На страже Заполярья. 1955 год. Апрель.

19 апреля 1955 г., № 92 (52441. Да с т р а ж е З а п о л я р ь я П А Р Т И Й Н А Я Ж И З Н Ь Непримиримо относиться к недостаткам, решительно устранять их На корабле отрабатывалась очередная задача по боевой подготовке. Следует сказать, что в прошлом моряки этого ко­ рабля с подобного рода задачами справ­ лялись весьма успешно. П. может быть, излишняя самоуверенность подвела от­ дельных воинов. Материал изучали без должного напряжения, тренировки прово­ дились вяло, повой проскальзывали элементы явного формализма. Но партий­ ная организация не замечала этого. Ее деятельность проводилась в некотором отрыве от тех задач, которые в повсед­ невной учебе решали моряки. И вот после проверки организации службы, знания личным составом мате­ риальной части., состояния, в котором она содержится, кое-кому из матросов пришлось покраснеть. Выяснилось, что, зазнавшись, они стали небрежно отно­ ситься к своим обязанностям, недоста­ точно твердо изучили инструкции по эксплуатации техники. — Задачу придется сдавать снова. — сказал командир. Это известие взволновало весь лич­ ный состав. Еще бы! Такого позорного случая они не помнили за всю свою службу на этом корабле. Естественно, что моряки в разговоре между собой вспом­ нили и другие неприятные факты, имев­ шие место на корабле за последнее вре­ мя. В одном из походов произошла неис­ правность одного механизма. Ее, правда, быстро устоанили, но случай сам по себе вызвал тревогу v моряков. Однако и па этот раз партийная организация реагиро­ вала на случившееся недостаточно опера­ тивно. Из-за всего этого корабль, яв­ лявшийся передовым, выполняя пвизовую торпедную стоелыбу, показал штате ре­ зультаты. Можно было надеяться, что на партий­ ном собрании, которое должно проанали­ зировать работу коммунистов за опреде­ ленный отрезок времени, все эти факты найдут нужную оценку. К сожалению, подобное предположение не оправдалось. Будет неверно утверждать, что актив­ ность членов партии была невысокая. Напротив, выступили почти все комму­ нисты. О чем же говорили ва партийном собрании? Докладчик секретарь партийной орга­ низации тов. Грачев подробно остано­ вился на успехах (они действительно то­ же. были) экипажа в боевой подготовке, приводил примеры, подтверждающие это. 'Но умолчал он и о недостатках. Но им отвел секретарь меньше места в докладе. Причем недостатки лишь назывались. Принципиальная, партийная оценка им не давалась. Но наиболее странным ока­ залось то. что коммунист Грачев совсем вскользь коснулся недавнего случая, ког­ да корабль не сдал задачу. Начались прения. Слово взял комму­ нист Петренко. — В докладе глубоко отражена проде­ ланная нами работа за истекший период, — начал выступающий. Он произнес общие, «обтекаемые» фразы, вроде того, что «недостатки у нас. конечно, есть» и их мы обязательно устраним, и так да­ лее. Однако тов. Петренко так толком ничего и пе сказал, почему последняя за­ дача оказалась невыполненной и ее при­ дется сдавать заново. Хуже того, он поч­ тя дажо но пытался критически проана­ лизировать партийную работу, проводи­ мую в тот период, ничего не сказал о том. какой урок следует извлечь для се­ бя партийной организации на будущее, чтобы впредь оказывать командиру более действенную помощь в успешном реше­ нии всех стоящих перед кораблем задач. Примерно, в таком же плане выступа­ ли и другие коммунисты. Подучился, та­ ким образом. разрыв между той конкрет­ ной обстановкой, которая сложилась на корабле, и проводимой здесь партийной работой. Если бы на собрании присут­ ствовал несведущий в делах данного экипажа человек, он. послушав всех ора­ торов. с полным правом мог бы спросить: — K ojk же идет на корабле служба? Что вы думаете, товарищи коммунисты, сделать, чтобы улучшить внутрнпаогий- ную работу, теснее связать ее с задача­ ми боевоП подготовки, повседневно ре­ шаемыми личным составом? Во всяком случае из выступлений чле­ нов партии вполне определенный ответ на эти вопросы нельзя было получить. Конечно, неверным явилось бы утвержде­ ние. что на партийном собрании не нуж­ но говорить со успехах или следует стро­ го определить вопросы, которых должны касаться коммунисты. Каждый член пар­ тии имеет потное право говорить обо всем, что он считает важным, что его лично волнует. Но плохо, когда выступа­ ющие не вскрывают как следует недос­ татков. которые необходимо устранить, когда прения принимают характер скуч­ ного разговора. * На собрании, о котором ведется речь, отдельные выступления были в общем неплохие. Так. например, горячо говорил об имеющихся недостатках коммунист Зверев. Он постарался проанализировать причины, которые привели к тому, что задача оказалась нерешенной, называл конкретных виновников. Но. видимо, не­ достаточный партийный опыт не дал воз­ можности тов. Звереву с такой же тща­ тельностью вскрыть пробелы во внутри­ партийной работе. Так как на собрании говорили обо всем, не выделяя глазного вопроса, того, что больше всего волновало в данный момент личный состав, то. естественно, и реше­ нию получилось общим, неконкретным. , О чем коммунисты должны были ска­ зать четче и принципиальней? Во-пер­ вых. о той задаче, которую прилилось пе­ ресдавать. Ведь и сам случай произошел незадолго до собрания. Если бы внима­ тельней его изучили члены партии, они бы увидели и причины этого промаха. По сути дела, партиПиая организация в пе­ риод подготовки к выполнению задачи занималась больше другими вопросами, недостаточно энергично мобилизовывала личный состав на повышение напряжения в беевой учебе. Долг партийной организа­ ции состоит в том. чтобы всю свою дея­ тельность направлять на решение топ за­ дачи. которая поставлена перед кораблем в данное время. Именно конкретности и оперативности в работе требует от нос и Министр Обороны СССР. Во-вторых, морякам корабля предстояло решать сложные вопросы. Об этом, ко­ нечно. отлично были осведомлены комму­ нисты. II вое-таки они в своих высту­ плениях не сделали глубокий анализ пар­ тийной работы по обеспечению выполне­ ния учебных задач, не внесли ни одного конкретного предложения с учетом допу­ щенных ранее недостатков. Наша партия всегда вела борьбу с те­ мн. кто подменял разговор конкретный, по существу политической трескотней. Мы решаем большие и ответственные за­ дачи по воспитанию умелых и храбрых воинов, готовых в люЗон момент нанести сокрушительный удав по врагам палией социалистической Родины. Предметом по­ стоянной заботы всего личного состава является повседневная и непрерывная борьба за дальнейшее повышение боеспо­ собности и боевой готовности каждого корабля. П следует решению этой глав- пой задачи подчинить всю партий­ ную и политическую работу. Ком­ мунисты должны по-деловому вскры­ вать недостатки, непримиримо относить­ ся к ним, сосредоточивать свое внимание на нерешенных вопросах с тем. чтобы возвратить былую славу кораблю. А. МОКРУШИН . Тщательно готовиться к экзаменам в партийной школе В нашей партийной школе прошел се­ минар по томе: «Победа социализма в СССР. 17 и 18 с’езды партии». Миопие слушатели основательно подготовились к нему, изучили рекомендованную литера­ туру. проконсультировались по отдель­ ным вопросам у преподавателей. Однако несмотря па всю эту подгото­ вительную работу, семинар все же про­ шел не на должном (Уровне. Наиболее су­ щественным недостатком было то. что слушатели свои выступления слабо увя­ зывали с современностью, с международ­ ной обстановкой, с задачами личного со­ става. На семинарском занятии содержатель­ но выступил коммунист Воеводин. Он привел много примеров и фактов, но в качестве нетостатка следует отметить та, что он ваял для выступления сразу три вопрооа. Из-за отсутствия времени мно­ гие важные моменты тов. Воеводин как следует не осветил. Надо также сказать, что семинар про­ шел недостаточно активно. Это обгоняет­ ся тем. что некоторые слушатели к нему не подготовились. На занятии они в спешке переписывали выдержки из реко­ мендованной литературы, готовясь к от­ вету на очередной вопрос. Такой метод «подготовки» принес только вред, лишил отдельных слушателей возможности ак­ тивно участвовать в живой беседе. Этот недостаток особенно опасен, так как такой метод подготовки у некоторых слушателей и. в частности, у то®. Зай­ цева. вошел в привычку. Все это говорит о том. что кое-где у нас еще мало уделяют внимания учебе слушателей партийных школ, не оказы­ вают им должной помощи. Вот пример. Тов. Трифонов в течение всего учебного года опаздывает на занятия потому, что он ведет группу политических занятой. Разрешив ему учиться в партийной шко­ ле. руководители не позаботились о соз­ дании тов. Трифонову необходимых уело вий для повышения знаний. Такое поло­ жение было и в прошлом учебном гож. Эго привело к тому, что способный слу­ шатель сдал экзамены ниже своих воз- можностеТг. Учебный год в сети партийного про­ свещения подходит к концу. До начала экзаменов осталось не так уж много врс мени. Для того, чтобы закрепить знания, получить на экзаменах хорошие и от­ личные оценки, надо уже сейчас основа­ тельно заняться повторением пройденных тем. В период подготовки слушателей к эк­ заменам большая и ответственная задача возлагается на преподавательский состав. Многое предстоит сделать партийным и комсомольским организациям. Особое вни­ мание они должны обратить на оказание шдивидуальной помощи слушателям. Старший лейтенант П. ТУР КИН . Вкусно готовит пищу кок старшин ма­ трос Виктор Гагарин. За усердие в рабо­ те и службе он об'явлен отличником боевой и политической подготовки. Н А С Н И М К Е : кок старший матрос В. Гагарин за приготовлением пищи. Фото И. Никишова. В. И. Ленин учил, что дисциплина не созлается сама по себе: ее нужно органи­ зовать, воспитать, внедрить в массы под­ чиненных. Ленинские положения о зис- циилппе лежит в основе Военной поисяти и vcTaBOB — важнейших госузавствен- ных юкументов, в которых воплощены ос­ новные положения советской военной на­ уки. творчески обобщен богатейший еди­ ный опыт, накопленный нашими Воору­ женными Силами за время их существова­ ния. Задача комаихиров-единоначалымков состоит в том. чтобы организовать жизнь п учебу личного состава корабля, части, потразделения в строгом соответствии с требованиями Военной присяги и уставов, ибо только уставная организация службы обеспечит прочную и постоянную 5о?вую готовность и боеспособность. Значение крепкой дисциплины особенно возрастает в связи с новыми видами бое­ вой техники и оружия, когда необходимо высокое знание военного дела. Командир» опираясь на офицеров, старшин и сер­ жантов, нз политработников, партийные и комсомольские организации, должен ис­ пользовать все методы и средства для вос­ питания личного состава в духе требова­ ний советской воинской дисциплины и на этой основе добиваться, чтобы каждый военнослужащий с глубоким соенанием личной ответственности образцово выпол­ нял все требования Военной присяги, уставов и приказов. Обучая и воспитывая воинов в духе вы­ сокой сознательной дисциплины, команди­ ры, политработники, партийные и комсо­ мольские организации должны руководст­ воваться указанием В. И. Ленина о том. что там. «где наиболее заботливо прово­ дится политработа в войсках.., — там нет расхлябанности в армии, там лучше ее строй и ?е гух. там больше побед». П)ЛИтооганы. партийные и комсомоль­ ские организации обязаны укреплять ав- •гопитет команлиоов-единоначальников, сплачивать и мобилизовывать личный со­ став на дальнейшее укрепление воинской диециплипы. на строгое соблюдение устав­ ного порядка в повседневной жизни и ^чебе личного состава. Устав КПСС, в котором воплощены ука­ зания В. П. Ленина, требует от каждого коммуниста быть образцом соблюдения трудовой и государственной диспиплипы, овладевать техникой своего дела, непре­ рывно повышать свою производственную, деловую квалификацию. Для коммунистов Советских Вооруженных Сил это означа­ ет. что они должны показывать образец соблюдения волжской дисциплины, органи­ зованности и порядка, неустанно овладе­ вать военными зпапиями, непрерывно от­ тачивать свое, боевое мастерство, доби­ ваться того, чтобы стать мастерами воен­ ного дела. Важным средством укрепления дисциплины является личный пример ком­ мунистов и комсомольцев. В. И. Ленин в 1918 году писал: «После перехода поли­ тической власти в руки пролетариата... сила примера впервые получает возмож­ ность оказать свое массовое действие». Следует добиваться, чтобы каждый коммунист и комсомолец на деле осущест­ влял свою передовую воль в учебе, служ­ бе и 1испиплинс, словом и личным приме­ ром мобилизовал воинов на образцовое вы­ полнение воинского золга. Необходимо по­ кончить с Фактами нарушения воинской дисциплины, недобросовестного отношения отдельных коммунистов и комсомольцев выполнению своих служебных обязанно­ стей, повсодпевно бороться за здоровый быт. Крепкая воинская дисциплина предпола­ гает высокую революционную бдитель­ ность, постоянную боевую готовность. Американо-английские империалисты, ве­ дя активную подготовку к новой миро­ вой войпе, усиливают шпионско-диверси­ онную работу против СССР и страп на­ родной демократии, стремятся подорвать боевое могущество нашей Родипы, выве­ дать наши воепные и государственные тайны. Командиры кораблей и частей с помощью коммунистов п комсомольцев должны постоянпо юбиваться строгого со­ блюдения требовании уставов при орга­ низации гарнизонной, караульной и внут­ ренней служб. поддовживать четкий внутренний порядок на кораблях и в ча­ стях. чтобы ни один вражеский лазутчик не осуществил своих коварных замыслов, ле выведал наших военных и государст­ венных тайн. Постоянное повьппепие политической сознательности налиих офицеров, матросов и старшип. солдат и сержантов — важ­ нейшее условие крепкой воипской дисцип­ лины. Пеобходимо, чтобы все воины чл- шего Флота настойчиво овладевали всепо­ беждающим учением Маркса— Энгельса— Лснппа— Сталина, неустапно повышали свой идейно-теоретический уровень, глу­ боко изучали героическую историю на­ шей партии, хорошо знали политику Ком­ мунистической партии и Советского пра­ вительства. Вся эта работа, проводимая командирами, политоргапами. партийными и комсомольокими овгапизапиями. должна быть тесно увязана с жизнью кораблей и частей, с теми задачами, которые они вы­ полняют. Это будет способствовать даль­ нейшему укреплению воинской дисцип­ лины. которая яшяется важнейшим усло­ вием высокой боеспособности нашего Фло­ та, укрепления боевого могущества Воору­ женных Сил социалистической Родины. Коммунистическая партия, руководст­ вуясь учением великого Ленина о все­ мерном развитии крупной машинной про­ мышленности и электрификации страны, как и прежде, считает своей главпой зада­ чей дальнейший под’ем тяжелой индуст­ рии, составляющей основу всего народно­ го хозяйства и несокрушимой обороноспо­ собности нашей Родипы. источпик псук- лопного поста благосостояния советского народа. Январский Пленум ПК КПСС на­ метил боевую программу дальнейшего раз­ вития социалистического сельского хозяй­ ства на основе нового преимущественного развития тяжелой индустрии. Сознавая свой долг за защиту северных границ пашей Родины, моряки Северного Флота, воодушевленные этими историче­ скими решениями, отдают все свои силы для того, чтобы еше более укрепить мо­ гущество Советских Вооруженных Сил, еше выше поднять боег-ую готовность род­ ного флота. Заветы великого Ленина вдохновляют воинов, как и весь советский наоол, на новые подвиги, зовут к новым успехам в строительстве коммунизма. Генеоал-шйтвнант В. ВИНОГРАДОВ. Наше общее дело Письмо грозненских пионеров Уважаемый товарищ Горяйнов, здрав­ ствуйте. На сегодняшнем сборе звена мы решили написать вам письмо. Ваш брат Боря Горяйнов учится вме­ сте с нами в одном классе. Он числится пионером пегого звена. Но Боря плохой товарищ. Он не носит пионерского гал­ стука, не следит за своим костюмом, ку­ рит, часто грубит учителям и товарищам по классу. А недавно он вытащил нз парты одного ученика учебники и присво­ ил их себе. О поведении вашего брата мы говорили на пионерских сборах. Боря давал обеща­ ния исправиться, но своих обещаний не выполняет. Вот мы и решили обратиться к вам, товарищ Горяйнов, — матросу славного Советского флота, с просьбой оказать должное воздействие на своего младшего брата и вместе с нами помочь Боре стать настоящим пиопером и хорошим товари­ щем. Мы , пиоперы, любим Советский Воен­ но-Морской Флот, знаем, что в его рядах находятся только лучшие, смелые и му­ жественные люди, доблестные защитники нашего счастливого детства. И мы жела­ ем, чтобы ваш брат, брат советского во­ енного моряка, рос честным н правдивым, хорошо учился. Желаем вам и вашим товарищам сча­ стливого плаванияI Пионеры средней школы № 21 города Грозный. * * ★ Письмо грозненских пионеров долж­ но вызвать интерес и у других воен­ ных моряков. Многие из них имеют братьев. сестер и в какой-то степени обязаны оказывать на них влияние. Наше молодое поколению воспитывает­ ся не только в школе, за воспитание детей ответственна' и семья. И С. И. Горяйнов мог бы многое сделать, что­ бы его брат Боря рос дисциплиниро­ ванным мальчиком, прилежно учился, с уважением относился к своим товари- щам по класса и учителям, отдающим много сил для того, чтобы привить де­ тям благородные качества советского человека. Пионеры грозненской школы неда­ ром обратились за помощью в воспита­ нии Бори Горяйнова к его брату — BoeiiHOMiv моряку. В их представлении советские военные моряки — это гор­ дость Советских Вооруженных Сил. но­ сители славных боевых традиций рус­ ских людей, пример мужества и отва­ ги. Разве мало случаев, когда военные моряки , рискуя своей собственной жиз­ нью. спасали лпгзнь детей, попавших в беду. Первыми бросались в горящий дом и выносили из огня детей, броса­ лись в ледяную воду, спасая ребенка, по неосторожности провалившегося под лед. Грозненские пионеры, учителя хо­ тят добра Боре Горяйнову. Несмотря на то. что он грубит им, они принимают живое участие в исправлении его недо­ статков. Нам кажется, что С. П. Горяй­ нов откликнется па письмо пионеров и поможет им в воспитании своего млад­ шего брата. О бдигпелЬносгпи лоЖной и настоящей Заметки о спектакле театра Северного флота «Персональное дело» По следам наших выступлений «ПОДПИСАНО... И С ПЛЕЧ ДОЛОЙ» Под таким заголовком 26 марта в на­ шей газете был опубликовал фельетон. Как сообщили в редакцию, факты, приве­ денные в Фельетоне, признаны правиль­ ными. Принимаются меры к улучшению водоснабжения города Полярный. Сейчас ведутся раблты по устройству перемычки у насосной станции, чем бу­ дет обеспечена подача вош к вновь вы­ строенной бане и домикам Нового городка. В этом году начнутся работы по улуч­ шению водоснабжения. «БЕЗДЕЙСТВУЮЩИЙ ИРАН» Под таким заголовком 30 маота опубли­ ковано письмо главного старшины Л. Но­ сова. Как сообщили в редакцию, организа­ ция. которая монтировала гаран. сделала работы с большими нетолелками. Сейчас монтаж кпана выполняет тругое предпри­ ятие. В начале мая крап будет сдан в эк­ сплуатацию. По следам неопубликованных писем Редакцией получено письмо, в кото do м указывалось, что отдельные комсомольцы нарушают воинскую дисциплину, однако бюро, где членом является тов. Гпьянив, мирится с этим. С содержанием письма редакцдя озна­ комила командира части, который признал Факты правильными. Письмо было обсуж­ дено на заседании бюро и на Комсомоль­ ском собрании, где нарушители дисципли­ ны подверглись резкой критике. Пьеса А. Штейна «Персональное дело» — это большой и принципиальный — разговор о партийной честпости, о бдитель­ ности ложной и настоящей. Великая жиз­ неутверждающая сила партии — основ­ ное в спектакле. ...Столовая в небольшой кшпртирс Хлеб­ никовых. Марьяна только что проводила мать в родильный дом. Она осталась од­ на. Нужно |учить латынь, зубрить непо­ нятные слова. Марьяна волнуется за мать , отвлекается. Рядом на дипанс портфель отца, разбросанные бумаги. Слу­ чайный взгляд. Ее внимание привлекает одна из бумаг. Марьяна берет ее. маши­ нально чинют и вдруг в ужасе вскрики­ вает. Ею отца исключили дгз партии. Началь­ ник управления .кадров Министерства каглярист Полудни. убедившись в невоз­ можности примазаться к славе Хлебнико­ ва. который выполняет крайние важнге, ответственнее поручение, возводит на ко­ го ииклеп. Ложыо, грязной подтасовкой фактов, тонкой игрой на самолюбии се­ кретаря партбюро главка Дюргачевой — человека сухого, черствого, возводящего формализм в принцип, — он pieждает её в том, что Хлебников нарушил государ­ ственную тайну и оказал поддержку вра- лу. Под прямым давлением Полудит и Дсрпачевой партбюро исключает Хлебни­ кова из партии. Вреден Полудни. Но не потому, что си­ лен. Нет. такие, как он. в пашем обще­ стве одиночки. Они не имеют почвы под собой и рано или поздно будут цазоблаче- ны. наказаны. Вреден Полудин тем. что свою эгоистическую душонку, свои ме­ щанские мыслишки он ловко прикрывает словами о патриотическом долге, о пар­ тийной честности, о бдительности. Да, Хлебников исключен. Но он не сдается, не падает духом. Таков уж его характер — резкий. борющийся, непримиримый ко всяким полудиным. «...Сегодня, на собрании... обманули многих, — говорит он дочери. — Но пар­ тию обмануть нельзя». Эту его веру разделяют капитан 1 ран­ га Чорногубов. жена Александра Иванов­ на, дочь, on друг Степан, товарищи по работе из Челябинска л многие другие честные люди. Для них столкновение с Полудиным не частный факт, а борьба со всем тем, что олицетворяет Полудин. На вопрос Малютиной, инструктора партколлегии, есть ли у Черногубова, ко­ торый 18 лет назад дал рекомендацию Хлебникову в партию, основание отри­ цать вину Хлебникова, старый моряк от­ вечает: — Существо этого человека мне из­ вестно, товарищ инструктор. Что же ка­ сается ошибок... Вы меня извините, не ошибается один бог, да я то. поскольку его нет. Да если бы и ошибся человек? Враг он нашему строю? Нашей партии— враг? Вам. мне? Антисоветская душа у него пли советская? Вот что главное. Партбилет положу — советская!.. Только с помощью таких преданных партии людей Хлебникова, восемь меся­ цев спустя , после многих невзгод и вол­ нений восстанавливают в партии. Большая и ответственная задача доне­ сти до зрителя всю значимость постав­ ленных в пьесе проблем. Постановка театра Северного флота убедительно гово­ рит, что с этой задачей коллектив спра­ вился. Режиссер 0. ШановачТенко в тес­ ном содружестве со всеми актерами соз­ дал интересный и правдивый спек­ такль. Он понял жизнеутверждающие идеи пьесы, сумел найти немало вырази­ тельных приемов для их передачи. Великолепен в спектакле Хлебников. В исполнении заслулэаншого артиста РСФСР С. Простякош — это образ ду­ ховно бопатый, целеустремленный. Актер пе стеспяется показать его п о р о й резким, даже грубым, но всегда справедливым, как это было в его отношении к дяде Феде. Но за этой неровностью характера скрывается натура страстная л кипучая, человек большого диапазона. Для него нет жизни вне работы, вне партии. Он говорит о партии: «Да чем бы была моя жизнь без нее? Дышал чем бы?». И актер играет этого человека живо, горячо, темпераментно. Полная противоположность Хлебникову — Полодии. Отрицательный персонаж, он не примелькавшийся тип. при взгля­ де на которого зрители сразу говорят: «он не наш». Нет, ню таков Полудил в исполнении артиста В. Ионова. Впечатле­ ние от первой встречи с Полудияым са­ мое хорошее. Вот он в кабинете Дерга- чевой. С каким пафосом он говорит о бдителг,пости и пар­ тийной честности. Позлутаешь такого Полудила п поду­ маешь — вот кто герой. Кажется, жизнь его с партией неразделима. Но это маска. За этой внешней треойу- чей болтовней скрывается демагог, карье­ рист. человек, которого на пушечный выстрел близко нельзя подпускать к пар­ тии. Большая заслупа В. Ися/ва з том, что сн представил нам отрицательного персонажа не тускло, схематично, а вы­ пукло. живо. Эта роль — значительный игаг вперед в творчестве актера. Заслуженная ’артистка РСФС-Р С. Мура- товская играет только в одном акте. Ка­ залось бы, немного, но ва этот небольшой промежуток разыгрывающейся на наших глазах драмы падает значительная изей- вал и эмоциональная нагрузка. Это свое­ го рода тоульмшнанионный пункт в спек­ такле. Идет решающая, хотя на первый взгляд все очень мирно определяющая дальнейшие судьбы различных персона­ лий. схватка. К инструктору партколле­ гии Малютиной (С. Муратсвская) по де­ лу Хлебникова приходят Дергачева. По­ лудни, Колокольников, Черпогуооз и сам Хлебников. Идет, по сути дела, разобла­ чение Полудина. И исполнительница сво­ ей умной, тонкой, ровной игрой дает по­ нять dco значение этой сцены. С. Муратоюская нашла для свсей роли верные краски. Каждый жест, мягкий и плавный, легкая улыбка, исключительно естественны и реалнны. Ее Малютина — знаток человеческих душ. настоящий пар­ тийный деятель. Особенно ярко ее каче­ ства проявляются во время встречи с Пологдиным. Одну за другой срывает она маски с этого проходимца. Однако при встрече с Хлебниковым актрисе на каксе- то мгновение изменяет чувство меры. Слова, такие важные, решающие слова: «Как же вы. Хлебников, старый член партии, могли отдать свой партийный билет?» — она произносит невырази­ тельно. Нужного тона сна не нашла. Супруги Колокольниковы — немалая удача Э. Северной л Н. Иванцова. В ме­ щанина. обывателя превратился Коло- кольников под влиянием своей жены. Он хорошо знает Хлебникова, он уверен в его невиновности, не нерешительный, слабовольный, он но выступает в защиту Хлебникова m собрании. Бегство по «нужде» пли, как он сам называет, воз­ держание п ри голосовании выдают в нем труса. Неплохо провели свою роль 3. Борков­ ская (жена Хлебникова) и В. Свдоров (дядя Федя). Капитал I ранга Иен Лукич Че.рпогубо®, по мысли автора, одна из важнейших фипур. Этот пожилой человек — олицетворение честности, простоты, правдивости. Но вот по игре заслужен­ ного артиста РСФСР С. Аханова это ве всегда видишь. Чернотубов — Аханов он словно кого-то повторяет. Оригинально­ сти в нем немного. Держится он неверно, делает резкие движения, л роегь словно не говорит, а деклам’ирует. Чувствуется: внешний рисунок найден, но в обрез свой актер не вжился. Неудача постигла автистюу К. Ивано­ ву. Ее Дергачева, секретарь партбюро главка, слишком ггрямолзпнейш, дает бист­ ро себя увлечь Полудину. Она делает эф­ фектную позу, решительное, вэлепсе лицо, строго поджимает губы, сверкает глаза­ ми, но разве всем этим убедишь зрителя, что Дерлачева— Иванова на сцене жи­ вет? Артистке хочется посоветовать иг­ рать поестественней, проще. Роли инженера Быковой, предетавяпе- лей молодежи: Павлика. Марьяны и Сте­ пана автором написаны слабее. Не бле­ стящими они вышли и ва сцене. Особен­ но бледен Степан. С. Коваль совершенно засушил этот образ. Не совсем уверенно был провезен пер­ вый акт. Можно упрекнуть режиссера и актеров за ряд досадных мелочей, снижаю­ щих общее хорошее впечатление от спек­ такля. Так, нанример, Дергачева, обра­ щаясь к капитану 1 ранта Чернопубсву, упоминает об орденских планках ва его груди. Между том, этих планок па кителе офицера нет. Конечно, это вызывает улыбку у зрителя. Эти частные, поправимые в процессе дальнейшей работы промахи, безусловно, не оказывают решающего влияния яа спектакль. Постановкой пьесы А. Штей­ на театр добился значительной творче­ ской победы. Со сцены громко прозву­ чал .умный разговор об отношении к человеку, о бдительности ложной и на­ стоящей. о партийной честности. А. ДУНАЕВ. В. КОЛЕСНИКОВ. Сцена из спектакля «Персональное дело». Н А С Н И М К Е : (слепа направо) Черногубов — заслуженный артист Р С Ф С Р С. Аханов, Малютина — заслуженная артистка Р С Ф С Р С. Муратопская. Фото Н . Мамонова. -----------о ----------- Э к с ну р е п я в . м у з е й Недавно для личного состава бы­ ла организована экскурсия в музей Се­ верного флот. Воины ознакомились с эк­ спонатами музея: документами, фотогра­ фиями. каотдшми, которые рассказывают о славных боевых подвигах героев— за- щилшпков Советского . Заполярья в годы Великой Отечественной войны, об учебе морнков Флота в мирные дни. Младший сеожант А . ФАТЕЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz