы в должности штурманского электрика. Матрос назвался Медведевым. Офицер взял пз его рук увесистый, запе­ чатанный пакет. В нем оказалось личное дело моряка. По .мере того, как командир читал ха­ рактеристики прежних начальников Мед­ ведева, лицо его мрачнело. Ничего уте­ шительного те не сообщали о матросе: недисциплинирован, недостаточно прилежен в службе... Медведев, наверное, знал, ка­ кое нро 1 пведет впечатление знакомство с его личным делом на нового командира, и настороженно наблюдал за ним. «Сейчас под каким-нибудь предлогом отправит меня обратно», — хмуро поду­ мал матрос, хотя внешне оставался совер­ шенно спокоен и даже улыбался. Что поделаешь, если у человека такой весе­ лый нрав. Лейтенант внимательно посмот­ рел на матроса. — Чему вы радуетесь? — недовольно спросил офицер. Матрос ничего не ответил, но улы­ баться перестал. Под суровым взглядом офицера он немного подтянулся, перестал Письма с торпедного катера переминаться с ноги на ногу. Командир •задал Медведеву несколько коротких во­ просов. на которые получил столь же немногословные ответы: — Комсомолец? — Нет. Был, исключили. — За что? — Там написано. Матрос заметно оживился, когда офи­ цер заговорил с шгм о специальности, сразу почувствовалось, что дело свое он любит. Да это отмечалось и в прежних характеристиках. — Командир, у которого вы служили, пишет, что штурманский электрик смог бы получиться из вас неплохой. Заведы- оание содержалось вами в порядке, в по­ ходах механизмы работали исправно. Зна­ чит, вам нравится быть штурманским электриком? — Конечно. До службы я работал электромонтером. Так что с электричест­ вом был знаком. Потом, помолчав, добавил: — Разумеется, в специальности монте­ ра и штурманского электрика не так уж много общего. Но все-таки... — Тогда мне непонятно. Говорите, что любите свою специальность, а вели себя так, что вас вынуждены были списать с катера. В чем дело, об’ясните. — Ошибка, — неохотно выдавил ма­ трос и замолчал. — Уж больно много ошибок, — лей­ тенант показал Медведеву его карточку взысканий и поощрений. — Видите, сколь­ ко их. — Затем повернул па другую сто­ рону листок: — А здесь чисто. Вы не очень торопились исправлять ошибки. Конечно, промахи могут случаться с каж­ дым. Только нужно стараться, чтобы они не повторялись. Согласны? Матрос молчал. Да и что он мог ответить. Ему было горько за себя, такого непутевого. Ведь еще мальчишкой мечтал стать моряком. А когда призвали на флот, ликовал. Ду­ малось. выйдет в море и сразу докажет, на что способен. Но случилось другое. Пре­ жде чем выйти в плавание, пришлось ос­ новательно засесть за учебники, за схе­ мы. Но это еще ничего. Можно осилить. Но пот дисциплина. С этим у Медведева не ладилось. И все, по его мнению, из-за мелочей. Взять хотя бы воротничок. Сколько он принес матросу неприятностей. То забудет его одеть и так без воротничка в строй станет, то не выстирает своевре­ менно. Л за в™ это от командира замеча­ ния. внеочередные наряды. Начав с «мелочей», матрос Медведев вскоре стал допускать и более грубые от­ ступления от требований устава. Ему тер­ пеливо раз'яснялп недопустимость подоб­ ного поведения. Его наказывали. Комсо­ мольцы неоднократно на бюро и на собра­ ниях обсуждали воппос о недостойных по­ ступках члена ВЛКСМ матроса Медведева. Но с него, как говорится, что с гуся вода. Отмалчивается, улыбается. Кончилось тем. что штурманского элект- рпка Медведева исключили пз комсомола. На новом месте службы у Медведева поначалу тоже не в~е шло гладко. Как-то старшина доложпл командиру: — Матрос Медведев нарушает распоря­ док дня. — Пришлите его ко мне. Направляясь к командиру, штурман­ ский электрик размышлял: «Сейчас начнет раз’яснять, что такое хорошо, что такое плохо». Но, к удивлению Медведева, лейтенант заговорил о другом: — Скоро будет проводиться конкурс на лучший боевой пост подразделения. Подготовьте свое заведывание. Больше тре­ нируйтесь. Специалист вы неплохой. Уве­ рен, что на конкурсе вы в грязь лицом не ударите. Матрос стоял явно смущенный. Впервые его похвалили. — Да, не забудьте, что на конкурсе учитывается также личная дисциплини­ рованность моряка, — последнюю фразу офицер произнес как бы между прочим, когда Медведев уже направился к выходу. Штурманский электрик стал серьезней, сдержанней. — У Медведева, кажется, дело идет на лад, — сказал однажды командир стар­ шине. Ио в тот же день матрос снова «сорвал­ ся», нагрубил старшине. В карточке взыс­ каний и поощрений Медведева появилась новая запись. Катер готовился к выходу в море. Мо­ рякам надлежало выполнить трудоемкую работу. Командир удовлетворенно отмстил, что штурманский электрик не отстает от товарищей, даже некоторых обходит. По­ лучив приказание, действовал быстро, ра­ сторопно. II офицер за проявленное при­ лежание и исполнительность перед стро­ ем снял с матроса Медведева недавно на­ ложенное взыскание. Торпедный катер покинул базу. Экипаж отрабатывал ответственную задачу. Погода светкела. Успех во многом зависел и от штурманского электрика, от того, как им подготовлена к плаванию материальная часть. П следует отметить, что Медведев оправдал доверие командира. Обслуживае­ мая им сложная техника работала безуко­ ризненно. Моряк вообще, как только ка­ тер выходил в море, преображался, с него, как шелуха, слетала обычная грубость, медлительность. Он становился серьезней, собранней. Но в этот раз Медведев выпол­ нял все распоряжения командира с осо­ бенным старанием. Шло время. II вот как-то Медведев об­ ратился к секретарю комсомольской орга­ низации. — Хочу подавать снова заявление в комсомол. Как думаете, примут меня? — Все зависит от вас. Насколько глу­ боко вы осознали свою прежнюю ошибку. На собрании, где разбиралось заявление Медведева, выступали многие товарищи, говорили горячо. Матросу указывали на его промахи, отмечали, что он заметно из­ менился к лучшему. Комсомольцы оказа­ ли Медведеву высокое доверие. Маленькая книжечка с тисненным на обложке род­ ным профилем Ильича теперь бережно хра­ нится на груди воина... Лейтенант Михальченко встает из-за стола, возвращает писарю личнее дело ма­ троса Медведева. В это время разносится сигнал учебно-боевой тревоги. Офицер спешит на свой катер. Одним из первых о готовности боевого поста докладывает командиру штурман­ ский электрпк. — Молодец. Медведев! — удотиетворен- но отмечает лейтенант. Матрос серьезный, сосредоточенный, стоит у своего заведывапия, и только гла­ за выдают его праздничное, приподнятое состояние. Е. ДНЕПРОВ. П И С Ь М О В Р Е Д А К Ц И Ю БЕРЕЧЬ ЗДАНИЯ И ВОЙСКОВОЕ ИМУЩЕСТВО ОТ ПОЖАРОВ В уставах, наставлениях и специаль­ ных инструкциях определены конкретные обязанности личного состава по противо­ пожарным мероприятиям. Повседневное выполнение этих обязанностей является священным долгом каждого матроса, сол­ дата. старшины и сержанта. Добросовест­ ное отношение воинов к сбережению бое­ вой техники, оружия и военного имуще­ ства, а также к соблюдению противопо­ жарных правил помогает избежать пожа­ ров и других стихийных бедствий. Для своевременного обнаружения пожа­ ра необходима высокая бдительность всю­ ду, где бы ни находился воин. Своевре­ менно замеченный пожар, как правило, имеет небольшой очаг, следовательно, на ликвидацию его не потребуется боль­ ших сил и средств. Исполняя свой слу­ жебный долг перед Родиной, будьте бди­ тельны и в отношении обнаружения по­ жара. Заслуживает внимания пример бдитель­ ного несения службы ио охране продо­ вольственного склада рядовым Салимо­ вым. Находясь на боевом посту, рядовой Салимов заметил, что через кровлю хра­ нилища стал проникать дым. Не теряя времени, воин через связного сообщил об этом в пожарную команду. Благодаря принятым мерам, продовольствие было сплоено от уничтожения огнем. Беспечность, халатность и небреж­ ность, недобросовестное отношение к по­ рученному делу приводят к пожарам и гибели материальных ценностей. Рядовые Затейщиков и Иозднеев при работе в помещении курили и небрежно обраща­ лись с огнем, что привело к пожару. Во­ еннослужащий Чернышов, убывая в слу­ жебную командировку, в запертой комна­ те оставил включенным электронагрева­ тельный прибор, в результате чего прои­ зошел пожар. Солдат Дерновой для крат­ ковременного освещения уголка палатки применил зажженный клочок бумаги, что привело к возникновению пожара. Граж­ данка Рузанова оставила в закрытой ком­ нате 2-х детей в возрасте до пяти лет, ша­ лость с огнем которых привела к полиру. Быть бережливым — долг каждого воина и гражданина. Сознавая важность сбережения от огня народного добра и военного имущества, се­ вероморцы приложат все усилия к тому, чтобы не допустить пожара. Офицер Н. ЕРМИЛОВ. По следам наших выступлений «УЛУЧШИТЬ ПОДГОТОВКУ К ОБМЕНУ НОМСОМОЛЬСКИХ ДОКУМЕНТОВ» Так называлась корреспонденция, опуб­ ликованная в Л» 157 нашей газеты. Как сообщил в редакцию зам. команди­ ра по политчасти. Факты, указанные в корреспонденции, были предметом обсуж­ дения на совещании секретарей комсо­ мольских организаций. Бюро ВЛКСМ бо­ лее конкретно стало заниматься вопроса­ ми подготовки к обмену комсомольских документов. Нарушения в уплате член­ ских взносов и в учете членов ВЛКСМ устранены. ОТДЕЛЕПИЕ ОБЪЯВЛЕНО ОТЛИЧНЫМ Пдя навстречу XX с’еяду КПСС, воины нашего подразделения настойчиво по­ вышают военные и политические знания. Умелым специалистом зарекомендовал геоя матрос Регжа. Он четко и быстро работает на боевом посту, проявляет ини­ циативу и находчивость. Недавно командир об’явил передовому воину благодар­ ность. Высоких показателей в учебе п службе добились подчиненные старшего матро­ са Авдеева. Они хорошо знают вверенную им технику, грамотно ее эксплуатируют, •не имеют замечании но службе. Сам командир является образцом выполнения воин­ ского долга. За достигнутые успехи в боевой и политической подготовке отделение стар­ шего матроса Авдеева об’явлено отличным. Матрос Л. ЛИСИНСКАС. Ввод корабля в док Ввод корабля в док и вывод его — важнейшие части доковой операции, ос­ новная задача которых — не допустить, чтобы корабль навалился бортом на ка­ кие-либо соорул^ения. В практике были случаи особо искус­ ного выполнения доковой операции. Из­ вестный математик и кораблестроитель — академик А. Н. Крылов в своих «Вос­ поминаниях» рассказывает, что броне­ носцы «Андрей» и «Павел» водоизмеще­ нием 18 тыс. тонн были без единой ца­ рапины введены в один из находящихся в то время в эксплуатации доков с рас­ стоянием между бортом корабля и стен­ кой дока в четыре сантиметра. Корабль сравнительно легко вводить в док в тихую погоду. Труднее сделать это при противном ветре. Задача становится очень сложной при боковом ветре и вет­ рах попутных направлений. В последнем случае при силе ветра в три балла опе­ рация может оказаться небезопасной как для корабля, так и для дока. Корабли наводят на стапельное место в продольном или поперечном направле­ нии. Продольная наводка осуществляется в сухих, в коробчатых и двубашенных пловучих доках, а поперечная харак­ терна для однобашенных пловучих доков, поперечных слипов и т. д. При продольной наводке корабли, как правило, лучше направлять носом вперед. Лишь в случае крайней необходимости можно допустить ввод кормой. Тогда на­ до принять все меры, чтобы сохранить от повреждений рули и винты, часто вы­ ступающие за основные габариты подвод­ ной части корабля. Количество и мощность буксиров, ра­ ботающих на доковой операции, выбира­ ются в соответствии с водоизмещением корабля, его размерами, парусностью. Нельзя также не учитывать внешние ус­ ловия: силу и направление ветра, ско­ рость и направление течения, ледовую обстановку. Входить в сухой док своим ходом мож­ но небольшим и хорошо маневренпым ко­ раблям, например, буксирам и подводным лодкам только в тихую погоду. В плову- чие доки вход своим ходом запрещен. Небольшие корабли в док вводит лагом один буксир. Один трос подается с носа буксира, другой — с кормы. При букси­ ровке небольших, но глубокосидящпх ко­ раблей, которые трудно удерживаются на курсе, следует буксир закреплять бли­ же к корме корабля, несколько прива­ лив его скулу к корме судна. Этим до­ стигается лучшая управляемость. Вводить корабли среднего водоизмеще­ ния рекомендуется двумя или тремя бук­ сирами, из которых один ведущий, ос­ тальные используются для удержания кормы корабля в направлении движения, особенно при боковом ветре и течении. Ведущий буксир ставят с носа в направ­ лении движения, а обеспечивающий при движении против ветра лагом у борта. При попутном ветре этот букспр нужно держать с кормы. Следует избегать для кораблей со срав­ нительно большой парусностью подвод к доку буксирами, ошвартованными только у борта, особенно в ветреную погоду, а также при попутном и боковом течении. Подобная буксировка может производить­ ся лицами, обладающими достаточным опы­ том и навыками в маневрировании с бук­ сирами в стесненных условиях и знаю­ щими маневренные и ходовые качества буксиров, участвующих в работе. Приближаясь к доку, буксиры умень­ шают ход до самого малого с тем, чтобы корабль шел с незначительной инерцией. Иначе он может проскочить точку пово­ рота ж удариться в стенку или башню дока. В непосредственной близости от входа в док следует погасить * инерцию движе­ ния, задержать на короткий промежуток времени корабль, чтобы установить швар­ товую связь с доком. При этом диамет­ ральная плоскость корабля должна сов­ мещаться со срединной линией дока или какой-нибудь другой линией, в зависимо­ сти от особенностей данной операции. В первую очередь заводятся швартовые с наветренного борта или со стороны сильного течения. При трехбальном боковом ветре рас­ стояние между точками закрепления и пе­ реноса по длине дока не должно превы­ шать полуторной ширины дока. В против­ ном случае при перемещении корабля вдоль, его не удастся удержать в диамет­ ральной плоскости, и корабль навалится на стенку или башню дока. При боковом ветре число концов с подветренного борта для упрощения работы с ними может быть уменьшено. До входа одной пз оконечностей кораб­ ля за линию ботопорта или за порог пло- вучего дока за безопасность отвечает командир корабля, которому подчинены капитаны буксиров. Затем всеми работа­ ми руководит специалист, ответственный за докование. Момент входа очень сложен не только потому, что ответственность с одного ли­ ца переходит на другое. Подвести корабль на буксирах к входу можно хорошо, ес­ тественно. не без трудностей. Сложнее обеспечить такой подвод корабля, чтобы доковая команда с помощью личного со­ става корабля за пять-дссять метров су­ мела установить со стенкой швартовую связь и таким образом предупредить на­ валы и развороты корабля. Операция обычно проходит благополучно и без осо­ бых затруднений, если корабль дальше движется с помощью швартовных средств дока. Следует заметить, что, как только по­ даны основные швартовные с дока на корабль (пх должно быть вначале не менее, четырех) и началось движение с помощью доковых шпилей, напряженность в работе уменьшается. Но с. этого момента буксиры работают лишь с разрешения лица, проводящего докование, ибо их мощность почти всегда больше мощно­ стей шпилей дока. Да и доковые шварто­ вые концы подбираются минимальные но весу и по прочности, соответствующие ра­ бочим усилиям шпилей. В свежую погоду успех во многом оп­ ределяется тем, насколько быстро удает­ ся установить связь между кораблей и буксирами, кораблем и доком, т. е. на­ сколько умело будут поданы или приня­ ты бросательные концы, проводники, швартовные и буксирные концы. Здесь, кроме умелого управлений ма­ неврами кораоля, важную роль играет выучка и натренированность личного со­ става. умение точно подавать бросатель­ ны е на предельных расстояниях, быстро­ та и слаженность в работе со швартовы­ ми. Швартовые подаются с расчетом, что их, возможно, придется переносить или отдавать. Буксиры отдаются не ранее, чем будет установлена надежная швартовая связь корабля с доком. Буксиры, отходя от борта, не должны производить толчков или навалов, которые, разумеется, могут отразиться на благополучный ввод кораб­ ля. Кормовые швартовые с дока подают­ ся на корабль после прохода середины корабля за порог дока. От буксира в доке трудно ожидать ка­ кой-либо поддеря:ки в ветреную погоду. Поэтому лучше буксиры не допускать в док. В хорошую погоду их можно исполь­ зовать в том случае, когда на доке нет шпилей. Попутно следует сделать несколько за­ мечаний относительно вывода корабля из дока. Эта часть доковой операции обыч­ но проходит более организованно. Букси­ ры подаются после того, как не менее трети, но не больше половины корабля вышло из дока. Движение корабля произ­ водится доковыми средствами до тех нор, пока хоть одна оконечность находится в доке. Буксиры работают для удержания корабля в заданном направлении. Доковые швартовые отдаются по коман­ де ответственного но докованию не позд­ нее, чем в момент перехода ответственно­ сти за безопасность плавания на коман­ дира корабля. При проведении доковых операций в темное время необходимо обеспечить в месте работ освещение и связь. Все ис­ точники света располагаются и исполь­ зуются таким образом, чтобы не слепили глаза доковой команде и личному соста­ ву корабля. Умелый ввод корабля в док является показателем высокой морской выучки. Этому вопросу нужцо уделять большое внимание. Офицер С. НИСЕНБАУМ, На достигнутом не останавливаться Когда в нашей части узнали, какую ответственную задачу предстоит выпол­ нить в ближайшее время личному соста­ ву, то все начали готовиться, чтобы вы­ полнить ее успешно. На партийном бюро и комсомольских собраниях коммунисты и члены ВЛКСМ внимательно обсудили вопросы, связан­ ные с предстоящей задачей, советовались, как лучше приступить к выполнению се. Все выступающие выразили стремление осуществлять практическое выполнение задачи, не допуская никаких послабле­ ний, своевременно подготовить транспорт для перевозки всех видов довольствия и имущества для нормального обеспечения всем необходимым корабли и подразделе­ ния. Получен приказ приступить к выпол­ нению задачи. Группе воинов, руководи­ мой младшим сержантом Лукашкиным, было поручено погрузить большое коли­ чество довольствия на транспорт и в на­ значенный срок доставить груз в отдален­ ный пункт. Воины отделения работали са­ моотверженно. При погрузке они проявили инициативу, смекалку, расторопность и, несмотря на ограниченное время, с рабо­ той справились отлично. Груз своевре­ менно был направлен по назначению. За добросовестную работу группе воинов от­ деления тов. Лукашкина была об’явлена благодарность. Во время выполнения задания особен­ но самоотверженно трудились солдаты Бондаренко, Попов, Исаев, Рубин. Они не считались со временем, работали с огоньком и личным примером мобилизо­ вали личный состав на досрочное выпол­ нение стоявших перед ними задач. За добросовестное отношение к порученному делу и примерную службу, за инициативу и самоотверженный труд передовые вои­ ны имеют ряд поощрений. Отлично выполняют задачи кладовщи- ки-продовольственники главный стар­ шина Амосов, старший сержант Тюфякин. Эти воины заранее готовят ассортимент вссх видов довольствия, у них не было случаев задержки по доставке продуктов к транспорту. Экспедиторы' старший сержант Жук, матрос Декмейрс и матрос Мешин в рабо­ те проявляют матросскую находчивость и старание. Они правильно понимают, что в современных условиях большое значе­ ние имеет сокращение сроков подачи в подразделения необходимого имущества. Добросовестно работали также и наши птофера. Матрос Маков и старший матрос Ашихмин с полной загрузкой машин и своевременно доставляли все неооходимое в нужное место. Но имелись, к сожалению, факты, ког­ да руководитель автотранспорта офицер Неворошков с опозданием высылал на трассу автотранспорт. Поэтому по его ви­ не личный сослав несколько раз простаи­ вал без дела. Офицер Фастовский без всякой надобности вызывал личный со­ став на работы ночью. В результате воп­ ны, не отдохнув, ио 3— -1 часа проси­ живали без дела, а потом уходили в ка­ зарму. Причем в течение дня эти же воины выполняют работы не с полной на­ грузкой, без всякого плана. Все эти недо­ статки и упущения в нашей работе про­ исходят из-за того, что нарушается ор­ ганизация службы. Некоторые руководи­ тели не добились еще от отдельных матро­ сов четкости и исполнительности в работе. В период выполнения задач воины с болышгм интересом изучали материалы июльского Пленума ЦК КПСС и 3-й сес­ сии Верховного Совета СССР. Проведены громкие читки, политинформации, беседы, оформлена наглядная агитация. Недавно, например, была прочитана лекция на тему: «Решение июльского Пленума ЦК КПСС — боевая программа дальнейшего подема могущества нашей Родины». Ак­ тивную работу среди воинов ведут аги­ таторы, они нацеливают личный состав на отличное выполнение поставленных перед ними задач. Исторические докумен­ ты июльского Пленума Центрального Ко­ митета нашей партии вдохновляют воинов на новые успехи в службе. Личный со­ став воспринял эти важнейшие партий­ ные решения как боевую программу дей­ ствий. Моряки выискивают скрытые ре­ зервы, чтобы сделать свою работу более эффективной, еще лучше и быстрее вы­ полнять вое задания командования и тем способствовать повышению боеготовности флота. Последние действия личного состава показали, что он в основном успешно справляется с теми задачами, которые на него возлагает командование. Выявленные недостатки как в организационном отно­ шении, а также и в практической работе отдельных воинов следует устранить. На­ до более четко планировать снабжение подразделений необходимыми видами до­ вольствия, проявлять заботу о нуждах личного состава. Вопны должны настойчиво учиться правильно и быстро делать то. что по­ требуется в бою в деле материального обеспечения подразделений. Офицер В. КОТЕЛЬНИКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz