На страже Заполярья. 1955 год. Август.

2 . На с т р а ж е З а п о л я р ь я 17 августа 1955 г., № 194 (534S). ОТЛИЧНО ДЕЙСТВОВАТЬ НА БОЕВЫХ ПОСТАХ! С вы сокой о ценкой З а меткий огонь командир об'явил благодарность зенитчикам Мшистые сопки, седые, словно сталь, облака. Самолет пролетает над сопками. Внизу Серый транйт, глубокие чаши озер, беленая с вкрапленными в нее осенне-зо- лотистыми кустами растительность. Выполнив задание, самолет вернулся на аэродром. — Молодцы зенитчики, маскировка от­ личная, — произносит офицер. А на батарее началась учеба. Все — на боевых постах. — Секунда — очень большое время для зенитчика. За секунду современный реактивный самолет пролетает несколько сот метро®, — говорит подчиненным младший сержант Тестов. — Поэтому мы должны довести сбои действия до автома­ тизма, стрелять быстро и метао. Тестов прибыл на батарею недавно. Сначала он был заместителем командира орудия у сержанта Доброва. Опытный зе­ нитчик оказал большую помощь своему заместителю. Уходя в запас, Добров реко­ мендовал младшего сержанта на должность командира орудия. Сначала пришлось трудно, но воин упор­ но работал над собой. Вскоре его перевели в другой расчет. И здесь младший сержант, быстрый в работе, опрятный и сдержан­ ный. стал примером для подчиненных, которые, вщ я старание командира, тоже подтянулись, еще более полюбили свою батарею. Тестов учит воинов расчета действо­ вать так, чтобы не тратить попусту и доли секунды. Взять хотя бы матроса Ханенко. Он прежде неуверенно справлял­ ся со своими обязанностями. Командир расчета, приглядевшись к нему, решил, что ив этого воина может выйти хороший заряжающий. В тот же день Тестов пого­ ворил с ним. — Вы знаете, что заряжающий на орудии — основная фигура, — сказал командир. — От того, как будете действо­ вать вы во время стрельбы, зависит ско­ рострельность — одно из важнейших условий того, что цель не уйдет от нашего огня. Поэтому вам надо обратить особое внимание на тренировки. Потоворил командир с отличником бое­ вой и политической подготовки старшим матросом Беловым и с другими воинами. Следующие же тренировки дали о себе знать. Подносчики Саволайнен и Шмидт быстро подавали снаряды, а Ханенко пе­ ребрасывал их на лоток. Сначала дело шло медленно, но матрос упорно продол­ жал отрабатывать движения. Командир расчета, наблюдая за дейст­ виями заряжающего, заметил, что слиш­ ком много времени уходит на переста­ новку ног в момент переброски снаряда. Он сказал Ханенко об этом. Тогда матрос стал работать одним поворотом корпуса. Широко расставив ноги, он энергичным движением всего туловища перебрасывал снаряд. В первый раз получилось неудач­ но, но зато дальше все пошло хорошо, время заряжания было намного сокраще­ но. Задумались и подносчики над тем, как улучшить свою работу. Они более тща­ тельно стали готовить боезапас к стрель­ бе, внимательно осматривали его, следили за тем, чтобы на гильзах не было цара­ пин. Это имеет большое значение, ибо даже малейший дефект патрона может сорвать огневую задачу. Во время стрельб очень важно умелое расположение боезапаса в дворике. Поэто­ му в расчете Тестова его располагают всегда с левой стороны от казенной ча­ сти орудия, а в то время, когда стрельба не ведется, боезапас разложен вкруговую внутри дворика. Ведь нельзя заранее предугадать, с какой стороны появится противник. А такое расположение снаря­ дов дает возможность быстро подать их на орудие, куда бы ни был направлен его ствол. Много тренировались зенитчики, мно­ гое продумали, учли. И вот настал день ответственных стрельб. — Цель легла на боевой курс, — со­ общили на батарею. — Целеуказание... — Есть целеуказание, — немедленно последовал ответ. Опытные специалисты Милюшенков и Поталуй, учтя уроки предыдущего уче­ ния, вложили весь свой опыт и тщательно подготовились к стрельбе. Успех ее во многом зависел и от радиометристов. Работает СОН. Специалист второго класса матрос Андрукайтис внимательно смотрит на экран. Вот появилась малень­ кая белая точка. Время по нормативу еще^ есть, можно подождать, когда она приблизится, тогда можно будет точно определить, что это такое. Но радиомет­ рист знает, что поражать цель нужно на предельном расстоянии, кроме того, он хорошо изучил всплески. Сомнений быть не может. Это — «противник». Следует четкий доклад. Вместо положенной ди­ станции самолет обнаружен на большей дальности. Молодой оператор матрос Караванский сопровождает цель. На орудии включены моторы и меха­ низмы. Матрос Бычков совмещает ме­ ханическую стрелку с электрической. Кажется, несложная это работа, а оши­ бись воин хотя бы только на одно деле­ ние. и снаряд упадет на значительном расстоянии от цели. Здесь необходимы четкость, точность, напряжение и уверен­ ность в работе. ...Ханенко ударяет по рукоятке, ствол орудия откатывается назад и вновь за­ нимает прежнее положение, а в далеком небе на фоне серых дождевых облаков пошляется молочное облачко разрыва. Заряжающий мгновенно поворачивается за снарядом, берет его, круто повернув­ шись, кладет на лоток. Вновь выстрел. Орудие содрогается, ходит ходуном. В та ­ кой обстановке работать гораздо труднее, чем на тренировках, но долгая напря­ женная учеба на боевом посту помогает матросу вести заряжание с высокой ско­ ростью. Ханенко значительно перекрывает норматив. Стрельба окончена. Ни один разрыв не вышел из полосы дальности. Командир батареи дал высокую оценку работе рас­ чета. об'явил воинам благодарность. Приближается осень. Темнее становят­ ся ночи в нашем заполярном крае, все чаще и чаще небо .за/волакивается свин­ цовыми тучами, а порой сгущаются не­ проглядные туманы. Это значительно затрудняет действия воинов-зенитчиков. Но шгчто не должно помешать меткому огню батарей. Зенитчики не пропустят ни одного самолета, они изо дня в день повышают боевое мастерство, стремятся с высокой оценкой выполнить все стрель­ бы. Лейтенант И. КОРОБОВ. В повседневной учёбе растёт мастерство Задача выполнена При экстренном изготовлении корабля к бою и походу, когда необходимо срочно сниматься с якоря, от штурманского элек­ трика требуется умение ускоренно приво­ дить гирокомпас в меридиан. Чтобы от­ лично решить эту задачу, он должен прежде всего правильно организовать свою работу. Четкая организация особенно не­ обходима, когда корабль находится на рейде и под действием ветра меняет своп курс. Хорошо и быстро приводят .гирокомпас в меридиан на корабле, где служит лей­ тенант Дымов. Здесь штурманский элек­ трик старший матрос Хлебко работает уве­ ренно и со знанием дела. Он отлично справлялся с задачей и в том случае, когда на корабле отсутствовал командир отделения. Однажды, получив приказание ускорен­ но привести гирокомпас в меридиан, Хлеб­ ко тщательно осмотрел и проверил матери­ альную часть. Прежде чем произвести пуск схемы, узнал поправку магнитного компаса, гирокомпас которого будет при­ водиться к меридиану. Дело усложнилось тем, что пользоваться пришлось главным магнитным компасом. Старший матрос Хлебко не растерялся. Ввиду отсутствия прямой связи с мости­ ком, он поставил одного человека у пере­ говорной трубы в штурманской рубке для передачи изменения курса корабля в ги- ропост. Все готово. Поворотом штуцера моряк соединяет трубопроводы неподвиж­ ного резервуара с вращающейся следящей системой гирокомпаса. Остается лишь от­ ключить следящую систему и гиромоторы, подать питание на агрегат и выполнить ряд действий, предусмотренных инструк­ цией. Эту операцию Хлебко проделывает быстро. С момента пуска прошло совсем немно­ го времени. Наблюдения за гпросферой по­ казывают, что она уже устойчиво нахо­ дится в меридиане. Теперь нужно согла­ совать все приборы. Гирокомпас готов к работе. Старший матрос Хлебко задачу, постав­ ленную перед ним. выполнил успешно. Старший лейтенант Б. МАНГАСАРОВ. Радиорубка. Вахту несет специалист второго класса матрос Новомлинченко. Он внимательно слушает, стараясь не пропустить ни одного сигнала. В эфире творится что-то невообразимое. Шум и треск широким потоком льются в уши. Вдруг послышались еле р а зли чны е по­ зывные корреспондента. Они то прорыва­ лись, то вновь тонули в хаосе звуков. Новомлинченко прибавил громкость. Слы­ шимость корреспондента улучшилась. Одновременно более громкими стали и шумы. Осторожно вращая ручкой на­ стройки и регулируя громкость, Новом­ линченко добивается лучшей слышимо­ сти. Натренированное ухо улавливает чуть слышные сигналы. Уверенно, без искажений принимает воин текст радио­ граммы. И тут же, записав, передает ее по назначению. — Отлично, — похвалил умелого ра­ диста офицер. Мастерство к воину пришло не сразу. Много пришлось потрудиться, чтобы до­ стичь хороших результатов. Шли дни на­ пряженной и настойчивой учебы. Трудно давалось матросу Новомлинченко изуче­ ние специальности. Особенно сложным казался ему прием на слух. Бывали ми­ нуты. когда воин разочаровывался в вы­ боре своей профессии. При приеме он искажал тексты радиограмм. То же проис­ ходило и при ,работе на ключе. Матрос сильно переживал свои неудачи. — Видимо, я не смогу стать радистом, — жаловался он сержанту Алексееву. Стараюсь, а ничего не получается. Алексеев убедил воина в том, что он может стать умелым специалистом. Надо больше тренироваться, больше проявлять настойчивости в работе. Обучая радиста, сержант повседневно тренировал его, все время усложняя об­ становку. Сначала передача текста шла замедленным темпом. Как только матрос осиливал его, скорость работы увеличи­ валась. И так изо дня в день. Вскоре Новомлинченко уже не путал знаков при приеме радиограмм. Занятия продолжа­ лись. Радист отрабатывал свои навыки передачи на ключе. Новомлинченко то­ ропливо выстукивал знаки, порою срывал их. Получались лишние точки. Особенно «мучила» его цифра «8». Гоняясь за ско­ ростью, радист до того закорачивал тире, что вместо трех тире и двух точек полу­ чалось пять коротких сигналов. Эта неу­ дача происходила от того, что Новомлин- ченко нарушал основное правило радиста: сидел не прямо, а отклонив туловище в сторону. Кроме того, матрос работал не всей кистью руки, а пальцами, локоть руки он поднимал выше ключа. — Не торопитесь, правильно держите руку при работе, — учил подчиненного сержант. Воин понял свою ошибку, все­ ми силами старался исправить ее. Дела пошли значительно лучше. Новомлпнчен- ко сдал экзамены на классность и стал специалистом третьего класса. Но и эта удача не успокоила матроса. Опять потек­ ли дни занятии и практических трениро­ вок. Теперь, когда на пути встречались какие-нибудь затруднения, неясности, Новомлинченко не падал духом, как рань­ ше, а шел за помощью или советам к бо­ лее опытным радистам. Те всегда с охо­ той помогали ему. Старший матрос Кли­ мов помог Новомлинченко лучше разо­ браться в сложной схеме приемника, а специалист первого класса младший сер­ жант Ведерников регулярно занимался с ним приемом на слух и передачей на клю­ че. Вскоре радист значительно перекрыл нормативы второго класса. Первым позд­ равил Новомлинченко с успехом его непо­ средственный начальник и воспитатель — сержант Алексеев. ...В приказе командира говорилось о присвоении классной квалификации вои­ нам подразделения. Среди удостоенных звания специалиста второго класса был и матрос Новомлинченко. Воин не считает достигнутое пределом. Он прилагает все старание, чтобы подго­ товиться и стать специалистом первого класса. Старший матрос П. БОЧАРОВ. Знания и навыки помогают в службе Однажды нам самостоятельно пришлось разбирать принципиальную схему меха­ низма. Схема была не из легких. Но, не­ смотря на это, матрос Голдман первым ра­ зобрал сложную схему. В этом помогли ему теоретические знания и практические навыки. Голдмана у нас знают, как примерного воина. Оружие у него всегда ® образцовом порядке. Моряк с любовью выполняет по­ рученное ему дело. Свои знания он пере­ дает товарищам по оружию. Так, матрос Бабайцев с его помощью стал лучше раз­ бираться в сложных вопросах. За успехи в боевой и политической подготовке матрос Голдман имеет несколько благодарностей. Матрос Н. БУЛГАКОВ. Передовой воин Второй год на корабле служит старшин матрос Булавин. Будучи в боцманской команде рядовым, а затем боцманом, он всегда отлично справлялся со своими обя­ занностями. Командир корабля неодно­ кратно поощрял воина за отличное вы­ полнение служебного долга. Старший матрос Булавин не только хо­ роший боцман и впередсмотрящий, он изу­ чил также специальность моториста и яв­ ляется отличным шлюпочником. Несколь­ ко раз Булавин в числе шлюпочной команды участвовал во флотских гонках, защищая честь корабля. Моряк показывает пример сослуживцам в (выполнении воинского долга. Матрос А. СМИРНОВ. НА СНИМКЕ : агитатор старшина 2 статьи Валерий Огурцов читает свежий номер газеты морякам . Фото старшего лейтенанта В. Лысого. Когда накорабль приносят газеты BII На корабли поступили газеты с мате­ риалами июльского Пленума ЦК КПСС. Они вызвали глубокий интерес у военных моряксв. Коммунисты Юртаев, Левинский выступили иоред личным составом с по­ литическими информациями о Пленуме. Активно включились в работу по раз’яс- нению истортгеских документов агитато­ ры Огурцов, Сеченых и другие моряки. В своих беседах они стремятся довести до личного состава глубокий смысл истори­ ческих документов, мобилизуют воинов на успешное решение задач боевой и полити­ ческой подготовки. В оетш е газеты постоянно печатают статьи и корреспонденции, рассказываю- нпгс об опыте передовых моряков, о том, как они добились успехов в боевой и по­ литической учебе. Этот богатый материал используют агитаторы в своей работе, вос­ питывают у матросов и старшин высокие морально-боевые качества. Как-то в газете была опубликована статья, озаглавленная «Стойкость и выно­ сливость в морском походе». Внимательно прочитав ее, агитатор старшина 2 статьи Огурцов решил тесно увязать этот матери­ ал с носледшгм походом. Он подобрал при­ меры стойкости и выносливости матросов и старшин и рассказал об этом товари­ щам. Агитатор говорил о старшем матросе Лабутине, отличившемся в походе, о ма­ тросе Дегтяреве, который успешно спра­ вился с порученным делом и показал безу­ пречное знание техники. Беседа с использованием газетного ма­ териала и u pm iep oB из жизни корабля с интересом была прослушана моряками. Классный специалист комсомолец Вале­ рий Огурцов постоянно следит за газетами. Он использует в работе не только статьи на военные темы, но и раз’ясняет моря­ кам важнейшие политические документы. Когда в газетах публиковались материалы Всесоюзного совещания работников про­ мышленности. комсомолец Огурцов, посо­ ветовавшись с заместителем командира корабля по политчасти, решил провести читку этих документов. Агитатор подобрал дополнительные примеры о самоотвержен­ ном труде работников промышленности. В беседе старшина призвал матросов в от­ вет на героический труд советских людей еще лучше учиться и совершенствовать свои военные и политические знания. Моряки любят послушать агитатора, за­ дают ему различные вопросы. Однажды в кубрике зашел спор о том. входит ли Еги­ пет в состав Северо-Атлантического блока или нет. Толковали разное. Агитатор этот спор не оставил без внимания. Разыскав необходимый материал о Египте, Огурцов рассказал морякам, что империалисты пы­ таются оказать давление на Египет, ста­ раясь втянуть его и другие арабские страны в военные группировки. Постоянно работает с газетой и другой агитатор коммунист старший матрос Се­ ченых. Пропагандируя требования Прися­ ги и уставов, он призывает личный состав укреплять дисциплину, воспитывает мо­ ряков на лучших примерах из жизни эки­ пажа корабля. Однажды в газете была опубликована статья о двух воинах, которые служат в одинаковых условиях, но результаты в учебе у них разные. Статья натолкнула агитатора на мысль провести беседу о том. как выполняют Присягу его сослу­ живцы. Коммунист так и сделал. Он подо­ брал в газете нужный материал и высту­ пил с_ беседой. Вначале рассказал о при­ мерной службе комсомольца Мальского. Этот воин образцово содержит боевой пост и был неоднократно поощрен за заботли­ вое отношение к технике. Затем агитатор подверг критике матроса Дятько, имеюще­ го замечание за плохсе сбережение мате­ риальной части. В беседе коммунист под­ черкнул, что условия службы у обоих поинов одинаковые, а результаты разные. Первый из них с честью выполняет тре­ бования уставов и Присяги, а второй еще не проникся чувством личной ответствен­ ности за порученное ему дело. Воспитывая матросов и старшин умелы­ ми, сознательными, дисциплинированны­ ми воинами. офицеры части широко ис­ пользуют газету в работе с личным со­ ставом. Например, офицер Дахий постоян­ но заботится о том, чтобы моряки были в курсе событий внутренней и международ­ ной жизни страны. Сам он вдумчиво и серьезно работает с газетой. Как-то из рассказов подчиненных офицер узнал, что радист матрос Щуктгн неуверетго действо­ вал в условиях радиопомех. Офицер ре­ шил побеседовать с моряком. Вызвав его к себе, он рассказал Щукину о тех тре- боваштях. которые пред'являет к воинам современный бой, подчеркнул необходи­ мость научиться работать в условиях ак­ тивных радиопомех. Командир порекомен­ довал радисту прочесть в газете «Красная Звезда» статью офицеров Корейской На­ родной Армии полковника Пак Бен Сик и майора Ли Рин Себ, где говорилось, как военным радистам приходилось рабо­ тать в условиях самых сильных радиопо­ мех. Молодой радист последовал совету офицера и прочел в газете статью. После этого он начал усиленно тренироваться. На учении радист Щукин работал в слож­ ных условиях и успешно справился с по­ рученным ему делом. Умело, творчески подходит к использо­ ванию газетного материала и другой офи­ цер коммунист Элбакидзе. Как-то корабль д.игтельное время находился в походе. Об­ разец стойкости и выносливости при вы ­ полнении задачи показал рулевой Бубя- кин, о чем был опубликован материал в газете. Коммунист Элбакидзе посоветовал агитаторам рассказать морякам о передо­ вом рулевом. Все это говорит о том, что здесь моряки любят газету. Партийная и комсомольская организатгии, агитаторы стремятся довести печатное слово до .ипшого состава. Рас­ сказывая морякам об исторических реше­ ниях июльского Пленума ЦК КПСС, акти­ висты направляют всю свою работу на воспитание стойких, выносливых и муже­ ственных B0HHQB. Старший лейтенант А. ГЕРАСИМОВ. Атомное оружие и противоатомная защита Дезактивация оружия, местности и продовольствия В результате атомного взрыва или при­ менения боевых радиоактивных веществ воздух, местность и находящиеся на ней незащищенные люди, оружие, боевая тех­ ника могут оказаться зараженными радио­ активными веществами. В тех случаях, когда зараженность превышает допусти­ мые нормы, пребывание на зараженной местности и обращение с зараженным ору­ жием и боевой техникой представляют опасность для незащищенного человека, так как радиоактивные вещества могут попасть на кожу. слизистые оболочка глаз, носа и рта, проникнуть внутрь ор­ ганизма и вызвать язвы или другие серьезные заболевания. Чтобы предохранить личный состав от поражения, производят удаление радиоак­ тивных веществ с поверхности заражен­ ных об’ектов. Процесс удаления радио­ активных веществ с поверхности земли, оборонительных сооружений, оружия, бо­ евой техники называют дезактивацией. Дезактивации подвергаются также обмун­ дирование, продовольствие, фураж и вода. Чем быстрее будут удалены радиоактив­ ные вещества, тем меньше вреда они при­ несут. В зависимости от обстановки дезакти­ вация может быть частичной’ или полной. Частичная дезактивация производится непосредственно на поле боя. При ча­ стичной дезактивации радиоактивные ве­ щества удаляются с наружных поверхно­ стей только тех частей оружия и боевой техники, с которыми личному составу приходится постоянно соприкасаться. Так, на автомашине такими частями являются внутренняя поверхность кабины водите­ ля. штурвал, рычаги управления, сиде­ ние и спинка. Проводя^частичную дезак­ тивации орудия, следует в первую оче­ редь удалить радиоактивную пыль или капли жидкости с прицельного устройст­ ва. рукоятки управления, затвора, сиде­ ния наводчика и боеприпасов. При ча­ стичной дезактивации стрелкового ооу- жия удаляют радиоактивные вещества со всей поверхности. Работы по частичной дезактивации проводят воины, за которыми закреплено оружие или техника (экипаж^танка, са­ молета. орудийный расчет), без ущ?рба для выполнения боевой задачи. При частичной дезактивации оружия и боевой техники прежде всего удаляют ви­ димые капли радиоактивных веществ, г затем поверхность вооружения или техни­ ки очищают от пыли и грязи и тщатель­ но протирают. Для этого используют ве­ тошь или паклю, смоченные водой. Если поблизости нет пакли или ветоши, можно воспользоваться жгутами из сена или со­ ломы. Части оружия или боевой техни­ ки, покрытые смазкой, предварительно протирают ветошью, смоченной в бензине или керосине, а при их отсутствии — сухой ветошью. Протирание поверхности следует производить в одном направлении сверху вниз, сменив при этом 2— 3 раза ветошь. Погружать грязный тампоч в жидкость, применяемую для дезактивации, нельзя. После окончания дезактивации оружие и обработанные части боевой тех­ ники протирают чистой ветошью, а в случае необходимости смазывают. Полная дезактивация оружия и боевой техники осуществляется обычно после вы­ хода из зараженного района на специаль­ но развертываемых пунктах в том же порядке, как и частичная дезактивация. При этом все части оружия и осевой тех­ ники сначала очищают от грязи и пыли, снимают смазку с наружной поверхности, а затем оставшиеся радиоактивные 5ещег . ства либо смывают струей воды, либо удаляют путем протирания щетками пли ветошью, смоченными в воде. В зимних условиях для полной дезактивации при­ меняются специально приготовленные незамерзающие растворы. Полная дезакти­ вация проводится под руководством лиц, прошедших специальную подготовку. Пос­ ле полной дезактивации осуществляется дозиметрический контроль оружия и тех­ ники. Частичная дезактивация обмундирова­ ния и снаряжения производится после дезактивации оружия и техники. Обмун­ дирование и снаряжение при этом не снимаются. Радиоактивные вещества уда­ ляются с них путем протирания и отря­ хивания. При отряхивании необходимо предусмотреть меры предосторожности, исключающие запыленив воинов. По вы­ ходе из зараженного района обмундирова­ ние и индивидуальные средства противо­ химической защиты (накидку, чулки) снимают и дезактивируют путем выкола­ чивания и обметания. Затем снимается и тщательно обеззараживается противогаз. Летом обмундирование можно выстирать в незараженном источнике воды. Все дезактивационные работы ведутся в надетых индивидуальных средствах про­ тивохимической защиты. Использованные тряпки и тампоны содержат радиоактив­ ные вещества и являются опасными для людей. Поэтому эти предметы после дез­ активации должны быть закопаны в зем­ лю. Дезактивация зараженных участков ме­ стности производится лишь в тех слу­ чаях, когда эти участки невозможно обой­ ти или оставить. Дезактивация местности осуществляется путем снятия и удаления зараженного слоя грунта. Применяется также покрытие поверхности деревянны­ ми щитами пли незараженной землей. Дезактивация дорог, имеющих твердое гладкое покрытие исфальт, бетон), произ­ водится путем сметания радиоактивной пыли подметально-уборочными машинами, вениками, метлами и смывания этих ве­ ществ водой. Таким же путем может быть дезактивирована бетонированная взлетно- посадочная полоса аэродрома. При снятии зараженного слоя грунта или снега следует иметь в виду, что про­ дукты атомного взрыва и боевые радио­ активные вещества могут проникнуть в грунт на глубину до 1— 2 сантиметров, а в рыхлый снег — до* 10— 15 сантимет­ ров. Поэтому толщина срезаемого слоя грунта должна быть не менее 3 сантимет­ ров, а снега — 20— 25 сантиметров. С целью дезактивации больших участ­ ков применяются обычно дорожные и землеройные машины: грейдеры, бульдо­ зеры, снегоочистительные машины. Не­ большие участки дезактивируются вруч­ ную. Покрытия, стены и пол оборонитель­ ных сооружений обметаются влажными вениками, щетками или тряпками. При дезактивации открытых оборонительных сооружений, не имеющих одежды круто­ стей, срезают лопатой слой грунта тол­ щиной 3— -1 сантиметра. Зараженные радиоактивными вещества­ ми продукты питания и вода могут упо­ требляться лишь после дезактивации. Дезактивация продовольствия осущест­ вляется различными способами в зависи­ мости от вида продуктов. Например, мас­ ло обезвреживают путем срезания зара­ женного слоя, мясо — обмывания струей воды, зерно и крупы — провеиванием. Дезактивацию продовольствия щюводят лица, имеющие специальную подготовку. После дезактивации продуктов следует обязательно проводить дозиметрический контроль. Вода дезактивируется отстаива­ нием и Фильтрованием. Проводить дезактивацию следует быст­ ро и аккуратно, следить за тем, чтобы брызги и пыль от зараженных предметов не попадали на кожные покровы и одеж­ ду. Необходимо также остерегаться со­ прикосновения открытых частей тела и обмундирования с зараженными предмета­ ми. Санитарная обработка При длительном воздействии радиоак­ тивных веществ на человека или при по­ падании их через дыхательные пути, с водой или пищей внутрь организма может развиться лучевая болезнь. Для сохранения боеспособности воинов большое значение приобретает проведение мероприятии но их защите от поражения радиоактивными веществами, а также быстрой ликвидации последствий атомно­ го нападения. Во всех случаях боевой обстановки нужно стремиться своевремен­ но удалить радиоактивные вещества с открытых частей тела, обмундирования и вооружения. Удаление радиоактивных веществ с кожных покровов, со слизистых оболочек глаз, носа, рта называется санитарной обработкой. В зависимости от боевой об­ становки и условий она может быть ча­ стичной или полной. Частичная санитарная обработка осуще­ ствляется каждым во 1 шом самостоятельно, но во всех случаях не в ущерб выполне­ нию стоящей перед ним боевой задачи. Она может проводиться в зараламгном рай­ оне или после выхода из него. Производя частичную санитарную об­ работку в незараженном районе, надо вы­ мыть водой с мылом голову, лицо, шею, руки, высморкаться и тщательно промыть чистой водой нос. Если вблизи не ока­ жется незараженной радиоактивными ве­ ществами воды, следует смочить чистое полотенце, носовой платок или кусок ткани водей из фляги и несколько раз обте[>еть открытые участки тела. Для этой цели можно применять также тампо­ ны из марли и ваты. В исключитель­ ных случаях разрешается протереть тело жгутами из мягкой травы или листьями. Обрабатывать пораженные радиоактивны­ ми веществами места следует осторожно» без чрезмерных усилий, в одном направ­ лении — сверху вниз. Повторно проти­ рать один и тот лее участок тела рекомен­ дуется чистой стороной полотенца или тампона, или свежим тампоном. В зим­ нее время для дезактивации может быть использован незараженный снег. В зараженном районе частичная сани­ тарная обработка проводится путем уда­ ления радиоактивных веществ только с незащищенных участков тела. Противогаз, чулки и другие индивидуальные средства противохимической защиты в этом случае сшгмать нельзя, так как они обеспечива­ ют надежную защиту от попадания на кожу и внутрь организма радиоактивных веществ. После выхода из зараженного района, по указанию командира, необходимо ак­ куратно снять чулки, накидку и отрях­ нуть их, выколотить из обмундирования пыль. При этом надо следить, чтобы пыль не попадала на товарищей и ору­ жие. После этого следует протереть лице­ вую часть противогаза влажной тряпкой, осторожно снять противогаз и тптататьно вымыть лицо, шею и руки водой. Частичную санитарную обработку обя­ зательно протоводят также после дезак­ тивации позиций, оружия, боевой техни­ ки и средств защиты. По выиатнении боевой задачи вне за­ раженного района по решению •команди­ ра личный состав подвергается полной санитарпой обработке. Она ведется с целью полного удаления радиоактивных веществ со всей поверхности тела и ис­ ключения возможности дальнейшего воз­ действия их на организм человека. Полная санитарная обработка заклю­ чается в мытье всего тела горячей водей с мочалкой и мылом. Особенно тщательно должны быть вымыты руки, голова, шея. уши, так как в этих местах обычно скап- Л1гвается больше всего радиоакттоных ве­ ществ. Полная санитарная обработка про­ изводится на специально оборудованных пунктах.- под наблюдением лиц, протел- Iших специальную подготовку.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz