На страже Заполярья. 1954 год. Январь.
4 Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 27 января 1S54 г., № 22 (4864 ). З а я в л е н и е В. М. Молотова на Берлинском совещании министров иностранных дел четырех держав 25 января 1954 года (Окончание. Начало см. на 3 стр.). В нынешних условиях только объединен ные усилия всех великих держав, вместе с усилиями других государств, могут обеспечить уменьшение напряженности ж» всей международной обстановке и дости жение соответствующих соглашении пэ назревшим международным проблемам. Как известно, на Совет Безопасности ПОИ возложена «главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности». Известно также, что, согласно Уставу ООН, все важные реше ния Совета Безопасности по поддержанию международного мира должны принимать ся при наличии единогласия пяти вели ких держав — Франции, Англии, США , СССР и Китая. В настоящее время эти важнейшие по ложения Устава Организации Объединен ных Нацпй не могут выполняться уже по одному тому, что китайское народное правительство, являющееся единственным законным представителем китайского на рода, не представлено в Организации Объединенных Наций. А такое положение создалось главным образом в результате того, что восстановлению законных нрав Китайской Народной Республики сопро тивляется одно из государств, а именно — Соединенные Штаты Америки. Однако, ненормальность и недопустимость этого настолько очевидны, что было бы непра вильным мириться с создавшимся положе нием. Именно в настоящих условиях созыв совещания министров иностранных дел пяти великих держав имел бы особенно большое значение. Созыв такого совеща ния во многом способствовал бы умень шению международной напряженности и, следовательно, укреплению общего мира. Созыв совещания пяти дерзсав необхо дим, прежде всего, для того, чтобы по ложить конец гонке вооружений. Это необходимо сделать, поскольку продолже ние гонки вооружений не только делает непосильным для народов бремя вооруже ний, но и ведет к дальнейшему обостре нию международных отношений и созда нию военных группировок государств как на одной стороне, так и на другой сто роне. Н и одно государство и, в том числе, ни одна великая держава в настоящих условиях не могут достичь каких-либо по ложительных результатов, проводя поли тику гонки вооружений. Но политика тонки вооружений может подорвать госу дарственные финансы и экономику стра ны, если затянется и дальше осуществле ние этой агрессивной и экономически несостоятельной политики. Можно миллиарды и миллиарды дол ларов, можно все новые миллиарды фун тов стерлингов бросать на цели осущест вления политики гонки вооружении и можно утешать себя видимостью каких- то результатов гонки вооружений и «по литики силы». Но все это не имеет под собой надежного фундамента и, следова тельно, не может обеспечить достижение поставленной цели, хотя и вызывает на пряжение сил и осуществление соответст вующих новых и новых мероприятий также на другой стороне. В таких слу чаях получает свое значение известное правило: действие на одной стороне вы зывает соответствующее противодействие на другой стороне. Некоторые державы осуществляют да леко идущие планы создания многочис ленных военных баз на чужих террито риях, вдали от своих границ. При этом говорят, будто это делается в интересах обороны, хотя этому не верят ни те, кто говорит об этом, ни те, кто слушает та кие заявления. С другой стороны, для всякого ясно, что создание американских военных баз в целом ряде государств Европы, на территории Северной Африки, на территориях некоторых государств Ближнего и Среднего Востока не имеет ничего общего с оборонительными целями. Имеется немало заявлений военных и невоенных деятелей США , в которых пря мо объявляется, что создание многочис ленных американских военных баз на чужих территориях направлено против Советского Союза, против Китайской На родной Республики, против стран народ ной демократии. Но такая политика и та кого рода планы сами себя дискредити руют в глазах народов и обречены на неизбежный провал. Из всего этого следует сделать опреде ленные выводы. Следует, прежде всего, признать неот ложность проведения таких мероприятии, как значительное сокращение всех воору жений, особенно вооружений великих дер жав, и необходимость принятия решений, направленных на запрещение атомного, водородного и других видов оружия мас сового уничтожения, на установление эффективного международного контроля за этим запрещением, и, как первый шаг к этому, признать необходимость отказа правительств от применения атомного ору жия. Что касается этого последнего во проса, то советская делегация, разумеет ся, будет исходить из того факта, что по атомному вопросу в последнее время был намечен определенный порядок обсужде ния, которого и следует придерживаться. Созыв совещания пяти держав и об суждение на этом совещании мероприятий по уменьшению международного напряже ния и в том числе по прекращению гонки вооружений, имел бы первостепенное международное значение. Нет такого на рода, нет такого государства, которые не были бы заинтересованы в том,* чтобы положить, по крайней мере, начало пло дотворному обсуждению этих важнейших международных проблем. Настоящее сове щание в Берлине могло бы, в свою оче редь, сделать тот или иной конкретный шаг вперед для того, чтобы содействовать прекращению гонки вооружений. Нельзя не признать также недопусти мым дальнейшее откладывание вопросов, относящихся к урегулированию отноше ний между великими державами, без чего нельзя обеспечить разрешение многих международных проблем и успешно со действовать дальнейшему уменьшению международного напряжения. При этом особое значение имеет урегулирование во просов, относящихся к Китайской Народ ной Республике, включая восстановление ее законных прав в Организации Объеди ненных Наций. Продвижение вперед в этом деле имело бы большое значение для урегулирования важных международных политических и экономических проблем, в том числе для разрешения корейского вопроса. Как известно, сам созыв политической конференции по корейскому вопросу на толкнулся на серьезные затруднения. До сих пор не достигнуто договоренности да же о составе участников конференции. Имеются и другие острые противоречия между сторонами, что нашло свое выра жение в фактах грубого нарушения ус ловий соглашения о перемирии по вопросу о военнопленных. Все это в немалой мере связано с от сутствием нормальных отношений между некоторыми великими державами. Не .мо жет быть сомнения в том, что созыв со вещания пяти держав содействовал бы устранению целого ряда затруднений, имеющихся теперь как в корейском во просе, так п в решении некоторых других актуальных международных проблем. Есть страны, которые еще отказывают ся «признавать» Китайскую Народную Республику. Но «непризнание» фактов и, тем более, «непризнание» крупнейших исторических событий никогда не давало ноложительных результатов. ДальнеГпиее игнорирование коренных изменений, про исшедших в Азии и нашедших свое гы- ражение, прежде всего, в победе китай ского народа н в образовании Китайской Народной Республики, ведет к обострению отношений между государствами и создает препятствия для урегулирования назрев ших международных проблем, в котором кровно заинтересованы все народы мира. Уже 2 5 больших и малых государств, население которых составляет около 1 миллиарда человек, установили или уста навливают дипломатические отнш ени я с Китайской Народной Республикой. Коли чество таких государств увеличилось бы вдвое, достигло бы уже пятидесяти пли еще больше, если бы на этом естествен ном пути не были созданы искусственные преграды. Не осталось ни одного независимого государства в Азии, которое не установи ло политических отношений с Китай ской- Народной Республикой или, по крайней мере, не намеревалось наладить политических или эконо мических отношений с КНР. Такие азиатские страны, как Индия,- Пакистан, Индонезия, Бирма, уже давно установили дипломатические отношения с Китайской Народной Республикой. Не кто иной, как г-н Неру, премьер-министр Индии и вы дающийся государственный деятель Азии, два дня назад заявил: «Организация Объединенных Нацпй ослабляет свои по зиции, отказываясь допустить коммуни стический Китай. Появление нового Ки тая является огромным фактором в меж дународном положении. Не признавать Китай,— значит закрывать глаза на дей ствительность». Многие государства Европы, п в том числе государства, принадлежащие к Ат лантическому блоку, признали необходи мым установление дипломатических отно шений с новым Китаем. Только на терри тории Северной и Южной Америки не нашлось ни одного государства, которое до сих иор решилось бы установить нор мальные отношения с народно-демократи ческим Китаем. Но о чем это свидетельст вует, — и без дальнейших разъяснении понятно. Советское правительство исходит из то го, что такое положение не может продол жаться долго. Созыв совещания пяти дер жав, с участием Китайской Народной Рес публики, во многом способствовал бы разрядке и оздоровлению всей международ ной обстановки. Наконец, если мы все действительно стремимся к уменьшению международной напряженности, то это должно найти свое отражение и в международных отношени ях, связанных с расширением торговых отношений между государствами. Со стороны некоторых держав п, прежде всего, со стороны СШ А до послед него времени проводится политика, на правленная на запрещение торговли с СССР и странами народной демократии. Ради этого три года тому назад правитель ство СШ А расторгло действовавшее в те чение многих лет торговое соглашение между СШ А и СССР. Известно также, что в Соединенных Штатах существует закон Бэттла о фактическом запрещении для СШ А и стран американского блока юр- говли с СССР и странами народной демо кратии. Эти, как и ряд других, мероприя тия со стороны СШ А направлены не толь ко на создание всяких затруднений в международной торговле, но н на обост рение международных отношений. Достигли ли своей цели все эти препятствия и дискриминации, установленные на пути развития международной торговли? Веемы знаем, что все эти дискриминационные мероприятия в отношении СССР, Китая и стран народной демократии отнюдь не приостановили экономического подъема в этих государствах, а содействовали созда нию второго мирового рынка п значитель ному упрочению экономических связен между этими странами. Судите сами, что может дать продолжение этой политики запрещений и дискриминаций в области международной торговли, особенно в ны нешних условиях, когда никто не может отрицать наличия имеющихся затрудне ний в экономике отдельных стран. Совещание представителей пяти держав сыграло бы свою положительную роль и в отношении создания нормальных условий для развития международной торговля, в чем не могут быть не заинтересованы мно гие государства. Разумеется, совещание пяти держав может состояться только при наличии той основной предпосылки, что все пять ве ликих держав на деле проявят стремле ние к уменьшению напряженности в меж дународной обстановке. Советская делегация хотела бы на деяться, что по этому вопросу возможно достичь соглашения на Берлинском сове щании. Кроме вопроса о созыве совещания ми нистров иностранных дел пяти держав и германского вопроса, на настоящем сове щании было бы целесообразно обсудить также австрийский вопрос. Интересы укрепления мира в Европе и необходимость обеспечения национальных прав австрийского народа требуют ско рейшего восстановления свободной и неза висимой Австрии и урегулирования авст рийского вопроса. Советское правительство считает, что этот вопрос должен «быть урегулирован в соответствии с имеющимся соглашением четырех держав. При. рассмотрении этого вопроса необходимо исходить из того, что бы его урегулирование содействовало обеспечению безопасности народов Европы л независимости Австрии, и чтобы Авст рия не стала вновь орудием в руках аг рессивных сил и, в частности, орудием германского милитаризма. Все сказанное позволяет мне внести следующее предложение относительно по вестки дня Берлинского совещания: 1. О мероприятиях по уменьшению на пряженности в международных отноше ниях и о созыве совещания Министров Иностранных Дел Франции, Англии, США , Советского Союза и Китайской Народной Республики. 2 . Германский вопрос и задачи обеспе чения европейской безопасности. 3. Об австрийском государственном до говоре. Приняв такую повестку дня, мы полу чили бы возможность сосредоточить вни мание на тех вопросах, которые в настоя щее время являются наиболее актуаль ными и существенными. Передо мной здесь сделали заявление г-н Бидо — от имени Франции и г-н Иден — от имени Англии. Эти выступле ния мы выслушали с большим вниманием. Как г-н Бидо, так и г-н Иден, а еще раньше в своем вступительном слове государственный секретарь СШ А г-н Дал лес высказали своп надежды на положи тельные результаты настоящего совеща ния. Как представитель Советского Союза я выражаю полную готовность вместе с гг. Б идо , Иденом и Даллесом добиваться на этом совещании таких результатов, которые будут отвечать интересам обеспе чения безопасности народов Европы я бу дут, вместе с тем, содействовать упроче нию мира во всем мире. К СОВЕТСКО-КИТАИСКИМ ТОРГОВЫМ ОТНОШЕНИЯМ В результате не? 1 >еговороэ между Мини стерством внешней торговли СССР н Тор говой делегацией Китайской Народной Республики, 1 гротека!ВШгнх в атмосфере дружественного взаимопонимания, 23 ян варя сего года в Москве подписан Прото кол о товарообороте на 195-4 год, преду- оматрчпвающий дальнейшее увеличение т<тварооборота между обеими странами, и Протокол о поставках в текущем году из Советского Союза в Китайскую Народную Рсспуб.пику товаров в счет кредита, пре доставленного по Соглашению от 14 фев раля 1 9 5 0 года. Подписанные Протоколы предусматри вают поставки из Советского Союза в Китай широкой номенклатуры това;ров, в том числе металлургического, горноруд ного и энергетического оборудования, ав- томооилей. тракторов, се.тьскохоолиствен- пых машин, дорожных и строительных машин, проката черных и цветных ме таллов, нефтепродуктов, химических то варов. Из Китая будут поставляться цветные металлы, соевые бобы, рис, арахис, рас тительные масла, мясо, чай, табак, фрук ты, шерсть, шелк-сырец, шелкозые тка ни, кожевенное сырье и другие товары. С Советск<н1 стороны Протоколы под писал и. о. .Министра внешней торговли С. А. Борисов, а с Китайской стороны — заместитель Председателя Ф ин - тнсобю -эко номического комитета при Государствен ном Административном Совете и Министр внешней торговли Е Цзи-чжуан- К СОВЕТСКО-НОРВЕЖСКИМ ТОРГОВЫМ ОТНОШЕНИЯМ В результате успешно закончившихся советско-норвежских торговых переговоров 25 янзаря в Осло был подписан Протокол о товарообороте между СССР и Норвегией на 1 9 5 4 год. Советский Союз будет поставлять в Норвегию зерновые, марганцевую п хро мовую руды, легковые автомобили и дру гие товары. В обмен Норвегия будет по ставлять в Советский Союз китовый жир, сельдь, штапельное волокно, алюминий и другие товары. Протокол подписали: с советской сторо ны Торговый представитель СССР в Нор вегии А. Т. Аверпчев, с норвежской сто роны Министр иностранных дел Норвегии X . Ланге. Население Берлина приветствует совещание министров иностранных дел четырех держав БЕРЛИН, 2 6 января. (ТАСС). Вчера в ( ослабления международного напряжения и Открытие Берлинского совещания министров иностранных дел четырех держав Берлине, в Фридрихштадт-Паласте, со стоялся многолюдный митинг берлинских трудящихся, созванный по инициативе Бер линского комитета Национального фронта демократической Германии. На митинге выступили обер-бургомистр Большого Берлина Фридрих Эберт и пред седатель президиума Берлинского коми тета Национального фронта демократ,!че ской Германии профессор Т. Брупп. Касаясь открывшегося 2 5 января в Берлине совещания министров иностран ных дел, ораторы подчеркивали, что на селение Берлина и все миролюбивые немцы связывают с Берлинским совещанием свои надежды на мирное разрешение герман ского вопроса, на заключение мирного договора и воссоединение Германии на де мократической основе. Они напомнили о требованиях всех миролюбивых немцев, что*бы обсуждение германского вопроса на Берлинском совещании происходило при участии немецких представителей. В заключение участники митинга единодушно приняли резолюцию, в которой представители берлинской общественно сти приветствуют совещание министров иностранных дел и выражают надежду, что это совещание явится вкладом в дело укрепления мира во всем мире. Участники митинга высказали в резо люции пожелание, чтобы на Берлинском совещании министров иностранных дел в обсуждении германского вопроса приняли’ участие представители Германской ^Демо кратической Республики и Западной Гер мании. Заявив о своей непреклонной воле в борьбе за воссоединение Германии и об щегерманское соглашение, против полити ки возрожиения германского милитаризма и (реваншизма, участники митинга под черкивают в резолюции: «В интересах быстрейшего воссоедине ния Германии мы считаем необходимым создать Временное общегерманское прави тельство. Это способствовало бы сближе нию обеих частей Германии и подготовке к проведению общегерманекпх свободных и демократических выборов. Весь немецкий народ ожидает от Бер линского совещания министров иностран ных дел положительных решений, на правленных на разряжение международ ной напряженности, на обеспечение мира и заключение мирного договора с Герма нией на демократической основе». Выступление Неру в Кальяни БЕРЛИН, 2 5 января. (Спец. корр. ТАСС). Сегодня здесь в помещении бывше го Контрольного совета открылось совеща ние министров иностранных дел СССР, Франции. Англии и США . В совещании участвуют Министр Иностранных Дел СССР В. М. Молотов, министр иностранных дел Франции Ж . Би до, министр иностранных дел Англии А. Иден и государственный секретарь СШ А Д. Ф . Даллес. В работе совещания с советской сторо ны участвуют А. А. Громыко, Я . А. Малик, а также Г. Н. Зарубин, С. А. Виноградов, Г. М. Пушкин, В. С. Семенов, Л. Ф . Ильичев, А. к. Соболев, II. Т. Федо ренко, И . П. Ильичев: со стороны Франции — Пароди, де Ля Турнель, де Маржери, Брустра, Сэйду, Байенс: с английской стороны: Робертс, Ф . Хойер-Миллар, У . Хэй- тер, Ч. Ф . К. Коулмэн, А. Наттинг; со стороны СШ А — Р. Л. О ’Коннор, Д. Ма- картур, Ч. Болен, Р. Р. Боуи, Д. Брюс, Д. Конэнт, Ч. Д. Джексон, К. У . Маккардл. На сегодняшнем заседании министры условились о том, что в соответствии с установившимся порядком председатель ствовать министры будут по очереди. На первом заседании председательствовал Дал лес. После того, как министры договорились о порядке работы, председательствующий предоставил слово для заявления Ж. Бидо. Выразив уверенность в том, что настоя щее совещание послужит первым шагом на пути к длительному улучшению отноше ний меяау четырьмя державами и снова откроет путь к общему урегулированию, которое положит конец расколу мира, Би до указал, что между странами — участ ницами совещания имеются разногласия и что совещание должно рассмотреть все нерешенные вопросы. Бидо утверждал, что предложения, внесенные США , позволяют решить вопрос об атомной угрозе и что, по мнению Франции, вопрос о разоруже нии связан с результатами переговоров по атомному вопросу, которые будут иметь место. Бидо признал важное значение азиат- должны быть разрешены «чем скорее, тем лучше». Однако он утверждал, что «решение этого вопроса не было бы уско рено попытками рассмотреть его вне его естественных границ», и заявил, что на стоящее совещание должно быть посвяще но рассмотрению европейских проблем. «Я не думаю,— сказал он,— что судьба Авст рии зависит от судьбы Кореи. Почему следовало бы связывать вопрос об объеди нении Германии с вопросом об установле нии международного статуса Китая?» Министр иностранных дел Франции при знал, что существующий раздел Европы является «нездоровым явлением», которое заинтересованные державы должны устра нить. Однако при этом он повторил уже давно опровергнутую версию о том, будто этот раздел «был навязан» Западу, в то время как в действительности он явился следствием политики западных держав. Бидо заявил, что он воздержится от како- го-либо анализа исторического порядка и от всяких ссылок на первопричины. Мы считаем, сказал он, что «наша программа обороны ни в коем случае не может яв ляться предметом переговоров». Бидо «мо тивировал» это тем, будто так называе мые «оборонительные» мероприятия за падных держав имеют целью обеспечение их безопасности. По мнению Бидо, предме том обсуждения должны являться герман ский мирный договор и австрийский до говор. Касаясь германского вопроса, он сказал, что условия подготовки мирного договора, а именно — существование пра вительства, которое представляло бы всю Германию, еще не осуществлено, и вновь повторил известное утверждение западных держав о том, что решение проблемы надо начать с проведения так называемых «свободных выборов». Бидо сказал, что для предотвращения роста германского национализма п опас ности -со стороны Германии «целесообраз но включить Германию в организацию чи сто оборонительного характера, в которой по самой природе этой группировки инди видуальная и коллективная агрессия со стороны любого ее члена стала бы невоз- ских проолем и заявил, что эти проблемы Iмежнон». Он заявил, что «судьба демо кратии в Германии» зависит якобы от «ассоциации Германии с Западом». Затем выступил с заявлением министр иностранных дел Англии А. Иден. «Эта Берлинская конференция; — сказал он, — породила надежды на всем земном шаре. Миролюбивые народы ожидают от нас мир ной работы, и мы не должны их разоча ровать»'. Иден сказал далее, что в Англии многие надеялись, что сотрудничество, имевшее место во время войны, будет про должено и в годы мира и что британский народ глубоко сожалеет, что это оказалось невозможным. Он утверяцал, что в связи с этим Англия «не имела другого выбора, как действовать в сотрудничестве со сво ими союзниками, чтобы обеспечить свою безопасность и поддержать мир в Европе». После этой попытки оправдать создание блока западных держав и политику раско ла Европы Иден заявил, что целью сове щания доля;но быть «ослабление тех барьеров, которые существуют в Европе, и, во-вторых, поощрение более доверчивого отношения между странами Запада и Со ветским Союзом». Он возражал против об суждения «всемирных проблем», заявив, что совещание достигнет большего, если министры смогут устранить одну или две из важных причин напряженности «и не будут обсуждать напряженность абстракт но». «Эта конференция,— сказал он,— яв ляется конференцией Европы о Европе» и поэтому должна преяце всего заняться ос новными европейскими проблемами: Гер манией и Австрией. Далее Иден солидаризировался с заме чаниями Бидо, касающимися обеспечения безопасности. «Правительство ее величе ства,— сказал он,— является членом Объ единенных Наций. У нас в то же время имеется договор с Советским Союзом, ко торый остается в силе еще на много лет. Мы незыблемо придерживаемся этих обя зательств, они обеспечивают то, что мы никогда не будем участвовать в каком- либо акте агрессии, никогда не будем угрожать безопасности Советского Союза». Иден пытался представить соглашения и договоры западных держав как меры «чи сто оборонительного характера», якобы гарантирующие безопасность. Он выразил готовность обсудить с Советским Союзом вопрос относительно безопасности Совет ского Союза, если Советское правительство считает это необходимым. Указав на то, что в основе разногласий с Советским Союзом и трудностей в Евро пе лежит германский вопрос и сущест вующий искусственный раздел Германии, Иден признал, что мирное объединение Германии и заключение германского мир ного договора открыло бы новые перспек тивы длительного мира в Европе. Однако, говоря о путях решения этой проблемы, Иден вновь повторпл известные утвержде ния правительств западных держав о том, что первым шагом к решению германского вопроса должны якобы явиться так назы ваемые «свободные выборы» во всей Гер мании, что. как известно, при нынешних условиях раскола Германии и наличия в ее западной части террористического боннского режима не могло бы привести к свободному волеизъявлению германского народа и к объединению Германии на мир ной демократической основе. По предложе нию Идена после проведения таких «сво бодных выборов», имеющих в действи тельности целью распространение бонн ского режима на всю Германию вопреки воле се народа, первой задачей была бы подготовка учредительного собрания, что бы обеспечить создание всегерманского правительства. Иден добавил, что до соз дания этого всегерманского правительства во всей Германии должна действовать администрация так называемой федераль ной республики. Затем выступил с заявлением Министр Иностранных Дел СССР В. М. Молотов. (Заявление В. М. Молотова публикуется отдельно в этом номере газеты). На этом первое заседание совещания министров иностранных дел четырех дер жав закончилось. Государственный секре тарь СШ А Даллес заявил, что в связи с поздним временем свое заявление он сделает на следующем заседании. Следующее заседание состоится 2 6 ян варя. ДЕЛИ, 2 4 января. (ТАСС). Индийское информационное бюро передает: Выступая вчера на съезде, председа тель Индийского национального конгресса Джавахарлал Неру сказал: «Мы убеждены, что проблемы сегод няшнего дня могут быть разрешены мир ными средствами, и каждая страна может жить так, как она желает, не навязывая себя другим». Неру сказал, что Индия не будет уча ствовать в войне, и Индия надеется, что другие страны в Азии последуют ее при меру, способствуя таким образом созданию зоны мира. Именно с этой точки зрения Индия подходит к предложению Соединен ных Штатов оказать военную помощь Пакистану. «Так много,— сказал Неру,— делалось противоречивых заявлений по поводу предложения Соединенных Штатов оказать Пакистану военную помощь, что трудно узнать действительность. Однако было до статочно сказано, что это не пустые раз говоры, а что за этим кроется нечто зна чительное. Также достаточно было сказа но о том, что это предложение таит в се бе далеко идущие последствия. Если Па кистан примет эту помощь, он станет частью большой группы наций, объеди нившихся против другой группы. Он ста нет потенциальной зоной войны, и его политика постепенно подпадет под конт роль других. Едва ли это можно отри цать. Азия потеряет свою свободу, и ход истории повернется вспять. Для Индии это имеет серьезное значение со многих точек зрения. Один только факт, чтэ вой на может приблизиться к нашим грани цам, является достаточно серьезным^. Нельзя игнорировать также и другой факт, что эта военная помощь может быть использована и против Индии. Мы искренне надеемся даже на данном этапе, что это нежелательное событие не про изойдет. II я говорю так не из враждеб ных, а из дружественных чувств по от ношению к народу Пакистана. С момента раздела Индии и образования Пакистана как независимого государства я был убежден, и полагаю, это убеждение раз деляет не только Конгресс, но и огромное число наших соотечественников, что Ин дия и Пакистан должны жить в дружбе и в сотрудничестве. Мы признали незави симость Пакистана, и не может быть п речи о том, чтобы подвергать ее сомне нию в каком бы то ни было случае». Касаясь колониализма, главным образом в Африке, Неру сказал: «Мы не имеем намерения вмешиваться в дела других стран. Но все наше прошлое и наше по нимание нынешнего мира неизбежно делают нас противниками всех форм ко лониального господства... В сегодняшнем мире колониализм представляет постоян ную угрозу миру во всем мире и поощ ряет тенденцию расовых конфликтов». Неру осудил тенденцию, заключающуюся «в поддержке феодальных и реакционных режимов, которые полностью отжили свой век. Никакая поддержка не может при- #дать жизни тому, что уже отжило свой век. Повсюду и особенно в Азии имеется горячее стремление добиться политической свободы и экономического улучшения. Поэтому все, что принимает форму осво бодительной силы, приветствуется. Под держивать реакционный режим — значит потерять поддержку народа. К сожале нию, забывают, что в конечном счете именно народ решает все». Остановившись затем на корейском во просе, Неру сказал, что Индия прилага ла усилия к тому, чтобы помочь прекра тить военные действия в Корее. Она нес ла свою ответственность, не поддаваясь давлению и не отклоняясь от своей цели, которая состояла в том, чтобы содейство вать мирному и справедливому урегули рованию. Неру выразил удивление,, что боль шинство военнопленных, возвращенных командованию ООН, были отправлены на кораблях на Тайвань. Как сказал Неру, он не видит, что тем военнопленным, кото рые были направлены на Тайвань, была предоставлена свобода. ПАРИЖ , 2 4 января. (ТАСС). По сооб щению корреспондента агентства Франс Пресс из Кальяни, выступая на съезде партии И ндийский национальный кон гресс, Неру указал, что Организация Объединенных Наций ослабляет свои по зиции, отказываясь допустить Китайскую Народную Республику. Он заявил, что появление нового Китая является огром ным фактором в международном положе нии. Не признавать Китай, заявил Неру, значит закрывать глаза на действитель ность. На заседании исполкома ВФДМ СТОКГОЛЬМ, 2 5 января. (ТАСС). О- годкя в Стокгольме открылось заседание исполнительного комитета ^Всемирной Фе дерации демократической молодежи (ВФДМ ). На повестке дня заседания исполкома ВФДМ стоят следующие вопросы: 1. 0 защите прав сельской молодежи и участии ВФДМ в проведении международ ной встречи сельской молодежи (доклад чик президент ВФДМ Бруно Бернннк). 2 . 0 деятельности ВФДМ в области культурного спортивного обмена между молодежью различных- стран (докладчик генеральный секретарь’ ВФДМ Жак Дени). Исполком рассмотрит также вопрос о приеме новых членов в состав ВФДМ. Ответственный редактор В. ЛУШЕНЬКИН. АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА : гор. Североморск Мурманской области, ул. Полярная, 8. Телефоны: редактор — 3-76, зам. редактора — 2-48, секретарь — 1-64. н а ч . издательства и нач. типографии 5-83; отдел подписки и бухгалтерия — 2-01: отделы: информации и культуры и быта — 3-63, боевой подготовки и писем — 28, пропаганды и партийной и комсомольской жизни_______ . __ .___ _________ ГМ 0 9 0 0 0 2 г . Заказ Лг 2 2 .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz