На страже Заполярья. 1954 год. Январь.

Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 26 января 1954 г., № 21 (4863 ). повседневно изучать уставы долг каждого воина Ш Выполнять требования уставов Воору- л:^ иных Сил СССР, постоянно изучать их — обяланн»ють каждого советского воина. Tim1рю знать все уставные положения, ни пч ша г н>* отступать от них — значит обеспечить неуклоннее повышение боевой выучки личного состава. Опыт показыва­ ет что ТОТ боец. который строго придер­ живается боннской дисциплины . служит по уставу. имеет успехи в- учебе, обран- ц««во выполняет <"вии долт перед Родиной. «Уставы — закон нашей жизни», — так говорят моряки. Необходимо г первых дн»*й пребывания матросов на корабле мо­ билизовать их на глубокое л твердое освоение уставов, требовать неуклонного выполнения всех правил. Именно так и поступает старшина 2 статьи Петриченко. Молодой матрос Симаков, будучи дне­ вальным. отвлекся от своих обязанностей посторонним делом. Об этом стало извест­ но командиру отделения Когда подчинен­ ный освободился, старшина проверил, знает ли воин обязанности дневального. Оказалось, что -матрос слабо изучил от­ дельные положения устава, недопонимал их На инструктаже Симаков невнима­ тельно слушал офицера, а на занятии по изучению устава не вдумывался в то. что говорил руководитель. Прочитав однажды устав, матрос считал, что уже знает его. Р» этом и была основная причина недо­ статков в службе молодого воина. ...Шло занятие по изучению устава. Старшина 1 статьи Деревянко доходчиво об'яснял содержание каждой статьи. Мо­ лодые матросы внимательно слушали его. — Матрос Цветков, расскажите о зна­ чении корабельных правил, — приказал старшина. — Есть! — бойко отзывался воин и уверенно ответил на вопрос. После него выступил матрос Данилов. Он часто сби­ вался и ожидал, когда ему подскажут. Старшина стал об'яснять обязанности матроса. Он говорил о том, что каждый вопн должен добросовестно изучать воен­ но-морское дело и свою специальность, старательно и твердо запоминать все, че­ му его учат начальники, твердо знать свое место и обязанности по всем кора­ бельным расписаниям и умело выполнять возложенные на него обязанности. — Товарищ Данилов, повторите то, что я говорил. Воин выполнил приказание командира. При этом он о многом не сказал. Очеред­ ной вопрос показал, что матрос слабо ус­ воил материал предыдущего занятия. Де­ ревянко заинтересовался причиной этого. — Забываю, товарищ старшина, — от­ ветил подчиненный. — Надо изучать уставы ежедневно. — сказал командир. — Частое напоминание о том, какие на вас возлагаются обязан­ ности и как их надо выполнять, повы­ шает ответственность за свое дело и (ука­ зывает путь к совершенствованию боевой выучки. А вы и специальностью владеете слабо, и дисциплина у вас низкая. При­ чина этого — незнание уставов. После занятий на эту тему с воином беседовал и старший матрос Дзаиа- гов. — Специальность ваша сложная, но почетная, — сказал он. — Надо любить ее. Никогда не забывайте, что стать ма­ стером своего дела вы сможете только в том случае, если в повседневной жизни и учебе будете руководствоваться требова­ нием уставов. Почаше заглядывайте в них. Там на все найдете ответ. Данилов задумался над советом стар­ ших. Он серьезней стал относиться к сво­ им обязанностям, в свободное время читал уставы. Однако промахи еще случались. Однаж­ ды Данилов был рассыльным по кораблю. Утром по приказанию дежурного он до­ кладывал командиру о том, что через пять минут состоится под’ем Военно-морского флага. Сделал он это не по-уставному, за что получил замечание. Это еще раз убе­ дило воина в том. что устав надо знать глубоко. Матрос допустил ошибку потому, что прочел форм»у доклада лишь один раз и не запомнил ее. Учтя это, воин еще настойчивее стал изучать уставы. Матрос Цветков с первых дней пребы­ вания на корабле старательно изучает уставы. Всем он интересуется, ко всему, что касается службы. проявляет интерес. Трудолюбивый воин упорно добивается точного выполнения .уставов. Если он за­ бывает какое-либо уставное положение, то вновь читает устав, вспоминает. «Повто­ рение — мать ученья> — говорит по­ словица. Молодым матросам следует пом­ нить это. Служба у Цветкова идет хорошо. Его уважают товарищи, командир отмечает как передового, инициативного и дисци­ плинированпого воииа. Примерно выполняет служебные обязан­ ности и матрос Матвеев. Он требователен к себе и товарищам. Кота матрос Алексан­ дров плохо сделал приборку, Матвеев ука­ зал ему на это. — А вы кто? Командир? — недовольно отозвался Александров. — Устав требует, чтобы матросы добро­ совестно выполняли своп обязанности. А вы не хотите понять этого. — убеждал Матвеев. Александров как будто обиделся на со­ служивца. но приборку сделал старатель­ но. Хорошо он работал и в следующий раз, а позднее сказал товарищу, что бла­ годарен ему за помощь. Матрос Симаков цолгое время не мог изучить устройство корабля. Когда его посылали на тот или иной боевой пост, он 'расспрашивал у товарищей, как туда пройти. — Плохо вы учитесь. — предупреж­ дал его командир отделения. — Очень трудно мне даются знания, товарищ старшина. — Но ведь устав обязывает стойко пе­ реносить все тяготы военной службы. Это понял Симаков. Он стремился во что бы то ни стало выполнить требования устава. Ему помогли сослуживцы. Матрос Бойко рассказал воину о надстройках, другие опытные специалисты об’яснили расположение отсеков и механизмов в них. Товарищеская помощь в учебе — на ко­ рабле стала традицией. Более опытные воины уделяют много внимания молодым, терпеливо раз’ясняют им все вопросы, связанные со службой на флоте. П матрос Симаков научился хорошо нести корабель­ ные наряды, быстро и четко выполнять приказания. Он знает корабль и свою спе­ циальность. Но случается и так, что старослужащие матросы допускают ошибки в службе. Не первый «год, например, па корабле матрос Седых. А служба у него идет неровно. Иногда он опаздывает на физзарядку, не во-время подымается по сигналу побудки. Причина нарушений дисциплины ь том, что воин зазнался. Он плохо знает уста­ вы, не изучает их. Это и привело к тому, что матрос Сеаых слабо владеет техникой, не совершенствует свое мастерство. Такие случаи единичны. Молодые ма­ тросы берут пример с передовых воинов, с тех, кто отдает все своп силы благородно­ му делу служения Родине. Матрос Тараскин во всем старается по­ ступать так, как поступает командир от­ деления Анатолий Щербина, который су­ мел направить службу молодого матроса по правильному пути. Щербина внушил подчиненному, что служить нужно так, как велят уставы. Но в первые дни слу­ жбы у Тараскина были неудачи. Хотя он и старался делать все хорошо, а получа­ лось не так, как хотелось. Воину об’ясни- ли, что ему нужно изучить уставы. — В уставах все сказано четко и ясно. Изучите их и всегда руководствуйтесь ими, — советовали старшие товарищи. Тараскин часто читал устав, был вни­ мательным на занятиях. И матрос стал выполнять распорядок дня, лучше нести вахту. Можно привести много примеров, пока­ зывающих, какое большое значение имеют уставы в жизни советских воинов. Бсть пословица: «Служи по уставу, завоюешь честь и славу». Следовать этому .мудрому совету должен каждый моряк . А. ВЛАДИМИРОВ. Источник вдохновения * ☆ Приветливо встретил молодых воинов личный состав корабля, окру­ жив их заботой и вни­ манием. Офицеры и старшины не покладая рук воспитывают и обу­ чают молодых воинов специальности, раз'ясня- ют им уставы, инструк­ ции и наставления. Н А С Н И М К Е : спе­ циалист второго класса секретарь комсомоль­ ской организации под­ разделения матрос Ми ­ хаил Селезнев (слева) об’ясняет молодому ма­ тросу Евгению Стоянце- ву работу быстрозапор­ ного клапана. За ус­ пешное освоение боевой техники молодому ма­ тросу Стоянцеву об'яв- лено пять благодарно­ стей. Фото И. Никишова. Моряка видно по делам На этот раз вертикальный трап казал­ ся особенно высоким. Матрос Махнович старался не отстать от командира отделе­ нии и .матросов его вахты. Но под влия­ нием качки ноги не слушались, не сразу попадали на ступеньки. Наконец, котельные машинисты очути­ лись в тамбуре. Старшина отдает креп­ кие задрайки и приоткрывает дзерь. В образовавшуюся щель со свистом врывает­ ся ветер. Совсем рядом огромный водяной вал. Он повис над головой, готовый вот- вот обрушиться вниз. По палубе нужно пробежать всего несколько метров. Но раз­ ве это возможно? Махнович уже не один раз участвовал в походах, а такой шторм видел впервые. Командир отделения быстро закрывает дверь. Глухой удар волны, и всплеск хо­ лодных разлетающихся брызг... После это­ го воины вновь смотрят наружу. Стар­ шина осмотрелся, коротко сказал: «по од­ ному» и побежал по направлению к носу корабля, разбрызгивая ногами неуспева­ ющую стекать за борт воду. За ним, вы­ брав удобный момент, по очереди преодо­ левают это пространство матросы. Маши­ нисты спускаются в котельное отделение. Вытирая лицо от брызг соленой воды, Махнович стоял перед вахтенным у вспо- могательных механизмов. — Я готов принимать обязанности, — бодро крикнул он своему товарищу. Новая вахта заступила на пост. Мах- ногич только что проверил температуру подшипников и давление масла и стоял у нефтяного насоса. Для того, чтобы прове­ рить работу механизма, ему пришлось нагибаться. Когда матрос поднялся, он по­ чувствовал легкое головокружение. Надо было держаться за что-либо, чтобы не упасть. Воин крепился. «Сейчас пойду проверю другие механизмы», — решил он. Поверх коридора гребного вала Мах- нор.ичу было видно, как работают старшина вахты и другие моряки. Вспыхнула лам­ почка, и классный специалист старший матрос Ворона кивком головы пригласил к телефону командира отделения. Махнович догадался — поступило предупреждение о том, что скоро будет команда об измене­ нии хода. И действительно, только старшина вах­ ты занял свое место, вспыхнула синяя лампочка и передвинулась стрелка ко­ тельного телеграфа. Звука, изданного реву­ ном, не было слышно. Старший матрос Чамров нажал педаль — известил машп- нпстов-турбинистов о том, что приказание понято. Тотчас он включает форсунки и передвигает ручки регистров. Тем време­ нем старшина вахты увеличивает подачу пара на вентдятор, а старший матрос Во- р.-на быстро открывает клапан подачи во­ ды. Все это было сделано быстро. «Что же я стою? — подумал Махнович. — Сейчас большая нагрузка на вспомога­ тельные механизмы. Надо за ними внима­ тельно следить. Ведь от меня во многом зависит действие котла». Матрос, цепко хватаясь за поручни, под­ нялся на один, а потом на другой трап и очутился на площадке, где находится один из важнейших вспомогательных механиз­ мов — турбовентилятор. От котла повея­ ло теплом. Сделав несколько шагов, Мах­ нович почувствовал сильное охлаждение от потока холодного воздуха, наплетаемо­ го в котельное отделение. Воин нагнулся к масломерному стеклу, внимательно посмотрел на приборы. Пока­ зания были нормальные. Махнович спу­ стился вниз и направился к питательно­ му насосу, осмотрел его. Обратнозапорная дверца колышется поч­ ти перпендикулярно к переднему фронту — так велико давление воздуха. Через отверсти10 видно, как полыхает в котле пламя. Прпщурив глаза, смотрит на кон­ трольно-измерительные приборы опытный специалист Чамров. Внимательно следит за У1ювнем столба воды в водомерной колонке старший матрос Ворона. «Пар на марке. Здесь есть и мой труд. И мое заведывание действует и будет действовать бесперебойно», — упрямо про­ должая двигаться к следующему механиз­ м у думает матрос Маянович. Перед сменой вахты в котельное отде­ ление входит мичман Коваленко. Мах- новичу он сказал: — У вас тут хорошо, не заливает. А вот сигналыцикач трудно. В это время Махнович уже посмотрел показания приборов и рукой старался оп­ ределить температуру подшипников. Ко­ валенко внимательно посмотрел на воина. — Только сейчас заметил, что вы уже не ученик, а матрос, — чистосердечно и с особым удовольствием признался Кова­ ленко. — Чувствуете пульс работы меха­ низма. Видно моряка по его делам. Старший лейтенант Г. АНАНЬИН. ВОСПИТАТЕЛЬ УМЕЛЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ Старшина 2 статьи Сиюченко — от­ личник боевой и политической подготов­ ки. Такого успеха он достиг благодаря четкому выполнению уставов и наставле­ ний. Его подчиненные умело обслужива­ ют боевую технику, точно соблюдают уставной порядок. Матрос Дударев, например, в первые дни своей служоы проявлял недисципли­ нированность, отставал в учебе. Испра­ виться ему помог старшина. Теперь ма­ трос Дударев показывает пример ревно­ стного отношения к воинской службе и учебе. Образцово выполняет приказанчл старших. Старший матрос И. БУРЯК . — С отличием, значит, окончили учи­ лище? — спросил командир только что прибывшего ва корабль офицера Юрия Еремина. — Да. — Ну, что же, будет хорошо, если ха­ рактер и воля, проявленные вами в уче­ бе*, останутся такими же и на практиче­ ской работе. Не забывайте, что я на ко­ рабле надо упорно учиться... Знакомство с личным составом офицер качал с того, что поинтересовался, много лк среди его подчиненных коммунистов и комсомольцев, и тут же с удовлетворени­ ем отметил: «Сила большая, дела пойдут хорошо...». Однако на первых порах встретилось немало трудностей. Например, офицер услышал о старшем матросе Фетисове такой отзыв: — Специальность знает хорошо, толь­ ко нет у него активности. Как говорится, без огонька. Порой и дисциплину нару­ шает. Юрий Еремин заметил: завяжется раз­ говор в кубрике — Фетисов всегда в сто­ роне. А, между тем, он неплохо выполнял свои служебные обязанности, нередко по­ казывал пример в работе. Следовательно, ну ж:но было как-то заинтересовать матро­ са жизнью коллектива, зажечь в нем огонек, присущий советским морякам. Этим и занялся офицер-коммунист. Ере­ мин начал, как часто бывает в таких случаях, с беседы. Разговор был долгий. Выяснилось, что Фетисов не уверен в своих силах. Офицер ободрил матроса. Повседневно он вселял в Фетисова веру в то, что тог сможет стать отличником. «Я вам помо­ гу. — говорил офицер. — Обращайтесь ко мне в любое В1»емя и без стеснения». У старшего матроса постепенно появилась жажда к знаниям, он стал принимать более активное участие в проводимых на корабле массозо^политических мероприя­ тиях и, что особенно было отрадно, — стал дисциплинированным воином. Еремин побеседовал со старшиной, ко­ торому непосредственно подчинялся стар­ ший матрос Фетисов. — Не пора ли Фетисову начать подго­ товку к сдаче зачетов на классность? — Вполне можно, — ответил старши­ на. — Совсем переменился человек. На политических занятиях успевает, в служ­ бе старателен. Прошло некоторое время, и Фетисов стал классным специалистом, командиром отделения. Среди подчиненных офицера Ереми­ на. — немало отличных мастеров воен­ но-морского дела. Взять, к примеру, спе­ циалиста первого класса старшину 1 ста­ тьи Анатолия Арсентьева. Он хорошо знает матросов, особенности их характе­ ра, успехи и недостатки в учебе. И о чем бы ни шла речь — о боевой или по­ литической учебе, о быте, о письмах из родных краев, старшина всегда внима­ тельно выслушает подчиненного, поможет ему разобраться в трудных вопросах, подскажет, что и как нужно сделать для того, чтобы лучше выполнять свой воин­ ский долг. Самое главное, что обеспечивает успех офипера в воспитании подчиненных, — это его настойчивая самостоятельная ра­ бота над расширением своего идейного кругозора. Старший инженер-лейтенант Юрий Еремин занимается в группе марк­ систско-ленинской подготовки офицеров. За время, прошедшее с начала учебного года, он хорошо изучил труды Владимира Ильича Ленина «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов:», «Что делать:». «Шаг вперед, два шага- назад». Эти гениальные ленинские произведения есть в личной библиотеке офицера. Его на­ стольными книгами являются также ра­ боты И. В. Сталина «Вопросы лениниз­ ма», «Экономические проблемы социализ­ ма в СССР» и другие. «Краткий курс истории ВКП(б), — го­ ворил М. П. Калинин, — с внешней сто­ роны написан очень популярно, но он требует очень большой работы от читате­ ля. Там даны все основы марксизма- ленинизма в самой сжатой форме. Читая, надо думать над каждой строкой. Пе заучивать, а продумывать». Именно так и поступает при самостоя­ тельной работе коммунист тов. Еремин. Он понимает, что механическое чтение книги и составление конспекта без твор- че^ого подхода к делу желаемых резуль­ татов дать не могут. Обращаясь к пер- в'<иеточникам, глубоко изучая проилвзде- Н 1 Ик классиков маркеиэма-ленинизма, офицер чувствует, как расширяются его знания, яснее становится путь, начер­ танный Коммунистически партией, чет­ че вырисовываются перспективы разви­ тия нашей страны, лучше осознается всемирно-историческое значение по5ед циклического советского народа, строящего коммунизм. Тов. Еремин много работает и над изу­ чением таких важнейших документов, как решения X IX с'езда партии, п я 'Л сессии Верховною Говета СССР. с ^ | тябрьского Пленума ЦК КПСС и последу­ ющих постановлений Партии и Прави­ тельства. Офицер находит время, чтобы побеседо­ вать с матросами и старшинами, выяс­ нить, как они изучают рекомендованную им литературу, какие возникают у них вопросы. Так, например, слушатель груп­ пы Силичев одно время слабо знал ■карту Родины и поэтому отставал на по­ литзанятиях. Командир посоветовал от­ личникам оказать помощь товарищу, ао и сам не остался в стороне. В вечернее врем я он много и терпеливо занимался с подчиненным, помог ему преодолеть от­ ставание. Благодаря заботе офицера слу­ шатель группы Силичев на осенней про­ верке политзанятий получил хорошую оценку и начал старательно учиться в новом учебном году. Командир подразделения не мыслит своей деятельности без постоянного ак­ тивного общения с воинами, без заботы об их всестороннем развитии. Поэтему моряки искренне уважают своего коман­ дира. как человека, обладающего проч­ ными знаниями, как во.тезого, настойчи­ вого начальника, у которого требователь­ ность сочетается с чутким, заботливым отношением к подчиненным. Подразделение, которым командует ставший инженер-лейтенант Еремин, — дружный бозвой коллектив. Но крепкую флотскую дружбу надо поддерживать, развивать, направлять. Вместе с другими командпрами, опираясь на комсомольцев, отличников, классных специалистов, офи­ цер-коммунист добивается, чтобы эта дружба была устремлена к главному — общей заботе моряков о боевом совершен­ ствовании и расширении политических знании, о повышении боеготовности ко­ рабля, дисциплины и ортанизгванносги. — Морская служба почетна, — напо­ минает командир подчиненным, — и ес­ ли вы проникнитесь глубоким сознанием ответственности, которая лежит на вас, тогда и службу легко править и специ­ альностью своей овладеете в совершенст­ ве. Счастье служить родному народу. Своими успехами в учебе мы способству­ ем делу построения коммунизма. Гениальные труды В. И. Ленина и И. В. Сталина, которые глубоко изучает коммунист Еремин, — служат для него источником вдохновения, пробуждают го­ рячее стремление к достижению новых успехов в обучении и воспитании моря­ ков. ...Юрия Георгиевича Е]>емина мы встретили вечером в матросском кубрике. Он беседовал с воинами о предстоящих выборах в Верховный Совет СССР. Офи­ цер говорил о нашей самой демократиче­ ской в чире избирательной системе, о том. с каким большим патриотическим под‘емом встречают все. советские люди это знпченате.тьное событие в жизни Ро­ дины. В заключение он прдгзвал собрав­ шихся еще настойчивее совершенствовать евпр воинское мастерство. Новые сложные задачи решает подраз­ деление старшего инженер-лейтенанта Еремина, решает уверенно и четко. Ве­ дет его» командир-коммунист, для которо­ го воспитание вьгеокосознательных , уме­ лых воинов является делом воинской че­ сти. призванием. р ЮРЬЕВ 7 €OMOA©inniCll Всю ночь бушевала пурга. Прислуши­ ваясь к завываниям ветра’ за окном, офи- пеи Юрий Ивановский ду^ал о предстоя­ щем полетном задании. К утру пурга стихла. Летчик, как и его товарищи, поспешил на аэродром. Бы­ ло еще темно, когда послышался нара­ стающий гул двигателя. Идя к своей ма­ шине. офипер Ивановский думал: «Вчера едва не заело пульт управления посадоч­ ными щитками. Надо проверить его». Офипера встретил техник и доложил: — Товарищ командир, самолет к поле­ ту готов. Обнаруженные ранее дефекты устранены... Приняв доклад, летчик заглянул в контрольный лист. Там он увидел отмет­ ку. подтверждающую слова техника. За- те.\> командир экипажа тщательно, в соот­ ветствии с требованиями инструкции, провевил самолет и его заправку. Сев в кабину, летчик запустил двигатель и опг-*бовал его на всех режимах. Офицер придирчиво оценивал показания приборов и по ним судил о оаботе двигателя, кото­ рый, словно гигантское сердце, оживлял самолет. Все было в исправности. Юрий Ипаноский расписался в поданном ему техником журнале приема и сдачи мате­ риальной части. Осмотревшись, летчик Ивановский убе­ дился, что взлетная полоса очищена от снега. «Молодцы, — мысленно похвалил он воинов аэродромной команды, — им любая погода — нипочем...» К полетам было все готово: полетное задание изуче­ но, состояние погоды определено, необхо­ димые расчеты произведены. Офицеру Ивановскому пришлось взле­ тать при боковом ветре. Это — ответ­ ственный момент, требующий от летчика большого умения и мастерства. Необходи­ мо во что бы то ни стало выдержать за­ данное направление, сосредоточить свое внимание таким образом, чтобы все ви­ деть, все учесть. Авиатор знает, что нельзя резко поднимать переднее колесо, уклоняться от прямолинейного направле­ ния на взлете. Вскоре летчик «оторвал» от земли пе­ реднее колесо, двигатель взревел еще громче, и самолет рванулся вперед, как будто его сильно подтолкнули. Момент, и машина оказалась над землей. Юрий Ива­ новский стал набирать высоту... Затем он совершил разворот. Когда самолет лег на заданный курс, собравшиеся у старта авиаторы говорили: — Летчика Ивановского можно уз­ нать по «походке». Точность выполнения каждого маневра — вот главный показа­ тель мастерского пилотирования, подлин­ но высокой летной культуры авиатора... На этот раз полетное задание было сложным. Но оно пе пугало офицера Ива­ новского. Недаром он много трудился во время предполетной подготовки. А дрена­ жи в кабине самолета, максимально при­ ближенные к условиям данного полета, оолегчали теперь решение практической задачи. По ее условиям летчик должен был сначала набрать необходимую высо­ ту. Самолет, послушный воле офицера, поднимался выше и выше. Иреносившаяся мимо самолета вата об­ лаков бросала в кабину тень. Но она не мешала полету. Авиатор держал не­ прерывную связь с землей, ориентировал­ ся в обстановке, контролировал работу материальной части. Летчику приходится учитывать вез. что влияет на полет. В практике бывает, что он делает развороты с малым креном. Это обеспечивает, большую устойчивость машины, более ранний вывод ее из раз­ ворота. Таким образом уменьшается вре­ мя боковой наводки. «Летать только отлично!» — таков патриотический девиз гвардейца-летчика Юрия Ивановского. Этот девиз рожден знаниями современной авиационной тех­ ники. умением использовать ее в различ­ ных условиях. Офицер знает, что в конструкции самолета, мотора и спе­ циального оборудования находят отраже­ ние достижения передовой технической науки. И авиатор неустанно учится. Знание техники и теории позволяет Юрию Ивановскому полностью использо­ вать лётные качества машины. Это подтверждается таким примером. Один летчик, вылетая на выполнение за­ дания. израсходовал больше горючего, чем Ивановский, который решал аналогичное упражнение. Командир заин тересовался этим случаем. Оказалось, что первый больше расходовал горючего потому, что его теоретическая подготовка была ниже, а навыки в эксплуатации авиационнои техники менее прочны. Он не мог пра­ вильно подобрать наивыгоднеишии режим полета при выполнении задания и тратил горючего больше. Пришлось ему поучить­ ся у своего товарища — летчика Ива­ новского. Вот и сейчас офицер Ивановский ста­ рается точно выполнить все упражнения, предусмотренные полетным заданием. Ина­ че нельзя! Так требует долг перед Р о б г ной. честь война-комсомольца. О чести и достоинстве шина-гражданина он не раз говорил товарищам в беседах о выборах в Верховный Совет С-оюза ССР. о коммуни­ стическом воспитании советской .молоде­ жи, о членах ВЛКСМ — верных помощ­ никах Партии. Практическими делами заслужил офи­ цер Юрии Ивановский уважение товари­ щей. Они оказали ему высокую честь и большое доверие, избрав его в состав бю­ ро ВЛКСМ. ...Командир усложнял тренаж летчика, давая ему вводные одну труднее другой. Юрии Ивановский уверенно действовал рычага ми, приборами. тумблерами... — У вас левый крен, — говорил командир. — Действуйте! Получив вводную, летчик действовал механизмом управления, балансировал са­ молет по продольной осп триммерами. Командир тут же давал и другие указа­ ния. Когда-то он давал Ивановскому простые вводные, включающие в себя одно или два несложных действия: — Выпустить щитки. — Включить освещение. Но вскоре командир убедился, что про­ стые вводные офицер Ивановский выпол­ няет быстро и точно. Тренаж был услож­ нен до такой степени, что летчику по­ требовалось производить не одно действие, а несколько, причем в строго оп ределен­ ное время, с соблюдением должной после­ довательности. II это оказалось по плечу старательному авиатору- — Отказал двигатель! Выполняя эту вводную, летчик не рас­ сказывает, как надо' поступать в таких случаях, а показывает. Командир доволен. Но решил дать ему еще одну задачу. — На взлете лопнуло правое колесо. Действуйте... В летной практике такие случаи быва­ ют. Это можно определить по резкому раьвороту самолета вправо. II нужно быть находчивым, чтобы сразу сообразить, что надо сделать. Юрнй Ивановский нашел правильное решение и этой задачи. Вспомнив вчерашний тренаж. Иванов­ ский улыбнулся: не зря он трудился, как говорят, в поте лица. Зато сегодня ему ясно все. что и как следует делать в воз­ духе. Показалась цель. «Хочешь побеждать,— приходят летчику на ум слова командира, — верь в свое оружие и в свои сплы». Юрий Ивановский развернул машину. За­ тем по всем -правилам лег на боевой курс. Все внимание сосредоточено на приборах... Боевой курс! Вот как о нем рассказы­ вал командир, участник Великой Отечест­ венной войны, имевший немало боевых вылетов. — Позади, — говорил ветеран, — не­ сколько часов напряженного внимания, постоянной готовности отразить атаку истребителей, поиска ориентиров, мгно­ венно появляющихся и исчезающих в ок­ нах облаков, тревожного подсчета горю­ чего... Трудный, долгий полет к месту атаки подходит к концу. Устал весь эки­ паж. устали глаза и руки. Но вдали по­ является об’ект атаки — и сразу все за­ быто! Обостряются все ощущения, напря­ гаются нервы. Сейчас — боевой курс! Наступает момент, ради которого лет­ чик учился годы, тренировался, жил. Са­ молет должен прекратить маневрирование и -прямо, как по ниточке, иттп на цель. Это и есть боевой курс! Преемник славных гвардейских тради­ ций офицер Юрии IIваковский успешно решает учебные задачи в воздухе, приум­ ножая славные боевые традиции ветера­ нов войны. II делает это он достойно, что подтверждает выполнение полетного зада­ ния с высокой оценкой. Летчик заканчивал выиолнтггие зада­ ния. Он не чувствует усталости. Сказа­ лись занятия спортом. Увлекаясь легкой атлетикой и спортивными играми. Ива­ новский выработал в себе выносливость и упорство. Они помогают ему сейчас вы­ держивать длительные физические напря­ жения в полете. Скоро — посадка. Офицер Ивановский совершает разворот. Сейчас необходимо точно соблюсти все элементы техники пилотирования. Летчик уже знал силу и направление ветра у земли, а также тем­ пературу воздуха, учитывал наличие го­ рючего. Важно удачно, грамотно совер­ шить разворот, произвести его точно на заданной высоте и в определенном месте. Молодые летчики иногда допускают вы­ сокое- выравнивание. Но Юрий Иванов­ ский смотрит в оба. Он своевременно вы­ пускает посадочные щитки и устанавли­ вает необходимую скорость. Офицер все делает так. как его учил командир. Теперь важно приземлиться у опреде­ ленного знака, плавно затормозить. Ему было известно, что отдельные летчики при посадке недостаточно умело пользу­ ются тормозами. А резкое торможение при­ водит к быстрому износу колес шасси. Чтобы ^этого не случалось, офицер Ива­ новский совершил посадку в соответствии с требованиями руководящих документов. Все было учтено и проверено. Машина бежит вдоль аэродрома. Затем, словно устав, замедляет свой бег и. нако­ нец, останавливается. Летчик Юрии Ива­ новский вылезает из кабины. Он торо­ пится к командиру. Подойдя к нему, авиатор доложил: — Задание выполнено, замечаний по работо материальной части не имею... — Как всегда! — отметил командир. / П. ЛУГАНИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz