На страже Заполярья. 1955 год. Август.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я 24 августа 1955 г., N° 200 (5352). Трибуна классного специалиста О тренировках сигнальщиков Сигнальщики — это глаза корабля. Поэтому сигнальная вахта считается на корабле, особенно в морском походе, од­ ной из ответственнеиших. От нее во мно­ гом зависит безопасность плавания кораб­ ля. успешное решение поставленных за­ дач. Некоторые моряки считают, что стать сигнальщиком— не такое уж трудное дело. Для этого, дескать, не надо изучать сложную технику, а также серьезных тео­ ретических вопросов. Заучи телеграфную азбуку, флажной семафор, освой работу на сводах — и все. Подобное мнение, конечно, ошибочное. Если матрос не освоил глубоко свою специальность, не научился как следует нести сигнальную вахту, он не сможет четко выполнять свои обязанности. Одним из основных требований клас­ сной квалификации сигнальщика являет­ ся выполнение установленных нормати­ вов. При выполнении нормативов я всегда помню о том, что передать текст азбукой Морзе или флажным семафором гораздо легче, чем его принять. Легче также ра­ зобрать сигнал, чем его набрать по сигнальным оводам, военному или международному. Поэтому я всегда сам тренируюсь с сигнальщиками больше в приеме светограмм и флажным семафо­ ром, в наборе сигналов по сводам. Не па- до забывать и о том, что необходимо ча­ ще тренироваться на трудных несмысло­ вых текстах. Эти тренировки дают воз­ можность приучить свой глаз безошибоч­ но принимать содержание любого семафо­ ра или светограммЫ. Для выполнения нормативов при передаче флажного сема­ фора нужно тренировать себя на про­ должительность времени передачи. Практика показывает, что тот сигналь­ щик, который тренируется на продолжи­ тельность одной минуты вместо положен­ ного времени, часто не укладывается в установленные нормативы. Я лично ис­ пытал это на себе в передаче флажного семафора на продолжительность одной ми­ нуты. Результаты меня вполне удовлет­ воряли. При сдаче же нормативов за месяц у меня получилось совсем иначе. А именно: за первую минуту я передал большое количество знаков, па -вторую — гораздо меньше, а на третьей минуте еле передвигал руками. Когда подсчитали среднее количество переданных знаков, то мой результат оказался малоутеши­ тельным. После этого случая я ста,! упор­ нее и настойчивее тренироваться на продолжительность времени передачи, в результате чего добился в среднем боль­ шой скорости передачи флажного сема­ фора. Мне хочется также обратить внимание на важность тренировок для выполнения нормативе® по приему и передаче свето­ выми средствами. Недавно у нас был такой случаи. Когда передавался простой текст, все шло хорошо, не было искажений, все работа­ ли быстро и четко. Но вот дали смешан­ ный текст. Матрос Николай Дмитриен- ко и старшин матрос Иван Кошелев до­ пустили ошибки. «В чем же причина этого?»— невольно возникает вопрос. Оказывается, что они недооценивали тренировки в приеме смешанного текста, тогда как тренировки по приему и пе­ редаче смешанного текста развивают у сигнальщика быстроту, четкость и вни­ мательность в действиях, вырабатывают навыки в приеме и передаче светограмм без малейших искажений. Вот почему даже самые опытные сиг­ нальщики должны уделять много внима­ ния этому виду трешгровок. Строго по правилам действует старши­ на группы сигнальщиков Сабуров. Прежде, чем начинать тренировки, он тщательно готовится к ним. Сначала составляет спе­ циальные тренировочные тексты в несколь­ ких вариантах. Первый из них состоит из букв и цифр. Сабуров часто говорит: — За время службы я убедился, что такой текст помогает сигнальщику отра­ батывать безошибочный прием. И действительно это так. Другой же вариант состоит полностью из одних цифр. Он помогает специалисту в приеме цифрового текста, что очень часто встре­ чается в работе с кораблями. П. наконец, третий текст Сабуров составляет из румбовых, дополнительных и служеб­ ных знаков. Тренировки по этому ва­ рианту вырабатывают навыки в приеме специальных сигналов, позывных, а так ­ же развивают память. После того, как текст для тренировки готов, надо подобрать себе напарника или группу ситналыциков. Наиболее подготов­ ленный сигнальщик должен передавать сигналы, а все остальные — принимать их. Подобные занятия лучше Ffcero раз­ бить на два этапа. Первый этап — тре­ нировки в помещении. В этом случае все ведут запись приема на листах бумаги. Второй этап — тренировки на боевом посту с фактическим использованием средств связи двух или болчле постов, в зависимости от количества людей, уча­ ствующих в тренировке. На занятиях в помещении необходимо соблюдать все правила приема и передачи сигналов. По окончании передачи каждого текста на­ до собрать записи и проверить их точ­ ность, фиксируя наиболее типичные ошибки. Неточности необходимо разби­ рать сразу же после окончания трени­ ровки. Передающему текст необходимо обра­ щать внимание на быстроту работы. Вна­ чале передача должна быть медленной с последующим нарастанием темпа к за­ висимости от качества приема сигналь­ щиком. Тренировки по смешанному тексту ни в коем случае не следует упрощать. Было бы неплохо, если бы тренирующиеся сиг­ нальщики были между собой на таких pais стояниях, которые требуют повышенного напряжения зрения и даже применения оп­ тических приборов — биноклей, стерео­ труб. Это развивает у сигнальщиков вы­ носливость, умение преодолевать трудности при несении сигнальной вахты, помогает им приобрести навыки работы на боевом посту в усложненных условиях. За несколько лет службы па флоте я убедился в необходимости регулярных тре­ нировок в наиболее трудной обстановке. Для меня, например, не существовало плохой погоды для приема или передачи светограмм. Если запланировано, скажем, занятие на боевом посту, обязательно за­ нимаюсь, несмотря на плохие метеороло­ гические условия. Каждый сигнальщик сможет вести наблюдение или обеспечить командование связью при отличной види­ мости. Гораздо труднее, по более важно также отлично держать зрительную связь при тумане, сильном ветре, во время дож­ дя пли снегопада. Опыт Великой Отечественной войны по­ казал, что если сигнальщик не искал в период учебы легких текстов на трени­ ровках, не ждал хорошей погоды, а гото­ вил себя к работе в любой обстановке, учился принимать и передавать самый трудный текст, то он успешно выполнял все боевые задачи, поставленные командо­ ванием. обеспечивал командира надежной связью и отличным наблюдением. Надеж­ ная связь и бдительное наблюдение сыг­ рали немаловажную роль в достижении победы над вратом. Старшина 2 статьи В. ГАРМ03А, специалист первого нласса. Стар ательныи воин С первых дней службы сержант Моро­ зов показал себя старательным воином. Он хорошо изучил вверенную ему боевую технику и грамотно ее эксплуатирует. Являясь помощником командир! взвода. сержант воспитывает воинов в духе высо­ кой дисциплинированности и исполнитель­ ности, умело передает им свой опыт. Младший сержант А. МИНИ'Д. Но вечерам, в хорошую погоду любят матросы посидеть на баке. Чаще всего мо­ ряки собираются группами, экипажами. Старшина 2 статьи Шуйский, агитатор с торпедного катера, заводит свой излюб­ ленный разговор о героях-катерннках. му­ жественных защитниках Заполярья. Слу­ шают старшину охотно, внимательно. На­ род здесь молодой, только нач 1 шающий службу. Для них рассказы об ударах но фашистским конвоям, о прорыве в Лина- хамари звучат, как легенды. Имена Шаба­ лина, Саши Ковалева и других отважных катерников они произносят почтительно, с волнением. — Говорят, на катере Александра Ша­ балина все матросы были, как на подбор, — произносит старший матрос Чижук. — Вот еще чего скажешь, — улы­ бается одними глазами агитатор. — Та­ кие же люди, как мы. — Как мы? — А ты. что думал, особенные какие. И после короткой паузы продолжает: — Да, на катере ныне дважды Героя Советского Союза Александра Шабалина, как и на всех боевых кораблях, в годы Ве­ ликой Отечественной войны служили та ­ кие же моряки, как каждый из нас. Они владели своей специальностью в совер­ шенстве. Командира с полуслова понима­ ли. Ну, а чтобы там малейшее непослу­ шание — па это и намека никогда не бывало. При последних словах агитатора, штур­ манский электрик матрос Медведев слег­ ка смущается. Что греха таить, с ним случается, что он приказание выполняет недостаточно быстро и точно, порой может нагрубить старшему, употребить в раз­ говоре непечатное слово. На катере нет ни одного матроса, кото­ рый бы почти до мельчайших подробно­ стей не знал о подвигах Шабалина и его прославленного экипажа. Кому-то удалось раздобыть книгу о герое-катернике. Ее буквально зачитали. Потом в свободные часы отдельные, наиболее понравившиеся места оживленно обсуждали. Самыми ак­ тивными участниками таких бесед были старшпна 2 статьи Шуйский, комендор старший матрос Трофимов, моторист ма­ трос Васильев. Особенно сильное впечатление на моря­ ков произвел такой эпизод. Катер Александра Шабалина получил приказание атаковать находящийся в мо­ ре крупный транспорт противника. Не­ сколько часов длился поиск. Наконец, со­ ветским морякам удалось обнаружить вра­ жеский конвой. Торпедный катер сбли­ зился с противником на короткую дистан­ цию. Но обстоятельства сложились таким образом, что выпустить торпеды было нельзя. Тогда Шабалин сделал резкий разворот под артиллерийско-пулеметным огнем и вышел во вторую атаку. Но и на этот раз ему не удалось произвести залп. Бесстрашный советский командир, уверенный в стойкости подчиненных, не­ смотря на сильный огонь противника, в третий раз атаковал. Торпеды метко по­ разили вражеский транспорт. — Лихо! Ничего не скажешь! — вос­ хищенно произнес кто-то из матросов. — Шабалин и его экипаж даже мысли пе допускали, чтобы уйти, не прикончив врага. — Вот это боевая активность, я пони­ маю! Однажды стало известно, что перед мо­ ряками выступит бывший боцман с тор­ педного катера, которым командовал в го­ ды войны Александр Шабалин, ныне офи­ цер Козлов. Одно дело прочитать в книге или в газете о подвигах героев, другое — услышать из их уст о незабываемых бое­ вых походах. Самое обширное помещение на корабле заполнили до отказа. Даже всеобщего любимца, медвежонка Мишку, выставили па верхнюю палубу, чтобы не занимал лишнего места. И стоило посмот­ реть, как слушали Козлова! Видимо, боль­ ше всего радовало моряков, что человек с легепдарпого корабля ничем, по крайней мере внешне, не отличался от них. ни­ когда не видевших, как рвутся вокруг ка­ тера осевые снаряды, как переламы­ вается пополам вражеский транспорт от выпущенной ими настоящей боевой торпеды. И все-таки он казался необыкно­ венным, воин, чью грудь Родина украсила Письма с торпедного катера многими орденами и медалями. Как всег­ да в таких случаях, слушая живой рас­ сказ о подвигах героев, сам собой 'возни­ кал вопрос: — А мы могли бы так? Как на него ответишь? Время покажет. Еще великий Суворов поучал своих чу- до-богатырей: «Возьми себе в пример ге­ роя!». У катерников есть замечательные образцы для подражания. Экипаж торпед­ ного катера, о котором идет речь, счита­ ет, что их корабль не так уж много ис­ ходил морских дорог, да и сами моряки молоды. Откуда быть на катере боевым традициям. Их, дескать, еще нет, они не успели сложиться. Но это не так. Тради­ ции есть! Когда Военно-морской Флаг впервые взвился на гафеле корабля, уже тогда его овевала немеркнущая слава ге­ роев, участников великих боев за Родину. Гордое полотнище, развеваясь над голова­ ми молодых воинов, как бы призывало их приумножить славные традиции, завоеван­ ные кровью в боях. «Традиции не оставляются в покое. Они вырождаются, если их не совершенство­ вать». И моряки торпедного катера не за­ бывают о прекрасных традициях товари­ щей по оружию. Они умножают их. Юркий, стремительный корабль идет вперед. На мостике в черном, как у тан­ киста, шлеме командир — лейтенант Ми- хальченко. Рядом с ним, положив руки на хромоникелевые ручки машинного теле­ графа, на откидном сидении — старшина команды мотористов Шуйский. Отсюда, выполняя волю командира, он руководит всеми действиями своих подчиненных. Старшина 2 статьи Шуйский — специа­ лист первого класса. На недавнем конкур­ се на лучший осевой пост подразделения мотористы катера заслуженно завоевали первое место. Старшина уверен в своих подчиненных. Они никогда не подведут командира. А катер между тем ложится на курс сближения с целью. Расходящиеся от обо­ их бортов буруны кажутся белоснежными крыльями, па которых корабль вот-вот взлетит в подернутое голубоватой дым­ кой небо. Атака!.. Сильнее ощущаются резкие толчки катера о волны. В это время в моторном отделении за­ крылась заслонка приемного кингстона носового двигателя. Доступ воды прекра­ тился. Мотористы старший матрос Чижук и матрос Валеев отлично понимали, чем это угрожает катеру. Произойди такое не в момент атаки, открыть заслонку можно было бы без особого труда, выключив дви­ гатель. Но сейчас, когда командир требу­ ет выложить все, до предела, обеспечить максимальные обороты, нельзя даже ду­ мать о том. чтобы остановить двигатель. Ведь это значит сорвать атаку. Отличник авиации боевой ПОСТ Серое утро. Небо затянуто свинцо­ выми тучами. Моросит мелкий надоед­ ливый дождь. Корабль снимается со швартовов и уходит в море. Маневрозщики внимательно следят за механизмами. Ведь от быстроты и правильности выполнения приказания с главного командного пункта во многом зависит выполнение задачи. Вдруг р а з­ дается характерный шелчок. Сбросил маневровый клапан . Быстрые и умелые движения маневровшика, мгновенное выполнение приказания старшины вах­ ты матросом Малышевым, и маневро­ вый клапан взведен. В тот ж е день при отработке слож ­ ного боевого упражнения, в самый напряженный момент старшина вахты Виноградов заметил, как стрелка ва- кууметра медленно поползла вниз. Это грозило срывом нужного режима ра­ боты главных турбин. Секунды р а з­ мышлений, и причина падения вакуума найдена. Произведена необходимая ре­ гулировка. Машина попрежнему выпол­ няет заданный режим самого полного хода. Боевой пост маневровщиков по праву считается лучшим на корабле. Главный старшина Л . ИВАЩЕНКО . Но мотору грозит серьезная опасность. Он погибнет без воды подобно тому, как живой организм задохнется от недостатка воиуха. Что делать? В распоряжении мо­ тористов остаются доли секунд. И тогда они решаются на такое, чего до них ни­ кому из катерников не приходилось де­ лать. Ломая ногти, старший матрос Чи­ жук и матрос Валеев вручную, только с помощью ключа от воздушных баллонов открыли заслонку. Вода ударила струен, стала заливать трюм. Но с этим справить­ ся уже было нетрудно. Обо веем этом наверху узнали позже, когда катер успешно выполнил задачу. Мотористы стали героями дня. Любой це­ ной исполнить свой долг — вот чему учил их пример. Смуглое, цыганское ли­ цо командира озарилось улыбкой, когда он выслушал скупой доклад Шуйского о са­ моотверженности Чижука и Валеева. «Вот и у нас рождаются свои тради­ ции», — хотелось ему сказать старшине. Но офицер сдержал себя и спокойно произ­ нес: — За находчивость и инициативу — молодцы. Только в будущем нужно все предусматривать зярапее, чтобы на любом ходу никакие заслонки не закрывались. — Есть! — как всегда, кратко ото­ звался Шуйский. II до этого во всех походах торпедного катера личный состав проявлял инициати­ ву, мужество и мастерство в решении практических задач. Только будничный ге­ роизм мирного времени не так ярок, как боевой, и потому порой остается незаме­ ченным. Но о подвиге старшины 2 статьи Ивана Сучкина в свое время на всех ка­ терах подразделения говорили с немень­ шим восхищением, чем о замечательных делах старших товарищей, участников Ве­ ликой Отечественной воины. Торпедный катер проводил фактическую торпедную стрельбу. Экипажу надлежало после того, как торпеда пройдет под целью, разыскать ее и поднять на борт. Задача не из легких, тем более в свежую погоду. Высокие волны мешали наблюда­ телям. И все-таки моряки сумели обнару­ жить свою торпеду. Но как подойти к ней. набросить карабин, когда катер, как поплавок, бросает с волны на волну? Не­ сколько попыток оказались безуспешными. А между тем, в любой момепт торпеда мо- жет пойти на дно. А ведь это — народное добро. Как быть? И тогда, испросив раз­ решение командира, старшина 2 статьи Сучкин обвязался концом и бросился в ледяную воду. Он подобрался к торпеде. Казалось, сейчас щелкнет карабин, и она будет «заарканена». Однако не успел мо­ ряк занести руку, как сильная волна от­ бросила его от торпеды. Тогда старшина, стиснув зубы, снова подплыл к ней. Оде- ревяневпгие руки уже отказывали гму служить. Командир приказал подымать старшину на борт. Жизнь советского вои­ на дороже любой торпеды. Но в этот мо­ мент моряку, наконец, удалось зацепить рьгм торпеды карабином. — Знаете, по^ле такой ванны у пего даже насморка не было, — рассказывает лейтенант Михальченко. — Вот что зна­ чит хорошая закалка! Когда на катер приходит молодое ^ по­ полнение. им наряду с именами Шатали­ на, Курбатова, Саши Ковалева называют и имена комсомольцев Сучкина, Чижук а, Валеева. Шуйского. Пусть знают пе толь­ ко, в каком подразделении, но и на каком катере им выпала честь служить! По жилым помещениям плавказармы разносится сигнал учебно-боевой тревоги. Проходят считанные минуты, и лейтенан­ ту Михальченко докладывают о готовно­ сти всех боевых постов. — Корабль к бою, походу изготовить! Офицер произнес «корабль» с немень- шей гордостью, чем это сделал бы коман­ дир крейсера. Неспроста ведь в годы вой­ ны о торпедных катерах говорили, что эти маленькие корабли добывают большую победу. Катер выходит из залива на широ­ кую морскую дорогу, туда, где совер­ шенствуются старые и в напряженном труде рождаются новые славные тради­ ции. Е. ДНЕПРОВ. ПовЬшттЬ ролЬ старш ин в укреплении дисциплины Старшины — самый многочисленный отряд командных кадров на флоте. Они являются ближайшими помощниками офи­ церов в обучении и воспитании личного состава, в поддержании и укреплении во­ инской дисциплины и уставного порядка на кораблях и в частях. Воспитание людей — дело сложное и ответственное. Прежде всего, чтобы успеш­ но воспитывать подчиненных, старшина должен сам обладать высокими моральны­ ми и деловыми качествами, овладевать методикой воспитания, иметь непререкае­ мый авторитет, который завоевывается от­ личным знанием военного дела, образцо­ вым служением Родине, безупречной дис­ циплиной, повседневной требовательностью к своим подчиненным, заботой о них, правильным использованием своих дисци­ плинарных прав. Авторитет старшины приобретается в результате упорной и кро­ потливой работы по обучению и воспита­ нию воинов, на основе твердого соблюде­ ния требований Присяги и уставов. Укрепляя в подразделении воинскую дисциплину, воспитывая личный состав в духе неуклонного выполнения воинских уставов и приказов, старшина сам должен быть примерным в дисциплине. Только дисциплинированный начальник сможет воспитать подчиненных в духе строгой дисциплины. «Начальник, — говорится в Уставе внутренней службы, — должен подавать пример бодрости и выносливости, безу­ пречного поведения, точного выполнения требований законов, уставов, приказов и распоряжений». Насаждая в подразделении высокую во­ инскую дисциплину, старшина должен быть требовательным к подчиненным, по­ стоянно и неуклонно следить, чтобы все воинские правила и законы исполнялись точно и в срок. Надо твердо усвоить са­ мому и раз’яснять матросам, что в дисциплине нет мелочей, здесь все важно. Может ли старшина, который в обра­ щении с матросами допускает панибрат­ ство, нарушает устав, требовать от подчи­ ненного соблюдения дисциплины? Конеч­ но, нет. К чему приводят неуставные вза­ имоотношения и панибратство со стороны сержанта или старшины, свидетельствует следующий факт. Однажды матрос Потрясаев грубо нару­ шил устав. Зная об этом, старшина не принял мер. В результате матрос в тот же день еовершил еще одно грубое нарушение воинской дисциплины. Нельзя оставлять без воздействия ни одного проступка подчиненного. Этого тре­ бует от каждого начальника Дисципли­ нарный устав Вооруженных Сил Союза ССР. Основным методом воспитания подчи­ ненных и укрепления воинской дисципли­ ны является метод убеждения. Наряду с убеждением, каждому начальнику предо­ ставлено право наказывать нерадивых воинов. Надо только умело сочетать метод убеждения и метод принуждения. Однако не всегда еще старшины пра­ вильно понимают и используют это поло­ жение. В одно* из подразделений на молодого воина, прослужившего всего около двух месяцев, было наложено восемь дисци­ плинарных взысканий. Из беседы с его не­ посредственным начальником выяснилось, что старшина вовсе не пытался методом убеждения приучить своего подчиненного, не искушенного еще в вопросах военной службы, к строгому соблюдению воинской дисциплины. С другой стороны, отдельные стадщц- ны уклоняются от наложения взысканий, а некоторые ограничиваются тем, что хо­ датайствуют о наложении взыскания на виновного властью старшего начальника, хотя у самих старшин достаточно дисци­ плинарных прав. Такая практика явно неправильна. Старшина должен полностью использо­ вать предоставленные ему дисциплинар­ ные права. Ходатайствовать о паложении взыскания на виновного властью старше­ го начальника нужно лишь в тех случа­ ях, когда права старшины по важности совершенного подчиненным проступка недостаточны. Взыскание — не только наказание, но и мера воспитания. Наказывая недисци­ плинированного, начальник этим самым предупреждает возможное повторение про­ ступка как со стороны провинившегося, так и других военнослужащих. 0 наложении взыскания должно быгь известно не только лицу, совершившему проступок, но и всему личному составу подразделения. Иначе воспитательное зна­ чение взыскания значительно уменьшает­ ся. Недопустимы случаи, когда старшина, наложив на подчиненного взыскание, не об’являет ему об этом, а ограничивается лишь записью в карточке взысканий и по­ ощрений. Такое взыскание теряет воспи­ тательное значение. Всякое взыскание, как об этом сказано в Дисциплинарном уставе, должно соответ­ ствовать степени вины и важности совер­ шенного щюступка. Ч 1 »ежде чем решить вопрос, какую применить меру взыскания, старшина должен тщательно разобраться и все взвесить: характер проступка, об­ стоятельства, при которых он был совер­ шен. прежнее поведение виновного, а так­ же время нахождения его на службе и сш е ц ь знания ц<ш 1 Ба В укреплении воинской дисциплины важную роль играют поощрения. Похвала командира ободряет подчиненного, вдохно­ вляет его на еще более добросовестное вы­ полнение своих обязанностей по службе, укрепляет его веру в свои силы и повы­ шает интерес к военному делу. Вместе с тем похвала одного воина слу­ жит стимулом и для других. Поощряя от­ личившегося, старшина дает понять, что каждый подчиненный также может быть отмечен благодарностью, если старатель­ но, с напряжением сил будет выполнять свои обязанности по службе. Старшина обязан во-время заметить усердие своих подчиненных и соответст­ венно поощрить их. Это вызовет у воинов уверенность, что» их инициатива, их рев­ ностное несение службы всегда будут за­ мечены начальником и оценены по заслу­ гам. К сожалению, можно встретить такие случаи, когда матрос непрерывно получа­ ет одни взыскания. Это значит, что за ним замечают только отрицательные мо­ менты в его службе и не обращают вни­ мания. не отмечают положительное. Это неправильно: у воина создается чувство неуверенности, неспособности хорошо слу­ жить. И, наоборот, повседневная работа старшины по воспитанию поршненных, чуткий подход к ТТим, правильное приме­ нение дисциплинарных нрав дают поло­ жительные результаты. Раньше матрос Долженко нарушал во­ инскую дисциплину. Старшины подразде­ ления, в котором проходит службу матрос, не спешили зачислить его в число «неис­ правных». Они окружили его заботой и вниманием. Матрос Долженко стал за­ метно исправляться, а недавно за добро­ совестное отношение к службе и высокие показатели в боевой и политической под­ готовке был поощрен командиром части. Не всегда старшины используют такую меру воздействия на подчиненных, как снятие ранее наложенного взыскания. Бы­ вает, что в карточке взысканий и поощ­ рений взыскания, наложенные более года наш* еще де щ щ , ш за . ш ш т . провинившийся исправился и уже имеет ряд поощрений. Наложив взыскание, старшина обязан щюследить, исправился ли подчиненный, осознал ли он свой проступок. В случае, если провинившийся исправился, нужно снять с него взыскание, да так. чтобы об этом знало все подразделение. Снятие ра­ нее наложенного взыскания— тоже поощ­ рение. Оно создает у воинов стимул к ис­ правлению, а порой имеет воспитательное значение не меньше, чем об’явленпе бла­ годарности. Примером правильного использования дисциплинарных прав может служить старшина 1 статьи Бурхович. Требовательный к себе и к подчинен­ ным, старшина не оставляет без вни­ мания ни одного проступка, ни случая проявления усердия подчиненными. Узнав о совершении матросом проступка, стар­ шина тщательно выясняет причины, вы­ звавшие нарушение дисциплины, а затем, решая вопрос о наказании, строго руко­ водствуется требованиями Дисциплинарно­ го устава. При выборе вида и меры взыскания Бурхович старается в первую очередь ис­ пользовать свою дисциплинарную власть. Взыскание подчиненному он обязательно об’являет перед строем. Наложив взыскание, старшина внима­ тельно следит за дальнейшим поведением матроса. Убедившись, что воин осо­ знал свой проступок и исправился, он сни­ мает с него взыскание и об этом об’явля­ ет личному составу. Не случайно стар­ шина пользуется заслуженным авторите­ том У воинов. Личная примерность старшины в соче­ тании с постоянной требовательностью и правильным использованием дисциплинар­ ной власти играют большую роль в укре­ плении порядка и организованности на кораблях и в подразделениях. Улучшение дисциплинарной практики старшин помо­ жет добиться еще больших успехов в решепии задач боевой и политической подготовки. Офтюв Л EADQHQPL___ ! Старший сержант М. Борисенко. Более десяти лет служит на Северном флоте старший сержант сверхсрочной службы Михаил Борисенко. За этот пе­ риод он воспитал немало квалифицирован­ ных специалистов, дисциплинированных воинов. В настоящее время, возглавляя один из об’ектов. старшин сержант Борисенко неустанно Порется за высокую боевую го­ товность его. учит воинов грамотно об­ служивать материальную часть. Среди его подчиненных выросло много отлични­ ков боевой и политической подготовки. В их числе — Башков, Богомазов. Ива­ нов, Голов.тов и другие воины. Безупречная служба отличника боевой и политической подготовки старшего сер­ жанта Борисенко отмечена многими по­ ощрениями. Недавно передового воина на­ градили знаком «Отличник авиации». Старший матрос П. БОЧАРОВ. Дружная семья В нашем артиллерийском расчете служат воины многих национальностей: русский, белорус, латыш, литовец, карел, поляк. Все мы живем единой дружной семьей, помогаем друг другу в учебе и службе. Матрос Муллиев плохо знал русский язык, отставал на политзанятиях. Ма­ трос Туркин решил помочь ему. Воин терпеливо занимался с товарищем, ста­ рался не только обучить его русскому языку, но и прививал сослуживцу на­ выки работы над материалом политза­ нятий, подсказывал, как нужно выпол­ нять свой долг. Труды матроса Туркина, настойчи­ вость и упорство Муллиева не пропали даром. Сейчас Муллиев — один из пе­ редовых воинов в подразделении. У матроса Налмса плохо обстояло де­ ло с изучением материальной части. С ним стал заниматься младший сержант Алексеев. Вдвоем воины изучали схе­ мы, чертежи, тренировались у орудия. Работая заряжающим, Палме действо­ вал неуверенно, неправильно брал сна­ ряд и неловко посылал его в казенник. Алексеев стал внимательно присмат­ риваться к действиям заряжающего, выявлял, в чем он ошибается. Потом показал, как нужно правильно заря­ жать орудие. — Берите снаряд обеими руками.— сказал он Палмсу, — и сильным толч­ ком правой руки быстро досылайте его. Палме попробовал сделать так, но у него ничего не получилось. Алексеев щюдолжал обучать товарища показом. Палмсу пришлось много потрудиться, прежде чем он приобрел необходимую сноровку. Однако на этом заряжающий пе остановился и 1 >ешил освоить спе­ циальность наводчика. Ему помог опыт­ ный специалист матрос Туркин. Он охотно раз’яешгл устройство прицель­ ных приспособлений, оптических при­ боров, показал практически, как уста­ навливаются угломер, отражатель, при­ цел. как нужно работать с уровнями, под’емными и поворотными механиз­ мами. Сейчас матрос Палме может успешно работать за любой номер расчета. Боевая дружба, взаимная помощь обеспечивают четкие, умелые депствия артиллеристов при стрельбах. Как-то расчету предстояло выполнить ответ­ ственную задачу. Воины быстро подго­ товили пушку к стрельбе. Звучат сло­ ва команд. Слышен щелчок затвора. Несколько секунд, и орудие вздрагивает от выст­ рела. Снаряд уходит точно в цель. Сле­ дующие залпы идут также без прома­ ха. — Отличная стрельба, — с удовлет­ ворением отметил командир. Особенно ярко проявляется дружба среди воинов расчета на тактических занятиях, в походах, на стрельбах в сложных условиях. Если кому трудно, товарищи все. как один, придут на помощь. Старший матрос Е. КУЗЬМИН. 25 благодарностей Воины нашего подразделения, как и все советские люди, с глубоким удов­ летворением встретили решения июль­ ского Пленума ЦК КПСС. Сейчас осо­ бенно оживленно бывает в комнате по­ литико-просветительной работы. Здесь в свободное время собираются матросы. Они обсуждают исторические докумен­ ты, делятся впечатлениями. Все, как один, воины выражают стремление в ответ на заботу партии о благе наро­ да еще лучше выполнять своп до.тг . Слова воинов не расходятся с делом. Образцово служит комсомолец матрос Шевчук. Он — отличник боевой и по­ литической подготовки. За свою служ­ бу Шевчук, не имел ни одного взыска­ ния. В его карточке взысканий и по­ ощрений записано 25 благодарностей. За высокую боевую выучку и об­ разцовое выполнение служебных обя­ занностей командир недавно поощрил матроса Шевчука денежной премией. А. РОМАНОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz