На страже Заполярья. 1954 год. Январь.
Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 26 января 1954 г., № 21 (4863 ). повседневно изучать уставы долг каждого воина Ш Выполнять требования уставов Воору- л:^ иных Сил СССР, постоянно изучать их — обяланн»ють каждого советского воина. Tim1рю знать все уставные положения, ни пч ша г н>* отступать от них — значит обеспечить неуклоннее повышение боевой выучки личного состава. Опыт показыва ет что ТОТ боец. который строго придер живается боннской дисциплины . служит по уставу. имеет успехи в- учебе, обран- ц««во выполняет <"вии долт перед Родиной. «Уставы — закон нашей жизни», — так говорят моряки. Необходимо г первых дн»*й пребывания матросов на корабле мо билизовать их на глубокое л твердое освоение уставов, требовать неуклонного выполнения всех правил. Именно так и поступает старшина 2 статьи Петриченко. Молодой матрос Симаков, будучи дне вальным. отвлекся от своих обязанностей посторонним делом. Об этом стало извест но командиру отделения Когда подчинен ный освободился, старшина проверил, знает ли воин обязанности дневального. Оказалось, что -матрос слабо изучил от дельные положения устава, недопонимал их На инструктаже Симаков невнима тельно слушал офицера, а на занятии по изучению устава не вдумывался в то. что говорил руководитель. Прочитав однажды устав, матрос считал, что уже знает его. Р» этом и была основная причина недо статков в службе молодого воина. ...Шло занятие по изучению устава. Старшина 1 статьи Деревянко доходчиво об'яснял содержание каждой статьи. Мо лодые матросы внимательно слушали его. — Матрос Цветков, расскажите о зна чении корабельных правил, — приказал старшина. — Есть! — бойко отзывался воин и уверенно ответил на вопрос. После него выступил матрос Данилов. Он часто сби вался и ожидал, когда ему подскажут. Старшина стал об'яснять обязанности матроса. Он говорил о том, что каждый вопн должен добросовестно изучать воен но-морское дело и свою специальность, старательно и твердо запоминать все, че му его учат начальники, твердо знать свое место и обязанности по всем кора бельным расписаниям и умело выполнять возложенные на него обязанности. — Товарищ Данилов, повторите то, что я говорил. Воин выполнил приказание командира. При этом он о многом не сказал. Очеред ной вопрос показал, что матрос слабо ус воил материал предыдущего занятия. Де ревянко заинтересовался причиной этого. — Забываю, товарищ старшина, — от ветил подчиненный. — Надо изучать уставы ежедневно. — сказал командир. — Частое напоминание о том, какие на вас возлагаются обязан ности и как их надо выполнять, повы шает ответственность за свое дело и (ука зывает путь к совершенствованию боевой выучки. А вы и специальностью владеете слабо, и дисциплина у вас низкая. При чина этого — незнание уставов. После занятий на эту тему с воином беседовал и старший матрос Дзаиа- гов. — Специальность ваша сложная, но почетная, — сказал он. — Надо любить ее. Никогда не забывайте, что стать ма стером своего дела вы сможете только в том случае, если в повседневной жизни и учебе будете руководствоваться требова нием уставов. Почаше заглядывайте в них. Там на все найдете ответ. Данилов задумался над советом стар ших. Он серьезней стал относиться к сво им обязанностям, в свободное время читал уставы. Однако промахи еще случались. Однаж ды Данилов был рассыльным по кораблю. Утром по приказанию дежурного он до кладывал командиру о том, что через пять минут состоится под’ем Военно-морского флага. Сделал он это не по-уставному, за что получил замечание. Это еще раз убе дило воина в том. что устав надо знать глубоко. Матрос допустил ошибку потому, что прочел форм»у доклада лишь один раз и не запомнил ее. Учтя это, воин еще настойчивее стал изучать уставы. Матрос Цветков с первых дней пребы вания на корабле старательно изучает уставы. Всем он интересуется, ко всему, что касается службы. проявляет интерес. Трудолюбивый воин упорно добивается точного выполнения .уставов. Если он за бывает какое-либо уставное положение, то вновь читает устав, вспоминает. «Повто рение — мать ученья> — говорит по словица. Молодым матросам следует пом нить это. Служба у Цветкова идет хорошо. Его уважают товарищи, командир отмечает как передового, инициативного и дисци плинированпого воииа. Примерно выполняет служебные обязан ности и матрос Матвеев. Он требователен к себе и товарищам. Кота матрос Алексан дров плохо сделал приборку, Матвеев ука зал ему на это. — А вы кто? Командир? — недовольно отозвался Александров. — Устав требует, чтобы матросы добро совестно выполняли своп обязанности. А вы не хотите понять этого. — убеждал Матвеев. Александров как будто обиделся на со служивца. но приборку сделал старатель но. Хорошо он работал и в следующий раз, а позднее сказал товарищу, что бла годарен ему за помощь. Матрос Симаков цолгое время не мог изучить устройство корабля. Когда его посылали на тот или иной боевой пост, он 'расспрашивал у товарищей, как туда пройти. — Плохо вы учитесь. — предупреж дал его командир отделения. — Очень трудно мне даются знания, товарищ старшина. — Но ведь устав обязывает стойко пе реносить все тяготы военной службы. Это понял Симаков. Он стремился во что бы то ни стало выполнить требования устава. Ему помогли сослуживцы. Матрос Бойко рассказал воину о надстройках, другие опытные специалисты об’яснили расположение отсеков и механизмов в них. Товарищеская помощь в учебе — на ко рабле стала традицией. Более опытные воины уделяют много внимания молодым, терпеливо раз’ясняют им все вопросы, связанные со службой на флоте. П матрос Симаков научился хорошо нести корабель ные наряды, быстро и четко выполнять приказания. Он знает корабль и свою спе циальность. Но случается и так, что старослужащие матросы допускают ошибки в службе. Не первый «год, например, па корабле матрос Седых. А служба у него идет неровно. Иногда он опаздывает на физзарядку, не во-время подымается по сигналу побудки. Причина нарушений дисциплины ь том, что воин зазнался. Он плохо знает уста вы, не изучает их. Это и привело к тому, что матрос Сеаых слабо владеет техникой, не совершенствует свое мастерство. Такие случаи единичны. Молодые ма тросы берут пример с передовых воинов, с тех, кто отдает все своп силы благородно му делу служения Родине. Матрос Тараскин во всем старается по ступать так, как поступает командир от деления Анатолий Щербина, который су мел направить службу молодого матроса по правильному пути. Щербина внушил подчиненному, что служить нужно так, как велят уставы. Но в первые дни слу жбы у Тараскина были неудачи. Хотя он и старался делать все хорошо, а получа лось не так, как хотелось. Воину об’ясни- ли, что ему нужно изучить уставы. — В уставах все сказано четко и ясно. Изучите их и всегда руководствуйтесь ими, — советовали старшие товарищи. Тараскин часто читал устав, был вни мательным на занятиях. И матрос стал выполнять распорядок дня, лучше нести вахту. Можно привести много примеров, пока зывающих, какое большое значение имеют уставы в жизни советских воинов. Бсть пословица: «Служи по уставу, завоюешь честь и славу». Следовать этому .мудрому совету должен каждый моряк . А. ВЛАДИМИРОВ. Источник вдохновения * ☆ Приветливо встретил молодых воинов личный состав корабля, окру жив их заботой и вни манием. Офицеры и старшины не покладая рук воспитывают и обу чают молодых воинов специальности, раз'ясня- ют им уставы, инструк ции и наставления. Н А С Н И М К Е : спе циалист второго класса секретарь комсомоль ской организации под разделения матрос Ми хаил Селезнев (слева) об’ясняет молодому ма тросу Евгению Стоянце- ву работу быстрозапор ного клапана. За ус пешное освоение боевой техники молодому ма тросу Стоянцеву об'яв- лено пять благодарно стей. Фото И. Никишова. Моряка видно по делам На этот раз вертикальный трап казал ся особенно высоким. Матрос Махнович старался не отстать от командира отделе нии и .матросов его вахты. Но под влия нием качки ноги не слушались, не сразу попадали на ступеньки. Наконец, котельные машинисты очути лись в тамбуре. Старшина отдает креп кие задрайки и приоткрывает дзерь. В образовавшуюся щель со свистом врывает ся ветер. Совсем рядом огромный водяной вал. Он повис над головой, готовый вот- вот обрушиться вниз. По палубе нужно пробежать всего несколько метров. Но раз ве это возможно? Махнович уже не один раз участвовал в походах, а такой шторм видел впервые. Командир отделения быстро закрывает дверь. Глухой удар волны, и всплеск хо лодных разлетающихся брызг... После это го воины вновь смотрят наружу. Стар шина осмотрелся, коротко сказал: «по од ному» и побежал по направлению к носу корабля, разбрызгивая ногами неуспева ющую стекать за борт воду. За ним, вы брав удобный момент, по очереди преодо левают это пространство матросы. Маши нисты спускаются в котельное отделение. Вытирая лицо от брызг соленой воды, Махнович стоял перед вахтенным у вспо- могательных механизмов. — Я готов принимать обязанности, — бодро крикнул он своему товарищу. Новая вахта заступила на пост. Мах- ногич только что проверил температуру подшипников и давление масла и стоял у нефтяного насоса. Для того, чтобы прове рить работу механизма, ему пришлось нагибаться. Когда матрос поднялся, он по чувствовал легкое головокружение. Надо было держаться за что-либо, чтобы не упасть. Воин крепился. «Сейчас пойду проверю другие механизмы», — решил он. Поверх коридора гребного вала Мах- нор.ичу было видно, как работают старшина вахты и другие моряки. Вспыхнула лам почка, и классный специалист старший матрос Ворона кивком головы пригласил к телефону командира отделения. Махнович догадался — поступило предупреждение о том, что скоро будет команда об измене нии хода. И действительно, только старшина вах ты занял свое место, вспыхнула синяя лампочка и передвинулась стрелка ко тельного телеграфа. Звука, изданного реву ном, не было слышно. Старший матрос Чамров нажал педаль — известил машп- нпстов-турбинистов о том, что приказание понято. Тотчас он включает форсунки и передвигает ручки регистров. Тем време нем старшина вахты увеличивает подачу пара на вентдятор, а старший матрос Во- р.-на быстро открывает клапан подачи во ды. Все это было сделано быстро. «Что же я стою? — подумал Махнович. — Сейчас большая нагрузка на вспомога тельные механизмы. Надо за ними внима тельно следить. Ведь от меня во многом зависит действие котла». Матрос, цепко хватаясь за поручни, под нялся на один, а потом на другой трап и очутился на площадке, где находится один из важнейших вспомогательных механиз мов — турбовентилятор. От котла повея ло теплом. Сделав несколько шагов, Мах нович почувствовал сильное охлаждение от потока холодного воздуха, наплетаемо го в котельное отделение. Воин нагнулся к масломерному стеклу, внимательно посмотрел на приборы. Пока зания были нормальные. Махнович спу стился вниз и направился к питательно му насосу, осмотрел его. Обратнозапорная дверца колышется поч ти перпендикулярно к переднему фронту — так велико давление воздуха. Через отверсти10 видно, как полыхает в котле пламя. Прпщурив глаза, смотрит на кон трольно-измерительные приборы опытный специалист Чамров. Внимательно следит за У1ювнем столба воды в водомерной колонке старший матрос Ворона. «Пар на марке. Здесь есть и мой труд. И мое заведывание действует и будет действовать бесперебойно», — упрямо про должая двигаться к следующему механиз м у думает матрос Маянович. Перед сменой вахты в котельное отде ление входит мичман Коваленко. Мах- новичу он сказал: — У вас тут хорошо, не заливает. А вот сигналыцикач трудно. В это время Махнович уже посмотрел показания приборов и рукой старался оп ределить температуру подшипников. Ко валенко внимательно посмотрел на воина. — Только сейчас заметил, что вы уже не ученик, а матрос, — чистосердечно и с особым удовольствием признался Кова ленко. — Чувствуете пульс работы меха низма. Видно моряка по его делам. Старший лейтенант Г. АНАНЬИН. ВОСПИТАТЕЛЬ УМЕЛЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ Старшина 2 статьи Сиюченко — от личник боевой и политической подготов ки. Такого успеха он достиг благодаря четкому выполнению уставов и наставле ний. Его подчиненные умело обслужива ют боевую технику, точно соблюдают уставной порядок. Матрос Дударев, например, в первые дни своей служоы проявлял недисципли нированность, отставал в учебе. Испра виться ему помог старшина. Теперь ма трос Дударев показывает пример ревно стного отношения к воинской службе и учебе. Образцово выполняет приказанчл старших. Старший матрос И. БУРЯК . — С отличием, значит, окончили учи лище? — спросил командир только что прибывшего ва корабль офицера Юрия Еремина. — Да. — Ну, что же, будет хорошо, если ха рактер и воля, проявленные вами в уче бе*, останутся такими же и на практиче ской работе. Не забывайте, что я на ко рабле надо упорно учиться... Знакомство с личным составом офицер качал с того, что поинтересовался, много лк среди его подчиненных коммунистов и комсомольцев, и тут же с удовлетворени ем отметил: «Сила большая, дела пойдут хорошо...». Однако на первых порах встретилось немало трудностей. Например, офицер услышал о старшем матросе Фетисове такой отзыв: — Специальность знает хорошо, толь ко нет у него активности. Как говорится, без огонька. Порой и дисциплину нару шает. Юрий Еремин заметил: завяжется раз говор в кубрике — Фетисов всегда в сто роне. А, между тем, он неплохо выполнял свои служебные обязанности, нередко по казывал пример в работе. Следовательно, ну ж:но было как-то заинтересовать матро са жизнью коллектива, зажечь в нем огонек, присущий советским морякам. Этим и занялся офицер-коммунист. Ере мин начал, как часто бывает в таких случаях, с беседы. Разговор был долгий. Выяснилось, что Фетисов не уверен в своих силах. Офицер ободрил матроса. Повседневно он вселял в Фетисова веру в то, что тог сможет стать отличником. «Я вам помо гу. — говорил офицер. — Обращайтесь ко мне в любое В1»емя и без стеснения». У старшего матроса постепенно появилась жажда к знаниям, он стал принимать более активное участие в проводимых на корабле массозо^политических мероприя тиях и, что особенно было отрадно, — стал дисциплинированным воином. Еремин побеседовал со старшиной, ко торому непосредственно подчинялся стар ший матрос Фетисов. — Не пора ли Фетисову начать подго товку к сдаче зачетов на классность? — Вполне можно, — ответил старши на. — Совсем переменился человек. На политических занятиях успевает, в служ бе старателен. Прошло некоторое время, и Фетисов стал классным специалистом, командиром отделения. Среди подчиненных офицера Ереми на. — немало отличных мастеров воен но-морского дела. Взять, к примеру, спе циалиста первого класса старшину 1 ста тьи Анатолия Арсентьева. Он хорошо знает матросов, особенности их характе ра, успехи и недостатки в учебе. И о чем бы ни шла речь — о боевой или по литической учебе, о быте, о письмах из родных краев, старшина всегда внима тельно выслушает подчиненного, поможет ему разобраться в трудных вопросах, подскажет, что и как нужно сделать для того, чтобы лучше выполнять свой воин ский долг. Самое главное, что обеспечивает успех офипера в воспитании подчиненных, — это его настойчивая самостоятельная ра бота над расширением своего идейного кругозора. Старший инженер-лейтенант Юрий Еремин занимается в группе марк систско-ленинской подготовки офицеров. За время, прошедшее с начала учебного года, он хорошо изучил труды Владимира Ильича Ленина «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов:», «Что делать:». «Шаг вперед, два шага- назад». Эти гениальные ленинские произведения есть в личной библиотеке офицера. Его на стольными книгами являются также ра боты И. В. Сталина «Вопросы лениниз ма», «Экономические проблемы социализ ма в СССР» и другие. «Краткий курс истории ВКП(б), — го ворил М. П. Калинин, — с внешней сто роны написан очень популярно, но он требует очень большой работы от читате ля. Там даны все основы марксизма- ленинизма в самой сжатой форме. Читая, надо думать над каждой строкой. Пе заучивать, а продумывать». Именно так и поступает при самостоя тельной работе коммунист тов. Еремин. Он понимает, что механическое чтение книги и составление конспекта без твор- че^ого подхода к делу желаемых резуль татов дать не могут. Обращаясь к пер- в'<иеточникам, глубоко изучая проилвзде- Н 1 Ик классиков маркеиэма-ленинизма, офицер чувствует, как расширяются его знания, яснее становится путь, начер танный Коммунистически партией, чет че вырисовываются перспективы разви тия нашей страны, лучше осознается всемирно-историческое значение по5ед циклического советского народа, строящего коммунизм. Тов. Еремин много работает и над изу чением таких важнейших документов, как решения X IX с'езда партии, п я 'Л сессии Верховною Говета СССР. с ^ | тябрьского Пленума ЦК КПСС и последу ющих постановлений Партии и Прави тельства. Офицер находит время, чтобы побеседо вать с матросами и старшинами, выяс нить, как они изучают рекомендованную им литературу, какие возникают у них вопросы. Так, например, слушатель груп пы Силичев одно время слабо знал ■карту Родины и поэтому отставал на по литзанятиях. Командир посоветовал от личникам оказать помощь товарищу, ао и сам не остался в стороне. В вечернее врем я он много и терпеливо занимался с подчиненным, помог ему преодолеть от ставание. Благодаря заботе офицера слу шатель группы Силичев на осенней про верке политзанятий получил хорошую оценку и начал старательно учиться в новом учебном году. Командир подразделения не мыслит своей деятельности без постоянного ак тивного общения с воинами, без заботы об их всестороннем развитии. Поэтему моряки искренне уважают своего коман дира. как человека, обладающего проч ными знаниями, как во.тезого, настойчи вого начальника, у которого требователь ность сочетается с чутким, заботливым отношением к подчиненным. Подразделение, которым командует ставший инженер-лейтенант Еремин, — дружный бозвой коллектив. Но крепкую флотскую дружбу надо поддерживать, развивать, направлять. Вместе с другими командпрами, опираясь на комсомольцев, отличников, классных специалистов, офи цер-коммунист добивается, чтобы эта дружба была устремлена к главному — общей заботе моряков о боевом совершен ствовании и расширении политических знании, о повышении боеготовности ко рабля, дисциплины и ортанизгванносги. — Морская служба почетна, — напо минает командир подчиненным, — и ес ли вы проникнитесь глубоким сознанием ответственности, которая лежит на вас, тогда и службу легко править и специ альностью своей овладеете в совершенст ве. Счастье служить родному народу. Своими успехами в учебе мы способству ем делу построения коммунизма. Гениальные труды В. И. Ленина и И. В. Сталина, которые глубоко изучает коммунист Еремин, — служат для него источником вдохновения, пробуждают го рячее стремление к достижению новых успехов в обучении и воспитании моря ков. ...Юрия Георгиевича Е]>емина мы встретили вечером в матросском кубрике. Он беседовал с воинами о предстоящих выборах в Верховный Совет СССР. Офи цер говорил о нашей самой демократиче ской в чире избирательной системе, о том. с каким большим патриотическим под‘емом встречают все. советские люди это знпченате.тьное событие в жизни Ро дины. В заключение он прдгзвал собрав шихся еще настойчивее совершенствовать евпр воинское мастерство. Новые сложные задачи решает подраз деление старшего инженер-лейтенанта Еремина, решает уверенно и четко. Ве дет его» командир-коммунист, для которо го воспитание вьгеокосознательных , уме лых воинов является делом воинской че сти. призванием. р ЮРЬЕВ 7 €OMOA©inniCll Всю ночь бушевала пурга. Прислуши ваясь к завываниям ветра’ за окном, офи- пеи Юрий Ивановский ду^ал о предстоя щем полетном задании. К утру пурга стихла. Летчик, как и его товарищи, поспешил на аэродром. Бы ло еще темно, когда послышался нара стающий гул двигателя. Идя к своей ма шине. офипер Ивановский думал: «Вчера едва не заело пульт управления посадоч ными щитками. Надо проверить его». Офипера встретил техник и доложил: — Товарищ командир, самолет к поле ту готов. Обнаруженные ранее дефекты устранены... Приняв доклад, летчик заглянул в контрольный лист. Там он увидел отмет ку. подтверждающую слова техника. За- те.\> командир экипажа тщательно, в соот ветствии с требованиями инструкции, провевил самолет и его заправку. Сев в кабину, летчик запустил двигатель и опг-*бовал его на всех режимах. Офицер придирчиво оценивал показания приборов и по ним судил о оаботе двигателя, кото рый, словно гигантское сердце, оживлял самолет. Все было в исправности. Юрий Ипаноский расписался в поданном ему техником журнале приема и сдачи мате риальной части. Осмотревшись, летчик Ивановский убе дился, что взлетная полоса очищена от снега. «Молодцы, — мысленно похвалил он воинов аэродромной команды, — им любая погода — нипочем...» К полетам было все готово: полетное задание изуче но, состояние погоды определено, необхо димые расчеты произведены. Офицеру Ивановскому пришлось взле тать при боковом ветре. Это — ответ ственный момент, требующий от летчика большого умения и мастерства. Необходи мо во что бы то ни стало выдержать за данное направление, сосредоточить свое внимание таким образом, чтобы все ви деть, все учесть. Авиатор знает, что нельзя резко поднимать переднее колесо, уклоняться от прямолинейного направле ния на взлете. Вскоре летчик «оторвал» от земли пе реднее колесо, двигатель взревел еще громче, и самолет рванулся вперед, как будто его сильно подтолкнули. Момент, и машина оказалась над землей. Юрий Ива новский стал набирать высоту... Затем он совершил разворот. Когда самолет лег на заданный курс, собравшиеся у старта авиаторы говорили: — Летчика Ивановского можно уз нать по «походке». Точность выполнения каждого маневра — вот главный показа тель мастерского пилотирования, подлин но высокой летной культуры авиатора... На этот раз полетное задание было сложным. Но оно пе пугало офицера Ива новского. Недаром он много трудился во время предполетной подготовки. А дрена жи в кабине самолета, максимально при ближенные к условиям данного полета, оолегчали теперь решение практической задачи. По ее условиям летчик должен был сначала набрать необходимую высо ту. Самолет, послушный воле офицера, поднимался выше и выше. Иреносившаяся мимо самолета вата об лаков бросала в кабину тень. Но она не мешала полету. Авиатор держал не прерывную связь с землей, ориентировал ся в обстановке, контролировал работу материальной части. Летчику приходится учитывать вез. что влияет на полет. В практике бывает, что он делает развороты с малым креном. Это обеспечивает, большую устойчивость машины, более ранний вывод ее из раз ворота. Таким образом уменьшается вре мя боковой наводки. «Летать только отлично!» — таков патриотический девиз гвардейца-летчика Юрия Ивановского. Этот девиз рожден знаниями современной авиационной тех ники. умением использовать ее в различ ных условиях. Офицер знает, что в конструкции самолета, мотора и спе циального оборудования находят отраже ние достижения передовой технической науки. И авиатор неустанно учится. Знание техники и теории позволяет Юрию Ивановскому полностью использо вать лётные качества машины. Это подтверждается таким примером. Один летчик, вылетая на выполнение за дания. израсходовал больше горючего, чем Ивановский, который решал аналогичное упражнение. Командир заин тересовался этим случаем. Оказалось, что первый больше расходовал горючего потому, что его теоретическая подготовка была ниже, а навыки в эксплуатации авиационнои техники менее прочны. Он не мог пра вильно подобрать наивыгоднеишии режим полета при выполнении задания и тратил горючего больше. Пришлось ему поучить ся у своего товарища — летчика Ива новского. Вот и сейчас офицер Ивановский ста рается точно выполнить все упражнения, предусмотренные полетным заданием. Ина че нельзя! Так требует долг перед Р о б г ной. честь война-комсомольца. О чести и достоинстве шина-гражданина он не раз говорил товарищам в беседах о выборах в Верховный Совет С-оюза ССР. о коммуни стическом воспитании советской .молоде жи, о членах ВЛКСМ — верных помощ никах Партии. Практическими делами заслужил офи цер Юрии Ивановский уважение товари щей. Они оказали ему высокую честь и большое доверие, избрав его в состав бю ро ВЛКСМ. ...Командир усложнял тренаж летчика, давая ему вводные одну труднее другой. Юрии Ивановский уверенно действовал рычага ми, приборами. тумблерами... — У вас левый крен, — говорил командир. — Действуйте! Получив вводную, летчик действовал механизмом управления, балансировал са молет по продольной осп триммерами. Командир тут же давал и другие указа ния. Когда-то он давал Ивановскому простые вводные, включающие в себя одно или два несложных действия: — Выпустить щитки. — Включить освещение. Но вскоре командир убедился, что про стые вводные офицер Ивановский выпол няет быстро и точно. Тренаж был услож нен до такой степени, что летчику по требовалось производить не одно действие, а несколько, причем в строго оп ределен ное время, с соблюдением должной после довательности. II это оказалось по плечу старательному авиатору- — Отказал двигатель! Выполняя эту вводную, летчик не рас сказывает, как надо' поступать в таких случаях, а показывает. Командир доволен. Но решил дать ему еще одну задачу. — На взлете лопнуло правое колесо. Действуйте... В летной практике такие случаи быва ют. Это можно определить по резкому раьвороту самолета вправо. II нужно быть находчивым, чтобы сразу сообразить, что надо сделать. Юрнй Ивановский нашел правильное решение и этой задачи. Вспомнив вчерашний тренаж. Иванов ский улыбнулся: не зря он трудился, как говорят, в поте лица. Зато сегодня ему ясно все. что и как следует делать в воз духе. Показалась цель. «Хочешь побеждать,— приходят летчику на ум слова командира, — верь в свое оружие и в свои сплы». Юрий Ивановский развернул машину. За тем по всем -правилам лег на боевой курс. Все внимание сосредоточено на приборах... Боевой курс! Вот как о нем рассказы вал командир, участник Великой Отечест венной войны, имевший немало боевых вылетов. — Позади, — говорил ветеран, — не сколько часов напряженного внимания, постоянной готовности отразить атаку истребителей, поиска ориентиров, мгно венно появляющихся и исчезающих в ок нах облаков, тревожного подсчета горю чего... Трудный, долгий полет к месту атаки подходит к концу. Устал весь эки паж. устали глаза и руки. Но вдали по является об’ект атаки — и сразу все за быто! Обостряются все ощущения, напря гаются нервы. Сейчас — боевой курс! Наступает момент, ради которого лет чик учился годы, тренировался, жил. Са молет должен прекратить маневрирование и -прямо, как по ниточке, иттп на цель. Это и есть боевой курс! Преемник славных гвардейских тради ций офицер Юрии IIваковский успешно решает учебные задачи в воздухе, приум ножая славные боевые традиции ветера нов войны. II делает это он достойно, что подтверждает выполнение полетного зада ния с высокой оценкой. Летчик заканчивал выиолнтггие зада ния. Он не чувствует усталости. Сказа лись занятия спортом. Увлекаясь легкой атлетикой и спортивными играми. Ива новский выработал в себе выносливость и упорство. Они помогают ему сейчас вы держивать длительные физические напря жения в полете. Скоро — посадка. Офицер Ивановский совершает разворот. Сейчас необходимо точно соблюсти все элементы техники пилотирования. Летчик уже знал силу и направление ветра у земли, а также тем пературу воздуха, учитывал наличие го рючего. Важно удачно, грамотно совер шить разворот, произвести его точно на заданной высоте и в определенном месте. Молодые летчики иногда допускают вы сокое- выравнивание. Но Юрий Иванов ский смотрит в оба. Он своевременно вы пускает посадочные щитки и устанавли вает необходимую скорость. Офицер все делает так. как его учил командир. Теперь важно приземлиться у опреде ленного знака, плавно затормозить. Ему было известно, что отдельные летчики при посадке недостаточно умело пользу ются тормозами. А резкое торможение при водит к быстрому износу колес шасси. Чтобы ^этого не случалось, офицер Ива новский совершил посадку в соответствии с требованиями руководящих документов. Все было учтено и проверено. Машина бежит вдоль аэродрома. Затем, словно устав, замедляет свой бег и. нако нец, останавливается. Летчик Юрии Ива новский вылезает из кабины. Он торо пится к командиру. Подойдя к нему, авиатор доложил: — Задание выполнено, замечаний по работо материальной части не имею... — Как всегда! — отметил командир. / П. ЛУГАНИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz