На страже Заполярья. 1955 год. Апрель.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я 17 апреля 1955 г.. № 91 (5243). Торпедная атака Приближалось время торпедной ата­ ки. Торпедисты готовят свою материаль­ ную часть так, чтобы «противник» был поражен наверняка. У торпедных элек­ триков тоже много заботы— их завелы- вание сложно и требует тщательной про­ верки. Моряки других специальностей еще раз осматривают вверенные меха­ низмы. Ведь (успех атаки зависит от слаженности моряков воего корабля, их четкости работы на боевых постах. Обнаружен «противник»! Властно звучит сигнал боевой тревоги. Ходовой мостик представляет слаженный, чет­ кий механизм. Он подчинен единой твердой воле командира. Матрос Зи­ новьев дублирует короткие, но четкие приказания офицера. Напряженная работа идет и в нейт­ ральном посту. У работающих механиз­ мов бдительно стоят моряки. Никаких | лишних слов, движений. Только гноро­ вистая работа на рукоятках, контроли­ руемая зоркими глазами. Старшина 1 <татьи Козлов внимательно смотпит га работой подчиненных. Особенно он ча­ сто наблюдает за действиями Наем- кина. Наседкин — молодой матрос. Пногда v него бывают ошибки. Поэтому Козлов особенно чуток к работе моряка. В начале атаки Наседкин чувствовал себя на боевом посту не совсем узсрсч - но, но, заметив одобряющий взгляд старшины, стал работать более четко, ч строгом соответствии с требованиями инструкции. Многие номера расчета центрального поста — Мальцев, Куд­ рявцев и Нургалеев — имеют большой опыт в работе и действуют без замеча­ ний. ...Расчеты замерли на своих местах. На аппаратах — бывалые мовяжи Фо­ мин, Алексеев и другие. На ходовом мостике уточняются окон­ чательные данные о «противнике», от­ даются последние приказания. — Начать наводку! — поступила j команда. Торпедисты приликли к приборам. Они обеспечивают наводку аппаратов на цель. — Алгпараты, товсь! Па всех боевых постах полнейшая тишина, только слышится четкая рабо­ та механизмов и приборов. Напряжение нарастает. — Залп! Четко сработали механизмы, и торпе­ ды, мелькнув в воздухе, зарываются в толщу воды. Стрельба выполнена на «отлично». Это не первый успех расчетов торпе­ дистов. Он достигнут настойчивым трудом. Командиры расчетов постоянно и неутомимо тренировали подчинен­ ных при стоянке корабля в базе и в мо­ ре, днем и ночью, в мороз и ветер. В настоящее время торпедисты с но­ выми силами продолжают повышать боевое мастерство и готовят междуна­ родному празднику — Первое Мая до ­ стойную встречу. Офицер Н . ГАЙДУК. Приказ командира выполнен Сопки, ослепительный снег, бескрай­ няя линия проводов — все сливалось по­ род глазами воина. Е му казалось, что по этой лыжне он идет бесконечно долго. Но старший матрос Петров помнил приказ командира и, преодолевая усталость, зор- к<| смотрел за проводами. Наконец, обогнув очередную сопку , во ­ ин увидел, что линия связи в двух ме­ стах занесена снегом. Опора словно пото­ нула в сугробе. Снег затвердел, пришлось рубить его, отбрасывать руками. Откопать все провода не было никакой возможно­ сти. Тогда Петров решил откапывать толь­ ко наиболее важные верхние цепи, а остальные обрезать и заменить полевым кабелем. Долго трудился воин, но задание коман­ дира выполнил. Связь была восстановле­ на. Старший матрос А. БАЛЫБЕРДИН. 1. Перед выходом в море Накануне выхода в море в одном из кубриков собралась большая часть лично­ го состава корабля. Здесь можно было увидеть не только моряков-артиллеристов, которым предстоя­ ло выполнить на походе одну из слож­ ных задач. В кубрике находились и ма­ шинисты. и электрики, и радиометристы и другие специалисты. Командир артиллерийского подразделе­ ния подробно рассказал морякам о характере предстоящей стрельбы, о сложности ее выполнения, проанализиро­ вал отдельные недостатки, которые допу­ скались на предыдущих стрельбах, и при­ вел поучительные примеры (умелых дей­ ствий воинов. В частности, офицер рас­ сказал о мастерстве специалиста второго класса старшины 2 статьи Склизкова. Командир подразделения поставил кон­ кретные задачи в подготовке к стрельбе не только neoei своими подчиненными, ио и дал нужные указания машинистам-тур- бияистам, от которых зависит скорость хо­ да корабля, а также электрикам, чтобы они тщательно проверили сеть освещения как основного, так и аварийного, исправ­ ность и годность переносных ламп. Много полезных советов подсказал он и радио­ метристам. Весть о предстоящем походе с большим удовлетворением встретил весь экипаж корабля. — Море — наша школа! — говорят советские моряки. — Школа, где рожда­ ются новые пгоактические навыки, прио­ бретаются и совершенствуются высокие моральные и боевые качества. Школа, где куется физическая выносливость, стой­ кость к преодолению суровой стихии мо ­ ря . По трансляции передан сигнал о под­ готовке корабля к бою и походу. В рубках и котельных отделениях, в башнях главного калиара и на открытых боевых постах — везде кипит напряжен­ ная работа. В башне главного калибра комендоры еще и еще раз проверяют своп заведыва- кпя. Старательно готовятся к походу ар­ тиллеристы стал)шины 2 статьи Перевер- зева. Больщую району по приготовлению ма­ териальной части радиолокационной стан­ ции проводит со своими подчиненными классный специалист старшина 2 статьи Л;1маев. Придирчиво проверяется работа аппаратуры, согласование шкал с артил­ лерийскими постами, пелеуказаппе, связь с главным командным пунктом. Одновременно с выполнением артилле­ рийской стрельбы кораблю предстояло вы­ полнить одну из аварийных задач. По­ этому сегодня аварийщики особенно тща­ тельно готовят свой боевой пост. С мостика поступает команда. Личный состав баковой группы занимает свои ме­ ста. Командует здесь ветеран флота мич­ ман Ковалев. Около двадцати лет своей жизни он посвятил Флоту, приобрел не­ обходимые навыки морской службы ите­ перь свой богатый опыт перелает моло­ дым морякам. Швартовы отданы. В машинное отделе­ ние поступает приказание дать ход. В момент, когда корабль ложился на курс, над заливом спустилась ночь. В томное время, .да еще в узкости, большая ответственность ложится на рулевого. И это хорошо понимает опытный специалист Милагин. Он точно ведет корабль по за­ данному курсу, а в одном из помещений моряки в любой момент готовы перейти на ручное управление. 2. Огонь ведет главный калибр Узкость пройдена. Далеко за кормой мерцают огоньки любимого города, но че­ рез несколько минут и они исчезли. А впереди на многие сотни миль раскину­ лось безбрежное Баренцово море. — Вот оно. наше студеное море! — с 4Nвством волнения думает каждый севе­ роморец, вспоминая, как здесь их отцы и братья геройски сражались за честь и свободу любимой социалистической Роди­ ны. На корабле зазвенели колокола громко­ го боя. — Боевая тревога! — дважды повто­ рила корабельная трансляция. Корабль ложится на боевой курс, а в эту минуту на море опустился густой снежный заряд. Обстановка усложнилась. Несмотря на помехи, радиометристы старшины 2 статьи Дамаева быстро об­ наруживают «противника». Пх действия говорят о том. что воины немало потруди­ лись на занятиях и тренировках. Вот по­ чему так уверенно работают специалист второго класса старший матрос Корнеев и матрос Калмыков. На протяжении всей стрельбы не было ни единого замечания личному составу рас­ чета по работе материальной части стан­ ции. Это говорит о том. что воины по­ стоянно повышают свое боевое мастерст­ во, с любовью относятся к сбережению бое­ вой техники, держат ее всегда в полной боевой готовности. — Как никогда, работали сегодня моря­ ки! — отзывается офицер о своих подчи­ ненных. Данные поступают в артиллерийский пост. В башню главного калибра пере­ дастся команда: — Орудие зарядить! — Ревун! II корабль вздрагивает от сильного толчка. Следуют один за другим залпы. Во время стрелибы при досылке боеза­ паса ручка досылателя изогнулась, что мешало полному закрыванию замка. Бла­ годаря большой натренированности и на­ ходчивости. командир орудия старший матрос Тарануха не растерялся. В момент, когда снарядный досылал боезапас, ручк у спуска досылателя он ставит в исходное положение и в эти дое короткие секунды успевал вставлять трубку, обеспечив за­ данную скорострельность на протяжении всей стрелибы. Хорошо -работала материальная часть элеваторов. Действия личного состава, ко­ торым руководил старшина 2 статьи Мар­ кин, были четкими и слаженными. Умело действовали приписные матросы Мпшагин и Тиняков. Задача, поставленная перед комендора­ ми корабля, была выполнена успешно. Но артиллеристы на этом не успокоились На протяжении всех дней похода они продол­ жали тренировки на боевых постах, со­ вершенствовали свои практические навы­ ки. учились правильно и быстро устра­ нять «повреждения», выполнять обязан­ ности по взаимозаменяемости. 3. В борьбе за живучесть Корабль находится под сильным об­ стрелом «противника». В носовую часть попадает торпеда. Выходит из строя машина. Началась борьба за живучесть. Моряки аварийных партий действуют уверенно и расторопно. — Поставить подпоры в кубрпке..! — следует вводная с мостика. Аварийщики спускаются в помещение и приступают к работе. В этот момент происходит «взрыв», и отсек заволакивается густым дымом. Об­ становка сложная, toeдлить нельзя. В со­ седнем отсеке большой налов воды на переборку. Воины одевают кислородные приборы и продолжают постановку под­ пор. Особенно хорошо и слаженно работа­ ли специалист первого класса старший матрос Попов и старшина 2 статьи Со­ ловьев. Неожиданно для комендоров в башне погас свет. Старшина приказал произво­ дить наводку орудия вручную. Комендо­ ры быстро переключаются на ручные приводы, однако эффективность работы башен недостаточная. Об этом старшина башни доложил на мостик. Необходимо восстановить боевую готовность орудий. С мостика поступает в аварийную пар­ тию вводная — поставить боевые срост­ ки и дать питание ва башню главного калибра. Теперь начинает действовать электрик отличник боевой и политической подго­ товки старшина 2 статьи Михайлин. Хорошие знания распределения элек­ троэнергии ва корабле дают ему возмож­ ность правильно подобрать такой боевой сросток, который бы выдержал нагруз­ ку. потребную для агрегатов башни. По тому, как действовали моряки. мож­ но с уверенностью сказать, что они уме­ ют в любой обстановке боя бороться за живучесть корабля и технических средств. 4. Машинисты обеспечивают ход В котельное отделение, где старшиной боевого поста специалист первого класса Скрябин, с поста энергетики поступает приказание — приготовить котельную установку к режиму полного хода. Получив приказание, старшина котель­ ного отделения производит распределение личного состава так, чтобы на более от­ ветственных участках находились луч­ шие специалисты. — Проверить работу форсунок! — по­ лучил приказание старший матрос Волков. Передовой моряк тщательно и строго по инструкции проверяет механизмы котла, а в это время матрос Рассадников докла­ дывает о нормальном подводе питательной воды от запасной систепны. Машинно-котельная установка входит э режим полного хода. Здесь особенно не­ обходима высокая бдительность вахтен­ ных. Матрос Волков своевременно обнару­ живает неудовлетворительное горение од­ ной из форсунок. Об этом он докладывает старшине. — Заменить форсунку! — отдает при­ казание старшина 1 статьи Скрябин. Хорошие знания и умелые практиче­ ские навыки позволяют морякам в самый кратчайший срок заменить засорившуюся форсунку. На протяжении всего режима полного хода подчиненные старшины Скрябина не снижали давления в котле, установка работала бездымно, без единого замеча­ ния. Возросшее боевое мастерство показа­ ли также машинисты-турбинисты. кото­ рыми руководит специалист первого 'класса старшина 2 статьи Афанасьев. Командир корабля сб’явил благодар­ ность всем морякам электромеханическо­ го подразделения. it it it ...Это был один из обычных походов, который показал, что моряки корабля по­ стоянно. с напряжением всех сил повы­ шают свое боевое мастерство, готовят се­ бя к тому, чтобы в любую минуту во всеоружии выступить на защиту госу­ дарственных интересов любимой Родины. Старшина 1 статьи П. ВОЛКОВ. Редакторы студенческих и молодёжных газет лишены возможности поехать в США Как сообщалось в печати, группа ре­ дакторов студенческих и молодежных га­ зет Советского Союза летом 1954 года об­ ратилась в американское посольство в Москве за визами на в’езд в США. Эта группа была приглашена в США редак­ торши амерргюаиекпх студенческих газет, посетившими в 1953 г. Советский Союз. Правительство США отказало в выдаче виз. ссылаясь на то. что в период лет­ них каникул в США имеет место незначи­ тельная активность средп организованных студентов и молодежи. В ноябре 1954 г. запрос с визах редакторам советских студенческих и молодежных газет был повторяй. 10 марта с. г. посольство США уведомило Министерство Иностранных Дел. что группе редакторов студенческих и мо­ лодежных газет Советского Союза будут выданы визы сроком на 30 дней. 24 марта посольство США сообщило МИД СССР, что для выполнения формаль­ ностей. связанных с поездкой в США ре­ дакторов советских студенческих и моло­ дежных газет, им необходимо явиться в посольство, дать отпечатки пальцев обеих рук и подписать американские анкеты, где сказано, что лица, въезжающие в США. «едут на собственный риск и при­ нимают на себя ответственность эа поте­ ри или убытки, которые могут произой ­ ти в случае, если их выезд из США бу­ дет не разрешен или задержан». В связи с этим 7 апреля с. г. МПД СССР сообщило посольству США. что ре­ дакторы советских студенческих и моло­ дежных газет не могут пойти на выпол­ нение пред’яваяемых к ним требований. iM'TOPbie несовместимы с пх общественным положением и задачами их журналистской работы. При этом МИД СССР отметило, что когда советские шахматисты в 1954 году ездили в США, то к ним подобных требований не пред’являлось. Как известно, в 1953 году Советский Союз посетили две группы редакторе® американских студенческих газет. Кроме того, группа редакторов американских студенческих газет посетила Советский Союз и в 1954 году. Позже, в 1955 г. Советский Союз посетила еще одна груп­ па редакторов американских студенче­ ских газет. При выдаче советских въезд­ ных виз ни от одного из редакторов аме­ риканских студенческих газет не требо­ валось ни снятия отпечатков пальцев, ни подписания анкет, содержащих заявление, в котором подписывающий давал бы со­ гласие на то. что его выезд из СССР мо­ жет быть не разрешен пли задержан. Указанный порядок неизменно применял­ ся советской стороной при выдаче раз­ решения на приезд в СССР всем редакто­ рам американских студенческих газет, ко­ торые обращались за визами на в’езд в СССР. В заключение посольству США было заявлено. что редакторы со­ ветских молодежных и студенческих га­ зет ожидают, что на основе взаимности в отношении их будет применен такой же порядок выдачи американских в’езд- ных виз. который был применен при вы­ даче советских в’ездных виз редакторам американских студенческих газет. 9 апреля посол США в СССР г-н Болен посетил первого заместителя Министра Иностранных Дел СССР А. А. Громыко и в ответ на заявление МПД СССР, сделан­ ное посольству США в Москве 7 апреля, сообщит, что правительство США настаи­ вает на выполнении пвеа’явленных им требований к редакторам студенческих и молодежных газет Советского Союза. А. А. Громыко подтвердил позицию Советского правительства по этому вопросу, выра­ женную в упомянутом заявлении МИД СССР от 7 апреля. Не считая для себя возможным пойти на выполнение указанных требований, которые никогда ранее не пред'являлись к советским гражданам, .редакторы совет­ ских студенческих и молодежных газет вынуждены были отказаться от поездки в США. (ТАСС). Условия одни, результаты разные а Улучшить работу агитпропколлективов З А С Л У Ж Е Н Н А Я .Г I * А . Д А. Недавно на корабле был зачитан при­ каз Командующего Северным флотом о вручении кораблю двух призов и награж­ дении личного состава пенными позарка- ми. У порным трудом заслужили эти призы артиллеристы и минеры корабля. Они до­ бились высоких результатов в боевой и политической подготовке. Значительно возросло число отлични­ ков боевой и политической подготовки и классных специалистов. Многие воины награждены также нагрудными знаками и пенными подарками. Главный старшина Бубпов награжден нагрудным знаком «Отличный артилле­ рист» и ценным подарком. Старшина 2 статьи Волков помимо нагрудного знака заслужил и именные часы «Победа». Старшина 1 статьи Иванов удостоен вто­ рого нагрудного знака «Отличный артил­ лерист». Вручение высоких наград вдохновляет моряков на новые успехи в боевой и по­ литической подготовке. Главный старшина Н. ЯКОВЛЕВ. В ыс о к о е м а с т е р с т в о АТРОС Борис Сафонов твер- ю запомнил важнейшее требование Корабельного устава: содержать в образ­ цовом состоянии свое заве- дывание и иметь всегда исправные, готовые к бою оружие и тех­ нические средства. — Придя в дружный матросский кол­ лектив, — рассказывает моряк, — я ре­ шил во что бы то ни стало в совершенст­ ве изучить все механизмы вверенного мне заведывания. Внимательно слушал на за­ нятиях по специальности рассказы стар­ шины об устройстве материальной части, а в свободное время па боевом посту само­ стоятельно разбирал по чертежам и описа­ ниям устройство отдельных агрегатов. За помощью и советом часто обращался к старшине, старшим товарищам — опыт­ ным специалистам, не оставляя без вни­ мания ни одного неясного вопроса. Многие на корабле замечали, с каким упорством и прилежанием взялся молодой матрос за учебу. Глубоко изучая устрой ­ ство боевых механизмов, он вместе с тем овладевал практическими навыками уме­ лой эксплуатации их: как правильно осу­ ществить последовательный запуск агрега­ тов и обслуживать их во время работы, как поступить в случае каких-либо непо­ ладок, всегда и во всем действуя так, как требуют этого наставления и инструкции . Однажты, осматривая главный кот-*л, Сафонов заметил, что лопнуло смотровое стекло и в одном из паровых клапанов был плохо набит сальник. Воип знал, что во время ввода котла в действие через плохо набитый сальник будет просачиваться пар, а без смотрового стекла невозможно регулировать питание котла. Поступая точно по инструкции, с разрешения коман­ дира отделения, матрос заменил смотровое стекло и набил сальник. Прочные знания и навыки, четкость и уверенность в действиях при обслужива­ нии боевых механизмов особенно приобре­ тались и совершенствовались в морских иоходах В одном из походов на вахте у нефтя­ ных насосов стоял матрос Сафонов. Ветер крепчал, и волны неистово бились о сталь­ ное тело корабля. Ощущение качки не­ приятно, но молодой моряк стойко и му­ жественно боролся с суровостью морской стихии. Неожиданно один из нефтяных насосов уменьшил число оборотов. Сафо­ нов быстро увеличил число оборотов дру ­ гого насоса, а затем отрегулировал рабо­ ту первого. 0 случившемся он доложил старшине вахты. Правильные действия воина были одобрены старшиной, который разумную инициативу и находчивость мо­ ряка поставил в пример всем своим под­ чиненным. Напряжение в учебе пе снизилось. Что­ бы детально разобраться в устройстве каж­ дого узла механизма, Сафонов принимал самое активное участие в проворачива­ нии боевого оружия и техники, в плано­ во-предупредительных осмотрах и ремон­ те. Пытливый и любознательный воин добирался ю самых мельчайших винтиков, которые были еше непознанными, не бы­ вали еще в руках моряка. И это дало же­ лаемые результаты — глубокие знания боевой техники, а вместе со знаниями пргапел еще больший почет и уважение со стороны командира, товарищей. Сафонов был назначен старшиной вахты. Новые, повышепные служебные обязанности под; нпмали в нем чувство личной ответствен­ ности за высокую боеготовность корабля, придавали силы для умелого преодоления трудностей походно-боевой обстановки. А трудности были. Корабль возвращался с похода. При швартовке корабля потребовалось перейти с одного турбопожарного насоса яа другой. Сафонов приказал сделать это матросу Ва- вренюку, который обслуживал насос. Вав- ренкж не предусмотрел все правила пере­ хода работы с одного механизма на другой, что едва не привело к тяжелым послед­ ствиям, которые своевременно были пре­ дупреждены Сафоновым. Потом Сафонов беседовал с матросом о случившемся. Оказалось, что Вавренюк не­ достаточно хорошо знал свои обязанности. Он глубоко прочувствовал вину' и стад серьезнее заниматься изучением техники. Теперь оп даже помогает осваивать спе­ циальность молодым воинам. Сафонову было присвоено очередное во­ инское звание «старшина 2 статьи», ион был назначен на должность командира от­ деления. Личным примером увлекал стар­ шина подчиненных па дальнейшее совер­ шенствование военных знаний, помогал командиру в соблюдении уставного поряд­ ка. в поддержании крепкой дисциплины. Однажды в день увольнения личного со­ става на берег сошел и матрос Сапрыкип. На берегу он совершил серьезный просту ­ пок . Сафонов не ограничился тем, что на­ казал подчиненного. Он, как старший то­ варищ, побеседовал с матросом, сумел внушить ему, к чему могут привести по­ добные ^ проступки . Задушевная беседа — хороший путь £ censsv вокна. Так быw и в этот раз: матрос исправпл свое пове­ дение и сейчас, исполняя обязанности старшины вахты, является надежным помощником командира отделения. Росли боевое мастерство, авторитет Са­ фонова: он стал старшиной 1 статьи, спе­ циалистом первого класса и в настоящее время — старшина команды котельных машинистов. По командиру равняются и его подчиненные старшие матросы Ари­ стов. Макшанов и другие — специалисты второго класса. примерные моряки. Так в отделении котельных машинистов выросло боевое ядро высококвалифициро- ванных мастеров военно-морского дела. А учеба продолжается: идет тренировка по борьбе за жпвучесть корабля. На бое­ вой пост, которым командует старшина Сафонов, поступает команда — заделать пробоину. Внезапно погас свет. Но темно­ та — не помеха. Действуя наошупь, мо­ ряки быстро подносят аварийные брусья и щиты. Через несколько минут слышится доклад: «Пробоина заделана». А Четко и слаженно выполняли моряки свои обязанности. Старшина отмечает, что пробоина была заделана значительно бы­ стрее, чем положено по нормативам. От­ личились воины Аристов, Карпов, Анфе- ров. Старшина 1 статьи Сафонов — акти­ вист корабля, помощник руководителя группы политических занятий. Политиче­ скую учебу он тесно увязывает с повсе­ дневной жизнью моряков, с боевыми зада­ чами, которые вешаются личпым соста­ вом. Передовой моряк имеет много поощре­ ний, за безупречную службу сфотографи­ рован при развернутом Знамени корабля. Недавно партийная организация приняла СаЛоуовз кандидатом в члены КПСС. Примерный воин отдает все свои си­ лы служснию любимой Родине. Г. МАКОВ. Члены агитпропколлектива Н-ской ча­ сти с самого начала текущего учебного года ведут большую работу — частовы­ ступают с лекциями, докладами и беседа­ ми перед офицерами по вопросам истории и теории партии, политической экономии, внутренней и внешней политики нашей страны, по вопросам воинского воспита­ ния, а также на научно-естественные те­ мы. Агитиропколлектив в своей работе получает постоянную помощь со стороны политоргаша. Только эа последние три месяца члена­ ми агитпропколлектссва прочитано 7 лек­ ций но истории партии, три лекции по вопросам политической экономии. В соот­ ветствии с запросами офицеров сейчас го­ товятся лекции на темы: «Товарное про­ изводство. Товар ц деньги», «Капитал и прибавочная стоимость. Основной эко­ номический закон капитализма». Наряду с этой работой агишропколлек- тив организует чтение популярных лек­ ций по отдельным вопросам революцион­ ной теории. внущенней и внешней поли­ тики Коммунистической партии и Совет­ ского правительства, военной науки, ком­ мунистической морали и нравственности и на другие темы. Главнее внимание в своей работе агит- иоонколлектив уделяет ваз’яснению лич­ ному составу великих щей марксизма- ленинизма. решений Коммунистической партии и Советского правительства, по­ могая командиру воспитывать у воинов высокие морально-боевые качества, необ­ ходимые в современной войне. Лекции и доклады офицеров, насыщенные интерес­ ными и запоминающимися примерами, тесно увязанные с жизныо и конкретны­ ми задачами личного состава, пользуются большой популярностью, помогают авиа­ торам добиваться новых, более высоких результатов в боевой учебе. При подготовке к лекциям члены агит- шюпколлектива вдумчиво -и тщательно подбирают и изучают рекомендованные Миатериалы. Они добросовестно относятся к порученному делу, чувствуют ответ­ ственность за разработку и чтение лекций, тесно увязывают их с жизнью и повседневными задачами воинов. Лекции здесь, как правило, предварительно об­ суждаются и •рецензируются. Вниматель­ ный разбор лекций, докладов, своевремен­ ная товарищеская критика недостатков способствуют повышению идейного уров­ ня выступлений офицеров, росту их про­ пагандистского мастерства. Кроме рецен­ зирования лекций и обсуждения их на совещаниях членов агитпропколлектива здесь практикуются разборы выступлений пропагандистов. Наличие в составе агит- пропколлюктива офицеров различных ка­ тегорий и специальностей дает возмож­ ность поднять самый широкий круг во­ просов. Особенно большая работа агит- пропколлективом проводится сейчас по пропаганде решений январского Пленума ЦК КПСС и второй сессии Верховного Со­ вета СССР. Лекции и доклады членовагит­ пропколлектива отличаются высокой идей­ ностью и целеустремленностью, тесной связью с задачами, решаемыми личным составом. С интересом и вниманием авиаторы за последнее время слушали лекции членов агитпропколлектива на темы: «Сельское хозяйство СССР на новом мощном поа’е- ме», «Решение зерновой проблемы — главное в развитии животноводства», «Тяжелая индустрия — основа экономи­ ческого и военного могущества Советско­ го государства» и по другим вопросам. К сожалению, у нас есть и такой агитпропколлектив. который не удовлет­ воряет запросов офицеров, хотя он имеет гораздо больше возможностей для органи­ зации лекционной пропаганды, чем в дру­ гих плтталзелениях. Члены этого агитпропколлектива нема­ ло говорят о необходимости активно по­ могать офицерам, самостоятельно изучаю­ щим марксистско-ленинскую теорию, по­ литэкономию и другие общественные нау­ ки, но дальше слов дело пока не идет. Члены агитпропколлектива очень редко выступают с лекциями, докладами и бе­ седами по вопросам теории и истории Ком­ мунистической партии, коммунистической морали, военной науки, военного искусст­ ва и т, д. На протяжении всего текущего учебного года никто из них не прочитал ни одной лекции для офицеров по вопро­ сам истории партии и политической эко­ номии, хотя .в этом имеется острая необ­ ходимость. . Как ни странно, но один из политработ­ ников этой части почему-то до сих лов придерживается ошибочного и неправиль­ ного мнения, считая, что он должен вы­ ступать только перед матросами и сер­ жантами. а читать лекции п доклады для офицеров — дело начальника политорпа- на и штатных лекторов Политуправления флота. В период подготовки к выборам в Созе- ты тов. Травин вешил выступить с лек­ цией на тему: «Советы — политическая основа социалистического государства». Лекция тов. Травина не удовлетворила слу­ шателей. Пропаганл1Ст ограничился су­ хим пересказом общеизвестных истин, пе раскрыл ленинское учение о Советах, не рассказал о той гигантской организатор­ ской и воспитательной работе, которую ве­ дут Советы под руководством К оммун логи­ ческой партии. Перед офицерами выступал член агитпропколлектива тов. Петроз. Но его лекции также не оправдали тех на­ дежд, которые возлагали па них офице­ ры. Читал он пх скучно, малоубедитель­ но, сковывая себя привязанностью к кон­ спекту, боясь оторваться от пего. Серьезные недостатки в работе агит­ пропколлектива являются следствием сла­ бой заботы политоогана о подборе пропа­ гандистских кадров, о повышении их тео­ ретической и методической подготовки. В состав этого многочисленного коллекгпра включены офицеры, не имеющие доста­ точной теоретической и методической под­ готовки, опыта и практики агптапчэнно- пропагаптистской работы. Тем не менее такое обстоятельство здесь никого не вол­ нует. Многие товарищи, «зачисленные» в агитпропколлектив, еще ни вазу не вы­ ступали перед личным составом. А подго­ товленные лекции некоторые пропаганди­ сты стараются читать как можно побли­ же к своему рабочему кабинету, боясь за­ глянуть в отдаленные подразделения. Творческое обсуждение лекций, докла­ дов, принципиальная критика недостатков в работе агитпропколлектива здесь по су­ ществу отсутствует. Большинство читае­ мых лекций проходит без предварительно­ го обсуждения и проверки. Не случайно поэтому ограничена и тематика читаемых лекций. В ней не находит должного от­ ражения пропаганда решений январского Пленума ПК КПСС и других решений пар­ тии по крутому пот’ему сельского хозяй­ ства. Такое положение дальше нетерпимо. Полнтовган должен покопчить с недооцен­ кой лекционной пропаганды, оешпгельно устранить серьезные недостатка в работе агитпропколлектива. Необходимо поднять качество лекций и докладов, теспее свя­ зывать пх с жизнью и задачами личного состава, сделать партийную пропаганду еше более злободневной, боевой и насту­ пательной, отвечающей высоким требова­ ниям, пред’являемым Комчуипстичес.сой партией к политическому' и воинскому вос­ питанию советских воинов. Офишш В. ИЛЬИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz