На страже Заполярья. 1955 год. Апрель.

2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 5 апреля 1955 г., № 80 (5232). ГОЛОС С ЗЕМЛИ ✓Еще только начало светать, а на аэро- I — Разворот влево, на курс... высота... дроме уже кипит работа. Оглушительно Летчик припал к штурвалу, временами ревут моторы реактивных самолетов, вы- он бросает взгляд на экран радиолокатора: руливающих на взлетную дорожку. скоро на нем появятся всплески. А с зем- На невысокой сопке примостился на- ли через определенные промежутки време- ленький домик. Около него — смотрящая ни слышится: в небо стальная антенна. Здесь пункт на- — До цели... километров, ведения истребительной авиации. В домиь' На экране белая короткая черточка. Это входит офицер. Это — начальник пункта — «противник». наведения. — Цель вижу, иду в атаку! — сооб- — Сегодня летчики будут отрабаты- щает летчик на пункт наведения и про- вать действия на перехват «противника», должает вести самолет по заданному кур- — говорит он подчиненным, — наша за- су, но теперь уже по своей радиолекапи- дача навести самолеты на цель точно и онной станции. своевременно. Короткая очередь фотопулемета, и са- Офицер отдает приказание запустить молет «противника» «сбит», станцию, а сам подходит к круглому сто- Истребитель возвращается на свой аэ- лу-планшету, где изображен район поле- родром. Но и теперь он не теряет связь с тов. пунктом навеления. В телефонах время от Наведение осуществляет старший лейте- времени слышится знакомый голос с зем- нант М. Он ждет, когда на станцию по- ли, указывающий обратный курс, ступят данные с поста ВНОС. И каждый раз, кружа над аэродромом. Планшетист гвардии старший матрос где приветливо горят огни посаючных Крупенин докладывает о том, что цель об- площадок, летчики с благодарностью ду- наружена, затем быстро находит на мают о голосе с земли, о тех, юно, находясь планшете знакомый квадрат и делает на аэродроме, умело наводит самолет на помету на нем. Цель находится в точке» «противника», помогая пилотам в их труд- где остановился грифель карандаша. ном деле. Истребители, оповещенные о том. что Багровое солнце вновь скрылось за гори- цель обнаружена на дальних подступах к зонтом. Полночь. В окнах жилых домов аэродрому, мгновенно взмывают в воздух, погасли огоньки. Люди, устав от дневных Вот последняя серебристая машина, взле-' забот, отдыхают. Но на аэродроме работа тев, удаляется все быстрей и быстрей. Че- не утихает. Попрежнему тщательно гото- рез несколько секунд и ее не видно, толь- вят к взлету самолеты. Стоит только по- ко где-то высоко в небе повей мелькнет лучить приказанве, и истребители вале- попавшая в солнечный луч маленькая бе- тят в воздух, чтобы метким я скоро- лая точка. сгрельным огнем уничтожить «протнвни- Летчик уверенно ведет свой самолет, ка». Голос с земли подсказывает нужный курс. На пункте наведения рядом с планше- Сейчас, когда авиация имеет большие тистом сидит офицер, скорости, когда самолеты за короткие про- Вновь поступило приказание навести межутки времени могут покрывать ог- самолеты на «противника». А в ночном не­ ровные расстояния, надеяться только на бе медленно проплывают густые свинцо- зрение пилота невозможно. Противник, вые облака. Перехват затруднен осложнив- пользуясь облачностью или солнцем, мо- шейся метеорологической обстановкой. Но жет незаметно для истребителя прорвать- непогода не страшна умелым летникам, ся к важному об’екту и нанести бомбовый Истребители уходят в полет, удар. Чтобы избежать этого, наши истре- Оператор наводит на «.противника» са- бтггели снабжены тадиалоюащиоянымл молет летчика высшего класса, не раз станциями. Но самолетные станции имеют умело атаковавшего цель в трудных усло- ограничениую дальность действия. Поэто- виях заполярной зимы. му определенное время, пока пилот не — Курс... высота... — непрерывно по­ ему ступают указания истребителю. Придя в район, летчик ведет самолет по собствен­ но страницам матросских газет Переписка патриотов Специалист первого класса старшина 1 статьи Андрей Волгин умело передает свои знания сослуживцам, помогает им в совершенстве овладеть первоклассной бое­ вой техникой. Н А С Н И М К Е : специалист первого класса старшина 1 статьи А . Волгяи (в центре) рассказывает специалистам второго класса старшине 2 статьи Г. Тарвтухкиу и матросу И . Лавриненко о работе электрического оборудования. Фото И . Никшцова. увидит на экране всплеска от цели помогают пункты наведения. ...Летчик докладывает на пункт о го­ товности выполнять боевую задачу. — Прошу задание, — говорит он в микрофон. ному радиолокационному прибору. Атака осуществлена. Теперь на посадку. Самолет плавно приземляется. — Ну как, есть замечания по наведе- Штурмаи передает по -радио курс и вы- нию? — спрашивает оператор у летчика, соту, которые необходимы самолету, что- — Замечаний.нет, наводили отлично, бы сблизиться с целью, «направляет» — улыбаясь, отвечает пилот, истребитель в воздухе. Во многом помогает летчикам в полете На планшете прокладывается весь путь пункт наведения. Слыша знакомый голос самолета. Вот он немного свернул с задан- штурмана, наводящего самолет, летчик ного курса. - чувствует, что. где бы он ни находился, — Доверните... градусов, — передает в за ним всегда наблюдают умные глаза ра- воэдух штурман. Летчик выполняет указание. Самолет — в точке, где нужно менять курс. . . : . — К развороту! • • И черев полминуты: диолокациояных станций, голос с земли всегда подскажет нужный куре, и, какой бы густой ни была облачность, истреби­ тель точно выйдет на «противника» и стремительной атакой уничтожит его. К . ИЛЬИН. Офицер руководит осмотром и проворачиванием механизмов Радиорубка. Идет осмотр и проворачива­ ние радиоаппаратуры. Офицер отдает при­ казание сержанту Алексееву произвести внешний осмотр техники. Воин вниматель­ но проверяет, чет ли ржавчины или пыли на материальной части. — Провернуть аппараты вручную, — приказывает офицер. Алексеев проверяет переключатели, лег­ ко ли ввашаются ручки настроек прием­ ников, нет ли заеданий. Одна из ручек вращается слишком легко. Алексеев внимательно осматривает ме­ сто повреждения. Оказывается, что ослабла пружина реостата и подгорел контакт. Сержант уверенно взялся за работу. Че­ рез несколько минут он доложил: — Аппаратура к работе готова. Уста­ новленные режимы выдержаны. Служба сержанта Алексеева неодно­ кратно отмечалась командиром. За от­ личное несение радиовахт, образцовое со­ держание техники он много раз поощрял­ ся. В успехах воина — заслуга офицера, который непосредственно руководит обу­ чением подчиненных, уходом за матери­ альной частью. Матрос И . КОЗЛОВ. Отличный связист ИЗУЧАТЬ И ЗНАТЬ своих подчиненных Радиста старшину 1 статьи Котова в нашем подразделении знают как хороше­ го специалиста и требовательного коман­ дира. Он отлично знает пранила радиооб­ мена и материальную часть, уверенно не­ сет вахту. Свой опыт Котов заботливо передает подчиненным. Многие из них уже стали отличными специалистами. Молодой матрос Аленин прежде не мог принимать сочетания радиокода и неак­ куратно вел вахтенный журнал. Стар­ шина поставил матроса на параллельную вахту и добился того, что через две не­ дели Аленлн успешно выполнял свои обязанности. За безупречную службу Котов имеет много поощрений. Моряк является спе­ циалистом второго класса, награжден нагрудным знаком «Отличный связист». Старшина 2 статьи М. КЛЕПЕЦ . Прозвучал сигнал окончить треиирозкп Я собрал подчиненных для раэбора дейст­ вий у механизмов, отметил хорошую вы­ учку большинства матросов. Действия за­ ряжающего Савченко, допустившего от­ клонения от требований инструкции, при­ шлось разобрать подробно. Об'ясняя под­ чини ошибок заряжающего, я указал, что неточность в работе старшего матроса Савченко — результат его спешки, нев­ нимательности к командам. От действий заряжающего во мпогом за­ висит слаженность боевого поста. Высок-ш темп работы на посту требует большого напряжения моральных и физических сил, натренированности и умения. Ни од­ на задержка и пропуск не должны быть допущены во время стрельбы. А эт-jro можно достигнуть лишь пои условии, ког­ да на занятиях и тренировках каждый ар­ тиллерист будет упорно учиться т ом у , что необходимо на войне. Во время очередной тренировки Савчен­ ко стал более внимательно выполнять команды, работал уверенно, но в нормати­ вы еще не укладывался. Я похвалил ко­ мендора за первые успехи. По впоследст­ вии оказалось, что похвала была прежде­ временной. Достигнув некоторых резуль­ татов в действиях у механизмов, старшин матрос Савченко вместо того, чтобы еще настойчивее продолжать совершенство­ вать свою выучку, успокоился на достиг­ нутом. Однажды на походе командир подразде­ ления решил, проверить действия моих подчиненных. За работу боевого поста особых волнений я не испытывал. Ар­ тиллеристы пе раз отмечались приказом командира. Каждый из них имел поощре­ ния за отличные показатели в боевой и политической подготовке. Ранее отставав­ ший в учебе заряжающий Савченко под­ тянулся, и, по-моему. все должно было обойтись хорошо. На деле же оказалось по- иному. Когда командир подал команду: «Осечка», я все свое внимание обратил на Савченко, от умения и сноровки которого зависело исполнение этой команды. За­ ряжающий поступил так, как требует ин­ струкция. Затем Савченко обязан был за­ менить трубку. И вот здесь получилось то, чего я не мог простить себе долгое время. Вместо того, чтобы практически исполнить замену трубки, комендор (Т- раничился только докладом. Вызвав меня, командир раз’яснил недо­ статки в организации одиночной подготов­ ки матросов. Главный из них заклю­ чался в том, что я еще мало изучал под­ чиненных. Указания и советы командира •помогли мне найти правильный индивиду­ альный подход в работе. Я стал внима­ тельно присматриваться к службе Савчен­ ко, стараясь разобраться в том, что ме­ шает ему в учебе. Как-то беседуя с Савченко о высоких боевых качествах советского моряка, яэ*о проявившихся в годы Великой Отечест­ венной войны, я привел пример, свиде­ тельствующий о том, какое значение име­ ет умение действовать у механизмов в самой сложной обстановке. Рассказал, что это умение приобретается в ходе повсед­ невной учебы. Выслушав меня. Савченко сказал, что в бою он также безупречно выполнит свои обязанности, не подвеает товарищей. А сейчас, мол, не война, ко­ раблю ничто не угрожав#. После такого от­ кровенного высказывания мне стало по­ нятно, почему Савченко на тренировках действует с прохладцей. Надо было бы повысить требовательность к нему. Теперь на тренировках я особенно вни­ мательно следил за тем, чтобы Савченко выполнял приемы без каких-либо услов­ ностей. Выбирал такие вводные, пои вы­ полнении которых нужны были ловкость, четкость и быстрота в работе. С каждым днем заряжающий яснее и отчетливее по­ нимал, что действовать на тренировках необходимо так, как в бою. В этом его убедили и отличные артиллеристы, кото­ рые на заседании комсомольского бюго справедливо критиковали старшего ма­ троса Савченко за то, что он выполняет своп воинский долг еще пе так, как тре­ бует Присяга, интересы укрепления бое­ вой готовности Флота. Комсомолец Савченко правильно воспри ­ нял критику товарищей и в дальнейшем полностью исправил недостатки в служ­ бе. Сейчас старший матрос Савченко — от­ личник боевой и политической подготов­ ки. специалист высокого класса. Не оста­ навливаясь на достигнутом , он с каждым дпем расширяет своп военные и полити­ ческие зпанля. Старшина 2 статьи Ф. КОВАЛЕВ. П о м о г л и с т о & т с о с т ь я в ы ж о с л я в о с т ь Внезапно вышла из строя телефонная связь. Над сопками уже опустились су­ мерки,, началась пурга. Даже в кубрике было слышно завывапие ветра. Но связистов не испугало все это. Главный старшина Пыхалов повел команду на устранение повреждения. Он подобрал физически развитых воинов, хороших лыжни­ ков и отправился в путь. Связисты выполнили задание успешно. В этом им помогли твердое знание своего дела, стойкость и выносливость. Старший матрос И . ОСИПОВ. Советский воин — вешый сын своего великого народа. Бдительно охраняя вдохновенный труд советских людей, вои­ ны Советской Армии и Военно-Морского Флота проявляют большой интерес ко все­ му, что происходит в родной сттгшле, к тому, как растет социалистическия про­ мышленность. разнимется сельское хо­ зяйство. Оссбенно пристально следят они за производствэнными победами тружени­ ков города и деревни, с величайшей анер­ гией и энтузиазмом претворяющих в жизнь решения январского Пленума ЦК КПСС и второй сессии Верховного Совета СССР. В одном из номеров матросская газета Н-ской части сообщила своим читателям о переписке моряков подразделения с ком­ сомольцами и молодежью вновь созданного зернового совхооа «Комсомольский», Акмо­ линской области. Казахской ССР. В газе­ те публикуется письмо ваннав 'северомор­ це® молодым патриотам-нсвоселам целин­ ных земель и ответ комсомольцев и мо­ лодежи зерносовхоза «Комсомольский», ■успешно осваивающих обширные массивы целинных земель Казахстана. «С глубоким волнением и чувством то­ варищеской любви к вам, комсомольцам патриотам нашей Роцпны, — говорится в письме моряков-североморцов, — мы уз ноли о ваших достижениях в организации нового зерносовхоза «Комсомольский» и в освоении целинных земель. Мы знаем что вам было нелегко. Но вы не ис-пуга лпеь трудностей, преодолеваете их и до­ бились уже немалых успехов в решении важнейшей госудаазстэенной задачи, по­ ставленной Коммунистической партией Мы тшы за ваши успехи и гордимся ва­ шими трудовыми подвигами во славу Ро­ дины. Дорогие комсомольцы! Просим Вас (рас­ сказать о своих радостях и успехах, о трудностях, о людях вашего зерносовхоза. Мы с большим интересом и желанием бу­ дем читать здесь, на далеком Севере, ва- нш письма. В свою очередь мы расска­ жем вам о передовых комсомольцах-моря- ках, которые не жалеют своих сил и ста­ раний для повышения боевой готовности нашего родното Военно-Морского Флота. Трудна морская служба, особенно в ус­ ловиях Заполярья. Но в трудностях рож­ дается стойкость, выносливость, уверен­ ность в свои силы, несгибаемая воля к победе, в трудностях мы закаляемся. Мы делЭэм все. чтобы рубежи нашего Совет­ ского Заполярья были недоступными для врага. Трудитесь спокойно, дорогие това­ рищи! Охрана мирного созидательного труда советского народа находится в на­ дежных руках». Молодые энтузиасты, уехглвшке из Мо­ сквы. Ленинграда. Киева и других про­ мышленных центров нашей Родины, го­ рячо поблагодарили моряков-комсомольцев за тэплое письмо и рассказали им о тру­ довых успехах вновь созданного совхоза. «Коллектив нашего зерноссвхсса, — говорится в ответном письме озоэромор- цам, — это сплоченная и дружная семья. Комсомольцы и молодежь, упорно прео­ долевая трудности, смело наступают на целину. Только в прошлом году моло­ дыми механизаторами совхоза было подня­ то 27 тыс. гектаров целины. Комсомольцы не (успокаиваются на до­ стигнутом. Порадовать Родину новыми трудовыми успехами, поднять дополни­ тельно тысячи пектеоов целины — вот стремление нашей молодежи. Сейчас все' наши силы направлены на то. чтебы в срок и образцово провести весенне-поле­ вые работы. Рады сообщить вам, к выпол­ нению этой задачи мы подготовились по- боевому... Много потрудилась вапьа молодежь по благоустройству совхоза. Своими силами построили библиотеку, столовую, мед­ пункт, построили и оборудовали радио­ узел. Вместе со всей советской молодежью, изъявившей желание работать на целин­ ных и залежных землях, наши комсомоль­ цы полны стремления с честью оправ­ дать оказанное им доверие, успешно вы­ полнить задачу, поставленную Коммуни­ стической партией и Советским прави­ тельством по освоению целинных и за­ лежных земель, и вырастить па них бога­ ты» урожаи зерновых культур. Желаем вам, дорогие моряки, наилуч- пшх успехов в вашей боевой учебе. От­ делим всю силы и молодую анергию слу­ жению вашей любимой Родине, чтобы жизнь советских людей была еще краше и зажиточнее, чтобы рубежи социалисти­ ческой Отчизны были неприступны для любого врага». Далеко эа пределами Краснодарского края известно имя Героя Социалистиче­ ского Труда, лауреата Сталинской щемии Никиты Федоровича Умайского. Более 22 лет он работает чабаном в колхозе имени Сталина. Ейского района. Недавно Н. Ф. Уманский прислал письмо матросом, стар­ шинам и офтютм корабля. Знатный ча­ бан рассказывает воинам о достижениях колхоза в развитии общественного живот­ новодства, о тем, как претворяются в жизнь величественные преаначертгния Коммунистической партии и Советского правительства по дальнейшему •развитию всех отраслей сельского хозяйства. «Наш колхоз имени Сталина. — сооб­ щает Никита Федорович Уманский. — имеет земельную плоишь 22 тысячи гек­ таров, из них — 21 тысяча 300 гек­ таров пахотной земли. В колхозе развито общественное животноводство. Имеется у вас 12 овцеводческих бригад, за которы­ ми закреплено 9 тысяч тонкорунных овец. Бригада, которой я руковожу, со­ стоит из четырех человек. Коллектив У нас маленький, но дружный и сплочен­ ный. За нами закреплено 530 тонкорун­ ных овцематок. В 1954 году наша бригада настригла пгерсти на одну овцу по 6,1 кг вместо 5 кг по плану'. От каждой сотни овцема­ ток мы сохранили по 131 ягненку. Подсчитав своп возможности, члены нашей бригады взяли m себя социалисти­ ческое обязательство: в 1955 году от каждой сотни овцематок' сохранить по 135 ягнят, настричь шерсти но менее, чем в прошлом году’. Мы приложим вое усилия, чтобы успешно выполнить взя­ тые нами социалистические обязатель­ ства». Переписка патриотов заслуживает вся­ ческого одобрения. II правильно делают те газеты, которые публикуют тага» письма. Тепло и душевно написанные, они проникнуты глубоким патриотизмом. В них читатель найдет убедительные факты и цифры, яркий рассказ о вдохно­ венном созидательном труде советских людей, о благородном стремлении на­ шего народа и его воинов успешно осу­ ществить величественную программу, (на­ меченную январским Пленумом ЦК КПСС и второй сессией Верховного (Ьвета СССР. о- К О Р О Т К О О У С П Е Ш Н О работает над повы­ шением своих знаний токарь матрос Платунов. В результате упорства и по­ мощи товарищей по службе он овла­ дел второй специальностью. Гвардия матрос А . Дозбня. О Н А П Р Я Ж Е Н Н О трудятся над выполнением плана ефрейтор Казаков и рядовой Багдонас. Вот уже в тече­ ние 10 месяцев они систематически ре­ ализуют дневные задания на 150— 200 процентов. Младший сержант В. Каракчиев. О У М Е Л О правят службу воины нашего подразделения младший сер­ жант Якушев и матрос Акименко. Командир поощрил нх внеочередным краткосрочным отпуском. Младший сержант С. Брзясв. О К Р О П О Т Л И В О и настойчиво овладевают специальностью комсомоль­ цы Наумов, Коваль, Положенцев. Не­ давно они были награждены знаками отличного специалиста. Старшина 1 статьи А . Аладьев. За примерность членов ВЛКСЛ\ в учёбе и дисциплине Комсомольские организации Советской Армии и Военно-Морского Флота за пос­ леднее время стали работать несколько лучше. Об этом свидетельствует значи­ тельное увеличение в частях и на кораб­ лях количества комсомольцев— отличников учебы, классных специалистов. Многие молодые воины награждены нагрудными знаками отличника, Почетными грамотами Центрального Комитета ВЛКСМ. В улучшении комсомольской работы немалую воль сыграло изменение структу ­ ры армейских и флотских организаций ВЛКСМ. Создание первичных организаций комсомола в батальонах и пивизионах спо­ собствовало заметному оживлению внутри- комсомольской жизни, повышению качест­ ва воспитательной работы среди комсо­ мольцев и всей армейской и Флотской мо­ лодежи. Тем не менее комсомольская работа в войсках все еще отстает от современных требований. Комсомольским организациям армии и Флота нужно еше многое сделать, чтобы повысить свое влияние на моло­ дежь. активнее участвовать в борьбе за повышение боеспособности и боевой го­ товности частей и кеплблей. БОЛЬШЕ КОНКРЕТНОСТИ И ДЕЛОВИТОСТИ В РАБОТЕ Самое важное, что требуется от каждой первичной комсомольской организации. —- это добиться примерности всех без исклю­ чения комсомольцев в боевой и политиче­ ской подготовке, в соблюдении воинской дисциплины. Успешно решить эту задачу можно лишь при том условии, если комсо­ мольская работа в войсках будет носить конкретный, деловой хавактер. Но именно этих-то качеств как раз и недостает многим нашим комсомольским организациям. Еще нередко комсомольская работа проводится скучно, неинтересно, оторванно от текущих учебных задач под­ разделений. Не перевелись у нас еще та­ кие комсомольские руководители, которые все воспитание молодежи сводят к одним собраниям и заседаниям, в общим, никого и ни к чему не обязывающим разговорам. Подобные методы борьбы за передовую роль комсомольцев, конечно, ве могут дать положительных результатов. Качество работы каждой первичной ор­ ганизации ВЛКСМ оценивается отнюдь не количеством проведенных ею мероприя­ тий, принятых резолюций, а тем, насколь­ ко велико в подразделении число комсо­ мольцев — отличников боевой и полити­ ческой подготовки. Там, где это до конца понято, где к решению вопроса о пере­ довой роли комсомольцев подходят кон­ кретно, по-деловому, — там налицо опре­ деленные успехи. Взять, к примеру, комсомольскую орга­ низацию подразделения, где секретарем тов. Серков. Здесь все комсомольцы явля­ ются отличниками учебы. В чем же «сек­ рет» успеха этой организации? Он заключается, прежде всего, в том, что комсомольское бюро, возглавляемое тов. Сврковым» настойчиво проводит в жизнь указания командира, партийной ор­ ганизация, всю свою политико-воспита­ тельную работу подчиняет задачам боевой и политической подготовки подразделения. Общепризнано, что глубина и проч­ ность военных знаний военнослулшщих зависят от того, насколько добросовестно и старательно усваивают они то. чему их учит командир, насколько они твердо зна­ ют и неукоснительно выполняют свои обя­ занности, определецные воинскими устава­ ми. Поэтому комсомольская организация стремится к тому, чтобы каждый комсо­ молец глубоко проникся пониманием сво­ его воинского долга, сознанием своей вы­ сокой личной отвеаствснности за дело за­ щиты социалистической Родины, ее госу­ дарственных интересов, чтобы он твердо знал и старательно выполнял свои воин­ ские обязанности. В индивидуальных и групповых беседах, на комсомольских соб­ раниях и встречах с бывалыми воинами солдатам раз'ясяяется, что самое важное для каждого из них — с честью выпол­ нять воинский долг, подготовиться к лю­ бым.испытаниям боевой жизни. Правила войны суровы: в бою побеж­ дает тот, кто лучше знает военное дело, действует смело и решительно, умеет на полную мощность использовать свое ору­ жие. Отличное знание своей военной спе­ циальности, умение влалеть оружием ока­ зывают благотворное влияние на самочув­ ствие воина в бою. Боец, научивчдийся действовать в любой обстановке, отлично владеющий своим оружием, сражается, как правило, уверенно, смело, расчетливо и успешно уничтожает врага. Ведь еще великий русский полководец А. В. Суво­ ров говорил: «На себя надежность — ос­ нование храбрости». Чем лучше выучка солдата или матроса, тем больше у него веры в свои силы, больше мужества, стойкости и выносливости. Вот 9TV-T0 «надежность на себя» комсомольская ор­ ганизация и помогает воспитывать v сол­ дат подразделения. Па занятиях по боевой подготовке, про ­ водимых командирами, солдат получает необходимые воинские качества, изучает основы военного дела, в совершенсгес ос­ ваивает свое оружие. Комсомольская орга­ низация. где секрето/рем тов. Серко©, на­ стоятельно требует от всех своих членов быть примером внимательности и приле­ жания на занятиях. Рассеянный и лени­ вый человек ничему как следует не^ на­ учится. Тот же, кто с охотой и любовью делает все, что прикажут командиры, кто учится военному делу с прилежанием и усердием, v того все ладится и спорится. Комсомольские активисты терпеливо раз’яспяют своим товарищам-солдатам, что быть внимательным — это значит насто­ рожить память и ум так, чтобы не про­ пустить мимо ушей ни одной команды, не прозевать ни одного шага или позорота, когда командир проводит строевые заня­ тия, чтобы не просмотреть ни одного приема, когда он учит обращению с ору­ жием и боевой техникой. Быть вниматель­ ным и прилежным — это значит желать и стараться понять и крепко запомнить все то. чему обучают командары, зо вре­ мя занятий ни о чем другом не думать, как только о том, чтобы поскорее освоить военное дело, свою воинскую специаль­ ность. Борясь за примерность членов ВЛКСМ в учебе, комсомольская организация всегда помнит о необходимости индивидуального подхода к каждому комсомольцу. Как из­ вестно, в каждом подразделении есть v пас отличники учебы, а наряду с ними и отстающие по разным причинам солдаты. Обычно первых ставят в пример, рассказы­ вают о пих, призывают перенимать их опыт, а отстающих порицают, с ними проводят беседы, их критикуют на ^комсо­ мольских собраниях. И, таким образом, воспитательная работа комсомольской ор­ ганизации растекается как бы по двум каналам, ее внимание сосредоточивается па двух группах людей — на передовых и отстающих, а основная масса комсо­ мольцев остается подчас забытой. Вот против этого-то недостатка и на­ правила свои усилия комсомольская орга­ низация, где секретарем тов. Серков, помощью командиров, политработников члены комсомольского бюро внимательно ознакомились с учебой буквально каждо­ го комсомольца. Пристальное внимание было обращено на тех, кто учится в ос­ новном неплохо, но еще «не дотягивает» до отличной учебы. Были выявлены при­ чины. мешающие этим комсомольцам учиться отлично. Кто из солдат встречал трудности из-за недостаточной подготовки, тому на помощь пришли тозарпщп: тот же, кто ленился, довольствовался достиг­ нутым. не желая приложить больших уси­ лий, был подвергнут критике, обществен­ ному воздействию со стороны комсомоль­ ского коллектива. Так же конкретно работают с людьми и комсомольские организации, где секрета­ рями се!ржанты Санников, Макарчик, стар­ ший матрос Першин. Члены бюро этих организаций внимательно следят иа тем, как каждый комсомолец учится, выяспяют причины, почему тот или другой из них отстает в учебе, постоянно советуются с командирами и политработниками относи­ тельно того, как лучше организовать по­ литико-воспитательную работу с моло­ дежью. В результате почти все члены ВЛКСМ здесь являются передовиками в учебе, в овладении боевой техникой. К сожалению, еще далеко не везде с такой деловитостью подходят к воспита­ нию комсомольцев. Нередко бываег, что комсомольская организация формально предпринимает как будто все. чтобы добиться примерности членов ВЛКСМ в учебе, но ничего v нее не получается. Причина этого в том. что обсуждение во­ просов учебы комсомольцев на собпзниях и заседаниях бюро зачастую превращает­ ся в пустую формальность. Отстающим в учебе комсомольцам читаются нотации, с них берут обещания исправиться, по так как комсомольские бюво не изучают при­ чин отставания комсомольцев и не оказы­ вают отстающим конкретной помощи, то положение с учебой остается прежним. Пногда бывает и так: бюро комсомоль­ ской организации, обсуждая вопрос о том, что именно надо сделать для повышения качества учебы комсомольцев, не обра­ щается за советом к командиру. Это, без­ условно. неправильно. Командир органи­ зует и направляет всю жизнь подразделе­ ния, его боевую и политическую подготов­ ку. Он отвечает за обучение и воспитание всех военнослужащих, в том числе, конеч­ но, и комсомольцев. Ему, как никому дру­ гому, виднее, каковы учебные успехи каждого солдата или матроса п какую именно помощь могла бы оказать комсо­ мольская организация тому пли другому товарищу, чтобы улучшить качество уче­ бы в подразделении. Наконец, командир, как правило, прошедший большую жизнен­ ную школу, располагает и большим опы­ том воспитания молодежи. П оэтому , что­ бы работа комсомольской организации не шла вхолостую , ей постоянно необходимы совет и указания командира. В годы Великой Отечественной войны Советская Армия показала свое превосход­ ство над противником. Наше советское оружие, боевая техника превзошли воору­ жение немецкой армии, которое по тому времени считалось лучшим вооружением среди армий капиталистических стран. Чтобы сохранить и в дальнейшем завое­ ванное советским оружием превосходство над оружием капиталистических армий, Центральный Комитет КПСС и Советское правительство в послевоенный период проделали огромную работу и добились больших успехов по оснащению Совет­ ских Вооруженных Сил новым, вполне современным оружием и боевой техникой. Наши Вооруженные Силы располагают мощными танкамп. замечательней артил­ лерией, совершенным стрелковым ору­ жием, скоростными реактивными самоле­ тами, сложной радиотехнической аппара­ турой, первоклассными боевыми корабля­ ми. Долг каждой армейской и Флотской комсомольской «доакзаядия — > поднять

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz