На страже Заполярья. 1955 год. Август.

Агитатору для беседы с матросами На с т р а ж е З а п о л я р ь я 4 августа 1955 г., № 183 (5335). Тяжелая индустрия—основа могущества СССР « Т я ж е л а я и н д у с тр и я и в п р е д ь д о л ж н а р а з в и в а т ь с я бы с тр е е д р у ­ гих о тр а сл ей н а р о д н о го х о з я й с т в а . Ч ем выш е б у д е т в н аш ей с тр ан е у р о в ен ь р а з в и т и я т яж е л о й п ромыш л ен н о сти , о п р е д ел яю щ ей д а л ь н е й ­ ший п о д ’ем всех о тр а с л ей н а р о д н о го х о з я й с т в а , тем п о лн е е мы см ож ем у д о в л е т в о р и т ь н еп р еры вн о р а с т ущ и е по тр ебн о сти со в е тско го н а р о д а , бы с тр ее с о з д а т ь и зо б и л и е п р е дм е то в п о тр еб л ен и я и о сущ е с т ви т ь п е р е ­ х о д о т с о ц и а л и зм а к ком м у н и зм у » . (И з Постановления июльского Пленума Центрального Комитета КПСС). По пути, указанному великим Лениным Руководствуясь указаниями В. И. Лени­ на о всемерном развитии и укреплении индустриальной мощи нашего государства. Коммунистическая партия и Советское правительство всегда уделяли и уделяют исключительное внимание неуклонному под’ему тяжелой индустрии — основы социалистической экономики. ☆ Для того, чтобы гразу перевезти бо­ лее 33 миллионов тонн чугуна, кото­ рый выплавят со­ ветские металлурги в 1955 году, потре­ бовалось бы 660 ты- чугуна будет про-сяч 50-тонных ва- изведено в 1955 г о д у . Состав из них растянулся бы почти на двенадцать тысяч километров! Зачем понадобилось такое огромное ко­ личество чугуна, столь высокие темпы роста металлургии? От развития черной металлургии во многом зависит развитие всех отраслей промышленности, строи­ тельной индустрии, транспорта, сельского хозяйства. Ведущее значение черной ме­ таллургии в системе социалистического хозяйства определяется тем, что ее про­ дукция, в частности чугун, является ос­ новным сырьем для производства средств производства: машин, агрегатов, промыш­ ленных зданий, транспорта и т. п. Чер­ ная металлургия — одна из решающих отраслей промышленности СССР, обеспе­ чивающая расширенное воспроизводство нашего народного хозяйства. Тов. Н. А. Булганин в своем докладе на июльском Пленуме ЦК КПСС отметил, что в текущем году прирост выплавки чугуна составит около 3 миллионов тонн. Этот могучий рост — результат неослаб­ ной заботы Коммунистической партии о черной металлургии, результат ее корен­ ной реконструкции, осуществленной за послевоенные годы. Гордостью отечественной черной метал­ лургии являются Магнитогорский и Куз­ нецкий комбинаты. Об их производитель­ ности говорит такой факт: в годы воины эти два гиганта обеспечивали подавляю­ щую часть потребностей страны в метал­ ле. Один Магнитогорский комбинат вып­ лавляет за год столько чугуна, сколько его дает иная крупная капиталистиче­ ская страна. Ныне перед мастерами выплавки чугу­ на стоит ответственная задача — дове­ сти к концу третьей послевоенной пяти­ летки ежегодную выплавку чугуна до 50 миллионов тонн. Стали, больше стали — этого тре­ бует наша бурно ра­ стущая промышлен­ ность и сегодня. Трудно представить себе машину, в ко­ торой не использо- стали будет произ-вались бы самьге ведено в 1955 году. Различные сорта стали. В могучем крейсере, в стремительном реактивном самолете, в тракторе, в плуге — всюду требуется этот металл. Сталь — основа основ могущества страны. День и ночь бушует пламя в м а х н о в ­ ских печах, где варится сталь. Бесконеч­ ным огненным потоком льется металл на многочисленных заводах. Около 45 мил­ лионов тонн стали получит страна в 1955 году! А к концу третьей послевоен­ ной пятилетки намечено добиться произ­ водства 60 миллионов тонн стали еже­ годно. А ведь всего 15 лет назад, в 1940 году, мы выплавляли ее только 18,3 мил­ лиона тонн. Откуда такие темпы роста, за счет че­ го мы добились столь замечательных ус­ пехов? Главной основой решающих побед советской экономики на этом участке являются наши советские люди, которые под руководством Коммунистической пар­ тии претворяют в жизнь величественные планы. Год от года у нас улучшается использование сталеплавильных агрегатов и. в частности, мартеновских печей, вып­ лавляющих около 90 процентов всей ста­ ли, производимой в стране. Интересно та­ кое сравнение: если в годы первой пяти­ летки с’ем стали с одного квадратного мет­ ра пода печи составлял в среднем около 3 тонн в сутки, то сейчас у нас есть пред­ приятия. где с’ем стали близок к 10 тоннам, а отдельные выдающиеся стале­ вары дают около 20 тонн. Кстати, на лучших металлургических заводах США с’ем стали не превышает 5,3 тонны с одного квадратного метра пода печи. Огромны достижения советской метал­ лургии в области производства специаль­ ных сталей и сплавов. Для современной техники характерным является созданис машин, работающих на больших скоро­ стях, при высоких или низких темпера­ турах, при больших давлениях, в различ­ ных химических средах и т. д. Для про­ изводства этих машин, их отдельных уз­ лов необходимы высококачественные ста­ ли, обладающие высокой прочностью, твердостью, живучестью, стойкостью. И наша промышленность получает такие ста­ ли в достаточном количестве. Успехи советских сталеваров являются результатом широкого внедрения новой техники, совершенствования технологии, дальнейшего технического и культурного роста наших кадров, опирающихся в сво­ ей работе на достижения передовой нау­ ки, на практику новаторов производства. Нефть— это кровь для моторов. В 1946 году наша партия, намечая планы ра­ боты на более дли­ тельный период, ста­ вила задачу в тече­ ние двух-трех, а мо- * * жет быть и болез нефти будет добы- то в 1955 году. пятилеток довести ежегодное производ­ ство нефти до 60 миллионов тонн. Жизнь вносит свои коррективы в труд человека. Темпы роста нашей эко­ номики обгоняют планы. Уже в текущем году об’ем добычи нефти составит 70 мил­ лионов тонн. Это — замечательная побе­ да советских нефтяников, их ценный вклад в дело решительного под’ема всего народного хозяйства СССР. Советский Союз располагает богатей­ шими запасами нефти. Только за послед­ ние годы геологи открыли ряд мощных нефтяных месторождений в Татарии, в Башкирии, Среднем и Нижнем Поволжье и других местах. Все они быстро осваи­ ваются, дают нефть народному хозяйству. 0 темпах развития нашей нефтедобы­ вающей промышленности говорит пример Сталинградской области, где находятся Жирновское и Арчединское месторожде­ ния. Если 1951 год, когда началась их разработка, взять за 100 процентов, то окажется, что в 1952 году добыча нефти в области возросла в 3,5 раза, в 1953 го­ ду — в 5,2 раза, в 1954 году — в 11 с лишним раз. В текущем году она уве­ личится против 1951 года в 20 раз! Наша нефтяная промышленность обес­ печена современными приборами и аппа­ ратами отечественного производства для ■разведочных рабо^. Ныне, наряду с грави­ метрами. аэромагнитометрами и электро- разведочными станциями, широко приме­ няются сейсмические станции, которые позволяют получать более точную карти­ ну глубинного строения недр и обеспечи­ вают более эффективную ориентировку .разведочного бурения. Все шире исполь­ зуются в разведке недр радиоактивные частицы. Атомная энергия пришла на службу нефтяникам. Хлебом промыш­ ленности называл каменный уголь В. П. Ленин. Народ­ ное хозяйство СССР с каждым годом по­ лучает его во все большем количестве. угля будет д о б ы т о ^ ™ ™ » » « /- в 1955 году. к т ^ ьгта Угл я В|>- лее 390 миллионов тонн. Однако советские горняки не оста­ навливаются на этом уровне. Высокие темпы развития угольной промышленно­ сти показывают, что раньше чем к кон­ цу третьей послевоенной пятилетки мож­ но довести добычу угля до 500 миллио­ нов тонн в год. Советская угольная промышленность по праву считается самой механизированной в мире. Машины применяются в широких масштабах во всех процессах угледобычи: проходка стволов, проведение подготови­ тельных выработок, зарубка и отбойка, навалка и доставка угля, крепление кро­ вли, транспортировка угля и т. д. Большинство применяемых в нашей угольной промышленности машин по сво­ им качествам значительно превосходит машины, выпускаемые в капиталистиче­ ских странах. Советский угольный ком­ байн «Донбасс» проходит за смену 120— 130 погонных метров, тогда как англий­ ский комбайн «Мека-Мур» проходит при­ мерно 30— 33 погонных метра. Высокомеханизированная угольная про­ мышленность СССР является прочной ба­ зой для обеспечения твердым топливом непрерывно растущих потребностей народ­ ного хозяйства. бОЛСЕ 390 МАИ. ТОНН: Ц ИФ РЫ И Ф А К ТЫ Если сравнить данные роста выпуска продукции промышленности в нашей стране и в главных капиталистических странах, то окажется, что за последние двадцать пять лет (исключая военный период) среднегодовой прирост промыш­ ленной продукции в СССР составляет 18,2 процента, а в . США — только 2,4 процента, в Англии — 3,6 процента, во Франции — 2,1 процента. * ir it Большие достижения имеет машино­ строение — ведущая отрасль промышлен­ ности, двигающая вперед технический прогресс. Ежегодно наши машинострои­ тели создают 600—700 новых типов стан­ ков, машин и механизмов, пополняя со­ временной техникой во все возрастаю­ щих размерах различные отрасли про­ мышленности, транспорт, сельское хозяй­ ство. * * * Советское машиностроение обеспечи­ вает комплексную механизацию труда, то есть механизацию всех звеньев произ­ водственного процесса. Это позволяет пе­ рейти к автоматизации производства — к созданию автоматической системы ма­ шин. Автоматизация обеспечивает уско­ рение производственных процессов и по­ вышение производительности труда. Так, для выполнения одного и того ж е об’е- ма работы на многошпиндельном ав­ томате требуется в пятнадцать раз мень­ ше рабочих (а также в 7—8 раз меньше станков), чем на токарном станке. Д иаграмм а роста выработки электроэнергии в СССР (в млрд. ки ловатт). НА СНИМКЕ : опускание рабочего колеса в кратер одной из турбин на строительстве Каховского гидроузла. Фото Ю. Лнхуты . (Фотохроника ТАСС ). Электрическая энергия служит народу Нам уже кажется привычным, что электродвигатель стал сердцем на фабри­ ках и заводах, что электричество освеща­ ет, греет, побеждает расстояние, помогает металлургам и химикам, дает возможность, не выходя из комнаты, видеть все, что происходит на сцене театра, на стадионе, в кино. Расходуя 1 киловатт-час электроэнер­ гии, можно изготовить 2 пары обуви, 10 метров хлопчатобумажных тканей, выпечь 88 килограммов хлебо-булочных изделий, сварить 42 килограмма сахара, продемон­ стрировать четыре больших фильма, выдо­ ить 45 коров, вывести 30 цыплят, со­ стричь шерсть с 15 овец, поднять на 10 метров 36 литров воды. В свою очередь для добычи одной тонны угля необходимо около 15 киловатт-часов электроэнергии, тонны нефти — почти 28, для выплавки тонны чугуна и стали около — 150, для производства тонны цемента — 100, од­ ной легковой машины 1.500— 1.800 , од­ ного трактора — 5000 и одного мощного товарного паровоза серии «ФД» — около 60 тысяч киловатт-часов. Тысячи и десят­ ки тысяч киловатт-часов требуются для производства тонны алюминия, каучука, магния и других продуктов. Только на базе применения электроэнер­ гии могли возникнуть и развиться такие производства, как, например, электроме­ таллургия и электрохимия. На использова­ нии электрической энергии основано по­ лучение высококачественных сталей, алю­ миния. магния и других металлов и спла­ вов. Электрическая энергия вызвала к жизни электросварку металлов, высокоча­ стотный нагрев, электроискровый и элект­ рохимический методы обработки металлов, электрометаллизацию для восстановления деталей машин, электрическое железненпе и т. д. Благодаря электроэнергии возникли и получили бурное развитие такие важ­ ные отрасли техники, как электротехника, радиотехника, в том числе радиолокация и телевидение, производство атомной энер­ гии и другие. Вот почему электрификация страны яв­ ляется одним из основных направлений технического прогресса в СССР и важней­ шим условием его осуществления. Про­ гресс в современной технике немыслим без применения электр 1 гческой энергии. Такта образом, электрический ток яв­ ляется неоценимым помощником в созида­ тельном труде советского человека и обес­ печении его все возрастающих материаль­ но-культурных потребностей. За истекшие четыре года вступили в строй пять мощных, оборудованных по по­ следнему слову техники, ГЭС и четыре тепловых электростанции общей мощ­ ностью 2331 тыс. киловатт. Все гидро­ электростанции, сооруженные на основа­ нии последних постановлений партии и правительства, будут иметь общую уста­ новленную мощность в 4,2 миллиона ки­ ловатт. Эта электроэнергия заменит труд более чем 110 миллионов чело-век ! Вот ка­ кая армия неутомимых механических ра­ ботников будет трудиться на пас день и ночь! Куйбышевская, Горьковская. Каховская и ряд других электростанций дадут про­ мышленный ток ул;е в текущем году. Мощность строящихся сейчас в нашей стране ГЭС почти втрое превысит мощ­ ность всех советских ГЭС. действовавших к началу 1954 года. С пуском в 1954 году в СССР первой в мире атомной электро­ станции началась эра промышленного ис­ пользования атомной энергии. Но это только начало. Создаются атомные элект­ ростанции мощностью в 50 и 100 тысяч киловатт. Наши электростанции оборудуются оте­ чественными, крупнейшими в мире эконо­ мичными турбинами мощностью в 150 ты ­ сяч киловатт, а также лучшими в мире гидротурбинами с поворотными лопастями мощностью в 126 тысяч киловатт, выпус­ каемыми ленинградским заводом имени П. В. Сталина. Приступили к проектиро­ ванию турбины мощностью в 300 тысяч киловатт. Другой ленинградский завод «Электро­ сила» им. С. М. Кирова вот уже четверть века является основным поставщиком гид- ро- и турбогенераторов для большинства электростанций страны. Отвечая на Поста­ новление июльского Пленума ЦК КПСС, завод приступил к разработке новых гид­ рогенераторов мощностью в 200— 250 тысяч киловатт. Проблема дальнейшей электрификации народного хозяйства СССР неразрывно свя­ зана с проблемой автоматизации и телеме­ ханизации. Уже сейчас можно себе пред­ ставить могущество человека коммунисти­ ческого общества, когда он будет, словно сказочный волшебник, управлять испо­ линскими мощностями, регулировать по плану работу автоматических заводов, все время совершенствуя машины и техноло­ гические процессы. Значительно расширяется электрифика­ ция сельского хозяйства. Уже в 1952 го­ ду в Корсунь-Шевченковской, Баженов- ской и. Кузьминской МТС был выполнен большой об’ем работ электротракторами. Непривычными кажутся мачты высоко­ вольтной линии электропередачи, ведущие на колхозные поля. В 1953 году вступили в строй первые шесть элсктромашинно- тракторных станций (ЭМТС) в Ростовской области. На электрической энергии только от Куйбышевской ГЭС в десятках ЭМТС будут работать тысячи электрических тракторов и комбайнов, а на колхозных и совхозных фермах — самые различные электрические машины и механизмы, со­ зданные нашей промышленностью. Большие выгоды приносит народному хозяйству электрификация транспорта. До­ статочно указать на то, что коэффициент полезного действия электровоза в 2— 2,5 раза выше, чем у паровоза. Развитие электрифицированных железных дорог, по протяженности которых Советский Союз занимает первое место в мире, обеспечи­ вается высокоразвитым отечественным электровозостроением, соответствующим электрооборудованием и все возрастающим наращиванием мощностей различного типа электростанций. Электрификация желез­ ных дорог сберегает миллионы тонн топли­ ва, освобождает рабочего от тяжелого фи­ зического труда, а некоторые профессии уничтожает вовсе. Электрические системы связывают в од­ но целое различные отрасли народного хо­ зяйства и тем самым легко поддерживают равновесие между производством электро­ энергии и ее потреблением. Единство энергетики, промышленности, транспорта и сельского хозяйства и есть «электрифи­ кация всей страны», которую завещал нам великий Ленин и которую воплощает в жизнь под руководством Коммунистиче­ ской партии и Советского правительства нащ героический народ. Инженер В. ПЕТРОВ. в эти дни Могучую волну трудового под’ема на­ родных масс вызвали решения июльского Пленума ЦК . КПСС. Призывы Централь­ ного Комитета всколыхнули самые широ­ кие круги трудящихся. Этот мощный пат­ риотический под’ем уж е д ает свои резуль­ таты в трудовых буднях советского народа- труж еннка. Хорошо выразил общие чувст­ ва и стремления сверловщик молотовского завод а «Механолит» В. Полежаев: — Я раньш е был доволен своими резуль­ татами — норму выполнял на 300 — 400 процентов. Теперь вижу, что достигнутое — не предел, успокаиваться рано. Буду работать еще лучше. ☆ ☆ ☆ Работать еще лучше — стало делом че­ сти советских тружеников. Коллектив про­ славленного Кировского завода в Ленин­ граде в ответ на решения Пленума ЦК КПСС обязался раньше срока завершить годовой план и выпустить сверх задания валовой продукции на 50 миллионов руб­ лей и товарной продукции на 100 миллио­ нов рублей. ☆ ☆ ☆ Горняки шахты «Полысаевская-1» (К е­ меровская область) к 20 июля выполнили пятилетнюю программу. Шахтеры еж есу­ точно выдают на-гора на 500 тонн угля больше, чем предусмотрено планом. Кол­ лектив Таштагольского рудника отправил уж е около 20 эшелонов руды, добытых сверх плана. ☆ ☆ ☆ На берегах Тихого океана рабочие вла­ дивостокского завода «Металлист» повыша­ ют выпуск продукции. Впереди идет брига­ да Виктора Чекунова. Воодушевленные историческими документами, молодые рабо­ чие вместо 400 деталей стали выпускать по 600. З а счет уплотнения времени члены бригады повысили производительность еще на 30 — 40 деталей. Бригада обязалась вы­ полнять месячный план не менее, чем на 210 процентов. ■л * * Коллектив завода «Электросталь» Мо­ сковской области в ответ на прйзывы пар­ тии принял новые социалистические обяза­ тельства. Решено досрочно завершить з а ­ дание 1955 года и выдать сверх плана стали 10 тысяч тонн, готового проката 4,5 тысячи тонн, повысить производитель­ ность труда сверх плана на 6.5 процента, перевыполнить задание по снижению себе­ стоимости продукции и дать сверхплановой экономии 10 миллионов рублей. ☆ -tt -Се Коломенские паровозостронтели решили к 5 декабря выполнить годовой план, по­ высить производительность труда на 3,2 процента против плана, снизить трудоем ­ кость основных изделий на 19 процентов, сэкономить 300 тонн металла, 1.500 тонн условного топлива и 1.700 тысяч киловатт- часов электроэнергии, приступить к сборке узлов тепловоза «ТЭ-3», разработать тех­ нический проект газотурбовоза, организо­ вать три поточные линии д л я обработки и сборки деталей, внедрить не менее 1.200 организационно-технических мероприятий, направленных на дальнейший технический прогресс. ☆ ☆ ☆ 30 июля Кузнецкий металлургический комбинат имени Сталина досрочно выпол­ нил семимесячное задание по всему ме­ таллургическому циклу. Лучших резуль­ татов в социалистическом соревно­ вании добились сталеплавильщики. При­ няв повышенные обязательства, кол­ лектив электросталеплавильного цеха вы­ полнил семимесячное задание на шесть дней раньше срока. Успешно осваивается новая технология выплавки шарикоподшип­ никовой стали. В цехе широко внедряется скоростное сталеварение. С начала года число скоростных плавок достигло 700. ☆ ☆ ☆ Коллектив передового в Ворошиловград- ской области треста «Первомайскуголь» первым завершил государственное за д а ­ ние, рассчитанное на семь месяцев. Горня­ ки этого треста превзошли среднесуточный уровень добычи угля, запланированный на конец пятой пятилетки. Становясь на трудовую вахту в честь предстоящего XX с’езда партии, горняки треста «Первомайскуголь» обязались от­ править промышленным предприятиям бо­ лее полумиллиона тонн топлива сверх пя­ тилетнего задания. Т В О Р Ц Ы Н О В ЕЙШ И Х М А Ш И Н Советское машиностроение — сердцевина тяжелой индустрии— сыграло огромную роль в под’- еме и реконструкции всех от­ раслей народного хозяйства стра­ ны. Машиностроительная про­ мышленность выполнила задание пятилетнего плана на 8 меся­ цев раньше установленного сро­ ка. Общий выпуск продукции машиностроения и металлообраба­ тывающей промышленности уве­ личится в 1955 году по сравне­ нию с 1950 годом более чем в два раза, а по сравнению с до­ военным уровнем, то есть с 1910 годом, — в 4.6 раза. Самые сложные, самые совер­ шенные машины сотен различ­ ных типов выпускают совет­ ские заводы. Огромные заслуги перед Родиной имеет в этом де­ ле ленинградская промышлен­ ность. занимающая одно из веду­ щих мест в тяжелом машино­ строении. Турбины и генераторы, сварочные агрегаты, гигантские трансформаторы, под’емные кра­ ны. экскаваторы, воздуходувки, уникальные станки, вагоны и дизели, — нельзя даже вкратце перечислить все. что поставляет стране город трех революций. С огромным воодушевлением встретили ленинградские ма­ шиностроители Постановление июльского Пленума ЦК КПСС «0 задачах по дальнейшему под’ему промышленности, техни­ ческому прогрессу и улучшению организации производства». По инициативе рабочих прославлен­ ного Кировского завода ленин­ градцы начали соревнование за достойную встречу XX с’езда КПСС* Зайдем на один из самых больших заводов Ленинграда, познако­ мимся с тем, как живут и трудятся машино­ строители в эти дни, окрыленные новыми ре­ шениями ЦК Коммуни­ стической партии по промышленности. Над воротами завода укреплена на металли­ ческой сетке надпись с его названием: «Эконо­ майзер». Изготовляет он питательные насосы для котельных устано­ вок больших электро­ станций — сложные, умные, безотказные ма­ шины. Это целые агре­ гаты, способные пода­ вать в котлы огромное количество воды. Кроме насосов, «Экономайзер» поставляет стране и другие вспомогатель­ ные механизмы для ги­ гантских паровых уста­ новок. Под высокими свода­ ми механосборочного цеха может свободно встать го­ родской дом приличных размероз и еще останется немало места. Невидимыми границами цех раз­ бит на пролеты, заполненные станками. Передвигаясь от одно­ го станка к другому, деталь по­ степенно приобретает необходи­ мые размеры и очертания, порой самые замысловатые. В руках слесаря Петра Леонть­ евича Пванова появляются два небольших металлических пред­ мета. - поверхность которых. Высоких показателей добился коллектив меха, носборочного цеха № 2 ленинградского завода «Русский дизель». НА СНИМКЕ : слесари-сбор­ щики А. Герасимов (слева) и Е. Шитиков, вы ­ полняющие по две нормы за смену, за монтажем дизельгенератора. Фото П . Федотова. (Фотохроника ТАСС ). чтобы не скользили руки, по­ крыта мелкой насечкой. Внутри находятся миниатюрные турбин- ки, которые, используя энергию сжатого воздуха, с огромной ско­ ростью вращают инструмент — «шарошку». Машинки слесаря Иванова предназначены для зачистки литья. В отличие от существую­ щих образцов. с их помощью можно проникать в самые труд­ нодоступные места отливок. Забота о техническом прогрес­ се, борьба за все новое, передовое — близкое дело трудящихся. Подойдем к станку фрезеровщика В. К. Рах- маненко. одного из пе­ редовых людей завода. Творческое отношение к любимому делу позво­ ляет фрезеровщику си­ стематически перевы­ полнять план. Передовой рабочий делом отвечает на призыв июльского Пленума Центрального Комитета КПСС. На вер­ тикально - фрезерном станке Рахманенко легко заметить стер луз нь с ме­ таллическим щупом. Простым приспособлени­ ем Владимир Кузьмич придал своему станку свойства копировально­ го. Это позволило обра­ батывать бронзовые из­ делия такого сложного профиля, какой, по сути дела, требует специаль­ ного оборудования. Заводские старожилы, свидетели дореволюци­ онного прошлого «Экономайзера», навряд ли найдут в памяти та­ кие примеры, когда рабочему по­ ручалось бы конструирование^ма­ шины, как это доверено сейчас инструментальщику И. П. Кар­ ташеву. Иван Петрович рассказыва­ ет, пасколько трудоемкой была раньше центровка роторов насо­ сов. Потом на заводе создали специальный станок, который значительно облегчил эту опера­ цию. Теперь Карташев^конструи^ 'рует новый электронный станок для центровки роторов. Коренные усовершенствования, сделанные Карташевым в об­ ласти производства, были в 1950 году отмечены Сталинской пре­ мией. С той поры он создал нема­ ло новых машин и приспособле­ ний. облегчающих труд, подни­ мающих его производительность. Вот пример. Вручную шаблон из прочнейшей стали изготовляли, примерно, месяц. С помощью но­ вого усовершенствования Карта­ шева его делают теперь за одну смену! Пытливая творческая мысль рационализаторов завода позволя­ ет коллективу многие процессы производства поставить по-но­ вому. Успехи коллектива в создании новых машин были бы невоз­ можны, если бы люди не стреми­ лись к знаниям, не расширял.и систематически свой теоретиче­ ский кругозор. Сейчас на «Эко­ номайзере» учатся сотни люзей. На заводе создан образцовый технический кабинет, большой и просторный, уставленный дейст­ вующими моделями станков и трансмиссий. В прошлом году более 700 ра­ бочих и мастеров «Экономайзе­ ра» повысили свою квалифика­ цию па разных курсах. Нытпе па производственное обучение за­ трачивается более 100 тысяч рублей. За книгу садятся седо­ усые специалисты и молодые ра­ бочие, только начинающие св(£ трудовой путь. Г Ю. СМИРНОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz