На страже Заполярья. 1955 год. Август.

2 . Н а с т р а ж е З а п о л я р'ь~я 10 августа 1955 г., № 138 (5340). Срочное погружение Пройдя узкость, подводная лодка взя­ ла курс в открытое море. Очередной учеб­ но-боевой поход начался. Матросы и стар­ шины под руководством офицеров присту­ пили к практическим занятиям. Моряки внимательно несут вахту у двигателей и механизмов. Они хорошо понимают, что в море должны действовать, как в бое­ вом походе. Бдительность сейчас особенно нужна. Она — залог обеспечения беспе­ ребойной работы технических средств, ма­ неврирования корабля, соблюдения скрыт­ ности плавания. Надо постоянно поддер­ живать готовность к выполнению боевых задач. Сигнальщик старший матрос Кочетов пристально осматривает горизонт. Вот да­ леко в небе он заметил быстро увеличи­ вающуюся точку. — Самолет, справа... угол места.., — четко доложил он вахтенному офицеру. Лейтенант посмотрел в указанном нап­ равлении и уверенно подал команду: — Беем вниз. Стоп дизель. Срочное погружение! Команда не застала подводников врас­ плох. Каждый матрос, старшина и офи­ цер твердо знал свои обязанности при данном маневре, работал быстро, слажен­ но, без суеты. Опытные мотористы Тка­ ченко, Куликов и другие в считанные се­ кунды остановили дизель и герметизиро­ вали свой отсек. Расторопно, со знанием дела действовали трюмные во главе со старшиной, электрики. Лодка своевремен­ но ушла на заданную глубину. Она уже была под водой, когда самолет появился над нею. Срочное погружение — важный маневр подводной лодки. Он имеет огромное зна­ чение не только в условиях военных дей­ ствий, но и в обычном учебном походе. Если, скажем, лодка идет под периско­ пом и на ее пути неожиданно появилось судно, она должна срочно уйти на безо­ пасную глубину, чтобы уклониться от та ­ рана. Особую роль, конечно, данный маневр играет в бою. Опыт Великой Отечествен­ ной войны наглядно подтверждает это. На тех кораблях, где бдительность наблюда­ телей была притупленной, действия вах­ тенной службы по осуществлению срочно­ го погружения не отличались должной на­ тренированностью, там имели место сры­ вы в выполнении боевых заданий коман­ дования и ничем не оправданные потери. Прославленный подводник-североморец Герой Советского Союси Лунин учил вах­ тенных офицеров и всех подчиненных: «Лучше десять раз погрузиться, приняв чайку за самолет, чем один раз не уйти на глубину, приняв самолет за чайку». Лодка Лунина всегда действовала скрытно для врага, наносила по нему неожидан­ ные и сокрушительные торпедные удары. Она потопила 17 фашистских кораблей. В современном бою, ч в связи с по­ явлением реактивной авиации, значение срочного погружения в боевой деятельно­ сти подводных лодок возросло неизмеримо. Сейчас подводная л,дка должна быть способной уйти на безопасную глубину в срок, исчисляемый секундами. Иначе са­ молеты могут легко обнаружить ее и уничтожить. Поэтому матросам, старши­ нам и офицерам нужно иметь высокую натренированность в выполнении этого маневра. Какие требования в связи с этим пред’- являются к личному составу корабля? Каждый моряк и особенно вахтенный офи­ цер обязан твердо знать свою смену, ор­ ганизацию службы, устройство и такти­ ко-технические данные корабля, соответ­ ствующую инструкцию и уставные поло­ жения. Важно, чтобы действия моряков по осуществлению срочного погружения отрабатывались в строгой последователь­ ности. Первоначально это делается в базе. Здесь моряки приобретают навыки по правильному приготовлению материаль­ ной части и особенно системы погруже­ ния и всплытия. Сигнальщики учатся быстро уходить с мостика внутрь лодки, вахтенный офицер — четко и правильно подавать соответствующие команды в центральный прст на телеграф, а также быстро закрывать верхний рубочный люк. Все это нужно уметь делать в счи­ танные секунды. Если у подводников нет таких навыков, в море, при погруже­ нии на глубину, они допускают ошибки, нередко чреватые серьезными последст­ виями. Например, в практике слабо подго­ товленных вахтенных офицеров наблю­ даются следующие случаи. Об’явив сроч­ ное погружение, такой офицер убегает с мостика вниз, задраивает люк, а сиг­ нальщика оставляет наверху. Иногда же, начав маневр, он забывает, что нужно закрыть верхний рубочный люк. Или, ху­ же того, люк закрывает, а дизеля не останавливает. В результате этого может возникнуть большой вакуум, вызывающий у моряков травмы барабанных перепонок. Кроме того, неопытный вахтенный офицер не всегда своевременно продувает систер- ну быстрого погружения, закрывает вен­ тиляцию систерн средней и главного балласта. Чтобы таких или подобных явлений не допускать, необходимо кропотливо и регу­ лярно тренироваться, выполнять приемы сначала медленно, а потом по нормати­ вам. В море на первой стадии практических занятий срочное погружение отрабатывает­ ся личным составом без применения си- стерны быстрого погружения сначала на стопе, потом под электромоторами и, на­ конец, под дизелем. Переход от одного эта­ па к другому, более сложному, должен быть строго последовательным. Только после того, как командир убедится, что экипаж действует верно, что каждый мо­ ряк прочно усвоил свои обязанности и выполняет их четко, он может начать тренировки всех боевых смен с заполнен­ ной систерной быстрого погружения под электромоторами и дизелем. Срочное по­ гружение считается отработанным .тишь при условии, когда все вахтенные офице­ ры, все матросы и старшины действуют на командном пункте и боевых постах правильно, расторопно, умело. И последнее, на чем хочется остано­ виться. — это дисциплина и организован­ ность личного состава, являющиеся, как и во всяком деле, основой успеха сроч­ ного погружения. Если на корабле пет должного уставного порядка — нет^ и действительно боевого экипажа, способно­ го одержать победу над врагом. На днях подводная лодка выходи­ ла в море. Контрольная проверка органи­ зации и действий личного состава при срочном погружении дала хорошие резуль­ таты. Экипаж действовал слаженно, как в бою. Лодка ушла на заданную глуби­ ну, отлично выполнив маневр. Офицер Г. ГОРБУНОВ. „ Д е с а н 1 К в ы с а д к е IL Звучит команда: «Десант, к высадке!». Быстро, один за другим матросы поки^ дают судно и развертываются в боевой порядок. Завязался бой за первую траншею «про­ тивника». Траншея занята. Подразделение идет ко второй Бой завязывается в глу­ бине между первой и второй траншеями. Цепь подразделения приближается ко второй траншее. Неожиданно «противник» открывает артиллерийский огонь. То тут, то там слышны разрывы снарядов. Коман­ дир взвода старший лейтенант Денисевич дает команду: — Взводу из зоны артогня, броском, вперед! Взвод благополучно выходит из зоны огня и стремительно идет к траншее. Раз­ дается команда: «Гранатой, огонь!». Громкое матросское «ура» дает знать, что вторая траншея взята. Действия в глубине обороны характери­ зуются многочисленными неожиданностями для наступающих. Слева заработал пулемет «противника», который стал мешать про­ движению цепи. В ответ застрекотал пуле­ мет старшего матроса Проценко. Несколь­ ко очередей, и «противник» подавлен. Вско­ ре раздался взрыв гранаты у амбразуры дота «противника». Это кто-то подполз к огневой точке и забросал ее гранатами. Цепь продолжает двигаться вперед. Так повышают боевое мастерство мор­ ские пехотинцы. Матрос Д. ЧЕЛЯДИНОВ. Более семнадцати лет служит на подводных лодках мичман Александр Евдокимович Коровин. З а свою службу он обучил специальности много старшин и матросов, которые стали т а кж е отличными специалистами — мастерами военного дела. НА СНИМКЕ : мичман А. Коровин проводит со своими подчиненными занятие по специальности. ^ Фото II. Никишова. С о в е т ы о ф и ц е р а с т а р ш и н е Тренировки д а л ьн оме рщик о в Наряду с современными радиотехниче­ скими средствами обнаружения противни­ ка и наблюдения за ним на кораблях, как известно, имеются и оптические приборы. К сожалению, им не всегда уделяется должное внимание. А нельзя забывать, что оптические средства наблюдения (дальномеры, визиры и т. д.) отличаются большой живучестью и при хорошей под­ готовке и натренированности личного со­ става дают точные копрдпнаты цели для выработки необходимых данных. В бою может случиться так, что радиотехниче­ ские средства будут выведены из строя, забиты помехами противника. В мирный период боевой подготовки также бывают случаи, когда нет возможности использо­ вать радиотехнические средства по тем или иным причинам. Во всех этих случа­ ях приходится полагаться на оптические средства наблюдения. Для того, чтобы всегда быть уверен­ ным в правильности и точности данных, поступающих от визира или дальномера, необходимо планомерно, настойчиво учить личный состав, обслулшвающнй оптиче­ ские приборы, максимально прибли­ зить его учебу к требованиям совре­ менного боя. Следует усложнять условия тренировок личного состава, используя для этого как всевозможные вводные, так и природные трудности (дымка, туман, доя:дь, слепящее солнце, качка и т : д.). Если дальномерщик пли визирщик на­ учится в мирное время уверенно и точно работать в сложной обстановке, то он не подведет и в бою. Прежде 4t‘M приступить к регулярным тренировкам личного состава, нужно убе­ диться в твердом знании матросами и старшинами материальной части и правил ее эксплуатации, ибо без таких знаний невозможно добиться хороших результатов на практических занятиях. Начальный этап тренировок — простые условия, т. е. при хорошей видимости, на спокойной во­ де. с неподвижного корабля по неподвиж­ ной цели. Принцип — от простого к сложному. Затем следует учить подчинен­ ных вырабатывать точные данные с под­ вижного корабля по неподвижной цели или наоборот, добиваясь при этом того, чтобы дальномерщик почувствовал разни­ цу между работой по неподвижной и под­ вижной целям, умел выбирать метод наб­ людения в зависимости от характера цели и правильно нм пользовался. Следующим этапом обучения являются тренировки с подвижного корабля по подвижной цели. Для этого необходимо использовать каждый выход в море, что имеет особенно важное значение. Здесь руководитель должен быть постоянно вни­ мателен, ибо малейшая неточность в рабо­ те дальномерщика, если ее во-время не за­ метить, войдет у воина в привычку, от второй трудно будет отучить. Тренщювка должна проводиться в течение 15— 25 минут, после чего нужно сделать пере­ рыв. Каждое занятие необходимо контролиро­ вать, указывая на ошибки в работе, и обязательно фиксировать их путем записи измерений с последующей оценкой работы каждого дальномерщика. После достиже­ ния хороших результатов можно перехо­ дить к тренировкам в усложненных усло­ виях: в тумане, дьгмке. на качке и т. д. Из всех перечисленных видов учебы осо­ бо следует остановиться на тренировках во время качки. Упражнениям личного состава кораблей на качке в последнее время придается наиболее важное значение. П эго не слу­ чайно. Качка, как известно, отрицательно влияет на боеспособность личного соста­ ва. Тренировки на качке можно подразде­ лить на тренировки в условиях фактичес­ кой качки корабля и тренировки при ими­ тации качки корабля. Первый вид практических занятий ор­ ганизуется обычным порядком, причем, результаты нужно обязательно фиксиро­ вать (лучше всего путем записи на гра­ фике) и оценивать. В этом случае боль­ шое значение имеет работа наводчиков дальномера, обязанности которых — удер­ жать свои нити на цели. Вся тренировка должна длиться не более 1 0— 15 минут, чтобы не утомлялись глаза. Второй вид практических занятий тре­ бует более четкой организации и подго­ товки личного состава, особенно наводчи­ ков. Они должны ясно представлять себе физический процесс качки, ее закономер­ ность, знать период качки своего кораб­ ля. Такие занятия можно проводить даже при стоянке в базе. На корабле, где служит старшина 2 статьи Сыров, эти тренировки органи­ зуются и проводятся следующим образом. Личный состав занимает заранее указан-, ные места. Руководитель занятий напоми­ нает каждому воину, как он должен ра­ ботать. В этом случае качка имитируется механизмами наведения дальномера вруч­ ную, причем, вертикальный наводчик дальномера должен опускать и поднимать горизонтальную нить относительно цели, а горизонтальный наводчик — отводить вертикальную нить в сторону от цели. Скорость вращения маховиков наведения при этом должна быть такой, чтобы пе­ риод колебания нити относительно цели был, примерно, равен периоду качки ко­ рабля. На опыте проверено, что такая совместная работа наводчиков создаст ви­ димость качки, приближающуюся по свое­ му характеру к естественной качке ко­ рабля. Задачи измеряющего в этом слу­ чае заключаются в том, чтобы «выби­ рать» качку маховиком точной установ­ ки по высоте, и в момент наиболее близ­ кого нахождения ромба у цели произво­ дить измерение дистанции. Такие тренировки с имитацией качки дают хорошие !результаты и, главное, приучают расчет дальномера к работе при неустойчивой палубе корабля. Необходимо отмстить, что работа при имитации качки безусловно отличается от работг»! в условиях фактической качки, но зато является очень хорошим видом учебы в перерывах между выходами ко­ рабля в море. Особое внимание на трени­ ровках личного состава в условиях кач­ ки необходимо обращать на устойчивость измерений, она резко падает за счет оши­ бок в измерениях, дополнительно вноси­ мых качкой, а точность измерений прак­ тически остается постоянной. Нужно при­ учать дальномерщика «давать» дистанцию только в момент кажущегося совмеще­ ния ромба с целью, а не гнаться за чи­ слом измерений, которое может быть боль­ шим, но срединная ошибка будет на­ столько велика, что затруднит работу других номеров. В отличие от тренировок на фактической качке, в данном случае стабилизацию дальномеров включать не рекомендуется. Таким же образом можно организовать и практические занятия с визпрщиками. Результаты тренировок необходимо также фиксировать путем записи откло­ нений нити от указанной кромки цели. Для этого можно с успехом использовать вертикальную и горизонтальную шкалы в оптике визира. При учебе внзирщпков с имитацией качки следует использовать стабилизацию оптики. Необходимо отметить еще раз, что тре­ нировки дальномерщиков обязательно должны быть регулярными и последова­ тельными. Только в этом случае они дадут положительные результаты. Офицер В. БОЛЬШАКОВ. Воспитание воинов в духе высокой воинской дисциплины Из опыта агитационно-массовой работы на корабле Дежурный по низам отдал приказание открыть радиолокационную вахту. Матрос Бортник не спешил выполнить приказа­ ние. Вахтенный офицер вскоре запросил результаты радиолокационного обзора. Оказалось, что матрос Бортник еще не от­ крыл вахту. В это время погода была штормовой. Корабль входил в полосу тумана. Из-за недисциплинированности Бортника подвод­ ная лодка могла столкнуться со встречным судном и получить повреждение. Матрос Бортник был наказан команди­ ром. Его проступок строго осудили со­ служивцы. Но мы не ограничились этим. Данный случай подсказал, что у нас еще не все сделано для воспитания вои­ нов в духе высокой воинской дисципли­ ны и своевременного выполнения приказов командира. Эти вопросы были обсуждены на комсомольском собрании, им стало еще больше уделяться внимания в агитацион- но-массовой работе. Высокая воинская дисциплина — неотъ­ емлемое качество советского военного мо­ ряка. Она является основой высокой бое­ вой готовности корабля. Особенно важна роль крепкой воинской дисциплины и уставного порядка на подводном корабле, где от каждого члена экипажа во многом зависит его живучесть и успех выполне­ ния боевой задачи. На подводной лодке систематически ве­ дется работа по укреплению воинской дисциплины. Для этого используются раз­ личные формы работы с личным составом. Всю воспитательную работу на корабле возглавляет командир-единоначальник. Он направляет усилия партийного и ком­ сомольского актива на воспитание у мо­ ряков высоких морально-боевых качеств, заботится о том, чтобы на корабле был всегда твердый уставной порядок. Коман­ дир направляет деятельность партийной и комсомольской организаций, тесно связан с ними. Старший матрос Кокшаров однажды проявил грубость со старшими. Командир сам побеседовал с этим матросом и обра­ тил на него внимание комсомольской орга­ низации. Член комсомольского бюро Твер- дохлеб часто беседовал с Кокшаровым ин­ дивидуально. раз’яснял необходимость строгого выполнения требований Присяги и уставов. Много пришлось поработать с воином, прежде чем он стал исправно слу­ жить. Большую роль в укреплении воинской дисциплины сыграли комсомольские собра­ ния с такими повестками дня, как: «Вы­ сокая воинская дисциплина — долг каж­ дого комсомольца», «Моральный облик комсомольца-воина» и другие. На первом из этих собраний выступили старший ма­ трос Бутузов, старшина 2 статьи Губи- лев и другие. Они подвергли критике комсомольцев Пуртова. Платонова. Крити­ ческие выступления комсомольцев на этом собрании показали, что они непрюпгримо относятся к нарушителям дисциплины. Агитационно-массовая работа играет важную роль в укреплении дисциплины. С беседами о значении воинской дисци­ плины в боеготовности корябля выступают офицеры, старшины и агитаторы. Так, были проведены беседы на темы: «Свяго соблюдать требования уставов и Прися­ ги», «Присяга — священная клятва вои­ на на верность Родине» и другие. Коман­ дир провел беседу: «Корабельный устав — закон жизни военного моряка». Значительную помощь командиру ока­ зывают агитаторы. Находясь всегда среди личного состава, они систематически раз'ясняют решения партии и правитель­ ства, требования Присяги и уставов. Большую работу среди личного состава ведет агитатор Плашенко. Пмея большой опыт службы, он умело раз'ясняет необ­ ходимость высокого уставного порядка на корабле. Агитатор проводил беседы на та ­ кие темы, как: «Служи по уставу — за­ воюешь честь и славу», «Отличная под­ готовка боевого поста к походу — залог успешного выполнения поставленной за­ дачи». Когда на корабль пришли молодые матросы, Плашенко провел с ними беседу: «Приказ командира — закон для подчи­ ненного». Агитатор использует в своей работе и боевые традиции. С успехом прошли его беседы о героях-североморцах Гаджиеве и Фисановиче. Корабельные агитаторы ведут значи­ тельную индивидуальную работу с нару­ шителями дисциплины. Как-то моряки Балашов н Маслов совершили проступок. Агитатор старшина 2 статьи Губилев по­ беседовал с ними, помог им до конца осо­ знать свою вину. Скоро хорошей службой эти воины вновь заслужили право назы­ ваться передовыми. Часто нарушал дисциплину старший матрос Игнатьев. Агитатор отсека стар­ шина 2 статьи Губилев много поработал с ним. В индивидуальных беседах он указы­ вал. как надо выполнять приказ команди­ ра. Теперь за тов. Игнатьевым не наблю­ дается случаев нарушения дисциплины. Старшина 2 статьи Губилев шипоко ис­ пользует в своей работе газеты. Получив свежую газету, он часто читает своим то­ варищам поучительные материалы о луч­ ших воинах флота, о дисциплине и т. д. Нередко обращается он к стенной печати. Однажды при выполнении боевой задачи старший матрос Игнатьев показал нетвер­ дое знание инструкций, нечетко испол­ нил приказ командира. Старшина Губилев выступил в очередном номере боевого ли­ стка с критикой в адрес Игнатьева. Борьбу за высокую воинскую дисципли­ ну на корабле мы стремимся увязать с глубоким изучением моряками своих спе­ циальностей, умелым обслуживанием по­ рученных заведываний, со строгим выпол­ нением инструкций и наставлений по об­ служиванию боевой техники. Большое внимание при этом уделяется пропаганде передового опыта. На корабле проводятся технические конференции, на которых выступают лучшие специалисты. Практи­ куются выступления отличников и клас­ сных специалистов перед личным со­ ставом. Так, состоялись выступления пе­ редовых воинов на темы: «Как я изучаю свою специальность», «Как я добился от­ личного содержания боевого поста» и дру­ гие. Интересным было выступление чле­ на бюро Твердохлеба о том, как он со­ вершенствует свои знания по специально­ сти, стремится точно выполнять требова­ ния инструкций и наставлений. Систематически проводятся также вече­ ра отличников, имеющие большое воспи­ тательное значение. С успехом прошел, например, вечер «Как я готовлюсь к выполнению боевых задач». Содержатель­ но выступили на нем классные специали­ сты Твердохлеб, Шишмаков и другие. Они не только делились передовым опытом, но и критиковали нерадивых матросов. В целях борьбы за высокую воинскую дисциплину используются и боевые тра­ диции. На примерах воинской доблести героев боев показываем как необходима высокая сознательная дисциплина для победы в бою. Недавно проведены бе­ седы на темы: «Советский Военно-Мор­ ской Флот в Великой Отечественной вой­ не», «История и славные традиции нашей части», «История нашего корабля». Пе­ ред личным составом выступил участник штурма Зимнего дворца и Великой Отече­ ственной войны бывший моряк Балтий­ ского флота тов. Окунев. Немалую роль в воспитании высокодис- циплинированных моряков имеет нагляд­ ная агитация. В кубрике личного состава вывешены красочные плакаты: «Твердая воинская дисциплина — залог успеха в учебе», «Свято и нерушимо соблюдай Во­ енную присягу». На видном месте поме­ щены текст Военной присяги, выдержки из уставов и высказываний В. И. Ленина и продолжателя его дета И. В. Сталина о необходимости крепкой воинской дисци­ плины для поддержания высокой боего­ товности войск. Агитационно-массовая работа по укре­ плению воинской дисциплины дает своп результаты. Растут ряды отличников и классных специалистов. Число дисципли­ нарных нарушений за последнее время значительно снизилось. Укрепление дис­ циплины способствует более глубокому изучению моряками своих специальностей. Последнюю задачу личный состав выпол­ нил с отличной оценкой. Командир части поблагодарил экипаж лодки за хорошую подготовку. Однако надо сказать, что на корабле еще есть отдельные недостатки в агитацион­ но-массовой работе по укреплению воин­ ской дисциплины. Не всегда умело увязы­ ваются повседневные практические зада­ чи с требованиями Присяги и уставов. Недостаточно еще бесед проводят агитато­ ры^ по воинским уставам, особенно по Ко­ рабельному уставу и Уставу внутренней службы. Устранение этих недостатков будет способствовать дальнейшему повы­ шению боеготовности корабля. Старший лейтенант П. ШУСТОВ. На сигнальном мостмке Высоко над палубой корабля, на мости­ ке, разбившись на две группы, трениру­ ются сигнальщики. Вооружившись флаж­ ками, они передают друг другу семафор. Мичман с секундомером в руках проверяет их работу. Стрелка быстро бежит по ци­ ферблату. — Стоп! — командует мичман и на­ жимает головку секундомера. — На чем остановились? — спрашивает командир матроса, передававшего семафор. Подчиненный показывает в книге ме­ сто, на котором он остановился. Командир подсчитывает; — Хорошо! — говорит он, обращаясь к матросу Астафьеву. — Сегодня все вы­ полнили нормативы. Счастливая улыбка озаряет обветренное лицо моряка. Не зря трудился он в тече­ ние многих дней. — Но отдельные буквы вы выписы­ ваете нечетко. Торопитесь. Например, «еры» у вас похоже на «мыслете». Нуж­ но вертикально ставпть левую руку. В нашем сигнальном деле точность — глав­ ное! После этого мичман берет флажки и четко пишет, показывая, как нужно пра­ вильно, разборчиво и быстро передавать сигнал. Матрос Астафьев внимательно следит за каждым движением командира. Опыт­ ный специалист доходчиво об’ясняет и показьгвает практически каждое дейст­ вие. Руки его, словно автоматически, вы­ черчивают в воздухе букву за буквой, слово за словом. — Вот так и надо, — коротко говорит командир, передавая матросу флажки. — Ошибку исправлю, товарищ мич­ ман, — решительно заявляет моряк. Потом мичман проверяет действия дру­ гих моряков. Старший матрос Мусихпн начал пе­ редавать сигнал матросу Ильину. Тот принимает и докладывает мичману. Все идет хорошо. Командир доволен успехами своих воспитанников. Через некоторое время командир поменял их местами. Ма­ трос Ильин начал передавать текст. Ра­ ботал он быстрее, чем Мусихин. Командир вдруг приказал прекратить передачу семафора и обратился к матросу: — Вы, товарищ И л ь и н , хорошо прини­ мали текст, а вот передаете хуже. Отдель­ ные знаки даете нечетко. Быстрота ни в коем случае не должка идти в ущерб чет­ кости передачи. После каждого передавае­ мого слова надо делать паузу для получе­ ния ответа принимающего. Мичман напомнил матросу случаи из опыта своей десятилетней службы. Как- то один из сигнальщиков передавал приказание. В надежде на то, что прини­ мающий его понимает полностью, он не делал пауз. В результате, получилась большая путаница. Затем командир взял флажки и показал, как надо правильно делать паузу. — Теперь вам понятно, товарищ Иль­ ин? — спросил мичман. Получив разрешение, матрос взял сиг­ нальные флажки и начал передавать зна­ ки своему товарищу. Мичман — хороший командир, умелый воспитатель подчиненных. Он всей душой любит свою специальность, настойчиво и терпеливо передает полученные знания молодежи, учит подчиненных мастерству. Его подчиненные — дисциплинированные моряки. — Окончить тренировки, — приказы­ вает командир. Сигнальщики аккуратно и быстро скла­ дывают флажки, зачехляют приборы. Командир делает краткий разбор, отме­ чает достижения, особо подчеркивая при этом имеющиеся недостатки, указывает, как их изжить. — По разрешению командира залтра будем мыть и красить все наше хозяйство на мостике. Помните, что по шлюпке уз­ нают, каков боцман, а по мачте — что за сигнальщики. — Сделаем, товарищ мичман. ...На посту, куда ни кинешь взгляд, — всюду образцовый порядок. В ячейках флажной сетки лежат аккуратно сложен­ ные чистые флаги. Сигнальщики выстира­ ли их с особой тщательностью, и они поч­ ти ничем не отличаются от новых. Каж­ дая сетка с флагами покрыта чистым бре­ зентом. В полной чистоте содержатся и оптические приборы. Коммуниста любят и уважают на ко­ рабле. А сигнальщики видят в своем командире пример того, как надо честно и добросовестно служить Родине. Главный старшина П. ЗЕЛЕНКОВ. Он отличился на стрельбах Батарея Н. выполняла очередную артил­ лерийскую стрельбу. Действия личного состава получили высокую оценку. Вои­ ны продемонстрировали свое возросшее ог­ невое мастерство. При решении задачи особенно умело и расторопно выполнял свои обязанности отличник боевой и политической подго­ товки комсомолец сержант Мурашов. Это является достойным ответом на решений июльского Пленума ЦК КПСС. Текст и фото старшего матроса Н. МАМОНТОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz