На страже Заполярья. 1955 год. Апрель.

14 апреля 1 9 5 5 г .. № 8 8 ( 5 2 4 0 L На страже Заполярья Лучший, талантливейший поэт нашей советской эпохи Великий гражданин великого народа Четверть века тому назад замолчал голос основоположника советской поэзии. «Маяковский был и остается лучшим та­ лантливейшим поэтом нашей советской эпохи». — сказал П. В. Сталин о поэте. Время полностью подтвердило спра-вед- ливость этой оценки. Бойцом революции называл Маяковского М. И. Калинин, под­ тверждая, что он был- таловым по суще­ ству своего творчества, стремясь слить с революционным народом не только содер­ жание, но и Ф орму своих произведений. Вместе с первыми залпами по Зимнему дворцу в 1917 г. прозвучали и первые строчки Маяковского в народе — коро­ тенькая частушка «Ешь ананасы, рябчиков ж у й , лень твой последили поиходит, бур­ жуй». Поэт заслуженно гордился тезд, что его стихи находились на вооружении у народа, совершившего первую в мире со­ циалистическую революцию. Вместе со всем народом в годы граж­ данской войны Маяковский сражался с крагами Родины. Многогранной и кипу­ чей была его деятельность в то время. Он пишет оборонные стихи, листовки, соз­ дает свыше 3 тысяч плакатов и около 6 тысяч подписей к ним в «Окнах РОСТА». Готовясь к выступлению в гвардейском экипаже в Петрограде в 1918 г., Маяков­ ский создал свое, получившее ипгш&ую известность, стихотворение «Левый марш», посвятив его матросам. Обращаясь к военным морякам. Маяковский говорит : Эн, сннеблузые! Рейте! За океаны! Идя у броненосцев на рейде ступлены острые кили?! Пусть, оскалясь вороной, вздымает британский лев вой. Коммуне ве быть покооеянои. ЛевойГ Левон) Левон! Уверенность в победе над британским империализмом и всеми другими вратами молодой Советской республики Маяжов- ский черпал в народе, в органическом слиянии с ним, с его мыслями, чувства­ ми и желаниями, выразителем которых и было его творчество. Повинуясь голосу сердца советского патриота, по мандату долга художника перед народом Маяковский в 1924 г. соз­ дает классическое произведение советеsoil литературы — поэму «Владимир Ильич Ленин». Он посвящает ее Коммунистиче­ ской партии. В этом была глубокая внут­ ренняя закономерность. Создать поэт.'гче- скпй образ нашей партии таким, каким он запечатлелся в сердце народа, заста­ вить сиять это величественное слово, в котором воплощается бессмертие нашего дела, — таков был полностью осуществи­ мый замысел Маяковского. Трудно найти в пашей стране человека, который бы еще со школьной, скамьи не запомнил на всю жизнь лучшие строки поэмы, говорящие о единстве В. И. Лепила и партии — они близнецы-братья, о партии, которая является мозгом, яелом, силой, славой рабочего класса, его спин­ ным хребтом. Несколько лет спустя в поэме «Хоро­ шо», посвященной 10-летию Октябрьской революции, Маяковский с радостью отме­ тил большие успехи Советского государст­ ва, под руководством партии осущест­ вляющего ленинские заветы и успешно строящего социализм. Герой «Хорошо» — советский народ. Он выступает в поэме как твовеп истории. Поэт — активный советский патриот, чувствующий себя счастливым потому, что одержаны oenii- юшне победы в борьбе за победу комму­ низма. Он выступает от имени всего па­ рода. так как и его труд вливается в общее дело республики. Он твердо верит в процветание социалистической Родины. Отечество славлю, которое есть, но трижды — которое будет. Глазами советского патриота виигат Маяковский и капиталистический мир. Поэтому так верны его оценки, так то­ чен его анализ. Тридцать лет тому назад Маяковский побывал в &П А . За это вре­ мя еще резче проявили себя те язвы ка­ питализма. о которых говорил Маяков­ ский своезву читателю в 1925 г. Сбылось предположению художника, что «Соеди­ ненные Штаты сообща станут последни­ ми вооруженными защитниками безна­ дежного буржуазного деле...». Нищие мальчишки в Гаврском порту, давя друг друга, впивались в медяки, которые им швыряли с борта парохода богатые аме­ риканцы. Для Маяковского они были «символом грядущей Европы, если она но бросит пресмыкаться перед американ­ ской и всякой тугой деньгой*. Мы ви­ дим теперь, как этот символ стал печаль­ ной действительностью некоторых евро­ пейских стран. Народы всего мира за по­ следние годы убедились в рваческом, за­ воевательном характере американского (развития, о чем говорил Маяковский не­ однократно в своих путевых заметках, и это он счел н уж ны м подчеркнуть еще раз в последних итоговь£х строчках своей книги об Америке. Капитализм враждебен человеку, — ут­ верждает Маяковский. Он превращает его в придаток к машине, лишает всех радо­ стей жизни, обрекает на нищету и вы,- жиранте. Место человека занимает дол­ лар. нажим. Маяковский показывает со­ хранившийся и поныне характер отно­ шений между людьми, отражающий мо­ ральный облик капиталистического обще­ ства. «При встрече амортгканен не ска­ жет вам безразличное: — Доброе у т р о . Он сочувственно кликнет: — Мек мо- Владимир Владимирович Маяковский. ней? (Делаешь деньги?) — и пройдет дальше. Американец не скажет расплывчато: — Вы сегодня плохо (или х о рош о ) вы­ глядите. * Американец определит точно: — Вы смотрите сегодня на два цента. Или: — Вы выглядите на миллион долла­ ров... • Путь, каким вы добыли ваши миллио­ ны, безразличен в Америке. Все — «биз­ нес». дело. — все. что растит доллар. Получил проценты с разошедшейся поэмы — бизнес, обокрал, не поймали — то­ же». Непосредственно положив деньги на бочку. купишь все — к такому* совер­ шенно справедливому выводу приходит Маяковский, говоря об «американском об­ разе жизни». Чудовищны социальные контрасты капиталистического голода. В 15 мину­ тах ходу. 5 минутах езды от блестящей всеми огнями реклам ресторанов и теат­ ров Пятой авеню и Бродвея находятся улицы, где живут бедняки. Там: «Стоят ящ ики со всевозможными от­ бросами. из которых нищие выбирают не совсем об’еденные кости и куски. Стынут вонючие лужи и сегодняшнего и позавчерашнего дождя». Маяковский показывает, что скрывает­ ся за широковещательными вывесками пресловутой свободы печати: «Газеты созданы трестами... Газеты в целом проданы так прочно и дорого, что американская пресса считается неподкуп­ ной. Нет денег, которые могли бы пере­ купить уже запроданного журналиста. А если тебе пена такая, что другие дают больше. — докажи, и сам хозяин набавит». Наряду с высоким уровнем развития техники Маяковский видит и оборотную сторону капиталистической системы. Хо­ рошо построен Бруклинский мост — то­ чен «расчет суровый гаек и стали», но с этого моста m безработные в Гудвой кидались вниз головой. Американской индустриальной культу- ро чужды интересы человека. В Совет­ ском Союзе все направлено к его процве­ танию. Поэтому законна гордость совет­ ских людей, они догоняют и перегонят капиталистическую Америку. Буржуи, дивитесь коммунистическому берегу — < на работе, , в аэроплане, в вагоне I вашу быстроногую знаменитую Америку мы н догоним и перегоним. Горячей любовью и сочувствием за­ полнены произведения В. Маяковского, в которых он говорит о простых людях, о борьбе натхш с эксплуататорами за свою национальную независимость. Он клей­ мит расовую дискриминацию в Америке. Чувствам горечи проникнуты строчки о настоящих потомках Колумба, которые в вонютах трюмах, в маишниом аде «ле­ жат под щеку подложивши котомки», а в первом классе, «катаясь пузом от танцев до пьянки», международная буржуазия пользуется всеми благами культуры. Самую большую радость испытывает поэт, узнав о пораже­ нии аигличан в Китае, когда английские дред­ ноуты вынуждены «стальные оыла отво­ рачивать от Шанхая». Маяковский говорит о солидарности советских людей с борющимся Ки­ таем: О , есть ли привязанность большей силищи, чем солидарность, прессующая рабочий улей?! рукоплещи, ярославец, маслобой и текстильщик, незнаемым и родным китайским кули. В ДНИ МИРНОГО стпон- тельства Маяковский, воочию убедившись в лютой ненависти хозяев капиталистических го­ сударств к Советскому С оюзу , неустанно на­ поминал о необходимо­ сти быть начеку, везг- да быть бдительным, никогда не надо забы­ вать. говорил Маяков- ский . что на территорию нашу спущена свора — шпионов, поджигателей, бандитов, убийц. В ответ на разгул белогвардейской злобы твёрже стой на посту, нога! Смотри напряженно! Смотри в оба^ Глаз на врага! Рука на наган! В. Маяковский считал важнейшим вкладом в строительство коммунизма со­ вершенствование боевой подготовки в мирное время. Он обращался к молодому пополнению армии и Флота: «Мускул свои, дыханно и тело тренируй с поль­ зой для военного дела». Крепить оборону, чтебы всегда быть готовым дать сокру­ шительный отпор врагу. — важнейшая задача Советского государства. Рабочие, крестьяне, весь Союз — и день и ночь готовьтесь к обороне, чтоб мог ежеминутно наш Союз на гром оружия и на угрозу речью — на массу опираясь, крикнуть: «не боюсь! Врага, Не дрогнувши, вооруженный встречу!». Таким предстают перед нами Маяков­ ский — революционный мобилизованный и призванный пламенный советский пат­ риот, верный борец за счастье своего на­ рода. Он оам образно сравнивал свои про­ изведения с вооруженными войсками, что «20 лет в победах пролетали». И сейчас ни единого пятнышка ржавчины нет на этом грозном оружии. Оно помогало нам выполнять пятилетние планы, одержи­ вать победы в дни Великой Отечествен' ной войны. «Звонкая сила» поэта — все сто томов его партийных книжек и в на­ пей дни воспитывают чувство горячей любви к социалистической Родине и Ком­ мунистической партии, учат ненависти в капитализму и прпзьгвают нашу армию и Флот зорко стоять на защите нашей Ро­ дины. 1умножать боевую мощь наших Во­ оруженных Сил. И. ЛЮБИНСКИЙ, кандидат искусство­ ведческих н а у к . зав. кафедрой рус ­ ского языка и литературы Мурман­ ского учительского института. В. М А Я К О В С К И Й . Владимир Ильич Ленин (О Т РЫ В О К И З П О Э М Ы ) Слова У нас, до важного самого, В привычку входят, ветшают, как платье. Хочу сиять заставить заново величественнейшее слово — партия. Единица! Кому она нужна?! Голос единицы тоньше писка. Кто ее услышит? Разве жена! И то, если не на базаре, а близко. Партия — это единый ураган, из голосов спрессованный тихих и тонких, от него лопаются укрепления врага, как в канонаду от пушек перепонки. Плохо человеку, когда он один. Горе одному, один не воин, — каждый дюжий ему господин, и даже слабые, если двое. А если в партию сгрудились малые, — сдайся, враг, замри и ляг! Партия — рука миллионопалая, сжатая в один громящий кулак. Единица — вздор, единица — ноль, один — даже если очень важный — не подымет простое пятивершковое бревно, тем более, дом пятиэтажный. Партия — это миллионов плечи, друг к другу прижатые туго. Партией стройки в небо взмечем, держа и вздымая друг друга. Партия — спинной хребет рабочего __ класса. Партия — бессмертие нашего дела. Партия — единственное, что мне не изменит. Сегодня приказчик, а завтра царства стираю в карте я. Мозг класса, дело класса, сила класса, слава класса — вот что такое партия. Партия и Ленин — близнецы-братья, — кто более матери-истории ценен? М ы говорим — Ленин, подразумеваем — партия, мы говорим — партия, подразумеваем — Ленин. Наш Маяковский В губах зажата крепко папироска. Орлиный взгляд огромных глаз остер. Как и всегда, Владимир Маяковский Ведет сегодня с нами разговор. Высокий, молодой, неугомонный, С большой душою, настоящий друг. Он то подаст свою ладонь влюбленным. То ребятишек соберет вокруг. Вот он знакомою дорогой снова В матросский клуб заходит на часок... Звенит, как сталь, отточенное слово. Сродни патронам — сила этих строк! А он опять торопится в дорогу — Великой революции поэт. Идет туда, где золотому богу Поклоны бьет прогнивший новый свет. Все встречное оглядывая зорко, Надвинув кепку >тзко до бровей. Стремительно шагая по Нью-Йорку, Выходит Маяковский на Бродвей. Почти до неба, в копоти, в тумане, Бурлит иллюминации река. Но с толку не собьет и не обманет Его вся эта мишура реклам. В густой тени у склепов-небоскребов Бездомных горожан не сосчитать. Едва прикрыв утильной рванью ребра По штатам бродит всюду нищета... И отплывая, с борта парохода Поэт увидел у ворот страны — Стоит в дыму не статуя свободы, А идол угнетенья и войны... Скорей домой! Домой навстречу жизни! А в сердце гневной не сдержать строки! Пощечиной всему капитализму Звучат поэта грозные стихи! ...В губах зажата крепко папироска. Орлиный взгляд огромных глаз остер. Всегда живой Владимир Маяковский С народом продолжает разговор! Ник. ФИЛИППОВ. ,,Х о р о ш о 44 Румяный с мороза, Русоголовый, Он вышел на сцену. Высок и плечист. Не мастер художественного слова, С торпедного катера — моторист. Когда разместились Друзья-матросы И зал напряженно Вздохнул и стих, Вдруг в тишине, как бомба^ взорвался Поэтом отточенный, Дерзкий стих. Звенели слова Вдохновенно и чисто. Казалось, живой Маяковский вошел# И , руку пожав Моряку-мотористу, Сказал: «Хорошо»! Матрос В. КРИВ0ЛАП0В . В б и б л и о т е к е - м у з е е ЭТИ ДНИ особенно много I твердо и размашисто. За ним в толпе за- посетителей в доме виваются воронки, как в воде эа паро- V; 15/13, в бывшем Генд- ходом. Все обетачитаются, смотрят ему П Е С Н Я П О Э Т А Матросы, идя на штурм Зимнего дворца, напевали песенку Маяковского} «Ешь ананасы. Рябчиков жуй, День твои последний приходит, буржуй^.». * * * В семнадцатом, , К Зимнему Вместе с нами Песня поэта Шагала в строю. Он встал Без раздумий Под Красное знамя. Почувствовав сеодивм Дорогу свою. Он сам разгадал Орудийные споры И понял — Где правда. С кем нужно идти... И не тогда ли Под залпы «Авроры» Родился, нак пламя, Тот огненный стих. Который в Гвардейском4) В бушующем зале Читал он матросам, Идущим на бой. • ) Впервые свой «Левый марш», посвя­ щенный матросам, Маяковский читал в Гвардейском экипаже в Петрограде. И «Левого марша» Слова поднимали. Звали вперед. Вели за собой. ... Нас море Встречает Холодной волной. Зарядами Снега жесткого. И где бы Я ни был, Всюду со мной Томик стихов Маяковского. В. Т И Х О М И Р О В . Янковском, ныне переулке Маяковского. Здесь с 1926 по 1930 г. жил поэт. Сей­ час в диме помешается библиотека-музеи, знакомящий с жизнью и литературной деятельностью поэ-na. Квартира сохра­ няется в том виде, в каком она была при жизни Маяковского. Ikя промада поэзии Маяковского до копна принадлежит народу, она находит­ ся на передовой линии революционной борьбы трудящихся. Вот почему так свя­ то хранят в своей памяти светлое имя поэта советские люди, все прогресс-ивнос человечество. Его стихи читают и любят не только в Советском Союзе. В музее эксиошпкжоны многие произведения Мая­ ковского. изданные на различных язы­ ках. Здесь книги на китайском и поль­ ском. румынском и венгерском, немецком и английском, на французском и италь­ янском и других языках. Узенькая лестница ведет из гкрихоскей на второй этаж дома. Там находятся вит­ рины. За стеклом витрин видны издан­ ные в разное время книги поэта. Вот сборник, в котором напечатаны стихи мо­ лодого поэта. первые издания поэмы «Облако в штанах», пьесы «Мистерия- буфф». ...1919 год. Страна переживала тяже­ лые дни. Республика, напрягая все си­ лы. отбивала яростный натиск интер­ вентов. В это время Маяковский начи­ тает слою прославленную работу в «Ок­ нах РОСТА». Осенью 1919 года на Твер­ ской (ныно улица Горького) в окнах пу­ стовавшего магазина появились красоч­ ные сатирические плакаты, нарисован­ ные Маяковским. В музее собрано большое число рисун­ ков Маяковского для «Окон РОСТА». Они свидетельствуют о стремлении поэта ре­ волюционизировать вкус, поднять уро­ вень плакатного искусства. В коротких, веселых, звучных и едких подписях под рисунками Маяковский зло высмеивал Ан­ танту, бичевал спекулянтов и дезертиров. В квартире Маяковского на подставке стоит макет танка, на броне которого написано «Владимир Маяковский». В годы Великой Отечественной войны эки­ паж грозной машины, носящей имя поэ­ та. громил питле(равских захватчиков, показывал образцы воинской доблести. Тысячи советских воинов бе*режно храни­ ли в вещевых метках зачитанные (книж­ ки со стихами Маяковского. II всюду — в землянках, в окопах, на боевых кораб­ лях с огромной силой звучали слова поэ­ та. звали в бой. учили ненавидеть закля­ того врага. Поэта видели всюду — на улицах, в заводских клубах, в аудитории Политех­ нического музея, среди К1расноармсйцен, рабфаковцев, пионеров. И всюду он был сроим человеком, везде чувствовал себя исот'емлемой частью пааюда. Лев К&осиль в своих очерках о жизни и работе поэта писал: «Грохая тростью в асфальт, легко об­ гоняя попутных, вруто обходя встречных, неся широкие плечи над головами прохо­ жих, шагает Мляаовштй по Москве — вслед. Одни узнают: «Маяковский про­ шел»: взоры трупа увлекает за собой необыкновенность, широта и прямизна этой ПОСТУПИ. Он шагает по Москве. Он уже стал частью Москвы. Его голос уже влит в грохот столицы. Его похожа стала чер­ той уличного движения. Нельзя, кажется, представить себе Москвы без него. ...Ему до всего есть дело. Все трогает его. все волнует, все его касается. Моя геполюпия. Моя Москва. Моя милиция. Мой Моссовет». В доме по Гендршювскому переулку поэт занимал две комнаты. С волнением входят в них посетители. В первой ком­ нате стоит стол, несколько стульев, вдоль одной из стен — большая полка с вы­ ставленными в ряд толстыми томами эн­ циклопедий. Рядом с ними — пишущая машинка. В углу диван. На нем поэт любил отдыхать. В узком простенке ви­ сит телефон, номер которого — 2-35-75 — знала вся Москва. С утра до вечера, а то и ночью .раздавались звонки. То по­ звонят из редакции, или попросят прие­ хать на завод. Заказывают плакаты. Друзья читали по телефону свои удачные стихи, написанные ночью. Журналисты, зная о стремлении Маяковского знать обо всем, что творится в миге, сообщали по Он среди нас Прохладою окутан приднепровской, Врезаясь в дюны желтого песка, В атаху шел «Владимир Маяковский» — Могучий танк гвардейского полка. Он первым шел. Под ним вемля гремела, Над ним грома носились в вышине. И имя, нацарапанное мелом, Сияло лозунгом на лобовой броне. Бой — это очень трудная работа. Но мы ль страшились этого труда?! За танком вслед морская шла пехота — Что устоять могло пред ней тогда! Ведь не было и нет подобной силы. Традиционным ввглядам вопреки, Разведчики морей, сыны России, Окопы брали штурмом моряки... Сегодня, наливаясь силой новой, Звучит поэта стих и славит жизнь, Идя поэзии правофланговым, Дорогою победной — в коммунизм, Жизнь — силы созидающей движенье, С пути сметающее тлея и сор. Поэта слово на вооруженья Находится у нас и до сих пор. Огонь его острот, как прежде, меток, И сила слов проверена не раз. В дни битв и в годы мирных пятилеток Владимир Маяковский — среди нас! Александр БУЛАВКИН . телефону новости со всего мито. 'которые не попали в газету. Во второй, очень маленькой, комнатке Маяковский обычно Фаоотал. Справа сто­ ит письменный стол, изготовленный по плану Маяковского. На столе лежат раз­ личные вещи, которыми поэт пользовался в повседневной жизни. Рядом с коррес­ пондентским билетом — последний блок­ нот Владимлгра Владимировича со стро­ фами НОВЫХ СТ1ГХОВ. Над столом высится узенькая полочку, заставленная книгами. Среди них много произведений Пушкина. Маяковский глу­ боко любил и ценил великого русского поэта. Однажды, когда был выпущен фильм, искажающий обфаз Пушкина, Маяковский гневно заявил на диспуте: — Это глумление! Вы не смеете так показывать Пушкина — ■ поэта, равного ко­ торому не было и пет в России. У стены стоит кушетка, покрытая пестрым ковриком. На стене экзотически яркий плащ-серапе, привезенный Мая­ ковским из Мексики. Здесь, в этой комнате, поэтом создава­ лись его последние произведения. В ти­ хом Гендриковском переулке творилось бессмертие. Часто по вечерам молодежь, зная, когда Маяковский бывает дома, проходила по переулку, чтобы хоть не­ много побыть вместе со своим любимым поэтом. «Вечером, усталый, он сидит за столом и. заслонясь от всех газетой, одиноко грустит о чем-то. — вспоминает Л. Кас­ силь. — Он жует папиросу, отчужденно молчит. Днем он не доругался с против­ никами. Сотнями мелких тупых уколов обидела его очередная ругательная статья в критическом журнале. Поздний вечер. Гендриков переулок полнится окраинной скукой. II вдруг под самыми окнами, под открытой форточкой — молодые голоса... В т но. рабфаковцы возвращаются домой. Мгновенная тишина — и голоса, похожие на те. что описа­ ны в его «Кемпе «Нит гедайге». друж­ ным хором отмеривают под окном, по- своему переиначив строки «Левого мав- ша»: Переулок, мощеный славой! Запомните адрес все вы... Кто там шагает правой? Левой! Левой! Левой! Маяковский поднимает голову над га­ зетой и прислушивается. Он быстро вста­ ет и подходит к окну, вглядывается — лбом к стеклу — в темноту. Когда он обернулся, папироса уже по­ ползла к .уху: большая, долгая, счастли­ вая улыбка... — Жизнь прекрасна и удивительна!». В библиотеку-м!уэей часто приходят писатели, бывшие друзьями Маяковского, его товарищами по работе. Они встре­ чаются со школьниками, студентами, рас­ сказьгтют им. как жил и творил Влади­ мир Маяковский. Сейчас ведется подготовка к установ­ лению перед домом оиб.тпотекп-музея мо­ нументальной скульптуры поэта. Проект ев разработан молодым грузинским скульптором Пурамом Гошзахпя. Капитан-лейтенант В. НИКОЛАЕВ. Г. Москва.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz