На страже Заполярья. 1955 год. Август.
2 . На с т р а ж е З а п о л я р ь я 9 августа 1955 г., № 187 (5339). Знание оружия—главное в боевом мастерстве Корабли нашего флота оснащены пер воклассной сложней боевой техникой. От ос блютпздиой работы зависит успех вы- полЕештя поставленных перед моряками задач. Каждый прибор, механизм, агрегат представляет собою совокупность взаимо- действуюогих деталей и узлов. Это вза имодействие оснаитию, главным образом, на физико-химических явлениях. Первый шаг матроса в освоении своего заведыва- ния и заключается в общем знакомстве с принципами ятлешш и законов, соглас но которым работает тот или иной меха низм. агрегат, прибор. Культура и грамотность в эксплуатации техпики — это, прежде всего, соблюдение нормальных условий ее работы и содер жание в образцовом порядке. Возьмем, к примеру, простейший прибор — элек трическую лампочку. Для того, чтобы она нормально работала, ей необходимо создать такое напряжение тока, на которое она рассчитала. Превышение его вызовет прежде©ременный выход из строя элек тролампы. А для подшипника требуются вполне определенные сорт и вязкость мас ла, количество смазочного материала, про ходящего через подшипник в единицу времени. Отклонение от нормы ухудшает смазку, повышает нагрев трущихся дета лей и ©следствие этого вызывает их пов реждение. Невозможно перечислить все те условия, которые необходимо создавать тому или иному механизму для его нормальной ра боты. Каждый специалист должен отлич но знать условия работы всех деталей своего заведывания. И не только знать, но и уметь обеспечить их. В противном случае он не сможет хорошо выполнить возложенные на него обязанности. Приве ду примеры. На ©оздуходувке двигателя гайки обоймы подшипника закрепляются одной шплинтовочной проволокой вкруго вую. А на одном из кораблей при ремон те зашплинтовали каждую гайку отдель но. В результате часть шпилек вместе с гайками от вибрации отдалась, обойма сдвинулась и подшипник поломался. Из вестно. что двум соприкасающимся про водникам, по которым идет электрический ток, необходим надежный контакт. Пначе в месте соприкосновения получается чрез мерный нагрев металла. На корабле Н. это условие не было соблюдено — клем мы аккумулятора плотно не поджаты. Из-за этого при прохождении тока они расплавились. Аккумулятор вышел из строя. Высокая техническая культура немыс лима без строжайшего соблюдения норм и правил предупредительных мероприя тий. Наша техника совершенна, надеж на. служит очень долго. Но если матрос не любит ее. ухаживает за ней плохо, нарушает инструкции, то она выходит из строя преждевременно. В практике бывает, что два совершенно одинаковых и одно временно изготовленных механизма изна шиваются в различные сроки, хотя они работают равное количество часов и, на первый взгляд, в одних и тех же усло виях. В чем же дело? Возьмем две про стейших трюмных помпы. Предположим, что в одной смена масла производится в строго установленные сроки, зазоры за меряются своевременно и постоянно нахо дятся в норме. В другой же все это не соблюдается. В результате детали второй помпы износятся значительно раньше первой, несмотря на то, что нагрузку они получили одинаковую. Г р ам о тн о э к с п л у а т и р о в а т ь и п о с то янн о и зу ч а т ь вверенную техни ку Огромную роль в «продлении жизни» техники, в поддержании ее в постоянной богвой готовности играет осмотр механиз мов. Подводная лодка Н. совершила дли тельное плавание в сложных условиях. В этом трудном походе мотористы, электри ки, трюмные, невзирая на большие тяго ты походной жизни и непрерывную рабо ту почти всех своих заведываний, точно выдерживали нормы и сроки осмотров и замеров механизмов и устройств, своевре менно устраняли замеченные неполадки. Поэтому материальная часть на всех бое вых постах на протяжении всего похода была исправной, действовала безотказно. Но осмотры дают свои результаты лишь тогда, когда матрос технически грамотен. Вопрос опять-таки упирается в мастер ство. в отличное знание специальности. Приходится еще встречаться и с такими фактами. На корабле Н. осмотры прово дились регулярно. Но там не обратили внимание на то, что воздушный компрес сор длительное время имел повышенное давление на одной из ступеней. В резуль тате излишняя нагрузка увеличила износ деталей. Для того, чтобы культурно и грамотно использовать технику, матросу необходимо отлично знать инструкции по приготовле нию, пуску и обслуживанию приборов и механизмов. Каждому специалисту надо отчетливо понять, что инструкция яв ляется результатом длительного опыта большого количества людей, научных вы водов и расчетов, подтвержденных прак тикой. Поэтому инструкции должны неу коснительно выполняться каждым матро сом и старшиной. Общеизвестно, что температура воды, охлаждающей двигатели, должна быть строго определенной. Всякое отступление — не просто нарушение установленной нормы, а игнорирование теоретического расчета и практического опыта. Это чре вато нежелательными последствиями. Между тем, отдельные матросы недо оценивают инструкции, считают их неко торые требования излишними и поступа ют по-своему. Действительно, можно, например, теоретически доказать, что при работе с электроаппаратами нет необхо димости их отключать из-под тока. Одна ко практика, исчисляемая десятками лет, учит, что, несмотря на все меры предосто рожности; не удается избежать случаев замыканий, не обеспечив аппаратов и приборов. Выше говорилось, что инструкция опи рается на опыт специалистов в эксплуа тации техники. Следовательно, каждый матрос и старшина, имеющий в своем за ведывашги механизмы, является в изве стной мере создателем правил и норм, согласно которым в дальнейшем будут ис пользоваться технические средства. На практике оно так и получается. Передо вые матросы и старшины, сталкиваясь с теми или иными неполадками, докладыва ют об этом своим начальникам, ищут и находят наиболее рациональные приемы использования техники. Так, на ряде ко раблей захлопка газоотвода через опреде ленное число часов работы выходила из строя. В инструкции не говорилось об ос мотре захлопок. Но моряки о замеченном недостатке докладывали по команде. И в инструкции появился новый пункт. В дальнейшем своевременный осмотр позво лил специалистам предупреждать поломку захлопок. Очень важно, чтобы матрос ставил в известность своих командиров о каждом случае заедания, задержки или другой ненормальности в работе механизма. Это позволит старшим специалистам делать правильные выводы и принимать необ ходимые меры. Но не всегда и не все мо ряки хорошо это понимают. Например, одно из устройств, использующееся на ко раблях много лет, вскрывалось лишь тог да, когда это находили нужным старшины команд. Однажды перед выходом в море оно отказало в работе. Обнаружилось, что из строя вышла уплотнительная 'резина. Такие случаи имели место и раньше, но этому не придавалось значения. Когда же выяснилось, что такое положение наблю далось и на других кораблях, в инструк цию было ©несено требование о периоди ческом вскрытии и ремонте устройства с тем, чтобы предупреждать его выход из строя. Самое внимательное изучение условий работы •механизмов, своевременные и об стоятельные доклады о замеченном, вдум чивый анализ «поведения» каждой дета ли позволяют совершенствовать эксплуа тацию, улучшать тактико-технические данные, выжимать из механизма все, что он может дать. Это показатель высокой технической культуры и грамотности специалиста. Однажды поломалась деталь. По суще ствующему ранее мнению, отремонтиро вать ее было нельзя. Но старшина Хали- нов, являющийся превосходным знатоком своего дела, предложил восстановить де таль при помощи сварки. Так и было сделано. Деталь эта и поныне работает хорошо. Пли вот еще пример. На одном из кораблей насос обычно пускался вруч ную нажатием кнопки. Это было неудоб но. Электрики создали автоматическое пусковое устройство и таким образом зна чительно улучшили эксплуатационные ка чества электрического привода насоса. Для накапливания опыта, анализа ра боты и состояния техники большое значе ние имеют эксплуатационные журналы ц формуляры, если они ведутся правильно. Но часто можно в них прочесть такие записи: «Произведена переборка механиз ма. Он собран и испытан, работает нор мально...». В журналах должно быть от ражено. сколько часов отработали меха низмы, что именно и почему разбиралось, © каком состоянии находятся детали, что подлежало ремонту, как, чем и при ка ких нагрузках прошло испытание, какие получены результаты. По таким записям можно судить о качестве и надежности дальнейшей работы узла пли прибора. Чем глубже матрос или старшина вни кает © тонкости своей специальности, чем вдумчивее он анализирует работу техни ки сейчас, в мирных условиях, тем лег че ему будет в боевой обстановке, тем увереннее тогда он будет принимать са мостоятельно необходимые решения. А в бою это очень ©ажно. Дело чести каждого матроса и старши ны — старательно овладевать специаль ностью, любить, беречь и настойчиво изу чать корабль, свое заведьгванпе, отдавать все свои силы благородному делу даль нейшего повышения боевой мощи родного флота. Офицер И. ЗАВОДСКИЙ. Отклики на письмо тов. А. Золоткова Матрос Богданов неправ Старший инженер-лейтенант Борис Оленин высокообразованный офицер. Его подчиненные добились отличных успехов в боевой учебе, содерж ат сложную бое вую технику в постоянной готовности, эксплуатируют ее точно по инструкциям и наставлениям . В этом большая за сл у га офицера Оленина. НА СНИМКЕ: старший инженер-лейте нант Борис Оленин за работой. Фото И. Никишова. По следам писем читателей Командир поощ рил п е р е д о вы х воинов Идя навстречу XX с’езду партии, воины нашего подразде ления старательно изучают боевую технику, уставы и настав ления. Они бдительно несут караульную службу, показывают пример дисциплинированности. , Недавно за отличные успехи в боевой и политической под готовке командир поощрил сержантов Чердакова. Удалова и ряд других товарищей. За высокие показатели в учебе, службе и дисциплине рядовому Маркушевскому предоставлен внеоче редной краткосрочный отпуск. Рядовой Р. АЛИЕВ. Не отписка ли это?.. В начале июля читатель нашей газеты А. Киселев прислал в редакцию письмо, в котором указывал на плохое обслужи вание покупателей в магазине Ле 6 Севе роморского отделения Военторга. Дат гое время, сообщал автор письма, в продаже отсутствуют лезвия для безопасных бритв, шнурки для ботинок, гуталин, зубные щетки и ряд других необходимых бытовых товаров. Редакция ознакомила с этим письмом начальника Североморского отделения Военторга. Вскоре за подписью замести теля начальника отделения Военторга тов. Рябковой пришел ответ в редакцию и од новременно автору письма. Тов. Рябкоза пишет, что жалоба на отсутствие многих товаров в магазине Лг 6 имеет основания. Нритгмаютсл меры к улучшению обслу живания покупателей. Товароведу отделе ния дано указание до 21 июля полностью завезти в магазин недостающие товары, а в дальнейшем проследить за тем, чтобы товары бытового обихода постоянно были в продаже. За несвоевременный завоз то варов директору магазина тов. Кузнецовой сделано замечание. Казалось, что все в порядке. Спрос по купателей удовлетворен, виновные нака заны. Но ответу тов. Рябковой так оно и есть, а на самом деле положение выглядит иначе. Не только до 21 июля, но и з августе недостающие товары в этом мага зине не появились. Товаровед отделения не выполнил указаний начальника, а покупатели попрежнему ждут, когда же работники магазина Л» 6 будут чутко относиться к их запросам. Не бюрократическая ли это отписка, тов. Рябкова. на законные жалобы поку пателей и так ли торговым работникам нужно относиться к их запросам и жало- оамг I Все пули — в цель Занятия на стрельбище. На огневой ру беж выходит матрос Клинчук. Он дейст вует четко, уверенно. Один за другим зву чат выстрелы. Все пули поражают цель. Оценка — «отлично». Матрос Клинчук за короткий срок служ бы добился немалых успехов в боевой и политической подготовке. Он хорошо изу чил оружие с помощью младшего сержан та Т^-ркина, освоил приемы владения им. Старший матрос Е. КУЗЬМИН. .Матрос Юрий Богданов ваш сосдужи- 153 ц. Мы очень хорошо знаем, как он пра вит службу, как участвует в жизни ком сомольской организации. И то, что сообщил о нем в редакцию старший матрос Золот ков, действительно имело место. В обсуж дении вопроса о поведении члена ВЛКСМ Богданова участвовали и мы. На собрании товарищи ему доказывали, что служить так дальше он не имеет права, что нет у него оснований обвинять нашу комсомоль скую организацию в безделии, формализме в работе и других недостатках, которые не свойственны нашему коллективу. Мы, рядовые комсомольцы, не можем согласиться с заявлениями Юрия Богдано ва. Наша организация немало проводит ме роприятий, которые помогают воинам ус пешно решать задачи, поставленные командиром перед подразделением. И это Богданову должно быть известно. Если же он забыл, то мы еще раз напомним ему не которые факты, чтобы он убедился в опги- .бочностп своего мнения. Мы не будем рас сказывать о всей деятельности комсомоль ской организации, а сообщим лишь об от дельных мероприятиях. Матросу Богданову, как и ©сему лично му составу подразделения, известно, что у нас систематически выпускаются боевые листки, которые делаются руками комсо мольцев. Выполнять поручения бюро им не мешают никакие трудности. Особенно активизируют свою работу члены ВЛКСМ в период походов и учений. А разве не довольны воины работой красного стола? Никто из матросов под разделения не скажет о нем ничего плохо го. В помещении, где находится этот стол, всегда бывает многолюдно. Этим мы обя заны комсомольцу Коткину и другим, ко торые отвечают за работу стола и добро совестно выполняют порученное им дело. Матросы и старшины помнят техниче ское собеседование, которое проходило по инициативе комсомольцев. С обстоятель ными докладами на нем выступили также комсомольцы: специалист первого класса Колодяжный, отличник боевой и полити ческой подготовки Козлов и другие. Члены ВЛКСМ явились организаторами и участ никами художественной самодеятельности, шахматного турнира и других интересных и полезных дел. Заслугой комсомольцев и всей органи зации, как считаем не только мы. но и командир, является то, что у нас в под разделении многие из числа личного со става — классные специалисты и отлич ники учебы. Мы, комсомольцы, считаем также заслугой своей организации и то, что с помощью активистов, классных спе циалистов многие строевые матросы ста ли заряжающими, наводчиками и мастера ми других артиллерийских специально стей. Никто, например, не отрицает, да и сам матрос Колулаев говорит о том, что с помощью комсомольской организации он стал артиллеристом и исправно выполня ет свои обязанности у орудия. Всю общественную работу комсомольцы проводят в личное время, не просят осво бождения от выполнения своих служеб ных обязанностей. За каждое дело члены ВЛКСМ берутся по зову сердца. Именно в этом сила нашего молодежного коллек тива, в этом заключается способность ком сомольской организации вершить большие дела. Сила нашей организации состоит и в том, что она помогает отдельным матросам осознать их ошибки, устранять их. Правда, комсомольская организация еще не добилась, чтобы вы, тов. Богданов, не рывками, а постоянно точно по уста вам правили службу. Но ведь и вы те перь не имеете грубых проступков, кото рые допускали раныпе. А избавиться от них вам помогли активисты, все комсо мольцы своими критическими замечания ми и выступлениями на собраниях и засе даниях бюро, советами в повседневной жизни. Поэтому-то и верят наши комсо мольцы, что они помогут вам стать дис циплинированным воином. Тов. Богданов, вы являетесь свидетелем многих хороших примеров. И как же пос ле всего этого вы можете утверждать, что наша организация бездействует, не имеет силы? Подобное высказывание можно про стить тому, кто не знает положения дел, но ведь вы служите вместе с нами, по стоянно общаетесь в нашем коллективе и все видите своими глазами. Такое заявление, тов. Богданов, мы об’ясняем вашей невыдержанностью, вспыльчивостью, неправильным восприя тием критики со стороны своих товари щей. Невыдержанность, неумение прислу шаться к советам сослуживцев мешают вам и в службе. Мы надеемся, что с по мощью командира и комсомольской орга низации вы избавитесь от этих недостат ков и будете примерным воином нашего подразделения. Подчеркивая силу нашей организации, мы, конечно, далеки от мысли, что комсо мольцы делают все от них зависящ-зе для укрепления боеготовности корабля. Недо статков у нас еще имеется немало и на устранение их мы обязаны направить свое внимание. Старший матрос В. ДАЛЕЧИН, старший матрос Ф. МАКАРИШИН, матрос А. ГРИШАНОВ, члены ВЛКСМ, классные специалисты. Коллектив — большая сила В газете от 2 августа с. г. я прочел статью «Прошу ответить на мои вопро сы». Воины, подобные Юрию Богданову, встречаются, пожалуй, на каждом кораб ле, и при сильном здоровом коллективе они не страшны. Был и на нашем кораб ле такой товарищ. Только он поступал более «хитро». Он «подбивал» на свою сторону моряков, которые стали иоддер- жгаать его. Но таких «дружков» он по добрал только двоих. Остальные же ни когда не поддерживали его недостойных поступков. Комсомольскому бюро пришлось немало потрудиться. Прежде всего оно повело раз'яснительную работу среди всего лич ного состава. Во многом помогла стенная печать. Она показывала и хорошие сто роны этого воина, а не только плохие. Вначале он вроде не реагировал на вы ступления печати. А в самом деле оказа лось, только делал вид, что не реагирует. Выходит номер стенной газеты с заметкой о недисциплинированном воине, он будто бы не замечает его, а на самом деле жадно смотрит, как реагирует на выступление газеты личный состав. Общественное же мнение в этих случаях было всегда здоро вым. Вскоре наш отстающий комсомолец на чал исправляться и постепенно стал хо рошим и примерным 'воином. Так что в сильном и здоровом коллективе матросы, подобные Богданову, исправимы. Далее, когда мы собрались и прочли статью тов. А. Золоткова, даже удивились, что нашелся человек, который не верит в силу комсомольской организации. Мы все глубоко убеждены (и это много раз про верено на практике), что самая большая человеческая сила — в дружном, креп ком коллективе. A. K0X0H член бюро комсомольской организации. Гениальное произведение о тактических основах Коммунистической партии Книга В. И. Ленина «Две тактики со циал-демократии в демократической ре волюции» вышла в свет 50 лет тому на зад — 9 августа 1905 года. Она пред ставляет собой выдающееся произведение творческого марксизма. В этой книге В. П. Ленин обосновал и раз’яснил решения III с’езда партии, революционную^ страте гию и тактику большевиков, идейно раз громил предательскую тактику меньшеви ков и их идейных вдохновителей — оп портунистических вождей II Интернациона ла. Творчески развивая марксизм в новых исторических условиях, В. И. Ленин во оружил русский рабочий класс и пролета риат всего мира могучим идейным оружи ем в борьбе за революционное преобразо вание общества. Руководствуясь положе ниями, выдвинутыми В. И. Лениным в этой книге, рабочий класс нашей страны в тесном союзе с беднейшим крестьянством в октябре 1917 года совершил Великую Октябрьскую социалистическую револю цию. ■* -Ь it Начавшаяся в 1905 году в нашей стра не буржуазно-демократическая революция была uej«nof[ народной революцией эпохи империализма. В ней приняли активное участие самые широкие слои трудящихся масс, поднявшихся на борьбу за свое со циальное и национальна освобождение. Невиданный размах революционного дви жения заставил все классы и их полити ческие партии выработать свою тактику, свою линию поведения в революции, свое отношение к другим классам и партиям. Стремясь расколоть силы революции н оторвать от вее умеренные слои народа, царское правительство вынуждено было выработать свою, необышгую для него, новую тактику Оно обещало созвать «нрсдставительлw учдеждоние» — Булы- гинскую думу. которая должна была пред ставлять собой совещательное собрание представителей помещиков и крупной бур жуазии. Напуганная революцией народ ных масс, и « то же время, пугая царя революцией, либеральная буржуазия добп- К 50 -л е тию со д н я вы ход а в све т книги В. И . Л ен и н а « Д в е так ти ки с о ц и а л -д ем о к р а ти и в д ем о к р а ти ч е с к о й р еволю ции » валась возможно более мирной сделки меж ду царем и революционным народом. Бур жуазия добивалась такой сделки, при ко торой бы больше власти досталось ей и всего меньше — рабочему классу и кре стьянству. Она готовилась разделить власть с царем. Нарастающий революционный под’ем с особой остротой поставил перед нашей партией вопрос о выработке своей марк систской тактики в революции. Необходи мо было разработать план борьбы рабоче го класса с самодержавием и буржуазией, наметить пути и наиболее действенные методы и средства свержения царской мо нархии. Но выработка правильной тактической линии социал-демократии тормозилась рас кольнической деятельностью меньшевиков, которые к своим старым разногласиям с большевиками по организационным вопро сам добавили теперь новые разногласия по тактическим вопросам. Терпеть дальше такое положение в партии было бы преступлением перед ра бочим классом и всем революционным на родом. Новая революционная обстановка настоятельно требовала от партии выра ботки новой тактической линии. Это мож но было сделать, срочно созвав очередной III с’езд партии. Но меньшевики не только выступили против созыва с’езда, они де лали все для того, чтобы сорвать созыв с’езда. Не желая оставлять партию без ^опреде ленной с’ездом партии, узаконенной и обя зательной для всех членов партии такти ки. большевики взяли на себя инициати ву и в апреле 1905 года созвали в Лондо не III с’езд РСДРП. В целях обеспечения единства действий рабочего класса и установления единой тактики в демократической революции большевики пригласили меньшевиков при нять участие в работе III с’езда. Но мень шевики отказались от этого и созвали в Женеве свою меньшевистскую конферен цию. И большевистский с’езд и меньше вистская конференция обсуждали одни и те же тактические вопросы, но решения, принятые по ним, бы.тп прямо противопо ложны. Решения III с’езда партии и конферен ции вскрыли всю глубину и непримири мость тактических разногласий между большевиками и меньшевиками. В этих решениях ясно определились две абсолют но противоположные линии в революции. Линия большевиков была рассчитана на руководящую роль пролетариата в револю ции, на обеспечение союза рабочего класса с крестьянством, на полную победу бур жуазно-демократической революции, на ус тановление революционно-демократической диктатуры раоочего класса и крестьянст ва. на переход к социалистической рево люции и установление диктатуры пролета риата. Линия меньшевиков была рассчита на на руководство революцией буржуазии и установление власти буржуазии. Решения III с’езда были восприняты большинством партийных организаций как боевая программа борьбы за победу бур жуазно-демократической революции и лег ли в основу всей практической деятельно сти партии. Меньшевики не только отказались при знать решения III с’езда, но и повели борьбу против выработанных на этом с’ез де тактических лозунгов. Возникла острая необходимость идейно разгромить оппортунистическую тактику меньшевиков, защитить и всесторонне раз работать подлинно революционную такти ку марксистской партии. За решение этой важнейшей задачи взялся В. И. Ленин. Через два месяца пос ле III с ’езда в августе 1905 года вьгшла в свет гениальная книга В. П. Ленина «Две тактики социал-демократии в демократиче ской революции», в которой блестяще осу ществлено решение этой задачи. ■tr it -tr В книге «Две тактики социал-демокра тии в демократической революции» В. И. Ленин научно разработал и всесторонне обосновал основное тактическое положение о руководящей роли пролетариата в бур- жуазно-дсмократической революции. Это положение легло в основу стратегии и так тики нашей партии. В. И. Ленин доказал, что пролетариат мог и должен был стать вождем, руководи телем буржуазно-демократической револю ции. Будучи наиболее передовым и един ственно последовательно-революционным классом, сплоченным в единую и самосто ятельную политическую силу под знаме нем марксистской партии, пролетариат мог довести до полной победы буржуазно-де мократический переворот. Буржуазная ре волюция была более выгодной пролетариа ту потому’, что после уничтожения цариз ма й установления демократической рес публики ему было бы легче вести борьбу против буржуазии, за установление своего политического господства. Полная и реши тельная победа буржуазно-демократической революции создавала благоприятные ус ловия для социалистического переворота. Вот почему «...в известном смысле буржу азная революция, — писал В. И. Ленин, — более выгодна пролетариату, чем бур жуазии». (Соч., том. 9, стр. 34). В. И. Ленин подверг уничтожающей критике оппортунистическую тактику меньшевиков, рассчитанную на осущест вление руководящей роли либеральной бур жуазии в революции, на срыв революции и сохранение самодержавно-помещичьего строя. В. И. Ленин доказал, что либераль ная буржуазия не была и не могла быть ни движущей силой, ни тем более вождем революции. Запуганная революционностью народа, она выступала в революции как контрреволюционная сила. Либеральная буржуазия всячески стремилась к согла шению с самодержавием, хотела сохранить царизм и другие пережитки крепостниче ства для борьбы против революционного народа. Вопрос о гегемонии рабочего класса в революции Ленин неразрывно связывал с вопросом о союзниках пролетариата. Для того, чтобы возможности пролетарского ру ководства революцией превратились в дей ствительность, учил Ленин, пролетариату необходимо иметь союзника, заинтересо ванного в решительной победе над цариз мом. Таким союзником являлось крестьян ство, которое без полной победы револю ции не могло покончить с помещиками и получить землю. В. И. Ленин всесторонне разработал идею союза рабочего класса и крестьянства при руководящей роли пролетариата. Ру ководящая роль пролетариата в буржуаз но-демократической революции могла быть обеспечена только при условии союза ра бочего класса и крестьянства и изоляции .Бгберальной буржуазии. Ленинское учение о руководящей роли рабочего класса полностью себя оправдало. Оно явилось организующей и мобилизую щей силой в руках нашей партии. Рабо чий класс нашей страны под руководством Коммуниспгческой партии показал в трех революциях, гражданской войне, в борьбе за построение социализма и коммунизма наибольшую политическую зрелость, спо собность организовать, возглавить и вести за собой многомиллионные массы кресть янства и всех трудящихся. * * # В книге «Две тактики социал-демокра тии в демократической революции» В. П. Ленин глубоко обосновал вопрос о путях и средствах борьбы трудящихся за победу революции. Он показал, что важнейшим средством свержения самодержавия и за воевания демократической республики яв ляется всенародное победоносное вооружен ное восстание. Разрабатывая учение о вооруженном восстании. В. П. Ленин дал глубокое и всестороннее обоснование взглядов нашей партии по вопросу подготовки, организа ции и проведения вооруженного восстания. В противовес меньшевикам, которые, боясь открыто выступить против воору женного восстания, болтали о необходимо сти вооружить народ жгучей потребностью самовооружения, В. И. Ленин обращал внимание партии на необходимость серь езной предварительной политической и военно-технической подготовки восстания. Он ^предлагал перенести центр тяжести всей работы по подготовке вооруженного восстания на организацию боевых отрядов рабочих и их вооружение. В. И. Ленин требовал, чтобы эти отряды немедленно взялись за-теоретическую и практическую работу по изучению военного дела, чтобы они готовились к умелому ведению воен ных действий, систематически тренирова лись в стрельбе, проведении уличных бо ев, разведке слабых мест врага, добывании оружия и т. д. В. И. Ленин придавал огромное значе ние политическим лозунгам и призывам к массам. Он считал, что правильные лозун ги и призывы развяжут революционную инициативу масс, приведут пх к восста нию и сделают его всенародным. К таким лозунгам и призывам В. И. Ленин относил , в первую очередь применение массовой по литической стачки, являющейся могучим средством революционной мобилизации масс и вовлечения их в открыту ю борьбу с ца ризмом; немедленное осуществление явоч ным порядком восьм!гчасового рабочего дня, конфискацию помещичьих земель и проведение друпгх демократических преоб разований в деревне. Эти гениальные тактические лозунги нашей партии наш.ти свое практическое воплощение в ходе револющги 1905— 1907 гг. В октябре 1905 г. была про ведена невиданная в истории мирового ра бочего движения массовая политическая стачка, которая вплотную подвела лассы к декабрьскому вооруженному восстанию. В огне революционного движения обра зовались тогда Советы рабочих депутатов, которые сыграли роль органов и руково дителей восстания. В ряде городов прави тельственная власть была сметена, а Со веты рабочих депутатов действовал! в ка честве новой государственной власти. Воспитанные на шеях и боевых лозун гах нашей партии, народные массы, обо гащенные опытом революции 1905 — 1907 годов, в 1917 году с оружием в ру ках свергли самодержавие, а затем, пере группировав свои силы, совершили под ру ководством Коммунистической партии Ве ликую Октябрьскую социалистическую ре волюцию. it it it В книге «Две тактики социал-демокра тии в демократической революции» В. П. Ленин по-новому решил основной вопрос революции — вопрос о государствэнной власти. Он доказал, что победоносная бур жуазно-демократическая революция дол жна привести не к диктатуре буржуазии, как это имело место в буржуазных рево люциях прошлого, а к револющгонно-демо- кратичоской диктатуре пролетариата и крестьянства. В. П. Ленин считал, что только революционно-демократическая дик татура рабочего класса и крестьянства мо жет обеспечить решительную победу рево-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz