На страже Заполярья. 1955 год. Август.
За нашу Советскую Родину! НА СТРАЖЕ ЗАПОЛЯРЬЯ № 184 (5336 ). Пятница, 5 августа 1955 года. Год издания 19-й. Г а з е т а С е в е р н о г о ф л о т а О Б Я З А Т Е Л Ь Н ЫМ Э К З ЕМ* . Вм есте со всеми трудящимися нашей странЫ советские воинЬя преисполнены патриотического стремления в с т р е т и т ь XX с'езд КПСС новЬями успехами в укреплении могущества Советских ВооруЖённЫх Сил. ИТОГИ ЖЕНЕВСКОГО СОВЕЩАНИЯ ГЛАВ ПРАВИТЕЛЬСТВ ЧЕТЫРЕХ ДЕРЖАВ Доклад Председателя Совета Министров СССР товарища И. А. БУЛГАНИНА 4 августа 1955 г. на третьей Сессии Верховного Совета СССР Товарищи депутаты! Совет Министров СССР поручил «не доложить Верхов ному Совету СССР о результатах работы Совещания Глав правительств четырех держав — Советского Союза. Соеди ненных Штатов Америки, Великобритании и Франпии, про ходившего в Женеве с 18 по 23 июля. Направляясь на Женевское совещание. Советская Пра вительственная Делегация имела в виду откровенно обсу дить с главами Правительств США, Великобритании и Фран ции важнейшие международные проблемы, добиться совме стными усилиями смягчения международной напряженно сти и положить начало установлению доверия между госу дарствами. Советское правительство давно уже высказыва лось ва проведение таких переговоров, считая, что встреча руководителей правительств мозвет создать благоприятные условия для поисков согласованных решений, натравлен ных на укрепление мира. Мы приняли участие в Женевском совещании, руковод ствуясь основными принципами ленинской внешней поли тики Советского государства — политики мирного сосуще ствования стран, принадлежащих к различным обществен ным системам, политики борьбы за мир между народами. Мы исходили и исходим из того, что миролюбивая полити ка Правительства Советского Союза отвечает интересам со ветского народа. Мы не сомневаемся, что такая политика отвечает и чаяниям всех народов, кровно заинтересованных в ослаблении международной напряженности, в обеспече нии мира и безопасности. Народное движение за мир оказы вает растущее влияние на политику, и с ним не могут не считаться государственные деятели. Таким образом, проведение Совещания Глав правительств США, Англии, Франции и СССР необходимо рассматривать как определенный успех миролюбивых сил. Уже сам факт, что впервые со времени Потсдамской кон ференции 1945 года Главы правительств Советского Союза, США. Англии и Франции встретились друг с другом для то го. чтобы совместно обсудить назревшие вопросы междуна родной жизни, имеет важное значение. На Женевском совещании руководящие деятели четырех великих держав установили между собой личный контакт и обменялись мнениями по ряду вопросов международного по ложения. Как официальные заседания, так и неофициаль ные встречи вне заседаний проходили в духе сотрудничест ва и взаимопонимания. — все участники Совещания, что надо отметить с удовлетворением, проявляли стремление добиться положительных результатов. Женевское совещание Глав правительств четырех держав можно отнести к числу важных исторических событий, по скольку оно знаменует собой поворот в отношениях между СССР. США, Англией и Францией. Международная обстановка накануне Женевского совещания Прежде чем перейти к освещению работы, проделанной участниками Женевского совещания, и ее результатов, не обходимо остановиться на характеристике международной обстановки, предшествовавшей этому совещанию. Минувшее десятилетие после окончания второй мировой войны характеризовалось обострением отношений между го сударствами, которые в прошлом были союзниками по борьбе против общего врага — фашизма. Советский Союз на протяжении этого периода, и особен но за последние полтора-два года, предпринимал шаги, на правленные на смягчение напряженности, возникшей в международных отношениях, стремился положить конец «хо лодной войне» и восстановить сотрудничество в борьбе за мир и безопасность народов. Вместе с Советским Союзом за укрепление мира активно выступали Китайская Народная Республика и все страны народной демократии. Нельзя не видеть, что ъ последнее время усилия Совет ского Союза и всех миролюбивых стран, направленные на укрепление мира, дали положительные результаты. Прежде всего следует сказать, что смягчению напря женности способствовало прекращение войны в Корее, до стигнутое в результате инициативы Китайской Народной Республики, Советского Союза и других миролюбивых госу дарств. Тем самым был потушен опасный очаг войны на Дальнем Востоке. Он таил в себе угрозу расширения войны со всеми вытекающими из этого тяжелыми последствиями для дела всеобщего мира. Прекращение военных действий в Индо-Китае в резуль тате соглашения, достигнутого в прошлом году на Женев ском совещаний Министров иностранных дел пяти держав — СССР. Китайской Народной Республики. США. Англии и Франции, — с участием других заинтересованных госу дарств. явилось следующим крупным событием, имеющим большое значение не. только для укрепления мира в Юго- Восточной Азии, но и для оздоровления международной об становки в целом. Женевское соглашение 1954 года, при ведшее к прекращению кровопролития в Индо-Китае, имеет тем большее значение, что оно основано на признании за конных национальных прав народов Индо-Китая, стремя щихся к полной национальной независимости и свободе. Однако, несмотря на огромное значение прекращения войны в Корее и Индо-Китае. международная обстановка продолжала оставаться напряженной. Попрежнему между отдельными группами государств существовало недоверие и подозрительность, существовала обстановка «холодной войны». Такое положение создавало серьезные препятствия на пути к дальнейшему улучшению международной обстановки и к установлению того доверия в отношениях между госу дарствами. без которого невозможно обеспечить прочный и длительный мир. В этой связи необходимо остановиться на так называе мых парижских соглашениях, вступивших в силу в мае этого года. Известно, что основная цель парижских согла шений состоит в ремилитаризации Западной Германии и включении ее в военные группировки западных государств — Северо-атлантический блок и Западноевропейский союз. Эти соглашения открыли дорогу для возрождения милита ризма в Западной Германии. Кроме того, парижские согла шения превращают (ремилитаризуемую Западную Германию в военного союзника некоторых западных государств — участников указанных группировок. В целом парижские соглашения направлены против Советского Союза и народ но-демократических стран, против интересов поддержания мира в Европе. Советское правительство не раз обращало внимание пра вительств США, Великобритании и Франции, а также дру гих стран — участниц парижских соглашений, на то, что эти соглашения ведут к обострению всей обстановки в Ев ропе и создают такое положение, при котором невозможно будет решить германскую проблему на основе воссоединения Германии на миролюбивых началах. Мы указывали, что в этих условиях нельзя об’единить Германскую Демократиче скую Республику с ремилитаризованной и входящей в воен ные блоки с другими государствами Западной Германией. К сожалению, с предостережениями Советского Союза тогда не посчитались. В результате в Европе создалась та кая обстановка, которая стала и может оставаться серьез ным тормозом в деле дальнейшего смягчения международной напряженности и урегулирования нерешенных международ ных проблем, а также причиной осложнений в отношениях между европейскими, да и не только европейскими государ ствами. Гонка вооружений, которая из года в год принимала все более широкие масштабы, особенно в области производства атомного и водородного оружия, также вызывала законную тревогу народов. За последние годы военные расходы го сударств систематически увеличивались, причем особенно это относилось к странам — участницам Северо-атлантиче ского договора. О масштабах роста расходов на вооружение дают представление следующие данные, основанные на официальных публикациях соответствующих государств. Прямые военные расходы США составляли в 1948— 1949 бюджетном году 12,9 миллиарда долларов, или 32,6 процента всех расходов по федеральному бюджету; в 1953— 54 бюджетном году упомянутые расходы в р о с л и до 46,5 миллиарда долларов, или 68,6 процента ко всем федераль ным расходам. Таким образом, с 1948 года военный бюджет США увеличился более чем в три с половиной раза, а его доля в общем расходном бюджете США возросла более чем вдвое. Прямые военные расходы Англии в 1948— 49 бюджет ном году выражались в сумме 768 миллионов фунтов стер лингов. составляя 24,2 процента ко всем расходам бюджета: в 1953— 54 году упомянутые расходы увеличились уже до одного миллиарда 637 миллионов фунтов стерлингов. или 38,3 процента ко всем бюджетным расходам. Во Франции прямые военные расходы в 1949 году равнялись 289 миллиардам франков, или 23 ,8 процента ко всем расходам бюджета; в 1954 году прямые военные расхо ды Франции увеличились до одного триллиона 192 милли ардов франков, что составляло 32,5 процента всех бюджет ных расходов. Само собой разумеется, в такой обстановке Советский Союз не мог не проявить заботы об укреплении своих соб ственных Вооруженных Сил. На 1955 год в Советском Сою зе военные расходы были запланированы в сумме 112.122 .710 тысяч рублей, что составляет около 20 про центов всей расходной части бюджета. В связи с заключе нием парижских соглашений Советский Союз и другие ми ролюбивые государства Европы были вынуждены заключить 14 мая Варшавский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, предусматривающий об’единение их уси лий по обеспечению своей безопасности и в интересах под держания мира в Европе. С каждым днем становилось все более очевидным, что продолжающийся рост вооружений влечет за собой усиле ние недоверия в отношениях между государствами, рост взаимных подозрений между ними, усиление пропаганды но вой войны. Все это представляло собой продолжение «хо лодной войны». «Холодная война» нарушила нормальные экономические и другие связи между государствами; ре зультатом ее явились разного рода запреты и ограничения в международной торговле, ограничение общения между деятелями промышленности, сельского хозяйства, науки и культуры различных стран. «Холодная война» препятствует ослаблению международной напряженности и созданию необ ходимого доверия между государствами. Особую озабоченность у народов вызвало положение на Дальнем Востоке. Даже после прекращения корейской вой ны обстановка в этом районе оставалась напряженной, при чем временами это напряжение приобретало опасный харак тер. Об’ясняется это тем. что исконные китайские терри тории — остров Тайвань и ряд других островов — фак тически оккупированы иностранными войсками, с чем, ра зумеется. не может примириться китайский народ. Советское правительство проявило инициативу относи тельно созыва конференции заинтересованных государств для урегулирования вопроса о Тайване. К сожалению, эта инициатива не привела до сих пор к положительным ре зультатам. Правительство СССР поддержало также предло жение Правительства Китайской Народной Республики о проведении прямых переговоров между КНР и США по неурегулированным вопросам китайско-американских отно шений. Теперь, как известно, обе стороны приступили к таким переговорам. Они начались в благоприятных усло виях. Решение о досрочном .освобождении 11 американских летчиков, осужденных за шпионаж, является актом доброй воли со стороны Китайской Народной Республики, который не может не сказаться положительно на ходе переговоров. Важное значение имеет вопрос о восстановлении закон ных прав Китайской Народной Республики в Организации Об’единенных Наций. Нельзя, в самом деле, искусственно держать в стороне от участия в работе Организации Об’еди ненных Наций и от участия в рассмотрении ряда между народных проблем великую державу, к тому же являющую ся постоянным членом Совета Безопасности ООН, — Ки тайскую Народную Республику. Советское правительство сознавало, что чем дальше бу дет сохраняться напряженность в отношениях между от дельными государствами, тем больше будет обостряться меж дународная обстановка, чреватая угрозой новой войны. Необходимы были радикальные внешнеполитические меро приятия, которые бы смягчили обстановку, восстановили бы доверие между государствами. Поэтому Правительство Со ветского Союза, руководствуясь интересами сохранения и упрочения мира, взяло на себя инициативу в этом отно шении и предприняло за последний год ряд важных внешнеполитических шагсв. получивших всеобщее одобре ние у миролюбивых народов. Нельзя не признать, что миролюбивые шаги, предпри нятые Советским правительством, привели к ослаблению напряженности в международных отношениях. Важнейшее значение для уменьшения международной напряженности имеют предложения Советского правитель ства от 10 мая по вопросам сокращения вооружений, запре щения атомного и водородного оружия и , устранения угро зы новой войны. Эти предложения были одобрительно встре чены широкими международными кругами и повсеместно расценены, как крупный вклад в дело мира. Достижение на их основе необходимой договоренности, .несомненно, сыграло бы важнейшую роль в деле обеспечения прочного мира. Трудно переоценить значение такого события, как заклю чение Государственного договора с Австрией, осуществлен ное по инициативе Советского Союза. Решение австрийского вопроса, согласно которому Авст рия, ставшая независимым и суверенным государством, взя ла на себя обязательство придерживаться политики постоян ного нейтралитета, отвечает как национальным интересам австрийского народа, так и интересам поддержания мира в Европе. В то же время успешное решение австрийского во проса показало, что державы, на которых лежит главная от ветственность за поддержание мира, далеко не исчерпали имеющихся возможностей для решения неурегулированных международных проблем. Естественно, разрешение этого во проса усилило движение за урегулирование и других назрев ших проблем. Особо следует отметить значение для дела мира того по ворота в отношениях между Советским Союзом и Югославией, который был достигнут в результате поездки в Югославию Правительственной Делегации Советского Союза. Состоявшиеся в Белграде переговоры положили конец то му ненормальному и недопустимому положению, которое сло жилось между обеими странами после 1948 года, когда бы ли искусственно нарушены отношения братской дружбы и тесного сотрудничества между югославским и советским на родами. Существовавшее до недавнего времени ненормальное положение в советско-югославских отношениях было наруку лишь врагам мира. Оно наносило серьезный ущерб жизнен ным интересам обеих стран и интересам поддержания мира между народами. Такое положение не. могло дальше продол жаться, и правительства обеих стран пришли к выводу о необходимости кореннггс улучшения в советско-югославских отношениях. Отношения между СССР и Югославией строятся ныне и впредь будут строиться на основе признания принципов неде лимости мира, уважения суверенитета, независимости, тер риториальной неприкосновенности и равноправия, признания и развития мирного сосуществования между народами, вза имного уважения и невмешательства во внутренние дела. Те результаты, которые уже достигнуты в настоящее вре мя в деле улучшения советско-югославских отношений, дают все основания полагать, что обе страны избрали единствен но правильный путь и что оба правительства со всей серьез ностью относятся к делу дальнейшего развития и укрепления отношений между Советским Союзом и Федеративной Народ ной Республикой Югославии. Мы с этой трибуны приветст вуем наших югославских друзей и Президента Югославии товарища Тито (бурные аплодисменты) и считаем необходи мым заявить, что Центральный Комитет нашей партии. Со ветское правительство и весь советский народ приложат дальнейшие усилия к тому, чтобы итти по совместно из бранному пути дружбы и искреннего сотрудничества с брат скими народами Югославии. (Бурные, продолжительные ап лодисменты). Необходимо отметить, далее, важное значение такого со бытия, как посещение Советского Союза премьер-министром Индии господином Джавахарлалом Неру. Состоявшийся обмен мнениями между господином Д. Неру и руководителями Со ветского правительства и Совместное советско-индийское за явление показали, что обе страны полны решимости разви вать и укреплять дружественные отношения, сложившиеся между Советским Союзом и Индией. Позиции обеих стран по неотложным проблемам борьбы за мир совпадают, и это имеет крупнейшее значение для урегулирования назревших проблем Азии и Дальнего Востока и для уменьшения международной напряженности. Советское правительство, высоко ценя значение совет ско-индийского сотрудничества, как важного фактора в борь бе за мир в Азии, и не только в Азии, считает необходимым и в дальнейшем поддерживать это сотрудничество на основе тех принципов, которые были изложены в советско-индий ском заявлении и которые нашли широкую поддержку со сто роны миролюбивых государств. Укреплению этого сотрудни чества, несомненно, будет способствовать дальнейшее раз витие личных контактов между руководителями правительств обеих стран. Руководствуясь заботой о сохранении и укреплении мира. Советское правительство предприняло ряд других важных шагов, которые могут дать существенные положительные ре зультаты. Я имею в виду, в частности, предложение Прави тельства СССР правительству Германской Федеральной Рес публики об установлении дипломатических, торговых и куль турных отношений, а также проводимые сейчас в Лондоне советско-японские переговоры. Такова, в основных чертах, та международная обстанов ка, которая сложилась накануне Женевского совещания Глав правительств четырех держав. Таковы те факторы, которые привели к известному смягчению международной напряжен ности и тем самым создали благоприятные условия для про ведения ^вещания в Женеве. II, Женевское совещание и предложения Советского правительства Советское правительство исходило из того, что главной задачей Совещания Глав правительств четырех держав долж но являться .дальнейшее смягчение международной напря женности и содействие созданию необходимого доверия в от ношениях между государствами. Только в таких условиях можно серьезно говорить об урегулировании нерешенных международных проблем. Руководствуясь этим. Советская делегация уже в нача ле работы Женевского совещания заявила, что, по мнению Советского правительства, задача Совещания заключается не в том. чтобы выдвигать те или иные обвинения друг против друга, а в том. чтобы отыскать новые пути и средства даль нейшего ослабления международной напряженности и созда ния атмосферы доверия во взаимоотношениях между государ ствами. Мы прямо заявили, что прибыли в Женеву с жела нием найти решение неурегулированных вопросов путем сов местных усилий и со своей стороны выразили готовность внимательно рассмотреть предложения других участников совещания. Советская Делегация обратила также внимание государ ственных деятелей США. Великобритании и Франции на то, что она не склонна преуменьшать трудностей, стоящих на пути урегулирования нерешенных проблем, в том числе проблем Европы и Азии: Однако, если все участники прибы ли на совещание с желанием найти пути преодоления труд ностей. то это верный залог того, что совещание даст поло жительные результаты. В своих вступительных заявлениях, сделанных на первом заседании 18 июля. Главы правительств США, Франции, Великобритании и Советского Союза изложили свои взгляды по основным вопросам международного поло жения и о задачах совещания. При этом были высказаны соображения о тех проблемах, которые должны быть под вергнуты обсуждению. Все участники совещания высказались за то, чтобы обсудить следующие вопросы: германский вопрос, о разо ружении, о европейской безопасности, о развитии контак тов между Востоком и Западом. К сожалению, не было принято наше предложение об судить на совещании проблемы Азии и Дальнего Востока, хотя актуальность этих проблем очевидна, если прямо смотреть фактам в лицо. Само собой разумеется, что Советская Делегация не мог ла дать согласия на обсуждение вопроса о положении в восточно-европейских странах, а также вопроса о «между народном коммунизме». Мы указали, что ставить вопрос на данном совещании о положении в восточно-европейских странах — значит толкать нас к вмешательству во внут ренние дела этих государств. Между тем, хорошо известно, что народно-демократиче ский режим в этих странах установлен самими народами на основе их свободного волеиз’явления. Кроме того, нас никто не уполномочил рассматривать положение в этих странах. Что касается вопроса о «международном комму низме», которым, принято кое-где припугивать наивных людей, то мы заявили, что Женевское совещание созвано для обсуждения проблем межгосударственных отношений, а не для обсуждения деятельности тех или иных политиче ских партий в различных странах или отношений между этими партиями. Исходя из этого, постановку этого вопроса на Совещании Глав правительств нельзя признать уместной. Говоря по существу о тех предложениях, которые Со ветское правительство внесло на рассмотрение Женевского совещания, прежде всего следует остановиться на предло жениях по вопросам, связанным с обеспечением безопасно сти в Европе. Огромное значение этого вопроса понятно. Исторический опыт показывает, что наиболее кровопролитные и опусто шительные войны происходили в Европе. Именно в Европе начались как первая, так и вторая мировые войны, рас пространившиеся на другие страны и континенты и при несшие человечеству неисчислимые жертвы и материаль ные разрушения. Все это говорит о том, какое огромное значение для дела всеобщего мира имело бы создание в Европе системы прочной безопасности. , Советское правительство считало и считает, что наиболее надежным путем обеспечения безопасности для Европы бы ло бы заключение Общеевропейского договора или, как мы говорим, создание системы коллективной безопасности с участием всех европейских государств и Соединенных Шта тов Америки. Создание такой системы безопасности вместо военных группировок одних европейских государств, нап равленных против других европейских государств, отвечало бы интересам всех народов Европы, которых политика создания военных группировок уже не раз ввергала в пучи ну войны. Когда мы в прошлом году выдвинули такое предложе ние, некоторые западные государства заявили нам, что со ветское предложение их не устраивает, поскольку оно разрушает созданную ими якобы в интересах обороны си стему военных блоков. Особую заботу они проявляли при этом по поводу судьбы Северо-атлантической группировки, утверждая, что НАТО преследует только оборонительные це ли. В связи с этими утверждениями Советское правитель ство в свое время решило войти в эту организацию, так как участие в организации, преследующей оборонительные цели, полностью соответствует нашим интересам. Советский Союз предпринял конкретные попытки вступить в НАТО и направил соответствующую ноту державам — участникам НАТО. Нам, однако, официальной же нотой было отказано в приеме. Это не могло не вызвать обоснованной тревоги и настороженности со стороны Советского Союза. Было яс но, что цели НАТО далеко не соответствуют заявлениям об оборонительном характере этой организации. Учитывая то обстоятельство, что правительства^ неко торых государств не хотят расставаться, по крайней мере в настоящее время, с созданными ими военными блоками, и желая облегчить достижение договоренности между^ заин тересованными государствами, мы выдвинули на Женев ском совещании новое предложение, касающееся создания системы коллективной безопасности в Европе. Мы предло жили, чтобы создание такой системы безопасности было разделено на два периода. Для первого периода должны остаться в силе и Севе ро-атлантический договор, и парижские соглашения, а Варшавский договор. В то же время все государства, вхо дящие в эти группировки, как мы предложили, должны быть связаны обязательством воздерживаться от примене ния друг против друга вооруженной силы и разрешать вое споры, которые могут возникнуть между ними, только мирными средствами. Наши предложения предусматривали далее, что впредь до достижения соглашения о сокращении вооружений и зап рещении атомного оружия, а также о выводе иностранных войск с территорий европейских стран, государства — участники коллективной безопасности в Европе должны взять обязательство не проводить никаких мероприятий, на правленных на увеличение их вооруженных сил на террито рии других европейских государств. Наконец, советские предложения имели в виду, что го сударства — участники коллективной безопасности в Евро пе должны консультироваться между собой всякий раз, ког да этого потребует обстановка, с целью не допустить созда ния угрожающего положения в Европе и предпринять сог ласованные меры для поддержания мира. Таким образом, советские предложения, с одной стороны, учитывают реальную обстановку, сложившуюся в Европе, когда существуют военные группировки государств, с дру гой стороны — обеспечивают, в случае принятия этих пред ложений. мирное сосуществование между европейскими го сударствами, причем ни одно из этих государств не берет на себя на первом этапе никакого другого обязательства по до говору о коллективной безопасности в Европе, кроме обяза тельства не применять вооруженную силу. Эти предложения имеют и то преимущество, что они да ют возможность на протяжении какого-то периода проверить в действии систему, основанную на совместных, хотя бы и (Продолжение см. на 2-й стр.). 1 &
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz