На страже Заполярья. 1955 год. Апрель.

2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 24 апреля 1955 г., Кг 97 (5249). Ночная торпедная атака ЛЕВА край моря горит ба­ гряным румянцем — еще не угасла вечерняя заря. Справа берег теряется в veMHoii массе низких обла­ ков. Тень от них черным покрывалом опустилась па воду. Где-то в этой стороне гирнзонта в непроглядной ночи — «пво~ивппк». Пока еще нет при­ каза атаковать его, и торпедный катер лежит в шейфс. Волны, причмокивая’, ли­ жут борта. А больше ни звука. Старший лейтенант Кулагин насторожен, стоит у HiTvpBa.ia. Не шелохнутся наблюдатели. Все напряженно смотрят и слушают. Получен приказ атаковать «противни­ ка». Короткая требовательная команда ставшего лейтенанта Кулагина. В ответ гулко аарокотали моторы, тшты-взрыхли­ ли воду. Четко и размеренно заработали механизмы. Но дело тут не столько в тех­ нике. сколько в искусстве людей, управ­ ляющих ею. Оки вместе с командиром вершат суды")у учебной атаки и боя. Маленький дружный экипаж ведет поиск пели. Пока катер идет не очень бы­ стро. Так лучше обнарулшть цель и точ­ ней определить элементы се движения. Сделать это надо раньше, чем «против­ ник» заметит катер. Торпедный удар не­ обходимо нанести внезапно, и старший ма­ трос Григорьевский знает — это во мно­ гом зависит от него. На экране появляются тусклые свет­ лячки и тотчас пропадают. Неопытный [радиометрист может принять один из них ва корабль. У Григорьевского глаз наме­ тан. Он видит — это помехи и отстраи­ вается от них. Часы ва переборке отсчи­ тывают минуту, полную большого напря­ жения, за ней другую, третью... Линия развертки, описав круг, оставляет за со­ бою яркоеветящуюся точку. Цель. — Поленг.., дистанция.., — слышит старший лейтенант Кулагин в телефонах. Теперь дело пойдет быстрее. Старшина 1 статьи Курилов и старший матрос Гри­ горьевский работают вместе. Они чертят на карте линии, откладывают на них рас­ стояния. «Разница двух пеленгов и ди­ станций... Значит, курс п скорость це­ ли...», обдумывают моряки. Командир при­ нимает доклад. В данный момент эти две цифры интересуют его больше всего. Кулагин перекладывает рули. Потом де­ лает еще ряд поворотов. Курс часто ме­ няется. Курилов ведет прокладку и произ­ водит записи в навигациопно-вахтенном журнале. В то же время он вместе с Гри­ горьевским уточняет элементы движения цели. Пространство между кораблями бы­ стро сокращается. Командир устойчивей поставил ноги, сильнее сдавил штурвал. По его приказа­ нию старшина 2 статьи Копейкин увели­ чивает моторам число оборотов. По бор­ там катера выросли две плотных стены во­ ды и сразу разошлись в стороны, раскину­ лись, словно крылья. Маленький боевой корабль приподнялся и, разбивая грудью волны, стремительно понесся вперед. Началась атака. Для нее существует торпедный катер, -ею лашет командир и весь экипаж. Моряки непрерывно на­ капливают силу, знания, опыт, чтобы все это вложить в короткий сокрушительный уда/р. Одному этому подчинен повседнев­ ный кропотливый и, подчас, незаметный, но поистпне колоссальный труд офицера, матросов и старшин... Каждая тренировка мотористов являетт ся подготовкой к атаке. Член бюро комсо­ мольской организации старшина 2 статьи Копейкин учит подчиненных тому, что необходимо на войпе. На практи­ ческом занятии он ставит' матросу Сухову вводную: — Перебита масляная магистраль! П пока воин исправляет пои- м Ьеждение, старший матрос Седов пускает в ход прокачивающий агрегат. Таким образом можно иоддержпвать работу двигателя недолго. Однако этого достаточно, чтобы довести пачатую атаку до конца. А к тому времени опытному специалисту удастся устранить неисправность. Не суыой моря­ ки сделать этого, успеха не будет. Тор­ педный удар скоротечен, и каждая секун­ да промедления грозит невыполнением за­ дачи. В бою могут быть повреждены тяги из­ менения скорости хода корабля с мостика. Копейкин отрабатывает с матросами уп­ равление двигателями пз моторного отсека. Воинам не страшны неожиданности. Они могут успешно выполнять обязанно­ сти в елмьгх сложных условиях современ­ ного боя. Об этом можно судить по последнему учению. Мотористам приказали одеть про­ тивогазные маски с заклеенными очками и приготовить машины к действию. Мо­ ряки безошибочно находили клапаны иот­ крывали их. на ощупь определяли темпе­ ратуру механизмов. Матрос Сухов качал воздух в баллоны, отсчитывая секунды, и давление воздуха оказалось ниже нор­ мального только на 20 килограммов. Обли­ ваясь потом, в абсолютной темноте ка­ терники обеспечивали нормальную работу’ механизмов. J Решили проверить, сумеют ли мотори­ сты обнаружить ненормальности в меха­ низмах. Закрыли один клапан, и воздух, необходимый для работы машины, пере­ стал поступать на двигатель. Меньше, чем через минуту старший матрос Седов определил, что воздух не поступает, и на­ шел искусственно созданную неисправ­ ность. Нет сомнения, что и в боевой об­ становке при отсутствии освещения Су­ хов и Седов сумеют так же уверенно об­ служивать технику. За высокую выучку ставший начальник поощрил воинов. Та­ кими воспитал моряков классный специа­ лист Копейкин, недавно награжденный Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ. Старшина 2 статьи Копейкин однажды, проверяя работу техники, задумался. Вот тяга покрашена. А она проходит через уз­ кое отверстие. Краска обдирается и попа­ дает в зазоры. Так тягу может заклинить, а это недопустимо при атаке, когда тре­ буется часто изменять обороты машин. Старшина приказал одному пз подчинен­ ных очистить тяги и хорошо протереть. Радиста матроса Баевского долго беспо­ коила система связи боэвых постов с командиром. Подчас воинам приходилось докладывать через люк. Они отвлекались от дела. Да и разобрать их голоса сквозь жрохот моторов старшему лейтенанту Ку­ лагину было трудно. — Мне кажется, нам можно наладить телефонную связь, — высказал офицер свое мнение подчиненным. — Продумайте, как это лучше сделать. Моряки тщателыю изучили схему корабельной связи и нашли выход из положения. Сделали просто. К вынос­ ному посту связи на мостике подключили усплптель. Подвели пптание от судовой сети. II все. Теперь командир отлично слышит доклады. А радиометрист, кроме того, имеет возможность прослушивать эфир. Он всегда бывает в курсе дел и быстро ориентируется в обстановке. Связь с внешним миром бесперебойно обеспечивает Баевский. — Видимо, трудно вести передачу на ключе в качку? — спрашивают товари­ щи радиста. — А я это дело крепко держу в своих руках, — шутит Баевский. — То есть?! — удивляются сослужив­ цы. — Очепь даже просто. Отсоединяю ключ от стола да, работая, дсвжу его в руках или на колене. Тут уж оперируй, как хочешь Ни качка, ни тряска не страшны. Действительно, ничто но мешает клас­ сному специалисту в любых условиях на­ дежно поддерживать связь. А ведь это очень важно перед торпедной стрельбой пли в момент атаки. ...Перед выходом катера в море воины внимательно осматривают и проворачива­ ют вооружение и механизмы. Хоть стрель­ ба и привычное дело, но все-такп очень ответственное. Старший лейтенант Кулагин руководит действиями подчиненных, проверяет их. Старший матрос Александров замеряет давление возiуха в торпеде, а офицер вни­ мательно следит за действиями подчинен­ ного. «На пушки не забудьте во-время дать питание», — попутно напоминает он Копейкину. А Александров уже открыл заднюю крышку торпедной трубы и осто­ рожно, одними пальцами поворачивает вверх и вниз покрытые густым слоем смазки горизонтальные рули. Дело не в том, что вопн боптся запачкать руки. Он старается определить. насколько легко перекладываются рули. Торпеда должна поПтп на строго заданной глубине, чтобы наверняка поразить «противника». — Ну как, правильно пойдет торпе­ да? — спрашивает Кулагин Александ­ рова. — Как всегда, товарищ командир, — отвечает подчиненный. Офицер спускается в моторный отсек, обходит всс боевые посты, а потом вни­ мательно выслушитет короткие доклады подчиненных о готовности техники к дей­ ствию. .„Катер мчится в сплошном облаке во­ дяной ныли. Ветер подхватывает соленые брызги и хлещет по глазам, стесняет ды­ хание. Но ни командиру, ни торпедисту, ни наблюдателям нельзя спрятать лицо в мяпкпй воротник меховой куртки или за­ крыться рукавицей. Скоро можно будет различить цель. Только бы не просчи­ таться и точно выбрать момент залпа! Мотористы лишены возможности посмо­ треть, что происходит наверху. Но по чи­ слу оборотов дизелей, по тому, как над­ рывно гудят моторы, они угадывают, что наступает решающее мгновение. II моря­ ки еще ближе придвинулись к приборам, руки сами потянулись к рычагам, обо­ стрился слух. Они готовы по первому требованию командира, при первой необхо­ димости выполнить любое действие. Сквозь мрак и завесу брызг наблюда­ тели различают расплывчатое темное пят- по. Замечает его и старший лейтенант Кулагин и тотчас разворачивает линейку торпедного прицела. У аппарата застыл ставший матрос Александров. Залп! Офицер нажимают рукоятку, одновре­ менно вручную производит спуск Алек- спидров. Что-то зашипело, глухо лопнуло. Пз трубы полыхнуло пламя. Торпеда, блеснув боками, скользнула в воду. Ка­ тер содрогнулся всем корпусом и тотчас накренился. Командир положил руль на борт. Не теряя времени, он начтгнает от­ ход. Зеленоватые блики прыгают по скатам волн. Это свет лампочки, установленной на торпеде, пробивает слои воды и обоз­ начает ее путь. Наблюдатели не теряют из виду эти проблески света, пока его не за­ крывает силуэт корабля. Торпеда прошла под целью. Один из передовых командиров старший лейтенант Кулагин и его подчиненные отлично выполнили зада­ чу. Экзамен на зрелость выдержан. Боевой корабль возвращается в ба­ зу. Позади трудный и напряженный поход. Впереди в предрассветных су­ мерках ласков^ серебрятся заснежен­ ные сопки сурового, но родного сорд- цу советского моряка берега %дорогой Отчизны. Ей посвящают воины евши силы и знания, успехи в боевой и по­ литической подготовке. Офицер Г. АНАНЬИН. Воспитание у моряков храбрости, выносливости и мужества И з опыта работы руководителя группы политзанятий Регулярно выходит корабельная радио- газета корабля Н . Н А С Н И М К Е : специалист второго класса старшина 2 статьи Сергей Федо­ ров выступает перед микрофоном кора­ бельного радиоузла. Фото И . Никишова. Командиры беседуют с воинами За последнее время для воинов нашего подразделения прочитаны лекции об исто­ рических решениях январского Пленума ЦК КПСС и второй сессии Верховного Со­ вета СССР, об освоении целинных и за­ лежных земель. Лекции читал офицер Пеунов. Часто беседует с матросами и сержан­ тами командир подразделения. Большой интерес у личного состава вызвала бесе­ да на тему: «Развитие советской зенит­ ной артиллерии». Много полезного полу­ чили для себя молодые матросы из беседы командира подразделения о морально-бое­ вых качествах советского воина. Офицер на ярких и убедительных примерах пока­ зал. насколько почетна и ответственна служба зенитчика. 0 международном положении беседовал с воинами офицер Слуцкий. Он рассказал о5 агрессивных планах и про-вокационных действиях американо-английских импе­ риалистов. призвал личный состав неу­ станно повышать боевую готовность. Проводимая в подразделении агитаци­ онная работ в сочетании с другими средствами политического и воинского воспитания Л1ПГНОГО состава дает хорошие результаты. У нас многие воины — отлич­ ники боевой 31 политической подготовки, ряд сержантов награжден нагрудными знаками «Отличник ПВО». Матрос Н. КОРЕВИН. :--- 0--- О Д О Б Р О С О В Е С Т Н О изучает во­ енное дело старший матрос Петруша- нов. За достигнутые успехи в боевой и политической подготовке передовой воин награжден нагрудным знаком от­ личного специалиста. Старший матрос А . Гаврилов. О М А С Т Е Р С Т В О проявили сапе­ ры при выполнении поставленной за­ дачи. Они справились с трудным зада­ нием раньше срока. Отличившимся воинам Кокошкину, Егоренкову, Ар- тгахову и Галицкому командир об’я- вил благодарность. Младший сержант И . Егоров. О Н А З А Н Я Т И Я Х по специаль­ ности матрос Казачек проявляет много усердия и внимательности. С трудны­ ми вопросами он всегда обращается к командиру. В результате настойчиво­ сти и упорства матрос Казачек быстро освоил сложную технику и завоевал почетное звание отличника боевой и политической подготовки. Матрос И . Аверин. ...Подводная лодка после длительного похода возвращалась в базу. На море стоя­ ла штормовая погода. Ударам волны сор­ вало со стопоров кормовую пушку. Коман­ дир приказал закрепить орудие отлични­ ку боевой и политической подготовкистар­ шине 1 статьи Волкову. Получив прика­ зание, моряк приступил к делу. Нелег­ ко было действовать старшине. Опромные волны с силой обрушивались на корабль, грозя смыть за борт смельчака. Стар­ шина Волков, борясь с морской стихией, сумел в трудных условиях закрепить пушку на стопора и тем самым с честыо выполнил приказ своего командира. Этот пример был приведен на полити­ ческом занятии, когда мы изучали тему: «Быть стойким, выносливым и мужест­ венным воином». Раз’ясняя морякам, что стойкость и выносливость, безупречное знание техники, непрерывное совершенст­ вование военных и политических знаний являются залогом победы в бою. я под­ черкнул. что современный бой наряду с этими качествами требует и большого на­ пряжения физических и моральных сил наших воинов и что поэтому каждый ма­ трос и старшина в дни мирной учебы должен воспитывать в себе стойкость, выносливость и выдержку. Примеры самоотверженного выполнения воинского долга мы стараемся использо­ вать на политических занятиях как мож­ но шире. Стойкость, выносливость и мужество непосредственно связаны с Физической закалкой моряков. Если воин обладает крепкой выносливостью, он лучше преодо­ левает трудности, выходит из борьбы побе­ дителем. / Помню во время одного из зимних походов, наша подводная лодка выполня­ ла практическую задачу в море. Волной залило штепселя якорных огней. Необхо­ димо было срочно исправить поврежде­ ние. Командир приказал выполнить эту работу классному специалисту старшине 2 статьи Черепахе. Моряку приходилось действовать в очепь сложных условиях: обледенела палуба, холодные волны ока* тывали его с ног до головы. В течение длительного времени старшина работал на кормовой надстройке. Высокая выдержка, безупречное знание специальности позво­ лили ому образцово справиться с пору­ ченной задачей. Этот пример был приведен в моем рас­ сказе на политзанятии. Необходимым условием воспитания у матросов и старшин стойкости и вынос­ ливости является высокая воинская дис­ циплина. Ведь недаром говорят: «Дисци­ плина — мать победы». Поэтому при изучении любой темы политических за­ нятий мы воспитываем у слушателей чувство безупречной исполнительности, ргз’ясняем морякам, что они должны беспрекословно повиноваться -воле коман­ дира. точно соблюдать требования Воен­ ной присяги и уставов. Когда в прунпе проходила беседа по те­ ме: «Постоянно совершенствовать свои военные и политические знания, отлпч- но владеть оружием и боевой техникой», старшин матрос Яцков, рассказывая о том, как овладевают военными и полити- чесюими знаниями моряки-подводники, привел в пример специалиста первого класса Шестопалова. Показывая личный пример в службе. Шестопалов повседнев­ но требует от своих подчиненных строгого выполнения воинских уставов. Рассказав о службе передового воина, слушатель призвал товарищей брать сне­ го пример. Большое значение имеет личное обще- нно руководителя группы со слушателя­ ми. Часто в свободное от службы и заня­ тий время мне доводится бывать в куб­ рике и беседовать с моряками. Поучи­ тельный пример или боевой эпизод из войны, рассказанный воинам, вызывает у них большой интерес, учит моряков, как надо действовать во время походов. Однажды в кубрике зашел разговор о находчивости и смелости, которую про­ являли моряки-подводники в годы Вели­ кой Отечественной войны. Я рассказал слушателям о ветеране нашей части мич­ мане Камышеве. Подводная лодка, на ко­ торой служил тогда Камышев, вышла a море на выполнение боевого задания. Во время атаки торпеда из аппарата пе вышла. Мичман Камышев, рискуя собой, разоружил торпеду и тем самым не толь­ ко спас жизнь экипажу, но и сохранил корабль от гибели. На таких примерах мы учим моряков , как надо действовать при выполнении служебного долга. Говоря о своем опыте по воспитанию у моряков высоких морально-боевых ка­ честв на политзанятиях, хотелось привет сти в пример и руководителя другой груп­ пы — лейтенанта Шитова. Это молодой пропагандист. Проводимые им занятия тесно увязываются с жизнью и учебой моряков, воспитывают у них мужество, стойкость и выносливость. Когда слушатели ^рупны изучали те­ му: «Быть стойким, выносливым и муже­ ственным воином», руководитель, гото-1 вясь к рассказу, подобрал интересные эпизоды из боевой истории части, а так­ же из повседневной службы моряков в дни мирной учебы. С большим вниманием слушали моряки рассказ офицера о старшине 1 статьи Лунике. — На одной из наших подводных ло­ док служит классный сиецичглист стар-1, шина 1 статьи Лупик, — говорил слу­ шателям лейтенант Шитов. — Этот вопи в трудных морских походах закалил себя Физически. В повседневной жизни он по­ казывает образцы выносливости и само* отверженного выполнения свозго служеб^ ною долга. В одном из походов во время шторма громадной волной смыло за борт офицера. Мужественный моряк, с разре­ шения командира, бросился в бушующее моро на помощь офицеру. За этот самоот­ верженный поступок Главнокомандующий Военно-Морскими Силами наградил его именными часами. Офицер рассказал морякам и о старши­ не 1 статьи Колейкове. Как-то подвод­ ная лодка длительное время находилась под водой. На горизонтальных рулях вах­ ту нес классный специалист коммунист КолеПков. Несмотря на огромное физиче­ ское напряжение, которое он испытывал от длительного несения вахты в штормо­ вых условиях, МОРЯК ПРОЯВИЛ высокую стойкость и выносливость. Он точно удер­ живал лодку на заданной глубине. Экипаж успешно выполнил задачу. Рассказ руко­ водителя, построенный на интересных примерах, вызвал большой интерес. Активно готовились к беседе по этой теме все слушатели группы. Многпе пз них выступили на политзанятии. Особен­ но содержательным было выступление старшего матпоса Соболева. Он рассказал о старшине 2 статьи Истрнне. Во время похода особенно трудно было нести вах­ ту у дизелей. Непрерывный грохот рабо­ тающих машин, сильная качка, испаре­ ние топлива и масла вначале действова­ ли на нас, молодых мотористов. Достой­ ный пример показывал нам старшпна 2 статьи Иетрпн. После того, как старшп­ на отстоял свою вахту, он помогал нам личным примером, учил, как надо стойко переносить тяготы походных усло­ вии. Будни боевой учебы моряков-подводпп- ков полны примеров мужества, стойкости и выносливости. Руководитель группы по- лнтзанятий, воспитывая у слушателей стойкость, выносливость и мужество, бу­ дет оказывать неоценимую помощь коман­ диру в деле повышения боевой готовности корабля, в воспитании у воинов умения мастерски владеть оружием и боевой тех­ никой, которую вручил нам советский народ. Офицер Р. САХАРОВ. К пятидесятилетию Третьего с‘езда РСДРП Революция 1005 — 1907 годов в Рос­ сии — это первая, подлинно народная ре­ волюция эпохи империализма. Она втя- згула в активную политическую борьбу широкие массы рабочего класса и кресть­ янства. привела в движение все классы русского общества. Поворот в политической жизни России, вызванный революцией, поставил классы и их политические партии перед необхо­ димостью перегруппировать свои силы применительно к новой Обстановке, опре­ делить линию поведения в революции и отношение к другим классом и партиям. 'Необходимо было и Российской социал- демократической рабочей партии вырабо­ тать свою единую революционно-марк­ систскую стратегию и тактику. Но в ре­ зультате .оппортунизма и раскольниче­ ских действий меньшевиков партия рос­ сийского пролетариата оказалась разде­ ленной на две части — на большевист­ скую и меньшевистскую фракции, кото- вы*? очень походплн на две различные партии, имеющие свои собственные руко­ водящие центры и печатные орланы. Отсутствие единства внутри пролетар­ ской партии привело к тому, что рабочий класс России не имел единой и строго вы­ держанной стратегии и тактики. Для то­ го, чтобы выйти из этого недопустимого положения, покончить с расколом внутрп РСДРП, необходимо было созвать III с’езд партии, наметить на нем едипую страте­ гию и тактику. III с’езд РСДРП состоялся нелегально, в Лондоне, 25 апреля — 10 мая 1005 го­ да (по повому стилю). Он был созван в результате длительной и напряженной борьбы организатора и вождя партии рос­ сийского пролетариата В. И. Ленина п его единомышленников — большевиков. it it it Как известно, Второй с’сзд РСДРП, про­ исходивший ле ом 1003 года, создал в России действительно марксистскую пар­ тию на тех идейных и организационных началах, которые были выдвинуты и раз­ работаны В. II. Лениным и ленинской .«Искрой». С’езд впервые в истории меж­ дународного движения после смерти осно­ воположников научного коммунизма Мар­ кса и Энгельса принял революционную программу, которая в качестве основной задачи партии выдвигала борьбу за дик­ татуру пролетариата. Борьба Ленина и ленинцев с оппорту­ нистическими элементами на Втором с’сзде партии по программным н организацион­ ным вопросам положила водораздел между революционной частью РСДРП — больше­ виками и оппортунистической — меньше­ виками. После с’езда борьба между ними не только не утихла, а, наоборот, еще бо­ лее обострилась. Мсныневики-дезорганизаторы всеми ме­ рами стремились сорвать решения Второ­ го с’езда РСДРП и тем самым обессилить пролетарскую партию перед лицом надви­ гавшейся революции в России. С помощью Плеханова и других примиренцев мень­ шевики в 1003— 1904 годах захватили в свои руки все высшие партийные органы — редакцию «Искры», Совет пар­ тии, Центральный Комитет РСДРП — и повели бешеные нападки на В. II. Ленина и большевиков. Ленин печвым из большевистских дея­ телей указал, что без созыва нового с’езда партии невозможно изолировать оппорту- нистов-мепыисвиков и положить конец тя­ желому внутрипартийному кризису. В кон­ це 1003 и в начале 1004 года Ленин вел пастойчивую борьбу за созыв III с’сзда, главным образом внутри центральных пар­ тийных учреждений, внутри ЦК и Совета партии. «Спасение одно — с’езд, — пи­ сал Ленин 10 декабря 1003 года р Рос­ сию, членам ЦК. — Лозунг его: борьба с дезорганизаторами. Только на этом лозун­ ге можно поймать мартовцев, привлечь широкую массу и спасти позицию» (Соч., т. 34, стр. 168). В письмо от 2 января 1004 года В. II. Ленин спрашивал членов IIK, находивших­ ся в России и оттягивавших созыв III с’езда партии: «Или вы знаете пноо сред­ ство честной' борьбы кроме с’езда??» (Соч., т. 34. стр. 184). Но примиренцы из Центрального Комитета В. Носков, Л. Гальперин, Л. Красин остались глухи к предостерегающей ленинской критике. В своем ответе заграничному отделу ЦК они заявили, что созыв экстренного пар­ тийного с’сзда будто бы совершенно бес­ полезен. Летом 1004 года примиренцы еще более повернули к меньшевикам. Они втайне от Ленина провели заседание Центрального Комитета и приняли от име­ ни Hit декларацию, открыто защищавшую раскольнические действия меньшевиков и запрещавшую вести агитацию за созыв с езда. В таких условиях Ленин и его едино­ мышленники центр тяжести всей борь­ бы против опиортунистов-меныиевиков и примиренцев перенесли в местные боль­ шевистские комитеты. К осени 1004 года за созыв III с’езда высказались Москов­ ский. Петербургский. Екатершословский, Одесский. Николаевский. Тверской. Туль­ скиГ;. Саратовский. Нижегородский боль­ шевистские комитеты. Северный комитет, об единивший Шшюво-Вознесенскую. Яро­ славскую. Владимирскую. Костромскую и Вологодскую партийные организации, а также Сибирский и Кавказский союзы. Этп большевистские организации распо­ лагали больше чем половиной голосов всех организаций, имевших право посылатьде­ легатов па с’сзд. Огромную роль в борьбе против мень­ шевиков и примиренцев, за созыв III пар­ тийного с’сзда сыграли историческая кни­ га В. И. Ленина «Шаг вперед, два шага назад», вышедшая в свет в мао 1001 го­ да. и знаменитое обращение «К партии», принятое на известном совещании 2£ большевиков, которое состоялось в Швей­ царии под руководством В. П. Ленива в августе того же года. В своей книге «Шаг вперед, два шага назад» Ленин разгромил организационный оппортунизм меньшевиков и впервые в истории марксистской мысли разработал учение о партии как руководящей орга­ низации pulочего класса, как основном оружии в его борьбо за диктатуру проле­ тариата. за социализм и коммунизм . Вдохновляемые ленинским учением о партии нового типа, участники совеща­ ния «22-х» с исключительным единоду­ шием приняли обращение «К партии», которое стало для большевиков програм­ мой борьбы за созыв III с’езда. за сохра­ нение и укрепление революционно-мар­ ксистской партии россинекого пролетариа­ та. Практическую подготовку по сооыву с’езда взяло на себя Бюро комитетов боль­ шинства (БКБ), избранное на трех обла­ стных конференциях в России (Южной, Кавказской и Северной). Выполняя волю этих партийных кон­ ференций. большевистская литературная группа в составе В. П. Ленина. В. В. Воровского. А. В. Луначарского. М. С. Ольминского основала печатный орган Бюро комитетов большинства — газету «Вперед». Продолжая славные революци­ онные традиции старой, ленинской «Ис­ кры». пазета «Вперед» развернула реши­ тельную борьбу против оппортунизма но­ вой, меньшевистской «Искры» как в ор­ ганизационных. так и в тактических во­ просах. 3d постановку п освещение вы­ двинутых рсволюшрей вопросов стратегии и тактики, за энергичную борьбу в деле Iвосстановления партийности, за подго­ товку партийного с’езда редакция газеты «Вперед» получила благодарность от III с'езда РСДРП. it it it Третий с’сзд собрался в период под’е­ ма первой русской революции, которая, как указывал В. И. Лешин, выдвинула перед революшюшгой социал-демократи­ ей «такио требования, каких ни разуеще и нигде не ставила история перед рабочей партией в эпоху демократического nei>e- ворота» (Соч.. т. 8. стр. 415). Прежде всего с’езд решил стратегиче­ ские и тактические задачи, вставшие пе­ ред российским пролетариатом и его пар­ шей в эпоху народной революции в Рос­ сии. Сюда вошли такио важнейшие во­ просы. как вопрос о вооруженном восста­ нии против самодержавия, о свержении царского правительства и создании вре­ менного революционного правительства, сб участии социал-демократии в этом ирави- тсльстве. об отношении к крестьянству, об отношении к л*шЗопальной бушшазии.. По всем основным вопросам порядка дня III с’езда В. И. Ленин написал еще до с’езда проекты резолюций и обосновал их в своих статьях, опубликованных в газе­ те «Вперед». Ленин выступал на с’езде по вопросу о вооруженном восставmi. об участии социал-демократов во временном революционном правительстве, об отно­ шении к крестьянскому движению, об Уставе партии и по ряду других вопро­ сов. В протоколах с’езда зафиксированы 13S ленинских выступлений и предложе­ ний. III с’езд признал, что задача организа­ ции пролетариата для непосредственной борьбы с царским самодержавием путем вооруженного восстания является одной из самых главных и неотложных задач пар­ тии в революционный момент. Вопрос о воорулсенном восстании, как и все другие тактические вопросы, обсуждался и ре­ шился III с’ездом под лозунгом борьбы за гегемонию, руководящую роль пролетари­ ата в русской буржуазно-демократической революции. В ленинской резолюции, при­ нятой с’ездом, указывалось, что «проле­ тариат, будучи по положению своему наи­ более передовым и единственно последо­ вательно революционным классом, тем са­ мым призван сыграть руководяиную роль в общсдомократичсском революционном движении в России» и что «это движе­ ние в настоящий момент уже привело к необходимости вооруженного восстания». «...Пролетариат неизбежно примет в этом восстании самое энергичное участие, ко­ то:ню определит судьбу революции в Рос­ сии», — говорилось в резолюции III с ез­ да и в то же время подчеркивалось, что «руководящую роль в этой революции пролетариат может сыграть лишь будучи сплочен в единую и самостоятельную по­ литическую силу под знаменем сопнал- дсмокpaTJгческой рабочей партии, руково­ дящей но только идейно, но и практиче­ ски его борьбой» («КПСС в резолюциях и решениях с’сздов. конференций и плену­ мов ЦК», ч. 1, стр. 77). Далее в резолюции говорилось, что только гегемония щюлетарната в револю­ ции может обеспечить ему наиболее вы­ годные условия для борьбы за социализм, против имущих классов буржуозно-демо- кватичюской России. В этом положении нашла свое выражение ленинская идея о перерастании буржуазно-демократической •революции в социалистическую. Большевики считали, что в ходе побе­ доносного восстания должно быть сверг­ нуто .царское самодержавие и создано вре-1 менноо революционное правительство, надставляющее собой ораан восстания и орган новой власти, осуществляющей рс- волюционно-демократическую диктатуру пролетариата и крестьянства. Ленин тре­ бовал, чтобы РСДРП поддерживала такое временное революционною правительство и сама участвовала в нем. В резолюции с’езда указывалось, что а зависимости от соотношения сил и дру­ гих факторов, не поддающихся точному предварительному определению, допустимо участие во временном революционном пра­ вительстве уполномоченных пролетарской партии в целях беспощадной борьбы со всеми контрреволюционными попытками и отстаивания самостоятельных интере­ сов рабочего класса. Необходимым услови­ ем такого участия с’езд считал строгай контроль партии над ее уполномоченны­ ми и неуклошюо охранение независимо­ сти социал-демократии, стремящейся к полному социалистическому перевороту и постольку непримиримо враждебной всем буржуазным партиям. Ha III с’езде было ааслушано два до­ клада по крестьянскому вопросу: доклад В. II. Ленина о резолюции относительно поддержки крестьянского движения и до­ клад представителя Кавказского союзного комитета РСДРП Мпха Цхакая о практиче­ ском опыте партийного руководства ре­ волюционным крестьянским движением в Грузин! В единодушно принятой ленинской ре­ золюции об отношении к крестьянскому движению с’езд дал ясные указания о путях борьбы партии за создание и ук­ реплошю революционного союза рабочих и крестьян при руководящей роли в этом союзе пролетариата. С’езд поручил пар­ тийным организациям пропагандироыть среди народных масс, что РСДРП считает своей задачей энергичную поддержку всех революционных мероприятий крестьян­ ства, способных улучшить его положе­ ние. вплоть, до конфискации помещичьих,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz