На страже Заполярья. 1955 год. Август.
Агитатору для беседы с матросами На с т р а ж е З а п о л я р ь я 4 августа 1955 г., № 183 (5335). Тяжелая индустрия—основа могущества СССР « Т я ж е л а я и н д у с тр и я и в п р е д ь д о л ж н а р а з в и в а т ь с я бы с тр е е д р у гих о тр а сл ей н а р о д н о го х о з я й с т в а . Ч ем выш е б у д е т в н аш ей с тр ан е у р о в ен ь р а з в и т и я т яж е л о й п ромыш л ен н о сти , о п р е д ел яю щ ей д а л ь н е й ший п о д ’ем всех о тр а с л ей н а р о д н о го х о з я й с т в а , тем п о лн е е мы см ож ем у д о в л е т в о р и т ь н еп р еры вн о р а с т ущ и е по тр ебн о сти со в е тско го н а р о д а , бы с тр ее с о з д а т ь и зо б и л и е п р е дм е то в п о тр еб л ен и я и о сущ е с т ви т ь п е р е х о д о т с о ц и а л и зм а к ком м у н и зм у » . (И з Постановления июльского Пленума Центрального Комитета КПСС). По пути, указанному великим Лениным Руководствуясь указаниями В. И. Лени на о всемерном развитии и укреплении индустриальной мощи нашего государства. Коммунистическая партия и Советское правительство всегда уделяли и уделяют исключительное внимание неуклонному под’ему тяжелой индустрии — основы социалистической экономики. ☆ Для того, чтобы гразу перевезти бо лее 33 миллионов тонн чугуна, кото рый выплавят со ветские металлурги в 1955 году, потре бовалось бы 660 ты- чугуна будет про-сяч 50-тонных ва- изведено в 1955 г о д у . Состав из них растянулся бы почти на двенадцать тысяч километров! Зачем понадобилось такое огромное ко личество чугуна, столь высокие темпы роста металлургии? От развития черной металлургии во многом зависит развитие всех отраслей промышленности, строи тельной индустрии, транспорта, сельского хозяйства. Ведущее значение черной ме таллургии в системе социалистического хозяйства определяется тем, что ее про дукция, в частности чугун, является ос новным сырьем для производства средств производства: машин, агрегатов, промыш ленных зданий, транспорта и т. п. Чер ная металлургия — одна из решающих отраслей промышленности СССР, обеспе чивающая расширенное воспроизводство нашего народного хозяйства. Тов. Н. А. Булганин в своем докладе на июльском Пленуме ЦК КПСС отметил, что в текущем году прирост выплавки чугуна составит около 3 миллионов тонн. Этот могучий рост — результат неослаб ной заботы Коммунистической партии о черной металлургии, результат ее корен ной реконструкции, осуществленной за послевоенные годы. Гордостью отечественной черной метал лургии являются Магнитогорский и Куз нецкий комбинаты. Об их производитель ности говорит такой факт: в годы воины эти два гиганта обеспечивали подавляю щую часть потребностей страны в метал ле. Один Магнитогорский комбинат вып лавляет за год столько чугуна, сколько его дает иная крупная капиталистиче ская страна. Ныне перед мастерами выплавки чугу на стоит ответственная задача — дове сти к концу третьей послевоенной пяти летки ежегодную выплавку чугуна до 50 миллионов тонн. Стали, больше стали — этого тре бует наша бурно ра стущая промышлен ность и сегодня. Трудно представить себе машину, в ко торой не использо- стали будет произ-вались бы самьге ведено в 1955 году. Различные сорта стали. В могучем крейсере, в стремительном реактивном самолете, в тракторе, в плуге — всюду требуется этот металл. Сталь — основа основ могущества страны. День и ночь бушует пламя в м а х н о в ских печах, где варится сталь. Бесконеч ным огненным потоком льется металл на многочисленных заводах. Около 45 мил лионов тонн стали получит страна в 1955 году! А к концу третьей послевоен ной пятилетки намечено добиться произ водства 60 миллионов тонн стали еже годно. А ведь всего 15 лет назад, в 1940 году, мы выплавляли ее только 18,3 мил лиона тонн. Откуда такие темпы роста, за счет че го мы добились столь замечательных ус пехов? Главной основой решающих побед советской экономики на этом участке являются наши советские люди, которые под руководством Коммунистической пар тии претворяют в жизнь величественные планы. Год от года у нас улучшается использование сталеплавильных агрегатов и. в частности, мартеновских печей, вып лавляющих около 90 процентов всей ста ли, производимой в стране. Интересно та кое сравнение: если в годы первой пяти летки с’ем стали с одного квадратного мет ра пода печи составлял в среднем около 3 тонн в сутки, то сейчас у нас есть пред приятия. где с’ем стали близок к 10 тоннам, а отдельные выдающиеся стале вары дают около 20 тонн. Кстати, на лучших металлургических заводах США с’ем стали не превышает 5,3 тонны с одного квадратного метра пода печи. Огромны достижения советской метал лургии в области производства специаль ных сталей и сплавов. Для современной техники характерным является созданис машин, работающих на больших скоро стях, при высоких или низких темпера турах, при больших давлениях, в различ ных химических средах и т. д. Для про изводства этих машин, их отдельных уз лов необходимы высококачественные ста ли, обладающие высокой прочностью, твердостью, живучестью, стойкостью. И наша промышленность получает такие ста ли в достаточном количестве. Успехи советских сталеваров являются результатом широкого внедрения новой техники, совершенствования технологии, дальнейшего технического и культурного роста наших кадров, опирающихся в сво ей работе на достижения передовой нау ки, на практику новаторов производства. Нефть— это кровь для моторов. В 1946 году наша партия, намечая планы ра боты на более дли тельный период, ста вила задачу в тече ние двух-трех, а мо- * * жет быть и болез нефти будет добы- то в 1955 году. пятилеток довести ежегодное производ ство нефти до 60 миллионов тонн. Жизнь вносит свои коррективы в труд человека. Темпы роста нашей эко номики обгоняют планы. Уже в текущем году об’ем добычи нефти составит 70 мил лионов тонн. Это — замечательная побе да советских нефтяников, их ценный вклад в дело решительного под’ема всего народного хозяйства СССР. Советский Союз располагает богатей шими запасами нефти. Только за послед ние годы геологи открыли ряд мощных нефтяных месторождений в Татарии, в Башкирии, Среднем и Нижнем Поволжье и других местах. Все они быстро осваи ваются, дают нефть народному хозяйству. 0 темпах развития нашей нефтедобы вающей промышленности говорит пример Сталинградской области, где находятся Жирновское и Арчединское месторожде ния. Если 1951 год, когда началась их разработка, взять за 100 процентов, то окажется, что в 1952 году добыча нефти в области возросла в 3,5 раза, в 1953 го ду — в 5,2 раза, в 1954 году — в 11 с лишним раз. В текущем году она уве личится против 1951 года в 20 раз! Наша нефтяная промышленность обес печена современными приборами и аппа ратами отечественного производства для ■разведочных рабо^. Ныне, наряду с грави метрами. аэромагнитометрами и электро- разведочными станциями, широко приме няются сейсмические станции, которые позволяют получать более точную карти ну глубинного строения недр и обеспечи вают более эффективную ориентировку .разведочного бурения. Все шире исполь зуются в разведке недр радиоактивные частицы. Атомная энергия пришла на службу нефтяникам. Хлебом промыш ленности называл каменный уголь В. П. Ленин. Народ ное хозяйство СССР с каждым годом по лучает его во все большем количестве. угля будет д о б ы т о ^ ™ ™ » » « /- в 1955 году. к т ^ ьгта Угл я В|>- лее 390 миллионов тонн. Однако советские горняки не оста навливаются на этом уровне. Высокие темпы развития угольной промышленно сти показывают, что раньше чем к кон цу третьей послевоенной пятилетки мож но довести добычу угля до 500 миллио нов тонн в год. Советская угольная промышленность по праву считается самой механизированной в мире. Машины применяются в широких масштабах во всех процессах угледобычи: проходка стволов, проведение подготови тельных выработок, зарубка и отбойка, навалка и доставка угля, крепление кро вли, транспортировка угля и т. д. Большинство применяемых в нашей угольной промышленности машин по сво им качествам значительно превосходит машины, выпускаемые в капиталистиче ских странах. Советский угольный ком байн «Донбасс» проходит за смену 120— 130 погонных метров, тогда как англий ский комбайн «Мека-Мур» проходит при мерно 30— 33 погонных метра. Высокомеханизированная угольная про мышленность СССР является прочной ба зой для обеспечения твердым топливом непрерывно растущих потребностей народ ного хозяйства. бОЛСЕ 390 МАИ. ТОНН: Ц ИФ РЫ И Ф А К ТЫ Если сравнить данные роста выпуска продукции промышленности в нашей стране и в главных капиталистических странах, то окажется, что за последние двадцать пять лет (исключая военный период) среднегодовой прирост промыш ленной продукции в СССР составляет 18,2 процента, а в . США — только 2,4 процента, в Англии — 3,6 процента, во Франции — 2,1 процента. * ir it Большие достижения имеет машино строение — ведущая отрасль промышлен ности, двигающая вперед технический прогресс. Ежегодно наши машинострои тели создают 600—700 новых типов стан ков, машин и механизмов, пополняя со временной техникой во все возрастаю щих размерах различные отрасли про мышленности, транспорт, сельское хозяй ство. * * * Советское машиностроение обеспечи вает комплексную механизацию труда, то есть механизацию всех звеньев произ водственного процесса. Это позволяет пе рейти к автоматизации производства — к созданию автоматической системы ма шин. Автоматизация обеспечивает уско рение производственных процессов и по вышение производительности труда. Так, для выполнения одного и того ж е об’е- ма работы на многошпиндельном ав томате требуется в пятнадцать раз мень ше рабочих (а также в 7—8 раз меньше станков), чем на токарном станке. Д иаграмм а роста выработки электроэнергии в СССР (в млрд. ки ловатт). НА СНИМКЕ : опускание рабочего колеса в кратер одной из турбин на строительстве Каховского гидроузла. Фото Ю. Лнхуты . (Фотохроника ТАСС ). Электрическая энергия служит народу Нам уже кажется привычным, что электродвигатель стал сердцем на фабри ках и заводах, что электричество освеща ет, греет, побеждает расстояние, помогает металлургам и химикам, дает возможность, не выходя из комнаты, видеть все, что происходит на сцене театра, на стадионе, в кино. Расходуя 1 киловатт-час электроэнер гии, можно изготовить 2 пары обуви, 10 метров хлопчатобумажных тканей, выпечь 88 килограммов хлебо-булочных изделий, сварить 42 килограмма сахара, продемон стрировать четыре больших фильма, выдо ить 45 коров, вывести 30 цыплят, со стричь шерсть с 15 овец, поднять на 10 метров 36 литров воды. В свою очередь для добычи одной тонны угля необходимо около 15 киловатт-часов электроэнергии, тонны нефти — почти 28, для выплавки тонны чугуна и стали около — 150, для производства тонны цемента — 100, од ной легковой машины 1.500— 1.800 , од ного трактора — 5000 и одного мощного товарного паровоза серии «ФД» — около 60 тысяч киловатт-часов. Тысячи и десят ки тысяч киловатт-часов требуются для производства тонны алюминия, каучука, магния и других продуктов. Только на базе применения электроэнер гии могли возникнуть и развиться такие производства, как, например, электроме таллургия и электрохимия. На использова нии электрической энергии основано по лучение высококачественных сталей, алю миния. магния и других металлов и спла вов. Электрическая энергия вызвала к жизни электросварку металлов, высокоча стотный нагрев, электроискровый и элект рохимический методы обработки металлов, электрометаллизацию для восстановления деталей машин, электрическое железненпе и т. д. Благодаря электроэнергии возникли и получили бурное развитие такие важ ные отрасли техники, как электротехника, радиотехника, в том числе радиолокация и телевидение, производство атомной энер гии и другие. Вот почему электрификация страны яв ляется одним из основных направлений технического прогресса в СССР и важней шим условием его осуществления. Про гресс в современной технике немыслим без применения электр 1 гческой энергии. Такта образом, электрический ток яв ляется неоценимым помощником в созида тельном труде советского человека и обес печении его все возрастающих материаль но-культурных потребностей. За истекшие четыре года вступили в строй пять мощных, оборудованных по по следнему слову техники, ГЭС и четыре тепловых электростанции общей мощ ностью 2331 тыс. киловатт. Все гидро электростанции, сооруженные на основа нии последних постановлений партии и правительства, будут иметь общую уста новленную мощность в 4,2 миллиона ки ловатт. Эта электроэнергия заменит труд более чем 110 миллионов чело-век ! Вот ка кая армия неутомимых механических ра ботников будет трудиться на пас день и ночь! Куйбышевская, Горьковская. Каховская и ряд других электростанций дадут про мышленный ток ул;е в текущем году. Мощность строящихся сейчас в нашей стране ГЭС почти втрое превысит мощ ность всех советских ГЭС. действовавших к началу 1954 года. С пуском в 1954 году в СССР первой в мире атомной электро станции началась эра промышленного ис пользования атомной энергии. Но это только начало. Создаются атомные элект ростанции мощностью в 50 и 100 тысяч киловатт. Наши электростанции оборудуются оте чественными, крупнейшими в мире эконо мичными турбинами мощностью в 150 ты сяч киловатт, а также лучшими в мире гидротурбинами с поворотными лопастями мощностью в 126 тысяч киловатт, выпус каемыми ленинградским заводом имени П. В. Сталина. Приступили к проектиро ванию турбины мощностью в 300 тысяч киловатт. Другой ленинградский завод «Электро сила» им. С. М. Кирова вот уже четверть века является основным поставщиком гид- ро- и турбогенераторов для большинства электростанций страны. Отвечая на Поста новление июльского Пленума ЦК КПСС, завод приступил к разработке новых гид рогенераторов мощностью в 200— 250 тысяч киловатт. Проблема дальнейшей электрификации народного хозяйства СССР неразрывно свя зана с проблемой автоматизации и телеме ханизации. Уже сейчас можно себе пред ставить могущество человека коммунисти ческого общества, когда он будет, словно сказочный волшебник, управлять испо линскими мощностями, регулировать по плану работу автоматических заводов, все время совершенствуя машины и техноло гические процессы. Значительно расширяется электрифика ция сельского хозяйства. Уже в 1952 го ду в Корсунь-Шевченковской, Баженов- ской и. Кузьминской МТС был выполнен большой об’ем работ электротракторами. Непривычными кажутся мачты высоко вольтной линии электропередачи, ведущие на колхозные поля. В 1953 году вступили в строй первые шесть элсктромашинно- тракторных станций (ЭМТС) в Ростовской области. На электрической энергии только от Куйбышевской ГЭС в десятках ЭМТС будут работать тысячи электрических тракторов и комбайнов, а на колхозных и совхозных фермах — самые различные электрические машины и механизмы, со зданные нашей промышленностью. Большие выгоды приносит народному хозяйству электрификация транспорта. До статочно указать на то, что коэффициент полезного действия электровоза в 2— 2,5 раза выше, чем у паровоза. Развитие электрифицированных железных дорог, по протяженности которых Советский Союз занимает первое место в мире, обеспечи вается высокоразвитым отечественным электровозостроением, соответствующим электрооборудованием и все возрастающим наращиванием мощностей различного типа электростанций. Электрификация желез ных дорог сберегает миллионы тонн топли ва, освобождает рабочего от тяжелого фи зического труда, а некоторые профессии уничтожает вовсе. Электрические системы связывают в од но целое различные отрасли народного хо зяйства и тем самым легко поддерживают равновесие между производством электро энергии и ее потреблением. Единство энергетики, промышленности, транспорта и сельского хозяйства и есть «электрифи кация всей страны», которую завещал нам великий Ленин и которую воплощает в жизнь под руководством Коммунистиче ской партии и Советского правительства нащ героический народ. Инженер В. ПЕТРОВ. в эти дни Могучую волну трудового под’ема на родных масс вызвали решения июльского Пленума ЦК . КПСС. Призывы Централь ного Комитета всколыхнули самые широ кие круги трудящихся. Этот мощный пат риотический под’ем уж е д ает свои резуль таты в трудовых буднях советского народа- труж еннка. Хорошо выразил общие чувст ва и стремления сверловщик молотовского завод а «Механолит» В. Полежаев: — Я раньш е был доволен своими резуль татами — норму выполнял на 300 — 400 процентов. Теперь вижу, что достигнутое — не предел, успокаиваться рано. Буду работать еще лучше. ☆ ☆ ☆ Работать еще лучше — стало делом че сти советских тружеников. Коллектив про славленного Кировского завода в Ленин граде в ответ на решения Пленума ЦК КПСС обязался раньше срока завершить годовой план и выпустить сверх задания валовой продукции на 50 миллионов руб лей и товарной продукции на 100 миллио нов рублей. ☆ ☆ ☆ Горняки шахты «Полысаевская-1» (К е меровская область) к 20 июля выполнили пятилетнюю программу. Шахтеры еж есу точно выдают на-гора на 500 тонн угля больше, чем предусмотрено планом. Кол лектив Таштагольского рудника отправил уж е около 20 эшелонов руды, добытых сверх плана. ☆ ☆ ☆ На берегах Тихого океана рабочие вла дивостокского завода «Металлист» повыша ют выпуск продукции. Впереди идет брига да Виктора Чекунова. Воодушевленные историческими документами, молодые рабо чие вместо 400 деталей стали выпускать по 600. З а счет уплотнения времени члены бригады повысили производительность еще на 30 — 40 деталей. Бригада обязалась вы полнять месячный план не менее, чем на 210 процентов. ■л * * Коллектив завода «Электросталь» Мо сковской области в ответ на прйзывы пар тии принял новые социалистические обяза тельства. Решено досрочно завершить з а дание 1955 года и выдать сверх плана стали 10 тысяч тонн, готового проката 4,5 тысячи тонн, повысить производитель ность труда сверх плана на 6.5 процента, перевыполнить задание по снижению себе стоимости продукции и дать сверхплановой экономии 10 миллионов рублей. ☆ -tt -Се Коломенские паровозостронтели решили к 5 декабря выполнить годовой план, по высить производительность труда на 3,2 процента против плана, снизить трудоем кость основных изделий на 19 процентов, сэкономить 300 тонн металла, 1.500 тонн условного топлива и 1.700 тысяч киловатт- часов электроэнергии, приступить к сборке узлов тепловоза «ТЭ-3», разработать тех нический проект газотурбовоза, организо вать три поточные линии д л я обработки и сборки деталей, внедрить не менее 1.200 организационно-технических мероприятий, направленных на дальнейший технический прогресс. ☆ ☆ ☆ 30 июля Кузнецкий металлургический комбинат имени Сталина досрочно выпол нил семимесячное задание по всему ме таллургическому циклу. Лучших резуль татов в социалистическом соревно вании добились сталеплавильщики. При няв повышенные обязательства, кол лектив электросталеплавильного цеха вы полнил семимесячное задание на шесть дней раньше срока. Успешно осваивается новая технология выплавки шарикоподшип никовой стали. В цехе широко внедряется скоростное сталеварение. С начала года число скоростных плавок достигло 700. ☆ ☆ ☆ Коллектив передового в Ворошиловград- ской области треста «Первомайскуголь» первым завершил государственное за д а ние, рассчитанное на семь месяцев. Горня ки этого треста превзошли среднесуточный уровень добычи угля, запланированный на конец пятой пятилетки. Становясь на трудовую вахту в честь предстоящего XX с’езда партии, горняки треста «Первомайскуголь» обязались от править промышленным предприятиям бо лее полумиллиона тонн топлива сверх пя тилетнего задания. Т В О Р Ц Ы Н О В ЕЙШ И Х М А Ш И Н Советское машиностроение — сердцевина тяжелой индустрии— сыграло огромную роль в под’- еме и реконструкции всех от раслей народного хозяйства стра ны. Машиностроительная про мышленность выполнила задание пятилетнего плана на 8 меся цев раньше установленного сро ка. Общий выпуск продукции машиностроения и металлообраба тывающей промышленности уве личится в 1955 году по сравне нию с 1950 годом более чем в два раза, а по сравнению с до военным уровнем, то есть с 1910 годом, — в 4.6 раза. Самые сложные, самые совер шенные машины сотен различ ных типов выпускают совет ские заводы. Огромные заслуги перед Родиной имеет в этом де ле ленинградская промышлен ность. занимающая одно из веду щих мест в тяжелом машино строении. Турбины и генераторы, сварочные агрегаты, гигантские трансформаторы, под’емные кра ны. экскаваторы, воздуходувки, уникальные станки, вагоны и дизели, — нельзя даже вкратце перечислить все. что поставляет стране город трех революций. С огромным воодушевлением встретили ленинградские ма шиностроители Постановление июльского Пленума ЦК КПСС «0 задачах по дальнейшему под’ему промышленности, техни ческому прогрессу и улучшению организации производства». По инициативе рабочих прославлен ного Кировского завода ленин градцы начали соревнование за достойную встречу XX с’езда КПСС* Зайдем на один из самых больших заводов Ленинграда, познако мимся с тем, как живут и трудятся машино строители в эти дни, окрыленные новыми ре шениями ЦК Коммуни стической партии по промышленности. Над воротами завода укреплена на металли ческой сетке надпись с его названием: «Эконо майзер». Изготовляет он питательные насосы для котельных устано вок больших электро станций — сложные, умные, безотказные ма шины. Это целые агре гаты, способные пода вать в котлы огромное количество воды. Кроме насосов, «Экономайзер» поставляет стране и другие вспомогатель ные механизмы для ги гантских паровых уста новок. Под высокими свода ми механосборочного цеха может свободно встать го родской дом приличных размероз и еще останется немало места. Невидимыми границами цех раз бит на пролеты, заполненные станками. Передвигаясь от одно го станка к другому, деталь по степенно приобретает необходи мые размеры и очертания, порой самые замысловатые. В руках слесаря Петра Леонть евича Пванова появляются два небольших металлических пред мета. - поверхность которых. Высоких показателей добился коллектив меха, носборочного цеха № 2 ленинградского завода «Русский дизель». НА СНИМКЕ : слесари-сбор щики А. Герасимов (слева) и Е. Шитиков, вы полняющие по две нормы за смену, за монтажем дизельгенератора. Фото П . Федотова. (Фотохроника ТАСС ). чтобы не скользили руки, по крыта мелкой насечкой. Внутри находятся миниатюрные турбин- ки, которые, используя энергию сжатого воздуха, с огромной ско ростью вращают инструмент — «шарошку». Машинки слесаря Иванова предназначены для зачистки литья. В отличие от существую щих образцов. с их помощью можно проникать в самые труд нодоступные места отливок. Забота о техническом прогрес се, борьба за все новое, передовое — близкое дело трудящихся. Подойдем к станку фрезеровщика В. К. Рах- маненко. одного из пе редовых людей завода. Творческое отношение к любимому делу позво ляет фрезеровщику си стематически перевы полнять план. Передовой рабочий делом отвечает на призыв июльского Пленума Центрального Комитета КПСС. На вер тикально - фрезерном станке Рахманенко легко заметить стер луз нь с ме таллическим щупом. Простым приспособлени ем Владимир Кузьмич придал своему станку свойства копировально го. Это позволило обра батывать бронзовые из делия такого сложного профиля, какой, по сути дела, требует специаль ного оборудования. Заводские старожилы, свидетели дореволюци онного прошлого «Экономайзера», навряд ли найдут в памяти та кие примеры, когда рабочему по ручалось бы конструирование^ма шины, как это доверено сейчас инструментальщику И. П. Кар ташеву. Иван Петрович рассказыва ет, пасколько трудоемкой была раньше центровка роторов насо сов. Потом на заводе создали специальный станок, который значительно облегчил эту опера цию. Теперь Карташев^конструи^ 'рует новый электронный станок для центровки роторов. Коренные усовершенствования, сделанные Карташевым в об ласти производства, были в 1950 году отмечены Сталинской пре мией. С той поры он создал нема ло новых машин и приспособле ний. облегчающих труд, подни мающих его производительность. Вот пример. Вручную шаблон из прочнейшей стали изготовляли, примерно, месяц. С помощью но вого усовершенствования Карта шева его делают теперь за одну смену! Пытливая творческая мысль рационализаторов завода позволя ет коллективу многие процессы производства поставить по-но вому. Успехи коллектива в создании новых машин были бы невоз можны, если бы люди не стреми лись к знаниям, не расширял.и систематически свой теоретиче ский кругозор. Сейчас на «Эко номайзере» учатся сотни люзей. На заводе создан образцовый технический кабинет, большой и просторный, уставленный дейст вующими моделями станков и трансмиссий. В прошлом году более 700 ра бочих и мастеров «Экономайзе ра» повысили свою квалифика цию па разных курсах. Нытпе па производственное обучение за трачивается более 100 тысяч рублей. За книгу садятся седо усые специалисты и молодые ра бочие, только начинающие св(£ трудовой путь. Г Ю. СМИРНОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz