На страже Заполярья. 1955 год. Апрель.
2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 24 апреля 1955 г., Кг 97 (5249). Ночная торпедная атака ЛЕВА край моря горит ба гряным румянцем — еще не угасла вечерняя заря. Справа берег теряется в veMHoii массе низких обла ков. Тень от них черным покрывалом опустилась па воду. Где-то в этой стороне гирнзонта в непроглядной ночи — «пво~ивппк». Пока еще нет при каза атаковать его, и торпедный катер лежит в шейфс. Волны, причмокивая’, ли жут борта. А больше ни звука. Старший лейтенант Кулагин насторожен, стоит у HiTvpBa.ia. Не шелохнутся наблюдатели. Все напряженно смотрят и слушают. Получен приказ атаковать «противни ка». Короткая требовательная команда ставшего лейтенанта Кулагина. В ответ гулко аарокотали моторы, тшты-взрыхли ли воду. Четко и размеренно заработали механизмы. Но дело тут не столько в тех нике. сколько в искусстве людей, управ ляющих ею. Оки вместе с командиром вершат суды")у учебной атаки и боя. Маленький дружный экипаж ведет поиск пели. Пока катер идет не очень бы стро. Так лучше обнарулшть цель и точ ней определить элементы се движения. Сделать это надо раньше, чем «против ник» заметит катер. Торпедный удар не обходимо нанести внезапно, и старший ма трос Григорьевский знает — это во мно гом зависит от него. На экране появляются тусклые свет лячки и тотчас пропадают. Неопытный [радиометрист может принять один из них ва корабль. У Григорьевского глаз наме тан. Он видит — это помехи и отстраи вается от них. Часы ва переборке отсчи тывают минуту, полную большого напря жения, за ней другую, третью... Линия развертки, описав круг, оставляет за со бою яркоеветящуюся точку. Цель. — Поленг.., дистанция.., — слышит старший лейтенант Кулагин в телефонах. Теперь дело пойдет быстрее. Старшина 1 статьи Курилов и старший матрос Гри горьевский работают вместе. Они чертят на карте линии, откладывают на них рас стояния. «Разница двух пеленгов и ди станций... Значит, курс п скорость це ли...», обдумывают моряки. Командир при нимает доклад. В данный момент эти две цифры интересуют его больше всего. Кулагин перекладывает рули. Потом де лает еще ряд поворотов. Курс часто ме няется. Курилов ведет прокладку и произ водит записи в навигациопно-вахтенном журнале. В то же время он вместе с Гри горьевским уточняет элементы движения цели. Пространство между кораблями бы стро сокращается. Командир устойчивей поставил ноги, сильнее сдавил штурвал. По его приказа нию старшина 2 статьи Копейкин увели чивает моторам число оборотов. По бор там катера выросли две плотных стены во ды и сразу разошлись в стороны, раскину лись, словно крылья. Маленький боевой корабль приподнялся и, разбивая грудью волны, стремительно понесся вперед. Началась атака. Для нее существует торпедный катер, -ею лашет командир и весь экипаж. Моряки непрерывно на капливают силу, знания, опыт, чтобы все это вложить в короткий сокрушительный уда/р. Одному этому подчинен повседнев ный кропотливый и, подчас, незаметный, но поистпне колоссальный труд офицера, матросов и старшин... Каждая тренировка мотористов являетт ся подготовкой к атаке. Член бюро комсо мольской организации старшина 2 статьи Копейкин учит подчиненных тому, что необходимо на войпе. На практи ческом занятии он ставит' матросу Сухову вводную: — Перебита масляная магистраль! П пока воин исправляет пои- м Ьеждение, старший матрос Седов пускает в ход прокачивающий агрегат. Таким образом можно иоддержпвать работу двигателя недолго. Однако этого достаточно, чтобы довести пачатую атаку до конца. А к тому времени опытному специалисту удастся устранить неисправность. Не суыой моря ки сделать этого, успеха не будет. Тор педный удар скоротечен, и каждая секун да промедления грозит невыполнением за дачи. В бою могут быть повреждены тяги из менения скорости хода корабля с мостика. Копейкин отрабатывает с матросами уп равление двигателями пз моторного отсека. Воинам не страшны неожиданности. Они могут успешно выполнять обязанно сти в елмьгх сложных условиях современ ного боя. Об этом можно судить по последнему учению. Мотористам приказали одеть про тивогазные маски с заклеенными очками и приготовить машины к действию. Мо ряки безошибочно находили клапаны иот крывали их. на ощупь определяли темпе ратуру механизмов. Матрос Сухов качал воздух в баллоны, отсчитывая секунды, и давление воздуха оказалось ниже нор мального только на 20 килограммов. Обли ваясь потом, в абсолютной темноте ка терники обеспечивали нормальную работу’ механизмов. J Решили проверить, сумеют ли мотори сты обнаружить ненормальности в меха низмах. Закрыли один клапан, и воздух, необходимый для работы машины, пере стал поступать на двигатель. Меньше, чем через минуту старший матрос Седов определил, что воздух не поступает, и на шел искусственно созданную неисправ ность. Нет сомнения, что и в боевой об становке при отсутствии освещения Су хов и Седов сумеют так же уверенно об служивать технику. За высокую выучку ставший начальник поощрил воинов. Та кими воспитал моряков классный специа лист Копейкин, недавно награжденный Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ. Старшина 2 статьи Копейкин однажды, проверяя работу техники, задумался. Вот тяга покрашена. А она проходит через уз кое отверстие. Краска обдирается и попа дает в зазоры. Так тягу может заклинить, а это недопустимо при атаке, когда тре буется часто изменять обороты машин. Старшина приказал одному пз подчинен ных очистить тяги и хорошо протереть. Радиста матроса Баевского долго беспо коила система связи боэвых постов с командиром. Подчас воинам приходилось докладывать через люк. Они отвлекались от дела. Да и разобрать их голоса сквозь жрохот моторов старшему лейтенанту Ку лагину было трудно. — Мне кажется, нам можно наладить телефонную связь, — высказал офицер свое мнение подчиненным. — Продумайте, как это лучше сделать. Моряки тщателыю изучили схему корабельной связи и нашли выход из положения. Сделали просто. К вынос ному посту связи на мостике подключили усплптель. Подвели пптание от судовой сети. II все. Теперь командир отлично слышит доклады. А радиометрист, кроме того, имеет возможность прослушивать эфир. Он всегда бывает в курсе дел и быстро ориентируется в обстановке. Связь с внешним миром бесперебойно обеспечивает Баевский. — Видимо, трудно вести передачу на ключе в качку? — спрашивают товари щи радиста. — А я это дело крепко держу в своих руках, — шутит Баевский. — То есть?! — удивляются сослужив цы. — Очепь даже просто. Отсоединяю ключ от стола да, работая, дсвжу его в руках или на колене. Тут уж оперируй, как хочешь Ни качка, ни тряска не страшны. Действительно, ничто но мешает клас сному специалисту в любых условиях на дежно поддерживать связь. А ведь это очень важно перед торпедной стрельбой пли в момент атаки. ...Перед выходом катера в море воины внимательно осматривают и проворачива ют вооружение и механизмы. Хоть стрель ба и привычное дело, но все-такп очень ответственное. Старший лейтенант Кулагин руководит действиями подчиненных, проверяет их. Старший матрос Александров замеряет давление возiуха в торпеде, а офицер вни мательно следит за действиями подчинен ного. «На пушки не забудьте во-время дать питание», — попутно напоминает он Копейкину. А Александров уже открыл заднюю крышку торпедной трубы и осто рожно, одними пальцами поворачивает вверх и вниз покрытые густым слоем смазки горизонтальные рули. Дело не в том, что вопн боптся запачкать руки. Он старается определить. насколько легко перекладываются рули. Торпеда должна поПтп на строго заданной глубине, чтобы наверняка поразить «противника». — Ну как, правильно пойдет торпе да? — спрашивает Кулагин Александ рова. — Как всегда, товарищ командир, — отвечает подчиненный. Офицер спускается в моторный отсек, обходит всс боевые посты, а потом вни мательно выслушитет короткие доклады подчиненных о готовности техники к дей ствию. .„Катер мчится в сплошном облаке во дяной ныли. Ветер подхватывает соленые брызги и хлещет по глазам, стесняет ды хание. Но ни командиру, ни торпедисту, ни наблюдателям нельзя спрятать лицо в мяпкпй воротник меховой куртки или за крыться рукавицей. Скоро можно будет различить цель. Только бы не просчи таться и точно выбрать момент залпа! Мотористы лишены возможности посмо треть, что происходит наверху. Но по чи слу оборотов дизелей, по тому, как над рывно гудят моторы, они угадывают, что наступает решающее мгновение. II моря ки еще ближе придвинулись к приборам, руки сами потянулись к рычагам, обо стрился слух. Они готовы по первому требованию командира, при первой необхо димости выполнить любое действие. Сквозь мрак и завесу брызг наблюда тели различают расплывчатое темное пят- по. Замечает его и старший лейтенант Кулагин и тотчас разворачивает линейку торпедного прицела. У аппарата застыл ставший матрос Александров. Залп! Офицер нажимают рукоятку, одновре менно вручную производит спуск Алек- спидров. Что-то зашипело, глухо лопнуло. Пз трубы полыхнуло пламя. Торпеда, блеснув боками, скользнула в воду. Ка тер содрогнулся всем корпусом и тотчас накренился. Командир положил руль на борт. Не теряя времени, он начтгнает от ход. Зеленоватые блики прыгают по скатам волн. Это свет лампочки, установленной на торпеде, пробивает слои воды и обоз начает ее путь. Наблюдатели не теряют из виду эти проблески света, пока его не за крывает силуэт корабля. Торпеда прошла под целью. Один из передовых командиров старший лейтенант Кулагин и его подчиненные отлично выполнили зада чу. Экзамен на зрелость выдержан. Боевой корабль возвращается в ба зу. Позади трудный и напряженный поход. Впереди в предрассветных су мерках ласков^ серебрятся заснежен ные сопки сурового, но родного сорд- цу советского моряка берега %дорогой Отчизны. Ей посвящают воины евши силы и знания, успехи в боевой и по литической подготовке. Офицер Г. АНАНЬИН. Воспитание у моряков храбрости, выносливости и мужества И з опыта работы руководителя группы политзанятий Регулярно выходит корабельная радио- газета корабля Н . Н А С Н И М К Е : специалист второго класса старшина 2 статьи Сергей Федо ров выступает перед микрофоном кора бельного радиоузла. Фото И . Никишова. Командиры беседуют с воинами За последнее время для воинов нашего подразделения прочитаны лекции об исто рических решениях январского Пленума ЦК КПСС и второй сессии Верховного Со вета СССР, об освоении целинных и за лежных земель. Лекции читал офицер Пеунов. Часто беседует с матросами и сержан тами командир подразделения. Большой интерес у личного состава вызвала бесе да на тему: «Развитие советской зенит ной артиллерии». Много полезного полу чили для себя молодые матросы из беседы командира подразделения о морально-бое вых качествах советского воина. Офицер на ярких и убедительных примерах пока зал. насколько почетна и ответственна служба зенитчика. 0 международном положении беседовал с воинами офицер Слуцкий. Он рассказал о5 агрессивных планах и про-вокационных действиях американо-английских импе риалистов. призвал личный состав неу станно повышать боевую готовность. Проводимая в подразделении агитаци онная работ в сочетании с другими средствами политического и воинского воспитания Л1ПГНОГО состава дает хорошие результаты. У нас многие воины — отлич ники боевой 31 политической подготовки, ряд сержантов награжден нагрудными знаками «Отличник ПВО». Матрос Н. КОРЕВИН. :--- 0--- О Д О Б Р О С О В Е С Т Н О изучает во енное дело старший матрос Петруша- нов. За достигнутые успехи в боевой и политической подготовке передовой воин награжден нагрудным знаком от личного специалиста. Старший матрос А . Гаврилов. О М А С Т Е Р С Т В О проявили сапе ры при выполнении поставленной за дачи. Они справились с трудным зада нием раньше срока. Отличившимся воинам Кокошкину, Егоренкову, Ар- тгахову и Галицкому командир об’я- вил благодарность. Младший сержант И . Егоров. О Н А З А Н Я Т И Я Х по специаль ности матрос Казачек проявляет много усердия и внимательности. С трудны ми вопросами он всегда обращается к командиру. В результате настойчиво сти и упорства матрос Казачек быстро освоил сложную технику и завоевал почетное звание отличника боевой и политической подготовки. Матрос И . Аверин. ...Подводная лодка после длительного похода возвращалась в базу. На море стоя ла штормовая погода. Ударам волны сор вало со стопоров кормовую пушку. Коман дир приказал закрепить орудие отлични ку боевой и политической подготовкистар шине 1 статьи Волкову. Получив прика зание, моряк приступил к делу. Нелег ко было действовать старшине. Опромные волны с силой обрушивались на корабль, грозя смыть за борт смельчака. Стар шина Волков, борясь с морской стихией, сумел в трудных условиях закрепить пушку на стопора и тем самым с честыо выполнил приказ своего командира. Этот пример был приведен на полити ческом занятии, когда мы изучали тему: «Быть стойким, выносливым и мужест венным воином». Раз’ясняя морякам, что стойкость и выносливость, безупречное знание техники, непрерывное совершенст вование военных и политических знаний являются залогом победы в бою. я под черкнул. что современный бой наряду с этими качествами требует и большого на пряжения физических и моральных сил наших воинов и что поэтому каждый ма трос и старшина в дни мирной учебы должен воспитывать в себе стойкость, выносливость и выдержку. Примеры самоотверженного выполнения воинского долга мы стараемся использо вать на политических занятиях как мож но шире. Стойкость, выносливость и мужество непосредственно связаны с Физической закалкой моряков. Если воин обладает крепкой выносливостью, он лучше преодо левает трудности, выходит из борьбы побе дителем. / Помню во время одного из зимних походов, наша подводная лодка выполня ла практическую задачу в море. Волной залило штепселя якорных огней. Необхо димо было срочно исправить поврежде ние. Командир приказал выполнить эту работу классному специалисту старшине 2 статьи Черепахе. Моряку приходилось действовать в очепь сложных условиях: обледенела палуба, холодные волны ока* тывали его с ног до головы. В течение длительного времени старшина работал на кормовой надстройке. Высокая выдержка, безупречное знание специальности позво лили ому образцово справиться с пору ченной задачей. Этот пример был приведен в моем рас сказе на политзанятии. Необходимым условием воспитания у матросов и старшин стойкости и вынос ливости является высокая воинская дис циплина. Ведь недаром говорят: «Дисци плина — мать победы». Поэтому при изучении любой темы политических за нятий мы воспитываем у слушателей чувство безупречной исполнительности, ргз’ясняем морякам, что они должны беспрекословно повиноваться -воле коман дира. точно соблюдать требования Воен ной присяги и уставов. Когда в прунпе проходила беседа по те ме: «Постоянно совершенствовать свои военные и политические знания, отлпч- но владеть оружием и боевой техникой», старшин матрос Яцков, рассказывая о том, как овладевают военными и полити- чесюими знаниями моряки-подводники, привел в пример специалиста первого класса Шестопалова. Показывая личный пример в службе. Шестопалов повседнев но требует от своих подчиненных строгого выполнения воинских уставов. Рассказав о службе передового воина, слушатель призвал товарищей брать сне го пример. Большое значение имеет личное обще- нно руководителя группы со слушателя ми. Часто в свободное от службы и заня тий время мне доводится бывать в куб рике и беседовать с моряками. Поучи тельный пример или боевой эпизод из войны, рассказанный воинам, вызывает у них большой интерес, учит моряков, как надо действовать во время походов. Однажды в кубрике зашел разговор о находчивости и смелости, которую про являли моряки-подводники в годы Вели кой Отечественной войны. Я рассказал слушателям о ветеране нашей части мич мане Камышеве. Подводная лодка, на ко торой служил тогда Камышев, вышла a море на выполнение боевого задания. Во время атаки торпеда из аппарата пе вышла. Мичман Камышев, рискуя собой, разоружил торпеду и тем самым не толь ко спас жизнь экипажу, но и сохранил корабль от гибели. На таких примерах мы учим моряков , как надо действовать при выполнении служебного долга. Говоря о своем опыте по воспитанию у моряков высоких морально-боевых ка честв на политзанятиях, хотелось привет сти в пример и руководителя другой груп пы — лейтенанта Шитова. Это молодой пропагандист. Проводимые им занятия тесно увязываются с жизнью и учебой моряков, воспитывают у них мужество, стойкость и выносливость. Когда слушатели ^рупны изучали те му: «Быть стойким, выносливым и муже ственным воином», руководитель, гото-1 вясь к рассказу, подобрал интересные эпизоды из боевой истории части, а так же из повседневной службы моряков в дни мирной учебы. С большим вниманием слушали моряки рассказ офицера о старшине 1 статьи Лунике. — На одной из наших подводных ло док служит классный сиецичглист стар-1, шина 1 статьи Лупик, — говорил слу шателям лейтенант Шитов. — Этот вопи в трудных морских походах закалил себя Физически. В повседневной жизни он по казывает образцы выносливости и само* отверженного выполнения свозго служеб^ ною долга. В одном из походов во время шторма громадной волной смыло за борт офицера. Мужественный моряк, с разре шения командира, бросился в бушующее моро на помощь офицеру. За этот самоот верженный поступок Главнокомандующий Военно-Морскими Силами наградил его именными часами. Офицер рассказал морякам и о старши не 1 статьи Колейкове. Как-то подвод ная лодка длительное время находилась под водой. На горизонтальных рулях вах ту нес классный специалист коммунист КолеПков. Несмотря на огромное физиче ское напряжение, которое он испытывал от длительного несения вахты в штормо вых условиях, МОРЯК ПРОЯВИЛ высокую стойкость и выносливость. Он точно удер живал лодку на заданной глубине. Экипаж успешно выполнил задачу. Рассказ руко водителя, построенный на интересных примерах, вызвал большой интерес. Активно готовились к беседе по этой теме все слушатели группы. Многпе пз них выступили на политзанятии. Особен но содержательным было выступление старшего матпоса Соболева. Он рассказал о старшине 2 статьи Истрнне. Во время похода особенно трудно было нести вах ту у дизелей. Непрерывный грохот рабо тающих машин, сильная качка, испаре ние топлива и масла вначале действова ли на нас, молодых мотористов. Достой ный пример показывал нам старшпна 2 статьи Иетрпн. После того, как старшп на отстоял свою вахту, он помогал нам личным примером, учил, как надо стойко переносить тяготы походных усло вии. Будни боевой учебы моряков-подводпп- ков полны примеров мужества, стойкости и выносливости. Руководитель группы по- лнтзанятий, воспитывая у слушателей стойкость, выносливость и мужество, бу дет оказывать неоценимую помощь коман диру в деле повышения боевой готовности корабля, в воспитании у воинов умения мастерски владеть оружием и боевой тех никой, которую вручил нам советский народ. Офицер Р. САХАРОВ. К пятидесятилетию Третьего с‘езда РСДРП Революция 1005 — 1907 годов в Рос сии — это первая, подлинно народная ре волюция эпохи империализма. Она втя- згула в активную политическую борьбу широкие массы рабочего класса и кресть янства. привела в движение все классы русского общества. Поворот в политической жизни России, вызванный революцией, поставил классы и их политические партии перед необхо димостью перегруппировать свои силы применительно к новой Обстановке, опре делить линию поведения в революции и отношение к другим классом и партиям. 'Необходимо было и Российской социал- демократической рабочей партии вырабо тать свою единую революционно-марк систскую стратегию и тактику. Но в ре зультате .оппортунизма и раскольниче ских действий меньшевиков партия рос сийского пролетариата оказалась разде ленной на две части — на большевист скую и меньшевистскую фракции, кото- вы*? очень походплн на две различные партии, имеющие свои собственные руко водящие центры и печатные орланы. Отсутствие единства внутри пролетар ской партии привело к тому, что рабочий класс России не имел единой и строго вы держанной стратегии и тактики. Для то го, чтобы выйти из этого недопустимого положения, покончить с расколом внутрп РСДРП, необходимо было созвать III с’езд партии, наметить на нем едипую страте гию и тактику. III с’езд РСДРП состоялся нелегально, в Лондоне, 25 апреля — 10 мая 1005 го да (по повому стилю). Он был созван в результате длительной и напряженной борьбы организатора и вождя партии рос сийского пролетариата В. И. Ленина п его единомышленников — большевиков. it it it Как известно, Второй с’сзд РСДРП, про исходивший ле ом 1003 года, создал в России действительно марксистскую пар тию на тех идейных и организационных началах, которые были выдвинуты и раз работаны В. II. Лениным и ленинской .«Искрой». С’езд впервые в истории меж дународного движения после смерти осно воположников научного коммунизма Мар кса и Энгельса принял революционную программу, которая в качестве основной задачи партии выдвигала борьбу за дик татуру пролетариата. Борьба Ленина и ленинцев с оппорту нистическими элементами на Втором с’сзде партии по программным н организацион ным вопросам положила водораздел между революционной частью РСДРП — больше виками и оппортунистической — меньше виками. После с’езда борьба между ними не только не утихла, а, наоборот, еще бо лее обострилась. Мсныневики-дезорганизаторы всеми ме рами стремились сорвать решения Второ го с’езда РСДРП и тем самым обессилить пролетарскую партию перед лицом надви гавшейся революции в России. С помощью Плеханова и других примиренцев мень шевики в 1003— 1904 годах захватили в свои руки все высшие партийные органы — редакцию «Искры», Совет пар тии, Центральный Комитет РСДРП — и повели бешеные нападки на В. II. Ленина и большевиков. Ленин печвым из большевистских дея телей указал, что без созыва нового с’езда партии невозможно изолировать оппорту- нистов-мепыисвиков и положить конец тя желому внутрипартийному кризису. В кон це 1003 и в начале 1004 года Ленин вел пастойчивую борьбу за созыв III с’сзда, главным образом внутри центральных пар тийных учреждений, внутри ЦК и Совета партии. «Спасение одно — с’езд, — пи сал Ленин 10 декабря 1003 года р Рос сию, членам ЦК. — Лозунг его: борьба с дезорганизаторами. Только на этом лозун ге можно поймать мартовцев, привлечь широкую массу и спасти позицию» (Соч., т. 34, стр. 168). В письмо от 2 января 1004 года В. II. Ленин спрашивал членов IIK, находивших ся в России и оттягивавших созыв III с’езда партии: «Или вы знаете пноо сред ство честной' борьбы кроме с’езда??» (Соч., т. 34. стр. 184). Но примиренцы из Центрального Комитета В. Носков, Л. Гальперин, Л. Красин остались глухи к предостерегающей ленинской критике. В своем ответе заграничному отделу ЦК они заявили, что созыв экстренного пар тийного с’сзда будто бы совершенно бес полезен. Летом 1004 года примиренцы еще более повернули к меньшевикам. Они втайне от Ленина провели заседание Центрального Комитета и приняли от име ни Hit декларацию, открыто защищавшую раскольнические действия меньшевиков и запрещавшую вести агитацию за созыв с езда. В таких условиях Ленин и его едино мышленники центр тяжести всей борь бы против опиортунистов-меныиевиков и примиренцев перенесли в местные боль шевистские комитеты. К осени 1004 года за созыв III с’езда высказались Москов ский. Петербургский. Екатершословский, Одесский. Николаевский. Тверской. Туль скиГ;. Саратовский. Нижегородский боль шевистские комитеты. Северный комитет, об единивший Шшюво-Вознесенскую. Яро славскую. Владимирскую. Костромскую и Вологодскую партийные организации, а также Сибирский и Кавказский союзы. Этп большевистские организации распо лагали больше чем половиной голосов всех организаций, имевших право посылатьде легатов па с’сзд. Огромную роль в борьбе против мень шевиков и примиренцев, за созыв III пар тийного с’сзда сыграли историческая кни га В. И. Ленина «Шаг вперед, два шага назад», вышедшая в свет в мао 1001 го да. и знаменитое обращение «К партии», принятое на известном совещании 2£ большевиков, которое состоялось в Швей царии под руководством В. П. Ленива в августе того же года. В своей книге «Шаг вперед, два шага назад» Ленин разгромил организационный оппортунизм меньшевиков и впервые в истории марксистской мысли разработал учение о партии как руководящей орга низации pulочего класса, как основном оружии в его борьбо за диктатуру проле тариата. за социализм и коммунизм . Вдохновляемые ленинским учением о партии нового типа, участники совеща ния «22-х» с исключительным единоду шием приняли обращение «К партии», которое стало для большевиков програм мой борьбы за созыв III с’езда. за сохра нение и укрепление революционно-мар ксистской партии россинекого пролетариа та. Практическую подготовку по сооыву с’езда взяло на себя Бюро комитетов боль шинства (БКБ), избранное на трех обла стных конференциях в России (Южной, Кавказской и Северной). Выполняя волю этих партийных кон ференций. большевистская литературная группа в составе В. П. Ленина. В. В. Воровского. А. В. Луначарского. М. С. Ольминского основала печатный орган Бюро комитетов большинства — газету «Вперед». Продолжая славные революци онные традиции старой, ленинской «Ис кры». пазета «Вперед» развернула реши тельную борьбу против оппортунизма но вой, меньшевистской «Искры» как в ор ганизационных. так и в тактических во просах. 3d постановку п освещение вы двинутых рсволюшрей вопросов стратегии и тактики, за энергичную борьбу в деле Iвосстановления партийности, за подго товку партийного с’езда редакция газеты «Вперед» получила благодарность от III с'езда РСДРП. it it it Третий с’сзд собрался в период под’е ма первой русской революции, которая, как указывал В. И. Лешин, выдвинула перед революшюшгой социал-демократи ей «такио требования, каких ни разуеще и нигде не ставила история перед рабочей партией в эпоху демократического nei>e- ворота» (Соч.. т. 8. стр. 415). Прежде всего с’езд решил стратегиче ские и тактические задачи, вставшие пе ред российским пролетариатом и его пар шей в эпоху народной революции в Рос сии. Сюда вошли такио важнейшие во просы. как вопрос о вооруженном восста нии против самодержавия, о свержении царского правительства и создании вре менного революционного правительства, сб участии социал-демократии в этом ирави- тсльстве. об отношении к крестьянству, об отношении к л*шЗопальной бушшазии.. По всем основным вопросам порядка дня III с’езда В. И. Ленин написал еще до с’езда проекты резолюций и обосновал их в своих статьях, опубликованных в газе те «Вперед». Ленин выступал на с’езде по вопросу о вооруженном восставmi. об участии социал-демократов во временном революционном правительстве, об отно шении к крестьянскому движению, об Уставе партии и по ряду других вопро сов. В протоколах с’езда зафиксированы 13S ленинских выступлений и предложе ний. III с’езд признал, что задача организа ции пролетариата для непосредственной борьбы с царским самодержавием путем вооруженного восстания является одной из самых главных и неотложных задач пар тии в революционный момент. Вопрос о воорулсенном восстании, как и все другие тактические вопросы, обсуждался и ре шился III с’ездом под лозунгом борьбы за гегемонию, руководящую роль пролетари ата в русской буржуазно-демократической революции. В ленинской резолюции, при нятой с’ездом, указывалось, что «проле тариат, будучи по положению своему наи более передовым и единственно последо вательно революционным классом, тем са мым призван сыграть руководяиную роль в общсдомократичсском революционном движении в России» и что «это движе ние в настоящий момент уже привело к необходимости вооруженного восстания». «...Пролетариат неизбежно примет в этом восстании самое энергичное участие, ко то:ню определит судьбу революции в Рос сии», — говорилось в резолюции III с ез да и в то же время подчеркивалось, что «руководящую роль в этой революции пролетариат может сыграть лишь будучи сплочен в единую и самостоятельную по литическую силу под знаменем сопнал- дсмокpaTJгческой рабочей партии, руково дящей но только идейно, но и практиче ски его борьбой» («КПСС в резолюциях и решениях с’сздов. конференций и плену мов ЦК», ч. 1, стр. 77). Далее в резолюции говорилось, что только гегемония щюлетарната в револю ции может обеспечить ему наиболее вы годные условия для борьбы за социализм, против имущих классов буржуозно-демо- кватичюской России. В этом положении нашла свое выражение ленинская идея о перерастании буржуазно-демократической •революции в социалистическую. Большевики считали, что в ходе побе доносного восстания должно быть сверг нуто .царское самодержавие и создано вре-1 менноо революционное правительство, надставляющее собой ораан восстания и орган новой власти, осуществляющей рс- волюционно-демократическую диктатуру пролетариата и крестьянства. Ленин тре бовал, чтобы РСДРП поддерживала такое временное революционною правительство и сама участвовала в нем. В резолюции с’езда указывалось, что а зависимости от соотношения сил и дру гих факторов, не поддающихся точному предварительному определению, допустимо участие во временном революционном пра вительстве уполномоченных пролетарской партии в целях беспощадной борьбы со всеми контрреволюционными попытками и отстаивания самостоятельных интере сов рабочего класса. Необходимым услови ем такого участия с’езд считал строгай контроль партии над ее уполномоченны ми и неуклошюо охранение независимо сти социал-демократии, стремящейся к полному социалистическому перевороту и постольку непримиримо враждебной всем буржуазным партиям. Ha III с’езде было ааслушано два до клада по крестьянскому вопросу: доклад В. II. Ленина о резолюции относительно поддержки крестьянского движения и до клад представителя Кавказского союзного комитета РСДРП Мпха Цхакая о практиче ском опыте партийного руководства ре волюционным крестьянским движением в Грузин! В единодушно принятой ленинской ре золюции об отношении к крестьянскому движению с’езд дал ясные указания о путях борьбы партии за создание и ук реплошю революционного союза рабочих и крестьян при руководящей роли в этом союзе пролетариата. С’езд поручил пар тийным организациям пропагандироыть среди народных масс, что РСДРП считает своей задачей энергичную поддержку всех революционных мероприятий крестьян ства, способных улучшить его положе ние. вплоть, до конфискации помещичьих,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz