На страже Заполярья. 1955 год. Август.
А 2 . На с т р а ж е З а п о л я р ь я 11 августа 1955 г., N 2 189 (5341). Североморцы новыми успехами в учёбе и служб е г о т о в я т с я в с т р е т и т ь X X с ъ е з д К П С С В отделении отличников Командир отделения машинистов стар шина 1 статьи Кочкин -вышел из каюты офицера и направился на боевой пост. Он подошел к двери, привычным движе нием нажал на ручку и с такой быстро той спустился по вертикальному трапу, что молодые матросы, шедшие за ним, не успели и глазом моргнуть. За время службы на флоте Кочкин приобрел ту сноровистость и быстроту, которых требует от каждого моряка Ко рабельный устав. Но не только это отли чает воина. Коммунист Кочкин — высо коквалифицированный специалист, мастер своего дела. С упорством и настойчи востью он передает накопленный опыт и знания подчиненным. Старшина добился того, что все воины его отделения стали отличниками боевой и политической под готовки. а отделение котельных машини стов — лучшим в подразделении. Немало пришлось потрудиться морякам, чтобы завоевать эту славу. П главная заслуга в этом командира отделения специалиста второго класса Леонида Коч- кина.- ...Каждый раз, когда осматриваешь за- ведывание отличников, сразу бросается в глаза тот образцовый порядок, к которому приучил своих подчиненных старшина: все медные части надраены до блеска, возле механизмов нигде не увидишь ни мазута, ни масляного пятна, ни ржавчи ны. Боевой пост котельных машинистов всегда в постоянной боевой готовности. Командир боевой части повседневно на правляет деятельность старшины, учит его методическому мастерству, подсказы вает, как лучше добиться высоких пока зателей в учебе и дисциплине. Однажды офицер вызвал к себе Кочки- на и сказал: — В ваше отделение назначены моло дые матросы Волкодавов и Рылов. Быст рее приучить их к корабельной жизни, научить отлично управлять техникой — ваш долг и обязанность. С тех пор прошло немало времени. Кочкин повседневно изучал деловые и мо ральные качества своих новых подчинен ных. подмечал недостатки, развивал все хорошее. Старшина часто беседовал с ними о том. клкпм должен быть советский мопяк. приводил примеры самоотвержен ной службы североморцев в годы Великой Отечественной войны, об’яснял подчи ненным *устройство корабля и сложной техники, показывал, как правильно об служивать механизмы. Каждое занятие старшина строил стро го по плану, постепенно переходя от про стого к сложному. Сначала знакомил мо ряков с расположением механизмов, по том об’яснял их назначение и устройство. Волкодавов и Рылов внимательно слушали старшину, стремились перенять его опыт. Они старались все делать так. как учил командир. Время шло, росли и успехи мо ряков в овладении специальностью. Нако нец. настал день, когда молодые матросы получили свое заведывание. Командир отделения настойчиво про должал тренировки на боевом посту. Од нажды. решив проверить, как матрос Волкодавов знает инструкцию, старшина приказал ему приготовить заведыванпе к походу. Матрос быстро начал выполнять приказание, а Кочкин внимательно наб людал за его действиями. Заметив, что матрос не открыл клапан, через который поступает иода в котел, старшина сказал ему: — Вы допустили неточность. Сначала надо открыть вот этот клапан, а потом уже тот. Посмотрите, как сказано о по рядке действий в инструкции. Когда матрос прочитал, старшина подо шел к механизмам и сам показал, как на до действовать. Затем он Повторил ввод ную. Матрос Волкодавов все выполнил строго по инструкции. — Если бы это была не тренировка, — — говорил старшина матросу, — а под готовка корабля к походу, то дело бы обернулось плохо. Из-за вашей ошибки оказалась бы отключенной магистраль питания котла водой. Волкодавов глубоко прочувствовал каж дое слово старшины. Доводы его были убедительны. С тех пор матрос пе допу скал ни малейшего отступленпя~от инст рукции. Немало пришлось потрудиться старши не Кочкину и с матросом Рыловым, пока тот научился грамотно эксплуатировать технику. ...Корабль находился в море. В котель ное отделение поступило приказание — увеличить ход. Для этого потребовалось быстро переключить о-дин питательный насос на другой. Старшина особенно на стойчиво учил Рылова, как надо действо вать в подобных случаях, и сейчас это сказалось. Рылов выполнил прием с такой быстротой, что в котле даже не успзло понизиться давление пара, хотя на не сколько секунд магистраль подачи топли ва к форсункам была перекрыта. За уме лые действия Рылов был поощрен. В обучении молодых матросов коман дир отделения постоянно опирается на лучших специалистов. Например, когда матрос Волкодавов не смог разобраться в устройстве регулятора, Кочкин поручил старшему матросу Чиркову помочь ему. По указанию старшины старший матрос Гусаров стал готовить матроса Рылова к сдаче зачетов на классность. Под его же наблюдением Рылов успешно отработал вводные по борьбе за живучесть корабля. Когда командир, производя очередную проверку отделения, дал матросу Рылову вводную «В отсеке горит мазут» и засек время по часам, то матрос перекрыл нор мативы. Старшина одобрил действия моря ка. Так росло мастерство воинов. Матросы Волкодавов и Рылов об’явлены отлични ками боевой и политической подготовки. Секрет успеха коммуниста Кочкина в обучении и воспитании подчиненных со стоит не только в том, что он грамотно и методически правильно строит занятия и тренировки по специальности, повседнев но борется за высокую дисциплину и ор ганизованность, напоминает матросам о необходимости всегда и во всем точно вы полнять требования уставов и Присяги. Главным, что обеспечило успех, является то, что старшина обращает внимание на повышение политической сознательности подчиненных. Он регулярно помогает им глубже разбираться в событиях, происхо дящих в жизни нашей страны и между народной обстановке. Коммунист Кочкин интересуется и тем, как его подчиненные успевают на политических занятиях, и всегда, когда в этом возникает необходи мость, оказывает помощь. Недавно он провел беседу, в которой раз’яснил моря кам решения июльского Пленума ЦК КПСС. — Партия и правительство проявляют неустанную заботу об укреплении оборо носпособности нашей Родины. Тяжелая промышленность дает флоту первоклас сные корабли и технику. Наш долг -г- бы стрее освоить ее и научиться управлять ею. Выполнить это может каждый моряк,- нужно только больше проявлять желания и настойчивости, — так закончил стар шина беседу. Она взволновала моряков, повысила их политическую и деловую ак тивность. Бороться за передовое место отделения старшине помогают комсомольцы. Они приняли живое участие в оформлении на глядной агитации по пропаганде решений июльс-кого Пленума ЦК КПСС, написали плакаты и лозунги, призывающие моряков встретить XX с’езд Коммунистической партии новыми успехами в учебе и дис циплине. Котельные машинисты активно участвуют в стенной печати, регулярно читают газеты, журналы, книги. В отде лении стало правилом — тот, кто первым прочтет новую книгу, /рассказывает о ней товарищам. Все это повышает политиче ский и культурный кругозор моряков. А чем выше их идейный уровень, тем пло дотворнее и работа, тем с большей само отверженностью моряки выполняют свой долг перед Родиной. Как ни велики успехи в отделении, но на этом Кочкин не останавливается. Он знает, что победить сильного и техниче ски оснащенного противника можно лишь при условии, если будешь постоянно по вышать знания, боевую выучку. Военная техника не стоит на месте, она непре рывно развивается А отсюда задача мо ряков — не только изучить ее в совер шенстве, но и уметь выжать из нее все, что она может дать. Вот почему командир отделения непрерывно учится сам и учит своих подчиненных. Так, шаг за шагом моряки совершенствуют свое мастерство, вырабатывают в себе высокие моральные качества, множат ряды классных специа листов. повышая боевую готовность род ного корабля. Старший лейтенант Г. ГУСЕЛЬНИКОВ. В м о р е ...Гремит сигнал боевой тревоги. Ют сразу опустел. Комендоры, электрики, ма шинисты разбежались по своим боевым постам. По вращающимся башням орудий, по коротким и четким докладам боевых постов можно было угадать полную напря жения боевую учебу моряков. Машинное отделение. Здесь, в глубине корабля, ни на минуту не затихает бое вая учеба. Старшина 1 статьи Брегман дает вводную: — Лопнула паровая магистраль пере гретого пара! Матросам Лоскутову и Гор- нипкому устранить повреждение! Моряки действуют проворно и сноро висто. Скоро они доложили о выполнении вводной. Магистраль исправлена и нахо дится в рабочем состоянии. В машинное отделение спустился флаг манский механик. — Каким образом вы устранили пов реждение магистрали? — спросил он. Одпп из моряков ответил: — Закрыли разобщительный клапан. Пар не стал поступать в магистраль. За тем на поврежденную часть наложили стальной бугель, после чего вновь дали пар. — Правильно! — сказал офицер. — Так и впредь действуйте... — Вырубить вентиляцию! — слышит ся новая команда. Моряки четко и быстро выполняли все приказания командира боевого поста. В машине — душно и жарко. Труднее ста новится дышать. Одно за другим поступа ют приказания об изменении хода. Они выполняются без промедления. — В районе... шпангоута пробоина, поставить щит и подпору, — дается вводная. И снова, несмотря на трудности рабо ты в машинном отделении, моряки быст ро разбирают аварийный материал и ликвидируют «пробоину». Корабль возвращается в базу. Впереди короткий, но заслуженный отдых. На по ходе моряки упорно и напряженно учи лись воинскому мастерству. Как и все советские люди, они воодушевлены реше ниями июльского Пленума ЦК КПСС и рады внести свои вклад р дело укрепле ния могущества Советской Рочины. Ю. ЧАЙКИН. Вместе со всем советским народом вонны-североморцы единодушно одобряют мудрую внешнюю политику Советского правительства. На кораблях и в подразделениях личный состав с большим интересом изучает материалы июльского Пленума ЦК КПСС и третьей сессии Верховного Совета СССР. НА СНИМКЕ : старший техник-лейтенант Бурцев читает авиаторам доклад Председателя Совета Министров СССР товарища Н . А. Булганина на третьей сессии Верховного Совета СССР. Фото И. Тимченко. ПравилЬнЫй nymb С первого дня службы на флоте ком сомолец Иван Молякевич с настойчи востью и старанием взялся за учебу. Вме сте со своими старшими товарищами по службе, а порой оставаясь наедине, раз бирал он устройство и принципы работы приборов. С карандашом и бумагой в .ру ках обходил все посты подразделения, все отсеки корабля, знакомился с размещени ем главных и вспомогательных механиз мов, расположением аварийного имущест ва. Большую помощь оказывал молодому матросу старшина 1 статьи Антонов. Опытный специалист приучил новичка к любовному и бережному уходу за мате риальной частью и отличному содержа нию заведывания. И это сказалось на пер вых же практических занятиях. — На всю жизнь. — говорит Иван Молякевич, — запомнилась мне первая вахта при подготовке к призовой торпед ной стрельбе. Тогда он стоял и внимательно слушал поступавшие с мостика команды, следил за переключателями, а сам с волнением думал: «Как бы не пропустить команду, не поставить в ненуягное положение пере ключатель. Позор тогда перед старшиной и перед всеми товарищами». Но опасения молодого спещ!алнста ока зались напрасными. Хорошо зная техни ку, пунктуально выполняя инструкцию и наставления, Молякевич успешно справил ся с возложенной задачей, заслужил по хвалу командира подразделения. Первые успехи не вскружили голову матросу. Он продолжал совершенствовать свои специальные знания, а вскоре стал отличником боевой и политической подготовки. На комсомольском собрании, где обсуж дался вопрос о задачах в подготовке к экзаменам на классность, выступил член ВЛКСМ Молякевич. Делясь своим опытом, он сказал: — Одним из главных условий, которые помогли мне стать отличником, это внимательность к каждому занятию. Настойчивость в овладении теоретиче скими знаниями, правильное отношение к тренировкам дали матросу возможность стать специалистом второго класса. Комсомолец Молякевич не только сам хот>ошо выполняет свои обязанности, но и передает свой опыт товарищам. Будучи членом бюро комсомольской организации подразделения, он по личной инициативе взялся помогать строевому матросу Мар кову в овладении специальностью торпед ного электрика. В свободное время часто молено видеть этих моряков вместе за изу чением описаний, чертежей и схем при боров. На комсомольском собрании, где обсуж дался вопрос о выращивании новых классных специалистов, член ВЛКСМ Мо лякевич заверил, что матрос Марков сдаст экзамены на классность. Это подтвердил и старшина отделения. ...Корабль в море. Вздрагивая всем кор пусом, он стремительно несется вперед, оставляет за собой бело-серебристый бу рун. На вахте комсомолец Иван Моляке вич. Внимательно слушает матрос все команды и передает их старшине, следит за переключателями и устанавливает их так, как надо для правильной работы приборов... Ни одной атаки не было сорвано по ви не матроса Молякевича. За высокую тех ническую культуру, за умелые и четкие действия на боевом посту, за личную дис циплинированность и исключительную старательность в учебе командир кораб ля дважды поощрил комсомольца Моляке- вича краткосрочным отпуском. Пример ный моряк имеет ряд благодарностей. Свою военную учебу передовой матрос умело сочетает с политической. Он много работает над изучением истории и теории КПСС, регулярно читает политическую и художественную литературу, следит за гагатами, аккуратно выполняет комсомоль ские поручения. С большим интересом изучает моряк материалы июльского Пле нума ЦК КПСС и третьей сессии Верхов ного Совета СССР. Исторические докумен ты вдохновляют его, как и всех совет ских людей, на ноьые патриотические дела во славу Родины. За старательность в службе любят и уважают Ивана Молякевича на корабле. Многому могут поучиться у него сослу живцы. С него, в частности, следует брать пример комсомольцу Мещерякову, кото рому первые успехи в изучении специаль ности и сдача экзаменов на классность вскружили голову. Старшина 2 статьи Н. ЕСИПОВ. На вахте у котла — Владимир Пасюков Трудно нести вахту на верхней палубе, но моряки, кажется, не замечают этого. Они внимательно следят за морем и воз духом. Ничто не ускользнет от их взгля дов. Еще труднее тем, кто несет вахту внизу. Непрекращающийся шум машин, вы сокая температура в помещениях, пары масла вызывают неприятное ощущение. Старшиной вахты у котла стоит стар шина 2 статьи Пасюков. Он периодически осматривает заведывание. Ни один при бор не остается без внимания. Осмотр Па сюков производит в строгой последова тельности. Действия моряка точны и про ворны. По тому, как палуба то и дело уходит из-под ног, чувствуется, что волнение на море усилилось. Но вот корабль врезался в крутую волну, и как раз в это время лопнуло водомерное стекло. — Матросу Ведерникову заменить .стек ло! — громко и четко командует стар шина. Ведерников быстро вооружается инстру ментом. Несколько проворных движений, и новое стекло уже на месте. — Ничто не должно застать врасплох котельного машиниста на вахте. — гово рит Пасюков. — все надо предусмотреть заранее. Вахта котельного машиниста особенно большого внимания требует во время шторма или при частых изменениях хода корабля. Старшина 2 статьи Пасюков бдительно наблюдает за работой механиз мов, всегда держит пар на марке и точно соблюдает режим работы котла у вспомо гательных механизмов. Вот он на минуту останавливается у колонки, через стекло которой виден меняющийся по велтшпе столбик жидкости. Надо быть опытным специалистом, чтобы определить, норма лен ли уровень масла, когда оно под вли янием качки скапливается то в одной, то в другой стороне картера, убегает из стек лянной трубочки или опять заполняет ее полностью. Но Пасюков умеет найти центр смещения масла и таким образом опреде лить его уровень. Вслед за этим взгляд ко тельного маппгниста пробегает по прибо рам. Старшина вахты у котла вниматель но следит за их показаниями. С поста управления последовала коман да увеличить ход. Отдав приказание под чиненным врубить форсунки, Пасюков увеличивает работу вентиляторов. Измене ние хода не вызвало дымности, как это иногда бывает у малоопытных специали стов. Старшина прекрасно знает: не рас считай свои движения, дай больше возду ха — из трубы повалит белый дым; до пусти излишек подачи мазута к форсун кам — дым будет черным. И это и дру гое демаскирует корабль. Личный состав корабля приступил к выполнению практической задачи. Нужна была высокая бдительность и ловкость в работе котельных машинистов и маппгни- стов^-турбинистов. Пасюков знал это и сра зу же. как только ему стало известно о начале выполнения задачи, усилил внима ние за работой котла и вспомогательных механизмов. Он быстро и четко подавал команды о включении или выключении форсунок, сам регулировал подачу возду ха. следил за правильной настройкой на сосов на соответствующий режим работы котла. Во время похода матросы и старшины электромехашгческого подразделения образ цово выполняли свои обязанности на вах те. давали кораблю нужные хода, обеспе чивали паром и электроэнергией все бое вые посты. Не первый раз несет ходовую вахту у сложных механизмов комсомолец Пасюков. Не было еще случая, чтобы техника, вве ренная ему, отказала в работе. Мастерство воина, его любовь к специальности, за ботливый уход за механизмами обеспечи ли безукоризненную работу в походе. Готовясь к XX с’езду родной Коммуни стической партии, моряки с еще большим воодушевлением трудятся над повышени ем своего боевого мастерства, кренят обо роноспособность нашей любимой Советской Родины. Старшина 2 статьи А. САПОЖНИКОВ. Повышают технические знания На нашем корабле состоялась техниче ская конференция на тему: «Рулевая э.тектрогпдравлическая машина». По поручению комсомольского бюро спе циалист второго класса старший матрос Тения заблаговременно вычертил необхо димые чертежи. Он тщательно продумал, в какой последовательности будет излагать материал. Тов. Тенин хорошо рассказал о принципе действия и конструктивном ус тройстве рулевой машины. Свое выступление старшина 2 статьи Буксеев посвятил возможным неисправно стям в раооте машины и правилам устра нения их. Техническая конференция прошла орга низованно. Она дала много полезного лич ному составу. Главный старшина Л. ИВАЩЕНКО. Р а д и с т ы о в л а д е в а ю т м а с т е р с т в о м Радисты нашего подразделения выполняют почетную и ответственную задачу по обеспечению командования связью. Каждый из нас гордится своей специальностью и старается быть в числе передовых. Воинам нашего подразделения есть с кого брать пример, есть у кого учиться. Это старшины 1 статьи Буланов, Ша- пырин, старшина 2 статьи Лазарев, которые в течение не скольких лет занимают первые места на флотских состяза ниях радистов. С огромным, желанием они передают свой бо гатый опыт подчиненным, воспитывают у них бдительность, прививают им твердые специальные знания. Все это лает положительные результаты. Например, ра дисты Самойлов. Жарский, Илыгицкий и другие стали хо рошими специалистами. Они образцово несут вахту. Большую роль в воспитании классных специалистов и отличных операторов сыграли партийная и комсомольская организации, которые привили матросам любовь к нашей за мечательной радиотехнике. KL АСТАФЬЕВ. С в ы с о к о й о ц е н к о й На аэродроме идут последние приготов ления к полетам. Еще раз осматривают свое заведывание командир отделения ра дистов младший сержант Кузнецов и вах тенный радист старший матрос Байков. Они твердо уверены, что материальная часть в полном порядке, но у воинов вы м о г а л о с ь правило: перед работой осо бенно тщательно все проверять. В таких случаях младший сержант Кузнецов всег да говорит своим подчиненным: — Для того, чтобы связь была надеж ной и бесперебойной, необходимо хорошо подготовить материальную часть к рабо те: внимательно проверить надежность крепления соединений и контактов, а главное — убедиться в исправности ра боты аппаратуры. Но вот проверка закончена. Старший матрос Байков докладывает руководителю полетов о готовности. Полеты начались. Один за другим поднимаются в воздух са молеты. Сделав круг над аэродромом, они, развернувшись, уходят на задание. С летчиками непрерывно поддерживается связь с земли. — Как слышите меня, где находитесь? — запрашивает руководитель полетов. — Слышу вас отлично, подхожу к за данной точке, — слышится в динамике отчетливый голос летчика. Через несколько минут летчик докла дывает: — Пришел в заданный район, разре шите выполнять задание. Но руководитель полетов решил услож нить задачу. В радиорубку поступает приказание: — Перейти на канал... Старший матрос Байков быстро выпол няет это распоряжение. Далее следует четкий доклад: — Переход произведен! В радиорубку входит присутствующий на полетах командир. Младший сержант Кузнецов докладывает о готовности бое вого поста. Внезапно командир дает вводную старшему матросу Байкову: . — Станция неисправна, перейти на резервную. И эта вводная не застала старшего ма троса врасплох. Связь с самолетом не прерывалась ни на минуту. Надежно обеспечивали ради- стов электромеханики старший матрос Клым 1 гв и матрос Семенов. Руководитель полетов дал высокую оценку действиям воинов-связистов. Так воины подразделения конкретными делами отвечают на решенпя июльского Пленума ПК КПСС. Старший матрос П. БОЧАРОВ. Есть, включить станцию! Несколько дней подряд шли сильные дожди. Но вот туман рассеялся, из-за туч робко показалось солнце. Насту пило потепление. Расчет радиолока ционной станции на своих местах. С командного пункта на станцию поступает приказание: «Включить станцию!». — Есть, включить станцию! — четко репетует команду отличник боевой и по литической подготовки старший матрос Уграк. Локаторщики немедленно приступили к делу. Старший матрос Уграк прильнул к механизмам, проворно заработал махозич- ками. Он напряженно всматривается в эк ран, стараясь различить малейшие пока зания прибора.- Воин должен не только во время, на предельной дистанции обнару жить цель, но и быстро, точно, со . всеми данными доложить о ней. Сложная техника требует от воинов большого мастерства, твердых навыков и знаний, серьезной тренировки. И по тому, как уверенно действует Уграк у аппарата, видно, что он немало потрудился над ос воением этой техники. Еще несколько точ ных, рассчитанных движений, еще один чуть заметный поворот маховичка, и на экране появляется характерный знак: слабое отражение сигнала в виде тонкой, бледной черточки. — Цель поймана! — докладывает на командный пункт старший матрос. Также четко действует па своем боевлм посту планшетист матрос Лаптев. Он уве ренно наносит на планшет все данные цели. Внезапно цель меняет курс. На команд ный пункт следует доклад: «Азимут... Дальность...». Неожиданно обнаружена вторая цель, затем третья. Следить сразу за несколькимп целями — задача нелег кая, и малоопытному специалисту это ке под силу. Однако старший матрос Уграк не теряется и также четко и точно про должает вести наблюдение. Учебная заДача выполнена. Офицер, руководивший работой, поблагодарил рас чет за четкие действия. Придя служить на флот, комсомолец Уграк твердо решил научиться мастерски эксплуатировать боевую технику, стать отличником боевой и. политической подго товки. Нелегко ему было овладевать слож ной аппаратурой. Не хватало знаний, практических навыков, но он имел стра стное желание учиться и работать как можно лучше. Освоить современную'радио локационную технику — серьезная зада ча. Уграк не стеснялся, спрашивал у то варищей, если что-нибудь было ему непо нятно. Большую помощь оказал воину' офицер Артемов. Вместе с ним Уграк ча сами просиживал на станции. Он читал описание, разбирал схемы, просил офице ра показать ему ту или иную деталь, раз'яснить, как работают отдельные узлы. С тех пор прошло много месяцев. За это время старший матрос Уграк успешно овладел своей специальностью, стал уме лым радиооператором. Недавно он награж ден знаком «Отличник авиации». Старший матрос В. СКРЫПЧЕНКО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz