На страже Заполярья. 1955 год. Апрель.
На с т р а ж е 3 а п о л ярь 14 апреля 1555 г., ГГ: 88 (5240). ПИ»» I1H1 «ДЦ О ТЕМАТИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ ЗАНЯТИЙ И ТРЕНИРОВОК Качество боевой подготовки во многом зависят от планирования занятии и тре нировок. У нас есть примеры, свидетель ствующие об известных успехах в пла нировании многих мероприятий ло боевой подготовке, о конкретности и целеустрем ленности намечаемых задач по обучению личного состава. Однако практика показывает, что этом важном деле еще имеются и недостат ки, которые иногда бывают, например, и в так называемом тематическом планирова нии занятии, упражнений и боевых уче ний личного состава боевых частей и ог невых расчетов кораблей. Подчас эта сторона планирования обсуждается недо статочно, она иногда оказывается частич но или полностью отданной на откуп офицерам я старшинам, не имеющим больших навыков и опыта. Это можно показать на характерных примерах. Шли последние дпи подготовки к дли тельному зимнему походу . Во всех бое вых частях проводилась большая работа, велась напряженная учеба моряков в ба зе. Но в этом большом зеле были и недо статки. Порой из-за неумелого планирова ния происходили срывы занятий. Так и случилось однажды на одном из кораблей. Моряки собрались на боевом посту корабля для практической учебы. — Сегодня мы проведем занятие по приготовлению орудия к стрельбе, — уверенно об’явил старшина 2 статьи Ип политов, назначенный проводить запя тая. Об'явив тему и учебные цели, знающий свое дело старшина начал излагать ма териал. Он не заметил, что липа некото рых матросов выражали полное недэуме- ние. Несколько м и н у т проходят в напря женном внимании, затем оно рассеивает ся. Руководитель как бы «теряет свою аудиторию». У старшины ощущение чего-то непри ятного. Еще и еще раз он мысленно пе ребирает все сказанное, но причина столь явно неудачного занятия остается для него загадкой. Проходит еще несколь ко минут, и один из матросов раскрывает «тайну». — Товарищ старшина, расскажите, каше припелы установлены на орудии, — просит он. За этим робким вопросом последовало вполне справедливое замечание другого моряка о том. что сначала необходимо и з у ч и т ь устройство о р уд и я , а потом уже осваивать правила подготовки его к стрельбе. Старшина принял единственно пра вильное решение. Он прекратил занятие и обратился за помощью к оФиперу. Стали разбираться, в чем же дело. Было установлено, что отдельные комендо ры, собранные на занятие, ранее не изуча ли устройство данного прибора и многого не понимали из рассказа старшины. Конечно, здесь во многом сказалось непродуманное планирование. Без учета состава и подготовленности г р уп пы были намечены тема и метод занятия. А важ нейший пвинпип учебы — последова тельность и систематичность — был упу щен из виду. Как результат этого — за нятие не достигло цели, бесцельно было потеряно дорогое учебное ввемя. Вот другой не менее поучительный случай. Огневому расчету корабля предстояло провести стрельбу. Долго и настойчиво готовились к ней моряки. Каждый знал, что в эти минуты быстротечного «боя» он должен проя ви т ь все свои знания и уме ние, чтобы добиться успеха и оправдать у п о р ны й и многодневный труд всего от деления. Ясно и четко были поставлены задачи. Тщательно готовились к их выполнению подчиненные старшины 2 статьи Митро хина. Неоднократно проверялись механиз мы. Не впервые комендорам приходилось действовать у боевых механизмов, но сейчас они ч у в с т в ую т себя неспокойно — в данном составе расчет будет выпол нять огневую задачу впервые. И вот настала долгожданная минута. Холодный северо-восточный ветер обжи гает лицо. Крутые волны временами пе рекатываются через палубу. Руководи тель занятий отдал приказание уничтожить «противника» артиллерийским огнем. Тре вожной трелью разнесся по всем помеще ниям сигнал «Боевая тревога!». Еще ми нута. и корабль, ощетинившись ствола ми орудий и увеличив скорость, выходит на выбранную командиром оптовую пози цию. — По щиту! Курсовой... — твердо и требовательно командует впервые управ ляющий огнем офицер. — Орудие зарядить! Еще секунды, и загремит выстрел. На ходовом мостике напряженная тишина. Вот, вот будет произнесена последняя команда «Залп!». Но она так и не после довала. На мостик поступил доклад о за держке на о р у д и и , допущенной по вине заряжающего матроса Осипова. Копабль свернул с курса. Орудийный расчет стар шины 2 статьи Митрохина огневую за дачу не выполнил. Как могло это случиться? Почему ма трос Осипов, отлично выполняющий нор мативы и знающий свои обязанности, сор вал выполнение огневой задачи? Один ли Осипов виновен в этом? Конечно, нет! Ведь после того, как с воинами были изучены обязанности за ряжающего, планирование тренировок на станках заряжания преследовало един ственную цель — добиться выполнения норматива скорострельности. Однако ру ководители упустили из виду непреклон ное требование процесса обучения — ид ти от простого к сложному, от прпобрете- II ия п р о ч ны х и глубоких знаний к от работке твердых навыков правильного за ряжания. Они упустили самый ответст венный этап — обучение воинов заряжа нию по элементам. Эта ошибка ja привела к тому, что из- под контроля обучающего выпали такте вопросы, как правильность и полнота досылки патрона при врезании ведущего пояска в нарезы. У матроса Осплоча во шло в п р и вы ч к у неверно досылать пат рон — броском. И все это сказалось при решении задачи. Сущность тематического планирования вытекает из общих основных принцип ов обучения личного состава. А обучение — это сложный процесс передачи знании и выработки определенных навыков и умения применять полученные знания ка практике. Эти два момента находятся в органическом единстве. Между ними пет резкой грани. Однако не следует забы вать. что первоочередная роль в обуче нии принадлежит передаче знаний. Некоторые оспаривают это положение. Но каждому должно быть ясно, что, толь ко п ол учи в определенные знания и до стигнув осмысленного понимания произво димых действий, можно приступать к приобретению определенных навыкоз, со вершенствованию их и отработке м ав томатизма. Не имея минимально необходи мых знаний, не усвоив и не понпмая простых, элементарных действий, обу чаемый не может постигнуть и качест венно отработать сложный комплекс дей ствий v механизмов боевого поста. В самом процессе обучения можно от метить несколько важных для руководи теля этапов, а именно: передача мини мально необходимых теоретических зна ний, достижение осмысленного понима ния элементарно п росты х , но правильно выполняемых действий на механизмах: выработка умения и навыков работы у агрегата во всем комплексе выполняемых обязанностей: совершенствование навыков до выработки автоматизма в действиях п ри любой сложной обстановке. На каждом из этих этапов обучения руководитель должен так строить и пла нировать занятия и упражнения, чтобы знания и навыки приобретались и на ращивались постепенно, от просты х и элементарных к наиболее сложным, комп лексным. В этом смысл и содержание термина — последовательность и си стема в обучении личного состава. Основные принципы, определяющие равномерность, быстроту и качество от работки задач, находят свое наиболее пол ное выражение в тематическом планиро вании. Флагманские и другие специали сты обязаны повседневно вмешиваться в это дело. В помощь офицерам и старшинам, недо статочно овладевшим опытом обучения личного состава, необходимо разработать типовые тематические планы того пли иного элемента задачп. В них, кроме пе речня тем, следует определить последова тельность их изучения, организационные Формы и методы обучения моряков , а также методы контроля. Такие разработ ки помогут командирам правильно пла нировать отработку задач, а также опре делять об’ем каждого из элементов учеб ной задачп. Наблюдаются случаи, когда отдельные штабные работники, Порясь за сроки вы полнения учебных задач и недостаточно за нимаясь вопросами тематического пла нирования, преждевременно ориентируют офицеров на.отработку с подчиненными новых элементов. Специалист штаба обязан следить за подготовкой личного состава и. контро лируя выполнение тематических планов, самым решительным образом бороться с недостатками. Недооценка тематического планирова ния и отсутствие контроля за выполне нием планов занятий и упражнений мо- .жет привести к тому, что элементы задач будут отрабатываться торопливо, без зак репления, а это вызовет ошибки в практи ческой работе личного состава. Нельзя забывать, что научить значи тельно легче, чем переучить. Переучива ние требует неизмеримо большей затра ты времени и энергии, чем методически грамотная и равномерная учеба по п р и н ц и п у — от простого к самому сложном^' комплексу действий. Офицер А. КАРУННЫЙ . Т О Р П Е Д Ы — В Ц Е Л Ь Корабль готовился к выходу в море. Перед личным соста вом стояла сложная задача — выполнить топпетную стрельбу. Моряки тшательпо готовили к действию свое грозное оружие, горели желанием образцово выполнить боевое задание. Наконец, все готово. Корабль отходит от причала. В пред рассветной туманпой дымке показалась «цель». Закрутились р у ч к и приборов в центральном п осту . М ысль и зрение воинов напряжены до предела. Торпедисты вкладывают в дело все свои знания и умеппе. От них зависит точность стрельбы. Воины с волпением ж д у т сигнала. Вот и оп. Торпеды, ши пя. выскальзывают из аппаратов и устремляются к пели. Через несколько м и н у т заместитель командира по полити ческой части передал по трансляции: задача выполнена от лично. За образцовое выполнение обязанностей во ввемя торпедной атаки командир корабля поощрил старшего матроса Слободе- нюка и матроса Осипова краткосрочным от п ус к ом . Старший матрос Н. ВЕРШИННИКОВ . Больших успехов в боевой и политиче ской учебе достиг командир отделения мотористов специалист второго класса старшин матрос Юрий Баранов. Он поль зуется авторитетом и уважением у сч оих товарищей. Н А С Н И М К Е : специалист второго к/асса старший матрос Юрий Баранов на боевом посту. Фото И . Никишсла. Десять лет назад... Неторопливым движением руки мич ман Егоров развернул газету и, пробе жав глазами ее страницы, остановил свой взгляд на корреспонденции ТА(ЗС. в которой приводится выдержка из пе редовой статьи австрийской газеты «Арбейтер-Цеитунг»: «Кто не помнит первых русских солдат фронтовых частей, которые с автоматами в руках, в надви нутых на лоб шлемах с квасной звездой преследовали эсэсовцев. Как приветствовали мы их, наших осво бодителей от коричневой чумы! Как хо телось нам, представителям подавлен ного рабочего движения, сблизиться с ними! Среди развалин Вены люди тап- цевали, играла гармонь, звучала мело дия вальса...». — А ведь помнят, не забыли, — подумал мичман и мысли его перенес лись на десятилетие назад. ...Советские бронекатера, на одном из которых служил командиром отделения радистов девятнадцатплетний юноша из Ярославля старшина 2 статьи Адольф Егоров, преодолев с боями длинный путь по Дунаю, ворвались в столицу Австрии — Вену. Был высажен десант моряков. В этом десанте Егоров был кор ректировщиком. Гитлеровцы обороня лись отчаянно, как только могли. Но советские воины сломили это сопротив ление, захватили мост через Дунай и пе далп Фашистам взорвать его. 13 ап реля 1945 г. Вспа была взята! — Немало отправили на тот свет врагов, — вспоминает мичмач Егоров. — Советские моряки дрались мужест венно и смело, беспощадно уничтожая гитлеровцев. Голодное население Вены, оставленное Фашистами без газа и хле ба, без топлива и света, было обречено на гибель. Как-то уже после боя я с одним товарищем получал киноперед вижку. Вытащили мы свой паек и ре шили немного перекусить. В это время к нам п ротянул ись худые ру ки рабочих. Ведь сами не покушали, а отдали скромный паек им, рабочим. Мы видели, как высокомерно обращались с австрийцами американцы, которые из бивали венских рабочих. Мы знаем, что советекоз командование, совет ские воины оказывали австрийцам в трудное время большую помощь. Этого австрийцы не должны забыть. Тов. Егоров за участие в боях за Ве ну награжден орденом «Отечественной войны 2-й степени» и медалью «За взятие Вены». Мичман В. КУДЯВНИН . В блокнот агитатору Рост производства стали и проката Решения январского Пленума Ц К К П С С ■ второй сессии Верховного Совета СС СР направлены на даль нейшее развитие народного хозяйства и прежде всего тяжелой индустрии, состав ляющей прочную основу социалистической экономики н несокрушимой обороноспо собности нашей Родины, надежный источ ник неуклонного роста материального бла госостояния трудящихся. Партия и Пра вительство одной из первоочередных задач нашей промышленности считают неустан ное повышение выплавки стали. За годы Советской власти в пашен стране построены десятки крупных метал лургических заводов. Одним на них яв ляется Магнитогорский металлургический комбинат имени И . В. Сталин*. Во много раз увеличилась выплавка металла, в том числе я стали, за время пятилеток. В 1913 году в России было произведено 4,2 миллиона тонн 'стали, 3,5 миллиона тонн проката. К концу гражданской вой ны мартеновские печи не работали. По этому Коммунистическая партия постави ла задачу форсированного развития чер- ной металлургии. В сравнительно корот кий срок были восстановлены металлур гические заводы. На востоке была созда- па новая угольно-металлургическая база. Быстрыми темпами росло производство стали и проката. В 1940 году оно достиг ло 18,3 миллиона тонн стали и 13,1 мил лиона тонн проката. Это значит, что по сравнению с 1913 годом выплавка стали I увеличилась примерно в 4,4 раза. В послевоенный период не только были восстановлены металлургические заводы юга, разрушенные за время фашистского нашествия, но и продолжалось быстрое развитие черной металлургии. В пятой пятилетке предусмотрен дальнейший рост выпуска стали по сравнению с 1950 го дом на 62 процента, проката — на 64 про цента. Это задание успешно выполняет ся. Уже в 1952 году заводами черной металлургии было произведено 35 мил лионов тонн стали, 27 миллионов тонн проката. В 1953 году стали выплавлено примерно 38 миллионов тонн. А в ми нувшем году ее производство по сравне нию с 1950 годом увеличилось более чем на 50 процентов и составило около 43 миллионов тонн. Сталеплавительное производство — сложный и трудный процесс. Исходным П|х>дуктом для него служит чугун. Он перерабатывается в сталь либо в конвер тере, либо в мартеновской печи, в кото рой чугун сплавляется с чугунным или стальным ломом и другими промышленны ми отходами металла, а также с рудой. Для производства высококачественной стали, мягкую сталь, полученную в марте новской печи, направляют в электропечь, где железо сплавляется с различного рода полезными добавками — хромом, никелем, молибденом, вольфрамом и другими. Длинный путь проходит сталь с момен та, когда сталевар пробивает выпускное отверстие мартена, н огненный металл вы ливается в огромный ковш, начиная пу тешествовать по заводу, пока не превра- j тится в рельс, швеллер или фигурный | профиль шпунта. Из ковшей сталь разливается в излож ницы — металлические формы, в которых ! она застывает и превращается в слитки, j Затем стальные слитки нагреваются и по даются на мощные станы — блюмнпги или слябинги, где калиброванные валки обжимают их, превращают в квадратную или плоскую заготовку. После обжима вновь нагретая заготовка поступает в дру гие прокатные станы н последовательно пропускается через различные калибро ванные валки. Чем сложней профиль изде лия, тем большее число операций обжима оно должно пройти. В нашей стране значительно улучши- i лось использование сталеплавильных аг- . регатов и, в частности, мартеновских пе чей, ВЬШЛаВЛЯЮЩИХ ОКОЛО 90 ПРОЦСЕТОВ | всей стали, производимой в СССР . Так, ( если в годы первой пятилетки с’ем стали i с одного квадратного метра пода печи со- ; ставлял в среднем около 3 тонн в сутки, то уже в 1952 году он достиг в среднем по Советскому Союзу около 6,18 тонны. На ряде же предприятий он превышает 8 тонн, а отдельные выдающиеся стале вары дают более 18 тонн. Между тем, на лучших металлургических заводах С Ш А с’ем стали не превосходит 5,3 тонны с одного квадратного метра пода печи. Имя сталевара Петра Семеновича Ма- хоты широко известно не только среди металлургов Приднепровья. За работу в первом квартале 1954 года ему было при своено почетное звание «Лучший стале вар Советского Союза». Вдохновенно тру дится он и сейчас. Коллектив мартенов ской печи № 1 , где варит сталь бригада П . С . Махоты, более чем на полтора ме сяца раньше срока выполнил годовое за дание, выдав тысячи тонн металла сверх плана. С ’ем стали с каждого квадратного метра пода мартеновской печи возрос здесь против 1953 года па тонну с лиш ним. Себестоимость выпускаемой продук ции значительно ниже плановой. Сейчас коллектив цеха успешно исполь зует передовые методы скоростного ста леварения, предложенные бригадой П . С. Махоты. Сталеплавильщики первого мар теновского цеха на месяц раньше срока закончили выполнение плана истекшего года. На тех же мощностях они сварили стали на тысячи тони больше, чем в пре дыдущем году, и сэкономили от снижения себестоимости продукции 3.150 тысяч рублей. Высоких показателей достигли сталева ры «Запорожсгали». С начала года здесь выпущено 810 скоростных плавок. В фев рале с’ем стали с одного квадратного мет ра пода мартеновской печи превысил пла новую норму на 260 килограммов. Недавно в центральной печати было опубликовано обращение рабочих, инже нерно-технических работников и служа щих Магнитогорского металлургического комбината имени И . В. Сталина. В этом обращении магнитогорцы призывают всех работников черной металлургии Совет ского Союза включиться активно в со циалистическое соревнование за дальней шее выявление н полное использование внутренних резервов, за новый мощный под’ем производства металла и досрочное выполнение плана 1955 года — завер-. шающего года пятой пятилетки. Черная металлургия — одна из важ нейших отраслей тяжелой индустрии. Па триотический почил магнитогорцев, на правленный На повышение темпов произ водства металла, очень важен для народ ного хозяйства страпы. За четыре года пятилетки магнитогорские мечаллургн вы дали сверх плана 126 тысяч тонн стали, повысили на 32,9 процента производи тельность труда и дали свыше ста мил лионов рублей сверхплановой экономии. В 1955 году они обязались выдать сверх плана 60 тысяч тонн стали, перевыпол нить задание по производительности тру да, дать 15 миллионов рублей сверхпла новой продукции. Значительных успехов достигли труже ники старейшего яа Урале Верх-Исетско- го металлургического завода. По сравне нию с 1950 годом производство сталп к началу 1955 года возросло на 9,3 про цента, проката — на 2 0 , 8 процента, тран сформаторного листа — на 67,6 процен та. Достигнут ежегодный прирост валовой продукция в размере 7 — 10 процентов. Из года в год в СС СР растет выплав ка стали. И эти огнедышащие потоки ме талла превращаются в котлы п турбины, ■ автомобили н тракторы, экскаваторы и танки, боевые корабли и паровозы. РОСТ ПРОИЗВОДСТВА ПРОКАТА И СТАЛИ В СССР. Н А П А Р Т И Й Н Ы Е Т Е М Ы Против зазнайства и благодушия В Уставе КПСС говорится, что член партии обязан соблюдать партийную и государственную тайну, проявлять по литическую бдительность, всемерно разви вать самокритику и критику снизу, выяв лять недостатки, бороться против парадно го благополучия и упоения успехами в работе. Эти требования Устава КПСС должны быть непреложным законом жиз ни. постоянной потребностью каждого ком муниста. Надо всегда помнить, что настро ения беспечности, благодушия и зазнайст ва наносят большой вред зелу укрепления боевого могущества Советского государст ва. Партия учит, что одной из причин, по рождающей настроение беспечности ибла годушия, является низкий политический уровень работников, непонимание ими опасности, связанной с нашими успехами в области социалистического строительст ва. Успехи и достижения — дело, конеч но. великое. Но .успехи, как и все на све те. имеют и свои теневые стороны. У людей, мало искушенных в политике, большие успехи и большие достижения нередко порождают беспечность, благоду шие. самодовол!лтво. чрезмерную само уверенность. зазнайство, хвастовство, уби вают чувство меры и притупляют поли тическое чутье, размагничивают людей и толкают их на то, чтобы почивать на лав рах. В духе неусыпной бдительности, реши тельной борьбы с настроениями благоду шия, беспечности, самодовольства, зазвай- ства и хвастовства партия воспитывает и воинов Советской Армии в Военно-Морско го Флота. В Военной присяге и уставах подчеркивается, что революционная бди тельность. строжайшее соблюдение госу дарственной и военной тайны имеют ог ромное значение. Наши воины, воспитан ные в духе пламенного советского патрио тизма. в пухе высокого понимания своей личной ответственности за образцовое вы полнение служебного лолла. не жалеют ни сил. ни самой жизни, когда дело идет о сохранении государственной и военной тайны. Ярким примером такого самоот верженного выполнения своего долга мо жет служить подвиг генерала Карбышева, рядового Юрия Смирнова, матроса Евгения •Никонова и многих других воинов- патриотов. героев Великой Отечественной войны. Замечательные образцы высокой бди тельности. мобилизации всех сил на ус пешное выполнение служебного долга про являют советские воины и в послевоен ные годы. Можно привести многочислен ные примеры из нашей флотской жизни, подтверждающие это положение. В прошлом году ряд частей и кораблей флота добился известных успехов в боевой и политической подготовке. Эти (успехи явились результатом напряженной работы командиров, политработников, партийных и комсомольских организаций, результа том повседневных у сил ий всего личного состава. Знаменателен тот факт, что наи более высокие показатели были достигну ты .на тех кораблях, в тех частях и сое динениях. где командиры, партийные и (комсомольские организации ве упивались успехами, решительно боролись с наст роениями беспечности и самодовольства, вдохновляли матросов и старшин на ре шение поставленных задач, развивали их активность и инициативу, воспитывали у них благородное стремление неустанно идти вперед, ню останавливаться на до стигнутом. Об этом говорилось на про шедших отчетно-выборных партийных со браниях и партийных конференциях. Примером такой работы могут сложить многие партийные организации. Взять хо тя бы партийную организацию, где секре тарем тов. Кутепов. Здесь коммунисты по вседневно и настойчиво воспитывают ма тросов. старшин и офицеров в духе вы сокой политической бдительности, нетер пимого отношения к настроениям самодо вольства. зазнайства. благодушия, в ду хе неуклонного стремления идти вперед, доб1гваться новых и новых успехов в ов ладении боевой техникой, в повышении уровня боевой и политической подготов ки. Коммунисты этой парторганизации тт. Илюхин, Спиридонов. Хвощ, Коробей ников. Владимиров. Попов и другие яв ляются передовыми воинами и своим лич ным • примером вдохновляют моряков на неустанное совершенствование боевого мастерства, на новые успехи в боевой подготовке, в укреплении дисциплины. Таких примеров имеется множество. Перед 1Коммунистами флота стоит большая и ответственная задача — закреплять эти успехи, не допускать снижения уров ня боевой подготовки, мобилизовать лич ный состав на преодоление трудностей, на борьбу за новые достижения, учитывая, что задачи боевой подготовки на 1955 год. по сравнению с прошлым годом, зна чительно возросли. Так и поступают в своем большинстве наши партийные и комсомольские органи зации. Однако необходимо отметить, что кое-где достигнутые в прошлом году ус пехи в боевой и политической подготовке вскружили головы отдельным работникам, породили настроения самоуспокоенности, беспечности и благодушия. Некоторые командиры и партийные руководители самоуспокоились, ослабили свою работу, зазнались и стали кичиться своими прош лыми успехами. Эти товарищи «не заметили», что на ряду с успехами имелись серьезные недо статки в организации службы, состоянии воинской дисциплины, сбережении мате риальной части, не повели борьбы с этими недостатками и этим самым усугубили их. В результате этих недостатков стало еще больше. Это не замедлило сказаться отри цательно на уровне боевой подготовки. Однако некоторые товарищи этих недо статков продолжали не замечать, продол жали судить о корабле, части по старым данным и оказались в весьма щекотли вом положении. Как показала партийная конференция, это характерно было для не которых подводников. Например, партийная организация ко рабля. где секретарем тов. Грачев, в про шлом имела неплохие результаты, ее ко рабль считался одним из передовых в сое динении. Казалось бы, задача руководите лю ясна — закрепить добытое ценой не прерывного напряженного труда и моби лизовать коллектив на движение вперед Но этого не случилось. Партийная орга низания ослабила свою работу, не повела решительной борьбы с появившимися экипажа этого корабля, да и у некоторой части коммунистов настроениями благо душия и самоуспокоенности, не нацели вала личный состав корабля на высоко качественную отработку каждой боевой задачи, на борьбу за образцовый порядок и дисциплину. В результате передовой в п рош лом корабль начал сдавать свои по зиции. достигнуты© длительным упорным трудом всего личного состава. Характер но. что корабль дважды не мог сдать од ну из учебных задач. Это не вызвало тре воги у коммунистов. Только после третье го захода задача была принята. Однако руководители и парторганизация длитель ное время не видели происшедших суще ственных изменений в боевой подготовке корабля и попрежнему продолжали счи тать его передовым. На конференции отмечались и противо положные Факты, когда корабль, в прош лом отставший, продолжали считать от стающим, во-ввемя не замечали проис шедших на нем изменений в сторону улучшения воинской дисциплины и орга низации службы. Острой критике была подвергнута ра бота партбюро, членом которого является тов. Л&зук. Отмечалось, что секретарь парторганизации не всегда правильно ре агирует на советы и замечания комму нистов. слабо мобилизует их на борьбу с имеющимися у отдельных воинов настрое ниями благодушия, зазнайства, самооболь щения достигнутыми успехами. Руководи тели парторганизации подчас беспечна относились к изучению деловых качеств отдельных летчиков и судили о них по верхностно. Например, для них было пол ной неожиданностью, что летчик, кото рого они считали хорошо подготовленным оказался пе в состоянии выполнить зада чу в осложнившейся обстановке. Характерно, что даже ва на/ртконфе ренциях отдельные товарищи в своих вы ступлениях проявили явное самоуспокое ние, не давали острой опенки серыяным недостаткам в выполнении учебно-боевых задач. Необходимо отметить, что кое-где еще беспечно относятся к организации и про ведению учений по боевой подготовке, выходов кораблей в море. Не везде изжит формализм в вопросах планирования бое вой подготовки и проведения учений, ве дется должная борьба за то, чтобы боевые учения и выходы кораблей проходили в обстановке, максимально приближенной к боевой. Некоторые командиры и партийные ор ганизации настолько самоуспокоились и почили на лаврах благодушия, что дли тельное время не замечали этих недостат ков. проходили мимо них. ве принимали (решительных мер к изжитию этих недо четов и не воспитывали коммунистов и ■весь личный состав в духе нетерпимого отношения к настроениям благодушия п беспечности, бережливого отношения к расходованию учебного времени. Все это вредно сказывается на уровне боевой под готовки. снижает качество учений и вы ходов в маре, размагничивает людей, при тупляет их волю к борьбе за достижение высотах показателей в боевой подготовке. Конференции показали, что в некото рых парторганизациях беззаботно от носятся к воспитанию молодых офицеров, пе интересуются глубоко уровнем их зна ний, плохо заботятся о том, чтобы по мочь молодому офицеру подготовиться к сдаче на самостоятельную вахту и т. д. Предоставленные сами себе, отдельные товарищи самоуспокаиваются, воображая, что они постигли все науки, асе знают, и перестают работать над повышением своих политических и специальных зна ний. Проявлением беспечности и благоду шия является также нежелание некото рых из (руководителей прислушиваться si голосу масс, к голосу подчиненных. Ког да товарищи сигнализиго*ют о недостат ках. такие руководители на это не реаги руют. отмахиваются от советов и предло жений. как от назойливых мух. а прома хи и неудачи в учебе пытаются оправдать ссылками на непреодолимые трудности и об’октавные п р и ч и ны . Например, на одном из партийных со браний коммунисты говорили oi3 опыте ч(•рноморцев-подводников. иодекозывали (руководителям, что надо заимствовать этот положительный опыт. Вместо того, чтобы сделать необходимые выводы, от дельные руководители не нашли ничего лучшего, как отмахнуться от этого пред ложения небрежной иронической репли кой: «Подумаешь, опыт, им там легко вы полнять задачп». Подобное реагирование на предложения коммунистов является пе чем иным, как проявлением самолюбова ния и зазнайства. Партийные организации обязаны вести беспощадную борьбу с этими настроения ми. как с вредными и опасными явления ми. Надо неустанно воспитывать у ком мунистов благородные чувства тревоги ?а состояние дел в части, подразделении, за их постоянную боевую готовность. Нуж но, чтобы коммунисты личным своим поведением и отношением к службе пока зывали пример высокой политической бдительности, нетерпимого отношения к настроениям зазнайства и самоуспокоен ности, как вредным и опасным, чуждым духу ленинизма. Надо, чтобы коммунисты все без исключения были мастерами по рученного им дела, глубоко интересова лись состоянием дел в части, подразделе нии, являлись' примером образцового вы полнения служебного долга. Современная международная обстановка требует от Вооруженных Сил СССР непре рывного совершенствования боевой готов ности. Надо, чтобы паши офицеры, сер жанты. старшины, солдаты и матросы глубоко понимали стоящие перед ними за дачи и свою личную ответственность за защиту Родины, были непримиримы к недостаткам и всегда помнили, что инте ресы государства, интересы Родины пре- яыше всего. ^ ^ Офтгео Т. БУГАЕНКО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz