На страже Заполярья. 1954 год. Январь.

Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 января 1954 г., N° 2 (4844 ). Шире техническую пропаганду на корабле Ял боевом посту собрались -матросы :г старшины. Подстояло техническое собе­ седование о котельной установке корабля. .Моряки с интересом выслушали доклад мичмана Халдина на тему: «Наш опыт обелуживания механизмов котельного от- деления». Опытный вопя под|рооно .расска­ зал о работе, своих подчиненных, боль­ шинство из которых — классные спе­ циалисты и отличники боевой и полити­ ческом подготовки. Мичман Халдин — специалист высоко­ го класса, мастер своего дела. Заведыва- яие он изучил от.тично. В его практике не было случая скисания механизмов. Это — результат твердого знания и выполне­ ния требований уставов, инструкции и наставлений. Вот почему мичман мог по­ делиться с подчиненными и товарищами многими полезными сведениями. почерп­ нутыми 1 гз практической деятельности, без которых котельному машинисту под­ час трудно обойтись в повседневной рабо­ те. Халдин рассказал, например, как пре­ дупреждать неисправности при эксплуа­ тации котелыной установки, каким обра­ зом достигается бездымное горение топли­ ва и т. п. По рассказу было видно, что мичман Халдин основательно (подготовился к вы­ ступлению. Он подобрал многие неизвест­ ные еще собравшимся примеры из прак­ тики .работы котелынъгх машинистов в го­ ды войны и в мирное время. Моряк за­ глянул и в исторический журнал корабля, почерпнул из него ряа интересных и по­ лезных сведений. Слушатели задали мич­ ману несколько вопросов. Затем подели­ лись своим опытом обслуживания боевой техники классные специалисты Шляхте­ нок, Ланин и другие. На боевом посту были развешаны схе­ мы, чертежи, выписки из правил обслу­ живания механизмов, был и фотоальбом. Здесь же находились диаграммы л плака­ ты. На корабле помимо собеседований про­ водятся и тесшлгчесше конференции. К их числу следует отнести следующие: «Так­ тико-технические данные корабля», «Ава­ рийно-спасательные средства, корабля» и ряд других. Нх тематика подсказана самой жизнью. Эти -конференции л собеседования проводились с той целью, чтобы личный состав корабля успешнее подготовился к сдаче зачетов на классность. Они явились действенной формой помощи командиру в выращивании отличных мастеров военно- морского дела. Командир с помощью офицеров, партий­ ной и комсомольской организаций исполь­ зует и другие формы работы с целью по­ вышения технических знаний личною со­ става. Популярностью среди матросов (пользуются, в частности, беседы офицеров и классных специалистов на различные технические темы. Так, например, офицер Соловьев провел с подчиненными^еседу из цикла «Прио­ ритет нашей Р о д л я ^ создании радиоло­ кации». Он говорить истории возникно­ вения радиолокации, а затем рассказал о средствах радиолокации, ж применении во вторую мировую войну на морских театрах и т. д. Содержательной и полезной была также беседа, проведенная трюмным машини­ стом, специалистом первого класса стар­ шиной 2 статьи Артемовым. Он рассказал товарищам о средствах борьбы за живу­ честь корабля и их использовании в пе­ риод Великой Отечественной войны. Тов. Артемов помог сослуживцам изучить свой корабль и его устройства, сдать зачеты на классность. Корабль Н. принимал участие в боях по разгрому фашистских войск в Совет­ ском Заполярье. Огневую мощь своих ору­ дий он обрушивал на вражеские порты и базы. О тактико-технических данных ору­ дий главного калибра, о правилах их об­ служивания, о применении пушек в раз­ личных условиях оостановки рассказывает личнкму составу офицер-артиллерист. Немалую роль в технической пропа­ ганде. играет и наглядная агитация. Она напоминает морякам о жизненной необхо­ димости в со’вершгнстве знать боевую технику, беречь ее, как зеницу ока, по­ вышать боеготовность корабля. Призывы и плакаты, выдержки из уставов и При­ сяги на ату тему развешаны на видных местах. Есть и стенд, на котором отобра­ жены мощь и величие советской отечест­ венной техники. Все средства наглядной агитации своевременно обновляются ком­ мунистами и комсомольцами. Кстати, следует сказать и о наглядных пособиях. На корабле помимо чертежей, схем и альбомов есть учебные приборы и действующие модели. Этим могут похва­ литься артиллеристы, связисты и другие специалисты. При их помощи моряки со­ вершенствуют практические навыки в управлении техникой, осваивают особен­ ности тех или иных боевых приемов. Немало наглядных пособий изготовлено руками воинов. Все. кто готовился к сда­ че зачетов на классность, вычерчивали схемы своих заведьгваний, глубоко вникая в сущность их устройства. Правда, в этом отношении еще многое недоделано. Но партийная и комсомоль­ ская организации способны помочь коман­ диру в усилении технической пропаган­ ды. Надо только больше проявлять ини­ циативы и настойчивости. Хорошим средством пропаганды перво­ классной боевой техники являются пока­ зательные занятия на постах. Например, командиром отделения Шляхтенок было за­ мечено, что отдельные его подчиненные формально относятся к осмотру и прово- рл'чиванию механизмов. Они, вопреки правилам, в спешке выполняли некоторые приемы. Иные воины, не осмотрев заве- дывания, сразу проворачивали механизмы, Тов. Шляхтенок пришел к выво­ ду, что его подчиненные слабо знают ин­ струкции и наставления по уходу и сбе­ режению материальной части. Он решил провести показательное занятие. При подготовке показательного занятия обращалось внимание на распределение времени при осмотре и проворачивании боевой техники, на четкость и точность докладов матросов и т. д. Главное — не только правильно осмотреть и провернуть механизм, но и хорошо ухаживать за ним. Данное занятие принесло пользу. Ко­ тельные машинисты стали лучше ухажи­ вать за материальной частью и обслужи­ вать ее. С этой же целью на корабле организо­ вывались встречи личного состава с отлич­ никалги боевой и политической подготов­ ки, а также с классными специалистами. Передовикам учебы и службы посвяща­ лись листовки и плакаты, призывающие моряков равняться на лучших людей, подражать им, следовать за ними. Однако ньгне об этой форме пропаганды преиму­ ществ нашей отечественной техники, выдержавшей испытания еойны, и опыта передовиков, воспитания любви к своему оружию здесь забыли. А жаль! Разве спе­ циалисту первого класса машинисту-тур* бинисту Бурову, командиру отделения зе­ нитчиков старшине 2 статьи Никитину, торпедисту старшему матросу Шерпгневу и другим передовым воинам не о чем рас­ сказать товарищам? Безусловно, есть. Все они хорошо знают боевую технику, умеют использовать ее в любых условиях. Но их к этому важному делу не привлекли, не использовали их большой практиче­ ский опыт. Зато комсомольцы проявили ценную инициативу в другом отношении. С по­ мощью партийной организации они соз­ дали кружки по изучению техники. В частности, воины могут изучать пароси­ ловые установки корабля, электросило­ вое хозяйство, автодело. Руководят эти­ ми кружками опытные специалисты Занятия в кружках по изучению тех­ ники щюводятся один раз в неделю. Они вызывают большой инте^с у моряков и пользуются среди них большим успехом. Учеба в кружках способствует росту все­ сторонних технических знании воинов. На корабле изредка проводятся вечера техники и комсомольские собрания, на ко­ торых обсуждается вопросы овладения корабельной техникой. К числу таких ме­ роприятий следует отнести тематический вечер «Промышленность нашей Родины в пятой пятилетке», собрания на темы: «Любить и знать св>й корабль, дорожить его честью и боевой славой», «Беречь технику, как зеницу ска, — долг каж­ дого члена ВЛКСМ», а также о примерно­ сти комсомольцев в изучении специально­ сти и т. д. Кроме того, иногда проводятся военно-морские викторины и др. Техническая пропаганда способствует р»)сту рядов отличников боевой л полити­ ческой подготовки, классных специали­ стов и рационализаторов. Достаточно ска­ зать, что большинство моряков, сдавав­ ших зачеты на классность, доказало твер­ дые знания своего дела л устройства ко­ рабля. Рационализатор мичман Буров предло­ жил травить отработанный пар не в ат­ мосферу, как это было раньше, а на глав­ ный холодильник при вводе в действие вспомогательных механизмов. Этим достиг­ нут меньший расход воды, ускорен обо­ грев и бесшумность ввода машин. Коман­ дир одобрил полезную инициативу* быва­ лого моряка. Классный специалист старшина 2 ста­ тьи Савицкий предложил одно приспособ­ ление. Его применение улучшило работу эжекторов. Рационализацией занимается также старшие матросы <Пребышевский, Зингер и многие другие. Однако было бы неправильным утвер­ ждать, что на корабле техническая про­ паганда находится на высоком уровне. Этому мешает целый ряд недостатков. Очень мало, например, читается лек­ ций, докладов на технические темы. Про­ читанной офицером лекции о паросиловых установках явно недостаточно. Здесь есть люди, которые могут о многом рассказать экипажу. Но их к этому важному делу не привлекают, с ними не работают. В ре­ зультате лекционная форма пропаганды техники находится в затоне. Оживить се — значит обеспечить личному составувоз­ можность повышать свои специальные знания. На корабле не помнят случая, когда бы демонстрировался учебный фильм. Разгово­ ры об использовании кинофильмов как в боевой подготовке, так, в частности, и в пропаганде технических знаний ведутся давно. Но, как говорится, воз п ныне там. Ни у кого руки не доходят до того, чтобы учебные кинофильмы попали в матрос­ ский кубрик. А интерес сведи личного состава к ним большой. Они — пенное наглядное пособие при изучении той или иной специальности. П чем быстрее будет налажено их демонстрирование, тем ус­ пешнее моряки будут повышать знания по специальности. К недостаткам следует отнести также и отсутствие пропаганды различной тех­ нической литературы. Почему бы. напри­ мер, в библиотеке не оборудовать для этой цели витрину, а также составить пере­ чень рекомендованной для чтения лите­ ратуры. И вдесь нужна инициатива ком­ сомольцев. Техническая пропаганда способствует росту технических знаний моряков, повы­ шает их подготовку по специальности. Поднять ее на новую, более высокую сту­ пень — дело чести партийных и комсо­ мольских организаций. Этим они помогут командирам в воспитании и обучении уме­ лых воинов. Капитан-лейтенант П. ПЕТРУХИН . Достигнутое — не предел В нашем подразделении с каждым днем •увеличивается число передовиков учебы. Отличных показателей в боевой л поли­ тической подготовке добился, например, сержант Бабушкин. За сравнительно ко­ роткое время он основательно освоил свою специальность. Так настойчивой учебой, строгим вы­ полнением воинских уставов сержант до­ бивается успехов в схуакбе. Но достигну­ тое не является для него пределом. Он упорно работает над повышением своих знаний, помогает в учебе товарищам. Старший сержант М. ШЕРШ ЕНЬ . Забота о боевой выучке подчиненных Отделение, которым командует отлич­ ник боеЕой и политической подготовки классный специалист Симукоз, является одним из передовых на корабле. Здесь многие матросы стали отличниками уче- бы, квалифицированными мастерами свое­ го дела. Иод руководством командира от­ деления моряки старательно овладевают корабельной техникой, неи^рывно совер­ шенствуют свое воинское мастерства. Занятия по специальности и трениров­ ки проходят на высоком пювне. Это об’- ягняется не только тем, что Симукрв— от­ личный сигнальщик, твердо знает еоенно- Счо^кое дело, но и тем, что он к занятиям готовитея кропотливо, тщательно приду­ мывает материал, учитывает подготовлен­ ность матросов. Командир отделения -приб­ лижает каждую тренировку к условиям боевой действительности. Поэтому мастер­ ство его подчиненных неуклонно растет. Сштнальщитки обязаны в совершенство знать все с^дотва зрительной связи, пользоваться ими умело, строго соблюдая правила обмена. Высокое качество приема л передачи семафоров и светограмм до­ стигается путем регулярного проведения тонировок. Пусть они будут непродолжи­ тельными. но проводить их нужно еже­ дневно, по каждому виду зрительной свя­ зи. При этом текст для передачи лучше составлять из отдельных, не связанных между собой слов, чтобы при приеме сиг­ нальщики не могли по смыслу угадывать последующие слова. Во время практических занятий Си- муков добивается от каждого матроса должной скорости в работе. Он всегда знает, кто и какие допускает ошибки, и принимает меры к их устранению. На тренировках по передаче флажного сема­ фора командир отделения заботится не только о наращивании скорости, но л о четких действиях матросов. Классный специалист Оимуков постоян­ но воспитывает подчиненных в духе высо­ кой бдительности. В походе он требует от подчиненных образцового выполнения обязанностей на боевом посту . Матрос В. ШАНЬГИН. IC o g oтпЛЬ О Т Е М А Т И Ч Е С К И Й В Е Ч Е Р , по­ священный Военной присяге, состоял­ ся в нашем подразделении. Доклад сделал командир. В своих выступле­ ниях старшины 1 статьи Шуляков- ский, Васильев и другие призвали сослуживцев свято и нерушимо со­ блюдать торжественную клятву, дан­ ную на верность любимой Родине. Старший матрос В. Б&лмусов. О ВЫ С О К И Х показателей в рабо­ те и большой экономии горючего до­ бились водители младший сержант Лось и рядовой Боткин. За безупреч­ ную службу тов. Лось награжден знаком «Отличный шофер» и знач­ ком «Отличник военно-морской строй­ ки». Значком «Отличник военно-мор­ ской стройки» награжден и тов. Бот­ кин. Младший сержант В. Баркарь. О Г Л У Б О К О Е знание специально­ сти при сдаче на классность показали подчиненные старшины 2 статьи Ефи- мочкина. Прочные знания и навыки помогают матросам образцово обслу­ живать и содержать боевую технику. Б. Поперешниченко. О Н А С Т О Й Ч И В О овладевает тех- | i никой радиосвязи старшина 2 статьи : | Романенко. Когда проходила сдача на классность, передовой моряк был ; удостоен звания специалиста второго 1 ! класса. Матрос Г. Скубилнн. ! о М О Л О Д О Й М А Т Р О С Султанов хорошо освоил специальность мотори- j; | ста. Он самостоятельно обслуживает , действующие механизмы. Старший матрос И. Козырев. 0E3I шел на юг. Стар­ шина 2 статьи Борис Путилов сидел у окна вагона и молча смотрел на проносившиеся перед ним виды. Мелькали веч­ нозеленые. сосны и ели, озера, речки, не спешили уходить из поля зрения величавые громады каменных сопок, вершины которых зачастую были закрыты низкоползущияи серыми облака­ ми. Хорошо было сидеть у окна и, вслу­ шиваясь в перестук вагонных колес, ду­ мать. Думать о разном: о далеком доме, куда ехал Борис, о товарищах и команди­ рах, оставшихся в части, и о многом дру­ гом. Почему-то именно сейчас Путилову припомнился тот день, когда он впервые надел форму матроса и, чувствуя в ней себя не совсем удобно, все же не мог скрыть внутреннего ликования. Это было не так давно, а какую интерес­ ную, переполненную новым, неизведан­ ным, прожил он жизнь, как много узнал и осознал за это время. Вот он стоит в строго и внимательно вслушивается в речь командира. Первого своего командира. Да, он хочет служить так, как говорит ему этот подтянутый, крепкий на вид старшина. Служить чест­ но. добросовестно, отдавать все силы на изучение военного дела, беспрекословно повиноваться командирам и начальникам, точно и в срок выполнять их приказы и распоряжения. Ничего, что будет трудно, особенно на первых порах, что иногда непрошенная гостья — обида вкрадется в сердце, что придется отказаться от ряда своих старых привычек. Все это ничего. Главное то, что на нем форма матроса, та­ кая же, какую носяли легендарные герои- моряки, которые с честью выполняли свой долг перед народом. Ему хочется стать та- |ким, как они. Вспоминаются первые дни учебы. Как (удивлен был он, узнав, что, прожив столь, ко лет, он не умеет... ходить. Да, именно ходить, в строю е без строя, ходить твер­ дым уверенным шагом, не сбиваясь с ноги, как и подобает каждому военному челове­ ку. На его глазах крепла и сколачива­ лась нестройная масса матросов, впервые ставших в строй, и радостно было чувст­ вовать себя частицей этой крепнувшей массы, сознавать, что от твоих усилий в какой-то мере зависит сплоченность всего строя. Навсегда запомнился Борису тот день, когда он, стоя перед своими товарищами, произносил волнующие слова Присяги. Они шли от самого сердца, и он твердо знал, что будет поступать именно так, как велит Присяга. В напряженной учебе проходили дни. Учиться только на «отлично» — такую цель поставил перед собой матрос ж уве­ ренно шел к ней. Не все было гладко, не все уцавалось сразу. Но он не боялся трудностей, настойчиво преодолевал их. В учебнике он по нескольку раз перечиты­ вал непонятное, вникал в самую суть де­ ла л расставался с книгой только тогда, когда убеждался, что вое понял и осмыс­ лил. С чувством глубокого удовлетворении он выслушал слова щшказа, в котором говорилось, что матрос Путилов об’являет­ ся отличником боевой и политической подготовки. Потом на его погонах появилась одна золотая нашивка. Она ко многому обязы- гвала воина. Если раньше он отвечал толь­ ко за свои поступки, то теперь на его со­ вести были люди, за поступки которых он был ответственен в такой же степени, как и за свои. Быть примером для своих под­ чиненных во всем, умело воспитывать и обучать их — такова была его задача и он прекрасно понимал ее. Разные люди были в его отделении. Сколько людей, столько характеров и к каждому матросу нужно было найти правильный путь. Это удалось старшему матросу Путилову. Уда­ лось потому, что уставы стали его на­ стольными книгами, потому, что каждое свое решение он принимал, руководству­ ясь уставами. Его отделение вышло в число передовых. Командование высоко оценило заслуги старшего матроса. За умелое вос­ питание подчиненных ему было присвоено звание старшины 2 статьи. Возмужавшим, совсем не таким, каким он был до службы, ехал Борис Путилов в крат, косрочный отпуск домой. И чем ближе под­ ходил поезд к родным местам, тем больше радости испытывал старшина. К радости встречи с родными присоединялось еще одно чувство. Приближался день рождения матери Бориса— Анны Степановны Путило­ вой. Так уж было заведено, что в этот день в уютный домик, ще она жила, со­ биралась вся семья. Приходил старший сын Анны Степановпы Ефим Путилов, ра- блающий мастером на заводе, приезжали сестры Бориса Людмила и Надежда, сту­ дентки горного техникума, собирались приглашенные. В прошлом году, занятый службой, Борис не мог присутствовать на семейном празднике, а в этом он как раз попадал к нему. В Москве, где у него было несколько часов свободного времени, Борис долго хо­ дил по магазинам, выбирая подарок мате­ ри. Хотелось купить и подарить что-то особое, что не походило на подарки дру­ гих. Выбор его пат на красивую шаль. «Это, наверное, понравится матери», — думал старшина, укладывая в чемодан по­ купку. Он побродил по Москве, побывал на Красной площади и вернулся на вокзал очарованный столицей любимой Родины. А через некоторое время поезд уже вез Бориса мимо знакомых с детства мест. Как неузнаваемо изменился родной город. Поя­ вились новые многоэтажные дома, заас­ фальтирован тротуар. Сдерживая волне­ ние, старшина открыл калитку и вошел во двор своего дома. Радостной была встреча. Но еще радостней был день, ког­ да собравшиеся поздравили Анну Степа­ новну с днем ее шестидесятилетия. Пода­ вая свой подарок матери, Борис с нетер­ пением ждал, что скажет ему мать. А та, не торопясь рассмотрела шаль и, поблаго­ дарив сына, отправилась в другую комна­ ту. Оттуда она вышла с письмом в руке. — Читай, Ефим,— сказала она старше­ му сыну, подавая ему письмо Старый ма­ стер достал из кармана футляр, извлек из «его очки и, водворив их на нос, стал читать. Вначале Борис не понял, что речь идет о нем самом. Потом ему стало как-то неловко под взглядами присутствующих. Письмо было от командира части, в кото- [юй служил старшина. Командир благода­ рил мать за воспитание сына... Огромное счастье испытал Борис, когда мать, подойдя к нему, сказала: — Спасибо, сынок... Лучшего подарка мне не нужно! . В. ЛЫКОВ. Номмюнике Советско-германской смешанной комиссии В соответствии с подписанным в Мо­ скве 22 августа 1953 года Протоколом о прекращении взимания германских репа­ раций и о других мерах по облегчению фи­ нансово-экономических обязательств Гер­ манской Демократической Республики, связанных с последствиями войны, 1 ян­ таря 1954 года безвозмездно переданы Советским Союзом в собственность Герман­ ской ДемлкчятпческоФ Республики находя­ щиеся в Германии 33 машиностроитель­ ных, химических, металлургических и других предприятий, пекшедшнх в ою- ственнгсть СССР в порядке уплаты репа­ раций. Соответствующие акты о передаче ука­ занных предприятий подписаны 31 де­ кабря 1953 года уполномоченными Совет­ ской л Германской сторон. При сдаче-приемке предприятий сторо­ нами отмечено, что за время нахождения прелириягий в собственности СССР в mix были произведены Советоким Союзом крупные капиталовложения. Предприя­ тия были оснащены современным оборудо­ ванием. На этих предприятиях был орга­ низован ряд новых видов производств, в том числе производство крупного прокат­ ного <оорудованин, оборудования для це­ ментных заводов больших мощностей, ме­ таллургических кранов, новых видов прессов. П 1 ч>изводство большей части укл­ онного оборудования осуществлялось по советским проектам и чертежам. При уча­ стии советских специалистов были усо­ вершенствованы технолопгческие процес­ сы ичкигсводстбл. В результате указанных мероприятий мощности и общий технический уровень переданных предприятий значительно^ возросли. " Все предприятия переданы в собствен­ ность Германской Демократической Рес­ публики на ходу, являются рентабельны­ ми. обеспечены заказами, запасами сырья и материалов и необходимыми оборотными средствами, чем созданы все условия для дальнейшей нормальной и бесперебойной работы этих предприятий. Н а п о л и т и ч е с к и х з а н я т и я х Добиваться высокой действенности каждого урока Высокое качество политических заня­ тий во многом зависит от организации учебы. Где занятия проводятся регуляр­ но, строго по плану, охватывают всех вои­ нов, — там непременно достигаются ус­ пехи. С начала нового учебного года про­ шло немало времени, однако в шном из подразделений все еще не преодолены су­ щественные недостатки в организации по­ литической учебы личного состава. Со старшинами л сержантами сверх­ срочной службы занятия ведет тов. Кузь­ мин — политически грамотный, трудолю­ бивый офицер. Он, как и другие молодые пропагандисты, нуждается в советах, в \ методической подготовке. Всестороннюю (Помощь пропагандистам призван оказы­ вать постоянно действующий семинар. Но беда в гом, что семинарские занятия, ко­ торыми руководит коммунист Агафонцев, -мало действенны. Нередко вместо обстоя­ тельного и детального обсуждения содер­ жания и методики проведения каждого урока они сводятся лишь к пересказу очередной темы. Не читаются для руко­ водителей групп лекции и доклады по международному и внутреннему’ положе­ нию, по вопросам воинского воспитания. Главное Полит 1 гческое Управление тре­ бует, чтобы в дни политической учебы работники политотдела, все политработни­ ки части обязательно присутствовали на политзанятиях. Но это требование вдесь не вьшолняется. А ведь только там, на месте, можно по-настоящему проверить, насколько хорошо организованы занятия в группах, обеспечены ли слушатели нуж­ ной литературой, в какой помощи нуж­ дается тот или иной руководитель. Неудовлетворительно поставленная ра­ бота с пропагандистами привела к тому, что темы учебного плана в некоторых группах изучаются поверхностно, заня­ тия провалятся в отрыве от жизни и за­ дач личного состава. Нам довелось прослушать рассказ про­ пагандиста тов. Кузьмина по теме: «Зна­ чение воинской дисциплины в укреплении боеспособности Советских Вооруженных Сил» и присутствовать на самостоятель­ ном чтении. Говоря о том, что наше госу­ дарство сильно сознательностью и дисци­ плинированностью народных масс, что дисциш'ина — основа силы и коренное условие боеготовности Армии и Флота, ру­ ководитель не привел ни одного примера т жизни л службы воинов. Следовало бы подробнее остановиться на коренном от­ личии советской воинской дисциплины от дисциплины в капиталистических армиях, но этому' вопросу офицер уделил всего несколько минут. Слушатели не получили от пропагандиста направляющих указаний для самостоятельного чтения литературы. Впустую прошли два часа самостоятель­ ного чтения, так как группа до слх пор полностью не обеспечена необходимой ли­ тературой. Слушатели группы тов. Кузьмина по­ стоянно занимаются в комнате политпрос- ветработы. Неприглядный вид представ­ ляет его помещение: в нем грязно, неуют­ но, материалы наглядной агитации давно не обновлялись. Каждый раз здесь на­ прасно тратится десять- пятнадцать минут драгоценного учебного времени — воины уходят за стульями в жилые помещения. Кстати сказать, в некоторых группах слу­ шатели на занятиях размещаются попро­ сту на койках. В подразделении имеются случаи сры­ вов политических занятий. Так, например, недавно подучилось в группе тов. Соколо­ ва. Придя в назначенное время в кубрик, офицер не нашел никого из своих слуша­ телей. Оказывается, по приказанию де­ журного все воины были отправлены для работы на камбузе. Это — не единичный фчткт. Здесь часты случаи, когда воинов без особой нужды направляют в учебное время на различные работы. Все еще низка посещаемость. Отдель­ ные воины пропустили много занятий, а рядовой Люликов, например, числящийся а группе тов. Соколова, в этом учебном году вообще ни разу не присутствовал на занятиях. Знают ли обо всех этих фактах началь­ ник учреждения и его заместитель по по­ литчасти? Знают. О серьезных недостат­ ках в работе по воспитанию воинов под­ разделения уже писалось в газете. На это указывали и коммунисты на отчетно-вы­ борном партийном собрании. Но практиче­ ские выводы из критики до сего дня не сделаны. Коммунисты, ответственные за органи­ зацию политической учебы, попрежнему пытаются об’яснить неблагополучное по­ ложение якобы «чрезмерной загруженно­ стью» личного состава и другими причи­ нами. Истинная же причина состоит в том, что сами руководители не проник­ лись чувством высокой ответственности за правильную постановку идеологической работы, за воспитание солдат, старшин и сержантов. Пора покончить с недооценкой полити­ ческой учебы воинов, устранить имею­ щиеся недостатки. Необходимо решитель­ но улучшить работу с пропагандистами, постоянно помогать им. контролировать их подготовку к политзанятиям. Только на этой основе можно добиться • повышения идейного уровня и действенности полити­ ческих занятий, их мобилизующей роли в борьбе за успешное выполнение задач, поставленных перед советскими воинами Министром Обороны Союза ССР. Г. ЮРЬЕВ. Залог успеха Дневальный подал команду: «Присту­ пить к занятиям!». Воины в это время уже сидели за столами, перед ними лежа­ ли брошюры по теме, конспекты, ручки я т. д. В назначенное время вошел в класс ру­ ководитель группы лейтенант Борисов. Приняв от своего помощника доклад о го­ товности слушателей к занятиям, он на­ звал им тему заня+ий, а также вопросы по теме. В своем рассказе руководитель подробно остановился на значении воинской дис­ циплины в служба и жизни моряков, при­ вел примеры из опыта Великой Отечест­ венной войны, жизни подразделения. Он подчеркнул, что точное выполнение тре­ бований воинских уставов л Присяги по­ могает воинам Куришеоу и Тимофееву вы­ полнять производственные задания на 140— 160 процентов. I После рассказа по теме отвечал ка воп- \рос руководителя отличник боевой и поли­ тической подготовки комсомолел Груши- чев. Затем выступил рядовой Зайлев. Os сказал: «Нам всем необходимо укреплять (воинскую дисциплину и организован­ ность в своих радах, точно выполнять приказы командиров и начальников... Работая на автосамосвале, я использую всю его мощность л сменные производст­ венные задания выполняю не 150— 160 процентов». Занятие прошло организованно, с вы­ сокой активностью слушателей. Рядовой Г. РУСАКОВ. Несерьезное отношение к повышению знаний Моряки нашего подразделения, понимая значение высокой сознательности, глубоко и старательно изучают темы политических занятий в новом учебном году. Первые за­ нятия показали, что моряки с большой охотой и вниманием слушают рассказ ру­ ководителя группы, в беседах^ по теме принимают активное участие. Хорошо го­ товится к политическим занятиям матрос Терещенко. На занятия он всегда прихо­ дит чистым, опрятно одетым, с законспек­ тированным материалом. Но есть у нас матрос Нистерин, кото­ рый недооценивает важность политиче­ ской учебы, несерьезно относится к заня­ тиям. Он невнимательно слушает рассказ руководителя, отвлекаясь посторонними делами, во время беседы не проявляет ак­ тивности. Помощник руководителя группы неод­ нократно беседовал с матросом Нистери- ньгм, пытаясь рав’яснить ему значение политических знаний для воина. Оправ­ дываясь, Нистерин ссылается на плохую память и малое образование. Но это про­ сто отговорка. Он мог бы заниматься зна­ чительно лучше, если бы ему не мешала его низкая дисциплинированность. В новом учебном году у нас есть все возможности учиться только ка «отлич­ но». В подразделении имеются в достаточ­ ном количестве учебная литература, на­ глядные пособия по темам политзанятий и т. I. Но воин Нистерин не использует этих возможностей. Старшина 2 статьи В. КРИВЦОВ. /

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz