На страже Заполярья. 1955 год. Август.
На с т р а ж е З а п о л я р ь е 25 августа 1955 г., N° 201 (5353). ТребовашЬ всегда и во всём! Из опыта работы командира передового отделения Корабль находился в море. В труд ных условиях экипаж упорно выполнял поставленные перед ним задачи. Несмотря на шторм, боевая учеба на корабле не прекращалась. В машинном отделении ритмично по стукивали машины. Пх обслуживают ма тросы отделения старшины 2 статьи Сте- паничева. Мотористы знают, что от их четкой работы во многом зависит успеш ное «выполнение задачи. Вот Степаничев заметил, как падает давление масла. Не останавливая работу главного двигателя, мотористы Мирошни ченко и Светолаев под руководством стар шины быстро разобрали вспомогательный механизм и установили, что прекраще ние подачи масла вызвано засорением от верстия в коленчатом вале. Причина была устранена. Этот, на первый (взгляд, незначитель ный факт свидетельствует о бдительном несении ходовой вахты мотористами и об отличном знании таи своей специально сти. Павел Степаничев — один из лучших старшин корабля. Командир электромеха нического подразделения отзывается о нем, как о своем ближайшем и непосред ственном помощнике в деле воспитания подчиненных. Комсомолец-старшина ста рательно выполняет свои обязанности, активно борется за дальнейшее повыше ние дисциплины и организованности в отделении/ ...По кораблю разносится сигнал по будки. Старшина 2 статьи Степаничев быстро встает, одевается, аккуратно за правляет свою койку и выходит на физза рядку. Видя, как быстро действует стар шина. его примеру следуют подчиненные. Начался утренний осмотр. Командир отделения проверяет, как матросы запра вили койки, в каком состоянии находят ся рундучки. Он добивается, чтобы поло тенца были аккуратно сложены, чтобы в рундучках был порядок. Так он посту пает не от случая к случаю, а зиждын день. Повседневные проверки и осмотры, предусмотренные распорядком дня, приу чают моряков к аккуратности ,и испол нительности. что постепенно становится их жизненной необходимостью, повседнев ной привычкой. Старшина требователен к себе и к под чиненным не только в соблюдении распо рядка дня. но и в повседневной боевой учебе. Он тщательно готовится к заняти ям. внимательно продумывает, как лучше об’яснить тот или ипой материал, как до биться наглядности в обучении, высокой усвояемости изучаемого материала. Тео- Т>етичеекис знания подчиненных закреп ляет практическими тренировками на бое вом посту. ...Ситнал по кораблю оповестил о нача ле боевой учебы личного состава. В кормо вом машинном отделении собрались мото ристы. — Сегодняшнее наше занятие, — ска зал старшина, — посвящено отработке нормативов по борьбе за живучесть ко рабля. Отепаничев рассказал о значении отра батываемого вопроса, подробно раз’яснил. как заделывать пробоины, правильно ис пользовать аварийный материал. — А теперь перейдем к практическим действиям: в районе... шпангоута «про боина». Заделать ее! Матросы разбирают аварийный матери ал и приступают к делу. Старшина вни мательно следит за пх действиями. Когда «пробоина» была заделана, он проверил результаты работы подчиненных. — Так заделывать пробоину нельзя, — сказал он. — Смотрите, брусья качаются. Почему? Потому, что плохо вбиты клинья. Если действительно вода будет поступать, то распорка не выдержит и подушка вы скочит. Командир отделения еще раз показал, как нужно поступать. Выполнив несколь ко раз эту вводную, мотористы стали дей ствовать лучше. — Теперь можно и скорость увеличить, — сказал старшина и, дав вводную, за сек время. Постепенно, от занятия к запятию вы учка матросов по борьбе за живучесть ко рабля совершенствовалась. Много внимания Степаничев уделяет повышению своих знаний по специально сти, понимая, что без этого нельзя стать хорошим командиром. Он является клас сным специалистом. Видя успехи старше го матроса Мирошниченко в боевой подго товке, командир посоветовал ему гото виться к экзаменам на классность, дал ряд ценных советов. Старший матрос Мирош ниченко последовал этим советам. В своей упорной учебе он опирался на помощь командира отделения. Кропотливый труд старшего матроса не пропал даром. Он стал-специалистом второго класса. Командир отделения старается использо вать каждый благоприятный момент и осо бенно ремонтные работы для повышения знаний подчиненных. Когда производится разборка и сборка механизмов, представ ляется лучшая возможность изучить их. Так, во время разборки компрессора Сте паничев научил мотористов подгонять кольца на поршень и опускать его так, чтобы пе повредить их. Важным качеством у Степаничева яв ляется то, что он не пропускает так на зываемые мелочи и в то же время заме чает все хорошее, что есть у подчиненно го, и старается сделать ценное достоянием другпх. Некоторым же командирам отделе ний. к сожалению, этого пе хватает. Когда старший матрос Мирошниченко выполнил порученную ему работу раньше намеченного срока и с высоким качеством, старшпна Степаничев поощрил его. Если старшина видит, что матрос заслуживает более высокого поощрения, он ходатайст вует об этом перед командиром подразде ления. Уважают своето командира отделения мотористы, видят в нем внимательного и чуткого товарища. Они прислушиваются ко всему, что говорит старшина, ценят его советы, перенимают его знания и опыт. Нелегкий ратный труд старшины 2 статьи Павла Степаничева отмечен 30 поощрени ями, полученными пм от старших началь ников. Старший лейтенант Я. ЗАТИРКА. ХСогда, жсораблх, л дрейфе В летный день, Утро. Ровными шеренгами выстроились воины-водители. Командир раз’яснил шо ферам задачу на день и призвал их об разцово подготовить машины к обслужи ванию самолетов. Воины еще раз осмотрели автомобили, проверили действие тормозов и рулевых управлений, крепление механизмов и т. д. Тщательно обследовал механизмы матрос Муравьев. Он обнаружил загрязнение сет чатого фильтра. Воин снял его. промыл в керосине, продул сжатым воздухом и хо рошо вычищенный фильтр поставил на место. По команде воины быстро завели мото ры и к назначенному времени прибыли на аэродром. Хорошо действовали матросы Лазуркевнч и Спитан. Они трудились дружно и напо ристо. Ритмично у них работали моторы автомобилей. — Запуск! — поступила команда. Лазуркевнч и Спитан включили ток. Самолеты запущены. В этот день воинам-водителям приш лось поработать много. Но они с честью справились с возложенными обязанностя ми. Руководитель полетов отметил отлич ную работу шоферов и пожелал им даль нейших успехов в учебе и службе. Матрос А. КИСЕЛЕВ. Гранитная глыба берега издалека по хожа на окаменевшую тучу. Синяя ки сея тумана, касаясь вершин сопок, стано вится плотнее, словно тоже затвердевает. И чем дальше уходит от острова торпед ный катер, тем трудней определить, где граница камня и воздуха. _ Когда лейтенант Михальченко снова оборачивается, он уже ничего не видит, кроме обгоняющих друг друга волн. Морс, широкое, бескрайнее, лежит вокруг ко рабля. Попробуй, разыщи в нем караван «противника». Одной ст 1 к\митсльности, неудержимого порыва здесь недостаточно. Нужно терпение! Способность выжи дать часами, заглушив моторы, катернику так же необходима, как умение быстро, дерзко и безошибочно атаковать врага. Александр Осипович Шабалин как-то рассказывал, что его катеру нередко по мпого часов приходилось лежать в дрейфе. Иногда казалось, что время тратится зря. что фашисты прошли другим курсом. И стоило немалых усилий заставить себя оставаться на месте. Маленький корабль бросало на крутых волнах, как щенку. Одежда у матросов верхней команды про мокала насквозь, потом на студеном вет ру обледеневала и при каждом движении звенела, как кольчуга. Не легче Приходилось морякам и в нижних, закрытых помещениях. Там хо тя и было сухо, но нестерпимо душно. Сильная качка выворачивала душу. На свежем воздухе ее все же легче перено сить. Единственный выход — не давать людям сидеть без дела, проводить упор ные, до седьмого пота, тренировки, ко нечно, не ослабляя бдительности. Этим достигается то. что личному составу в ра боте. в движении лепте переносить качку и, во-вторых, повышается мастерство вои нов. совершенствуются ранее полученные навыки. Да и дрейф не был бесцельным. Противник все-таки в конце концов по являлся и не избегал наших торпед. Все это отлично известно молодому офицеру Михальченко и его экипажу. Мо ряки учатся терпеливости с таким же упорством, как овладевают вверенным оружием и техникой. Не снижать рабо тоспособности при любой волне — такое замечательное морское качество лучше всего приобретается в дрейфе. ...Катер пришел в намеченный райоп и лег в дт>сиф. Как только. корабль сбавил ход, море сразу напомнило о себе. Катер бросает с борта на борт, раскачивает с кормы на нос. Лицо радиометриста матро са Ящука бледнеет, на лбу выступает липкий холодный пот. — Приступить к тренировкам! — зву чит команда. Еще до выхода в море командир раз работал подробный план по отработке взаимозаменяемости на боевых постах. Знать в совершенстве обязанности не толь ко свои, а уметь в любой момент заменить товарища — такую задачу поставил пе ред личным составом офицер. Поступает вводная: — Выбыл из строя комендор. Его место тотчас занимает торпедист ставший матрос Лубянский. Старатель ный. смышленый моряк, он неплохо изучил специальность артиллериста. На подвижной турели Лубянский чувствует себя так же уверенно, как и у торпедно го аппарата. Точными, привычными дви жениями старший матрос продевает лен ты па лотки досылателей. — Перебит верхний ствол! — следует новая «водная. • Здесь старший матрос допускает оп лошность. Но условиям тренировок катер ведет напряженный артиллерийский огонь по самолетам. Естественно, что орудий ные стволы сильно накалились. Но Лу бянский не учитывает этого и без рука виц. голыми руками хватает ствол. Ошиб ка торпедиста не ускользает от зоркого Письма с торпедного катера взгляда командира. Он тут же указывает матросу на нее: — Такие условности к хорошему не приведут. Учитесь действовать, как в на стоящем бою. Затем старший матрос Лубянский и боцман матрос Шарлай меняются местами. На сигнальном мостике торпедист дейст вует не столь уверенно, как на турели комендора. Если сигнализацию флажками он изучил довольно прилично, то совсем неважно у него обстоит дело со световым и флажным семафором: путает значение флагов, не успевает принимать светограм- мы. Это отмечает про себя Михальченко, чтобы с матросом заняться особо, больше тренировать его. Зато боцман хорошо владеет второй специальностью — торпедиста. Он быст ро, укладываясь в нормативы, готовит аппарат к стрельбе. Матрос Шарлай — крепкого сложения моряк, окончивший до службы десятилетку. Морское дело при шлось ему ио душе. Боцман мечтает о поступлении в высшее военно-морское училище, чтобы связать свою судьбу на всегда с морем, с флотом. Тренировки продолжаются на всех бое вых постах. В рубке радиометриста качка ощу щается сильней. Старшин матрос Ящук с трудом удерживается на месте, преодоле вая сильное желание лечь, закрыть гла за, чтобы не видеть, как скользят по пе реборке тени: вверх-вниз, вверх-вниз. По служба есть служба, и нужно продолжать нести свою ответственную вахту. Стоит только ему ослабить внимание, не обна ружить своевременно корабль-цель, и за. ача не будет выполнена. Ящук смотрит на показание приборов. Цели не видно. Старшему матросу ка жется. что прошла целая вечность. Он по глядывает на часы. Окалывается, с того момента, как катер лег в дрейф, минуло всего около часа. «Скорей бы.появился «противник», — думает радиометрист. — Все же на ходу качка почти не ощущается. Конечно, и здесь не совсем сладко бывает. Однако легче, чем лежать в дрейфе». Ящук, стиснув челюсти так, что вы ступили бугорками желваки, продолжает следить за показаниями приборов. А в это время одна вводная за другой поступают в моторное отделение. Моторист Валеев — смуглый, худощавый матрос — перебегает от одного механизма к друго му. Он чувствует, как тельняшка промок ла от йота. Однако не допускает суетли вости, моряк действует продуманно, с глу боким знанием дела. — Нет питания на щит, подающий энергию на гирокомпас и радиолокацион ную установку, — следует «водная. Валеев на мгновение задумывается. Он быстро соображает, как ему поступить. Потом четко докладывает командиру: — Перехожу на питание через запас ной щит. С секундомером в руках офицер следит за тем. как моторист производит пере ключение. — Молодец, Валеев! Вы перекрываете норматив, — говорит Михальченко. Затем неожиданно в моторном отделе нии гаснет свет. Поступает вводная: — Перегрев главного двигателя. Но и сейчас комсомолец Валеев не те ряется. Он в совершенстве изучил распо ложение механизмов своего заведывания, хорошо знает, где лежит аварийный мате риал и инструмент. Моряк наощупь «регу лирует подачу воды кингстонами. Моторист научился безукоризненно действовать в своем отсеке. Теперь офи цер решил проверить, как матрос спра вится со своей задачей, если ему придет ся заменить товарища из другого мотор ного отделения. Михальченко дает Валееву вводную: В кормовом моторном отделении ранены мотористы, замените их. Через шальную дверь с высоким ко мингсом матрос Валеев пробирается в со седний отсек. Помещение заполнил дым. Моряк тотчас одевает противогаз и бы стро ликвидирует очаг «пожара». Коман дир выключает в отсеке свет. Но и в «чу жом» помещении Валеев действует с та кой же расторопностью и уверенностью, как в своем. Неспроста он старательно, норой отказываясь от отдыха, изучал за- ведывание своих товарищей по катеру. Командир приказывает Ящуку заменить радиста, а место радиометриста занять штурманскому электрику Медведеву. Старшин матрос Ящук быстро включает станцию. Чувствуется, что обслуживание ее для него не ново. В любую минуту он может с успехом заменить радиста. А вот у Медведева дела обстоят поху же. Он не может ввести в действие заве- дывание Ящука, плохо классифицирует цели, не твердо знает инструкцию. Так, например, Медведев не произвел осмотр блоков, не проверил питание. Офицер тут же н а л а г а е т Ящуку по казать товарищу, как следует действовать правильно. — Вы понимаете, к каким тяжелым последствиям мог привести ваш промах в боевых условиях? — говорит командир радисту. — Так я же не радиометрист, — пы тается оправдаться Медведев. — Не забывайте о взаимозаменяемости. При первой же надобности вам нужно су меть действовать за радиометриста. Ведь экипаж нашего корабля небольшой. Необ ходимо, чтобы специалисты могли заме нить друг друга. Этому учит боевой опыт. Командир дает затем несколько вводных, относящихся непосредственно к специаль ности штурманского электрика. — Вышел из строя гирокомпас. Матрос Медведев быстро, укладываясь в нормативы, включает гиромагнитный ком пас и переходит на его работу. — Нет показаний лага. Получив такую вводную, штурманский электрик просматривает воздухопровод центрального прибора и докладывает о своих действиях по * устранению неис правности. Неожиданно командир говорит: — Пробоина в районе... шпангоута. Ва ши действия. Медведев хорошо знает, где находится аварийный материал — распорки, клинья, щиты. Расторопно, со знанием дела он за делывает «пробоину». Причем, штурман ский электрик не допускает никаких ус ловностей, дедает все на совесть, так, словно и в самом деле в борту появилось отверстие. Вахта ведет зоркое наблюдение. Ка тер в д(>енфе в открытом море, и нужно не проморгать «противника». Командир смотрит на часы. Времени прошло достаточно. На мгновенье возника ет сомнение: «Неужели «противник» проскочил незамеченным». Но он сразу гонит эту мысль. «Не было еще такого на нашем катере. Моряки у нас все комсо мольцы. отличные специалисты, свой долг выполняют добросовестно. А все лее про ворить несение вахты надо». Офицер только успевает опуститься в рубку радиометриста, как поступает до клад о том. что цель обнаружена. Старшина 2 статьи Шуйский переводит ручки машинного телеграфа. Рев работаю щих двигателей заглушает все другие звуки. Катер набирает ход и сразу почти пе|>естает ощущаться качка. За кормой вырастает клокочущий пенный бурун. Торпедный катер устремляется на сближение с «противником». Е. ДНЕПРОВ. Р Я Д И С Т Ы Н А У Ч Е Н И И Состоявшееся учение по радиосвязи было максимально приближено к условиям боевой действительности. Все это требо- в.оло от радистов прочных навыков в ов ладении современной аппаратурой, умения ориентироваться в сложных условиях. Высокую боевую выучку покапали ра дист первого класса Виноградов, радист второго класса Желяев. Они четко и бы стро действовали на боевом посту, прояв ляли инициативу и находчивость. Младший сержант Н. ПЯТНИЦКИЙ. Хорошо знает свою специальность ко тельный машинист старший матрос Петр Зелепов. З а успехи в учебе и службе ему об’явлено несколько благодарностей. НА СНИМКЕ : старший матрос П. Зе леное на вахте в котельном отделении корабля. Фото И. Никишова. Равнение—на передовых Аккуратность в работе, молодцеватый вид, дисциплинированность — вот что отличает старшину 2 статьи Луста. За время службы он не имеет ни одного на рушения воинской дисциплины. Благодаря этому старшина добился почетного звания специалиста первого класса. За время службы старшина 2 статьи Луста не имеет ни одного случая нарушения экс плуатационных инструкций. Недавно за умелые действия во время сложного и длительного похода подводной лодки командующий Флотом наградил вои на часами «Победа». Примерность в воинской дисциплине по могает передовому воину умело воспиты вать своих подчиненных. Старшина 2 статьи И. ОГУРЦОВ. Аварийные партии действуют успешно — В районе...шпангоута пробоина. По ставить щит и металлическую ноддюру, — поступает команда. Старшина 2 статьи Чернов и старший матрос Тима ков быстро взялись за рабо ту. Через несколько минут пробоина бы ла прочно заделана. Командир поста приказал немедленно заделать «пробоину» магистрали, из ко торой с шумом хлынула вода. Матросы бросаются к магистрали и быстро присту пают к работе. Пробоина заделана. Так четко и быстро действуют аварий ные партии в море. Матрос П. ЛОГУНОВ. С В Ы С О К И М И показателями Воины нашего подразделения настойчи во совершенствуют свои военные и поли тические знания. В подразделении с боль шой активностью проходят политзанятия. Воины всегда внимательно слушают рас сказ руководителя, много работают в ча сы самостоятельного чтения, активно выступают на беседах но теме. Особен ное старание проявляет матрос Бодинави- чус. Образование у него небольшое, и воину приходится много работать, чтобы не отстать от товарищей. Однако труд ности воина не страшат, и он упорно до бивается успеха. Хорошая успеваемость па политиче ских занятиях у матроса Бодинавичуса сочетается с высокими показателями в боевой подготовке. Он в совершенство овладел техникой, быстро и четко дей ствует на занятиях. Сержант Е. ПЕТРИК. Воспитание моряков - подводников на боевых традициях Поход был трудным. Лодка находилась в плавании длительное время. Экипаж был утомлен. Но предстояло еще выпол нить ряд практических задач. Особенно тщательно готовились моряки к торпедным стрельбам. От их успеха во многом зави села оценка боевой подготовки личного состава. Надо было мобилизовать моряков на успешное выполнение поставленной задачи. Этой цели и служила вся агита ционно-массовая работа на походе. Когда лодка находилась в подводном положении, по отсекам были проведены беседы агитаторов о героях-подводниках. Свободные от вахт матросы и старшины собрались послушать рассказы о боевых подвигах. Слово о мужестве и доблести наших подводников военных лет слуша лось с большим вниманием. Да и как бы ло не слушать, когда в глазах моряков горело то боевое нетерпение, которое всег да появляется в решительные минуты. Беседы о Гаджиеве, Лунине, Фисановиче, Иосселиани были особенно близки серд цу моряков лодки. Все свои усилия, зна ния. опыт личный состав отдавал тому, чтобы быть достойным заслуженной сла вы советских подводников. Вдохновенно звучали в отсеках голоса агитаторов старшин 2 статьи Аверьянова, Харченко и друтих о воинской доблести подводников. Тов. Харченко, награжден ный знаками «Отличный подводник» и «Отличный торпедист», говорил о слав ных традициях подводников-североморцев. В его группе торпедистов особенно явст венно ощущалась потребность услышать рассказы о мастерстве и отваге героев минувших боев. Слова агитатора западали в сердца моряков, рождали у них желание быть похожими на ветеранов войны. Старшина 2 статьи Харченко говорил: — Стойко и мужественно переносили подводники-североморцы все тяготы по ходно-боевой .лИзни. Походы были часто утомительными, но моряки всегда образ цово выполняли свои обязанности. Своими умелыми действиями у механизмов они обеспечивали победу, меткий торпедный залп. Агитатор вел рассказ о боевых действи ях подводной лодки, па которой находил ся Гаджпев. Рассказ о боевых делах моря ков в период войны старшпна 2 статьи Харченко увязал с задачами корабля, с обязанностями торпедистов. В заключение беседы воины заявили, что они сделают все для успешного выполнения задачи. Выступление агитатора о боевых подви гах подводников придало пм новые силы, у;ке не так чувствовалась тяжесть дли тельного похода. Через некоторое время подводная лодка обнаружила цель и пошла на сближение с нею. Личный состав быстро и безоши бочно выполнял команды, идущие из центрального боевого поста. Лодка вышла на дистанцию торпедного залпа. Разда лись команды: «Аппараты товсь!», «Пли!», и торпеды пошли точно в цель. Скоро на имя командира была получе на радиограмма: «Благодарю вас и лич ный состав за отличное выполнение тор педной стрельбы». Эта радостная весть облетела все отсеки. Усилия всего экипа жа увенчались достойным успехом. Командир корабля поощрил ряд воинов. В их числе были старшина 2 статьи Хар ченко и его подчиненные. Успешному выполнению задач подвод ной лодкой во многом способствовала про думанная партийно-политическая работа перед выходом в море и в период похода. Накануне выхода в морс были проведе ны партийные и комсомольские собрания. Они нацелили моряков на образцовое вы полнение своих обязанностей. Ио иници ативе заместителя командира по полити ческой части были проведены групповые и индивидуальные беседы на ииевых ио- стах. Состоялась политинформация на те му: «Бдительным несением ходовой вах ты обеспечим четкое выполнение 'за дач». В ней наряду с фактами из жизни личного состава в настоящее время при водились примеры из периода Великой Отечественной войны. С большой пользой были также проведены беседы на походе о боевых традициях подводников. Вся эта работа сплотила личный состав, помогла довести до каждого моряка смысл и важ ность поставленных перед ними задач,, мобилизовать моряков на успешное выпол ненне их. Важное место в партийно-политической работе на данной подводной лодке за нимает пропаганда боевых традиций. Зная огромную воспитательную силу славного боевого наследия советских во енных моряков, командир керабля, пар тийная и комсомольская организации ши роко используют его для развития у эки пажа высоких морально-боевых качеств. Хотя эта подводная лодка не имеет своего боевого опыта, не участвовала в боях, все же на ней свято чтут боевые традиции подводников части, изучают и пропагандируют их. Боевые традиции взяты на вооружение экипажа этой лод ки. Это оружие учит поражать врага, за каляет сердца моряков отвагой, придает стойкость и мужество в трудную минуту, зовет приумножать былые ратные победы. Пропаганда боевых традпцпй на кораб ле ведется различными формами. Перед личным составом части выступают с бе седами офицеры, старшины, ап п и и ры . Ими были проведены за последнее в|ч*мя такие беседы, как «Военно-Морской Флот СССР — детище народа». «Боевые тради ции нашей части». Большой интещм*. вы звала у личного состава беседа: «Подвиг моряков сторожевого корабля «Туман». 15 ней говорилось о стойкости и мужестве советских моряков, о верности их своему долгу. Знамени корабля. Часто с беседами о боевых традициях выступает командир корабля. Г» период Великой Отечественной войны он сражал ся с врагом иод Сталинградом в составе Волжской военной флотилии, был под водником на Черном море. В выступлени ях перед экипажем лодки офицер исполь зует примеры из своего боевого опыта. Это делает их еще более убедительными и действенными. С успехом прошли беседы командира на темы: «Боевые дела под водников в годы войны». «История и традиции нашего корабля» и другие. Агитаторы и члены комсомольского бюро провели ряд бесед о боевых тради циях части. Так. состоялись беседы о нодводниках-ссвсроморцах Героях Совет ского Союза Колышкипе, Лунине, Гаджие ве, Фисановиче, Старикове, Щедрине, Ку черенко. Ио совету членов комсомольского бю 1 ю на корабле с интересом читались и обсуждались книги Я. Иосселиани «Запи ски подводника». Г. Соловьева «Морская служба» и другие. Эти книги о подвод никах произвели большое впечатление на личный состав. Многие матросы и стар шины прочитали их. Наряду с пропагандой боевых традиций военных лет в целях патриотического вос питания экипажа используются примеры мастерства, героизма и решительности под- воднпков в мирное время. Когда стар шина 1 статьи Лупик проявил мужество и смелость при спасении офицера, то на корабле была проведена беседа об этом ге ройском поступке. В ней было указано, что защита командира в бою, на походе в трудную минуту является славной тра дицией советских моряков. Пропагандировать боевые традиции — значит не только знакомить воинов с ге роическими подвигами, не и изучать боевой опыт, проводить учебу на боевых постах в условиях, при"» жженных к бое вой обстановке. На этой подводной лодке ведется постоянная борьба с условностя ми и упрощенчеством в боевой учесе. В ней принимают участие офицеры и стар шины. Старшина 1 статьи Задис-Улица прово дил занятия с аварийной партией в от секе лодки. Когда была дана вводная, он скомандовал: — Лать воздух! Матрос Петушков, положив руку на клапан, но не открывая его. крикнул: — Дал воздух! Старшина приказал по-настоящему вы полнять вводную, дать воздух и создать давление в отсеке. После занятия старшина 1 статьи Зад- не-Улица раз’яснил матросу Петушкову, что нужно так выполнять вводные, как придется действовать в бою. Старшина привел ряд примеров из опыта войны. Это дало свой результат. За хорошие по казатели в борьбе за живучесть лодки адмирал наградил старшину 1 статьи 3адне-Улицу грамотой. На корабле стремятся воспитывать стойких и закаленных моряков, исполь зуя для этого не только опыт войны, но и трудности походной обстановки. Это дает свои |>езультаты. В одном из походов трудно было нести вахту из-за сильной качки. Но моряки исправно выполняли свои обязанности. Старший матрос Труб ников был сильно утомлен длительным и тял;елым походом. Все же, несмотря на большую усталость, он нашел в себе си лы нести вахту на вертикальных рулях. — Можно назвать многих матросов и старшин, — говорит командир лодки, — которые показали себя в походах стойки ми и закаленными моряками. Вот, напри мер. старшина 2 статьи Хитренко непре рывно нес вахту около 18 часов, хорошо выполнял свои обязанности. В другом походе многие моряки этой лодки проявили большую смелость и вы держку. Была штормовая погода. Волны с грохотом перекатывались через палубу, били о боевую рубку. В этой обстановке требовалось завести стальной трос. Стар шина 1 статьи Миков и старшина 2 ста тьи Третьяков, рискуя быть смытыми в мо|х\ после ряда попыток все же завели конец. За проявленное мужество и храб рость моряки были поощрены. На корабле сложились традиции: на стоящая Флотская дружба, взаимопомощь в боевой учебе, стремление дорожить честью своего корабля. Одно время матрос Галика совершил несколько дисциплинар ных проступков. Общественное мнение экипажа лодки заставило его изменить свое поведение. Большую помощь оказа ли сослуживцы матросам Буртовому и Са вину в глубоком дзучепни вверенной пм боевой техники. Теперь они исправно не сут вахту на походе, умело обслуживают порученные им механизмы. Добрую память о корабельном экипаже увезли с собою демобилизованные моряки. Хотя они давно распрощались с кораб лем. но чувство благодарности за полу ченную закалку и воспитание живет в них. Так, демобилизовавшись, старшина 1 статьи Миков. старшина 2 статьи Хо хлов и другие продолжают поддерживать связь с корабельным экипажем. В_ одном из писем на имя командира бывший стар шина 1 статьи Миков, ныне секретарь комитета ВЛКСМ КрасноуФимского же лезнодорожного узла, благодарит его и офицеров за доброе воспитание. Это письмо было зачитано командиром перед строем личного состава. В день корабельного праздника многие офицеры, старшины и матросы, служив шие на лодке, считают своим долгом по сетить корабль, где они прошли хорошую школу. В этом году в день корабельного праздника пришли на лодку офицеры Спиридонов и Кулышцкий и подарили личному составу библиотечку из 20 худо жественных произведений. Большинство из них посвящено жизни и славным тра дициям Советской Армии и Флота. Хорошие традиции, установившиеся на лодке, говорят о том, что они нм*мот сво ей основой славный боевой опыт морякои старших поколений. Традиции героев ми нувших боев живут в делах жч лдовых воинов корабля, в успехах к -ра^льного экипажа. На лодке постоянно ра -тут ря ды отличников, имеется большой отряд классных специалистов. В ел -" " Г м*вом наследии молодые матросы и бывалые моряки черпают силы дл:: *ммпотворя;ои- Ш.ТХ дел, для образцового служения Ро дине. Старший лейтенант В. МОРДАСОВ. \
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz