На страже Заполярья. 1955 год. Август.
♦ 2 . На с т р а ж е З а п о л я р ь я 5 августа 1955 г., N® 184 (5336), ИТОГИ ЖЕНЕВСКОГО СОВЕЩАНИЯ ГЛАВ ПРАВИТЕЛЬСТВ ЧЕТЫРЕХ ДЕРЖАВ Доклад Председателя Совета Министров СССР товарища Н. А. БУЛГАНИНА 4 августа 1955 г. на третьей Сессии Верховного Совета СССР (Продолжение). ограниченных по своему масштабу, усилиях всех европей ских государств, направленных на поддержание мира. Во второй период упомянутые государства, естественно, должны были бы принять на себя по соответствующему до говору в полном об’еме обязательства, связанные с созда нием системы коллективной безопасности в Европе. В со ответствии с этим полностью и одновременно должны бы ли бы прекратить свое действие Северо-атлантический дого вор, парижские соглашения и Варшавский договор, а соз данные на их основе группировки подлежали бы ликвида ции с заменой их общеевропейской системой коллективной безопасности. В Женеве мы высказались за то, чтобы в конечном счете на территории европейских государств не оставалось иностранных войск и чтобы в этом отношении было вос становлено положение, существовавшее до второй мировой войны. Мы уверены в том. что это отвечало бы стремле ниям европейских народов к миру, в независимому суще ствованию и полностью соответствовало бы задаче обеспе чения безопасности для народов Бвропы. Мы глубоко убеждены в том, что подлинная безопас ность европейских государств может и должна быть обес печена лишь тогда, когда будет покончено с политикой военных группировок, когда все европейские государства, а также США об’единят свои усилия в борьбе за мир. Разные страны живут различной жизнью. Среди лю дей, их населяющих, есть верующие и неверующие, комму нисты и антикоммунисты, но все они могут сойтись в од ном: они в равной мере заинтересованы в сохранении и укреплении мира. А если это так, то не следует жалеть трудов и усилий ради того, чтобы добиться осуществле ния этой цели. Внося свои конкретные предложения, направленные на обеспечение общеевропейской безопасности, мы указывали, что эти предложения не являются единственными, на ос нове которых можно было бы подойти к решению этой важной задачи. Мы готовы рассмотреть предложения дру гих государств, которые в той или иной степени отвечают задаче укрепления европейской безопасности, о чем Совет ская Делегация заявила на Женевском совещании. Советская Делегация заявила, в частности, о том, что соображения премьер-министра Великобритании г-на А. Иде на относительно возможности заключения пакта безопас ности с участием -более узкого круга государств заслужи вают внимания. Заключение такого пакта с участием на первых порах четырех держав — СССР, США. Великобри тании и Франции, а также некоторых других европейских государств, могло бы иметь положительное значение. При этом необходимо только, чтобы такой пакт учитывал ре ально существующую обстановку в Германии, когда за истекшие десять лет сложились два германских государства. Мы считаем вполне возможным найти такое сочетание ин тересов общеевропейской безопасности с интересами разви тия Германской Демократической Республики и Германской Федеральной Республики, которое будет отвечать как инте ресам германского народа, так и интересам всеобщего ми- •ра. Надо полагать, что на предстоящем в октябре совеща нии Министров иностранных дел четырех держав будут рассмотрены новые возможности договоренности по этому важному вопросу. Такие возможности нельзя считать ис черпанными. В этой связи необходимо сказать о нашем другом пред ложении, касающемся европейской безопасности, которое было передано на рассмотрение предстоящего в октябре совещания Министров иностранных дел четырех держав. Я имею в виду предложение Советского правительства о том, чтобы государства — участники ныне существую щих группировок в Европе, впредь до создания системы общеевропейской безопасности, приняли на себя обязатель ства не применять вооруженную силу друг против друга. Само собой разумеется, и мы об этом заявили в Женеве, что такое обязательство не должно наносить ущерба праву государства на индивидуальную или коллективную само оборону в случае вооруженного нападения, предусмотренно му статьей 51 Устава ООН. По нашему мнению против такого предложения трудно возражать. В самом деле, допустим, что достижение соглаше ния по вопросу о заключении договора об обеспечении безо пасности в Европе, — с участием ли всех государств Европы или же вначале с участием только части европейских госу дарств, — может затянуться. Мы сказали в Женеве: поче му в таком случае нельзя согласиться на то, чтобы участ ники существующих западной и варшавской военных груп пировок взяли бы на себя простое, но отвечающее самым жизненным интересам народов обязательство — не при бегать к применению друг против друга вооруженной силы? Заключение на этот счет договора между государствами — участниками существующих группировок, бесспорно, означа ло бы шаг вперед в деле создания системы эффективной безопасности в Европе. Какой-либо окончательной договоренности о безопасно сти в Европе, в том числе по этому последнему предложе нию Советского правительства, достигнуто не было. Однако в результате состоявшегося обмена мнениями между Главами правительств четырех держав все согласились с тем, что рассмотрение этого важного вопроса должно быть продолже но. При этом представители трех западных держав выска зались также и за то, чтобы подвергнуть рассмотрению пред ложение Советского правительства о заключении договора между Западной и Варшавской группировками. На Женевском совещании мы поставили вопрос, который становится все более актуальным — о поддержке четырьмя державами тех государств, которые пожелали бы проводить политику нейтралитета и неучастия в военных блоках и коалициях. Известно, что в некоторых государствах Европы, Ближнего и Среднего Востока все более усиливается движе ние за проведение политики нейтралитета. Такое стремление вполне понятно, так как из прошлого известно, что те стра ны, которые проводили нейтральную политику, обеспечивали своим народам безопасность и сыграли положительную роль. Мы заявили в Женеве, что если бы те или иные государ ства, желающие придерживаться нейтралитета, поставили вопрос о гарантии своей безопасности и территориальной неприкосновенности, то Советский Союз был бы готов вме сте с другими державами принять участив в такого рода га рантиях. Как известно, СССР сделал уже такое предложение в от ношении Австрии, причем на совещании Министров иност ранных дел четырех держав в Вене была достигнута в прин ципе договоренность об уважении нейтралитета Австрии пра вительствами СССР, США, Англии и Франции. По нашему мнению, этот вопрос и после Женевского со вещания остается злободневным и заслуживает серьезного внимания. На Женевском совещании состоялся обмен мнениями по германской проблеме. Надо сказать, что на совещании выя вился разный подход к решению этой проблемы, к решению вопроса о том, в каком направлении должна развиваться Гер мания. Для безопасности народов Европы важнейшее значе ние имеет вопрос о том, будет ли Германия развиваться в направлении, отвечающем интересам обеспечения мира в Ев ропе, или же развитие Германии пойдет как и когда-то по пути возрождения милитаризма и создания в центре Европы очага новой войны. Представители трех держав выступили с защитой париж ских соглашений, предусматривающих ремилитаризацию За падной Германии и ее включение в военную группировку западных держав. При этом они не скрывали, что и об’еди ненную Германию они мыслят не иначе, как вовлеченной в указанную западную группировку. Ясно, что Советский Союз не мог и не может согласиться с подобной точкой зрения, так как она не отвечает интересам европейской безопасно сти, в том числе и безопасности Советского Союза, чего мы не можем и не имеем права упускать из вида. На это нам заявили, что три западные державы могли бы пойти на заключение пакта пяти государств (с участием СССР. США. Великобритании. Франции и об’единенной Гер мании) и готовы на то, чтобы Советский Союз получил «га рантии безопасности» от упомянутых участников такого пакта. Мы ответили, что хотим внести полную ясность в этот вопрос о гарантиях Советскому Союзу. Предложения о гарантиях, заявили мы, понятны, когда речь идет о малом государстве, не располагающем такими вооруженными сила ми. которые в полной мере могли бы обеспечить его безо пасность. Совершенно понятно, что всякие предложения на этот счет в отношении СССР не имеют под собой никаких оснований. Следует также отметить, что |речь идет о гарантиях, ко торые должны быть предоставлены Советскому Союзу со стороны государств, связанных между собой сепаратными военными обязательствами по другим договорам и соглаше ниям, направленность которых против Советского Союза и стран народной демократии очевидна. ' Советский Союз считает, что важнейшей гарантией безо пасности в Европе было бы прежде всего создание общеевро пейской системы безопасности, а также недопущение воз рождения германского милитаризма, недопущение того, что бы Германия была превращена в очаг новой агрессии в Ев ропе. Мы изложили в Женеве наши взгляды по германскому вопросу. Мы заявили, что осуществление парижских согла шений. то есть ремилитаризация Западной Германии, вос становление ее военного потенциала и включение Западной Германии в западные в->енные группировки, несовместимо с задачей об’единения Германии. Мы напомнили, что Советский Союз и раньше обращал внимание правительств США. Ве ликобритании и Франции на то. к чему могут привести парижские соглашения. Теперь парижские соглашения уже вступили в силу и осуществляются, и это создало новое положение, которого нельзя игнорировать. Но это вместе с тем означает, что ре шение германского вопроса, при наличии парижских сог лашений. следует искать на ином пути — на пути смягче ния международной напряженности в Европе, на пути лик видации существующих военных группировок государств и создания эффективной системы коллективной безопасности в Европе. Пменно в эту сторону должны быть направлены усилия как германского народа, так и других заинтересо ванных государств. Можно лишь с удовлетворением отметить, что в общест венных кругзх Западной Германии и в западногерманской печати все чаще и настойчивее раздаются требования об из менении политики правительства ГФР в вопросах воссоеди нения Германии, так как политика, в основе которой лежит ремилитаризация Западной Германии и включение ее в воен ные блоки, исключает возможность об’едпнения страны. Так обстоит дело с германским вопросом, поскольку речь идет о внешних, международных условиях об’едпнения Гер мании. Однако, не надо забывать, что существуют и внутренние условия в самой Германии, которые также имеют важное значение при решении вопроса о ее будущем. Теперешняя Германия это уже не та Германия, которая существовала 10 лет тому назад, в первое время после раз грома гитлеровского режима. За истекшее десятилетие на территории Германии сложилось два самостоятельных гер манских государства — Германская Демократическая Рес публика и Германская Федеральная Республика, и обе эти республики признаны другими странами в качестве суве ренных государств. Оба они поддерживают дипломатические и торговые отношения с другими странами и являются уча стниками соответствующих договоров и соглашений в Ев ропе. Нельзя не учитывать того, что в обоих этих государст вах сложились разные по своей природе общественные и экономические уклады. В Германской Демократической Рес публике у власти стоят рабочие и их союзники — трудя щиеся крестьяне и интеллигенция, ставшие на путь социа листического строительства и полные уверенности в пра вильности избранного ими пути. Вполне понятно, если трудя щиеся Германской Демократической Республики заявляют, что они не могут поставить под угрозу свои завоевания, до стигнутые за указанный период. При решении вопроса об об’единении Германии нельзя не считаться с мнением как Германской Демократической Республики, так и Германской Федеральной Республики. Дру гими словами, этот вопрос нельзя решать без участия самих немцев. Все это означает, что в сложившихся международных и внутренних условиях в Германии невозможно об’единить Германию путем механического слияния обеих ее частей и что всякие такие попытки и планы не могут иметь успеха, так как они не учитывают реальной обстановки. Разреше ние германской проблемы в нынешних условиях может быть осуществлено только постепенно, на путях сотрудничества Германской Демократической Республики и Германской Фе деральной Республики и такого их сближения, которое отве чало бы интересам мира и прогресса. В Женеве мы не нашли общего языка по германскому вопросу. Однако, надо полагать, что состоявшийся обмен мнениями, в ходе которого Советская Делегация ясно изложи ла свою позицию, будет иметь свое значение, когда Минист ры четырех держав в октябре этого года возобновят перегово ры по вопросам, которые обсуждались на Женевском сове щании. Советское правительство хорошо себе представляет, что на пути решения германского вопроса Министры иностран ных дел встретят немало трудностей, немало подводных кам ней. Это понятно, так как на Совещании Глав правительств четырех держав выявилось два различных подхода к реше нию германской проблемы. Однако трудности, связанные с урегулированием герман ской проблемы, не должны явиться препятствием для успеш ной работы совещания Министров иностранных дел, в част ности, они не могут служить препятствием в решении ос новного, главного вопроса, который предстоит рассмотреть Министрам иностранных дел, — вопроса о создании системы общеевропейской безопасности. Большое внимание на Женевском совещании было уделе но вопросу о разоружении. Это об’ясняется значением самой проблемы. Развитие вооруженных сил и небывалый рост и совершенствование вооружений с каждым годом принимают все более широкие масштабы, порождают законную тревогу у народов за свое будущее. Это особенно необходимо подчерк нуть в связи с производством и накоплением атомного, водо родного и других видов оружия массового уничтожения. Переговоры по вопросу о сокращении вооружений и за прещении атомного оружия, длившиеся на протяжении почти десяти лет, как известно, не дали нужных результатов. «Хо лодная война» и существующее недоверие в отношениях между государствами, а прежде всего, в отношениях между великими державами, привели к тому, что в последние годы эти переговоры фактически зашли в тупик. По мнению Советского правительства, при рассмотрении проблемы разоружения главная задача в настоящее время состоит в том, чтобы найти пути к сближению позиций дер жав в этом вопросе и достижению необходимой договоренно сти как по вопросу о сокращении обычных вооружений, так и по вопросу о запрещении атомного оружия. Именно этой цели отвечают известные предложения Со ветского правительства от 10 мая о всеобщем сокращении вооружений, запрещении атомного оружия и устранении уг розы новой воины. Уместно напомнить о том положительном отношении, которое было проявлено к этим предложениям со стороны широких общественных кругов мира, а также со стороны ряда государств Европы и Азии, по достоинству оценивших эти предложения, как важный шаг Советского Союза в борьбе за мир и безопасность народов. Учитывая, что эти новые предложения Советского пра вительства, внесенные в Организацию Об’единенных Наций, фактически еще не рассматривались, а правительства США, Великобритании и Франции не высказали к ним своего отно шения, наша делегация на Женевском совещании, естест венно, прежде всего поинтересовалась отношением указан ных правительств к этим предложениям. Мы обратили вни мание на то, что Советский Союз согласился с предложением западных держав по вопросу об уровнях вооруженных сил для пяти великих держав, а именно — для США, СССР и КНР от 1 миллиона до 1,5 миллиона человек, для Франции и Великобритании по 650 тысяч человек. В связи с этим мы имеем основание ожидать, что три державы в свою очередь займут такую позицию в вопросе об атомном оружии, кото рая позволит достичь соглашения по этому вопросу. Тем самым вся проблема разоружения была бы поставлена на реальную почву. Считаясь, однако, с тем, что достижение договоренности по вопросу о сокращении обычных вооружении и запреще нии атомного оружия может потребовать значительного вре мени, мы предложили, чтобы государства — участники Же невского совещания уже теперь приняли на себя обязатель ство не применять первыми атомного и водородного оружия и призвали бы другие государства поступить так же. В предложениях Советского Союза от 10 мая особое вни мание было обращено на создание эффективной системы международного контроля над осуществлением сокращения вооружений и запрещения атомного оружия. Как справедливо отметил президент США, «каждый план разоружения сводится к вопросу о контроле и инспекции». Вопрос этот действительно является весьма серьезным, и мы должны найти взаимно приемлемое его решение. Советское правительство считает, что в настоящее время отсутствуют необходимые условия для такого международ ного контроля, который пользовался бы доверием всех го сударств и полностью отвечал бы интересам международной безопасности. С этим согласилось и правительство Соединен ных Штатов. Можно понять высказанные накануне Женев ского совещания сомнения президента США относительно возможности в настоящий момент «открыть все заводы» Сое диненных Штатов для «неограниченной инспекции». Как же быть? Советское правительство считает, что воп рос об установлении международного контроля и о правах и полномочиях международного контрольного органа необходимо рассматривать в тесной связи с осуществлением мероприя тий по уменьшению международной напряженности, по ук реплению доверия между государствами и проведению дру гих мер, касающихся сокращения вооружений и запрещения атомного оружия. На Женевском совещании президент США г-н Д. Эйзен хауэр выдвинул предложение об организации обмена воен ной информацией между Советским Союзом и Соединенными Штатами и о проведении взаимных аэрофотос’емок террито рии обеих сторон. Отдавая должное заложенному в этом предложении стрем лению найти решение столь сложной проблемы междуна родного контроля, нельзя не сказать в то же время, что ре альный эффект подобных мероприятий был бы невелик. В неофициальных беседах с руководителями правитель ства США мы прямо заявили, что аэрофотос’емка не может дать ожидаемого результата, так как обе наши страны рас полагают необ’ятнымп просторами, на которых при желании можно спрятать все, что угодно. Следует учесть и тот факт, что предложенный план затрагивает лишь собствен ные территории обеих стран, оставляя в стороне вооружен ные силы и военные сооружения, расположенные на терри тории других государств. Мы считаем более реальными и более эффективными те детально разработанные предложения об установлении международного контроля, которые были внесены Советским правительством 10 мая. Эти предложения дают возможность уже на первом эта пе проведения мероприятий по сокращению вооружений и запрещению атомного оружия предоставить в распоряжение Международного контрольного органа широкие права и пол-, номочия. Советское правительство в своих предложениях от 10 мая высказалось за очень радикальный метод контроля, а именно — за то. чтобы международный контрольный орган незамедлительно создал с целью предупреждения внезапно го нападения одного государства на другое контрольные по сты на территории всех соответствующих государств на вза имных началах. Эти поаты мы предложили создать в круп ных портах, на железнодорожных узлах, автомагистралях и аэродромах. Они следили бы за тем. чтобы не происходило опасной концентрации и передвижения военных сухопут ных сил, а также всенно-воздуганых и ^военно-морских сил. Советская Делегация высказала в Женеве пожелание о том, чтобы сокращение численности вооруженных сил и вооружений было начато без дальнейших промедлений. Мы предложили, чтобы четыре державы показали пример в этом отношении, сократив свои военные контингенты ^ на количество войск, выводимых с территории Австрии. Дейст вуя в духе этого предложения. Советское правительство ре шило на днях вывести до 1 октября все советские войска, расположенные в Австрии, на советскую территорию и об щую численность вооруженных сил Союза ССР сократить на количество войск, выводимых из Австрии. Проведение аналогичной меры остальными тремя державами способство вало бы установлению атмосферы международного доверия и отвечало бы интересам сокращения вооружений. Все наши предложения преследовали одну простую и ясную цель — добиться дальнейшего уменьшения междуна родной напряженности, освободить народы от страха войны, вселить в них уверенность в том. что они могут спокойно жить и трудиться на благо и счастье грядущих поколений. (Продолжительные аплодисменты). Этого влзстно требуют сотни миллионов людей. Харак терным в этом отношении является тот факт, что за время пребывания в Женеве Советская Правительственная Делега ция получила многочисленные письма от самых различных организаций и отдельных лип из многих стран. В эти дни в Женеву прибывали сотни делегаций из Франции, in обеих частей Германии и из других государств. Зсе они настойчи во Требовали прекращения «холодной войны» и создания необходимых условий для мирной .и спокойной жизни людей. Мы, конечно, не думали, что по всем предложениям, внесенным Советской Делегацией, нам удастся договориться в Женеве в течение 5— 6 дней. Опыт показал, что дости жение соглашения по таким вопросам требует времени, особенно когда речь идет о столь сложной проблеме, как зак лючение Международной конвенции о сокращении воору жений, запрещении атомного оружия и установлении эф фективного международного контроля над осуществлением этих мероприятий. Мы предложили поэтому, чтобы Главы правительств четы|>ех держав зафиксировали свои взгля ды по тем вопросам, по которым они по существу совпада ют или значительно сблизились. Это касается прежде все го упомянутых мною уровней вооружений пяти держав, решения вопроса о сокращении обычных вооружений и запрещении атомного оружия но стадиям, а также между народного контрол я. Мы исходили из того.что такая догово ренность на Женевском совещании по некоторым главным вопросам разоружения в большой степени облегчила бы дальнейшее рассмотрение этой проблемы и заключение указанной Международной конвенции. По существу проблемы разоружения было решено про должить поиски путей к соглашению. Министрам иностран ных дел четырех держав дана соответствующая директива. Четвертым вопросом, который стоял в повестке дня Же невского совещания, был вопрос о развитии контактов меж ду Востоком и Западом. Советский Союз был и является сторонником широкого международного сотрудничества, всестороннего развития эко номических, научных и культурных связей между госу дарствами. Мы считаем весьма полезными обмен делега циями между странами и взаимные поездки деятелей про мышленности, сельского хозяйства, торговли, науки, куль туры. искусства, общественных деятелей. Мы являемся также сторонниками развития туризма. Мы положительно оцениваем такие факты, как обмен сельскохозяйственными делегациями между СССР и США, и выражаем удовлетворение по поводу той благоприятной атмосферы, в которой происходит работа Советской сельско хозяйственной делегации в США и американской делегации в Советском Союзе. В настоящее время между Великобританией и Советским Союзом уже происходят переговоры по вопросу развития связей в области культурного сотрудничества. Будем на деяться, что они получат успешное зазершение. Следует отметить также, что в ходе неофициальных переговоров с премьер-министром Великобритании Пленом мы обсуждали в положительном смысле вопрос об организации взаимных визитов кораблей Военно-Морского Флота и военных деле гаций. Обсуждение вопроса в Женеве о контактах между Восто ком и Западом закончилось тем, что Совещание Глав пра вительств приняло по предложению президента Д. Эйзен хауэра следующее решение: «Министры иностранных дел должны при посредстве экспертов изучить меры, включая возможные меры в орга нах и учреждениях Организации Об’единенных Наций, ко торые могли бы (а) привести к постепенному устранению барьеров, которые препятствуют свободному общению и мирной торговле между народами, и (б) осуществлению сво бодных контактов и связей, взаимно выгодных для заин тересованных стран и народов». Не подлежит сомнению, что успех в этом деле, которое, поскольку речь идет об отношениях между четырьмя дер жавами, еще далеко не получило своего надлежащего раз вития, во многом содействовал бы уменьшению междуна родной напряженности, укреплению взаимного доверия между государствами и развитию международного сотруд ничества. Советское правительство, как я уже указывал, пред ложило обсудить на Женевском совещании также назрев шие проблемы Азии и Дальнето Востока. Хотя и не уда лось договориться о необходимости обсуждения этих вопро сов в официальном порядке на Женевском совещании, од нако, мы имели с руководящими деятелями делегаций США, Великобритании и ‘Франции неофициальный обмен мнения ми по этим вопросам. В ходе этих неофициальных бесед вне заседаний затрагивался вопрос об Пндо-Китае в связи с выполнением Женевского соглашения 1954 года, а также вопросы отношений между США и Китайской Народной Республикой. Естественно, что главное внимание с нашей стороны уделялось вопросу о Тайване н о правах Китай ской Народной Республики в ООН. Советское правительство надеется, что указанный обмен мнениями послужит урегу лированию этих вопросов в соответствии с законными пра вами китайского и других народов Азии и интересами под держания мира на Дальнем Востоке. Здесь необходимо подчеркнуть большое значение новых важных предложений Правительства Китайской Народной Республики, направленных на урегулирование нерешенных международных проблем и создающих благоприятные перс пективы для установления международного доверия в рай оне Азии и в бассейне Тихого океана. Советское прави тельство полностью поддерживает эти предложения, изло женные в заявлении премьера Государственного Совета и Министра иностранных дел Китайской Народной Республи ки тов. Чжоу Энь-лая «О современном международном по ложении и внешней политике КНР», сделанном на второй сессии Всекитайского Собрания народных представителей 30 июля. В конце своей работы Женевское совещание приняло сог ласованные Директивы Глав правительств Министрам ино странных дел четырех держав по всем четырем вопросам, обсуждавшимся на Женевском совещании: безопасность в Европе, германский вопрос, разоружение и развитие кон тактов между Востоком и Западом. Эти Директивы важны тем, что они выражают стремление всех участников Совеща ния путем более детального рассмотрения указанных проб лем изыскать возможности в достижению необходимой до говоренности между державами. Пменно в этом состоит боль шое значение принятых в Женеве Директив. III. Результаты Женевского совещания. Нашивыводы Подводя итоги Женевского совещания Глав правительств четырех держав, необходимо напомнить, что перед от’ездом в Женеву мы заявили, что было бы наивно рассчитывать раз решить все сложные международные проблемы в течение не скольких дней. Только люди, верящие в чудеса, могли рас считывать на это. В то же время мы решительно отвергли необоснованный пессимизм. Жизнь подтвердила правильность такой оценки положе ния. Сейчас никто не может отрицать, что Женевское со вещание дало значительные положительные результаты, ко торые еще в большей мере могут сказаться в будущем. Оно сыграло важную роль в деле смягчения напряженности в отношениях между государствами, и прежде всего в отноше ниях между великими державами, в деле восстановления необходимого доверия между ними. Встреча Глав правительств четырех держав, проходив шая в обстановке сотрудничества а взаимопонимания- оста вит, несомненно, глубокий след на международных отноше ниях и благоприятно повлияет на их развитие в будущем. Важное значение имеет установление личного контакта меж- ду руководящими деятелями четырех великих держав. Отрадным был дух сотрудничества и стремления к вза имопониманию, господствовавший на Совещании. Это чув ствовалось особенно при неофициальных встречах, которые давали возможность откровенного обмена мнениями по всем вопросам. Следует особо отметить. что мы не встретили иных настроений на Женевском совещании. Напротив, ь^е искали возможностей примирения точек зрения по практиче ским вопросам, обеуждавшемся на Совещании, несмотря на различия в позициях по существу рассматривавшихся проб лем. / (Окончание см. на 3 стр.). я
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz