На страже Заполярья. 1955 год. Август.
2 . Н а с т р а ж е З а п о л я р'ь~я 10 августа 1955 г., № 138 (5340). Срочное погружение Пройдя узкость, подводная лодка взя ла курс в открытое море. Очередной учеб но-боевой поход начался. Матросы и стар шины под руководством офицеров присту пили к практическим занятиям. Моряки внимательно несут вахту у двигателей и механизмов. Они хорошо понимают, что в море должны действовать, как в бое вом походе. Бдительность сейчас особенно нужна. Она — залог обеспечения беспе ребойной работы технических средств, ма неврирования корабля, соблюдения скрыт ности плавания. Надо постоянно поддер живать готовность к выполнению боевых задач. Сигнальщик старший матрос Кочетов пристально осматривает горизонт. Вот да леко в небе он заметил быстро увеличи вающуюся точку. — Самолет, справа... угол места.., — четко доложил он вахтенному офицеру. Лейтенант посмотрел в указанном нап равлении и уверенно подал команду: — Беем вниз. Стоп дизель. Срочное погружение! Команда не застала подводников врас плох. Каждый матрос, старшина и офи цер твердо знал свои обязанности при данном маневре, работал быстро, слажен но, без суеты. Опытные мотористы Тка ченко, Куликов и другие в считанные се кунды остановили дизель и герметизиро вали свой отсек. Расторопно, со знанием дела действовали трюмные во главе со старшиной, электрики. Лодка своевремен но ушла на заданную глубину. Она уже была под водой, когда самолет появился над нею. Срочное погружение — важный маневр подводной лодки. Он имеет огромное зна чение не только в условиях военных дей ствий, но и в обычном учебном походе. Если, скажем, лодка идет под периско пом и на ее пути неожиданно появилось судно, она должна срочно уйти на безо пасную глубину, чтобы уклониться от та рана. Особую роль, конечно, данный маневр играет в бою. Опыт Великой Отечествен ной войны наглядно подтверждает это. На тех кораблях, где бдительность наблюда телей была притупленной, действия вах тенной службы по осуществлению срочно го погружения не отличались должной на тренированностью, там имели место сры вы в выполнении боевых заданий коман дования и ничем не оправданные потери. Прославленный подводник-североморец Герой Советского Союси Лунин учил вах тенных офицеров и всех подчиненных: «Лучше десять раз погрузиться, приняв чайку за самолет, чем один раз не уйти на глубину, приняв самолет за чайку». Лодка Лунина всегда действовала скрытно для врага, наносила по нему неожидан ные и сокрушительные торпедные удары. Она потопила 17 фашистских кораблей. В современном бою, ч в связи с по явлением реактивной авиации, значение срочного погружения в боевой деятельно сти подводных лодок возросло неизмеримо. Сейчас подводная л,дка должна быть способной уйти на безопасную глубину в срок, исчисляемый секундами. Иначе са молеты могут легко обнаружить ее и уничтожить. Поэтому матросам, старши нам и офицерам нужно иметь высокую натренированность в выполнении этого маневра. Какие требования в связи с этим пред’- являются к личному составу корабля? Каждый моряк и особенно вахтенный офи цер обязан твердо знать свою смену, ор ганизацию службы, устройство и такти ко-технические данные корабля, соответ ствующую инструкцию и уставные поло жения. Важно, чтобы действия моряков по осуществлению срочного погружения отрабатывались в строгой последователь ности. Первоначально это делается в базе. Здесь моряки приобретают навыки по правильному приготовлению материаль ной части и особенно системы погруже ния и всплытия. Сигнальщики учатся быстро уходить с мостика внутрь лодки, вахтенный офицер — четко и правильно подавать соответствующие команды в центральный прст на телеграф, а также быстро закрывать верхний рубочный люк. Все это нужно уметь делать в счи танные секунды. Если у подводников нет таких навыков, в море, при погруже нии на глубину, они допускают ошибки, нередко чреватые серьезными последст виями. Например, в практике слабо подго товленных вахтенных офицеров наблю даются следующие случаи. Об’явив сроч ное погружение, такой офицер убегает с мостика вниз, задраивает люк, а сиг нальщика оставляет наверху. Иногда же, начав маневр, он забывает, что нужно закрыть верхний рубочный люк. Или, ху же того, люк закрывает, а дизеля не останавливает. В результате этого может возникнуть большой вакуум, вызывающий у моряков травмы барабанных перепонок. Кроме того, неопытный вахтенный офицер не всегда своевременно продувает систер- ну быстрого погружения, закрывает вен тиляцию систерн средней и главного балласта. Чтобы таких или подобных явлений не допускать, необходимо кропотливо и регу лярно тренироваться, выполнять приемы сначала медленно, а потом по нормати вам. В море на первой стадии практических занятий срочное погружение отрабатывает ся личным составом без применения си- стерны быстрого погружения сначала на стопе, потом под электромоторами и, на конец, под дизелем. Переход от одного эта па к другому, более сложному, должен быть строго последовательным. Только после того, как командир убедится, что экипаж действует верно, что каждый мо ряк прочно усвоил свои обязанности и выполняет их четко, он может начать тренировки всех боевых смен с заполнен ной систерной быстрого погружения под электромоторами и дизелем. Срочное по гружение считается отработанным .тишь при условии, когда все вахтенные офице ры, все матросы и старшины действуют на командном пункте и боевых постах правильно, расторопно, умело. И последнее, на чем хочется остано виться. — это дисциплина и организован ность личного состава, являющиеся, как и во всяком деле, основой успеха сроч ного погружения. Если на корабле пет должного уставного порядка — нет^ и действительно боевого экипажа, способно го одержать победу над врагом. На днях подводная лодка выходи ла в море. Контрольная проверка органи зации и действий личного состава при срочном погружении дала хорошие резуль таты. Экипаж действовал слаженно, как в бою. Лодка ушла на заданную глуби ну, отлично выполнив маневр. Офицер Г. ГОРБУНОВ. „ Д е с а н 1 К в ы с а д к е IL Звучит команда: «Десант, к высадке!». Быстро, один за другим матросы поки^ дают судно и развертываются в боевой порядок. Завязался бой за первую траншею «про тивника». Траншея занята. Подразделение идет ко второй Бой завязывается в глу бине между первой и второй траншеями. Цепь подразделения приближается ко второй траншее. Неожиданно «противник» открывает артиллерийский огонь. То тут, то там слышны разрывы снарядов. Коман дир взвода старший лейтенант Денисевич дает команду: — Взводу из зоны артогня, броском, вперед! Взвод благополучно выходит из зоны огня и стремительно идет к траншее. Раз дается команда: «Гранатой, огонь!». Громкое матросское «ура» дает знать, что вторая траншея взята. Действия в глубине обороны характери зуются многочисленными неожиданностями для наступающих. Слева заработал пулемет «противника», который стал мешать про движению цепи. В ответ застрекотал пуле мет старшего матроса Проценко. Несколь ко очередей, и «противник» подавлен. Вско ре раздался взрыв гранаты у амбразуры дота «противника». Это кто-то подполз к огневой точке и забросал ее гранатами. Цепь продолжает двигаться вперед. Так повышают боевое мастерство мор ские пехотинцы. Матрос Д. ЧЕЛЯДИНОВ. Более семнадцати лет служит на подводных лодках мичман Александр Евдокимович Коровин. З а свою службу он обучил специальности много старшин и матросов, которые стали т а кж е отличными специалистами — мастерами военного дела. НА СНИМКЕ : мичман А. Коровин проводит со своими подчиненными занятие по специальности. ^ Фото II. Никишова. С о в е т ы о ф и ц е р а с т а р ш и н е Тренировки д а л ьн оме рщик о в Наряду с современными радиотехниче скими средствами обнаружения противни ка и наблюдения за ним на кораблях, как известно, имеются и оптические приборы. К сожалению, им не всегда уделяется должное внимание. А нельзя забывать, что оптические средства наблюдения (дальномеры, визиры и т. д.) отличаются большой живучестью и при хорошей под готовке и натренированности личного со става дают точные копрдпнаты цели для выработки необходимых данных. В бою может случиться так, что радиотехниче ские средства будут выведены из строя, забиты помехами противника. В мирный период боевой подготовки также бывают случаи, когда нет возможности использо вать радиотехнические средства по тем или иным причинам. Во всех этих случа ях приходится полагаться на оптические средства наблюдения. Для того, чтобы всегда быть уверен ным в правильности и точности данных, поступающих от визира или дальномера, необходимо планомерно, настойчиво учить личный состав, обслулшвающнй оптиче ские приборы, максимально прибли зить его учебу к требованиям совре менного боя. Следует усложнять условия тренировок личного состава, используя для этого как всевозможные вводные, так и природные трудности (дымка, туман, доя:дь, слепящее солнце, качка и т : д.). Если дальномерщик пли визирщик на учится в мирное время уверенно и точно работать в сложной обстановке, то он не подведет и в бою. Прежде 4t‘M приступить к регулярным тренировкам личного состава, нужно убе диться в твердом знании матросами и старшинами материальной части и правил ее эксплуатации, ибо без таких знаний невозможно добиться хороших результатов на практических занятиях. Начальный этап тренировок — простые условия, т. е. при хорошей видимости, на спокойной во де. с неподвижного корабля по неподвиж ной цели. Принцип — от простого к сложному. Затем следует учить подчинен ных вырабатывать точные данные с под вижного корабля по неподвижной цели или наоборот, добиваясь при этом того, чтобы дальномерщик почувствовал разни цу между работой по неподвижной и под вижной целям, умел выбирать метод наб людения в зависимости от характера цели и правильно нм пользовался. Следующим этапом обучения являются тренировки с подвижного корабля по подвижной цели. Для этого необходимо использовать каждый выход в море, что имеет особенно важное значение. Здесь руководитель должен быть постоянно вни мателен, ибо малейшая неточность в рабо те дальномерщика, если ее во-время не за метить, войдет у воина в привычку, от второй трудно будет отучить. Тренщювка должна проводиться в течение 15— 25 минут, после чего нужно сделать пере рыв. Каждое занятие необходимо контролиро вать, указывая на ошибки в работе, и обязательно фиксировать их путем записи измерений с последующей оценкой работы каждого дальномерщика. После достиже ния хороших результатов можно перехо дить к тренировкам в усложненных усло виях: в тумане, дьгмке. на качке и т. д. Из всех перечисленных видов учебы осо бо следует остановиться на тренировках во время качки. Упражнениям личного состава кораблей на качке в последнее время придается наиболее важное значение. П эго не слу чайно. Качка, как известно, отрицательно влияет на боеспособность личного соста ва. Тренировки на качке можно подразде лить на тренировки в условиях фактичес кой качки корабля и тренировки при ими тации качки корабля. Первый вид практических занятий ор ганизуется обычным порядком, причем, результаты нужно обязательно фиксиро вать (лучше всего путем записи на гра фике) и оценивать. В этом случае боль шое значение имеет работа наводчиков дальномера, обязанности которых — удер жать свои нити на цели. Вся тренировка должна длиться не более 1 0— 15 минут, чтобы не утомлялись глаза. Второй вид практических занятий тре бует более четкой организации и подго товки личного состава, особенно наводчи ков. Они должны ясно представлять себе физический процесс качки, ее закономер ность, знать период качки своего кораб ля. Такие занятия можно проводить даже при стоянке в базе. На корабле, где служит старшина 2 статьи Сыров, эти тренировки органи зуются и проводятся следующим образом. Личный состав занимает заранее указан-, ные места. Руководитель занятий напоми нает каждому воину, как он должен ра ботать. В этом случае качка имитируется механизмами наведения дальномера вруч ную, причем, вертикальный наводчик дальномера должен опускать и поднимать горизонтальную нить относительно цели, а горизонтальный наводчик — отводить вертикальную нить в сторону от цели. Скорость вращения маховиков наведения при этом должна быть такой, чтобы пе риод колебания нити относительно цели был, примерно, равен периоду качки ко рабля. На опыте проверено, что такая совместная работа наводчиков создаст ви димость качки, приближающуюся по свое му характеру к естественной качке ко рабля. Задачи измеряющего в этом слу чае заключаются в том, чтобы «выби рать» качку маховиком точной установ ки по высоте, и в момент наиболее близ кого нахождения ромба у цели произво дить измерение дистанции. Такие тренировки с имитацией качки дают хорошие !результаты и, главное, приучают расчет дальномера к работе при неустойчивой палубе корабля. Необходимо отмстить, что работа при имитации качки безусловно отличается от работг»! в условиях фактической качки, но зато является очень хорошим видом учебы в перерывах между выходами ко рабля в море. Особое внимание на трени ровках личного состава в условиях кач ки необходимо обращать на устойчивость измерений, она резко падает за счет оши бок в измерениях, дополнительно вноси мых качкой, а точность измерений прак тически остается постоянной. Нужно при учать дальномерщика «давать» дистанцию только в момент кажущегося совмеще ния ромба с целью, а не гнаться за чи слом измерений, которое может быть боль шим, но срединная ошибка будет на столько велика, что затруднит работу других номеров. В отличие от тренировок на фактической качке, в данном случае стабилизацию дальномеров включать не рекомендуется. Таким же образом можно организовать и практические занятия с визпрщиками. Результаты тренировок необходимо также фиксировать путем записи откло нений нити от указанной кромки цели. Для этого можно с успехом использовать вертикальную и горизонтальную шкалы в оптике визира. При учебе внзирщпков с имитацией качки следует использовать стабилизацию оптики. Необходимо отметить еще раз, что тре нировки дальномерщиков обязательно должны быть регулярными и последова тельными. Только в этом случае они дадут положительные результаты. Офицер В. БОЛЬШАКОВ. Воспитание воинов в духе высокой воинской дисциплины Из опыта агитационно-массовой работы на корабле Дежурный по низам отдал приказание открыть радиолокационную вахту. Матрос Бортник не спешил выполнить приказа ние. Вахтенный офицер вскоре запросил результаты радиолокационного обзора. Оказалось, что матрос Бортник еще не от крыл вахту. В это время погода была штормовой. Корабль входил в полосу тумана. Из-за недисциплинированности Бортника подвод ная лодка могла столкнуться со встречным судном и получить повреждение. Матрос Бортник был наказан команди ром. Его проступок строго осудили со служивцы. Но мы не ограничились этим. Данный случай подсказал, что у нас еще не все сделано для воспитания вои нов в духе высокой воинской дисципли ны и своевременного выполнения приказов командира. Эти вопросы были обсуждены на комсомольском собрании, им стало еще больше уделяться внимания в агитацион- но-массовой работе. Высокая воинская дисциплина — неотъ емлемое качество советского военного мо ряка. Она является основой высокой бое вой готовности корабля. Особенно важна роль крепкой воинской дисциплины и уставного порядка на подводном корабле, где от каждого члена экипажа во многом зависит его живучесть и успех выполне ния боевой задачи. На подводной лодке систематически ве дется работа по укреплению воинской дисциплины. Для этого используются раз личные формы работы с личным составом. Всю воспитательную работу на корабле возглавляет командир-единоначальник. Он направляет усилия партийного и ком сомольского актива на воспитание у мо ряков высоких морально-боевых качеств, заботится о том, чтобы на корабле был всегда твердый уставной порядок. Коман дир направляет деятельность партийной и комсомольской организаций, тесно связан с ними. Старший матрос Кокшаров однажды проявил грубость со старшими. Командир сам побеседовал с этим матросом и обра тил на него внимание комсомольской орга низации. Член комсомольского бюро Твер- дохлеб часто беседовал с Кокшаровым ин дивидуально. раз’яснял необходимость строгого выполнения требований Присяги и уставов. Много пришлось поработать с воином, прежде чем он стал исправно слу жить. Большую роль в укреплении воинской дисциплины сыграли комсомольские собра ния с такими повестками дня, как: «Вы сокая воинская дисциплина — долг каж дого комсомольца», «Моральный облик комсомольца-воина» и другие. На первом из этих собраний выступили старший ма трос Бутузов, старшина 2 статьи Губи- лев и другие. Они подвергли критике комсомольцев Пуртова. Платонова. Крити ческие выступления комсомольцев на этом собрании показали, что они непрюпгримо относятся к нарушителям дисциплины. Агитационно-массовая работа играет важную роль в укреплении дисциплины. С беседами о значении воинской дисци плины в боеготовности корябля выступают офицеры, старшины и агитаторы. Так, были проведены беседы на темы: «Свяго соблюдать требования уставов и Прися ги», «Присяга — священная клятва вои на на верность Родине» и другие. Коман дир провел беседу: «Корабельный устав — закон жизни военного моряка». Значительную помощь командиру ока зывают агитаторы. Находясь всегда среди личного состава, они систематически раз'ясняют решения партии и правитель ства, требования Присяги и уставов. Большую работу среди личного состава ведет агитатор Плашенко. Пмея большой опыт службы, он умело раз'ясняет необ ходимость высокого уставного порядка на корабле. Агитатор проводил беседы на та кие темы, как: «Служи по уставу — за воюешь честь и славу», «Отличная под готовка боевого поста к походу — залог успешного выполнения поставленной за дачи». Когда на корабль пришли молодые матросы, Плашенко провел с ними беседу: «Приказ командира — закон для подчи ненного». Агитатор использует в своей работе и боевые традиции. С успехом прошли его беседы о героях-североморцах Гаджиеве и Фисановиче. Корабельные агитаторы ведут значи тельную индивидуальную работу с нару шителями дисциплины. Как-то моряки Балашов н Маслов совершили проступок. Агитатор старшина 2 статьи Губилев по беседовал с ними, помог им до конца осо знать свою вину. Скоро хорошей службой эти воины вновь заслужили право назы ваться передовыми. Часто нарушал дисциплину старший матрос Игнатьев. Агитатор отсека стар шина 2 статьи Губилев много поработал с ним. В индивидуальных беседах он указы вал. как надо выполнять приказ команди ра. Теперь за тов. Игнатьевым не наблю дается случаев нарушения дисциплины. Старшина 2 статьи Губилев шипоко ис пользует в своей работе газеты. Получив свежую газету, он часто читает своим то варищам поучительные материалы о луч ших воинах флота, о дисциплине и т. д. Нередко обращается он к стенной печати. Однажды при выполнении боевой задачи старший матрос Игнатьев показал нетвер дое знание инструкций, нечетко испол нил приказ командира. Старшина Губилев выступил в очередном номере боевого ли стка с критикой в адрес Игнатьева. Борьбу за высокую воинскую дисципли ну на корабле мы стремимся увязать с глубоким изучением моряками своих спе циальностей, умелым обслуживанием по рученных заведываний, со строгим выпол нением инструкций и наставлений по об служиванию боевой техники. Большое внимание при этом уделяется пропаганде передового опыта. На корабле проводятся технические конференции, на которых выступают лучшие специалисты. Практи куются выступления отличников и клас сных специалистов перед личным со ставом. Так, состоялись выступления пе редовых воинов на темы: «Как я изучаю свою специальность», «Как я добился от личного содержания боевого поста» и дру гие. Интересным было выступление чле на бюро Твердохлеба о том, как он со вершенствует свои знания по специально сти, стремится точно выполнять требова ния инструкций и наставлений. Систематически проводятся также вече ра отличников, имеющие большое воспи тательное значение. С успехом прошел, например, вечер «Как я готовлюсь к выполнению боевых задач». Содержатель но выступили на нем классные специали сты Твердохлеб, Шишмаков и другие. Они не только делились передовым опытом, но и критиковали нерадивых матросов. В целях борьбы за высокую воинскую дисциплину используются и боевые тра диции. На примерах воинской доблести героев боев показываем как необходима высокая сознательная дисциплина для победы в бою. Недавно проведены бе седы на темы: «Советский Военно-Мор ской Флот в Великой Отечественной вой не», «История и славные традиции нашей части», «История нашего корабля». Пе ред личным составом выступил участник штурма Зимнего дворца и Великой Отече ственной войны бывший моряк Балтий ского флота тов. Окунев. Немалую роль в воспитании высокодис- циплинированных моряков имеет нагляд ная агитация. В кубрике личного состава вывешены красочные плакаты: «Твердая воинская дисциплина — залог успеха в учебе», «Свято и нерушимо соблюдай Во енную присягу». На видном месте поме щены текст Военной присяги, выдержки из уставов и высказываний В. И. Ленина и продолжателя его дета И. В. Сталина о необходимости крепкой воинской дисци плины для поддержания высокой боего товности войск. Агитационно-массовая работа по укре плению воинской дисциплины дает своп результаты. Растут ряды отличников и классных специалистов. Число дисципли нарных нарушений за последнее время значительно снизилось. Укрепление дис циплины способствует более глубокому изучению моряками своих специальностей. Последнюю задачу личный состав выпол нил с отличной оценкой. Командир части поблагодарил экипаж лодки за хорошую подготовку. Однако надо сказать, что на корабле еще есть отдельные недостатки в агитацион но-массовой работе по укреплению воин ской дисциплины. Не всегда умело увязы ваются повседневные практические зада чи с требованиями Присяги и уставов. Недостаточно еще бесед проводят агитато ры^ по воинским уставам, особенно по Ко рабельному уставу и Уставу внутренней службы. Устранение этих недостатков будет способствовать дальнейшему повы шению боеготовности корабля. Старший лейтенант П. ШУСТОВ. На сигнальном мостмке Высоко над палубой корабля, на мости ке, разбившись на две группы, трениру ются сигнальщики. Вооружившись флаж ками, они передают друг другу семафор. Мичман с секундомером в руках проверяет их работу. Стрелка быстро бежит по ци ферблату. — Стоп! — командует мичман и на жимает головку секундомера. — На чем остановились? — спрашивает командир матроса, передававшего семафор. Подчиненный показывает в книге ме сто, на котором он остановился. Командир подсчитывает; — Хорошо! — говорит он, обращаясь к матросу Астафьеву. — Сегодня все вы полнили нормативы. Счастливая улыбка озаряет обветренное лицо моряка. Не зря трудился он в тече ние многих дней. — Но отдельные буквы вы выписы ваете нечетко. Торопитесь. Например, «еры» у вас похоже на «мыслете». Нуж но вертикально ставпть левую руку. В нашем сигнальном деле точность — глав ное! После этого мичман берет флажки и четко пишет, показывая, как нужно пра вильно, разборчиво и быстро передавать сигнал. Матрос Астафьев внимательно следит за каждым движением командира. Опыт ный специалист доходчиво об’ясняет и показьгвает практически каждое дейст вие. Руки его, словно автоматически, вы черчивают в воздухе букву за буквой, слово за словом. — Вот так и надо, — коротко говорит командир, передавая матросу флажки. — Ошибку исправлю, товарищ мич ман, — решительно заявляет моряк. Потом мичман проверяет действия дру гих моряков. Старший матрос Мусихпн начал пе редавать сигнал матросу Ильину. Тот принимает и докладывает мичману. Все идет хорошо. Командир доволен успехами своих воспитанников. Через некоторое время командир поменял их местами. Ма трос Ильин начал передавать текст. Ра ботал он быстрее, чем Мусихин. Командир вдруг приказал прекратить передачу семафора и обратился к матросу: — Вы, товарищ И л ь и н , хорошо прини мали текст, а вот передаете хуже. Отдель ные знаки даете нечетко. Быстрота ни в коем случае не должка идти в ущерб чет кости передачи. После каждого передавае мого слова надо делать паузу для получе ния ответа принимающего. Мичман напомнил матросу случаи из опыта своей десятилетней службы. Как- то один из сигнальщиков передавал приказание. В надежде на то, что прини мающий его понимает полностью, он не делал пауз. В результате, получилась большая путаница. Затем командир взял флажки и показал, как надо правильно делать паузу. — Теперь вам понятно, товарищ Иль ин? — спросил мичман. Получив разрешение, матрос взял сиг нальные флажки и начал передавать зна ки своему товарищу. Мичман — хороший командир, умелый воспитатель подчиненных. Он всей душой любит свою специальность, настойчиво и терпеливо передает полученные знания молодежи, учит подчиненных мастерству. Его подчиненные — дисциплинированные моряки. — Окончить тренировки, — приказы вает командир. Сигнальщики аккуратно и быстро скла дывают флажки, зачехляют приборы. Командир делает краткий разбор, отме чает достижения, особо подчеркивая при этом имеющиеся недостатки, указывает, как их изжить. — По разрешению командира залтра будем мыть и красить все наше хозяйство на мостике. Помните, что по шлюпке уз нают, каков боцман, а по мачте — что за сигнальщики. — Сделаем, товарищ мичман. ...На посту, куда ни кинешь взгляд, — всюду образцовый порядок. В ячейках флажной сетки лежат аккуратно сложен ные чистые флаги. Сигнальщики выстира ли их с особой тщательностью, и они поч ти ничем не отличаются от новых. Каж дая сетка с флагами покрыта чистым бре зентом. В полной чистоте содержатся и оптические приборы. Коммуниста любят и уважают на ко рабле. А сигнальщики видят в своем командире пример того, как надо честно и добросовестно служить Родине. Главный старшина П. ЗЕЛЕНКОВ. Он отличился на стрельбах Батарея Н. выполняла очередную артил лерийскую стрельбу. Действия личного состава получили высокую оценку. Вои ны продемонстрировали свое возросшее ог невое мастерство. При решении задачи особенно умело и расторопно выполнял свои обязанности отличник боевой и политической подго товки комсомолец сержант Мурашов. Это является достойным ответом на решений июльского Пленума ЦК КПСС. Текст и фото старшего матроса Н. МАМОНТОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz