На страже Заполярья. 1955 год. Август.
На с т р а ж е З а п о л я р ь я 23 августа 1955 г., N 2 199 (5351). УставЫ —закон нашей Жизни Осмотр и проворачивание оружия и технических средств «Для поддержания на должном уровне боевой готовности корабля производятся ежедневные и переодические осмотры и проворачивание оружия и технических средств корабля». (Корабельный устав, ст. 261). Содержание заведывания, механизмов и всего корабля в целом в состоянии высо кой боевой готовности — священный долг каждого моряка, одно из основных требо ваний Корабельного устава. Одна из ста тей Корабельного устава говорит: «Ма трос обязан... содержать в образцовом со стоянии свое заведывание и иметь всегда исправные, готовые к бою оружие и тех нические средства». Для выполнения этих уставных требо ваний проводится ряд мероприятий, среди которых особое место занимает ежеднев ный утренний осмотр и проворачи вание механизмов. Каждый день, кро ме воскресенья, 30 минут предостав ляется личному составу для осмот ра оружия. Цель этого утреннего ме роприятия: обнаружить возможные неис правности, устранить мелкие дефекты п таким образом быть уверенным, что тех ника находится в полной готовности. Практика, анализ замечаний по артилле рийским стрельбам показывает, что при добросовестном уходе за техникой число еадержек значительно уменьшается. На одной из артиллерийских стрельб после ряд* залпов досылатель отошел на зад, т. к. упало давление в резервуаре. В результате произошло несколько пропу сков. Случилось это потому, что во вре мя ежедневных чосмотров не проверялось регулярно давление в досылателе и не бы ла своевременно обнаружена непригод ность уплотнений, не проверялось и на личие жидкости в гидравлических уплот нениях досылателя. Успех ежедневного осмотра материаль ной части зависит, прежде всего, от орга низации осмотра и проворачивания меха низмов и оружия на боевом посту, от тща тельной и добросовестной работы матросов, от контроля и требовательности старшин. По сигналу с вахты: «Начать осмотр и проворачивание оружия и технических средств!» моряки боевого поста, где коман диром старшина 1 статьи Игнатьев, бы стро разбегаются по местам, расчехляют приборы и механизмы и докладывают старшине. Поступает команда осмотреть механизмы. Тщательно проверяет состоя ние оружия отличник боевой и политиче ской подготовки, классный специалист, опытный комендор старший матрос Гусей нов. На всех стрельбах его механизмы действуют безупречно. Он отлично знает, что современный бой с воздушным про тивником скоротечен, исчисляется секун дами и любая неисправность или задерж ка может привести к непоправимым по следствиям. Тщательно проверяет состояние своего орудия старшина 2 статьи Коннов, помня, что мелочей при обслуживании сложной техники нет, что все неисправности воз никают, как правило, из-за того, что вои ны упускают из поля зрения так назы ваемые «мелочи». Да это и понятно: ведь крупные дефекты бросаются в глаза, а мелкие обнаружить значительно трудное — для этого надо быть очень вниматель ным в работе. После доклада о производстве наружно го осмотра старшина башни приказывает провернуть механизмы на ручном дейст вии приборов. Добросовестно выполняет эту команду горизонтальный наводчик башни старший матрос Бурака. Он отлич но знает свое заведывание. Любой каприз привода, незаметный для непосвященного, комендор сразу определяет по нагрузке на штурвал, по шуму и другим внешним признакам. Неоценимую помощь ему ока зывает его опыт и комендорский стаж. Старший матрос Бурака является от личником боевой • и политической подго товки, специалистом второго класса. Он любит свое заведывание, всегда содержат его в исправном состоянии. После проворачивания на ручном дей ствии привода старшина 1 статьи Игнать ев приказывает подать питание на баш ню, и начать проворачивание при помощи электроэнергии. Старший матрос Бражков недавно в башне, но он уже изучил меха низм вертикальной наводки. С помощью старшины воин научился грамотно экс- плоатпровать технику и содержать ее в исправном состоянии. Чувство ответствен ности за порученное дело — вот что оп ределяет отношение к оружию этого пере дового воина. Проворачивание закончено. На команд ный пункт артиллерийской боевой части поступает доклад о (результатах осмотра. Благодаря высокой организации и чет-ко сти проворачивания — этого важного ме роприятия в повседневной и тем более боевой деятельности корабля, — оно про ходит качественно и быстро. Оставшееся время, 5 — 7 минут, также не проходит впустую: оно используется для смены сма зок, протирки механизмов, приборки на боевом посту. Кстати, нельзя не отметить, что моряки этого боевого поста — дисциплинирован ные, сознательные воины. Так, например, старшина 2 статьи Коннов имеет 26 по ощрений, старший матрос Гусейнов — 21, старшина 1 статьи Игнатьев — 17, стар ший матрос Бажков — 14. Высокая воинская дисциплина, любовь к боевому, не раз испытанному в сражени ях оружию, чувство долга перед Родиной и Коммунистической партией — вот что заставляет моряков боевого моста с лю бовью относиться к довеянной им техни ке. — Окончить осмотр и проворачивание оружия и технических средств, — раз дается с вахты команда. Материальная часть приводится в ис ходное положение. Проворачивание закон чено. Боевое оружие готово к пою. Офицер Г. ЕЖКОВ. Высокое боевое мастерство По команде на корабле все ожило. Мо ряки разбежались по своим заведываниям и приступили к подготовке техники к по ходу. Матросы во главе со старшим мотори стом Мартьяновым готовят главные маши ны. Они тщательно осматривают механиз мы, проверяют их работу. Отданы швартовы. Корабль, послушный воле командиру, идет заданным курсом. Вскоре вышли в открытое море. Ощути мее стала качка. Вахту у машины несет Мартьянов. Он внимательно следит за показаниями приборов, чутко прислуши вается к работе механизмов, четко выпол няет нужные действия. Неожиданно из строя вышел телеграф. С мостика посту пило приказание: «Устранить дефект». Старший моторист Мартьянов поручил это подчиненному Ткаченко. Дефект воин устранил в короткое время. Поход был длительным и трудным. Но моряки с честью справились с поставлен ными перед ними задачами. Выход в мо ре показал не только высокое боевое ма стерство моряков корабля, по и горячее стремление служить Родине так, как по велевает воинский долг. Матрос И. БЕСПАЛОВ. Заслуж енным уважением и авторитетом пользуется на корабле старшина 2 с т а тьи Иван Ахтырцев. Он умело передает подчиненным свой богатый опыт и зн а ния в эксплуатации боевой техники. НА СНИМКЕ : специалист второго класса старшина 2 статьи И. Ахтырцев (справа) проводит с матросами занятия по специальности. Фото И. Никишова. Моряки действуют умело 1. П ар н а «м ар к е» Котельное отделение корабля. Мерно шумят вентиляторы. В помещении давле ние выше атмосферного. Немного душно от горячих трубопроводов, котла и дейст вующих механизмов. Вахтой руководит старшина 2 статьи Ермилов. Командир он еще молодой, но строгий и требова тельный к себе и к матросам. Старшина вахты знает, как важен пар для корабля. Пар — это сила, движущая корабль. Он вращает мощные генеьагоры, вырабаты вая электроэнергию для моторов. — Держать пар на «марке»! — при казывает Ермилов. Моряки не спускают глаз с приборов. Постоянный контроль и наблюдение за несением вахты матросами позволяют и д т и кораблю бездымно. Вот старшина заметил, что в топке начинают выделяться темноватые полосы среди пламени. Он приказывает матросу увеличить давление воздуха в помещении, а сам лично проверяет температуру подо грева мазута. Подчиненному Ермилов напоминает: — «Шапка» дыма для корабля, нахо дящегося в море, равносильна солдату, не замаскировавшемуся в чистом 'поле. Моряки судят так: дымит корабль — ко тельные машинисты плохо знают специ альность. Отлично несет вахту на питании ма трос Кривов. Моряк держит точный уро вень воды в котле, следит за водомерны ми стеклами. От качки корабля колышет ся вода в стеклах. Но матрос Кривов на учился нести вахту в любых условиях. При повороте корабль описывает цир куляцию и сильно кренится на борт. Из одного стекла вода ушла. Момент ответ ственный. «Не дать бы маху», — думает моряк. Кривов ориентируется теперь по одному стеклу. Моряк даже не замечает, как от напряжения на лице выступает пот. Но вот корабль опять ложится на курс. Крен прекращается. Попрежнему в равные промежутки времени котельное помещение наполняется короткими взры вами шипящего пара, выпускаемого из Магистралей продувания. Шум от рабо ты множества разнородных механизмов «мешивастся в сплошной рев. В котельное отделение поступает одно Приказание за другим. — Включить... форсунок! — следует команда по телеграфу, и стрелка остано вилась перед определенной цифрой. Стар шина 2 статьи Ермилов быстро репетует сигнал, приказание выполняется немед ленно. Выполнение этого приказания за висит от каждого матроса. II моряки дей ствуют слаженно, умело, сознанием дела. Точно по инструкции выполняет обя занности матрос Румянцев. На протяжении всей вахты старшина 2 статьи Ермилов умело руководил под чиненными, что помогло командиру вы полнить важную задачу на походе. 2. П о ср едни к н а посту Наступил ответственный момент. Ко рабль отрабатывает общую задачу. Вы полнение этого учения зависит от каждо го моряка. Для определения результатов действия личного состава на боевой пост прибыл офицер-посредник. С блокнотом и карандашом в руках офицер записывает как положительные, так и отрицательные моменты в действиях моряков. На посту гаснет свет. В нижнем помещении, на полненном густым дымом, в противогазах матросы выполняют вводную, устраняют повреждение в затрудненных условиях. По окончании учения посредник дает неожиданную вводную: — Сорвало броневой люк! Поставить подпору! — и сам засекает время по ча сам. Личный состав расторопно разбирает подпоры, клинья, доски и кувалды. По догнанная по месту подпора сокращает врзмя действий. Бегут секунды. Прошла минута. Быстро и умело денсрвуют стар шин матрос Воронович и матрос Кондра тенко. Они сноровисто, точно и растороп но ставят подпору, подкрепляют клинья несколькими точными ударами кувалд. Посреднику видно каждое движение моря ков. — Товарищ старший лейтепант, — четко докладывает командир боевого по ста, — подпора поставлена. Нормативное время перекрыто. Л и ч ны й состав выполнил вводную быстро, несмот ря на затрудненные условия. Офицер отмечает ргслыс действия мо ряков. — Впредь добивайтесь еще лучших результатов. — напутствует он. — Приложим все силы, — отвечают воины. Главный старшина П. ЗЕЛЕНКОВ. ОТЛИЧНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ Добрую славу завоевал ефрейтор Божок. Воины знают его как отличного специа листа. хорошего товарища. Добившись вы сокого мастерства в своей специально сти, Божок отдает все умение и стара ние любимому делу. Вместе с тем, он примерный воин, активный комсомолец. За достигнутые успехи в боевой и по литической подготовке Божок имеет много благодараюстей. Ефрейтор А. НРАВЕЦ. Беречь государственное добро Партия и правительство воспитывают советский народ в духе бережного отно шения к общественной социалистической собственности. Весь советский народ с воодушевлением встретил и одобрил ре шения июльского Пленума ЦК КПСС, на правленные на дальнейший под’ем про мышленности, технического прогресса, улучшение организации производства. В решении Пленума указывается, что необ ходимо ликвидировать недостатки в руко- водстве_ Финансовой деятельностью пред приятий. покончить с расточительством в расходовании материальных и денежных ресурсов, строго соблюдать режим эконо мии. Резервами в деле сбережения матери альных и денежных ценностей располага ют корабли и части нашего флота. Ре жим экономии предполагает, прежде все го, чтобы командиры, политработники и начальники всех степеней бережно расхо довали государственное добро, прививали чувства береясливости своим подчинен ным. Советское государство проявляет посто янную заботу о личном составе Вооружен ных Сил, в полной мере обеспечивает армию и флот всем необходимым. Воины получают высококачественные продукты, добротное обмундирование. Важнейшей обязанностью командиров и политработ ников. в первую очередь офицеров, стар шин, сержантов и рядовых бойцов хозяй ственных служб, является борьба за со хранение, правильнее распределение и экономное расходование материальных ценностей. Большую роль в борьбе с расточитель ством и в обеспечении должного воинско го порядка в хозяйственных службах ко раблей. подразделений и на складах дол жны играть интенданты и работппки тыловых учреждений флота. Большинст во из них правильно понимает свои зада чи, образцово организует корабельное и войсковое хозяйство, экономно и бережно расходует материальные ценности, про являет постоянную заботу о своевремен ном снабжении личного состава положен ным довольствием. В хозяйственных уч реждениях. где работают тт. Богатырев, Пискунов, Мясников, Шаба.тин и другие, образцово «ведется учет поступающих ма териальных ценностей, изжиты недоста чи, отсутствуют случаи незаконного рас ходования вещевого имущества и продо вольствия. Здесь проявляется постоянная забота о своевременном снабжении лич ного состава положенным довольствием. Можно ли, однако, сказать, что «все наши командиры, хозяйственники пока зывают пример бережливости и экономии? К сожалению, нельзя. Встречаются у нас еще люди, не знающие цены народному рублю, плохо сберегающие народное до стояние, допускающие нарушения финан совой дисциплины. Разве но этим можно об’яснить тот факт, что на отдельных кораблях, в подразделениях и складах имеют место случаи илохого хранения и использования материальных ценностей, особенно продовольствия и вещевого иму щества. В результате расточительности и небережливости государству наносится большой ущерб. Многие тысячи рублей можно сберечь -в частях и на кораблях путем удлинения средних сроков носки обмундирования, если каждый воин будет рачительно относиться к каждому пред мету выданного ему обмундирования, за ботиться о его сохранности. Для этого нужно, чтобы командиры подразделений, и особенно старшины, повседневно сле дили за соблюдением правил ношения Формы подчиненными, принимали меры к своевременному ремонту и починке обуви и других предметов обмундирования. Между тем. в 'отдельных подразделениях и на кораблях эти правила не соблюда ются. что приводит к преждевременному износу и утерям обмундирования. Так, в прошлом году материальный ущерб от недостач и утрат обмундирования и ве щевого имущества составлял на 37 про центов больше, чем в 1953 году. При этом 73 процента всех утрат идет за счет набережного отношения к обмунди рованию и вещевому имуществу, выдан ному в носку личному составу. Не со кращаются утраты обмундирования и в этом году. Отдельные матросы к солдаты так небрежно относятся к выданному им обмундированию, что теряют выданные предметы по нескольку раз в год. Так, например, в подразделении, где старши ной тов. Комисаренко, матрос Волков за год утерял семь предметов обмундирова ния, матрос Судаксв — четыре предме та, в том числе две тельняшки. Наи большее количество недостач и утрат форменного обмундирования допускают военнослужащие строительных частей п авиаторы. Важное значение для бережного расхо дования материальных ценностей имеет правильный и точный учет. П где этим пренебрегают, там. как правило, бывают недостачи и хищения. В одном из авиа ционных подразделений офицер Диденко запустил учет вещевого имущества, не контролировал работу подчиненных ему кладовщиков, не проверял сохранность на складах продовольствия и вещевого иму щества, занимался подделкой документов с целью скрыть недостачи и незаконное расходование продовольствия. В результа те этого было расхищено, утрачено и не законно израсходовано за короткий пери од вещевого имущества и продовольствия на крупную сумму. Работники одного учреждения тыла флота коммунисты Махонин, Терещенко, Лобачев, Бездушный, ведающие прием кой. хранением, выдачей и учетом продо вольствия и вещевого имущества, на сло вах выступают за режим экономии. Од нако на деле эти товарищи систематиче ски допускали нарушения в оформлении документов на продовольствие и вещевое имущество, не контролировали кладовщи ков Лебедева, Чухнна, Романенко, халат но и недобросовестно о т н о с и в ш и х с я к ис полнению своих обязанностей. В резуль тате на складах этого учреждения произо шли крупные недостачи продовольствия и вещевого имущества, чем нанесен госу дарству большой материальный ущерб. В одном из лечебных учреждений фло та к заведыванню складом вещевого и шкиперско-хозяйственного имущества бы ла допущена неподготовленная для этого гражданка Хабарова, работу которой ни кто пе контролировал. Хабарова длитель ное время не вела учета материальных ценностей на складе, выдавала имущест во без документов, допускала к работе в складе на время своего отсутствия знако мых и родственников. В результате та кой безответственности образовалась большая недостача вещевого и шкипер- ско-хозяйственного имущества. Эти и некоторые другие факты говорят об отсутствии в отдельных подразделе ниях, учреждениях и складах тыла должного воинского порядка и бережного отношения к военному имуществу. Ра ботники этих подразделений, складов и учреждений, и в первую очередь комму нисты, не ведут должной борьбы с расто чительством, за экономнее расходование материальных средств, точное выполне ние требований устава и приказов Мини стра Обороны СССР по учету и органи зации корабельного и войскового хозяйст ва. Строго соблюдать режим экономии не обходимо на всех участках флотского хо зяйства, на всех кораблях и в подразде лениях. Военно-Морской Флот СССР по лучает от государства все необходимое для жизни, учебы личного состава, для обеспечения высокой боевой готовности кораблей и частей: боевую технику, бое припасы, горючее, продовольствие, обмун дирование и другое ценное имущество. Все эти материальные ценности проходят на флоте своеобразный цикл: транспор тировку, хранение, использование. На каждом из этих участков должен соблю даться строгий учет, режим экономии, чтобы ни один грамм горючего, продо вольствия, ни одна вещь из обмундирова ния не пропадали даром, не расхищались и не портились, а обращались на поль зу боевой выучки личного состава флота, использовались на те нужды и цели, на которые они предназначены. Прямой долг командиров, политработников, партийных и комсомольских организации — мобили зовать воинов на борьбу за бережливость, разумную экономию. Офицер Я. КИПОВСНИЙ. Технический прогресс— важнейшая задача коммунистического строительства Пюльский Пленум ЦК КПСС ^ р а б о т а л широкую программу нового мощного под’ема нашей промышленности. Опреде ляя пути дальнейшего развития социали стической промышленности. Пленум с осо бой силой подчеркнул необходимость рез кого ускорения темпов технического совер шенствования во всех областях народного хозяйства. Непрерывный рост социалистического производства может осуществиться лишь на базе высшей техники, при условии неуклонного технического прогресса. Борь ба за технический прогресс — это борьба за коммунизм. Внедрение в производство новых, более овершенных машин и меха низмов — решающее звено в деле созда ния материально-производственной базы коммунизма, достияашия той высшей про изводительности труда, которая необходи ма для осуществления перехода от социа лизма к коммунизму. Известно, что наука и техника не стоят на месте. В наше время они развиваются особенно быстро. То. что сегодня является новым, передовым, завтра уже стареет, мо жет оказаться отсталым. Коммунистиче ская партия и Советское правительство, последовательно проводя ленинскую поли тику преимущественного роста тяжелой индустрии, добиваются непрерывного тех нического совершенствования промышлен ности, транспорта, строительства и сель ского хозяйства. В производство все шире внедряются автоматика, телемеханика, ра диотехника, электроника и другие новей шие технические достижения. Социалистическая система хозяйства создает неограниченный простор для тех нического прогресса. В нашей стране до стигнуты большие успехи в области раз вития и внедрения новой техники во всех отраслях народного хозяйства. За послевоенный период машинострои- Н. ПЕРОВСКИЙ. Член Госплана СССР телями были созданы тысячи новых ти пов машин и оборудования. Только в про шлом году наши станкостроители освоили 40 типоразмеров новых уникальных стан ков. Созданы механизированные с автома тическим управлением прокатные станы, блуминги, слябинги и другие агрегаты. Достижения социалистической промыш ленности в области технического совер шенствования производства неоспоримы. Но интересы Родины, интересы коммуни стического строительства требуют всемер ного ускорения технического прогресса в нашем народном хозяйстве. Июльский Пленум ЦК КПСС отметил, что уровень механизации и автоматизации производст венных процессов все еще недостаточен. В ряде отраслей промышленности медлен но внедряются в производство важнейшие достижения науки и техники и имеется отставание от уровня мировой техники. Такое положение является результатом того, что многие работники промышленно сти проявили зазнайство и самоуспокоен ность. Неудовлетворительно занимаясь во просами новой техники, ошг недостаточно изучали и обобщали богатейший опыт на шей промышленности, а также достиже ния зарубежной техники. Июльский Пленум ЦК КПСС указал, что задача всемерного повышения техническо- го уровня производства, наряду с выпол нением народнохозяйственных планов, яв ляется важнейшей задачей партийных, советских и хозяйственных организаций. Основным условием решения этой задачи должно быть резкое повышение темпов технического совершенствования во всех отраслях промышленности на базе элект рификации, комплексной механизации и автоматизации производственных процес сов, внедрения новейших высокопроизво дительных станков, машин и аппаратов, постоянного совершенствования техноло гии производства, применения атомной энергии в мирных целях. * * * Решающую роль в развитии техниче ского прогресса играет машиностроение, которое призвано непрерывно оснащать все отрасли народного хозяйства новой техникой. Наше машиностроение разви вается бурными темпами. Если в 1955 го ду уровень всего промышленного произ водства возрастает по сравнению с 1940 годом более чем в 3 раза, то об’ем про дукции машиностроения увеличится в 4,6 раза. В самом машиностроении основной от раслью является станкостроение. Уровень развития станкостроения предопределяет уровень развития всех отраслей машино строения, качественный и количествен ный состав машин и оборудования как в тяжелой, так и легкой промышленности. В пятой пятилетке выпуск металлоре жущих станков увеличивается на 45,5 процента, а производство крупных тяже лых и уникальных станков возрастает в 2,4 раза, количество станков повышенной точности (прецизионные) — в 2 с лиш ним раза, специальных, сиециалнзчюван- ных п агрегатных станков — на 7U про центов. В общем выпуске металлорежу щих станков растет удельный вес расточ ных, револьверных и других, более совер шенных станков и автоматов. Однако в работе станкостроительной промышленности имеют место серьезные недостатки. Наши станкостроители неред ко выпускают станки устаревшей конст рукции, которые отражают вчерашний день в развитии техники. В станочном парке страны еще мал удельный вес куз нечно-прессовых и литейных машин. Станкостроительные заводы не удовле творяют потребности промышленности в специальных и прецизионных станках, в современных многопозиционных металлоре жущих автоматах, в шлифовальных, зубо резных и других машинах. Пленум ЦК КПСС признал необходимым значительно увеличить выпуск высокопро изводительных станков, развернуть в ши роких масштабах научно-исследователь ские и проектно-конструкторские работы ио созданию автоматических линий, при боров для автоматического контроля и уп равления и другого современного оборудо вания. Широкая электрификация народного хо зяйства требует непрерывного техниче ского совершенствования энергетического машиностроения. Для технического про гресса в этой отрасли промышленности большое значение будет иметь решение правительства о выпуске паровых турбин с высокими и сверхвысокими параметрами пара, создание новых паровых турбин мощностью в 200 и 300 тысяч киловатт, а также увеличение производства газовых турбин для судостроения, металлургии, нефтяной промышленности и других от раслей народного хозяйства. Газовые тур бины наиболее экономичны. Они требуют вдвое меньше топлива, чем паротурбинные установки, и отличаются от них меньши ми габаритами и весом. Слабо еще оснащается новой, передовой техникой железнодорожный транспорт, ко торый пока еще развивается на основе использования главным образом паровоз ной тяги. Между тем, опыт работы показы вает, что тепловозная тяга имеет большие преимущества перед паровой. Коэффициент полезного действия тепловоза в 1— 5 раз выше ио сравнению с шиювозом. Одна тонна жидкого топлива на тепловозе за меняет около 13 тонн угля на паровозе. Снижаются и эксплуатационные расходы железных дорог, отпадает необходимость в применении тяжелого фшшческого труда кочегаров, ’котельщиков, промывальщиков котла, рабочих угольных складов. В годы пятой пятилетки значительно увеличился выпуск оборудования для ме ханизации тяжелых и трудоемких процес сов в различных отраслях народного хо зяйства. Так, на п 1 >едприятиях Министер ства черной металлургии СССР завершена механизация процессов бурения и подзем ной откатки руды и породы, более чем на 90 процентов механизирована доставка ру ды из забоя. В угольной промышленности, в основном, закончена механизация заруб ки, отбойки и доставки утля, механизи рованы подземный транспорт и погрузка угля в вагоны. Завершена комплексная механизация добычи фрезерного торфа на предприятиях Министерства электростан ций. В лесной промышленности свыше 80 проц. составляет уровень механизации валки леса. Однако и в области механизации труда еще имеется ряд отстающих участков, ко торые сдерживают общий темп повышения производительности труда в народном хо- уяйстве. Медленно внедряются новые ти ны угольных комбайнов для работы в раз личных геологических условиях. Не уде ляется должного внимания созданию и внедрению в угольную промышленность машин, механизмов и приспособлений для механизации подсобных и вспомогатель ных работ, удельный вес которых еще очень велик. Пюльский Пленум ЦК КПС€ потребовал усилить механизацию не только основных, но и подсобных и обслуживающих работ, которые обычно ведутся вручную и силь но сдерживают дальнейший рост произво- д 1 ггелыюстн труда. Например, машинное время металлорежущего оборудования со ставляет лишь 20— 25 процентов общего времени работы оборудования, так как остальное время тратится на транспорти ровку деталей заготовок, установку и сня тие их со станков, на замену инструмен та и другие вспомогательные операции. Чтобы покончить с этими непроизводи тельными затратами общественного труда. нлексную механизацию и автоматизацию. Автоматизация производства — это выс шая ступень механизации, прообраз тех ники коммунистического общества. Она осуществляется путем постепенного пере хода от полуавтоматических к автомати ческим машинам и от отдельных машин к автоматическим поточным линиям и заво дам. Автоматизация ведет к резкому по вышению производительности труда и поч ти полному устранению неквалифициро ванного труда. Автоматизация тсспо связана с прибо ростроением, ибо она может успешно раз виваться лишь на базе все увеличиваю щегося выпуска приборов различного на значения. Наша промышленность освоила выпуск большого количества сложных приборов, в том числе и приборов, пред назначенных для мирного использования атомной энергии. Вместе с тем у нас еще медленно внедряются в производство та кие приборы, являющиеся достижением передовой техники, как малогабаритные автоматические приборы контроля и регу лирования теплоэнергетических процессов, электроизмерительные н радионзмеритель- ные приборы для широкого диапазона из мерений и повышенных классов точности. Одним из важнейших участков машино строительной промышленности является сельскохозяйственное машиностроение. От развития его в решающей степени зависит техшгческнй прогресс сельского хозяйства. Оно призвано поэтому сыграть большую роль в успешном осуществлении вырабо танной Коммунистической партией про граммы крутого под’ема сельского хозяй ства. В послевоенные годы значительно вы росло производство сельскохозяйственных машин. Так. в 1953 году производство всех тракторов возрастет почти в пять раз но сравнению с 1940 годом. Неуклонно повышается качество и совершенствуется структура выпускаемых тракторов. Доля дизельных тракторов в общем выпуске увеличилась с 21 ,8 процента в 1910 году до 75,6 процента в 1955 году. В настоя щее время наше сельскохозяйственное ма- надо смелее внедрять в производство ком-_
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz