На страже Заполярья. 1955 год. Август.

2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 20 августа 1955 г., № 197 (5349). ВО И М Я Р О Д И Н Ы Л Ю Б И м о и Мо р я к и н р е й с е р а Н. в п о х о д а х с о в е р ш е н с т в у ю т у ме н и е п о б е ж д а т ь в с о в р е м е н н о м б о ю * * * * и . * Воодушевленные историческими решениями люльского Пленума ЦК КПСС, моряки крейсера Н. неутомимо трудятся на боевых постах. В трудных услови­ ях похода, в шторм и непогоду они настойчиво учатся мастерству, воспиты­ вают в себе выносливость, мужество, смелость и наступательный порыв. XX с’езд Коммунистической партии Советского Союза моряки крейсера готовятся встретить новыми успехами в боевой и политической подготовке. На этой странице рассказывается об учебе личного состава в морском походе. Старшина дает вводную На посту коммуниста ТАК Д Е РЖ А Т Ь ! Корабль, заметно накренившись на правый борт, делает плавный поворот. В рулевом отделении на вахте стоит стар­ шина 2 статьи Прушакевич. Старшина внимательно следит за работой подчинен­ ных, опытным глазом замечает малейшие их недостатки. Резкий звонок телефона. Прушакевич получает приказание: — Перейти на механическое управле­ ние из- рулевого отделения. Курс... гра­ дусов. — Старший матрос Сага — к штур­ валу! — отдает команду старшина. Николай Сага быстро занимает свое место, зоркие глаза устремлены на шка­ лу репитера гирокомпаса. Время от вре­ мени матрос слегка вращает вправо и влево штурвальное колесо. Корабль по- прежнему идет без малейшего отклонения от заданного курса. Поступает новая вводная. Электрик старший матрос Сидоров за­ пускает аварийный дизель, и масло без перерыва подается в нужные механизмы. Сейчас моряки успешно справляются со своими обязанностями в услож­ ненных условиях. Но был период, когда у них зто не получалось. Не имея доста­ точной натренированности, матрос Сага однажды на походе во время шторма не смог точно держать курс при работе в сложных условиях. Вот тут-то матросу и помог старшина Прушакевич. Он ча­ сто тренировал подчиненного в перекладке руля на стоянке, затем во время выходов в море. Все стало получаться. Теперь ру­ левые всегда несут вахту только на «отлично». Этому способствует и то. что перед каждым походом требовательный старшина строго проверяет обязанности своих подчиненных и ставит конкретные задачи на поход. За добросовестную службу старшина 2 статьи Прушакевич имеет 17 по­ ощрений. Вверенная ему материальная часть работает хорошо. У РАДИОМ Е Т РИ С ТО В — На нас лежит почетная обязан­ ность — обеспечить стрельбы, — так сказал перед походом своим подчиненным старшина 2 статьи Мирошниченко. Вахту у радиолокатора несет матрос Иванников. Цель обнаружена. Следует четкий доклад: — Дистанция... Курсовой утол... Приборы исправно вырабатывают дан­ ные. И вдруг на экране исчезает визир. — Товарищ старшина, нет... — замял­ ся матрос, увидев суровый взгляд своего командира. — Действуйте самостоятельно. Меня на посту нет. Устраняйте неполадку. — Есть! «В чем дело? Видно лампа перегорела, — как вихрь проносится мысль в голове Иванникова. — Может предохранители? Нет, предохранители целы». Иванников вопросительно смотрит на старшину, но тот попрежнему неподвижен и строг. Ка­ жется. его совершенно не интересует случившееся. Матрос торопливо ищет повреждение. Поворачивает колпачок потенциометра, один, другой... И вот опять визир появ­ ляется на авране, станция работает. Иванников доволен, что самостоятельно устранил неполадку, но Мирошниченко строго замечает: — Долго! Прежде чем лезть внутрь искать причину, надо проверить регули­ ровку. Небольшой перерыв, и старшина дает новую вводную. Много хлопот было у Мирошниченко с матросом Майзником. Неважно он начал службу. То приборку кое-как сделает, то с приборами неаккуратно обращается. Старшина внимательно присмотрелся к матросу. Раз’яснил, что нельзя халатно относиться к службе, на многих поучи­ тельных примерах показал, к чему может привести небрежность. Сложные и точные приборы требуют самого бережного обра­ щения. Такие беседы заинтересовали ма­ троса. Теперь Майзнпк неплохо несет вахту, вьгше стала у него дисциплина. Так, изо дня в день ведет кропотливую работу со своими подчиненными канди­ дат КПСС старшина Мирошниченко. Учит их и сам учится. Каждый выход в море обогащает моряков практическими навы­ ками работы на боевых постах в сложной обстановке. ПОСЛ Е Т РУДОВОГО дня Кончился трудовой день. Моряки воз­ вратились в базу. Многое нужно сделать: технику проверить, обмундирование при­ вести в порядок и письма родным напи­ сать. А вот матрос Воронсвпч любит в свободное время поиграть на баяне. Слушают кругом сидящие товарищи любимые песни и вспоминают трудный, но успешный поход. В каюте политпро- светработы собрались любители почитать газеты, журналы. В стране вершатся т а ­ кие интересные дела! Машинист-туро и- нист Александр Соколов рассказывает: — Получил письмо от родных. Пишут, что в наших краях жизнь еще лучше будет после нового постановления пар­ тии. Хорошо служи, сынок, отблагодари честной службой партию за великую за­ боту о нас... В корабельной библиотеке полно моря­ ков. — Дайте мне, пожалуйста, книгу «Океанский патруль», — спрашивает котельный машинист Вениамин Ситни­ ков. — Опоздали немного'. — отвечает библиотекарь. Уже на руках она. Вот мо­ гу предложить «Гангутцы». Здорово в ней про героизм матросов написано. Вот хотя бы эпизод «Один против шести». — Запишите мне эту книгу, — про­ сит Ситников. Моряки, отдыхающие в кубриках, с интересом слушают передаваемый по трансляции концерт по заявкам отличив­ шихся на походе. Но не все отдыхают. Мичман Георгии Надточий, выбрав тихий уголок, читает газеты и журналы. Он готовится к проведению, политических занятий по до­ кладу Н. А. Булганина на июльском Пленуме ЦК КПСС. Интересная, волную­ щая всех моряков, тема. Хорошо надо подготовиться! Мичман Е. ОРЛОВ. Трудные, но почетные • обязанности Корабль в море. Старшина 2 статьи Карачевцев сидит за столом. Он только что вывел на листке первую строчку, и снова задумывается под впечатлением песни. По корабельной трансляции льется знакомая мелодия: Майскими короткими, ночами* Отгремев, окончились бои. Где же вы теперь. Друзья-однополчане, Боевые спутники мои?.. Не был старшина на фронте, не видел настоящего жаркого боя. не нюхал пороху и знает о минувшей воине лишь по прочи­ танным книгам, рассказам бывалых вои­ нов. Но. слушая эту песню, он представ­ ляет, как храбро сражались его старшие братья, как трудно им иногда приходи­ лось в неравной схватке с врагом. Жаль, не пришлось самому бить врага. Карачевцев разворачивает письмо, по­ лученное из дому, и читает. Мать сооб­ щает о том. что их колхоз выполнил хле­ бозаготовки. что труженики артели обя­ зуются на исторические решения Плену­ ма ЦК КПСС ответить новыми успехами в земледелии. И еще о разных хозяйских делах пишет мать, а в конце напутствует: «... А ты, сынок, гляди, не позорь на­ шей фамилии. Отец сапером служил, весь искалеченный осколками был. На войне под Смоленском голову сложил. Ты, вроде, как его дело продолжаешь. Учись сам, учи и других по-отцовски...». — По-отцовски, — задумчиво шепчет старшина. Короткая биография у Карачевцева. Окончил семилетку, затем пошел в Харь­ ковский строительный техникум. Учился отлично. На будущий год готовил уже самостоятельную дипломную работу. Но подошел арок, и призвали на службу. Жаль бросать любимое занятие, расста­ ваться с друзьями, родным домом. Но так требует Родина. Сначала было.труд­ но. Строевая подготовка, занятия по спе­ циальности. марши, хождение на шлюп­ ке под парусом и на веслах — все это было новым и необычным. Карачевцев учился, закалял себя, пока не добился поставленной цели — стал первоклас­ сным дальномерщиком. Позже присвоили звание старшины. Новые обязанности — новые трудности. Командиру многое дано, с него многое и спрашивается. Это хоро­ шо понял старшина. Карачевцев с огоньком взялся за воспи­ тание матросов. Где подчиненные — там и он. У старшины золотое правило — достигнутого сегодня недостаточно на завтра. Военная служба — это постоян­ ное повышение воинского мастерства. II пусть тяжело, пусть даже порою матросы и сердятся на строгость старшины, зато потом они скажут спасибо. А скажут многие, в этом Карачевцев не сомневает­ ся. Был же, например, слабым в учебе матрос Карпин. А сейчас — уважаемый человек среди дальномерщиков, старший матрос, классный специалист. Работает он горизонтальным наводчиком на посту. Когда его движениями восхищаются со­ служивцы и даже завидуют ему, он гордостью говорит: — Старшина научил... Карачевцев решает дописать письмо вечером, а сейчас — время на занятия. Он поднимается на кормовой дальномер- ный пост. У самого среза моря виднеется едва различимая светлоголубая полоса. Западнее, где скалистый берег сливается с морем, небо усеяно обрывками туч солнечные лучи время от времени проби­ ваются через их гущу, скупо освещая зе­ ленеющие прибрежные склоны. Море пе­ нится, неспокойно. «Пожалуй, подходящее время для тре­ нировки», — думает старшина. Он стоит на площадке, слегка дерлись рукою за поручни. Карачевцев с минуту медлит. Но потом Когда старшина 2 статьи Алексей Пи- вицын спускался в машпнпое отделение, его вызвал к себе секретарь парторгани­ зации. Он познакомил моряка с планом работы, рассказал о задачах, которые предстоит решить в море. В конце беседы офицер заметил: — Уверен, вахта пройдет, как всегда, нормально. Вы коммунист и понимае­ те важность предстоящего похода. Офицер вдруг улыбнулся и добродушно добавил: — Держите марку, у вас ведь семья морская! — Ясно, товарищ старший лейтенант. С первых дней пребывания на флоте Алексеи Пивицын ревностно взялся за овладение специальностью. Трудновато было сначала ос- ---------- воить сложную бое­ вую технику. Иног­ да целыми вечерами просиживал он за учебниками и схе­ мами. Были и неу­ дачи в службе на первых порах. Но моряк смело преодо­ левал трудности. Че­ рез некоторое время Алексей уже писал своим землякам, что их наказ он выпол­ няет и уже добился хороших результа­ тов в боевой и по­ литической подготов­ ке, об’явлен отлич­ ником. Порадовалась успехам сына и его мать Евдокия Алек­ сеевна. Об этом она узнала из бла­ годарственного пись­ ма командира. В своем ответном ег0 б0еЕ0Г0 поста’ письме она писала: ______ «От всего сердца благодарю за заботу и внимание ко мне, матери воина. Но не одна я растила и воспитывала сына. За то, что он стал умелым защитником своей Родины, бла­ годарю Коммунистическую партию. Совет­ ское правительство, вас, товарищ коман­ дир. Уверена, что мой сын и впредь бу­ дет честно нести службу...». Первые успехи не вскружили голову воину. Он еще больше стал работать над совершенствованием своих знаний и в скором времени сдал на классность. За ревностное выполнение воинского долга, высокую личную дисциплинированность ему было присвоено старшинское звание и доверено воспитание и обучение подчи­ ненных. Пивицын отлично правил службу, тре­ бовал от подчиненных высокой дисци­ плинированности, обучал их воинскому мастерству. Как-то матрос Чайкин, запустив ма­ сляные насосы, забыл закрыть сливные пробки. Старшина сразу заметил это и помог устранить оплошность. А для себя сделал вывод: «Значит матрос еще недо­ статочно знает свое заведывание». Пи­ вицын занимался с Чайкиным сам, орга- БОРЬБА ЗА СЕКУНДЫ низовал помощь со стороны отличников и классных специалистов. Матрос освоил свое заведывание и сейчас хорошо выпол­ няет обязанности на боевом посту. Настойчиво и кропотливо воспитывая каждого подчиненного, Пивицын добился того, что все матросы отделения стали ма­ стерами своего дела. Передового старшину приняли кандидатом в члены Коммунисти­ ческой партии Советского Союза. * * -Сг ...Корабль в море па выполнении учеб- но-боевой задачи. Мерно работают меха­ низмы. В машинном отделении повышен­ ная температура, но матросы четко и бес­ перебойно обслуживают свои заведыва­ ния. Классный специалист старший ма- ----------трос Коротков стоит на вахте у маневро- "тУ\ вого к-13113113- Четки Ш Щ щ Ц и уверенны его дей- , ствия, он обеспечи- ’% . вает кораблю задан­ ный ход. Матрос Стунже- нас обслужизает тур- бо-конденсатные на­ сосы. В его задачу входит — не зато­ пить холодильник и не посадить вакуум в главном конденса­ торе, не оставить кольцевую питагм ь- ную магистраль без воды. Стунженас хо­ рошо справляется со своими обязанностя­ ми. Старший матрос Голубцов также чет­ ко несет вахту у масляного сеиара- НА СНИМКЕ : старшина 2 статьи тора- Он обоспечива- Пивицын докладывает о готовности сво- е т П(КТ0 Я Н НЫ Й конт­ роль за качеством _______ масла. Старшина вахты машинистов-турбинпстов коммунист Пиви­ цын переходит от поста к посту, смот­ рит за показаниями приборов, дает нуж­ ные указания подчиненным и, если нуж­ но. помотает им делом. ...Коммунист Пивицын не только луч­ ший машинист-турбин ист в подразделе­ нии, но и хороший помощник офицера в политическом воспитании воинов. Оп при­ стально следит за успехами моряков на политических занятиях, систематически беседует с ними по. пройденным темам. Одно время старший матрос Лаврепов отставал в политической учебе, не про­ являл активности на беседах. Пивицын проводил с ним дополнительные занятия, помогал разобраться в изучаемом мате­ риале. П Лавренов стал активно участво­ вать в обсуждении вопросов. Служебную деятельность Пивицын уме­ ло сочетает с общественной работой. Яз- ляясь агитатором подразделения, комму­ нист раз’ясняет решения июльского Пле­ нума ЦК КПСС, третьей сессии Верхов­ ного Совета СССР, мобилизует матросов и старшин на отличное выполнение за ­ дач боевой и политической подготовки. Капитан-лейтенант Е. АГРОНОВ. Фото М. Кузина. НА СНИМКЕ: специалист первого класса старшина 2 статьи И. Карачевцев в дальномерном посту за отсчетом показаний дальномера. Фото М. Кузина. решает проводить тренировки с целью проверки действий дальномерщиков. Стар­ шина знает — каждая тренировка на боевом посту, тем более в условиях плохой видимости, — это псвыи шаг к боезому совершенствованию. Карачевцев приходит па боевой пост. Матросы в сборе. Командир интересуется, как подготовлена материальная часть к работе, все ли сделано согласно инструк­ ции, но случилось ли чего-нибудь. — А как оптика? — спрашивает Ка­ рачевцев. — Линзы? — переспрашивает матрос Остроухов. — Вчера протер. — А сегодня? — Вот еще протираю. — матрос про­ тягивает руку, в которой зажат клочок белой батистовой ветоши. — Тогда поживее, время — золото, — старшина подходит к дальномеру и опу­ скается в сиденье. Старший матрос Кар­ пин хлопотливо осматривает свое заведы- ватгс. Скупые движения моряка точны и уверенны. Материальная часть у Карпина в пример другим: во всем полный поря­ док. Глядит на него Карачевцев, и душа радуется — не зря учил! А поработать с дальномерщиком пришлось много. На первых порах корабельная служба Карпину показалась трудной. Частые выходы в морс, тренировки на боевом по­ сту, боевые тревоги, штормы, в которых особенно чувствуешь себя утомленным,— все это так обескураживало матроса, что он невольно порой думал: «А выйдет ли из меня классный дальномерщик?». И может быть. Каршш действительно стат бы настоящим моряком, если бы не старшина. Карачевцев во-время разгадал мысли матроса. В с я к и й раз особо при­ ематривался к его работе на посту. Где надо, подскажет, поможет практическим советом, а где и строго потребует. II до­ бился старшина своего — Карпин при­ вык к кораблю, ему пришлась ио душе профессия дальномерщика. Правда, матрос многого еще не познат, но старшина уме­ рен, что горизонтатьный наводчик будет учиться военному делу постоянно. П чем больше Карачевцев радуется за Карпина, тем большее беспокойство у него за Ост­ роумова. Матрос трудолюбивый, стара­ тельный. а вот нет у него той подвижно­ сти и ловкости, которая должна быть присуща дальномерщику и без которой никак нельзя добиться слаженности в ра­ боте. Плохо у Остроухова — вертикатьпого наводчика — с освоением специальности. Вот вчера много пришлось поработать старшине с матросом, а все-таки он не добился главного — пе научил еще под­ чиненного брать дистанцию как можно точнее. И сегодня это продолжается снова. Ио трансляции звучит сигнал о начале работ и занятии. Приняв доклад о готов­ ности дальномеров к действию, Карачев­ цев коротко об’ягняет цель оанятия, по­ том обращается к Остроумову: — Произведите выверку дальномера. — Есть. — отвечает матрос и присту­ пает к делу. Работа эта ответственная, тут смотри в оба. Выверка дальномера — это что ни есть трудное и ответственное a e j i « o . Бее зюсь н а ^ р в ш а о т е е г ь : наве-. Корабль продолжительное время нахо­ дится в море. Боевая учеба в полном раз­ гаре. Расчет комендоров старшины 2 статьи Давыдовского в сборе. После подведения итогов, старшина снова начинает отработ­ ку нормативов. Идет борьба за секунды. Тут все важно предусмотреть: и как на­ водчик совмещает перекрестия нитей, и как номерной устанавливает трубку, и как заряжающий досылает снаряд в ка­ мерную часть. Нужен глаз да глаз! Вот почему старшина внимательно наб­ людает за всем расчетом. Работает стар­ шин матрос Кузьмин. Он быстро и лег­ ко производит заданную установку труб­ ки. Слышится его звонкий доклад. Старшина доволен — все сделано пра­ вильно. Но не такой Давыдовский, чтоб этим довольствоваться. Он решает прове­ рить старшего матроса по взаимозаменяе­ мости. Старшина подходит ближе к замку орудия и, глядя на раскрасневшегося Кузьмина, говорит: — Вы — заряжающий! Действуйте! И башня ожила. Шуршат моторы, щел­ кает замок, слышится монотонный лязг элеватора. Каждый номер расчета занят своим делом. Старший матрос Кузьмин, заняв место заряжающего, увлеченно ра­ ботает. Он привычно принимает с лотка снаряды и так же привычно их досылает. Давыдовский неотрывно смотрит за Кузь­ миным, но тот действует без замечаний. Уверен старшина, что и на стрельбах он не подведет. А ведь недавно Кузьмин совсем слабо знат свое дело. Много при­ шлось поработать Давыдовскому. Бывало, проходит тренировка, кажется, все понят­ но, но нет-нет комендор и допустит про­ мах. Вместо того, чтобы по первому реву­ ну действовать расторопно, он терялся и медлил. В результате — задержка залпа. — Дробь! — командоват Давыдовский и тут же поучал: — Одно не пойму: и руки у вас цепкие, и хватка настоящая, а вот не получается. Ну, кто же по реву­ ну так медлит? Тут ловчее надо. Попро­ буем еще разок. Матрос Кузьмин молчит. Да и что он может возразить, если упреки старшины справедливы. Комендор начинает работать расторопнее, но до того увлекается пода­ чей снарядов, что даже не обращает внимания на свои движения. Щелкнув головкой секундомера, Давыдовский дает команду о прекращении подачи и обра­ щается к Кузьмину: — А вот сейчас слишком торопитесь. Не то! Вот, вы зарядили орудие. Затпа еще не последовало, а вы уже второй снаряд бросаете в лоток на досылку. Он может попасть под откат орудия, ну и сами знаете, к чему это приведет. Матрос понимает — командир решает убедиться до конца, на что он способен. Кузьмин хочет работать сноровистее, но как это трудно! В эту ночь он стоял дне- ватьным, сменился — делал приборку на своем об’екте. йотом проворачивание ме­ ханизмов. Но об усталости думать неког­ да. Комендор снимает стреляющее при­ способление и, когда начинает ставить на место, чувствует, что дело не клеится. Кузьмин, сколько ни старался, никак не мог закрыть крышку. Давыдовский внимательно смотрит и изредка дергает плечами. Ему так и хочется сказать: «Куда же ты ставишь? В паз-то не по­ падает». Давыдовский переживает не на шутку, молча наблюдает, но когда у ма­ троса явно не получается, он не выдер­ живает: — Контролируйте себя. Думайте, что делаете, зачем же, как попало? Этак би­ тый час будете ставить одно устройство, — старнигна хмурит брови, отчего шрам над правой бровыо становится заметнее. — Забыли закон артиллеристов: кто первым даст залп, тот выиграет победу. В расчете каждая секунда должна быть на учете. Вот смотрите, как надо действовать, — Давыдовский ловко ста­ вит деталь на место. Дзижения его рас­ считаны и экономны. Старшина был прав. Оказалось, не так легко изучить подробно все узлы орудия. Кузьмин занимался добросовестно. Часто подбирал техническую литературу, черте­ жи, описания и шаг за шагом узнавал подробности свсей специальности. Бывало и так, учит комендор — все понятно, и вдруг столкнется с неясным вопросом. Прсбует сам разобраться — не выходит. Тогда Кузьмин обращался к старшине. Давыдовский все знает, и обо всем так просто расскажет, что матросу уже ка­ жется вопрос легким. Настал день, когда приказом командира он был сб’явлен отличником боевой и по- лит 1 гческой подготовки. А позже Кузьмин успешно сдал экзамены на классность. Теперь он в расчете один из передовых, не только учится сам, но и активно помогает старшине в воспитательной работе. Старшина 2 статьи А. САПОЖНИКОВ. Экономия драгоценного топлива Вся страна готовится достойно встре­ тить XX с’езд Коммунистической партии Советского Союза. В одну ногу с тру­ жениками страны идут котельные маши­ нисты нашего корабля. Они не только старательно овладевают воинским мастер­ ством, по и активно борются за экономию мазута. Беречь каждую каплю мазута, каждый грамм — таков закон машини­ стов. Об этсм часто напоминает морякам опытный специалист Закутин. Умелый воспитатель приучает воинов беречь на­ родное доб-ро. Матросы и старшины, гра­ мотно эксплуатируя технику, сэкономили не одну сотню тонн топлива. За счет сэкономленного мазута корабль прошел сотни миль, решая ответственные задачи. Как мы добились этого? Экономия топлива у нас идет различ­ ными путями. Обычно на ходу в дейст­ вии число котлов минимальное. Но на­ грузка на них полная. Снятие пара с каждого квадратного метра в котле вы­ держивается точно. Поэтому экономич­ ность их .высокая. Многое зависит и от машинистов-турбинпстов. Они всегда сле­ дят за тем, чтобы количество откры­ тых сспе.т агрегата не превышало нсоб- сти окуляры на-резкость и по разносу глаз. — Выверка сделана! Остроухов глядит на старшину, ожи­ дая дальнейших указаний. Руки его ле­ жат на маховичке. Карачевцев, не под­ нимая головы, говорит: — Оиредел 1 ггь дистанцию до стоящего на рейде корабля. Старшина не случайно так сказал, он знал точное расстояние. Остроухов быстро прильнул к окуля­ рам. В белесоватой дымке едва виднеют­ ся слабо очерченные конту’ры мачт. Пра­ вая рука наводчика лежит на измери­ тельном маховичке, левая — регулирует точную наводку. Каждое движение тут ст 1 Юго рассчитывается и сводится к од­ ному — во что бы то ни стало быстро совместить измерительный ромбик с це­ лью. Дальномерщик весь в напряжении, волнуется. А из-за этого часто допускает неточности. Старшина смотрит на его движения и в душе отмечает: «Ну зачем так резко маховичком вертеть? И вчера то же самсе». Карачевцев внимательно наблюдает за дальномерщиком. Очень важно во-время заметить неточность и подсказать. — Но торопитесь, — подсказывает старшина. Остроухов старается скорее выполнить команду. Еще одно движение дальномер­ щика — и ромбик над целыо. — Дистанция... кабельтовов, — гром­ ко докладывает он и, оторвавшись от окуляров, выжидающе смотрит на коман­ дира. будто хочегг прочесть его мысли. Старшина кивает Карпину: — Точно ли? Ну-ка, проверьте! Через секунду-две, последоват доклад: — Погрешность, примерно, один ка­ бельтов. — А точ 1 гое? — Полтора, — говорит уже сам Ост­ роухов. Карачевцев доволен, что матрос сам высчитал погрешность, но знает ли он откуда она взялась? — А причина вам ясна? — спросил старшина. — Стереоскопичности не добился, — неуверенно говорит Остроухов. Х аб ди Г ходпмого для ооеспечения заданного хода. На малых ходах дублирующие вспомога­ тельные механизмы останавливаются и держатся в готовности, прогретыми. Но самое главное в этсм деле принад­ лежит нашим людям, классным специа­ листам. Бережно относится к расходованию топлива старшина 2 статьи Алексей Лсбок. Командир строго требует от подчи­ ненных беречь каждую каплю мазута. — А где капля, там и тонна, — гово­ рит он. Экономия мазута зависит пе только от котельных машинистов. Ответственность ложится и на остальной личный состав корабля. Если в помещении горит лишнее освещение или зря работает электровен­ тилятор, значит турбогенератор находится под большей нагрузкой и расход пара в таком случае всегда большой, что также приводит к излишним тратам драгоценно­ го топлива. Мнопгмп путями мы экономим топливо. II с гордостью отмечаем, что на исторические решения июльского Пленума ЦК КПСС отвечаем конкретными делами. Старшина 1 статьи А. СТОГНИЙ. Проходит две-три минуты, но Остроу­ хов молчит. — Дайте я попробую, — просит Кар­ пин. — Нет, погодите, пусть он сам оты­ щет причину. Остроухов сличает цифры, подсчиты­ вает снова и докладывает: — Ошибка в определении арифмети­ ческого среднего. — Правильно, — добродушно согла­ шается Карачевцев. — А теперь попы­ тайтесь сделать все снова, но побыстрее. Матрос производит выверку, и опяггь неточность. — А знаете, от чего это? — спраши­ вает командир отделения. На щеках матроса выступает легкий румянец. Он не знает, что ответить, рас­ сеянно смотрит то на командира, то на злополучные окуляры. Потом старши­ на говорит: — Торопитесь и неправильно фикси­ руете показания. — Хочется быстрее, товарищ стар­ шина. — Продолжайте измерения. Остроухов регулирует резкость. Но странное дело — ромбик двоится и не слушается маховичка. Матрос поправляет окуляры. «И чего я теряюсь? Здесь же всё просто и понятно!» — думает он, сердясь на самого себя. Остроухов смотрит в окуляры. Горизонт резко обозначился, но вот снова наплывает дымка, я цель опять плохо впдпа. Датьпомерщпк серди­ то довертывает маховичок. Старшина тут же поправляет: — Не нервничайте, спокойнее. Вскоре Остроухов дает точную дистанцию. Звучит сигнал окончания занятий. Остроухов, довольный работой у дально­ мера, вместе с Карпшым еще остается на посту, а Карачевцев спускается вниз. (Он идет ио верхней палубе, а сам все еще iнаходится под впечатлением прошедшего. (Старшина сознает, что Остроухов замет­ но вырос, но еще много придется ему по­ работать, пока он станет классным даль- < 5 смерщиком. Но этого Карачевцев добьет- .Мичман А. ЗОЛОТОТРУБОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz