На страже Заполярья. 1955 год. Апрель.
8 апреля 1955 г., № 83 (5235). На с т р а ж е З а п о л я р ь я Н а п о л и т и ч е с к и х з а н я т и я х В ЧАСЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ Руководитель вашей группы полити ческих занятий и его помощник уделяют большое внимание организации самостоя тельного чтения слушателями (учебной I серьезностью относятся к изучению каж литературы. В эти часы мы изучаем ос- дои темы. Примером может служить ма- новные вопросы темы, готовимся к пред- трос Фишер. Он тщательно готовится стоящей беседе. занятиям. Во время рассказа вниматель- В начале занятия пропагандист, как но слушает пропагандиста, прилежно правило, рассказывает о значении темы, работает в часы самостоятельной учебы. Формулирует вопросы предстоящей бесе-1 принимает активное участие в беседах. Результат настойчивости Действенность любого политического занятия в значительной степени зависит от того, насколько слушатели глубоко уясняют преподаваемый материал. Мно гие матросы моей группы со всей ды. советует, как надо работать над учебным пособием. На самостоятельном чтении у нас по мимо учебников всегда вывешиваются географические карты, имеются нагляд- Когда на занятиях изучалась тема: «Военная присяга и уставы — неруши мый закон жизни воина», матрос Фишер подобрал по томе дополнительны© мате- (риалы: Уставы Вооруженных Сил СССР, ные пособия, необходимые словари, сира- статьи из «Блокнота агитатора», газет- вочники. а также статьи из газет и жур- ные вырезки и в часы самостоятельной налов, рекомендованные в помощь слуша- подготовки внимательно прочел их. В телям политических занятий. свободное время слушателя можно было Руководитель пруппы и его помощник часто видеть в библиотеке, где он попол ниливидуально работают с теми воинами, нял свои записи, уяснял отдельные во- которым трудно дается усвоение материа- просы. Такая тщательная самостоятсль- ло. Много неясных вопросов возникает у нал работа позволила матросу Фишеру старшего матроса Пропенко. и он всегда! прийти на занятия хорошо подготовлен- находит помощь со стороны старших то- ным и принять активное участие в 6е- варишей. Если в начале учебного года селе. тов. Пропенко отставал в учебе, то те- Отвечая на вопрос руководителя о тре нерь он заметно подтянулся, с помощью бованиях Присяги и (уставов по вопросам пропагандиста приобрел навыки оамосто- воинской дисциплины, слушатель привел ятельной работы над книгой. высказывания В. II. Ленина и II. В. Серьезно и вдумчиво учится старший Сталина по этому вопросу, затем остано- матрос Яцков. Глубоко изучая рекомендо- вился на примерах, показывающих, как ванную литературу, он помогает в этом воины подразделения выполняют устав- товарищам. передает им свой опыт рабо- ные требования. ты над книгой. Воин, в частности, рассказал о моло- К сожалению, v нас еще имеются фак- дом матросе Фирсове. который за корот- ты несерьезного отношения к учебе со кий период времени, благодаря высокой стороны отдельных воинов. Например, дисциплинированности и исполнительно- старший матрос Межевой неправильно сти. добился хороших показателей в бое- использует время, отведенное для само- вон и политической подготовке, стоятельного чтения. В часы, когда мы Рассказ слушателя был содержатсль- изучаем литератору по теме. Межевой ным. Он не только правильно ответил на читает какие-либо журналы или художе- вопрос . но и оумел тесно увязать своз ствсяные произведения, не имеющие от- выступление с жизнью и учебой воинов, ношения к политическим занятиям. Не Хорошие политические знания позволили лучше ведут себя и старшие матросы матросу Фишеру добиться новых успехов Матвеев и Кочетов. В часы самостоятель-1 в учебе и службе, активнее участвовать ного чтения они занимаются чем угодно, только не изучением материала по оче редной теме учебного плана, нередко на рушают дисциплину и мешают товари- юза Советских Социалистических Рес публик» он особенно подробно разобрал вопрос о выдающейся роли Коммунисти ческой партии в создании Советской Ар мии и Военно-Морского Флота. Имея до статочную политическую подготовку, мо рят; постоянно паз’ясняот товарищам труд ные для них вопросы. Много работал Ар тамонов по заданию руководителя группы с Садиковым. который отставал в учебе. Благодаря оказанной помощи сейчас Са дыков стал принимать болею активное участие в беседах. Серьезно работает над повышением своего политического кругозора слуша- тель Чуприна. Kor.ua моряки изучали те му: «Командиры Советской Армии и Во енно-Морокого Флота», он использовал альбом по воинскому воспитанию, ил- люстрапии которого хорошо рассказыва ют о подвигах советских командиров в Великой Отечественной воине, прочел ряд произведений художественной литера туры. Все это дало возможность ему как следует подготовиться к беседе по теме. Матрос Чуприна хорошо успевает на по литзанятиях и имеет серьезные успехи в освоении своей специальности. Чупри- на постоянно оказывает помощь своему сослуживцу матросу Чагину. II эта по мощь дает хорошие результаты. С большим интересом моряки изучали постановления январского Пленума ПК КПСС и материалы второй сессии Вер ховного Совета СССР. Выступления слу шателей на занятиях свидетельствовали об их стремлении ответить на заботу Ком мунистической партии об укреплении мо гущества любимой Родины новыми дости жениями в боевой и политической подго товке. Эти и другие примеры говорят о том. что многие моряки серьезно относят ся в повышению своих политических знаний, тщательно готовятся к каждому занятию. Глубокое изучение моряками тем на Любят воины нашего флота проводить свободное от работы и службы время за чтением художественной литературы. Н А С Н И М К Е : сержант Василий Рощеяко за чтением книги своим товари щам Фото И. Никишова. В КОМНАТЕ ПОЛИТПРОСВЕТРАБОТЫ В нашем подразделении вошло в прак тику планирование предвыходных и вы ходных дней. Обычно план культурно-мас совых мероприятии разрабатывается при уччзстии комсомольского актива подразде ления, и после утверждения его команди ром доводится до сведения всего лич ного состава. Центром проведения многих культурно- массовых мероприятии является ком ната политико-просветительной работы. Эта комната — лучшее помещение в под разделении. В ней находится хорошая ме бель. На стенах — портреты руководите лей Коммунистической партии и Совет ского правительства. тексты Гимна Сойот ского Союза и Военной присяги. Красочно оформлены стенды, рассказывающие вои нам о достижениях советского парода в строительство коммунизма в нашей стра не. о Государственном бюджете СССР на 1955 год. о решениях январского П.тсну- в оошественнои ваооте. Большое значение в глубоком изучении каждой темы имеет самостоятельная га- ботз слушателей над книгой. Много вре- тцам. Это. конечно, отрицательно сказы-1 мени отдает чтению политической лите- вается на их знаниях. На самостоятельном чтении матросы усваивают основное содержание материа ла. учатся делать выводы из прочитан ного для своей практической деятельно сти. Это помогает им добиваться новых успехов в повседневной службе и работе, по-настоящем^ бороться за укрепление дисциплины в подразделении. Долг каж дого матроса — внимательно использо вать время, отведенное для самостоятель ного чтения. Стаошина 1 статьи Н. ВОЛКОВ. Старательность в учёбе Настойчиво и постоянно работает над повышением своих политических знаний матрос Лавровский — один из активных слушателей группы политических заня тий. ратуры матрос Артамонов. Так. во время изучения темы: «Вооруженные Силы Со- политических занятиях спосооствует по- ма Щ{ КПСС и второй сессии Верховного выиюнию их сознательности, мобилизует | С опота ССОР. воинов на оорьоу за дальнейшее совер шенствование боевой готовности подраз деления. Большинство слушателей груп пы имеет высокие показатели в бое вой учебе. Старший лейтенант Г. КАЛАШНИКОВ, руководитель группы политзанятий. Книга — наш друг и советчик Художественная литература ипрает ог ромную роль в коммунистическом восни танин воинов. Недаром говорят: «Книга — наш друг и советчик». В художест венных произведениях мы получаем отве ты на многие интересующие и волную щие пас вопросы , в них мы находим об разы, которым хочется подражать. Руководитель группы и товарищи по советовали мне больше, систематически читать художественную, политическую и научно-популярную литературу. читать вдумчиво, на первых порах для запоми нания даже записывать кратко содержа ние произведений. Я так и поступал. Рс- На одной из бесед Лавровский обстоя-1 зультаты сказались скоро. Художествен- тельно охарактеризовал коренные преи мущества социалистической системы пе ред капиталистической, рассказал о тех грандиозных изменениях, которые про изошли в нашей стране после Великой Октябрьской социалистической револю ции. Воин вассказал о великой заботе, ко- нЫе произведения стали для меня важ ным подепопьем в политической учебе. Например, на беседе по теме о граждан ской войне в своем выступлении я при водил примеры из прочитанных мною книг А. Толстого «Хождение по мукам» и «Хлеб». Когда в группе речь шла о вос становительном периоде после ликвида- торую проявляют Коммунистическая пар- пин иностранной военной интервенции и тия и Советское ппавительство о благе советских людей, о дальнейшем процве тании социалистической Родины. Высокая политическая сознательность матроса Лавровского положительно сказы вается на его повседневной службе, ра боте. дисциплине. Старший матпос И . РОДИЧЕВ. гражданской воины, о коллективизации сельского хозяйства, я мог свободно под твердить свои мысли фактами и событи ями. описанными в романах Ф. Гладкова «Цемент» и М. Шолохова «Поднятая це лина». На нашем корабле книги в большом почете. У нас почти вое матросы и стар- Многие воины, приходя в комнату’, по долгу останавливаются у большого и ин тересного стенда «Жить и учиться по ус тавам». Этот стенд рассказывает о пов седневной, будничной, суровой, но почет ней и ответственной службе советских воинов, призывает их к новым достиже ниям в боевой и политической подготов ке. На видном месте Грамота Командующего Северным флотом, которой он наградил нашу комнату политико-просветительной работы за активнее участию в воспи тательной и культурно-массовой работе. В комнате имеются музыкальные инстру менты. настольные игры, газеты и жур налы. Благодаря заботе коммуниста Голика в ней всегда уютно и тепло, она своевре менно обновляется наглядной агитацией. Ежедневно в комнату доставляются све- жно номера газет. Здесь для воинов шины регулярно и с увлечением читают художественную литературу. II вечера-ми в свободное время в кубриках всегда можно услышать оживленные беседы о прочитанных книгах, дружеские споры о положительных и отрицательных героях романов и повестей советских писателей. Активным пропагандистом книг у нас является номон!ник руководителя группы политзанятий, отличник боевой и поли тической подготовки старший матрос Инатович. Он сам много читает п охотно I регулярно читаются лекции, доклады, про. рассказывает товарищам о прочитанных водятся беседы, тематические и литера- произведениях. Постоянно читают худо- турные вечера, литературные виктори- жественную литературу старшины 2 ста- ны. читательские конференции. Особенно тьи Поздняков. Софронов. матросы П ри - интересно прошла читательская конферен- бытков. Еремин и многие другие моряки, ция по роману Н. Островского «Как зака- Все они имеют отлиииые показатели в лялась сталь». Активно участвовали в политической подготовке. подготовке к ней старшина Николаев и В эти дни мы с глубоким интересом тов. Энина. изучаем исторические решения январско- Еще задолго до читательской копферен- го Пленума ЦК КПСС и второй сессии шги всем воинам подразделения была со- Верховного Совета СССР. Воины видят в общона тома н рекомендована литература, этих документах новое проявление неу- В библиотеке проводились консультации, стенной заботы Коммунистической пар- беседы, по отдельным вопросам тов. Энн тин и Советского правительства об эко- на давала советы, рассказывала, как луч- номичсском расцвете нашей Родины, о т е подготовиться к литературному меро- благе народа, об укреплении обороноспо- приятию . собности страны. Вместо с тем моряки Особенно содержательным на кот[ю1к?н- проннкаются стремлением лучше вьгпол- пии было выступление младшего соржан- (нлть свои задачи, неустанно повышать та Чернова. Рассказывая о Павле Корча- боевую готовность родного корабля. типе, он подчеркнул, что жизнь комсо- Старший матрос И. САМУСЕВИЧ. I мольца Корчагина является ярким приме ром беззаветного служения своей Родине. Кшь1кмютсия прошла интересно и с болыной активиостью. Кроме лекций, докладов, бесед, литера турных вечеров и читательских конфе ренций в комнате нолитпросветглботы нередко проводятся шахматно-шашечные турниры и другие культурно-массовые ме роприятия. 11едавно комсомолец 'Гамме пропел здесь (-огне одновременной игры в шахматы на десяти досках. В нашей комнате неоднократно и с большим успехом выступал коллективсол датской художественной самодеятельности. Наиболее активными участниками и орга низаторами самодеятельности являются комсомольцы Синкевич, Журавкин, Чайко л другие. Большой популярностью среди воинов пользовались акробатическая и танцевальная группы. Активисты — комсомольцы подразделе ния заботятся не только об организации мероприятий в комнате политпросветр.або- ты. Значительное внимание они уделяют также спортивным мероприятиям, органи зации различных массовых игр. В зимний период спортсмены нашего подразделения .завоевали первое место на лыжных соревнованиях. Активное участие в развитии спорта пршигма.ти тт. Раг^-- шин. Лоскутов и другие. Партийная и комсомольская организа ции, активисты комнаты политпрог.ветра- боты организовали посещение воинами музея Северного флота, где они ознакоми лись с героическим боевым прошлым род ного Флота Кроме того, у нас нередко проводятся товарищеские вгтрочп с моряками боевых кораблей. На кораблях солдаты и сев- гг.анты знакомятся с жизнью моряков, об мениваются опытом организации культур ного досуга в выходные дни. деятельно сти кают иолитпросветработы. Экскурсии на осевые корабли способствуют укрепле нию дружбы с моряками. Однако наряду с некоторыми успехами в планировании и организации досуга личного состава имеются и существенные недостатки. У нас пока еще слабо пропа гандируют успехи отличников уч*ч}ы. пе редовой опыт их службы. Советский народ по-отечески заботится о воинах, об удовлетворении их запросов. У нас есть все необходимее и для куль турного отдыха личного состава. Но не- гедко. п солгалснию. музыкальные инст рументы содержатся но по-хозяйски. На пример, вот уже третий год пианино расстроено, и воины но могут им пользо ваться. Опыт показывает, что продуманная ор ганизация досуга воинов способствуют по вышению дисциплины личного состава, достижению новых успехов в боевой и по литической подготовке, укреплению здо рового быта воинов. Лейтенант Н. БЕЛИК. К ВОПРОСУ О СОВЕТСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ Как сообщалось в печати, 16 февраля советский представитель в Токио А. И. Домницкий в ответ на ноту от 5 февраля японского постоянного наблюдателя при ООН посла Савада сделал заявление ■премьер-министру Японии Хатояма. В этом заявлении указывалось, что Совет ское правительство с удовлетзопрлием принимает содержащееся в ноте заявле ние Японского правительства о том, что оно согласно с предложением Советского правительства обменяться мнениями по вопросу о возможных шагах в направле нии нормализации японо-советских отно шений и готово вступить в переговоры с этой целью. 23 Февраля японский посол Савада вручил советскому представителю в ООН А. А. Соболеву ответную ноту Японскою правительства. В этой ноте Японское правительство заявило о.своей готовности начать переговоры по вопросу о нормали зации японо-советских отношении и о том, что оно склонно избрать в качестве места для ведения переговоров Ныо-Порк. 4 апреля советский представитель в Токио А. П. Домницкий встретился с •представителем Японского празитедьства т-ном Мацумото и вручил ему заявление следующего содержания: «Для передачи премьер-министру Япо нии господину Хатояма. 23 февраля японский наблюдатель при ООН посол Савада вручил постоянному представителю СССР в ООН послу Соболе ву ноту по вопросу о мосте предполагае мых переговоров о нормализации совет ско-японских отношений. Советское правительство, и зу чи в упо мянутую но ту Японсксго правительства, пришло к заключению, что в сложившихся условиях в качестве места для ведения советско-японских переговоров представ ляется целесообразным избрать одну из столиц непосредственно заинтересованных стран, а именно Токио пли Москву. Советское правительство учитывает при этом, что в известных заявлениях премьер-министра г-на Хатояма в гг. Фу куока и Кагосима (5 и 7 февраля) гово рилось о возможности ведения упомяну тых переговоров в Москве или Токио. В этом же смысле высказывались и пред ставители японской стороны в беседах с советским представителем в Токио. В связи с вышеизложенным, Советское правительство хотело бы знать мнение Японского правительства о проведетгии советско-япопских переговоров по вопросу нормализации отношений в Москве или Токио». Ответ Японского правительства па за явление Советского правительства от 4 апреля еще не получен. Однако, по сообщениям иностранной печати, уклзаниое заявление Советского правительства обсуждалось 6 апреля па заседании Комиссии по иностранным де лам нижней палаты японского парламен та. В своем выступлении на этом засе дании министр иностранных дел Японии г-н Сигемицу. касаясь содержания заяв ления Советского правительства, сказал, в частности, что представители япопской стороны в беседах с советским предста вителем в Токио будто бы не заявляли о возможности ведения советско-японских переговоров в Москве и.тп Токио. Как стало известно, это утверждение г-на Сигемицу не соответствует фактам. В дсГьстоительности при имевших место встречах с советским представителем А. II. Домнипжим представители японской стороны высказывались в том смысле, что переговоры о нормализации советско- японских отношений могли бы быть проведены в Москве или Токио. (ТАСС). К 85-летию со дня рождения В. И . Ленина С л о в о о Л е ж ж ж е С большим вниманием и великой поль зой для себя советский читатель прочтет эту небольшую, рокую и теплую книгу.*) Авторы воспоминаний о Ленине не бе рут яа себя задачу всесторонне показать образ великого вождя я организатора Коммунистической партии, создателя Со ветского государства. Они ограничи ваются, как о том пишет Г. М. Кржижа новский, «подбором некоторого материа ла*. А для нас он является весьма цен ным. обогащает нас. прибавляет нам си лы. вдохновляет в труде. Формирует во лю. Ленин для коммунистов и беспартий ных является величайшим примером слу жения делу народа и партии. Он ^был есть и будет всегда нашим мудрейшим учителем. Ученик и продолжатель великого дела Ленина — FT В. Сталин в беседе с немец ким писателем Э. Людвигом говорил: «Что касается меня, то я только ученик Ленина и цель моей жизни — быть до стойным его учеником». И Сталин при зывал нас к тому, чтобы мы всегда пом нили. всегда ягобили, всегда изучали Ильича. Г. М. Кржижановский вспоминает, что невысокая Фигура Ленина, в обычном картузике, легко могла затеряться в лю бом Фабричном квартале. А переодевшись, Вла!имир Ильич мог затеряться и в лю бой толпе волжских крестьян. В нем не было вн°шнего- показного блеска. Его темнокарие. необыкновенно проница тельные глаза, полные внутренней силы и энергии, смуглое, жизнерадостное лицо с несколько восточным оттенком всегда подтверждали, что это был человек необычный. Один известный Французский с^льптов. не зная- конечно, дальней шей исторической судьбы Владимира Ильича, был восхищен очертаниями его •)«Босм >минания о В. И. Ленине». И з дание Г эгпг\итиздата Мэгква, 1954 г. Стр. 104, тираж 200 тысяч, выпуклого лба. Он предлагал Ленину вы лепить его голову, в которой он, как ху дожник, видел особую духовную красо ту. Ленин был непримиримейшим врагом филистерства, обывательщины, прими ренчества. Он был душой коллектива. В присутствии Ильича создавалась особая атмосфера чистоты, творческого под’ема. Многосторонне одаренный, Ленин был сильным, на редкость трудоспособным че ловеком. Жизненная энергия его била ключом. В сибирской ссылке, как об этом пишет Кржижановский. Ленин говорил: «Вот именно так, если здоровый человек хочет есть, — так уж хочет по-настоя щему: хочет спать — так уж так. что не станет разбирать, придется ли ему спать на мягкой кровати или нет, и если возненавидит, — так уж тоже по-настоя щему». Кржижановский пишет, что у 23-лет него Владимира Ильича всегда были соб раны особые черты душевной опрятности, непрестанного горения, которые были равносильны готовности к подвигу и са мопожертвованию. В книге рассказывает ся о Фамильной трагедии Ульяновых, и перед читателем встает образ старшего брата Ленина— Александра Ульянова, каз ненного в 1887 году. На ряде примеров Ленин показан как верный друг и учи тель питерских рабочих, которые дали ему за его светлый ум кличку «Старик». Ленин — это клокочущая полнотой жизнь! И когда он ку1а-нибу!ь отлучал ся, то как-то сразу меркли краски, а мысли летели за ним вдогонку. Владимир Ильич был отличнейший ли тератор и полемист, с гневом ниспровер гающий всех тех. кто становился па пути революционной мысли, кто искажал ис торическую ооль пролетариата. Работа Владимира Ильича «Что такое «друзья народа» и как опп воюют протип социал- демократов?». написанная 60 лет тому назад, как о том справедливо указывает ся в книге, была и по пророческому пред видению, и по яркости, и по силе анали за изумительной. Ленин со своей страст ной душой и пламенным сердцем стал великим другом и вождем трудящихся масс Глубокой ночью 8 декабря 1895 года Кржижановский оказался на Шпалерной улице в петербургской «Предварилке». Многих сломило тюремное заключение. Но дружба с Владимиром Ильичом быласиль нее пыток и смерти. «Получить и про честь его письмо— это означаю немедлен но подбодриться и подтянуться духовно». Владимир Ильич, находясь в тюремной клетке, вступил в немедленные перегово ры. освоив азбуку, сигнализацию пальца ми. Он сигнализировал, мгновенно нала живал связи, писал брошюры, листовки, письма. 14 месяцев просидели Ленин и его товарищи в «Предварилке». Но тю ремная связь с «волей» но прекращалась ни на один день. Сосланный царским правительством в Восточную Сибирь, В. И. Ленин был в постоянном общении с ссыльными и с Россией. Там он проходил свои сверхуни- ворситеты. Там он писал свою книгу «Развитие капитализма в России», в ко торой действительно мыслям было про сторно . а словам тесно. Веселый, живой, общительный. Ленин завоевал огромные симпатии крестьян се ла Шушепского. Свой рабочий день он распределял строго и точно до последней мппуты. Он, как никто, умел трудиться и отдыхать. Он любил морозный сибир ский воздух, быструю ходьбу, катание па коньках, игру в шахматы, охоту. И. чи тая об этом, видишь любимый образ Ленипа. «Каждому в его присутствии, — вспоминает Кржижановский. — хотелось быть лучше, чем он есть». Читая книгу, хорошо представляешь Ильича, шагающего с друзьями по берегу широкого Енисея. Перед ним искрятся бескоцечцые сибирские снега. Владимир Ильич рассказывает друзьям о своих пла нах по возвращении из ссылки — об ор ганизации газеты и се пздаппи за гпапп- цей. Из «Искры» возгорелось пламя. Оно возгорелось Октябрьским пожаром, зажег шим «красную зорю над всем порабощен ным МИРОМ». В кипящем котле эмигрантской борьбы в группе редакторов «Искры» Ленин оказал ся в полнейшем одиночестве. «Большин ство жал этого муравейника было направ лено против Владимира Ильича». Даль нейшие события показали, что был прав только Владимир Ильич. Большевизм и меньшевизм оказались двумя диаметраль- по-противоположными движениями. Вла димир Ильич стал признанным вождем пролетарской революции. Очень ярко передано в книге выступление Вла димира Ильича на митинге в Народном доме графини Паниной. Выступали там кадеты и трудовики , но железная логика Ленина опрокидывала все их расчеты, Лспин сходит с трибуны под гром апло дисментов. Ц. С. Зели5сон-Бобровская в своих воспоминаниях возвращает пас «к зага дочному «Старику», к неизвестному ей тогда Тулину, Петрову, Ильину (подполь ные клички Ленина), который якобы, как рассказывали, имел «тяжелый характер», не шел ни на какие уступки даже «само му» Плеханову. Ленин вел глубокую ц принципиальную борьбу по коренным во- п:ч)оам программы пролетарской партии. Собирательное имя — Ленин возвышалось над всеми, и в то же время оно было простым и великим. Зеликсон-Бобровская запечатлела бла городный образ Владимира Ильича, образы Надежды Константиновны и ее чудесной матери — Елизаветы Васильевны Круп ской. которая никогда не расставалась с дочерью, неизменно следуя за пей и в ссылку и в эмиграцию. Эти страницы чи таются с большим волнением. «Вот. уткнулись там наверху в свои книги и тетради.— ворчливо и добродуш но говорила Елизавета Васильевна, — мучает себя па работе Владимир Ильич и Надю замучил — покушать не дозовешь ся их». В кухне, в предместье Сешерон, на даче «Ильича», на случаи прихода гостей всегда кипел эмалированный чаи- инк. В двух верхних комнатах на про стых столах — журналы, рукописи, га зетные вырезки, койка, прикрытая пле дом, пара стульев. В. И. Ленин сидит па подоконнике, поджав ногу. Он пишет. Надежда Константинозна расшифровывает информацию о положении дел в России. Ленин одет по-студенчески в темноеншою ластиковую косоворотку на выпуск ... Заметив вошедшую, приехавшую из ки евской тюрьмы, Лепич торопится к ней и расспрашивает о делах в России. Подшу чивая за столом и отвечая на вопрос Б обровской о разногласиях, Ленин метко сказал: — Мы с Юлием (Мартовым) теперь хо дим по разным тротуарам Женевы. За видев друг друга издали, каждый из нас переходит па противоположный тротуар, а что касается Плеханова, то я с ним состою в переписке. Подписываюсь но преданный Вам Ленин, а преданный Вамп Ленин. Деталями хорошо фиксируется беззавет ная преданность Ленина делу партии, рабочего класса. II мы хорошо понимаем, как его собственная жизнь сливалась с жнзныо партии. Он говорил , что члены партии, непосредственно связанные с мас сой. должпы камень за камнем заклады вать великое здание партии. — Немножечко больше веры в своп силы! Необходимо немпожечко больше веры! — говорил Ильич тем. кто впадал в уныние. Богат разнообразием материал книги. Никогда гениальная прозорливость Ленина но проявлялась так полно и отчетливо, как во время революционных взрывов . В дни революционных поворотов оп бук вально расцветал, становился ясновид цем, предугадывал движение классов и вероятные зигзаги революции, видя их, как на ладони. В. А. Карпинский передает нам образ Ленина — редактора газеты, в основу ра боты которого положен был главный принцип — коллективность творчества. Леипп любил эту работу, с особым ува жением он относился к печатному слову. Он требовал основательного изучения п освещения материала, не терпел «всезнай ства». В каждой статье он искал живую, i свежую мысль, ялвое, яркое слово, искор ку таланта. С особой любовью Ленин правил статьи и заметки рабочих. Он требовал ясности, краткости, точности изложения, выразительности. Он сам под бирал шрифты, давал меткие заголовки п обязательно требовал выхода газеты в срок. «Такого внимания ко всем деталям редакторской работы и к саш1М работни кам, — замечает В. А. Карпинский, — я не встречал im у когб и никогда». И если Ленин давал руководящие указания, то они делались в товарищеской Форме, без малейшей тени какого-либо поучения, наставления. Владимир Ильич при сверх человеческой загруженности находил время беседовать с ходеками. Для него знать мнение рядового рабочего, кресть янина было не менее важно, чем знать мненпе членов ЦК и СНК. Прекрасны парижские воспоминания «Наташи» — С. И. Гопнер. Поучительны записки Е. Д. Стасовой, работавшей в свое время секретарем ЦК. Они говорят о необыкновенной скромности, о чуткости, внимательности, товарищеской заботе, об организованности Ленина. Особая скром ность Ленина и простота его оппсапы Г. П. Петровским. Великолепно передана забота Ленина о больном Дзержинском. Ленину до всего было дело. Оп интересовался, какую обувь выдали товарищу, какую шапку, постав лены ли графины с водой и стаканы для посетителей Совнаркома. Вспоминается забота Ленина о Сталине, о Г орьком , Се рафимовиче, Орджоникидзе, КироЕе. Следует отметить удивительно простые, трогательные рассказы рабочих Трехгор ки, которые очень часто встречались с Владимиром Пльичем. «Я видел его (.Тенпна). — рассказывает рабочий Ру- . мянпев. — на первомайском субботника в 1920 г. Он запросто пришел и, присев на бревно, разговаривал с рабочими Трехгорки: таким простым, заботливым, родным и близким останется Ильич на всегда в моей памяти». Госполитиздат сделал хорошее дело, выпустив э т у кпигу воспоминании мас совым тиражом. Ее с огромным интере сом нрочгет л каждый советский воин. Е. МОСКВИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz