На страже Заполярья. 1955 год. Апрель.

8 апреля 1955 г., № 83 (5235). На с т р а ж е З а п о л я р ь я Н а п о л и т и ч е с к и х з а н я т и я х В ЧАСЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ Руководитель вашей группы полити­ ческих занятий и его помощник уделяют большое внимание организации самостоя­ тельного чтения слушателями (учебной I серьезностью относятся к изучению каж литературы. В эти часы мы изучаем ос- дои темы. Примером может служить ма- новные вопросы темы, готовимся к пред- трос Фишер. Он тщательно готовится стоящей беседе. занятиям. Во время рассказа вниматель- В начале занятия пропагандист, как но слушает пропагандиста, прилежно правило, рассказывает о значении темы, работает в часы самостоятельной учебы. Формулирует вопросы предстоящей бесе-1 принимает активное участие в беседах. Результат настойчивости Действенность любого политического занятия в значительной степени зависит от того, насколько слушатели глубоко уясняют преподаваемый материал. Мно­ гие матросы моей группы со всей ды. советует, как надо работать над учебным пособием. На самостоятельном чтении у нас по­ мимо учебников всегда вывешиваются географические карты, имеются нагляд- Когда на занятиях изучалась тема: «Военная присяга и уставы — неруши­ мый закон жизни воина», матрос Фишер подобрал по томе дополнительны© мате- (риалы: Уставы Вооруженных Сил СССР, ные пособия, необходимые словари, сира- статьи из «Блокнота агитатора», газет- вочники. а также статьи из газет и жур- ные вырезки и в часы самостоятельной налов, рекомендованные в помощь слуша- подготовки внимательно прочел их. В телям политических занятий. свободное время слушателя можно было Руководитель пруппы и его помощник часто видеть в библиотеке, где он попол­ ниливидуально работают с теми воинами, нял свои записи, уяснял отдельные во- которым трудно дается усвоение материа- просы. Такая тщательная самостоятсль- ло. Много неясных вопросов возникает у нал работа позволила матросу Фишеру старшего матроса Пропенко. и он всегда! прийти на занятия хорошо подготовлен- находит помощь со стороны старших то- ным и принять активное участие в 6е- варишей. Если в начале учебного года селе. тов. Пропенко отставал в учебе, то те- Отвечая на вопрос руководителя о тре­ нерь он заметно подтянулся, с помощью бованиях Присяги и (уставов по вопросам пропагандиста приобрел навыки оамосто- воинской дисциплины, слушатель привел ятельной работы над книгой. высказывания В. II. Ленина и II. В. Серьезно и вдумчиво учится старший Сталина по этому вопросу, затем остано- матрос Яцков. Глубоко изучая рекомендо- вился на примерах, показывающих, как ванную литературу, он помогает в этом воины подразделения выполняют устав- товарищам. передает им свой опыт рабо- ные требования. ты над книгой. Воин, в частности, рассказал о моло- К сожалению, v нас еще имеются фак- дом матросе Фирсове. который за корот- ты несерьезного отношения к учебе со кий период времени, благодаря высокой стороны отдельных воинов. Например, дисциплинированности и исполнительно- старший матрос Межевой неправильно сти. добился хороших показателей в бое- использует время, отведенное для само- вон и политической подготовке, стоятельного чтения. В часы, когда мы Рассказ слушателя был содержатсль- изучаем литератору по теме. Межевой ным. Он не только правильно ответил на читает какие-либо журналы или художе- вопрос . но и оумел тесно увязать своз ствсяные произведения, не имеющие от- выступление с жизнью и учебой воинов, ношения к политическим занятиям. Не Хорошие политические знания позволили лучше ведут себя и старшие матросы матросу Фишеру добиться новых успехов Матвеев и Кочетов. В часы самостоятель-1 в учебе и службе, активнее участвовать ного чтения они занимаются чем угодно, только не изучением материала по оче­ редной теме учебного плана, нередко на­ рушают дисциплину и мешают товари- юза Советских Социалистических Рес­ публик» он особенно подробно разобрал вопрос о выдающейся роли Коммунисти­ ческой партии в создании Советской Ар­ мии и Военно-Морского Флота. Имея до­ статочную политическую подготовку, мо­ рят; постоянно паз’ясняот товарищам труд­ ные для них вопросы. Много работал Ар­ тамонов по заданию руководителя группы с Садиковым. который отставал в учебе. Благодаря оказанной помощи сейчас Са­ дыков стал принимать болею активное участие в беседах. Серьезно работает над повышением своего политического кругозора слуша- тель Чуприна. Kor.ua моряки изучали те­ му: «Командиры Советской Армии и Во­ енно-Морокого Флота», он использовал альбом по воинскому воспитанию, ил- люстрапии которого хорошо рассказыва­ ют о подвигах советских командиров в Великой Отечественной воине, прочел ряд произведений художественной литера­ туры. Все это дало возможность ему как следует подготовиться к беседе по теме. Матрос Чуприна хорошо успевает на по­ литзанятиях и имеет серьезные успехи в освоении своей специальности. Чупри- на постоянно оказывает помощь своему сослуживцу матросу Чагину. II эта по­ мощь дает хорошие результаты. С большим интересом моряки изучали постановления январского Пленума ПК КПСС и материалы второй сессии Вер­ ховного Совета СССР. Выступления слу­ шателей на занятиях свидетельствовали об их стремлении ответить на заботу Ком­ мунистической партии об укреплении мо­ гущества любимой Родины новыми дости­ жениями в боевой и политической подго­ товке. Эти и другие примеры говорят о том. что многие моряки серьезно относят­ ся в повышению своих политических знаний, тщательно готовятся к каждому занятию. Глубокое изучение моряками тем на Любят воины нашего флота проводить свободное от работы и службы время за чтением художественной литературы. Н А С Н И М К Е : сержант Василий Рощеяко за чтением книги своим товари­ щам Фото И. Никишова. В КОМНАТЕ ПОЛИТПРОСВЕТРАБОТЫ В нашем подразделении вошло в прак­ тику планирование предвыходных и вы­ ходных дней. Обычно план культурно-мас­ совых мероприятии разрабатывается при уччзстии комсомольского актива подразде­ ления, и после утверждения его команди­ ром доводится до сведения всего лич­ ного состава. Центром проведения многих культурно- массовых мероприятии является ком­ ната политико-просветительной работы. Эта комната — лучшее помещение в под­ разделении. В ней находится хорошая ме­ бель. На стенах — портреты руководите­ лей Коммунистической партии и Совет­ ского правительства. тексты Гимна Сойот­ ского Союза и Военной присяги. Красочно оформлены стенды, рассказывающие вои­ нам о достижениях советского парода в строительство коммунизма в нашей стра­ не. о Государственном бюджете СССР на 1955 год. о решениях январского П.тсну- в оошественнои ваооте. Большое значение в глубоком изучении каждой темы имеет самостоятельная га- ботз слушателей над книгой. Много вре- тцам. Это. конечно, отрицательно сказы-1 мени отдает чтению политической лите- вается на их знаниях. На самостоятельном чтении матросы усваивают основное содержание материа­ ла. учатся делать выводы из прочитан­ ного для своей практической деятельно­ сти. Это помогает им добиваться новых успехов в повседневной службе и работе, по-настоящем^ бороться за укрепление дисциплины в подразделении. Долг каж­ дого матроса — внимательно использо­ вать время, отведенное для самостоятель­ ного чтения. Стаошина 1 статьи Н. ВОЛКОВ. Старательность в учёбе Настойчиво и постоянно работает над повышением своих политических знаний матрос Лавровский — один из активных слушателей группы политических заня­ тий. ратуры матрос Артамонов. Так. во время изучения темы: «Вооруженные Силы Со- политических занятиях спосооствует по- ма Щ{ КПСС и второй сессии Верховного выиюнию их сознательности, мобилизует | С опота ССОР. воинов на оорьоу за дальнейшее совер­ шенствование боевой готовности подраз­ деления. Большинство слушателей груп ­ пы имеет высокие показатели в бое­ вой учебе. Старший лейтенант Г. КАЛАШНИКОВ, руководитель группы политзанятий. Книга — наш друг и советчик Художественная литература ипрает ог­ ромную роль в коммунистическом восни танин воинов. Недаром говорят: «Книга — наш друг и советчик». В художест­ венных произведениях мы получаем отве­ ты на многие интересующие и волную­ щие пас вопросы , в них мы находим об­ разы, которым хочется подражать. Руководитель группы и товарищи по­ советовали мне больше, систематически читать художественную, политическую и научно-популярную литературу. читать вдумчиво, на первых порах для запоми­ нания даже записывать кратко содержа­ ние произведений. Я так и поступал. Рс- На одной из бесед Лавровский обстоя-1 зультаты сказались скоро. Художествен- тельно охарактеризовал коренные преи­ мущества социалистической системы пе­ ред капиталистической, рассказал о тех грандиозных изменениях, которые про­ изошли в нашей стране после Великой Октябрьской социалистической револю­ ции. Воин вассказал о великой заботе, ко- нЫе произведения стали для меня важ­ ным подепопьем в политической учебе. Например, на беседе по теме о граждан­ ской войне в своем выступлении я при ­ водил примеры из прочитанных мною книг А. Толстого «Хождение по мукам» и «Хлеб». Когда в группе речь шла о вос­ становительном периоде после ликвида- торую проявляют Коммунистическая пар- пин иностранной военной интервенции и тия и Советское ппавительство о благе советских людей, о дальнейшем процве­ тании социалистической Родины. Высокая политическая сознательность матроса Лавровского положительно сказы­ вается на его повседневной службе, ра­ боте. дисциплине. Старший матпос И . РОДИЧЕВ. гражданской воины, о коллективизации сельского хозяйства, я мог свободно под­ твердить свои мысли фактами и событи­ ями. описанными в романах Ф. Гладкова «Цемент» и М. Шолохова «Поднятая це­ лина». На нашем корабле книги в большом почете. У нас почти вое матросы и стар- Многие воины, приходя в комнату’, по­ долгу останавливаются у большого и ин­ тересного стенда «Жить и учиться по ус­ тавам». Этот стенд рассказывает о пов­ седневной, будничной, суровой, но почет­ ней и ответственной службе советских воинов, призывает их к новым достиже­ ниям в боевой и политической подготов­ ке. На видном месте Грамота Командующего Северным флотом, которой он наградил нашу комнату политико-просветительной работы за активнее участию в воспи­ тательной и культурно-массовой работе. В комнате имеются музыкальные инстру­ менты. настольные игры, газеты и жур­ налы. Благодаря заботе коммуниста Голика в ней всегда уютно и тепло, она своевре­ менно обновляется наглядной агитацией. Ежедневно в комнату доставляются све- жно номера газет. Здесь для воинов шины регулярно и с увлечением читают художественную литературу. II вечера-ми в свободное время в кубриках всегда можно услышать оживленные беседы о прочитанных книгах, дружеские споры о положительных и отрицательных героях романов и повестей советских писателей. Активным пропагандистом книг у нас является номон!ник руководителя группы политзанятий, отличник боевой и поли­ тической подготовки старший матрос Инатович. Он сам много читает п охотно I регулярно читаются лекции, доклады, про. рассказывает товарищам о прочитанных водятся беседы, тематические и литера- произведениях. Постоянно читают худо- турные вечера, литературные виктори- жественную литературу старшины 2 ста- ны. читательские конференции. Особенно тьи Поздняков. Софронов. матросы П ри - интересно прошла читательская конферен- бытков. Еремин и многие другие моряки, ция по роману Н. Островского «Как зака- Все они имеют отлиииые показатели в лялась сталь». Активно участвовали в политической подготовке. подготовке к ней старшина Николаев и В эти дни мы с глубоким интересом тов. Энина. изучаем исторические решения январско- Еще задолго до читательской копферен- го Пленума ЦК КПСС и второй сессии шги всем воинам подразделения была со- Верховного Совета СССР. Воины видят в общона тома н рекомендована литература, этих документах новое проявление неу- В библиотеке проводились консультации, стенной заботы Коммунистической пар- беседы, по отдельным вопросам тов. Энн тин и Советского правительства об эко- на давала советы, рассказывала, как луч- номичсском расцвете нашей Родины, о т е подготовиться к литературному меро- благе народа, об укреплении обороноспо- приятию . собности страны. Вместо с тем моряки Особенно содержательным на кот[ю1к?н- проннкаются стремлением лучше вьгпол- пии было выступление младшего соржан- (нлть свои задачи, неустанно повышать та Чернова. Рассказывая о Павле Корча- боевую готовность родного корабля. типе, он подчеркнул, что жизнь комсо- Старший матрос И. САМУСЕВИЧ. I мольца Корчагина является ярким приме­ ром беззаветного служения своей Родине. Кшь1кмютсия прошла интересно и с болыной активиостью. Кроме лекций, докладов, бесед, литера­ турных вечеров и читательских конфе­ ренций в комнате нолитпросветглботы нередко проводятся шахматно-шашечные турниры и другие культурно-массовые ме­ роприятия. 11едавно комсомолец 'Гамме пропел здесь (-огне одновременной игры в шахматы на десяти досках. В нашей комнате неоднократно и с большим успехом выступал коллективсол­ датской художественной самодеятельности. Наиболее активными участниками и орга­ низаторами самодеятельности являются комсомольцы Синкевич, Журавкин, Чайко л другие. Большой популярностью среди воинов пользовались акробатическая и танцевальная группы. Активисты — комсомольцы подразделе­ ния заботятся не только об организации мероприятий в комнате политпросветр.або- ты. Значительное внимание они уделяют также спортивным мероприятиям, органи­ зации различных массовых игр. В зимний период спортсмены нашего подразделения .завоевали первое место на лыжных соревнованиях. Активное участие в развитии спорта пршигма.ти тт. Раг^-- шин. Лоскутов и другие. Партийная и комсомольская организа­ ции, активисты комнаты политпрог.ветра- боты организовали посещение воинами музея Северного флота, где они ознакоми­ лись с героическим боевым прошлым род­ ного Флота Кроме того, у нас нередко проводятся товарищеские вгтрочп с моряками боевых кораблей. На кораблях солдаты и сев- гг.анты знакомятся с жизнью моряков, об­ мениваются опытом организации культур­ ного досуга в выходные дни. деятельно­ сти кают иолитпросветработы. Экскурсии на осевые корабли способствуют укрепле­ нию дружбы с моряками. Однако наряду с некоторыми успехами в планировании и организации досуга личного состава имеются и существенные недостатки. У нас пока еще слабо пропа­ гандируют успехи отличников уч*ч}ы. пе­ редовой опыт их службы. Советский народ по-отечески заботится о воинах, об удовлетворении их запросов. У нас есть все необходимее и для куль­ турного отдыха личного состава. Но не- гедко. п солгалснию. музыкальные инст­ рументы содержатся но по-хозяйски. На­ пример, вот уже третий год пианино расстроено, и воины но могут им пользо­ ваться. Опыт показывает, что продуманная ор­ ганизация досуга воинов способствуют по­ вышению дисциплины личного состава, достижению новых успехов в боевой и по­ литической подготовке, укреплению здо­ рового быта воинов. Лейтенант Н. БЕЛИК. К ВОПРОСУ О СОВЕТСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ Как сообщалось в печати, 16 февраля советский представитель в Токио А. И. Домницкий в ответ на ноту от 5 февраля японского постоянного наблюдателя при ООН посла Савада сделал заявление ■премьер-министру Японии Хатояма. В этом заявлении указывалось, что Совет­ ское правительство с удовлетзопрлием принимает содержащееся в ноте заявле­ ние Японского правительства о том, что оно согласно с предложением Советского правительства обменяться мнениями по вопросу о возможных шагах в направле­ нии нормализации японо-советских отно­ шений и готово вступить в переговоры с этой целью. 23 Февраля японский посол Савада вручил советскому представителю в ООН А. А. Соболеву ответную ноту Японскою правительства. В этой ноте Японское правительство заявило о.своей готовности начать переговоры по вопросу о нормали­ зации японо-советских отношении и о том, что оно склонно избрать в качестве места для ведения переговоров Ныо-Порк. 4 апреля советский представитель в Токио А. П. Домницкий встретился с •представителем Японского празитедьства т-ном Мацумото и вручил ему заявление следующего содержания: «Для передачи премьер-министру Япо­ нии господину Хатояма. 23 февраля японский наблюдатель при ООН посол Савада вручил постоянному представителю СССР в ООН послу Соболе­ ву ноту по вопросу о мосте предполагае­ мых переговоров о нормализации совет­ ско-японских отношений. Советское правительство, и зу чи в упо­ мянутую но ту Японсксго правительства, пришло к заключению, что в сложившихся условиях в качестве места для ведения советско-японских переговоров представ­ ляется целесообразным избрать одну из столиц непосредственно заинтересованных стран, а именно Токио пли Москву. Советское правительство учитывает при этом, что в известных заявлениях премьер-министра г-на Хатояма в гг. Фу­ куока и Кагосима (5 и 7 февраля) гово­ рилось о возможности ведения упомяну ­ тых переговоров в Москве или Токио. В этом же смысле высказывались и пред­ ставители японской стороны в беседах с советским представителем в Токио. В связи с вышеизложенным, Советское правительство хотело бы знать мнение Японского правительства о проведетгии советско-япопских переговоров по вопросу нормализации отношений в Москве или Токио». Ответ Японского правительства па за­ явление Советского правительства от 4 апреля еще не получен. Однако, по сообщениям иностранной печати, уклзаниое заявление Советского правительства обсуждалось 6 апреля па заседании Комиссии по иностранным де­ лам нижней палаты японского парламен­ та. В своем выступлении на этом засе­ дании министр иностранных дел Японии г-н Сигемицу. касаясь содержания заяв­ ления Советского правительства, сказал, в частности, что представители япопской стороны в беседах с советским предста­ вителем в Токио будто бы не заявляли о возможности ведения советско-японских переговоров в Москве и.тп Токио. Как стало известно, это утверждение г-на Сигемицу не соответствует фактам. В дсГьстоительности при имевших место встречах с советским представителем А. II. Домнипжим представители японской стороны высказывались в том смысле, что переговоры о нормализации советско- японских отношений могли бы быть проведены в Москве или Токио. (ТАСС). К 85-летию со дня рождения В. И . Ленина С л о в о о Л е ж ж ж е С большим вниманием и великой поль­ зой для себя советский читатель прочтет эту небольшую, рокую и теплую книгу.*) Авторы воспоминаний о Ленине не бе­ рут яа себя задачу всесторонне показать образ великого вождя я организатора Коммунистической партии, создателя Со­ ветского государства. Они ограничи­ ваются, как о том пишет Г. М. Кржижа­ новский, «подбором некоторого материа­ ла*. А для нас он является весьма цен­ ным. обогащает нас. прибавляет нам си­ лы. вдохновляет в труде. Формирует во­ лю. Ленин для коммунистов и беспартий­ ных является величайшим примером слу­ жения делу народа и партии. Он ^был есть и будет всегда нашим мудрейшим учителем. Ученик и продолжатель великого дела Ленина — FT В. Сталин в беседе с немец­ ким писателем Э. Людвигом говорил: «Что касается меня, то я только ученик Ленина и цель моей жизни — быть до­ стойным его учеником». И Сталин при­ зывал нас к тому, чтобы мы всегда пом­ нили. всегда ягобили, всегда изучали Ильича. Г. М. Кржижановский вспоминает, что невысокая Фигура Ленина, в обычном картузике, легко могла затеряться в лю­ бом Фабричном квартале. А переодевшись, Вла!имир Ильич мог затеряться и в лю­ бой толпе волжских крестьян. В нем не было вн°шнего- показного блеска. Его темнокарие. необыкновенно проница­ тельные глаза, полные внутренней силы и энергии, смуглое, жизнерадостное лицо с несколько восточным оттенком всегда подтверждали, что это был человек необычный. Один известный Французский с^льптов. не зная- конечно, дальней­ шей исторической судьбы Владимира Ильича, был восхищен очертаниями его •)«Босм >минания о В. И. Ленине». И з ­ дание Г эгпг\итиздата Мэгква, 1954 г. Стр. 104, тираж 200 тысяч, выпуклого лба. Он предлагал Ленину вы­ лепить его голову, в которой он, как ху­ дожник, видел особую духовную красо­ ту. Ленин был непримиримейшим врагом филистерства, обывательщины, прими­ ренчества. Он был душой коллектива. В присутствии Ильича создавалась особая атмосфера чистоты, творческого под’ема. Многосторонне одаренный, Ленин был сильным, на редкость трудоспособным че­ ловеком. Жизненная энергия его била ключом. В сибирской ссылке, как об этом пишет Кржижановский. Ленин говорил: «Вот именно так, если здоровый человек хочет есть, — так уж хочет по-настоя­ щему: хочет спать — так уж так. что не станет разбирать, придется ли ему спать на мягкой кровати или нет, и если возненавидит, — так уж тоже по-настоя­ щему». Кржижановский пишет, что у 23-лет­ него Владимира Ильича всегда были соб­ раны особые черты душевной опрятности, непрестанного горения, которые были равносильны готовности к подвигу и са­ мопожертвованию. В книге рассказывает­ ся о Фамильной трагедии Ульяновых, и перед читателем встает образ старшего брата Ленина— Александра Ульянова, каз­ ненного в 1887 году. На ряде примеров Ленин показан как верный друг и учи­ тель питерских рабочих, которые дали ему за его светлый ум кличку «Старик». Ленин — это клокочущая полнотой жизнь! И когда он ку1а-нибу!ь отлучал­ ся, то как-то сразу меркли краски, а мысли летели за ним вдогонку. Владимир Ильич был отличнейший ли­ тератор и полемист, с гневом ниспровер­ гающий всех тех. кто становился па пути революционной мысли, кто искажал ис­ торическую ооль пролетариата. Работа Владимира Ильича «Что такое «друзья народа» и как опп воюют протип социал- демократов?». написанная 60 лет тому назад, как о том справедливо указывает­ ся в книге, была и по пророческому пред­ видению, и по яркости, и по силе анали­ за изумительной. Ленин со своей страст­ ной душой и пламенным сердцем стал великим другом и вождем трудящихся масс Глубокой ночью 8 декабря 1895 года Кржижановский оказался на Шпалерной улице в петербургской «Предварилке». Многих сломило тюремное заключение. Но дружба с Владимиром Ильичом быласиль­ нее пыток и смерти. «Получить и про­ честь его письмо— это означаю немедлен­ но подбодриться и подтянуться духовно». Владимир Ильич, находясь в тюремной клетке, вступил в немедленные перегово­ ры. освоив азбуку, сигнализацию пальца­ ми. Он сигнализировал, мгновенно нала­ живал связи, писал брошюры, листовки, письма. 14 месяцев просидели Ленин и его товарищи в «Предварилке». Но тю­ ремная связь с «волей» но прекращалась ни на один день. Сосланный царским правительством в Восточную Сибирь, В. И. Ленин был в постоянном общении с ссыльными и с Россией. Там он проходил свои сверхуни- ворситеты. Там он писал свою книгу «Развитие капитализма в России», в ко­ торой действительно мыслям было про ­ сторно . а словам тесно. Веселый, живой, общительный. Ленин завоевал огромные симпатии крестьян се­ ла Шушепского. Свой рабочий день он распределял строго и точно до последней мппуты. Он, как никто, умел трудиться и отдыхать. Он любил морозный сибир­ ский воздух, быструю ходьбу, катание па коньках, игру в шахматы, охоту. И. чи­ тая об этом, видишь любимый образ Ленипа. «Каждому в его присутствии, — вспоминает Кржижановский. — хотелось быть лучше, чем он есть». Читая книгу, хорошо представляешь Ильича, шагающего с друзьями по берегу широкого Енисея. Перед ним искрятся бескоцечцые сибирские снега. Владимир Ильич рассказывает друзьям о своих пла­ нах по возвращении из ссылки — об ор­ ганизации газеты и се пздаппи за гпапп- цей. Из «Искры» возгорелось пламя. Оно возгорелось Октябрьским пожаром, зажег­ шим «красную зорю над всем порабощен­ ным МИРОМ». В кипящем котле эмигрантской борьбы в группе редакторов «Искры» Ленин оказал­ ся в полнейшем одиночестве. «Большин­ ство жал этого муравейника было направ­ лено против Владимира Ильича». Даль­ нейшие события показали, что был прав только Владимир Ильич. Большевизм и меньшевизм оказались двумя диаметраль- по-противоположными движениями. Вла­ димир Ильич стал признанным вождем пролетарской революции. Очень ярко передано в книге выступление Вла­ димира Ильича на митинге в Народном доме графини Паниной. Выступали там кадеты и трудовики , но железная логика Ленина опрокидывала все их расчеты, Лспин сходит с трибуны под гром апло­ дисментов. Ц. С. Зели5сон-Бобровская в своих воспоминаниях возвращает пас «к зага­ дочному «Старику», к неизвестному ей тогда Тулину, Петрову, Ильину (подполь­ ные клички Ленина), который якобы, как рассказывали, имел «тяжелый характер», не шел ни на какие уступки даже «само­ му» Плеханову. Ленин вел глубокую ц принципиальную борьбу по коренным во- п:ч)оам программы пролетарской партии. Собирательное имя — Ленин возвышалось над всеми, и в то же время оно было простым и великим. Зеликсон-Бобровская запечатлела бла­ городный образ Владимира Ильича, образы Надежды Константиновны и ее чудесной матери — Елизаветы Васильевны Круп­ ской. которая никогда не расставалась с дочерью, неизменно следуя за пей и в ссылку и в эмиграцию. Эти страницы чи­ таются с большим волнением. «Вот. уткнулись там наверху в свои книги и тетради.— ворчливо и добродуш­ но говорила Елизавета Васильевна, — мучает себя па работе Владимир Ильич и Надю замучил — покушать не дозовешь­ ся их». В кухне, в предместье Сешерон, на даче «Ильича», на случаи прихода гостей всегда кипел эмалированный чаи- инк. В двух верхних комнатах на про­ стых столах — журналы, рукописи, га­ зетные вырезки, койка, прикрытая пле­ дом, пара стульев. В. И. Ленин сидит па подоконнике, поджав ногу. Он пишет. Надежда Константинозна расшифровывает информацию о положении дел в России. Ленин одет по-студенчески в темноеншою ластиковую косоворотку на выпуск ... Заметив вошедшую, приехавшую из ки­ евской тюрьмы, Лепич торопится к ней и расспрашивает о делах в России. Подшу­ чивая за столом и отвечая на вопрос Б обровской о разногласиях, Ленин метко сказал: — Мы с Юлием (Мартовым) теперь хо­ дим по разным тротуарам Женевы. За­ видев друг друга издали, каждый из нас переходит па противоположный тротуар, а что касается Плеханова, то я с ним состою в переписке. Подписываюсь но преданный Вам Ленин, а преданный Вамп Ленин. Деталями хорошо фиксируется беззавет­ ная преданность Ленина делу партии, рабочего класса. II мы хорошо понимаем, как его собственная жизнь сливалась с жнзныо партии. Он говорил , что члены партии, непосредственно связанные с мас­ сой. должпы камень за камнем заклады­ вать великое здание партии. — Немножечко больше веры в своп силы! Необходимо немпожечко больше веры! — говорил Ильич тем. кто впадал в уныние. Богат разнообразием материал книги. Никогда гениальная прозорливость Ленина но проявлялась так полно и отчетливо, как во время революционных взрывов . В дни революционных поворотов оп бук­ вально расцветал, становился ясновид­ цем, предугадывал движение классов и вероятные зигзаги революции, видя их, как на ладони. В. А. Карпинский передает нам образ Ленина — редактора газеты, в основу ра­ боты которого положен был главный принцип — коллективность творчества. Леипп любил эту работу, с особым ува­ жением он относился к печатному слову. Он требовал основательного изучения п освещения материала, не терпел «всезнай­ ства». В каждой статье он искал живую, i свежую мысль, ялвое, яркое слово, искор­ ку таланта. С особой любовью Ленин правил статьи и заметки рабочих. Он требовал ясности, краткости, точности изложения, выразительности. Он сам под­ бирал шрифты, давал меткие заголовки п обязательно требовал выхода газеты в срок. «Такого внимания ко всем деталям редакторской работы и к саш1М работни­ кам, — замечает В. А. Карпинский, — я не встречал im у когб и никогда». И если Ленин давал руководящие указания, то они делались в товарищеской Форме, без малейшей тени какого-либо поучения, наставления. Владимир Ильич при сверх­ человеческой загруженности находил время беседовать с ходеками. Для него знать мнение рядового рабочего, кресть­ янина было не менее важно, чем знать мненпе членов ЦК и СНК. Прекрасны парижские воспоминания «Наташи» — С. И. Гопнер. Поучительны записки Е. Д. Стасовой, работавшей в свое время секретарем ЦК. Они говорят о необыкновенной скромности, о чуткости, внимательности, товарищеской заботе, об организованности Ленина. Особая скром­ ность Ленина и простота его оппсапы Г. П. Петровским. Великолепно передана забота Ленина о больном Дзержинском. Ленину до всего было дело. Оп интересовался, какую обувь выдали товарищу, какую шапку, постав­ лены ли графины с водой и стаканы для посетителей Совнаркома. Вспоминается забота Ленина о Сталине, о Г орьком , Се­ рафимовиче, Орджоникидзе, КироЕе. Следует отметить удивительно простые, трогательные рассказы рабочих Трехгор­ ки, которые очень часто встречались с Владимиром Пльичем. «Я видел его (.Тенпна). — рассказывает рабочий Ру- . мянпев. — на первомайском субботника в 1920 г. Он запросто пришел и, присев на бревно, разговаривал с рабочими Трехгорки: таким простым, заботливым, родным и близким останется Ильич на­ всегда в моей памяти». Госполитиздат сделал хорошее дело, выпустив э т у кпигу воспоминании мас­ совым тиражом. Ее с огромным интере­ сом нрочгет л каждый советский воин. Е. МОСКВИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz