На страже Заполярья. 1955 год. Август.
2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 2Т августа 1955 г., № 198 (5350 ). Место агитатора— среди воинов Ми н ы с т а в и т ь ! Каждый день службы воинов-североморцев наполнен напряженной учебой. Моряки настойчиво совершенствуют свое боевое мастерство, укрепляют дисциплину и органи зованность в своих рядах. Добиваться успехов им помогают агитаторы, которые словом и делом увлекают воинов на безупречное выполнение почетного и ответственного дол га. Агитаторы раз’ясняют матросам и старшинам решения июльского Пленума ЦК КПСС, пропагандируют достижения советского народа в строительстве коммуниз ма, распространяют опыт отличников боевой и политиче ской подготовки. Ниже публикуются материалы, рассказывающие о ра боте агитаторов в эти дни. С ловом и дедом Идут полеты. Не умолкает гул моторов. На стоянке у самолетов трудятся техники и другие авиаспециалисты. Сегодня вы пал горячий день. Многие авиаторы нахо дятся на аэродроме с раннего утра. Они готовят боевые машины к полетам. Младший сержант Рассадкин снова и снова проверяет узлы и агрегаты своего заведывания. Он — механик по воору жению. Нужно так осмотреть материаль ную часть, чтобы ничто не помешало экипажу самолета выполнить задание. За комсомольцем Рассадкиным укрепи лась слава передового специалиста под разделения и умелого агитатора. Он всег да безупречно обслуживает боевую техни ку. Словом и личным примером воин ув лекает своих товарищей на отличную службу. Накануне полетов заместитель коман дира по политической части собирал ком сомольских активистов, агитаторов. Он раз’яснил им цель предстоящих полетов, напомнил о необходимости постоянно ве сти работу среди воинов. Особенно запом нилось агитатору, когда политработник сказал: — Успешное проведение полетов зави сит во многом от авиаспециалистов, от подготовки материальной части. Хорошее обслуживание боевой техники будет лучшим ответом на решения июльского Пленума ЦК КПСС. Вскоре Рассадкин собрал своих това рищей и рассказал о значении предстоя щих полетов. В этой беседе он призвал их хорошо обслуживать боевые машины. Агитатор обратил внимание ряда оружей ников на более добросовестное отношение к своим обязанностям. Он, в частности, напомнил матросу Кияткину о необходи мости тщательной подготовки артилле рийского вооружения самолета. В ходе полетов комсомолец Рассадкин показывал личный пример в работе на материальной части. Иначе агитатор и не мог поступить. Ведь он призывал сво их товарищей честно относиться к пору ченному делу. Работа на своей машине окончена. Ме ханик спешит помочь сослуживцам. Стар шие матросы Чумаков и Паранкин гото вят конус для стрельбы. Рассадкин по спевает как раз во-время. Вместе с ними он старательно наматывает трос, уклады вает конус. Не впервые приходится выполнять эту работу, но каждый раз она требует боль шого внимания. Как-то из-за небрежной подготовки конус отцепился в воздухе от самолета-буксировщика и упал на аэрод ром. Самолет был вынужден итти на по садку. Агитатор напомнил об этом случае и сказал, что нужно внимательно относить ся к заданию. Он добросовестно трудился и сам. Скоро самолет-буксировщик, пробежав взлетную полосу, оторвался от земли. Он набирает высоту, делает разворот и захо дит над аэродромом. И вот следом за ним на прочном тросе появился конус. Авиа специалисты видят, что они потрудились неплохо. Это радует их. Самолет-Буксировщик уходит в зону стрельбы. В воздух поднимается звено боевых машин. Им предстоит выполнить ответственную задачу. С пожеланием ус пехов провожают их в путь Рассадкин со своими товарищами. Младший сержант постоянно ведет раз’яснительную работу в подразделении. В индивидуальных беседах он призывает воинов честно выполнять свой долг перед Родиной, не жалеть труда для поддержа ния техники в постоянной боевой готов ности. Агитатор изучил своих сослужив цев. знает, как они работают и учатся, в какой помощи нуждаются. Комсомолец Смирнов как-то получил замечание от техника за невнимательный уход за материальной частью. Агитатор напомнил ему, что нужно более прилеж но проводить предполетный осмотр, тща тельно устранять обнаруженные неисправ ности. И Смирнов учел это. На последних полетах он отличился своей умелой ра ботой. Беседовать приходилось и со старшим матросом Паранкиным, который однажды не заметил неисправность в прицеле. Лишь после проверки самолета техником, дефект был обнаружен и устранен. Па- ранкину опытный специалист тоже дал полезный совет. Постоянно находясь среди личного со става, агитатор умеет завязать оживлен ный разговор. После июльского Пленума ЦК КПСС в подразделении много говори лось о могучем росте нашей промышлен ности, о под’еме народного, хозяйства. Агитатор ознакомился с материалами Пле нума и организовал громкую читку докла да Н. А. Булганина. В кругу воинов он рассказа! о нашей станкостроительной и металлообрабатывающей промышленности, раз’яснял материалы Пленума и в индиви дуальных беседах. Затем отдельно побесе довал с комсомольцами Стесяковьгм и Ру денко. Многие воины подразделения до призы ва во флот работаи' на предприятиях. Комсомольцы Паранкин и Стрий были слесарями на заводах, комсомолец Смир нов работал в паровозном депо, а матрос Малицкий — на металлургическом ком бинате. Всех их живо интересуют вопро сы развития нашей промышленности. Как-то зашла речь о трудовых успехах советских людей. Младший "сержант до службы работал на станкостроительном заводе. Он хорошо знаком со многими но выми машинами и станками, выпускае мыми советскими заводами. Агитатор под держал беседу и рассказал о новом высо копроизводительном фрезерном станке, имеющем кнопочное управление. Был при веден еще ряд интересных примеров. За тем он призвал авиаторов, отлично знать совершенную боевую технику, которую дает нам советский народ,. Не только словом, но и конкретным де лом помогает младший сержант Рассад кин своим товарищам. Старший матрос Чумаков изучал специальность механика по вооружению. Агитатор помог ему в этом. Теперь воин стал отличником. Ма тросы Кияткин и Стесяков стремились глубже изучить материальную часть. Рассадкин об’яснял им по схемам уст ройство вооружения на самолете и т. д. В ходе полетов эти авиаторы особенно старательно выполняли задания. ...Самолеты вернулись на аэродром. Учебно-боевая задача выполнена. Мате риальная часть, заботливо подготовленная авиаспециалистами, действовала безот казно. В этом была и частица труда, вло женная агитатором Рассадкиным, награж денным знаком «Отличник авиации». М. ВЛАСОВ. Отделение стало отличным В дни учений агитатору трудно прове сти беседу, на которую потребовалось бы много -времени. Поэтому приходится выби рать свободные минуты, чтобы побеседо вать с воинами по тому или иному вопро су. Именно в такой обстановке для аги татора очень важно уметь использовать яркие примеры, убедительные факты, сде лать короткую беседу интересной, доход чивой. Раз’ясняя товарищам решения июльского Пленума ЦК КПСС, я всегда помню об этом. Недавно в одной из~ бесед рас сказал товарищам о колхозе, в котором работал до службы. Когда-то колхоз был от стающим. Но за последние два-три года дела артели пошли в гору, благодаря ог ромной помощи Коммунистической партпп и Советского правительства колхоз окреп. Теперь на его полях больше стало рабо тать тракторов, комбайнов, приобретены автомашины. Всю эту технику, подчеркнул я, выпу скает наша п^мышленность. Намеченные партией планы крутого ее под’ема обе спечат увеличение выпуска тракторов, самоходных комбайнов и других замеча тельных машин, созданпых советскими инженерами. Напомнил собравшимся и о том, что вся та могучая боевая техника, которую доверили воинам, также создается нашей промышленностью, являющейся основой оборонной мощи Советского государства. Воины нашего отделения не хотят от ставать от тружеников заводов, фабрик, колхозных полей. Особенно много отдают сил и старания матросы сейчас, когда каждый день до предела насыщен трени ровками и учениями. Поставленные пе ред отделением задачи воины выполняют с честью. Отделение завоевало почетное право называться отличным. Это — наш вклад в общее дело повышения боеготов ности родного флота. Матрос В. ШАРОВ, агитатор. Агитатор матрос Василий Ш аров читает своим сослуживцам письмо, полу ченное от матери из колхоза имени Микояна, Могилевской области. НА СНИМКЕ (слева направо): отличники боевой и политической подго товки матрос И. Ивкин. матрос В. Шаоов и старший матрос Н. Афонихин. Фото В . Ломова» Лучше учиться, примерно служить Велика сила призывов нашей партии. Решения июльского Пленума ЦК КПСС вызвали среди личного состава нашего подразделения большой патриотический под’ем. И это не случайно. Каждый воин хорошо понимает, что его участием в ре шении задач, поставленных Пленумом, является отличная учеба, примерная служба. Мне, как агитатору, приходится посто янно общаться с воинами, беседовать с ними о службе, учебе, раз’яснять политику Коммунистической партии и Советского правительства. Хочется отметить тот огромный интерес, кото рый североморцы проявляют к решениям июльского Пленума. 0 чем бы ни беседо вали мы вечерами в кубриках или на по сту, неизменно разговор сводится к тем волнующим планам, которые намечены Центральным Комитетом партии. У агитаторов сейчас горячая пора. Множество вопросов интересует воинов и на все нужно дать ясные, исчерпываю щие ответы. Как-то я узнал, что матрос Тимков не совсем хорошо представляет, почему мы должны прежде всего разви вать тяжелую промышленность. Выбрав свободное время, я завел с Тимковым раз говор на эту тему. Беседу старался вести по наиболее близким и понятньпг ему во просам — о значении индустрии в де ле укрепления военного могущества стра ны. Рассказал, что без мощной тяжелой промышленности мы не смогли бы обес печить Вооруженные Силы в достаточном количестве современной боевой техникой, напомнил указание В. П. Ленина о том, что без тяжелой индустрии невозможно отстоять независимость страны, что без п-ее может погибнуть советский строй. Затем привел ряд примеров, говорящих о той огромной роли, какую играет инду стрия в общем под’еме экономики нашей Родины. Теперь матрос Тимков хорошо понима ет, почему Коммунистическая партия уделяет главное внимание развитию тя желой промышленности. Воин заметно подтянулся в политической учебе, стал лучше служить. Приятно сознавать, что своим трудом агитатора помогаешь командованию вос питывать воинов высокосознательными, умелыми защитниками Отчизны. В ответ на решения Пленума воины, осе, как один, преисполнены стремления лучше учиться и служить. Постоянную помощь в этом оказывают им агитаторы. Например, когда выяснилось, что матрос Шаиурко отстает от товарищей в освое нии материальной части, на помощь ему пришел агитатор Подопрпхнн. Терпеливо раз’яснял он товарищу устройство меха низмов, рассказывал о правилах их экс плуатации. Теперь Шацурко хорошо знает свое дело, настойчиво совершенствует во инское мастерство. Дни нашей службы наполнены наттря- женной учебой. Порой бывает и трудно, но это не страшит воинов. Учиться и служить день от дня лучше — стало за коном ИХ Ж1ГЗНН. Матрос П. ШИШКИН, агитатор. В непринужденной беседе Не первый год я работаю агитатором и знаю из собственного опыта, что цель бе седы будет достигнута только в том слу чае, если она пройдет непринужденно, ясивым участием всех слушателей. А как это сделать? Нужно, прежде всего, заин тересовать матросов взятым для обсужде ния вопросом, дать лтм возможность самим высказаться. Сейчас, когда агитаторы раз’ясняют решения июльского Пленума ЦК КПСС, личный состав корабля с особой охотой участвует в проводимых по кубрикам бе седах. Многие матросы и старшины де лятся своими впечатлениями, рассказы вают о том, как работают их земляки. Так. старшина 1 статьи Матвеев в одной из бесед рассказал о заводе, на котором он работал до службы на флоте. — Когда кончится срок моей службы, — заявил старшина, — я обязательно вернусь на родной завод, чтобы в рядах его многотысячного коллектива активно участвовать в борьбе за крутой под’ем нашей промышленности. Часто на беседах выступают моряки вернувшиеся из отпуе-Ra. Матрос Малов, проводя свой отпуск в Челябинске, побы вал в цехе одного из заводов, где он 1 >аныпе работал. Обо всем виденном моряк поведал товарищам по службе. А расска зывать было о чем! Цех за последнее время полностью переоборудован. Уста новлены новейшие станки, намного повы силась производительность труда. Старший матрос Киселев ранее работал па судостроительном заводе в Ленинграде Он не раз рассказывал об этом замеча тельном предприятии, гордости нашей су достроительной промышленности. Интересные, содержательные беседы зовут матросов и старшин служить еще лучше, неустанно совершенствовать свое боевое мастерство. Воины много помогают друг другу. Как-то потребовалось заме нить в расчете товарища, уехавшего отпуск. Матрос Шамин вызвался за корот кий срок освоить новое длящего дело. Ему помогли в этом Каминский, Малов. Ва сильев, которые умело передали Шамипу свой опыт. Личный состав подразделения в ответ на решения июльского Пленума ЦК КПСС настойчиво добивается высоких показате лей в боевой и политической подготовке укрепляет дисциплину* и организован ность в своих рядах. Главный стаошина М. ЕФРЕМОВ, агитатор. День выдался погожий. Над изумрудно зеленой гладью залива светило золотое солнце. — Прямо черноморская погодка, — шутили моряки эскадренного миноносца. Вахтенный офицер отдал очередное приказание. Сейчас начнется приемка мин. Старшина 1 статьи Краснов построил матросов и старшин минных партий, сде лал последние указания. По команде воины заняли свои места. Минер Бельков быстро приготовил на случай возгорания все противопожарные средства. Приготовились и другие моряки. Разостланы маты в местах приемки мин. Машинисты в любую минуту готовы дать ход кораблю. Моряки других спе циальностей на боевых постах выполня ют обязанности, предусмотренные настав лениями. Приемка была произведена быстро и четко. Минеры начали тщательную проверку снарядов. Это и понятно. Забудешь про верить какую-нибудь небольшую, на пер вый взгляд, малозначительную деталь, и она не сработает, впустую пропадет труд многих людей. Чтобы избежать этого, ил эсминце -I. всегда уделяется особенно большое вни мание подготовке м и н 'к постановке. Мо ряки внимательно, словно чуткие врачи, осматривают каждую часть— от запально го стакана до механизмов якоря. — Хороша, вполне пригодна к дей ствию. — весело хлопнув по круглому, литому из чугуна телу мины, говорит один из матросов. Расчеты запальных коз!анд. работают оыстро и точно, как хорошие часы. У всех отличное настроение. Моряки стре мятся действовать так, как положено в боевой обстановке. Потом поступает команда, усложняю щая обстановку. Пот тяжелыми каплями течет но лицам моряков. Но учеба есть учеба. Если учиться тому, что необходимо в бою. то и работать надо в условиях, приближенных к боевым. Самое главное — впереди. Успех лю бой задачи решается в море. Об этом хо рошо знают минеры. Они полны решимо сти выполнить учебную задачу на «от лично». Не зря же моряки долго и упорно тренировались в учебных походах. Минеры-североморцы повседневно учат ся действовать так, чтобы в любую мину ту суметь преградить путь в наши воды любому агрессору, если он осмелится на пасть на великую социалистическую Ро дину. Заботливо и кропотливо учит своих подчиненных старшина 1 статьи Краснов. Среди воинов его подразделения немало отличников боевой и политической подго товки, а сам старшина является специа листом первого класса. Он умело обра щается с миной любой системы, какой бы сложной она ни была, знает свое дело в совершенстве. — Это заправский минер, — говорят моряки о Краснове. ...На корабле заработали двигатели, мелко задрожала палуба под ногами. Эс минец покидает залив. Курс — в откры тое море. Отличительная особенность Баренцова моря от других водных бассейнов в том, что в короткое время здесь штиль сме няется штормом, а пройдет немного вре мени, и снова тихо. Через несколько часов опять усиливается ветер, разорен ные волны многопудовой тяжестью обру шиваются на корабль. Вот и сейчас по года немного ухудшилась. Стал свежее ве тер. Он остудил разгоряченные лица ми неров. Весь личный состав корабля проник нут единой мыслью — как можно лучше провести минную постановку. Зорко смот рят за морем сигнальщики. Бдительно несет вахту рулевой. Ему нужно быть особенно внимательным. На пути корабля могут встретиться различные навигаци онные опасности. Тогда командир отдаст нужное приказание, и рулевой должен бу дет выполнить его незамедлительно. Старший матрос Подск 1 >ебышсв не первый раз на вахте. Он отлично знает свое дело. Недаром моряку присвоено звание клас сного специалиста. Штурман склонился над картой, еще раз проверяя точность курса. — Мины дополнительно и окончатель но изготовить, — отдает приказание оф!щер. Старшина минной партии Бель ков устанавливает данные. старший матрос Тпмашков производит внешний осмотр якоря, а старшина 2 статьи Ото- са — внешний осмотр самой мины. Затем Отоса выполняет последние действия по приготовлению мин. Нормативы по приготовлению перевы полнены, и это радует моряков. — Все готово, — негромко говорит один минер другому, — теперь остается самое главное, самое ответственное — произвести постановку. Корабль идет все дальше и дальше но бескрайнему, тихо плещущему зеленой волной, морю. На боевых постах продол жается напряженная учеба. Штурман на целил острый грифель карандаша в точ ку на карте. Это — заданный район. Здесь начнется постановка мин. Командир принял доклад, а через не сколько минут все услышали отрывистую команду: — По местам стоять, мины ставить! Командир подразделения минеров вклю чает секундомер. — Правая, — раздается его громкий голос. И спустя несколько секунд: — Левая. Моряки постов сбрасывания под руко водством старшин 2 статьи Сохи и Пет рова, одев пояса, прочно закрепившись, потому что действовать им приходится почти над самым буруном воды, образуе мом мощными винтами эсминца, подкаты вают мины. Постановка началась. Четко действу ют минеры. Точно на курсе удерживает корабль рулевой Подскребышев. От него сейчас многое зависит. Рыскнет, напри мер, корабль, и мина окажется постав ленной совсем не на предназначенное для нее место. ...Задача выполнена. Корабль лег на обратный путь. Радостно на душе у ми неров — они показали возросшее мастер ство. высокую боевую готовность. А на другой день эсминец снова выхо дит в море навстречу свежему морскому Еетру и крутой соленой волне. Минеры — па боевых постах. Они готовы дейст вовать. как только поступит знакомая команда: Мпны ставить! Офицер И. КОРОБОВ. В о д н о м п о х о д е Потода на Севере, как известно, не ба лует моряков. Зная это, личный состав корабля отлично подготовился к выполне нию задания. Главные и вспомогательные механизмы работали безупречно. Этому способствовали умелые действия старших матросов Старцева, Данилюка и Коненко ва и старшины 2 статьи Павлик. В период всего перехода на море была крупная зыбь. Однако рулевые успешно несли вахту и с честью выдержали экза мен на точное держание корабля на кур се. Высокую выучку показали опытные специалисты Пиконов и Кузин. Нельзя обойти молчанием и штурманских электри ков старшину 1 статьи Солоницкого и старшего матроса Жохова, которые обеспе чили поход надежной работой электрона- внтационных приборов. Сигнальщики и радиометристы в ус ловиях плохой видимости точно и быстро докладывали командиру об изменениях об становки. Ни одно судно, самолет, плава ющий предмет не ускользал от их натре нированного и острого глаза. При этом о т л и ч и л и с ь старшие матросы Бригадир и Тихонов. Большое мастерство проявил и радист старшина 2 статьи Савушкин, который обеспечивал поход метеосводками. Он принимал данные о погоде один в пол ном об’еме и без искажений, в то время. как ооычно эту раооту выполняют два- три радиста. Штурманам подчас приходилось в крат ковременный разрыв облачности в районе солнца переходить с одного инструмента на другой, так как горизонт закрывался внезапно появляющимся туманом. Такой переход требовал сноровки и опыта в определении высоты светила в ко роткий промежуток времени и с достаточ ной точностью. Параллельно с астрономи ческими определениями места корабля производились определения радиотехниче скими средствами. Каким бы методом ни получали штурма ны место корабля, они всегда брали глу бины эхолотом и сверяли их с картой, тем самым уточняя и карту, и свое место в Moi>e. При следовании курсами вблизи бе регов, наряду с прочими методами опреде ления места корабля, в основном ис пользовался навигационный метод опреде ления по пеленгуемым береговым пред метам — маякам. знакам, возвышенно стям, отдельным скалам и мысам. Поход показал, что штурманы имеют хорошие практические навыки, отлично знают и любят свое дело, театр на кото ром они служат. Офицер Н. ЛЕБЕДЕВ. П И С Ь М А В Р Е Д А К Ц И Ю С РЕМОНТОМ НЕ ТОРОПЯТСЯ Не за горами суровая полярная зима. Необходимо к ней тщательно подготовить ся: отеплить, благоустроить дома, прове рить отопительную систему. Это очень трудоемкое и ответственное дело. Однако еще до сих пор некоторые работники про должают относиться к ремонту жилого фонда халатно. Так, в нашем гарнизоне должен быть произведен ремонт жилых домов. Но вот прошло уже больше месяца, как начались здесь ремонтные работы, а ощутимых ре зультатов пока еще нет. Правда, кое-где поштукатурили наружные стены, но не сочли нужным даже их покрасить. Так и стоят сейчас эти дома с незакра шенными пятнами свежен штукатурки. Еще хуже обстоит дело с отоплением. Во многих домах печи в неисправном со стоянии. дымоходы длительное время не прочищались. Равнодушно смотрит на это и работ ник пожарной охраны тов. Скачедуб. Его не тревожит, что в доме Л: 9 на Нагор ной улице печные трубы совсем износи лись и в любой момент может возникнуть пожар. Жители неоднократно обращались к работникам домоуправления и тов. Скаче- дубу с просьбой помочь создать нормаль ные бытовые условия, но безрезультатно. А время идет. Так можно упустить бла гоприятную пору для ремонта. Офицер М. П0Л0ЙНИК0В. ЕЩЕ РАЗ о СЕВЕРОМОРСКОМ ПАРКЕ Воины нашего гарнизона честно и до бросовестно трудятся на своих боевых по стах и. когда подходит выходной день, они хотят провести его культурно, весе ло, интересно. Уволившись из части, мно гие военнослужащие направляются в парк. Там есть аллейки с лавочками, цветочные клумбы, летняя эстрада, где часто высту пают коллективы матросской художест венной самодеятельности. Есть в парке и танцплощадка, которая привлекает к се бе молодежь. Кажется, на первый взгляд, что есть все, чтобы отлично отдохнуть и повеселиться. Но это совсем не так. В парке отсутствует элементарный порядок. На танцевальной площадке толкотня, вме сто музыки слышен хаос звуков. За по следнее время участились случаи хули ганства. 31 июля с. г. в парке во время смотра художественной самодеятельности некото рые военнослужащие нарушали дисци плину. но патрульная служба не приняла должных мер. Надо сказать, что некоторые быв шие воины забыли о том, что они должны вести себя культурно. На замеча ние патрульной службы они часто отве чают грубостью, а милиция г. Северо морска стоит в стороне от этих наруше ний, и ни одного милиционера в парке никогда пе встретишь. Это говорит о том, что отделение милиции г. Североморска попустительствует хулиганам, не борется с ними. Пора уже в парке навести порядок. Младший сержант Е. ГЛЕБОВ. По следам наших выступлений «УЛУЧШИТЬ ЛЕКЦИОННУЮ ПРОПАГАНДУ В ДОМЕ ОФИЦЕРОВ» Опубликованная под таким заголовком в Л» 130 нашей газеты корреспонденция была обсуждена на совещании работников Дома офицеров и на партийном собрании. Как сообщил начальник Дома офице ров, отмеченные недостатки в организа ции лекционной пропаганды полностью подтвердились п приняты меры к их устранению. Для офицеров, самостоятельно изучаю щих марксистско-ленинскую теорию, со ставлены списки рекомендованной лите ратуры. заведены специальные альбомы с вырезками газетных статей. С целью оказания методической помощи офицерам и для проведения консультаций по марк систско-ленинской подготовке дважды в неделю по вечерам установлено дежурство пропагандистов. Для чтения лекций привлечены новые квалифицированные пропагандиста из числа офицеров флота, научных работни ков, представителей мурманских област ных организаций и учреждений. За последнее время в Доме офицеров прочитан ряд лекций по решениям июльского Пленума ЦК КПСС, по вопро сам воинского воспитания, партийно-по литической работы, советской военной па уки. В обучении необходима наглядность Одним из основных видов подготовки матросов и старшин на корабле являются занятия по специальности, па которых личному составу даются необходимые зна ния оружия и технических средств. Очень важным требованием в обучении моряков является наглядность — кон кретное восприятие того, о чем расска зывает руководитель занятия. Особенно большое значение наглядность в обучении имеет при подготовке не име ющих еще опыта эксплуатации ору жия и технических средств матросов, которые, естественно, пе смогут попять и полностью представить из одних об’яс- нений того, чего не видели. Любой рас сказ руководителя занятия доходит до сознания обучаемых зна’гительно легче, если он подкрепляет . его конкретными примерами, сравнениями, показом того, о чем идет речь, сопровождает рассказ об*- яснением чертежей, рисунков, схем ма териальной части. Однажды занятие по специальности, проводимое старшиной 2 статьи Вильяно- вьгм, не дало должных 1 >езультатов, не смотря на хо{юшсе знание .руководителем темы и методически грамотное изложение ее. Причина — невыполнение принципа наглядности в обучении. Занятие прово дилось на тему: «Назначение, устройство и действие взрывателя». Об’яснив тему и учебные цели занятия, Внльянов перешел к об’яснению вопросов темы. Но, к сожалению, для подкрепления своего рассказа по устройству взрывателя у старшины, кроме небольшого и мало заметного рисунка в конспекте, ничего не было. Поэтому названия деталей остава лись пустыми словами для матросов, из- за невозможности представить эти детали в натуре. Естественно, через несколько минут интерес к занятиям у мат 1 юсов пропал и внимательность их исчезла. Конечно, нельзя добиться прочных зна ний механизма, когда детали его называ ют, но не показывают на чертеже, на материальной части. В итоге проведенно го занятия учебная цель не была достиг нута. А если бы был большой демонстра ционный чертеж взрывателя, пусть даже сделанный своими силами, а еще лучше, учебный, разрезной или разобранный взрыватель, тогда к нему был бы повы шенный интерес у обучаемых. Другой пример. Проводилось практиче с к о е занятие на тему: «Приготовление орушя к стрельбе». Руководил им опыт ный специалист главный старшина Аба к у м о в . Он проводил занятие непосредст венно на боевом цоету.. Старщане удалось добиться хороших результатов. Каждое действие по приготовлению механизмов орудия к стрельбе главный старшина подробно и грамотно об’яснял. Практиче ски действуя на механизмах, он привле кал к этому самих обучаемых, заставлял их поочередно выполнять тот или иной прием. Каждый видел, реально ощущал и воспринимал то, о чем говорил старшина. При изучении механизма, который не возможно разобрать, необходимо использо вать чертежи, схемы с обязательным по казом этого механизма на боевом посту. Наглядными пособиями нужно пользо ваться как при изложении вопросов темы, так и при щюверке знаний пройденного материала. Показывать механизм или де таль нужно с таким расчетом, чтобы все обучаемые могли видеть то, что нм пока зывают. При умелом применении принци па наглядности качество обучения повы шается. Наглядность в обучении необходимо со четать с хорошей подготовленностью са мого руководителя, правильной организа цией и методикой проведения занятия. Это позволит значительно повысить ка чество обучения личного состава па р *- раблях. OdjnucD Ю. СЕЛИВЕРСТОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz