На страже Заполярья. 1955 год. Апрель.
2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 7 апреля 1355 г., № S2 (5234). Каждый час занят учёбой Мастерство приобретается в походах Воины с силон обрушивались на «о рабль. По палубе прокатывались тонны воды. Штормовые леера то ослабевали то вновь натягивались, как струны. «В такую погоау держись и держись — думает матрос Медведев. — Не зря говорят, что море любит смелых, зака ленных и выносливых. Без этих качеств сейчас, пожалуй, и не управиться бы». Надо сказать. Медведев сначала плохо переносил качку. Кружилась голова и подчас казалось, что в таких условиях невозможно сделать что-либо. Но посте пенно воин привык к трудностям, возму жал в борьбе с ними. Как-то » походе матрос обслуживал турбо-м.-. ! нь л насос. Отстояв вахту, он спустился в кубрик и лег на койку — в это время ему можно было отдыхать. Воин долго ворочался с боку на бок. На стал час обеда. Медведев не поднимался. — Наверное, плохо чувствуете себя? — спросил подчиненного старшина 2 ста тьи Глебов. — Да, — признался матрос. — Идите кушать, а затем на вахт)*! Вскоре моряки построились для разво да. Медведев с трудом преодолевал охва тившую его слабость. Когда личный со став отпустили, он вышел на палубу. Матроса обдуло свежим ветром, и он по чувствовал себя лучше. Спускаясь в ма шинное отделение, он ощутил запах ис паряющегося от жары масла. Моряк кре пился. Вахту Медведев принял, как положено, по-уставному. Старшина проверил работу насоса. Убедившись, что все в порядки, он сказал подчиненному: — Молодец, Медведев. А я уж думал, что вы не сможете стоять вахту. Медведев оживился и не без гордости ответил: — Теперь я чувствую себя лучше. Ободренный словами командира, он по верил в свои силы, решил, что сможет выдержать любые испытания. И выдер жал. А теперь моряк в самом трудном похо де хорошо подносит качку. Вот и сейчас ой бдительно несет валту. На верхней площадке у механизмов стоит старший матрос Головин. Он обслу живает турбогенератор. В результате сильной качки засорился приемный мас ляный фильтр. Необходимо устранить неисправность. Воин доложил о случив шемся старшине вахты и с его разреше ния приступил к делу. Отдавать гайки фильтра трудно. Качка осложняет работу. Ноги скользят по пай- олам, и одной рукой приходится крепко держаться за станину генератора. Масло при работе сильно нагрелось, и фильтр голыми руками не взять. Воин надел ру кавицы. В них работать неудобно. Но все- таки гайки отданы. Осталось продуть фильтр паром. Головин открыл продува ние и поставил Ф ильтр под струю пара. Сильно жжет руки. Наконец, фильтр очищен и поставлен на место. Турбо генератор снова введен в действие. За быстрые и правильные действия в походе командир поощрил матроса Головина. . У переднего Фронта старший матрос Мордашов. Он управляет маневровым уст ройством. Ответственный пост. Здесь нужно быть очень бдительным. Малейшая оплошность или растерянность повлияет на ход корабля. П воин зорко следит за показаниями приборов. Моряк удерживает заданную скорость. А шторм усиливается. Внезапно ко рабль сильно накренился на один борт. В это время раздался ревун, и стрелка машинного телеграфа передвинулась. Мор дашов держится за клапан переднего хо да. В таком положении трудно обеспе чить заданный ход. Но моряк энер гично подал корпус в сторону, противо положную Коену, н перевел р у чк у теле графа. 3|атем установил число форсунок на котельном телеграфе и начал откры вать клапан. Ход набран своевременно. Старшина вахты спокойно смотрит, как ■' ки. Он закаленный и выносливый воин. Уж такое правило у моряков — на каком бы посту ни стоял, какой бы ме ханизм ни обслуживал, — будь всегда начеку, готовым к преодолению любых трудностей. Всякое дело на корабле важ но. Взять хотя бы смазку линии вала. Смотреть за температурой подшипников и наличием масла в них приходится часто. А они расположены почти втоль всего ко рабля. Старший матрос Колчпн хорошо справляется со своими обязанностями. В одном из походов воин ночью проби рался по палубе, крепко держась за штормовые леера. Его с ног до головы окатило холодной забортной водой. Оче редная волна грозила смыть Кгтчина. Но он хорошо ориентируется в темноте, неплохо знает повадки моря. Воин юрк нул в люк машинного отделения и из бежал опасности. Не успев обсохнуть, он вновь отправился осматривать линию ва ла. Старший матрос в любых условиях бдительно несет вахту. Ответственная задача выпала на долю матроса Якимова. Ночью неожиданно по гас гакобортный огонь. Командир прика зал исправить повреждение. Якимов от крыл щит. Предохранители были целы. Значит, перегорела лампочка. Воин стал пробираться на корму. Рискуя оказаться за бортом, моряк выполнял приказ коман дира. Вскоре огонь скова стал светить. Но теперь нужно возвращаться. Яки мов успел добежать до люка румпельного отделения, когда его настигла волна. Матрос успел открыть люк и ухватился за центральный запор. В этот же момент он очутился весь в воде. Воин крепко сжимал в руках запор. Он ничего не ви дел, но знал, что продержаться нужно недолго, и, когда волна схлынет, можно будет продолжать движение. Матрос на пряг мускулы. Ловкий и выносливый мо ряк вышел из этой схватки победителем. Несмотря на трудности, он выполнил при каз командира. На корабле об’яшлена боевая тревога. Матросы и старшины быстро занимают места. Начинается тренировка. В машин ном отделении погас свет. Пз поста энергетики и живучести поступила ввод ная: — Пробоина в горловине расходной масляной спстерны! Матросы расторопно и бесшумно под носят нужный материал. У каждого из них есть аварийный фонарь. Воины хо рошо знают расположение механизмов, горловин и магистралей отсека. Ставший матрос. Романов и матрос Гонтарь умело борются эа живучесть кграбля. Неисправ ность во-время устранена. На верхней палубе идет боевая учеба. У орудий четко работают комендоры. Старшина 2 статьи Селезнев обращает особое внимание на приписных. Каждый моряк, расписанный на орудии, должен мастерски выполнять свои обязанности. Селезнев снимает нормативы у (команд заряжания. Корабль сильно качает. Лю тый ветер обжигает лица воинов. Это очень мешает артиллеристам. Однако Се лезнев требует, чтобы подчиненные укла дывались в нормативы. Вой может прохо дить в любых условиях. Это хорошо по нимают и старшина и матросы. Старшина отмечает, что команда заря жания начинает перекрывать нормативы. Справляются со своими задачами и при писные. Прямо надо сказать, дело идгт неплохо. Корабль вернулся в базу. Подведены итоги. Офицеры отметили, что в море воины показали себя стойкими и зака ленными. Эти качества у воинов корабля выраба тываются в ходе напряженной боевой учебы в каждом плавании. Большую по мощь в этом оказывают и занятия спор том. Многие на корабле увлекаются штангой. Моряки сдают нормы на значок ГТО. Проводятся шлюпочные гонки. Так приобретается сила и крепнет во ля личного состава экипажа. В походах Больше внимания воспитанию и обучению старшин Техника, которую обслуживает матрос Михаил Туроппев всегда в готовности к действию. За безупречное выполнение своего воинского долга классный специа лист Туровцев имеет несколько благодар ностей от командования. Н А С Н И М К Е : машинист-турбинист матрос М . Туровиев на вахте. Фото И. Никишова. Передовой котельный машинист Матрос Лупанов с первых дней служ бы старательно изучает свою специаль ность. Если воин в чем-нибудь не мог разобщаться сам. он просил раз’яснейия у командира. у своих товарищей, кото рые охотно eMiy помогали. Благодаря настойчивости в учебе. Л«у- панов в короткий срок сумел неплохо изучить свое эаведывгние. Вошн содер жит технику в образцовом порядке. При казом командира воин об’явлен отлични ком боевой и политической подготовки. Но успехи не остановили воина. Он попрежнему упорно и повседневно повы шает своп знания по специальности. Не давно Лупанову было присвоено очеред ное звание. Командир корабля послал письмо его родителям, в котором благода рил их за хорошее воспитание сына. Много полезного для себя Лупанов приобрел во время морских походов Од нажды воин пес вахту у пптанпя. неот рывно следя эа уровнем воды в котле. Вдруг лопнуло водомерное стекло. Лупа нов не растерялся, быстро перекрыл во домерную колонку, чтобы не пост)'пал пар в котелытке отделение, а затем, по лучив разрешение от старшины вахты, умело и быстро устранил неисправность. Старшина 2 статьи Д. Н0Н0ВАЛ0В . --- О--- Как известно, современный бой тре бует высокой боевой выучки, стойкости, мужества и большой Физической вынос ливости. Все эти качества повседневно должны воспитывать старшины у матро сов. Но для того, чтобы воспитывать воинов, старшины сами должны обла дать высокими морально-боевьгмп каче ствами. В воспитании старшинского состава большая обязанность ложится на коман диров подразделений, на партийные и комсомольские организации. Они призва ны воспитывать старшин в духе безза ветной преданности Коммунистической партии и Советскому правительству, строгого соблюдения требований Военной присяги, уставов, любви к своей специ альности. к боевой технике. Большое внимание воспитанию стар шинского состава уделяет офицер Лав рентьев. который наряду с требователь ностью проявляет о них заботу и по вседневно обучает их. Много трудностей пришлось попытать на первых порах старшине 1 статьи Тузову в работе с подчиненными. Преодо лев трудности помог прежде всего офи цер Лаврентьев. Он познакомил старшину с методикой работы с подчиненными, подсказал наиболее действенные приемы успешного воспитания матросов, давал советы по укреплению воинской дисци плины. Все это положительно сказалось на работе старшины. Сейчас Тузов яв- к чему может привести паниоратство с подчиненными, и потребовал от старшины беспристрастного отношения ко воем вои нам без исключения. В беседе он привел слова М. П. Калинина: «Ты мой дружок, это очень хорошо, но если ты небрежно относишься к работе, прогуливаешь, уви ливаешь от производственных заданий, то я с те)эя спрошу больше, чем с дру гого. и сильней взгрею». Беседа дала свои результаты. Бирюков стал подходить в своей работе ко всем одинаково требовательно. Правильно на правленная работа по воспитанию и обу чению старшин положительно сказалась на дисциплине и организации службы в подразделении. Те. кто раньше был нару шителем дисциплины, сейчас вышел в ряды передовых воинов. К таким можно отнести Привалова. Яркова. Аверина. Большая помощь в воспитании и обу чении старшин была оказана командиру подразделения со стеамшы партийной и комсомольской организаций. По их ини- цпативз были проведены в этом году беседы со старшинами по вопросам: «Старшина — ближайший помощник командира», «Дисциплинарная прак тика старшины» и др. Проведено два сбора старшин. Первый по вопросу: «Об мен опытом старшин по воошттанию под чиненных». На нем выступили лучшие старшины корабля Тузов и Селиванов, которые рассказали о своей практике ра боты. На втором сборе были разобраны ляется специалистом второго класса и ; два вопроса: «Старшина — требователь- к ^о р о т Л Ъ о Х О Р О Ш О освоил свою специаль ность старший матрос Новиков. Пере довой радиотелеграфист за безупреч ную службу награжден ценным подар ком и сфотографирован при разверну том Знамени части. Матрос В. Маслов. О В О Б Р А З Ц О В О М состоянии со держит свой участок линии связи пе редовой воин старший матрос Бобылев. Он активно участвует в общественной жизни подразделения. Недавно Бобы лев награжден Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ . Старшина 2 статьи А . Старостин. лучшим старшиной кораоля. в подчине нии которого находятся несколько стар шин отделений. Осохю вшгмание уделяет офицер вос питанию старшин — командиров отделе ний. Он понижает, что от них во многом зависит успех боевой подготовки. Благо датные результаты приносит молодым старшинам индивидуальная помощь командира. Однажды офицер Лаврентьев заметил, что вновь назначенный коман дир отделения Бирюков проявляет неу мение в подходе к своим подчиненным, недостаточную требовательность. Он вы звал к себе старшину, обстоятельно по беседовал с ним. В беседе выяснилось, что низкая требовательность к матросу Закарджано'ву со стороны Бирюкова обго няется тем. что За.карджанев пришел на корабль одновременно с Бирюковым. Они бьг.ти большими друзьями . Офицер пока зал старшине на конкретных примерах. ныи воспитатель своих подчиненных» и «Повинуйся командиру и защищай его в бою». Прокеденные мероприятия способство вали формированию у старшин высоких морально-боевых качеств, твердой коман дирской во.ти. Надо сказать, что несмотря на боль ною воспитательную работу со старши нами. которую ведет большинство офи церов корабля, отдельные старшины все- таки не в полной меце выполняют свои функции. Это отчасти об'яс.^пгтся тем, что подготовке старшинского состава кое- где уделяется недостаточное впиманпе. Необходимо помнить, что только при ус ловии улучшения воспитания и обучения старшин мы сможем добиться такой ор- гантгзании службы и дисциплины, какую требуют от нас Присяга и уставы. Лейтенант А. КОРОВИН. работает подчиненный на боевом посту, моряки воспитывают в сеое высокие мо- Он уверен — все будет сделано хорошо, рально-боевые качества, без которых Мордашов — классный специалист, от- немыслима победа в современном морском личник боевой и политической подготов- 1 бою. Матрос Г. МАКОВ. О В С В О Б О Д Н О Е В Р ЕМ Я ма трос Вакула часто просиживает над ' схемами и учебником. Он упорно овла- !• девает сложной боевой техникой, хоро шо несет вахту. Матрос Вакула пока зывает пример в службе другим вой- !’ нам подразделения. Младшни сержант Е . Никитюк. Инициатива и настойчивость Стрелки электрических приборов показывают, что по цепи проходит ток нор мальной силы. Аппаратура работает исправно. Воины бдительно несут вахту. Но вот стрелки приборов резко сдвинулись влево, а скоро и совсем остановились в положе нии «тока нет». Бездействует аппаратура. Нужно немедленно отыскать неисправ ность. Но это не так-то просто. Повреждения электрической цепи бывают разные. Может случиться замыкание в линии, обрыв провода, а может просто электростанция перестала подавать энер гию. Времени для устранения любой пз этих неисправностей потребуется гораздо больше, чем позволяют условия радповахты. На этот раз питание вырубилось не случайно. Пдет учение радистов и электрп- ков-дпзелистов. «Неисправность» создана специально. Однако прошло несколько мгновений, и стрелки приборов подпрыгнули вверх и прочно установились в поло жении «нормальный ток». Электрик-дизелист подал аварийное питание. Хорошо справился со своей задачей старший натрое Смирнов. В начале службы Смирнов тратил две-трп мпнуты, чтобы завести дизель. Воин отлично понимал, что время, необходимое на выполнение приема, надо сократить. Но за счет чего? Однажды, несколько раз заводя и выключая дизель, С-мирноз заметил, что инструмент лежит слишком далеко, и, чтобы достать его, нужно сделать несколь ко лишних движений. Воин неправильно вставилключ и не довернул с первого раза ручку. На повторные движения было потрачено драгоценное время. Смирнов поста рался избежать этих недостатков и сэкономил на этом почти минуту. Настойчивость в учебе дала хорошие плоды. Вместе с другими воинами стар ший матрос Смирнов сдал экзамены на специалиста второго класса. Старший матрос В. МЕНЧЕНЯ . — Беречь — народное доброI П И С Ь М А В О Е Н К О Р О В Любовь к технике В нашем подразделении служит не мало воинов, которые добились отлич ных показателей в содержании и экс плуатации вверенной им техники. Заслуживает внимания компрессорная группа, задачей которой является оэес- печение воздухом боевых кораблей. Во- ины этой группы и. в частности, специалисты первого класса старшина 2 статьи Анисимов и старший матрос Семенов не только своевременно вы полняют поставленные командованием задачи, но и твоочески относятся к своей работе, внося рационализатор ские предложения. Так. например, для быстрейшего обеспечения боевых 'ко раблей воздухом воины предложили увеличить количество компрессоров, не увеличивая числа обслуживающих их специалистов. Это дало положительные результаты. Отличное знание техники и ее по стоянная готовность к работе позволя ют воинам в любых метеорологических условиях решат!» боевые задачи. Недав но произошел такой случай. Требова лось незамедлительно обеспеч1гть энер гией необход!гмые об’екты. Выполнение этой задачи было сопряжено с рядом трудностей. Одной пз главных помех была темнота. Преодолевая трудности. Крайнов. Ткачев и Ларин благодаря от личному знанию техники умело под готовили машины и запустили их. Большая заслуга в воспитании у личною состава любви в технпке при надлежит старшинам Михайлову и Иванову. Воины подразделения достигли не которых успехов в обслуживании мате риальной части. Но это не является для них пределом. Они п впредь будут повышать свое бо^в^е мастерство, что бы быть готовыми к выполнению лю бого приказа Родины. Мичман А. ПОДОЛЯНА. Кружок по изучению автодела В нашем организован изучению подразделении кружок по современных автомобилей. Овладеть ав тоделом из’явили желание многие воины. Они охотно посещают занятия, стара тельно усваивают учебный материал. 3анятия прово- дятся регулярно. Руководит кружком офицер тов. Побережный. Он усердно передает вои нам сваи знания и опыт. Мичман П. МЕДВЕДЕВ. Важное дело Собранный и переработанный лом — это новыо тонны стали для произ водства паровозов, тоакторов. комбай нов. автомобилей, станков и других нужных стране маииш. Воины нашего подразделения при нимают активнее участие в сборе ло ма. В минувшем году в нашем подраз делении неоднократно устраивались воскресники по сбору лома, в которых активнее участие принимали коммуни сты и комсомольцы. Воины собрали государству несколько сот тонн цвет ного и черного метоллотома. Пнитгиапгву в сборе металлолома проявляли матросы Дубовкин. Де.дичко. Рощин. Цибульский и Бабаев. Эти то варищи приказом командира были по ощрены. а Цибульский и Бабаев на граждены ценными подарками. В этом году личный состав нашего подразделения добился новых успехов в этом важном и благородном де ле. Каждый день матросы Сораев и Моисеев сортируют лом. Уже собрано несколько тонн цветного и черного ме таллолома. Необходимо, чтобы в этому дату бы ло приковано внимание всех воинов. Старший матрос В. МЕДВЕДЕВ. Нерушимая дружба народов СССР нальных государствах. Советская власть I ной промышленности выросла в 330 раз Основатель Коммунистической партии и Советского государства В. И. Ленин впер вые в истории марксизма выработал и теоретически обосновал программу Комму нистической партии по национальному вопросу. Он явился вдохновителем поли тики равноправия и братского сотрудни чества народов. В 1919 году В. И. Ленин писал: «Мы хотим добровольного союза нации. — такого союза, который не до пускал бы никакого насилия одной на ции над другой. — такого союза, кото рый был бы основан на полнейшем дове рии. на ясном сознании братского един ства. на вполне добровольном согласии». Выдвинутые В. И. Лениным и получив шие дальнейшее развитие в произведени ях И. В. Сталина и в решениях Коммуни стической na/ртии идеи сплочения народов нашей страны в единую братскую семью были воплощены в жизнь. Под руковод ством Коммунистической партии Совет ская власть навоегда уничтожила нацио нальный гнет и неравенство между наро дами в нашей стране и установила между ними отношения тесного сотрудничества а взаимной помощи. Советское государство представляет со бой дружную семью наций, скрепленную общностью их коренных интересов, стре мящуюся к единой цели — построению коммунизма. Советский Союз — страна победившего социализма, где созданы ус ловия для всестороннего развития наций, где полностью и навсегда уничтожепы ут- петение и неравноправие народов. Конституция СССР провозглашает рав ноправие и дружественные взаимоотноше ния между народами как незыблемый за кон. руководствуясь тем, что разница в цвете кожи или в языке, культурном уровне или .уровне государственного раз вития не может служить основанием для национального неравноправия. В Советском Союзе каждый народ cbjv - имеет каких-либо преимуществ перед дру гой нацией. Согласно Конституции СССР, какое бы то ни было прямое пли косвен ное ограничение прав или. наоборот, уста новление прямых или косвенных преиму ществ граждан в зависимости от их ра совой и национальной принадлежности караются законом. Советским законом за прещена также всякая проповедь .расовой ненависти или пренебрежения к тем или иным народам. В Советской стране утвердилась единая социалистическая система народного хо зяйства и общественная собственность на средства производства, что составляет незыблемую экономическую основу совет ского строя, равно как и экономическую основу содружества социалистических на ций. В СССР нет ни эксплуататорских классов, ни эксплуатации человека чело веком. порождающих недоверие между народами и разжигающих националисти ческие страсти. Советское общество состо ит из двух дружественных классов — рабочих и крестьян и преданной им на родной интеллигенции. В нем нет анта гонистических противоречий, нет антаго нистической, непримиримой классовой борьбы и межнациональных столкновений. В Советской стран» сложилось и неуклон но укрепляется нерушимое морально-поли тическое единство общества. Господствующая в СССР марксистско- ленинская идеология не допускает ни угнетения, ни дискриминации народов. Равноправие и дружба народов, интерна ционализм составляют важнейший прин цип этой идеологии, чуждой национализ му и космополитизму. 4 4 4 Коренные преобразования в нашей стране, осуществленные в результате Ве ликой Октябрьской сопиалиет’.гчеекой ре волюции и победы социализма в СССР, боден и равноправен. Ни одна нация не / послужили основой для тесного содруже ства наций. Эти преобразования привели к тому, что в корне изменился облик на родов СССР, исчезло у Hirx чувство вза имного недоверия и развилось чувство дружбы. Именно потому, что советские на роды Ж1гвут едиными интересами, имеют общую экономическую, политическую и идеологическую основу для своего разви тия. все вместе и каждый в отдельности заинтересованы в ук/рэплении своего мно гонационального государства. — именно поэтому так прочна и нерушима братская дружба народов СССР. В ходе истор1гческого развития Совет ского многонационального государства pe rnительно изменились и сами нации вна шей стране. — точнее говоря, возникли новые, социалистические нации. Эти на ции сложились в результате коренного преобразования старых, буржуазных на ций на основе социализма. Социалистиче ские нации отличаются от буржуазных и своим классовым составом, и свою ду ховным обликом, и своими устремления ми. Рабочий класс п Коммунистическая партия, являющаяся передовым отрядом трудящихся, представляют ту силу, ко торая скрепляет эти новые нации и ру ководит ими. Духовный и социально-по литический облик социалистических на ций определяется союзом рабочего класса а крестьянства внутри наций во имя победоносного коммунистического строи тельства. полным искоренением нацио нального гнета, установлением -дружбы между народами и утверждением интерна ционализма. Социалистические нации СССР выступают единым фронтом с наро дами всего мира в борьбе против полити ки захватов и захватнических войн, в бопьбе против империализма, за мир. де мократию и социализм. Угнетенные народы царской России в течение веков мечтали о создании нацио нальной государственности, о воссое.динс- [ нии со своими б*ратьями в единых нащю-1 превратила эту мечту в действительность. Украинцы, белорусы, молдаване и другие прежде разобщенные народы воссоедини лись эа годы Советской власти в единых государствах — советских социалистиче ских республиках. Создана национальная государственность для всех народов, не имевших ее пгежде. Величайшей победой национальной по литики Коммунистической партии являет ся об’единение на основе добровольности и равноправия советских республик веди ной) государство — Союз Советоких Соци алистических Республик. Создание Союза ССР открыло широкие возможности для братского сотрудничества всех многочис ленных наций и народностей нашей стра ны в системе единого союзной» государ ства. для политического, экономического п культурного развития. Великий Ленин указывал, что основой основ развития социалистической эконо мики, укрепления обороноспособности страны и повышения благосостояния на рода является тяжелая индустрия. Прида вая первостепенное значение тяжелой про мышленности. Коммунистическая партия и Советское правительство проявляли и про являют постоянную заботу о ее всемерном развитии как в стране в целом, так и в республиках. Направляемые Коммунистической пар тией. народы Советского Союза добились того, что бывшие национальные окраины царской России ликвидировали свою от сталость и превратились в мощные инду стриальные республики и области. Так, в Казахстане, где до революции почти со всем не было никакой промышленности, теперь созданы первоклассные машино строительные и химические заводы, элек тростанции. предприятия черной и цвет ной металлургии, имеется своя угольная промышленность, оснащенная передовой горной техникой. По уровню промышлен ного производства Казахстан опередил не только страны зарубежного Востока, но и многие страны Западной Европы. В Кир гизии уже в 1950 году продукция круп- по сравнению с дореволюционным време нем. В Узбекистане за годы Советской власти построено и введено в действие 900 крупных промышленных предприя тий, 800 крупных и мелких электростан ций и гидростанций, среди них — гор дость республики — Фархадская ГЭС. В Туркменской республике также созданы крупные предприятия, целые отрасли про мышленности. вооруженные передовой со ветской техникой: нефтедобывающая, неф теперерабатывающая. химическая, метал лообрабатывающая. строительных матери алов и другие. Одной пз самых отсталых провинций царской России была Мордовия. Промыш ленности здесь почти не было, большин ство населения занималось земледелием п жило впроголодь. Неузнаваемой стала Мор довия при Советской власти. На террито рии Мордовской республики лишь за го лы предвоенных пятилеток было построе но вновь и реконструировано 243 пту>- мышленных предприятия. После воГыы промышленное развитие республики пош ло еще быстрее. Строятся новая электро станция. авторемонтный и другие заводы. Возникают новые рабочие поселки с бла гоустроенными домами. В прошлом в Мор довии было 260 тысяч мелких крестьян ских хозяйств. Теперь здесь 650 колхозов, G3 МТС и 22 совхоза. Трудоемкие работы в полеводстве республики почти пол ностью механизированы. В ходе послевоенного развития обеспе чивается новый рост металлургической промышленности в районах Закавказья, дальнейшая индустриализация Прибал тийских советских республик, еще боль шее расширение промышленного произ водства и усиление ирригационного стро ительства в республиках Средней Азии. В Советской Армении, например, в 1954 году об’ем валовой продукции про мышленности более чем в 5 раз превос ходил довоенный уровень. Если в целом по СССР об’ем промышленного производ ства в 1954 году в 2,8 раза превысил довоенный уровень, то в Литовской ССР промышленное производство выросло в том же году в 4,2 раза по сравнению с довоенным уровнем. 6 Латвийской ССР — в 5,2 раза, в Эстонской ССР — в 6 раз,- Во всех советских республиках разви вается социалистическое сельское хозяй ство. Осуществляя решения Коммунисти ческой партии и Советского правительст ва о крутом под’еме сельского хозяйства, наши колхозы и совхозы в прошлом году добились увел1пения производства зерна и других сельскохозяйственных поодук- тов. Несзютря на неблагоприятные усло вия погоды в некоторых районах страны, сбор урожая зерна, а также заготовки и закупки его в 1954 году были выше, чем з 1953 году. Наша страна располагает всем необходимым, чтобы выполнить по ставленную январским Пленумом Цент рального Комитета Коммунистической пар тии задачу — в ближайшие пять-шееть лед довести ежегодный сбор зерна не ме нее чем до 10 миллиардов пудов и уве личить производство основных продуктов животноводства в два-два с лишним ра за. Одним пз важных источников под’ема зернового хозяйства является освоение це линных и залежных земель. Серьезных успехов в этом деле добились колхозы и совхозы Российской Федерации и Казах ской республики. Колхозы и совхозы РСФСР уже в текущем году за счет осво ения целинных и залежных земель засе ют зерновыми культурами около 10 мил лионов гектаров, а в 1956 году — не ме нее 14 миллионов гектаров. Для Казах ской республики в 1954 гож был уста новлен государственный план под’ема це линных и залежных земель в размере 6.300 тысяч гектаров. В действительпо сти же здесь было поднято болое 8 мил лионов гектаров целинных и залежных земель. Посевная площадь в колхозах и совхозах республики в нынешнем году со ставит свыше 19 миллионов гектаров про тив 9 миллионов 700 тысяч гектарсв в 1953 году. В решении всенародной зада чи освоения новых земель Казахской рес публике помогают сотни тысяч труд ящах- 15 поощрений В свободные часы в тесном кругу ма тросов часто можно видеть комсомольца младшего сержанта Рейнхольдса. Он бесе дует с ними на самые разнообразные те мы. Большинство подчиненных младшего сержанта — отличники. За умелое воспитание матросов в духе высокой сознательности, дисциплиниро ванности комсомолец Рейнхольдс имеет 15 поощрений от командования. Старший матрос Г. МИКЕЛИС . Ч
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz