На страже Заполярья. 1955 год. Август.

2. На с т р а ж е З а п о л я р ь я 'ГЗ августа 1955 г., Jr. 191 (5343 ). Гидроакустики, настойчиво совершенствуйте боевое мастерство! К ом а н д о в а н и е и п о ли тич еский о тд ел ч ас ти в ц е ­ л я х обобщ ен и я и р а с п р о с т р а н ен и я п ер едо в о го опы ­ т а , п р ак ти ч е ск о го и сп о л ь зо в а н и я бо ево го о р уж и я и технических ср ед с тв п р о в ел и сборы м ат р о со в и старш и н ведущ и х сп ец и ал ьн о с т ей . Н иж е п е ч а т аю т с я о тд е л ь ны е вы с ту п л ен и я гидро - ак у с ти к о в -п о д в о д н и к о в . Наши главные задачи Современные подводные лодки насыще­ ны сложной техникой. Крупный скачок сделали в своем развитии гидроакусти­ ческие средства. В область предания ушло то время, когда мы располагали простей­ шей аппаратурой с низкими, незначи­ тельными тактико-техническими данны­ ми. Теперь она стала значительно со­ вершенней и облегчила труд гидроаку­ стиков. Но вместе с тем более сложными стали их обязанности по поддержанию техники в постоянной боевой готовно­ сти. Нельзя также забывать, что работа аку­ стика была и теперь остается творче­ ской, требующей больших усилий по боевому совершенствованию. Своевременно обнаруживать цели, вырабатывать на станции точные курсовые углы, четко классифицировать шумы целей и надеж­ но поддерживать с обнаруженными кораб­ лями контакт могут только те матросы и старшины, которые имеют богатый опыт плавания в море, систематически трени­ руются как в учебном кабинете, так и в походах. Мы имеем первоклассные гидро­ акустические станции, Это хорошо. Но плохо то, что некоторые гидроакустики, полностью полагаясь на технику, забро­ сили слуховой тракт и идут по легкому пути — наблюдение ведут только на приборе. У нас много мастеров своего дела. Их опыт должен быть достоянием других. Серьезных успехов в определении необхо­ димой дистанции добились гидроакусти­ ки Олейников и Перетятько. Причем они пользовались разными методами. Перетятько тренируется совместно с ра­ диометристами. Радиометрист замеряет дистанцию на индикаторе кругового об­ зора, а гидроакустик определяет ее на слух. Путем сравнения данных того и другого выявляется ошибка гидроаку­ стика. Перетятько теперь допускает не­ значительные ошибки в определении ди­ станции до цели. А гидроакустик Олейников проводит тренировки не на слух, а на индика­ торе. Опыт этих передовых моряков ценен не только тем, что он боват, полезен для других специалистов, но и тем, что он нов, в нем ярко видно творчество, стрем­ ление найти наиболее рациональные мето- . ды боевого использования нашей техники. Все мы должны изучить эти достижения и своим упорным трудом обогатить их. Между тем отдельные наши товарищи скептически, с опаской, с недоверием от­ носятся ко всему новому. Они всячески отстаивают старые положения, старые методы работы, вместо того, чтобы прове­ рить на своем боевом посту достоинства нового. Таким людям мы должны терпе­ ливо раз’яснять всю глубину их непра­ воты. Партия призывает трудящихся нашей Из выступления офицера Ю. ГОЛЕНКОВА страны быть подлинными новаторами в своем деле, решительно бороться с теми, кто выступает против внедрения в про­ изводство новой техники и новых мето­ дов ее обслуживания. Это целиком и пол­ ностью относится к нам, советским вои­ нам. На первый взгляд в нашем деле ни­ чего нового не придумаешь: знай, крути штурвал и докладывай обо всем заме­ ченном. Такое мнение не только неверное, но и вредное. Мы получаем первоклассные корабля, вполне современную технику и оружие. В них вложен большой и самый разносторон­ ний труд наших рабочих и инженеров, которые все для нас необходимое делают с любовью, с душой. И мы не можем не любить наши корабли, нашу технику. Поэтому становится обидно, когда неко­ торые матросы и старшины говорят: «У меня плохо работает станция, на ней ни­ чего не слышно». Плохой аппаратуры у нас нет, а есть плохие специалисты. У матросов, любящих технику, знающих свое дело, она находится всегда в исправ­ ности. Именно об этом свидетельствует опыт подводной лодки, совершившей дли­ тельный и трудный поход. У старши­ ны 1 статьи Толошного станция прора­ ботала больше существующих норм и ни разу не выходила из строя. Это об’ясняет- ся тем, что гидроакустики этой лодки любовно ухаживают за своим заведыва- нием, поддерживают его в постоянной бое­ вой готовности. Таких примеров можно было бы при­ вести много. Однако в наших рядах есть и такие матросы и старшины, которые со­ держат аппаратуру в плохом, запущен­ ном состоянии. У нас служит акустик Меньшиков. Когда у него спросили, как работает станция, он ответил, что даль­ ности пеленгования получает очень не­ большие. Проверка показала, что Мень­ шиков очень плохо ухаживает за ма­ териальной частью. Были обнаружены ржавчина, грязь в шахте. Оказалось, что аппаратура проворачивалась несистемати­ чески. Воин попытался оправдаться тем, что, якобы, у него нет времени для ухода, будто его постоянно используют на хозяйственных работах. Но это лишь от­ говорка. Если бы Меньшиков проник­ ся чувством ответственности за поручен­ ное дело и любил вверенную ему техни­ ку, то она находилась бы в полном по­ рядке. А пока он относится к ней халатно. Такой подход к делу чреват очень плохими последствиями. Запущенная ап­ паратура может в море выйти из строя. И если это случится в бою — лодка не вы­ полнит боевое задание, а то и погибнет. Без гидроакустики она слепая. Это ясно, особенно для нас, североморцев, так как на нашем море темного времени суток больше, чем светлого. Поддержание техники в полной боего­ товности является для нас законом. А ведь бывали случаи, когда перед самым выхо­ дом в море на той или иной лодке обнару­ живалась неисправность в аппаратуре. Причем гидроакустики об этом никому не докладывали, а пытались произвести ре­ монт своими силами, но быстро это сде­ лать не могли. Гидроакустик Быстров хо­ рошо знал, что в создавшейся обста­ новке нужно принять неотложные меры по уходу за аппаратурой, но об этом не поставил в известность командира. Мы должны строго осудить безобразное, недо­ стойное поведение таких воинов. Наряду с тщательным уходом за мате­ риальной частью огромное значение в на­ шем деле имеет четкая организация вах­ тенной службы на боевом посту в море. Я знаю немало примеров, подтверждающих то, что отлично приготовленная аппара­ тура без умелого, творческого ее исполь­ зования не давала нужного эффекта. Пра­ вильная организация наблюдения на по­ ходе — один из основных факторов ус­ пешного выполнения задачи гидроакусти­ ком. Обобщение опыта лучших специали­ стов является нашей первостепенной за­ дачей. Только таким путем мы сможем выявить в нашей работе все ценное и распространить опыт передовиков среди всех акустиков части. Мы впредь будем систематически проводить разборы учений и походов со специалистами. В боевом походе гидроакустик-под­ водник несет полную' ответственность за состояние материальной части. Не исклю­ чено, что он может оказаться в очень тялялом положении. Чтобы этого не слу­ чилось, нам нужно в процессе боевой подготовки тщательно анализировать ра­ боту станций и личного состава, знать все до мелочей. Нам должны помочь пос- лепоходные разборы. Это очень важный вопрос. II если его решим успешно, то будем гарантированы от многих случай­ ностей и неожиданностей, что является основным условием нашей постоянной боеготовности. Несколько слов о доверии командира лодки к своим гидроакустикам в смысле достоверности их докладов при пеленго­ вании целен. Многие из вас пользуются этим доверием. Добиться его должны все акустики. Для этого надо очень много учиться, тренироваться, постоянно обо­ гащаться опытом. Доверие командира к акустикам — показатель их должной под­ готовленности, высокого боевого мастер­ ства. В Д Л И Т Е Л Ь Н О М П Л А В А Н И И Наша подводная лодка, выполняя от­ ветственное задание командования, со­ вершила длительный поход. Трудностей было очень много. Почти все время нам пришлось плавать в очень сложных ме­ теорологических условиях. Часто морскую поверхность заволакивал туман, покрыва­ ла дождевая пыль, и в перископе невоз­ можно было что-либо увидеть. Но корабль не оставался без наблюдения. Его осуще­ ствляли гидроакустики. Как отметил командир, мы со своей задачей справи­ лись. Поход явился для нас и для всего эки­ пажа хорошей школой боевой выучки. Он помог гидроакустикам прочно закрепить приобретенные ранее практические навы­ ки и значительно развить их. Об этом говорит тот факт, что нам много ра5 уда­ валось обнаруживать цели на очень боль­ ших дистанциях, значительно перекрыва­ ющих дальность визуального наблюдения. Однажды в ночное время произошел случай, заставивший нас насторожиться. Из выступления старшины Л . ЖУК 2 статьи Старший матрос Подуто, будучи на вахте, услышал шумы, которые ему не были зна­ комы. Он разбудил меня. Я тоже не смог определить, что двигалось на лодку. А шумы все нарастали. Я срочно поднял старшину команды Толошного. И на его лице мы прочитали недоумение. Этот шум мучил нас всю ночь. Утром все вы­ яснилось. Оказалось, что с лодкой «заиг­ рывали» касатки. Теперь-то они нас не обманут. Мы хорошо научились опреде­ лять их по своеобразным шумам. В базе мы тщательно подготовились к этому большому плаванию. Перед походом внимательно проверили аппаратуру, ее работу, повторили свои обязанности, бое­ вые и эксплуатационные инструкции. В этом заключается важнейшее условие на­ шего успеха. В море техника нас не под­ вела. Мы пристально следили за ее рабо­ той, хорошо ухаживали за ней и преду­ преждали возможные неполадки. Вместе тем точно соблюдали требования инструк­ ций. Вахту мы несли непрерывно, по два часа каждый. Аппаратура не знала от­ дыха. По существующим правилам, ее нужно сдать в ремонт. Но она у нас этом не нуждается, будет работать еще долго. Длительный, поход позволил экипажу не только повысить боевую выучку, но и послужил испытанием его выдержки, мор­ ской закалки, мужества. Министр Оборо­ ны Союза ССР высоко оценил наш воин ский труд, наградив всех матросов, стар­ шин и офицеров ценными подарками. Центральный Комитет ВЛКСМ удостоил всех нас Почетными грамотами. Экипаж подводной лодки в ответ на но вое яркое проявление заботы Коммуни­ стической партии о дальнейшем мощном развитии народного хозяйства настойчиво совершенствует свою боевую готовность. Тренировки — путь к мастерству Наш корабль выполнил за­ дачи на «хорошо» и «отлич­ но*. В это достижение вло­ жили свою долю труда и мы, гидроакустики. Своими точ­ ными данными мы помогли командиру успешно провести торпедные атаки. Как мы добились высоких результатов в работе? Прежде всего — тренировками. Для учебы используем все возмож­ ности как в базе, так и в мо­ ре, постоянно отрабатываем свои навыки по борьбе за жи­ вучесть технических средств, по обнаружению целей, их классификации и т. д. Тренировки — путь к ма­ стерству. Пусть матрос хорошо знает свою технику, но если он не имеет практики, то не сможет справиться с возло­ женными на него ответствен­ ными обязанностями. Подготовка гидроакустиков на корабле в очень большой степени зависит от старшины. С первых же шагов матроса на корабле старшина должен приучать его к бдительности на вахте. Это первейшее ус­ ловие. Было время, когда тор­ педные атаки нашей подвод­ ной лодки срывались по вине Из выступления старшины 1 статьи М. КОВАЛЕВА акустика, который беспечно нес вахту и своевременно не обнаруживал цели или терял их. Некоторые товарищи счита­ ют. что хорошо подготовлен­ ным акустиком является тот, кто лишь умеет во время атак давать командиру точные дан­ ные. Мне кажется, что этого недостаточно. Ведь акустику приходится решать и другие задачи. Возьмем, к примеру, его работу при проходе кораб­ лем узкости. Здесь требуются мастерснво, большое искусст­ во. Малейшая оплошность мо­ жет привести к серьезной неприятности. Наш командир поэтому уделяет большое вни­ мание отработке действий гид­ роакустиков в таких условиях плавания. Обычно, когда про­ ходим узкости, по приказанию Командира мы открываем вах­ ту в режиме эхопеленгования. Теперь наш корабль преодоле­ вает узкости в плохую види­ мость и без радиолокации. Лодке неоднократно прихо­ дилось бывать в сложных походах. В таких походах командир надеется только на нас. И мы засекали цели на предельных расстояниях. Тог­ да и в последнем учении мы обнаруживали шумы только на слух. Это еще раз подчер­ кивает необходимость трени­ ровок в учебном кабинете, где для этого есть все усло­ вия. Командир лодки перед каж­ дым походом, перед каждой торпедной атакой раз’ясняет акустикам все особенности предстоящих стрельб и плава­ ния. Это нам очень помогает в работе. Гидроакустику ни в коем случае нельзя терять цель, ко­ торую атакует лодка. Поэтому зачастую мы поступаем так: один из нас докладывает ко­ мандиру пеленги, а другой оп­ ределяет скорость цели по чи­ слу оборотов винтов. Несколько слов о безопас­ ности на боевом посту. Нам надо постоянно помнить, что имеем дело с током высокого напряжения. Особенно нужно следить за молодыми матроса­ ми, требовать от них точного соблюдения инструкции по безопасности. Но основная обязанность старшины акустиков состоит в том, чтобы правильно орга­ низовать практические заня­ тия с подчиненными, строго по назначению использовать учеб­ ное время и в то же время всемерно поддерживать и по­ ощрять любознательность мат­ росов, их стремление как мож­ но лучше и быстрее освоить специальность, стать отличны­ ми гидроакустиками. Нам надо работать на боевом посту и тогда, когда несение вахты не обязательно, тренироваться в обнаружении целей в любом положении лодки, при любой скорости ее хода. Это позво­ ляет глу'боко изучить особен­ ности и возможности аппара­ туры, приобрести твердые на­ выки ее обслуживания. Только настойчивой напря­ женной учебой гидроакустик- подводник сможет добиться высокого боевого мастерства, научиться обнаруживать цели на предельных расстояниях, с честью выполнять свой воин­ ский долг. Тщательно готовиться к походам Сообщение ТАСС Факты последнего времени, и особенно итоги Женевского совещания Глав прави­ тельств четырех держав, свидетельствуют о том, что достигнуто некоторое уменьше­ ние напряженности в международных от­ ношениях. В целях дальнейшего ослабления между­ народной напряженности и установления доверия между государствами. Советское правительство приняло решение сократить к 15 декабря 1955 года численность Во­ оруженных Сил Советского Союза на 640 тысяч человек. Увольняемый го рядов Армии и Флота личный состав Вооруженных Сил обеспе­ чивается по месту жительства работой на предприятиях, в совхозах и колхозах. . Из выступления А. РИСОНИНА. Специальность гидроакустика на флоте сравнительно новая. Но значение ее в бо­ евой и повседневной деятельности кораб­ ля возросло и с каждым днем продолжает возрастать. В связи с оснащением под­ водных лодок более усовершенствованной радиотехнической аппаратурой наши обя­ занности, естественно, стали сложнее, тре­ бования к нам повышаются. Это обязывает нас учиться боевому мастерству настой­ чиво, повседневно. И кто так поступает, тот своей точной работой на боевом посту завоевывает доверие командира, занимает подобающее ему место на корабле. Чтобы добиться этого, надо добросовестно изучать военно-морское дело и свою специальность, старательно и твердо запоминать все, чему обучают начальники, образцово выпол­ нять показанные ими приемы эксплуата­ ции боевой техники, твердо знать инст­ рукции, добросовестно и умело выполнять их требевания. Я хочу сказать о подготовке гидроаку­ стиков к выходам в море, так как от нее зависит успех действии в плавании всего экипажа. Мы на своей лодке обычно по­ ступаем так. Прежде всего замеряем со­ противление изоляции приемников, затем прослушиваем их и, чтобы избежать по­ мех, одновременно осматриваем лампы предварительных усилителей, тщательным образом протираем корабельные преобразо­ ватели. В свое время флагманские специалисты флота дали ценные указания по уходу и использованию материальной части. Мы эти указания выполняем точно и по­ этому добиваемся хороших результатов в работе. Я говорил о подготовке техники. Но са­ мое главное, чтобы сами гидроакустики были всесторонне готовы к походу. Для тренировок у нас есть все условия. В учебном кабинете имеются пластинки, создающие шумы различных классов ко­ раблей. Гидроакустику надо приучить к ним свой слух. А это возможно только в том случае, если будем заниматься регу­ лярно. Мы должны уметь обнаруживать цели на слух, без прибора, на котором обычно сигнал появляется значительно позже, чем натренированный акустик ус­ лышит, запеленгует и определит харак­ тер цели и расстояние до нее. То же самое нужно сказать и об опре­ делении скорости цели. Учиться этому сначала надо также в кабинете. Наши мо­ лодые акустики так и поступили. Полу­ чив здесь первоначальные навыки, они тренировались в определении скорости це­ лей по числу оборотов винтов своей лод­ ки, а потом и других кораблей. В приобретении навыков по поддержа­ нию бесперебойной связи на ключе боль­ шую помощь гидроакустикам могут ока­ зать радисты. Мы, например, на своих ра­ дистов не в обиде. Теперь несколько слов о наших нор­ мативах. Техника корабельная настолько шагнула вперед в своем развитии, наша аппаратура так улучшилась, что каждый акустик может легко нормативы перек­ рыть. Стать мастером своего дела, научиться обнаруживать цели и определять элемен­ ты их движения на предельных дистанци­ ях — патриотический долг каждого гидро- акустика-подводника. Старательно выпол­ няя свои обязанности, мы ознаменуем предстоящий XX с’езд родной Коммунисти­ ческой партии новыми успехами в учебе и службе, в повышении боевой готовности подводных лодок. Старшина отдает приказание Молодым специалистам— повседневное внимание Из выступления старшины 1 статьи А. АНГЕЛОВА Подводные лодки нашего подразделения успешно выполняют учебные задачи. Это свидетельствует о том, что боевая выуч­ ка личного состава, в том числе и гидро­ акустиков, постоянно растет. Отрадно, что и молодые матросы успешно овладевают специальностями. Например, в команде одного старшины осенью прошлого го­ да было два ученика. Теперь они уже самостоятельно несут вахту, умеют опре­ делять скорости целей. Это — заслу­ га не только старшины, по и самих уче­ ников, которые проявили любознатель­ ность и стремление скорее стать полноцен­ ными, квалифицированными специали­ стами. Мы, старшины, должны повседневно уделять внимание младшим специалистам, учить их, показывать, как надо посту­ пать в том или ином случае. Одному ма­ тросу было поручено следить за станцией. Когда т&е я ее проверил, то оказалось, что в пульте неправильно подсоединена клем­ ма. Это могло кончиться плохо. Почему так произошло? Потому, что матрос еще не привык к внимательности. А его стар­ шина не привил ему этого качества. Внимание присутствующих хочется об­ ратить и на такой вопрос. Каждый гидро­ акустик должен приучиться слаженно действовать с торпедным электриком, этом я убедился на собственном опыте. Раньше я не был сработан с торпедным электриком, и получались ошибки. Его и мои данные в курсе цели расходились значительно. А сейчас, когда между нами установился тесный контакт, я стал ра­ ботать лучше. Такие тренировки гидро­ акустикам надо проводить системати­ чески. Я считаю, что правильно здесь под­ вергли критике работу обеспечивающей организации. Ее работники к ремонту нашей аппаратуры относятся без души. Почти все приходится делать самим гид­ роакустикам. Старшина 1 статьи Сергей Сорокин с удовлетворением окинул ладную фигуру старшего матроса . Стрекача и твердым# четким голосом отдал приказание: — Товарищ старшин матрос, замените датчик прибора. — Есть! — как положено, ответил мо­ ряк и направился выполнять задание командира. Коротким уставным «есть» матрос как оы выразил свое послушание, стремление точно и безоговорочно исполнить приказ старшины. За годы совместной службы Со­ рокин хорошо изучил характер подчинен­ ного, смог но заслугам оценить его приле­ жание, дисциплинированность, высокое воинское мастерство. Поэтому старшина не стал требовать от старшего матроса повторения приказа. Командир был уве­ рен, что тому все ясно и он сосредоточит все силы и внимание на своевременном и успешном решении стоящей перед ним задачи. Точно в срок старший матрос Стрекач выполнил порученную ему работу. — Товарищ старшина, ваше приказа­ ние выполнено, — доложил командиру мо­ ряк. — Датчик заменен. 'Сорокин тщательно проверил исполне­ ние своего задания. Делал он это не пото­ му, что недостаточно доверял Стрекачу. Командирский опыт научил старшину контролировать выполнение всех отдан­ ных нм приказаний. Многочисленные примеры помогли старшине 1 статьи Со­ рокину глубоко осознать житейскую мудрость военной пословицы: «Доверяй и проверяй». Некоторые старшины, особенно моло­ дые. в душе завидуют Сорокину. «Как он смог так крепко «прибрать» к рукам своих матросов. Буквально с полу­ слова его понимают подчиненные. И по­ винуются ему не хуже, чем офицеру». Действительно, Сорокин не помнит случая, чтобы кто-либо из матросов сде­ лал даже попытку вступить с ним в пре­ рекание. Отделение славится на корабле высокой организованностью и дисции.ш- ной. И. конечно, не потому, что служат там какие-то особенные люди. Секрет в командире отделения: он сумел им при­ вить уважение к уставному порядку. Не всегда старшина 1 статьи Сорокин довольствуется уставным «есть». Все за­ висит от того, кому конкретно дается за­ дание. От старшего матроса Демиденко старшина требует повторений приказа. Этим Сорокин достигает двух целей. Убеждается, во-первых, что подчиненный его правильно понял, и, во-вторых, дает возможность матросу лучше запомнить то, что ему поручено сделать. Так поступа­ ет старшина не ради простой формально­ сти, а потому, что видит в этом важный элемент воинского порядка. Неспроста говорят, что от того, как отдается прика­ зание. зависит и то, как оно будет вы ­ полнено. Особенно трудно бывает правильно от­ дать приказ молодым старшинам на пер­ вых порах своей командирской деятельно­ сти. Об этом хорошо знает Сорокин из соб­ ственной практики. Был он матросом. Кая и все его товарищи, старательно выполнял обязанности по службе. Потом постепенно стал выделяться среди других прилежа­ нием, исполнительностью, отличным зна­ нием специальности. И вот вчерашнего матроса назначили командиром отделения присвоили звание старшины. Теперь Со­ рокин отвечал не только за себя, но и за поступки, поведение, отношение к службе целой группы людей, которые стали назы­ ваться его подчиненными. Молодой стар­ шина чувствовал некоторое смущение Ведь в отделении оказались моряки, ко­ торые по срокам службы были старше самого командира. «Ну, как я буду ими командовать, — сокрушенно размышлял Сорокин. — Разве они меня послушают? Если начну треоо- вать, наверняка пойдут разговоры: вот, мол, оказывается он какой, забыл, что сам матросом был. А может быть, все де­ лать по-хорошему, по-свойски, без при­ казного тона? Скажем, Коля или Ваня сделайте, пожалуйста, то-то и то-то. Сде­ лают обязательно, ведь они должны вой­ ти в мое положение. Но как же тогда устав?..». Видимо, такое настроение отарпгины разгадал командир подразделения. Он при­ гласил Сорокина к себе в каюту. — Что, товарищ старшина, трудно? — спросил офицер, и в глазах его зажглись лукавые искорки, — выходит, матросом быть легче. — Не в этом дело. — Понимаю, вы чувствуете себя вроде, как между двух огней? С одной стороны, матросы. Их не хочется обижать. С дру­ гой — командир подразделения, требует быть с подчиненными построже. Дейст­ вительно, если так рассуждать, положение у вас получается незавидное. Потом офицер сказал: — Постараюсь вам помочь. Помните, что главное в наших взаимоотношениях с подчиненными — это устав. На воен- прежде, а приказание ной службе, каким бы командир дру­ гом ни был. по всем служебным де­ лам к нему следует обращаться только по званию. И с самого начала требуйте это­ го от своих подчиненных. А самое важ­ ное. о чем не следует никогда забывать. — это приказ. Отдавая его, помните, что он должен быть выполнен беспрекословно п в срок. Эту мысль внушите подчинен­ ным. Приказ есть требование, а не прось­ ба. Очень пригодились Сорокину эти сове­ ты офицера. Сразу кончились его колеба­ ния. Он отдавал приказания твердо, ясно, и они выполнялись точно. Не обошлось, конечно, и без некоторых казусов. В подчинении у Сорокина на­ ходился старослужащий воин — старший матрос Гетя. Он, наверное, считал, что ему дозволены некоторые вольности, так как служит больше старшины. Но стар­ шина сразу поставил старшего матроса на место, заставил действовать точно по- уставному. Однажды, например, командир отделе­ ния обратился к Гете: — Товарищ старший матрос, идите на приборку! — Есть, — ответил тот нарочито рав­ нодушно и, не торопясь, направился к ме­ сту приборки. — Товарищ старший матрос, верни­ тесь! — тон, которым было отдано это распорялгсние, заставил Гетю подтянуть­ ся. Он сделал четкий, уставной поворот и подошел к старшине. — Повторите приказание? Старший матрос повторил. — Выполняйте! И Гетя не вразвалку, как бегом поспешил выполнять старшины. Он понял, старшина не потер­ пит отступлений от устава. С тех пор старший .матрос Гетя изменился к луч­ шему. Почти одновременно с Сорокиным командиром другого отделения назначили Мисника. На его примере Сорокин смог убедиться, к каким печальным результа­ там он сам мог прийти, если бы поступил не так, как советовал командир подразде­ л е 1ГИЯ. Старшина 2 статьи* Мисник очень хотел прослыть среди подчиненных добрячком. Хотя он носил на погонах по две нашив­ ки, на его взаимоотношениях с матросами это не отражалось. Подчиненные продол­ жали обращаться к старшине по имени. Но он и не думал пресекать папибратство. Приказания Мисника больше походили на просьбу. Они звучали, примерно, так: — Коля, приведи в порядок прибор. Как выполняются его распоряжения. Мисник не проверял. Он даже не требовал докладывать ему об исполнении. Панибратство с подчиненными не могло привести пн к чему хорошему. Дело до­ шло до того, что старшин матрос Горяй­ нов однажды принес на корабль водку. Старшина 2 статьи М исник вместо того, чтобы пресечь грубейшее нарушение уста­ ва, принял участие в распитии спиртных напитков. За этот позорящий советского воина поступок Мисник был смещен с должности и разжалован. Многое значит личный пример старши­ ны! Нередко случается, что офицер от­ дает какое-нибудь приказание Сорокину в присутствии его подчиненных. Вот когда матросы получают образец того, как сле­ дует выслушивать приказ старшего на­ чальника и его выполнять. За время службы старшина Сорокин не имел ни од­ ного взыскания, ни разу не нарушил уста­ новленного уставами воинского порядка. Проверенные жизнью пословицы учат: «Выполняй приказ без лишних фраз», «Тот человек большой, кто выполняет приказ с душой». На протяжении дня старшина отдает матросам различные за­ дания и поручения: произвести приборку, переставить банку с одного места на дру­ гое, зачехлить прибор и т. д. Почему дан­ ное поручение, например, дается сейчас старшему матросу Степанову, а не стар­ шему матросу Боровицкому — дело, ко­ нечно, командира. Значит, он находит так нужным. Подчиненные Сорокина ей этом даже про себя рассуждать не станут. Они привыкли любое распоряжение старшины — будь то мелкое поручение или важный приказ — выполнять быстро, точно, бес­ прекословно, с душой. Недавно на корабле состоялось партий­ ное собрание. Разбирали заявление комсо­ мольца Сорокина о приеме в партию. Мно­ го хороших слов было сказано в его ад­ рес. Он стоял перед коммунистами, не в силах скрыть своей радости, высокий, ху­ дощавый с двумя знаками «Отличный ар­ тиллерист» на синей фланелевке. — Клянусь оправдать доверие пар­ тии! — взволнованно произнес старшина. Через несколько дней после этого важ­ ного в жизни Сорокина события корабль вьппел в море. И, как обычно, в тишине центрального поста властно звучали отда­ ваемые старшиной приказания, а в оттет раздавалось бодрое, четкое матросское: — Есть! Е. ДНЕПРОВ. В А О Г Н Е В О М Р У Б Е Ж Е На днях воины нашего подразделения выполняли упражнение из личного оружия по движущейся групповой цели. По прибытии на стрельбище команди­ ры еще раз проверили знания воинами условий упражнения, объяснили, как нуж­ но правильно целиться, брать упреждение. Получив патроны, солдаты занимают ог­ невой рубеж, заряжают и изготовляют ору­ жие. Они действуют быстро, четко докла­ дывают о готовности к решению огневой зад ачи .' Руководитель стрельб подает команду во телефону, и мишенн начинают двигаться. Автоматные очереди нарушают тишину. Сержант Яско, рядовые Бабухин, Ковален­ ко, Козел и Зимарин ведут огонь уверенно п метко. Они на «отлично» поразили цель. Этим воинам не впервые приходится уча­ ствовать в стрельбах. II каждый раз они показывают образцы в работе, демонстри­ руют свое возросшее огневое мастерстао Идя навстречу XX с'езду КПСС, сержант Яско и его сослужшцы полны (‘тремлениг добиться новых успехов в \ч<*>е и служ­ бе. Г. БОРИСОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz