На страже Заполярья. 1955 год. Август.
На с т р а ж е З а п о л я р ь я 24 августа 1955 г., N° 200 (5352). Трибуна классного специалиста О тренировках сигнальщиков Сигнальщики — это глаза корабля. Поэтому сигнальная вахта считается на корабле, особенно в морском походе, од ной из ответственнеиших. От нее во мно гом зависит безопасность плавания кораб ля. успешное решение поставленных за дач. Некоторые моряки считают, что стать сигнальщиком— не такое уж трудное дело. Для этого, дескать, не надо изучать сложную технику, а также серьезных тео ретических вопросов. Заучи телеграфную азбуку, флажной семафор, освой работу на сводах — и все. Подобное мнение, конечно, ошибочное. Если матрос не освоил глубоко свою специальность, не научился как следует нести сигнальную вахту, он не сможет четко выполнять свои обязанности. Одним из основных требований клас сной квалификации сигнальщика являет ся выполнение установленных нормати вов. При выполнении нормативов я всегда помню о том, что передать текст азбукой Морзе или флажным семафором гораздо легче, чем его принять. Легче также ра зобрать сигнал, чем его набрать по сигнальным оводам, военному или международному. Поэтому я всегда сам тренируюсь с сигнальщиками больше в приеме светограмм и флажным семафо ром, в наборе сигналов по сводам. Не па- до забывать и о том, что необходимо ча ще тренироваться на трудных несмысло вых текстах. Эти тренировки дают воз можность приучить свой глаз безошибоч но принимать содержание любого семафо ра или светограммЫ. Для выполнения нормативов при передаче флажного сема фора нужно тренировать себя на про должительность времени передачи. Практика показывает, что тот сигналь щик, который тренируется на продолжи тельность одной минуты вместо положен ного времени, часто не укладывается в установленные нормативы. Я лично ис пытал это на себе в передаче флажного семафора на продолжительность одной ми нуты. Результаты меня вполне удовлет воряли. При сдаче же нормативов за месяц у меня получилось совсем иначе. А именно: за первую минуту я передал большое количество знаков, па -вторую — гораздо меньше, а на третьей минуте еле передвигал руками. Когда подсчитали среднее количество переданных знаков, то мой результат оказался малоутеши тельным. После этого случая я ста,! упор нее и настойчивее тренироваться на продолжительность времени передачи, в результате чего добился в среднем боль шой скорости передачи флажного сема фора. Мне хочется также обратить внимание на важность тренировок для выполнения нормативе® по приему и передаче свето выми средствами. Недавно у нас был такой случаи. Когда передавался простой текст, все шло хорошо, не было искажений, все работа ли быстро и четко. Но вот дали смешан ный текст. Матрос Николай Дмитриен- ко и старшин матрос Иван Кошелев до пустили ошибки. «В чем же причина этого?»— невольно возникает вопрос. Оказывается, что они недооценивали тренировки в приеме смешанного текста, тогда как тренировки по приему и пе редаче смешанного текста развивают у сигнальщика быстроту, четкость и вни мательность в действиях, вырабатывают навыки в приеме и передаче светограмм без малейших искажений. Вот почему даже самые опытные сиг нальщики должны уделять много внима ния этому виду трешгровок. Строго по правилам действует старши на группы сигнальщиков Сабуров. Прежде, чем начинать тренировки, он тщательно готовится к ним. Сначала составляет спе циальные тренировочные тексты в несколь ких вариантах. Первый из них состоит из букв и цифр. Сабуров часто говорит: — За время службы я убедился, что такой текст помогает сигнальщику отра батывать безошибочный прием. И действительно это так. Другой же вариант состоит полностью из одних цифр. Он помогает специалисту в приеме цифрового текста, что очень часто встре чается в работе с кораблями. П. наконец, третий текст Сабуров составляет из румбовых, дополнительных и служеб ных знаков. Тренировки по этому ва рианту вырабатывают навыки в приеме специальных сигналов, позывных, а так же развивают память. После того, как текст для тренировки готов, надо подобрать себе напарника или группу ситналыциков. Наиболее подготов ленный сигнальщик должен передавать сигналы, а все остальные — принимать их. Подобные занятия лучше Ffcero раз бить на два этапа. Первый этап — тре нировки в помещении. В этом случае все ведут запись приема на листах бумаги. Второй этап — тренировки на боевом посту с фактическим использованием средств связи двух или болчле постов, в зависимости от количества людей, уча ствующих в тренировке. На занятиях в помещении необходимо соблюдать все правила приема и передачи сигналов. По окончании передачи каждого текста на до собрать записи и проверить их точ ность, фиксируя наиболее типичные ошибки. Неточности необходимо разби рать сразу же после окончания трени ровки. Передающему текст необходимо обра щать внимание на быстроту работы. Вна чале передача должна быть медленной с последующим нарастанием темпа к за висимости от качества приема сигналь щиком. Тренировки по смешанному тексту ни в коем случае не следует упрощать. Было бы неплохо, если бы тренирующиеся сиг нальщики были между собой на таких pais стояниях, которые требуют повышенного напряжения зрения и даже применения оп тических приборов — биноклей, стерео труб. Это развивает у сигнальщиков вы носливость, умение преодолевать трудности при несении сигнальной вахты, помогает им приобрести навыки работы на боевом посту в усложненных условиях. За несколько лет службы па флоте я убедился в необходимости регулярных тре нировок в наиболее трудной обстановке. Для меня, например, не существовало плохой погоды для приема или передачи светограмм. Если запланировано, скажем, занятие на боевом посту, обязательно за нимаюсь, несмотря на плохие метеороло гические условия. Каждый сигнальщик сможет вести наблюдение или обеспечить командование связью при отличной види мости. Гораздо труднее, по более важно также отлично держать зрительную связь при тумане, сильном ветре, во время дож дя пли снегопада. Опыт Великой Отечественной войны по казал, что если сигнальщик не искал в период учебы легких текстов на трени ровках, не ждал хорошей погоды, а гото вил себя к работе в любой обстановке, учился принимать и передавать самый трудный текст, то он успешно выполнял все боевые задачи, поставленные командо ванием. обеспечивал командира надежной связью и отличным наблюдением. Надеж ная связь и бдительное наблюдение сыг рали немаловажную роль в достижении победы над вратом. Старшина 2 статьи В. ГАРМ03А, специалист первого нласса. Стар ательныи воин С первых дней службы сержант Моро зов показал себя старательным воином. Он хорошо изучил вверенную ему боевую технику и грамотно ее эксплуатирует. Являясь помощником командир! взвода. сержант воспитывает воинов в духе высо кой дисциплинированности и исполнитель ности, умело передает им свой опыт. Младший сержант А. МИНИ'Д. Но вечерам, в хорошую погоду любят матросы посидеть на баке. Чаще всего мо ряки собираются группами, экипажами. Старшина 2 статьи Шуйский, агитатор с торпедного катера, заводит свой излюб ленный разговор о героях-катерннках. му жественных защитниках Заполярья. Слу шают старшину охотно, внимательно. На род здесь молодой, только нач 1 шающий службу. Для них рассказы об ударах но фашистским конвоям, о прорыве в Лина- хамари звучат, как легенды. Имена Шаба лина, Саши Ковалева и других отважных катерников они произносят почтительно, с волнением. — Говорят, на катере Александра Ша балина все матросы были, как на подбор, — произносит старший матрос Чижук. — Вот еще чего скажешь, — улы бается одними глазами агитатор. — Та кие же люди, как мы. — Как мы? — А ты. что думал, особенные какие. И после короткой паузы продолжает: — Да, на катере ныне дважды Героя Советского Союза Александра Шабалина, как и на всех боевых кораблях, в годы Ве ликой Отечественной войны служили та кие же моряки, как каждый из нас. Они владели своей специальностью в совер шенстве. Командира с полуслова понима ли. Ну, а чтобы там малейшее непослу шание — па это и намека никогда не бывало. При последних словах агитатора, штур манский электрик матрос Медведев слег ка смущается. Что греха таить, с ним случается, что он приказание выполняет недостаточно быстро и точно, порой может нагрубить старшему, употребить в раз говоре непечатное слово. На катере нет ни одного матроса, кото рый бы почти до мельчайших подробно стей не знал о подвигах Шабалина и его прославленного экипажа. Кому-то удалось раздобыть книгу о герое-катернике. Ее буквально зачитали. Потом в свободные часы отдельные, наиболее понравившиеся места оживленно обсуждали. Самыми ак тивными участниками таких бесед были старшпна 2 статьи Шуйский, комендор старший матрос Трофимов, моторист ма трос Васильев. Особенно сильное впечатление на моря ков произвел такой эпизод. Катер Александра Шабалина получил приказание атаковать находящийся в мо ре крупный транспорт противника. Не сколько часов длился поиск. Наконец, со ветским морякам удалось обнаружить вра жеский конвой. Торпедный катер сбли зился с противником на короткую дистан цию. Но обстоятельства сложились таким образом, что выпустить торпеды было нельзя. Тогда Шабалин сделал резкий разворот под артиллерийско-пулеметным огнем и вышел во вторую атаку. Но и на этот раз ему не удалось произвести залп. Бесстрашный советский командир, уверенный в стойкости подчиненных, не смотря на сильный огонь противника, в третий раз атаковал. Торпеды метко по разили вражеский транспорт. — Лихо! Ничего не скажешь! — вос хищенно произнес кто-то из матросов. — Шабалин и его экипаж даже мысли пе допускали, чтобы уйти, не прикончив врага. — Вот это боевая активность, я пони маю! Однажды стало известно, что перед мо ряками выступит бывший боцман с тор педного катера, которым командовал в го ды войны Александр Шабалин, ныне офи цер Козлов. Одно дело прочитать в книге или в газете о подвигах героев, другое — услышать из их уст о незабываемых бое вых походах. Самое обширное помещение на корабле заполнили до отказа. Даже всеобщего любимца, медвежонка Мишку, выставили па верхнюю палубу, чтобы не занимал лишнего места. И стоило посмот реть, как слушали Козлова! Видимо, боль ше всего радовало моряков, что человек с легепдарпого корабля ничем, по крайней мере внешне, не отличался от них. ни когда не видевших, как рвутся вокруг ка тера осевые снаряды, как переламы вается пополам вражеский транспорт от выпущенной ими настоящей боевой торпеды. И все-таки он казался необыкно венным, воин, чью грудь Родина украсила Письма с торпедного катера многими орденами и медалями. Как всег да в таких случаях, слушая живой рас сказ о подвигах героев, сам собой 'возни кал вопрос: — А мы могли бы так? Как на него ответишь? Время покажет. Еще великий Суворов поучал своих чу- до-богатырей: «Возьми себе в пример ге роя!». У катерников есть замечательные образцы для подражания. Экипаж торпед ного катера, о котором идет речь, счита ет, что их корабль не так уж много ис ходил морских дорог, да и сами моряки молоды. Откуда быть на катере боевым традициям. Их, дескать, еще нет, они не успели сложиться. Но это не так. Тради ции есть! Когда Военно-морской Флаг впервые взвился на гафеле корабля, уже тогда его овевала немеркнущая слава ге роев, участников великих боев за Родину. Гордое полотнище, развеваясь над голова ми молодых воинов, как бы призывало их приумножить славные традиции, завоеван ные кровью в боях. «Традиции не оставляются в покое. Они вырождаются, если их не совершенство вать». И моряки торпедного катера не за бывают о прекрасных традициях товари щей по оружию. Они умножают их. Юркий, стремительный корабль идет вперед. На мостике в черном, как у тан киста, шлеме командир — лейтенант Ми- хальченко. Рядом с ним, положив руки на хромоникелевые ручки машинного теле графа, на откидном сидении — старшина команды мотористов Шуйский. Отсюда, выполняя волю командира, он руководит всеми действиями своих подчиненных. Старшина 2 статьи Шуйский — специа лист первого класса. На недавнем конкур се на лучший осевой пост подразделения мотористы катера заслуженно завоевали первое место. Старшина уверен в своих подчиненных. Они никогда не подведут командира. А катер между тем ложится на курс сближения с целью. Расходящиеся от обо их бортов буруны кажутся белоснежными крыльями, па которых корабль вот-вот взлетит в подернутое голубоватой дым кой небо. Атака!.. Сильнее ощущаются резкие толчки катера о волны. В это время в моторном отделении за крылась заслонка приемного кингстона носового двигателя. Доступ воды прекра тился. Мотористы старший матрос Чижук и матрос Валеев отлично понимали, чем это угрожает катеру. Произойди такое не в момент атаки, открыть заслонку можно было бы без особого труда, выключив дви гатель. Но сейчас, когда командир требу ет выложить все, до предела, обеспечить максимальные обороты, нельзя даже ду мать о том. чтобы остановить двигатель. Ведь это значит сорвать атаку. Отличник авиации боевой ПОСТ Серое утро. Небо затянуто свинцо выми тучами. Моросит мелкий надоед ливый дождь. Корабль снимается со швартовов и уходит в море. Маневрозщики внимательно следят за механизмами. Ведь от быстроты и правильности выполнения приказания с главного командного пункта во многом зависит выполнение задачи. Вдруг р а з дается характерный шелчок. Сбросил маневровый клапан . Быстрые и умелые движения маневровшика, мгновенное выполнение приказания старшины вах ты матросом Малышевым, и маневро вый клапан взведен. В тот ж е день при отработке слож ного боевого упражнения, в самый напряженный момент старшина вахты Виноградов заметил, как стрелка ва- кууметра медленно поползла вниз. Это грозило срывом нужного режима ра боты главных турбин. Секунды р а з мышлений, и причина падения вакуума найдена. Произведена необходимая ре гулировка. Машина попрежнему выпол няет заданный режим самого полного хода. Боевой пост маневровщиков по праву считается лучшим на корабле. Главный старшина Л . ИВАЩЕНКО . Но мотору грозит серьезная опасность. Он погибнет без воды подобно тому, как живой организм задохнется от недостатка воиуха. Что делать? В распоряжении мо тористов остаются доли секунд. И тогда они решаются на такое, чего до них ни кому из катерников не приходилось де лать. Ломая ногти, старший матрос Чи жук и матрос Валеев вручную, только с помощью ключа от воздушных баллонов открыли заслонку. Вода ударила струен, стала заливать трюм. Но с этим справить ся уже было нетрудно. Обо веем этом наверху узнали позже, когда катер успешно выполнил задачу. Мотористы стали героями дня. Любой це ной исполнить свой долг — вот чему учил их пример. Смуглое, цыганское ли цо командира озарилось улыбкой, когда он выслушал скупой доклад Шуйского о са моотверженности Чижука и Валеева. «Вот и у нас рождаются свои тради ции», — хотелось ему сказать старшине. Но офицер сдержал себя и спокойно произ нес: — За находчивость и инициативу — молодцы. Только в будущем нужно все предусматривать зярапее, чтобы на любом ходу никакие заслонки не закрывались. — Есть! — как всегда, кратко ото звался Шуйский. II до этого во всех походах торпедного катера личный состав проявлял инициати ву, мужество и мастерство в решении практических задач. Только будничный ге роизм мирного времени не так ярок, как боевой, и потому порой остается незаме ченным. Но о подвиге старшины 2 статьи Ивана Сучкина в свое время на всех ка терах подразделения говорили с немень шим восхищением, чем о замечательных делах старших товарищей, участников Ве ликой Отечественной воины. Торпедный катер проводил фактическую торпедную стрельбу. Экипажу надлежало после того, как торпеда пройдет под целью, разыскать ее и поднять на борт. Задача не из легких, тем более в свежую погоду. Высокие волны мешали наблюда телям. И все-таки моряки сумели обнару жить свою торпеду. Но как подойти к ней. набросить карабин, когда катер, как поплавок, бросает с волны на волну? Не сколько попыток оказались безуспешными. А между тем, в любой момепт торпеда мо- жет пойти на дно. А ведь это — народное добро. Как быть? И тогда, испросив раз решение командира, старшина 2 статьи Сучкин обвязался концом и бросился в ледяную воду. Он подобрался к торпеде. Казалось, сейчас щелкнет карабин, и она будет «заарканена». Однако не успел мо ряк занести руку, как сильная волна от бросила его от торпеды. Тогда старшина, стиснув зубы, снова подплыл к ней. Оде- ревяневпгие руки уже отказывали гму служить. Командир приказал подымать старшину на борт. Жизнь советского вои на дороже любой торпеды. Но в этот мо мент моряку, наконец, удалось зацепить рьгм торпеды карабином. — Знаете, по^ле такой ванны у пего даже насморка не было, — рассказывает лейтенант Михальченко. — Вот что зна чит хорошая закалка! Когда на катер приходит молодое ^ по полнение. им наряду с именами Шатали на, Курбатова, Саши Ковалева называют и имена комсомольцев Сучкина, Чижук а, Валеева. Шуйского. Пусть знают пе толь ко, в каком подразделении, но и на каком катере им выпала честь служить! По жилым помещениям плавказармы разносится сигнал учебно-боевой тревоги. Проходят считанные минуты, и лейтенан ту Михальченко докладывают о готовно сти всех боевых постов. — Корабль к бою, походу изготовить! Офицер произнес «корабль» с немень- шей гордостью, чем это сделал бы коман дир крейсера. Неспроста ведь в годы вой ны о торпедных катерах говорили, что эти маленькие корабли добывают большую победу. Катер выходит из залива на широ кую морскую дорогу, туда, где совер шенствуются старые и в напряженном труде рождаются новые славные тради ции. Е. ДНЕПРОВ. ПовЬшттЬ ролЬ старш ин в укреплении дисциплины Старшины — самый многочисленный отряд командных кадров на флоте. Они являются ближайшими помощниками офи церов в обучении и воспитании личного состава, в поддержании и укреплении во инской дисциплины и уставного порядка на кораблях и в частях. Воспитание людей — дело сложное и ответственное. Прежде всего, чтобы успеш но воспитывать подчиненных, старшина должен сам обладать высокими моральны ми и деловыми качествами, овладевать методикой воспитания, иметь непререкае мый авторитет, который завоевывается от личным знанием военного дела, образцо вым служением Родине, безупречной дис циплиной, повседневной требовательностью к своим подчиненным, заботой о них, правильным использованием своих дисци плинарных прав. Авторитет старшины приобретается в результате упорной и кро потливой работы по обучению и воспита нию воинов, на основе твердого соблюде ния требований Присяги и уставов. Укрепляя в подразделении воинскую дисциплину, воспитывая личный состав в духе неуклонного выполнения воинских уставов и приказов, старшина сам должен быть примерным в дисциплине. Только дисциплинированный начальник сможет воспитать подчиненных в духе строгой дисциплины. «Начальник, — говорится в Уставе внутренней службы, — должен подавать пример бодрости и выносливости, безу пречного поведения, точного выполнения требований законов, уставов, приказов и распоряжений». Насаждая в подразделении высокую во инскую дисциплину, старшина должен быть требовательным к подчиненным, по стоянно и неуклонно следить, чтобы все воинские правила и законы исполнялись точно и в срок. Надо твердо усвоить са мому и раз’яснять матросам, что в дисциплине нет мелочей, здесь все важно. Может ли старшина, который в обра щении с матросами допускает панибрат ство, нарушает устав, требовать от подчи ненного соблюдения дисциплины? Конеч но, нет. К чему приводят неуставные вза имоотношения и панибратство со стороны сержанта или старшины, свидетельствует следующий факт. Однажды матрос Потрясаев грубо нару шил устав. Зная об этом, старшина не принял мер. В результате матрос в тот же день еовершил еще одно грубое нарушение воинской дисциплины. Нельзя оставлять без воздействия ни одного проступка подчиненного. Этого тре бует от каждого начальника Дисципли нарный устав Вооруженных Сил Союза ССР. Основным методом воспитания подчи ненных и укрепления воинской дисципли ны является метод убеждения. Наряду с убеждением, каждому начальнику предо ставлено право наказывать нерадивых воинов. Надо только умело сочетать метод убеждения и метод принуждения. Однако не всегда еще старшины пра вильно понимают и используют это поло жение. В одно* из подразделений на молодого воина, прослужившего всего около двух месяцев, было наложено восемь дисци плинарных взысканий. Из беседы с его не посредственным начальником выяснилось, что старшина вовсе не пытался методом убеждения приучить своего подчиненного, не искушенного еще в вопросах военной службы, к строгому соблюдению воинской дисциплины. С другой стороны, отдельные стадщц- ны уклоняются от наложения взысканий, а некоторые ограничиваются тем, что хо датайствуют о наложении взыскания на виновного властью старшего начальника, хотя у самих старшин достаточно дисци плинарных прав. Такая практика явно неправильна. Старшина должен полностью использо вать предоставленные ему дисциплинар ные права. Ходатайствовать о паложении взыскания на виновного властью старше го начальника нужно лишь в тех случа ях, когда права старшины по важности совершенного подчиненным проступка недостаточны. Взыскание — не только наказание, но и мера воспитания. Наказывая недисци плинированного, начальник этим самым предупреждает возможное повторение про ступка как со стороны провинившегося, так и других военнослужащих. 0 наложении взыскания должно быгь известно не только лицу, совершившему проступок, но и всему личному составу подразделения. Иначе воспитательное зна чение взыскания значительно уменьшает ся. Недопустимы случаи, когда старшина, наложив на подчиненного взыскание, не об’являет ему об этом, а ограничивается лишь записью в карточке взысканий и по ощрений. Такое взыскание теряет воспи тательное значение. Всякое взыскание, как об этом сказано в Дисциплинарном уставе, должно соответ ствовать степени вины и важности совер шенного щюступка. Ч 1 »ежде чем решить вопрос, какую применить меру взыскания, старшина должен тщательно разобраться и все взвесить: характер проступка, об стоятельства, при которых он был совер шен. прежнее поведение виновного, а так же время нахождения его на службе и сш е ц ь знания ц<ш 1 Ба В укреплении воинской дисциплины важную роль играют поощрения. Похвала командира ободряет подчиненного, вдохно вляет его на еще более добросовестное вы полнение своих обязанностей по службе, укрепляет его веру в свои силы и повы шает интерес к военному делу. Вместе с тем похвала одного воина слу жит стимулом и для других. Поощряя от личившегося, старшина дает понять, что каждый подчиненный также может быть отмечен благодарностью, если старатель но, с напряжением сил будет выполнять свои обязанности по службе. Старшина обязан во-время заметить усердие своих подчиненных и соответст венно поощрить их. Это вызовет у воинов уверенность, что» их инициатива, их рев ностное несение службы всегда будут за мечены начальником и оценены по заслу гам. К сожалению, можно встретить такие случаи, когда матрос непрерывно получа ет одни взыскания. Это значит, что за ним замечают только отрицательные мо менты в его службе и не обращают вни мания. не отмечают положительное. Это неправильно: у воина создается чувство неуверенности, неспособности хорошо слу жить. И, наоборот, повседневная работа старшины по воспитанию поршненных, чуткий подход к ТТим, правильное приме нение дисциплинарных нрав дают поло жительные результаты. Раньше матрос Долженко нарушал во инскую дисциплину. Старшины подразде ления, в котором проходит службу матрос, не спешили зачислить его в число «неис правных». Они окружили его заботой и вниманием. Матрос Долженко стал за метно исправляться, а недавно за добро совестное отношение к службе и высокие показатели в боевой и политической под готовке был поощрен командиром части. Не всегда старшины используют такую меру воздействия на подчиненных, как снятие ранее наложенного взыскания. Бы вает, что в карточке взысканий и поощ рений взыскания, наложенные более года наш* еще де щ щ , ш за . ш ш т . провинившийся исправился и уже имеет ряд поощрений. Наложив взыскание, старшина обязан щюследить, исправился ли подчиненный, осознал ли он свой проступок. В случае, если провинившийся исправился, нужно снять с него взыскание, да так. чтобы об этом знало все подразделение. Снятие ра нее наложенного взыскания— тоже поощ рение. Оно создает у воинов стимул к ис правлению, а порой имеет воспитательное значение не меньше, чем об’явленпе бла годарности. Примером правильного использования дисциплинарных прав может служить старшина 1 статьи Бурхович. Требовательный к себе и к подчинен ным, старшина не оставляет без вни мания ни одного проступка, ни случая проявления усердия подчиненными. Узнав о совершении матросом проступка, стар шина тщательно выясняет причины, вы звавшие нарушение дисциплины, а затем, решая вопрос о наказании, строго руко водствуется требованиями Дисциплинарно го устава. При выборе вида и меры взыскания Бурхович старается в первую очередь ис пользовать свою дисциплинарную власть. Взыскание подчиненному он обязательно об’являет перед строем. Наложив взыскание, старшина внима тельно следит за дальнейшим поведением матроса. Убедившись, что воин осо знал свой проступок и исправился, он сни мает с него взыскание и об этом об’явля ет личному составу. Не случайно стар шина пользуется заслуженным авторите том У воинов. Личная примерность старшины в соче тании с постоянной требовательностью и правильным использованием дисциплинар ной власти играют большую роль в укре плении порядка и организованности на кораблях и в подразделениях. Улучшение дисциплинарной практики старшин помо жет добиться еще больших успехов в решепии задач боевой и политической подготовки. Офтюв Л EADQHQPL___ ! Старший сержант М. Борисенко. Более десяти лет служит на Северном флоте старший сержант сверхсрочной службы Михаил Борисенко. За этот пе риод он воспитал немало квалифицирован ных специалистов, дисциплинированных воинов. В настоящее время, возглавляя один из об’ектов. старшин сержант Борисенко неустанно Порется за высокую боевую го товность его. учит воинов грамотно об служивать материальную часть. Среди его подчиненных выросло много отлични ков боевой и политической подготовки. В их числе — Башков, Богомазов. Ива нов, Голов.тов и другие воины. Безупречная служба отличника боевой и политической подготовки старшего сер жанта Борисенко отмечена многими по ощрениями. Недавно передового воина на градили знаком «Отличник авиации». Старший матрос П. БОЧАРОВ. Дружная семья В нашем артиллерийском расчете служат воины многих национальностей: русский, белорус, латыш, литовец, карел, поляк. Все мы живем единой дружной семьей, помогаем друг другу в учебе и службе. Матрос Муллиев плохо знал русский язык, отставал на политзанятиях. Ма трос Туркин решил помочь ему. Воин терпеливо занимался с товарищем, ста рался не только обучить его русскому языку, но и прививал сослуживцу на выки работы над материалом политза нятий, подсказывал, как нужно выпол нять свой долг. Труды матроса Туркина, настойчи вость и упорство Муллиева не пропали даром. Сейчас Муллиев — один из пе редовых воинов в подразделении. У матроса Налмса плохо обстояло де ло с изучением материальной части. С ним стал заниматься младший сержант Алексеев. Вдвоем воины изучали схе мы, чертежи, тренировались у орудия. Работая заряжающим, Палме действо вал неуверенно, неправильно брал сна ряд и неловко посылал его в казенник. Алексеев стал внимательно присмат риваться к действиям заряжающего, выявлял, в чем он ошибается. Потом показал, как нужно правильно заря жать орудие. — Берите снаряд обеими руками.— сказал он Палмсу, — и сильным толч ком правой руки быстро досылайте его. Палме попробовал сделать так, но у него ничего не получилось. Алексеев щюдолжал обучать товарища показом. Палмсу пришлось много потрудиться, прежде чем он приобрел необходимую сноровку. Однако на этом заряжающий пе остановился и 1 >ешил освоить спе циальность наводчика. Ему помог опыт ный специалист матрос Туркин. Он охотно раз’яешгл устройство прицель ных приспособлений, оптических при боров, показал практически, как уста навливаются угломер, отражатель, при цел. как нужно работать с уровнями, под’емными и поворотными механиз мами. Сейчас матрос Палме может успешно работать за любой номер расчета. Боевая дружба, взаимная помощь обеспечивают четкие, умелые депствия артиллеристов при стрельбах. Как-то расчету предстояло выполнить ответ ственную задачу. Воины быстро подго товили пушку к стрельбе. Звучат сло ва команд. Слышен щелчок затвора. Несколько секунд, и орудие вздрагивает от выст рела. Снаряд уходит точно в цель. Сле дующие залпы идут также без прома ха. — Отличная стрельба, — с удовлет ворением отметил командир. Особенно ярко проявляется дружба среди воинов расчета на тактических занятиях, в походах, на стрельбах в сложных условиях. Если кому трудно, товарищи все. как один, придут на помощь. Старший матрос Е. КУЗЬМИН. 25 благодарностей Воины нашего подразделения, как и все советские люди, с глубоким удов летворением встретили решения июль ского Пленума ЦК КПСС. Сейчас осо бенно оживленно бывает в комнате по литико-просветительной работы. Здесь в свободное время собираются матросы. Они обсуждают исторические докумен ты, делятся впечатлениями. Все, как один, воины выражают стремление в ответ на заботу партии о благе наро да еще лучше выполнять своп до.тг . Слова воинов не расходятся с делом. Образцово служит комсомолец матрос Шевчук. Он — отличник боевой и по литической подготовки. За свою служ бу Шевчук, не имел ни одного взыска ния. В его карточке взысканий и по ощрений записано 25 благодарностей. За высокую боевую выучку и об разцовое выполнение служебных обя занностей командир недавно поощрил матроса Шевчука денежной премией. А. РОМАНОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz