На страже Заполярья. 1955 год. Август.

На с т р а ж е З а п о л я р ь е 25 августа 1955 г., N° 201 (5353). ТребовашЬ всегда и во всём! Из опыта работы командира передового отделения Корабль находился в море. В труд­ ных условиях экипаж упорно выполнял поставленные перед ним задачи. Несмотря на шторм, боевая учеба на корабле не прекращалась. В машинном отделении ритмично по­ стукивали машины. Пх обслуживают ма­ тросы отделения старшины 2 статьи Сте- паничева. Мотористы знают, что от их четкой работы во многом зависит успеш­ ное «выполнение задачи. Вот Степаничев заметил, как падает давление масла. Не останавливая работу главного двигателя, мотористы Мирошни­ ченко и Светолаев под руководством стар­ шины быстро разобрали вспомогательный механизм и установили, что прекраще­ ние подачи масла вызвано засорением от­ верстия в коленчатом вале. Причина была устранена. Этот, на первый (взгляд, незначитель­ ный факт свидетельствует о бдительном несении ходовой вахты мотористами и об отличном знании таи своей специально­ сти. Павел Степаничев — один из лучших старшин корабля. Командир электромеха­ нического подразделения отзывается о нем, как о своем ближайшем и непосред­ ственном помощнике в деле воспитания подчиненных. Комсомолец-старшина ста­ рательно выполняет свои обязанности, активно борется за дальнейшее повыше­ ние дисциплины и организованности в отделении/ ...По кораблю разносится сигнал по­ будки. Старшина 2 статьи Степаничев быстро встает, одевается, аккуратно за­ правляет свою койку и выходит на физза­ рядку. Видя, как быстро действует стар­ шина. его примеру следуют подчиненные. Начался утренний осмотр. Командир отделения проверяет, как матросы запра­ вили койки, в каком состоянии находят­ ся рундучки. Он добивается, чтобы поло­ тенца были аккуратно сложены, чтобы в рундучках был порядок. Так он посту­ пает не от случая к случаю, а зиждын день. Повседневные проверки и осмотры, предусмотренные распорядком дня, приу­ чают моряков к аккуратности ,и испол­ нительности. что постепенно становится их жизненной необходимостью, повседнев­ ной привычкой. Старшина требователен к себе и к под­ чиненным не только в соблюдении распо­ рядка дня. но и в повседневной боевой учебе. Он тщательно готовится к заняти­ ям. внимательно продумывает, как лучше об’яснить тот или ипой материал, как до­ биться наглядности в обучении, высокой усвояемости изучаемого материала. Тео- Т>етичеекис знания подчиненных закреп­ ляет практическими тренировками на бое­ вом посту. ...Ситнал по кораблю оповестил о нача­ ле боевой учебы личного состава. В кормо­ вом машинном отделении собрались мото­ ристы. — Сегодняшнее наше занятие, — ска­ зал старшина, — посвящено отработке нормативов по борьбе за живучесть ко­ рабля. Отепаничев рассказал о значении отра­ батываемого вопроса, подробно раз’яснил. как заделывать пробоины, правильно ис­ пользовать аварийный материал. — А теперь перейдем к практическим действиям: в районе... шпангоута «про­ боина». Заделать ее! Матросы разбирают аварийный матери­ ал и приступают к делу. Старшина вни­ мательно следит за пх действиями. Когда «пробоина» была заделана, он проверил результаты работы подчиненных. — Так заделывать пробоину нельзя, — сказал он. — Смотрите, брусья качаются. Почему? Потому, что плохо вбиты клинья. Если действительно вода будет поступать, то распорка не выдержит и подушка вы­ скочит. Командир отделения еще раз показал, как нужно поступать. Выполнив несколь­ ко раз эту вводную, мотористы стали дей­ ствовать лучше. — Теперь можно и скорость увеличить, — сказал старшина и, дав вводную, за­ сек время. Постепенно, от занятия к запятию вы­ учка матросов по борьбе за живучесть ко­ рабля совершенствовалась. Много внимания Степаничев уделяет повышению своих знаний по специально­ сти, понимая, что без этого нельзя стать хорошим командиром. Он является клас­ сным специалистом. Видя успехи старше­ го матроса Мирошниченко в боевой подго­ товке, командир посоветовал ему гото­ виться к экзаменам на классность, дал ряд ценных советов. Старший матрос Мирош­ ниченко последовал этим советам. В своей упорной учебе он опирался на помощь командира отделения. Кропотливый труд старшего матроса не пропал даром. Он стал-специалистом второго класса. Командир отделения старается использо­ вать каждый благоприятный момент и осо­ бенно ремонтные работы для повышения знаний подчиненных. Когда производится разборка и сборка механизмов, представ­ ляется лучшая возможность изучить их. Так, во время разборки компрессора Сте­ паничев научил мотористов подгонять кольца на поршень и опускать его так, чтобы пе повредить их. Важным качеством у Степаничева яв­ ляется то, что он не пропускает так на­ зываемые мелочи и в то же время заме­ чает все хорошее, что есть у подчиненно­ го, и старается сделать ценное достоянием другпх. Некоторым же командирам отделе­ ний. к сожалению, этого пе хватает. Когда старший матрос Мирошниченко выполнил порученную ему работу раньше намеченного срока и с высоким качеством, старшпна Степаничев поощрил его. Если старшина видит, что матрос заслуживает более высокого поощрения, он ходатайст­ вует об этом перед командиром подразде­ ления. Уважают своето командира отделения мотористы, видят в нем внимательного и чуткого товарища. Они прислушиваются ко всему, что говорит старшина, ценят его советы, перенимают его знания и опыт. Нелегкий ратный труд старшины 2 статьи Павла Степаничева отмечен 30 поощрени­ ями, полученными пм от старших началь­ ников. Старший лейтенант Я. ЗАТИРКА. ХСогда, жсораблх, л дрейфе В летный день, Утро. Ровными шеренгами выстроились воины-водители. Командир раз’яснил шо­ ферам задачу на день и призвал их об­ разцово подготовить машины к обслужи­ ванию самолетов. Воины еще раз осмотрели автомобили, проверили действие тормозов и рулевых управлений, крепление механизмов и т. д. Тщательно обследовал механизмы матрос Муравьев. Он обнаружил загрязнение сет­ чатого фильтра. Воин снял его. промыл в керосине, продул сжатым воздухом и хо­ рошо вычищенный фильтр поставил на место. По команде воины быстро завели мото­ ры и к назначенному времени прибыли на аэродром. Хорошо действовали матросы Лазуркевнч и Спитан. Они трудились дружно и напо­ ристо. Ритмично у них работали моторы автомобилей. — Запуск! — поступила команда. Лазуркевнч и Спитан включили ток. Самолеты запущены. В этот день воинам-водителям приш­ лось поработать много. Но они с честью справились с возложенными обязанностя­ ми. Руководитель полетов отметил отлич­ ную работу шоферов и пожелал им даль­ нейших успехов в учебе и службе. Матрос А. КИСЕЛЕВ. Гранитная глыба берега издалека по­ хожа на окаменевшую тучу. Синяя ки­ сея тумана, касаясь вершин сопок, стано­ вится плотнее, словно тоже затвердевает. И чем дальше уходит от острова торпед­ ный катер, тем трудней определить, где граница камня и воздуха. _ Когда лейтенант Михальченко снова оборачивается, он уже ничего не видит, кроме обгоняющих друг друга волн. Морс, широкое, бескрайнее, лежит вокруг ко­ рабля. Попробуй, разыщи в нем караван «противника». Одной ст 1 к\митсльности, неудержимого порыва здесь недостаточно. Нужно терпение! Способность выжи­ дать часами, заглушив моторы, катернику так же необходима, как умение быстро, дерзко и безошибочно атаковать врага. Александр Осипович Шабалин как-то рассказывал, что его катеру нередко по мпого часов приходилось лежать в дрейфе. Иногда казалось, что время тратится зря. что фашисты прошли другим курсом. И стоило немалых усилий заставить себя оставаться на месте. Маленький корабль бросало на крутых волнах, как щенку. Одежда у матросов верхней команды про­ мокала насквозь, потом на студеном вет­ ру обледеневала и при каждом движении звенела, как кольчуга. Не легче Приходилось морякам и в нижних, закрытых помещениях. Там хо­ тя и было сухо, но нестерпимо душно. Сильная качка выворачивала душу. На свежем воздухе ее все же легче перено­ сить. Единственный выход — не давать людям сидеть без дела, проводить упор­ ные, до седьмого пота, тренировки, ко­ нечно, не ослабляя бдительности. Этим достигается то. что личному составу в ра­ боте. в движении лепте переносить качку и, во-вторых, повышается мастерство вои­ нов. совершенствуются ранее полученные навыки. Да и дрейф не был бесцельным. Противник все-таки в конце концов по­ являлся и не избегал наших торпед. Все это отлично известно молодому офицеру Михальченко и его экипажу. Мо­ ряки учатся терпеливости с таким же упорством, как овладевают вверенным оружием и техникой. Не снижать рабо­ тоспособности при любой волне — такое замечательное морское качество лучше всего приобретается в дрейфе. ...Катер пришел в намеченный райоп и лег в дт>сиф. Как только. корабль сбавил ход, море сразу напомнило о себе. Катер бросает с борта на борт, раскачивает с кормы на нос. Лицо радиометриста матро­ са Ящука бледнеет, на лбу выступает липкий холодный пот. — Приступить к тренировкам! — зву­ чит команда. Еще до выхода в море командир раз­ работал подробный план по отработке взаимозаменяемости на боевых постах. Знать в совершенстве обязанности не толь­ ко свои, а уметь в любой момент заменить товарища — такую задачу поставил пе­ ред личным составом офицер. Поступает вводная: — Выбыл из строя комендор. Его место тотчас занимает торпедист ставший матрос Лубянский. Старатель­ ный. смышленый моряк, он неплохо изучил специальность артиллериста. На подвижной турели Лубянский чувствует себя так же уверенно, как и у торпедно­ го аппарата. Точными, привычными дви­ жениями старший матрос продевает лен­ ты па лотки досылателей. — Перебит верхний ствол! — следует новая «водная. • Здесь старший матрос допускает оп­ лошность. Но условиям тренировок катер ведет напряженный артиллерийский огонь по самолетам. Естественно, что орудий­ ные стволы сильно накалились. Но Лу­ бянский не учитывает этого и без рука­ виц. голыми руками хватает ствол. Ошиб­ ка торпедиста не ускользает от зоркого Письма с торпедного катера взгляда командира. Он тут же указывает матросу на нее: — Такие условности к хорошему не приведут. Учитесь действовать, как в на­ стоящем бою. Затем старший матрос Лубянский и боцман матрос Шарлай меняются местами. На сигнальном мостике торпедист дейст­ вует не столь уверенно, как на турели комендора. Если сигнализацию флажками он изучил довольно прилично, то совсем неважно у него обстоит дело со световым и флажным семафором: путает значение флагов, не успевает принимать светограм- мы. Это отмечает про себя Михальченко, чтобы с матросом заняться особо, больше тренировать его. Зато боцман хорошо владеет второй специальностью — торпедиста. Он быст­ ро, укладываясь в нормативы, готовит аппарат к стрельбе. Матрос Шарлай — крепкого сложения моряк, окончивший до службы десятилетку. Морское дело при­ шлось ему ио душе. Боцман мечтает о поступлении в высшее военно-морское училище, чтобы связать свою судьбу на­ всегда с морем, с флотом. Тренировки продолжаются на всех бое­ вых постах. В рубке радиометриста качка ощу­ щается сильней. Старшин матрос Ящук с трудом удерживается на месте, преодоле­ вая сильное желание лечь, закрыть гла­ за, чтобы не видеть, как скользят по пе­ реборке тени: вверх-вниз, вверх-вниз. По служба есть служба, и нужно продолжать нести свою ответственную вахту. Стоит только ему ослабить внимание, не обна­ ружить своевременно корабль-цель, и за. ача не будет выполнена. Ящук смотрит на показание приборов. Цели не видно. Старшему матросу ка­ жется. что прошла целая вечность. Он по­ глядывает на часы. Окалывается, с того момента, как катер лег в дрейф, минуло всего около часа. «Скорей бы.появился «противник», — думает радиометрист. — Все же на ходу качка почти не ощущается. Конечно, и здесь не совсем сладко бывает. Однако легче, чем лежать в дрейфе». Ящук, стиснув челюсти так, что вы­ ступили бугорками желваки, продолжает следить за показаниями приборов. А в это время одна вводная за другой поступают в моторное отделение. Моторист Валеев — смуглый, худощавый матрос — перебегает от одного механизма к друго­ му. Он чувствует, как тельняшка промок­ ла от йота. Однако не допускает суетли­ вости, моряк действует продуманно, с глу­ боким знанием дела. — Нет питания на щит, подающий энергию на гирокомпас и радиолокацион­ ную установку, — следует «водная. Валеев на мгновение задумывается. Он быстро соображает, как ему поступить. Потом четко докладывает командиру: — Перехожу на питание через запас­ ной щит. С секундомером в руках офицер следит за тем. как моторист производит пере­ ключение. — Молодец, Валеев! Вы перекрываете норматив, — говорит Михальченко. Затем неожиданно в моторном отделе­ нии гаснет свет. Поступает вводная: — Перегрев главного двигателя. Но и сейчас комсомолец Валеев не те­ ряется. Он в совершенстве изучил распо­ ложение механизмов своего заведывания, хорошо знает, где лежит аварийный мате­ риал и инструмент. Моряк наощупь «регу­ лирует подачу воды кингстонами. Моторист научился безукоризненно действовать в своем отсеке. Теперь офи­ цер решил проверить, как матрос спра­ вится со своей задачей, если ему придет­ ся заменить товарища из другого мотор­ ного отделения. Михальченко дает Валееву вводную: В кормовом моторном отделении ранены мотористы, замените их. Через шальную дверь с высоким ко­ мингсом матрос Валеев пробирается в со­ седний отсек. Помещение заполнил дым. Моряк тотчас одевает противогаз и бы­ стро ликвидирует очаг «пожара». Коман­ дир выключает в отсеке свет. Но и в «чу­ жом» помещении Валеев действует с та­ кой же расторопностью и уверенностью, как в своем. Неспроста он старательно, норой отказываясь от отдыха, изучал за- ведывание своих товарищей по катеру. Командир приказывает Ящуку заменить радиста, а место радиометриста занять штурманскому электрику Медведеву. Старшин матрос Ящук быстро включает станцию. Чувствуется, что обслуживание ее для него не ново. В любую минуту он может с успехом заменить радиста. А вот у Медведева дела обстоят поху­ же. Он не может ввести в действие заве- дывание Ящука, плохо классифицирует цели, не твердо знает инструкцию. Так, например, Медведев не произвел осмотр блоков, не проверил питание. Офицер тут же н а л а г а е т Ящуку по­ казать товарищу, как следует действовать правильно. — Вы понимаете, к каким тяжелым последствиям мог привести ваш промах в боевых условиях? — говорит командир радисту. — Так я же не радиометрист, — пы­ тается оправдаться Медведев. — Не забывайте о взаимозаменяемости. При первой же надобности вам нужно су­ меть действовать за радиометриста. Ведь экипаж нашего корабля небольшой. Необ­ ходимо, чтобы специалисты могли заме­ нить друг друга. Этому учит боевой опыт. Командир дает затем несколько вводных, относящихся непосредственно к специаль­ ности штурманского электрика. — Вышел из строя гирокомпас. Матрос Медведев быстро, укладываясь в нормативы, включает гиромагнитный ком­ пас и переходит на его работу. — Нет показаний лага. Получив такую вводную, штурманский электрик просматривает воздухопровод центрального прибора и докладывает о своих действиях по * устранению неис­ правности. Неожиданно командир говорит: — Пробоина в районе... шпангоута. Ва­ ши действия. Медведев хорошо знает, где находится аварийный материал — распорки, клинья, щиты. Расторопно, со знанием дела он за­ делывает «пробоину». Причем, штурман­ ский электрик не допускает никаких ус­ ловностей, дедает все на совесть, так, словно и в самом деле в борту появилось отверстие. Вахта ведет зоркое наблюдение. Ка­ тер в д(>енфе в открытом море, и нужно не проморгать «противника». Командир смотрит на часы. Времени прошло достаточно. На мгновенье возника­ ет сомнение: «Неужели «противник» проскочил незамеченным». Но он сразу гонит эту мысль. «Не было еще такого на нашем катере. Моряки у нас все комсо­ мольцы. отличные специалисты, свой долг выполняют добросовестно. А все лее про­ ворить несение вахты надо». Офицер только успевает опуститься в рубку радиометриста, как поступает до­ клад о том. что цель обнаружена. Старшина 2 статьи Шуйский переводит ручки машинного телеграфа. Рев работаю­ щих двигателей заглушает все другие звуки. Катер набирает ход и сразу почти пе|>естает ощущаться качка. За кормой вырастает клокочущий пенный бурун. Торпедный катер устремляется на сближение с «противником». Е. ДНЕПРОВ. Р Я Д И С Т Ы Н А У Ч Е Н И И Состоявшееся учение по радиосвязи было максимально приближено к условиям боевой действительности. Все это требо- в.оло от радистов прочных навыков в ов­ ладении современной аппаратурой, умения ориентироваться в сложных условиях. Высокую боевую выучку покапали ра­ дист первого класса Виноградов, радист второго класса Желяев. Они четко и бы­ стро действовали на боевом посту, прояв­ ляли инициативу и находчивость. Младший сержант Н. ПЯТНИЦКИЙ. Хорошо знает свою специальность ко­ тельный машинист старший матрос Петр Зелепов. З а успехи в учебе и службе ему об’явлено несколько благодарностей. НА СНИМКЕ : старший матрос П. Зе­ леное на вахте в котельном отделении корабля. Фото И. Никишова. Равнение—на передовых Аккуратность в работе, молодцеватый вид, дисциплинированность — вот что отличает старшину 2 статьи Луста. За время службы он не имеет ни одного на­ рушения воинской дисциплины. Благодаря этому старшина добился почетного звания специалиста первого класса. За время службы старшина 2 статьи Луста не имеет ни одного случая нарушения экс­ плуатационных инструкций. Недавно за умелые действия во время сложного и длительного похода подводной лодки командующий Флотом наградил вои­ на часами «Победа». Примерность в воинской дисциплине по­ могает передовому воину умело воспиты­ вать своих подчиненных. Старшина 2 статьи И. ОГУРЦОВ. Аварийные партии действуют успешно — В районе...шпангоута пробоина. По­ ставить щит и металлическую ноддюру, — поступает команда. Старшина 2 статьи Чернов и старший матрос Тима ков быстро взялись за рабо­ ту. Через несколько минут пробоина бы­ ла прочно заделана. Командир поста приказал немедленно заделать «пробоину» магистрали, из ко­ торой с шумом хлынула вода. Матросы бросаются к магистрали и быстро присту­ пают к работе. Пробоина заделана. Так четко и быстро действуют аварий­ ные партии в море. Матрос П. ЛОГУНОВ. С В Ы С О К И М И показателями Воины нашего подразделения настойчи­ во совершенствуют свои военные и поли­ тические знания. В подразделении с боль­ шой активностью проходят политзанятия. Воины всегда внимательно слушают рас­ сказ руководителя, много работают в ча­ сы самостоятельного чтения, активно выступают на беседах но теме. Особен­ ное старание проявляет матрос Бодинави- чус. Образование у него небольшое, и воину приходится много работать, чтобы не отстать от товарищей. Однако труд­ ности воина не страшат, и он упорно до­ бивается успеха. Хорошая успеваемость па политиче­ ских занятиях у матроса Бодинавичуса сочетается с высокими показателями в боевой подготовке. Он в совершенство овладел техникой, быстро и четко дей­ ствует на занятиях. Сержант Е. ПЕТРИК. Воспитание моряков - подводников на боевых традициях Поход был трудным. Лодка находилась в плавании длительное время. Экипаж был утомлен. Но предстояло еще выпол­ нить ряд практических задач. Особенно тщательно готовились моряки к торпедным стрельбам. От их успеха во многом зави­ села оценка боевой подготовки личного состава. Надо было мобилизовать моряков на успешное выполнение поставленной задачи. Этой цели и служила вся агита­ ционно-массовая работа на походе. Когда лодка находилась в подводном положении, по отсекам были проведены беседы агитаторов о героях-подводниках. Свободные от вахт матросы и старшины собрались послушать рассказы о боевых подвигах. Слово о мужестве и доблести наших подводников военных лет слуша­ лось с большим вниманием. Да и как бы­ ло не слушать, когда в глазах моряков горело то боевое нетерпение, которое всег­ да появляется в решительные минуты. Беседы о Гаджиеве, Лунине, Фисановиче, Иосселиани были особенно близки серд­ цу моряков лодки. Все свои усилия, зна­ ния. опыт личный состав отдавал тому, чтобы быть достойным заслуженной сла­ вы советских подводников. Вдохновенно звучали в отсеках голоса агитаторов старшин 2 статьи Аверьянова, Харченко и друтих о воинской доблести подводников. Тов. Харченко, награжден­ ный знаками «Отличный подводник» и «Отличный торпедист», говорил о слав­ ных традициях подводников-североморцев. В его группе торпедистов особенно явст­ венно ощущалась потребность услышать рассказы о мастерстве и отваге героев минувших боев. Слова агитатора западали в сердца моряков, рождали у них желание быть похожими на ветеранов войны. Старшина 2 статьи Харченко говорил: — Стойко и мужественно переносили подводники-североморцы все тяготы по­ ходно-боевой .лИзни. Походы были часто утомительными, но моряки всегда образ­ цово выполняли свои обязанности. Своими умелыми действиями у механизмов они обеспечивали победу, меткий торпедный залп. Агитатор вел рассказ о боевых действи­ ях подводной лодки, па которой находил­ ся Гаджпев. Рассказ о боевых делах моря­ ков в период войны старшпна 2 статьи Харченко увязал с задачами корабля, с обязанностями торпедистов. В заключение беседы воины заявили, что они сделают все для успешного выполнения задачи. Выступление агитатора о боевых подви­ гах подводников придало пм новые силы, у;ке не так чувствовалась тяжесть дли­ тельного похода. Через некоторое время подводная лодка обнаружила цель и пошла на сближение с нею. Личный состав быстро и безоши­ бочно выполнял команды, идущие из центрального боевого поста. Лодка вышла на дистанцию торпедного залпа. Разда­ лись команды: «Аппараты товсь!», «Пли!», и торпеды пошли точно в цель. Скоро на имя командира была получе­ на радиограмма: «Благодарю вас и лич­ ный состав за отличное выполнение тор­ педной стрельбы». Эта радостная весть облетела все отсеки. Усилия всего экипа­ жа увенчались достойным успехом. Командир корабля поощрил ряд воинов. В их числе были старшина 2 статьи Хар­ ченко и его подчиненные. Успешному выполнению задач подвод­ ной лодкой во многом способствовала про­ думанная партийно-политическая работа перед выходом в море и в период похода. Накануне выхода в морс были проведе­ ны партийные и комсомольские собрания. Они нацелили моряков на образцовое вы ­ полнение своих обязанностей. Ио иници­ ативе заместителя командира по полити­ ческой части были проведены групповые и индивидуальные беседы на ииевых ио- стах. Состоялась политинформация на те­ му: «Бдительным несением ходовой вах­ ты обеспечим четкое выполнение 'за­ дач». В ней наряду с фактами из жизни личного состава в настоящее время при­ водились примеры из периода Великой Отечественной войны. С большой пользой были также проведены беседы на походе о боевых традициях подводников. Вся эта работа сплотила личный состав, помогла довести до каждого моряка смысл и важ­ ность поставленных перед ними задач,, мобилизовать моряков на успешное выпол­ ненне их. Важное место в партийно-политической работе на данной подводной лодке за­ нимает пропаганда боевых традиций. Зная огромную воспитательную силу славного боевого наследия советских во­ енных моряков, командир керабля, пар­ тийная и комсомольская организации ши­ роко используют его для развития у эки­ пажа высоких морально-боевых качеств. Хотя эта подводная лодка не имеет своего боевого опыта, не участвовала в боях, все же на ней свято чтут боевые традиции подводников части, изучают и пропагандируют их. Боевые традиции взяты на вооружение экипажа этой лод­ ки. Это оружие учит поражать врага, за­ каляет сердца моряков отвагой, придает стойкость и мужество в трудную минуту, зовет приумножать былые ратные победы. Пропаганда боевых традпцпй на кораб­ ле ведется различными формами. Перед личным составом части выступают с бе­ седами офицеры, старшины, ап п и и ры . Ими были проведены за последнее в|ч*мя такие беседы, как «Военно-Морской Флот СССР — детище народа». «Боевые тради­ ции нашей части». Большой интещм*. вы­ звала у личного состава беседа: «Подвиг моряков сторожевого корабля «Туман». 15 ней говорилось о стойкости и мужестве советских моряков, о верности их своему долгу. Знамени корабля. Часто с беседами о боевых традициях выступает командир корабля. Г» период Великой Отечественной войны он сражал­ ся с врагом иод Сталинградом в составе Волжской военной флотилии, был под­ водником на Черном море. В выступлени­ ях перед экипажем лодки офицер исполь­ зует примеры из своего боевого опыта. Это делает их еще более убедительными и действенными. С успехом прошли беседы командира на темы: «Боевые дела под­ водников в годы войны». «История и традиции нашего корабля» и другие. Агитаторы и члены комсомольского бюро провели ряд бесед о боевых тради­ циях части. Так. состоялись беседы о нодводниках-ссвсроморцах Героях Совет­ ского Союза Колышкипе, Лунине, Гаджие­ ве, Фисановиче, Старикове, Щедрине, Ку­ черенко. Ио совету членов комсомольского бю 1 ю на корабле с интересом читались и обсуждались книги Я. Иосселиани «Запи­ ски подводника». Г. Соловьева «Морская служба» и другие. Эти книги о подвод­ никах произвели большое впечатление на личный состав. Многие матросы и стар­ шины прочитали их. Наряду с пропагандой боевых традиций военных лет в целях патриотического вос­ питания экипажа используются примеры мастерства, героизма и решительности под- воднпков в мирное время. Когда стар­ шина 1 статьи Лупик проявил мужество и смелость при спасении офицера, то на корабле была проведена беседа об этом ге­ ройском поступке. В ней было указано, что защита командира в бою, на походе в трудную минуту является славной тра­ дицией советских моряков. Пропагандировать боевые традиции — значит не только знакомить воинов с ге­ роическими подвигами, не и изучать боевой опыт, проводить учебу на боевых постах в условиях, при"» жженных к бое­ вой обстановке. На этой подводной лодке ведется постоянная борьба с условностя­ ми и упрощенчеством в боевой учесе. В ней принимают участие офицеры и стар­ шины. Старшина 1 статьи Задис-Улица прово­ дил занятия с аварийной партией в от­ секе лодки. Когда была дана вводная, он скомандовал: — Лать воздух! Матрос Петушков, положив руку на клапан, но не открывая его. крикнул: — Дал воздух! Старшина приказал по-настоящему вы­ полнять вводную, дать воздух и создать давление в отсеке. После занятия старшина 1 статьи Зад- не-Улица раз’яснил матросу Петушкову, что нужно так выполнять вводные, как придется действовать в бою. Старшина привел ряд примеров из опыта войны. Это дало свой результат. За хорошие по­ казатели в борьбе за живучесть лодки адмирал наградил старшину 1 статьи 3адне-Улицу грамотой. На корабле стремятся воспитывать стойких и закаленных моряков, исполь­ зуя для этого не только опыт войны, но и трудности походной обстановки. Это дает свои |>езультаты. В одном из походов трудно было нести вахту из-за сильной качки. Но моряки исправно выполняли свои обязанности. Старший матрос Труб­ ников был сильно утомлен длительным и тял;елым походом. Все же, несмотря на большую усталость, он нашел в себе си­ лы нести вахту на вертикальных рулях. — Можно назвать многих матросов и старшин, — говорит командир лодки, — которые показали себя в походах стойки­ ми и закаленными моряками. Вот, напри­ мер. старшина 2 статьи Хитренко непре­ рывно нес вахту около 18 часов, хорошо выполнял свои обязанности. В другом походе многие моряки этой лодки проявили большую смелость и вы­ держку. Была штормовая погода. Волны с грохотом перекатывались через палубу, били о боевую рубку. В этой обстановке требовалось завести стальной трос. Стар­ шина 1 статьи Миков и старшина 2 ста­ тьи Третьяков, рискуя быть смытыми в мо|х\ после ряда попыток все же завели конец. За проявленное мужество и храб­ рость моряки были поощрены. На корабле сложились традиции: на­ стоящая Флотская дружба, взаимопомощь в боевой учебе, стремление дорожить честью своего корабля. Одно время матрос Галика совершил несколько дисциплинар­ ных проступков. Общественное мнение экипажа лодки заставило его изменить свое поведение. Большую помощь оказа­ ли сослуживцы матросам Буртовому и Са­ вину в глубоком дзучепни вверенной пм боевой техники. Теперь они исправно не­ сут вахту на походе, умело обслуживают порученные им механизмы. Добрую память о корабельном экипаже увезли с собою демобилизованные моряки. Хотя они давно распрощались с кораб­ лем. но чувство благодарности за полу­ ченную закалку и воспитание живет в них. Так, демобилизовавшись, старшина 1 статьи Миков. старшина 2 статьи Хо­ хлов и другие продолжают поддерживать связь с корабельным экипажем. В_ одном из писем на имя командира бывший стар­ шина 1 статьи Миков, ныне секретарь комитета ВЛКСМ КрасноуФимского же­ лезнодорожного узла, благодарит его и офицеров за доброе воспитание. Это письмо было зачитано командиром перед строем личного состава. В день корабельного праздника многие офицеры, старшины и матросы, служив­ шие на лодке, считают своим долгом по­ сетить корабль, где они прошли хорошую школу. В этом году в день корабельного праздника пришли на лодку офицеры Спиридонов и Кулышцкий и подарили личному составу библиотечку из 20 худо­ жественных произведений. Большинство из них посвящено жизни и славным тра­ дициям Советской Армии и Флота. Хорошие традиции, установившиеся на лодке, говорят о том, что они нм*мот сво­ ей основой славный боевой опыт морякои старших поколений. Традиции героев ми­ нувших боев живут в делах жч лдовых воинов корабля, в успехах к -ра^льного экипажа. На лодке постоянно ра -тут ря­ ды отличников, имеется большой отряд классных специалистов. В ел -" " Г м*вом наследии молодые матросы и бывалые моряки черпают силы дл:: *ммпотворя;ои- Ш.ТХ дел, для образцового служения Ро­ дине. Старший лейтенант В. МОРДАСОВ. \

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz