На страже Заполярья. 1955 год. Август.

2 . На с т р а ж е З а п о л я р ь я 9 августа 1955 г., № 187 (5339). Знание оружия—главное в боевом мастерстве Корабли нашего флота оснащены пер­ воклассной сложней боевой техникой. От ос блютпздиой работы зависит успех вы- полЕештя поставленных перед моряками задач. Каждый прибор, механизм, агрегат представляет собою совокупность взаимо- действуюогих деталей и узлов. Это вза­ имодействие оснаитию, главным образом, на физико-химических явлениях. Первый шаг матроса в освоении своего заведыва- ния и заключается в общем знакомстве с принципами ятлешш и законов, соглас­ но которым работает тот или иной меха­ низм. агрегат, прибор. Культура и грамотность в эксплуатации техпики — это, прежде всего, соблюдение нормальных условий ее работы и содер­ жание в образцовом порядке. Возьмем, к примеру, простейший прибор — элек­ трическую лампочку. Для того, чтобы она нормально работала, ей необходимо создать такое напряжение тока, на которое она рассчитала. Превышение его вызовет прежде©ременный выход из строя элек­ тролампы. А для подшипника требуются вполне определенные сорт и вязкость мас­ ла, количество смазочного материала, про­ ходящего через подшипник в единицу времени. Отклонение от нормы ухудшает смазку, повышает нагрев трущихся дета­ лей и ©следствие этого вызывает их пов­ реждение. Невозможно перечислить все те условия, которые необходимо создавать тому или иному механизму для его нормальной ра­ боты. Каждый специалист должен отлич­ но знать условия работы всех деталей своего заведывания. И не только знать, но и уметь обеспечить их. В противном случае он не сможет хорошо выполнить возложенные на него обязанности. Приве­ ду примеры. На ©оздуходувке двигателя гайки обоймы подшипника закрепляются одной шплинтовочной проволокой вкруго­ вую. А на одном из кораблей при ремон­ те зашплинтовали каждую гайку отдель­ но. В результате часть шпилек вместе с гайками от вибрации отдалась, обойма сдвинулась и подшипник поломался. Из­ вестно. что двум соприкасающимся про­ водникам, по которым идет электрический ток, необходим надежный контакт. Пначе в месте соприкосновения получается чрез­ мерный нагрев металла. На корабле Н. это условие не было соблюдено — клем­ мы аккумулятора плотно не поджаты. Из-за этого при прохождении тока они расплавились. Аккумулятор вышел из строя. Высокая техническая культура немыс­ лима без строжайшего соблюдения норм и правил предупредительных мероприя­ тий. Наша техника совершенна, надеж­ на. служит очень долго. Но если матрос не любит ее. ухаживает за ней плохо, нарушает инструкции, то она выходит из строя преждевременно. В практике бывает, что два совершенно одинаковых и одно­ временно изготовленных механизма изна­ шиваются в различные сроки, хотя они работают равное количество часов и, на первый взгляд, в одних и тех же усло­ виях. В чем же дело? Возьмем две про­ стейших трюмных помпы. Предположим, что в одной смена масла производится в строго установленные сроки, зазоры за­ меряются своевременно и постоянно нахо­ дятся в норме. В другой же все это не соблюдается. В результате детали второй помпы износятся значительно раньше первой, несмотря на то, что нагрузку они получили одинаковую. Г р ам о тн о э к с п л у а т и р о в а т ь и п о с то янн о и зу ч а т ь вверенную техни ку Огромную роль в «продлении жизни» техники, в поддержании ее в постоянной богвой готовности играет осмотр механиз­ мов. Подводная лодка Н. совершила дли­ тельное плавание в сложных условиях. В этом трудном походе мотористы, электри­ ки, трюмные, невзирая на большие тяго­ ты походной жизни и непрерывную рабо­ ту почти всех своих заведываний, точно выдерживали нормы и сроки осмотров и замеров механизмов и устройств, своевре­ менно устраняли замеченные неполадки. Поэтому материальная часть на всех бое­ вых постах на протяжении всего похода была исправной, действовала безотказно. Но осмотры дают свои результаты лишь тогда, когда матрос технически грамотен. Вопрос опять-таки упирается в мастер­ ство. в отличное знание специальности. Приходится еще встречаться и с такими фактами. На корабле Н. осмотры прово­ дились регулярно. Но там не обратили внимание на то, что воздушный компрес­ сор длительное время имел повышенное давление на одной из ступеней. В резуль­ тате излишняя нагрузка увеличила износ деталей. Для того, чтобы культурно и грамотно использовать технику, матросу необходимо отлично знать инструкции по приготовле­ нию, пуску и обслуживанию приборов и механизмов. Каждому специалисту надо отчетливо понять, что инструкция яв­ ляется результатом длительного опыта большого количества людей, научных вы­ водов и расчетов, подтвержденных прак­ тикой. Поэтому инструкции должны неу­ коснительно выполняться каждым матро­ сом и старшиной. Общеизвестно, что температура воды, охлаждающей двигатели, должна быть строго определенной. Всякое отступление — не просто нарушение установленной нормы, а игнорирование теоретического расчета и практического опыта. Это чре­ вато нежелательными последствиями. Между тем, отдельные матросы недо­ оценивают инструкции, считают их неко­ торые требования излишними и поступа­ ют по-своему. Действительно, можно, например, теоретически доказать, что при работе с электроаппаратами нет необхо­ димости их отключать из-под тока. Одна­ ко практика, исчисляемая десятками лет, учит, что, несмотря на все меры предосто­ рожности; не удается избежать случаев замыканий, не обеспечив аппаратов и приборов. Выше говорилось, что инструкция опи­ рается на опыт специалистов в эксплуа­ тации техники. Следовательно, каждый матрос и старшина, имеющий в своем за­ ведывашги механизмы, является в изве­ стной мере создателем правил и норм, согласно которым в дальнейшем будут ис­ пользоваться технические средства. На практике оно так и получается. Передо­ вые матросы и старшины, сталкиваясь с теми или иными неполадками, докладыва­ ют об этом своим начальникам, ищут и находят наиболее рациональные приемы использования техники. Так, на ряде ко­ раблей захлопка газоотвода через опреде­ ленное число часов работы выходила из строя. В инструкции не говорилось об ос­ мотре захлопок. Но моряки о замеченном недостатке докладывали по команде. И в инструкции появился новый пункт. В дальнейшем своевременный осмотр позво­ лил специалистам предупреждать поломку захлопок. Очень важно, чтобы матрос ставил в известность своих командиров о каждом случае заедания, задержки или другой ненормальности в работе механизма. Это позволит старшим специалистам делать правильные выводы и принимать необ­ ходимые меры. Но не всегда и не все мо­ ряки хорошо это понимают. Например, одно из устройств, использующееся на ко­ раблях много лет, вскрывалось лишь тог­ да, когда это находили нужным старшины команд. Однажды перед выходом в море оно отказало в работе. Обнаружилось, что из строя вышла уплотнительная 'резина. Такие случаи имели место и раньше, но этому не придавалось значения. Когда же выяснилось, что такое положение наблю­ далось и на других кораблях, в инструк­ цию было ©несено требование о периоди­ ческом вскрытии и ремонте устройства с тем, чтобы предупреждать его выход из строя. Самое внимательное изучение условий работы •механизмов, своевременные и об­ стоятельные доклады о замеченном, вдум­ чивый анализ «поведения» каждой дета­ ли позволяют совершенствовать эксплуа­ тацию, улучшать тактико-технические данные, выжимать из механизма все, что он может дать. Это показатель высокой технической культуры и грамотности специалиста. Однажды поломалась деталь. По суще­ ствующему ранее мнению, отремонтиро­ вать ее было нельзя. Но старшина Хали- нов, являющийся превосходным знатоком своего дела, предложил восстановить де­ таль при помощи сварки. Так и было сделано. Деталь эта и поныне работает хорошо. Пли вот еще пример. На одном из кораблей насос обычно пускался вруч­ ную нажатием кнопки. Это было неудоб­ но. Электрики создали автоматическое пусковое устройство и таким образом зна­ чительно улучшили эксплуатационные ка­ чества электрического привода насоса. Для накапливания опыта, анализа ра­ боты и состояния техники большое значе­ ние имеют эксплуатационные журналы ц формуляры, если они ведутся правильно. Но часто можно в них прочесть такие записи: «Произведена переборка механиз­ ма. Он собран и испытан, работает нор­ мально...». В журналах должно быть от­ ражено. сколько часов отработали меха­ низмы, что именно и почему разбиралось, © каком состоянии находятся детали, что подлежало ремонту, как, чем и при ка­ ких нагрузках прошло испытание, какие получены результаты. По таким записям можно судить о качестве и надежности дальнейшей работы узла пли прибора. Чем глубже матрос или старшина вни­ кает © тонкости своей специальности, чем вдумчивее он анализирует работу техни­ ки сейчас, в мирных условиях, тем лег­ че ему будет в боевой обстановке, тем увереннее тогда он будет принимать са­ мостоятельно необходимые решения. А в бою это очень ©ажно. Дело чести каждого матроса и старши­ ны — старательно овладевать специаль­ ностью, любить, беречь и настойчиво изу­ чать корабль, свое заведьгванпе, отдавать все свои силы благородному делу даль­ нейшего повышения боевой мощи родного флота. Офицер И. ЗАВОДСКИЙ. Отклики на письмо тов. А. Золоткова Матрос Богданов неправ Старший инженер-лейтенант Борис Оленин высокообразованный офицер. Его подчиненные добились отличных успехов в боевой учебе, содерж ат сложную бое­ вую технику в постоянной готовности, эксплуатируют ее точно по инструкциям и наставлениям . В этом большая за сл у ­ га офицера Оленина. НА СНИМКЕ: старший инженер-лейте­ нант Борис Оленин за работой. Фото И. Никишова. По следам писем читателей Командир поощ рил п е р е д о вы х воинов Идя навстречу XX с’езду партии, воины нашего подразде­ ления старательно изучают боевую технику, уставы и настав­ ления. Они бдительно несут караульную службу, показывают пример дисциплинированности. , Недавно за отличные успехи в боевой и политической под­ готовке командир поощрил сержантов Чердакова. Удалова и ряд других товарищей. За высокие показатели в учебе, службе и дисциплине рядовому Маркушевскому предоставлен внеоче­ редной краткосрочный отпуск. Рядовой Р. АЛИЕВ. Не отписка ли это?.. В начале июля читатель нашей газеты А. Киселев прислал в редакцию письмо, в котором указывал на плохое обслужи­ вание покупателей в магазине Ле 6 Севе­ роморского отделения Военторга. Дат гое время, сообщал автор письма, в продаже отсутствуют лезвия для безопасных бритв, шнурки для ботинок, гуталин, зубные щетки и ряд других необходимых бытовых товаров. Редакция ознакомила с этим письмом начальника Североморского отделения Военторга. Вскоре за подписью замести­ теля начальника отделения Военторга тов. Рябковой пришел ответ в редакцию и од­ новременно автору письма. Тов. Рябкоза пишет, что жалоба на отсутствие многих товаров в магазине Лг 6 имеет основания. Нритгмаютсл меры к улучшению обслу­ живания покупателей. Товароведу отделе­ ния дано указание до 21 июля полностью завезти в магазин недостающие товары, а в дальнейшем проследить за тем, чтобы товары бытового обихода постоянно были в продаже. За несвоевременный завоз то­ варов директору магазина тов. Кузнецовой сделано замечание. Казалось, что все в порядке. Спрос по­ купателей удовлетворен, виновные нака­ заны. Но ответу тов. Рябковой так оно и есть, а на самом деле положение выглядит иначе. Не только до 21 июля, но и з августе недостающие товары в этом мага­ зине не появились. Товаровед отделения не выполнил указаний начальника, а покупатели попрежнему ждут, когда же работники магазина Л» 6 будут чутко относиться к их запросам. Не бюрократическая ли это отписка, тов. Рябкова. на законные жалобы поку­ пателей и так ли торговым работникам нужно относиться к их запросам и жало- оамг I Все пули — в цель Занятия на стрельбище. На огневой ру­ беж выходит матрос Клинчук. Он дейст­ вует четко, уверенно. Один за другим зву­ чат выстрелы. Все пули поражают цель. Оценка — «отлично». Матрос Клинчук за короткий срок служ­ бы добился немалых успехов в боевой и политической подготовке. Он хорошо изу­ чил оружие с помощью младшего сержан­ та Т^-ркина, освоил приемы владения им. Старший матрос Е. КУЗЬМИН. .Матрос Юрий Богданов ваш сосдужи- 153 ц. Мы очень хорошо знаем, как он пра­ вит службу, как участвует в жизни ком­ сомольской организации. И то, что сообщил о нем в редакцию старший матрос Золот­ ков, действительно имело место. В обсуж­ дении вопроса о поведении члена ВЛКСМ Богданова участвовали и мы. На собрании товарищи ему доказывали, что служить так дальше он не имеет права, что нет у него оснований обвинять нашу комсомоль­ скую организацию в безделии, формализме в работе и других недостатках, которые не свойственны нашему коллективу. Мы, рядовые комсомольцы, не можем согласиться с заявлениями Юрия Богдано­ ва. Наша организация немало проводит ме­ роприятий, которые помогают воинам ус­ пешно решать задачи, поставленные командиром перед подразделением. И это Богданову должно быть известно. Если же он забыл, то мы еще раз напомним ему не­ которые факты, чтобы он убедился в опги- .бочностп своего мнения. Мы не будем рас­ сказывать о всей деятельности комсомоль­ ской организации, а сообщим лишь об от­ дельных мероприятиях. Матросу Богданову, как и ©сему лично­ му составу подразделения, известно, что у нас систематически выпускаются боевые листки, которые делаются руками комсо­ мольцев. Выполнять поручения бюро им не мешают никакие трудности. Особенно активизируют свою работу члены ВЛКСМ в период походов и учений. А разве не довольны воины работой красного стола? Никто из матросов под­ разделения не скажет о нем ничего плохо­ го. В помещении, где находится этот стол, всегда бывает многолюдно. Этим мы обя­ заны комсомольцу Коткину и другим, ко­ торые отвечают за работу стола и добро­ совестно выполняют порученное им дело. Матросы и старшины помнят техниче­ ское собеседование, которое проходило по инициативе комсомольцев. С обстоятель­ ными докладами на нем выступили также комсомольцы: специалист первого класса Колодяжный, отличник боевой и полити­ ческой подготовки Козлов и другие. Члены ВЛКСМ явились организаторами и участ­ никами художественной самодеятельности, шахматного турнира и других интересных и полезных дел. Заслугой комсомольцев и всей органи­ зации, как считаем не только мы. но и командир, является то, что у нас в под­ разделении многие из числа личного со­ става — классные специалисты и отлич­ ники учебы. Мы, комсомольцы, считаем также заслугой своей организации и то, что с помощью активистов, классных спе­ циалистов многие строевые матросы ста­ ли заряжающими, наводчиками и мастера­ ми других артиллерийских специально­ стей. Никто, например, не отрицает, да и сам матрос Колулаев говорит о том, что с помощью комсомольской организации он стал артиллеристом и исправно выполня­ ет свои обязанности у орудия. Всю общественную работу комсомольцы проводят в личное время, не просят осво­ бождения от выполнения своих служеб­ ных обязанностей. За каждое дело члены ВЛКСМ берутся по зову сердца. Именно в этом сила нашего молодежного коллек­ тива, в этом заключается способность ком­ сомольской организации вершить большие дела. Сила нашей организации состоит и в том, что она помогает отдельным матросам осознать их ошибки, устранять их. Правда, комсомольская организация еще не добилась, чтобы вы, тов. Богданов, не рывками, а постоянно точно по уста­ вам правили службу. Но ведь и вы те­ перь не имеете грубых проступков, кото­ рые допускали раныпе. А избавиться от них вам помогли активисты, все комсо­ мольцы своими критическими замечания­ ми и выступлениями на собраниях и засе­ даниях бюро, советами в повседневной жизни. Поэтому-то и верят наши комсо­ мольцы, что они помогут вам стать дис­ циплинированным воином. Тов. Богданов, вы являетесь свидетелем многих хороших примеров. И как же пос­ ле всего этого вы можете утверждать, что наша организация бездействует, не имеет силы? Подобное высказывание можно про­ стить тому, кто не знает положения дел, но ведь вы служите вместе с нами, по­ стоянно общаетесь в нашем коллективе и все видите своими глазами. Такое заявление, тов. Богданов, мы об’ясняем вашей невыдержанностью, вспыльчивостью, неправильным восприя­ тием критики со стороны своих товари­ щей. Невыдержанность, неумение прислу­ шаться к советам сослуживцев мешают вам и в службе. Мы надеемся, что с по­ мощью командира и комсомольской орга­ низации вы избавитесь от этих недостат­ ков и будете примерным воином нашего подразделения. Подчеркивая силу нашей организации, мы, конечно, далеки от мысли, что комсо­ мольцы делают все от них зависящ-зе для укрепления боеготовности корабля. Недо­ статков у нас еще имеется немало и на устранение их мы обязаны направить свое внимание. Старший матрос В. ДАЛЕЧИН, старший матрос Ф. МАКАРИШИН, матрос А. ГРИШАНОВ, члены ВЛКСМ, классные специалисты. Коллектив — большая сила В газете от 2 августа с. г. я прочел статью «Прошу ответить на мои вопро­ сы». Воины, подобные Юрию Богданову, встречаются, пожалуй, на каждом кораб­ ле, и при сильном здоровом коллективе они не страшны. Был и на нашем кораб­ ле такой товарищ. Только он поступал более «хитро». Он «подбивал» на свою сторону моряков, которые стали иоддер- жгаать его. Но таких «дружков» он по­ добрал только двоих. Остальные же ни­ когда не поддерживали его недостойных поступков. Комсомольскому бюро пришлось немало потрудиться. Прежде всего оно повело раз'яснительную работу среди всего лич­ ного состава. Во многом помогла стенная печать. Она показывала и хорошие сто­ роны этого воина, а не только плохие. Вначале он вроде не реагировал на вы­ ступления печати. А в самом деле оказа­ лось, только делал вид, что не реагирует. Выходит номер стенной газеты с заметкой о недисциплинированном воине, он будто бы не замечает его, а на самом деле жадно смотрит, как реагирует на выступление газеты личный состав. Общественное же мнение в этих случаях было всегда здоро­ вым. Вскоре наш отстающий комсомолец на­ чал исправляться и постепенно стал хо­ рошим и примерным 'воином. Так что в сильном и здоровом коллективе матросы, подобные Богданову, исправимы. Далее, когда мы собрались и прочли статью тов. А. Золоткова, даже удивились, что нашелся человек, который не верит в силу комсомольской организации. Мы все глубоко убеждены (и это много раз про­ верено на практике), что самая большая человеческая сила — в дружном, креп­ ком коллективе. A. K0X0H член бюро комсомольской организации. Гениальное произведение о тактических основах Коммунистической партии Книга В. И. Ленина «Две тактики со­ циал-демократии в демократической ре­ волюции» вышла в свет 50 лет тому на­ зад — 9 августа 1905 года. Она пред­ ставляет собой выдающееся произведение творческого марксизма. В этой книге В. П. Ленин обосновал и раз’яснил решения III с’езда партии, революционную^ страте­ гию и тактику большевиков, идейно раз­ громил предательскую тактику меньшеви­ ков и их идейных вдохновителей — оп­ портунистических вождей II Интернациона­ ла. Творчески развивая марксизм в новых исторических условиях, В. И. Ленин во­ оружил русский рабочий класс и пролета­ риат всего мира могучим идейным оружи­ ем в борьбе за революционное преобразо­ вание общества. Руководствуясь положе­ ниями, выдвинутыми В. И. Лениным в этой книге, рабочий класс нашей страны в тесном союзе с беднейшим крестьянством в октябре 1917 года совершил Великую Октябрьскую социалистическую револю­ цию. ■* -Ь it Начавшаяся в 1905 году в нашей стра­ не буржуазно-демократическая революция была uej«nof[ народной революцией эпохи империализма. В ней приняли активное участие самые широкие слои трудящихся масс, поднявшихся на борьбу за свое со­ циальное и национальна освобождение. Невиданный размах революционного дви­ жения заставил все классы и их полити­ ческие партии выработать свою тактику, свою линию поведения в революции, свое отношение к другим классам и партиям. Стремясь расколоть силы революции н оторвать от вее умеренные слои народа, царское правительство вынуждено было выработать свою, необышгую для него, новую тактику Оно обещало созвать «нрсдставительлw учдеждоние» — Булы- гинскую думу. которая должна была пред­ ставлять собой совещательное собрание представителей помещиков и крупной бур­ жуазии. Напуганная революцией народ­ ных масс, и « то же время, пугая царя революцией, либеральная буржуазия добп- К 50 -л е тию со д н я вы ход а в све т книги В. И . Л ен и н а « Д в е так ти ки с о ц и а л -д ем о к р а ти и в д ем о к р а ти ч е с к о й р еволю ции » валась возможно более мирной сделки меж­ ду царем и революционным народом. Бур­ жуазия добивалась такой сделки, при ко­ торой бы больше власти досталось ей и всего меньше — рабочему классу и кре­ стьянству. Она готовилась разделить власть с царем. Нарастающий революционный под’ем с особой остротой поставил перед нашей партией вопрос о выработке своей марк­ систской тактики в революции. Необходи­ мо было разработать план борьбы рабоче­ го класса с самодержавием и буржуазией, наметить пути и наиболее действенные методы и средства свержения царской мо­ нархии. Но выработка правильной тактической линии социал-демократии тормозилась рас­ кольнической деятельностью меньшевиков, которые к своим старым разногласиям с большевиками по организационным вопро­ сам добавили теперь новые разногласия по тактическим вопросам. Терпеть дальше такое положение в партии было бы преступлением перед ра­ бочим классом и всем революционным на­ родом. Новая революционная обстановка настоятельно требовала от партии выра­ ботки новой тактической линии. Это мож­ но было сделать, срочно созвав очередной III с’езд партии. Но меньшевики не только выступили против созыва с’езда, они де­ лали все для того, чтобы сорвать созыв с’езда. Не желая оставлять партию без ^опреде­ ленной с’ездом партии, узаконенной и обя­ зательной для всех членов партии такти­ ки. большевики взяли на себя инициати­ ву и в апреле 1905 года созвали в Лондо­ не III с’езд РСДРП. В целях обеспечения единства действий рабочего класса и установления единой тактики в демократической революции большевики пригласили меньшевиков при­ нять участие в работе III с’езда. Но мень­ шевики отказались от этого и созвали в Женеве свою меньшевистскую конферен­ цию. И большевистский с’езд и меньше­ вистская конференция обсуждали одни и те же тактические вопросы, но решения, принятые по ним, бы.тп прямо противопо­ ложны. Решения III с’езда партии и конферен­ ции вскрыли всю глубину и непримири­ мость тактических разногласий между большевиками и меньшевиками. В этих решениях ясно определились две абсолют­ но противоположные линии в революции. Линия большевиков была рассчитана на руководящую роль пролетариата в револю­ ции, на обеспечение союза рабочего класса с крестьянством, на полную победу бур­ жуазно-демократической революции, на ус­ тановление революционно-демократической диктатуры раоочего класса и крестьянст­ ва. на переход к социалистической рево­ люции и установление диктатуры пролета­ риата. Линия меньшевиков была рассчита­ на на руководство революцией буржуазии и установление власти буржуазии. Решения III с’езда были восприняты большинством партийных организаций как боевая программа борьбы за победу бур­ жуазно-демократической революции и лег­ ли в основу всей практической деятельно­ сти партии. Меньшевики не только отказались при­ знать решения III с’езда, но и повели борьбу против выработанных на этом с’ез­ де тактических лозунгов. Возникла острая необходимость идейно разгромить оппортунистическую тактику меньшевиков, защитить и всесторонне раз­ работать подлинно революционную такти­ ку марксистской партии. За решение этой важнейшей задачи взялся В. И. Ленин. Через два месяца пос­ ле III с ’езда в августе 1905 года вьгшла в свет гениальная книга В. П. Ленина «Две тактики социал-демократии в демократиче­ ской революции», в которой блестяще осу­ ществлено решение этой задачи. ■tr it -tr В книге «Две тактики социал-демокра­ тии в демократической революции» В. И. Ленин научно разработал и всесторонне обосновал основное тактическое положение о руководящей роли пролетариата в бур- жуазно-дсмократической революции. Это положение легло в основу стратегии и так­ тики нашей партии. В. И. Ленин доказал, что пролетариат мог и должен был стать вождем, руководи­ телем буржуазно-демократической револю­ ции. Будучи наиболее передовым и един­ ственно последовательно-революционным классом, сплоченным в единую и самосто­ ятельную политическую силу под знаме­ нем марксистской партии, пролетариат мог довести до полной победы буржуазно-де­ мократический переворот. Буржуазная ре­ волюция была более выгодной пролетариа­ ту потому’, что после уничтожения цариз­ ма й установления демократической рес­ публики ему было бы легче вести борьбу против буржуазии, за установление своего политического господства. Полная и реши­ тельная победа буржуазно-демократической революции создавала благоприятные ус­ ловия для социалистического переворота. Вот почему «...в известном смысле буржу­ азная революция, — писал В. И. Ленин, — более выгодна пролетариату, чем бур­ жуазии». (Соч., том. 9, стр. 34). В. И. Ленин подверг уничтожающей критике оппортунистическую тактику меньшевиков, рассчитанную на осущест­ вление руководящей роли либеральной бур­ жуазии в революции, на срыв революции и сохранение самодержавно-помещичьего строя. В. И. Ленин доказал, что либераль­ ная буржуазия не была и не могла быть ни движущей силой, ни тем более вождем революции. Запуганная революционностью народа, она выступала в революции как контрреволюционная сила. Либеральная буржуазия всячески стремилась к согла­ шению с самодержавием, хотела сохранить царизм и другие пережитки крепостниче­ ства для борьбы против революционного народа. Вопрос о гегемонии рабочего класса в революции Ленин неразрывно связывал с вопросом о союзниках пролетариата. Для того, чтобы возможности пролетарского ру­ ководства революцией превратились в дей­ ствительность, учил Ленин, пролетариату необходимо иметь союзника, заинтересо­ ванного в решительной победе над цариз­ мом. Таким союзником являлось крестьян­ ство, которое без полной победы револю­ ции не могло покончить с помещиками и получить землю. В. И. Ленин всесторонне разработал идею союза рабочего класса и крестьянства при руководящей роли пролетариата. Ру­ ководящая роль пролетариата в буржуаз­ но-демократической революции могла быть обеспечена только при условии союза ра­ бочего класса и крестьянства и изоляции .Бгберальной буржуазии. Ленинское учение о руководящей роли рабочего класса полностью себя оправдало. Оно явилось организующей и мобилизую­ щей силой в руках нашей партии. Рабо­ чий класс нашей страны под руководством Коммуниспгческой партии показал в трех революциях, гражданской войне, в борьбе за построение социализма и коммунизма наибольшую политическую зрелость, спо­ собность организовать, возглавить и вести за собой многомиллионные массы кресть­ янства и всех трудящихся. * * # В книге «Две тактики социал-демокра­ тии в демократической революции» В. П. Ленин глубоко обосновал вопрос о путях и средствах борьбы трудящихся за победу революции. Он показал, что важнейшим средством свержения самодержавия и за­ воевания демократической республики яв­ ляется всенародное победоносное вооружен­ ное восстание. Разрабатывая учение о вооруженном восстании. В. П. Ленин дал глубокое и всестороннее обоснование взглядов нашей партии по вопросу подготовки, организа­ ции и проведения вооруженного восстания. В противовес меньшевикам, которые, боясь открыто выступить против воору­ женного восстания, болтали о необходимо­ сти вооружить народ жгучей потребностью самовооружения, В. И. Ленин обращал внимание партии на необходимость серь­ езной предварительной политической и военно-технической подготовки восстания. Он ^предлагал перенести центр тяжести всей работы по подготовке вооруженного восстания на организацию боевых отрядов рабочих и их вооружение. В. И. Ленин требовал, чтобы эти отряды немедленно взялись за-теоретическую и практическую работу по изучению военного дела, чтобы они готовились к умелому ведению воен­ ных действий, систематически тренирова­ лись в стрельбе, проведении уличных бо­ ев, разведке слабых мест врага, добывании оружия и т. д. В. И. Ленин придавал огромное значе­ ние политическим лозунгам и призывам к массам. Он считал, что правильные лозун­ ги и призывы развяжут революционную инициативу масс, приведут пх к восста­ нию и сделают его всенародным. К таким лозунгам и призывам В. И. Ленин относил , в первую очередь применение массовой по­ литической стачки, являющейся могучим средством революционной мобилизации масс и вовлечения их в открыту ю борьбу с ца­ ризмом; немедленное осуществление явоч­ ным порядком восьм!гчасового рабочего дня, конфискацию помещичьих земель и проведение друпгх демократических преоб­ разований в деревне. Эти гениальные тактические лозунги нашей партии наш.ти свое практическое воплощение в ходе револющги 1905— 1907 гг. В октябре 1905 г. была про­ ведена невиданная в истории мирового ра­ бочего движения массовая политическая стачка, которая вплотную подвела лассы к декабрьскому вооруженному восстанию. В огне революционного движения обра­ зовались тогда Советы рабочих депутатов, которые сыграли роль органов и руково­ дителей восстания. В ряде городов прави­ тельственная власть была сметена, а Со­ веты рабочих депутатов действовал! в ка ­ честве новой государственной власти. Воспитанные на шеях и боевых лозун­ гах нашей партии, народные массы, обо­ гащенные опытом революции 1905 — 1907 годов, в 1917 году с оружием в ру­ ках свергли самодержавие, а затем, пере­ группировав свои силы, совершили под ру­ ководством Коммунистической партии Ве­ ликую Октябрьскую социалистическую ре­ волюцию. it it it В книге «Две тактики социал-демокра­ тии в демократической революции» В. П. Ленин по-новому решил основной вопрос революции — вопрос о государствэнной власти. Он доказал, что победоносная бур­ жуазно-демократическая революция дол­ жна привести не к диктатуре буржуазии, как это имело место в буржуазных рево­ люциях прошлого, а к револющгонно-демо- кратичоской диктатуре пролетариата и крестьянства. В. П. Ленин считал, что только революционно-демократическая дик­ татура рабочего класса и крестьянства мо­ жет обеспечить решительную победу рево-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz