На страже Заполярья. 1955 год. Апрель.

На с т р а ж е 3 а п о л ярь 14 апреля 1555 г., ГГ: 88 (5240). ПИ»» I1H1 «ДЦ О ТЕМАТИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ ЗАНЯТИЙ И ТРЕНИРОВОК Качество боевой подготовки во многом зависят от планирования занятии и тре­ нировок. У нас есть примеры, свидетель­ ствующие об известных успехах в пла­ нировании многих мероприятий ло боевой подготовке, о конкретности и целеустрем­ ленности намечаемых задач по обучению личного состава. Однако практика показывает, что этом важном деле еще имеются и недостат­ ки, которые иногда бывают, например, и в так называемом тематическом планирова­ нии занятии, упражнений и боевых уче­ ний личного состава боевых частей и ог­ невых расчетов кораблей. Подчас эта сторона планирования обсуждается недо­ статочно, она иногда оказывается частич­ но или полностью отданной на откуп офицерам я старшинам, не имеющим больших навыков и опыта. Это можно показать на характерных примерах. Шли последние дпи подготовки к дли­ тельному зимнему походу . Во всех бое­ вых частях проводилась большая работа, велась напряженная учеба моряков в ба­ зе. Но в этом большом зеле были и недо­ статки. Порой из-за неумелого планирова­ ния происходили срывы занятий. Так и случилось однажды на одном из кораблей. Моряки собрались на боевом посту корабля для практической учебы. — Сегодня мы проведем занятие по приготовлению орудия к стрельбе, — уверенно об’явил старшина 2 статьи Ип­ политов, назначенный проводить запя­ тая. Об'явив тему и учебные цели, знающий свое дело старшина начал излагать ма­ териал. Он не заметил, что липа некото­ рых матросов выражали полное недэуме- ние. Несколько м и н у т проходят в напря­ женном внимании, затем оно рассеивает­ ся. Руководитель как бы «теряет свою аудиторию». У старшины ощущение чего-то непри­ ятного. Еще и еще раз он мысленно пе­ ребирает все сказанное, но причина столь явно неудачного занятия остается для него загадкой. Проходит еще несколь­ ко минут, и один из матросов раскрывает «тайну». — Товарищ старшина, расскажите, каше припелы установлены на орудии, — просит он. За этим робким вопросом последовало вполне справедливое замечание другого моряка о том. что сначала необходимо и з у ч и т ь устройство о р уд и я , а потом уже осваивать правила подготовки его к стрельбе. Старшина принял единственно пра­ вильное решение. Он прекратил занятие и обратился за помощью к оФиперу. Стали разбираться, в чем же дело. Было установлено, что отдельные комендо­ ры, собранные на занятие, ранее не изуча­ ли устройство данного прибора и многого не понимали из рассказа старшины. Конечно, здесь во многом сказалось непродуманное планирование. Без учета состава и подготовленности г р уп пы были намечены тема и метод занятия. А важ­ нейший пвинпип учебы — последова­ тельность и систематичность — был упу­ щен из виду. Как результат этого — за­ нятие не достигло цели, бесцельно было потеряно дорогое учебное ввемя. Вот другой не менее поучительный случай. Огневому расчету корабля предстояло провести стрельбу. Долго и настойчиво готовились к ней моряки. Каждый знал, что в эти минуты быстротечного «боя» он должен проя ви т ь все свои знания и уме­ ние, чтобы добиться успеха и оправдать у п о р ны й и многодневный труд всего от­ деления. Ясно и четко были поставлены задачи. Тщательно готовились к их выполнению подчиненные старшины 2 статьи Митро­ хина. Неоднократно проверялись механиз­ мы. Не впервые комендорам приходилось действовать у боевых механизмов, но сейчас они ч у в с т в ую т себя неспокойно — в данном составе расчет будет выпол­ нять огневую задачу впервые. И вот настала долгожданная минута. Холодный северо-восточный ветер обжи­ гает лицо. Крутые волны временами пе­ рекатываются через палубу. Руководи­ тель занятий отдал приказание уничтожить «противника» артиллерийским огнем. Тре­ вожной трелью разнесся по всем помеще­ ниям сигнал «Боевая тревога!». Еще ми­ нута. и корабль, ощетинившись ствола­ ми орудий и увеличив скорость, выходит на выбранную командиром оптовую пози­ цию. — По щиту! Курсовой... — твердо и требовательно командует впервые управ­ ляющий огнем офицер. — Орудие зарядить! Еще секунды, и загремит выстрел. На ходовом мостике напряженная тишина. Вот, вот будет произнесена последняя команда «Залп!». Но она так и не после­ довала. На мостик поступил доклад о за­ держке на о р у д и и , допущенной по вине заряжающего матроса Осипова. Копабль свернул с курса. Орудийный расчет стар­ шины 2 статьи Митрохина огневую за­ дачу не выполнил. Как могло это случиться? Почему ма­ трос Осипов, отлично выполняющий нор­ мативы и знающий свои обязанности, сор­ вал выполнение огневой задачи? Один ли Осипов виновен в этом? Конечно, нет! Ведь после того, как с воинами были изучены обязанности за­ ряжающего, планирование тренировок на станках заряжания преследовало един­ ственную цель — добиться выполнения норматива скорострельности. Однако ру­ ководители упустили из виду непреклон­ ное требование процесса обучения — ид­ ти от простого к сложному, от прпобрете- II ия п р о ч ны х и глубоких знаний к от­ работке твердых навыков правильного за­ ряжания. Они упустили самый ответст­ венный этап — обучение воинов заряжа­ нию по элементам. Эта ошибка ja привела к тому, что из- под контроля обучающего выпали такте вопросы, как правильность и полнота досылки патрона при врезании ведущего пояска в нарезы. У матроса Осплоча во­ шло в п р и вы ч к у неверно досылать пат­ рон — броском. И все это сказалось при решении задачи. Сущность тематического планирования вытекает из общих основных принцип ов обучения личного состава. А обучение — это сложный процесс передачи знании и выработки определенных навыков и умения применять полученные знания ка практике. Эти два момента находятся в органическом единстве. Между ними пет резкой грани. Однако не следует забы­ вать. что первоочередная роль в обуче­ нии принадлежит передаче знаний. Некоторые оспаривают это положение. Но каждому должно быть ясно, что, толь­ ко п ол учи в определенные знания и до ­ стигнув осмысленного понимания произво ­ димых действий, можно приступать к приобретению определенных навыкоз, со­ вершенствованию их и отработке м ав­ томатизма. Не имея минимально необходи­ мых знаний, не усвоив и не понпмая простых, элементарных действий, обу­ чаемый не может постигнуть и качест­ венно отработать сложный комплекс дей­ ствий v механизмов боевого поста. В самом процессе обучения можно от­ метить несколько важных для руководи­ теля этапов, а именно: передача мини­ мально необходимых теоретических зна­ ний, достижение осмысленного понима­ ния элементарно п росты х , но правильно выполняемых действий на механизмах: выработка умения и навыков работы у агрегата во всем комплексе выполняемых обязанностей: совершенствование навыков до выработки автоматизма в действиях п ри любой сложной обстановке. На каждом из этих этапов обучения руководитель должен так строить и пла­ нировать занятия и упражнения, чтобы знания и навыки приобретались и на­ ращивались постепенно, от просты х и элементарных к наиболее сложным, комп­ лексным. В этом смысл и содержание термина — последовательность и си­ стема в обучении личного состава. Основные принципы, определяющие равномерность, быстроту и качество от­ работки задач, находят свое наиболее пол­ ное выражение в тематическом планиро­ вании. Флагманские и другие специали­ сты обязаны повседневно вмешиваться в это дело. В помощь офицерам и старшинам, недо­ статочно овладевшим опытом обучения личного состава, необходимо разработать типовые тематические планы того пли иного элемента задачп. В них, кроме пе­ речня тем, следует определить последова­ тельность их изучения, организационные Формы и методы обучения моряков , а также методы контроля. Такие разработ­ ки помогут командирам правильно пла­ нировать отработку задач, а также опре­ делять об’ем каждого из элементов учеб­ ной задачп. Наблюдаются случаи, когда отдельные штабные работники, Порясь за сроки вы­ полнения учебных задач и недостаточно за­ нимаясь вопросами тематического пла­ нирования, преждевременно ориентируют офицеров на.отработку с подчиненными новых элементов. Специалист штаба обязан следить за подготовкой личного состава и. контро­ лируя выполнение тематических планов, самым решительным образом бороться с недостатками. Недооценка тематического планирова­ ния и отсутствие контроля за выполне­ нием планов занятий и упражнений мо- .жет привести к тому, что элементы задач будут отрабатываться торопливо, без зак­ репления, а это вызовет ошибки в практи­ ческой работе личного состава. Нельзя забывать, что научить значи­ тельно легче, чем переучить. Переучива­ ние требует неизмеримо большей затра­ ты времени и энергии, чем методически грамотная и равномерная учеба по п р и н ­ ц и п у — от простого к самому сложном^' комплексу действий. Офицер А. КАРУННЫЙ . Т О Р П Е Д Ы — В Ц Е Л Ь Корабль готовился к выходу в море. Перед личным соста­ вом стояла сложная задача — выполнить топпетную стрельбу. Моряки тшательпо готовили к действию свое грозное оружие, горели желанием образцово выполнить боевое задание. Наконец, все готово. Корабль отходит от причала. В пред­ рассветной туманпой дымке показалась «цель». Закрутились р у ч к и приборов в центральном п осту . М ысль и зрение воинов напряжены до предела. Торпедисты вкладывают в дело все свои знания и умеппе. От них зависит точность стрельбы. Воины с волпением ж д у т сигнала. Вот и оп. Торпеды, ши­ пя. выскальзывают из аппаратов и устремляются к пели. Через несколько м и н у т заместитель командира по полити­ ческой части передал по трансляции: задача выполнена от­ лично. За образцовое выполнение обязанностей во ввемя торпедной атаки командир корабля поощрил старшего матроса Слободе- нюка и матроса Осипова краткосрочным от п ус к ом . Старший матрос Н. ВЕРШИННИКОВ . Больших успехов в боевой и политиче­ ской учебе достиг командир отделения мотористов специалист второго класса старшин матрос Юрий Баранов. Он поль­ зуется авторитетом и уважением у сч оих товарищей. Н А С Н И М К Е : специалист второго к/асса старший матрос Юрий Баранов на боевом посту. Фото И . Никишсла. Десять лет назад... Неторопливым движением руки мич­ ман Егоров развернул газету и, пробе­ жав глазами ее страницы, остановил свой взгляд на корреспонденции ТА(ЗС. в которой приводится выдержка из пе­ редовой статьи австрийской газеты «Арбейтер-Цеитунг»: «Кто не помнит первых русских солдат фронтовых частей, которые с автоматами в руках, в надви­ нутых на лоб шлемах с квасной звездой преследовали эсэсовцев. Как приветствовали мы их, наших осво­ бодителей от коричневой чумы! Как хо­ телось нам, представителям подавлен­ ного рабочего движения, сблизиться с ними! Среди развалин Вены люди тап- цевали, играла гармонь, звучала мело­ дия вальса...». — А ведь помнят, не забыли, — подумал мичман и мысли его перенес­ лись на десятилетие назад. ...Советские бронекатера, на одном из которых служил командиром отделения радистов девятнадцатплетний юноша из Ярославля старшина 2 статьи Адольф Егоров, преодолев с боями длинный путь по Дунаю, ворвались в столицу Австрии — Вену. Был высажен десант моряков. В этом десанте Егоров был кор­ ректировщиком. Гитлеровцы обороня­ лись отчаянно, как только могли. Но советские воины сломили это сопротив­ ление, захватили мост через Дунай и пе далп Фашистам взорвать его. 13 ап­ реля 1945 г. Вспа была взята! — Немало отправили на тот свет врагов, — вспоминает мичмач Егоров. — Советские моряки дрались мужест­ венно и смело, беспощадно уничтожая гитлеровцев. Голодное население Вены, оставленное Фашистами без газа и хле­ ба, без топлива и света, было обречено на гибель. Как-то уже после боя я с одним товарищем получал киноперед­ вижку. Вытащили мы свой паек и ре­ шили немного перекусить. В это время к нам п ротянул ись худые ру­ ки рабочих. Ведь сами не покушали, а отдали скромный паек им, рабочим. Мы видели, как высокомерно обращались с австрийцами американцы, которые из­ бивали венских рабочих. Мы знаем, что советекоз командование, совет­ ские воины оказывали австрийцам в трудное время большую помощь. Этого австрийцы не должны забыть. Тов. Егоров за участие в боях за Ве­ ну награжден орденом «Отечественной войны 2-й степени» и медалью «За взятие Вены». Мичман В. КУДЯВНИН . В блокнот агитатору Рост производства стали и проката Решения январского Пленума Ц К К П С С ■ второй сессии Верховного Совета СС СР направлены на даль­ нейшее развитие народного хозяйства и прежде всего тяжелой индустрии, состав­ ляющей прочную основу социалистической экономики н несокрушимой обороноспо­ собности нашей Родины, надежный источ­ ник неуклонного роста материального бла­ госостояния трудящихся. Партия и Пра­ вительство одной из первоочередных задач нашей промышленности считают неустан­ ное повышение выплавки стали. За годы Советской власти в пашен стране построены десятки крупных метал­ лургических заводов. Одним на них яв­ ляется Магнитогорский металлургический комбинат имени И . В. Сталин*. Во много раз увеличилась выплавка металла, в том числе я стали, за время пятилеток. В 1913 году в России было произведено 4,2 миллиона тонн 'стали, 3,5 миллиона тонн проката. К концу гражданской вой­ ны мартеновские печи не работали. По­ этому Коммунистическая партия постави­ ла задачу форсированного развития чер- ной металлургии. В сравнительно корот­ кий срок были восстановлены металлур­ гические заводы. На востоке была созда- па новая угольно-металлургическая база. Быстрыми темпами росло производство стали и проката. В 1940 году оно достиг­ ло 18,3 миллиона тонн стали и 13,1 мил­ лиона тонн проката. Это значит, что по сравнению с 1913 годом выплавка стали I увеличилась примерно в 4,4 раза. В послевоенный период не только были восстановлены металлургические заводы юга, разрушенные за время фашистского нашествия, но и продолжалось быстрое развитие черной металлургии. В пятой пятилетке предусмотрен дальнейший рост выпуска стали по сравнению с 1950 го­ дом на 62 процента, проката — на 64 про­ цента. Это задание успешно выполняет­ ся. Уже в 1952 году заводами черной металлургии было произведено 35 мил­ лионов тонн стали, 27 миллионов тонн проката. В 1953 году стали выплавлено примерно 38 миллионов тонн. А в ми­ нувшем году ее производство по сравне­ нию с 1950 годом увеличилось более чем на 50 процентов и составило около 43 миллионов тонн. Сталеплавительное производство — сложный и трудный процесс. Исходным П|х>дуктом для него служит чугун. Он перерабатывается в сталь либо в конвер­ тере, либо в мартеновской печи, в кото­ рой чугун сплавляется с чугунным или стальным ломом и другими промышленны­ ми отходами металла, а также с рудой. Для производства высококачественной стали, мягкую сталь, полученную в марте­ новской печи, направляют в электропечь, где железо сплавляется с различного рода полезными добавками — хромом, никелем, молибденом, вольфрамом и другими. Длинный путь проходит сталь с момен­ та, когда сталевар пробивает выпускное отверстие мартена, н огненный металл вы­ ливается в огромный ковш, начиная пу­ тешествовать по заводу, пока не превра- j тится в рельс, швеллер или фигурный | профиль шпунта. Из ковшей сталь разливается в излож­ ницы — металлические формы, в которых ! она застывает и превращается в слитки, j Затем стальные слитки нагреваются и по­ даются на мощные станы — блюмнпги или слябинги, где калиброванные валки обжимают их, превращают в квадратную или плоскую заготовку. После обжима вновь нагретая заготовка поступает в дру­ гие прокатные станы н последовательно пропускается через различные калибро­ ванные валки. Чем сложней профиль изде­ лия, тем большее число операций обжима оно должно пройти. В нашей стране значительно улучши- i лось использование сталеплавильных аг- . регатов и, в частности, мартеновских пе­ чей, ВЬШЛаВЛЯЮЩИХ ОКОЛО 90 ПРОЦСЕТОВ | всей стали, производимой в СССР . Так, ( если в годы первой пятилетки с’ем стали i с одного квадратного метра пода печи со- ; ставлял в среднем около 3 тонн в сутки, то уже в 1952 году он достиг в среднем по Советскому Союзу около 6,18 тонны. На ряде же предприятий он превышает 8 тонн, а отдельные выдающиеся стале­ вары дают более 18 тонн. Между тем, на лучших металлургических заводах С Ш А с’ем стали не превосходит 5,3 тонны с одного квадратного метра пода печи. Имя сталевара Петра Семеновича Ма- хоты широко известно не только среди металлургов Приднепровья. За работу в первом квартале 1954 года ему было при­ своено почетное звание «Лучший стале­ вар Советского Союза». Вдохновенно тру­ дится он и сейчас. Коллектив мартенов­ ской печи № 1 , где варит сталь бригада П . С . Махоты, более чем на полтора ме­ сяца раньше срока выполнил годовое за­ дание, выдав тысячи тонн металла сверх плана. С ’ем стали с каждого квадратного метра пода мартеновской печи возрос здесь против 1953 года па тонну с лиш­ ним. Себестоимость выпускаемой продук­ ции значительно ниже плановой. Сейчас коллектив цеха успешно исполь­ зует передовые методы скоростного ста­ леварения, предложенные бригадой П . С. Махоты. Сталеплавильщики первого мар­ теновского цеха на месяц раньше срока закончили выполнение плана истекшего года. На тех же мощностях они сварили стали на тысячи тони больше, чем в пре­ дыдущем году, и сэкономили от снижения себестоимости продукции 3.150 тысяч рублей. Высоких показателей достигли сталева­ ры «Запорожсгали». С начала года здесь выпущено 810 скоростных плавок. В фев­ рале с’ем стали с одного квадратного мет­ ра пода мартеновской печи превысил пла­ новую норму на 260 килограммов. Недавно в центральной печати было опубликовано обращение рабочих, инже­ нерно-технических работников и служа­ щих Магнитогорского металлургического комбината имени И . В. Сталина. В этом обращении магнитогорцы призывают всех работников черной металлургии Совет­ ского Союза включиться активно в со­ циалистическое соревнование за дальней­ шее выявление н полное использование внутренних резервов, за новый мощный под’ем производства металла и досрочное выполнение плана 1955 года — завер-. шающего года пятой пятилетки. Черная металлургия — одна из важ­ нейших отраслей тяжелой индустрии. Па­ триотический почил магнитогорцев, на­ правленный На повышение темпов произ­ водства металла, очень важен для народ­ ного хозяйства страпы. За четыре года пятилетки магнитогорские мечаллургн вы­ дали сверх плана 126 тысяч тонн стали, повысили на 32,9 процента производи­ тельность труда и дали свыше ста мил­ лионов рублей сверхплановой экономии. В 1955 году они обязались выдать сверх плана 60 тысяч тонн стали, перевыпол­ нить задание по производительности тру­ да, дать 15 миллионов рублей сверхпла­ новой продукции. Значительных успехов достигли труже­ ники старейшего яа Урале Верх-Исетско- го металлургического завода. По сравне­ нию с 1950 годом производство сталп к началу 1955 года возросло на 9,3 про­ цента, проката — на 2 0 , 8 процента, тран­ сформаторного листа — на 67,6 процен­ та. Достигнут ежегодный прирост валовой продукция в размере 7 — 10 процентов. Из года в год в СС СР растет выплав­ ка стали. И эти огнедышащие потоки ме­ талла превращаются в котлы п турбины, ■ автомобили н тракторы, экскаваторы и танки, боевые корабли и паровозы. РОСТ ПРОИЗВОДСТВА ПРОКАТА И СТАЛИ В СССР. Н А П А Р Т И Й Н Ы Е Т Е М Ы Против зазнайства и благодушия В Уставе КПСС говорится, что член партии обязан соблюдать партийную и государственную тайну, проявлять по­ литическую бдительность, всемерно разви­ вать самокритику и критику снизу, выяв­ лять недостатки, бороться против парадно­ го благополучия и упоения успехами в работе. Эти требования Устава КПСС должны быть непреложным законом жиз­ ни. постоянной потребностью каждого ком­ муниста. Надо всегда помнить, что настро­ ения беспечности, благодушия и зазнайст­ ва наносят большой вред зелу укрепления боевого могущества Советского государст­ ва. Партия учит, что одной из причин, по­ рождающей настроение беспечности ибла­ годушия, является низкий политический уровень работников, непонимание ими опасности, связанной с нашими успехами в области социалистического строительст­ ва. Успехи и достижения — дело, конеч­ но. великое. Но .успехи, как и все на све­ те. имеют и свои теневые стороны. У людей, мало искушенных в политике, большие успехи и большие достижения нередко порождают беспечность, благоду­ шие. самодовол!лтво. чрезмерную само­ уверенность. зазнайство, хвастовство, уби­ вают чувство меры и притупляют поли­ тическое чутье, размагничивают людей и толкают их на то, чтобы почивать на лав­ рах. В духе неусыпной бдительности, реши­ тельной борьбы с настроениями благоду­ шия, беспечности, самодовольства, зазвай- ства и хвастовства партия воспитывает и воинов Советской Армии в Военно-Морско­ го Флота. В Военной присяге и уставах подчеркивается, что революционная бди­ тельность. строжайшее соблюдение госу­ дарственной и военной тайны имеют ог­ ромное значение. Наши воины, воспитан­ ные в духе пламенного советского патрио­ тизма. в пухе высокого понимания своей личной ответственности за образцовое вы­ полнение служебного лолла. не жалеют ни сил. ни самой жизни, когда дело идет о сохранении государственной и военной тайны. Ярким примером такого самоот­ верженного выполнения своего долга мо­ жет служить подвиг генерала Карбышева, рядового Юрия Смирнова, матроса Евгения •Никонова и многих других воинов- патриотов. героев Великой Отечественной войны. Замечательные образцы высокой бди­ тельности. мобилизации всех сил на ус­ пешное выполнение служебного долга про­ являют советские воины и в послевоен­ ные годы. Можно привести многочислен­ ные примеры из нашей флотской жизни, подтверждающие это положение. В прошлом году ряд частей и кораблей флота добился известных успехов в боевой и политической подготовке. Эти (успехи явились результатом напряженной работы командиров, политработников, партийных и комсомольских организаций, результа­ том повседневных у сил ий всего личного состава. Знаменателен тот факт, что наи­ более высокие показатели были достигну­ ты .на тех кораблях, в тех частях и сое­ динениях. где командиры, партийные и (комсомольские организации ве упивались успехами, решительно боролись с наст­ роениями беспечности и самодовольства, вдохновляли матросов и старшин на ре­ шение поставленных задач, развивали их активность и инициативу, воспитывали у них благородное стремление неустанно идти вперед, ню останавливаться на до­ стигнутом. Об этом говорилось на про­ шедших отчетно-выборных партийных со­ браниях и партийных конференциях. Примером такой работы могут сложить многие партийные организации. Взять хо­ тя бы партийную организацию, где секре­ тарем тов. Кутепов. Здесь коммунисты по­ вседневно и настойчиво воспитывают ма­ тросов. старшин и офицеров в духе вы­ сокой политической бдительности, нетер­ пимого отношения к настроениям самодо­ вольства. зазнайства. благодушия, в ду­ хе неуклонного стремления идти вперед, доб1гваться новых и новых успехов в ов­ ладении боевой техникой, в повышении уровня боевой и политической подготов­ ки. Коммунисты этой парторганизации тт. Илюхин, Спиридонов. Хвощ, Коробей­ ников. Владимиров. Попов и другие яв­ ляются передовыми воинами и своим лич­ ным • примером вдохновляют моряков на неустанное совершенствование боевого мастерства, на новые успехи в боевой подготовке, в укреплении дисциплины. Таких примеров имеется множество. Перед 1Коммунистами флота стоит большая и ответственная задача — закреплять эти успехи, не допускать снижения уров­ ня боевой подготовки, мобилизовать лич­ ный состав на преодоление трудностей, на борьбу за новые достижения, учитывая, что задачи боевой подготовки на 1955 год. по сравнению с прошлым годом, зна­ чительно возросли. Так и поступают в своем большинстве наши партийные и комсомольские органи­ зации. Однако необходимо отметить, что кое-где достигнутые в прошлом году ус­ пехи в боевой и политической подготовке вскружили головы отдельным работникам, породили настроения самоуспокоенности, беспечности и благодушия. Некоторые командиры и партийные руководители самоуспокоились, ослабили свою работу, зазнались и стали кичиться своими прош­ лыми успехами. Эти товарищи «не заметили», что на­ ряду с успехами имелись серьезные недо­ статки в организации службы, состоянии воинской дисциплины, сбережении мате­ риальной части, не повели борьбы с этими недостатками и этим самым усугубили их. В результате этих недостатков стало еще больше. Это не замедлило сказаться отри­ цательно на уровне боевой подготовки. Однако некоторые товарищи этих недо­ статков продолжали не замечать, продол­ жали судить о корабле, части по старым данным и оказались в весьма щекотли вом положении. Как показала партийная конференция, это характерно было для не­ которых подводников. Например, партийная организация ко­ рабля. где секретарем тов. Грачев, в про­ шлом имела неплохие результаты, ее ко­ рабль считался одним из передовых в сое­ динении. Казалось бы, задача руководите­ лю ясна — закрепить добытое ценой не­ прерывного напряженного труда и моби­ лизовать коллектив на движение вперед Но этого не случилось. Партийная орга низания ослабила свою работу, не повела решительной борьбы с появившимися экипажа этого корабля, да и у некоторой части коммунистов настроениями благо­ душия и самоуспокоенности, не нацели­ вала личный состав корабля на высоко­ качественную отработку каждой боевой задачи, на борьбу за образцовый порядок и дисциплину. В результате передовой в п рош лом корабль начал сдавать свои по­ зиции. достигнуты© длительным упорным трудом всего личного состава. Характер­ но. что корабль дважды не мог сдать од­ ну из учебных задач. Это не вызвало тре­ воги у коммунистов. Только после третье­ го захода задача была принята. Однако руководители и парторганизация длитель­ ное время не видели происшедших суще­ ственных изменений в боевой подготовке корабля и попрежнему продолжали счи­ тать его передовым. На конференции отмечались и противо­ положные Факты, когда корабль, в прош­ лом отставший, продолжали считать от­ стающим, во-ввемя не замечали проис­ шедших на нем изменений в сторону улучшения воинской дисциплины и орга­ низации службы. Острой критике была подвергнута ра­ бота партбюро, членом которого является тов. Л&зук. Отмечалось, что секретарь парторганизации не всегда правильно ре­ агирует на советы и замечания комму­ нистов. слабо мобилизует их на борьбу с имеющимися у отдельных воинов настрое­ ниями благодушия, зазнайства, самооболь­ щения достигнутыми успехами. Руководи­ тели парторганизации подчас беспечна относились к изучению деловых качеств отдельных летчиков и судили о них по­ верхностно. Например, для них было пол­ ной неожиданностью, что летчик, кото­ рого они считали хорошо подготовленным оказался пе в состоянии выполнить зада­ чу в осложнившейся обстановке. Характерно, что даже ва на/ртконфе ренциях отдельные товарищи в своих вы­ ступлениях проявили явное самоуспокое­ ние, не давали острой опенки серыяным недостаткам в выполнении учебно-боевых задач. Необходимо отметить, что кое-где еще беспечно относятся к организации и про­ ведению учений по боевой подготовке, выходов кораблей в море. Не везде изжит формализм в вопросах планирования бое­ вой подготовки и проведения учений, ве­ дется должная борьба за то, чтобы боевые учения и выходы кораблей проходили в обстановке, максимально приближенной к боевой. Некоторые командиры и партийные ор­ ганизации настолько самоуспокоились и почили на лаврах благодушия, что дли­ тельное время не замечали этих недостат­ ков. проходили мимо них. ве принимали (решительных мер к изжитию этих недо­ четов и не воспитывали коммунистов и ■весь личный состав в духе нетерпимого отношения к настроениям благодушия п беспечности, бережливого отношения к расходованию учебного времени. Все это вредно сказывается на уровне боевой под­ готовки. снижает качество учений и вы­ ходов в маре, размагничивает людей, при­ тупляет их волю к борьбе за достижение высотах показателей в боевой подготовке. Конференции показали, что в некото­ рых парторганизациях беззаботно от­ носятся к воспитанию молодых офицеров, пе интересуются глубоко уровнем их зна­ ний, плохо заботятся о том, чтобы по­ мочь молодому офицеру подготовиться к сдаче на самостоятельную вахту и т. д. Предоставленные сами себе, отдельные товарищи самоуспокаиваются, воображая, что они постигли все науки, асе знают, и перестают работать над повышением своих политических и специальных зна­ ний. Проявлением беспечности и благоду­ шия является также нежелание некото­ рых из (руководителей прислушиваться si голосу масс, к голосу подчиненных. Ког­ да товарищи сигнализиго*ют о недостат­ ках. такие руководители на это не реаги­ руют. отмахиваются от советов и предло­ жений. как от назойливых мух. а прома­ хи и неудачи в учебе пытаются оправдать ссылками на непреодолимые трудности и об’октавные п р и ч и ны . Например, на одном из партийных со­ браний коммунисты говорили oi3 опыте ч(•рноморцев-подводников. иодекозывали (руководителям, что надо заимствовать этот положительный опыт. Вместо того, чтобы сделать необходимые выводы, от­ дельные руководители не нашли ничего лучшего, как отмахнуться от этого пред­ ложения небрежной иронической репли­ кой: «Подумаешь, опыт, им там легко вы­ полнять задачп». Подобное реагирование на предложения коммунистов является пе чем иным, как проявлением самолюбова­ ния и зазнайства. Партийные организации обязаны вести беспощадную борьбу с этими настроения­ ми. как с вредными и опасными явления­ ми. Надо неустанно воспитывать у ком­ мунистов благородные чувства тревоги ?а состояние дел в части, подразделении, за их постоянную боевую готовность. Нуж­ но, чтобы коммунисты личным своим поведением и отношением к службе пока­ зывали пример высокой политической бдительности, нетерпимого отношения к настроениям зазнайства и самоуспокоен­ ности, как вредным и опасным, чуждым духу ленинизма. Надо, чтобы коммунисты все без исключения были мастерами по­ рученного им дела, глубоко интересова­ лись состоянием дел в части, подразделе­ нии, являлись' примером образцового вы­ полнения служебного долга. Современная международная обстановка требует от Вооруженных Сил СССР непре­ рывного совершенствования боевой готов­ ности. Надо, чтобы паши офицеры, сер­ жанты. старшины, солдаты и матросы глубоко понимали стоящие перед ними за­ дачи и свою личную ответственность за защиту Родины, были непримиримы к недостаткам и всегда помнили, что инте­ ресы государства, интересы Родины пре- яыше всего. ^ ^ Офтгео Т. БУГАЕНКО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz