На страже Заполярья. 1955 год. Апрель.

2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 28 апреля 1955 г., № 100 (5252). Герой Советского Союза, тоетр-'адииряй43. ЗЮЗИН.- 'tyuu* 7 ЮЪССу, '&ЮО 7 7 tp 1 2 Sge/ 7 CCJU 1. Отлично знать боевое оружие, в совершенстве владеть им В первомайском Призыве Центрального Комитета Ком­ мунистической партии, обра­ щенном к воинам Советских Вооруженных Сил. говорится: — Воины Советской Армии и Флота! Настойчиво повы­ шайте свои военные и поли­ тические знания, совершен­ ствуйте свое боевое мастер­ ство, овладевайте новейшей боевой техни­ кой и современным вооружением! Советская Родина, наш великий народ дают советским воинам все необходимое для того, чтобы с честью и достоинством выполнять возложенные на них ответст­ венные задачи ио обеспечению безопасно­ сти и государственных интересов социали­ стического Отечества. В настоящее время, когда американские империалисты и их сателлиты усиленно ведут подготовку новой войны против Советского Союза и стран народной демократии, воины нашей Армии и Флота обязаны с еше большей настойчивостью повышать свою боевую готовность, чтобы во всеоружии встре­ тить любого агрессора и налести ему сок­ рушительный удар. Вместе со всеми Вооруженными Силами растет и креплет наш могучий Военно- Морской Флот. В строй вступают новые первоклассные корабли, по своему воору­ жению и боевым качествам значительно превосходящие те, что были у нас в годы Великой Отечественной воины. В руках у советских моряков находится замеча- тельная боевая техника. Наша задача — отлично знать боевое оружие, в совершен­ стве владеть им. Оружие и боевая техни­ ка, какими бы прекрасными они ни были, становятся могучей, всесокрушающей си­ лой только в руках умелых воинов. Ма­ стер своей специальности — вот кто смо­ жет в полной мере использовать боевые качества оруж ия , сделать его грозным для врала. Поэтому основным требованием сов­ ременного морского боя является высокое воинское мастерство, умение в любых, са­ мых трудных и сложных условиях ус- пешио и с наибольшей пользой применять боевое оружие против врага. В суровых и тяжелых боях в годы Ве­ ликой Отечественной войны советские во­ ины побеждали сильного и коварного вра­ га на суше, на море и в воздухе потому, что вместе с горячей любовью к своей ма- тери-Родине и жгучей ненавистью к ье врагам показывали непревзойденные образцы героизма и стойкости, были пре­ красными мастерами своетп дела, умели бить врага наверняка. Об этом говорят згногочислеяные примеры из боевого опыта Советских Вооруженных Сил. Пх немало было и у нас на Северном флоте. Расскажу об одном эпизоде, участником которого мне довелось быть. Произошло это в гвардейском ордена Красного Знамени дивизионе сторожевых катеров. Днем и ночью, в шторм и тума­ ны, под огнем береговых батарей и бом­ бежками самолетов противника экипажи наших кораблей успешно выполняли бое­ вые задания командования. В один из по­ ходов группе катеров-охотников было при­ казано провести к линии фронта караван судов. Враг обнаружил движение,советских кораблей и подверг пх усиленному об­ стрелу береговых батарей и бомбежке воздуха. Но советские моряки умело ук­ лонялись от попадания вражеских снаря­ дов и бомб. Рулевой катера, которым командовал смелый и умелый комamир старший лейтенант Новоспасский, стар­ шина 1 статьи Константинов мастерски выводил корабль из-под ударов фашист­ ских бомбардировщиков. В напряженную минуту боя па корме корабля возник по­ жар. Старшины 1 статьи Олейник и Ши рокобородов. старший матрос Меркулов и матрос Горбатов быстро ликвидировали по­ жар. Катер, отбивая атаки фашистских самолетов, продолжал выполнять задание Караван неврелимьгм был доставлен к ме сту назначения. Что помогло нашим морякам победить в этом трудном и сложном бою? Безусловно на первое место здесь нужно поставить их высокое боевое мастерство, отличное зна ние своего оруж ия , умелое использование техники в любых условиях морского боя Редакция обратилась к ветерану Великой Отечественной войны, активному участнику боевых операций на северном морском театре, Герою Советского Союза контр-адмиралу С. Зюзину с просьбой рассказать морякам флота о своем боевом опыте, на конкретных примерах показать, как необ­ ходимо учиться тому, что нужно в современном бою. Сегодня мы начинаем публиковать статьи Героя Совет­ ского Союза контр-адмирала С. Зюзина. них уверенность в победе. «...Смелость и отвата, — указывал И. В. Сталин, — это только одна сторона героизма. Другая сто­ рона — не .менее важная — это умение. Смелость, говорят, города берет. Но это только тогда, когда смелость, отвага, го­ товность к риску сочетаются с отличными знаниями». И это действительно так! Если хорошо познакомиться с подвигами героев, то станет ясным, что они были не только смелыми и отважными, но и умелыми вои­ нами, блестящими мастерами своего ору ­ ж ия . Народная мудрость: «Умение воина залог победы в бою» была неоднократ­ но подтверждена в битвах с врагами нашей Родины. За послевоенный период в оснащении и вооружении нашей Армии и Флота про­ изошли большие изменения. Увеличились боевые возможности техники, усложнились условия ее практического использования. Все это сказалось и на изменении такти­ ки. Современный морской бой с сильным, технически оснащенным противником тре­ бует сейчас от воинов, как никогда рань­ ше, чтобы они в совершенстве владели тем первоклассным оружием, которое им вручила Родина. Чем сложнее боевое ору­ жие, тем больше знаний требует оно от личного состава. Каждому советскому вои­ ну нуж но постоянно помнить о том, что в современном бою участвуют самые раз­ личные рода войск с их разнообразной техникой, и в связи с этим в огромной степени повышается значение боевого ма­ стерства личного состава, его умение в совершенстве владеть оружием. Это можно подтвердитьпримерами. Если в прошлую войну корабельные зенитчики три появлении самолетов против­ ника в пределах видимости име­ ли вое же достаточно времени для подготовки к ведению прицельного огня, то сейчас нужно в несколько раз быстрее изготовляться к стрельбе и вести огонь в более быстром темпе. Водь совре­ менные реактивные самолеты летают со скоростью до 300 метров в секунду! А если взять борьбу с подводными лодками противника. Она стала сейчас намного сложнее п требует гораздо большого ма­ стерства, чем раньше, потому что прои­ зошли существенные изменения в такти­ ко-технических дапных подводных лодок. Наши корабли, их оружие и механизмы отличаются замечательными боевыми ка­ чествами, высокой живучестью. Но ко­ рабль может обладать необходимой для современных условий боеспособностью лишь тогда, когда на каждом боевом по­ сту, у каждого механизма и прибора бу­ дут стоять воины, любящие технику, умеющие управлять ею в любой обстанов­ ке. Чем больше классных специалистов отличников учебы на корабле, тем выше его боевая готовность. Сила корабля скла­ дывается из слаженной и четкой работы всех корабельных специалистов. Над осу- ществлепием каждого боевого маневра, каждого тактического замысла командира работает весь экипаж. Специалисты ма­ шинной группы держат заданный ход, от рулевых зависит маневрирование. Оипналь- щики и радисты обеспечивают связь. Ко­ мендоры приводят в действие артиллерию корабля. Все боевые посты теснейшим об­ разом связаны между собой и зависят друг от друга. Эту истину должны твердо ус ­ воить все воины корабля, на каком бы посту они ни находились. Везде и всюду в любом деле необходимы высокие знания специальности, твердые навыки практиче­ ской работы на своем заведывании. Ко­ рабельный устав требует от матроса до­ ведения навыков в управлении техникой до автоматизма. Это значит, что все дей­ ствия на боевом посту должны произво­ диться с максимальной быстротой, безо­ шибочно п сноровисто. Много сил и труда надо затратить на то. чтобы в совершенстве познать боевое Это придавало силы морякам, вселяло в мастерство. Зато это сторицею окупится в бою. Выигрывает сражение тот, кто лучше подготовлен, больше натренирован. Года­ ми необходимо учиться для того, чтобы потом побеждать в самом скоротечном морском бою, длящемся, быть может, несколько минут. Успешные боевые действия корабзя, интенсивность его огня, уме­ лое применение всех технических средств полностью зависят от того, как подготовлены ето моряки к ведению боя. V> t почему главным руководящим прин­ ципом боевой учебы советских воинов является — учиться в мирные дни тому, что необходимо на воине. Уставы требуют проводить боевую подготовку в условиях, максимально приближенных к подлинному бою. Весьма важно, чтобы матросы еще в процессе учебы ощущали всю напряжен­ ность современного боя. При выходах в море следует действовать, как в боевом походе, а во время занятий и на учениях как в бою. Специалистом высокого класса зафе- комендовал себя командир орудия одного из кораблей старший матрос Харитонов. Показателем его мастерства является не­ давняя отличная стрельба ночыо, в труд­ ных и сложных условиях. Успех пе при­ шел к воину сразу. Он много и упорно (учился, с любовыо и настойчивостью по­ знавал боевую технику, постоянно тре­ нировался. Учась сам. командир орудия немало сил и труда отдавал обучению своих подчиненных. Особенно напряжш- нон была их учеба в море, где создаются наиболее благоприятные условия для приобретения твердых практических на­ выков по использованию техники. Стар­ ший матрос Ха/ритонов в своих действиях не допускает вредных для дела боевой подготовки упрощенчества и ненужных условностей и этого же строго требует от своих подчиненных. Все это и обеспечи­ ло орудийному расчету успешное ’реше­ ние огневых задач. Техника в (умелых ру­ ках" воинов действует безотказно. Но не всегда бывает так. К сожалению, имеются еще отдельные воины, которые недостаточно настойчиво изучают вверен- 3ioi‘ им боевое оружие, слабо знают свою специальность, допускают упущения по службе. Серьезным недостатком является то. что кое-где считают, будто в мирное время нз обязательно учиться с полным напряжением сил, что можно допускать по­ слабления и упрощения. Не всегда полно­ стью используются для учебы благопри­ ятные условия морских походов, время плавания не везде до предела запружено тренировками и учениями. Занятия по специальности в отдельных случаях про­ ходят формально, по шаблону и ничему зге учат матросов. Подобные явления не­ допустимы. г Хорошими воспитателями воинов пока­ зали себя многие офтгеры и старшины флота. Среди них можно отметить старшего лейтенанта Максимова и стар­ шину 1 статьи Любимова. Их подчинен­ ные добились высоких результатов в ов­ ладении боевым мастерством. Отличное знание боевого оружия пред­ полагают любовный и заботливый уход за техникой, содержание своего загадыва­ ния в образцовом порядке, всегда гото­ вым к немедленному действию. Без этого нельзя обеспечить высокую боевую го­ товность. Очень важно также уметь бо- 1н>т1>ся за лсивучесть техники и корабля в целом, знать и практически осущест­ влять ликвидацию неисправностей и по­ ломок. которые возможны в бою. Для это­ го необходимо много и упорно трениро- влти-я сейчас, во время занятий и УЧе- НИН. Подводя итог сказанному, можно сде­ лать вывод, что одним зп основных тре­ бований современного морского боя яв- ляется отличное знание боевой техники, высокое воинское мастерство. В оруж ии — сила воина. Победителем в тяжелом и трудном бою станет тот. кто в совершен­ стве изучил свое оружие, овладел искус­ ством умелого его использования. Этому и должны мы учиться сейчас, в мирные дни. помня всегда о том. что наш свя­ щенный долг — быть готовым в любую минуту выступить в бой и нанести врагу сокрушительный удар. Всегда в срок и с отличным качест­ вом выполняет заказы по изготовлению деталей корабельный токарь старший матрос Николай Жданько. За успехи в учебе н службе ему об’явлено много бла­ годарностей. Кроме этого он сфотографи­ рован при развернутом Военно-морском флаге корабля. Н А С Н И М К Е : специалист второго класса старший матрос Николай Ждань­ ко за изготовлением детали на токар­ ном станке. Фото И. Никишова. ==Так рождается= мужество и выносливость Классный специалист старший матрос Карасев прекрасно понимал, что от то­ го, как приготовит он свой боевой пост, зависит выполнение экипажем предстоя­ щей задачи. За свою службу воин мно­ го раз участвовал в торпедных стрель­ бах. Сейчас, как всегда, он серьезно от­ несся к своему делу. И атака прошла отлично, механизмы работали безупреч­ но. Но после стрельбы предстояла еще од­ на трудная операция — поймать торпе­ ду. К этому времени погода резко ухуд­ шилась. Ветер усилился. Море вспени­ лось, пошел крупный снег. Маленький корабль бросало из сторо­ ны в сторону, и поэтому подойти к тор­ педе было нелегко. Но все-таки маневр удался. Продернуть же стальной трос в рым торпеды воинам не удалось. И вот обстановка сложилась так, что необхо­ димо было принять решительные меры. Раздумывать некогда. — Разрешите, товарищ мичман? — попросил старшин матрос Карасев сво­ его начальника и кивком головы показал на бушующее море. Получив утверди­ тельный ответ, воин со стальным концом в руке бросился за борт катера, в ледя­ ную воду. Прошло несколько минут, и торпеда была забуксирована. Карасев, промок­ ший до нитки, стоял на палубе. С него ручьями стекала вода, моментально за­ стывая. Холод колючими иглами прони­ зывал тело моряка. Карасеву предложи­ ли пойти в машинное отделение обогре­ ться. Но он посмотрел, как густая сетка снега окутывает корабль, как неистовствуют волны, и отказался. Надо было следить за торпедой и за концами. А заменить воина некому. В таких усло­ виях каждый моряк должен быть на своем месте. Торпеда была благополучно доставле­ на в базу. Командир перед строем лич­ ного состава отметил высокую созна­ тельность, мужество и находчивость старшего матроса Карасева и об’явил ему благодарность. За время службы на флоте Карасев воспитал в себе черты, присущие мил­ лионам советских патриотов. Он всегда является для товарищей примером вы­ полнения воинского долга перед Роди­ ной. Моряк не имеет ни одного проступ­ ка. Из года в год он подтверждает зва­ ние классного специалиста. Самоотвер­ женный поступок моряка — результат его дисциплинированности, морской за­ калки и высокой боевой выучки. Старший матрос постоянно заботится о своем физическом развитии. Он пре­ красный гимнаст. Каждое утро его мож­ но видеть с гантелями на площадке. За­ нятия спортом вырабатывают у воина способность в морских походах легко пе­ реносить большие физические нагрузки. Служба старшего матроса Карасева — пример честного выполнения своего слу­ жебного долга перед Советской Роди­ ной. Капитан-лейтенант А. НОМАР. М а ст е р п о д в о д н ы х , р а б от Водолазный пост. Сюда собрались мо­ ряки ка занятие по специальности. Старшина группы мичман Маравин подробно и наглядно разбирает вопросы темы, делится своим опытом. Затем он обращается к присутствующим : — Кто расскажет об устройстве шле­ ма? Подробно осветил вопрос матрос Латковский. Он но забыл сказать и о том. что говорил мичман из своего опы­ та работы. — Прекратилась подача воздуха. Ваши действия? Старший матрос Павлов обстоятель­ но отвечает. Но от опытного водолаза не ускользнули некоторые упущения матроса. Он т ут же дополнил ответ под­ чиненного. Мичман стал тренировать воинов. Давал различные вводные и требовал выполнять их быстро, точно. Малей­ шую оплошность подчиненного пя не оставлял без внимания. Мичман прика­ зывал повторять охни и те же действия до тех пор. пока моряк не выполнит прием, как говорят, с закрытыми гла­ зами. Занятие по специальности проходит живо, интересно. Участие в беседе при­ нимают все воины, все тренируются. Мичман напоминает морякам о пред­ стоящем выходе в морс, нацеливает их внимание яа те задачи, которые поста­ вил кшагдир. ...Море. Волны с глухим шумам на­ катываются на корабль. Мичман Majwi- внн готовится к спуску под воду. Вот уже одето снаряжение. — Воздух? — спрашивает Мар-шин. Все готово. Воин выходит на борто­ вую беседку и проверяет снаряжение на герметичность. Опробовано. Теперь можно уверенно идти на выполнение задания. Вскоре моряк, уже был на грунте и приступил к работе. — Как самочувствие? — Отличное! — отвечает Моравии. Время вышло. Пора подниматься на борт корабля. Но работы осталось на полчаса. — Закончу. — решил мичман и просит об этом командира. Офицер дает добро. Не раз приходилось воину выполнять подводные работы. И всегда он дей­ ствует под толщей воды хладнокровно, уверенно. В этом походе немало пришлось по­ работать и его подчиненным. — Карабин положите, повыше пе­ реднего иллюминатора и ведите по шле­ му назад. Как доведете до рыма, так дерните его в сторону. — напоминает мичман одному из подчиненных. Хотя водолазы не первый раз спу­ скаются под воду и хорошо знают свое дело, по мичман всегда стремится им чем-то помочь, подсказать, как успеш­ нее выполнить задание. Мичман Маравин имеет немалые ус­ пехи. Он отлично знает свое дело. Мно­ го раз получал благодарности. Но такая, которую он заслужил однажды, была для него высшей оценкой службы. Он получил правительственную награду. — Если за что возьмется мичман, то обязательно сделает. К тому же го­ рячий, всю душу в работу вложит. — так отзываются сослуживцы о Мара- вине. Когда его спрашивают, как он до­ бился звания лучшего водолаза, он ко­ ротко отвечает: — Старанием. И действительно, это так. Большое желание стать квалифицированным спе- циалистом-водолазом появилось у него с первых дней службы. — Разрешите, товарищ командир, спуститься иод воду для выполнения учебного задания?— обратился он к офицеру. — lie спешите пока. Внимательнее присматривайтесь, как работают другие. Наконец, командир разрешил Маравп- h v в легком снаряжении спуститься иод воду. Уйдя на небольшую глубину, он почувствовал, что дышать становит­ ся все труднее и труднее. Мало кислорода, — подучал мо ­ ряк и хотел нажать к н о п к у , но так ее и не нашел. Молодой водолаз растерял­ ся и стал поспешно вылезать из воды. 0 созыве Совещания четырех держав с участием Австрии После этого случая Марании понял, что практические навыки нужно отра­ ботать до автоматизма, чтобы не те­ ряться ни при каких условиях и вы­ полнить любое задание. В оин упорно работал над собой. Он нк» терял ни одной свободной минуты времени. Читал книги, рас,ширял свой кругозор. После окончания срока службы Ма­ равин мог ivfiru в долгосрочный отпуск. — Мое место только здесь. — ре­ шил мичман и в рапорте просил коман­ дира оставить на сверхсрочную служ­ бу. Офицер удовлетворил просьбу моря-, ка. В настоящее время Маравин являет­ ся старшиной группы. Он обучил и вос­ питал немало водолазов, мастхмюв свое­ го дела. Среди них — отличник боевой и политической подготовки старшина 2 статьи Анфалов. Под руководством мичмана Маравииа он вырос до стар­ шины команды. Однажды, находясь под водой. Анфалов проявил мужество, сме­ калку. О его действиях знает весь лич­ ный состав корабля, об этом было на­ писано в стенной печати. Немалую вы­ держку. смекалку в этот раз проявил и матрос Полюк. Мичман Маравин отдает все силы дальнейшему укреплению Родины. Он заботливо растит и воспитывает уме­ лых и закаленных воинов. 4А . МИХАЙЛОВ. Как уже сообщалось. 19 апреля Совет­ ское Правительство направило правитель­ ствам США. Франции и Англии ноты, в которых предложило созвать в ближайшее время Совещание Министров иностранных дел США, Франции, Англии и Советского Союза с участием представителей Австрии для тассмотрения вопроса о заключении Государственного Договора о восстановле­ нии независимой демократической Ав­ стрии и подписания этого Договора. 22 апреля от Правительства США была получена оаветная нота, текст которой публикуется ниже: «Правительство Соединенных Штатов при консультант! с Английским и Фран­ цузским Правительствами (рассмотрелоно­ ту Советского Правительства от 19 апре­ ля. содержащую предложение о созыве Совещания Министров иностранных дел Соединенных Штатов, Соединенного Коро­ левства. Франции и Советского Союза с участием представителей Австрии для (рассмотрения вопроса о заключении Госу­ дарственного Договора о восстановлении независимой и демократической Австрии и подписания этого Договора. Правительство Соединенных Штатов Америки с одобрением относится к мне­ нию Советского Правительства о том. что в настоящее время имеется возможность заключить Государственный Договор с Ав­ стрией. Оно охотно примет участие в ближайшее возможное время во встрече Министров иностранных дел четырех дер- жав с участием представителей Австрии для подписания Договора. Из зшформации. которую оно получило относительно переговоров между Австрий­ ским и Советским Министрами в Москве, видно, что еще необходимо проделать не­ которую подготовительную (работу’. Напо­ миная о трехсторонней декларации от 5 апреля, оно предлагает, чтобы Послы четырех держав в Вене встретились в са­ мое ближайшее время с (участием пвста ­ вителей Австрии для того, чтобы изучить результаты переговоров в Москве и до­ стичь необхолгмых соглашении в целях быстрейшего подписания Государственного Договора Министрами иностранных дел. Поэтому опо предлагает, чтобы Послы вместе с представителями Австрии встре­ тились в Вене 2 мая. Как только будет завершена необходи мая подготовка, следует назначить бли­ жайшую практически возможную дату для встречи Министров иностранных дел и подписания Договора». Ноты аналогичного содержания были получены также от Правительства Вели­ кобритании и Правительства Франции. 26 апреля Советское Правительство на­ правило Правительству США ноту сле­ дующего содержат!я: «Правительство СССР подтверждает по­ лучение поты Правительства Соединен­ ных Штатов Америки от 22 апреля, яв­ ляющейся ответом на ноту Советского Правительства от 19 апреля с. г. Правительство СССР с удовлетворением принимает к сведению согласие Прави­ тельства Соединенных Штатов Америки принять участие в ближайшее время в Со­ вещании Министров иностранных дел че- тьиюх держав — СССР. США, Англии и Франции — с участием представителей Австрии для заключения Австрийского Государственного Договора. Советское Пра­ вительство выражает надежду, что это совещание даст возможность, учитывая результаты переговоров между Австрий­ ской и Советской сторонами в Москве, закончить урегулирование австрийского вопроса в интересах укрепления мира в Европе п позволит полностью восстано­ вить иеогвисгогость демократической Ав­ стрии. Советское Правительство не придержи­ вается того мнения, что созыв совещания послов в Вене в настоящих условиях представляет собою кратчайший путь для достижения необходимого соглашения по австрийскому вопросу, ибо имеется пол­ ная возможность, чтобы этот вопрос уже в ближайшее время был (рассмотрен и до- шен на совещании Министров иностран­ ных дел «гетырех держав с участием Австрии. Поскольку, однако. Правитель­ ство Соединенных Штатов Америки пола­ гает. что такое предварительное совеща­ ние послов необходимо, чтобы «проде­ лать некоторую подготовитслiлгую рабо­ ту», Советское Правительство готово пой­ ти навстречу этому пожеланию Прави­ тельства Соединенных Штатов Америки. При этом Правительство СССР исходит из того, что пои наличии согласованного между сторонами проекта Государственно­ го Договора о восстановлении независимой и демократической Австрии, а . также при выявившейся в результате семена мнений общности взглядов заинтересован­ ных сторон относительно развития Авст­ рии кож независимого и миролюбивого государства, задача совещания послов бу­ дет состоять в том. чтобы обеспечить в ближайшее время созыв совещания Мини­ стров иностранных дел четырех держав с участием Австрии для рассмотрения и подписания Государственного Договора с Австрией. Ввиду вышеизложенного. Советское Правительство выражает свое согласие с тем, чтобы указанная вьпнв встреча по­ слов четырех держав состоялась в Вене 2 мая». Аналогичные тексты нот направлены также Правительству Великобритании и Пцавительству Франции. В тот же день копия приведенной вы­ ше ноты Советского Правительства прави­ тельствам трех западных держав была передана Австрийскому Правительству через посла Австрийской Республики в Москве г-на Н. Бишоффа. Агитатор торпедного катера Коммунист Субботин помогает командиру в воспитании воинов Работа агитатора на торпедном катере имеет свою специфику. Во время похода, когда моряки несут односменную вахту, ему трудно с кем-либо побеседовать, т. к. весь личный состав находится на боевых постах и занят своим делом. Лучше всего агитационную работу проводить до похода и после похода. Так <юычно и делает агитатор коммунист Субботин. ...У катерников шла напряженная бое­ вая учеба. Военные моряки готовились к выходу в море. На боевых постах еже­ дневно проводились тренип.звки у мате­ риальной части. Личный состав отраба­ тывал свои действия у механизмов, вы­ полнял вводные. Во время одной из вводных по борьбе за живучесть специалист первого класса коммунист Субботин заметил, что молодой матрос Пивоваров медленно действует но заделке «пробоины». У него не хватало еще практических навыков, чувствовалась во всем медлительность. Агитатор решил моряку помочь. Субботин здесь же на боевом посту сначала рассказал молодому моряку , в каком порядке заделывается «пробоина», а затем показал, как это производится на практике. Пивоваров снова выполнил предыдущую вводную , но действовал еще неуверенно. — Не огорчайтесь, товарищ Пивова­ ров, — посоветовал матросу агитатор Суб­ ботин. — Без труда ничего не дается. По­ больше тренируйтесь, и уменье придет. Перед каждым походом коммунист непосредственно у двигателей у~чилматро­ са. как правильно и быстро обнаруживать ту или иную неисправность, как устра­ нить ее. Личным примером агитатор увле­ кал матроса в работе, вместе с ним прово­ дил тренировки в усложненных условиях. Часто на боевом носту моряки беседовали между собой о трудной, но почетной службе катерников, говорили о требова­ ниях Присяги и уставов. Конкретная помощь классного специа­ листа молодому матросу дала свои поло­ жительные результаты. Пивоваров стал увереннее действовать во время походов, лучше разбираться в технике. В недавнем походе он быстро и четко выполнял все ириказаиия командира, обслуживаемые им механизмы работали безупречно. Но не только индивидуально работает с моряками агитатор Субботин. Он высту­ пает перед воинами с беседами, читает им газеты. Активист раз’ясняет катерни­ кам решения январского Пленума ЦК КПСС, материалы второй сессии Верхов­ ного Совета СССР. На ярких и доходчи­ вых примерах он пропагандирует трудо­ вые достижения советского народа, рассказывает о том, как: советские люди борются за дальнейший нод’ем тяжтелой промышленности, всех отраслей сельского хозяйства. Свои беседы он тесно увязыва­ ет с конкретными задачами перед личным составом. Богата традициями история части, где служит, тов, .Субботин. >■-.МоязЕИ-ка-. терники в дни Великой Отечественной войны показали образцы героизма, муже­ ства и отваги. Многие из них были удостоены почетного звания Героя Совет­ ского Союза. Героические подвиги катерни­ ков в дни войны и самоотверженная служба моряков в настоящее время — бо­ гатый материал в работе агитатора. Об этом всегда помнит коммунист Субботин. Недавно катерники готовились к выпол­ нению ответственной практической задачи в море. Коммунист Субботин решил перед походом провести беседу о боевых тради­ циях. Когда в кубрике собрались моряки, агитатор рассказал им о подвигах северо- морцев-катерников в дни Великой Отече­ ственной войны. С интересом слушают моряки рассказ о герое Курбатове. — ^то было в одну пз октябрьских ночей 1944 года, — говорит агитатор. — Тор­ педный катер, на котором служил Георгии Курбатов, вышел на выполнение ответст­ венного задания: необходимо было выса­ дить десант. Операция предстояла слож­ ная. Противник встретил катерников сильным артиллерийским и минометным огнем. Во время боя вражеским снарядом было повреждено рулевое управление. Осколком снаряда Георгию Курбатову раз­ дробило пальцы левой руки. Мужествен­ ный моряк не растерялся в трудную ми­ нуту, не покинул боевого поста. Он про­ должал управлять механизмами одной ру­ кой и сумел вывести торпедный катер на моторах из зоны огня. Рассказывая о том, как катерапеки ум­ ножают боевые традиции части в настоя­ щее время, агитатор говорит о передовых людях подразделения: классном специали­ сте С.тивипе, отличнике боевой и полити­ ческой подготовки Жеребцове и других во­ инах. В конце беседы агитатор призвал катерников в предстоящем походе рабо­ тать с полным напряжением сил. образцо­ во выполнять свои обязанности на боевых постах. Поход прошел успешно. Моряки выпол­ нили практическую задачу с высокой оценкой. После похода Субботин побе­ седовал с моряками торпедного катера, рассказал mi о хорошей работе радиста Жеребцова, который на протяжении всего похода бесперебойно обеспечивал команди­ ра радиосвязью. Командир поощрил моряка пятью сутками внеочередного отпуска. Заместитель командира по политической части после похода проводил совещание, агитаторов, нз котором отметил хорошую работу коммуниста Субботина, комсомоль­ ца Зарщнкова и других. На этом совеща­ нии передовые агитаторы поделились опы­ том своей работы. Агитатор коммунист Субботин — пере­ довой воин подразделения. Он безупречно знает вверенную ему технику, является специалистом первого класса. Пламенным словом и личным примером он вооду- нговляот моряков на еще лучшее выполне­ ние своего воинского долга, на повышение боевой выучки н мастерства. "fL ПОПОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz