На страже Заполярья. 1955 год. Август.

2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 2Т августа 1955 г., № 198 (5350 ). Место агитатора— среди воинов Ми н ы с т а в и т ь ! Каждый день службы воинов-североморцев наполнен напряженной учебой. Моряки настойчиво совершенствуют свое боевое мастерство, укрепляют дисциплину и органи­ зованность в своих рядах. Добиваться успехов им помогают агитаторы, которые словом и делом увлекают воинов на безупречное выполнение почетного и ответственного дол­ га. Агитаторы раз’ясняют матросам и старшинам решения июльского Пленума ЦК КПСС, пропагандируют достижения советского народа в строительстве коммуниз­ ма, распространяют опыт отличников боевой и политиче­ ской подготовки. Ниже публикуются материалы, рассказывающие о ра­ боте агитаторов в эти дни. С ловом и дедом Идут полеты. Не умолкает гул моторов. На стоянке у самолетов трудятся техники и другие авиаспециалисты. Сегодня вы­ пал горячий день. Многие авиаторы нахо­ дятся на аэродроме с раннего утра. Они готовят боевые машины к полетам. Младший сержант Рассадкин снова и снова проверяет узлы и агрегаты своего заведывания. Он — механик по воору­ жению. Нужно так осмотреть материаль­ ную часть, чтобы ничто не помешало экипажу самолета выполнить задание. За комсомольцем Рассадкиным укрепи­ лась слава передового специалиста под­ разделения и умелого агитатора. Он всег­ да безупречно обслуживает боевую техни­ ку. Словом и личным примером воин ув­ лекает своих товарищей на отличную службу. Накануне полетов заместитель коман­ дира по политической части собирал ком­ сомольских активистов, агитаторов. Он раз’яснил им цель предстоящих полетов, напомнил о необходимости постоянно ве­ сти работу среди воинов. Особенно запом­ нилось агитатору, когда политработник сказал: — Успешное проведение полетов зави­ сит во многом от авиаспециалистов, от подготовки материальной части. Хорошее обслуживание боевой техники будет лучшим ответом на решения июльского Пленума ЦК КПСС. Вскоре Рассадкин собрал своих това­ рищей и рассказал о значении предстоя­ щих полетов. В этой беседе он призвал их хорошо обслуживать боевые машины. Агитатор обратил внимание ряда оружей­ ников на более добросовестное отношение к своим обязанностям. Он, в частности, напомнил матросу Кияткину о необходи­ мости тщательной подготовки артилле­ рийского вооружения самолета. В ходе полетов комсомолец Рассадкин показывал личный пример в работе на материальной части. Иначе агитатор и не мог поступить. Ведь он призывал сво­ их товарищей честно относиться к пору­ ченному делу. Работа на своей машине окончена. Ме­ ханик спешит помочь сослуживцам. Стар­ шие матросы Чумаков и Паранкин гото­ вят конус для стрельбы. Рассадкин по­ спевает как раз во-время. Вместе с ними он старательно наматывает трос, уклады­ вает конус. Не впервые приходится выполнять эту работу, но каждый раз она требует боль­ шого внимания. Как-то из-за небрежной подготовки конус отцепился в воздухе от самолета-буксировщика и упал на аэрод­ ром. Самолет был вынужден итти на по­ садку. Агитатор напомнил об этом случае и сказал, что нужно внимательно относить­ ся к заданию. Он добросовестно трудился и сам. Скоро самолет-буксировщик, пробежав взлетную полосу, оторвался от земли. Он набирает высоту, делает разворот и захо­ дит над аэродромом. И вот следом за ним на прочном тросе появился конус. Авиа­ специалисты видят, что они потрудились неплохо. Это радует их. Самолет-Буксировщик уходит в зону стрельбы. В воздух поднимается звено боевых машин. Им предстоит выполнить ответственную задачу. С пожеланием ус­ пехов провожают их в путь Рассадкин со своими товарищами. Младший сержант постоянно ведет раз’яснительную работу в подразделении. В индивидуальных беседах он призывает воинов честно выполнять свой долг перед Родиной, не жалеть труда для поддержа­ ния техники в постоянной боевой готов­ ности. Агитатор изучил своих сослужив­ цев. знает, как они работают и учатся, в какой помощи нуждаются. Комсомолец Смирнов как-то получил замечание от техника за невнимательный уход за материальной частью. Агитатор напомнил ему, что нужно более прилеж­ но проводить предполетный осмотр, тща­ тельно устранять обнаруженные неисправ­ ности. И Смирнов учел это. На последних полетах он отличился своей умелой ра­ ботой. Беседовать приходилось и со старшим матросом Паранкиным, который однажды не заметил неисправность в прицеле. Лишь после проверки самолета техником, дефект был обнаружен и устранен. Па- ранкину опытный специалист тоже дал полезный совет. Постоянно находясь среди личного со­ става, агитатор умеет завязать оживлен­ ный разговор. После июльского Пленума ЦК КПСС в подразделении много говори­ лось о могучем росте нашей промышлен­ ности, о под’еме народного, хозяйства. Агитатор ознакомился с материалами Пле­ нума и организовал громкую читку докла­ да Н. А. Булганина. В кругу воинов он рассказа! о нашей станкостроительной и металлообрабатывающей промышленности, раз’яснял материалы Пленума и в индиви­ дуальных беседах. Затем отдельно побесе­ довал с комсомольцами Стесяковьгм и Ру­ денко. Многие воины подразделения до призы­ ва во флот работаи' на предприятиях. Комсомольцы Паранкин и Стрий были слесарями на заводах, комсомолец Смир­ нов работал в паровозном депо, а матрос Малицкий — на металлургическом ком­ бинате. Всех их живо интересуют вопро­ сы развития нашей промышленности. Как-то зашла речь о трудовых успехах советских людей. Младший "сержант до службы работал на станкостроительном заводе. Он хорошо знаком со многими но­ выми машинами и станками, выпускае­ мыми советскими заводами. Агитатор под­ держал беседу и рассказал о новом высо­ копроизводительном фрезерном станке, имеющем кнопочное управление. Был при­ веден еще ряд интересных примеров. За­ тем он призвал авиаторов, отлично знать совершенную боевую технику, которую дает нам советский народ,. Не только словом, но и конкретным де­ лом помогает младший сержант Рассад­ кин своим товарищам. Старший матрос Чумаков изучал специальность механика по вооружению. Агитатор помог ему в этом. Теперь воин стал отличником. Ма­ тросы Кияткин и Стесяков стремились глубже изучить материальную часть. Рассадкин об’яснял им по схемам уст­ ройство вооружения на самолете и т. д. В ходе полетов эти авиаторы особенно старательно выполняли задания. ...Самолеты вернулись на аэродром. Учебно-боевая задача выполнена. Мате­ риальная часть, заботливо подготовленная авиаспециалистами, действовала безот­ казно. В этом была и частица труда, вло­ женная агитатором Рассадкиным, награж­ денным знаком «Отличник авиации». М. ВЛАСОВ. Отделение стало отличным В дни учений агитатору трудно прове­ сти беседу, на которую потребовалось бы много -времени. Поэтому приходится выби­ рать свободные минуты, чтобы побеседо­ вать с воинами по тому или иному вопро­ су. Именно в такой обстановке для аги­ татора очень важно уметь использовать яркие примеры, убедительные факты, сде­ лать короткую беседу интересной, доход­ чивой. Раз’ясняя товарищам решения июльского Пленума ЦК КПСС, я всегда помню об этом. Недавно в одной из~ бесед рас­ сказал товарищам о колхозе, в котором работал до службы. Когда-то колхоз был от­ стающим. Но за последние два-три года дела артели пошли в гору, благодаря ог­ ромной помощи Коммунистической партпп и Советского правительства колхоз окреп. Теперь на его полях больше стало рабо­ тать тракторов, комбайнов, приобретены автомашины. Всю эту технику, подчеркнул я, выпу­ скает наша п^мышленность. Намеченные партией планы крутого ее под’ема обе­ спечат увеличение выпуска тракторов, самоходных комбайнов и других замеча­ тельных машин, созданпых советскими инженерами. Напомнил собравшимся и о том, что вся та могучая боевая техника, которую доверили воинам, также создается нашей промышленностью, являющейся основой оборонной мощи Советского государства. Воины нашего отделения не хотят от­ ставать от тружеников заводов, фабрик, колхозных полей. Особенно много отдают сил и старания матросы сейчас, когда каждый день до предела насыщен трени­ ровками и учениями. Поставленные пе­ ред отделением задачи воины выполняют с честью. Отделение завоевало почетное право называться отличным. Это — наш вклад в общее дело повышения боеготов­ ности родного флота. Матрос В. ШАРОВ, агитатор. Агитатор матрос Василий Ш аров читает своим сослуживцам письмо, полу­ ченное от матери из колхоза имени Микояна, Могилевской области. НА СНИМКЕ (слева направо): отличники боевой и политической подго­ товки матрос И. Ивкин. матрос В. Шаоов и старший матрос Н. Афонихин. Фото В . Ломова» Лучше учиться, примерно служить Велика сила призывов нашей партии. Решения июльского Пленума ЦК КПСС вызвали среди личного состава нашего подразделения большой патриотический под’ем. И это не случайно. Каждый воин хорошо понимает, что его участием в ре­ шении задач, поставленных Пленумом, является отличная учеба, примерная служба. Мне, как агитатору, приходится посто­ янно общаться с воинами, беседовать с ними о службе, учебе, раз’яснять политику Коммунистической партии и Советского правительства. Хочется отметить тот огромный интерес, кото­ рый североморцы проявляют к решениям июльского Пленума. 0 чем бы ни беседо­ вали мы вечерами в кубриках или на по­ сту, неизменно разговор сводится к тем волнующим планам, которые намечены Центральным Комитетом партии. У агитаторов сейчас горячая пора. Множество вопросов интересует воинов и на все нужно дать ясные, исчерпываю­ щие ответы. Как-то я узнал, что матрос Тимков не совсем хорошо представляет, почему мы должны прежде всего разви­ вать тяжелую промышленность. Выбрав свободное время, я завел с Тимковым раз­ говор на эту тему. Беседу старался вести по наиболее близким и понятньпг ему во­ просам — о значении индустрии в де­ ле укрепления военного могущества стра­ ны. Рассказал, что без мощной тяжелой промышленности мы не смогли бы обес­ печить Вооруженные Силы в достаточном количестве современной боевой техникой, напомнил указание В. П. Ленина о том, что без тяжелой индустрии невозможно отстоять независимость страны, что без п-ее может погибнуть советский строй. Затем привел ряд примеров, говорящих о той огромной роли, какую играет инду­ стрия в общем под’еме экономики нашей Родины. Теперь матрос Тимков хорошо понима­ ет, почему Коммунистическая партия уделяет главное внимание развитию тя ­ желой промышленности. Воин заметно подтянулся в политической учебе, стал лучше служить. Приятно сознавать, что своим трудом агитатора помогаешь командованию вос­ питывать воинов высокосознательными, умелыми защитниками Отчизны. В ответ на решения Пленума воины, осе, как один, преисполнены стремления лучше учиться и служить. Постоянную помощь в этом оказывают им агитаторы. Например, когда выяснилось, что матрос Шаиурко отстает от товарищей в освое­ нии материальной части, на помощь ему пришел агитатор Подопрпхнн. Терпеливо раз’яснял он товарищу устройство меха­ низмов, рассказывал о правилах их экс­ плуатации. Теперь Шацурко хорошо знает свое дело, настойчиво совершенствует во­ инское мастерство. Дни нашей службы наполнены наттря- женной учебой. Порой бывает и трудно, но это не страшит воинов. Учиться и служить день от дня лучше — стало за­ коном ИХ Ж1ГЗНН. Матрос П. ШИШКИН, агитатор. В непринужденной беседе Не первый год я работаю агитатором и знаю из собственного опыта, что цель бе­ седы будет достигнута только в том слу­ чае, если она пройдет непринужденно, ясивым участием всех слушателей. А как это сделать? Нужно, прежде всего, заин­ тересовать матросов взятым для обсужде­ ния вопросом, дать лтм возможность самим высказаться. Сейчас, когда агитаторы раз’ясняют решения июльского Пленума ЦК КПСС, личный состав корабля с особой охотой участвует в проводимых по кубрикам бе­ седах. Многие матросы и старшины де­ лятся своими впечатлениями, рассказы­ вают о том, как работают их земляки. Так. старшина 1 статьи Матвеев в одной из бесед рассказал о заводе, на котором он работал до службы на флоте. — Когда кончится срок моей службы, — заявил старшина, — я обязательно вернусь на родной завод, чтобы в рядах его многотысячного коллектива активно участвовать в борьбе за крутой под’ем нашей промышленности. Часто на беседах выступают моряки вернувшиеся из отпуе-Ra. Матрос Малов, проводя свой отпуск в Челябинске, побы­ вал в цехе одного из заводов, где он 1 >аныпе работал. Обо всем виденном моряк поведал товарищам по службе. А расска­ зывать было о чем! Цех за последнее время полностью переоборудован. Уста­ новлены новейшие станки, намного повы­ силась производительность труда. Старший матрос Киселев ранее работал па судостроительном заводе в Ленинграде Он не раз рассказывал об этом замеча­ тельном предприятии, гордости нашей су­ достроительной промышленности. Интересные, содержательные беседы зовут матросов и старшин служить еще лучше, неустанно совершенствовать свое боевое мастерство. Воины много помогают друг другу. Как-то потребовалось заме­ нить в расчете товарища, уехавшего отпуск. Матрос Шамин вызвался за корот­ кий срок освоить новое длящего дело. Ему помогли в этом Каминский, Малов. Ва­ сильев, которые умело передали Шамипу свой опыт. Личный состав подразделения в ответ на решения июльского Пленума ЦК КПСС настойчиво добивается высоких показате­ лей в боевой и политической подготовке укрепляет дисциплину* и организован­ ность в своих рядах. Главный стаошина М. ЕФРЕМОВ, агитатор. День выдался погожий. Над изумрудно­ зеленой гладью залива светило золотое солнце. — Прямо черноморская погодка, — шутили моряки эскадренного миноносца. Вахтенный офицер отдал очередное приказание. Сейчас начнется приемка мин. Старшина 1 статьи Краснов построил матросов и старшин минных партий, сде­ лал последние указания. По команде воины заняли свои места. Минер Бельков быстро приготовил на случай возгорания все противопожарные средства. Приготовились и другие моряки. Разостланы маты в местах приемки мин. Машинисты в любую минуту готовы дать ход кораблю. Моряки других спе­ циальностей на боевых постах выполня­ ют обязанности, предусмотренные настав­ лениями. Приемка была произведена быстро и четко. Минеры начали тщательную проверку снарядов. Это и понятно. Забудешь про­ верить какую-нибудь небольшую, на пер­ вый взгляд, малозначительную деталь, и она не сработает, впустую пропадет труд многих людей. Чтобы избежать этого, ил эсминце -I. всегда уделяется особенно большое вни­ мание подготовке м и н 'к постановке. Мо­ ряки внимательно, словно чуткие врачи, осматривают каждую часть— от запально­ го стакана до механизмов якоря. — Хороша, вполне пригодна к дей­ ствию. — весело хлопнув по круглому, литому из чугуна телу мины, говорит один из матросов. Расчеты запальных коз!анд. работают оыстро и точно, как хорошие часы. У всех отличное настроение. Моряки стре­ мятся действовать так, как положено в боевой обстановке. Потом поступает команда, усложняю­ щая обстановку. Пот тяжелыми каплями течет но лицам моряков. Но учеба есть учеба. Если учиться тому, что необходимо в бою. то и работать надо в условиях, приближенных к боевым. Самое главное — впереди. Успех лю­ бой задачи решается в море. Об этом хо­ рошо знают минеры. Они полны решимо­ сти выполнить учебную задачу на «от­ лично». Не зря же моряки долго и упорно тренировались в учебных походах. Минеры-североморцы повседневно учат­ ся действовать так, чтобы в любую мину­ ту суметь преградить путь в наши воды любому агрессору, если он осмелится на­ пасть на великую социалистическую Ро­ дину. Заботливо и кропотливо учит своих подчиненных старшина 1 статьи Краснов. Среди воинов его подразделения немало отличников боевой и политической подго­ товки, а сам старшина является специа­ листом первого класса. Он умело обра­ щается с миной любой системы, какой бы сложной она ни была, знает свое дело в совершенстве. — Это заправский минер, — говорят моряки о Краснове. ...На корабле заработали двигатели, мелко задрожала палуба под ногами. Эс­ минец покидает залив. Курс — в откры­ тое море. Отличительная особенность Баренцова моря от других водных бассейнов в том, что в короткое время здесь штиль сме­ няется штормом, а пройдет немного вре­ мени, и снова тихо. Через несколько часов опять усиливается ветер, разорен­ ные волны многопудовой тяжестью обру­ шиваются на корабль. Вот и сейчас по­ года немного ухудшилась. Стал свежее ве­ тер. Он остудил разгоряченные лица ми­ неров. Весь личный состав корабля проник­ нут единой мыслью — как можно лучше провести минную постановку. Зорко смот­ рят за морем сигнальщики. Бдительно несет вахту рулевой. Ему нужно быть особенно внимательным. На пути корабля могут встретиться различные навигаци­ онные опасности. Тогда командир отдаст нужное приказание, и рулевой должен бу­ дет выполнить его незамедлительно. Старший матрос Подск 1 >ебышсв не первый раз на вахте. Он отлично знает свое дело. Недаром моряку присвоено звание клас­ сного специалиста. Штурман склонился над картой, еще раз проверяя точность курса. — Мины дополнительно и окончатель­ но изготовить, — отдает приказание оф!щер. Старшина минной партии Бель­ ков устанавливает данные. старший матрос Тпмашков производит внешний осмотр якоря, а старшина 2 статьи Ото- са — внешний осмотр самой мины. Затем Отоса выполняет последние действия по приготовлению мин. Нормативы по приготовлению перевы­ полнены, и это радует моряков. — Все готово, — негромко говорит один минер другому, — теперь остается самое главное, самое ответственное — произвести постановку. Корабль идет все дальше и дальше но бескрайнему, тихо плещущему зеленой волной, морю. На боевых постах продол­ жается напряженная учеба. Штурман на­ целил острый грифель карандаша в точ­ ку на карте. Это — заданный район. Здесь начнется постановка мин. Командир принял доклад, а через не­ сколько минут все услышали отрывистую команду: — По местам стоять, мины ставить! Командир подразделения минеров вклю­ чает секундомер. — Правая, — раздается его громкий голос. И спустя несколько секунд: — Левая. Моряки постов сбрасывания под руко­ водством старшин 2 статьи Сохи и Пет­ рова, одев пояса, прочно закрепившись, потому что действовать им приходится почти над самым буруном воды, образуе­ мом мощными винтами эсминца, подкаты­ вают мины. Постановка началась. Четко действу­ ют минеры. Точно на курсе удерживает корабль рулевой Подскребышев. От него сейчас многое зависит. Рыскнет, напри­ мер, корабль, и мина окажется постав­ ленной совсем не на предназначенное для нее место. ...Задача выполнена. Корабль лег на обратный путь. Радостно на душе у ми­ неров — они показали возросшее мастер­ ство. высокую боевую готовность. А на другой день эсминец снова выхо­ дит в море навстречу свежему морскому Еетру и крутой соленой волне. Минеры — па боевых постах. Они готовы дейст­ вовать. как только поступит знакомая команда: Мпны ставить! Офицер И. КОРОБОВ. В о д н о м п о х о д е Потода на Севере, как известно, не ба­ лует моряков. Зная это, личный состав корабля отлично подготовился к выполне­ нию задания. Главные и вспомогательные механизмы работали безупречно. Этому способствовали умелые действия старших матросов Старцева, Данилюка и Коненко­ ва и старшины 2 статьи Павлик. В период всего перехода на море была крупная зыбь. Однако рулевые успешно несли вахту и с честью выдержали экза­ мен на точное держание корабля на кур­ се. Высокую выучку показали опытные специалисты Пиконов и Кузин. Нельзя обойти молчанием и штурманских электри­ ков старшину 1 статьи Солоницкого и старшего матроса Жохова, которые обеспе­ чили поход надежной работой электрона- внтационных приборов. Сигнальщики и радиометристы в ус­ ловиях плохой видимости точно и быстро докладывали командиру об изменениях об­ становки. Ни одно судно, самолет, плава­ ющий предмет не ускользал от их натре­ нированного и острого глаза. При этом о т ­ л и ч и л и с ь старшие матросы Бригадир и Тихонов. Большое мастерство проявил и радист старшина 2 статьи Савушкин, который обеспечивал поход метеосводками. Он принимал данные о погоде один в пол­ ном об’еме и без искажений, в то время. как ооычно эту раооту выполняют два- три радиста. Штурманам подчас приходилось в крат­ ковременный разрыв облачности в районе солнца переходить с одного инструмента на другой, так как горизонт закрывался внезапно появляющимся туманом. Такой переход требовал сноровки и опыта в определении высоты светила в ко­ роткий промежуток времени и с достаточ­ ной точностью. Параллельно с астрономи­ ческими определениями места корабля производились определения радиотехниче­ скими средствами. Каким бы методом ни получали штурма­ ны место корабля, они всегда брали глу­ бины эхолотом и сверяли их с картой, тем самым уточняя и карту, и свое место в Moi>e. При следовании курсами вблизи бе­ регов, наряду с прочими методами опреде­ ления места корабля, в основном ис­ пользовался навигационный метод опреде­ ления по пеленгуемым береговым пред­ метам — маякам. знакам, возвышенно­ стям, отдельным скалам и мысам. Поход показал, что штурманы имеют хорошие практические навыки, отлично знают и любят свое дело, театр на кото­ ром они служат. Офицер Н. ЛЕБЕДЕВ. П И С Ь М А В Р Е Д А К Ц И Ю С РЕМОНТОМ НЕ ТОРОПЯТСЯ Не за горами суровая полярная зима. Необходимо к ней тщательно подготовить­ ся: отеплить, благоустроить дома, прове­ рить отопительную систему. Это очень трудоемкое и ответственное дело. Однако еще до сих пор некоторые работники про­ должают относиться к ремонту жилого фонда халатно. Так, в нашем гарнизоне должен быть произведен ремонт жилых домов. Но вот прошло уже больше месяца, как начались здесь ремонтные работы, а ощутимых ре­ зультатов пока еще нет. Правда, кое-где поштукатурили наружные стены, но не сочли нужным даже их покрасить. Так и стоят сейчас эти дома с незакра­ шенными пятнами свежен штукатурки. Еще хуже обстоит дело с отоплением. Во многих домах печи в неисправном со­ стоянии. дымоходы длительное время не прочищались. Равнодушно смотрит на это и работ­ ник пожарной охраны тов. Скачедуб. Его не тревожит, что в доме Л: 9 на Нагор­ ной улице печные трубы совсем износи­ лись и в любой момент может возникнуть пожар. Жители неоднократно обращались к работникам домоуправления и тов. Скаче- дубу с просьбой помочь создать нормаль­ ные бытовые условия, но безрезультатно. А время идет. Так можно упустить бла­ гоприятную пору для ремонта. Офицер М. П0Л0ЙНИК0В. ЕЩЕ РАЗ о СЕВЕРОМОРСКОМ ПАРКЕ Воины нашего гарнизона честно и до­ бросовестно трудятся на своих боевых по­ стах и. когда подходит выходной день, они хотят провести его культурно, весе­ ло, интересно. Уволившись из части, мно­ гие военнослужащие направляются в парк. Там есть аллейки с лавочками, цветочные клумбы, летняя эстрада, где часто высту­ пают коллективы матросской художест­ венной самодеятельности. Есть в парке и танцплощадка, которая привлекает к се­ бе молодежь. Кажется, на первый взгляд, что есть все, чтобы отлично отдохнуть и повеселиться. Но это совсем не так. В парке отсутствует элементарный порядок. На танцевальной площадке толкотня, вме­ сто музыки слышен хаос звуков. За по­ следнее время участились случаи хули­ ганства. 31 июля с. г. в парке во время смотра художественной самодеятельности некото­ рые военнослужащие нарушали дисци­ плину. но патрульная служба не приняла должных мер. Надо сказать, что некоторые быв­ шие воины забыли о том, что они должны вести себя культурно. На замеча­ ние патрульной службы они часто отве­ чают грубостью, а милиция г. Северо­ морска стоит в стороне от этих наруше­ ний, и ни одного милиционера в парке никогда пе встретишь. Это говорит о том, что отделение милиции г. Североморска попустительствует хулиганам, не борется с ними. Пора уже в парке навести порядок. Младший сержант Е. ГЛЕБОВ. По следам наших выступлений «УЛУЧШИТЬ ЛЕКЦИОННУЮ ПРОПАГАНДУ В ДОМЕ ОФИЦЕРОВ» Опубликованная под таким заголовком в Л» 130 нашей газеты корреспонденция была обсуждена на совещании работников Дома офицеров и на партийном собрании. Как сообщил начальник Дома офице­ ров, отмеченные недостатки в организа­ ции лекционной пропаганды полностью подтвердились п приняты меры к их устранению. Для офицеров, самостоятельно изучаю­ щих марксистско-ленинскую теорию, со­ ставлены списки рекомендованной лите­ ратуры. заведены специальные альбомы с вырезками газетных статей. С целью оказания методической помощи офицерам и для проведения консультаций по марк­ систско-ленинской подготовке дважды в неделю по вечерам установлено дежурство пропагандистов. Для чтения лекций привлечены новые квалифицированные пропагандиста из числа офицеров флота, научных работни­ ков, представителей мурманских област­ ных организаций и учреждений. За последнее время в Доме офицеров прочитан ряд лекций по решениям июльского Пленума ЦК КПСС, по вопро­ сам воинского воспитания, партийно-по­ литической работы, советской военной па­ уки. В обучении необходима наглядность Одним из основных видов подготовки матросов и старшин на корабле являются занятия по специальности, па которых личному составу даются необходимые зна­ ния оружия и технических средств. Очень важным требованием в обучении моряков является наглядность — кон­ кретное восприятие того, о чем расска­ зывает руководитель занятия. Особенно большое значение наглядность в обучении имеет при подготовке не име­ ющих еще опыта эксплуатации ору­ жия и технических средств матросов, которые, естественно, пе смогут попять и полностью представить из одних об’яс- нений того, чего не видели. Любой рас­ сказ руководителя занятия доходит до сознания обучаемых зна’гительно легче, если он подкрепляет . его конкретными примерами, сравнениями, показом того, о чем идет речь, сопровождает рассказ об*- яснением чертежей, рисунков, схем ма­ териальной части. Однажды занятие по специальности, проводимое старшиной 2 статьи Вильяно- вьгм, не дало должных 1 >езультатов, не­ смотря на хо{юшсе знание .руководителем темы и методически грамотное изложение ее. Причина — невыполнение принципа наглядности в обучении. Занятие прово­ дилось на тему: «Назначение, устройство и действие взрывателя». Об’яснив тему и учебные цели занятия, Внльянов перешел к об’яснению вопросов темы. Но, к сожалению, для подкрепления своего рассказа по устройству взрывателя у старшины, кроме небольшого и мало заметного рисунка в конспекте, ничего не было. Поэтому названия деталей остава­ лись пустыми словами для матросов, из- за невозможности представить эти детали в натуре. Естественно, через несколько минут интерес к занятиям у мат 1 юсов пропал и внимательность их исчезла. Конечно, нельзя добиться прочных зна­ ний механизма, когда детали его называ­ ют, но не показывают на чертеже, на материальной части. В итоге проведенно­ го занятия учебная цель не была достиг­ нута. А если бы был большой демонстра­ ционный чертеж взрывателя, пусть даже сделанный своими силами, а еще лучше, учебный, разрезной или разобранный взрыватель, тогда к нему был бы повы­ шенный интерес у обучаемых. Другой пример. Проводилось практиче­ с к о е занятие на тему: «Приготовление орушя к стрельбе». Руководил им опыт­ ный специалист главный старшина Аба­ к у м о в . Он проводил занятие непосредст­ венно на боевом цоету.. Старщане удалось добиться хороших результатов. Каждое действие по приготовлению механизмов орудия к стрельбе главный старшина подробно и грамотно об’яснял. Практиче­ ски действуя на механизмах, он привле­ кал к этому самих обучаемых, заставлял их поочередно выполнять тот или иной прием. Каждый видел, реально ощущал и воспринимал то, о чем говорил старшина. При изучении механизма, который не­ возможно разобрать, необходимо использо­ вать чертежи, схемы с обязательным по­ казом этого механизма на боевом посту. Наглядными пособиями нужно пользо­ ваться как при изложении вопросов темы, так и при щюверке знаний пройденного материала. Показывать механизм или де­ таль нужно с таким расчетом, чтобы все обучаемые могли видеть то, что нм пока­ зывают. При умелом применении принци­ па наглядности качество обучения повы­ шается. Наглядность в обучении необходимо со­ четать с хорошей подготовленностью са­ мого руководителя, правильной организа­ цией и методикой проведения занятия. Это позволит значительно повысить ка­ чество обучения личного состава па р *- раблях. OdjnucD Ю. СЕЛИВЕРСТОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz