На страже Заполярья. 1955 год. Август.
2 . На с т р а ж е З а п о л я р ь я 17 августа 1955 г., № 194 (534S). ОТЛИЧНО ДЕЙСТВОВАТЬ НА БОЕВЫХ ПОСТАХ! С вы сокой о ценкой З а меткий огонь командир об'явил благодарность зенитчикам Мшистые сопки, седые, словно сталь, облака. Самолет пролетает над сопками. Внизу Серый транйт, глубокие чаши озер, беленая с вкрапленными в нее осенне-зо- лотистыми кустами растительность. Выполнив задание, самолет вернулся на аэродром. — Молодцы зенитчики, маскировка от личная, — произносит офицер. А на батарее началась учеба. Все — на боевых постах. — Секунда — очень большое время для зенитчика. За секунду современный реактивный самолет пролетает несколько сот метро®, — говорит подчиненным младший сержант Тестов. — Поэтому мы должны довести сбои действия до автома тизма, стрелять быстро и метао. Тестов прибыл на батарею недавно. Сначала он был заместителем командира орудия у сержанта Доброва. Опытный зе нитчик оказал большую помощь своему заместителю. Уходя в запас, Добров реко мендовал младшего сержанта на должность командира орудия. Сначала пришлось трудно, но воин упор но работал над собой. Вскоре его перевели в другой расчет. И здесь младший сержант, быстрый в работе, опрятный и сдержан ный. стал примером для подчиненных, которые, вщ я старание командира, тоже подтянулись, еще более полюбили свою батарею. Тестов учит воинов расчета действо вать так, чтобы не тратить попусту и доли секунды. Взять хотя бы матроса Ханенко. Он прежде неуверенно справлял ся со своими обязанностями. Командир расчета, приглядевшись к нему, решил, что ив этого воина может выйти хороший заряжающий. В тот же день Тестов пого ворил с ним. — Вы знаете, что заряжающий на орудии — основная фигура, — сказал командир. — От того, как будете действо вать вы во время стрельбы, зависит ско рострельность — одно из важнейших условий того, что цель не уйдет от нашего огня. Поэтому вам надо обратить особое внимание на тренировки. Потоворил командир с отличником бое вой и политической подготовки старшим матросом Беловым и с другими воинами. Следующие же тренировки дали о себе знать. Подносчики Саволайнен и Шмидт быстро подавали снаряды, а Ханенко пе ребрасывал их на лоток. Сначала дело шло медленно, но матрос упорно продол жал отрабатывать движения. Командир расчета, наблюдая за дейст виями заряжающего, заметил, что слиш ком много времени уходит на переста новку ног в момент переброски снаряда. Он сказал Ханенко об этом. Тогда матрос стал работать одним поворотом корпуса. Широко расставив ноги, он энергичным движением всего туловища перебрасывал снаряд. В первый раз получилось неудач но, но зато дальше все пошло хорошо, время заряжания было намного сокраще но. Задумались и подносчики над тем, как улучшить свою работу. Они более тща тельно стали готовить боезапас к стрель бе, внимательно осматривали его, следили за тем, чтобы на гильзах не было цара пин. Это имеет большое значение, ибо даже малейший дефект патрона может сорвать огневую задачу. Во время стрельб очень важно умелое расположение боезапаса в дворике. Поэто му в расчете Тестова его располагают всегда с левой стороны от казенной ча сти орудия, а в то время, когда стрельба не ведется, боезапас разложен вкруговую внутри дворика. Ведь нельзя заранее предугадать, с какой стороны появится противник. А такое расположение снаря дов дает возможность быстро подать их на орудие, куда бы ни был направлен его ствол. Много тренировались зенитчики, мно гое продумали, учли. И вот настал день ответственных стрельб. — Цель легла на боевой курс, — со общили на батарею. — Целеуказание... — Есть целеуказание, — немедленно последовал ответ. Опытные специалисты Милюшенков и Поталуй, учтя уроки предыдущего уче ния, вложили весь свой опыт и тщательно подготовились к стрельбе. Успех ее во многом зависел и от радиометристов. Работает СОН. Специалист второго класса матрос Андрукайтис внимательно смотрит на экран. Вот появилась малень кая белая точка. Время по нормативу еще^ есть, можно подождать, когда она приблизится, тогда можно будет точно определить, что это такое. Но радиомет рист знает, что поражать цель нужно на предельном расстоянии, кроме того, он хорошо изучил всплески. Сомнений быть не может. Это — «противник». Следует четкий доклад. Вместо положенной ди станции самолет обнаружен на большей дальности. Молодой оператор матрос Караванский сопровождает цель. На орудии включены моторы и меха низмы. Матрос Бычков совмещает ме ханическую стрелку с электрической. Кажется, несложная это работа, а оши бись воин хотя бы только на одно деле ние. и снаряд упадет на значительном расстоянии от цели. Здесь необходимы четкость, точность, напряжение и уверен ность в работе. ...Ханенко ударяет по рукоятке, ствол орудия откатывается назад и вновь за нимает прежнее положение, а в далеком небе на фоне серых дождевых облаков пошляется молочное облачко разрыва. Заряжающий мгновенно поворачивается за снарядом, берет его, круто повернув шись, кладет на лоток. Вновь выстрел. Орудие содрогается, ходит ходуном. В та кой обстановке работать гораздо труднее, чем на тренировках, но долгая напря женная учеба на боевом посту помогает матросу вести заряжание с высокой ско ростью. Ханенко значительно перекрывает норматив. Стрельба окончена. Ни один разрыв не вышел из полосы дальности. Командир батареи дал высокую оценку работе рас чета. об'явил воинам благодарность. Приближается осень. Темнее становят ся ночи в нашем заполярном крае, все чаще и чаще небо .за/волакивается свин цовыми тучами, а порой сгущаются не проглядные туманы. Это значительно затрудняет действия воинов-зенитчиков. Но шгчто не должно помешать меткому огню батарей. Зенитчики не пропустят ни одного самолета, они изо дня в день повышают боевое мастерство, стремятся с высокой оценкой выполнить все стрель бы. Лейтенант И. КОРОБОВ. В повседневной учёбе растёт мастерство Задача выполнена При экстренном изготовлении корабля к бою и походу, когда необходимо срочно сниматься с якоря, от штурманского элек трика требуется умение ускоренно приво дить гирокомпас в меридиан. Чтобы от лично решить эту задачу, он должен прежде всего правильно организовать свою работу. Четкая организация особенно не обходима, когда корабль находится на рейде и под действием ветра меняет своп курс. Хорошо и быстро приводят .гирокомпас в меридиан на корабле, где служит лей тенант Дымов. Здесь штурманский элек трик старший матрос Хлебко работает уве ренно и со знанием дела. Он отлично справлялся с задачей и в том случае, когда на корабле отсутствовал командир отделения. Однажды, получив приказание ускорен но привести гирокомпас в меридиан, Хлеб ко тщательно осмотрел и проверил матери альную часть. Прежде чем произвести пуск схемы, узнал поправку магнитного компаса, гирокомпас которого будет при водиться к меридиану. Дело усложнилось тем, что пользоваться пришлось главным магнитным компасом. Старший матрос Хлебко не растерялся. Ввиду отсутствия прямой связи с мости ком, он поставил одного человека у пере говорной трубы в штурманской рубке для передачи изменения курса корабля в ги- ропост. Все готово. Поворотом штуцера моряк соединяет трубопроводы неподвиж ного резервуара с вращающейся следящей системой гирокомпаса. Остается лишь от ключить следящую систему и гиромоторы, подать питание на агрегат и выполнить ряд действий, предусмотренных инструк цией. Эту операцию Хлебко проделывает быстро. С момента пуска прошло совсем немно го времени. Наблюдения за гпросферой по казывают, что она уже устойчиво нахо дится в меридиане. Теперь нужно согла совать все приборы. Гирокомпас готов к работе. Старший матрос Хлебко задачу, постав ленную перед ним. выполнил успешно. Старший лейтенант Б. МАНГАСАРОВ. Радиорубка. Вахту несет специалист второго класса матрос Новомлинченко. Он внимательно слушает, стараясь не пропустить ни одного сигнала. В эфире творится что-то невообразимое. Шум и треск широким потоком льются в уши. Вдруг послышались еле р а зли чны е по зывные корреспондента. Они то прорыва лись, то вновь тонули в хаосе звуков. Новомлинченко прибавил громкость. Слы шимость корреспондента улучшилась. Одновременно более громкими стали и шумы. Осторожно вращая ручкой на стройки и регулируя громкость, Новом линченко добивается лучшей слышимо сти. Натренированное ухо улавливает чуть слышные сигналы. Уверенно, без искажений принимает воин текст радио граммы. И тут же, записав, передает ее по назначению. — Отлично, — похвалил умелого ра диста офицер. Мастерство к воину пришло не сразу. Много пришлось потрудиться, чтобы до стичь хороших результатов. Шли дни на пряженной и настойчивой учебы. Трудно давалось матросу Новомлинченко изуче ние специальности. Особенно сложным казался ему прием на слух. Бывали ми нуты. когда воин разочаровывался в вы боре своей профессии. При приеме он искажал тексты радиограмм. То же проис ходило и при ,работе на ключе. Матрос сильно переживал свои неудачи. — Видимо, я не смогу стать радистом, — жаловался он сержанту Алексееву. Стараюсь, а ничего не получается. Алексеев убедил воина в том, что он может стать умелым специалистом. Надо больше тренироваться, больше проявлять настойчивости в работе. Обучая радиста, сержант повседневно тренировал его, все время усложняя об становку. Сначала передача текста шла замедленным темпом. Как только матрос осиливал его, скорость работы увеличи валась. И так изо дня в день. Вскоре Новомлинченко уже не путал знаков при приеме радиограмм. Занятия продолжа лись. Радист отрабатывал свои навыки передачи на ключе. Новомлинченко то ропливо выстукивал знаки, порою срывал их. Получались лишние точки. Особенно «мучила» его цифра «8». Гоняясь за ско ростью, радист до того закорачивал тире, что вместо трех тире и двух точек полу чалось пять коротких сигналов. Эта неу дача происходила от того, что Новомлин- ченко нарушал основное правило радиста: сидел не прямо, а отклонив туловище в сторону. Кроме того, матрос работал не всей кистью руки, а пальцами, локоть руки он поднимал выше ключа. — Не торопитесь, правильно держите руку при работе, — учил подчиненного сержант. Воин понял свою ошибку, все ми силами старался исправить ее. Дела пошли значительно лучше. Новомлпнчен- ко сдал экзамены на классность и стал специалистом третьего класса. Но и эта удача не успокоила матроса. Опять потек ли дни занятии и практических трениро вок. Теперь, когда на пути встречались какие-нибудь затруднения, неясности, Новомлинченко не падал духом, как рань ше, а шел за помощью или советам к бо лее опытным радистам. Те всегда с охо той помогали ему. Старший матрос Кли мов помог Новомлинченко лучше разо браться в сложной схеме приемника, а специалист первого класса младший сер жант Ведерников регулярно занимался с ним приемом на слух и передачей на клю че. Вскоре радист значительно перекрыл нормативы второго класса. Первым позд равил Новомлинченко с успехом его непо средственный начальник и воспитатель — сержант Алексеев. ...В приказе командира говорилось о присвоении классной квалификации вои нам подразделения. Среди удостоенных звания специалиста второго класса был и матрос Новомлинченко. Воин не считает достигнутое пределом. Он прилагает все старание, чтобы подго товиться и стать специалистом первого класса. Старший матрос П. БОЧАРОВ. Знания и навыки помогают в службе Однажды нам самостоятельно пришлось разбирать принципиальную схему меха низма. Схема была не из легких. Но, не смотря на это, матрос Голдман первым ра зобрал сложную схему. В этом помогли ему теоретические знания и практические навыки. Голдмана у нас знают, как примерного воина. Оружие у него всегда ® образцовом порядке. Моряк с любовью выполняет по рученное ему дело. Свои знания он пере дает товарищам по оружию. Так, матрос Бабайцев с его помощью стал лучше раз бираться в сложных вопросах. За успехи в боевой и политической подготовке матрос Голдман имеет несколько благодарностей. Матрос Н. БУЛГАКОВ. Передовой воин Второй год на корабле служит старшин матрос Булавин. Будучи в боцманской команде рядовым, а затем боцманом, он всегда отлично справлялся со своими обя занностями. Командир корабля неодно кратно поощрял воина за отличное вы полнение служебного долга. Старший матрос Булавин не только хо роший боцман и впередсмотрящий, он изу чил также специальность моториста и яв ляется отличным шлюпочником. Несколь ко раз Булавин в числе шлюпочной команды участвовал во флотских гонках, защищая честь корабля. Моряк показывает пример сослуживцам в (выполнении воинского долга. Матрос А. СМИРНОВ. НА СНИМКЕ : агитатор старшина 2 статьи Валерий Огурцов читает свежий номер газеты морякам . Фото старшего лейтенанта В. Лысого. Когда накорабль приносят газеты BII На корабли поступили газеты с мате риалами июльского Пленума ЦК КПСС. Они вызвали глубокий интерес у военных моряксв. Коммунисты Юртаев, Левинский выступили иоред личным составом с по литическими информациями о Пленуме. Активно включились в работу по раз’яс- нению истортгеских документов агитато ры Огурцов, Сеченых и другие моряки. В своих беседах они стремятся довести до личного состава глубокий смысл истори ческих документов, мобилизуют воинов на успешное решение задач боевой и полити ческой подготовки. В оетш е газеты постоянно печатают статьи и корреспонденции, рассказываю- нпгс об опыте передовых моряков, о том, как они добились успехов в боевой и по литической учебе. Этот богатый материал используют агитаторы в своей работе, вос питывают у матросов и старшин высокие морально-боевые качества. Как-то в газете была опубликована статья, озаглавленная «Стойкость и выно сливость в морском походе». Внимательно прочитав ее, агитатор старшина 2 статьи Огурцов решил тесно увязать этот матери ал с носледшгм походом. Он подобрал при меры стойкости и выносливости матросов и старшин и рассказал об этом товари щам. Агитатор говорил о старшем матросе Лабутине, отличившемся в походе, о ма тросе Дегтяреве, который успешно спра вился с порученным делом и показал безу пречное знание техники. Беседа с использованием газетного ма териала и u pm iep oB из жизни корабля с интересом была прослушана моряками. Классный специалист комсомолец Вале рий Огурцов постоянно следит за газетами. Он использует в работе не только статьи на военные темы, но и раз’ясняет моря кам важнейшие политические документы. Когда в газетах публиковались материалы Всесоюзного совещания работников про мышленности. комсомолец Огурцов, посо ветовавшись с заместителем командира корабля по политчасти, решил провести читку этих документов. Агитатор подобрал дополнительные примеры о самоотвержен ном труде работников промышленности. В беседе старшина призвал матросов в от вет на героический труд советских людей еще лучше учиться и совершенствовать свои военные и политические знания. Моряки любят послушать агитатора, за дают ему различные вопросы. Однажды в кубрике зашел спор о том. входит ли Еги пет в состав Северо-Атлантического блока или нет. Толковали разное. Агитатор этот спор не оставил без внимания. Разыскав необходимый материал о Египте, Огурцов рассказал морякам, что империалисты пы таются оказать давление на Египет, ста раясь втянуть его и другие арабские страны в военные группировки. Постоянно работает с газетой и другой агитатор коммунист старший матрос Се ченых. Пропагандируя требования Прися ги и уставов, он призывает личный состав укреплять дисциплину, воспитывает мо ряков на лучших примерах из жизни эки пажа корабля. Однажды в газете была опубликована статья о двух воинах, которые служат в одинаковых условиях, но результаты в учебе у них разные. Статья натолкнула агитатора на мысль провести беседу о том. как выполняют Присягу его сослу живцы. Коммунист так и сделал. Он подо брал в газете нужный материал и высту пил с_ беседой. Вначале рассказал о при мерной службе комсомольца Мальского. Этот воин образцово содержит боевой пост и был неоднократно поощрен за заботли вое отношение к технике. Затем агитатор подверг критике матроса Дятько, имеюще го замечание за плохсе сбережение мате риальной части. В беседе коммунист под черкнул, что условия службы у обоих поинов одинаковые, а результаты разные. Первый из них с честью выполняет тре бования уставов и Присяги, а второй еще не проникся чувством личной ответствен ности за порученное ему дело. Воспитывая матросов и старшин умелы ми, сознательными, дисциплинированны ми воинами. офицеры части широко ис пользуют газету в работе с личным со ставом. Например, офицер Дахий постоян но заботится о том, чтобы моряки были в курсе событий внутренней и международ ной жизни страны. Сам он вдумчиво и серьезно работает с газетой. Как-то из рассказов подчиненных офицер узнал, что радист матрос Щуктгн неуверетго действо вал в условиях радиопомех. Офицер ре шил побеседовать с моряком. Вызвав его к себе, он рассказал Щукину о тех тре- боваштях. которые пред'являет к воинам современный бой, подчеркнул необходи мость научиться работать в условиях ак тивных радиопомех. Командир порекомен довал радисту прочесть в газете «Красная Звезда» статью офицеров Корейской На родной Армии полковника Пак Бен Сик и майора Ли Рин Себ, где говорилось, как военным радистам приходилось рабо тать в условиях самых сильных радиопо мех. Молодой радист последовал совету офицера и прочел в газете статью. После этого он начал усиленно тренироваться. На учении радист Щукин работал в слож ных условиях и успешно справился с по рученным ему делом. Умело, творчески подходит к использо ванию газетного материала и другой офи цер коммунист Элбакидзе. Как-то корабль д.игтельное время находился в походе. Об разец стойкости и выносливости при вы полнении задачи показал рулевой Бубя- кин, о чем был опубликован материал в газете. Коммунист Элбакидзе посоветовал агитаторам рассказать морякам о передо вом рулевом. Все это говорит о том, что здесь моряки любят газету. Партийная и комсомольская организатгии, агитаторы стремятся довести печатное слово до .ипшого состава. Рас сказывая морякам об исторических реше ниях июльского Пленума ЦК КПСС, акти висты направляют всю свою работу на воспитание стойких, выносливых и муже ственных B0HHQB. Старший лейтенант А. ГЕРАСИМОВ. Атомное оружие и противоатомная защита Дезактивация оружия, местности и продовольствия В результате атомного взрыва или при менения боевых радиоактивных веществ воздух, местность и находящиеся на ней незащищенные люди, оружие, боевая тех ника могут оказаться зараженными радио активными веществами. В тех случаях, когда зараженность превышает допусти мые нормы, пребывание на зараженной местности и обращение с зараженным ору жием и боевой техникой представляют опасность для незащищенного человека, так как радиоактивные вещества могут попасть на кожу. слизистые оболочка глаз, носа и рта, проникнуть внутрь ор ганизма и вызвать язвы или другие серьезные заболевания. Чтобы предохранить личный состав от поражения, производят удаление радиоак тивных веществ с поверхности заражен ных об’ектов. Процесс удаления радио активных веществ с поверхности земли, оборонительных сооружений, оружия, бо евой техники называют дезактивацией. Дезактивации подвергаются также обмун дирование, продовольствие, фураж и вода. Чем быстрее будут удалены радиоактив ные вещества, тем меньше вреда они при несут. В зависимости от обстановки дезакти вация может быть частичной’ или полной. Частичная дезактивация производится непосредственно на поле боя. При ча стичной дезактивации радиоактивные ве щества удаляются с наружных поверхно стей только тех частей оружия и боевой техники, с которыми личному составу приходится постоянно соприкасаться. Так, на автомашине такими частями являются внутренняя поверхность кабины водите ля. штурвал, рычаги управления, сиде ние и спинка. Проводя^частичную дезак тивации орудия, следует в первую оче редь удалить радиоактивную пыль или капли жидкости с прицельного устройст ва. рукоятки управления, затвора, сиде ния наводчика и боеприпасов. При ча стичной дезактивации стрелкового ооу- жия удаляют радиоактивные вещества со всей поверхности. Работы по частичной дезактивации проводят воины, за которыми закреплено оружие или техника (экипаж^танка, са молета. орудийный расчет), без ущ?рба для выполнения боевой задачи. При частичной дезактивации оружия и боевой техники прежде всего удаляют ви димые капли радиоактивных веществ, г затем поверхность вооружения или техни ки очищают от пыли и грязи и тщатель но протирают. Для этого используют ве тошь или паклю, смоченные водой. Если поблизости нет пакли или ветоши, можно воспользоваться жгутами из сена или со ломы. Части оружия или боевой техни ки, покрытые смазкой, предварительно протирают ветошью, смоченной в бензине или керосине, а при их отсутствии — сухой ветошью. Протирание поверхности следует производить в одном направлении сверху вниз, сменив при этом 2— 3 раза ветошь. Погружать грязный тампоч в жидкость, применяемую для дезактивации, нельзя. После окончания дезактивации оружие и обработанные части боевой тех ники протирают чистой ветошью, а в случае необходимости смазывают. Полная дезактивация оружия и боевой техники осуществляется обычно после вы хода из зараженного района на специаль но развертываемых пунктах в том же порядке, как и частичная дезактивация. При этом все части оружия и осевой тех ники сначала очищают от грязи и пыли, снимают смазку с наружной поверхности, а затем оставшиеся радиоактивные 5ещег . ства либо смывают струей воды, либо удаляют путем протирания щетками пли ветошью, смоченными в воде. В зимних условиях для полной дезактивации при меняются специально приготовленные незамерзающие растворы. Полная дезакти вация проводится под руководством лиц, прошедших специальную подготовку. Пос ле полной дезактивации осуществляется дозиметрический контроль оружия и тех ники. Частичная дезактивация обмундирова ния и снаряжения производится после дезактивации оружия и техники. Обмун дирование и снаряжение при этом не снимаются. Радиоактивные вещества уда ляются с них путем протирания и отря хивания. При отряхивании необходимо предусмотреть меры предосторожности, исключающие запыленив воинов. По вы ходе из зараженного района обмундирова ние и индивидуальные средства противо химической защиты (накидку, чулки) снимают и дезактивируют путем выкола чивания и обметания. Затем снимается и тщательно обеззараживается противогаз. Летом обмундирование можно выстирать в незараженном источнике воды. Все дезактивационные работы ведутся в надетых индивидуальных средствах про тивохимической защиты. Использованные тряпки и тампоны содержат радиоактив ные вещества и являются опасными для людей. Поэтому эти предметы после дез активации должны быть закопаны в зем лю. Дезактивация зараженных участков ме стности производится лишь в тех слу чаях, когда эти участки невозможно обой ти или оставить. Дезактивация местности осуществляется путем снятия и удаления зараженного слоя грунта. Применяется также покрытие поверхности деревянны ми щитами пли незараженной землей. Дезактивация дорог, имеющих твердое гладкое покрытие исфальт, бетон), произ водится путем сметания радиоактивной пыли подметально-уборочными машинами, вениками, метлами и смывания этих ве ществ водой. Таким же путем может быть дезактивирована бетонированная взлетно- посадочная полоса аэродрома. При снятии зараженного слоя грунта или снега следует иметь в виду, что про дукты атомного взрыва и боевые радио активные вещества могут проникнуть в грунт на глубину до 1— 2 сантиметров, а в рыхлый снег — до* 10— 15 сантимет ров. Поэтому толщина срезаемого слоя грунта должна быть не менее 3 сантимет ров, а снега — 20— 25 сантиметров. С целью дезактивации больших участ ков применяются обычно дорожные и землеройные машины: грейдеры, бульдо зеры, снегоочистительные машины. Не большие участки дезактивируются вруч ную. Покрытия, стены и пол оборонитель ных сооружений обметаются влажными вениками, щетками или тряпками. При дезактивации открытых оборонительных сооружений, не имеющих одежды круто стей, срезают лопатой слой грунта тол щиной 3— -1 сантиметра. Зараженные радиоактивными вещества ми продукты питания и вода могут упо требляться лишь после дезактивации. Дезактивация продовольствия осущест вляется различными способами в зависи мости от вида продуктов. Например, мас ло обезвреживают путем срезания зара женного слоя, мясо — обмывания струей воды, зерно и крупы — провеиванием. Дезактивацию продовольствия щюводят лица, имеющие специальную подготовку. После дезактивации продуктов следует обязательно проводить дозиметрический контроль. Вода дезактивируется отстаива нием и Фильтрованием. Проводить дезактивацию следует быст ро и аккуратно, следить за тем, чтобы брызги и пыль от зараженных предметов не попадали на кожные покровы и одеж ду. Необходимо также остерегаться со прикосновения открытых частей тела и обмундирования с зараженными предмета ми. Санитарная обработка При длительном воздействии радиоак тивных веществ на человека или при по падании их через дыхательные пути, с водой или пищей внутрь организма может развиться лучевая болезнь. Для сохранения боеспособности воинов большое значение приобретает проведение мероприятии но их защите от поражения радиоактивными веществами, а также быстрой ликвидации последствий атомно го нападения. Во всех случаях боевой обстановки нужно стремиться своевремен но удалить радиоактивные вещества с открытых частей тела, обмундирования и вооружения. Удаление радиоактивных веществ с кожных покровов, со слизистых оболочек глаз, носа, рта называется санитарной обработкой. В зависимости от боевой об становки и условий она может быть ча стичной или полной. Частичная санитарная обработка осуще ствляется каждым во 1 шом самостоятельно, но во всех случаях не в ущерб выполне нию стоящей перед ним боевой задачи. Она может проводиться в зараламгном рай оне или после выхода из него. Производя частичную санитарную об работку в незараженном районе, надо вы мыть водой с мылом голову, лицо, шею, руки, высморкаться и тщательно промыть чистой водой нос. Если вблизи не ока жется незараженной радиоактивными ве ществами воды, следует смочить чистое полотенце, носовой платок или кусок ткани водей из фляги и несколько раз обте[>еть открытые участки тела. Для этой цели можно применять также тампо ны из марли и ваты. В исключитель ных случаях разрешается протереть тело жгутами из мягкой травы или листьями. Обрабатывать пораженные радиоактивны ми веществами места следует осторожно» без чрезмерных усилий, в одном направ лении — сверху вниз. Повторно проти рать один и тот лее участок тела рекомен дуется чистой стороной полотенца или тампона, или свежим тампоном. В зим нее время для дезактивации может быть использован незараженный снег. В зараженном районе частичная сани тарная обработка проводится путем уда ления радиоактивных веществ только с незащищенных участков тела. Противогаз, чулки и другие индивидуальные средства противохимической защиты в этом случае сшгмать нельзя, так как они обеспечива ют надежную защиту от попадания на кожу и внутрь организма радиоактивных веществ. После выхода из зараженного района, по указанию командира, необходимо ак куратно снять чулки, накидку и отрях нуть их, выколотить из обмундирования пыль. При этом надо следить, чтобы пыль не попадала на товарищей и ору жие. После этого следует протереть лице вую часть противогаза влажной тряпкой, осторожно снять противогаз и тптататьно вымыть лицо, шею и руки водой. Частичную санитарную обработку обя зательно протоводят также после дезак тивации позиций, оружия, боевой техни ки и средств защиты. По выиатнении боевой задачи вне за раженного района по решению •команди ра личный состав подвергается полной санитарпой обработке. Она ведется с целью полного удаления радиоактивных веществ со всей поверхности тела и ис ключения возможности дальнейшего воз действия их на организм человека. Полная санитарная обработка заклю чается в мытье всего тела горячей водей с мочалкой и мылом. Особенно тщательно должны быть вымыты руки, голова, шея. уши, так как в этих местах обычно скап- Л1гвается больше всего радиоакттоных ве ществ. Полная санитарная обработка про изводится на специально оборудованных пунктах.- под наблюдением лиц, протел- Iших специальную подготовку.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz