На страже Заполярья. 1955 год. Апрель.
На с т р а ж е З а п о л я р ь я 9 апреля 1955 г.. № 34 (523G). Неослабно контролировать походную вахту От того, как выполняет свои обязан ности в походе каждый член экипажа, во многом зависит боевая готовность кораб ля. П оэтому офицеры обязаны вниматель но следить за деятельностью своих под чиненных, постоянно контролировать по ходную в яхту матросов и старшин. На корабле Н многие офицеры си стематически пповолят индивидуальную работу с матросами И это дает положи тельные результаты. Мне хочется расска зать о командире позоазделения лейте нанте Внслооокове. В походе он не заси живается в каюте. Его постояпно можно видеть на боевых постах. Офицер вни мательно наблюдает. как действуют ма тросы. контролирует выполнение ими тре бовании ИНСТРУКЦИЙ. В одном из походов лейтенант Висло- боков обратил внимание па матроса Ма карова. Тот стоял на боевом посту в небрежной позе, бея должпого внимания наблюдал за показаниями приборов. Офи- пео призвал воина к порядку . После этого он проверил знание матросом своих служебных обязанностей, умение их чет ко выполнять. И тут вскрылась весьма неприглядная картина. Оказалось, что матрос Макаров зазнался и перестал совершенствовать свои знания по специ альности. После похода, подвозя итоги плавания, лейтенант Виллобокоп глубоко проанали зировал действия своих подчиненных. Особенно подробно он разобрал несение походной вахты матросом Макаровым. — Нечеткие действия матроса Макаро ва. — говорил оФппеп, — результат не того, что он не может обслуживать заво дывание. Тех. кто не может, нужно учить. С Макаровым дело обстоит хуже. Он зазнался, потерял чувство ответствен ности ад порученное ем»у дело. Вы пред ставляете. к чему могли привести подоб еные ошибки в настоящем боевом походе? Во-первых. Макаров, хотел он того или нет. снижал боевую готовность корабля. Во-вторых сводил на нет усилия всего личного состава подразделения. Офицер не ограничился этим. Собрав старшин, он сделал им строгое внушение. — Вам, старшина 2 статьи Чикмазов, — обратился он к командиру отделения, — необходимо повысить требовательность к подчиненным. В походе вы не имеете ппава упускать из своего поля зрения ни озного матроса. Если бы вы более внимательно контролировали вахту, с Макаровым подобный случай не произо шел. Старшины, убедившись, что сам офи цер внимательно наблюдает за действиями личного состава в походе, стали лучше контролировать работу матросов, во-время вскрывать их недостатки, поправлять МОРЯКОВ. Контроль со стороны офицера и стар шины за походной вахтой матросов спо собствует повыдиению v личного состава любви к своей специальности, чувства от ветственности за порученное дело. При веду такой пример. Одпо время матрос Иваненко на походе нарушал требования инструкции . Причем об этом узнавали обычно после плавания. Ни старшина, ни офицер не следили за действиями подчи ненного в походе, а, почувствовав сла бину» матрос снизил требовательность к себе. Но положение резко изменилось, когда офицер и командир отделения ста ли внимательно контролировать Иванен ко. После этого матрос стал лучше выпол нять свои обязанности. Иваненко увидел, что каждое его действие на боевом посту во время плавания находится в поле зре ния офицера, старшин, что за каждый промах ему придется нести ответствен ность. В последнем походе матрос Ива ненко уже нес вахту безупречно и не по лучил ни единого замечания. Контролируя походную вахту матроса, офицер, если нужно, обязан лично пока зать подчиненному правильные приемы тех или иных действий. Обходя боевые посты, командир электромеханического подразделения корабля обратил вни мание, что матрос Должиков непра вильно обслуживает один из механиз мов своего заведывания. Офицер подоль ше задержался возле матроса и вскоре понял, почему подчиненный допускает ошибки. Командир подразделения стал на место моржа, показал Должикову, как следует добиваться необходимой точности в работе. Затем он потребовал от матроса выполнить те же приемы. Офицер поки нул боевой пост тогда, когда твердо убе дился, что Должиков работает правильно, по ИНСТРУКЦИИ. Командир подразделения обязал стар шину боевого поста дополнительно про вести занятия с Должиковьгм. — Необходимо лучше отработать дейст вия матроса в обслуживании механиз мов, — сказал оФицео, — внимательней вникайте в его работу, поппазляйте, если нужно. Но не следует опекать. Это при ведет к тому , что подчиненный утратит уверенность в себе, будет нерешитель ным, станет всегда оглядываться на стар шину. Офицер в каждом походе не переста вал наблюдать за действиями матроса Должикова. Все меньше становилось у него промахов, повысилась требователь ность к себе. Сейчас Должиков один из лучших специалистов подразделения. По ходную вахту он несет строго по инструк ц ии . Контроль за работой подчиненных в походе помогает не только вскрывать недостатки. Обходя боевые посты, офицер видит и тех, кто действует отлично, и у него есть возможность отметить и поощ рить передовиков, их опыт сделать достоя нием всего личного состава. Старший матрос Лищук несет вахту У маневровых клапанов. Не было случая, чтобы он отступил от требований инст рукции Обеспечивая кораблю заданный ход, моряк нередко перекрывает норма тивные сроки. Офицер, внимательно при смотревшись к работе передового воина, сумел его опыт с помощью партийной и комсомольской организаций распростра нить среди всех моряков. И в этом одна из причин того, что маневровщики сейчас не сут походную вахту без замечаний. Не секрет, что некоторые офицеры, подводя итоги плавания, не называют фа милии матроса, по вине которого, налдри- мер, торпедная стрельба выполнена с бо лее низкой оценкой, чем могла быть. По рой эта ошибка лишь называется, но глубоко не анализируется. Естественно, что провинившийся матрос не может как следует осознать допущенный промах, не проникается сознанием ответственности с тем, чтобы в последующих походах пе повторить ошибки. А все это происходит по одной простой причине: офицер недо статочно контролирует сам походную вах ту матросов и не требует должным обра зом от старшин. Но совсем по - другому обстоит дело, когда офицер и старшина внимательно контролируют действия личного состава. В одном из походов особенно отличился старший матрос Комаров. Своим добро совестным выполнением воинского долга он во многом способствовал успешному решению задачи подразделением. И пра вильно поступил офицер, когда на раз боре похода глубоко проанализировал дей ствия передового воина н поставил его в пример всем морякам. Вместе с тем следует сказать, что пов седневно контролировать нужно не толь ко тех матросов, в которых командир не совсем уверен. Практика показывает необходимость того, чтобы каждый матрос опгущал постоянный контроль командира. Это будет укреплять у подчиненных чув ство ответственности за порученное дело, стремление глубже знать свою поофэдси-ю» Снижение контроля приводит к самоус покоенности. зазнайству и. как следствие, к промахам при несении матросами походной вахты. Так, например, произошло с молодым офицером Сологубом. В походах его под чиненные всегда действовали умело и ре шительно. Лейтенанта Сологуба ставили в пример другим офицерам, как требова тельного командира. И вот стоило только на короткое время Сологубу снизить контроль за подчиненными, как положе ние стало меняться к худшему. В одном из походов подчинепные лей тенанта Сологуба старший матрос Силаев и матрос Овсянников нарушили требова ния инструкции. Офицер узнал об этом от своего старшего начальника. Естест венно. если бы лейтенгнт во время пла вания более тщательно контролировал своих матросов, чаще бывал ва их боевых постах, этого бы пе произошло, он смог бы во-время исправить ошибку. Ни на минуту не ослабляя контроль за несением походной вахты матросами, офицер тем самым способствует повы шению бдительности личного состава, ук реплению боеготовности подразделения и корабля р целом. Помнить и следовать этому в своей практической деятельно сти — долг каждого офицера, призванно го воспитывать матросов и старшин в духе образцового выполнения воинского долга перед социалистическим Отечзст- вом. Офицер В. МАРТЫНОВСКИЙ. Растёт мастерство артиллеристов Когда воины следовали в район заня тий. была подана команда: «Расцепляй орудие!». В одном из расчетов произошла заминка. Молодые матросы Ефременко и Кучерявенко плохо знали свои обязанно сти и не выполнили требование инструк ции. Командир указал, что подобные несложные действия расчета в военное время могут привести к серьезным по следствиям. Чтобы повысить качество тренировок в стрельбе прямой чаводкой по движущим ся пелям. командир бата/реи приказал оборудовать специальный полигон. Эту задачу отлично выполнил матрос Федоров с товарищами. Когда полигон был оборудован, воины стали ?ше болею настойчиво отрабаты вать приемы, необходимые для меткой стрельбы. Они добились немалых дости жений. Выполнение огневой задачи явилось боевым экзаменом, подведением итогов всей работы артиллеристов. Для стрельбы все было заранее подготовлено. Матросы Вакуленко и Микужас хорошо сделали мишени. ...Орудия одно за другим выезжают на полигон. Волнение охватывает каждого матроса. Вот уже один расчет приступает к выполнению задачи. Молодые матросы замковый Ефременко и установщик Куче рявенко работают умело. Командир ору дия внимательно следит за целью. По ровному снегу, набирая скорость, дви жется цель. Наводчик прильнул к пано раме. Доли секунды, и поступает доклад: — Цель понял, вижу. Выждав удобный момент, командир орудия приказывает: «Огонь!». След/уют выстрелы Артиллеристы отлично выпол нили огневую задачу. Расчет младшего сержанта Юмангулова также стрелял успешно. Опытный навод чик старший матрос Садовников находит ся в отпуске. С его обязанностями умело справлялся при стрельбе старший матрос Микуленас. являющийся в -расчете вто рым номером. Подведены итоги. Было отмечено, что боевое мастерство артиллеристов с каж дым днем растет. Старший начальник об’явил личному составу благодарность. Старший матрос И. ЦЫМБАЛЮК. РАЗБОР НОЧНЫХ ПОЛЁТОВ При любой погоде, днем и ночью — всегда бдительно несет вахту классный специалист старший матрос Евгений Цаи- гун. За безупречную службу передовой моряк имеет много поощрений от коман дования. Н А С Н И М К Е : старший матрос Е. Цвигун на сигнальной вахте. Фото И. Никишова. БратЬ при/дер с передовЫх Наше подразделение гордится передови ками производства, отличниками боевой и политической подготовки. К ним отно сятся младшие сержанты Итин и Архи пов. рядовые Куницын. Чибисов и дру гие. Безупречная служба воинов отмечена поощрениями. Одному из лучших камен щиков Петру Ванькову предоставлен внеочередной краткосрочный отпуск с выездом на родину. Известный на флоте плотник рядовой Юрин Горкач награжден денежной премией. Добросовестное отношение каждого воп- на к своим обязанностям способствует повышению боеготовности под-разделения. Но некоторые забыли об этом. Рядовой Ананьев мало проявляет старательности в труде, учебе и службе. Недавно он со вершил дисциплинарный проступок. А ведь было время, когда о нем говорили только хорошее. Рядовой Курчавый недавно также до- пктил грубое нарушение дисциплины. Офицер строго наказал воина. Пора Ананьеву и Курчавому изменить свое отношение к службе, во всем брать пример с передовых воинов. Рядовой И. ЗОТОВ. --- О--- . ...........Х м—■ I ■ '■■ т. 9 О В Д У М Ч И В О изучает специаль ность торпедного электрика старшина 2 статьи Мануйлов. Он всегда быстро и точно готовит необходимые данные для атаки. Старший матрос Ф . Горбенко. О Л Е К Ц И Ю об участии моряков в первой русской революции прочитал для воинов старший лейтенант Столя- ренко. Особенно интересно и подробно рассказал он о восстании на броненос це «Потемкин». После лекции воинам был показан новый кинофильм. Матрос Е . Кожин. О С Т Р О И Т Е Л И - К О М С О М О Л Ь ЦЫ Бесчеров и Никишин системати чески перевыполняют дневные задания. Так же честно трудятся и другие чле ны ВЛ К СМ Подразделение, в кото ром служат эти воины, считается пе редовым на стройке. Рядовой В. Сучков. т Н А К О Н К У Р С Рассказ старшины После обеда, когда моряки собрались в отведенном для к у - » __ рения месте, зави вался оживленный разговор. Олин из ма тросов. только что получивший замеча ние. заносчиво сказал: — Я бы на месте старшины так не по ступил.. Подумаешь, не почищены пуго вицы... По-моему, это просто поидивка. В курилку вошла группа воинов вместе с главным старшиной Муравским и стар шиной 1 статьи Бруевым — командиром передового отделения. Матрос Кузьминых продолжал оазповов: — Нельзя, дорогие мои, все считать одинаково важным... Ведь сколько требо ваний пред'является млто осу. разве они все главные? Есть же и второстепенные! — В каждом уставе и наставлении имеются, конечно, более и менее важные паоагвафы. — сказал матрос Рубля. — Вот, предположим, я перед выходом в го род воротничок, чистый к галстуку забыл поишить... Чего уж тут предполагать! — за смеялись матросы. — А кто в прошлый ваз получил замечание за неаккуратность? — Ну, я и говорю, — продолжал Руб ля. — вв doth и чо к... Это же чепуха, ме лочь! \ получается, что я проступок со вершил Вот если б я винтовку свою не почистил... — Вот что я вам скажу, товарищи, — медл°нно произнес старшина 1 статьи Бруев. — сегодня вы забыли ггутопипы почистить, перед увольнением свежий во ротничок не поитаилн, а завтра забудете почистить и свое овужие. Слова «забыл» на флоте нет. «Мелочь», «чепуха» — также не существуют. В уставах все оди наково важно, все необходимо, как вода для корабля. ...Не в первый раз молояые матросы за тевали подобные разговоры. Их интересо вали вопросы уставного порядка. Многое для них еше был* незнакомо, непонятно. Свазу во всей не разберешься. --- Слово ВЗЯЛ ГЛАВ- г(О Ч Е Р К ) ный старшина Му- __ савский. Он умел •рассказывать так. что все сразу становилось ясным. Матро сы но раз слышали рассказы бывало го старшины. Муравекий. посмотрев на окрулсивших его матросов, улыбнулся и. слегка растя гивая слова, начал свой рассказ: — Случилось это на бронекатере во время войны с моим дружком. Служил он радистом, на хорошем счету был, имел не сколько благо!арностей (замечу, что слу жили мы пои командованием офицера, ко торый сейчас — адмирал и служит на нашем Флоте). Наше соединение успешно высадило де сант на правом берегу Дуная. Противник обнаружил десантников, начал вести сильный огонь из пулеметных точек. Требовалась помощь корабельной ар тиллерии. Д ружок мой связался с коррек тировщиком по радио (десант был выса жен ночью). Получили данные, и комендо ры открыли огонь по врагу... Вдруг... с первого залпа связь с кор ректировщиком прекратилась. Комендоры огонь не ведут, ждут данных. Проходят секунды. Дорогое время уходит. В чем же дело? — думаем все мы. Командир приказал радисту найти пов реждение и, устранив его, наладить связь с корректировщиком. Может, за эти секун ды артиллеристы могли бы уничтожить один-два дзота, которые вели огонь по нашим десантникам. Ох, чего только не передумал мой дру жок в эти секунды. Он выбежал на палу бу, чтобы проверить антенну, и точно: ан тенна упала. А в это время включилась артиллерия противника и начала обстрел кораблей. Мой дружок под огнем восстановил ан тенну, но осколком снаряда ранило его в голову и лило. Обливаясь кровью, он за шел в рубку, установил связь с коррек тировщиком, и пушки наши заработали на славу. Одна за другой точки противни ка были подавлены. — А как же рана, товарищ главный старшина? — спросил молодой матрос, стоявший рядом с Муравоким. — Он в это время думал не о себе, а о товарищах, которые на поле боя добыва ли победу. А о дружке побеспокоились его товарищи. Когда он устанавливал связь с корректировщиком, ему перевязали рану. Старшина немного помолчал и снова заговорил: — Операция была выполнена успешно, десант занял плацдарм, расширил его. и наши главные части начали успешное на ступление. А сколько за эти секунды пережил мой дружок — на всю жизнь хватит! Закурили еще по папироске. — А как же. товарищ главстаршина, все это получилось? Почему антенна обор валась? — спросил все тот же матрос. — Вот в этом-то все дело. Пошел я к нему в госпиталь (по прибытии в базу его в госпиталь положили) и вот что ус лышал от него. Одним словом, товарищ мой нарушил боевую инструкцию , а это все равно, что нарушить устав — ника кой разницы. Дело в том, что перед по ходом по команде «корабль к бою и по ходу изготовить» вое проверяется и под готавливается, а мой дружок не выполнил это требование — не проверил, как ан тенна закреплена. Наверное, он тоже полагал: подумаешь, мол, буква инструкции! Чепуха! А что из этого получилось?.. — Вот вам и чепуха, — протянул кто-то из матросов. На него зашикали: «Не мешай ты!». — Теперь давайте подумаем, почему так получилось. Муравский внимательно еще раз посмотрел на воинов, вздохнул. Стало тихо, как после отбоя. Неожиданно матрос Рубля сказал: — Все ясно, товарищ главный старши на, радист нарушил инструкцию . — Верно! — ответил рассказчик. — Если подробно разобраться, то в большин стве любых поломок — везде причиной бывает нарушение или устава, или на ставления, или инструкции . Ведь ни когда нарушепие само по себе не слу чается. всегда оно имеет свою причину. Вот. предположим, что операция была бы менее удачной. Ведь могло так слу читься, если бы радист не восстановил связь с корректировщиком. Корабль не подавил бы огневых точек врага, были бы большие потери. Правильно? — Верно. — хором. как будто по команде, подтвррдили матросы. — Коротко о моем дружке. Биография у него обычная, как и у всех. Но я‘окажу немного о его службе. Ошибка была сде лана за несколько дней до выхода кораб ля на боевое задание, то есть, когда в первый раз он пренебрёг положением бо евой инструкции и не стал закреплять ан тенну, как положено. Он сознательно на рушил инструкцию , считая ее указания относительно закрепления антенны второ степенными. пустяковыми. Но и это не совсем точно: радист сделал ошибку еще в учебном отряде, когда решил, что не все требования уставов, наставлении и инструкций равноценны, что их можно делить на «главные» и «неглавные», на «важные» и «второстепенные». И даже еще раньше: в первые дни прихода на Флот. Нарушая указания командиров и начальников, молодой матрос старался придать себе вид бывалого моряка: бескозырку переделал, воротничок вытра вил. пуговицы «забывал» чистить. — «сойдет, мол. и пак». Одна ошибка породила вторую. Сначала грязные пуговицы — потом неполадки в заведывании. Слушатели начали переговариваться между собой. Матрос К узьминых задумчиво сказал сам себе: «Вон, к чему подвел. Попробуй, докажи обратное». Муравский продолжал: — Сейчас мой дружок на корабле этом не служит , но уверяю вас, что он теперь не нарушит устав или инструкцию, и вам всем тоже надо понять. что в воинской дисциплине, во всей нашей Флотской службе нет мелочей. Все в ней важно. Матросы долго не расходились. Кузь миным уже с хитрецой смотрел на главно го старшину, тихо переговаривался с ма тросами и вдруг громко сказал: — Мы пе знали, что вы служили ра дистом. И только тут все вспомнили, что v Му- равского на лице и голове есть шрамы. Офицер П. КОВАЛЕВ. Ночной полет, вследствие ряда особен ностей. требует тщательной подготовки экипажа, техники и всех средств обес печения. Каждый ночной полет, незави симо от качества его выполнения, дол жен заканчиваться обязательным разбором на земле. Разбор полетов проводится, как пра вило. не позднее следующего дня после летной ночи. При определении времени, потребного на это, следует исходить из сб’ема, характера полетов и их резуль татов. Но во всех случаях продолжитель ность мероприятия должна быть вполне достаточной, чтобы детально проанализи ровать действия экипажа. Разбор являет ся заключительным этапом в организа ции полетов. К каждому раэбору, несмотря на то, что полет мог быть простым и неодно кратно повторялся , командир звена дол жен тщательно готовиться. Он обязан дать анализ всех ошибок, рассказать и по казать на макете или тренажере, как из бежать промахов впредь. Нередко руководители разборов демон стрируют выполнение того пли иного по лета •руками. Это не всегда понятно. Не обходимо иметь достаточное количество макетов и пользоваться ими. Нельзя оставлять невыясненным ни одного эле мента полета. Все нарушения правил ра боты авиаторов в воздухе и эксплуатации материальнон части должны быть всесто ронне разобраны и указаны способы их устранения. Хорошо подготовленный и методически правильно проведенный разбор является важнейшей Ф ормой обучения и воспита ния летно-технического состава, сред ством укрепления воинской дисциплины и повышения всей организации ночных полетов. Но на групповом разборе полетов командир не может осветить все ошибки, которые были в индивидуальном полете ночью. Все те неточности, которые пе мо жет видеть старший начальник, тщатель но разбираются и анализируются в эки паже. Вдумчиво и обоснованно разбирает каждый ночной полет летчик старший лейтенант Валиулин. «На ошибках учат ся», — говорит он. И это. действитель но, так. Во время первых полетов ночью авиатор допустил несколько неточностей. Летчик обратил на них серьезное вни мание. Валиулина часто видели за кни гой в летном классе. С каждым новым полетом ночью в его действиях недостат ков было все меньше. В одном ночном полете, прохо.швшем в сложных метеорологических условиях, офицеру Валиулину поступило приказа ние с пункта наведения — перехватить самолет «противника», находившийся на большом удалении от аэродрома. Летчик немедленно занял высоту и взял курс на перехват цели. Полет происходил за об лаками, в невидимости земных световых ориентиров и естественного горизонта. Машина Валиулина уходила все дальше ц дальше. Из-за большого удаления радио компас перестал давать правильные по казания. Но. внимательно следя за поле том. офицер Валиулин запомнил послед нее правильное показание прибора и про должал полет. Задание выполнено. Надо возвращаться. Но временно потеряна связь с аэродромом. Летчик не растерялся. Он сличил послед ние показания радиокомпаса с показания ми магнитного компаса и рассчитал при мерный курс на аэродром. Пройдя неко торый путь в этом направлении, летчик восстановил связь. Вскоре и радиоком пас стал давать правильные показания. Самолет шел точно. Старшин лейтенант Валиулин отлично справился со своими обязанностями. Командир проанализировал этот случай в присутствии летчиков. За выдержку, хладнокровие и умелые действия началь ник поощрил Валиулина. На раэборе этого ночного полета были выявлены недостатки в обеспечении пунктом наведения надежной радиосвя зи, передачи комапд самолету*. Затем были намечены конкретные мероприятия но устранению ошибок. К сожалению, некоторые молодые лет чики недооценивают значение разбора сшягх летяьгх ошибок. Авиатор Борисов пришел в наше подразделение недавно. Вначале он преуспевал. Но вот ему приш лось вылететь ночью. Потребовалось боль ше внимания и выучки. А Борисов зазнал ся, пренебрежительно отнесся к такому сложному виду боевой подготовки, как ночной полет. На «мелкие» ошибки он но обращал внимания и не всегда разбирал свой полет на земле. Командно звена ча сто советовал летчику быть более осмот рительным в ночном полете и строго вы держивать скорость при заходе на посад ку. Б орисов не внял указаниям началь ника и в результате недавно допустил ошибку. Посадку он произвел на боль шой скорости без выпущенных щитков закрылков и выкатился с площадки в снег. Последствия могли быть и более серьезные. Это еше раз подчеркивает, какое боль шое значение имеет разбор полетев с пра вильным подробным анализом каждого упражнения ночных полетов. Командир подразделения, а затем и командир звена тщательно разобрали с летчиками ошибку Борисова в техппке пилотирования и на целили их на качественное выполнение последующих задач боевой подготовки. Б орисов на своем горьком опыте i . tvoo - ko прочувствовал, к чему приводит за знайство. Он понял, что значит не про думать на земле даже мелкие ошибки, допущенные в воздухе. Из приведенных Фактов наглядно вид но, что тот летчик, который учитывает каждый промах, продумывает каждую деталь ночного полета, всегда найдет выход из любого самого трудного положе ния. П. наоборот, без этого и в простом полете можно допустить нарушения. Ночной полет — сложный вид боевой учебы и требует от каждого летчика тща тельной подготовки па земле, а после вы полнения задания в воздухе — обяза тельного разбора. Настойчиво учиться умению летать и мастерски вести бой с вгагом в любых условиях дня и ночи — обязанность каждого летчика-северомор ец. Офицер В. ДОРОЖИНСКИЙ. До с р о чн о выполнить з адания пятилетки Первый слет молодых производственников Ленинского район* Январский Пленум ЦК КПСС и вторая сессия Верховного Совета СССР призвали советский народ к всемерному развитию тяжелой индустрии — основы могуще ства нашей Родины, роста и укрепления всего народного хозяйства, повышения благосостояния трудящихся. О своих трудовых успехах, о конкрет ных мероприятиях по выполнению этих исторических задач говорили участники первого слета молодых передовиков про изводства. Этот слет был созван Ленин ским райкомом ВЛКСМ совместно с проф комом Северного флота. Комсомольцы и молодые рабочие рай она активно боролись за выполнение пла на 1954 года, помогали партийным ор ганизациям и администрации предприя тий досрочно завершить годовую про грамму. Не снижая темпов, трудятся они и сейчас. Шлифовщик комсомолец В. Рябчевский за три дня до слета выполнил свой пя тилетний план и начал работать в счет 1956 года. На слете передовой производ ственник рассказал, что. наряду с освое нием профессии, он глубоко изучает обо рудование. применяет более совершенные методы труда. Рябчевский без отрыва от производства освоил три специальности. Освоение смежных специальностей расширяет его технический кругозор, способствует уве личению производительности труда. Пе редовой рабочий заверил участников слота, что он выполнит план 1956 года к 7 ноября 1955 года. Напрялаэнно работает рационализатор ская мысль молодежи. Только на одном предприятии было подано 142 рациона лизаторских предложения. Комсомольцы Павлов и Эммер, например, предложили заменить сважную конструкцию манипу ляторной тележки на литье. Это дало экономию в 60 тысяч рублей. Экономи ческий эффект одиннадцати предложений комсомольца Воробьева составил 112 ты сяч рублей. Однако нередко бывает так. что круг рационализаторов ограничивается соста вом инженерно-технических работников. Участники слета отметили слабую па- боту по внедрению новой техники и обо рудования. Комсомольские организации не заботятся о совмещении профессий, о переводе рабочих на многостаночное об служивание. Нередко некоторые бригады простаивают из-за отсутствия электро сварщика или далее электроприхватчика при работах. Иногда молодежные 5ригады вынуждены простаивать из-за отсутствия специалиста. Если же в процессе произ водства попадается работа смежной про фессии. то ее приходится передавать дру гой бригаде. Простоев и перестановок можно избежать, если каждый член бригады освоит смежные специальности. например, электросварщика и других специалистов. в Снижение себестоимости продукции, бережливость, экономное расходование материальных средств и ценностей свой ственны социалистическому споссбу про- дгзводства. Одним из Факторов снижения себестоимости выпускаемой продукции является борноа с браком. Каждое брако ванное изделие — это не только поте рянное время, но и загубленное сырье, материал, электроэнергия. Но борьба с браком ведется еще слабо. Техническая учеба и повышение де ловой квалификации молодых рабочих и ИТР — нравное дело комсомольцев. Од нако комитеты ВЛКСМ плохо заботятся о повышении квалификации молодых рабо чих. Слесарь Дунаев выполняет работы 5— G (разрядов, посещает техническую учебу, в 1953 году окончил курсы ма стеров. но до сих пор работает по 4 раз ряду. Токари Цыганкова. Васильева. Бе лова и Соловьева с 1948 года работают по 4 разряду. Комсомольские организации промыш ленных предприятий должны остро ста вить вопросы учебы и повышения ква лификации молодых рабочих перед пар тийными и хозяйственными органами. Успешное использование внутренних резервов производства можно достигнуть на основе социалистического соревнования, когда весь коллектив стремится вскрыть новые возможности, перенять передовой опыт. Вот почему комсомольцы и моло дежь должны уделять особенно много внимания организации социалистического соревнования. Необходимо доб1гваться в обязательствах отражения качества вы пускаемой продукции, ухода за оборудо ванием. обобщения и распространения опыта передовиков. Многие молодые производственники ра ботают на повышенных режимах. Но си ловое скоростное резание металлов освои ли только единицы. Метод Колесова внедряется плохо. Лучшие электросвар щики области Кочанов и Рыжаксв пре красно освоили пучковой метод электро сварки. но комсомольские организации но распространили их начинание среди всех электросварщиков предприятий. 1955 год — завершающий год пятой нятилетки. Задача комсомольцев и моло дежи — помочь пашииным, советским и профсоюзным организациям мобилизовать творческие силы коллективов на борьбу за полнее использование внутренних ре зервов. Лучшим производственникам на слете были вручены Грамоты обкома ВЛКСМ и ценные подарки. Среди награжденных Виталий Печников. Геннадий Оивенков, Виктор Сизов, Иван Поезд. Никита Носов, Иван Афанасьев и другие. Всего 40 че ловек. ' В. НУЛЕШОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz