На страже Заполярья. 1955 год. Апрель.

5 апреля 1955 г., № 80 (5232). На с т р а ж е З а п о л я р ь я Чего мы ждём от семинаров? Улучшать помощь руководителям политзанятий Высокий идейный уровень политиче­ ских занятий. их воспитательное значе­ ние целиком зависят от теоретической подготовки и практических навыков про­ пагандиста. В выработке этих качеств огромную роль играют постоянно дей­ ствующие семинары. Являясь руководителем группы, я ре­ гулярно посещаю семинарские запятая. Они оказывают* мне, как и многим моим товарищам, значительную помощь, способствуют повышению теоретическою уровня и совершенствованию методов воспитательной работы. Здесь часто вы­ ступают квалифицированные лекторы, ре­ гулярно читаются инструктивно-методи- ческие доклады по темам учебного плана, проводятся занятия с разбором и обсуж­ дением очередной темы. Хочется отметить работу' пропагандиста -тов. Попова. Его доклады, выступления, индивидуальные беседы отличаются содержательностью и четкостью изложения материала," богатст­ вом методических и практических советов. Много положительного есть в работе постоянно действующего семинара, но мне хотелось бы высказать мысль о том. на­ сколько удовлетворяет нас. руководителей политзанятий, «установившаяся система проведения семинаров. Как известно, на флот приходит все более грамотное и культурное пополнение со средним или неполным средним образо­ ванием. Перед пропагандистом встает важ­ ная и сложная задача — полнее удов­ летворять духовные запросы воинов, по­ стоянно повышать у них интерес к по­ литическим знаниям. Эту задачу может выполнить лишь тот руководитель груп­ пы. который сам настоГпивво совершен­ ствует свсе политическое образование и пропагандистскою мастерство. Большинство вуководителей прупп по­ литзанятий, занимающихся на этом семи­ наре. политически грамотные офицеры, хорошо -разбираются в основах марксист­ ско-ленинской теории, имеют некоторый практический опыт. В трудной, но бла­ городной работе по политическому воспи­ танию личного состава еще большую по­ мощь им могут и должны оказать посто­ янно действующие семинары. Но. к со­ жалению, мы эту помощь не всегда полу­ чаем. Чего же ждем мы, руководители полит- оанятий, от семинаров? Лекции и доклады бесспорно являются важным средством повышения теоретиче­ ского уровня пропагандистов. Например, во время подготовки к занятию по вто­ рой главе истории партии был прочитан доклад о значении книга В. И. Ленина «Что делать?». Он помог мне содержатель: нее провести занятие по теме: «Образова­ ние Российской социал-демократической рабочей партии». Вместе с тем, руководи­ тели групп политзанятий ждут, что ква­ лифицированные пропагандисты будут ча­ ще выступать по вопросам марксистско- ленинской .теории, передадут им тс зна­ ния, о которых не написано в книгах, которые пакаплигваются опытом и жиз­ нью. Такие лекции значительно обогатили бы паши знания, помогли лучше проводить занятия. Известно, что инструктивные до­ клады обогащают пропагандиста зна­ нием Фактического материала, методи­ ческими навыками проведения занятий, построения рассказа, организации само­ стоятельного чтения, беседы. Однако на семинаре можно нередко услышать докла­ ды, которые назвать инструктивны­ ми трудно. Некоторые пропаганди­ сты живое, творческое изложение ка­ кого-либо вопроса превращают в скуч­ ный пересказ содержания отельных раз­ делов учебников, которые руководители по нескольку раз изучали самостоятельно. Вот один такой пример. Пропагандист тоз. Горбунов, проводивший инструктив- ный доклад на тему: «Дорожить честью и боевой славой Вооруженпых Сил Союза ССР, своей части и чостыо своего воин­ ского звания», порекомендовал нам лишь план рассказа, бегло и сухо напом­ нил о содержании соответствующей гла­ вы учебного пособия. Он не привел при­ меров отваги, мужества, геройства и стой­ кости. проявленных советскими воинами в годы Великой Отечественной войны, а также примеров из напряженной боевой учебы в наше время. В докладе не было никаких методических указаний и прак- Т1ГЧССКИХ советов. Разумеется, пользы от такого семинара мало. Воспитательное значение политических занятий, их влияний на формирование у наших воинов высоких морально-боевых качеств зависит от идейного уровня, дей­ ственности и целеустремленности учебы. Но нередко проводимые нами занятия не отпугают этим тргбовтнилм. ведутся в отрыве от жизни и учебы воинов, кон­ кретных задач, решаемых подразделением. И здесь во многом повинны руководители семинаров. Редко мы слышим на семина­ рах также выступления опытных коман­ диров. политработников. А в?дь такие выступления помогли бы нам предметно и конкретнее строить занятия, мобилизо­ вать воинов на решение тех задач, кото­ рые стоят перга частью, подразделением. Некоторые темы программы, особенно по вопросам воинского воспитания, еже­ годно повторяются. Для того, чтобы повысить инте­ рес воинов к занятию, сделать его дей­ ственным, поднять его воспитательное значение, необходима очень большая п серьезная подготовка. А для руководите­ лей групп по вопросам воинского воспи­ тания не один уже год читаются однооб­ разные. повторяющиеся, скучные ин­ структивные доклады. Прослушав доклад пропагандиста тов. Горбупова, задумы­ ваешься, неужели нельзя заменить эту однообразную словесность новыми, ярки­ ми. близкими к жизни фактами, расши­ ряющими наши возможности содержатель­ но и доходчиво раскрыть ту или иную тему перед слушателями. Или, например, 1*1303 нельзя вместо несколько раз про­ читанного доклада «Постоянно совершен­ ствовать свои военные и политические Нам очень редко читают лекции по во-1 знания, отлично владеть оружием и бое- просам советской военной науки. coepe-1 вой техникой», пригласить на семипар пе- менного развития военного дела и т. д. Iредового командира или политработника, который конкретно рассказал бы о том, как воины корабля, части совершенству­ ют свои военные и политические знания, овладевают современной боевой техникой и оружием, решают поставленные перед ними задачи, какие в этом деле есть до­ стижения и недостатки, и что должны де­ лать мы, пропагандисты, чтобы успехи личного состава в учебе и службе стали еще более высокими. Конечно, можно и пульно! Слабым, например, был инструктивный доклад тов. Рулева. Он дал план рассказа темы и изложил содержание хорошо из­ вестного нам материала, по ни словом не обмолвился о том, как организовать заня­ тие в виде развернутой беседы. На повышению пропагандистского ма­ стерства большое влияние оказывают со­ беседования руководителей ггупп полит­ занятий по намеченному’ плану рассказа, по примерным вопросам и теоретическому материалу. Раньше такие занятия прохо­ дили активно и часто прсврашолись в творческую дискуссию. В этом году об­ суждению очередных тем политзанятий проходит вяло, руководители групп вы­ ступают неохотно, причем, выступают почти одни и то же товарищи. Многие пропаптпнты приходят на занятия не­ подготовленными и отмалчиваются. Про­ исходит это потому, что ответственные за семинар товарищи не проявляют должной требовательности к пропагандистам, не контролируют их самостоятельную подго­ товку. Пора на семинарах по-деловому и обстоятельно обсуждать все назревшие вопросы, учить руководителей творческо­ му подходу к изложению теоретических положений, решительно бороться со шко­ лярством. догматизмом в политической учебе. Серьезную роль в повышении практи­ ческих навыков руководите,!ей групп по­ литзанятий илрает обмен опытом .работы лучших пропагандистов. В прошлом готу на семинарах это практиковалось часто. Так. например, на одном из занятий мы с большим вниманием и пользой для се­ бя слушали выступления передовых про­ пагандистов офицеров Чопика и Городец­ кого о том, как они готоЬятся и проводят рассказ по теме. Сейчас ничего подобного нет. А ведь какую бы помощь могли ока­ зать нам, особенно молодым пропаганди­ стам, выступления опытных руководите­ лей. На наш взгляд, следует ставить на се­ минарах вопросы о том, как пропаганди­ сты самостоятельно повышают свои тео­ ретически!1» знания, привлекают к работе своих помощников, как оказывают по­ мощь пропустившим занятия или отстаю­ щим. организуют индивидуальную работу и целый ряд других вопросов. Обсуждение их способствовало бы творческому обмену опытом и, несомненно, повысило бы наше птюпашндистсксе мастерство. Руководители групп политзанятий на­ деются, что постоянно действующий се­ минар будет творческим и удовлетворит их запросы и пожелания. Старший лейтенант Е . ТЮРИН, руководитель политзанятий. Ф Е Л Ь Е Т О Н J J ПодашЬ самосвал!.. и Награждён Почётной грамотой ЦК ВЛКСМ Недавно передовому воину нашего под­ разделения младшему сержанту Карцеву вручена Почетная грамота ЦК ВЛКСМ. Та­ кой чести воин удостоен за отличные по­ казатели в боевой и политической подго­ товке. за примерную дисциплину и актив­ ное участие в жизни комсомольской орга­ низации. Принимая почетную награду, воип-ак- тивист заявил, что он и впредь будет честно служить Родине, не жалеть сил для совершенствования своего боевого ма­ стерства. Свое слово младший сержант подкреп­ ляет конкретными делами. Матрос Д. БУРЛУЦНИЙ . На технической конференции На днях авиационные механики, мото­ ристы, мастера всех служб собрались в одном из учебных классов па техническую конференцию. — Современная авиационная техника, — сказал сержант Котов, — сложна по своей конструкции. Чтобы технически грамотно обслуживать агрегаты, приборы, электро-и радиотехническое оборудование, вооружение, требуются не только хорошие практические навыки, но и высокие тео­ ретические. знания. Знакомство с теорией и есть задача кон(франции. Матрос Мишарин дал краткую характе­ ристику реактивного двигателя, показал, как работает механизм, рассказал о его масляной и топливной системах. Матрос Лукин говорил об устройстве воздушной, топливной и гидравлической системах самолета. Специалисты по вооружению матросы Опириков и Вишнёв рассказали о стрел­ ково-пушечном и бомбардировочном воору­ жении реактивного самолета-бомбардиров­ щика. Приборист младший сержант Ники­ форов говорил о назначении и устройстве пилотно-навигационных, гироскопических приборов и приборов контроля работы дви­ гателей. Все выступления были хорошо подго­ товлены. Конференция значительно расши­ рила технический кругозор авиаторов. Гвардии старший оержант П. АРТЕМЕНКОВ. В отличном состоянии содержит свое заведывание специалист второго класса матрос Александр Степанов. За успехи в учебе и службе ему об’явлен ряд благо­ дарностей. Н А С Н И М К Е : специалист второго класса матрос Александр Степанов за ос­ мотром своего заведывания. Фото И. Никишова. Литературный вечер В нашем подразделении был прове1ен вечер на тему: «Образ советского воина в худолсественной литературе». Этому мероприятию предшествовала большая подготовительная работа. Воины изготовили внтпину, вывесили список ре­ комендованной литературы. В помещении, где находится личный состав, был усы­ новлен стенд о боевом пути Советских Вооруженных Сил, вывешены плакаты о героических делах советских воинов в пе­ риод Великпй Отечественной войны. Кроме того, для личного состава в библиотеке, ежедневно проводились беседы и консуль­ тации по теме предстоящего вечера. В день, когда проводилось данное меро­ приятие, в теплом, красочно оформленном помещении собоачтось много воинов. С краткой речью выступил заместитель командира по политаческой части. Он сказал, что советская литература помогает нашим людям в работе, учебе, она помо­ гает воспитывать высокую коммунистиче­ скую сознательность, закаляет волю и ха­ рактер воинов. Доклад на вечере сделала библиотекарь тов. Дикова. В своем докладе она подчеркнула, что книги советских писателей воспитывают в нашем воине величие духа, мужество, стойкость, сознательную дисциплину, глу­ бокую человечность, уважение к правам других народов. После доклада с художественным чте­ нием выступил рядовой Тришин. Он про­ читал отрывок из книги о подвиге совет­ ского летчика Гастелло. Рядовой Бакланов прочитал отрывок из повести П. Журбы «Александр Матросов». Большое оживление вызвало выступле­ ние рядового Чуракова с отрывком из поэмы А. Твардовского «ВасилиГ. Теркин». Стихотворение «Два друга» Лебедева-Ку- мача продекламировал рядовой Дорошенко. В заключение вечера выступил полит­ работник. Подводя итоги, офицер сказал, что героические образы советских воинов в художественной литературе вдохновляют личный состав на новые vonexit в боевой и политической подготовке. Литературный вечео вызвал одобрение всего личного состава подразделения. Про­ шел он интересно и способствовал повы­ шению КУЛЬТУРНОГО уровня воинов. Старший лейтенант Г. БУЛЕННОВ. Лекция о крае, в котором мы служим В один из выходных дней тов. Турбеп- цов прочитал для личного состава подраз­ деления лекцию «Животный и раститель­ ный мир Мурманской области». Лектор рассказал о богатствах Кольского полу­ острова. Воины с большим вниманием прослу­ шали лекцию. Матрос Л. ЗАБАРА. Поначалу все шло мирно. Шофер Соло­ матин и управдом ГЖЧ Маслов сидели за столиком и рассуждали о том. какова она «жисть» и что «без водки не дыхнешь». Официантки крутились меж столиков. Густой папиросный туман стоял в всаду- хе. Но вдруг Соломатин насторожился. У парня за соседним столиком нос почему- то стал расплываться, а где-то сбоку на щоке возник еще один. — Это непорядок, — пробормотал шо­ фер. — Я этого не позволю! И он полез к соседу с самыми добрыми намерениями водворить нос на прежнее место. — Куда лезешь? Фамильярность Соломатина очевидно не понравилась парню, и он осадил его ударом по голове. Шофер покачну’лея. Ма­ слов вступился за товарища и тоже раз­ махнулся. Кто-то плеснул ему остатками пива в лицо. Дчолмпе... Впрочем, перене­ семся на день вперед. \ Начальник Североморского ГЖЧ Влади­ мир Алексеевич Порядин нервным шагом ходил по кабинету. Он был возмущен. Избили двух его «ценных» тибочииков, а тут еще среди рабочих и в бухгалтерии ропот. Требуют, чтобы прогульщикам Ма­ слову и Соломатину об'явили выговор. А как пойдешь на это. если без Соломатина, например, ему невозможно. — Позвать шофера! Соломатин, почесывая голову, встал У порога. — Н-да. братец, такие вот дела. Вы­ говор об’являю тебе. Сам знаешь, обста­ новочка у нас... Но ты не огорчайся! Как праздник будет, благодарность об’явлю. Ну хоть на 8 марта. — Так ведь женский праздник. — Тем более. Соломатин заулыбался и довольный по­ шел к выходу. Инцидент был исчерпан. Он-то прекрасно знал, что ничего особен­ ного ему не угрожает. Ведь Порядин без него, ш к без рук. Не охоту, на рыбалку, в столовую соседнего поселка заглянуть— кто повезет начальника? Соломатин. И действительно, дней через десять между Порядииьгм и шофером происходил такой разговор: — Ну как, махнем? — В поселок? — А куда ж? Пивцо, я тебе скажу, там замечательное. И... «белая головка» появилась... Порядин откинулся на крап кресла и самодоволшо засмейлея. Шофер понимающе поглядел на началь­ ство и хихикнул: — Ай да, Владимир Алексеич. все-то ему известно. Душа— начальник! — Теперь тассудим — кто поедет. — Нас двое... Маслова. Березина. Ку­ рочкина не мешало бы... — проговорил Порядип. — Не поместимся. Алексеич. Это ж не «Победа», а самосвал. — Верно мыслишь. А жаль, что в моем .распоряжении «Победы» нет. Эх, такие номера откалывал бы!... — Это ток. Владимир Алексеич! Толь­ ко... — Что только? Говори, я приказываю! — Только народ у пас... Никакого со­ чувствия и понимания широты вашей натуры. В бухгалтерии ваши враги сидят. Каждый норовит уколоть, поймать. На­ медни пришел с нарядом туда, а мне го­ ворят: он фальшивый, неправильный. — То лсть, как это фальшивый? Там ведь моя подпись имеется. — В том-то и дело. А они говорят, что это ничего не значит. Раз машина про­ стаивала. мусор не возила, значит деньги платить не за что. И за поездки началь­ ника государство тоже не обязано пла­ тить. — А какое им дело, куда я езжу, и (работаешь ты или нет. Есть наряд — значит плати и баста! Разгильдяи. Кри­ тиковать начальство вздумали. Ух, я из... всех р-разгоню! Порядин внушительно стукнул кулаком по стояу и встал: — Заправляй машину. Сейчас покатим. До конца рабочего дня было еще дале­ ко. а самосвал ЗИС-150 за номером Ф-3-17-63, подпрыгивая на ухабах, поднимая тучи снежной пыли, мчался в направлении на Мурманск. Поездки продолжались. Участвовали в них и начальник, и инженер, и кой-кто из управдомов. Порядин даже не задумы­ вался, что машина используется незакон­ но. Он привык считать ее своей, персо­ нальной. Своего приспешника — шофера Соло­ матина Порядин охраняет всеми правдами и неправдами. Как правило, незаконно оформляет ему наряды. 23 февраля, на­ пример, Соломатип не работал, «отмечал праздник», как он заявил. Путевку у не­ го из'яли, но наряд по указанию началь­ ника оставили. И это несмотря на много­ численные протесты работников бухгал­ терии и шоферов. Впрочем, подобные фак­ ты в ГЖЧ стали настолько обычным яв­ лением, что некоторые даже с ними сми­ рились. В алкогольном уваре Порядин, Березин, Маслов, Курочкин и Соломатин совершен­ но позабыли о том. что они работают в государственной организации. На свою должность опи смотрят прежде всего как на доходное место. Захотелось, например, Березину’ отделать масляной краской свою квартиру на Надгорной. 13 — отделал. Понравилось это управдомам Сбруину и Маслову — повторили. Пересохло в горле у Порядила — поехали. А до нужд рядовых работников им нет дела. И совершенно безразлично смотрит Порядин на горы мусора и нечистот во многих районах города. — Что мне? — усмехается Порядин. — Лучше выпью, повеселюсь! И на весь кабинет гремит: — Соломатин, махнем! Заправляй са­ мосвал!.. А . ДУНАЕВ . ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ ЦЕННАЯ УСТАНОВКА ПОКРЫТА ПЫЯЬЮ В условиях Заполярья особенно боль­ шое значение должно уделяться физиче­ ской закалке организма. Одним из важных средств этого являет­ ся воздействие воды, воздуха и солнца. Учитывая невозможность получения ор­ ганизмом необходимого количества солнеч­ ных лучей в Заполярье, промышленность предоставила в наше распоряжение заме­ чательную установку — «кварц общего облучения», которая только из-за безот­ ветственного отношения врачей Кова­ ленко и Манмарштейна уже третий год стоит в кабинете, покрытая пылью. На неоднократные просьбы личного со­ става пустить в ход эту установку меди­ цинские работники беспомощно разводят руками, ссылаясь на отсутствие подходя­ щего помещепия. Старший лейтенант В. ПЫХТИН. КОГДА ОТРЕМОНТИРУЮТ НАШ КЛ У Б * Одно время наше подразделение не име­ ло своего клуба. Отдых воинов проходил однообразно, скучно. Но вот, наконец, для клуба выделили помещение. Казалось, что положение изменится. Однако ожидания личного состава не оправдались. Дело в том, что помещение требует ремонта, а этим аот уже несколько месяцев никто не хочет заниматься. Даже тов. Синцов — клубный работник— и то мало беспокоится о том, чтобы скорее ввести в эксплуата­ цию клуб. Талое положение дальше нетерпимо. Старший матрос И. РОДИЧЕВ. т энергию и силы комсомольпев-воинов на отличное овладение этой замечательной техникой, на умелое сбережение ее, В этом отношении ценную инициативу проявили некоторые комсомольские орга­ низации гвардейской Кантемировской ди­ визии. Здесь комсомольцы по-деловому, активно борются за увеличение межре­ монтных сроков эксплуатации танков, за продление жизни боевых машин. Эта по­ лезная инициатива нашла горячую под­ держку командиров. В ряде подразделений дивизии по по­ чину комсомольских организаций созда­ ются технические кружки, проводятся технические конференции, беседы и докла­ ды о том, как нужно сберегать боевую технику. Умелые танкисты-комсомольцы передают свой опыт товарищам. Все это. несомненно, способствует росту числа от­ личников учебы, мастеров военного дела. Инициатива комсомольпев-кантемиров- пев может и должна быть подхвачена в каждой первичной комсомольской органи­ зации. Борьба за мастерское освоение тех­ ники, ее отличное сбережение — это важный путь к обеспечению примерно­ сти всех членов ВЛКСМ в боевой подго­ товке. Внимательный, чуткий подход к каждо­ му комсомольцу, настойчивое проведение в жизнь указаний командира, партий­ ной организации — необхогимые условия конкретной и деловой работы комсомоль­ ской организации по обеспечению пример­ ности комсомольцев в учебе. При этом всеми формами и методами воспитатель­ ной работы первичные комсомольские ор­ ганизации призваны прививать комсо- мольпам-воинам чувство личной ответст­ венности за свою боевую подготовку, раз’яспять им. что в условиях военной службы отличное освоение своей воинской специальности, дисциплинированность и беспрекословное повиновение командирам являются конкретным воплощением высо­ ких патриотических чувств каждого со- v ветского солдата и матроса. ч ВОСПИТЫВАТЬ МОЛОДЕЖЬ В ДУХЕ СТРОГОГО УСТАВНОГО ПОРЯДКА Основой высокой боеспособности войск является твердая воипская дисциплина. Она сплачивает части и подразделения, придает им организованность и гибкость, делает послушными воле военачальни­ ка. Без твердой воинской дисциплины, без точного и своевременного выполнения воинами приказов своих командиров Со­ ветская Армия и Военно-Морской Флот не могли бы добиться победы в минувшей войне. В мирной обетаповке дисциплина так же нужна и важна, как и во время войны. Дисциплина обеспечивает безупречное не­ сение воинской службы личным составом, успехи в обучении и воспитании войск. Без нее невозможна высокая боевая готов­ ность частей и кораблей. Первейшая обязанность каждой комсо­ мольской организации состоит в том, что­ бы воспитывать комсомольцев, всю моло­ дежь подразделения в духе высокой воин­ ской дисциплинированности и строжайше­ го выполнения уставов наших Вооружен­ ных Сил. Многие комсомольские организации ар­ мии и флота накопили известный опыт работы по укреплению воинской дисцип­ лины среди комсомольцев. Они проявляют настоящую заботу о том, чтобы члены ВЛКСМ служили для всей армейской и флотской молодежи примером точного зна­ ния воинских уставов, при каждой воз­ можности самостоятельно изучали их и были образном выполнения уставных тре­ бований. Однако в некоторых комсомольских ор­ ганизациях дисциплина комсомольцев еще оставляет желать много лучшего. Поэтому дальнейшее усиление работы по воспита­ нию комсомольцев в духе высокой воин­ ской дисциплины, уважения к команди­ рам и начальникам является одной из главных задач первичпых комсомольских организаций. Разумеется, для осуществления этого важного для каждой комсомольской орга-1 шешши дела нужно не краснобайство, не многочисленные призывы и решения, а прежде всего повседневная вдумчивая ра­ бота с каждым человеком. Конечно, легче бывает устроить беседу, провести комсо­ мольское собрание, па которое вынести во­ прос в общей постановке, чем найти путь к сердцу каждого комсомольца — путем общения и влияния на пего повседневно, в процессе боевой учебы и в буднях ар­ мейской и флотской жизни. А ведь имен­ но такого индивидуального подхода, вни­ мания к людям, воспитания на «мелочах» сплошь и рядом не хватает нашим пер­ вичным комсомольским организациям! Правильно поступают там, где силами комсомольских активистов, отличников учебы систематически проводят беседы с солдатами или матросами об их обязан­ ностях, предусмотренных воинскими ус­ тавами, подбирают им для чтения бро­ шюры, статьи из газет, художественные произведения, рисующие образы воинов, строго выполняющих свой воинский долг. Хорошо, когда в комнатах полптико-про- светительной работы комсомольцы изго­ товляют средства наглядной агитации, по­ священной обязанностям солдата, матро­ са, проводят встречи с отличниками, уча­ стниками войны и т. д. В комсомольской организации, где секретарем сержант Подрезов, бюро при­ влекло к работе с солдатами первого года службы широкий крут активистов из чис­ ла старослужащих, являющихся пример­ ными воинами. Эти опытные солдаты рас­ сказывают своим молодым товарищам о требованиях, которые прсд’являются со­ ветским воинам, о значении воинской дисциплины, делятся своим опытом в учебе. Комсомольцы-активисты здесь сами по­ калывают образец дисциплины, подтянуто­ сти, аккуратности, воспитывая эти каче­ ства у остальных воинов. Недавно, на­ пример. член комсомольского бюро солдат Филатов обратил внимание, что рядовой Топориков не пришивает подворотничок, редко чистит сапог ж.. — Послушайте, товарищ Топориков, — обратился к нему Филатов, — вы ведь знаете, что над замарашками и людьми неопрятными везде смеются. Тем более они нетерпимы на военной слулсбе. Вот вы подворотничок не пришили, сапоги не чи­ стите, — сделает вам командир отделения замечание за непяш.лпвость. Думается, и вам неприятно будет, да и пам, вашим товарищам, обидно будет, что в нашем отделении завелся неряха. Топориков промолчал, но через некото­ рое время появился с чистым подворот­ ничком и в хорошо начищенных сапогах. Кое-кто может посчитать это мелочью. Но это совсем не так. В требованиях во­ инской дисциплины нет и не может быть мелочей. И прав был комсомолец Филатов, когда он обратил вниманию на неряшли­ вость солдата и по-товарищески присты­ дил его. помог ему понять свою ошибку. Плох тот комсомольский руководитель или активист, который подчас из чувства ложного демократизма проходит мимо на­ рушения солдатом или матросом воинского порядка. Каждый комсомольский руководи­ тель должен не только являть собой при­ мер воинской выправки, уважения к стар­ шим по званию, но и быть ревностным поборником дисциплины. А ведь в ряде случаев секретари, члены бюро первичных комсомольских организаций в звании офи­ церов, сержантов или старшин, встретив солдата или матроса, нечетко отдающего честь или неаккуратно одетого, не счита­ ют нужным остаповпть его, сделать заме­ чание. В одной части солдат Подопригора допу­ стил попущение воинской дисциплины. Командир наложил на пего взыскание. Тогда Подопригора, придя к секретарю ком­ сомольской организации, стал говорить ему о «несправедливости» коматива, заявляя, что будет жаловаться в вышесгоящую инстанцию. Вмосто того, чтобы убедить комсомольца в правильности действий командира, раз’яснить недопустимость адлоб на требовательность командира, секретарь комсомольской организации про­ сто отмолчался, и Подопригора допустил еще одно нарушение дисциплины, обратив- ппось с неосновательной Жчллобой не по команде. Должно быть осуждено имеющееся еще в некоторых комсомольских организациях ложное понимание товарищества. В ком­ сомольской организации подводной лодки Н., гдесекретарем тов. Бурак, однажды на обсуждение собрания был вынесен вопрос о недостойном поведении двух комсомоль- цев-матросов. И вот из-за неправильного, понимания того, что является подлинным товариществам, сначала никто из присут­ ствовавших на собрании не хотел высту­ пать, чтобы открыто осудить провинив­ шихся. Больше того, пое.де , когда прения все же разверпулись» двое выступавших пытались оправдать нарушителей дисцип­ лины. Комсомольские организации должны воспитывать у комсомольцев непримири­ мое отношение к тем. кто нарушает воин­ скую дисциплину, совершает проступки, недостойные советского воипа. Надо, что­ бы у каждого комсомольца, молодого вои­ на было высоко развито чувство мораль­ ного долга и высокой ответственности за свое поведение, настоящее понимание дружбы и войскового товарищества. В армии и на флоте приказ командира является для подчиненного законом. При­ каз командира всегда должен быть выпол­ нен беспрекословно, точно и в срок, в любой обстановке. Комсомольская органи­ зация призвана всячески поддерживать требовательных командиров, в том числе сержантов и старшин, создать такую об­ становку. чтобы не было пи одного слу­ чая нечеткого выполнения их приказаний и распоряжений. Разумеется, что беспрекословпое пови­ новение командиру отнюдь не исключает, а, наоборот, предполагает, что, получив приказ, солдат проявит максимум ини­ циативы для его лучшего выполнения. Замечательное по глубине мысли военное правило гласит: «Когда командир отдает-! тебе приказ, не рассуждай, а повинуйся. Получив приказ, рассуждай, как лучше его выполнить, чтобы заслужить одобре­ ние командира». Эту истину комсомоль­ ские организации должны внедрять в со­ знание каждого комсомольца. И если они добьются этого, то тем самым внесут в дело укрепления дисциплины немалый вклад. * * * Первичная комсомольская организация цризвана быть вожаком молодежи. Но, чтобы успешно выполнить роль такого вожака, комсомольские организации обя­ заны неустанно крепить связь с массой армейской и флотской молодежи, повы­ шать свое влияние на молодых воинов, воодушевляя их на достижение новых, бо­ лее высоких показателей в учебе и дис­ циплине. Очень часто, когда речь заходит о том. насколько та пли иная комсомольская ор­ ганизация связана с молодежью, товари­ щи обращаются к цифрам, характеризую­ щим рост этой организации. В принципе это правильно. Но одних таких цифр не­ достаточно. Есть еще другой показатель, определяющий степень связи комсомоль­ ской организации с молодежью, не со­ стоящей в комсомоле. Таким показателем является умение комсомольской организа­ ции быстро мобилизовать внимание и си­ лы всей молодежи па выполнение задач, которые ставит командир. Хороша та ком­ сомольская организация, которая успешно поднимает силы молодежи на выполнение любого приказа командира. Хороша та комсомольская организация, решения и дела которой являются достоянием не только комсомольцев, а буквально всей молодежи части, корабля. Задача комсомольских руководителей, актива состоит в том, чтобы под руковод­ ством командиров и партийных организа­ ций умело мобилизовать всю армейскую и флотскую молодежь на успешную борьбу за выполнение задач, стоящих перед ча­ стями и кораблями. Полковою L ШАТУНОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz