На страже Заполярья. 1955 год. Август.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я Учить сержантов методическому мастерству Старшины и сержанты — самый мно­ гочисленный отряд наших командиров. От их политической и военной подготовки во многом зависит успешное решение за­ дач, поставленных Министром Обороны перед Советскими Вооруженными Силами. Опыт показывает, что там, где подго­ товке сержантов, совершенствованию их командирских навыков уделяется повсе­ дневное пристальное внимание,— и дисци­ плина крепче, и организация службы вы­ ше. Н-ское подразделение — одно из лучших в части. Здесь организованно идет боевая учеба, заметно повышается воинское мастерство личного состава. Воины под­ разделения с высокими показателями вы­ полнили ряд практических задач. С каж­ дым днем множатся ряды отличников бое­ вой и политической подготовки. Во всем этом немалая заслуга принадлежит сер­ жантам — командирам отделений, помощ­ никам командиров взводов. Они умело, со знанием дела проводят занятия с подчи­ ненными. настойчиво совершенствуют бое­ вые качества воинов. В числе лучших можно назвать сержантов Щербакова, Ма­ каренко и многих других. Командир подразделения постоянно на­ поминает сержантам о том, что у них ма­ тросы учатся безукоризненно и четко нести службу, по ним равняются, берут с них пример, поэтому нельзя ни на один день ослабить требовательность к себе и к под­ чиненным. Малейшее отступление от уста­ вов и наставлений неминуемо нанесет ущерб боевой готовности подразделения. Однажды, присутствуя на занятиях по теме «Подготовка орудия к стрельбе», офицер обратил внимание на то, что сер­ жант Макаренко, назвав место, где де­ лается фиксирующая отметка при опреде­ лении мертвого хода поворотного механиз­ ма, не показал его, считая, что матросы ,сами разберутся в этой мелочи. Позднее офицер указал сержанту на недопусти­ мость условностей в боевой учебе. — Вы должны, — говорил он, — до­ биваться от подчиненных точного выпол­ нения инструкции и наставлений. В бое­ вой учебе нет и не может быть мелочей. Основным принципом обучения матросов должно быть правило «Делай, как я», «Рассказал — покажи!». А вечером командир собрал всех сер­ жантов и сделал тщательный разбор заня­ тий. Командир добивается, чтобы сержан­ ты умело сочетали высокую требователь­ ность к подчиненным с повседневной за­ ботой о них, вникали в их нужды, пра­ вильно использовали предоставленные им уставом права. Наблюдая за работой младшего сержан­ та Строева, офицер обратил внимание, что тот после каждого сделанного ему заме­ чания становится слишком щедрым на взыскания и накладывает их непроду­ манно. Командир побеседовал со Строе­ вым. раз'яснил ему сущность ошибки, по­ советовал глубже изучить свои обязанно­ сти, определенные уставом Внутренней службы. А через некоторое время офицер провел совещание с сержантами, на кото­ ром выступил с беседой «Индивидуальный подход — важное условие воспитания под­ чиненных». Авторитет сержанта, как и любого дру­ гого начальника, зиждется на его высо­ ких моральных качествах. ...Воспита­ тель, — указывал М. И. Калинин, — влияет на воспитуемых не только тем, что дает им определенные знания, но и своим поведением, образом жизни, отношением к обыденным явлениям жизни. Авторитет командира зависит от его личной примерности, дисциплинированно­ сти, уровня знаний. Вот почему командир подразделения уделяет постоянное внима­ ние политическому и воинскому воспита­ нию сержантов. Первостепенную роль здесь играют политические занятия, которые проводятся на высоком идейном уровне. Пропагандисты, проводя политические за­ нятия с сержантами, каждую тему тесно увязывают с задачами подразделения. Сержанты на этих занятиях не только обогащают свои политические знания, но и учатся применять их на практике. Ха­ рактерен в этом отношении пример с сер­ жантом Щербаковым. Вначале он был равнодушен ко всему. Офицер сумел при­ вить ему любовь и тягу к политическим знаниям. Сержант начал принимать ак­ тивное участие в работе комсомольской организации, поступил в партийную шко­ лу и успешно окончил ее, подготовился и вступил в члены КПСС. Теперь сержант Щербаков — активист партийной орга­ низации подразделения, отличник боевой и политической подготовки. Большое внимание в подразделении уделяется повышению боевого мастерства сержантов. Это и понятно, ибо сержант только тогда сумеет правильно оценить действия матросов и сможет потребовать от подчиненных точного выполнения при­ емов, если он сам хорошо знает их. С этой целью в подразделении проводятся инструктивно-методические занятия. Кро­ ме того, организуются плановые занятия по боевой подготовке. Неоценимую помощь в повышении уровня боевой подготовки и методических навыков сержантов оказывают инструк­ тивно-методические занятия, проводимые, как правило, командирами взводов. Каждое занятие сопровождается пока­ зом: сержанты наглядно видят, как нуж­ но отрабатывать с матросами упражнения и приемы, как лучше использовать при­ боры и наглядные пособия. Это приносит несомненную пользу. Занятия сержанты проводят на высоком организационно-ме­ тодическом уровне. Особенно качественно проводит тренировки Щербаков. Недавно он отрабатывал с подчиненными действия у механизмов при поиске и сопровождении. Его подчиненные операторы Попов, Ломтев и другие отлично знали свои обязанности и уверенно действовали на приборах и меха­ низмах. Однако сержант Щербаков внима­ тельно и придирчиво относился к их ра­ боте, малейшие оплошности, допущенные воинами, он тут же подмечал, раз’яснял, в чем их причины, и требовал повторения приемов. Присутствовавший на занятиях офицер дал высокую оценку организации и методике занятий. Заботясь о совершенствовании коман­ дирских навыков у сержантов, командир и политработник умело организуют пропа­ ганду передового опыта. С этой целью про­ водятся совещания сержантов по обмену опытом. Так, на одном из совещаний был обсужден вопрос методики проведения за- пятнй «Практический показ — основной метод обучения подчиненных». На сове­ щании’ выступил сержант Щербаков, а затем присутствующие обменялись мне­ ниями по существу вопроса. Офицеры подразделения постоянно забо­ тятся об укреплении авторитета оержан- т о р , используя для этого все формы вос­ питательной работы. Так, например, ког­ да проводились политические занятия по теме: «Командиры Советской Армии и Во­ енно-Морского Флота», руководитель груп­ пы младший лейтенант Бобков рассказал воинам о лучших сержантах подразделе­ ния Щербакове, Макаренко и других, ко­ торые служат образцом для своих подчи­ ненных. Эти сержанты в полной мере используют предоставленные им права, умело осуществляют роль наставника и воспитателя подчиненных, поборника твердого воинского порядка и дисципли­ ны. Многие сержанты занесены на Доску отличников боевой и политической подго­ товки, их имена известны далеко за пре­ делами подразделения. Постоянный рост сержантов — показатель той заботы, ко­ торую повседневно проявляет командир и другие офицеры подразделения о воспита­ нии их командирских качеств, об укре­ плении их авторитета. К сожалению, не везде так благополуч­ но обстоит дело. И одной из причин это­ го является недостаточная работа комму­ нистов штаба по обобщению и распростра* нению опыта передовых сержантов. Советские воины бдительно стоят на страже мирного созидательного труда свое­ го народа, государственных интересов СССР. Они решают сложные задачи. Ус­ пешное выполнение их во многом зависит от политической и военной подготовки сержантов. Повседневно повышать их роль в обучении и воспитании подчинен­ ных — значит бороться за дальнейшее укрепление боевого могущества флота, социалистической Родины. Старший лейтенант А. ХАРИТОНОВ. Зорко наблюдать, быстро и точно докладывать Корабль выполнял очередную учебную задачу. Вахтенный сигнальщик старший матрос Васильев зорко наблюдал за го­ ризонтом. Шло время, корабль менял курсы, но, несмотря на сложность обстановки, от сигнальщика поступали своевремен­ ные и точные доклады, помогавшие командиру быстро принять решение, исполнить задуманный маневр. Старший матрос Васильев всегда проявляет высокую бди­ тельность на вахте. Он понимает, что обстановка на море может измениться внезапно. А что значит в бою обнаружить цель хо­ тя бы на несколько секунд позже, чем того требует обста­ новка? Это означает — поставить свой корабль под удар. Успех современного морского боя зачастую решают секунды: кто первый откроет огонь, тот обеспечит себе большее преиму­ щество. Глубоко сознавая свой долг и ответственность за поручен­ ное дело, комсомолец Васильев обеспечивает командира надеж­ ным наблюдением и зрительной связью. На предельных дистан­ циях моряк замечает самолеты, корабли и четко докладывает об этом командиру. Ни один плавающий предмет не оставляет Васильев без внимания. Опыт Великой Отечественной войны ярко показывает зна­ чение бдительности и непрерывного зрительного наблюдения в любом походе корабля, в самых различных метеорологических условиях, особенно в наиболее сложной обстановке. Понимая, насколько велико значение зрительного наблюде­ ния. наши сигнальщики идут в первых рядах корабельных специалистов. Чувством огромной ответственности за корабль, за безопасность плавания проникнуты вопны. Сигнальщики — глаза корабля. Они должны все видеть, обо всем своевременно докладывать командиру. Походная сиг­ нальная вахта зачастую требует большого физического и мо­ рального напряжения. Старший матрос Васильев всегда на­ блюдает в носовом секторе, т. е. прямо по курсу. Это самый ответственный сектор. Но моряк решительно преодолевает трудности. Успех несения вахты заключается не только в отличном знании специальности, но и в том. насколько строго и безупреч­ но выполняет моряк требования инструкций и наставлений. В любое время суток, в любую погоду вахтенный сигналь­ щик обязан быть бдительным и внимательным, знать, каким путем лучше достигнуть надежности наблюдения. Например, при ярком солнечном освещении надо умело пользоваться све­ тофильтром, а в ночное время предохранять глаза от ярких вспышек и огней. На ходу корабля значительно осложняются действия сиг­ нальщика в работе на фалах. Труднее поднять сигнал, когда ветер вырывает фалы из рук. Не просто передавать и при­ нимать семафоры. Необходимо умение, чтобы при качке точно направлять на корабль-адресат луч прожектора или фонаря. Со своими обязанностями на походе отлично справляется только тот сигнальщик, который отлично знает свою специальность, неустанно повышает выучку, закаляется в походах. Большое значение имеет четкий доклад сигнальщика коман­ диру. Некоторые сигнальщики, обнаружив самолет, корабль или плавающий предмет, докладывают об этом путанно и медлен­ но, вставляя ненужные слова, и забывают подчас то, что надо назвать в первую очередь. Здесь также путем продолжитель­ ных тренировок надо отрабатывать четкость и быстроту докла­ да. который должен быть кратким и ясным. Старший матрос С. БРАТАНОВ. Сигнальщик матрос Иван Малинов­ ский быстро и четко принимает и пере­ д а е т семафоры . На корабле его знают как одного из передовых матросов, к о ­ торый любит свою специальность и про­ являет усердие в службе. НА СНИМКЕ : матрос И. Малиновский з а передачей семафора. Фото И . Никншова. В боевой готовности Не первый год служит матрос Цветков. Он хорошо изучил технику и грамотно эк­ сплуатирует ее. Его заведывание всегда находится в образцовом порядке. При ос­ мотре воин особенно большое внимание уделяет ходовой части орудия: проверяет регулировку подшипников колес, работу стопоров, наличие смазки в ступицах. Только убедившись в полной исправно­ сти орудия, Цветков докладывает команди­ ру о готовности к действию. Воин особен­ но следит за состоянием орудия в походе. Во время остановок он проверяет, не ис­ чезла л и в ступицах смазка от перегрева подшипников, натянуты ли тросики сто­ поров. Если обнаружится непорядок, ма­ трос быстро устраняет его. Был такой случай. При перекатывании орудия вручную Цветков заметил, что од­ но колесо вращается туго. Он доложил об этом командиру и попросил разрешения найти неисправность и устранить. При осмотре матрос обнаружил, что регулиро­ вочная ганка подшипников туго затянута. Цветков быстро устранил неисправность. Офицер об’явил ему благодарность. Матрос Па.тмс обслуживает противоот­ катное устройство. Однажды командир приказал ему проверить состояние накат­ ника. Матрос осмотрел материальную часть, а потом проверил давление в на­ катнике. Оказалось, что оно недостаточ­ ное. Палме доложил об этом командиру и с его разрешения стал подкачивать воздух. Стрелка манометра слегка дрогнула и осталась на нуле. Оказалось, что трубо­ провод в одном месте лопнул, и воздух в накатник не шел. Зная хорошо свое дело и специальность слесаря, матрос быстро исправил трубопровод и наполнил накат­ ник. Заботливо ухаживают за техникой старшие матросы Тимченко и Муллиез. Они отвечают за чистоту канала ствола. Зная о том, что густая смазка влияет на точность стрельбы, воины перед стрельбой насухо протирают его, а после стрельбы своевременно чистят и смазывают. Благодаря добросовестному отношению воинов к своим обязанностям боевая тех­ ника находится в постоянной готовности. Старший матрос Е. КУЗЬМИН. Стреляли отлично На днях в нашем подразделении состоя­ лась учебно-боевая стрельба. Особенно от­ личился рядовой Чистяков. Он умело уп­ равлял техникой, быстро и четко выпол­ нял команды, показал высокую выучку и организованность. Хорошо действовали и остальные воины. Слаженная работа всего расчета принесла победу. Задача была выполнена отлично. Вдохновленные решениями июльского Пле­ нума ЦК КПСС, вопны продолжают совер­ шенствовать свое мастерство. Ефрейтор А. ПОЛУЗЕРОВ. _ _ _ _ _ _ 2 августа 1955 г., № 181 (5333 ). —МИМИИМИЯНИНИИНМН— — —— — — — —— — —— ———иа— — — а— ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ ПРОШУ ОТВЕТИТЬ НА МОИ ВОПРОСЫ Уважаемая редакция! Мне впервые приходится обращаться в газету, и я не знаю, правильно ли у меня получится. Мне очень хочется иметь чет­ кое представление по ряду весьма важных вопросов, с которыми я встретился, рабо­ тая секретарем комсомольской организа­ ции корабельного подразделения. На одном из комсомольских собраний член ВЛКСМ Юрий Богданов заявил: — У нас нет силы в комсомольской организации, мы бессильны и слабы. Сделал это он не в порядке обсуждения вопроса, а выкриком. Его заявление — словно выстрел из-за угла. Многие комсомольцы сразу же начали опровергать заявление матроса Богданова. Поднимаясь с мест, они рассказывали, ка­ кую работу провела наша организация по укреплению дисциплины и порядка в под­ разделении, по другим вопросам. Богданов все это время молчал. Казалось, он понял свое заблуждение. Но кончилось собрание, и он вновь заявил: — Я был прав. У нас много формали­ стики. Юрий Богданов, как раньше, так и сейчас, — пассивный в комсомольской и боевой жизни корабля воин. Он вяло вы­ полняет поставленные перед ним задачи, нарушает комсомольскую дисциплину. Несколько месяцев тому назад наше бюро хотело обсудить плохое отношение комсо­ мольца Богданова к служебным делам. Но на бюро он явился не сразу, а когда при­ шел, у него не оказалось с собой комсо­ мольского билета. Ему предложили сходить за билетом. На это он грубо ответил: «Я не хочу вас слушать, знаю, что вы гово­ рите пустое» — и резко выразился скверными, непристойными словами, пос­ ле чего выбежал из каюты. Такой поступок Богданова был вынесен на обсуждение комсомольского собрания. Сюда он также явился неохотно. Высту­ пающие подробно и обстоятельно разобра­ ли проступки воина, дали ему чистосер­ дечные товарищеские совета. Комсомолец Богданов выступил само­ критично, дал слово, что во всех отноше­ ниях будет не хуже других членов ВЛКСМ. Мы все были рады. Думали — Богданов начнет честно выполнять свои обязанности, не станет больше нарушать Устав ВЛКСМ. Но напги надежды не оправ­ дались. До сих пор Богданов прзжний. На вверенных ему механизмах все так же встречается грязь. Как и раньше, он на­ рушает форму одежды, опаздывает по сиг­ налам. имеет замечания по несению вах­ ты . Старались с ним беседовать, говорить по душам. На это Богданов отвечает: — Вы меня не трогайте, и я вас тоже не трону. Коллектив у нас крепкий, остро реаги­ рует на каждое нездоровое явление. Богда­ нову указывали на его проступки, осуж­ дали их. Часто можно было слышать: «Богданов, ты неправ». Но Богданов не прислушивался к этому. Многие комсомольцы спрашивают меня, почему мы не можем воспитать Богданова. Я не знаю, как отвечать. Ведь коллектив­ ное воспитание на него как будто не дей­ ствует. Комсомольских поручений мы Брг- данову не даем, знаем, что он их не вы­ полнит. На собраниях он не выступает, а только выкрикивает. Уважаемая редакция! Прошу подсказать, с чего начать, как дать понять Богданову, что наша комсо­ мольская организация не бессильна, что в успешном выполнении стрельб есть доля ее труда, что в выращивании классных специалистов, отличников боевой и поли­ тической подготовки и в укреплении дис­ циплины она участвовала по-настоящему. Если можно, прошу опубликовать мое письмо. Надеюсь, что читатели помогут нам в этом вопросе, подскажут, как поступали комсомольские активисты в подобных слу­ чаях, разделяют ли они высказанное много мнение по затронутым вопросам, по­ советуют, как вовлечь Юрия Богданова в живую матросскую жизнь, активную ком­ сомольскую работу. Старший матрос А. 30Л0ТК0В, секретарь номсомольсной организации корабельного подразделения. * о о От редакции. Работники редакции побывали на ко­ рабле, где служат тт. Золотков и Богданов. Действительно, изложенные в письме Факты соответствуют действительности. Правда, за последние недели тов. Богданов несколько улучшил свое отношение к службе. Но многие его сослуживцы склон­ ны считать это очередным затишьем пе­ ред «штормом». Не так давно матрос Юрий Богданов за­ писался в коллектив художественной са­ модеятельности. с желанием посещает ре­ петиции. В комсомоле он состоит с 1949 года. До службы на флоте он участвовал в общественной работе, избирался членом бюро комсомольской организации на заво­ де. В первое время службы матрос Бог­ данов принимал участие в жизни комсомольской организации своего подраз­ деления. Так. например, по просьбе чле­ нов бюро он писал заметки в боевой ли­ сток. Сейчас ему не ддют поручений, а сам он не проявляет инициативы в этом отношении. Был в жизни Богданова один при­ мечательный случай. Однажды его хотели поощрить, причем вполне заслуженно: он длительный период не нарушал дисципли­ ну, хорошо выполнял свои служебные обязанности. II вот, как говорится, коман­ дир уже взял ручку, чтобы подписать по­ ощрительный приказ, как вдруг Богданов «сорвался». Нарушил порядок и получил замечание. Редакция поддерживает предложение тов. Золоткова и хотела бы, чтобы комсо­ мольские активисты, рядовые члены ВЛКСМ, политработники и командиры вы­ сказали свое мнение о том, как они поступали в подобных случаях, как за­ нимались воспитанием воинов, помогали им исправлять ошибки. Слаженный расчёт Лето. Это наиболее благоприятный пери­ од для отработки у зенитчиков мастерства. П они настойчиво учатся, зная, что на нашем флоте зенитчик есть пограничник воздушных рубежей. ...Подчиненные сержанта Манушпна прибыли на огневую позицию. Тотчас слы­ шится команда: — Расчехлить орудия! Расчет работает уверенно. Особое вни­ мание — горизонтировке. Это очень важ­ но при стрельбе, и воины устанавливают орудие точно по уровню. — По местам! Проверить механизмы прицеливания! Четко действуют номера у заведыва- пий. И вот уже от них летят бодрые до­ клады: .— Первый готов! — Второй готов!... Манушин тщательно проверяет меха­ низмы прицеливания и докладывает: — Орудие к стрельбе готово! Слаженность расчета — результат твер­ дого знания воинами материальной части, хорошей натренированности. На занятии подчиненные Манушина показали глу­ бокое понимание принципов работы тех­ ники и умение искусно управлять его. При этом особенно отличились матросы Акименко и Воробьев. Сержант Манушин воспитывает подчи­ ненных дисциплинированными и исполни­ тельными. Зенитчики знают, что только при этом условии они смогут стать умелы­ ми защитниками воздушных просторов Родины. За образцовое выполнение служебного долга командир наградил Манушина лич­ ной Фотокарточкой, на которой он снят при развернутом Знамени части. Старший матрос А. ЗАХАРОВ. сражались советские воины в любых условиях Так Победа «Герой подводных глубин», — так се­ вероморцы называли знаменитого советско­ го подводника Николая Александровича Лунина. За время Великой Отечественной войны он показал себя опытным и храб­ рым офицером. Настойчивость и смелость — наиболее характерные его качества. Однажды подводный корабль находился на позиции во вражеских водах. В поис­ ках фашистских судов советская подвод­ ная лодка подошла к караванным путям противника. Напуганные дерзкими атака­ ми североморцев, гитлеровские пираты хо­ дили под усиленной охраной военных ко­ раблей, делали переходы ночью или в те­ ни обрывистого норвежского берега. Зная эти повадки врага, офицер Лунин привел свой корабль сюда. Вдоль берега шел караван. Обнаружив его, Лунин начал маневрирование, чтобы успешно выйти на боевой курс. Однако сделать это удалось не сразу. Фашистский миноносец подслушал шум винтов совет­ ской подводной лодки и повернул на нее. Вскоре с него посыпались глубинные бом­ бы. Их взрывы сотрясали пучину. Под­ водная лодка, уходя на глубину, уклоня­ лась от бомб. В этот момент акустик доложил коман­ диру о шуме винтов приближающегося транспорта. Капитан 2 ранга Лунин не за­ был о грозящей ему опасности, но принял смелое решение атаковать врага. Он всплыл под перископ, определил курс и скорость судна. Однако вскоре снова пришлось уйти на глубину: миноносец продолжал преследование. ^ Как всегда, так и на этот раз, Лунин обманывал врага по-своему. Под взрывы глубинных бомб, под метавшимся над подлодкой в разные стороны миноносцем. он выводил свой корабль на боевой курс. Сблизившись, как он говорил, на «пи­ столетный выстрел», т. е. на кратчайшее расстояние с судном врага, советский под­ водник на одно мгновение поднял пери­ скоп. Этого было достаточно, чтобы уточ­ нить предварительные расчеты и атако­ вать крупный фашистский транспорт, ко­ торый взорвался под самым носом эс­ минца. Это была мастерская атака, когда успех решался не внезапностью нападения, не превосходством сил, не выгоднейшей позицией, а высоким мастерством совет­ ских подводников, их смелостью и отвагой. Такими качествами обладал каждый член прославленного лунинского экипажа. Командир воспитал матросов, старшин и офицеров корабля в духе преданности и любви к Советской Родине и ненависти к ее врагам. Боевым девизом подводников было: «Побеждать в любых условиях!». Это было присуще особенно лунинцам, которые потопили много вражеских судов и военных кораблей. За образцовое вы­ полнение заданий командования на фрон­ те борьбы с немецко-фашистскими захват­ чиками офицеру Николаю Александровичу Лунину было присвоено звание Героя Со­ ветского Союза. В ответ на награды Родины офицер Лунин и его экипаж усилили свои удары по врагу. Североморский подводник широ­ ко прославился блестящей операцией, в результате которой был торпедирован но­ вейший по тому времени германский лин­ кор «Тпрпиц». Вот как это было. 5 июля 1942 года подводная лодка под командованием Н. А. Лунина крейсеровала в море, выискивая врал^ские корабли. Уже который час акустик Сметанин тер­ пеливо прослушивал подводные глубины. Он первым услышал шум. винтов и доло­ жил оо этом вахтенному офицеру. Тог поднял перископ и увидел силуэт кораб­ ля. опознав в нем подводную лодку. Но расстояние до силуэта было большим, и в определении класса корабля можно было ошибиться. По отсекам прозвучала команда: «Тор­ педная атака!». Н. А. Лунин, прильнув к окуляру перископа, отдавал короткие команды. Лодка стала маневрировать. И когда силуэт подвинулся ближе, выясни­ лось, что это — миноносец. Словно пред­ чувствуя беду, корабль резко отвернул в сторону, ложась на противолодочный зиг­ заг. Лунин, не переставая, следил за ним. Вскоре в поле зрения перископа обозна­ чилась разношерстная эскадра фашист­ ских пиратов. Во главе шел «Тирпиц», потом «Шарнгорст». Их охраняло несколь­ ко миноносцев. Н. А. Лунин главной целью выбрал линкор «Тирпиц». Но, чтобы атаковать его, необходимо было занять выгодную для нанесения торпедного удара позицию. Отважный подводник производит сложное маневрирование. Лодка приближалась к «Тирпицу», который шел в окружении всей армады, часто меняя курсы. Н. А. Лунину, ориентировавшемуся только по докладам акустика, пришлось решать за­ дачу со многими неизвестными. И она бы­ ла блестяще решена во имя победы. Миноносцы плотно закрывали борт «Тирпица». Казалось, невозможно без ри­ ска атаковать большую цель. Но команди­ ру удалось после длительного маневриро­ вания произвести атаку. Послышались два глухих взрыва. Это североморские торпе­ ды поразили врага. Они были выпущены за Родину, за весь советский народ. В бою особенно отличился торпедист Жуков. Перед боем он и его товарищи еще раз внимательно проверили материальную часть, чтобы направленные по курсу тор­ педы пошли точно в цель. П они были выпущены без задержки. Приказ коман­ дира был выполнен образцово. Славно потрудились во время атаки подводники Соловей, Карасев, Суслов и многие другие матросы, старшины и офи­ церы. В трудные минуты боя командир верил в то, что каждый из его подчинен­ ных достойно выполнит свой долг. А ког­ да шла охота за врагом, моряки верили в успех атаки, зная умение командира, ко­ торого горячо любили. Они говорили: — Во время опасности мы о ней не ду­ мали. Глянешь на командира: он спокоен. Значит, все в порядке. С ним не пропа­ дешь, это каждый знает. С ним мы всегда топим фашистов. Нелегко доставалась победа. Как-то под­ водная лодка под командованием Лунина вышла в боевой поход к берегам противни­ ка. В море, вдали от родной земли, разра­ зился свирепый шторм. Громадные водя­ ные волны с грохотом обрушивались на подводный корабль. Его резко бросало в разные стороны так, что на ногах нельзя было удержаться. Вот волна приподняла лодку и ушла, а корабль словно в бездну провалился. В этих трудных штормовых условиях подлодка получила серьезное повреждение, которое лишило ее возможности погру­ жаться на глубину. Когда шторм стал утихать, мотористы во главе с офицером Липатовым получили от командира приказ: в кратчайший срок исправить поврежде­ ние. Работа требовала многих часов. Опасность усиливалась тем, что подвод­ ная лодка находилась в водах противника. Каждую минуту могли появиться фашист­ ские корабли и самолеты. В это время командир вызвал к себе шифровальщика и продиктовал ему три радиограммы. — Иметь их наготове, — приказал Ни­ колай Александрович. — Отправите по моему приказанию. Вот текст этих радиограмм: «Не имею хода», «Веду артбой», «Погибаю, но не сдаюсь». Затем раздалась команда: — На краснознаменный флаг, смирно! Как молчаливая клятва подводников- североморцев, взвился Военно-морской флаг. В минуту смертельной опасности северо­ морцы обратили свой взор к знамени кораб­ ля. Вид развевающегося на ветру полотни­ ща с изображением красной звезды н серпа с молотом укреплял и г силы и мощь, уве­ ренность в победе. Комендоры заняли свои места у заряженных орудий, готовые по первому сигналу командира встретить вра­ га сокрушительным огнем. Секретарь пар­ тийной организации мичман Гребенников в торпедном отсеке заложил подрывные пат­ роны и остался около них ждать приказа командира взорвать корабль. Шестнадцать часов офицер Липатов и мотористы без минуты отдыха работали, чтобы восстановить боеспособность родного корабля. Им помогали матросы, свободные от вахты. Все время, пока лодка лежала в штормовом дрейфе, находившиеся наверху командир и личный состав готовы были принять заведомо неравный бой с врагом. Закаленные моряки на протяжении мно­ гих часов отстояли вахту по готовности на своих боевых постах! Мужество подводни­ ков победило. Повреждение было исправ­ лено. Корабль возобновил прерванный по­ ход. Лодка шла в надводном положении, дер­ жа курс к вражеским берегам. Вокруг ле­ жали чужие воды, а в борт ударяла чужая тяжелая волна. Сигнальщики не отрывали глаз от моря и неба. В одно из мгновений командир услышал доклад о появлении са­ молетов противника. Лунин дал команду срочно погружаться и, пок.а вынырнувший из облака «Юнкере» обшаривал море, лод­ ка благополучно скрылась на глубину. Исправленное мотористами устройство дей­ ствовало безупречно. Проходили часы — подводный корабль шел заданным курсом., изредка подсилывая под перископ. Но в море и в воздухе было пустынно. Лунинцы упорно и настойчиво выискивали врага. Встреча с ним состоялась. Много мачт качалось над вспененной поверхностью океана. Вахтенный офицер в глазок перископа устанавливал принад­ лежность и торопливо подсчитывал коли­ чество и класс кораблей. Большой тран­ спорт, тысяч на 8— 9 тонн, шел, грузно осев в воду, в охранении трех тральщи­ ков и двух катеров-охотников. — Ценная штучка, коли так берегут, — сказал офицер Лунин и принял смелое решение: атаковать врага! Торпедная атака! Это тот короткий миг, которому подчинен каждый винтик слож­ нейших механизмов подводного корабля, миг, который концентрирует в себе энер­ гию и мастерство всего экипажа. Поворот рычага. Мощный выдох торпед­ ных аппаратов. Длинные стальные тела торпед пошли прямо в цель. Николай Александрович никогда не допускал про­ махов! Снова тянутся секунды ожидания. Прославленный подводник спокоен. Он смотрит на секундомер, у моряксв растет уверенность в победе. Это подтвердил от­ даленный глухой взрыв. — По звуку слышу, наша торпеда, — пошутил акустик. Через некоторое время новый взрыв за­ ставил вибрировать переборки отсеков. Победа! Командир поднимает перископ. Большого транспорта как не бывало на поверхности моря. Катера-охотники рыс­ кали по всем направлениям. Все ясно! Лодка уходит на глубину. За кормой слышатся взрывы глубинных бомб. Десяток, другой... Зря старались фашисты. Они не могли обнаружить курс советского подводного корабля и бросали бомбы на­ угад. Так экипаж подводной лодки под командованием Героя Советского Союза Н. А. Лунина в боях с врагом отстаивал честь, свободу и независимость нашей любимой Родины. П. АФАНАСЬЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz