На страже Заполярья. 1955 год. Август.
2. На с т р а ж е З а п о л я р ь я 'ГЗ августа 1955 г., Jr. 191 (5343 ). Гидроакустики, настойчиво совершенствуйте боевое мастерство! К ом а н д о в а н и е и п о ли тич еский о тд ел ч ас ти в ц е л я х обобщ ен и я и р а с п р о с т р а н ен и я п ер едо в о го опы т а , п р ак ти ч е ск о го и сп о л ь зо в а н и я бо ево го о р уж и я и технических ср ед с тв п р о в ел и сборы м ат р о со в и старш и н ведущ и х сп ец и ал ьн о с т ей . Н иж е п е ч а т аю т с я о тд е л ь ны е вы с ту п л ен и я гидро - ак у с ти к о в -п о д в о д н и к о в . Наши главные задачи Современные подводные лодки насыще ны сложной техникой. Крупный скачок сделали в своем развитии гидроакусти ческие средства. В область предания ушло то время, когда мы располагали простей шей аппаратурой с низкими, незначи тельными тактико-техническими данны ми. Теперь она стала значительно со вершенней и облегчила труд гидроаку стиков. Но вместе с тем более сложными стали их обязанности по поддержанию техники в постоянной боевой готовно сти. Нельзя также забывать, что работа аку стика была и теперь остается творче ской, требующей больших усилий по боевому совершенствованию. Своевременно обнаруживать цели, вырабатывать на станции точные курсовые углы, четко классифицировать шумы целей и надеж но поддерживать с обнаруженными кораб лями контакт могут только те матросы и старшины, которые имеют богатый опыт плавания в море, систематически трени руются как в учебном кабинете, так и в походах. Мы имеем первоклассные гидро акустические станции, Это хорошо. Но плохо то, что некоторые гидроакустики, полностью полагаясь на технику, забро сили слуховой тракт и идут по легкому пути — наблюдение ведут только на приборе. У нас много мастеров своего дела. Их опыт должен быть достоянием других. Серьезных успехов в определении необхо димой дистанции добились гидроакусти ки Олейников и Перетятько. Причем они пользовались разными методами. Перетятько тренируется совместно с ра диометристами. Радиометрист замеряет дистанцию на индикаторе кругового об зора, а гидроакустик определяет ее на слух. Путем сравнения данных того и другого выявляется ошибка гидроаку стика. Перетятько теперь допускает не значительные ошибки в определении ди станции до цели. А гидроакустик Олейников проводит тренировки не на слух, а на индика торе. Опыт этих передовых моряков ценен не только тем, что он боват, полезен для других специалистов, но и тем, что он нов, в нем ярко видно творчество, стрем ление найти наиболее рациональные мето- . ды боевого использования нашей техники. Все мы должны изучить эти достижения и своим упорным трудом обогатить их. Между тем отдельные наши товарищи скептически, с опаской, с недоверием от носятся ко всему новому. Они всячески отстаивают старые положения, старые методы работы, вместо того, чтобы прове рить на своем боевом посту достоинства нового. Таким людям мы должны терпе ливо раз’яснять всю глубину их непра воты. Партия призывает трудящихся нашей Из выступления офицера Ю. ГОЛЕНКОВА страны быть подлинными новаторами в своем деле, решительно бороться с теми, кто выступает против внедрения в про изводство новой техники и новых мето дов ее обслуживания. Это целиком и пол ностью относится к нам, советским вои нам. На первый взгляд в нашем деле ни чего нового не придумаешь: знай, крути штурвал и докладывай обо всем заме ченном. Такое мнение не только неверное, но и вредное. Мы получаем первоклассные корабля, вполне современную технику и оружие. В них вложен большой и самый разносторон ний труд наших рабочих и инженеров, которые все для нас необходимое делают с любовью, с душой. И мы не можем не любить наши корабли, нашу технику. Поэтому становится обидно, когда неко торые матросы и старшины говорят: «У меня плохо работает станция, на ней ни чего не слышно». Плохой аппаратуры у нас нет, а есть плохие специалисты. У матросов, любящих технику, знающих свое дело, она находится всегда в исправ ности. Именно об этом свидетельствует опыт подводной лодки, совершившей дли тельный и трудный поход. У старши ны 1 статьи Толошного станция прора ботала больше существующих норм и ни разу не выходила из строя. Это об’ясняет- ся тем, что гидроакустики этой лодки любовно ухаживают за своим заведыва- нием, поддерживают его в постоянной бое вой готовности. Таких примеров можно было бы при вести много. Однако в наших рядах есть и такие матросы и старшины, которые со держат аппаратуру в плохом, запущен ном состоянии. У нас служит акустик Меньшиков. Когда у него спросили, как работает станция, он ответил, что даль ности пеленгования получает очень не большие. Проверка показала, что Мень шиков очень плохо ухаживает за ма териальной частью. Были обнаружены ржавчина, грязь в шахте. Оказалось, что аппаратура проворачивалась несистемати чески. Воин попытался оправдаться тем, что, якобы, у него нет времени для ухода, будто его постоянно используют на хозяйственных работах. Но это лишь от говорка. Если бы Меньшиков проник ся чувством ответственности за поручен ное дело и любил вверенную ему техни ку, то она находилась бы в полном по рядке. А пока он относится к ней халатно. Такой подход к делу чреват очень плохими последствиями. Запущенная ап паратура может в море выйти из строя. И если это случится в бою — лодка не вы полнит боевое задание, а то и погибнет. Без гидроакустики она слепая. Это ясно, особенно для нас, североморцев, так как на нашем море темного времени суток больше, чем светлого. Поддержание техники в полной боего товности является для нас законом. А ведь бывали случаи, когда перед самым выхо дом в море на той или иной лодке обнару живалась неисправность в аппаратуре. Причем гидроакустики об этом никому не докладывали, а пытались произвести ре монт своими силами, но быстро это сде лать не могли. Гидроакустик Быстров хо рошо знал, что в создавшейся обста новке нужно принять неотложные меры по уходу за аппаратурой, но об этом не поставил в известность командира. Мы должны строго осудить безобразное, недо стойное поведение таких воинов. Наряду с тщательным уходом за мате риальной частью огромное значение в на шем деле имеет четкая организация вах тенной службы на боевом посту в море. Я знаю немало примеров, подтверждающих то, что отлично приготовленная аппара тура без умелого, творческого ее исполь зования не давала нужного эффекта. Пра вильная организация наблюдения на по ходе — один из основных факторов ус пешного выполнения задачи гидроакусти ком. Обобщение опыта лучших специали стов является нашей первостепенной за дачей. Только таким путем мы сможем выявить в нашей работе все ценное и распространить опыт передовиков среди всех акустиков части. Мы впредь будем систематически проводить разборы учений и походов со специалистами. В боевом походе гидроакустик-под водник несет полную' ответственность за состояние материальной части. Не исклю чено, что он может оказаться в очень тялялом положении. Чтобы этого не слу чилось, нам нужно в процессе боевой подготовки тщательно анализировать ра боту станций и личного состава, знать все до мелочей. Нам должны помочь пос- лепоходные разборы. Это очень важный вопрос. II если его решим успешно, то будем гарантированы от многих случай ностей и неожиданностей, что является основным условием нашей постоянной боеготовности. Несколько слов о доверии командира лодки к своим гидроакустикам в смысле достоверности их докладов при пеленго вании целен. Многие из вас пользуются этим доверием. Добиться его должны все акустики. Для этого надо очень много учиться, тренироваться, постоянно обо гащаться опытом. Доверие командира к акустикам — показатель их должной под готовленности, высокого боевого мастер ства. В Д Л И Т Е Л Ь Н О М П Л А В А Н И И Наша подводная лодка, выполняя от ветственное задание командования, со вершила длительный поход. Трудностей было очень много. Почти все время нам пришлось плавать в очень сложных ме теорологических условиях. Часто морскую поверхность заволакивал туман, покрыва ла дождевая пыль, и в перископе невоз можно было что-либо увидеть. Но корабль не оставался без наблюдения. Его осуще ствляли гидроакустики. Как отметил командир, мы со своей задачей справи лись. Поход явился для нас и для всего эки пажа хорошей школой боевой выучки. Он помог гидроакустикам прочно закрепить приобретенные ранее практические навы ки и значительно развить их. Об этом говорит тот факт, что нам много ра5 уда валось обнаруживать цели на очень боль ших дистанциях, значительно перекрыва ющих дальность визуального наблюдения. Однажды в ночное время произошел случай, заставивший нас насторожиться. Из выступления старшины Л . ЖУК 2 статьи Старший матрос Подуто, будучи на вахте, услышал шумы, которые ему не были зна комы. Он разбудил меня. Я тоже не смог определить, что двигалось на лодку. А шумы все нарастали. Я срочно поднял старшину команды Толошного. И на его лице мы прочитали недоумение. Этот шум мучил нас всю ночь. Утром все вы яснилось. Оказалось, что с лодкой «заиг рывали» касатки. Теперь-то они нас не обманут. Мы хорошо научились опреде лять их по своеобразным шумам. В базе мы тщательно подготовились к этому большому плаванию. Перед походом внимательно проверили аппаратуру, ее работу, повторили свои обязанности, бое вые и эксплуатационные инструкции. В этом заключается важнейшее условие на шего успеха. В море техника нас не под вела. Мы пристально следили за ее рабо той, хорошо ухаживали за ней и преду преждали возможные неполадки. Вместе тем точно соблюдали требования инструк ций. Вахту мы несли непрерывно, по два часа каждый. Аппаратура не знала от дыха. По существующим правилам, ее нужно сдать в ремонт. Но она у нас этом не нуждается, будет работать еще долго. Длительный, поход позволил экипажу не только повысить боевую выучку, но и послужил испытанием его выдержки, мор ской закалки, мужества. Министр Оборо ны Союза ССР высоко оценил наш воин ский труд, наградив всех матросов, стар шин и офицеров ценными подарками. Центральный Комитет ВЛКСМ удостоил всех нас Почетными грамотами. Экипаж подводной лодки в ответ на но вое яркое проявление заботы Коммуни стической партии о дальнейшем мощном развитии народного хозяйства настойчиво совершенствует свою боевую готовность. Тренировки — путь к мастерству Наш корабль выполнил за дачи на «хорошо» и «отлич но*. В это достижение вло жили свою долю труда и мы, гидроакустики. Своими точ ными данными мы помогли командиру успешно провести торпедные атаки. Как мы добились высоких результатов в работе? Прежде всего — тренировками. Для учебы используем все возмож ности как в базе, так и в мо ре, постоянно отрабатываем свои навыки по борьбе за жи вучесть технических средств, по обнаружению целей, их классификации и т. д. Тренировки — путь к ма стерству. Пусть матрос хорошо знает свою технику, но если он не имеет практики, то не сможет справиться с возло женными на него ответствен ными обязанностями. Подготовка гидроакустиков на корабле в очень большой степени зависит от старшины. С первых же шагов матроса на корабле старшина должен приучать его к бдительности на вахте. Это первейшее ус ловие. Было время, когда тор педные атаки нашей подвод ной лодки срывались по вине Из выступления старшины 1 статьи М. КОВАЛЕВА акустика, который беспечно нес вахту и своевременно не обнаруживал цели или терял их. Некоторые товарищи счита ют. что хорошо подготовлен ным акустиком является тот, кто лишь умеет во время атак давать командиру точные дан ные. Мне кажется, что этого недостаточно. Ведь акустику приходится решать и другие задачи. Возьмем, к примеру, его работу при проходе кораб лем узкости. Здесь требуются мастерснво, большое искусст во. Малейшая оплошность мо жет привести к серьезной неприятности. Наш командир поэтому уделяет большое вни мание отработке действий гид роакустиков в таких условиях плавания. Обычно, когда про ходим узкости, по приказанию Командира мы открываем вах ту в режиме эхопеленгования. Теперь наш корабль преодоле вает узкости в плохую види мость и без радиолокации. Лодке неоднократно прихо дилось бывать в сложных походах. В таких походах командир надеется только на нас. И мы засекали цели на предельных расстояниях. Тог да и в последнем учении мы обнаруживали шумы только на слух. Это еще раз подчер кивает необходимость трени ровок в учебном кабинете, где для этого есть все усло вия. Командир лодки перед каж дым походом, перед каждой торпедной атакой раз’ясняет акустикам все особенности предстоящих стрельб и плава ния. Это нам очень помогает в работе. Гидроакустику ни в коем случае нельзя терять цель, ко торую атакует лодка. Поэтому зачастую мы поступаем так: один из нас докладывает ко мандиру пеленги, а другой оп ределяет скорость цели по чи слу оборотов винтов. Несколько слов о безопас ности на боевом посту. Нам надо постоянно помнить, что имеем дело с током высокого напряжения. Особенно нужно следить за молодыми матроса ми, требовать от них точного соблюдения инструкции по безопасности. Но основная обязанность старшины акустиков состоит в том, чтобы правильно орга низовать практические заня тия с подчиненными, строго по назначению использовать учеб ное время и в то же время всемерно поддерживать и по ощрять любознательность мат росов, их стремление как мож но лучше и быстрее освоить специальность, стать отличны ми гидроакустиками. Нам надо работать на боевом посту и тогда, когда несение вахты не обязательно, тренироваться в обнаружении целей в любом положении лодки, при любой скорости ее хода. Это позво ляет глу'боко изучить особен ности и возможности аппара туры, приобрести твердые на выки ее обслуживания. Только настойчивой напря женной учебой гидроакустик- подводник сможет добиться высокого боевого мастерства, научиться обнаруживать цели на предельных расстояниях, с честью выполнять свой воин ский долг. Тщательно готовиться к походам Сообщение ТАСС Факты последнего времени, и особенно итоги Женевского совещания Глав прави тельств четырех держав, свидетельствуют о том, что достигнуто некоторое уменьше ние напряженности в международных от ношениях. В целях дальнейшего ослабления между народной напряженности и установления доверия между государствами. Советское правительство приняло решение сократить к 15 декабря 1955 года численность Во оруженных Сил Советского Союза на 640 тысяч человек. Увольняемый го рядов Армии и Флота личный состав Вооруженных Сил обеспе чивается по месту жительства работой на предприятиях, в совхозах и колхозах. . Из выступления А. РИСОНИНА. Специальность гидроакустика на флоте сравнительно новая. Но значение ее в бо евой и повседневной деятельности кораб ля возросло и с каждым днем продолжает возрастать. В связи с оснащением под водных лодок более усовершенствованной радиотехнической аппаратурой наши обя занности, естественно, стали сложнее, тре бования к нам повышаются. Это обязывает нас учиться боевому мастерству настой чиво, повседневно. И кто так поступает, тот своей точной работой на боевом посту завоевывает доверие командира, занимает подобающее ему место на корабле. Чтобы добиться этого, надо добросовестно изучать военно-морское дело и свою специальность, старательно и твердо запоминать все, чему обучают начальники, образцово выпол нять показанные ими приемы эксплуата ции боевой техники, твердо знать инст рукции, добросовестно и умело выполнять их требевания. Я хочу сказать о подготовке гидроаку стиков к выходам в море, так как от нее зависит успех действии в плавании всего экипажа. Мы на своей лодке обычно по ступаем так. Прежде всего замеряем со противление изоляции приемников, затем прослушиваем их и, чтобы избежать по мех, одновременно осматриваем лампы предварительных усилителей, тщательным образом протираем корабельные преобразо ватели. В свое время флагманские специалисты флота дали ценные указания по уходу и использованию материальной части. Мы эти указания выполняем точно и по этому добиваемся хороших результатов в работе. Я говорил о подготовке техники. Но са мое главное, чтобы сами гидроакустики были всесторонне готовы к походу. Для тренировок у нас есть все условия. В учебном кабинете имеются пластинки, создающие шумы различных классов ко раблей. Гидроакустику надо приучить к ним свой слух. А это возможно только в том случае, если будем заниматься регу лярно. Мы должны уметь обнаруживать цели на слух, без прибора, на котором обычно сигнал появляется значительно позже, чем натренированный акустик ус лышит, запеленгует и определит харак тер цели и расстояние до нее. То же самое нужно сказать и об опре делении скорости цели. Учиться этому сначала надо также в кабинете. Наши мо лодые акустики так и поступили. Полу чив здесь первоначальные навыки, они тренировались в определении скорости це лей по числу оборотов винтов своей лод ки, а потом и других кораблей. В приобретении навыков по поддержа нию бесперебойной связи на ключе боль шую помощь гидроакустикам могут ока зать радисты. Мы, например, на своих ра дистов не в обиде. Теперь несколько слов о наших нор мативах. Техника корабельная настолько шагнула вперед в своем развитии, наша аппаратура так улучшилась, что каждый акустик может легко нормативы перек рыть. Стать мастером своего дела, научиться обнаруживать цели и определять элемен ты их движения на предельных дистанци ях — патриотический долг каждого гидро- акустика-подводника. Старательно выпол няя свои обязанности, мы ознаменуем предстоящий XX с’езд родной Коммунисти ческой партии новыми успехами в учебе и службе, в повышении боевой готовности подводных лодок. Старшина отдает приказание Молодым специалистам— повседневное внимание Из выступления старшины 1 статьи А. АНГЕЛОВА Подводные лодки нашего подразделения успешно выполняют учебные задачи. Это свидетельствует о том, что боевая выуч ка личного состава, в том числе и гидро акустиков, постоянно растет. Отрадно, что и молодые матросы успешно овладевают специальностями. Например, в команде одного старшины осенью прошлого го да было два ученика. Теперь они уже самостоятельно несут вахту, умеют опре делять скорости целей. Это — заслу га не только старшины, по и самих уче ников, которые проявили любознатель ность и стремление скорее стать полноцен ными, квалифицированными специали стами. Мы, старшины, должны повседневно уделять внимание младшим специалистам, учить их, показывать, как надо посту пать в том или ином случае. Одному ма тросу было поручено следить за станцией. Когда т&е я ее проверил, то оказалось, что в пульте неправильно подсоединена клем ма. Это могло кончиться плохо. Почему так произошло? Потому, что матрос еще не привык к внимательности. А его стар шина не привил ему этого качества. Внимание присутствующих хочется об ратить и на такой вопрос. Каждый гидро акустик должен приучиться слаженно действовать с торпедным электриком, этом я убедился на собственном опыте. Раньше я не был сработан с торпедным электриком, и получались ошибки. Его и мои данные в курсе цели расходились значительно. А сейчас, когда между нами установился тесный контакт, я стал ра ботать лучше. Такие тренировки гидро акустикам надо проводить системати чески. Я считаю, что правильно здесь под вергли критике работу обеспечивающей организации. Ее работники к ремонту нашей аппаратуры относятся без души. Почти все приходится делать самим гид роакустикам. Старшина 1 статьи Сергей Сорокин с удовлетворением окинул ладную фигуру старшего матроса . Стрекача и твердым# четким голосом отдал приказание: — Товарищ старшин матрос, замените датчик прибора. — Есть! — как положено, ответил мо ряк и направился выполнять задание командира. Коротким уставным «есть» матрос как оы выразил свое послушание, стремление точно и безоговорочно исполнить приказ старшины. За годы совместной службы Со рокин хорошо изучил характер подчинен ного, смог но заслугам оценить его приле жание, дисциплинированность, высокое воинское мастерство. Поэтому старшина не стал требовать от старшего матроса повторения приказа. Командир был уве рен, что тому все ясно и он сосредоточит все силы и внимание на своевременном и успешном решении стоящей перед ним задачи. Точно в срок старший матрос Стрекач выполнил порученную ему работу. — Товарищ старшина, ваше приказа ние выполнено, — доложил командиру мо ряк. — Датчик заменен. 'Сорокин тщательно проверил исполне ние своего задания. Делал он это не пото му, что недостаточно доверял Стрекачу. Командирский опыт научил старшину контролировать выполнение всех отдан ных нм приказаний. Многочисленные примеры помогли старшине 1 статьи Со рокину глубоко осознать житейскую мудрость военной пословицы: «Доверяй и проверяй». Некоторые старшины, особенно моло дые. в душе завидуют Сорокину. «Как он смог так крепко «прибрать» к рукам своих матросов. Буквально с полу слова его понимают подчиненные. И по винуются ему не хуже, чем офицеру». Действительно, Сорокин не помнит случая, чтобы кто-либо из матросов сде лал даже попытку вступить с ним в пре рекание. Отделение славится на корабле высокой организованностью и дисции.ш- ной. И. конечно, не потому, что служат там какие-то особенные люди. Секрет в командире отделения: он сумел им при вить уважение к уставному порядку. Не всегда старшина 1 статьи Сорокин довольствуется уставным «есть». Все за висит от того, кому конкретно дается за дание. От старшего матроса Демиденко старшина требует повторений приказа. Этим Сорокин достигает двух целей. Убеждается, во-первых, что подчиненный его правильно понял, и, во-вторых, дает возможность матросу лучше запомнить то, что ему поручено сделать. Так поступа ет старшина не ради простой формально сти, а потому, что видит в этом важный элемент воинского порядка. Неспроста говорят, что от того, как отдается прика зание. зависит и то, как оно будет вы полнено. Особенно трудно бывает правильно от дать приказ молодым старшинам на пер вых порах своей командирской деятельно сти. Об этом хорошо знает Сорокин из соб ственной практики. Был он матросом. Кая и все его товарищи, старательно выполнял обязанности по службе. Потом постепенно стал выделяться среди других прилежа нием, исполнительностью, отличным зна нием специальности. И вот вчерашнего матроса назначили командиром отделения присвоили звание старшины. Теперь Со рокин отвечал не только за себя, но и за поступки, поведение, отношение к службе целой группы людей, которые стали назы ваться его подчиненными. Молодой стар шина чувствовал некоторое смущение Ведь в отделении оказались моряки, ко торые по срокам службы были старше самого командира. «Ну, как я буду ими командовать, — сокрушенно размышлял Сорокин. — Разве они меня послушают? Если начну треоо- вать, наверняка пойдут разговоры: вот, мол, оказывается он какой, забыл, что сам матросом был. А может быть, все де лать по-хорошему, по-свойски, без при казного тона? Скажем, Коля или Ваня сделайте, пожалуйста, то-то и то-то. Сде лают обязательно, ведь они должны вой ти в мое положение. Но как же тогда устав?..». Видимо, такое настроение отарпгины разгадал командир подразделения. Он при гласил Сорокина к себе в каюту. — Что, товарищ старшина, трудно? — спросил офицер, и в глазах его зажглись лукавые искорки, — выходит, матросом быть легче. — Не в этом дело. — Понимаю, вы чувствуете себя вроде, как между двух огней? С одной стороны, матросы. Их не хочется обижать. С дру гой — командир подразделения, требует быть с подчиненными построже. Дейст вительно, если так рассуждать, положение у вас получается незавидное. Потом офицер сказал: — Постараюсь вам помочь. Помните, что главное в наших взаимоотношениях с подчиненными — это устав. На воен- прежде, а приказание ной службе, каким бы командир дру гом ни был. по всем служебным де лам к нему следует обращаться только по званию. И с самого начала требуйте это го от своих подчиненных. А самое важ ное. о чем не следует никогда забывать. — это приказ. Отдавая его, помните, что он должен быть выполнен беспрекословно п в срок. Эту мысль внушите подчинен ным. Приказ есть требование, а не прось ба. Очень пригодились Сорокину эти сове ты офицера. Сразу кончились его колеба ния. Он отдавал приказания твердо, ясно, и они выполнялись точно. Не обошлось, конечно, и без некоторых казусов. В подчинении у Сорокина на ходился старослужащий воин — старший матрос Гетя. Он, наверное, считал, что ему дозволены некоторые вольности, так как служит больше старшины. Но стар шина сразу поставил старшего матроса на место, заставил действовать точно по- уставному. Однажды, например, командир отделе ния обратился к Гете: — Товарищ старший матрос, идите на приборку! — Есть, — ответил тот нарочито рав нодушно и, не торопясь, направился к ме сту приборки. — Товарищ старший матрос, верни тесь! — тон, которым было отдано это распорялгсние, заставил Гетю подтянуть ся. Он сделал четкий, уставной поворот и подошел к старшине. — Повторите приказание? Старший матрос повторил. — Выполняйте! И Гетя не вразвалку, как бегом поспешил выполнять старшины. Он понял, старшина не потер пит отступлений от устава. С тех пор старший .матрос Гетя изменился к луч шему. Почти одновременно с Сорокиным командиром другого отделения назначили Мисника. На его примере Сорокин смог убедиться, к каким печальным результа там он сам мог прийти, если бы поступил не так, как советовал командир подразде л е 1ГИЯ. Старшина 2 статьи* Мисник очень хотел прослыть среди подчиненных добрячком. Хотя он носил на погонах по две нашив ки, на его взаимоотношениях с матросами это не отражалось. Подчиненные продол жали обращаться к старшине по имени. Но он и не думал пресекать папибратство. Приказания Мисника больше походили на просьбу. Они звучали, примерно, так: — Коля, приведи в порядок прибор. Как выполняются его распоряжения. Мисник не проверял. Он даже не требовал докладывать ему об исполнении. Панибратство с подчиненными не могло привести пн к чему хорошему. Дело до шло до того, что старшин матрос Горяй нов однажды принес на корабль водку. Старшина 2 статьи М исник вместо того, чтобы пресечь грубейшее нарушение уста ва, принял участие в распитии спиртных напитков. За этот позорящий советского воина поступок Мисник был смещен с должности и разжалован. Многое значит личный пример старши ны! Нередко случается, что офицер от дает какое-нибудь приказание Сорокину в присутствии его подчиненных. Вот когда матросы получают образец того, как сле дует выслушивать приказ старшего на чальника и его выполнять. За время службы старшина Сорокин не имел ни од ного взыскания, ни разу не нарушил уста новленного уставами воинского порядка. Проверенные жизнью пословицы учат: «Выполняй приказ без лишних фраз», «Тот человек большой, кто выполняет приказ с душой». На протяжении дня старшина отдает матросам различные за дания и поручения: произвести приборку, переставить банку с одного места на дру гое, зачехлить прибор и т. д. Почему дан ное поручение, например, дается сейчас старшему матросу Степанову, а не стар шему матросу Боровицкому — дело, ко нечно, командира. Значит, он находит так нужным. Подчиненные Сорокина ей этом даже про себя рассуждать не станут. Они привыкли любое распоряжение старшины — будь то мелкое поручение или важный приказ — выполнять быстро, точно, бес прекословно, с душой. Недавно на корабле состоялось партий ное собрание. Разбирали заявление комсо мольца Сорокина о приеме в партию. Мно го хороших слов было сказано в его ад рес. Он стоял перед коммунистами, не в силах скрыть своей радости, высокий, ху дощавый с двумя знаками «Отличный ар тиллерист» на синей фланелевке. — Клянусь оправдать доверие пар тии! — взволнованно произнес старшина. Через несколько дней после этого важ ного в жизни Сорокина события корабль вьппел в море. И, как обычно, в тишине центрального поста властно звучали отда ваемые старшиной приказания, а в оттет раздавалось бодрое, четкое матросское: — Есть! Е. ДНЕПРОВ. В А О Г Н Е В О М Р У Б Е Ж Е На днях воины нашего подразделения выполняли упражнение из личного оружия по движущейся групповой цели. По прибытии на стрельбище команди ры еще раз проверили знания воинами условий упражнения, объяснили, как нуж но правильно целиться, брать упреждение. Получив патроны, солдаты занимают ог невой рубеж, заряжают и изготовляют ору жие. Они действуют быстро, четко докла дывают о готовности к решению огневой зад ачи .' Руководитель стрельб подает команду во телефону, и мишенн начинают двигаться. Автоматные очереди нарушают тишину. Сержант Яско, рядовые Бабухин, Ковален ко, Козел и Зимарин ведут огонь уверенно п метко. Они на «отлично» поразили цель. Этим воинам не впервые приходится уча ствовать в стрельбах. II каждый раз они показывают образцы в работе, демонстри руют свое возросшее огневое мастерстао Идя навстречу XX с'езду КПСС, сержант Яско и его сослужшцы полны (‘тремлениг добиться новых успехов в \ч<*>е и служ бе. Г. БОРИСОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz